Закон о лицензировании отдельных видов хозяйственной деятельности

06.03.2018 Выкл. Автор admin

Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности»

Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ
«О лицензировании отдельных видов деятельности»

С изменениями и дополнениями от:

13, 21 марта, 9 декабря 2002 г., 10 января, 27 февраля, 11, 26 марта, 23 декабря 2003 г., 2 ноября 2004 г., 21 марта, 2 июля, 31 декабря 2005 г., 27 июля, 4, 29 декабря 2006 г., 5 февраля, 19 июля, 4, 8 ноября, 1, 6 декабря 2007 г., 4 мая, 14, 22, 23 июля, 22, 30 декабря 2008 г., 18 июля, 25 ноября, 27 декабря 2009 г., 19, 31 мая, 27 июля, 28 сентября, 4 октября, 8 ноября, 29 декабря 2010 г.

Принят Государственной Думой 13 июля 2001 года

Одобрен Советом Федерации 20 июля 2001 года

Федеральным законом от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ настоящий Федеральный закон признан утратившим силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

См. Сравнительную таблицу Федеральных законов «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ и от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

Президент Российской Федерации

8 августа 2001 г.

Закон направлен на установление отсутствовавших ранее единых норм правового обеспечения в сфере лицензирования, упрощение порядка лицензирования и сокращение перечня лицензируемых видов деятельности.

Определение работ и услуг по лицензируемым видам деятельности в подзаконных актах не допускается. Исключается противоречащая принципу единства порядка лицензирования норма о нераспространении установленного Законом порядка лицензирования на те виды деятельности, лицензирование которых установлено иными, вступившими ранее в силу федеральными законами. Действие закона не распространяется на такие виды деятельности, как деятельность кредитных организаций, деятельность, связанная с защитой государственной тайны, деятельность в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, деятельность в области связи, биржевую деятельность, деятельность в области таможенного дела, нотариальную деятельность, страховую деятельность, деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг, использование результатов интеллектуальной деятельности.

Федеральный закон вступает в силу по истечении 6 месяцев со дня его официального опубликования.

Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении шести месяцев со дня его официального опубликования

Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 10 августа 2001 г. N 153, в «Парламентской газете» от 14 августа 2001 г. N 152-153, в Собрании законодательства Российской Федерации от 13 августа 2001 г. N 33 (Часть I) ст. 3430

Федеральным законом от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ настоящий Федеральный закон признан утратившим силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. N 442-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением изменения в пункт 38.1 настоящего Федерального закона, вступающих в силу с 1 января 2012 г.

Федеральным законом от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. N 442-ФЗ, в части изменений в настоящий Федеральный закон, признан утратившим силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 8 ноября 2010 г. N 293-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2011 г.

Федеральный закон от 4 октября 2010 г. N 269-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении шестидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 сентября 2010 г. N 243-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 240-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 227-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2011 г.

Федеральным законом от 31 мая 2010 г. N 109-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 19 мая 2010 г. N 87-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 180 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 27 декабря 2009 г. N 374-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 ноября 2009 г. N 273-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 18 июля 2009 г. N 177-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении одного года после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 309-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2009 г.

Федеральный закон от 22 декабря 2008 г. N 272-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2010 г.

Федеральный закон от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2009 г.

Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 148-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Изменения в подпункты 101.1 — 101.3 пункта 1 статьи 17 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 2010 г.

Федеральный закон от 14 июля 2008 г. N 113-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 4 мая 2008 г. N 59-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 6 декабря 2007 г. N 334-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 318-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 258-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 4 ноября 2007 г. N 250-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 19 июля 2007 г. N 136-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 19 июля 2007 г. N 135-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 19 июля 2007 г. N 134-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 5 февраля 2007 г. N 13-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 252-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона, кроме изменений касающихся подпункта 87 и 101-103 пункта 1 статьи 17, которые вступают в силу с 1 июля 2007 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 244-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2007 г., за исключением пункта 1 статьи 17 названного Федерального закона, вступающего в силу с 30 июня 2009 г.

Федеральный закон от 4 декабря 2006 г. N 201-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 156-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 31 декабря 2005 г. N 200-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 июля 2005 г. N 80-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 254-ФЗ)

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением положений, для которых предусмотрен иной порядок вступления в силу

Федеральный закон от 21 марта 2005 г. N 20-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 ноября 2004 г. N 127-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2004 г.

Федеральный закон от 26 марта 2003 г. N 36-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2004 г.

Федеральный закон от 11 марта 2003 г. N 32-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 27 февраля 2003 г. N 29-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ

Изменения вступают в силу через четыре месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 9 декабря 2002 г. N 164-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 марта 2002 г. N 31-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2002 г.

Федеральный закон от 13 марта 2002 г. N 28-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

ЗАКОН УКРАИНЫ

от 1 июня 2000 года №1775-III

О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности

(В редакции Законов Украины N1969-III от 21.09.2000, N2120-III от 07.12.2000, N2209-III от 11.01.2001, N2257-III от 08.02.2001, N2344-III от 05.04.2001, N2628-III от 11.07.2001, N2664-III от 12.07.2001, N2745-III от 04.10.2001, N2759-III от 04.10.2001, N2905-III от 20.12.2001, N2953-III от 17.01.2002, N2984-III от 17.01.2002, N3073-III от 07.03.2002, N3077-III от 07.03.2002, N380-IV от 26.12.2002, N436-IV от 16.01.2003, N411-IV от 26.12.2002, N546-IV от 20.02.2003, N852-IV от 22.05.2003, N1280-IV от 18.11.2003, N1282-IV от 18.11.2003, N1344-IV от 27.11.2003, N1377-IV от 11.12.2003, N1804-IV от 17.06.2004, N1891-IV от 24.06.2004, N2245-IV от 16.12.2004, N2247-IV от 16.12.2004, N2285-IV от 23.12.2004, N2288-IV от 23.12.2004, N2505-IV от 25.03.2005, N2633-IV от 02.06.2005, N2340-IV от 13.01.2005, N2704-IV от 23.06.2005, N2734-IV от 06.07.2005, N2800-IV от 06.09.2005, N3317-IV от 12.01.2006, N3370-IV от 19.01.2006, N3396-IV от 07.02.2006, N3447-IV от 21.02.2006, N3503-IV от 23.02.2006, N61-V от 02.08.2006, N424-V от 01.12.2006, N530-V от 22.12.2006, N535-V от 22.12.2006, N961-V от 19.04.2007, N994-V 27.04.2007, N1026-V от 16.05.2007, N1158-VI от 19.03.2009, N1391-VI от 21.05.2009, N1392-VI от 21.05.2009, N1571-VI от 25.06.2009, N1759-VI от 15.12.2009, 01.06.2010 г. №2289-VI, 29.06.2010 г. №2374-VI, 08.07.2010 г. №2467-VI, 23.09.2010 г. №2562-VI, 19.10.2010 г. №2608-VI, Кодекса от 19.05.2011 г. №3393-VI (вступил в силу 16.09.2011 г.), Законов от 07.07.2011 г. №3610-VI, 03.11.2011 г. №3994-VI, 15.11.2011 г. №4023-VI, 20.12.2011 г. №4196-VI, 22.12.2011 г. №4223-VI (вступил в силу 12.04.2012 г.), 23.02.2012 г. №4442-VI, 13.03.2012 г. №4496-VI (вступил в силу 01.06.2012 г.), 22.03.2012 г. №4616-VI (вступил в силу 18.10.2012 г.), 22.03.2012 г. №4621-VI, 02.10.2012 г. №5316-VI)

(Вводится мораторий на выдачу лицензий на осуществление хозяйственной деятельности по выпуску и проведению лотерей дополнительно согласно Закону от 02.06.2005 г. №2630-IV)

Настоящий Закон определяет виды хозяйственной деятельности, подлежащие лицензированию, порядок их лицензирования, устанавливает государственный контроль в сфере лицензирования, ответственность субъектов хозяйствования и органов лицензирования за нарушение законодательства в сфере лицензирования.

