Земельные права иностранных граждан лиц без гражданства

05.11.2018 Выкл. Автор admin

Содержание:

Может ли иностранный гражданин купить земельный участок категории сельхоз назначения?

ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» установлено, что получить участки сельхозназначения иностранные граждане могут только на правах аренды, оформление прав собственности на них законом не допускается.

Но в п 1 ст 1 этого закона указано, что его действия не распространяются для земель сельскохозяйственного назначения с разрешеным видом деятельности-садоводство.

Вопрос-может ли иностранный гражданин купить земельный участок категории сельскохозяйственного назначения и разрешенным использованием-ведение садоводства? Земля не в приграничной зоне

Ответы юристов (3)

В соответствии с п.1. ст.2 ГК РФ, правила установленные гражданским законодательством, применяются к отношения с участием иностранных граждан.

В соответствии с ч.3 ст. 62 Конституции РФ,

Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

В соответствии с п. 2 ст.5 Земельного кодекса РФ,

Права иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц на приобретение в собственность земельных участков определяются в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами.

Таким образом право на приобретение иностранными земель в собственность закреплена на законодательном уровне.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»,

Иностранные граждане, иностранные юридические лица, лица без гражданства, а также юридические лица, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50 процентов, могут обладать земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения только на праве аренды.

Таким образом иностранные граждане могут владеть землями СХ-назначения только на правах аренды.

Уточнение клиента

Но в п 1 ст 1 этого закона указано, что его действия не распространяются для земель сельскохозяйственного назначения с разрешеным видом деятельности-садоводство.

какие будут коментарии ?

03 Августа 2017, 18:44

Есть вопрос к юристу?

Всё верно Антон. Но в этом пункте также делается оговорка:

Оборот указанных земельных участков регулируется Земельным кодексом Российской Федерации.

А в Земельном кодексе РФ, и в частности пункте 3 ст. 15 говорится:

Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе Российской Федерации, и на иных установленных особо территориях Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.

Уточнение клиента

так участок не в приграничной территории. Вы меня запутали. разрешеное использование-ведение садоводства, категория земель- сельскохозяйственного назначения. иностранный гражданин может купить эту землю в собственность или нет.

03 Августа 2017, 19:49

С мая 2016 года иностранные граждане имеют право приобретения земель сельскохозяйственного назначения в собственность.

Уточнение клиента

Андрей какой нормой это прописано?

03 Августа 2017, 20:31

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Статья 5 ЗК РФ. Участники земельных отношений

Новая редакция Ст. 5 ЗК РФ

1. Участниками земельных отношений являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.

2. Права иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц на приобретение в собственность земельных участков определяются в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами.

3. Для целей настоящего Кодекса используются следующие понятия и определения:

собственники земельных участков — лица, являющиеся собственниками земельных участков;

землепользователи — лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного пользования;

землевладельцы — лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения;

арендаторы земельных участков — лица, владеющие и пользующиеся земельными участками по договору аренды, договору субаренды;

обладатели сервитута — лица, имеющие право ограниченного пользования чужими земельными участками (сервитут);

правообладатели земельных участков — собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков.

Комментарий к Статье 5 ЗК РФ

В комментируемой статье определен субъектный состав земельных отношений. Субъекты земельных отношений могут быть единоличными (граждане) и коллективными (юридические лица).

Участниками земельных отношений могут выступать юридические лица. Определение юридического лица содержится в ст. 48 ГК.

Юридические лица, включая юридических лиц с иностранным капиталом, могут участвовать в земельных отношениях, если они зарегистрированы в соответствии с законодательством Российской Федерации (Закон о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и др.).
———————————
СЗ РФ. 2001. N 33 (часть I). Ст. 3431.

Наряду с российскими юридическими лицами, образованными в соответствии с законодательством Российской Федерации, участниками земельных отношений могут быть также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации.

Под «гражданами», упомянутыми в комментируемой статье в качестве участников земельных отношений, следует понимать как граждан Российской Федерации, так и иностранных граждан, а также лиц без гражданства (апатридов).

В соответствии с ч. 3 ст. 62 Конституции РФ иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

В п. 2 ст. 3 ЗК закреплено, что права иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц на приобретение в собственность земельных участков определяются в соответствии с ЗК и иными федеральными законами.

