Задать вопрос в панораму

06.05.2018 Выкл. Автор admin

Регламент проведения конкурсов

Тематика конкурсов

Темы конкурсных заданий соответствуют тематике и концепции телегида: телевидение, кино, актеры;

задания конкурсов базируются на текущей программе телепередач;

названия конкурсов отражают тематику и суть заданий конкурсов.

Участники конкурса

В конкурсах принимают участие все желающие;

для участия в конкурсе необходимо правильно и аккуратно заполнить конкурсный купон, опубликованный в телегиде, и отправить его в редакцию;

заполненные конкурсные купоны отправляются в редакцию по почте или опускаются в фирменные ящики для сбора купонов.

Порядок проведения розыгрыша призов

В розыгрыше призов участвуют все купоны с правильными ответами, соответствующие правилам проведения конкурсов;

призами являются ценные подарки и/или денежные вознаграждения победителей.

Правила участия

  • Победители конкурсов определяются еженедельно среди участников, чьи купоны с правильными ответами находятся в редакции на момент определения победителей, не позднее понедельника недели, следующей за неделей выхода очередного номера «ПАНОРАМЫ ТВ — САНКТ-ПЕТЕРБУРГ», в котором опубликованы условия конкурса и/или купоны, если в публикации не указано иначе.
  • Купоны, которые по разным причинам не поступили в редакцию до момента подведения итогов, во внимание не принимаются. Результаты не пересматриваются. Претензии не принимаются.
  • Отправленный в редакцию конкурсный купон означает, что участник согласен с условиями конкурса и порядком вручения призов.
  • Все купоны и иные материалы, присланные читателями, являются собственностью редакции.
  • Заполненный купон опустите в один из специальных ящиков.
  • Найдя свою фамилию в журнале, свяжитесь с редакцией по контактному телефону (812) 325-64-03.
  • Призы выдаются при предъявлении паспорта и ИНН.
  • Победители сами несут ответственность за уплату налогов и иных существующих сборов, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
  • Победители имеют право обратиться за получением своего денежного приза или ценного подарка в течение трех календарных месяцев с момента публикации их фамилий в журнале. После указанного срока право получения победителями денежного (или ценного) приза аннулируется

Описание конкурсов

Конкурс «ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ»

Наши читатели задают нам множество вопросов о кино, актёрах, персонажах фильмов и участниках телешоу. Иногда требуется целое расследование, чтобы удовлетворить интерес поклонников к кому-либо из героев наших материалов. Мы понимаем, как важно получить компетентный ответ из авторитетного источника. Для самых любознательных в «ПАНОРАМЕ ТV» существует рубрика «ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ». Задать вопрос просто: впишите его в специальный купон и отправьте в редакцию. Мы будем рады вам ответить на страницах журнала.

Конкурс в рубрике «ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ» отличается от других тем, что читатели не отвечают на вопросы, а задают их…Пять призов по 500 рублей получают участники, приславшие самые интересные вопросы.

Конкурс-кроссворд

Это конкурс для любителей кроссвордов. Он пользуется наибольшей популярностью у наших читателей. В «ПАНОРАМЕ ТВ» еженедельно публикуются скандинавский кроссворд, ключворд, филлворд и кроссворд наоборот. В каждом из них пять клеток выделены цветом. Разгадав головоломки, читатели составляют ключевые слова, которые необходимо вписать в отрезной купон. Еженедельно среди всех приславших правильные ответы мы разыгрываем пять призов по 1000 рублей.

Конкурсы по фильмам и сериалам

Это тестовые конкурсы. Для участия в них необходимо ответить на вопрос, опубликованный в купоне, выбрав правильный вариант ответа из предложенных. Среди тех, кто пришлет отрезной купон с правильным ответом не позднее указанной даты, разыгрываются 3 приза по 1000 рублей.

Адреса ящиков для купонов

У станций метро:

  • «Академическая»,
  • «Балтийская»,
  • «Гражданский проспект»,
  • «Горьковская»,
  • «Звездная»,
  • «Кировский завод» (ул. Васи Алексеева),
  • «Купчино»,
  • «Ломоносовская»,
  • «Парк Победы»,
  • «Петроградская»,
  • «Пионерская»,
  • «Площадь Александра Невского»,
  • «Площадь Мужества»,
  • «Приморская»,
  • «Проспект Большевиков»,
  • «Пушкинская»,
  • «Рыбацкое»,
  • «Старая Деревня»,
  • «Удельная»,
  • «Улица Дыбенко»,
  • «Черная речка»,
  • «Чкаловская».

