Земельный спор в рк

05.09.2018 Выкл. Автор admin

Порядок рассмотрения земельных споров

Порядок рассмотрения земельных споров

Под земельными правоотношениями следует понимать отношения по использованию и охране земли, связанные с управлением земельными ресурсами, закреплением земельных участков за отдельными субъектами, осуществлением права собственности и иных прав на землю.

Основными нормативными правовыми актами, регулирующими земельные правоотношения, являются Конституция Республики Казахстан, Земельный кодекс Республики Казахстан, Гражданский кодекс Республики Казахстан (далее — ГК), Законы Республики Казахстан «О государственном имуществе», «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество», «Об оценочной деятельности в Республике Казахстан», «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республики Казахстан», «О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан», нормативные постановления Верховного Суда «О некоторых вопросах применения судами земельного законодательства» от 16 июля 2007 года № 6, «О некоторых вопросах применения судами законодательства о принудительном отчуждении земельных участков для государственных нужд» от 25 декабря 2006 года № 8, «О некоторых вопросах применения судами норм главы 27 Гражданского процессуального кодекса Республики Казахстан» от 24 декабря 2010 года № 20 и другие.

К земельным правоотношениям, сложившимся ранее, также применялись нормы Земельного кодекса Казахской ССР от 16 ноября 1990 года, Закона Казахской ССР «О земельной реформе в Казахской ССР» от 28 июня 1991 года, Указа Президента Республики Казахстан «О земле» от 22 декабря 1995 года.

Рассмотрение гражданских дел данной категории производится судом по правилам искового производства в соответствии с Гражданским процессуальным Кодексом Республики Казахстан (далее — ГПК).

При рассмотрении дел по спорам, вытекающим из земельных правоотношений, особое значение для разрешения дел имеет соблюдение правил подсудности, предъявление иска лицами, имеющими право требования, правильное определение предмета иска. Содержание исковых и иных заявлений по данной категории споров, должны соответствовать требованиям статьи 148 ГПК. В соответствии с пунктом 1 статьи 117 ГК земельные участки относятся к недвижимому имуществу. Для требований о праве на земельные участки согласно статье 31 ГПК предусмотрена исключительная подсудность — по месту нахождения недвижимого имущества.

Не менее важное значение для правильного разрешения дела имеет стадия подготовки дела к судебному разбирательству, надлежащее проведение которой в последующем обеспечит всестороннее и полное исследование обстоятельств дела. Так, при подготовке дела к судебному разбирательству судам следует устанавливать характер взаимоотношений сторон, причины и время возникновения спорных правоотношений, предложить сторонам предоставить правоустанавливающие и идентификационные документы на земельный участок.

Правоустанавливающими документами на земельный участок являются документы, на основании которых у граждан и юридических лиц возникают соответствующие права на земельный участок (право частной собственности, право землепользования, сервитуты и другие вещные права на земельный участок). К таковым могут быть отнесены, в частности, правовые акты акимов о предоставлении права на земельный участок, договоры купли-продажи (мены, дарения или иной сделки об отчуждении земельного участка) и судебные решения о признании права частной собственности на земельный участок, права землепользования и иных вещных прав на землю.

К идентификационным документам, выдаваемым уполномоченным органом по земельным отношениям, относятся акт на право частной собственности на земельный участок, акт на право постоянного землепользования и акт на право временного (возмездного, безвозмездного) землепользования.

От правильного и своевременного разрешения земельных споров зависит не только развитие и совершенствование земельно-правовых отношений, но и социально-политического общества.

Широкое применение примирительных процедур при разрешении споров является одной из поставленных задач Главой Государства в Плане нации «100 конкретных шагов». В связи с чем, полагаем возможным с целью восстановления доброжелательных отношений между сторонами, экономии их материальных и моральных ресурсов, по наиболее распространенным категориям земельных споров, к примеру: о признании и установлении сервитута, об устранении препятствий в пользовании земельными участками, об определении порядка пользования земельными участками, об определении границ земельных участков ввести обязательное досудебное регулирование спора с участием профессионального медиатора с юридическим образованием, имеющего опыт работы в области применения земельного законодательства.

Судья Сарыаркинского районного суда города Астаны Нурбаева А.Н.

Земельный спор — он трудный самый (Самат Кененбаев, судья Алматинского областного суда)

Классик французской и мировой литературы Оноре де Бальзак еще в первой половине XIX века сказал: «Ничто так плохо не знаем, как то, что каждый должен знать: закон». В том что слова классика актуальны до сих пор, можно убедиться, участвуя в судебных спорах по земельным вопросам.