Статья 1. Определение терминов

В настоящем Законе термины употребляются в следующем значении:

аннулирование лицензии — лишение лицензиата органом лицензирования права на осуществление определенного вида хозяйственной деятельности;

производство (изготовление) — деятельность, связанная с выпуском продукции, включающая все стадии технологического процесса, а также реализацию продукции собственного производства;

хозяйственная деятельность — любая деятельность, в том числе предпринимательская, юридических лиц, а также физических лицпредпринимателей, связанная с производством (изготовлением) продукции, торговлей, оказанием услуг, выполнением работ;

лицензиат — субъект хозяйствования, который получил лицензию на осуществление определенного вида хозяйственной деятельности, подлежащего лицензированию;

лицензия — документ государственного образца, удостоверяющий право лицензиата на осуществление указанного в нем вида хозяйственной деятельности в течение определенного срока в случае его установления Кабинетом Министров Украины при условии выполнения лицензионных условий;

лицензионные условия — установленный с учетом требований законов исчерпывающий перечень организационных, квалификационных и других специальных требований, обязательных для выполнения при осуществлении видов хозяйственной деятельности, подлежащих лицензированию;

лицензирование — выдача, переоформление и аннулирование лицензий, выдача дубликатов лицензий, ведение лицензионных дел и лицензионных реестров, контроль за соблюдением лицензиатами лицензионных условий, издание распоряжений об устранении нарушений лицензионных условий, а также распоряжений об устранении нарушений законодательства в сфере лицензирования;

место проведения физическим лицом — предпринимателем хозяйственной деятельности, подлежащей лицензированию, — территория, помещения, которые отвечают требованиям лицензионных условий и принадлежат физическому лицу — предпринимателю на праве собственности и/или пользования;

(Абзац введен в соответствии с Законом Украины от 03.11.2011 г. №3994-VI)

орган лицензирования — орган исполнительной власти, определенный Кабинетом Министров Украины, уполномоченный законом государственный коллегиальный орган, специально уполномоченный исполнительный орган советов для лицензирования определенных видов хозяйственной деятельности;

плата за лицензию — разовый платеж, который вносится субъектом хозяйствования за получение лицензии;

повторное нарушение — совершение лицензиатом в течение срока действия лицензии повторного нарушения определенных лицензионных условий после применения санкций за аналогичное нарушение;

распоряжение об устранении нарушений лицензионных условийрешение органа лицензирования о необходимости устранения лицензиатом в установленные сроки нарушений лицензионных условий;

распоряжение об устранении нарушений законодательства в сфере лицензирования — решение специально уполномоченного органа по вопросам лицензирования о необходимости устранения органом лицензирования в установленные сроки нарушений законодательства в сфере лицензирования;

субъект хозяйствования — зарегистрированное в установленном законодательством порядке юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы и формы собственности, осуществляющее хозяйственную деятельность, кроме органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физическое лицопредприниматель а также инвестор, в том числе иностранный, являющийся стороной соглашения о распределении продукции в соответствии с Законом Украины «О соглашениях о распределении продукции», его подрядчик, субподрядчик, поставщик и другой контрагент, выполняющий работы, предусмотренные соглашением о распределении продукции, на основании договоров с инвестором;

торговля — любые операции, которые осуществляются по договорам купли-продажи, мены, поставки и иным гражданско-правовым договорам, предусматривающим передачу прав собственности на товары.

(В статью 1 внесены изменения в соответствии с Законом Украины от 07.07.2011 г. №3610-VI)

Статья 2. Сфера действия Закона

Действие настоящего Закона распространяется на всех субъектов ведения хозяйства.

Виды хозяйственной деятельности, не предусмотренные в статье 9 этого Закона, не подлежат лицензированию.

Статья 3. Основные принципы государственной политики в сфере лицензирования

Основными принципами государственной политики в сфере лицензирования являются:

обеспечение равенства прав, законных интересов всех субъектов хозяйствования;

защита прав, законных интересов, жизни и здоровья граждан, защита окружающей природной среды и обеспечение безопасности государства;

установление единого порядка лицензирования видов хозяйственной деятельности на территории Украины и определения его особенностей для отдельных видов хозяйственной деятельности, обусловленных спецификой их производства, в законах, регулирующих отношения в соответствующей сфере, кроме случаев, предусмотренных частью первой статьи 9 этого Закона;

установление единого перечня видов хозяйственной деятельности, подлежащих лицензированию;

внедрение лицензирования отдельного вида хозяйственной деятельности в случае недостаточности других средств государственного регулирования хозяйственной деятельности, определенных соответствующим законом.

Лицензирование не может использоваться для ограничения конкуренции в осуществлении хозяйственной деятельности.

Лицензия является единым документом разрешительного характера, дающим право на занятие определенным видом хозяйственной деятельности, которая в соответствии с законодательством подлежит ограничению.

Статья 4. Полномочия органов государственной власти в сфере лицензирования

Верховная Рада Украины определяет основные направления государственной политики в сфере лицензирования, законодательные основы ее реализации.

Лицензирование отдельных видов хозяйственной (предпринимательской) деятельности

Лицензирование относится к одной из форм государственного регулирования деятельности предприятий, направленной на ее упорядочение и совершенствование. Для осуществления отдельных видов хозяйственной деятельности необходима лицензия.

Новым шагом в правовом регулировании лицензирования стал Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности», который заменил прежний Закон с таким же названием от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ.

Закон провозгласил основные принципы осуществления лицензирования:

обеспечение единства экономического пространства на территории РФ;

установление лицензируемых видов деятельности федеральным законом;

установление единого порядка лицензирования на территории РФ;

установление исчерпывающих перечней лицензионных требований в отношении лицензируемых видов деятельности положениями о лицензировании конкретных видов деятельности;

открытость и доступность информации о лицензировании, за исключением информации, распространение которой запрещено или ограничено в соответствии с законодательством РФ;

недопустимость взимания с соискателей лицензий и лицензиатов платы за осуществление лицензирования, за исключением уплаты государственной пошлины в размерах и в порядке, которые установлены законодательством РФ о налогах и сборах;

соблюдение законности при осуществлении лицензирования (ст. 4 названного Закона).

Одним из обязательных лицензионных требований и условий при осуществлении лицензиатами лицензируемых видов деятельности является соблюдение законодательства РФ, экологических, санитарно-эпидемиологических, гигиенических, противопожарных норм и правил, а также положений о лицензировании конкретных видов деятельности.

К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием (ст. 2 Закона).

В целях обеспечения единства экономического пространства на территории РФ Правительство РФ определяет федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие лицензирование конкретных видов деятельности; утверждает положения о лицензировании конкретных видов деятельности; утверждает порядок представления документов по вопросам лицензирования, типовые формы лицензий. И наконец, Правительство РФ устанавливает виды деятельности, лицензирование которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ.

Согласно ранее действовавшему законодательству лицензированию подлежали 216 видов деятельности. Более того, закон позволял бесконечно расширять список лицензируемых видов деятельности путем принятия подзаконных актов (ведомственных инструкций и постановлений федеральных и местных органов власти) на основании «иных федеральных законов». В итоге в стране необходимо было получать лицензию почти на 2 тыс. видов деятельности, в то время как, например, во Франции предусматривалось получение лицензий на 140 видов деятельности, в Испании — на 75, в Великобритании и Японии — на менее чем 40 видов деятельности.

Опыт европейских стран показывает, что оптимальным является включение в список лицензируемых лишь порядка 10—50 видов деятельности, связанных, в частности, с такими сферами, как привлечение денежных средств населения, здравоохранение, строительство и некоторые другие.

