Закон россии об общественных объединениях

06.05.2018 Выкл. Автор admin

Содержание:

Федеральный закон «Об общественных объединениях» от 19.05.1995 N 82-ФЗ ст 47 (ред. от 20.12.2017)

Статья 47. Международное общественное объединение

Общественное объединение, образованное в Российской Федерации, признается международным, если в соответствии с его уставом в иностранных государствах создается и осуществляет свою деятельность хотя бы одно его структурное подразделение — организация, отделение или филиал и представительство.

Создание, деятельность, реорганизация и (или) ликвидация международных общественных объединений, международных союзов (ассоциаций) международных общественных объединений в Российской Федерации осуществляются в общем порядке, предусмотренном для общественных объединений настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Организации, отделения или филиалы и представительства международных общественных объединений создаются и осуществляют свою деятельность в Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Ограничения для учредителей, членов и участников общественных объединений, установленные частью второй статьи 19 настоящего Федерального закона, не распространяются на структурные подразделения международных общественных объединений, создаваемые и действующие в иностранных государствах.

Федеральный закон «Об общественных объединениях» 2018

Закон об общественных объединениях в последней действующей редакции от 31 декабря 2017 года.

Новые не вступившие в силу редакции закона отсутствуют.

Федеральный закон Российской Федерации «Об общественных объединениях» регулирует отношения, возникающие между государством и общественными организациями, создающимися в связи с желанием граждан добровольно объединиться на основе общности интересов для реализации общих целей. Федеральный закон определяет организационно-правовые формы общественных объединений в зависимости от сферы деятельности и территориальной принадлежности (местные, региональные, межрегиональные, общероссийские и международные).

Федеральный закон устанавливает порядок создания общественных объединений, условия их ликвидации, требования к учредителям и членам объединений, требования к уставу, символике и обязательной государственной регистрации общественных объединений. Федеральный закон «Об общественных объединениях» определяет права и обязанности общественных объединений в Российской Федерации. Федеральный закон устанавливает ответственность общественных объединений за нарушение требований настоящего закона и нарушение законодательства Российской Федерации, а так же предусматривает приостановление или ликвидацию общественных объединений за нарушение законов РФ.

Договор-Юрист.Ру постоянно следит за актуализацией кодексов и законов.

Так, например, Закон об общественных объединениях не имеет на данный момент никаких новых запланированных редакций.

Шансов найти более свежую действующую редакцию — нет.

Комментарии к закону

Вы также можете получить комментарии к закону «Федеральный закон «Об общественных объединениях»». Юристы сайта, специализирующиеся на конкретных сферах кодексов и законов, дадут исчерпывающий комментарий по любым вопросам.

Об общественных объединениях

Федеральный закон «Об общественных объединениях»

В нашей стране право каждого на объединение гарантируется Конституцией Российской Федерации (ч. 1 ст. 30). В целях реализации этого конституционного права граждан принят Федеральный закон от 19.05.1995 N 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (ред. от 20.07.2012, далее — Закон N 82-ФЗ). Его действие распространяется на все общественные объединения, созданные по инициативе граждан. Исключение составляют религиозные и коммерческие организации, а также создаваемые ими некоммерческие союзы (ассоциации). —- Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (ред. от 11.02.2013, далее — Закон N 7-ФЗ) указывает, что некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных или религиозных организаций (объединений), общин коренных малочисленных народов Российской Федерации, казачьих обществ, некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, а также в других формах, предусмотренных федеральными законами (п. 3 ст. 2). —- Например, в п. 3 ст. 6 Федерального закона от 06.05.2011 N 100-ФЗ «О добровольной пожарной охране» указывается, что общественные объединения пожарной охраны создаются либо в форме общественной организации, либо в форме общественного учреждения. —- Вместе с тем в отношении отдельных организационно-правовых форм общественных объединений может предусматриваться уведомление органов государственной власти о создании этого общественного объединения. Например, Федеральный закон от 11.07.2001 N 95-ФЗ «О политических партиях» (ред. от 01.12.2012, далее — Закон о политических партиях) провозглашает, что политическая партия создается свободно, без разрешений органов государственной власти и должностных лиц (п. 1 ст. 11). Одним из способов создания политической партии является ее создание на учредительном съезде политической партии. —- Например, предметом регулирования Федерального закона от 12.01.1996 N 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (ред. от 28.12.2010, далее — Закон о профсоюзах) являются общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами конституционного права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией профессиональных союзов, их объединений (ассоциаций), первичных профсоюзных организаций —- Федеральный закон от 11.08.1995 N 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (ред. от 23.12.2010) устанавливает не только особенности создания и деятельности благотворительных организаций, но также определяет основы правового регулирования благотворительной деятельности, возможные формы ее поддержки органами государственной власти и органами местного самоуправления; Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» (ред. от 28.07.2012) регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг). Вместе с тем последний Закон регулирует также общественные отношения, связанные с созданием и деятельностью общественных объединений потребителей (ст. 45).