ЗК в ряде случаев устанавливает особенности правового статуса иностранных юридических лиц, иностранных граждан и лиц без гражданства как участников земельных отношений (п. 3 ст. 15, п. 1 ст. 22, п. 5 ст. 28, п. 12 ст. 30, п. 5 ст. 35, п. 9 ст. 36).

Особенности правового статуса иностранных юридических лиц и иностранных граждан как участников земельных отношений могут быть установлены также другими федеральными законами (например, ст. 3 Закона N 101-ФЗ , ст. 28 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и т.д.) и подзаконными актами (Указ Президента РФ от 9 января 2011 года N 26 «Об утверждении перечня приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками» ).
———————————
СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3018.

СЗ РФ. 2007. N 46. Ст. 5557.

СЗ РФ. 2011. N 2. Ст. 268.

Приказом Росрегистрации от 16 мая 2007 года N 82 утверждены Методические рекомендации об особенностях государственной регистрации прав иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц на недвижимое имущество и сделок с ним.
———————————
Российская газета. 11.07.2007. N 147.

Российские и иностранные юридические лица и граждане в земельных правоотношениях могут выступать в разных качествах, в зависимости от конкретной ситуации. Они могут быть собственниками земельных участков; землепользователи — лицами, владеющими и пользующимися земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования; землевладельцами — лицами, владеющими и пользующимися земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения; арендаторами земельных участков (то есть владеть и пользоваться земельными участками по договору аренды или субаренды); обладателями сервитута, то есть иметь право ограниченного пользования чужими земельными участками).

Особое место в субъектном составе занимают политико-территориальные образования — Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования.

Российская Федерация и субъекты Российской Федерации участвуют в земельных отношениях через соответствующие органы государственной власти. Муниципальные образования (городские или сельские поселения, муниципальные районы, городские округа либо внутригородские территории города федерального значения) принимают участие в земельных отношениях через органы местного самоуправления.

Полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области земельных отношений закреплены в гл. 1 ЗК (ст. ст. 9 — 11). Помимо ЗК, полномочия органов государственной власти РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления как участников земельных отношений закреплены в иных нормативных правовых актах Российской Федерации (например, в Федеральных законах от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» , от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» , Постановлениях Правительства РФ от 5 июня 2008 года N 437 «О Министерстве экономического развития Российской Федерации» , от 12 июня 2008 года N 450 «О Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации» , от 1 июня 2009 года N 457 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии» и т.д.).
———————————
Собрание законодательства РФ. 1999. N 42. Ст. 5005.

Собрание законодательства РФ. 2003. N 40. Ст. 3822.

СЗ РФ. 2008. N 24. Ст. 2867.

СЗ РФ. 2008. N 25. Ст. 2983.

СЗ РФ. 2009. N 25. Ст. 3052.

Полномочия государственных органов власти субъектов Российской Федерации могут устанавливаться также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Полномочия органов местного самоуправления могут устанавливаться, помимо нормативных правовых актов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.

Участвуя в земельных отношениях имущественного характера, связанных с оборотом земли, Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования следуют предписаниям, содержащимся в главе 5 ГК (статьи 124 — 127).

Другой комментарий к Ст. 5 Земельного кодекса Российской Федерации

1. Комментируемая статья посвящена участникам земельных отношений, т.е. субъектам земельных правоотношений. Субъектами земельных правоотношений — носителями прав и обязанностей в этих отношениях законодательство признает: граждан, юридических лиц, Российскую Федерацию, субъектов РФ и муниципальные образования.

Субъектами земельных отношений являются граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства. Граждане РФ — это лица, имеющие гражданство РФ на день вступления в силу Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», и лица, которые приобрели гражданство РФ в соответствии с названным Законом (ст. 5). Иностранным гражданином считается лицо, не являющееся гражданином РФ и имеющее гражданство (подданство) иностранного государства.

Юридические лица также могут быть участниками земельных отношений, что связано с обладанием ими земельной правоспособности, т.е. правом на получение земельного участка для использования его в целях, предусмотренных законом. Правоспособность юридического лица в сфере земельных отношений возникает в момент его создания и прекращается в момент завершения его ликвидации. Иностранным считается юридическое лицо, учрежденное за пределами России. Юридические лица становятся участниками земельных отношений с момента реального наделения их земельными участками, возникновения у них прав на землю.

Юридические лица, созданные гражданами, вправе иметь в собственности земельные участки либо использовать землю на иных титулах. Законодательство не устанавливает особенностей содержания прав юридического лица на земельный участок в зависимости от вида его организационно-правовой формы.

