Защита прав и достоинства маленького ребенка доронова

05.01.2019 Выкл. Автор admin

Доронова Т.Н.

Известные деятели в области психологии и педагогики, описание научно-исследовательской и психолого-педагогической деятельности специалистов, основные труды ученых, библиографии, фрагменты работ, статьи

Профессор кафедры дошкольной практической педагогики и психологии МГППУ, зав. лабораторией дошкольного воспитания в институте общего образования МО РФ.

Научный руководитель авторских коллективов программ: по воспитанию и развитию детей от 2 до 7 лет «Радуга» и программы для родителей и педагогов по формированию здоровья и развитию детей от 4 до 7 лет «Из детства в отрочество».

Cовместно со Стеркиной Р.Б. является руководителем всероссийского эксперимента по развитию новых целесообразных форм дошкольного образования. В рамках этого эксперимента разрабатывала пути и средства управления этими новыми формами и моделями в образовательном учреждении.

В рамках международного сотрудничества ЮНИСЭФ разработала пособие «Защита прав и достоинства маленького ребенка». Этот курс она читает студентам МГППУ в рамках специализации кафедры «Дошкольная педагогика и психология».

Взаимодействие ДОУ и семьи по проблеме защиты прав детей

Рубрика: Государство и право

Статья просмотрена: 1185 раз

Библиографическое описание:

Шигапова Н. Р. Взаимодействие ДОУ и семьи по проблеме защиты прав детей // Молодой ученый. — 2012. — №4. — С. 308-310. — URL https://moluch.ru/archive/39/4616/ (дата обращения: 21.11.2018).

Судьба каждого человека неповторима, индивидуальна. Его жизнь наполнена разнообразными событиями. Но, несмотря на абсолютные различия, природа распорядилась таким образом, что людям предназначено прожить основные периоды детства, испытать возрастные кризисы. Детство — одно из самых незабываемых, ярких периодов жизни, оставляющее неизгладимые впечатления, события которого могут наложить отпечаток на всю дальнейшую жизнь.

Период дошкольного детства является наиболее насыщенным, важным периодом, так как в это время ребенок воспринимает окружающую его действительность очень непосредственно, интенсивно развиваются все системы его организма, происходит процесс начального формирования, становления его личности. У детей дошкольного возраста происходит нарастание силы и подвижности нервных процессов, закладывается основа для высшей нервной системы. Педагоги, ученые определяют дошкольный период детства как критический в жизни человека. В этой связи взрослым необходимо особо бережно и трепетно относиться к детям этого возраста, проявлять заботу, тактичность в общении с ним [1].

Ребенок очень уязвим, он полностью зависит от взрослых и защитить себя самостоятельно не способен. Чаще всего наблюдается незащищенность детей в социальном плане, а именно они не застрахованы от наказаний, угроз, систематического проявления агрессии со стороны взрослых, что в свою очередь порождает в детях ответную агрессию или же вызывает состояние подавленности, отчужденности. Неадекватные проявления взрослых по отношению к детям встречаются как в семьях, так и на практике в ДОУ.

С целью профилактики нарушения прав дошкольников необходимо и целесообразно организовывать взаимодействие семьи и ДОУ.

Проблема неккоректного отношения педагогов к детям, наказаний в процессе работы с детьми корнями уходит в глубокую древность. В Древней Месопотамии к середине III тысячелетия по всему Шумеру было много школ. В школе царила суровая дисциплина. ПО свидетельству текстов, учеников били на каждом шагу: за опоздания на уроки, за разговоры во время занятий, за вставание без разрешения, за плохой почерк и т.д. [2].

Несмотря на установившуюся систему строгого воспитания в древних государствах, были люди, которые высказывались против наказаний и развивал идеи и взгляды, основанные на гуманном отношении к воспитанникам.

Эпоха Ренессанса ( XIV -нач. XVII вв.), когда появилось понятие «гуманизм» (от лат. homo , humanus -человек, человечный), имеющее непосредственное отношение к педагогической науке, связана с образованием гуманистических школ Гуарино да Верона и Витторино да Фельтре. Также Возрождение связывают с именами ведущих деятелей науки, писателей, таких как Франческо Петрарка (1304-1374), Маттео Пальмиери, Леон Батиста Альберти, Эразм Роттердамский. Все они высказывались против различного рода наказаний и призывали общество к гуманному, достойному отношению к детям.

Например, Мишель Монтень — крупнейший французский педагог позднего гуманизма – призывал –«…Откажитесь от насилия и принуждения; нет ничего, по моему мнению, что так бы уродовало и извращало натуру с хорошими задатками…..».

Необходимо сказать о чешском мыслителе Я.А. Коменском, английском философе Дж. Локке, французском философе Ж.Ж. Руссо, швейцарском педагоге И.Г. Песталоцци, немецких педагогам Ф.Фребеле и А.В. Дистерверге, которые были активными продолжателями гуманистических идей [2].

В отличие от Европы, в педагогических взглядах России вплоть до XVIII в. присутствовал дух суровости воспитания. Лишь с приходом к власти Петра I началась «европеизация» российского воспитания и образования вообще.

