Закон о государственном регулировании внешнеэкономической деятельности

05.01.2019 Выкл. Автор admin

Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ
«Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»

С изменениями и дополнениями от:

22 августа 2004 г., 22 июля 2005 г., 2 февраля 2006 г., 3 ноября, 8 декабря 2010 г., 11 июля, 6 декабря 2011 г., 28 июля 2012 г., 30 ноября 2013 г., 13 июля 2015 г.

Принят Государственной Думой 21 ноября 2003 года

Одобрен Советом Федерации 26 ноября 2003 года

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

Президент Российской Федерации

8 декабря 2003 г.

Законом определяются основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, полномочия РФ и субъектов РФ в области внешнеторговой деятельности в целях обеспечения благоприятных условий для внешнеторговой деятельности, а также защиты экономических и политических интересов Российской Федерации.

Уточняется распределение компетенции между РФ и субъектами РФ, между органами федеральной власти в области внешнеторговой деятельности.

Уточняются определения основных понятий (внешнеторговая деятельность, импорт и экспорт) и вводится ряд новых (международный транзит, зона свободной торговли, таможенный союз).

Законом устанавливаются основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности на основе таможенно-тарифного и нетарифного методов, а также запретов и ограничений внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью и мер экономического и административного характера.

Федеральный закон вступает в силу по истечении шести месяцев со дня его официального опубликования, за некоторыми исключениями.

Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении шести месяцев со дня его официального опубликования, за исключением части 4 статьи 45 настоящего Федерального закона, которая вступает в силу со дня вступления в силу Таможенного кодекса РФ от 28 мая 2003 года N 61-ФЗ, но не ранее вступления в силу настоящего Федерального закона

Текст Федерального закона опубликован в «Парламентской газете» от 16 декабря 2003 г. N 232, в «Российской газете» от 18 декабря 2003 г. N 254, в Собрании законодательства Российской Федерации от 15 декабря 2003 г. N 50 ст. 4850

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 233-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 ноября 2013 г. N 318-Ф3

Изменения вступают в силу с 1 декабря 2013 г.

Федеральный закон от 28 июля 2012 г. N 137-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 409-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 11 июля 2011 г. N 200-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 8 декабря 2010 г. N 336-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 ноября 2010 г. N 285-ФЗ

Изменения вступает в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 февраля 2006 г. N 19-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 июля 2005 г. N 117-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2006 г.

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2018. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Закон о государственном регулировании внешнеэкономической деятельности

ЗАКОН О ГОСУДАРСТВЕННОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (Закон № 157-ФЗ) — Федеральный закон от 13 октября 1995 г. № 157-ФЗ О государственном регулировании внешнеторговой деятельности (с изм. от 8 июля 1997 г., 10 февраля 1999 г.) определяет основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, порядок ее осуществления российскими лицами и иностранными лицами, права, обязанности и ответственность органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ в области внешнеторговой деятельности (Преамбула Закона № 157-ФЗ). [c.211]

Действующий в настоящее время механизм регулирования внешней торговли базируется на федеральном законе «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» от 13.10.95 г., законе «О таможенном тарифе N 157-ФЗ» от 21.05.93 г. и Федеральном законе «О внесении дополнения в Закон РФ «О таможенном тарифе»», а также подзаконными актами и распоряжениями. [c.151]

Федеральный закон «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» от 13 октября 1995 г. № 157-ФЗ (в ред. федеральных законов от 8 июля 1997 г. № 96-ФЗ, от 10 февраля 1999 г. № 32-ФЗ). Текст Закона приведен в Приложении ЗД. Приложения, номера которых содержат букву «Д», представлены в разделе «Документы» в конце книги. [c.17]

Сделки, связанные с передачей или приобретением имущественных прав и обязанностей за границей, помимо ГК РФ регулируются другими национальными и международными нормативными актами. Это уже упоминавшийся Закон «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», Таможенный кодекс РФ, Конвенция ООН «О договорах международной купли-продажи товаров», иные межправительственные соглашения и т. п. [c.18]

Вышеупомянутый Закон «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности». [c.18]