В качестве примера хочу привести часто встречающийся в судебной практике спор, когда на один и тот же земельный участок претендуют двое или более физических лиц. Нередко бывает так: одна из сторон в судебном споре имеет правоустанавливающий и идентификационные документы (государственный акт на право пожизненного наследуемого владения землей), которые не зарегистрированы в регистрирующем органе. У другой стороны они также имеются (акт на право частной собственности), и к тому же они зарегистрированы в органах юстиции. Между тем спор идет об одном и том же земельном участке. Одна из сторон владеет им с середины 90-х годов, а другой стороне участок предоставлен позже, при этом его право собственности зарегистрировано. Имеет ли в данном случае зарегистрированное право на земельный участок приоритет над незарегистрированным?

В ст. 7 Закона РК с изменениями и дополнениями по состоянию на 25 марта 2011 года «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество» указано, что права на недвижимое имущество возникают с момента его регистрации. Пункт 6 данной статьи предусматривает, что при установлении приоритетов между несколькими правами (обременениями) на один и тот же объект недвижимости необходимо исходить из следующих положений:

1) зарегистрированные в правовом кадастре права (обременения прав) на недвижимое имущество, которые подлежат государственной регистрации, имеют приоритет над незарегистрированными;

2) приоритет ранее возникших прав (обременений прав) на недвижимое имущество устанавливается по дате возникновения права в соответствии с гражданским законодательством.

В данном случае необходимо руководствоваться подпунктом 2 указанной статьи, ибо первое лицо владеет землей на основании государственного акта на правах пожизненного наследуемого владения, что соответствует законодательству, действовавшему в момент их возникновения. А другой, который зарегистрировал свои права, получил земельный участок позже.

Кроме того, следует отметить, что согласно п. 1 ст. 122 Указа Президента РК «О земле» от 22 декабря 1995 года граждане Казахстана, которым до вступления в силу настоящего Указа земельные участки для личного подсобного хозяйства, садоводства, строительства и обслуживания жилого дома были предоставлены на праве пожизненного наследуемого владения, с даты вступления в силу настоящего Указа становятся их собственниками.

Следовательно, и первый владелец, имеющий госакт на правах пожизненного наследуемого владения, становится собственником земельного участка. Суд выносит постановление в его пользу.

Второй же владелец остался в проигрыше, потому что при выделении ему земельного участка, имеющего хозяина, представителями исполнительного органа власти был нарушен закон. Намеренно или по незнанию — это уже другой вопрос. Чтобы не оказаться в проигрыше, второму владельцу нужно было, конечно, при заключении сделки обратиться к адвокату или опытному юристу.

Или возьмем другой пример. Некие граждане получили земельные участки в садоводческом товариществе, узаконили свои права на пользование ими. И все! В течение последующих нескольких лет полученное по закону недвижимое имущество оказалось в прямом смысле «недвижимым» — здесь не велось строительство, не извлекался какой-то доход — все заросло по пояс травой и бурьяном. Видя подобное, местный исполнительный орган выделил — в рамках действующего закона — эти земельные участки другим лицам, которые так же, как и предыдущие землепользователи, узаконили свои права. Но на этом не остановились — построили дома и проживают там с семьями. Потом произошло то, что должно было произойти, — между указанными землепользователями возник спор. Решением суда земельные участки оставлены в пользу последних, а в иске первым отказано, поскольку они в течение 3-5 лет не занимались их освоением по назначению.

Тут нужно обязательно выделить следующее. В соответствии со ст. 92 Земельного кодекса, в случаях, если земельный участок, предназначенный для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, не используется в соответствующих целях в течение 2 лет, то такой участок подлежит принудительному изъятию в порядке, предусмотренном ст. 94 ЗК, согласно которой иск о принудительном изъятии может быть предъявлен землепользователю только после письменного предупреждения, сделанного не менее, чем за год до предъявления иска. Поскольку местный исполнительный орган (скорее всего, из-за незнания закона) подобных действий не совершил, допустив тем самым нарушение земельного законодательства, то он — теперь уже по закону — должен выделить первым землевладельцам другие земельные участки.