В почтовых отделениях:

  • № 199178 (Средний пр. В.О., 57);
  • № 198255 (пр. Ветеранов, 43);
  • № 198260 (пр. Ветеранов, 78);
  • № 196650 (г. Колпино, пр. Ленина, 72);
  • № 198320 (Красное Село, пр. Ленина, 81);
  • № 197760 (г. Кронштадт, пр. Ленина, 37);
  • № 198412 (г. Ломоносов, Александровская ул., 27);
  • № 196620 (г. Павловск, Медвежий пер., 8/14);
  • № 198510 (г. Петергоф, Санкт-Петербургский пр., 15);
  • № 197706 (г. Сестрорецк, ул. Токарева, 18).

В сети магазинов свежей прессы ПЕРВАЯ ПОЛОСА:
В уличных павильонах:

  • вблизи ст. метро «Бухарестская», на перекрестке улицы Салова и Бухарестской, 30
  • вблизи ст. метро «Технологический институт», на стороне д. 74 по Загородному пр.
  • вблизи ст. метро «Электросила», на стороне д. 141 по Московскому пр.

У станций метро:

  • «Горьковская», салон «SMEG», ул Куйбышева, 8;
  • «Лесная», зоомагазин «ВАКА», Лесной пр., 61, корп. 3;
  • «Садовая» («Сенная площадь», «Спасская»), кафе-кондитерская «СЕВЕР-МЕТРОПОЛЬ» ул. Ефимова, 1/4.

В сети магазинов «Модница»:

У станций метро:

  • «Площадь Восстания» / «Чернышевская»: ул. Восстания, 24;
  • «Ленинский Проспект»: Ленинский пр., 119;
  • «Ломоносовская»: ул. Народная, 16 (на правом берегу, за Володарским мостом);
  • «Международная»: ул. Бухарестская, 74;
  • «Озерки»: пр. Энгельса, 111;
  • «Проспект Просвещения»: пр. Энгельса, 138A;
  • «Площадь Ленина»: пл. Ленина, 6;
  • «Приморская»: ул. Одоевского, 27;
  • «Парнас»: ТЦ «Парнас-Сити», ул. Михаила Дудина, дом 6 корп. 1, 2й этаж;
  • ул. Турку, 35 (остановки общ. транспорта Софийская ул., Гамбургская площадь, пр. Славы вблизи Сортировочного моста).
  • г. Бокситогорск, Заводская ул., 8 (внутри п/о);
  • г. Волхов, ул. Коммунаров, 12 (внутри п/о);
  • г. Всеволожск, Октябрьский пр., 96а, (внутри п/о);
  • г. Гатчина, пр. 25 Октября, 37 (внутри п/о);
  • г. Лодейное Поле, ул. Гагарина, 5;
  • г. Подпорожье, ул. Ленина, 5;
  • г. Тихвин, 4-й мкрн, 34 (внутри п/о);
  • г. Тосно, пр. Ленина, 34 (внутри п/о).

Об изменениях в программе передач вы можете узнать по телефону (812) 325 91 90.

197022, Санкт-Петербург, ул. Льва Толстого, 9а, МФК «Толстой Сквер», 5-й этаж (ст. м. «Петроградская»).

Музей-панорама Сталинградская битва

Тут были – 11

была в июле 2017

был в марте 2017

был в июне 2016

была в мае 2015

была в мае 2015

была в июне 2013

был в марте 2007

был в марте 1984

Музей-панорама «Сталинградская битва» — знаменитый на весь мир музей, в котором собраны свидетельства одного из самых кровопролитных событий войны между СССР и фашистской Германией — Сталинградской битве. Музей-панорама состоит из 8 залов с уникальными экспозициями, красивейшего Триумфального зала, 4 диорам, библиотеки, панорамного и предпанорамного залов, кинозала, фондохранилища, руин мельницы и военной техники.