Российская Федерация является участником земельных отношений, поскольку она обладает правом территориального верховенства, являющимся выражением государственного суверенитета как неотъемлемого элемента международной правосубъектности государства. Верховенство государства в пределах своей территории означает, что не существует иной власти на данной территории, чем власть этого государства по отношению ко всем лицам и организациям, находящимся в пределах его территории. Эта высшая власть государства осуществляется государственными органами в законодательной, исполнительной и судебной сферах. Территориальное верховенство означает также, что в пределах своей территории государство вправе применять методы властного принуждения для соблюдения установленного в стране правопорядка. Российская Федерация является одновременно субъектом международного права и субъектом права, в том числе и земельного права. Что касается субъектов РФ, то они являются субъектами земельных отношений в качестве публичных образований.

Российская Федерация и субъекты РФ могут выступать участниками земельных отношений и в тех случаях, когда речь идет о реализации ими своих правомочий как собственников земли, поскольку земли могут находиться в федеральной собственности и собственности субъектов РФ. Являясь собственником земли, других природных ресурсов, Российская Федерация и субъекты РФ обладают точно такими же правомочиями, как и другие собственники. Они вправе владеть, пользоваться и распоряжаться своей собственностью, могут применять в целях ее защиты способы, установленные законом.

Земли могут находиться и в собственности муниципальных образований, т.е. быть объектами муниципальной собственности. Поэтому муниципальные образования также выступают в качестве субъектов земельных отношений. Являясь публичными образованиями, эти органы наделены полномочиями в сфере регулирования земельных отношений, поэтому они могут быть субъектами земельных отношений и в сфере управления использованием и охраной земель.

Согласно ст. 125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов РФ могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности органы местного самоуправления. Поэтому соответствующие государственные органы и органы местного самоуправления также являются субъектами земельных отношений.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления являются субъектами земельных отношений обычно в сфере управления рациональным использованием и охраной земель, как находящихся в публичной (государственной и муниципальной), так и частной собственности.

2. Особо ЗК определяет права иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц на приобретение в собственность земельных участков. До вступления в силу ЗК РФ иностранные граждане и юридические лица не могли иметь в собственности земельные участки на территории России. Указанные лица ныне, как и российские граждане и юридические лица, могут иметь в собственности землю (см. комментарий к ст. 15 ЗК РФ).

3. В ч. 3 комментируемой статьи приводятся определения лиц, использующих земельные участки на основании различных титулов: права собственности, пожизненного наследуемого владения и т.д.*(1) Кроме права собственности как основного титула права на землю (ст. 15 ЗК РФ) земельное и гражданское законодательство предусматривают иные права на земельные участки, на основании которых лица — несобственники земельных участков вправе их использовать. Все эти титулы производны от права собственности на землю.

Основанием возникновения таких прав на землю, как правило, являются юридические факты, представляющие собой различные формы распоряжения собственником земли своим имуществом. В одних случаях речь идет о распоряжении земельным участком, находящимся в частной собственности, в других — в публичной собственности: государственной или муниципальной. Отличительной чертой прав на землю лиц, не являющихся собственниками земли, является их неразрывная связь с правом собственности на тот или иной земельный участок.

Все эти права делятся на два основных вида: вещные права и обязательственные права. К вещным правам относятся: право пожизненного наследуемого владения земельным участком (ст. 21 ЗК РФ), право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком (ст. 20 ЗК РФ) и сервитут (ст. 23 ЗК РФ). Вещные права могут принадлежать лицам, не являющимся собственниками используемого ими имущества — земельных участков. Переход права собственности на это имущество к другому лицу не является основанием для прекращения иных вещных прав на это имущество. Вещные права подлежат защите от нарушения в порядке, предусмотренном для защиты права собственности (ст. 301-304 ГК РФ).

К числу обязательственных прав относятся права, возникающие в результате совершения договоров и сделок: ренты и пожизненного содержания с иждивением, временного (срочного) пользования, аренды (ст. 22 ЗК РФ), безвозмездного пользования (ст. 24 ЗК РФ), доверительного управления, залога (ипотеки).

Особо следует выделить такой вид прав на землю, как право общего пользования землей.

Согласно ст. 262 ГК РФ граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка. Если земельный участок не огорожен либо его собственник иным способом ясно не обозначил, что вход на участок без его разрешения не допускается, любое лицо может пройти через участок при условии, что это не причиняет ущерба или беспокойства собственнику. Эти принципы осуществления права общего пользования землей в равной степени применимы к землям, находящимся как в частной собственности, так и в государственной и муниципальной собственности.