Из отечественных педагогов, чьи идеи основывались на принципах демократии и гуманизма, можно выделить выдающегося ученого, писателя, первого русского академика, педагога XVIII М.В, Ломоносова; И.И. Бецкого – последователя Дж. Локка; К.Д. Ушинского – подлинного гуманиста и демократа. Так же разделяли гуманистические взгляды великий писатель, педагог Л.Н. Толстой, А.С. Симонович. В уважении личности ребенка видел важнейшее средство для воспитания доброты и душевной чуткости, веры в свои силы известный отечественный педагог В.А. Сухомлинский. Он говорил, что «….дети заслуживают уважения, доверия и дружеского отношения…»[6, с. 43].

В советское время воспитание в дошкольных учреждениях начали рассматривать как средство компенсации недостатков семейного воспитания, а часто даже и как средство борьбы со «старой семьей». А.В. Луначарский полагал, что желаемых результатов в воспитании можно получить лишь в объединении усилий школы, общественности и семьи при направляющей роли школы и ее влияния на семью.

А.С. Макаренко анализировал условия, определяющие успешность воспитания детей в семье, и на конкретных примерах показывал влияние уклада семейной жизни на успешность воспитательного воздействия на ребенка. А признание роли семьи в воспитании ребенка вело к стремлению найти способы воздействия на родителей с тем, чтобы семейное воспитание подчинялось тем же принципам, что и общественное, то есть не противодействовало общественному воспитанию, а помогало ему, чтобы семейное воспитание зависело от «заказа общества» [2].

Таким образом, обратившись к педагогическим воззрениям прошлых веков, можно сделать вывод, что передовые мыслители в педагогике того периода высказывались против любых наказаний, признавали роль семьи в воспитании дошкольников, но вопрос необходимости активного сотрудничества с семьей по вопросам защиты детей не раскрывался. Семью скорее рассматривали как социальный институт, который противостоит обществу в целом и дошкольному образованию в частности. Считалось, что семью надо изучать, но изучать не как потенциального или реального союзника, а скорее как некий мешающий правильному воспитанию детей фактор, который желательно подчинить обществу и с влиянием которого надо бороться.

Проблема реализации прав детей рассматривается в двух условно выделяемых аспектах.

Первым является социально-правовой аспект, заключающийся в принятии законодательных актов, создании разветвленной системы социальных, образовательных, медицинских, культурных и других учреждений, что является в первую очередь прерогативой правительства, местных властей.

И второй аспект – психолого-педагогический, который предусматривает создание теплой, дружеской атмосферы, подбор соответствующего стиля общения (в семьях — родителями, в дошкольных образовательных учреждениях – педагогами), условий для развития творческой и здоровой личности (разработка образовательных программ, методик).

Из современных исследователей в системе дошкольного образования над решением проблемы работает Т.Н. Доронова. Она подробно рассматривает проблему взаимодействия ДОУ и семьи по проблеме защиты прав детей дошкольного возраста. С 1996 г. под ее руководством проводились исследования, на основе результатов которых дана оценка соблюдению прав детей на охрану здоровья, образование, защиту и помощь в систем дошкольного образования. Дает рекомендации руководителям дошкольных образовательных учреждений по координации усилий семьи и ДОУ по реализации прав ребенка [1].

Проблемой защиты прав детей занимается так же Л.И. Смагина. В своих исследованиях она раскрывает сущность и актуальность проблемы защиты прав детей и описывает пути решения проблемы нарушений прав детей, раскрывает теорию и методику работы педагогов по правам ребенка.

В современных условиях проблема защиты прав детей рассматривается как одна из важных в развитии правовых взаимоотношений в обществе. Особо актуальным является взаимодействие институтов воспитания: семьи, ДОУ, школы – их сотрудничество в целях соблюдения прав детей. Поэтому чтобы продолжить работу по этому вопросу, необходимо сначала определить организационно-педагогические условия взаимодействия ДОУ и семьи по проблеме защиты прав детей, а затем совершенствовать формы и методы взаимодействия ДОУ и семьи по защите прав детей [5].

Родители являются законными представителями своих детей и должны выступать в защиту их прав и интересов. Семья ответственна за ребенка, за соблюдение его прав. Воспитание гармонично развитой личности – задача не только педагогов, но и родителей.

Привлекая родителей к правовому воспитанию детей, педагоги формируют у них понимание того, что родители являются гарантом прав маленького ребенка [5].

Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека. Это период, когда ребенок находится в полной зависимости от взрослых – родителей и педагогов. Ненадлежащий уход, поведенческие, социальные и эмоциональные проблемы, возникающие в этом возрасте, приводят к серьезным проблемам в будущем.

Информирование и просвещение родителей и педагогов о правах ребенка поможет повысить уровень их осведомленности. Для успешного решения этой проблемы, в свою очередь, необходим сознательный и серьезный подход родителей и педагогов, а также активное взаимодействие обеих сторон. В соответствии с законом РФ «Об образовании» и Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка. Очевидно, что семья и ДОУ, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать, взаимодополнять для обеспечения защиты прав детей [4].

Таким образом, если общество поймет значение детства как формообразующего, порождающего начала в культуре и истории, как перспективу безграничного становления человека, то это поможет взрослым определить меру своего влияния, подкрепленную опасениями не нанести вред ребенку. Состояние радости от встречи с детством, желание обменяться жизненным опытом, установление единого семантического пространства даст возможность уменьшит разрыв между миром детей и миром взрослых, повысить их ответственность за реализацию прав детей, и, возможно, тогда отпадет надобность в правовых нормативных документах.