Можно привести еще массу других примеров, когда местными властями допускаются нарушения земельного законодательства, превышаются полномочия в вопросах выделения земельных участков и многое другое. Почти все земельные споры, рассматриваемые в судах, — это результат недоработок и нарушения земельного законодательства. Доходит до того, что при предоставлении земли специалисты местных исполнительных органов (отдел по земельным отношениям, кадастровое бюро, сельские и аульные акиматы и т.д.) не выезжают на место, из-за чего одни и те же участки предоставляются двум и более лицам. Либо происходит наложение земельных участков у соседей, владельцев смежных участков. Бывает так, что человек, получив земельный надел, решается через некоторое время построить там жилье. Приходит туда полный самых радужных намерений, а там уже стоит дом — правда, построенный другим. Некоторые землевладельцы, забыв о законе и элементарных нормах цивилизованного поведения, захватывают не только чужие земельные участки, но и «прихватывают» участки общего пользования, например, отрезок проезжей части. Один из сельских акимов оказался настолько «внимательным» к просителю, что наделил его правами на часть земельных участков, находящихся в законной собственности других граждан. Естественно, по всем разбираемым в судах земельным спорам допущены нарушения земельного законодательства со стороны исполнительных органов, выносятся частные определения. Нельзя еще, на наш взгляд, забывать о политическом значении принимаемых решений. С первых дней независимости Главой государства — Лидером нации Н. Назарбаевым предпринимаются все меры для повышения жизненного уровня народа Казахстана, создания ему социально комфортных условий для жизни. К таким мерам относится Указ Президента РК «О земле» от 22 декабря 1995 года, последующие указы о легализации имущества, бесплатном выделении десятков соток земли каждому желающему.

Подытоживая сказанное, можно сказать: дел по земельным спорам было гораздо меньше, если бы местные исполнительные органы четко выполняли возложенные на них функции, соблюдали законы. Если же говорить о физических лицах, то незнание законов зачастую может нанести им серьезный материальный и моральный ущерб. Многие споры можно было бы решить на месте, не доводя до суда, а главное, без серьезных материальных и моральных потерь. Ведь земельный спор, как гласит казахская поговорка, самый скандальный и самый трудный.

Юридические услуги и консультации в Казахстане

Земельный спор в Казахстане

У меня земельный спор: так получилось, что под одним номером и одной датой акимат района выдал два разных по содержанию постановления о выделении в долгосрочную аренду земельного участка сельхоз назначения. Постановление, которое находится у меня на руках, зарегистрировано в юстиции и есть договор аренды. А другое не зарегистрированно и нет договора аренды. Гос акт выдан по моему постановлению. Какое постановление действительно?

Для разрешения вашей ситуации необходимо обратиться к Земельному кодексу Республики Казахстан. В 167 статье указанного кодекса говорится, что все земельные разногласия, которые возникают на почве
земельных правоотношений, разрешаются через суд. Также есть возможность решения вопроса альтернативным способом — с помощью привлечения медиаторов, но это касается вопросов, связанных с частными землями.

Законодательные документы

Более подробно вопросы разрешения таких споров в суде изложены в Нормативном постановлении Верховного суда Казахстана №6 от 16.07.2007г.

В соответствии с п.2 указанного постановления, земельные правоотношения — это отношения по применению участков по прямому назначению, передаче прав на них определенным лицам, реализации прав на землю. То есть, разрешая спор о законности второго постановления, вы непосредственным образом вступаете в земельные правоотношения с государством и другим землепользователем.

Куда подавать иск?

Поскольку в ч.1 ст.117 Гражданского кодекса указано, что земельные участки являются недвижимостью, то исковые заявления о разногласиях по земле на основании с ч.1 ст.31 Гражданского процессуального кодекса подаются по месту расположения этих участком. Так что исковое заявление о признании второго постановления недействительным вам необходимо подавать в районный суд по месту нахождения земельного участка.

О некоторых вопросах практики применения судами земельного законодательства

Постановление Пленума Верховного суда Республики Казахстан от 14 мая 1998 года N 2. Утратило силу — нормативным постановлением Верховного суда РК от 16 июля 2007 года N 6.

Сноска. Постановление Пленума Верховного суда Республики Казахстан от 14 мая 1998 года N 2 утратило силу нормативным постановлением Верховного суда РК от 16 июля 2007 года N 6 .

