Земли жд транспорта

06.03.2018 Выкл. Автор admin

Правовой режим земель железнодорожного транспорта

О. В. Шихалева, кандидат юридических наук, доцент кафедры земельного и экологического права УрГЮА

В соответствии с Земельным кодексом РФ земли транспорта входят в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и иного специального назначения. Следовательно, земли транспорта являются подгруппой (подкатегорией) самостоятельной категории земель – земли промышленности и иного специального назначения, что обуславливает в процессе правового регулирования землепользования применять общие нормы, касающиеся указанной категории с учетом особенностей, предусмотренных для земель транспорта.

Единство правового режима земель данной категории обеспечивают принцип общегосударственного значения этой категории земель и принцип «специальных задач» использования таких земель.

Первый принцип означает, что земли преимущественно используются для обеспечения деятельности в сферах, отнесенных исключительно к ведению Российской Федерации согласно ст. 71 Конституции Российской Федерации, в силу чего для них установлен соответствующий правовой режим.

Второй принцип подразумевает, что в рамках одной категории земель земельные участки могут использоваться для решения различных, зачастую не связанных между собой задач. В то же время все это – специальные задачи, решение которых направлено на обеспечение устойчивого развития основных народнохозяйственных комплексов страны 1 . В нашем случае – транспортного хозяйства.

Согласно ст. 87 Земельного кодекса РФ земли указанной категории представляют собой земельные участки, не используемые для целей ведения сельского хозяйства. Основополагающим критерием отнесения земельных участков к этой категории является их общая цель – строительство и эксплуатация различных объектов недвижимости, имеющих производственное назначение, второй критерий – расположение земельных участков за чертой населенных пунктов. Основная функция данных земельных участков – они являются местом размещения объектов недвижимости, пространственно-территориальным базисом, в частности, для объектов транспорта.

Непосредственно землям транспорта в Земельном кодексе РФ посвящена ст. 90.

Землями транспорта признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов автомобильного, морского, внутреннего водного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным Земельным кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Понятие «земли железнодорожного транспорта» содержится в ст. 2 Федерального закона от 10 января 2003 г. № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» 2 (далее – Закон о ж/д транспорте). Это земли транспорта, используемые или предназначенные для обеспечения деятельности организаций железнодорожного транспорта и (или) эксплуатации зданий, строений, сооружений и других объектов железнодорожного транспорта, в том числе земельные участки, расположенные на полосах отвода железных дорог и в охранных зонах.

Согласно ч. 2 ст. 90 Земельного кодекса РФ в целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта могут предоставляться земельные участки для:

1) размещения железнодорожных путей;

2) размещения, эксплуатации, расширения и реконструкции строений, зданий, сооружений, в том числе железнодорожных вокзалов, железнодорожных станций, а также устройств и других объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта;

3) установления полос отвода и охранных зон железных дорог.

Дефиниции «полоса отвода» и «охранная зона железных дорог» закреплены в ст. 2 Закона о железнодорожном транспорте.

Полоса отвода железных дорог – земельные участки, прилегающие к железнодорожным путям, земельные участки, предназначенные для размещения железнодорожных станций, водоотводных и укрепительных устройств, защитных полос лесов вдоль железнодорожных путей, линий связи, устройств электроснабжения, производственных и иных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта.

Охранные зоны – земельные участки, необходимые для обеспечения сохранности, прочности и устойчивости объектов железнодорожного транспорта, земельные участки с подвижной почвой, прилегающие к земельным участкам, предназначенным для размещения объектов железнодорожного транспорта и обеспечения защиты железнодорожного пути от снежных и песчаных заносов и других негативных воздействий.

Свободные земельные участки на полосах отвода железных дорог в пределах земель железнодорожного транспорта могут передаваться в аренду гражданам и юридическим лицам для сельскохозяйственного использования, оказания услуг пассажирам, складирования грузов, устройства погрузочно-разгрузочных площадок, сооружения прирельсовых складов (за исключением складов горюче-смазочных материалов и автозаправочных станций любых типов, а также складов, предназначенных для хранения опасных веществ и материалов) и иных целей при условии соблюдения требований безопасности движения, установленных федеральными законами.

Порядок установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог определяется Правительством Российской Федерации (в настоящее время действует Постановление Правительства РФ от 12 октября 2006 г. № 611 «О порядке установления и использования полос отвода охранных зон железных дорог» 3 ).