В основании здания находятся административные помещения, залы с экспонатами, посвященными битве, и хранилище, на верхнем уровне музея расположена внушительная круговая панорама в виде ротонды. Рядом со зданием музея находится полуразрушенная мельница, имеющая свою историю, а на площади перед музеем — выставка боевых машин.

Режим работы музея

  • С 1 ноября по 31 марта — с 10:00 до 18:00, чт — с 13:00 до 21:00,
  • с 1 апреля по 31 октября — с 10:00 до 18:00, чт — с 10:00 до 21:00,
  • сб — с 10:00 до 20:00,
  • пн — выходной.

Касса закрывается за 30 минут до окончания работы музея.

Время работы читального зала:

  • ср-пт — 10.00 до 16.00, перерыв — с 13.00 до 14.00.

Цены на билеты в музей-панораму «Сталинградская битва»

Стоимость входного билета:

  • для взрослых — 250 руб.,
  • для учащихся и студентов — 150 руб.,
  • дети до 16 лет — бесплатно.

Обзорная экскурсия (цена — за 1 чел.):

  • для граждан России и Республики Беларусь — 150 руб.,
  • для иностранных граждан — 400 руб.,
  • для учащихся и студентов — 100 руб.,
  • для группы учащихся до 16 лет — 100 руб.

Экскурсия по панораме «Разгром немецко-фашистских войск под Сталинградом» (цена — за 1 чел.):

  • для граждан России и Республики Беларусь — 100 руб.,
  • для иностранных граждан — 200 руб.,
  • для учащихся и студентов — 100 руб.,
  • для группы учащихся до 16 лет — 70 руб.

Дополнительные услуги:

  • занятие в музее для учащихся и студентов — 100 руб. (цена — за 1 чел.),
  • военно-исторический квест «А завтра была война» (в составе организованной группы от 4 до 8 чел.) на группу — 3000 руб. (цена — за группу),
  • военно-исторический маршрут «Царицын-Сталинград-Волгоград» (автобусно-пешеходная экскурсия для группы от 10 до 25 человек на транспорте заказчика по центральной части г. Волгограда, экскурсия по основной экспозиции Мемориально-исторического музея, по экспозиции музея «Память», по Музею-панораме «Сталинградская битва» и экскурсия по Памятнику-ансамблю «Героям Сталинградской битвы» на Мамаевом кургане) (цена — за 1 чел.) — для граждан РФ и Республики Беларусь — 1500 руб.

Стоимость фото и видеосъемки в залах Музея-панорамы «Сталинградская битва»:

  • фотосъемка — 100 рублей,
  • видеосъемка — 250 рублей,
  • съемка для российских телестудий и журналистов — 1500 рублей,
  • съемка для иностранных телестудий и журналистов — 3000 рублей.

Право на бесплатное посещение музея, включающее бесплатный вход и бесплатное экскурсионное обслуживание, а также бесплатную фотосъемку и видеосъемку, имеют (при предъявлении соответствующих документов) некоторые льготные категории граждан и их сопровождающие.

Полный перечень цен, описание льготных категорий граждан и их сопровождающих — здесь.

История создания музея-панорамы

Битва еще не была окончена, а в Сталинграде участники событий стали отчетливо понимать, насколько важно сохранить все свидетельства этого события. В ноябре 1942 года руководителями города принято решение о том, что следует собрать и сохранить все свидетельства исторической битвы.

После окончания войны, 6 июня 1948 года, в Сталинграде открывает свои двери восстановленный после войны музей обороны Царицына им. Сталина, в котором и были размещены все собранные материалы.

За много лет музей не раз переименовывается. В 1962 году — в Волгоградский государственный музей обороны, а заодно и переезжает в новое здание, построенное в том самом месте, где во время Отечественной войны высадилась 13-ая гвардейская стрелковая дивизия генерал-майора А. И. Родимцева. А 31 мая 1982 года — в Волгоградский государственный музей-панораму «Сталинградская битва». Ведь именно весной 1082 года и была открыта панорама, давшая название музею.