Какова ситуация с лицензированием отдельных видов предпринимательской деятельности в Российской Федерации сейчас? Статья 12 нового Закона содержит 49 лицензируемых видов деятельности. Тенденция их сокращения определяется стремлением государства снять излишние административные ограничения в экономике.

Следует подчеркнуть, что действие рассматриваемого Закона не распространяется на 11 видов деятельности, которые предусмотрены специальными федеральными законами. К ним, в частности, относятся следующие виды: деятельность кредитных организаций; производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; биржевая деятельность; деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг; осуществление внешнеэкономических операций; использование результатов интеллектуальной деятельности; страховая деятельность (п. 2 ст. 1 Закона).

По данному Закону в торговой сфере лицензируются следующие виды деятельности: торговля вооружением и военной техникой; торговля оружием и основными частями огнестрельного оружия; торговля патронами к оружию; деятельность по распространению лекарственных средств и изделий медицинского назначения; деятельность, связанная с оборотом наркотических средств; деятельность, связанная с оборотом психотропных веществ.

Применяется два основных критерия определения лицензируемых видов деятельности. Это, во-первых, потенциальная опасность того или иного вида деятельности и, во-вторых, невозможность регулирования деятельности иными методами, кроме лицензирования.

Лицензирование осуществляют федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ. В настоящее время насчитывается 23 органа (а на момент принятия рассматриваемого Закона было 40 федеральных органов и по 10 органов государственной власти в каждом из 85 субъектов РФ), которые осуществляют лицензирование предпринимательской деятельности. Полномочия конкретных органов по лицензированию определяет Правительство РФ.

Статья 7 Закона устанавливает права, обязанности и ответственность должностных лиц лицензирующих органов.

Так, они имеют права:

во-первых, запрашивать у органов государственной власти, органов местного самоуправления, соискателей лицензий и лицензиатов сведения и документы, которые необходимы для осуществления лицензирования и представление которых предусмотрено законодательством РФ;

во-вторых, проводить проверки соискателей лицензий и лицензиатов;

в-третьих, выдавать лицензиатам предписания об устранении выявленных нарушений лицензионных требований;

в-четвертых, применять меры по пресечению административных правонарушений и привлечению виновных в их совершении лиц к административной ответственности в порядке, установленном законодательством РФ.

Должностные лица лицензирующих органов при осуществлении лицензирования обязаны.

исполнять своевременно и в полной мере предоставленные в соответствии с законодательством РФ полномочия в области лицензирования;

соблюдать законодательство РФ, права и законные интересы соискателей лицензий и лицензиатов.

В случае ненадлежащего исполнения своих обязанностей и совершения противоправных действий (бездействия) должностные лица несут ответственность в соответствии законодательством РФ. В течение 30 рабочих дней со дня получения сведений о фактах нарушения лицензирующий орган обязан сообщить юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, права и законные интересы которого нарушены, о мерах, принятых в отношении виновных должностных лиц.

Лицензия действует бессрочно (п. 4 ст. 9 рассматриваемого Закона). Ранее лицензии выдавались на пять лет. За предоставление лицензии, переоформление лицензии, выдачу дубликата лицензии уплачивается государственная пошлина в размерах и в порядке, которые установлены законодательством РФ о налогах и сборах. В то же время не допускается взимание лицензирующими органами с соискателей лицензий и лицензиатов платы за осуществление лицензирования (ст. 10 этого Закона).

Для получения лицензии соискатель лицензии представляет в соответствующий лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии, в котором указываются:

полное и сокращенное наименования, организационно-правовая форма юридического лица, адрес его места нахождения, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, который намерен осуществлять заявитель, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц, с указанием адреса места нахождения органа, осуществившего государственную регистрацию, а также номера телефона и адреса электронной почты юридического лица;

фамилия, имя и отчество индивидуального предпринимателя, адрес его места жительства, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, который намерен осуществлять соискатель лицензии, данные документа, удостоверяющего его личность, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений об индивидуальном предпринимателе в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, с указанием адреса места нахождения органа, осуществившего государственную регистрацию, а также номера телефона и (в случае, если имеется) адреса электронной почты индивидуального предпринимателя;

идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) и данные документа о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе;

лицензируемый вид деятельности, который соискатель лицензии намерен осуществлять, с указанием выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности.

К заявлению прилагаются: копии учредительных документов для юридического лица, засвидетельствованные в нотариальном порядке; копии документов, перечень которых определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности и которые свидетельствуют о соответствии соискателя лицензии лицензионным требованиям, в том числе документов, наличие которых при осуществлении лицензируемого вида деятельности предусмотрено федеральными законами; документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за предоставление лицензии; опись прилагаемых документов.

В заявлении о предоставлении лицензии соискатель лицензии может указать просьбу о направлении ему в электронной форме информации по вопросам лицензирования.

Лицензирующий орган не вправе требовать от соискателя лицензии представления документов, не предусмотренных законом.

Лицензирующий орган принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии в срок, не превышающий 45 дней со дня поступления заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов. Указанное решение оформляется приказом (распоряжением) лицензирующего органа. В течение трех дней после представления соискателем лицензии документа, подтверждающих уплату государственной пошлины за предоставление лицензии, лицензирующий орган бесплатно выдает лицензиату документ, подтверждающий наличие лицензии.

Основанием отказа в предоставлении лицензии являются: наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной или искаженной информации;

установленное в ходе проверки несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям;

представление соискателем лицензии заявления о предоставлении лицензии на указанный в законе вид деятельности, если в отношении соискателя лицензии имеется решение об аннулировании ранее выданной лицензии на такой вид деятельности.

Соискатель лицензии имеет право обжаловать в порядке, установленном законодательством РФ, отказ лицензирующего органа в предоставлении лицензии или его бездействие.

Лицензиат обязан сообщить в лицензирующий орган об изменении сведений об адресах мест осуществления лицензируемого вида деятельности в срок не позднее чем через 15 дней со дня такого изменения.

Законом предусмотрены также основания и порядок переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии, приостановления действия и аннулирования лицензий.

Основаниями переоформления лицензии для юридического лица являются его реорганизация в форме преобразования в другую организационно-правовую форму, изменение наименования или местонахождения; для индивидуальных предпринимателей — изменение имени или места жительства. В этих случаях лицензиат — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель обязан не позднее чем через 15 дней подать заявление о переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, с приложением документов.

Переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, осуществляется в течение 10 дней со дня получения лицензирующим органом соответствующего заявления. За переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством РФ о налогах и сборах (ст. 18 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности»).

Лицензирующие органы вправе приостанавливать действие лицензии в случае выявления неоднократных нарушений или грубого нарушения лицензиатом лицензионных требований и условий.

Вынося решение, лицензирующий орган определяет срок для устранения лицензиатом обстоятельств, повлекших приостановление действия лицензии. Этот срок не может превышать шести месяцев. В случае устранения указанных обстоятельств соответствующим органом должно быть принято решение о возобновлении действия лицензии. Если в установленный срок нарушения не устранены, лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии.

Лицензия теряет юридическую силу в случае ликвидации юридического лица или прекращения его деятельности в результате реорганизации, за исключением его преобразования, либо прекращения действия свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя.

Законом также предусмотрены основания, когда лицензия теряет юридическую силу, т. е. аннулируется. Можно выделить две группы таких оснований и соответствующие два порядка аннулирования лицензии.

В административном порядке, т. е. самим лицензирующим органом, лицензия может быть аннулирована:

в случае неуплаты лицензиатом в течение трех месяцев государственной пошлины за предоставление лицензии;

с момента ликвидации юридического лица или прекращения действия свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя;

с момента реорганизации юридического лица, за исключением преобразования.