Доронова, Т.Н., Жичкина, А.Е., Голубева, Л.Г. Защита прав и достоинств маленького ребенка: координация усилий семьи и детского сада: Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений//

История педагогики и образования: от зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в.: Учеб. Пособие для пед. Учеб. Заведений /под ред. Академика РАО А.И. Пискунова.- 2-е изд., испр.:- М., «Сфера», 2001.

Мячина, Л.К., Зотова, Л.М., Данилова, О.А. Маленьким детям — большие права.- учебно-методическое пособие по ознакомлению старших дошкольников с Конвенцией ООН о правах ребенка, -Спб., «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010

Права ребенка: Нормативные правовые документы /[Текст]/- 3-е изд., дополн.- М., «Сфера», 2008.

Правовое просвещение родителей. Управление дошкольным образовательным учреждением./[Текст]/-2010,- №3.

Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям/[Текст]/. Изд. 2-е. Киев: «Радяньска школа», 1972.

Сайт для воспитателей детских садов

Проект «Маленьким детям — большие права»

Информационная карта проект а .

Тип проекта: индивидуальный, долгосрочный, практико-ориентированный.

Направление деятельности: нравственно-социальное.

Цель проекта:

Формирование у детей основ социально- правового сознания.

Задачи:

1. Ознакомление детей в соответствующей возрасту форме с основными документами по защите прав ребенка.

2. Познакомить детей с правами и обязанностями человека, воспитывать уважение к правам другого человека, формировать эмоционально-положительное отношение к важнейшим нравственным качествам (доброта, милосердие, сострадание, сочувствие) и умение проявлять их при взаимодействии с окружающими людьми.

3. Формирование доброжелательности и чуткости к окружающим, уважительного отношения к ним, привлечение внимания ребенка к своим правам и обязанностям, формирование нравственных норм и правил поведения (в детском саду, семье, обществе).

4. Формирование чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод, ответственности.

5. Воспитание уважения к достоинству и личным правам другого человека, формирование основ толерантности.

6. Закрепление полученных знаний в повседневной жизни и постепенное накопление опыта соблюдения прав и обязанностей.

Краткое описание проекта.

Процесс познания правовой культуры находит выражение в разнообразных формах собственной деятельности детей: игровой, художественно-игровой, драматизаций, продуктивной, трудовой деятельности. Дошкольники осваивают нравственные нормы через поисково-экспериментальную, проблемную и продуктивную деятельность. Дети включаются в решение простых творческих задач: отгадать, отыскать, раскрыть секрет, составить, смоделировать, видоизменить, сочинить.

Работа по развитию у детей представления об основах правового сознания нацеливает на последовательное введение ребенка в социальный мир. Например, я предлагала детям понаблюдать, как относятся близкие люди друг к другу, прощают ли они обиды, как их друзья относятся к обидчикам, что радует и что огорчает друзей и близких. Использование наблюдения учит детей выделять себя из окружающего мира, взаимодействуя с другими людьми благодаря своим органам чувств: определить цвет глаз, волос своего товарища, ощущать его тепло, воссоздавать зрительные образы. Этот прием способствует развитию эмпатии и эмоциональной отзывчивости у детей, а значит, и реализации права на дружбу, внимание, заботу.

Научить детей тонко ощущать изменение окружающего мира позволяет прием визуализации. Так, закрыв глаза, дети представляют, что они уменьшились в размерах до муравья и ползут по камню. Ощущая себя маленьким беззащитным муравьишкой, ребенок пытается поделиться своими впечатлениями. Дошкольники тонко воспринимают, что все живое нуждается в защите, а значит и люди, окружающие тебя, тоже требуют сочувствия, тепла и помощи.

Прием драматизации упражняет детей в умении «вчувствоваться» в другого, войти в его положение. Каждому ребенку присущ «театральный инстинкт» — стремление посредством игры побывать в роли другого, расширив тем самым границы своего бытия. Это помогает острее реагировать на поведение окружающих людей и животных. Размышления детей от лица природных объектов несут большую смысловую нагрузку.

Дети чувствуют экологическую значимость милосердного отношения к миру растений и животных, отмечая черствость тех людей, которые безжалостно вторгаются в природу и вредят ей. Приласкать, погладить, утешить, отвлечь, сказать теплые слова — это доступные формы объективно и субъективно направленного содействия нуждающимся в этом. Включение музыки помогает формировать осознанное отношение к душевным настроениям разных героев.

Все разделы работы взаимосвязаны и дополняют друг друга, хотя каждый имеет свою специфику, свою воспитательно-образовательную цель. Предварительная работа и работа на закрепление материала ведется только в повседневной совместной и самостоятельной деятельности детей, что позволяет избежать излишней заорганизованности детей. Занятия, игры, труд в повседневной деятельности организуются небольшими подгруппами детей, что способствует взаимообучению и взаимопроверке, стимулирует познавательное общение и взаимодействие детей.