Порядок экспорта и импорта товаров (см. Порядок ввоза и вывоза товаров). Одним из важных нормативных актов, регулирующих отношения российских участников международных сделок с иностранными партнерами, является упомянутый ранее Федеральный закон «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» и вытекающий из него порядок ввоза и вывоза товаров на территорию и с территории РФ. [c.37]

Для реализации Федерального закона «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» Правительство РФ приняло постановление «О порядке проведения конкурсов и аукционов по продаже квот при введении количественных ограничений и лицензировании экспорта и импорта товаров (работ, услуг) в Российской Федерации» от 31 октября 1996 г. № 1299. [c.39]

Федеральный закон О государственном регулировании внешнеторговой деятельности от 13.10.1995 № 157-ФЗ с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральными законами от 08.07.1997 № 96-ФЗ от 10.02.1999 № 32-ФЗ //Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 42, ст. 3923 1997, № 28, ст. 3305 1999, № 7, ст. 879. [c.272]

Меры прямого ограничения экспорта и импорта могут вводиться в исключительных случаях Правительством РФ с целью защиты национальных интересов и национального рынка. В соответствии со ст. 15 Федерального закона О государственном регулировании внешнеторговой деятельности , экспорт из Российской Федерации и импорт в Российскую Федерацию осуществляется без количественных ограни- [c.500]

Перечень товаров и услуг, подпадающих Под экспортный контроль, утверждается Указом Президента страны. В Российской Федерации действует закон О государственном регулировании внешнеторговой деятельности от 13 октября 1995 г. Экспортный контроль защищает национальные интересы страны охрана [c.614]

Отдельные положения, относящиеся к инвестиционной политике, содержатся в посланиях Президента Российской Федерации Государственной Думе, а также в специальных законах (например, Законе О государственном регулировании внешнеторговой деятельности от 13.10.95 г. № 157-ФЗ, Законе О соглашениях о разделе продукции № 224-ФЗ от 30.12.95 г. Указе от 14.09.95 г. № 940 Об утверждении стратегического курса Российской Федерации с государствами — участниками Содружества Независимых Государств , Указе Президента О первоочередных мерах государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации от 04.04.96 г. № 491 и др.). [c.118]

За исключением случаев, предусмотренных федеральным законом О государственном регулировании внешнеторговой деятельности . [c.214]

Государственная внешнеторговая политика осуществляется посредством таможенно-тарифного регулирования (применения импортного и экспортного таможенных тарифов) и нетарифного регулирования (в частности, путем квотирования и лицензирования) в соответствии с Федеральным законом О государственном регулировании внешнеторговой деятельности , другими федеральными законами и иными правовыми актами РФ. [c.137]

Установленный Федеральным законом О государственном регулировании внешнеторговой деятельности федеральный орган исполнительной власти обязан в разумный срок предоставить необходимую внешнеторговую информацию российскому или иностранному лицу — участнику внешнеторговой деятельности за плату. [c.146]

Система экспортного контроля — совокупность мер по реализации федеральными органами исполнительной власти установленного Федеральным законом О государственном регулировании внешнеторговой деятельности , другими федеральными законами и иными правовыми актами РФ порядка вывоза за пределы РФ вооружений и военной техники, а также отдельных видов сырья, материалов, оборудования, технологий и научно-технической информации, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники (далее — товары двойного применения), по недопущению вывоза оружия массового уничтожения и иных наиболее опасных видов оружия и технологий их создания, а также мер по выявлению, предупреждению и пресечению нарушений этого порядка. [c.159]

Согласно Федеральному закону О государственном регулировании внешнеторговой деятельности под услугой понимается предпринимательская деятельность, направленная на удовлетворение потребностей других лиц, за исключением деятельности, осуществляемой на основе трудовых правоотношений. [c.654]

Минеральное сырье, поступающее в соответствии с условиями соглашения в собственность инвестора, может быть вывезено с таможенной территории РФ на условиях и в порядке, которые определены этим соглашением, без количественных ограничений экспорта, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом О государственном регулировании внешнеторговой деятельности . [c.761]

В соответствии со ст.2 Федерального закона О государственном регулировании внешнеторговой деятельности от 13 октября 1995 г. под внешнеторговой деятель-. ностью понимается предпринимательская деятельность в области международного обмена товарами, работами, услугами, информацией, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них (интеллектуальная собственность) . [c.54]