В 2008 году музей-панорама становится частью комплекса Историко-мемориального музея-заповедника «Сталинградская битва», в который вошли другие музейные комплексы, посвященные и Отечественной войне, — мемориальный комплекс «Героям Сталинградской битвы», Мамаев Курган, мемориально-исторический музей, музей «Память» и др.

Панорама «Разгром немецко-фашистских войск под Сталинградом»

Панорама — самая интересная для посетителей часть комплекса. Площадь художественного полотна — 2000 кв. м, площадь полотна — 1000 кв. м. Холст сделан из льна и весит около тонны. Расписывали холст с лета 1980 года до весны 1982 года именитые художники М. И. Самсонов, Н. Я. Бут, В. К. Дмитриевский, П. И. Жигимонт, П. Т. Мальцев, Г. И. Марченко, Ф. П. Усыпенко.

Сюжет панорамы – день 26 января 1943 года. День, когда две армии, советская и немецкая, встретились на склоне Мамаева кургана в жестоком бою. Детально изображенная окружающая местность вокруг Мамаева кургана служит фоном для изображения великих подвигов легендарных защитников Сталинграда.

Экспозиция

Помимо художественного полотна панорамы в музее хранятся тысячи экспонатов:

  • кино-, фоно-, фотоисточники и негативы авторства фронтовых корреспондентов, несущие в себе запись о фронтовых историях и событиях,
  • художественные материалы в виде живописи, графики, скульптур, плакатов и пр. емкостью более 7 тысяч различных экспонатов,
  • нумизматические материалы — коллекции отечественных орденов и медалей,
  • подарки видных государственных и общественных деятелей, несущее в себе признание подвига жителей Сталинграда и выражение к ним глубочайшего уважения, — около семи тысяч предметов из 65 стран Европы, Америки, Азии, Африки,
  • оружие и боевая техника (более 4,5 тысяч предметов) — коллекции огнестрельного и холодного оружия, боеприпасов,
  • более 4 тысяч вещей, относящихся к периоду Сталинградской битвы, Великой Отечественной войны и гражданской войны,
  • обмундирование и снаряжение,
  • знамена, вымпелы и ленты,
  • документальные источники, карты, листовки, периодические издания, документы противника и прочие важные исторические документы.

Научная и исторически важная деятельность музея

Информационно-издательский отдел музея-заповедника «Сталинградская битва» в рамках акции «Расскажи миру о своем герое» собирает рассказы об участниках Сталинградской битвы и документы, относящиеся к этому периоду.

Информацию сотрудники отдела ждут по адресу [email protected] и по телефону (8442) 550–151 (доб.1210).

Отдел поисковой работы собирает и хранит биографии погибших и пропавших без вести защитников Сталинграда. За долгие годы информация в картотеке достигла свыше 200 тысяч именных карточек.

Электронный адрес отдела поисковой работы музея-заповедника «Сталинградская битва» — [email protected]

В составе музея находится военно-историческая библиотека с фондом более 16 тысяч книг, при которой работает читальный зал, востребованный школьниками, студентами, историками, представителями СМИ и многими другими заинтересованными людьми.

События и мероприятия музея-панорамы

Одна из главных целей музея-панорамы — патриотическое воспитание. Сотрудниками разрабатываются различные проекты и мероприятия для посетителей всех возрастов, посвященные памятным датам и событиям Великой Отечественной войны.

Регулярно в музее организовываются встречи ветеранов, которые посвящаются различным военным событиям. Ежегодно в музее проходит день призывника при поддержке военкоматов Волгограда, а дважды в год молодые военнослужащие принимают здесь присягу. В течение года студенты исторического факультета могут пройти здесь практику и стажировку.

Как добраться до музея-панорамы «Сталинградская битва»

Добраться до музея-панорамы «Сталинградская битва» можно на общественном транспорте до остановки «Площадь им. Ленина», на машине или такси:

  • скоростной трамвай (метротрам) — СТ, СТ2,
  • автобус — № 0, 1, 20, 35, 55, 95, 98, 123, 146, 152, 156,
  • троллейбус — 9, 10а, 12, 12в,
  • маршрутное такси — 3с, 10, 23а, 36, 51к, 75, 123, 160, 174, 246, 260 и др.,
  • такси — приложения Яндекс. Такси, maxim, Рутакси, Gett, Везёт, Такси 34, Такси Сатурн, Такси Эконом, Uber и др.