Вся запланированная работа способствует тому, чтобы ребенок из пассивного, бездеятельного наблюдателя превратился в активного участника. Несмотря на всю сложность темы, при обучении детей использовала разнообразные методы и приемы:

использование сюжетов хорошо известных сказок (иллюстрации, видео, аудиокассеты, диафильмы);
решение проблемных задач, поиск решений от своего имени или имени героя: если бы я был гадким утенком . , если бы я поймал золотую рыбку . , если бы я вдруг превратился в . ;
дидактические игры: «Чьи права нарушены?», «Назови права героев», «Выбери право», «Кто больше?», «Назови — не ошибись!», «Я начну, а ты продолжи», «Спасите Чипполино», «Как исправить Бармалея?», «Помогите Буратино», «Найди ошибку и исправь», «Выбери нужный ответ», «Подбери пословицы к картинкам», «Какими правами пользовались персонажи?»

Форма занятий подвижная и меняется в зависимости от поставленных задач. Занятия включают нравственные задачи, так как любая учебная ситуация должна нести в себе момент воспитания. Основной принцип в работе — дать ребятам возможность познавать окружающий мир на их собственном опыте в конкретных делах, поступках.

Непосредственно организованная мной деятельность на тему «Я и моя семья» включал цикл мероприятий: «Мое право на имя», «Мое право на имя, отчество и фамилию», «Я имею право жить и воспитываться в семье», «Моя семья», направленные на элементарное ознакомление с правом ребенка, как общечеловеческой ценностью, условием жизнедеятельности и регулятором общественных отношений. Цикл включал непосредственно организованную деятельность, беседы-размышления, игры-путешествия, проблемно-поисковую деятельность, индивидуальные образовательные мероприятия с детьми. Воспитательно-образовательный процесс проходил в форме игровых и познавательных ситуаций, способствующих осмыслению детьми прав ребенка, развитию у них чувства собственного достоинства, терпимости и уважения ко всем людям. Учитывая возрастные особенности детей, я проводила ознакомление с правами ребенка на примере хорошо знакомых литературных произведений, подобрала знакомые детям сказки, в которых сюжет отражает определенные социальные явления. Этим требованиям отвечают многие произведения, например, «Три поросенка» — право на жильё, «Красная Шапочка», «Волк и семеро козлят» — право на жизнь, «Буратино» — право на образование, «Заюшкина избушка» — право на неприкосновенность жилища, «Золушка» — право на отдых, «Доктор Айболит» — право на медицинскую помощь и т.д.

Большую часть времени я посвящаю практике: сюжетно-ролевым и другим творческим играм, практическим делам, различным творческим конкурсам, соревнованиям, а также беседам, рассказам, спорам, учитывая при этом эмоциональное восприятие.

Начиная работу с семьей по изучению Конвенции о правах ребенка, я провела предварительное анкетирование среди родителей с целью, выявления информированности о данном правовом документе. Было опрошено 33 родителей моей группы.

% (12 чел.) — не знают о существовании Конвенции о правах ребенка.

20 % (16 чел.) – слышали, но в его содержание не вникали.

15% (5 чел.) – знают о существовании Конвенции о правах ребенка.

Исходя из первоначальных показателей, и того, что родители являются гарантом соблюдения Конвенции, я наметила следующую задачу: разъяснение Конвенции о правах ребенка, как правового документа социально – нравственного и педагогического значения.

Предложив родителям ответить на вопрос: «Через какие формы работы Вам хотелось бы получить информацию о Конвенции», я выяснила, что родители, прежде всего, хотели бы поучить теоретические знания. Затем родители заинтересованность к таким формам работы, где бы они непосредственно были активными участниками вместе со своими детьми. Поэтому в план моей работы включены такие мероприятия, как диспуты, беседы – тренинги, совместное проведение праздников, оформление выставок.

Подводя итоги работы с родителями, я отметила, что наиболее эффективными формами оказались совместные мероприятия, где родители и дети были активными участниками, и где ребенок выступал как полноправная, полноценная личность. Взаимоотношения между детьми и родителями постепенно переходили от авторитарного стиля к демократическому, т. е. к личностно — ориентированному взаимодействию взрослого и ребенка

Сроки проведения проекта: сентябрь 20013г-ноябрь 2013г

Количество участников проекта: 61 человек (из них 30 детей старшей группы, 1 педагог, 1 помощник воспитателя, 29 родителей).

Форма проведения: дневная (в рамках организации педагогического процесса на занятиях играх, повседневной жизни жизни).

Гипотеза:

Раннее правовое воспитание дошкольника способствует быстрому становлению его личности, гуманистически ориентированной, обладающей гражданскими чувствами, умеющей отстаивать свои права, адаптироваться к условиям окружающей жизни.

Ожидаемые результаты проекта:

1. Повышение уровня правового воспитания

2. Формирование навыков нравственно- патриотического поведения

3. Усвоение правовых понятий: закон, право, правонарушение, национальные отношения.

4. Повышение социальной компетентности дошкольников.

5. Формирование гражданских навыков: индивидуальность суждений, открытость к диалогу, толерантность, умение решать возникающие вопросы в повседневной жизни конфликты правовыми способами.

6. Понимание детьми значимости семьи в жизни каждого человека.

7. Проявление заботы и уважения ко всем членам семьи.

8. Создать картотеку игр правового содержания.

Актуальность проекта

Человеческое достоинство-это источник прав и свобод, признание обществом социальной ценности, неповторимости, уникальности каждого человека. С самого раннего детства каждый ребенок-личность с индивидуальными чертами характера, способностями, желаниями, и всякая попытка грубого вмешательства в развития личности есть оскорбление самих основ породы.