В судебном порядке лицензия аннулируется на основании заявления лицензирующего органа в случае, если нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий повлекло за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации. Одновременно с подачей заявления в суд лицензирующий орган вправе приостановить действие лицензии.

Решение о приостановлении действия лицензии, об аннулировании лицензии или о направлении заявления об аннулировании лицензии в суд

доводится лицензирующим органом до лицензиата в письменной форме с мотивированным обоснованием такого решения не позднее чем через три дня после его принятия.

Лицензирующие органы формируют открытый и общедоступный государственный информационный ресурс, содержащий сведения из реестра лицензий, из положений о лицензировании конкретных видов деятельности, формируют и ведут реестры лицензий на виды деятельности, лицензирование которых они осуществляют. В реестре лицензий, помимо общих сведений, которые фиксируются в решении о предоставлении лицензии, должны быть указаны: сведения о регистрации лицензии в реестре лицензий; основание и срок приостановления и возобновления действия лицензии; основание и дата аннулирования лицензии; основание и срок применения упрощенного порядка лицензирования; сведения об адресах мест осуществления лицензируемого вида деятельности; сведения о выдаче документа, подтверждающего наличие лицензии; основание и дата прекращения действия лицензии; иные сведения, определенные положениями о лицензировании конкретных видов деятельности.

Информация по вопросам лицензирования (в том числе сведения, содержащиеся в реестрах лицензий) является открытой для ознакомления с ней физических и юридических лиц, за исключением случаев, если в интересах сохранения государственной или служебной тайны свободный доступ к таким сведениям ограничен. Сведения о конкретной лицензии предоставляются лицензирующим органом бесплатно в течение пяти рабочих дней со дня получения заявления о предоставлении таких сведений (п. 8 ст. 21 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности»).

Таким образом, в России вступил в силу Федеральный закон, отменивший лицензирование 17 видов деятельности с одновременным введением уведомительного порядка начала предпринимательской деятельности, под лицензированием остались 49 видов деятельности. При этом лицензии действуют бессрочно. Законом упрощается порядок лицензирования. С 1 июля 2012 г. соискатели лицензии могут направлять заявления и документы для получения и переоформления разрешительных документов в электронной форме. Однако специалисты из «ОПОРЫ России» считают, что государству и бизнесу есть еще над чем поработать в плане дальнейшего сокращения видов лицензирования. Они справедливо считают, что эффективный контроль нужно налаживать за самим рынком, а не за входом на него [1] .

За правонарушения в сфере лицензионной деятельности предусмотрена административная и уголовная ответственность. Частью 2 ст. 14.1 КоАП РФ установлена ответственность граждан, должностных лиц, юридических лиц за осуществление предпринимательской деятельности без лицензии, если эта деятельность подлежит лицензированию. Наказание предусмотрено в виде штрафа с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой. Частью 3 ст. 14.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных лицензией. Наказание установлено в виде штрафа. Часть 4 ст. 14.1 КоАП РФ предусматривает ответственность за грубое нарушение лицензионных условий. Данное правонарушение влечет наложение административного штрафа или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

В силу ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ дела о правонарушениях, предусмотренных его ст. 14.1, совершенные юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, рассматриваются судьями арбитражных судов, а если указанные правонарушения совершены гражданами — в соответствии с ч. 1 ст. 23.1 судьями районных судов общей юрисдикции.

Уголовная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без лицензии или с нарушением лицензионных требований установлена ст. 171 УК РФ. Если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере (250 тыс. руб.), то оно квалифицируется как преступление и наказывается штрафом или лишением свободы.

Должностные лица лицензирующих органов в случае ненадлежащего исполнения своих обязанностей и в случае совершения противоправных действий (бездействия) несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.

О мерах, принятых в отношении виновных должностных лиц, лицензирующие органы в течение 30 дней обязаны сообщить юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, права и законные интересы которых нарушены.

1. В чем состоит объективная необходимость государственного регулирования экономики?

2. Охарактеризуйте объекты государственного регулирования экономики.

3. Какова роль государственного сектора в условиях рыночной экономики?

4. Перечислите прямые и косвенные методы государственного регулирования экономики.

5. Дайте понятие конкуренции. От каких факторов зависит интенсивность конкуренции?

6. В чем сущность государственного регулирования монополистической деятельности?

7. В каком случае положение хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара считается доминирующим?

8. Каковы основные виды злоупотреблений доминирующим положением на рынке?

9. В каких формах проявляется недобросовестная конкуренция?

10. Каковы права антимонопольных органов?

11. Назовите субъектов естественных монополий.

12. Что такое реклама? Какие виды рекламы вы знаете?

13. В чем заключается государственный контроль в области рекламной деятельности?

14. Как регулируется государством качество продукции, работ и услуг?

15. Какие основополагающие положения содержатся в Федеральном законе «О техническом регулировании»?

16. Какие способы использует государство для регулирования цен на продукцию, работы и услуги?

17. Охарактеризуйте понятие «лицензирование отдельных видов деятельности».

  • [1] См.: Российская газета. 2011. 6 мая. С. 2.

Закон «О лицензировании отдельных видов деятельности»

(в ред. Федерального закона от 26.11.98г. N 178-ФЗ)

Государственной Думой
16 сентября 1998 года

25 сентября 1998 года N 158-ФЗ

О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(в ред. Федерального закона от 26.11.98N 178-ФЗ)

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Цели и сфера применения настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности, и направлен на обеспечение единой государственной политики при осуществлении лицензирования, при регулировании и защите прав граждан, защите их законных интересов, нравственности и здоровья, обеспечении обороны страны и безопасности государства, а также на установление правовых основ единого рынка.

Действие настоящего Федерального закона распространяется на органы государственной власти, органы местного самоуправления, юридические лица и индивидуальных предпринимателей.

2. Действие настоящего Федерального закона не распространяется на внешнеторговую деятельность, таможенную деятельность, деятельность по охране окружающей среды, деятельность, связанную с использованием природных ресурсов, и на отношения, возникающие в связи с использованием результатов интеллектуальной деятельности.

В целях настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:

» лицензия — разрешение (право) на осуществление лицензируемого вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю;

» лицензируемый вид деятельности — вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом и вступившими в силу до момента вступления в силу настоящего Федерального закона иными федеральными законами;

» лицензирование — мероприятия, связанные с выдачей лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением и аннулированием лицензий и надзором лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий;

» лицензионные требования и условия — совокупность установленных нормативными правовыми актами требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности;

» лицензирующие органы — федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, осуществляющие лицензирование в соответствии с законодательством Российской Федерации;

» лицензиат — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие лицензию на осуществление конкретного вида деятельности;

» соискатель лицензии — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, обратившиеся в лицензирующий орган с заявлением о выдаче лицензии на осуществление конкретного вида деятельности;

» реестр лицензий — совокупность содержащих сведения о выданных, приостановленных, возобновленных и об аннулированных лицензиях на осуществление лицензиатами конкретных видов деятельности баз данных лицензирующих органов;

» надзор за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий — система мер, осуществляемых лицензирующими органами, государственными надзорными и контрольными органами в пределах их компетенции в целях обеспечения соблюдения лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий;

» общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг — перечень видов экономической деятельности, продукции и услуг, входящий в состав единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации в Российской Федерации и утверждаемый в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Статья 3. Основные принципы осуществления лицензирования

Основными принципами осуществления лицензирования являются:

» защита свобод, прав, законных интересов, нравственности и здоровья граждан, обеспечение обороны страны и безопасности государства;

» обеспечение единства экономического пространства на территории Российской Федерации;

» утверждение единого перечня лицензируемых видов деятельности и единого порядка лицензирования на территории Российской Федерации;

» гласность и открытость лицензирования;

» соблюдение законности при осуществлении лицензирования.