В связи с введением в действие ряда законодательных актов, регламентирующих земельные правоотношения, установлением института частной собственности на землю и вовлечением земли в гражданский оборот, появлением новых субъектов экономических отношений и возникающими в связи с этим у судов вопросами, Пленум Верховного суда ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Обратить внимание судов на то, что вопросы, регулирующие земельные правоотношения, регламентируются рядом законодательных актов, введенных в действие в разные сроки: Земельным кодексом Республики Казахстан от 16 ноября 1990 года, законами «О земельной реформе в Республике Казахстан» от 28 июня 1991 года Z911400_ , «0б особенностях приватизации имущества государственных сельскохозяйственных предприятий» от 14 января 1992 года Z922400_ , «О крестьянском хозяйстве» Z901700_ с изменениями и дополнениями от 28 июня 1992 года, Гражданским кодексом Республики Казахстан (Общая часть) от 27 декабря 1994 года K941000_ с изменениями и дополнениями от 27 января 1996 года и от 21 января 1997 года. Указом Президента Республики Казахстан, имеющим силу Закона «0 земле» от 22 декабря 1995 года U952717_ с изменениями и дополнениями от 14 июля 1997 года, Законом «0 крестьянском (фермерском) хозяйстве» от 31 марта 1998 года Z980214_ .
Одновременно с этим, следует иметь ввиду, что некоторые положения этих законов носят отсылочный характер и регулируются иными нормативными правовыми актами, такими как: Указы Президента Республики Казахстан «О некоторых вопросах регулирования земельных отношений» от 24 января 1994 года U941516_ , «О дальнейшем совершенствовании земельных отношений » от 5 апреля 1994 года U941639_ , Постановление Верховного Совета от 3 июля 1992 года B922800_ «Об утверждении Положения о порядке предоставления земель в пользование совместным предприятиям, международным объединениям и организациям, иностранным юридическим лицам и гражданам». Постановления Кабинета Министров Республики Казахстан «Об утверждении порядка уступки права на земельную долю (пай) при приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий » от 10 июня 1994 года № 611 P940611_ , «Об утверждении порядка купли-продажи гражданами и юридическими лицами Республики Казахстан права пожизненного наследуемого владения, права пользования либо права аренды земельных участков» от 14 июня 1994 года № 625 P940625_ , «0б утверждении порядка приобретения гражданином или юридическим лицом права пользования либо аренды земельного участка при приватизации недвижимого имущества несельскохозяйственного назначения» от 9 марта 1994 года № 250 P940250_ , «0б утверждении Положения о порядке возбуждения и рассмотрения ходатайств о предоставлении права на владение, права на пользование либо права на аренду земельных участков для государственных или общественных нужд в черте населенных пунктов» от 30 августа 1994 года № 968 P940968_ и другими.
Кроме того, в связи с принятием Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу закона, » О земле» и в развитие его отдельных положений Кабинетом Министров Республики Казахстан принят ряд нормативных правовых актов, перечень которых изложен в п. 2-4 распоряжения Президента Республики Казахстан «0 мерах по реализации Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу закона, «О земле» от 22 декабря 1995 года № 2718″ N952718_ .
В связи с изложенным, учитывая большой законодательный массив, регламентирующий земельные споры и в целях правильного и единообразного применения законодательства, судам необходимо по каждому делу тщательно выяснять характер взаимоотношений сторон, а также время возникновения спорных правоотношений, действий или бездействий, повлекшие обращение стороны в суд для правильного применения законодательного или иного нормативного правового акта.
2. Разъяснить, что в соответствии со ст. 119 Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу закона, «О земле» все споры, вытекающие из земельных правоотношений, рассматриваются судом. Под земельными правоотношениями, следует понимать правоотношения по использованию и охране земли, связанные с управлением земельными ресурсами, закреплением земельных участков за отдельными субъектами, с осуществлением и защитой права собственности на землю и иных вещных прав.
В частности, судам подведомственны земельные споры вытекающие из требований:
— о признании недействительными актов органов государственного управления и власти и местных исполнительных органов об изъятии земельных участков и взыскании причиненных в связи с этим убытков (п. 5 ст. 4, ст. 115 Указа «О земле», ст. 267 ГК РК Общая часть);
— об определении порядка общего землепользования или пользования общей собственностью на земельный участок (п. 6 ст. 18 Указа «О земле»);
— об определении порядка владения, пользования, распоряжения и раздела земельного участка, находящегося в общей долевой или совместной собственности, общем долевом или совместном землепользовании (п. 3 ст. 20, ст. 21-23 Указа «О земле»);
— об устранении препятствий в пользовании землями общего назначения в населенных пунктах (ст. 82 п. 7 Указа «О земле»);
— о возврате земельного участка, находящегося у добросовестного приобретателя (ст. 261 ГК РК Общая часть);
— собственников земельных участков и землепользователей об устранении нарушений, не соединенных с лишением владения (ст. 115 Указа «О земле», ст. 264 ГК РК Общая часть);