Федеральный закон от 19.05.1995 N 82-ФЗ , Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» , Федерального закона от 06.05.2011 N 100-ФЗ «О добровольной пожарной охране» , Федеральный закон от 11.07.2001 N 95-ФЗ «О политических партиях» , Федерального закона от 12.01.1996 N 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» , Федеральный закон от 11.08.1995 N 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»

С принятием Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ признан утратившим силу Закон Российской Федерации от 11.03.1992 «О коллективных договорах и соглашениях», который к представителям работников относил органы общественной самодеятельности, образованные на общем собрании (конференции) работников организации и уполномоченные им (ст. 2).

Добровольные пожарные. Следует также обратить внимание на Федеральный закон от 06.05.2011 N 100-ФЗ «О добровольной пожарной охране», ст. 18 которого устанавливает компенсации и льготы добровольным пожарным по месту основной работы.

Объединения инвалидов. Можно упомянуть здесь и об общественных объединениях инвалидов, право на создание которых предусматривается гл. V Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (ред. от 30.12.2012). Например, Федеральным законом от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (ред. от 30.12.2012).

Закон «Об общественных объединениях»

Федеральный закон 82 «Об общественных объединениях» регулирует правоотношения граждан, которые возникают при реализации их права на участие в регламентируемых группах. Предписывается, что иностранные граждане обладают аналогичными правами. Исключения составляют случаи, прямо указанные в законодательных актах или международных договорах Российской Федерации.

Описание закона

Федеральный закон 82 «Об общественных объединениях» принят 14 апреля 1995 года. Он регламентирует основные вопросы, связанные с правом граждан объединяться в группы и организации. Краткое содержание закона можно рассмотреть на основе структурного перечня его глав:

  • общие положения – включают в себя основные принципы закона, определения и разновидности;
  • порядок создания общественных объединений, реорганизация и упразднение;
  • права и обязанности объединенной группы;
  • собственность и управление имуществом, надзор и контроль за исполнением;
  • ответственность за нарушение закона;
  • международные общественные объединения и международные связи.

Федеральный закон 82 постоянно дорабатывается с целью актуализации законодательной базы. Цель изменений заключается в оптимизации положений правовых актов, а также их соответствие иным документам, принимаемым в Российской Федерации.

Последние изменения в Закон «Об общественных организациях» были внесены в 2016 году. Коснулись они формулировок некоторых статей. Более поздних поправок в законе об объединениях на 2017 год не имеется.

Скачать ФЗ 82

Скачать Федеральный закон 82 «Об общественных объединениях» можно здесь. Документ приведен в актуальной редакции на 2017 год. В текст внесены все последние изменения. Предлагаемый документ подойдет как для получения информации, так и для углубленного изучения законодательной базы по вопросам объединения граждан.

Последние изменения, внесенные в закон об общественных объединениях

Последние изменения в ФЗ 82 «Об общественных объединениях» были внесены в 2016 году. 31 января поправки были внесены в статью 4 ФЗ 82. По ним была изменена редакция первой части о содержании права граждан на объединения.

