Запрос о правовой помощи по уголовному делу

05.11.2018 Выкл. Автор admin

Содержание:

Запрос о правовой помощи по уголовному делу

89. ЗАПРОС О ПРАВОВОЙ ПОМОЩИ

При необходимости производства на территории иностранного государства следственных или иных процессуальных действий суд, прокурор, следова–тель, дознаватель вносит запрос об их производстве компетентным органом или должностным лицом ино–странного государства в соответствии с междуна–родным договором Российской Федерации, между–народным соглашением или на основе принципа взаимности.

Согласно ч. 3 ст. 453 УПК запрос о производстве процессуальных действий направляется через:

1) Верховный Суд рФ (по вопросам его судебной дея–тельности);

2) Министерство юстиции РФ (по вопросам, связан–ным с судебной деятельностью всех судов, за ис–ключением Верховного Суда РФ);

3) Министерство внутренних дел РФ, Федеральную службу безопасности РФ, Федеральную службу РФ по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (в отношении следствен–ных действий, не требующих судебного решения или согласия прокурора);

4) Генеральную прокуратуру РФ (в остальных слу–чаях).

Содержание и форма запроса указаны в ст. 454 УПК РФ; запрос и прилагаемые к нему документы пе–реводятся на официальный язык того иностранного государства, в которое они направляются (ч. 4 ст. 453 УПК РФ). Запрос о производстве процессуальных действий составляется в письменном виде, подпи–сывается должностным лицом, его направляющим, удостоверяется гербовой печатью соответствующего органа и должен содержать: наименование органа, от которого исходит запрос; наименование и место–нахождение органа, в который направляется запрос;

наименование уголовного дела и характер запроса; данные о лицах, в отношении которых направляется запрос, включая данные о дате и месте их рождения, гражданстве, роде занятий, месте жительства или месте пребывания, а для юридических лиц – их на–именование и местонахождение; изложение подле–жащих выяснению обстоятельств, а также перечень запрашиваемых документов, вещественных и других доказательств; сведения о фактических обстоятель–ствах совершенного преступления, его квалификация, текст соответствующей статьи УК РФ, а при необходи–мости также сведения о размере вреда, причиненно–го данным преступлением.

Доказательства, полученные на территории иност–ранного государства, пользуются такой же юридиче–ской силой, как если бы они были получены на терри–тории РФ (ст. 455 УПК).

Статьей 457 УПК устанавливаются правила испол–нения в Российской Федерации запроса о правовой помощи. При исполнении запроса применяются нор–мы УПК, однако могут быть применены процессуаль–ные нормы законодательства иностранного государ–ства, если это не противоречит законодательству и международным обязательствам РФ.

На основании ст. 458 УПК в случае совершения преступления на территории РФ иностранным граж–данином, впоследствии оказавшимся за ее предела–ми, и невозможности производства процессуальных действий с его участием на территории Российской Федерации все материалы возбужденного и рассле–дуемого уголовного дела передаются в Генеральную прокуратуру РФ, которая решает вопрос об их направ–лении в компетентные органы иностранного государ–ства для осуществления уголовного преследования. Аналогичный запрос компетентного органа иностран–ного государства рассматривается также Генераль–ной прокуратурой РФ (ст. 458 УПК).

Статья 453. Направление запроса о правовой помощи

Статья 453. Направление запроса о правовой помощи

1. При необходимости производства на территории иностранного государства допроса, осмотра, выемки, обыска, судебной экспертизы или иных процессуальных действий, предусмотренных настоящим Кодексом, суд, прокурор, следователь, руководитель следственного органа, дознаватель вносит запрос об их производстве компетентным органом или должностным лицом иностранного государства в соответствии с международным договором Российской Федерации, международным соглашением или на основе принципа взаимности.

2. Принцип взаимности подтверждается письменным обязательством Верховного Суда Российской Федерации, Следственного комитета Российской Федерации, Министерства иностранных дел Российской Федерации, Министерства юстиции Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации или Генеральной прокуратуры Российской Федерации оказать от имени Российской Федерации правовую помощь иностранному государству в производстве отдельных процессуальных действий.

3. Запрос о производстве процессуальных действий направляется через:

1) Верховный Суд Российской Федерации — по вопросам судебной деятельности Верховного Суда Российской Федерации;

2) Министерство юстиции Российской Федерации — по вопросам, связанным с судебной деятельностью всех судов, за исключением Верховного Суда Российской Федерации;

3) Следственный комитет Российской Федерации, Министерство внутренних дел Российской Федерации, Федеральную службу безопасности Российской Федерации — по уголовным делам, находящимся в их производстве;

4) Генеральную прокуратуру Российской Федерации — в остальных случаях.