— об установлении или прекращении сервитута, а также о признании недействительным акта местного исполнительного органа, на основании которого установлен сервитут (ст. 47, 54 Указа «О земле»);
— о принудительном выкупе земельного участка для государственных надобностей, заявленные государственными органами (ст. 67 Указа «О земле»);
— об изъятии земельного участка, используемого не по назначению и используемого с нарушением законодательства (ст. 73 Указа «О земле»);
— о признании права собственности на земельный участок и истребовании его из чужого незаконного владения (ст. 115 Указа «О земле», ст. 259, 260 ГК РК Общая часть);
— о взыскании убытков в связи с изъятием (выкупом) земель для государственных нужд ( ст. 116 Указа «О земле»);
— о возмещении убытков в результате ограничения права собственности или землепользования в связи с установлением особого режима землепользования (ст. 11б Указа «О земле»);
— о возмещении ущерба земле, причиненного в результате строительства и эксплуатации объектов, приводящих к нарушению плодородия почвы, ухудшающих водный режим, выделяющих вредные для сельскохозяйственных культур и насаждений вещества (ст. 116 Указа «О земле»);
— других законодательных актов, регламентирующих земельные правоотношения.
3. При принятии исковых заявлений судам необходимо обращать внимание на подсудность земельных споров и учитывать, что в соответствии со ст. 14 Закона «О порядке разрешения хозяйственных споров арбитражными судами Республики Казахстан» Z927000_ коллегиям по хозяйственным делам областных судов и г. Алматы, рассматриваются дела, где сторонами выступают юридические лица. Во всех остальных случаях, когда одной из сторон является физическое лицо, спор подлежит разрешению в районном (городском) суде в соответствии со ст.18 ГПК.
В районном (городском) суде рассматриваются земельные споры с участием крестьянских хозяйств, за исключением случаев, когда крестьянское хозяйство преобразовано в производственный кооператив или хозяйственное товарищество, обладающее статусом юридического лица (ст. 226 ГК РК Общая часть). В этом случае, спор подсуден коллегиям но хозяйственным делам областных судов и г. Алматы.
4. Коллегиям но хозяйственным делам областных судов и г. Алматы при подготовке дела к судебному разбирательству и принятии исковых заявлений необходимо проверять соблюдение сторонами досудебного порядка урегулирования спора. В случае отсутствия такового, исковое заявление подлежит возврату в соответствии со ст. 78 Закона «О порядке разрешения хозяйственных споров арбитражными судами».
Вместе с тем, следует иметь в ввиду, что по земельным спорам, возникшим в период действия Земельного кодекса Республики Казахстан от 16 ноября 1990 года (ст. 190 Земельного кодекса Республики Казахстан), предварительное досудебное урегулирование споров не требуется.
5. Судебной защите подлежат права и интересы граждан и юридических лиц, связанные с правомерным пользованием, владением и распоряжением землей. В связи с этим, стороны должны предоставить суду правоустанавливающие и иные документы на оспариваемый земельный участок, свидетельствующие о принадлежности земельного участка.
В частности, такими документами являются государственный акт на право постоянного пользования, право частной собственности на земельный участок, договор аренды земли, свидетельство о праве на земельную долю ( для физических лиц, получивших землю в результате приватизации государственного сельскохозяйственного предприятия или выходе из него для образования крестьянского хозяйства), план земельного участка в натуре, технический паспорт дома и иного строения с указанием доли каждого собственника, соглашение о порядке пользования общим земельным участком, нормативноправовой акт, акт местного исполнительного органа или соглашение сторон, свидетельствующие об установлении сервитута на земельный участок, платежные документы об уплате земельного налога или арендной платы и другие.
6. Отсутствие нормативного акта, регулирующего земельный спор или связанные с ним имущественные отношения, за разрешением которых истец обратился в суд, не является основанием для отказа в приеме и рассмотрении искового заявления. В этом случае, суд в соответствии со ст. 11 Закона «0 порядке разрешения хозяйственных споров арбитражными судами», ст. 10 ГПК применяет законодательство, регулирующее сходные отношения, а при отсутствии такого закона исходит из общих начал и смысла действующего законодательства.
7. Проверяя законность и обоснованность отказа в выделе земельной доли работнику приватизируемых государственных сельскохозяйственных предприятий, суд должен выяснить, имеются ли основания, при наличии которых гражданин может претендовать на получение участка. При этом, суды для определения средней земельной доли, причитающейся работнику приватизируемого предприятия или лицу, выходящему из его состава, должны принимать во внимание ст. 14 Закона «О земельной реформе» и требовать у сторон предоставления решения трудового коллектива, утвержденного местными органами исполнительной власти, определяющее размер средней земельной доли.
Вместе с тем, суды должны учитывать, что правом получения земельной доли для ведения сельскохозяйственного производства обладают не только работники хозяйства, но и граждане, прекратившие трудовые отношения в связи с выходом на пенсию, а также лица, занятые в производственной и социально-культурной сферах обслуживания данного хозяйства и проживающие на его территории.