К вопросу об ограничении прав на земельный участок иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

Аннотация научной статьи по государству и праву, юридическим наукам, автор научной работы — Пономарева Екатерина Владимировна, Шилова Аруна Дмитриевна

В данной статье были рассмотрены особенности ограничения прав на земельный участок иностранных граждан и лиц без гражданства на территории России, а также выделены основные направления совершенствования института реализации их прав в данной сфере.

Похожие темы научных работ по государству и праву, юридическим наукам , автор научной работы — Пономарева Екатерина Владимировна, Шилова Аруна Дмитриевна,

Текст научной работы на тему «К вопросу об ограничении прав на земельный участок иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №10-1/2016 ISSN 2410-700Х_

5. Добролюбова Е.А. Медиатор vs. третейский суд: правовой аспект // Право и экономика. 2012. № 4.

6. Жданов И.Н. Корегулятивная модель деятельности адвокатуры Финляндии // Евразийская адвокатура. 2013. №1 (2).

7. Жданов И.Н. Развитие законодательства о медиации в Финляндии // Арбитражный и гражданский процесс. 2015. № 6.

8. Медиация в практике нотариуса / Отв. ред. С.К. Загайгановой, Н.Н. Тарасова, В.В. Яркова. М., 2012.

9. Нельсон Р. Мировые достижения в области разрешения конфликтов. Китай // Третейский суд. 2000. URL: http://www.arbitrage.spb.ru/jts/2000/6/art07.html (дата обращения: 28.02.2016).

10.Сильвестри Э. Медиация по предписанию суда: итальянский опыт // Вестник гражданского процесса. 2015. № 3.

Пономарева Екатерина Владимировна

к.ю.н., старший преподаватель кафедры гражданско-правовых дисциплин Уфимского ЮИ МВД России, г. Уфа, РФ

Шилова Аруна Дмитриевна курсант 3 курса Уфимского ЮИ МВД России, г. Уфа, РФ

К ВОПРОСУ ОБ ОГРАНИЧЕНИИ ПРАВ НА ЗЕМЕЛЬНЫЙ УЧАСТОК ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В данной статье были рассмотрены особенности ограничения прав на земельный участок иностранных граждан и лиц без гражданства на территории России, а также выделены основные направления совершенствования института реализации их прав в данной сфере.

Земельный участок, иностранный гражданин, лицо без гражданства, собственность, аренда, договорные

отношения, ограничения прав и законных интересов.

Российская Федерация является всесторонне открытым и демократическим государством, что в свою очередь, накладывает определенный ряд ответственностей, в частности обеспечение возможности беспрепятственного въезда/выезда иностранных граждан, лиц без гражданства, их нахождения на территории Российской Федерации, а также создание со стороны государства всех условий для реализации субъективных прав, что обязует требовать выполнения соответствующих обязанностей со стороны иностранных граждан и лиц без гражданства4. Сегодня самым важным вопросом Земельного права Российской Федерации является вопрос о земельных участках как об объекте земельных правоотношений. Складывающиеся правоотношения осложняются присутствием иностранных граждан, иностранных юридических лиц, а также лицами без гражданства на территории нашего государства. Данные правоотношения, где присутствуют такие субъекты, характеризуются некоторыми особенностями5.

4 Мартынов А. С. Правовое положение иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных организаций в отношениях по использованию и охране земель: сравнительно-правовой анализ // Сибирский юридический вестник. 2011. № 3(54). С. 101.

5 Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 года № 136 — ФЗ // СЗ РФ 2001. № 44. Ст. 4147; 2015 № 1 ст. 52

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №10-1/2016 ISSN 2410-700Х_

Земельный кодекс Российской Федерации предусматривает в рамках ст. 5 тот факт, что права иностранных граждан и иностранных юридических лиц относительно приобретения в собственность земельных участков определяются в рамках Земельного кодекса Российской Федерации и иных федеральных законов. Данное положение вытекает из норм Конституции Российской Федерации. Так в ч. 3 ст. 62 Конституции Российской Федерации установлено, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, которые прямо установлены федеральным законодательством или международным договором Российской Федерации.6 Существование особого режима для иностранных граждан, лиц без гражданства породило большое количество дискуссий, в рамках которых приводились доводы о нарушении норм Конституции Российской Федерации. Однако данные противоречия Конституционным судом Российской Федерации не были признаны как противоречащие друг другу, что в свою очередь подтверждает особый режим для иностранных граждан и лиц без гражданства.7