4. Запрос и прилагаемые к нему документы переводятся на официальный язык того иностранного государства, в которое они направляются.

Судебная практика и законодательство — УПК РФ. Статья 453. Направление запроса о правовой помощи

Во исполнение требований норм статей 41, 74 и пункта 1 статьи 453 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации приказываю:

1. Внести в главу I «Порядок подготовки и оформления международных запросов по уголовным делам» Инструкции о порядке направления международных запросов о правовой помощи по уголовным делам в иностранные государства, утвержденной Приказом ФТС России от 6 декабря 2007 г. N 1502 (далее — Инструкция), следующие изменения:

§ 3. Запрос об оказании международной правовой помощи по уголовным делам

Основанием оказания всех видов правовой помощи является международный запрос о правовой помощи по уголовным делам (в некоторых международных актах этот документ называется поручением, ходатайством или просьбой о взаимной помощи; несмотря на разные названия, по сути они тождественны), под которым понимается оформленный в соответствии с международным договором Российской Федерации и УПК РФ, документ, направляемый в соответствующий орган или должностному

лицу иностранного государства с просьбой осуществить определенные процессуальные действия по уголовному делу.

Запрос должен быть оформлен надлежащим образом и содержать следующие основные реквизиты, предусмотренные ст. 454 УПК и международными договорами:

1) наименование органа, от которого исходит запрос;

2) наименование и место нахождения органа, в который направляется запрос;

3) наименование уголовного дела и характер запроса;

4) данные о лицах, в отношении которых направляется ходатайство, включая данные о дате и месте их рождения, гражданстве, роде занятий, месте жительства или месте пребывания, а для юридических лиц — их наименование и место нахождения;

5) изложение подлежащих выяснению обстоятельств, а также перечень запрашиваемых документов, вещественных и других доказательств;

6) сведения о фактических обстоятельствах совершенного преступления, его квалификация, текст соответствующей статьи УК РФ, а при необходимости также сведения о размере вреда, причиненного данным преступлением.

Запрос может содержать и другие сведения, необходимые для исполнения поручения (с. 74 Минской конвенции 1993 г., ст. 14 Конвенции о правовой помощи 1959 г.). Например, Договор между Российской Федерацией и Республикой Индией о взаимной правовой помощи по уголовным делам 1998 г. предусматривает включение в поручение цели, с которой сделан запрос, а при необходимости — подробностей любого отдельного процессуального действия или требований, соблюдение которых было бы желательно запрашивающей стороне, с указанием соответствующих причин (ст. 13).

Запрос составляется в письменной форме и должен быть подписан должностным лицом, его составившим, а также должностным лицом федерального органа государственной власти, через который в соответствии с его компетенцией, определенной ч. 2 ст. 453 УПК и международным договором, направляется запрос, и скреплен гербовой печатью запрашивающего учреждения.

Составляя запрос, должностное лицо, в производстве которого находится уголовное дело, описывает фабулу совершенного преступления, а также все действия, подлежащие исполнению запрашиваемым государством, и последовательность их проведения. Так, в запросе о производстве допроса свидетеля необходимо сформулировать вопросы.

В запросе излагаются также способы исполнения поручения. Например, в запросе о производстве следственного действия, следует указать на необходимость составления протокола в соответствии с уголовно-процессуальным

Глава XXXVIII. Международная правовая помощь по >

законодательством государства, на территории которого проводится следственное действие.

К запросу прилагается заверенная выписка из законодательного акта, необходимого для выполнения запроса, в том числе из уголовного закона -с изложением тех статей, по которым квалифицируется расследуемое преступление. При необходимости выполнения запроса о производстве следственного действия (выемки, обыска, наложения ареста на имущество или почтово-телеграфную корреспонденцию, освидетельствования и т. д.) прилагаются копии постановлений о производстве этих следственных действий, заверенные подписями и гербовой печатью. Кроме того, наряду с перечисленными документами вместе с запросом следует направлять копии постановлений о возбуждении уголовного дела и принятии его к производству, а также о привлечении в качестве обвиняемого.

Запрос, направляемый в страны СНГ, составляется на русском языке, а при возможности — на государственном языке запрашивающего (запрашиваемого) государства. В случае исполнения документов на государственных языках указанных государств к ним прилагаются заверенные переводы на русский язык.

Государствам — участникам европейских конвенций запрос и прилагаемые к нему документы направляются в переводе на государственный язык запрашивающего (запрашиваемого) государства, который заверяется подписью и печатью. В соответствии с Конвенцией о выдаче 1957 г. «запрашиваемая Сторона может потребовать перевод на один из официальных языков Совета Европы по своему выбору» (ст. 23).