Статья 4. Критерии определения лицензируемых видов деятельности

В соответствии с настоящим Федеральным законом к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, нравственности и здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

Статья 5. Осуществление полномочий Российской Федерации при осуществлении лицензирования

В целях обеспечения в соответствии с Конституцией Российской Федерации правовых основ единого рынка Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации в соответствии с их полномочиями осуществляют:

» определение порядка осуществления лицензирования и порядка формирования и ведения реестра лицензий на территории Российской Федерации;

» определение работ и услуг по видам деятельности, необходимость осуществления лицензирования которых установлена настоящим Федеральным законом и вступившими в силу до момента вступления в силу настоящего Федерального закона иными федеральными законами в соответствии с общероссийским классификатором видов экономической деятельности, продукции и услуг;

» утверждение положений о лицензировании конкретных видов деятельности;

» отнесение полномочий на осуществление лицензирования конкретных видов деятельности к компетенции федеральных органов государственной власти.

Статья 6. Полномочия лицензирующих органов

1. Лицензирующие органы осуществляют следующие полномочия:

» лицензирование на территории Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом и вступившими в силу до момента вступления в силу настоящего Федерального закона иными федеральными законами;

» надзор за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий;

» приостановление действия лицензий;

» возобновление действия лицензий;

» переоформление документов, подтверждающих наличие лицензий;

» формирование и ведение реестра лицензий.

2. Федеральные органы государственной власти, осуществляющие предусмотренные настоящей статьей полномочия, определяются Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации в соответствии с их полномочиями, а также федеральными законами.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие предусмотренные настоящей статьей полномочия, определяются в порядке, установленном законодательством субъектов Российской Федерации и соответствующем основам конституционного строя Российской Федерации и установленным федеральным законом общим принципам организации представительных и исполнительных органов государственной власти.

3. Федеральные органы государственной власти, осуществляющие предусмотренные настоящей статьей полномочия, вправе передавать их органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления только в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

Глава II. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ
ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ

1. Лицензия выдается отдельно на каждый лицензируемый вид деятельности.

Вид деятельности, на осуществление которого получена лицензия, может выполняться только получившим лицензию юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.

2. Деятельность, на осуществление которой федеральными органами государственной власти выдана лицензия, может осуществляться на всей территории Российской Федерации.

Деятельность, на осуществление которой лицензирующим органом субъекта Российской Федерации выдана лицензия, может осуществляться на территории данного субъекта Российской Федерации. На территориях иных субъектов Российской Федерации такая деятельность может осуществляться при условии уведомления лицензиатом лицензирующих органов соответствующих субъектов Российской Федерации, если иное не установлено вступившими в силу до момента вступления в силу настоящего Федерального закона федеральными законами.

Положения статьи 7 в части распространения действия лицензий, выданных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях иных субъектов Российской Федерации вводятся в действие с 1 января 2005 года (ст. 19 данного Закона).

За осуществление деятельности на основании лицензии, выданной лицензирующим органом субъекта Российской Федерации, на территориях иных субъектов Российской Федерации без уведомления лицензирующих органов данных субъектов Российской Федерации лицензиат несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Срок действия лицензии устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности, но не может быть менее чем три года. Федеральными законами и положениями о лицензировании конкретных видов деятельности может быть предусмотрено бессрочное действие лицензии.

Лицензия выдается на срок менее чем три года только по заявлению соискателя лицензии.

Срок действия лицензии может быть продлен по заявлению лицензиата, если иное не предусмотрено положением о лицензировании конкретного вида деятельности.

В продлении срока действия лицензии может быть отказано в случае, если за время действия лицензии зафиксированы нарушения лицензионных требований и условий.

Статья 9. Лицензионные требования и условия

1. Одним из обязательных лицензионных требований и условий при осуществлении лицензиатами лицензируемых видов деятельности является соблюдение законодательства Российской Федерации, экологических, санитарно-эпидемиологических, гигиенических, противопожарных норм и правил, а также положений о лицензировании конкретных видов деятельности.

2. В отношении лицензируемых видов деятельности, требующих для их осуществления специальных знаний, в лицензионные требования и условия могут дополнительно включаться квалификационные требования к соискателю лицензии и лицензиату, в частности квалификационные требования к работникам юридического лица или гражданину, являющемуся индивидуальным предпринимателем.

В отношении лицензируемых видов деятельности, требующих специальных условий для их осуществления, в лицензионные требования и условия могут дополнительно включаться требования о соответствии указанным специальным условиям объекта, в котором или с помощью которого осуществляется такой вид деятельности. В целях настоящего Федерального закона под объектами понимаются здание, сооружение, а также оборудование и иные технические средства, с помощью которых осуществляется лицензируемый вид деятельности.

Перечень дополнительных лицензионных требований и условий в отношении лицензируемого вида деятельности определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности.

Статья 10. Принятие решения о выдаче лицензии

1. Для получения лицензии соискатель лицензии представляет в соответствующий лицензирующий орган:

заявление о выдаче лицензии с указанием:

» наименования и организационно — правовой формы юридического лица, места его нахождения, наименования банка и номера расчетного счета в банке -для юридического лица; фамилии, имени, отчества, данных документа, удостоверяющего личность гражданина, — для индивидуального предпринимателя;

» лицензируемого вида деятельности, который юридическое лиц или индивидуальный предприниматель намерены осуществлять, и срока, в течение которого будет осуществляться указанный вид деятельности;

» копии учредительных документов и копию свидетельства о государственной регистрации лицензиата в качестве юридического лица (с предъявлением оригиналов в случае, если копии не заверены нотариусом) — для юридических лиц;

» копию свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя (с предъявлением оригинала в случае, если копия не заверена нотариусом) — для индивидуальных предпринимателей;

» справку о постановке лицензиата на учет в налоговом органе;

» документ, подтверждающий внесение соискателем лицензии платы за рассмотрение лицензирующим органом заявления соискателя лицензии.

В зависимости от специфики деятельности в положении о лицензировании конкретного вида деятельности может быть предусмотрено представление иных документов, подтверждающих соответствие соискателя лицензии установленным лицензионным требованиям и условиям.

Требование от соискателя лицензии представления иных документов, не предусмотренных настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, не допускается.

Все документы, представленные в соответствующий лицензирующий орган для получения лицензии, принимаются по описи, копия которой направляется (вручается) заявителю с отметкой о дате приема документов указанным органом.

За предоставление недостоверных или искаженных сведений соискатель лицензии несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. За рассмотрение лицензирующим органом заявления соискателя лицензии указанным органом взимается плата, максимальный размер которой не может превышать трехкратный минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом.

Размер платы за рассмотрение заявления соискателя лицензии устанавливается Правительством Российской Федерации.

Суммы платы за рассмотрение заявлений соискателей лицензий зачисляются в соответствующие бюджеты.

3. Лицензирующий орган принимает решение о выдаче или об отказе в выдаче лицензии в срок, не превышающий тридцати дней со дня получения заявления соискателя лицензии со всеми необходимыми документами.

Более короткие сроки принятия решения о выдаче или об отказе в выдаче лицензии могут устанавливаться положениями о лицензировании конкретных видов деятельности.

Лицензирующий орган обязан уведомить соискателя лицензии о принятии решения о выдаче или об отказе в выдаче лицензии в течение трех дней после принятия указанным органом соответствующего решения.

Уведомление о выдаче лицензии направляется (вручается) соискателю лицензии в письменной форме с указанием реквизитов банковского счета и срока оплаты лицензионного сбора.

Уведомление об отказе в выдаче лицензии направляется (вручается) соискателю лицензии в письменной форме с указанием причин отказа.

Выдача документа, подтверждающего наличие лицензии, проводится в течение трех дней после представления соискателем лицензии документа, подтверждающего оплату лицензионного сбора.

В случае если лицензиат в течение трех месяцев не уплатил лицензионный сбор, лицензирующий орган, выдавший лицензию, вправе аннулировать указанную лицензию.