При анализе нормативных актов выявляются следующие характеристики земель железнодорожного транспорта: 1) указанные земли предоставляются организациям железнодорожного транспорта в целях обеспечения функционирования их деятельности. К организациям федерального железнодорожного транспорта согласно ст. 2 Федерального закона от 27 февраля 2003 г. № 29-ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта» 4 относятся государственные унитарные предприятия и государственные учреждения, находящиеся в ведении федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта, а также единый хозяйствующий субъект – открытое акционерное общество «Российские железные дороги», создаваемое в процессе приватизации имущества федерального железнодорожного транспорта; 2) указанные земли обладают федеральным значением и предоставляются единому хозяйствующему субъекту – ОАО «Российские железные дороги» и государственным унитарным предприятиям на праве аренды, а государственным учреждениям, находящимся в ведении Федерального агентства железнодорожного транспорта, – на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Правовой же режим земель железнодорожного транспорта складывается из следующих элементов: 1) порядок предоставления земельных участков организациям железнодорожного транспорта для строительства и реконструкции железной дороги; 2) порядок предоставления земельных участков организациям для эксплуатации объектов железнодорожного транспорта; 3) титулы землепользования, на которых предоставляются земельные участки; 4) права и обязанности участников земельных отношений, ограничение, обременение, стеснение прав; 5) управление (государственное регулирование) земельными ресурсами в сфере железнодорожного транспорта и охрана земель как природных объектов на железнодорожном транспорте; 6) разрешение земельных споров и привлечение к ответственности за нарушение земельного законодательства на железнодорожном транспорте.

Остановимся на первом элементе, являющемся наиболее актуальным на сегодняшний день – порядке предоставления земельных участков организациям железнодорожного транспорта для строительства и реконструкции железной дороги.

В 2005 году вступил в силу Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях в Российской Федерации» (далее – Закон о концессионных соглашениях) 5 .

Закон о концессионных соглашениях, регулирующий отношения, возникающие в связи с подготовкой, заключением, исполнением и прекращением концессионных соглашений, устанавливает гарантии прав и законных интересов сторон концессионного соглашения.

В соответствии с ч. 1 ст. 3 указанного закона концессионное соглашение – это договор, в силу которого одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением недвижимое имущество (далее – объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.

Для целей настоящей статьи важно, что согласно абз. 2 ч. 1 ст. 4 Закона о концессионных соглашениях объектом концессионного соглашения является недвижимое имущество, входящее в состав объектов железнодорожного транспорта.

Стороны концессионного соглашения:

концедент – Российская Федерация, от имени которой выступает Правительство Российской Федерации или уполномоченный им федеральный орган исполнительной власти, либо субъект Российской Федерации, от имени которого выступает орган государственной власти субъекта Российской Федерации, либо муниципальное образование, от имени которого выступает орган местного самоуправления;

концессионер – индивидуальный предприниматель, российское или иностранное юридическое лицо либо действующие без образования юридического лица по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) два и более указанных юридических лица.

Таким образом, концессионер обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное договором недвижимое имущество, входящее в состав объектов железнодорожного транспорта, право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту).

Концессионное соглашение по общему правилу заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения (исключение – концессионное соглашение может быть заключено без проведения конкурса в случае объявления конкурса несостоявшимся по причине признания участником конкурса одного лица, что закреплено в ч. 7 ст. 32 и ст. 37 Закона о концессионных соглашениях).

В состав конкурсной документации должен входить проект договора аренды (субаренды) земельного участка, предназначенного для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением (в нашем случае деятельность, связанная со строительством и (или) реконструкцией объектов железнодорожного транспорта).

Согласно ст. 11 Закона о концессионных соглашениях земельный участок, на котором располагается объект концессионного соглашения (объект железнодорожного транспорта) и (или) который необходим для осуществления концессионером деятельности, предусмотренной концессионным соглашением (создание объекта железнодорожного транспорта), предоставляется концедентом концессионеру в аренду (субаренду) на срок действия концессионного соглашения. Договор аренды (субаренды) земельного участка должен быть заключен с концессионером не позднее чем через 60 рабочих дней со дня подписания концессионного соглашения. Концессионер не вправе передавать свои права по договору аренды (субаренды) земельного участка другим лицам и сдавать земельный участок в субаренду, если иное не предусмотрено договором аренды земельного участка. Прекращение концессионного соглашения является основанием для прекращения договора аренды (субаренды) земельного участка.

Из данных норм следует, что земельный участок комиссионеру должен предоставляться концедентом (публичным образованием – стороной концессионного соглашения). Важно, что к моменту заключения указанного соглашения должны быть осуществлены следующие мероприятия:

1. Определено разрешенное использование земельного участка (в нашем случае – для строительства железной дороги).

2. Проведено межевание земельного участка.

3. Земельному участку должен быть присвоен кадастровый номер, что свидетельствует о постановке на государственный кадастровый учет.