Запросы исполняются в сроки, непосредственно указанные в нем или в международном договоре либо установленные национальным законодательством. В случаях, не терпящих отлагательства, практикуется направление запроса по факсу или по иным согласованным средствам электронной связи, что позже подтверждается письменным оригиналом.

Международными договорами предусмотрены дополнительные требования, предъявляемые к отдельным видам правовой помощи.

Например, Минская конвенция содержит требование об указании в поручении о взятии под стражу или задержании подозреваемого или обвиняемого до получения требования о выдаче сведений о вынесенном постановлении об аресте либо задержании или приговоре, вступившем в законную силу, а также обязательства о том, что требование о выдаче будет представлено дополнительно (ст. 61).

Поручение о передаче на время свидетеля или потерпевшего, содержащегося под стражей или отбывающего наказание в виде лишения свободы на территории запрашиваемого государства, должно дополнительно содержать указание на время, в течение которого требуется присутствие лица в запрашивающем государстве (ст. 7 Минской конвенции 1993 г.). Поручение, со-

Раздел VI. Международное сотрудничество. и уголовный процесс

Глава XXXVIII. Международная правовая помощь по уголовным делам

держащее ходатайство о вызове свидетеля или эксперта, проживающего на территории запрашиваемого государства, должно содержать обязательства запрашивающего государства о том, что его не привлекут к уголовной ответственности, не арестуют и не подвергнут наказанию за деяния, совершенные до пересечения границы, а также в связи со свидетельскими показаниями или заключением в качестве эксперта по уголовному делу, являющемуся предметом разбирательства. Наряду с этим должно быть указано, какие выплаты вправе получить вызванные лица в счет возмещения расходов, связанных с проездом и пребыванием в запрашиваемой стране. Вызов таких лиц не должен содержать угрозы применения средств принуждения в случае неявки.

Содержание поручения об осуществлении уголовного преследования должно содержать в соответствии со ст. 73 Минской конвенции 1993 г., кроме вышеуказанных положений, возможно более точное указание времени и места совершения деяния. К поручению прилагаются имеющиеся в распоряжении запрашивающего государства материалы уголовного преследования, а также доказательства. Каждый из находящихся в деле документов должен быть удостоверен гербовой печатью компетентного учреждения запрашивающего государства.

В поручении о вручении документа должны быть также указаны точный адрес получателя и наименование вручаемого документа. А в поручении об осуществлении уголовного преследования, наряду с указанием фамилии и имени подозреваемого лица, сведений о его гражданстве и других сведений о личности, необходимо дополнительно описать его внешность или приложить (по возможности) фотографию и отпечатки пальцев. Такое требование прямо указано в ряде двусторонних договоров.

Нарушение требований, предъявляемых к оформлению поручения влечет его неисполнение.

Порядок оказания правовой помощи по уголовным делам

Правовая помощь по уголовным делам — основанное на международном договоре РФ, международном соглашении или на принципе взаимности взаимодействие российских судов, прокуроров, следователей и органов дознания с соответствующими компетентными органами и должностными лицами иностранных государств и международными организациями по вопросам производства процессуальных действий.

Первоначальным условием оказания правовой помощи по уголовным делам является направление запроса о производстве конкретных процессуальных действий, адресованного компетентным органам иностранного государства.

Государство, направляющее запрос об оказании правовой помощи, называется запрашивающим государством, а страна, которой адресован запрос, именуется запрашиваемым государством.

Порядок направления запросов о правовой помощи по уголовным делам регулируется международными договорами РФ, международными соглашениями или на основе принципа взаимности.

Среди многосторонних региональных соглашений наиболее значимы для России Европейская конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам 1959 г. и Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г. (Конвенция СНГ).

В 2009 г. были подписаны следующие двусторонние договоры в данной сфере: Договор между Российской Федерацией и Японией о взаимной правовой помощи по уголовным делам, Договор между Российской Федерацией и Республикой Панама о взаимной правовой помощи по уголовным делам. В 2010 г. такой же договор подписан между Российской Федерацией и Республикой Колумбией. Двусторонние договоры о правовой помощи основаны на принципе взаимной выгоды и способствуют более эффективному сотрудничеству между договаривающимися сторонами.

Содержание двусторонних и многосторонних договоров о правовой помощи по уголовным делам составляют взаимные обязательства договаривающихся государств выполнить по запросу запрашивающего государства определенные процессуальные действия, в частности: составить и переслать документы; провести осмотры, обыски, изъятия; передать вещественные доказательства; провести экспертизы, допросы подозреваемых, обвиняемых, потерпевших, свидетелей, экспертов; разыскать лиц, осуществить уголовное преследование, признавать и исполнять приговоры в части гражданского иска; вручить документы.