2 июня 2016 года статья 8 была дополнена пятым пунктом о необходимости создания единоличного исполнительного органа. В отдельных случаях образуется коллегиальный исполнительный орган.

С 2016 года поправок в ФЗ 82 не вводилось. Ряд изменений в Закон об общественных движениях был внесен в более ранние периоды. Их следует рассмотреть на примере наиболее актуальных статей.

Ст 5 ФЗ 82 регламентирует понятие общественного движения. Под таковым понимается добровольное некоммерческое формирование, основанное на принципе самоуправления. Предписывается, что оно создается по инициативе граждан, которые объединяются при наличии общих интересов для достижения общих целей. Поправки в редакцию статьи 5 не вносились с момента публикации документа.

Ст 7 ФЗ «Об общественных объединениях» предписывает организационно-правовые формы возможных формирований. К таковым относятся:

  • общественная организация;
  • движение;
  • фонд;
  • учреждение;
  • орган общественной самодеятельности;
  • политическая партия.

Последние поправки в статью были введены в 2002 году. По ним добавлен последний пункт, а также упразднена вторая часть статьи 7. Иных редакций данное положение не имеет.

В Федеральном законе 82 ФЗ статья 29 предписывает обязанности общественных объединений. К таковым относятся следующие аспекты:

  • соблюдение законов РФ, международных правовых норм и принципов;
  • публикация ежегодного отчета об использовании собственного имущества;
  • необходимость уведомлять регистрирующий орган о продолжении своей деятельности с указанием на актуальное местоположение и общей информации о названии и руководителях;
  • при наличии запроса от регистрирующих органов предоставлять все сведения и отчеты в том же виде, в котором таковые оформляются для налоговой службы;
  • допускать полномочное лицо регистрирующих органов на проводимые мероприятия, оказывать иное содействие в ознакомлении с деятельностью объединения;
  • предоставлять полную информацию касающуюся денежного объема и имущества, получаемых из иностранных источников.

Отдельно статья регламентирует случаи неоднократного нарушения обязанностей. При непредоставлении ежегодного отчета регистрирующий орган вправе обратиться в суд с заявлением о признании данного объединения недействительным. Данный принцип действует в отношении ежегодных отчетов и предоставления сопутствующей информации.

Последние изменения в статью 29 были внесены в 2014 году. Коснулись они редакции абзаца о предоставлении ежегодного отчета о подтверждении деятельности. Внесенные коррективы изменили слово «название» на «наименование».

Законодательство об общественных объединениях: текущее состояние и проблемы Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

Аннотация научной статьи по государству и праву, юридическим наукам, автор научной работы — Иванова М. И.

В научной статье предпринята попытка анализа законодательных актов об общественных объединениях с целью выявления недостатков и пробелов в правовом регулировании данного института. Автор выступает за внесение изменений в действующее законодательство.

Похожие темы научных работ по государству и праву, юридическим наукам , автор научной работы — Иванова М.И.,

Текст научной работы на тему «Законодательство об общественных объединениях: текущее состояние и проблемы»

Известия Саратовского университета. 2009. Т. 9. Сер. Экономика. Управление. Право, вып. 1

УДК 347. 191.11(470+571)

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ОБ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ: ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ

Саратовский государственный университет, кафедра конституционного и муниципального права E-mail: [email protected]

в научной статье предпринята попытка анализа законодательных актов об общественных объединениях с целью выявления недостатков и пробелов в правовом регулировании данного института. Автор выступает за внесение изменений в действующее законодательство.

Ключевые слова: объединение, общество, власть, учредители, реорганизация.

The Legislation on Public Associations: a Current Condition and Problems

In the scientific article attempt of the analysis of acts for public associations for the purpose of revealing of lacks and blanks in legal regulation of the given institute is undertaken. The author supports modification of the current legislation. Key words: association, society, power, founder, reorganisation.

Заметный рост внимания к общественным объединениям во всем мире и в России обусловлен их значительным вкладом в социальное развитие и гармонизацию отношений между общественными институтами и государственными органами1.