Анализ действующего законодательства РФ свидетельствует о том, что реализация прав в сфере земельных правоотношений иностранных граждан и лиц без гражданства имеет ряд ограничений. Например, использование земель должно осуществляться в рамках законодательства Российской Федерации, при этом, не нанося урон окружающей природной среде и не нарушая права и законные интересы соответствующих лиц. Следует обратить внимание на то, что данные ограничения в отношении указанной категории лиц устанавливаются нормативными правовыми актами или международными договорами. Так в ч. 3 ст. 15 Земельного кодекса Российской Федерации, установлен запрет на предоставление земельных участков, которые расположены на приграничных территориях, иностранным гражданам, лицам без гражданства, а также иностранным юридическим лицам в собственность8. Также стоит отметить тот факт, что предоставление земельных участков иностранным гражданам и лицам без гражданства осуществляется возмездно (ст. 39.5 ЗК РФ). Данную норму можно расценивать как «ограничение», поскольку для граждан Российской Федерации земельное законодательство РФ предусматривает случаи предоставления земельных участков как на возмездной, так и на безвозмездной основе.

Следующее «ограничение» касается земель сельскохозяйственного назначения. Так, в рамках Федерального закона от 24.07.2004 № 171-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» установлено о недопущении нахождения земельных участков сельскохозяйственного назначения в собственности у иностранных граждан и лиц без гражданства. Соответственно использование земельных участков данной категории может осуществляться только на правах аренды. Но в то же время существует возможность для юридических лиц с иностранными инвестициями приобретения земельных участков не только в аренду, но и в собственность при условии, что доля в уставном капитале составляет не менее 50%9.

Однако помимо ограничений существует ряд преимуществ в земельных правоотношениях для иностранных граждан и лиц без гражданства. Так, в тех случаях, когда иностранное лицо, либо лицо без гражданства является собственником сооружения, здания или строения, которое находятся на чужом участке, данные лица наделяются правом преимущественной покупки и (или) аренды земельного участка.

Таким образом, существующий ряд ограничений для иностранных граждан и лиц без гражданства в сфере реализации прав на земельный участок, на наш взгляд, считается оправданным поскольку:

в первую очередь, государство стремится в соблюдении интересов граждан Российской Федерации; во-вторых, не нужно забывать о сохранении государственного суверенитета;

6 Конституция РФ от 12 декабря 1993 г. (с изм. и доп. на 2014 г.) // СЗ РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.

7 Мартынов А. С. Правовое положение иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных организаций в отношениях по использованию и охране земель: сравнительно-правовой анализ // Сибирский юридический вестник. 2011. № 3(54). С. 101.

8 Дихтяр А. И., Селифанова С. Ю. Права иностранцев и организаций с иностранным участием на земельные участки // Юридический мир. 2010 № 4. С. 26

9 К вопросу о принудительном прекращении права на земельный участок, который в силу закона не может принадлежать собственнику [Электронный ресурс] // Политический сетевой электронный научный журнал КубГАУ. 2011. № 71 (07). С. 5.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №10-1/2016 ISSN 2410-700Х

в-третьих, необходимо обеспечивать государственную, экономическую безопасности РФ, что в свою очередь должно способствовать развитию внутреннего рынка;

в-четвертых, данные ограничения способствуют реализации контроля за соблюдением основ конституционного строя.

Однако при реализации прав на земельный участок на территории РФ данная категория субъектов земельных правоотношений сталкиваются с множествами проблемами, которые требуют своего решения по следующим направлениям:

1. совершенствование нормативно-правовой базы в данной сфере;

2. уменьшение бюрократических «проволочек» в сфере реализации данных прав;

3. усиление надзора за компетентными органами, уполномоченных предоставлять данным категориям лиц земельные участки на территории РФ.

Список использованной литературы

1. Конституция Российской Федерации с изм. и доп. на 2014 г. // СЗ РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.

2. Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 года № 136 — ФЗ // СЗ РФ 2001. № 44. Ст. 4147.

3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть 1) от 30.11.1994 года № 51-ФЗ // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301

4. О государственной границе Российской Федерации: закон РФ от 01.04.1993 № 4730-1 // Российская газета. 1993. № 84.