За прошедшие после начала рыночных преобразований годы были сделаны важные шаги по пути реформы внешнеторговой политики России. Новые принципы функционирования новой системы внешней торговли, курс демократической России на интеграцию ее экономики в мировое хозяйство нашли отражение в Федеральном законе О государственном регулировании внешнеторговой деятельности от 13 октября 1995 г., а также в Положении о Министерстве внешних экономических связей и торговли Российской Федерации, утвержденном Правительством 7 апреля 1997 г. [c.240]

Рамки государственного участия в формировании процессов внешней торговли определяются в нашей стране законом О государственном регулировании внешнеторговой деятельности . Он был принят Государственной Думой в мае 1995 г. Этот закон устанавливает, что [c.298]

В целях интеграции экономики РФ в мировую экономику СРП в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права участвует в международных договорах о таможенных союзах и зонах свободной торговли, основанных на установлении единой таможенной территории без применения мер таможенно-тарифного регулирования и нетарифного регулирования торговли между странами — участницами этих союзов и странами — участницами деятельности, осуществляемой в зонах свободной торговли. При этом у стран — участниц таможенных союзов устанавливается единый таможенный тариф в отношении торговли с третьими странами, а у стран — участниц деятельности, осуществляемой в зонах свободной торговли, сохраняются национальные таможенные тарифы в торговле с третьими странами (ст. 5 Закона о государственном регулировании внешнеторговой деятельности). [c.89]

ГОСУДАРСТВЕННАЯ МОНОПОЛИЯ НА ЭКСПОРТ И/ИЛИ ИМПОРТ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ТОВАРОВ — метод нетарифного регулирования, применяемый в РФ в соответствии со ст. 16 Закона о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. Перечни отдельных видов товаров, на экспорт и/или импорт которых устанавливается государственная монополия, определяются федеральными законами. [c.114]

ЗАПРЕТЫ И ОГРАНИЧЕНИЯ ЭКСПОРТА И/ИЛИ ИМПОРТА ИСХОДЯ ИЗ НАЦИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ — методы нетарифного регулирования, применяемые в РФ в соответствии со ст. 19 Закона о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. [c.226]

Для целей ст. 18 Закона о государственном регулировании внешнеторговой деятельности под существенным ущербом понимается общее ухудшение состояния отечественного производства в данной отрасли, отражаемое в показателях сокращения производства или рентабельности соответствующих товаров или услуг, а под угрозой причинения существенного ущерба — очевидная неотвратимость такого ущерба, подтвержденная фактическими доказательствами с целью исключения субъективных соображений о возможности причинения существенного ущерба. [c.231]

Иностранные лица (для целей Закона о государственном регулировании внешнеторговой деятельности) — юридические лица и организации в иной правовой форме, гражданская правоспособность которых определяется по праву иностранного государства, в котором они учреждены физические лица — иностранные граждане, гражданская правоспособность и дееспособность которых определяются по праву иностранного государства, гражданами которого они являются, и лица без гражданства, гражданская дееспособность которых определяется по праву иностранного государства, в котором эти лица имеют постоянное место жительства. [c.259]

Для целей Закона о государственном регулировании внешнеторговой деятельности интеллектуальная собственность (исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности) — исключительные права а) на литературные, художественные и научные произведения б) программы для электронно-вычислительных машин и базы данных в) смежные права г) на [c.262]

КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ ЭКСПОРТА И ИМПОРТА — метод нетарифного регулирования, применяемый в РФ в соответствии со ст. 15 Закона о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. [c.276]

Порядок проведения конкурса или аукциона устанавливается Правительством РФ. Не допускаются ограничение числа участников такого конкурса или аукциона и их дискриминация по признакам формы собственности, места регистрации, положения на рынке (ст. 15 Закона о государственном регулировании внешнеторговой деятельности). [c.276]

ВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ — методы, посредством которых осуществляется государственная внешнеторговая политика РФ, установлены в ст. 13 Закона о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, подразделяются на 1) таможенно-тарифное регулирование, 2) нетарифное регулирование. В РФ не допускаются иные методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности путем вмешательства и установления различных ограничений органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ. Регулирование других видов внешнеэкономической деятельности, в частности, международного инвестиционного сотрудничества, производственной кооперации, валютных и финансово-кредитных операций, осуществляется соответствующими федеральными законами и иными правовыми актами РФ (ст. 13 Закона о государственном регулировании внешнеторговой деятельности). [c.366]

Участие РФ в международных экономических санкциях в отношении одного государства или ряда государств и введение этих санкций в действие определяются указами Президента РФ. Российские лица имеют право на возмещение в судебном порядке убытков, связанных с участием РФ в международных экономических санкциях, за счет средств федерального бюджета (ст. 21 Закона о государственном регулировании внешнеторговой деятельности). [c.488]

Федеральный закон О государственном регулировании внешнеторговой деятельности № 157-ФЗог 13.10.1995 г. (с изменениями и дополнениями). [c.525]

ИМПОРТ — ввоз товара, работ, услут, результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, на таможенную территорию РФ из-за границы без обязательства об обратном вывозе. Факт импорта фиксируется в момент пересечения товаром таможенной границы РФ, получения услуг и прав на результаты интеллектуальной деятельности (ст. 2 Закона о государственном регулировании внешнеторговой деятельности). [c.240]

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 8 декабря 2003 года №164-ФЗ

Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности

(В редакции Федеральных законов Российской Федерации от 22.08.2004 г. №122-ФЗ, 22.07.2005 г. №117-ФЗ, 02.02.2006 г. №19-ФЗ, 03.11.2010 г. №285-ФЗ, 08.12.2010 г. №336-ФЗ, 11.07.2011 г. №200-ФЗ, 06.12.2011 г. №409-ФЗ, 28.07.2012 г. №137-ФЗ, 30.11.2013 г. №318-ФЗ, 13.07.2015 г. №233-ФЗ)

Принят Государственной Думой 21 ноября 2003 года

Одобрен Советом Федерации 26 ноября 2003 года

Глава 1. Общие положения


Статья 1. Цели и сфера применения настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон определяет основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области внешнеторговой деятельности в целях обеспечения благоприятных условий для внешнеторговой деятельности, а также защиты экономических и политических интересов Российской Федерации.

2. Настоящий Федеральный закон применяется к отношениям в области государственного регулирования внешнеторговой деятельности, а также к отношениям, непосредственно связанным с такой деятельностью.

3. Особенности государственного регулирования внешнеторговой деятельности в области, связанной с вывозом из Российской Федерации и ввозом в Российскую Федерацию, в том числе с поставкой или закупкой, продукции военного назначения, с разработкой и производством продукции военного назначения, а также особенности государственного регулирования внешнеторговой деятельности в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники, устанавливаются международными договорами Российской Федерации, федеральными законами о военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами и об экспортном контроле.

4. Положения настоящего Федерального закона, касающиеся государственного регулирования внешней торговли услугами, не применяются к:

1) услугам, оказываемым при исполнении функций органов государственной власти не на коммерческой основе и не на условиях конкуренции с одним или несколькими исполнителями услуг;

2) услугам, оказываемым при осуществлении деятельности Центрального банка Российской Федерации в целях исполнения функций, установленных федеральными законами;

3) финансовым услугам, оказываемым при осуществлении не на условиях конкуренции с одним или несколькими исполнителями услуг деятельности по социальному обеспечению, в том числе по государственному пенсионному обеспечению, и деятельности под гарантии Правительства Российской Федерации или с использованием государственных финансовых ресурсов.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) аналогичный товар — товар, который по своему функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам полностью идентичен другому товару, или в отсутствие такого полностью идентичного товара товар, имеющий характеристики, близкие к характеристикам другого товара;

2) взаимность — предоставление одним государством (группой государств) другому государству (группе государств) определенного режима международной торговли взамен предоставления вторым государством (группой государств) первому государству (группе государств) такого же режима;

3) внешнеторговая бартерная сделка — сделка, совершаемая при осуществлении внешнеторговой деятельности и предусматривающая обмен товарами, услугами, работами, интеллектуальной собственностью, в том числе сделка, которая наряду с указанным обменом предусматривает использование при ее осуществлении денежных и (или) иных платежных средств;