От остановки мимо площади Ленина пройти до музея по улице Наумова или улице 13 Гвардейской Дивизии.

Схемы маршрутов общественного транспорта:

Видео о музее-панораме

Задать вопрос в панораму

Квартал «Панорама» – это восемь домов переменной этажности от 9 до 25 этажей с единым двором, подземным паркингом и пешеходным променадом. Особенность квартала – панорамный вид на город и реку Обь. Рядом расположен сноупарк. В пешей доступности – метро «Студенческая». В квартале проживает около 1000 семей. Сейчас ведётся строительство Дома 3 и башен – Домов 6 и 7.

Двор задуман таким образом, чтобы каждый житель нашёл себе занятие по душе. На территории двора – площадки для игр и развития детей, пергола для отдыха взрослых, тренажёры для занятия спортом. Двор наполнен зеленью и светом. В проект ландшафтного озеленения входят газоны, кустарники и крупномерные деревья. В квартирах на первых этажах сделаны террасы.

В домах прозрачные входные группы. Жители видят, что происходит внутри подъезда и снаружи во дворе. В подъезде есть место, где можно оставить коляску или велосипед. В холле и на этажах сделана навигация. Входные группы расположены на уровне земли.

В квартале «Панорама» два типа планировочных решений: с классической кухней и большой кухней-гостиной. Все помещения в квартире можно разделить на общественные и приватные. Общественное пространство, где человек чаще проводит время: гостиная, кухня. Приватная зона, место для уединения: спальни, детские, ванные комнаты, гардеробные. Эти зоны находятся в разных частях квартиры, разделяя пространство на личное и гостевое. Комнаты в квартирах имеют правильную прямоугольную форму близкую к квадрату. Отсутствуют лишние углы и выступы. В прямоугольных комнатах легче соблюдать баланс и симметрию в расстановке мебели.

В Доме 3 расположен подземный паркинг. Из паркинга можно подняться на лифте сразу на свой этаж. Для Домов 6 и 7 предусмотрен отдельно стоящий подземный трехуровневый паркинг с зелёной эксплуатируемой кровлей.

Музей Панорама «Оборона Севастополя 1854-1855 гг.»