Если сторона по концессионному соглашению (концедент) совпадает с органом, уполномоченным на распоряжение публичными землями, то проблем по передаче земельного участка возникать не будет (в случае реконструкции существующей железной дороги), если же совпадение отсутствует (например, при необходимости строительства новых объектов железнодорожного транспорта, и если концедентом выступает Российская Федерация, а публичными землями распоряжается муниципальное образование), то выход из сложившейся ситуации возможен путем реализации следующих вариантов: 1) концедент приобретает право собственности на земельный участок и передает его в аренду концессионеру; 2) концедент создает юридическое лицо (например, федеральное государственное унитарное предприятие), которое приобретает земельный участок с предварительным согласованием места размещения объекта у органа, уполномоченного распоряжаться публичными землями, в том числе с изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд. Далее указанное юридическое лицо передает участок концессионеру в субаренду после заключения концессионного соглашения.

Из ч. 1 ст. 11 Закона о концессионных соглашения следует, что в субаренду земельный участок может передать только концедент, однако указанное правило вступает в противоречие как с земельным законодательством (ст. 22 Земельного кодекса, регулирующая отношения аренды земельных участков), так и с гражданским, что свидетельствует о необходимости внесения изменений в Закон о концессионных соглашениях.

1 Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации / Под. ред. проф А. К. Голиченкова. – М.: Издательство БЕК, 2002. С. 276–277.

2 Собрание законодательства РФ. 2003. № 2. Ст. 169.

3 Собрание законодательства РФ. 2006. № 42. Ст. 4385.

4 Собрание законодательства РФ. 2003. № 9. Ст. 805.

5 Собрание законодательства РФ. 2005. № 30 (часть вторая). Ст. 3126.

Электронная библиотека

Земли транспорта представляют собой пространственный базис для размещения и эксплуатации объектов различных видов транспорта (автомобильного, морского, внутреннего водного, железнодорожного, воздушного и иных). Права на данные земли возникают у участников земельных правоотношений на основании Земельного кодекса РФ, федеральных законов (например, Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 7 марта 2001 г. № 24-ФЗ, Федеральный закон от 10 января 2003 г. № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации[1]», законов субъектов РФ.

Под землями железнодорожного транспорта, понимаются земли транспорта, используемые или предназначенные для обеспечения деятельности организаций железнодорожного транспорта и (или) эксплуатации зданий, строений, сооружений и других объектов железнодорожного транспорта, в том числе земельные участки, расположенные на полосах отвода железных дорог и в охранных зонах (ст. 2 Федерального закона «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»).

Земли железнодорожного транспорта являются землями федерального значения, предоставляемыми безвозмездно в постоянное (бессрочное) пользование его предприятиям и учреждениям для осуществления возложенных на них специальных задач. Правом распоряжаться землями федерального железнодорожного транспорта обладают только учреждения и организации железнодорожного транспорта. Приведем пример из судебной практики: индивидуальный предприниматель Г. обратился в суд к администрации города Советска с иском о признании недействительным договора в части предоставления в аренду земельного участка площадью 0,1 га. Решением суда первой инстанции иск удовлетворен. В апелляционной инстанции дело не рассматривалось. Суд кассационной инстанции оставил решение суда первой инстанции без изменения, поскольку, как следует из материалов дела, 2 апреля 1999 г. администрация города Советска в лице городского комитета по земельным ресурсам и землеустройству и Г. заключили договор аренды земельного участка сроком на 20 лет. Согласно разделу 2 указанного договора, земельный участок площадью 1 га обременен правами Черняховской дистанции пути Калининградской железной дороги Министерства путей сообщения Российской Федерации. Данный участок находится в границах полосы отвода земель железнодорожного транспорта. Администрация выделила данный участок земли в аренду предпринимателю без соответствующего согласования.

Статьей 5 Федерального закона «О федеральном железнодорожном транспорте», действовавшего на момент заключения договора, установлено, что земли железнодорожного транспорта являются землями федерального значения, предоставляемыми безвозмездно в постоянное (бессрочное) пользование его предприятиям и учреждениям для осуществления возложенных на них специальных задач.

Согласно Положению о порядке использования земель федерального железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода железных дорог, утвержденному Приказом Министерства путей сообщения РФ от 15 мая 1999 г., правом распоряжаться землями федерального железнодорожного транспорта обладают только учреждения и организации железнодорожного транспорта. При таких обстоятельствах вывод о том, что администрация неправомерно распорядилась земельным участком в границах полосы отвода земель железнодорожного транспорта, является обоснованным.

[1] О железнодорожном транспорте в Российской Федерации : Федеральный закон от 10 января 2003 г. № 17-ФЗ // СЗ РФ. — 2003. — № 9. — Ст. 805.