В соответствии со ст. 453 УПК при необходимости производства на территории иностранного государства допроса, осмотра, выемки, обыска, судебной экспертизы или иных процессуальных действий, предусмотренных УПК, суд, прокурор, следователь, руководитель следственного органа, дознаватель вносит запрос об их производстве компетентным органом или должностным лицом иностранного государства в соответствии с международным договором России, международным соглашением или на основе принципа взаимности. Запрос о производстве процессуальных действий направляется через:

1) Верховный Суд РФ — по вопросам его судебной деятельности;

2) Минюст России — по вопросам, связанным с судебной деятельностью всех судов, за исключением Верховного Суда РФ;

3) Следственный комитет РФ, МВД России, ФСБ России, ФСКН России — по уголовным делам, находящимся в их производстве;

4) Генеральную прокуратуру РФ — в остальных случаях проведения дознания и предварительного следствия (ч. 3 ст. 453 УПК).

В 2009 г. Главным управлением международно-правового сотрудничества Генеральной прокуратуры РФ рассмотрено 3217 запросов о правовой помощи иностранных государств; направлено 2583 российских запроса о правовой помощи.

Запрос и прилагаемые к нему документы переводятся на официальный язык того иностранного государства, в которое они направляются (ч. 4 ст. 453 УПК).

Запрос о производстве процессуальных действий составляется в письменном виде, подписывается должностным лицом, его направляющим, удостоверяется гербовой печатью соответствующего органа и должен содержать:

1) наименование органа, от которого исходит запрос;

2) наименование и место нахождения органа, в который направляется запрос;

3) наименование уголовного дела и характер запроса;

4) данные о лицах, в отношении которых направляется запрос, включая данные о дате и месте их рождения, гражданстве, роде занятий, месте жительства или месте пребывания, а для юридических лиц — их наименование и место нахождения;

5) изложение подлежащих выяснению обстоятельств, а также перечень запрашиваемых документов, вещественных и других доказательств;

6) сведения о фактических обстоятельствах совершенного преступления, его квалификация, текст соответствующей статьи УК, а при необходимости также сведения о размере вреда, причиненного данным преступлением.

Доказательства, полученные на территории иностранного государства его должностными лицами в ходе исполнения ими поручений об оказании правовой помощи по уголовным делам или направленные в Россию в приложении к поручению об осуществлении уголовного преследования в соответствии с международными договорами России, международными соглашениями или на основе принципа взаимности, заверенные и переданные в установленном порядке, пользуются такой же юридической силой, как если бы они были получены на территории России в полном соответствии с требованиями УПК (ст. 455 УПК).

Показания свидетелей, потерпевших, заключения экспертов — важные доказательства, без исследования которых невозможно правильно разрешить уголовное дело, вынести законный и обоснованный приговор. Поэтому в практической деятельности часто возникает потребность вызова указанных лиц в правоохранительные органы (суды, прокуратура, органы следствия и дознания) иностранного государства, на территории которого производится расследование или судебное разбирательство.

Свидетель, потерпевший, эксперт, гражданский истец, гражданский ответчик, их представители, находящиеся за пределами территории России, могут быть с их согласия вызваны должностным лицом, в производстве которого находится уголовное дело, для производства процессуальных действий на территории России. Процессуальные действия с участием явившихся по вызову лиц производятся в порядке, установленном УПК.

Явившиеся по вызову лица не могут быть на территории России привлечены в качестве обвиняемых, взяты под стражу или подвергнуты другим ограничениям личной свободы за деяния или на основании приговоров, которые имели место до пересечения указанными лицами Государственной границы России. Действие иммунитета прекращается, если явившееся по вызову лицо, имея возможность покинуть территорию России до истечения непрерывного срока в 15 суток с момента, когда его присутствие более не требуется должностному лицу, вызвавшему его, продолжает оставаться на этой территории или после отъезда возвращается в Россию.

Лицо, находящееся под стражей на территории иностранного государства, вызывается в таком же порядке при условии, что это лицо временно передается на территорию России компетентным органом или должностным лицом иностранного государства для совершения действий, указанных в запросе о вызове. Такое лицо продолжает оставаться под стражей на все время пребывания его на территории России, причем основанием содержания его под стражей служит соответствующее решение компетентного органа иностранного государства. Это лицо должно быть возвращено на территорию соответствующего иностранного государства в сроки, указанные в ответе на запрос. Условия передачи или отказа в ней определяются международными договорами РФ или письменными обязательствами на основе принципа взаимности (ст. 456 УПК).