В то же время, работники, уволенные по сокращению численности или штата предприятия, его ликвидации, а также являющиеся инвалидами, вследствие трудового увечья, полученного на данном предприятии, вправе претендовать на получение земельной доли. Вопрос о включении указанных лиц для получения земельной доли решается трудовым коллективом хозяйства.
В случае отказа в выделении земельной доли, решение трудового коллектива хозяйства может быть обжаловано в суд.
8. При разрешении споров, связанных с выделом земельной доли работнику, изъявившему желание организовать крестьянское хозяйство или иное сельскохозяйственное производство, суды должны принимать во внимание, что наряду с правом получения земли, работники колхозов, совхозов и других государственных сельскохозяйственных предприятий имеют право на приобретение доли имущества, приходящейся на одного работающего в данном хозяйстве. При этом, работник вышедший из состава приватизируемого предприятия, имеет право на долю стоимости имущества, созданного за счет прибыли и переданного коллективу безвозмездно, а также право на приобретение доли имущества предприятия, подлежащего выкупу трудовым коллективом по остаточной или балансовой стоимости.
Кроме того, работник вправе претендовать и на долю прибыли, наработанной предприятием на момент выхода его из состава предприятия.
9. При приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий, осуществляемой в соответствии с Указом Президента Республики Казахстан от 9 марта 1994 года № 1585 U941585_ «0 передаче части имущества совхозов в собственность директоров», работники указанных предприятий могут продавать, передавать свои имущественные доли и уступать права на земельную долю (пай) другим членам трудового коллектива этого предприятия на условиях двухсторонней договоренности для использования этой доли (пая) в сельскохозяйственном производстве.
В связи с изложенным, суды должны проверять законность и обоснованность уступки права на земельную долю, соблюдение установленного порядка его оформления в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Казахстан от 10 июня 1994 года № 611.
10. При предъявлении исков о возмещении причиненного вреда земле и определении размера и объема убытков, истец должен определить характер причиненного ущерба, представить данные о количественном и качественном составе земель, подвергшихся загрязнению или порче, сведения от землеустроительных органов о балле бонитета почвы и другие доказательства, обосновывающие исковые требования. Проверяя представленные расчеты, суды должны руководствоваться Постановлением Кабинета Министров Республики Казахстан от 4 марта 1997 года № 299 P970299_ «0б утверждении Положения о порядке определения подлежащих возмещению потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства и убытков, причиненных собственникам или землепользователям при изъятии сельскохозяйственных и лесных угодий для использования их в целях, не связанных с ведением сельского и лесного хозяйства.»
Вместе с тем, судам необходимо иметь в виду, что до принятия данного нормативного правового акта, действовало Постановление Кабинета Министров Республики Казахстан от 30 сентября 1993 года № 978 P930978_ «0б утверждении Положения о порядке возмещения убытков землевладельцам, землепользователям, арендаторам и потерь сельскохозяйственного производства при изъятии сельскохозяйственных угодий для несельскохозяйственных нужд».
11. При рассмотрении исков о возмещении убытков, причиненных собственникам или землепользователям по основаниям, предусмотренным ст. 116 Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу закона «0 земле», суды должны исходить из того, что убытки возмещаются за счет их причинителя. В случае, когда убытки причинены вследствие неправомерного решения государственного органа, они возмещаются за счет средств соответствующего бюджета.
При этом, необходимо учитывать, что земельным законодательством установлены особенности возмещения убытков собственникам и землепользователям. Поэтому, суды, принимая во внимание специфику земельноправовых отношений и определяя порядок возмещения убытков, должны руководствоваться положениями ст. 117 Указа «О земле» и общими положениями гражданского законодательства.
12. При разрешении споров, связанных с определением порядка пользования общим земельным участком, суд должен иметь в виду, что земельный участок может находиться в общей собственности или общем землепользовании. В свою очередь, общая собственность на земельный участок или общее землепользование выступает в форме долевой собственности или долевого землепользования с определением доли каждого из собственников и землепользователей или общей совместной собственности, совместного землепользования без определения долей (ст. 19 Указа «О земле»).
С учетом данного положения, суды при рассмотрении исков о разделе земельного участка или порядка пользования им, должны учитывать особенности, установленные ст. 20-24 Указа «О земле».