К объектам железнодорожного транспорта, для размещения которых предоставляются земельные участки относятся непосредственно железнодорожные пути, а также строения, здания, сооружения, в том числе железнодорожные вокзалы, железно-дорожные станции, устройства и другие объекты, необходимые для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта.

Кроме того, в целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта могут предоставляться земельные участки для установления полос отвода железных дорог. Под полосой отвода железных дорог понимаются земельные участки, прилегающие к железнодорожным путям, земельные участки, предназначенные для размещения железнодорожных станций, водоотводных и укрепительных устройств, защитных полос лесов вдоль железнодорожных путей, линий связи, устройств электроснабжения, производственных и иных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта.

Порядок использования полосы отвода железных дорог определяется Правилами о порядке использования земель федерального железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода железных дорог (утв. Постановлением Правительства РФ от 12 октября 2006 г. № 611). В частности, для обеспечения безопасности движения и эксплуатации транспортных и иных технических средств, связанных с перевозочным процессом, безопасности населения, нормальной эксплуатации инженерных сооружений и других объектов федерального железнодорожного транспорта в Правилах закрепляются обязанности железных дорог:

а) не допускать размещение капитальных зданий и сооружений, многолетних насаждений и других объектов, ухудшающих видимость железнодорожного пути и создающих угрозу безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта;

б) не допускать в местах расположения водопроводных и канализационных сетей, водозаборных сооружений и других инженерных коммуникаций строительство и размещение каких-либо зданий и сооружений, проведение сельскохозяйственных работ;

в) не допускать в местах прилегания к сельскохозяйственным угодьям разрастание сорной травянистой и древесно-кустарниковой растительности;

г) не допускать в местах прилегания к лесным массивам скопление сухостоя, валежника, порубочных остатков и других горючих материалов;

д) отделять границу полосы отвода от опушки естественного леса противопожарной опашкой шириной от 3 до 5 м или минерализованной полосой шириной не менее 3 м.

Размещение инженерных коммуникаций, линий электропередачи, связи, магистральных газо-, нефтепроводов и других линейных сооружений в границах полосы отвода допускается только по согласованию с заинтересованной организацией.

В границах полосы отвода разрешается на условиях договора размещать на откосах выемок, постоянных заборах, строениях, устройствах и других объектах железнодорожного транспорта наружную рекламу. Такая реклама должна соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и не угрожать безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.

Земельные участки (их части), расположенные вдоль полосы отвода, могут быть включены в границы охранной зоны железных дорог (далее — охранная зона) в случае прохождения железнодорожных путей:

а) в местах, подверженных снежным обвалам (лавинам), оползням, размывам, селевым потокам, оврагообразованию, карстообразованию и другим опасным геологическим воздействиям;

б) в районах подвижных песков;

в) по лесам, выполняющим функции защитных лесонасаждений, в том числе по лесам в поймах рек и вдоль поверхностных водных объектов;

г) по лесам, где сплошная вырубка древостоя может отразиться на устойчивости склонов гор и холмов и привести к образованию оползней, осыпей, оврагов или вызвать появление селевых потоков и снежных обвалов (лавин), повлиять на сохранность, устойчивость и прочность железнодорожных путей.

Федеральное агентство железнодорожного транспорта (его территориальный орган) по согласованию с Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом (его территориальным органом) принимает решение о включении земельных участков (их частей) в границы охранной зоны в 2-месячный срок со дня подачи заинтересованной организацией:

а) заявления с описанием предполагаемых к установлению в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил запретов или ограничений;

б) проекта территориального землеустройства, разработанного за счет собственных средств и содержащего описание границ охранной зоны, границ земельных участков (их частей), расположенных в границах охранной зоны, установленных с учетом норм расчета охранных зон, утверждаемых Министерством транспорта РФ.

Решение Федерального агентства железнодорожного транспорта (его территориального органа) о включении земельных участков (их частей) в границы охранной зоны должно содержать установленные в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил запреты или ограничения.

К решению прилагается проект территориального землеустройства с описанием границ охранной зоны, границ земельных участков (их частей), расположенных в границах охранной зоны.

Указанное решение направляется заинтересованной организации в недельный срок со дня его принятия.

В границах охранных зон в целях обеспечения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта могут быть установлены запреты или ограничения на осуществление следующих видов деятельности:

а) строительство капитальных зданий и сооружений, устройство временных дорог, вырубка древесной и кустарниковой растительности, удаление дернового покрова, проведение земляных работ, за исключением случаев, когда осуществление указанной деятельности необходимо для обеспечения устойчивой, бесперебойной и безопасной работы железнодорожного транспорта, повышения качества обслуживания пользователей услугами железнодорожного транспорта, а также в связи с устройством, обслуживанием и ремонтом линейных сооружений;

б) распашка земель;

г) выпуск поверхностных и хозяйственно-бытовых вод.

