Выплаты госслужащим при увольнении

05.01.2019 Выкл. Автор admin

Выплаты при увольнении госслужащего (Куревина Л.В.)

Дата размещения статьи: 07.09.2015

В соответствии со ст. 36 «Расторжение служебного контракта по инициативе гражданского служащего» Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее — Закон N 79-ФЗ) в последний день исполнения гражданским служащим должностных обязанностей представитель нанимателя по письменному заявлению служащего обязан выдать ему трудовую книжку, другие документы, связанные с гражданской службой и пенсионным обеспечением, и произвести с ним окончательный расчет.
В силу ст. 84.1 «Общий порядок оформления прекращения трудового договора» ТК РФ в день прекращения трудового договора работодатель обязан выдать работнику трудовую книжку и произвести с ним расчет в соответствии со ст. 140 ТК РФ. По письменному заявлению работника работодатель также обязан выдать ему заверенные надлежащим образом копии документов, связанных с работой.
То есть обязанность произвести расчет со служащим в последний день его работы установлена и ТК РФ, и Законом N 79-ФЗ. При этом нельзя не отметить, что их положения несколько различаются в части выдачи трудовой книжки и других документов. В данном случае в Законе N 79-ФЗ существует явный пробел — выдача трудовой книжки, документов, связанных со службой, и проведение расчета предусмотрены только в случае расторжения служебного контракта по инициативе служащего. Кроме того, что выдача трудовой книжки осуществляется по письменному заявлению служащего, порядок ее выдачи Законом N 79-ФЗ не регламентирован. Согласно Трудовому кодексу, Правилам ведения и хранения трудовых книжек, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 N 225, а также ст. 73 Закона N 79-ФЗ при выдаче трудовой книжки применяются нормы трудового законодательства и в случае расторжения служебного контракта по любому основанию в последний день представитель нанимателя обязан выдать гражданскому служащему трудовую книжку и произвести с ним окончательный расчет. Остальные документы, связанные с гражданской службой, выдаются по письменному заявлению служащего.
Прежде чем рассмотреть, какие выплаты причитаются госслужащим при увольнении по тому или иному основанию, напомним, из чего состоит их заработная плата.

Денежное содержание госслужащего

Оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания. Составляющие денежного содержания и порядок его расчета установлены в ст. 50 Закона N 79-ФЗ и Правилах исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.09.2007 N 562 (далее — Правила исчисления). Так, денежное содержание состоит из месячного оклада служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (должностной оклад) и месячного оклада в соответствии с присвоенным служащему классным чином гражданской службы (оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания (оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат.
К дополнительным выплатам относятся:
— ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе;
— ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы;
— ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размерах и порядке, определяемых законодательством РФ;
— премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента (максимальный размер не ограничивается);
— ежемесячное денежное поощрение;
— единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.

К сведению. Размеры должностных окладов федеральных государственных гражданских служащих и окладов за классный чин, а также ежемесячного денежного поощрения установлены Указом Президента РФ от 25.07.2006 N 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» (последние изменения внесены Указом Президента РФ от 03.05.2012 N 572).

По отдельным должностям гражданской службы согласно ч. 3 ст. 50 Закона N 79-ФЗ устанавливается денежное содержание в виде единого денежного вознаграждения, в котором учитываются должностной оклад, оклад за классный чин и ежемесячные надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе, за особые условия гражданской службы, за работу со сведениями, составляющими государственную тайну (единое денежное вознаграждение), но не учитываются премии и ежемесячное денежное поощрение.
А ч. 14 ст. 50 Закона N 79-ФЗ установлено, что по отдельным должностям гражданской службы может устанавливаться особый порядок оплаты труда — в зависимости от показателей эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности, определяемых в срочном служебном контракте. К гражданским служащим, оплата труда которых производится в таком особом порядке, не применяются условия оплаты труда, установленные иными частями ст. 50 Закона N 79-ФЗ. Перечень должностей гражданской службы, по которым может устанавливаться особый порядок оплаты труда, утверждается указом Президента РФ по представлению Правительства РФ и нормативными правовыми актами субъектов РФ.
Кроме этого, для всех составляющих денежного содержания гражданских служащих применяются районный коэффициент, коэффициент за работу в пустынных, безводных местностях и коэффициент за работу в высокогорных районах, процентная надбавка к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока в размерах, установленных соответствующими нормативными правовыми актами РФ.

Увольнение по собственному желанию

В соответствии с Трудовым кодексом при расторжении трудового договора с работником по его инициативе работодатель обязан выдать заработную плату за отработанный период, в том числе премии, надбавки и иные выплаты, компенсацию за неиспользованный отпуск.

Обратите внимание! Заработная плата за отработанный период и компенсация за неиспользованный отпуск выплачиваются в любом случае, независимо от основания увольнения.