Вместе с тем, при рассмотрении исков, связанных с выделом земельного участка при выходе члена крестьянского хозяйства из его состава, судам следует иметь в виду, что земельный участок, предоставленный крестьянскому хозяйству, находится на праве общего совместного или общего долевого землепользования, если иное не предусмотрено договором. В связи с чем, суды должны выяснять форму собственности или землепользования на земельный участок, условия договора между членами крестьянского хозяйства и иные обстоятельства, для решения вопроса о выделе земельного участка в соответствии с требованиями ст. 20-23 Указа «О земле».
В случае отсутствия соглашения сторон о разделе земельного участка, причитающаяся члену крестьянского хозяйства часть земельного участка компенсируется деньгами (ст. 9 Закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»).
13. При разрешении исков о порядке пользования земельным участком на праве общей совместной собственности или общего совместного землепользования, возникших после того, как порядок пользования общим участком ранее был определен между совладельцами, судам следует иметь в виду:
— увеличение одним из совладельцев своей доли в общей собственности на дом путем пристройки, надстройки или перестройки само по себе не является основанием для изменения размеров земельного участка, находящегося в общей совместной собственности или общем совместном землепользовании;
— в случае отчуждения части жилого дома одним из собственников другому, в том числе перехода его части в результате наследования, дарения и иным образом, порядок пользования может быть определен вновь, если при этом не будут ущемлены права других собственников дома;
— если один из собственников дома произвел отчуждение принадлежащей ему части строения в пользу третьего лица, то ранее установленный порядок пользования земельным участком будет обязателен и для нового собственника (ст. 19 Закона «О жилищных отношениях») Z970094_ .
14. При вынесении решений но спорам об определении порядка пользования общим земельным участком индивидуального домостроения, суды в резолютивной части решения должны указывать :
— размеры и границы участков, передаваемых каждой из сторон;
— размеры и границы земельных участков общего пользования;
— размеры и границы проходов через участки к дому, постройкам, сооружениям и другие заслуживающие внимания обстоятельства.
Вместе с тем, не могут быть выделены в натуре земельный участок за отдельным членом кондоминиума, поскольку в соответствии со ст. 26 Указа «0 земле» и ст. 31 Закона «0 жилищных отношениях» земельный участок, входящий в состав кондоминиума принадлежит участникам на праве общей долевой собственности и не может быть, выделен в натуре (идеальная доля). При этом, каждый собственник или постоянный пользователь (наниматель) помещения вправе пользоваться земельным участком только для удовлетворения обычных бытовых нужд.
15. При рассмотрении исков о возврате самовольно захваченных земель и сносе самовольных построек, суды должны учитывать, что самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей, в порядке, установленном законодательством, а также созданное без получения на это необходимых разрешений.
Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, за исключением случаев, предусмотренных п. 3, 4 ст. 244 ГК РК и право собственности на самовольную постройку может быть признано судом за лицом, осуществившим постройку, при условии, что данный земельный участок будет в установленном порядке предоставлен этому лицу под размещение возведенной постройки.
Вместе с тем, суды не вправе отказать в приеме искового заявления по мотивам отсутствия документов о предоставлении земельного участка. В этом случае, суд должен отложить (приостановить) рассмотрение дела до разрешения вопроса о предоставлении заявителю земельного участка соответствующими государственными органами.
16. В соответствии с ч. 1 ст. 117 ГК РК к недвижимому имуществу относятся земельные участки, здания, сооружения, многолетние насаждения и иное имущество, прочно связанное с землей, т.е. объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно. Исходя из этого, суды при рассмотрении земельных споров должны иметь в виду, что земельные участки и вещные права на них подлежат обязательной государственной регистрации, без наличия которой, в силу ст. 188 ГК РК, ст. 2 Указа «0 государственной регистрации нрав на недвижимое имущество» U952727_ указанные права не считаются возникшими.
Вместе с тем, следует учитывать, что регистрирующие органы были созданы Постановлением Правительства от 15 августа 1997 года и до их создания правообладатели не имели возможности регистрировать права на землю. Поэтому требования о регистрации земельного участка и вещных прав на нее могут быть предъявлены к правообладателям только с момента создания регистрирующих органов Министерства юстиции.
17. В целях недопущения использования земли не по назначению, предотвращения их порчи, загрязнения, самовольного захвата, выделения и изъятия с нарушениями установленного законом порядка, суды при рассмотрении дел данной категории должны выявлять причины, порождающие земельные споры и недостатки в деятельности государственных органов по управлению земельными ресурсами и местных исполнительных органов власти и реагировать на эти нарушения путем вынесения частных определений. Одновременно с этим, судам следует регулярно изучать и обобщать судебную практику по делам, связанным с земельными отношениями.
Настоящее постановление вступает в силу со дня его опубликования.

ЗЕМЕЛЬНЫЕ СПОРЫ

Категория гражданских споров, вытекающих из правоотношений сторон обусловленных пользованием земельными участками на праве собственности, временного владения (аренды) и других прав, рассматриваемых судами на основании применения норм Гражданского Кодекса Республики Казахстан и Земельного Кодекса Республики Казахстан.

Сторонами спора выступают физические лица (граждане), юридические лица (организации), владеющие земельным участком или претендующие на право владения им на установленных законодательством основаниях. Также в качестве стороны по спору могут быть привлечены государственные органы, уполномоченные на решение вопросов в сфере земельных отношений, в том числе по вопросам регистрации прав на земельный участок. Государственные органы могут быть привлечены к участию в земельном споре в качестве ответчика, в случае обжалования в суде их действий или бездействия, в том числе обусловленных принятием решения, нарушающим права третьих лиц, в том числе владельцев земельного участка. Также государственные органы могут быть привлечены к участию в земельном споре в качестве третьего лица, для установления фактов способствующих правильному разрешению спора.

Граждане и юридические лица могут владеть земельными участками на основании прав собственности, пользования (аренды). Данные права могут быть обременены (ограничены) правами третьих лиц, вытекающих из права залога, сервитута и иного установленного договором или законом права, в том числе права ограниченного пользования земельным участком.

В основании земельного спора лежат действия или бездействие лица, нарушающие нормы гражданского или земельного законодательства, влекущие нарушение прав лица, владеющего земельным участком или претендующим на данное право.

Любое лицо, может обратиться с иском в суд в защиту своих нарушенных прав на земельный участок вызванных:

  • неисполнением или нарушением договорных обязательств другой стороной, как то передать документы, оплатить деньги, предоставить возможность пользования (прохода или проезда) земельным участком или совершить иные закрепленные договором действия или воздержаться от них;
  • нарушением права собственности или иного права, на основании которого земельный участок находится во владении в силу действий или бездействия смежного землепользователя (соседа) вызванного нарушением границ земельного участка (захват земли);
  • нарушением правил сервитута (права проезда или прохода через земельный участок);
  • самовольного возведения строения на чужом земельном участке или его части;
  • лишением или ограничением права на проход или проезд на земельный участок (установка забора или иных сооружений, препятствующих проходу проезду на земельный участок) и иными действиями или бездействием смежного землепользователя;
  • незаконным предоставлением земельного участка, одному лицу, в том числе смежному землепользователю (соседу) в результате которого другое лицо, владелец граничащего земельного участка вынужден претерпевать для себя неблагоприятные последствия, как то уменьшение границ или площади земельного участка, лишение или ограничение права прохода или проезда на земельный участок и иные неблагоприятные последствия, вызванные наложением границ, смежных земельных участков;
  • нарушением порядка очередности, вытекающей из договора, решения государственного органа или закона на приобретение права собственности или иного права на земельный участок вызванным недобросовестными действиями собственника или правообладателя земельного участка, выразившихся в предоставлении одних и тех же прав на земельный участок или его долю (собственности, пользования, залога и т.д.) одновременно двум и более лицам, без их уведомления или в выдаче (государственной регистрации) государственным органом документов подтверждающих права двух и более лиц на одно и то же право на один и тот же земельный участок или его долю;
  • иными нарушениями прав правообладателя (собственника, арендатора, залогодержателя и т.д.) земельного участка, вызванными действиями или бездействием третьих лиц, в результате которых правообладатель вынужден претерпевать для себя неблагоприятные последствия имущественного или неимущественного характера.

Иски по земельным спорам рассматриваются судами на основании искового заявления, поданного лицом права которого нарушены по месту расположения (регистрации) земельного участка, в отношении которого возник спор.