Установление знаков, обозначающих границы охранных зон, производится заинтересованной организацией.

Постановка земельных участков, расположенных в границах охранных зон, на государственный кадастровый учет осуществляется по заявлению заинтересованной организации или уполномоченного ею лица в соответствии с законодательством Российской Федерации.

ЗК РФ разрешает передавать в аренду гражданам и юридическим лицам свободные земельные участки на полосах отвода железных дорог в пределах земель железнодорожного транспорта для сельскохозяйственного использования, оказания услуг пассажирам, складирования грузов, устройства погрузочно-разгрузочных площадок, сооружения прирельсовых складов (за исключением складов горюче-смазочных материа

лов и автозаправочных станций любых типов, а также складов, предназначенных для хранения опасных веществ и материалов) и иных целей при условии соблюдения требований безопасности движения.

И, наконец, земельные участки из земель железнодорожного транспорта могут предоставляться для установления охранных зон железных дорог. Охранные зоны — земельные участки, необходимые для обеспечения сохранности, прочности и устойчивости объектов железнодорожного транспорта, земельные участки с подвижной почвой, прилегающие к земельным участкам, предназначенным для размещения объектов железнодорожного транспорта и обеспечения защиты железнодорожного пути от снежных и песчаных заносов и других негативных воздействий.

Следует иметь в виду, что в настоящее время порядок установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог регулируется Правилами установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог (утв. Постановлением Правительства РФ от 12 октября 2006 г. № 611). Пункт 2 Правил обязывает в целях образования земельных участков в границах полосы отвода железных дорог и упорядочения границ земельных участков, расположенных в границах полосы отвода, владельцев инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования или владелец железнодорожного пути необщего пользования либо организацию, осуществляющую строительство инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и (или) железнодорожного пути необщего пользования (заинтересованную организацию), обеспечивать подготовку проекта границ земельных участков, расположенных в границах полосы отвода. Границы полосы отвода устанавливаются с учетом норм отвода земельных участков, необходимых для формирования полосы отвода, утверждаемых Министерством транспорта РФ.

В границах полосы отвода в целях обеспечения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта заинтересованная организация обязана обеспечить следующий режим использования земельных участков:

а) не допускать размещение капитальных зданий и сооружений, многолетних насаждений и других объектов, ухудшающих видимость железнодорожного пути и создающих угрозу безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта;

б) не допускать в местах расположения водопроводных и канализационных сетей, водозаборных сооружений и других инженерных коммуникаций строительство и размещение каких-либо зданий и сооружений, проведение сельскохозяйственных работ;

в) не допускать в местах прилегания к сельскохозяйственным угодьям разрастание сорной травянистой и древесно-кустарниковой растительности;

г) не допускать в местах прилегания к лесным массивам скопление сухостоя, валежника, порубочных остатков и других горючих материалов;

д) отделять границу полосы отвода от опушки естественного леса противопожарной опашкой шириной от 3 до 5 м или минерализованной полосой шириной не менее 3 м.

Также Правилами закрепляются виды земельных участков, которые могут быть включены в границы охранной зоны железных дорог. К ним относятся земельные участки:

а) в местах, подверженных снежным обвалам (лавинам), оползням, размывам, селевым потокам, оврагообразованию, карстообразованию и другим опасным геологическим воздействиям;

б) в районах подвижных песков;

в) по лесам, выполняющим функции защитных лесонасаждений, в том числе по лесам в поймах рек и вдоль поверхностных водных объектов;

г) по лесам, где сплошная вырубка древостоя может отразиться на устойчивости склонов гор и холмов и привести к образованию оползней, осыпей, оврагов или вызвать

появление селевых потоков и снежных обвалов (лавин), повлиять на сохранность, устойчивость и прочность железнодорожных путей.

В границах таких охранных зон могут быть установлены запреты или ограничения на осуществление следующих видов деятельности:

а) строительство капитальных зданий и сооружений, устройство временных дорог, вырубку древесной и кустарниковой растительности, удаление дернового покрова, проведение земляных работ, за исключением случаев, когда осуществление указанной деятельности необходимо для обеспечения устойчивой, бесперебойной и безопасной работы железнодорожного транспорта, повышения качества обслуживания пользователей услугами железнодорожного транспорта, а также в связи с устройством, обслуживанием и ремонтом линейных сооружений;

б) распашку земель;

г) выпуск поверхностных и хозяйственно-бытовых вод.