При увольнении по собственному желанию государственному служащему прежде всего выплачивается денежное содержание за отработанный период, состоящее из оклада денежного содержания, ежемесячных и иных дополнительных выплат, установленных нормативными правовыми актами (федеральными, субъектов, локальными) и служебным контрактом.
В силу ст. 46 Закона N 79-ФЗ при прекращении или расторжении служебного контракта, освобождении от замещаемой должности гражданской службы и увольнении с нее служащему выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска.
Согласно п. 28 Правил об очередных и дополнительных отпусках, утвержденных НКТ СССР 30.04.1930 N 169 (с последующими редакциями, которые являются действующими), при увольнении работника, не использовавшего своего права на отпуск, ему выплачивается компенсация за неиспользованный отпуск. При этом увольняемые по каким бы то ни было причинам лица, проработавшие у данного нанимателя не менее 11 месяцев, подлежащих зачету в срок работы, дающей право на отпуск, получают полную компенсацию.
Согласно данным Правилам полную компенсацию получают также работники, проработавшие от 5,5 до 11 месяцев, если они увольняются вследствие:
— ликвидации предприятия или учреждения или отдельных частей его, сокращения штатов или работ, а также реорганизации или временной приостановки работ;
— поступления на действительную военную службу;
— командирования в установленном порядке в вузы, техникумы, на рабфаки, на подготовительные отделения при вузах и на курсы по подготовке в вузы и на рабфаки;
— переброски на другую работу по предложению органов труда или состоящих при них комиссий, а также партийных, комсомольских и профессиональных организаций;
— выяснившейся непригодности к работе.
Во всех остальных случаях работники получают пропорциональную компенсацию.
При выплате компенсации за неиспользованный отпуск служащему возникает вопрос: должен ли представитель нанимателя осуществить единовременную выплату, положенную служащим при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска?
Согласно ст. 46 Закона N 79-ФЗ при предоставлении федеральному гражданскому служащему ежегодного оплачиваемого отпуска один раз в год производится единовременная выплата в размере двух месячных окладов денежного содержания. При предоставлении гражданскому служащему субъекта РФ ежегодного оплачиваемого отпуска один раз в год производится единовременная выплата в соответствии с законодательством субъекта РФ. Например, Законом г. Москвы от 26.01.2005 N 3 «О государственной гражданской службе города Москвы» единовременные выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи установлены в размере трех окладов денежного содержания (аналогично положению п. 7 ч. 2 ст. 51 Закона N 79-ФЗ).
Порядок выплаты материальной помощи определяется соответствующим положением, утверждаемым представителем нанимателя (ч. 8 ст. 50 Закона N 79-ФЗ). Этим же положением, как правило, устанавливается порядок премирования, осуществления единовременных выплат и других поощрений служащих.
Итак, если гражданский служащий увольняется, не использовав ежегодный оплачиваемый отпуск, он получит за него только компенсацию. Однако в силу ст. 46 Закона N 79-ФЗ (ст. 127 ТК РФ) по письменному заявлению гражданского служащего неиспользованные отпуска могут быть предоставлены ему с последующим увольнением (за исключением случаев освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с нее за виновные действия). Тогда следует руководствоваться положениями или другими нормативными правовыми актами, устанавливающими порядок выплаты единовременных пособий. Например, согласно Приказу Росводресурсов от 22.09.2006 N 203 единовременная выплата к отпуску не выплачивается гражданским служащим:
— увольняемым с государственной гражданской службы по основаниям, предусмотренными п. п. 2 — 7 ч. 1 ст. 37 Закона N 79-ФЗ (по инициативе представителя нанимателя). Если указанным служащим единовременная выплата была сделана ранее, то при их увольнении выплаченная сумма удержанию не подлежит;
— уволенным с государственной гражданской службы в конце календарного года с предоставлением при увольнении отпуска, оканчивающегося в следующем календарном году, за календарный год, в котором оканчивается отпуск;
— и др.
———————————
«Об оплате труда федеральных государственных гражданских служащих центрального аппарата Федерального агентства водных ресурсов».

Реорганизация, ликвидация, сокращение

В силу ч. 2 ст. 31 Закона N 79-ФЗ при реорганизации государственного органа или изменении его структуры государственно-служебные отношения с гражданскими служащими, замещающими должности гражданской службы в этом государственном органе, могут быть прекращены в случае сокращения таких должностей.
При увольнении с гражданской службы в связи с реорганизацией государственного органа или изменением его структуры, ликвидацией государственного органа либо сокращением должностей гражданской службы служащему выплачивается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания, а выходное пособие не выплачивается.

Обратите внимание! При расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации увольняемому выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия) (ст. 178 ТК РФ).

При сокращении в государственном органе должностей гражданской службы представитель нанимателя за два месяца до сокращения сообщает об этом в письменной форме гражданским служащим. При этом представитель нанимателя с письменного согласия служащего вправе расторгнуть с ним служебный контракт без предупреждения об освобождении от замещаемой должности гражданской службы за два месяца.
Выплата дополнительной компенсации при расторжении служебного контракта до истечения двух месяцев Законом N 79-ФЗ не предусмотрена, поэтому в данном случае следует руководствоваться ч. 3 ст. 180 ТК РФ, согласно которой в случае увольнения в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников до истечения двухмесячного периода предупреждения работнику выплачивается дополнительная компенсация в размере среднего заработка, который исчисляется пропорционально времени, оставшемуся до истечения двухмесячного срока. Разъяснения по этому поводу также представлены в Письме ФТС России от 29.03.2011 N 01-11/13779.
Таким образом, если представитель нанимателя предложил служащему уволиться до истечения двухмесячного срока, ему помимо четырехмесячного денежного содержания должна быть выплачена дополнительная компенсация, которая рассчитывается аналогично порядку расчета основной компенсации, то есть в соответствии с п. 8 Правил исчисления. Причем в Письме ФТС сказано: работодателям следует учитывать, что такое расторжение контрактов влечет за собой дополнительные расходы федерального бюджета, поэтому подобные решения должны принимать руководители персонально и с учетом целесообразности такого увольнения.
Отдельно отметим, что при увольнении служащих с государственной гражданской службы при ликвидации государственного органа либо сокращении должностей гражданской службы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях также следует руководствоваться положениями Трудового кодекса, а именно ст. 318. Таким гражданским служащим выплачивается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания, за ними сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше трех месяцев со дня увольнения. В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за указанными лицами в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в месячный срок после увольнения служащий обратился в этот орган и не был им трудоустроен.
Итак, в силу п. 8 Правил исчисления при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы служащему выплачивается компенсация в размере месячного денежного содержания за четыре месяца.
При этом месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат. При этом такие дополнительные выплаты, как ежемесячные надбавки за выслугу лет, за особые условия гражданской службы, за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, и ежемесячное денежное поощрение, выплачиваются в полном размере, а такие как премии за выполнение особо важных и сложных заданий, материальная помощь и единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска — в размере 1/12 таких выплат, фактически начисленных в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта.
Если на день расторжения служебного контракта гражданский служащий замещал должность гражданской службы менее 12 месяцев, то при расчете месячного денежного содержания дополнительные выплаты также учитываются в размере 1/12 дополнительных выплат, фактически начисленных за отработанное время.
Приведем пример расчета.