В настоящее время все чаще в нашей жизни возникают ситуации жестокого обращения с детьми. Исчезает культура семейного воспитания, в 90-е годы была прервана связь между поколениями в вопросах воспитания подрастающего поколения. Родители больше озабочены материальным благополучием семьи: купить компьютер, машину, иметь квартиру, поехать за границу и т.д., подменяя заботу, эмоциональный комфорт в семье материальными благами.
Иногда происходит «перекос» в воспитании своих собственных детей – либо полное безразличие к ребенку, его переживаниям, либо в семье существует гиперопека по отношению к ребенку. Родители не всегда могут справиться с собственными «чадами», бывают растеряны, не знают, что делать, как вести себя в той или иной ситуации, от бессилия применяют «рукоприкладство». Возникает удобная позиция: «отдавать» своих детей в руки специалистов, считая, что их детей будут и развивать и воспитывать вместо них. Иногда можно услышать от родителей такие слова: «Мы вам его привели, вот и воспитывайте!», «Я хочу, чтоб вы его сделали послушным, приветливым, активным и т.д.»
Существует и такая сторона (если можно так сказать) воспитания – пренебрежительное отношение к нуждам собственного ребенка. Часто дети не получают того внимания, какое бы хотели получать от родителей, они бессильны изменить что-либо в этой ситуации. У детей появляется тревожность, агрессивность, неврозы, стремление к власти – любым способом привлечь к себе внимание взрослых.

Знание прав — это щит, прикрывающий детей, их достоинство от посягательств со стороны других людей и государства. Только обладание правами дает ребенку возможность само реализоваться, раскрыться как личность.

Защита прав — это особая проблема государства и общества в целом. Все права и свободы могут быть осуществлены и гарантированы только в гражданском обществе. Особое место в понимании прав человека занимают права ребенка.

Огромную важность приобретают вопросы формирования у детей знаний и представлений об основных демократических ценностях, воспитание их в духе гуманизма. Особое значение приобретает вопрос осознания ценности человека, как личности, воспитания толерантности, терпимости к интересам других людей. Самоуважение и уважение к другим – вот, на мой взгляд, то, чего так остро не хватает как взрослым, так и детям.

Социальная значимость темы определена тем, что нашим детям предстоит стать гражданами демократической России. И я убеждена, что воспитывая (или не воспитывая) уже в дошкольном возрасте предпосылки определенной гражданской позиции, мы строим свое будущее, будущее своей страны.

План реализации проекта

Первый этап. Накопление информационной базы для работы над проектом.

Подготовка методических рекомендаций, материалов по правам ребенка.

Создание условий для проведения проекта.

Разработаны программы, перспективное планирование занятий по ознакомлению детей в соответствующей возрасту форме с основными документами по защите прав ребенка. Разработана картотека игр по формированию нравственных норм и правил поведения (в детском саду, семье, обществе).

Проведена мотивация родителей на сотрудничество в проекте- консультация для родителей с целью знакомства с темой, задачами проекта, содержанием работы

Вхождение детей в проблемную игровую ситуацию. Принятие задач.

Создание игровой мотивации, доступно для понимания детей дошкольного возраста, с опорой на детский личный опыт. Заинтересовать каждого ребенка.

Цикл занятий с детьми по ознакомлению прав.

Цикл занятий с детьми по развитию речи и ознакомление с художественной литературой.

«конвенция о правах ребенка»

«Я имею право жить и воспитываться в семье»,

«Право знать своих родителей и право на их заботу»

— К. Чуковский «Доктор Айболит»

— К. Чуковский «Федорино горе»

— Г. Х. Андерсен «Снежная королева»

— Ш. Перро «Красная Шапочка», «Золушка»

— А. Толстой «Золотой ключик»

Сюжетно – ролевые игры.

  • Ознакомление с профессией спасателя и правилами поведения в экстремальных ситуациях.
  • Расширение тематического словаря, совершенствование диалогической формы речи; развитие слухового восприятия и логического мышления.
  • Воспитание чувства товарищества и взаимовыручки

Игра «Дружная семья»

Цель: Вызвать положительные эмоции в беседе о семье, развивать умение выражать свои чувства.

Беседы

«Я люблю свою мамочку».

«Беседы об ответственности и правах ребенка».

«Ознакомление дошкольников с конвенцией о правах ребенка».

«Беседы о правах ребенка».

«Дети и взрослые. Что такое «право».

«Правила поведения по которым живем».

Совместная деятельность воспитателя и родителей

Оформление уголка для родителей «Я человек и я имею право!»

Побуждение к созданию благополучной атмосферы дома на основе доброжелательности и взаимопонимания.

Беседы, «Ребенок и его права», «Семь правил для всех», «Права ребенка — соблюдение их в семье».

Анкетирование «Какой вы родитель?

Родительское собрание «Повышение правовой культуры родителей»

Сотворчество детей и родителей (подбор стихов, открыток, фотографий, пополнение и оформление коллажей по данной теме: изготовление «Генеалогического древа», выставки рисунков «Моя семья», «Дом в котором я живу», изготовлении папок: «Я и моя семья», «Мое имя»).

Конкурс «Что я знаю о своем ребенке»

«День семьи», в ходе которого каждая семья планирует и организует (совместно с детьми) — игры, конкурсы, викторины сюрпризы, совместное чаепитие детей и взрослых.