К землям автомобильного транспорта, к которым относятся земли, на которых размещаются автомобильные дороги, их конструктивные элементы и дорожные сооружения; автовокзалы и автостанции, другие объекты автомобильного транспорта и объекты дорожного хозяйства, необходимые для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств, а также полосы отвода автомобильных дорог.

Особый режим использования земель в пределах полос отвода и придорожных полос предусматривает ряд ограничений при осуществлении хозяйственной деятельности в пределах этих полос для создания нормальных условий эксплуатации автомобильных дорог и их сохранности, обеспечения требований безопасности дорожного движения и безопасности населения.

Так, в придорожных полосах федеральных автомобильных дорог общего пользования запрещается строительство капитальных сооружений, за исключением объектов дорожной службы, а также зданий и сооружений, предназначенных для обслуживания владельцев и пассажиров автотранспортных средств (объектов дорожного сервиса). Собственники, владельцы, пользователи и арендаторы земельных участков, расположенных в пределах придорожных полос, должны быть уведомлены соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации об особом режиме использования этих земель.

К землям морского транспорта относятся земельные участки, занятые морскими портами, другими специальными сооружениями и судоремонтными заводами. Правовой режим земель морского транспорта не предусматривает установления охранных зон или зон с особыми условиями использования земель.

Под внутренним водным транспортом РФ понимается один из видов транспорта, находящегося в ведении РФ и представляющего собой производственно-технологи-ческий комплекс с входящими в него организациями, осуществляющими судоходство и иную связанную с судоходством деятельность на внутренних водных путях РФ.

Следует заметить, что основным законодательным актом, определяющим порядок и условия землепользования для организаций внутреннего водного транспорта, служит «Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации» от 07.03.2001 № 24-ФЗ.

В целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов внутреннего водного транспорта могут предоставляться земельные участки также для выделения береговой полосы, которая представляет собой полосу земли шириной 20 м от края воды в глубь берега при среднемноголетнем уровне воды на свободных реках и нормальном уровне воды на искусственно созданных внутренних водных путях. На берегу, имеющем уклон более 45°, береговая полоса определяется от края берега в глубь берега.

Бассейновые органы, выполняя функции специальных органов государственного управления на внутреннем водном транспорте, наделяются необходимыми правами:

— пользоваться береговой полосой для проведения работ по обеспечению судоходства и строительству зданий, строений и сооружений для этих целей в порядке, установленном законодательством;

— устанавливать там береговые средства навигационного оборудования;

— осуществлять рубки деревьев и кустарников для обеспечения безопасности судоходства, в частности видимости береговых средств навигационного оборудования, а также для геодезического обоснования при съемках участков русел рек. Установка береговых навигационных средств и прокладка просек для обеспечения их видимости могут проводиться и за пределами береговой полосы в порядке, установленном лесным и водным законодательством.

Бассейновым управлениям дано право совершать другие действия:

— безвозмездно использовать для проведения указанных выше работ грунт, камень, гравий, деревья и кустарники, находящиеся в пределах береговой полосы;

— разрешать устройство временных сооружений для причаливания, швартовки и стоянки судов и иных плавучих объектов, погрузки, выгрузки и хранения грузов, посадки на суда и высадки с судов пассажиров по согласованию с соответствующими федеральными органами исполнительной власти;

— разрешать строительство временных строений и проведение других необходимых работ в случае непредвиденных зимовок судов или транспортных происшествий с судами.

Лица, использующие береговую полосу для проведения временных работ, после их окончания обязаны очистить береговую полосу и обустроить ее.

Кодекс вводит некоторые запреты, ограничения и обязательства в интересах внутреннего водного транспорта. Так, запрещается установка на береговой полосе каких-либо постоянных огней (за исключением навигационных), направленных в сторону судового хода. Установку временных огней следует согласовать с бассейновым органом государственного управления и обеспечить ограждение таких огней со стороны судового хода.

Не допускается использовать береговую полосу для осуществления хозяйственной и иной деятельности, если такая деятельность несовместима с обеспечением безопасности судоходства.

Проекты строительства или реконструкции хозяйственных и иных объектов, размещаемых на береговой полосе, подлежат обязательному согласованию с бассейновыми органами.

Пользование водными участками для нужд рыболовства, в случае если такие участки служат целям судоходства, допускается по согласованию с бассейновыми органами.

Право пользования береговой полосой не распространяется на особо охраняемые природные территории, территории гидротехнических сооружений, земельные участки, на которых размещены мелиоративные сооружения, полосы отвода автомобильных и

железных дорог, земельные участки, укрепленные специальными сооружениями, и на другие земли, предусмотренные российским земельным и другим законодательством.