В действующем законодательстве содержится обширный комплекс правовых норм, регулирующих правовое положение общественных объединений, порядок их создания и деятельности, формы взаимодействия между собой, органами государственной власти и местного самоуправления, а также место в системе «общество — власть».

Одним из основных нормативно-правовых актов, регулирующих статус общественных объединений, является Федеральный закон «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995 года2.

На наш взгляд, закон несовершенен, наряду с достоинствами имеет недостатки и неурегулированные вопросы, поэтому представляется необходимым дать ему объективную оценку.

Федеральный закон «Об общественных объединениях» различает «участников» и «членов» общественных объединений, в отличие от Федерального закона «О некоммерческих организациях»3, где «участники» и «члены» употребляются как синонимы. Устанавливаются различия между терминами «общественное объе-

динение» и «общественная организация». Общественная организация в соответствии с Федеральным законом «Об общественных объединениях» выступает одной из организационно-правовых форм общественного объединения наряду с общественным учреждением, общественным фондом, органом общественной самодеятельности и общественным движением. Однако в Федеральных законах «О некоммерческих организациях» и «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»4 термины «общественное объединение» и «общественная организация» употребляются через скобки. Кроме того, предусмотрено деление общественных объединений по признаку территориальной сферы деятельности. Так, в Российской Федерации могут создаваться и действовать международные, общероссийские, межрегиональные, региональные и местные общественные объединения. Несомненным преимуществом является и то, что предусмотрена возможность создания детских и молодежных общественных объединений, членами и участниками которых могут быть граждане, достигшие 8 лет и 14 лет соответственно.

Вместе с тем следует обратить внимание и на определенные противоречия, недостатки и пробелы в правовом регулировании.

Федеральным законом «Об общественных объединениях» закреплены организационно-правовые формы общественных объединений: общественное учреждение, общественное движение и общественный фонд, дублирующие организационно-правовые формы некоммерческих организаций (учреждение, движение, фонд). В отношении общественного фонда статья 10 Закона прямо говорит, что «общественный фонд является одним из видов некоммерческих фондов». Здесь возникает противоречие: общественный фонд является одновременно и организационно-правовой формой общественного объединения и видом некоммерческой организации.

Противоречивость такой ситуации проявляется, например, в следующем: в статье 65 Гражданского кодекса Российской Федерации5 перечислены юридические лица, которые могут быть признаны несостоятельными (банкротами), и из некоммерческих организаций к

© М.И. Иванова, 2009

М.И. Иванова. Законодательство об общественных объединениях: состояние и проблемы

ним отнесены юридические лица, действующие в форме потребительского кооператива либо благотворительного или иного фонда. В данной статье отсутствует упоминание об общественном объединении, значит, оно не может быть признано несостоятельным (банкротом), несмотря на предоставленную законом возможность осуществлять предпринимательскую деятельность. Исходя из этого, общественный фонд как общественное объединение не может быть признан несостоятельным (банкротом), в то же время общественный фонд является и видом некоммерческих фондов, которые, согласно статье 65 Гражданского кодекса РФ, могут быть признаны несостоятельными (банкротами). Получается, что как общественное объединение общественный фонд не может быть признан несостоятельным (банкротом), а как вид некоммерческих фондов — может. Следует обратить внимание на тот факт, что решение о ликвидации общественного фонда как вида некоммерческих фондов может быть принято только судом по заявлению заинтересованных лиц (пункт 2 статьи 119 Гражданского кодекса РФ).

В статье 26 Федерального закона «Об общественных объединениях» говорится о том, что ликвидация общественного объединения (в том числе и общественного фонда) может быть осуществлена и по решению съезда (конференции) или общего собрания. Устав общественного фонда может быть изменен органами общественного фонда, только если уставом предусмотрена возможность его изменения в таком порядке. В противном случае изменения в устав общественного фонда вносятся только судом (пункт 1 статьи 119 Гражданского кодекса РФ).