Второй этап. Организационно-практический

Занятия художественно-творческого цикла

Цикл бесед и занятий с детьми по ознакомлению с окружающим миром.

Рисование «Цветочки для любимой мамочки»,

«Подснежники зимой (по сказке «Двенадцать месяцев»)»

Лепка «Красивый букет милой маме»

Аппликация «Гадкий утенок»,

Тема: «С кем ты живешь»

Тема: «Мое право на имя, отчество и фамилию»

Тема: «Что такое семья?»

Тема: «Чем порадуем»

Сюжетно-дидактические игры.

Цель: Побуждать детей проявлять интерес к действиям детей, оказывать друг другу посильную помощь, проявлять доброжелательное отношение к сверстникам

«Подбери пуговицы для костюма, платья, кофты, блузок.

«Дружная семейка», «Семейный праздник», «Назови по имени», «Поликлиника», «Спасите Чипполино», «Как исправить Бармалея?», «Помогите Буратино», «Найди ошибку и исправь».

Словесные игры:

Играя, ребята учатся устанавливать новые связи и отношения с людьми, организовывать взаимодействие для достижения цели.

«Назови меня ласково», «Назови меня полным именем», «Можно – нельзя»

«Приветствие», «Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся», «Покажи», «Моих родителей зовут…»

Проблемные ситуации:

У Деда неурожай: репка не выросла. Как ему помочь?

У слонёнка заболела бабушка. Надо вызвать доктора, но он не знает как.

У Оли сломался карандаш. Она выхватила из рук Риты карандаш. Рита встала и пересела на другое место.

Почему Рита ушла за другой стол? Как бы поступил ты?

Таня любила убираться у себя в кукольном уголке. Она смачивала тряпочку водой, отжимала ее и протирала мебель. Нечаянно девочка наступила на тазик. Вода разлилась на ковер. Девочка в растерянности смотрит на лужицу. К ней подходит мама. Что было дальше? Опишите ситуацию с разных позиций.

Коммуникация:

Беседы о правовых праздниках: «День прав человека», «День защиты детей» , «День народного единства».

Оформление фотоальбома «Мои самые любимые» с рисунками и рассказами детей о своей семье.

Разучивание стихотворения О. Бундура «Большая семья».

Физическая культура:

Подвижные игры: «Поводырь», «Разноцветный букет». Хороводные: «Друг, дружочек, становись в кружочек», «Угадай по голосу», «Я знаю много имен девочек мальчиков».

Музыка:

Организация совместного с родителями праздника, посвященного Дню Матери. Слушание и обсуждение песни «Мамонтенок».

Экологические игры:

Цель: Формировать целостный взгляд на взаимоотношения человека с окружающей средой, подводить к осмыслению взаимосвязей явлений в природе, бережному отношению к ней.

«Что было бы, если из леса исчезли…».

Список использованной литературы:

1. Блинова Г.М. Познавательное развитие детей 5 – 7 лет. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2009 (Вместе с детьми).
2. Голицына Н.С., Огнева Л.Д. Ознакомление старших дошкольников с Конвенцией о правах ребенка — М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2006.
3. Доронова Т.Н. и др. – Защита прав и достоинств маленького ребенка: координация усилий семьи и детского сада: пособие для работников дошк. образов. учреждений – М.: Просвещение, 2006.
4. Жукова Р.А. Правовое воспитание. Старшая и подготовительная группы. Разработки занятий. — Изд. 2-е переработанное. /Сост. – Волгоград: ИТД «Корифей».
5. Зеленова Н. Г.,Осипова Л.Е. Я –ребенок, и я имею право.-М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2009-96с
6. Имя вашего ребенка. – СПб.; ООО «Виктория плюс», 2007
7. Имена, именины, именинники. – СПб.; ООО «Виктория плюс», 2007.
8. Калинина Л.В. Изучаем права вместе с любимыми персонажами. — «Ребенок в детском саду».- №3.- 2008 С.39 – 45.
9. Копытова Н.Н. Правовое образование в ДОУ — М.:ТЦ Сфера, 2007 (Библиотека руководителя ДОУ).
10. Ковалева Г.А. Воспитывая маленького гражданина. Практическое пособие для работников ДОУ, — М.: АРКТИ, 2003 (Развитие и воспитание дошкольника).
11. Конвенция о правах ребенка: Конвенция ООН. – М.: РИОР, 2007
12. Конституция Российской Федерации. Государственный гимн Российской Федерации. – М.: Юрайт-Издат, 2008 (Правовая библиотека).
13. Круглов Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки. – М.: Просвещение, 1990.
14. Колокольчик №39 – 2007 («Чудо – осень», «Урок России») — учебно-методический и литературно-музыкальный журнал для педагогов, воспитателей и родителей.
15. МячинаЛ.К., и др. Маленьким детям – большие права: Учебно-методическое пособие. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.
16. МячинаЛ.К., ЗотоваЛ.М., ДаниловаО.А. Мои права: Рабочая тетрадь у учебно-методическому пособию «Маленьким детям – большие права».
17. Николаева С.О. Занятия по культуре поведения с дошкольниками и младшими школьниками. Литературный и музыкально-игровой материал: Учеб. – метод. Пособие. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. (Воспитание и доп. Образование детей).
18. Соловьева Е.В., Данилина Т.А., Лагода Т.С., Степина Н.М. Знакомим дошкольников с Конвенцией о правах ребенка: Практическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2004. (Развитие и воспитание дошкольника)
19. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения №9 сентябрь – 2008
20. Татаринкова Л.Ю. Я и моя семья — СПб.: Издательский Дом «Литера», 2007. (Серия «Малышам о Родине»)
21. Татаринкова Л.Ю. Права маленького гражданина — СПб.: Издательский Дом «Литера», 2007. (Серия «Малышам о Родине»)
22. Фарафонова И.И., Пасякина Л.В., Сухова Е.Г., Комова Т.М. Права ребенка (семейные проекты) – журнал «Ребенок в детском саду».- №3.- 2008 С.39 – 45.
23. Шорыгина Т.А. Беседы о правах ребенка. — Методическое пособие для занятий с детьми 5 – 10 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
24. Шорыгина Т.А. Беседы о здоровье: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008 (вместе с детьми).
25. Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. Азбука общения. Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. (Для детей 3-6 лет). – «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2004.