Информация о музее

В настоящее время это одна из крупнейших среди 60-ти панорам мира.
Как произведение искусства севастопольская Панорама представляет собой огромную по размерам картину (длина по окружности 115 м, высота 14 м), дополненную предметным планом (площадь около 1000 кв. м) и размещённую в здании цилиндрической формы со смотровой площадкой в центре.
Здание Панорамы (диаметр 38 м, высота 36 м) доминирует над Корабельной и Центральной частями Севастополя, хорошо просматривается при въезде в город с основных сухопутных и морских магистралей. Его величественность воспринимается как с близких, так и далёких точек обзора.
Фасад здания со входом для посетителей обращён к бассейну с фонтаном, расположенным на небольшой площади в центре Исторического бульвара. Вдоль центральной аллеи бульвара сосредоточены основные памятники Мемориального комплекса национального значения (всего 14 памятников и мемориальных обозначений), включающего здание Панорамы.
На первом этаже здания – экспозиционный зал, отражающий основные события обороны Севастополя 1854 –1855 гг., историю создания и воссоздания Панорамы.
Из экспозиционного зала винтовая лестница ведёт на смотровую площадку, откуда, постепенно двигаясь по кругу, посетители обозревают панорамную картину и предметный план.
Панорама посвящена героизму защитников Севастополя в период Восточной (Крымской) войны 1853–1856 гг. Эта война была крупнейшей общеевропейской военной кампанией XIX в. Она велась между Россией и создавшими против неё военный союз Турцией, Великобританией, Францией, королевством Сардиния (Италия). Страны-участницы боролись за передел сфер влияния в Европе, на Кавказе, Ближнем Востоке, в Передней и Малой Азии. Но с осени 1854 г. главные усилия союзников сосредоточились против Крыма с целью уничтожения Черноморского флота и его главной базы – Севастополя. Судьба героического города на южной окраине Российской империи, защитники которого 349 дней отражали натиск сильнейших в Европе армий, потрясла мир.
В 1901 году в честь 50-летия обороны Севастополя было принято решение увековечить подвиг её участников на живописном полотне Панорамы. Правительственный заказ на выполнение художественных работ получил Франц Алексеевич Рубо (1856–1928), выдающийся художник-баталист конца XIX – начала XX веков. Работа над Панорамой велась (1901–1904) сначала в Севастополе, а затем в Мюнхене, где тогда проживал Ф.А. Рубо. В написании живописного полотна и создании предметного плана (1902 – 1904) автору помогали художники: К. Фрош, Л. Шенхен, О. Мерте и 20 студентов Баварской академии художеств. В Севастополе, на Историческом бульваре, для Панорамы было построено здание по проекту военного инженера, подполковника Ф.-О. И. Энберга, при участии архитектора и художника В.А. Фельдмана. 14 (27) мая Панорама «Штурм 6 июня 1855 г.» была открыта для обозрения.
В период Великой Отечественной войны 25 июня 1942 г. во время налёта фашистской авиации и артиллерийского обстрела загорелось здание Панорамы. При спасении художественное полотно разрезали на части. Было спасено 86 фрагментов – 2/3 картины. На лидере эсминцев »Ташкент» их вывезли в Новороссийск, конечный пункт транспортировки – Новосибирск. В послевоенные годы решался вопрос о восстановлении панорамы. Академики живописи и опытные реставраторы обследовали спасенные фрагменты и решили «считать нецелеобразным восстановление Панорамы из старых фрагментов с добавлением новой живописи в недостающих местах». Отреставрированные фрагменты предполагалось использовать как основу для воссоздания Панорамы на новом холсте.
Академик живописи Василий Николаевич Яковлев (1893–1953), профессор Павел Петрович Соколов-Скаля (1899–1961) и 17 московских художников работали над воссозданием Панорамы с 1951 по 1954 гг. По проекту севастопольского архитектора В.П. Петропавловского (1918–2000) здание Панорамы было восстановлено и реконструировано с применением современного оборудования. 16 октября 1954 г. к 100-летнему юбилею героической обороны Панорама была вновь открыта под новым названием «Оборона Севастополя 1854–1855 гг.».

Спланировать посещение

Экспонаты с озвученной историей

Вестибюль. Скульптура Ф.А. Рубо

Экспозиционный зал. Восточная (Крымская) война 1853 – 1856 гг.

На смотровой площадке Панорамы

Остановка 1. В тылу Малахова кургана

Эпизод «Приезд Н.И. Пирогова на перевязочный пункт»

Остановка 2. В расположении батареи Никифорова

Даша Севастопольская и Петр Кошка

Остановка 3. У Оборонительной башни Малахова кургана

Все за сегодня

Война и ВПК

Мультимедиа

Вопросы, которые нельзя задавать писателю

Убежденность в том, что плод вашего воображения должен обязательно раскрывать ту или иную проблему, пришла из социалистического реализма

11 октября писательница Дорис Лессинг получила Нобелевскую премию по литературе. Литературный мир, как только до него дошла эта весть, сразу же приступил к освященному веками постнобелевскому ритуалу: оценивать — а порою и освистывать — творчество лауреата. Наиболее критичная оценка прозвучала из уст профессора Йельского университета и литературного критика Гарольда Блума (Harold Bloom), который заявил ‘Associated Press’: ‘Несмотря на то, что в начале своего творческого пути г-жа Лессинг порою блистала писательским талантом, я нахожу, что ее произведения, написанные за последние пятнадцать лет, читать практически невозможно’. Далее он добавил, что премию Лессинг присудили из соображений ‘чистой политической корректности’. Интересно, что сама г-жа Лессинг составила небезынтересное мнение о политической корректности, которое изложила в статье, опубликованной в нашей газете 26 июня 1992 года.

Несмотря на то, что коммунизм умер на наших глазах, образ мышления, зародившийся при коммунизме или усиленный им, до сих пор правит нашей жизнью. Самым очевидным наследием коммунизма является понятие политической корректности.