Согласно международным нормам, свидетелю, эксперту, а также потерпевшему и его законному представителю запрашивающим государством возмещаются расходы, связанные с проездом и пребыванием в этом государстве, равно как и неполученная заработная плата за дни отвлечения от работы; эксперт имеет также право на вознаграждение за проведение экспертизы. В вызове должно быть указано, какие выплаты вправе получить вызванные лица (п. 3 ст. 9 Конвенции СНГ; ст. 9, п. 2 и п. 3 ст. 10 Европейской конвенции о взаимной правовой помощи). Конкретные размеры денежных выплат указанным лицам, вызванным в иностранное государство для дачи показаний, определены в конвенциях, двусторонних договорах и национальном законодательстве.

В Российской Федерации суды, прокуроры, следователи не только направляют запросы об оказании правовой помощи, но и, в свою очередь, исполняют переданные им в установленном порядке запросы о производстве процессуальных действий, поступившие от соответствующих компетентных органов и должностных лиц иностранных государств, в соответствии с международными договорами России, международными соглашениями или на основе принципа взаимности.

При исполнении такого запроса применяются нормы УПК, однако по просьбе запрашивающего учреждения могут быть применены процессуальные нормы законодательства иностранного государства в соответствии с международными договорами России, международными соглашениями или на основе принципа взаимности, если это не противоречит законодательству и международным обязательствам России (ч. 2 ст. 457 УПК; п. 1 и п. 2 ст. 3 Европейской конвенции о взаимной правовой помощи; п. 1 ст. 8 Конвенции СНГ).

По просьбе запрашивающего учреждения запрашиваемое учреждение своевременно сообщает ему и заинтересованным сторонам о времени и месте исполнения поручения, с тем, чтобы они могли присутствовать при исполнении поручения, если на то имеется согласие запрашиваемого государства или если это предусмотрено международными договорами РФ или письменным обязательством о взаимодействии на основе принципа взаимности (ч. 3 ст. 457 УПК; ст. 4 Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам; ч. 3 ст. 8 Конвенции СНГ).

Если запрашиваемое учреждение не имеет полномочий исполнить поручение, оно пересылает его компетентному учреждению и уведомляет об этом запрашивающее учреждение (п. 2 ст. 8 Конвенции СНГ; ст. 18 Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам). После выполнения поручения запрашиваемое учреждение возвращает документы запрашивающему учреждению, а в том случае, если правовая помощь не могла быть оказана, одновременно уведомляет его об обстоятельствах, которые препятствуют исполнению поручения (п. 5 ст. 8 Конвенции СНГ; ст. 19 Европейской конвенции).

Если запрос не может быть исполнен, то полученные документы возвращаются с указанием причин, воспрепятствовавших его исполнению, через орган, его получивший, либо по дипломатическим каналам в тот компетентный орган иностранного государства, от которого исходил запрос. Запрос возвращается без исполнения, если он противоречит законодательству России либо его исполнение может нанести ущерб ее суверенитету или безопасности (ч. 4 ст. 457УПК; ст. 19 Конвенции СНГ).

В случаях, не терпящих отлагательства, запросы могут быть направлены непосредственно судебными органами запрашивающего государства судебным органам России (судам и органам прокуратуры). При этом копия поручения должна одновременно передаваться в соответствующий центральный компетентный орган (Следственный комитет РФ, Верховный Суд РФ, Минюст России, Генеральная прокуратура РФ).

Согласно нормам международного права, в правовой помощи может быть отказано, если запрашиваемая сторона считает, что просьба касается политического преступления или выполнение просьбы может нанести ущерб суверенитету, безопасности, общественному порядку или другим существенно важным интересам ее страны либо противоречит законодательству запрашиваемой стороны.

Запрос об оказании правовой помощи по уголовным делам как форма международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства со странами СНГ Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

Аннотация научной статьи по государству и праву, юридическим наукам, автор научной работы — Жукова Дарья Владимировна

Обосновывается актуальность и осуществляется сравнительно-правовой анализ норм, регламентирующих такую форму международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства, как запрос о правовой помощи стран СНГ, исследуются правовые нормы стран СНГ, определяющие объем правовой помощи , высказывается мнение по поводу отличительных черт данной формы сотрудничества от иных форм.

Похожие темы научных работ по государству и праву, юридическим наукам , автор научной работы — Жукова Дарья Владимировна,

THE REQUEST FOR LEGAL ASSISTANCE IN CRIMINAL MATTERS AS A FORM OF INTERNATIONAL COOPERATION IN CRIMINAL LEGAL PROCEEDINGS WITH THE CIS COUNTRIES

Actuality and carried out a comparative legal analysis of the rules governing this form of international cooperation in criminal matters, as a request for legal assistance to the CIS countries, examines the legal norms of the CIS countries, which determine the scope of legal aid , expressed opinion on the distinctive features of this form of cooperation from the other forms of.