Полную версию работы можно скачать здесь .

Консультация «Защита прав и достоинства маленького ребенка: усилия семьи и детского сада»

Юлия Крысенок
Консультация «Защита прав и достоинства маленького ребенка: усилия семьи и детского сада»

«Стоит ли дошкольников знакомить с их правами— такой вопрос мы задали родителям воспитанников нашего детского сада.

«Без сомнений, да!- услышали в ответ. — Дети должны знать свои права, быть юридически грамотными гражданами».

А знакомы ли родители с правами своих детей? Результаты тестирования родителей дошкольников с целью выявления уровня знаний о правах детей показали, что большинство (80%) родителей не могут назвать права ребёнка, применяют физическое наказание- 95%, используют в общении с ребёнком нецензурные выражения- 24%, авторитарный стиль общения присутствует в 91% семей.

Родители являются законными представителями своих детей и должны выступать в защиту их прав и интересов.

Воспитание гармонично развитой личности- задача не только педагогов, но и родителей. Главная задача взрослых- научить ребёнка соблюдать закон, не оставаться равнодушным к происходящему.

Привлекая родителей к правовому воспитанию, педагоги формируют у них понимание того, что родители являются гарантом прав маленького ребёнка

Семья ответственна за ребёнка, за соблюдение его прав. Поэтому одной из главных задач правового воспитания дошкольников является ознакомление родителей с Конвенцией ООН о правах ребёнка, с направлениями работы педагогического коллектива ДОУ.

Так коллектив ДОУ столкнулся с необходимостью провести серьёзную работу по правовому образованию как детей, так и их родителей.

На первом этапе работы был создан координационный совет, в состав которого вошли родители из каждой возрастной группы (подбирались наиболее заинтересованные, а так же специалисты, имеющие юридическое образование). Из педагогического коллектива в совет вошли воспитатели, интересующиеся данной проблемой, которые образовали свою творческую группу, а так же специалисты детского сада: психолог, музыкальный руководитель.

Второй этап- составление советом плана работы на учебный год. Решили провести ярмарку идей «Как сделать родителей соучастниками и партнёрами детей». В первую очередь, намечая какие- то мероприятия, шли от интересов родителей. Предложили родителям ответить на вопрос: «Через какие формы работы Вам хотелось бы получить информацию о Конвенции». Выяснили, что родители прежде всего хотели бы получить теоретические знания об этом правовом документе с привлечением специалистов, затем родителей заинтересовали такие формы работы, где бы непосредственными и активными участниками были они сами и их дети. Поэтому в план работы включены такие мероприятия, как диспут, круглый стол, конференция.

Третий этап- работа по плану.

На четвёртом этапе изучались результаты деятельности за год.

План работы по охране прав детства.

• Заключение договоров с родителями воспитанников (по мере поступления детей).

• Проведение цикла бесед, диспутов, занятий, досугов для детей и взрослых по теме «В гостях у Конвенции» (в течение учебного года).

• Создание банка семей воспитанников ДОУ, социального паспорта ДОУ.

• Оформление наглядно- информационного стенда «Ребёнок и его права»; пополнение его материалами.

• Круглый стол по теме «Что мы знаем о правах ребёнка.

• Проведение консультаций по запросу родителей.

• Анализ воспитательно- образовательного процесса ДОУ, стиля общения педагогов с детьми.

• Мини- конференция «Анализ деятельности комиссии по охране прав детства».

• Выпуски стенгазет, рукописного журнала.

• Родительские собрания «Повышение правовой культуры родителей».

• Дни открытых дверей «Фестиваль сказок».

• Кружковая работа по развитию индивидуальных способностей дошкольников.

• Выставка совместных творческих работ родителей и детей старшего дошкольного возраста «Наши права».

• Анкетирование «Конвенция- ребёнок- родитель».

Выстраивая план практической работы с родителями, мы исходили из принципа постепенного включения родителей. Так, в процессе теоретического изучения Конвенции, были приглашены родители, юристы по образованию, которые профессионально разъясняли статьи Конвенции. Кроме того, широко использовались папки- передвижки, наглядная агитация, листовки. Информацию о правах ребенка отразили и в родительском договоре, который заключается с каждым родителем при поступлении ребенка в детский сад.