Первый признак: язык. Идея, что коммунизм засорил язык, а вместе с языком и мысли, не нова. Коммунистический стиль распознается с первой же фразы. Мало кто в Англии в свое время не подсмеивался над ‘конкретными шагами’, ‘противоречиями’, ‘интерпретацией противоположностей’ и прочими штампами.

Впервые я заметила, что отупляющие разум лозунги обладают достаточной силой, чтобы встать на крыло и улететь далеко от своих истоков, в 1950-х годах, когда обнаружила их в статье лондонской ‘Times’: ‘Демонстрация, состоявшаяся в прошлую субботу, явилась неопровержимым доказательством того, что конкретная ситуация. ‘. Слова, которые подобно запертым в загон животным существовали только в левых кругах, стали употребляться повсеместно, а вместе со словами и идеи. В консервативной и либеральной прессе можно найти целые статьи, являющиеся марксистскими, но их авторы об этом даже не догадываются. Один аспект этого наследия удручает более всего.

Еще пять-шесть лет назад ‘Известия’, ‘Правда’ и множество прочих коммунистических газет были написаны таким языком, что казалось главной задачей являлось заполнить как можно больше пространства, не сказав при этом ничего по существу. Что естественно, ибо в то время было опасно высказывать убеждения, которые, возможно, затем пришлось бы отстаивать. Теперь все эти газеты вновь осознали, для чего нужен язык. Но следы мертвой и пустой лексики до сих пор можно найти в академических кругах, особенно в некоторых областях социологии и психологии.

Один мой юный друг из Северного Йемена отказывал себе во всем, чтобы накопить денег и приехать в Британию для изучения той отрасли социологии, которая объясняет, как распространять западные знания и опыт среди отсталых туземцев. Я попросила его показать мне учебник, и он предъявил толстую книгу, написанную так плохо, с таким безобразным количеством ничего не значащих профессионализмов, что было очень трудно уследить за мыслью. В учебнике было несколько сотен страниц, но хватило бы и десяти, чтобы изложить все идеи.

Да, я знаю, что умышленное запутывание научного языка началось не при коммунизме — об этом говорил еще Свифт, да и не он один — корни коммунистического педантства и словоблудия нужно искать в немецких академических кругах. А теперь этот стиль стал неким подобием плесени, поражающей весь мир.

Один из парадоксов нашего времени заключается в том, что идеи, способные преобразить наши общества, полные откровений о том, чем в действительности обусловлены поступки и суждения Homo sapiens, очень часто излагаются абсолютно непонятным языком.

Второй признак связан с первым. Мощные идеи, оказывающие влияние на наше поведение, видны лишь в коротких предложениях, даже одной фразе — броской фразе. Журналисты всегда спрашивают писателей: ‘Как по Вашему, должен ли писатель. . . ?’, ‘Имеют ли писатели право . . . ?’. Вопрос всегда имеет отношение к политической позиции, и за этими словами кроется предположение, что все писатели должны поступать одинаково, несмотря ни на что. Вопросы ‘Должен ли писатель . . .?’, ‘Имеют ли писатели право . . .?’ имеют длинную историю, которая, судя по всему, неизвестна людям, с такой легкостью их использующим. К этому же типу высказываний можно отнести ‘активную жизненную позицию’, еще недавно бывшую в большой моде. Что такое писатель с активной жизненной позицией?

До ‘активной жизненной позиции’ большой популярностью пользовалось ‘повышение уровня сознательности’. Тут мы имеем дело с палкой о двух концах. Возможно, люди, чей уровень сознательности пытаются повысить, получают информацию, которой им отчаянно не хватает и которая им жизненно необходима, а также нравственную поддержку, в которой нуждаются. Но данный процесс почти всегда означает, что ученику достается лишь пропаганда, получившая одобрение инструктора. ‘Повышение уровня сознательности’, как и ‘активная жизненная позиция’, как и ‘политическая корректность’ не что иное, как отпрыски нашей старой знакомой — линии партии.

Один из самых распространенных в кругах литературных критиков постулат не считается следствием коммунизма, хотя именно таковым и является. Каждому писателю хоть раз в жизни да рассказывали, ‘о чем’ именно он написал свой роман или рассказ. Когда я опубликовала книгу ‘Пятый ребенок’, ей сразу же стали искать ‘ярлык’: это история о палестинской проблеме, генетических исследованиях, феминизме, антисемитизме и так далее.