4) внешнеторговая деятельность — деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью;

5) внешняя торговля интеллектуальной собственностью — передача исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности или предоставление права на использование объектов интеллектуальной собственности российским лицом иностранному лицу либо иностранным лицом российскому лицу;

6) внешняя торговля информацией — внешняя торговля товарами, если информация является составной частью этих товаров, внешняя торговля интеллектуальной собственностью, если передача информации осуществляется как передача прав на объекты интеллектуальной собственности, или внешняя торговля услугами в других случаях;

7) внешняя торговля товарами — импорт и (или) экспорт товаров. Перемещение товаров между частью территории Российской Федерации и другой частью территории Российской Федерации, если такие части не связаны между собой сухопутной территорией Российской Федерации, через таможенную территорию иностранного государства, перемещение товаров на территорию Российской Федерации с территорий искусственных островов, установок и сооружений, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, или перемещение товаров между территориями искусственных островов, установок и сооружений, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, не является внешней торговлей товарами;

8) внешняя торговля услугами — оказание услуг (выполнение работ), включающее в себя производство, распределение, маркетинг, доставку услуг (работ) и осуществляемое способами, указанными в статье 33 настоящего Федерального закона;

9) зона свободной торговли — таможенные территории, на которых в соответствии с международным договором с одним или несколькими государствами либо группами государств отменены таможенные пошлины и другие меры ограничения внешней торговли товарами, происходящими с данных таможенных территорий, в отношении практически всей внешней торговли такими товарами в пределах данных таможенных территорий, за исключением возможности применения при необходимости таких мер в случаях, предусмотренных статьями 21, 32, 38 и 39 настоящего Федерального закона. При этом участники зоны свободной торговли не осуществляют какой-либо существенной координации в отношении применения таможенных пошлин и других мер регулирования внешней торговли товарами с третьими странами;

10) импорт товара — ввоз товара Российскую Федерацию без обязательства об обратном вывозе;

11) иностранное лицо — физическое лицо, юридическое лицо или не являющаяся юридическим лицом по праву иностранного государства организация, которые не являются российскими лицами;

12) иностранный заказчик услуг — иностранное лицо, заказавшее услуги (работы) или пользующееся ими;

13) иностранный исполнитель услуг — иностранное лицо, оказывающее услуги (выполняющее работы);

14) коммерческое присутствие — любая допускаемая законодательством Российской Федерации или законодательством иностранного государства форма организации предпринимательской и иной экономической деятельности иностранного лица на территории Российской Федерации или российского лица на территории иностранного государства в целях оказания услуг, в том числе путем создания юридического лица, филиала или представительства юридического лица либо участия в уставном (складочном) капитале юридического лица. Российское юридическое лицо, через которое осуществляется коммерческое присутствие, рассматривается как иностранный исполнитель услуг, если иностранное лицо (иностранные лица) в силу преобладающего участия в уставном (складочном) капитале российского юридического лица, либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо иным образом имеет возможность определять решения, принимаемые российским юридическим лицом;

15) международный транзит — перемещение через территорию Российской Федерации товаров, транспортных средств, если такое перемещение является лишь частью пути, начинающегося и заканчивающегося за пределами территории Российской Федерации;

16) непосредственно конкурирующий товар — товар, который сопоставим с другим товаром по своему назначению, применению, качественным и техническим характеристикам, а также по другим основным свойствам таким образом, что покупатель заменяет или готов заменить им другой товар в процессе потребления;

17) нетарифное регулирование — метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем введения количественных ограничений и иных запретов и ограничений экономического характера;

18) орган предотгрузочной инспекции — российское или иностранное юридическое лицо, определенное Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 4 статьи 28 настоящего Федерального закона;

19) утратил силу;

20) предотгрузочная инспекция — проверка качества, количества, цены, включая ее финансовые условия, и (или) правильности кодирования для таможенных целей товаров, предназначенных для импорта в Российскую Федерацию;

21) российский заказчик услуг — российское лицо, заказавшее услуги (работы) или пользующееся ими;

22) российский исполнитель услуг — российское лицо, оказывающее услуги (выполняющее работы);