Текст научной работы на тему «Запрос об оказании правовой помощи по уголовным делам как форма международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства со странами СНГ»

The author’s view of essence of a definition «transnational criminal formation of extremist character», as the scientific category defining set of organized forms of criminal activity of the studied look is presented. The separate attention is paid to formation of typology criminalistic of significant signs of transnational criminal formation of extremist character.

Keywords: transnational criminal formation of extremist character, criminalistic significant signs, organizational structure, functional communications, mechanism of criminal activity, extremist motivation.

Davydov Vladimir Olegovich, Ph.D. Jurid. Sciences, associate professor «Justice and law-enforcement activity», Fellow Russian Interior Ministry, [email protected] (Russia, Tula, Tula State University).

ЗАПРОС ОБ ОКАЗАНИИ ПРАВОВОЙ ПОМОЩИ ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ КАК ФОРМА МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В СФЕРЕ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА СО СТРАНАМИ СНГ

Обосновывается актуальность и осуществляется сравнительно-правовой анализ норм, регламентирующих такую форму международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства, как запрос о правовой помощи стран СНГ, исследуются правовые нормы стран СНГ, определяющие объем правовой помощи, высказывается мнение по поводу отличительных черт данной формы сотрудничества от иных форм.

Ключевые слова: международное сотрудничество; преступность, запрос о правовой помощи; подозреваемый; обвиняемый; разновидности запроса о правовой помощи; объем правовой помощи.

Интеграция стран мирового сообщества в экономической, культурной, политической и иных сферах жизни общества способствует интернационализации преступности, что является главной причиной для признания необходимости существования международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства.

Современное законодательство не раскрывает смысл этого понятия, а лишь определяет основные формы и направления данного сотрудничества: взаимодействие путем направления запроса об оказании правовой помощи; осуществления уголовного преследования; выдачи лица для уголовного преследования или исполнения приговора; передачи лица для отбывания наказания. В юридической литературе, по мнению В.В. Щербакова, международное сотрудничество по уголовным делам можно разделить на такие

самостоятельные формы деятельности как: правовая помощь, осуществление уголовного преследования и выдача (экстрадиция) лиц [1, с. 43].

Необходимо отметить, что в научной среде преобладает такой подход, согласно которому «правовая помощь по уголовным делам» охватывает все остальные формы международного сотрудничества государств в борьбе с преступностью.

Запросы о правовой помощи являются одним из наиболее эффективных средств в борьбе с преступностью государствами СНГ, способствуют своевременному и правильному раскрытию, расследованию преступлений, изобличению виновных лиц. Важность и актуальность данной формы сотрудничества доказывает количество запросов, которое было направлено в иностранные государства и зарубежных запросов, которое было получено Российской Федерацией, по сведениям Генеральной прокуратуры Российской Федерации составляет 3500 запросов.

Таким образом, можно сделать вывод, что одним из важнейших направлений международного сотрудничества в сфере борьбы с преступностью являются запросы об оказании правовой помощи по уголовным делам.

В юридической литературе и международных нормативных правовых актах понятие «правовая помощь по уголовным делам» трактовалось крайне неоднозначно. Так, например, В.П. Шупилов относил к правовой помощи: выдачу разрешения на допрос свидетелей, находящихся под стражей; передачу вещей, приобретенных путем преступления (либо возмещение их стоимости), а также отдельно выделял выдачу преступников. [2]; [3, с. 16, с. 86].

Иной подход к определению данной формы сотрудничества предложила Н.И. Марышева. По ее мнению, к правовой помощи относится: а) выполнение поручений об исполнении определенных процессуальных действий; б) предоставление информации о действующем законодательстве; в) передача компетенции (т.е. передача уголовного преследования; г) выдача (экстрадиция); д) признание и исполнение приговоров [4, с. 23].

В.В. Милинчук дает наиболее общее определение правовой помощи по уголовным делам, которая представляет основанную на национальном законодательстве деятельность компетентных органов запрашиваемого государства по исполнению запросов о производстве на территории запрашиваемого государства процессуальных действий и оперативно -розыскных мероприятий для получения доказательств по расследуемому уголовному делу [5, с. 19].

Основными критериями, отличающими правовую помощь по уголовным делам от иных форм сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства, являются следующие:

— правовая помощь оказывается лишь на основании просьб (запросов, поручений) компетентных органов запрашивающих государств [6, с. 56];

— она затрагивает только производство некоторых процессуальных и оперативно-розыскных действий, связанных с получением доказательственной и иной информации;

— запрашивающее государство частично передает свою компетенцию (полномочия) по уголовному делу другому (запрашиваемому) государству. Это выражается в разрешении запрашивающим государством собирания доказательств по собственному уголовному делу органами запрашиваемого иностранного государства, а также в признании допустимыми доказательств, полученных органами иностранного государства согласно нормам законодательства этого государства [7, с. 23].