Одна французская журналистка, едва войдя в мою гостиную и не успев еще присесть, воскликнула: ‘Конечно же ‘Пятый ребенок’ — о СПИДе’.

Нет более верного способа убить всякое желание разговаривать, уверяю вас. Но главный интерес здесь представляет точка зрения на творчество, согласно которой к литературным трудам следует подходить именно с такой меркой. Если вы скажете: ‘Хотела бы я высказаться по палестинской проблеме или о СПИДе, написала бы памфлет’, вас наградят недоуменными взглядами. Убежденность в том, что плод вашего воображения должен обязательно раскрывать ту или иную проблему, опять-таки пришла из социалистического реализма. Писать истории ради самих историй — дело пустое, чтобы не сказать реакционное.

Требование, чтобы литературные произведения всегда были ‘о чем-то’, принадлежит коммунистическому мышлению, а до него — мышлению религиозному, охочему до книжек про самоусовершенствование, столь же незатейливых, как надписи на рекламных образцах товаров.

Выражение ‘политическая корректность’ родилось на закате коммунизма. По-моему, это не случайно. Я не намекаю на то, что факел коммунизма был передан ‘политкорректировщикам’. Я высказываю предположение, что мы впитали коммунистическое мышление, по большей части не отдавая себе в этом отчет.

Очевидно, есть нечто крайне притягательное в том, чтобы указывать другим, что делать: я излагаю это подобным детсадовским, а не высоко интеллектуальным языком, поскольку считаю подобное поведение достойным детского сада. Литература, как и любое искусство, всегда непредсказуема, независима, и стремится, особенно в случае лучших своих образчиков, вызывать дискомфорт. Литература, в частности, всегда пользовалась особым вниманием комитетов Палаты представителей, ждановых, провоцировала приступы морализаторства, а, в худшем случае, гонения. Меня тревожит, что те, кто так любят ‘политическую корректность’ понятия не имеют о ее проявлениях и предшественницах; то, что они могут об этом знать и относиться наплевательски, беспокоит меня еще больше.

Есть ли в политкорректности что-либо положительное? Да, несомненно, поскольку она побуждает нас пересматривать свои взгляды, а это всегда полезно. Проблема заключается в том, что при таком количестве народных движений, фанатичное меньшинство очень быстро перестает быть меньшинством; хвост начинает вилять собакой. И на каждую женщину или мужчину, которые спокойно и разумно относятся к идее провести инвентаризацию наших убеждений, приходится штук двадцать возмутителей спокойствия, которые в действительности стремятся властвовать над другими, и то, что они считают себя антирасистами, феминистами или кем-либо еще, не делает из них меньших возмутителей спокойствия.

Один мой знакомый учитель рассказывал, что, когда студенты стали игнорировать лекции по генетике и бойкотировать приглашенных лекторов, чьи взгляды не совпадали с их идеологией, он пригласил их к себе в кабинет, чтобы обсудить эту проблему и посмотреть видео, на котором было заснято их вызывающее поведение. Полдюжины юнцов, одетых все как один в джинсы и футболки, зашли в комнату, сели, молча выслушали его аргументы, не отрывали глаз от пола, пока шла видеозапись, встали и всем скопом вышли из кабинета. Их демонстративное поведение — вполне возможно, что они были бы шокированы, если бы им это сказали — один в один повторяло поведение коммунистов, это была реализация, зримое воплощение интеллектуальной зашоренности активистов коммунистических молодежных движений.

Вновь и вновь мы наблюдаем в Британии, как на членов муниципалитетов или школьных консультантов, или директоров и директрис школ или учителей организуют травлю группы и клики охотников на ведьм, прибегающих к самым грязным, часто жестоким методам. Они утверждают, что их жертвы расисты или в некотором роде реакционеры. И каждый раз, когда в дело вмешивались высшие инстанции, обвинения оказывались ложными.

Я уверена, что сейчас, когда ‘ковер’ коммунизма вырван из под ног миллионов людей, они отчаянно, и возможно не отдавая себе в этом отчет, ищут другие догмы.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.