Отвод земельных участков, расположенных в пределах береговой полосы, и выделение участков акватории внутренних водных путей, строительство на них каких-либо зданий, строений и сооружений осуществляются в порядке, установленном земельным и водным законодательством, по согласованию с бассейновыми органами государственного управления на внутреннем водном транспорте.

Пользование береговой полосой на участках пограничных зон Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством и по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области пограничной службы.

Запрещается оставлять в акватории и на береговой полосе в пределах внутренних водных путей безнадзорные суда, сооружения, оказывающие негативное влияние на состояние водных путей и береговой полосы и (или) затрудняющие их использование.

Законодательство освобождает от платы за земельные участки, занимаемые бассейновыми органами государственного управления на внутреннем водном транспорте и другими организациями этого вида транспорта, в том числе за участки, покрытые водой, и искусственно созданные земельные участки при строительстве гидротехнических сооружений и создании охранных зон линий связи.

Граница береговой полосы определяется бассейновыми органами государственного управления на внутреннем водном транспорте в порядке, установленном Министерством транспорта РФ по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.

Пользоваться береговой полосой в целях, установленных законодательством РФ и данным Положением, могут бассейновые органы, а также юридические и физические лица. Пользование береговой полосой для осуществления хозяйственной и иной деятельности, при которой не обеспечивается безопасность судоходства, не допускается.

Бассейновые органы пользуются береговой полосой для выполнения работ по содержанию внутренних водных путей и судоходных гидротехнических сооружений.

Юридическим или физическим лицам участок береговой полосы может быть предоставлен во временное пользование в целях:

а) проведения связанных с обеспечением транспортного процесса следующих работ:

— устройство временных сооружений для причаливания, швартовки и стоянки судов и иных плавучих объектов, погрузки, выгрузки и хранения грузов, посадки на суда и высадки с судов пассажиров;

— сооружение временных строений и проведение других необходимых работ в случае непредвиденных зимовок судов или транспортных происшествий с судами. К временным относятся специально возводимые или приспособляемые на период временного пользования береговой полосой сооружения и строения;

б) сельскохозяйственных и иных.

На временное пользование участком береговой полосы в вышеуказанных целях бассейновый орган, в ведении которого находится этот участок береговой полосы, выдает юридическому или физическому лицу разрешение на срок, устанавливаемый этим органом. Основанием для отказа в выдаче разрешения является наличие в представленных документах недостоверной или неполной информации, а также несоответствие заявленных к выполнению работ требованиям по обеспечению безопасности судоходства.

Юридическое или физическое лицо, которому предоставлен во временное пользование участок береговой полосы, обязано:

а) пользоваться участком береговой полосы в соответствии с целями и условиями его предоставления, указанными в разрешении, не допуская нанесения вреда объектам

внутреннего водного транспорта и водным объектам, влияющим на обеспечение безопасности судоходства;

б) очистить участок береговой полосы после выполнения соответствующих работ и обустроить его.

В пункте 5 комментируемой статьи определяются земли, предоставляемые в целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов воздушного транспорта. К ним относятся земельные участки, предоставляемые для размещения аэропортов, аэродромов, аэровокзалов, взлетно-посадочных полос, других наземных объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов воздушного транспорта.

Согласно ст. 40 Воздушного кодекса РФ от 19 марта 1997 г. № 60-ФЗ, под аэродромом понимается участок земли или поверхности воды с расположенными на нем зданиями, сооружениями и оборудованием, предназначенный для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов. Аэродромы подразделяются на гражданские аэродромы, аэродромы государственной авиации и аэродромы экспериментальной авиации. Аэропорт — это комплекс сооружений, включающий в себя аэродром, аэровокзал, другие сооружения, предназначенный для приема и отправки воздушных судов, обслуживания воздушных перевозок и имеющий для этих целей необходимые оборудование, авиационный персонал и других работников. Отвод участка земли под аэродром, аэропорт или объект единой системы организации воздушного движения проводится в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (ст. 43 Воздушного кодекса РФ).

Воздушный кодекс РФ также закрепляет особенности строительства в пределах приаэродромной территории. Так, согласно статье 46, проектирование, строительство и развитие городских и сельских поселений, а также строительство и реконструкция промышленных, сельскохозяйственных и иных объектов в пределах приаэродромной территории должны проводиться с соблюдением требований безопасности полетов воздушных судов, с учетом возможных негативных воздействий оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье граждан и деятельность юридических лиц и по согласованию с собственником аэродрома.