«Комментарий к Федеральному закону «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (постатейный) (Данилова Н.Ф., Сидорова Е.Ю.) («Юстицинформ», 2005)

КОММЕНТАРИЙ К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ ОТ 8 ДЕКАБРЯ 2003 Г.
N 164-ФЗ «ОБ ОСНОВАХ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
(Постатейный)
Н.Ф. ДАНИЛОВА, Е.Ю. СИДОРОВА
Сведения об авторах:
Данилова Наталья Федоровна, доцент, декан учетно-финансового факультета Российского государственного торгово-экономического университета, кандидат экономических наук.
Сидорова Елена Юрьевна, доцент Российского государственного торгово-экономического университета, кафедра внешнеэкономической деятельности, кандидат экономических наук.
ВВЕДЕНИЕ
Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» был принят Государственной Думой 21 ноября 2003 г., одобрен Советом Федерации 26 ноября 2003 г. и подписан Президентом РФ 8 декабря 2003 г. Закон официально опубликован в «Российской газете» 18 декабря 2003 г. Очень важно отметить, что в этот период был принят и другой закон, который также оказывает существенное влияние на внешнеторговую деятельность России, — Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».
Комментируемый Закон определяет основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области внешнеторговой деятельности в целях обеспечения благоприятных условий для внешнеторговой деятельности, а также защиты экономических и политических интересов Российской Федерации.
Основной целью Закона является защита экономических интересов российских производителей товаров в случаях возросшего, демпингового или субсидируемого импорта в Россию.
Закон состоит из 13 глав, содержащих 54 статьи. В них установлены правовые основы и принципы государственного регулирования внешнеторговой деятельности в нашей стране, полномочия субъектов Российской Федерации в области внешнеторговой деятельности, а также взаимодействие федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Следует иметь в виду, что данный Закон тесно связан с рядом других законов, например, с Таможенным кодексом РФ от 28 мая 2003 г. N 61-ФЗ (с изм. и доп. от 23 декабря 2003 г., 29 июня, 20 августа, 11 ноября 2004 г.), Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. N 165-ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» и некоторыми другими.
В административно-правовом регулировании внешнеторговой деятельности полностью или частично, прямо или косвенно задействовано большое число законов и подзаконных актов. Закон как продукт законотворческой деятельности не лишен и недостатков, некоторые из них являются существенными и могут повлечь трудности в правоприменении.
Среди подзаконных актов, задействованных в административно-правовом регулировании внешнеторговой деятельности, следует обратить внимание, например, на постановления Правительства Российской Федерации, касающиеся ставок ввозных и вывозных таможенных пошлин на отдельные виды товаров; о порядке применения антидемпинговых пошлин; об установлении квот на экспорт некоторых видов товаров; о мерах по защите российских производителей той или иной продукции; о введении или отмене лицензирования импорта товаров; о трансграничном перемещении отходов; о мерах государственной поддержки отдельных сфер производства и услуг; о введении сертификатов на продукцию; об осуществлении контроля и государственной экспертизы в соответствующих случаях внешнеэкономической деятельности; о государственной регистрации видов товаров, производимых в России или ввозимых в страну; об особом порядке экспорта/импорта специфических товаров (например, ядерных материалов); о правилах маркировки товаров; по вопросам транзита товаров; о реализации соответствующих международных соглашений в части торговли некоторыми видами товаров; об определении ущерба в случаях импорта товаров, субсидируемых иностранными государствами, и в случаях демпингового импорта; о паспортах транспортных средств; о мерах по государственному регулированию внешнеторговых бартерных сделок; о конкурсах и аукционах по продаже квот на экспорт/импорт товаров, работ, услуг; по защите потребительского рынка России от проникновения некачественных импортных товаров; по вопросам применения схемы преференций России к товарам развивающихся стран; о централизованных закупках по импорту; о лицензировании и квотировании экспорта/импорта товаров, работ, услуг; о порядке определения таможенной стоимости ввозимых товаров; о регулировании реэкспорта и т.д.
В свете указанной системы нормативных актов Закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» предстает как некий правовой стержень, скрепляющий огромное число актов разного уровня. Посредством данного Закона российское законодательство увязывается с положениями более чем 50 соглашений, входящих в «пакет ВТО», иначе говоря — с правом ВТО.