4. Основанием для отказа в выдаче лицензии является:

наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной или искаженной информации;

несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям.

5. Соискатель лицензии имеет право обжаловать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, отказ лицензирующего органа в выдаче лицензии или бездействие лицензирующего органа.

При обжаловании в административном порядке соискателем лицензии отказа лицензирующего органа в выдаче лицензии соискатель лицензии имеет право требовать проведения независимой экспертизы. Порядок проведения независимой экспертизы и ее оп латы определяется в положениях о лицензировании конкретных видов деятельности.

Статья 11. Переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии

1. В случае преобразования юридического лица, изменения его наименования или места его нахождения лицензиат — юридическое лицо или его правопреемник — обязан незамедлительно подать заявление о переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, с приложением соответствующих документов, подтверждающих указанные сведения.

В случае изменения имени или места жительства индивидуального предпринимателя лицензиат — индивидуальный предприниматель — обязан незамедлительно подать заявление о переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, с приложением соответствующих документов, подтверждающих указанные сведения.

2. При переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, лицензирующий орган вносит соответствующие изменения в реестр лицензий. Переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, осуществляется в течение пяти дней со дня подачи лицензиатом соответствующего заявления.

3. В случае переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии, за выдачу указанного документа и внесение в него изменений взимается плата. Размер указанной платы устанавливается Правительством Российской Федерации и не может превышать одну десятую минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом. Суммы указанной платы зачисляются в соответствующие бюджеты.

I. Надзор за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий осуществляется государственными надзорными и контрольными органами, лицензирующими органами в пределах их компетенции.

Лицензирующие органы в пределах своей компетенции имеют право:

» проводить проверки деятельности лицензиата на предмет соответствия осуществляемой лицензиатом деятельности лицензионным требованиям и условиям;

» запрашивать и получать от лицензиата необходимые объяснения и справки по вопросам, возникающим при проведении проверок;

» составлять на основании результатов проверок акты (протоколы) с указанием конкретных нарушений;

» выносить решения, обязывающие лицензиата устранить выявленные нарушения, устанавливать сроки устранения таких нарушений;

» выносить предупреждение лицензиату;

» осуществлять иные предусмотренные законодательством Российской Федерации полномочия.

Государственные надзорные и контрольные органы, а также иные органы государственной власти в пределах своей компетенции при выявлении нарушений лицензионных требований и условий обязаны сообщить лицензирующему органу, выдавшему лицензию, о выявленных нарушениях и принятых мерах.

2. Порядок осуществления лицензирующими органами надзорных полномочий, в том числе взаимодействия с государственными надзорными и контрольными органами, устанавливается законодательством Российской Федерации и положениями о лицензировании конкретных видов деятельности.

Лицензиат в соответствии с законодательством Российской Федерации и положением о лицензировании конкретного вида деятельности обязан обеспечивать условия для проведения лицензирующими органами проверок, в том числе предоставлять необходимую информацию и документы.

Статья 13. Приостановление действия и аннулирование лицензии

1. Лицензирующие органы могут приостанавливать действие лицензии в случае:

» выявления лицензирующими органами, государственными надзорными и контрольными органами, иными органами государственной власти в пределах компетенции указанных органов нарушений лицензиатом лицензионных требований и условий, которые могут повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, нравственности и здоровью граждан, а также обороне страны и безопасности государства;

» невыполнения лицензиатом решений лицензирующих органов, обязывающих лицензиата устранить выявленные нарушения.

2. Лицензия теряет юридическую силу и считается аннулированной в случае, предусмотренном пунктом 3 статьи 10 настоящего Федерального закона, либо с момента ликвидации юридического лица или прекращения его деятельности в результате реорганизации, за исключением его преобразования или прекращения действия свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя.

3. Лицензия может быть аннулирована решением суда на основании заявления лицензирующего органа, выдавшего лицензию, или органа государственной власти в соответствии с его компетенцией. Одновременно с подачей заявления в суд лицензирующий орган вправе приостановить действие указанной лицензии на период до вступления в силу решения суда.

Основанием для аннулирования лицензии является:

» обнаружение недостоверных или искаженных данных в документах, представленных для получения лицензии;

» неоднократное или грубое нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий;

» незаконность решения о выдаче лицензии.

4. Решение о приостановлении действия лицензии или о направлении в суд заявления об аннулировании лицензии доводится лицензирующим органом до лицензиата в письменной форме с мотивированным обоснованием не позднее чем через три дня со дня принятия решения.

Решение о приостановлении действия лицензии может быть обжаловано в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Лицензирующий орган обязан установить срок устранения лицензиатом обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия лицензии. Указанный срок не может превышать шесть месяцев. В случае если в установленный срок лицензиат не устранил указанные обстоятельства, лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии.

В случае устранения лицензиатом обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия лицензии, лицензирующий орган, приостановивший действие лицензии, обязан принять решение о возобновлении ее действия.

Порядок подтверждения устранения лицензиатом обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия лицензии, сроки принятия лицензирующим органом решения о возобновлении ее действия определяются положением о лицензировании конкретного вида деятельности.

Статья 14. Формирование и ведение реестров лицензий

1. Лицензирующие органы формируют и ведут реестры лицензий на конкретные виды деятельности, лицензирование которых они осуществляют.

В реестрах лицензий должны быть указаны:

» сведения о лицензиатах;

» сведения о лицензирующем органе, выдавшем лицензии;

» виды деятельности, на осуществление которых выданы лицензии;

» даты выдачи и номера лицензий;

» сроки действия лицензий;

» сведения о регистрации лицензий в реестрах, основания и даты приостановления и возобновления действия лицензий;

» основания и даты аннулирования лицензий;

» иные сведения, определенные положениями о лицензировании конкретных видов деятельности.

2. Информация, содержащаяся в реестрах лицензий, является открытой для ознакомления с ней физических и юридических лиц. Такие лица вправе получить за плату в лицензирующих органах информацию из реестров лицензий в виде выписок о конкретных лицензиатах. Плата за предоставление указанной информации не может превышать затраты лицензирующего органа на подготовку такой выписки. Порядок и размер платы за предоставление указанной информации определяются Правительством Российской Федерации.

Лицензирующие органы обязаны безвозмездно предоставлять информацию из реестров лицензий органам государственной власти и органам местного самоуправления.

Срок предоставления информации из реестров лицензий не может превышать три дня с даты подачи соответствующего заявления.

3. Порядок формирования и ведения реестра лицензий определяется Правительством Российской Федерации.

За выдачу лицензии взимается лицензионный сбор.

Размер лицензионного сбора за выдачу лицензии устанавливается Правительством Российской Федерации в положениях о лицензировании конкретных видов деятельности.

Максимальный размер лицензионного сбора за выдачу лицензии не должен превышать десятикратный минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом.

Суммы лицензионных сборов за выдачу лицензий зачисляются в соответствующие бюджеты.

Финансирование лицензирования проводится в пределах средств, выделяемых на содержание лицензирующих органов из соответствующих бюджетов.