Пример. Государственному гражданскому служащему, отработавшему в государственном органе один месяц, было предложено расторгнуть служебный контракт в связи с сокращением штата, не дожидаясь истечения двухмесячного срока. В соответствии со служебным контрактом ему установлено денежное содержание, состоящее из:
— должностного оклада в размере 3795 руб. в месяц;
— оклада за классный чин в размере 156 руб. в месяц;
— ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет в размере 10% этого оклада, которая составляет 379,5 руб.;
— ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия госслужбы в размере 60% этого оклада — 2277 руб.;
— ежемесячной премии в размере 16,67% оклада денежного содержания — 825,33 руб.;
— ежемесячного денежного поощрения в размере 200% должностного оклада — 7590 руб.;
— единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи в размере двух окладов денежного содержания — 9902 руб.
Поскольку служащий отработал менее 12 месяцев, все надбавки при расчете денежного содержания будут учитываться в размере 1/12.
Месячное денежное содержание составит 5873 руб. 66 коп. ((3795 + 1156 + 31,63 + 189,75 + 632,5 + 68,78), где 3795 руб. — должностной оклад, 1156 руб. — оклад за классный чин, 31,63 руб. — 1/12 надбавки за выслугу лет, 189,75 руб. — 1/12 надбавки за особые условия госслужбы (60%), 632,5 руб. — 1/12 ежемесячного денежного поощрения (200%), 68,78 руб. — 1/12 ежемесячной премии за выполнение особо важных заданий (16,67%)).
Таким образом, при увольнении по сокращению штата служащему должны выдать заработную плату за отработанный период, компенсацию в размере четырехмесячного содержания и дополнительную компенсацию при увольнении до истечения двухмесячного срока в размере двухмесячного содержания. Следовательно, компенсация в размере месячного содержания за шесть месяцев составит 35 241 руб. 96 коп. (5872,66 x 6).

Выплаты при увольнении по иным основаниям

Законом N 79-ФЗ также предусмотрены следующие выплаты служащему при расторжении служебного контракта:
1. Компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания:
— при расторжении срочного служебного контракта в случае отказа от предложенной для замещения должности гражданской службы в порядке ротации по причине наличия заболевания, в связи с которым замещение должности гражданской службы в порядке ротации противопоказано служащему по состоянию здоровья (в соответствии с медицинским заключением), или невозможности проживания членов его семьи в местности, куда гражданский служащий назначается в порядке ротации, в соответствии с заключением федерального учреждения медико-социальной экспертизы или медицинским заключением. Выходное пособие при этом не выплачивается (ч. 5 ст. 35, ч. 9 ст. 60.1 Закона N 79-ФЗ);
— при расторжении служебного контракта в связи с отсутствием на службе в течение более четырех месяцев подряд в связи с временной нетрудоспособностью, если законодательством РФ не установлен более длительный срок сохранения места работы (должности) при определенном заболевании или если для определенной категории граждан законодательством РФ не предусмотрены гарантии по сохранению места работы (должности) (ст. 37 Закона N 79-ФЗ).
2. Месячное содержание — в случае прекращения служебного контракта в связи с нарушением установленных Законом N 79-ФЗ или другими федеральными законами обязательных правил заключения служебного контракта, если это нарушение исключает возможность замещения должности гражданской службы и допущено не по вине гражданского служащего (ч. 2 ст. 40 Закона N 79-ФЗ).
3. Выходные пособия.
Законом N 79-ФЗ выплата выходного пособия при увольнении не предусмотрена.
Согласно же ст. 178 ТК РФ выходное пособие в размере двухнедельного среднего заработка выплачивается при расторжении трудового договора в связи:
— с отказом работника от перевода на другую работу, необходимого ему согласно медицинскому заключению, либо отсутствием у работодателя соответствующей работы;
— с призывом работника на военную службу или направлением на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу;
— с восстановлением на работе лица, ранее выполнявшего эту работу;
— с отказом работника от перевода на работу в другую местность вместе с работодателем;
— с признанием работника полностью неспособным к трудовой деятельности в соответствии с медицинским заключением;
— с отказом работника от продолжения работы в связи с изменением определенных сторонами условий трудового договора.
В действующем законодательстве никаких разъяснений по поводу применения данной статьи при увольнении гражданских служащих нет, однако считаем, что выходные пособия в размере двухнедельного заработка должны выплачиваться при увольнении гражданских служащих по перечисленным основаниям. Но при этом следует учитывать некоторые особенности гражданской службы. Так, в силу ст. 39 Закона N 79-ФЗ в случае призыва гражданского служащего на военную службу или направления его на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу, а также в случае восстановления на службе лица, ранее замещавшего эту должность гражданской службы, по решению суда служебный контракт с такими служащими не прекращается, а приостанавливается по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон. Служащие освобождаются от замещаемой должности, оставляются в соответствующем реестре гражданских служащих и включаются в кадровый резерв.
И если только в течение трех месяцев после окончания военной службы служащий не будет назначен на должность гражданской службы, а служащему, на должность которого восстановлен прежний работник, невозможно в течение шести месяцев с его письменного согласия предоставить для замещения иную должность гражданской службы — служебный контракт прекращается, а служащий увольняется с гражданской службы и исключается из реестра гражданских служащих.
Отметим, что по поводу выплаты выходного пособия служащему, призванному на военную службу, существует разъяснение в Письме ФТС России от 28.09.2006 N 01-06/33846, согласно которому служащий, призванный на военную службу или на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу, имеет право на получение выходного пособия в размере двухнедельного среднего заработка с момента приостановления служебного контракта. Мы в данном случае придерживаемся мнения специалистов, не согласных с этим разъяснением, поскольку указанная гарантия в соответствии с трудовым законодательством
предоставляется именно в связи с расторжением трудового договора.
В заключение скажем несколько слов об ответственности.
В силу ст. 68 Закона N 79-ФЗ лица, виновные в нарушении законодательства РФ о государственной гражданской службе РФ, привлекаются к ответственности в порядке, установленном Законом N 79-ФЗ и другими федеральными законами.
Согласно ст. 142 ТК РФ работодатель и (или) уполномоченные им в установленном порядке его представители, допустившие задержку выдачи работникам зарплаты и другие нарушения оплаты труда, несут ответственность по ст. 236 ТК РФ, ст. 5.27 КоАП РФ и УК РФ. При этом под заработной платой понимаются также оплата отпуска, выплаты при увольнении и другие выплаты за труд, причитающиеся работнику.
В силу ст. 236 ТК РФ при нарушении работодателем установленного срока выдачи заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования Банка России от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно.