В комментариях к статьям Закона разъясняется сущность установленных в нем норм и возможности их практического применения. Авторы стремились показать, в чем заключается новизна той или иной нормы по сравнению с Законом 1995 г., как следует понимать значение употребляемых в норме понятий, какие нормативные акты должны применяться в процессе реализации тех или иных положений Закона.
8 декабря 2003 года N 164-ФЗ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
ОБ ОСНОВАХ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Комментарий к главе 1
Данная глава определяет общие положения, в ней рассматриваются цели и сфера применения комментируемого Федерального закона, также приводятся основные понятия, используемые в нем. В ст. 3 приводятся сведения о законодательстве Российской Федерации о внешнеторговой деятельности.
В статье 4 приводятся основные принципы государственного регулирования внешнеторговой деятельности. Завершается глава ст. 5, формулирующей цели и принципы торговой политики Российской Федерации и отмечающей, что реализация торговой политики Российской Федерации осуществляется с использованием методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности.
Статья 1. Цели и сфера применения настоящего Федерального закона
Комментарий к статье 1
Закон, как это видно из его названия, определяет основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, полномочия России и ее субъектов в области внешнеторговой деятельности в целях обеспечения благоприятных условий для внешнеторговой деятельности и защиты экономических и политических интересов нашего государства.
Данный Закон применяется к отношениям в области государственного регулирования, связанным с внешнеторговой деятельностью. Следует иметь в виду, что он тесно связан с рядом других законов, например, с Таможенным кодексом РФ от 28 мая 2003 г. N 61-ФЗ, Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. N 165-ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» и некоторыми другими.
С позиции участников внешнеэкономической деятельности Закон 2003 г. можно оценить как умеренно либеральный: права экспортеров и импортеров расширились, а условия введения ограничений и запретов стали более четкими и прозрачными.
Изменилась сфера действия Закона, т.к. кроме экспортных и импортных сделок с товарами его действие распространяется на осуществление товарообменных операций, торговлю услугами и объектами интеллектуальной собственности. Кроме того, из текста Закона исключены положения, относящиеся к смежным областям экономики: государственная политика в сфере международных заимствований, платежно-расчетные отношения с иностранными государствами и др. Полностью исключены вопросы, связанные с проведением экспортного контроля, поскольку они регулируются специальным законодательным актом.
По мнению доктора юридических наук, профессора Всероссийской академии внешней торговли В.М. Шумилова, «в административно-правовом регулировании внешнеторговой деятельности полностью или частично, прямо или косвенно задействовано большое число законов и подзаконных актов» . С этим нельзя не согласиться, но, на наш взгляд, более тесную связь имеет этот Закон с Таможенным кодексом РФ от 28 мая 2003 г. N 61-ФЗ.
———————————
Шумилов В.М. Основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности в России: новый Закон вступил в силу // Внешнеэкономический бюллетень. 2004. N 6. С. 64.
Комментируемый Закон регулирует два вида отношений: отношения государственного регулирования внешнеторговой деятельности и отношения, непосредственно связанные с такой деятельностью. Он определил полномочия государства, государственных органов в области внешнеторговой деятельности.
В части 3 комментируемой статьи уточняется, что особенности государственного регулирования внешнеторговой деятельности в области, связанной с вывозом из Российской Федерации и ввозом в Российскую Федерацию, а также особенности государственного регулирования внешнеторговой деятельности в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники, устанавливаются международными договорами Российской Федерации, федеральными законами о военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами и об экспортном контроле.
В части 4 исчерпывающе определено, к каким услугам не применяются положения комментируемого Закона, а именно:
услугам, оказываемым при исполнении функций органов государственной власти не на коммерческой основе и не на условиях конкуренции с одним или несколькими исполнителями услуг;
услугам, оказываемым при осуществлении деятельности Центрального банка РФ в целях исполнения функций, установленных федеральными законами;