Глава III. ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, НА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ КОТОРЫХ ТРЕБУЮТСЯ ЛИЦЕНЗИИ

Статья 17. Перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии

В соответствии с настоящим Федеральным законом лицензированию подлежат следующие виды деятельности:

» вещание дополнительной информации;

» деятельность по распространению шифровальных средств;

» деятельность по техническому обслуживанию шифровальных средств;

» предоставление услуг в области шифрования информации;

» деятельность по производству специальных защитных знаков, предназначенных для маркирования товаров, сопроводительной документации к товарам и подтверждения подлинности документов и ценных бумаг;

» деятельность по распространению специальных защитных знаков, предназначенных для маркирования товаров, сопроводительной документации к товарам и подтверждения подлинности документов и ценных бумаг;

» деятельность по использованию технических средств, предназначенных для выявления электронных устройств, служащих для негласного получения информации;

» деятельность центров обязательной сертификации;

» деятельность испытательных лабораторий (экспертных центров) в области обязательной сертификации;

» производство систем вооружения;

» ремонт систем вооружения;

» распространение систем вооружения;

» производство военной техники;

» производство специальных средств самообороны;

» утилизация систем вооружения, военной техники, специальных средств самообороны, боеприпасов;

» проектирование взрыво- и пожароопасных, химически опасных и вредных производств;

» проектирование горных производств и объектов;

» проектирование магистральных газопроводов, нефтепроводов и продуктопроводов;

» проектирование подъемных сооружений;

» проектирование котлов, сосудов и трубопроводов, работающих под давлением;

» строительство взрыво- и пожароопасных, химически опасных и вредных производств;

» строительство горных производств и объектов;

» строительство магистральных газопроводов, нефтепроводов и продуктопроводов;

» строительство подъемных сооружений;

» производство котлов, сосудов и трубопроводов, работающих под давлением;

» эксплуатация взрыво- и пожароопасных, химически опасных и вредных производств;

эксплуатация горных производств и объектов;

эксплуатация магистральных газопроводов, нефтепроводов и продуктопроводов;

» эксплуатация подъемных сооружений;

эксплуатация котлов и сосудов, работающих под давлением, трубопроводов пара и горячей воды;

» ремонт взрыво- и пожароопасных, химически опасных и вредных производств;

» ремонт горных производств и объектов;

» ремонт магистральных газопроводов, нефтепроводов и продуктопроводов;

» ремонт подъемных сооружений;

» производство химического оборудования;

» производство бурового оборудования;

» производство нефтегазопромыслового оборудования;

» производство геологоразведочного оборудования;

» производство горно-шахтного оборудования;

» производство взрывозащищенного электротехнического оборудования;

» производство аппаратуры и систем контроля противоаварийной защиты и сигнализации;

» монтаж химического оборудования;

» монтаж бурового оборудования;

» монтаж нефтегазопромыслового оборудования;

» монтаж геологоразведочного оборудования;

» монтаж горно-шахтного оборудования;

» монтаж взрывозащищенного электротехнического оборудования;

» монтаж аппаратуры и систем контроля противоаварийной защиты и сигнализации;

» монтаж подъемных сооружений;

» монтаж котлов и сосудов, работающих под давлением, трубопроводов пара и горячей воды;

» эксплуатация бурового оборудования;

» эксплуатация нефтегазопромыслового оборудования;

» эксплуатация геологоразведочного оборудования;

» эксплуатация горно-шахтного оборудования;

» эксплуатация взрывозащищенного электротехнического оборудования;

» эксплуатация аппаратуры и систем контроля противоаварийной защиты и сигнализации;

» ремонт бурового оборудования;

» ремонт нефтегазопромыслового оборудования;

» ремонт геологоразведочного оборудования;

» ремонт горно-шахтного оборудования;

» ремонт взрывозащищенного электротехнического оборудования;

» ремонт аппаратуры и систем контроля противоаварийной защиты и сигнализации;

» ремонт подъемных сооружений;

» ремонт котлов и сосудов, работающих под давлением, трубопроводов пара и горячей воды;

» производство взрывчатых материалов промышленного назначения:

» производство оборудования и приборов взрывного дела;

» испытание взрывчатых материалов промышленного назначения;

» испытание оборудования и приборов взрывного дела;

» хранение взрывчатых материалов промышленного назначения;

» хранение оборудования и приборов взрывного дела;

» распространение взрывчатых материалов промышленного назначения;

» распространение оборудования и приборов взрывного дела;

» применение взрывчатых материалов промышленного назначения;

» применение оборудования и приборов взрывного дела;

» производство пиротехнических изделий;

» распространение пиротехнических изделий;

» производство подводных работ специального назначения;

» производство драгоценных металлов, а также ювелирных изделий, содержащих драгоценные металлы и драгоценные камни;

» оптовая торговля драгоценными металлами, драгоценными камнями, а также ювелирными изделиями, содержащими драгоценные металлы и драгоценные камни;

» обработка и рекуперация драгоценных камней;

» заготовка и переработка вторичного сырья, содержащего драгоценные металлы и драгоценные камни;

» заготовка, переработка и реализация лома цветных и черных металлов;

» деятельность по проведению геолого-съемочных работ;

» деятельность по производству электрической и тепловой энергии;

» деятельность по обеспечению работоспособности электрических и тепловых сетей;

» деятельность по поставке (продаже) электрической и тепловой энергии;

» деятельность по получению (покупке) электрической энергии с оптового рынка электрической энергии (мощности);

» переработка нефти и транспортировка по магистральным нефтепроводам и продуктопроводам нефти и продуктов ее переработки;

» хранение нефти и продуктов ее переработки;

» переработка газа и транспортировка по магистральным газопроводам газа и продуктов его переработки;

» хранение газа и продуктов его переработки;

» осуществление инженерных изысканий для строительства;

» гидрометеорологическая экспертиза проектов строительства и освоения территорий;

» деятельность по проектированию зданий и сооружений;

» деятельность по строительству зданий и сооружений;

» производство строительных конструкций и материалов;

» погрузочно-разгрузочная деятельность негосударственных организаций и индивидуальных предпринимателей на федеральном железнодорожном транспорте;

» деятельность негосударственных организаций и индивидуальных предпринимателей по техническому обслуживанию, ремонту и модернизации подвижного состава и других технических средств, используемых на федеральном железнодорожном транспорте;

» деятельность по производству муки, крупы и других пищевых продуктов из зерна;

» деятельность по производству хлеба, хлебобулочных и макаронных изделий;

» деятельность по закупке зерна и продуктов его переработки для государственных нужд;

» деятельность по переработке зерна для государственных нужд;

» деятельность по хранению зерна и продуктов его переработки для государственных нужд;

» деятельность по реализации зерна и продуктов его переработки для государственных нужд;

» деятельность по оказанию протезно-ортопедической помощи;

» производство лекарственных средств;

» производство изделий медицинского назначения;

» хранение лекарственных средств и изделий медицинского назначения;

» распространение лекарственных средств и изделий медицинского назначения;

» производство медицинской техники;

» распространение, в том числе предоставление в пользование, медицинской техники;

» техническое обслуживание медицинской техники;

» культивирование растений, указанных в статье 9 Федерального закона О наркотических средствах и психотропных веществах;

» разработка наркотических средств, внесенных в список II, указанный в статье 2 Федерального закона О наркотических средствах и психотропных веществах;

» разработка психотропных веществ, внесенных в списки II и III, указанные в статье 2 Федерального закона О наркотических средствах и психотропных веществах;

» производство наркотических средств, внесенных в список II, указанный в статье 2 Федерального закона О наркотических средствах и психотропных веществах;

» производство психотропных веществ, внесенных в списки II и III, указанные в статье 2 Федерального закона О наркотических средствах и психотропных веществах;

» изготовление наркотических средств, внесенных в список II, указанный в статье 2 Федерального закона О наркотических средствах и психотропных веществах;

» изготовление психотропных веществ, внесенных в списки II и III, указанные в статье 2 Федерального закона О наркотических средствах и психотропных веществах;

» переработка наркотических средств, внесенных в список II, указанный в статье 2 Федерального закона О наркотических средствах и психотропных веществах;

» переработка психотропных веществ, внесенных в списки II и III, указанные в статье 2 Федерального закона О наркотических средствах и психотропных веществах;

» хранение наркотических средств, внесенных в список II, указанный в статье 2 Федерального закона О наркотических средствах и психотропных веществах;

» хранение психотропных веществ, внесенных в списки II и III, указанные в статье 2 Федерального закона О наркотических средствах и психотропных веществах;