Выплата выходного пособия

Что представляет собой выходное пособие, и кому оно полагается? Трудовой кодекс устанавливает случаи обязательных этих выплат тем сотрудникам, с которым расторгается, или не продолжается трудовой договор. Следует отметить, что не каждому увольняющемуся сотруднику положены выплаты в виде выходных пособий. Нужно внимательно отнестись к расчетам с сотрудником, который увольняется, ведь и недоплатить ему – нарушение закона, и переплатить тоже. Кроме этого, размер выплаты зависит от того, по какой причине уволен сотрудник, нет ли виновных действий со стороны работника при увольнении. Немаловажно еще учесть должность сотрудника, так как руководители и госслужащие имеют особенный статус при начислении им выплат при увольнении.

Что такое выходное пособие, и кому оно положено

Выходное пособие определено трудовым законодательством, как компенсация при расторжении трудового договора с работником. При этом, основной причиной для такого расторжения, как правило, служит инициатива работодателя, а также причины, за которые ни одна из сторон трудового договора не может отвечать. При этом, важным нюансом является причина расторжения трудового договора. Если это дисциплинарный проступок сотрудника, нарушение им трудовой дисциплины, совершенная кража, хищение или должностной подлог, то такому «специалисту» выходное пособие не выплачивается ни в коем случае.

Следует по закону, в день увольнения сотрудника с работы, выплатить ему выходное пособие, а также провести с ним все взаиморасчеты. Помимо выходного пособия, сотрудник должен получить компенсацию за неиспользованный отпуск, а также суму заработной платы, за фактически отработанное им время. Расчет пособий производится на основании законодательных актов, трудового договора, коллективного трудового договора, а также самого волеизъявления работодателя.

Иногда, работодатель имеет право произвести выплату выходного пособия сотруднику, которому они вообще не причитаются, или положены, но в меньшем размере. Законодатель не запрещает работодателю устанавливать и другие компенсационные выплаты при увольнении, непосредственно в тексте трудового договора с сотрудником. То есть, основанием для выплаты пособия, может быть не только закон, но и договоренность сторон. Только не стоит забывать, что с суммы, превышающей законом установленный минимум, работодатель должен внести за сотрудника налоговые отчисления.

Размер выходного пособия при увольнении

Трудовой кодекс устанавливает тот размер выплат выходного пособия, который предусматривается в конкретной ситуации, связанной с увольнением работника. Данный размер может быть увеличен по инициативе работодателя, о чем должно содержаться условие в коллективном трудовом договоре на предприятии.

Итак, выходное пособие размером с ежемесячную зарплату, предусмотрено для тех работников, которые увольняются по таким причинам:

  1. полная ликвидация предприятия;
  2. если сотрудник попал под сокращение на предприятии.

Как видим, обе причины связаны с инициативой работодателя, в соответствии со ст. 81 ТК. Помимо того, что данный размер выходного пособия выплачивается сотруднику в день увольнения, за ним еще в течение двух месяцев продолжает сохраняться ежемесячный заработок на данном предприятии. Если конечно, он до этого момента не найдет себе новую работу. Тогда продолжать оплачивать пособие не нужно.

Выходное пособие по увольнении в размере двухнедельной заработной платы работника, предусмотрено тем сотрудникам, кто увольняется:

  1. в связи с отказом работника переходить на другую должность на этом же предприятии, по причине состояния здоровья;
  2. если сотрудник по состоянию своего здоровья не может выполнять работу на данной должности, а другой вакансии, подходящей для работника, на предприятии нет;
  3. по военному призыву;
  4. при восстановлении на данной должности ранее незаконно уволенного сотрудника;
  5. при отказе работника от перевода в другое место (район, регион, область) работы, если работодатель меняет место расположения;
  6. при полной утрате работником трудоспособности;
  7. при существенном изменении условий трудового договора, которые работник принимать отказывается.

Для руководящих должностей, и главных бухгалтеров также предусмотрены другие выходные пособия. Так, если с руководителем предприятия был прекращен трудовой договор по инициативе собственника, ему выплачивается денежная компенсация, которая составляет трехкратный размер средней оплаты труда руководителя. Не выплачиваются компенсации при увольнении руководителя за виновные действия, предусмотренные законом.

Расчет выходных пособий при увольнении

Как уже указывалось выше, Трудовым кодексом установлен тот минимум выходного пособия, который должен быть выплачен сотруднику при увольнении. Тем не менее, работодатель не лишен права увеличить эту сумму для отдельных категорий сотрудников, о чем должно быть указано в трудовом договоре, а также в коллективном. Важно, чтобы выходное пособие было рассчитано правильно при увольнении сотрудника.

Особый порядок расчетов законодательством предусмотрен при увольнении государственных служащих. Выходное пособие при увольнении государственных служащих рассчитываются, исходя из ежемесячного заработка такого сотрудника, и должно составлять сумму, равную трем месячным зарплатам госслужащего. Это касается увольнения в связи с сокращением, или при ликвидации органа, где сотрудник проходил службу. Для судей и работников прокуратуры предусмотрены другие размеры выходных пособий при увольнении по различным причинам.

При расчете выходного пособия, следует обратить внимание, что если его размер не превышает трех средних зарплат сотрудника, выходное пособие не подлежит налогообложению. Провести расчет нужно по определенной формуле: размер среднего дневного заработка сотрудника следует умножить на то количество дней, за которое выплачивается данное выходное пособие.

Исходя из этого, следует, что выходное пособие работодатель должен оплатить работнику, если его сократили на предприятии, а также в случае прекращения деятельности фирмы. Некоторые работодатели идут на хитрости, и увольняют сотрудника по соглашению сторон. Все потому, что увольняя работника по собственному желанию, или по соглашению между работником и предприятием, выходное пособие ему не нужно выплачивать. Зная это, многие сотрудники отстаивают свои права на лишнюю копейку, и не идут на поводу у своих работодателей. Ведь компенсации и защита от государства им тогда не положено будет.

Выходные пособия и иные выплаты при увольнении

Работник имеет право уволиться по своей инициативе. При этом, ему законом гарантировано лишь выплаты за неиспользованный отпуск и за фактически отработанное время. Для тех работников, которые уволены с предприятия по инициативе работодателя, предусмотрены все вышеуказанные выплаты, включая выходное пособие. Иногда, условиями трудового договора, могут быть назначены еще дополнительные компенсационные выплаты сотруднику при расторжении с ним трудового договора по инициативе предприятия.