Природоохранные мероприятия, предусматриваемые при строительстве и эксплуатации аэродромов, должны удовлетворять требованиям действующего законодательства по вопросам охраны окружающей среды, основ земельного законодательства, основ законодательства о недрах, действующих постановлений, положений, правил, нормативов, инструкций и методических указаний, утвержденных соответствующими органами в их развитие. Производство всех видов работ допускается только в пределах вынесенных заказчиком на местность границ площадей, отведенных в установленном порядке в постоянное или временное пользование. При строительстве (расширении) аэродрома должна быть произведена срезка плодородного слоя почвы с целью последующего использования его для восстановления (рекультивации) нарушенных или малопроизводительных сельскохозяйственных земель, озеленения района застройки.

Основными видами вредных воздействий аэродрома на людей, животных, растительность, окружающую среду (атмосферный воздух, водоемы, ландшафт и почвы) являются:

— акустические (воздействие шума авиационных двигателей и двигателей наземной техники);

— электромагнитные поля, создаваемые стационарными и передвижными радиотехническими средствами;

— загрязнение атмосферного воздуха, почв, подземных вод и водоемов объектами строительства и эксплуатации аэродрома;

— нарушение почвенного покрова и гидрологического режима поверхностных и подземных вод.

Земли трубопроводного транспорта — земли, на которых размещаются нефтепроводы, газопроводы, иные трубопроводы; объекты, необходимые для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов трубопроводного транспорта, а также устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования земельных участков.

Правовое регулирование землепользования при строительстве и эксплуатации объектов систем газоснабжения осуществляется в Федеральном законе от 31 марта 1999 г. № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации». Согласно статье 28 Закона земельные участки для строительства, эксплуатации и ремонта объектов систем газоснабжения передаются организациям — собственникам систем газоснабжения в постоянное или во временное пользование в порядке, определенном земельным законодательством РФ.

В постоянное пользование организации — собственнику системы газоснабжения передаются земельные участки для строительства технологических объектов по добыче и хранению газа, объектов магистрального газопровода с переводом таких участков в категорию земель промышленности и транспорта.

Во временное пользование организации — собственнику системы газоснабжения передаются земельные участки для выполнения работ по строительству и ремонту объектов системы газоснабжения, обеспечению их безопасности. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и отнесенных к категории земель промышленности, энергетики, недропользования или транспорта, осуществляется безвозмездно на основании решений органов власти, к полномочиям которых данный вопрос отнесен земельным законодательством РФ. Предоставление земельных участков, принадлежащих другим собственникам, осуществляется с согласия собственников земельных участков на основании договоров, заключаемых между собственниками земельных участков или уполномоченными ими лицами и организацией — собственником системы газоснабжения.

Статья 28 также закрепляет обязанности организации — собственника системы газоснабжения или уполномоченной им эксплуатирующей организации после завершения намеченных работ на земельном участке, переданном такой организации во временное пользование, к которым относятся:

— рекультивация земельного участка и передача его владельцу, пользователю или арендатору по акту в установленном порядке;

— возмещение в согласованных размерах владельцу, пользователю или арендатору земельного участка понесенные ими убытки.

Организации, в ведении которых находятся объекты системы газоснабжения, расположенные в лесах, обязаны:

— содержать охранные зоны объектов системы газоснабжения в пожаробезопасном состоянии;

— проводить намеченные работы, вырубать деревья (кустарники) в охранных зонах объектов системы газоснабжения и за пределами таких зон в порядке, установленном лесным законодательством Российской Федерации.

При возникновении на объекте системы газоснабжения аварии, катастрофы организация — собственник такой системы или уполномоченная им эксплуатирующая организация имеет право беспрепятственной доставки необходимых сил и средств к месту аварии, катастрофы и обязана в полном объеме возместить нанесенный ею ущерб соб

ственнику земельного участка, по территории которого осуществлялась доставка необходимых сил и средств.

На земельных участках, отнесенных к землям транспорта, устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования таких земельных участков. Под охранной зоной объектов системы газоснабжения понимается территория с особыми условиями использования, которая устанавливается в порядке, определенном Правительством РФ, вдоль трассы газопроводов и вокруг других объектов данной системы газоснабжения в целях обеспечения нормальных условий эксплуатации таких объектов и исключения возможности их повреждения.

Границы охранных зон объектов системы газоснабжения определяются на основании строительных норм и правил, правил охраны магистральных трубопроводов, других утвержденных в установленном порядке нормативных документов. Владельцы указанных земельных участков при их хозяйственном использовании не могут строить какие бы то ни было здания, строения, сооружения в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения без согласования с организацией — собственником системы газоснабжения или уполномоченной ею организацией; такие владельцы не имеют права чинить препятствия организации — собственнику системы газоснабжения или уполномоченной ею организации в выполнении ими работ по обслуживанию и ремонту объектов системы газоснабжения, ликвидации последствий возникших на них аварий, катастроф.