Следует отметить, что международными договорами и уголовно-процессуальным законодательством предусмотрены определенные особенности порядка направления запросов о правовой помощи.

Так, согласно пункту 4 части 2 статьи 453 УПК РФ, запрос о производстве процессуальных действий компетентным органом или должностным лицом иностранного государства направляется через Генеральную прокуратуру Российской Федерации. При производстве дознания по уголовному делу запрос о правовой помощи и прилагаемые к нему документы должны быть незамедлительно переданы в Управление организации дознания и административной практики ФССП России, которое является правомочным органом, для дальнейшего направления запроса в Генеральную прокуратуру Российской Федерации. Запрос о правовой помощи, направляемый в компетентные органы зарубежного государства, должен содержать данные предусмотренные статьей 454 УПК РФ.

Необходимо выделить особенности положений такого вида правовой помощи, как допрос российских граждан в качестве обвиняемых (подозреваемых), которые вернулись в Россию после совершения предполагаемого преступления на территории (или против интересов) запрашивающего государства.

В соответствии со статьей 6 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22.01.1993 года, допрос обвиняемого (подозреваемого) прямо указан в числе мероприятий, входящих в правовую помощь. При исполнении поручения об оказании правовой помощи запрашиваемое учреждение применяет законодательство своей страны.

Не смотря на все это, некоторыми нормами уголовно-процессуального законодательства РФ не допускается проводить допрос собственных граждан в качестве обвиняемых (подозреваемых), в силу чего в исполнении соответствующих запросов от государств — участников СНГ в настоящее время Россия, ссылаясь на ст. 19 Минской конвенции, отказывает. Допрос подозреваемого или обвиняемого в соответствии с п. 55 ст. 5 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее — УПК РФ) является уголовным преследованием.

Однако такая позиция российской стороны полностью не согласуется с принципами международного сотрудничества. Допросы собственных граждан в качестве обвиняемых (подозреваемых) по запросу о правовой помощи производятся в Республике Молдове, Республики Армении. Невозможность

оказания такого вида правовой помощи утверждается только двумя генеральными прокуратурами — Азербайджанской Республики и Российской Федерации. Кыргызская Республик и Республика Таджикистан своей позиции по данному вопросу не отметили.

Таким образом, можно сделать вывод, что большинство государств СНГ считают данный вид допроса приемлемым.

Отличительной чертой взаимной правовой помощи по уголовным делам является передача компетенции, что и отличает ее от других форм международного сотрудничества: уголовного преследования на территории другого государства и выдачи лица для уголовного преследования [11, с. 56].

Так, например, при необходимости производства следственных действий за рубежом, собирания доказательств и т.п. по российскому запросу о правовой помощи данные действия осуществляются компетентными органами иностранного государства в соответствии со своим внутренним законодательством. Такая деятельность прямо не является составной частью уголовного судопроизводства на территории РФ. Однако она входит в область регулируемых им отношений, так как осуществляется путем частичной передачи компетенции другому государству по получению доказательств, выполнению процессуальных действий и осуществлению оперативно-розыскных мероприятий по собственному уголовному делу. Передача компетенции заключается в допущении государством возможности получения доказательств по собственному уголовному делу компетентными органами иностранного государства [12, с. 63].

Запрашивающее государство может и не воспользоваться результатами такой помощи (например, когда полученные доказательства противоречат собственному законодательству)[13, с. 45].

В настоящее время идет увеличение числа преступлений, затрагивающих интересы сразу нескольких государств. Это требуют нового уровня сотрудничества — не просто посредством передачи компетенции, а при совместном ее осуществлении.

Так, при исполнении запроса иностранного государства, если это предусмотрено международным договором или письменным обязательством могут присутствовать представители этого государства, для чего целесообразно упростить порядок пересечения границ государств — участников СНГ работниками компетентных органов в служебных целях, а также и участниками уголовного судопроизводства [14, с. 21].

Одной из новых форм международного сотрудничества в борьбе с преступностью является проведение расследований совместными (международными) следственными или следственно-оперативными группами. Основаниями для их создания является быстрое и всестороннее расследование преступлений, совершенных одним или несколькими лицами на территориях двух и более договаривающихся государств, либо затрагивающих их интересы.

Запрос о создании совместной группы является разновидностью запроса о правовой помощи.