Во всех других случаях, кроме выходного пособия, работник имеет право получить свой заработок за фактически отработанное время. А также, получить компенсацию за все неиспользованные на данном предприятии, отпуска.

При издании приказа об увольнении работника, следует указать, что ему положено выходное пособие в определенном размере. Но это факультативное требование, и не является обязательным. Ведь, даже, если работодатель не указал в приказе размер выходного пособия, он все равно должен его выплатить сотруднику.

Руководитель имеет право на выходное пособие при увольнении, в связи со сменой собственника предприятия, или по другим основаниям, которые от него не зависят. Иногда договор с руководителем может содержать положения о том, что при досрочном расторжении контракта по инициативе самого работника, он не имеет право претендовать на все виды компенсаций. А иногда, должен еще заплатить предприятию и неустойку, если его действия повлияли на благополучие фирмы.

По-другому обстоит дело и с увольнением сотрудников прокуратуры, милиции, госслужбы, судей. Существуют специализированные нормативно-правовые акты, которыми предусмотрены не только размер выплаты выходного пособия, но и увеличение или уменьшение этого размера, в зависимости от того, по какой причине увольняется госслужащий.

Центр юридической помощи Оказываем бесплатную юридическую помощь населению

Увольнение с госслужбы по собственному желанию

Государственная служба не означает, что человек не сможет уволиться с нее по собственному желанию. Такая возможность существует. В отношении госслужащих действуют все нормы ТК РФ (с некоторыми особенностями) по факту увольнения, которые являются актуальными и для остальных работников, ведущих трудовую деятельность. Также к этим лицам применяются статьи Федерального закона, регулирующего всю государственную гражданскую службу в принципе. По установленным нормам инициатива должна быть выражена путем написания заявления.

Порядок увольнения с госслужбы по собственному желанию

Если у человека возникло желанию покинуть госслужбу по собственному желанию, то ему нужно написать заявление и подать его в кадровый отдел. Это обязательство существует, чтобы работодатель был уведомлен о желании государственного служащего. В отношении данных лиц действует и требование по двухнедельной отработке.

Все остальные юридические действия – это уже обязанность кадровых сотрудников. Они оформляют приказ от имени работодателя, а также выдают трудовую книжку государственному служащему. Возможен вариант, когда уволиться человек может и ранее установленного срока. Но для этого должны быть веские основания.

Заявление на увольнение с госслужбы — образец

Образец является стандартным – таким же, как и для всех остальных работников. В шапке записывается адресат («Директору предприятия») и ФИО заявителя с указанием должности последнего. В тексте приводится просьба уволить человека по его собственному желанию с поста госслужбы. В конце госслужащий ставит подпись, выписывается дату и фамилию с инициалами.

Выплаты при увольнении с госслужбы по собственному желанию

Особых льгот и выплат для увольняющихся госслужащих нет. Им также положены:

  • выплаты за дни неиспользованного отпуска;
  • зарплата до фактического дня расторжения договора;
  • компенсация за неиспользованную материальную помощь.

Если желание является не собственным, а человека увольняют по причине ликвидации определенного органа в госслужбе, то ему дополнительно выплачивается еще и 4-месячное содержание.

Срок ограничения на трудоустройство после увольнения с госслужбы

После того, как гражданин уволится по собственной воле, в течение двух лет он сможет замещать должности и работать по ГПД лишь в том случае, если получить разрешение от специальной комиссии. На протяжении этих же двух лет, после увольнения с госслужбы необходимо сообщить о новом месте работы в госорганизацию. За такое уведомление отвечает новый работодатель. Он должен сделать это за десять дней после трудоустройства.

За что могут уволить с госслужбы?

Кроме того, что расторгнуть договор разрешается по собственному желанию, нельзя отбрасывать вариант с увольнением по инициативе госоргана. Необходимо вспомнить такие основания:

  • ликвидация госслужбы;
  • сокращение штата в госоргане;
  • несоответствии госслужащего занимаемой должности;
  • неисполнение обязанностей;
  • принятие необоснованных решений, если человек является руководителем;
  • прогул или появление в нетрезвом виде;
  • хищение госимущества;
  • восстановление на службе лица, которое замещал человек.

Достижение 60-летнего возраста, разглашение государственной тайны, несоблюдение обязанностей – эти причины являются допустимыми.

Увольнение госслужащего по сокращению штатов

О сокращении штата, представители госслужбы должны предупреждать всех служащих за 2 мес. до предполагаемой даты. Для уведомления установлена письменная форма. Особенностью этой процедуры является тот факт, что часто за эти 2 месяца проводится внеочередная аттестация. Благодаря ее результатам гражданин может трудоустроиться на другую должность или в другой орган.

Увольнение в связи с утратой доверия с госслужбы

Госслужащие зачастую связаны в своей работе с ценностями или деньгами. Если человек допустил виновное деяние, из-за которого соответственно было утрачено доверие руководство, его могут уволить. Утрата доверия может случиться, если руководители узнают о том, что были предоставлены недостоверные данные при трудоустройстве. Также доверие теряется при разглашении конфиденциальных сведений, при отсутствии действий в борьбе с коррупцией, при обнаружении факта его предпринимательства.

Увольнение по соглашению сторон с госслужбы

Одним из основных оснований для расторжения контракта является подписание соглашения об увольнении с госслужбы. При наличии соглашения расторгнуть соглашение разрешается в любой момент – даже при действии испытательного срока. После этого должность, на которой находился госслужащий, становится абсолютно свободной.

Восстановление на госслужбе после увольнения

Для восстановления придется подавать иск в суд. Для подачи иска у госслужащего есть ровно один месяц. К исковому заявлению следует приложить трудовую книжку. В иске гражданин должен ясно выразить проблему и потребовать независимую экспертизу. Если решение суда будет в пользу госслужащего, то его восстановить нужно будет на следующий день, после того, как оно будет вынесено.

Выплаты при увольнении госслужащего

«Отдел кадров государственного (муниципального) учреждения», 2013, N 3

Государственному гражданскому служащему в случае увольнения с гражданской службы представитель нанимателя обязан выплатить определенные суммы. При этом расчет при расторжении служебного контракта несколько отличается от расчета при расторжении трудового договора. На что имеет право гражданский служащий при увольнении по тем или иным основаниям, как рассчитывается ежемесячное денежное содержание при расторжении служебного контракта и как применять положения трудового законодательства при расчете, вы узнаете из этой статьи.