5. Об обороте земель сельскохозяйственного назначения: федеральный закон от 24.07.2002 № 101-ФЗ // СЗ РФ. 2002. № 30. Ст. 3018.

6. Дихтяр А.И., Селифанова С.Ю. Права иностранцев и организаций с иностранным участием на земельные участки // Юридический мир. 2010 № 4. С. 24-28.

7. Земельное право : учебник для СПО / А. П. Анисимов, А. Я. Рыженков, С. А. Чаркин. — 4-е изд., перераб. и доп. М. : Издательство Юрайт, 2016. 239 с.

8. К вопросу о принудительном прекращении права на земельный участок, который в силу закона не может принадлежать собственнику [Электронный ресурс] // Политический сетевой электронный научный журнал КубГАУ. 2011. № 71 (07).

9. Мартынов А.С. Правовое положение иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных организаций в отношениях по использованию и охране земель: сравнительно-правовой анализ // Сибирский юридический вестник. 2011. № 3(54). С. 101-108.

© Пономарева Е. В., Шилова А. Д., 2016

Магистрант юридического факультета НГУ г. Новосибирск, Российская Федерация E-mail: [email protected]

НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ ПРАВА Аннотация

В статье автор показывает неразрывную связь права и нравственности. Автор исходит из теории естественного права, обосновывая, что только право, основанное на справедливости, может обеспечить мирное сожительство людей. Чувство справедливости же находится в природе человека. Человек должен повиноваться правовым нормам не только за страх, но и за совесть (убеждение). Именно тогда гарантируется

Приобретение и использование земельных участков иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами на территории Российской Федерации

Страницы в журнале: 63-67

В.А. БАКУЛИНА,

аспирант Московского городского университета управления Правительства Москвы

Исследуется правовое регулирование приобретения земельных участков иностранными субъектами; анализируются вопросы, сопряженные с имеющимися в законодательстве Российской Федерации ограничениями, связанными с приобретением земельных участков иностранными юридическими и физическими лицами, а также пробелы, существующие в законодательстве и требующие разрешения.

Ключевые слова: право собственности, земельный участок, иностранные физические лица, иностранные юридические лица, аренда земельных участков.

Acquisition and use the ground areas foreign citizens and foreign legal bodies in territory of the Russian Federation

Legal regulation of acquisition of the ground areas by foreign subjects is investigated; the questions interfaced with available in legislation of the Russian Federation by restrictions, connected with acquisition of the ground areas foreign legal and physical persons, and also the blanks existing in the legislation and demanding the permission are analyzed.

Keywords: ownership right, land lot, foreign natural entities, foreign legal entities, lease of land lots.

Собственностью граждан и юридических лиц могут являться земельные участки, право собственности на которые приобретается на основании общих положений гражданского и земельного законодательства Российской Федерации. Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю — этот принцип закреплен в ч. 1 ст. 36 Конституции РФ. Гарантией реализации данного принципа служат положения земельного и гражданского законодательства страны, которыми не закрепляются препятствия к приобретению земельных участков гражданами России. Однако законодательство Российской Федерации определило ряд ограничений при покупке земельных участков гражданами и юридическими лицами других государств. Тема приобретения земельных участков иностранными субъектами получает свою актуальность и так или иначе отражена в работах таких ученых-юристов, как О. Раскина, Н.Н. Мисник, С.А. Боголюбов, А.П. Анисимов и др.

В российском законодательстве содержится достаточное количество норм, которые определяют статус иностранного гражданина и иностранных юридических лиц на территории нашего государства, в том числе существуют положения, регулирующие права и обязанности иностранных граждан и юридических лиц на территории Российской Федерации. Рассмотрим эти нормы и определим порядок использования земельных участков, находящихся на территории Российской Федерации, иностранными гражданами и юридическими лицами.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» иностранный гражданин — это физическое лицо, «не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства». Иностранное юридическое лицо, наряду с иностранной организацией, подпадает под понятие иностранного инвестора, введенное ст. 2 Федерального закона от 09.07.1999 № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»: «иностранный инвестор — иностранное юридическое лицо, гражданская правоспособность которого определяется в соответствии с законодательством государства, в котором оно учреждено, и которое вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации. »

В свою очередь Конституция РФ определяет порядок осуществления прав и исполнения обязанностей иностранными гражданами: «иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации» (ч. 3 ст. 62). Конкретизация данной нормы закреплена в п. 2 ст. 5 ЗК РФ, подтверждающем, что «права иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц на приобретение в собственность земельных участков определяются в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами».