финансовым услугам, оказываемым при осуществлении не на условиях конкуренции с одним или несколькими исполнителями услуг деятельности по социальному обеспечению, в том числе по государственному пенсионному обеспечению, и деятельности под гарантии Правительства РФ или с использованием государственных финансовых ресурсов.
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
Комментарий к статье 2
Для целей комментируемого Закона в ст. 2 сформулировано 28 основных понятий, расположенных в алфавитном порядке.
Первоначально в Федеральном законе от 13 октября 1995 г. N 157-ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» (далее — Закон N 157-ФЗ) было использовано 10 понятий; в новом Законе 4 понятия было исключено, 6 — уточнено, введено 22 новых понятия.
Таким образом, комментируемый Федеральный закон уточняет определения основных понятий (внешнеторговая деятельность, импорт, экспорт, российские лица, иностранные лица, товар) и вводит ряд новых (аналогичный товар, взаимность, внешнеторговая бартерная сделка, внешняя торговля интеллектуальной собственностью, внешняя торговля информацией, внешняя торговля товарами, внешняя торговля услугами, зона свободной торговли, иностранный заказчик услуг, иностранный исполнитель услуг, коммерческое присутствие, международный транзит, непосредственно конкурирующий товар, нетарифное регулирование, орган предотгрузочной инспекции, паспорт внешнеторговой бартерной сделки, предотгрузочная инспекция, российский заказчик услуг, российский исполнитель услуг, таможенно-тарифное регулирование, таможенный союз, участники внешнеторговой деятельности); понятия «услуги», «исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности», «система экспортного контроля», «экономическая безопасность» Законом исключены.
Надо заметить, что многие положения Закона требуют уточнения. Так, в ст. 2 делается попытка установить основные понятия, которые в дальнейшем будут в нем использованы. Между тем большинство используемых в этой статье Закона определений содержит неточные формулировки и термины, не встречающиеся в законодательстве РФ.
В тексте Закона иностранное лицо предполагается определять как физическое или юридическое лицо и организацию, которые не являются российскими лицами. Подобное определение слишком кратко и не позволяет учитывать существенные нюансы, такие как право, в соответствии с которым были учреждены эти организации. Кроме того, для предотвращения возможных вопросов необходимо дополнить определение организации, уточнив, что речь идет именно об организациях, созданных в иной правовой форме, чем юридическое лицо. К тому же буквальное толкование определения, в котором говорится о юридическом лице и организации, позволяет предположить, что не предусматривается разницы между юридическим лицом и организацией.
В Законе иностранный заказчик услуг определяется как иностранное лицо, заказавшее услугу или пользующееся ею, а иностранный исполнитель услуг — как иностранное лицо, предоставляющее (оказывающее) услуги. Практически аналогично определяются российский заказчик и исполнитель услуг. На наш взгляд, подобный подход к определению основных понятий является неверным, поскольку не учитывает многих нюансов, касающихся этих определений, в связи с чем на практике могут возникнуть сложности с его применением.
Анализ содержащегося в Законе понятия внешней торговли информацией не дает ответа на вопрос о том, что же, собственно, относится к такой торговле. Учитывая, что данное положение размещено в статье «Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе», полагаем, что понятие «внешняя торговля информацией» должно быть доработано либо перенесено в другую статью.
Неполным представляется и понятие внешней торговли товарами, т.к. в Законе предлагается установить, что это импорт и/или экспорт товаров.
В пункте 8 данной статьи рассматривается понятие «внешняя торговля услугами». Впервые в российском законодательстве введены системные положения, касающиеся международной торговли услугами. Это связано с широкомасштабной адаптацией российского законодательства к праву Всемирной торговой организации, переговоры о присоединении к которой Россия ведет уже много лет.
Понятия «аналогичный товар», «непосредственно конкурирующий товар» включены в Закон впервые, хотя оба эти термина уже использовались в Федеральном законе «О специальных защитных, антидемпинговых, компенсационных мерах при импорте товаров». Это сделано для того, чтобы установить товар иностранного происхождения, наносящий существенный ущерб отечественному товаропроизводителю. Установление факта причинения ущерба служит основанием для последующего расследования.
Ни для кого не секрет, что сейчас необходимо совершенствовать систему и практику применения тарифных преференций в отношении ввоза товаров. В основном требуется пересмотр перечня стран-пользователей преференций. Налицо ситуация,