В соответствии со ст. 36 «Расторжение служебного контракта по инициативе гражданского служащего» Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее — Закон N 79-ФЗ) в последний день исполнения гражданским служащим должностных обязанностей представитель нанимателя по письменному заявлению служащего обязан выдать ему трудовую книжку, другие документы, связанные с гражданской службой и пенсионным обеспечением, и произвести с ним окончательный расчет.

В силу ст. 84.1 «Общий порядок оформления прекращения трудового договора» ТК РФ в день прекращения трудового договора работодатель обязан выдать работнику трудовую книжку и произвести с ним расчет в соответствии со ст. 140 ТК РФ. По письменному заявлению работника работодатель также обязан выдать ему заверенные надлежащим образом копии документов, связанных с работой.

То есть обязанность произвести расчет со служащим в последний день его работы установлена и ТК РФ, и Законом N 79-ФЗ. При этом нельзя не отметить, что их положения несколько различаются в части выдачи трудовой книжки и других документов. В данном случае в Законе N 79-ФЗ существует явный пробел — выдача трудовой книжки, документов, связанных со службой, и проведение расчета предусмотрены только в случае расторжения служебного контракта по инициативе служащего. Кроме того, что выдача трудовой книжки осуществляется по письменному заявлению служащего, порядок ее выдачи Законом N 79-ФЗ не регламентирован. Согласно Трудовому кодексу, Правилам ведения и хранения трудовых книжек, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 N 225, а также ст. 73 Закона N 79-ФЗ при выдаче трудовой книжки применяются нормы трудового законодательства и в случае расторжения служебного контракта по любому основанию в последний день представитель нанимателя обязан выдать гражданскому служащему трудовую книжку и произвести с ним окончательный расчет. Остальные документы, связанные с гражданской службой, выдаются по письменному заявлению служащего.

Прежде чем рассмотреть, какие выплаты причитаются госслужащим при увольнении по тому или иному основанию, напомним, из чего состоит их заработная плата.

Денежное содержание госслужащего

Оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания. Составляющие денежного содержания и порядок его расчета установлены в ст. 50 Закона N 79-ФЗ и Правилах исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.09.2007 N 562 (далее — Правила исчисления). Так, денежное содержание состоит из месячного оклада служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (должностной оклад) и месячного оклада в соответствии с присвоенным служащему классным чином гражданской службы (оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания (оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат.

К дополнительным выплатам относятся:

  • ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе;
  • ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы;
  • ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размерах и порядке, определяемых законодательством РФ;
  • премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента (максимальный размер не ограничивается);
  • ежемесячное денежное поощрение;
  • единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.

К сведению. Размеры должностных окладов федеральных государственных гражданских служащих и окладов за классный чин, а также ежемесячного денежного поощрения установлены Указом Президента РФ от 25.07.2006 N 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» (последние изменения внесены Указом Президента РФ от 03.05.2012 N 572).

По отдельным должностям гражданской службы согласно ч. 3 ст. 50 Закона N 79-ФЗ устанавливается денежное содержание в виде единого денежного вознаграждения, в котором учитываются должностной оклад, оклад за классный чин и ежемесячные надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе, за особые условия гражданской службы, за работу со сведениями, составляющими государственную тайну (единое денежное вознаграждение), но не учитываются премии и ежемесячное денежное поощрение.

А ч. 14 ст. 50 Закона N 79-ФЗ установлено, что по отдельным должностям гражданской службы может устанавливаться особый порядок оплаты труда — в зависимости от показателей эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности, определяемых в срочном служебном контракте. К гражданским служащим, оплата труда которых производится в таком особом порядке, не применяются условия оплаты труда, установленные иными частями ст. 50 Закона N 79-ФЗ. Перечень должностей гражданской службы, по которым может устанавливаться особый порядок оплаты труда, утверждается указом Президента РФ по представлению Правительства РФ и нормативными правовыми актами субъектов РФ.

Кроме этого, для всех составляющих денежного содержания гражданских служащих применяются районный коэффициент, коэффициент за работу в пустынных, безводных местностях и коэффициент за работу в высокогорных районах, процентная надбавка к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока в размерах, установленных соответствующими нормативными правовыми актами РФ.

Увольнение по собственному желанию

В соответствии с Трудовым кодексом при расторжении трудового договора с работником по его инициативе работодатель обязан выдать заработную плату за отработанный период, в том числе премии, надбавки и иные выплаты, компенсацию за неиспользованный отпуск.

Обратите внимание! Заработная плата за отработанный период и компенсация за неиспользованный отпуск выплачиваются в любом случае, независимо от основания увольнения.

При увольнении по собственному желанию государственному служащему прежде всего выплачивается денежное содержание за отработанный период, состоящее из оклада денежного содержания, ежемесячных и иных дополнительных выплат, установленных нормативными правовыми актами (федеральными, субъектов, локальными) и служебным контрактом.

В силу ст. 46 Закона N 79-ФЗ при прекращении или расторжении служебного контракта, освобождении от замещаемой должности гражданской службы и увольнении с нее служащему выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска.

Согласно п. 28 Правил об очередных и дополнительных отпусках, утвержденных НКТ СССР 30.04.1930 N 169 (с последующими редакциями, которые являются действующими), при увольнении работника, не использовавшего своего права на отпуск, ему выплачивается компенсация за неиспользованный отпуск. При этом увольняемые по каким бы то ни было причинам лица, проработавшие у данного нанимателя не менее 11 месяцев, подлежащих зачету в срок работы, дающей право на отпуск, получают полную компенсацию.

Согласно данным Правилам полную компенсацию получают также работники, проработавшие от 5,5 до 11 месяцев, если они увольняются вследствие:

  • ликвидации предприятия или учреждения или отдельных частей его, сокращения штатов или работ, а также реорганизации или временной приостановки работ;
  • поступления на действительную военную службу;
  • командирования в установленном порядке в вузы, техникумы, на рабфаки, на подготовительные отделения при вузах и на курсы по подготовке в вузы и на рабфаки;
  • переброски на другую работу по предложению органов труда или состоящих при них комиссий, а также партийных, комсомольских и профессиональных организаций;
  • выяснившейся непригодности к работе.