Также законом установлено, что учредителями, членами и участниками общественных объединений могут быть только физические лица и юридические лица — общественные объединения (статья 6). В данном случае не учитывается роль иных юридических лиц и общественных объединений (не прошедших государственной регистрации) в их деятельности.

Четко не урегулирована возможность общественного объединения не проходить государственную регистрацию. Например, при совмещении определений общественного и некоммерческого фонда можно сделать вывод, что общественный фонд юридическим лицом быть обязан, несмотря на предусмотренное статьей 18 Федерального закона «Об общественных объединениях» право не регистрировать общественное объединение. Иначе теряется смысл создания обще ственного фонда по причине того, что цели создания и деятельности общественного фонда (ст. 10 закона) не смогут быть достигнуты, а созданный общественный фонд, не зарегистрированный в качестве юридического лица, может быть ликвидирован по любому

из оснований, перечисленных в пункте 2 статьи 119 Гражданского кодекса РФ.

Главная причина этого в том, что общественное объединение, не являющееся юридическим лицом, не может иметь никаких имущественных прав. Согласно статье 28 Федерального закона «Об общественных объединениях», официальное название общественного объединения должно содержать указание на его организационно-правовую форму и территориальную сферу деятельности. Кроме того, следует указать на то, что в названии общественного объединения должно содержаться и указание на характер деятельности общественного объединения в силу требования пункта 1 статьи 54 Гражданского кодекса РФ.

Необходимо акцентировать внимание и на пробелы в правовом регулировании данного института.

В Федеральном законе «Об общественных объединениях» подробно говорится только об одном способе создания общественного объединения — путем «учреждения». Согласно статье 18, «общественные объединения создаются по инициативе их учредителей — не менее трех физических лиц». При этом вообще не рассматривается такой способ создания общественного объединения, как «реорганизация».

В соответствии с пунктом 1 статьи 57 Гражданского кодекса РФ реорганизация юридического лица, в том числе и общественного объединения — юридического лица, может быть осуществлена в форме слияния, присоединения, разделения, выделения или преобразования. При этом новое общественное объединение для получения статуса юридического лица должно пройти государственную регистрацию.

Особо следует остановиться на таком способе реорганизации, как «преобразование» одного общественного объединения в другое. Так, в статье 17 Федерального закона «О некоммерческих организациях» установлено, в какие организационно-правовые формы юридических лиц может преобразоваться некоммерческая организация. В этой единственной статье, посвященной реорганизации общественного объединения, подробно не рассмотрена процедура реорганизации (преобразования) общественного объединения.

Статья 25 закона говорит о том, что реорганизация общественного объединения осуществляется по решению съезда (конференции) или общего собрания. Государственная регистрация вновь образованного после реорганизации общественного объединения осуществляется в порядке, установленном статьей 21 настоящего Федерального закона. Имущество общественного объединения, являющегося юридическим лицом, переходит после его реорганизации к вновь возникшим юридическим лицам в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом

Известия Саратовского университета. 2009. Т. 9. Сер. Экономика. Управление. Право, вып. 1

Российской Федерации «Об общественных о бъединениях».

Таким образом, Федеральный закон «Об общественных объединениях», а помимо него и Гражданский кодекс РФ, и Федеральный закон «О некоммерческих организациях» не предъявили никаких ограничений для реорганизации (преобразования) общественного объединения — юридического лица. Исходя из этого можно сделать вывод о том, что допускается преобразование общественного объединения — юридического лица не только в любую из организационно-правовых форм общественного объединения, но и в любую из организационно-правовых форм юридических лиц, если иное не установлено специальными законами об отдельных формах юридических лиц.

Кроме того, Федеральный закон «Об общественных объединениях» не урегулировал еще ряд вопросов, связанных с реорганизацией (преобразованием), но уже не самого общественного объединения, а преобразованием в общественное объединение иных юридических лиц. К примеру, в статье 17 Федерального закона «О некоммерческих организациях» устанавливается, что в общественное объединение может быть преобразовано некоммерческое партнерство и автономная некоммерческая организация.

Практически не урегулированы Федеральным законом «Об общественных объединениях» вопросы ликвидации, однако вопросы ликвидации некоммерческих организаций достаточно подробно урегулированы Гражданским кодексом РФ и Федеральным законом «О некоммерческих организациях».

Федеральный закон «Об общественных объединениях» не дает исчерпывающего перечня видов общественных объединений, однако выделяет конкретные организационно-правовые формы общественных объединений. Не совсем ясно, каким образом виды общественных объединений должны соотноситься с организационно-правовыми формами? Должны ли общественные объединения создаваться только в тех организационно-правовых формах, которые установлены законом? Или отдельные виды общественных объединений могут создаваться и в иных организационно-правовых формах, устанавливаемых специальными законами об отдельных видах общественных объединений?

В статье 4 Федерального закона «Об общественных объединениях» указывается на то, что особенности, связанные с созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией отдельных видов общественных объединений, могут регулироваться специальными законами.

Под термином «соответствие» в Толковом словаре русского языка понимается соотношение между чем-нибудь, выражающее согласованность, равенство в каком-нибудь отношении6. Иными словами, специальные законы об отдельных видах

общественных объединений не должны противоречить Федеральному закону «Об общественных объединениях».

В связи с этим напрашиваются вопросы: а если будет несоответствие, противоречие, расхождение, то в таком случае что делать и чем руководствоваться? Означает ли это, что Федеральный закон «Об общественных объединениях» имеет большую юридическую силу и пользуется приоритетом по сравнению со специальными законами об отдельных видах общественных объединений? Ответы на эти вопросы Федеральный закон «Об общественных объединениях» не дает.

Несовершенство текущего законодательства об общественных объединениях вызвано рядом причин; это и стремительный рост числа организаций, и явный разрыв национального законодательства и международного права, и отсутствие в нормах процедур по участию в государственных и социальных программах. К настоящему времени в России сложился достаточно объемный массив законодательных актов, регулирующих деятельность общественных объединений, однако расширение их числа и многообразия требует новых подходов к правовому регулированию их деятельности. В условиях динамического развития общественных объединений и необходимости решения социальных проблем в стране нынешнее законодательство требует внесения необходимых изменений или разработки новых законодательных актов.

1 См.: Гражданское общество: взгляд изнутри // Швейцарская программа содействия укреплению гражданского общества и поощрению прав человека в Российской Федерации. М., 2002.

2 Об общественных объединениях: Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ (с изм. от 17 мая 1997 г., 19 июля 1998 г., 12, 21 марта, 25 июля 2002 г., 8 декабря 2003 г., 29 июня, 2 ноября 2004 г., 10 января, 2 февраля 2006 г., 23 июля 2008 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 21. Ст. 1930.

3 О некоммерческих организациях: Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ (с изм. от 26 ноября 1998 г., 8 июля 1999 г., 21 марта, 28 декабря 2002 г., 23 декабря 2003 г., 10 января, 2 февраля, 3 ноября, 30 декабря 2006 г., 2 марта, 17 мая, 26 июня, 29 ноября, 1 декабря 2007 г., 13 мая, 22, 23 июля 2008 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. №3. Ст. 145.

4 О благотворительной деятельности и благотворительных организациях: Федеральный закон от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ (с изм. от 21 марта, 25 июля 2002 г., 4 июля 2003 г., 22 августа 2004 г., 30 декабря 2006 г., 30 декабря 2008 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 33. Ст. 3340.