Согласно п. 1 ст. 2 ГК РФ «правила, установленные гражданским законодательством, применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом». Соответственно порядок приобретения земельных участков иностранными гражданами и юридическими лицами закреплен в земельном законодательстве, а именно в п. 3 ст. 15 ЗК РФ, согласно которому «иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе Российской Федерации, и на иных установленных особо территориях Российской Федерации в соответствии с федеральными законами». Так, в развитие этой нормы Президентом РФ был издан Указ от 09.01.2011 № 26 «Об утверждении Перечня приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками» (далее — Указ № 26), определяющий перечень муниципальных образований, на территории которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками.

И все-таки норма, содержащаяся в п. 3 ст. 15 ЗК РФ, до принятия постановления КС РФ от 23.04.2004 № 8-П «По делу о проверке конституционности Земельного кодекса Российской Федерации в связи с запросом Мурманской областной думы», признавшего ее не противоречащей Конституции РФ, не раз вызывала споры среди правоприменителей.

Таким образом, правоспособность физических и юридических иностранных лиц в вопросах приобретения прав собственности на земельные участки строго регламентирована, и из-за ограничения права иностранные граждане, в отличие от граждан Российской Федерации, не могут быть собственниками земельных участков на приграничных территориях, на иных установленных особо территориях Российской Федерации согласно федеральным законам. Отметим, что такие особенности установлены в отношении только земельных участков, в свою очередь Федеральный закон от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» не определяет каких-либо особенностей для участия иностранных лиц в процессе приватизации независимо от территории Российской Федерации.

Проблема прав иностранных граждан и иностранных юридических лиц в отношении земельных участков продолжает оставаться дискуссионной в земельном законодательстве в связи с имеющимися формулировками правовых норм разного периода. Так, первоначально в Законе РСФСР от 23.11.1990 № 374-1 «О земельной реформе» было указано, что иностранным гражданам земельные участки в собственность не передаются (п. 3 ст. 4). Такое же ограничение было зафиксировано в Законе РСФСР от 22.11.1990 № 348-1 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (ст. 4). Действовавшая тогда Конституция РСФСР 1978 года с последними изменениями и дополнениями, внесенными в нее 10 декабря 1992 г., умалчивала о правах иностранных элементов на земельные участки, что было равносильно запрету такого права собственности в России. В Земельном кодексе РСФСР 1991 года содержалось указание на то, что иностранным гражданам земельные участки в собственность и пожизненное наследуемое владение не передаются (ст. 7). Право иностранных граждан на получение земельного участка в собственность было ограничено Законом РФ от 23.12.1992 № 4196-1 «О праве граждан Российской Федерации на получение в частную собственность и на продажу земельных участков для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства»[1]. Таким образом, в законах, установивших право частной собственности на землю и положивших начало земельным преобразованиям в Российской Федерации, иностранные граждане были лишены этого права.

ЗК РФ окончательно решил данный вопрос. Теперь указанные категории граждан вправе получить земельный участок в собственность, однако их права на его получение носят по сравнению с гражданами Российской Федерации ограниченный характер. Так, граждане иностранных государств и иностранные юридические лица не могут иметь на праве собственности земли сельскохозяйственного назначения. Эта категория земель может принадлежать гражданам иностранных государств и иностранным юридическим лицам лишь на праве аренды (ст. 3 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»), но при этом, если в собственности указанных лиц по основаниям, допускаемым законом, оказались земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения или доля в общей собственности на земельный участок из земель этой категории, такой участок или доля должны быть отчуждены собственником в сроки, определенные законом, что отражает положение гражданского законодательства, закрепленное в ст. 1194 ГК РФ: «Правительством Российской Федерации могут быть установлены ответные ограничения (реторсии) в отношении имущественных и личных неимущественных прав граждан и юридических лиц тех государств, в которых имеются специальные ограничения имущественных и личных неимущественных прав российских граждан и юридических лиц».

Помимо указанного ограничения предоставление земельных участков иностранным гражданам и иностранным юридическим лицам в аренду и в собственность осуществляется только на платной основе. Указанное правило является ограничением действия общей нормы, предусматривающей возможность бесплатной передачи земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (п. 1 ст. 22, п. 12 ст. 30 ЗК РФ). «Иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам в соответствии с настоящей статьей земельные участки предоставляются в собственность только за плату, размер которой устанавливается настоящим Кодексом» (п. 5 ст. 28 ЗК РФ).