Во всех остальных случаях работники получают пропорциональную компенсацию.

При выплате компенсации за неиспользованный отпуск служащему возникает вопрос: должен ли представитель нанимателя осуществить единовременную выплату, положенную служащим при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска?

Согласно ст. 46 Закона N 79-ФЗ при предоставлении федеральному гражданскому служащему ежегодного оплачиваемого отпуска один раз в год производится единовременная выплата в размере двух месячных окладов денежного содержания. При предоставлении гражданскому служащему субъекта РФ ежегодного оплачиваемого отпуска один раз в год производится единовременная выплата в соответствии с законодательством субъекта РФ. Например, Законом г. Москвы от 26.01.2005 N 3 «О государственной гражданской службе города Москвы» единовременные выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи установлены в размере трех окладов денежного содержания (аналогично положению п. 7 ч. 2 ст. 51 Закона N 79-ФЗ).

Порядок выплаты материальной помощи определяется соответствующим положением, утверждаемым представителем нанимателя (ч. 8 ст. 50 Закона N 79-ФЗ). Этим же положением, как правило, устанавливается порядок премирования, осуществления единовременных выплат и других поощрений служащих.

Итак, если гражданский служащий увольняется, не использовав ежегодный оплачиваемый отпуск, он получит за него только компенсацию. Однако в силу ст. 46 Закона N 79-ФЗ (ст. 127 ТК РФ) по письменному заявлению гражданского служащего неиспользованные отпуска могут быть предоставлены ему с последующим увольнением (за исключением случаев освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с нее за виновные действия). Тогда следует руководствоваться положениями или другими нормативными правовыми актами, устанавливающими порядок выплаты единовременных пособий. Например, согласно Приказу Росводресурсов от 22.09.2006 N 203 единовременная выплата к отпуску не выплачивается гражданским служащим:

  • увольняемым с государственной гражданской службы по основаниям, предусмотренными п. п. 2 — 7 ч. 1 ст. 37 Закона N 79-ФЗ (по инициативе представителя нанимателя). Если указанным служащим единовременная выплата была сделана ранее, то при их увольнении выплаченная сумма удержанию не подлежит;
  • уволенным с государственной гражданской службы в конце календарного года с предоставлением при увольнении отпуска, оканчивающегося в следующем календарном году, за календарный год, в котором оканчивается отпуск;
  • и др.

«Об оплате труда федеральных государственных гражданских служащих центрального аппарата Федерального агентства водных ресурсов».

Реорганизация, ликвидация, сокращение

В силу ч. 2 ст. 31 Закона N 79-ФЗ при реорганизации государственного органа или изменении его структуры государственно-служебные отношения с гражданскими служащими, замещающими должности гражданской службы в этом государственном органе, могут быть прекращены в случае сокращения таких должностей.

При увольнении с гражданской службы в связи с реорганизацией государственного органа или изменением его структуры, ликвидацией государственного органа либо сокращением должностей гражданской службы служащему выплачивается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания, а выходное пособие не выплачивается.

Обратите внимание! При расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации увольняемому выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия) (ст. 178 ТК РФ).

При сокращении в государственном органе должностей гражданской службы представитель нанимателя за два месяца до сокращения сообщает об этом в письменной форме гражданским служащим. При этом представитель нанимателя с письменного согласия служащего вправе расторгнуть с ним служебный контракт без предупреждения об освобождении от замещаемой должности гражданской службы за два месяца.

Выплата дополнительной компенсации при расторжении служебного контракта до истечения двух месяцев Законом N 79-ФЗ не предусмотрена, поэтому в данном случае следует руководствоваться ч. 3 ст. 180 ТК РФ, согласно которой в случае увольнения в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников до истечения двухмесячного периода предупреждения работнику выплачивается дополнительная компенсация в размере среднего заработка, который исчисляется пропорционально времени, оставшемуся до истечения двухмесячного срока. Разъяснения по этому поводу также представлены в Письме ФТС России от 29.03.2011 N 01-11/13779.

Таким образом, если представитель нанимателя предложил служащему уволиться до истечения двухмесячного срока, ему помимо четырехмесячного денежного содержания должна быть выплачена дополнительная компенсация, которая рассчитывается аналогично порядку расчета основной компенсации, то есть в соответствии с п. 8 Правил исчисления. Причем в Письме ФТС сказано: работодателям следует учитывать, что такое расторжение контрактов влечет за собой дополнительные расходы федерального бюджета, поэтому подобные решения должны принимать руководители персонально и с учетом целесообразности такого увольнения.

Отдельно отметим, что при увольнении служащих с государственной гражданской службы при ликвидации государственного органа либо сокращении должностей гражданской службы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях также следует руководствоваться положениями Трудового кодекса, а именно ст. 318. Таким гражданским служащим выплачивается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания, за ними сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше трех месяцев со дня увольнения. В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за указанными лицами в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в месячный срок после увольнения служащий обратился в этот орган и не был им трудоустроен.

Итак, в силу п. 8 Правил исчисления при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы служащему выплачивается компенсация в размере месячного денежного содержания за четыре месяца.

При этом месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат. При этом такие дополнительные выплаты, как ежемесячные надбавки за выслугу лет, за особые условия гражданской службы, за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, и ежемесячное денежное поощрение, выплачиваются в полном размере, а такие как премии за выполнение особо важных и сложных заданий, материальная помощь и единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска — в размере 1/12 таких выплат, фактически начисленных в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта.

Если на день расторжения служебного контракта гражданский служащий замещал должность гражданской службы менее 12 месяцев, то при расчете месячного денежного содержания дополнительные выплаты также учитываются в размере 1/12 дополнительных выплат, фактически начисленных за отработанное время.

Приведем пример расчета.