» перевозка и пересылка наркотических средств, внесенных в список II, указанный в статье 2 Федерального закона О наркотических средствах и психотропных веществах;

» перевозка и пересылка психотропных веществ, внесенных в списки II и III, указанные в статье 2 Федерального закона О наркотических средствах и психотропных веществах;

» отпуск и реализация наркотических средств, внесенных в список II, указанный в статье 2 Федерального закона О наркотических средствах и психотропных веществах;

» отпуск и реализация психотропных веществ, внесенных в списки II и III, указанные в статье 2 Федерального закона О наркотических средствах и психотропных веществах;

» распределение наркотических средств, внесенных в список II, указанный в статье 2 Федерального закона О наркотических средствах и психотропных веществах;

» распределение психотропных веществ, внесенных в списки II и III, указанные в статье 2 Федерального закона О наркотических средствах и психотропных веществах;

» приобретение наркотических средств, внесенных в список II, указанный в статье 2 Федерального закона О наркотических средствах и психотропных веществах;

» приобретение психотропных веществ, внесенных в списки II и III, указанные в статье 2 Федерального закона О наркотических средствах и психотропных веществах;

» использование наркотических средств, внесенных в список II, указанный в статье 2 Федерального закона О наркотических средствах и психотропных веществах;

» использование психотропных веществ, внесенных в списки II и III, указанные в статье 2 Федерального закона О наркотических средствах и психотропных веществах;

» уничтожение наркотических средств, внесенных в список II, указанный в статье 2 Федерального закона О наркотических средствах и психотропных веществах;

» уничтожение психотропных веществ, внесенных в списки II и III, указанные в статье 2 Федерального закона О наркотических средствах и психотропных веществах;

» деятельность негосударственных организаций и индивидуальных предпринимателей по оказанию физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг:

» деятельность, связанная с использованием возбудителей инфекционных заболеваний;

» перевозки грузов морским транспортом;

» перевозки пассажиров морским транспортом;

» деятельность по осуществлению фрахтовых операций по перевозкам грузов и пассажиров в морских сообщениях;

» буксировка судов и иных плавучих средств;

» агентское обслуживание морских судов в морских портах;

» сюрвейерское обслуживание морских судов в морских портах;

» шипчандлерское обслуживание морских судов в морских портах;

» техническое обслуживание морских судов в морских портах;

» навигационное обслуживание морских судов в морских портах;

» водолазные работы по обслуживанию морских судов в морских портах;

» проводка морских судов лоцманами и береговыми службами управления движением морских судов;

» деятельность по осуществлению швартования морских судов в морских портах;

» сбор судовых лояльных вод и нефтепродуктов на акваториях морских портов и их очистка;

» транспортно — экспедиционное обслуживание грузов для перевозки на морских судах;

» погрузочно-разгрузочная деятельность в морских портах;

» складские операции в морских портах;

» обслуживание пассажиров на территориях и акваториях морских портов и рейдов;

» перевозочная деятельность на внутреннем водном транспорте;

» перегрузочная деятельность на внутреннем водном транспорте;

» транспортно — экспедиционная деятельность на внутреннем водном транспорте;

» агентская деятельность на внутреннем водном транспорте;

» лоцманская проводка судов на внутреннем водном транспорте:

» деятельность по проведению океанографических работ;

» деятельность по проведению гелиогеофизических работ;

» производство маркшейдерских работ;

» деятельность по проведению работ по активному воздействию на гидрометеорологические и геофизические процессы и явления;

» деятельность по проведению геофизических работ в области изучения недр;

» деятельность по бурению скважин на воду;

» деятельность по бурению геологоразведочных скважин на твердые полезные ископаемые;

» деятельность по утилизации отходов производства и потребления;

» реализация предметов антиквариата;

» описание, консервация, реставрация архивных документов;

» деятельность по проведению проектных работ, связанных с охраной объектов культурного наследия (памятников истории и культуры);

» деятельность по проведению проектно — изыскательских работ, связанных с ремонтом и реставрацией объектов культурного наследия (памятников истории и культуры);

» деятельность по ремонту и реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры);

» деятельность по реставрации музейных предметов;

» организация и проведение лотерей;

» распространение и ремонт контрольно-кассовых машин;

» деятельность по использованию радиоактивных материалов;

» эксплуатация автозаправочных станций;

» производство дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных средств;

» деятельность по проведению дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных работ;

» эксплуатация инженерных инфраструктур городов и других населенных пунктов;

» публичный показ аудиовизуальных произведений, осуществляемый в кинозале;

» распространение, за исключением розничной торговли, экземпляров аудиовизуальных произведений на любых видах носителей;

» воспроизведение (изготовление экземпляров) аудиовизуальных произведений на любых видах носителей;

» распространение, за исключением розничной торговли, экземпляров фонограмм на любых видах носителей;

» воспроизведение (изготовление экземпляров) фонограмм на любых видах носителей;

» организация и содержание тотализаторов и игорных заведений;

» деятельность по негосударственному пенсионному обслуживанию;

» деятельность инвестиционных фондов; (абзац введен Федеральным законом от 26.11.98 N 178-ФЗ)

» деятельность по управлению инвестиционными фондами и паевыми инвестиционными фондами; (абзац введен Федеральным законом от 26.11.98 N 178-ФЗ)

» деятельность специализированных депозитариев инвестиционных фондов и паевых инвестиционных фондов; (абзац введен Федеральным законом от 26.11.98N 178-ФЗ)

» деятельность по производству и разливу минеральной и природной питьевой воды;

» перевозочная и транспортно — эксплуатационная деятельность на подъездных железнодорожных путях, не входящих в систему федерального железнодорожного транспорта;

» финансовая аренда (лизинг);

» проектирование централизованных систем питьевого водоснабжения и систем водоотведения городских и других поселений;

» строительство централизованных систем питьевого водоснабжения и систем водоотведения городских и других поселений;

» эксплуатация централизованных систем питьевого водоснабжения и систем водоотведения городских и других поселений;

» деятельность по изготовлению и уничтожению всех видов печатей и штампов органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций всех форм собственности (включая их структурные и обособленные подразделения) и физических лиц;

» деятельность по изготовлению и нумерации официальных бланков органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций всех форм собственности (включая их структурные и обособленные подразделения);

» деятельность по изготовлению всех видов бланков, форма которых утверждена решениями Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;

» оптовая реализация минеральной и природной питьевой воды, а также другие виды деятельности, лицензирование которых предусмотрено вступившими в силу до момента вступления в силу настоящего Федерального закона иными федеральными законами.

Статья 18. Введение лицензирования иных видов деятельности

Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона введение лицензирования иных видов деятельности возможно только путем внесения изменений и дополнений в установленный настоящим Федеральным законом перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии.

Статья 19. Вступление в силу настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

2. Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации, регулирующие порядок осуществления лицензирования отдельных видов деятельности на территории Российской Федерации, применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.

Виды деятельности, не включенные в статью 17 настоящего Федерального закона, осуществляются со дня вступления в силу настоящего Федерального закона без лицензий, за исключением случаев, если лицензирование указанных видов деятельности проводится в соответствии с иными федеральными законами, вступившими в силу до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

3. Установленный в настоящем Федеральном законе порядок лицензирования отдельных видов деятельности не распространяется на порядок лицензирования конкретных видов деятельности, лицензирование которых установлено вступившими в силу до дня вступления в силу настоящего Федерального закона иными федеральными законами.

4. Положения статьи 7 настоящего Федерального закона в части распространения действия лицензий, выданных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях иных субъектов Российской Федерации вводятся в действие с 1 января 2005 года. Впредь до введения в действие указанных положений применяется установленный Правительством Российской Федерации порядок регистрации лицензий, выданных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях иных субъектов Российской Федерации.

5. Предложить Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.