Однако Президент РФ согласно положениям земельного законодательства вправе установить перечень видов зданий, строений, сооружений, на которые это правило не распространяется (п. 5 ст. 35 ЗК РФ). Аналогичным образом может быть выкуплен в собственность земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, если на нем расположены объекты собственности иностранных граждан и иностранных юридических лиц (п. 9 ст. 36 ЗК РФ).

Необходимо отметить, что, в отличие от большинства стран, Россия предоставила иностранным гражданам и иностранным юридическим лицам широкие права в сфере земельных правоотношений, в том числе право приобретения земельных участков на территории Российской Федерации в собственность. Например, в Таиланде гражданин иностранного государства может владеть землей на основе документально оформленной долгосрочной аренды или через компании, контроль над которыми осуществляет государство и на имя которых приобретается земля. Других способов владения землей иностранными гражданами в этом государстве нет. В то время как, например, в Австрии для покупки земли иностранцам требуется получение разрешения местных или центральных органов власти и к различным иностранцам предъявляются неодинаковые требования. Законодательство США не ограничивает приобретение любой недвижимости иностранными гражданами.

Как видно из вышеизложенного, земельным законодательством Российской Федерации предусмотрены ограничения в отношении земельных участков, находящихся на приграничных территориях, и в отношении земель сельскохозяйственного назначения. Но целесообразен ли этот подход, учитывая не совсем рациональное использование сельскохозяйственных земель в Российской Федерации? Данный вопрос остается дискуссионным, особую актуальность от приобрел после принятия Указа № 26.

По некоторым оценкам, в нашей стране минимум треть когда-то возделываемых полей простаивают, не используя свои ресурсы, вместе с тем Россия находится на третьем месте в мире по запасам сельскохозяйственных угодий. С принятием Указа № 26 положения ЗК РФ в отношении покупки земельных участков иностранными субъектами были ужесточены, и на сегодняшний день покупка сельскохозяйственных земель в Российской Федерации запрещена в 48 субъектах, в составе которых 380 муниципальных образований и городских округов (имеются в виду не только приграничные территории). В свою очередь многие специалисты в области земельного права утверждают, что эти положения не столь эффективны даже для физических иностранных лиц. Например, земельный участок может быть зарегистрирован на супругу, которая имеет российское гражданство, в то время как ее супруг, являющийся гражданином иностранного государства, осуществляет все возможные и допустимые законодательством операции с земельным участком. Для более крупных субъектов права функционируют свои механизмы. Например, не исключено создание дочерних иностранных организаций, деятельность которых по приобретению прав собственности законодательно не урегулирована; контролировать же деятельность подобных субъектов довольно сложно. Используя похожие механизмы, иностранные компании имеют возможность приобретать отечественные земли сельскохозяйственного назначения.

Подводя итог, отметим следующее: на сегодняшний день в законодательстве Российской Федерации существуют ограничения для иностранных юридических и физических лиц в праве приобретения земельных участков на территории Российской Федерации (п. 3 ст. 15, п. 5 ст. 28, п. 5 ст. 35 ЗК РФ). Лимитированием прав иностранных элементов в области земельных отношений можно также считать наличие в п. 12 ст. 30 ЗК РФ положения о том, что земельные участки для строительства могут быть предоставлены иностранцам только с учетом ограничений, предусмотренных п. 2 ст. 5, п. 3 ст. 15, п. 1 ст. 22, пунктами 4 и 5 ст. 28 ЗК РФ.

Таким образом, права на приобретение и использование земельных участков на территории Российской Федерации не кажутся такими широкими, как на первый взгляд. Указанные запреты на приобретение земельных участков иностранными гражданами и юридическими лицами кажутся излишними, ведь земельные участки никто никуда не увезет, и чем больше различных ограничений, тем больше возможностей для недобросовестных субъектов. В Российской Федерации нет дефицита земли для продажи, как в других странах, наоборот, наблюдается избыток такой земли, и думается, что нужно использовать это обстоятельство при проведении экономической политики. Также можно добавить, что население, проживающее вблизи районов, где в основном располагаются земли сельскохозяйственного назначения, избыточно и социально слабо обеспечено. Естественно, ограничения необходимы, например, можно связать покупателей инвестиционными условиями, обязать к действующему производству на этой земле, в случае неиспользования земли в течение определенного периода понуждать к обязательной продаже и др.