Все это будет служить соблюдению ограниченных законом сроков предварительного расследования по уголовным делам, сроков давности уголовного преследования, а также реализации права обвиняемого, подсудимого на рассмотрение его дела в разумный срок

В заключении хотелось бы отметить, что ежегодное увеличение объема взаимной правовой помощи по раскрытию преступлений является следствием расширяющегося взаимодействия правоохранительных органов государств -участников СНГ и причина актуальности взаимной правовой помощи по раскрытию и расследованию уголовных дел как формы международного сотрудничества.

1. Щербаков В.В. Реализация норм международного права в деятельности органов предварительного расследования: дис. канд. юрид. наук. М., 2004.

2. Шупилов В.П. Международно-правовая помощь по уголовным делам // Советское государство и право. 1974. N 3.

3. Валеев Р.М. Выдача преступников в современном международном праве (некоторые вопросы теории и практики). Казань, 1976. Киселев В.Г. Правовая помощь по уголовным делам в договорах СССР с другими социалистическими странами: атореф. дис. канд. юрид. наук. Ленинград, 1978.

4. Марышева Н.И. Международная правовая помощь по гражданским и уголовным делам: дис. д-ра юрид. наук в форме научного доклада. М., 1996.

5. Милинчук В.В. Институт правовой помощи по уголовным делам. Действующая практика и перспективы развития. М.: Юрлитинформ, 2001.

6. Бирюков Н.П. Нормы международного уголовно -процессуального права в правовой системе Российской Федерации. Воронеж: ВГУ, 2000.

7. Карасева Е.В. Процессуальные аспекты международного сотрудничества органов предварительного следствия при МВД Российской Федерации: дис. канд. юрид. наук. М., 1999.

8. Крамарев А.Г., Лавров В.П. Особенности допроса граждан иностранных государств. М., 1976. .

9. Александрова О.И. Уголовно-процессуальные и криминалистические особенности возбуждения и расследования уголовных дел с участием иностранных граждан: дис. канд. юрид. наук. М., 2001.

10. Бастыркин А.И., Александрова О.И. Расследование по делам с участие иностранных граждан // Законность. 2004. N 1. С. 13 — 15. Бастыркин А.И., Александрова О.И. Особенности допроса иностранных граждан на предварительном следствии // Законность. 2004. N 3.

11. Латыпов У.А. Межгосударственное сотрудничество по расследованию преступлений и сбору доказательств по уголовным делам // Российская юстиция. 2009. N 9.

12. Волеводз А.Г. Правовые основы новых направлений международного сотрудничества в сфере уголовного процесса: дис. д-ра юрид. наук. М., 2002.

13. Милинчук В.В. Взаимная правовая помощь по уголовным делам: общие условия оказания и формы (действующая практика и перспективы развития): дис. канд. юрид. наук. М., 2001.

14. Смирнов М.И. Понятие и современное состояние института взаимной правовой помощи по уголовным делам // Правоведение. 2004. N 5.

Жукова Дарья Владимировна, аспирант кафедры уголовного процесса и криминалистики юридического факультета, [email protected] ru, Россия, Оренбург, Оренбургский государственный университет.

THE REQUEST FOR LEGAL ASSISTANCE IN CRIMINAL MATTERS AS A FORM OF INTERNATIONAL COOPERATION IN CRIMINAL LEGAL PROCEEDINGS WITH THE CIS

COUNTRIES D V Zhukova

Actuality and carried out a comparative legal analysis of the rules governing this form of international cooperation in criminal matters, as a request for legal assistance to the CIS countries, examines the legal norms of the CIS countries, which determine the scope of legal aid, expressed opinion on the distinctive features of this form of cooperation from the other forms of.

Keywords: international cooperation; crime, a request for legal assistance; the suspect; the defendant; varieties of a request for legal assistance; the scope of legal aid.

Zhukova Daria Vladimirovna, postgraduate student of the criminal trial and criminalistics of law department, [email protected] ru, Russia, Orenburg, Orenburg state university.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ МЕТОДОВ ПРИ ВЫЯВЛЕНИИ

ИЗМЕНЕНИЙ СОСТАВА КРОВИ ПРЕСТУПНИКА С ЦЕЛЬЮ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ РЕГИОНА ЕГО ПРОЖИВАНИЯ

Рассматриваются вопросы использования методов различных наук для выявления изменений состава крови человека, приводящих к устойчивым заболеваниям. Автор полагает, что проведенное исследование позволяет дать существенные рекомендации, направленные на формирование в каждом регионе банков данных по составу крови и характеру загрязняющих веществ, содержащихся в крови лиц, проживающих в конкретном регионе, что, в свою очередь, позволит спрогнозировать регион проживания неустановленного преступника.

Ключевые слова: методы экспертного исследования, прогнозирование личности неизвестного преступника, диагностирование следов крови преступника.