5 Гражданский кодекс Российской Федерации: часть первая от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ, часть вторая от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ, часть третья от 26 ноября

А.Н. Иванов. Процессуальные и тактические проблемы предъявления для опознания в суде

2001 г. № 146-ФЗ и часть четвертая от 18 декабря 2006 г. № 230-Ф3 (с изм. от 26 января, 20 февраля, 12 августа 1996 г., 24 октября 1997 г., 8 июля, 17 декабря 1999 г., 16 апреля, 15 мая, 26 ноября 2001 г., 21 марта, 14, 26 ноября 2002 г., 10 января, 26 марта, 11 ноября, 23 декабря 2003 г., 29 июня, 29 июля, 2, 29, 30 декабря 2004 г., 21 марта, 9 мая, 2, 18, 21 июля 2005 г., 3, 10 января, 2 февраля, 3, 30 июня, 27 июля, 3 ноября, 4, 18, 29, 30 декабря 2006 г., 26 января, 5 февраля, 20 апреля,

26 июня, 19, 24 июля, 2, 25 октября, 4, 29 ноября, 1, 6 декабря 2007 г., 24, 29 апреля, 13 мая, 30 июня, 14, 22, 23 июля, 8 ноября, 25, 30 декабря 2008 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации.1994.№ 32. Ст. 3301; 1996. № 5. Ст. 410; 2001. № 49. Ст. 4552; 2006. № 52 (часть I). Ст. 5496. 6 См.:Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка / РАН; Рос. фонд культуры; 2-е изд., испр. и доп. М.: АЗЪ, 1995. 928 с.

ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ И ТАКТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕДЪЯВЛЕНИЯ ДЛЯ ОПОЗНАНИЯ ЖИВЫХ ЛИЦ В СУДЕ

Саратовский государственный университет, кафедра уголовного процесса, криминалистики и судебных экспертиз E-mail: [email protected] ru

Статья посвящена малоисследованным вопросам предъявления для опознания в суде. Анализируются отличия предъявления для опознания в суде от одноименного следственного действия, осуществляемого в рамках предварительного следствия. обосновывается принципиальная возможность предъявления для опознания живых лиц в данной стадии уголовного судопроизводства. рассматриваются процессуальные условия производства данного судебного действия.

Ключевые слова: предъявление для опознания, опознание в судебном следствии, тактика предъявления для опознания живых лиц в суде.

Legal and Tactical Questions of Presentation for the Identification of People in trial

The article is devoted by the scantily explored problems of presentation for the identification in trial. It’s analyses differences between identification for the identification in trial from the same name investigatory action which are put into effect during preliminary investigation. It’s groundes principle posibility of presentation for the identification of people in the present stage of criminal trial. In article consider,s legal terms of execution this trial action. Key words: the identification parade, identification in the investigation, tactics of the identification parade of people living in the court.

Публичность, динамичность судебного рассмотрения уголовных дел, осведомленность стороны защиты о перечне доказательств, которыми располагает обвинение по уголовному делу, обусловливают своеобразие применения положений криминалистической тактики в данной стадии уголовного судопроизводства.

Предъявление для опознание в суде, в отличии от одноименного следственного действия, осуществляемого в рамках предварительного следствия, имеет публичный характер. Присут-

ствие большого количества посторонних людей сковывает опознающего, мешает сосредоточиться на акте опознания, приводит к колебаниям в деталях. Сторона защиты получает возможность воспользоваться данной ситуацией в своих интересах. С другой стороны, поскольку опознание в суде осуществляется в присутствии всех участников судебного разбирательства, отпадает необходимость привлечения понятых, присутствие которых при предъявлении для опознания на предварительном следствии является обязательным.

Опознание в суде значительно отдалено по времени от обстоятельств, наблюдавшихся опознающим. Это затрудняет припоминание для опознающего примет и особенностей, по которым он может опознать лицо или предмет.

Основной сложностью производства данного судебного действия является недопущение предварительного ознакомления опознающего с предъявляемым для опознания объектом. Публичный характер судебного разбирательства существенно затрудняет выполнение данного тактического условия.

Таким образом, предъявление для опознания в суде имеет свою специфику и особенности, связанные как с тактикой его проведения в условиях судебного заседания, так и с составом участников, их процессуальном положением, особенностями фиксации его результатов. Это обусловливает необходимость дальнейшей разработки тактики производства данного судебного действия.

Основания проведения данного судебного действия закон не указывает, устанавливая лишь, что оно производится «в случае необходимости».

Необходимость предъявления для опознания в суде возникает в следующих случаях: а) в ходе