По мере освоения родителями Конвенции они принимают непосредственное участие в ее обсуждении. Так например, в диспуте «Защитим наших детей от…» родители высказывали своё личное мнение и отношение к этому документу. Отрадно было слышать, что многие родители правильно оценивали свою роль и значение в воспитании ребёнка, не перекладывая его целиком на детский сад, воспитателей, государство.

В ДОУ был создан социальный паспорт каждой семьи, определены семьи группы риска и запланирована работа с ними в форме индивидуальных бесед, консультаций, рекомендаций.

Составлены планы работы с детьми- инвалидами.

Оформлен наглядно- информационный стенд «Ребёнок и его права», в котором размещены нормативно- правовые документы по охране детства, альбом «Путешествие по Конвенции» для ознакомления родителей и детей с основными положениями документа.

Взрослые посетили родительскую гостиную «Что мы знаем о правах детей. Предварительно мы предложили им ответить на вопросы анкеты «Какой вы родитель?», написать сочинение «Мой ребёнок». Подготовили выставку творческих работ детей по ознакомлению с Конвенцией. В гостиной родители имели возможность познакомиться с историей создания Конвенции ООН о правах ребёнка, с нормативно- правовыми документами по охране детства, обсудить сложные педагогические ситуации, поделиться опытом семейного воспитания. Родителям был предложен для ознакомления и внедрения в семейную практику материал по правовому воспитанию детей: работа со сказкой (в каждом литературном произведении можно найти правовой аспект, рисунки детей по теме.

Для правового образования дошкольников организован клуб «Правознайка» и разработан план, по которому осуществлялась работа.

Подводя первоначальные итоги работы, отмечаем, что наиболее эффективными оказались тесты, опросники, беседы с детьми и родителями, диспуты, а так же оформление альбомов, т. е. такие формы работы, где родители и дети активные участники и где ребенок выступает как полноправная, полноценная личность. Это в корне меняет отношение родителей к своему ребёнку. Взаимоотношения между ними постепенно переходят от авторитарного стиля к демократическому, т. е. к личностно- ориентированному взаимодействию взрослого и ребёнка, к чему мы и стремимся подвести всех своих родителей.

Мы сделали для себя такой вывод: нужно как можно шире привлекать родителей- специалистов в определённой области на наши мероприятия, ибо воспитатель не всегда может дать исчерпывающую, квалифицированную консультацию. Такая форма работы повышает авторитет родителя среди других родителей и в глазах самого ребёнка, а так же работников дошкольного учреждения.

Работа по правовому образованию детей и родителей дала положительные результаты. Родители стали проявлять большой интерес к данной теме: обращаются с вопросами к педагогам, более внимательно изучают наглядно- информационный материал, активнее предлагают помощь при подготовке и проведении совместных мероприятий.

Список используемой литературы:

1. Мячина Л. К и др. Маленьким детям- большие права: Учебно- методическое пособие. — Спб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.-10-11с.

2. Соловей С. А., Львова Т. Н., Дубко Г. И. Реализация Конвенции о правах ребёнка в дошкольных образовательных учреждениях. — М.: Педагогическое общество России, 2005, 39- 43с.

3. Доронова Т. Н., Соловьёва Е. В., Жичкина А. Е, Мусиенко С. И. Дошкольное учреждение и семья— единое пространство детского развития: методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений. — М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2001, 93-95с.

Консультация «Защита прав детей от жестокого обращения» Непременно детей берегите, Уважайте их право на счастье, Быстротечное детство храните, Прогоните все беды, ненастья Работа в учреждениях.

Опыт работы «Защита прав и достоинства маленького ребёнка. Координация усилий семьи и детского сада» Защита детства относится к приоритетным стратегическим задачам экономической и социальной политики России, решению которой постоянно уделяется.

Педагогический совет «Защита прав детства» Педагогический совет на тему: «Защита прав детства» Цель: расширять знания педагогов о правах ребёнка. Форма проведения: игра «Счастливый.

План работы с родителями по защите прав и достоинства ребенка (на 5 лет) План направлен на защиту прав и достоинств ребенка и определяет комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных.

Сценарий родительского собрания на тему «Защита прав и достоинства ребёнка» (старшая группа) Задачи: осмыслить основные правовые принципы, расширить представления и обогатить педагогические умения родителей по вопросам представления.

Совместная работа детского сада и семьи в подготовке ребенка к обучению в школе. Конспект родительского собрания Уроки жизни, которые дает семья, обладают огромной силой, потому что эти уроки дают самые близкие, самые дорогие ребенку люди. Прежде всего.

Конспект родительского собрания «Защита прав ребенка в условиях семьи» Цель: размышление о правах ребенка. Задачи: 1. Воспитание уважения к общечеловеческим ценностям. 2. Обогащение детско–родительских отношений.

Выступление на родительском собрании «Защита прав и достоинств ребёнка» Ценность семьи как важнейшего института воспитания и социализации детей никогда не вызывала сомнений. То, что несет в себе семья, невозможно.

Взаимодействие детского сада и семьи Обновление системы дошкольного образования, процессы гуманизации и демократизации в нем обусловили необходимость активизации взаимодействия.

Взаимодействие детского сада и семьи с целью повышения уровня профилактики детского дорожного транспортного травматизма Консультация для воспитателей «Взаимодействие детского сада и семьи с целью повышения уровня профилактики детского дорожного транспортного.