Пример. Государственному гражданскому служащему, отработавшему в государственном органе один месяц, было предложено расторгнуть служебный контракт в связи с сокращением штата, не дожидаясь истечения двухмесячного срока. В соответствии со служебным контрактом ему установлено денежное содержание, состоящее из:

  • должностного оклада в размере 3795 руб. в месяц;
  • оклада за классный чин в размере 156 руб. в месяц;
  • ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет в размере 10% этого оклада, которая составляет 379,5 руб.;
  • ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия госслужбы в размере 60% этого оклада — 2277 руб.;
  • ежемесячной премии в размере 16,67% оклада денежного содержания — 825,33 руб.;
  • ежемесячного денежного поощрения в размере 200% должностного оклада — 7590 руб.;
  • единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи в размере двух окладов денежного содержания — 9902 руб.

Поскольку служащий отработал менее 12 месяцев, все надбавки при расчете денежного содержания будут учитываться в размере 1/12.

Месячное денежное содержание составит 5873 руб. 66 коп. ((3795 + 1156 + 31,63 + 189,75 + 632,5 + 68,78), где 3795 руб. — должностной оклад, 1156 руб. — оклад за классный чин, 31,63 руб. — 1/12 надбавки за выслугу лет, 189,75 руб. — 1/12 надбавки за особые условия госслужбы (60%), 632,5 руб. — 1/12 ежемесячного денежного поощрения (200%), 68,78 руб. — 1/12 ежемесячной премии за выполнение особо важных заданий (16,67%)).

Таким образом, при увольнении по сокращению штата служащему должны выдать заработную плату за отработанный период, компенсацию в размере четырехмесячного содержания и дополнительную компенсацию при увольнении до истечения двухмесячного срока в размере двухмесячного содержания. Следовательно, компенсация в размере месячного содержания за шесть месяцев составит 35 241 руб. 96 коп. (5872,66 x 6).

Выплаты при увольнении по иным основаниям

Законом N 79-ФЗ также предусмотрены следующие выплаты служащему при расторжении служебного контракта:

  1. Компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания:
  • при расторжении срочного служебного контракта в случае отказа от предложенной для замещения должности гражданской службы в порядке ротации по причине наличия заболевания, в связи с которым замещение должности гражданской службы в порядке ротации противопоказано служащему по состоянию здоровья (в соответствии с медицинским заключением), или невозможности проживания членов его семьи в местности, куда гражданский служащий назначается в порядке ротации, в соответствии с заключением федерального учреждения медико-социальной экспертизы или медицинским заключением. Выходное пособие при этом не выплачивается (ч. 5 ст. 35, ч. 9 ст. 60.1 Закона N 79-ФЗ);
  • при расторжении служебного контракта в связи с отсутствием на службе в течение более четырех месяцев подряд в связи с временной нетрудоспособностью, если законодательством РФ не установлен более длительный срок сохранения места работы (должности) при определенном заболевании или если для определенной категории граждан законодательством РФ не предусмотрены гарантии по сохранению места работы (должности) (ст. 37 Закона N 79-ФЗ).
  1. Месячное содержание — в случае прекращения служебного контракта в связи с нарушением установленных Законом N 79-ФЗ или другими федеральными законами обязательных правил заключения служебного контракта, если это нарушение исключает возможность замещения должности гражданской службы и допущено не по вине гражданского служащего (ч. 2 ст. 40 Закона N 79-ФЗ).
  2. Выходные пособия.

Законом N 79-ФЗ выплата выходного пособия при увольнении не предусмотрена.

Согласно же ст. 178 ТК РФ выходное пособие в размере двухнедельного среднего заработка выплачивается при расторжении трудового договора в связи:

  • с отказом работника от перевода на другую работу, необходимого ему согласно медицинскому заключению, либо отсутствием у работодателя соответствующей работы;
  • с призывом работника на военную службу или направлением на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу;
  • с восстановлением на работе лица, ранее выполнявшего эту работу;
  • с отказом работника от перевода на работу в другую местность вместе с работодателем;
  • с признанием работника полностью неспособным к трудовой деятельности в соответствии с медицинским заключением;
  • с отказом работника от продолжения работы в связи с изменением определенных сторонами условий трудового договора.

В действующем законодательстве никаких разъяснений по поводу применения данной статьи при увольнении гражданских служащих нет, однако считаем, что выходные пособия в размере двухнедельного заработка должны выплачиваться при увольнении гражданских служащих по перечисленным основаниям. Но при этом следует учитывать некоторые особенности гражданской службы. Так, в силу ст. 39 Закона N 79-ФЗ в случае призыва гражданского служащего на военную службу или направления его на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу, а также в случае восстановления на службе лица, ранее замещавшего эту должность гражданской службы, по решению суда служебный контракт с такими служащими не прекращается, а приостанавливается по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон. Служащие освобождаются от замещаемой должности, оставляются в соответствующем реестре гражданских служащих и включаются в кадровый резерв.

И если только в течение трех месяцев после окончания военной службы служащий не будет назначен на должность гражданской службы, а служащему, на должность которого восстановлен прежний работник, невозможно в течение шести месяцев с его письменного согласия предоставить для замещения иную должность гражданской службы — служебный контракт прекращается, а служащий увольняется с гражданской службы и исключается из реестра гражданских служащих.

Отметим, что по поводу выплаты выходного пособия служащему, призванному на военную службу, существует разъяснение в Письме ФТС России от 28.09.2006 N 01-06/33846, согласно которому служащий, призванный на военную службу или на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу, имеет право на получение выходного пособия в размере двухнедельного среднего заработка с момента приостановления служебного контракта. Мы в данном случае придерживаемся мнения специалистов, не согласных с этим разъяснением, поскольку указанная гарантия в соответствии с трудовым законодательством предоставляется именно в связи с расторжением трудового договора.

В заключение скажем несколько слов об ответственности.

В силу ст. 68 Закона N 79-ФЗ лица, виновные в нарушении законодательства РФ о государственной гражданской службе РФ, привлекаются к ответственности в порядке, установленном Законом N 79-ФЗ и другими федеральными законами.

Согласно ст. 142 ТК РФ работодатель и (или) уполномоченные им в установленном порядке его представители, допустившие задержку выдачи работникам зарплаты и другие нарушения оплаты труда, несут ответственность по ст. 236 ТК РФ, ст. 5.27 КоАП РФ и УК РФ. При этом под заработной платой понимаются также оплата отпуска, выплаты при увольнении и другие выплаты за труд, причитающиеся работнику.

В силу ст. 236 ТК РФ при нарушении работодателем установленного срока выдачи заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования Банка России от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно.