Все правовые нормы можно разделить на

06.07.2018 Выкл. Автор admin

Конституционно-правовые нормы

Вернуться назад на Правовые нормы

Поскольку правовой институт представляет собой совокупность норм, уточним понятие конституционно-правовой нормы.

Конституционно-правовая норма — это принятые непосредственно народом, органами местного самоуправления, установленные (или санкционированные) государством общеобязательные правила поведения, регулирующие общественные отношения, составляющие предмет конституционного права.

Нормы конституционного права имеют формальное закрепление в различных источниках права данной отрасли. Эти нормы содержатся главным образом в нормативных правовых актах, лишь в редких случаях такие нормы создаются путем судебного прецедента, конституционного обычая и нормативного договора.

Конституционно-правовым нормам присущи все признаки норм иных отраслей права: государственное веление, в котором воплощается воля государства; общеобязательное предписание, охраняемое государством; правило общего характера, осуществляемое неоднократно и действующее постоянно; установление государством; обеспечение их реализации с помощью системы государственных гарантий; защита от нарушений принудительными средствами и т.д.

Специфика предмета конституционного права определяет и особенности конституционно-правовых норм:

1. Особое содержание — нормы конституционного права отличаются от других правовых норм содержанием и сферой регулируемых ими общественных отношений. Они закрепляют основные устои общества и государства, регулируют наиболее важные, коренные общественные отношения в сфере публичной власти.
2. Основополагающий источник — нормы конституционного права отличаются от других правовых норм формой закрепления: большое количество этих норм содержится в Конституции РФ и федеральных конституционных законах, вследствие этого они обладают высшей юридической силой, и им должны соответствовать все другие нормы права.
3. Учредительный характер предписаний — они определяют основы построения государственной власти, местного самоуправления и всей правовой системы. Именно конституционно-правовые нормы первично устанавливают порядок, общеобязательный для создания всех правовых норм других отраслей: определяют формы правовых актов, порядок их принятия и опубликования, компетенцию государственных органов в сфере правотворчества, наименование принимаемых ими правовых актов. Нормы конституционного права определяют и систему органов государственной власти и местного самоуправления, основные институты гражданского общества.
4. Своеобразие вида норм — в конституционном праве значительно больше, чем в других отраслях, норм-принципов, норм-дефиниций и правил общерегулятивного, а не конкретно регулирующего характера. Нормы конституционного права подразделяются на нормы общего регулирования и нормы детального, подробного и, как правило, исчерпывающего регулирования. Первые выступают как нормы-принципы, нормы-цели, нормы-задачи и т.п. Они рассчитаны на все правоприменяющие субъекты независимо от вида правоотношений, участниками которых эти субъекты являются (гражданско-правовых, административно-правовых, трудовых и др.). К ним можно отнести, например, нормы Конституции РФ, определяющие Россию как демократическое, правовое, социальное государство, нормы, закрепляющие принципы разделения властей. Вторые — это, например, нормы Конституции РФ о предметах ведения Федерации, о предметах совместного ведения Федерации и ее субъектов, о предметах ведения Совета Федерации, Государственной Думы.
5. Особый механизм реализации — возможна реализация норм вне конкретных правоотношений, через конкретные нормы других отраслей права.
6. Особый состав субъектов. Среди особых субъектов конституционных отношений можно назвать народ, государство, нации и народности, высшие государственные органы и т.д.
7. Особенности структуры — статьи нормативных актов, закрепляющие нормы конституционного права, имеют усеченную структуру. Как известно, в классическом варианте статьи, закрепляющие правовые нормы, состоят из трех составных частей: гипотезы (условия, при котором данная норма должна действовать), диспозиции (права и обязанности, права, обязанности) и санкции (юридические последствия соответствующей реализации диспозиции). Для большинства статей, закрепляющих конституционно-правовые нормы, не характерна трехзвенная структура. Чаще всего они имеют только одну диспозицию (т.е. права или обязанности) или же диспозицию и гипотезу, а санкции содержатся, как правило, в других законодательных актах иных правовых отраслей. Например, ст. 3 Конституции РФ устанавливает запрет на захват власти или присвоение властных полномочий. Такие действия, указывает Конституция, преследуются федеральным законодательством. Конкретные санкции за такого рода действия содержатся в нормах уголовного права. Санкции за нарушение норм избирательного законодательства, направленные на обеспечение свободного участия граждан в выборах, предусмотрены Кодексом РФ об административных правонарушениях и Уголовным кодексом РФ.

Классификация конституционно-правовых норм

Многообразие и своеобразие норм конституционного права диктуют необходимость их классификации, которая проводится по различным основаниям.

1. По характеру содержащихся в них предписаний. По этому критерию нормы делятся на управомочивающие, обязывающие и запрещающие.

• Управомочивающие нормы закрепляют право субъектов осуществлять предусмотренные в них действия, определяют рамки их полномочий. Такие нормы закрепляют компетенцию Российской Федерации, ее субъектов (ст. 71-73). С помощью таких норм определяются полномочия различных государственных органов (например: «Президент Российской Федерации: а) назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства Российской Федерации. » — ст. 83 Конституции РФ).
• Обязывающие нормы устанавливают обязанности субъектов соотносить свое поведение с требованиями нормы, выбирать соответствующие вид и меру поведения. Именно такие нормы закрепляют обязанности граждан (например: «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам» — ст. 58: «Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации» — ч. 1 ст. 59 Конституции РФ). К обязывающим следует относить и нормы, которые исключают любой другой вариант действия, кроме того, который предусмотрен нормой. Так, ст. 11l Конституции РФ закрепляет, что Председатель Правительства РФ назначается Президентом с согласия Государственной Думы. После трехкратного отклонения представленных Президентом РФ кандидатур он назначает Председателя Правительства РФ, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы. Норма Конституции обязывает Президента РФ совершить именно те действия, которые ею предусмотрены.
• Запрещающие нормы содержат запреты на совершение тех действий, которые в них сформулированы (например, ст. 6 Конституции РФ запрещает лишение гражданства и лишение права на его изменение; в ч. 5 ст. 13 Конституции РФ «запрещаются создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни»).

2. По степени определенности содержащихся в них предписаний нормы конституционного права делятся на императивные и диспозитивные.

• Императивные нормы не предоставляют субъектам права менять условия и характер отношений по своему усмотрению, а предписывают определенный вариант поведения при соответствующих обстоятельствах (например: «Никто не может быть осужден повторно за одно и то же преступление» — ст. 50 Конституции РФ).
• Диспозитивные нормы предусматривают возможность выбора варианта поведения участником конституционно-правового отношения (например: «Государственная Дума может быть распушена Президентом Российской Федерации в случаях, предусмотренных ст. 111 и 117 Конституции Российской Федерации» — ч. 1 ст. 109; «По представлению законодательных и исполнительных органов автономной области, автономного округа может быть принят федеральный закон об автономной области, автономном округе» — ч. 3 ст. 66 Конституции РФ).

3. По назначению в механизме правового регулирования нормы конституционного права подразделяются на материальные и процессуальные.

• Материальные нормы предусматривают содержание действий по правовому регулированию общественных отношений, устанавливающих права и обязанности субъектов (например: «Федеральные законы принимаются Государственной Думой» — ч. 1 ст. 105 Конституции РФ).
• Процессуальные нормы определяют порядок, в которых материальные нормы должны быть реализованы (например: «Федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иное не предусмотрено Конституцией Российской Федерации» — ч. 2 ст. 105 Конституции РФ).

4. По действию в пространстве. Действие норм конституционного права в пространстве связано с их распространением на государственную территорию. По территории действия конституционно-правовые нормы подразделяются на нормы: действующие на территории всей России (Конституция РФ, федеральные законы, указы Президента и др.); на территории субъектов Российской Федерации (Конституция республики, Устав края, области, законы субъекта РФ и др.); а также в пределах территорий муниципальных образований (устав муниципального образования и др.).

5. По действию во времени нормы конституционного права подразделяются на постоянные, временные и исключительные. Большинство конституционно-правовых норм постоянные, у них неопределенный срок действия. Временные нормы содержатся обычно в переходных положениях, которые регулируют переход от состояния до вступления в силу данного нормативного акта к состоянию, предусмотренному этим актом. К временным относится ряд норм, содержащихся во втором разделе Конституции РФ 1993 г. «Заключительные и переходные положения». Например, в п. 3 установлено, что Президент РФ, избранный в соответствии с Конституцией (Основным законом) Российской Федерации — России, со дня вступления в силу настоящей Конституции осуществляет установленные ею полномочия до истечения срока, на который он был избран. Исключительные нормы устанавливаются, например, на случай чрезвычайных обстоятельств: такие нормы приостанавливают на это время действие отдельных постоянных норм и предусматривают возможность временного правового регулирования.

6. По юридической силе нормы конституционного права подразделяются на нормы Конституции, обладающие высшей юридической силой, нормы федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормы других нормативных правовых актов.

7. В зависимости от объекта правового регулирования нормы конституционного права можно разделить на следующие группы:

• закрепляющие и регулирующие основы конституционного строя Российской Федерации (гл. 1 Конституции РФ);
• устанавливающие правовой статус личности, права и свободы человека и гражданина (гл. 2 Конституции, законодательные акты о гражданстве Российской Федерации, о статусе иностранных граждан);
• закрепляющие федеративное устройство (гл. 3 Конституции РФ, нормы Федеративного договора) и т.д.

В юридической литературе используются и другие критерии классификации конституционно-правовых норм: общие и специальные, федеративные и субъектов Федерации; и др.

Правовые отношения
Правовая культура
Правовая ответственность
Правовая система
Правовое обеспечение
Правовой признак

Назад | | Вверх

Правовые нормы и их система.

1. Понятие правовой нормы, ее признаки.

2. Структура нормы права.

3. Виды правовых норм.

4. Толкование права.

  1. Понятие правовой нормы, ее признаки.

Право представляет собой систему норм (правил поведения). Норма права является первичным элементом права, своеобразным «кирпичиком», из множества которых и формируется право.

Юридическая норма является социальной нормой и имеет все те черты, которые свойственны любой социальной норме.

Таким образом, юридическая норма — это общеобязательное правило поведения, выраженное в законах, которое регулирует поведение людей и их коллективов путем предоставления им субъективных прав и возложения на них соответствующих юридических обязанностей.

Признаки нормы права:

· регулирует конкретный аспект общественных отношений;

· является государственно-властным явлением. Будучи обнародованной, правовая норма обязательна для исполнения всеми гражданами, должностными лицами, государственными органами, общественными организациями.

· носит общий и обязательный характер. Норма права относится не только к тому или иному конкретному случаю или ситуации, а предполагает возможность своего неоднократного применения. Она обращена к неопределенному числу лиц, всем тем, кто в данный момент представляет собой или может стать в будущем участником отношения, регулируемого данной нормой права.

· охраняется и обеспечивается государственным принуждением;

· формально определена;

· принимается компетентными субъектами правотворчества;

· структурно организована.

Наиболее важные правовые нормы закреплены в законах.

  1. Структура нормы права.

Каждая норма права имеет вполне определенное строение, то есть, состоит из нескольких частей (элементов), или, иначе говоря, имеет свою структуру. Структура правовой нормы показывает, из каких элементов (частей) состоит норма и как эти части взаимосвязаны.Таких элементов три: гипотеза, диспозиция, санкция.

Гипотеза (предположение) – это часть правовой нормы, раскрывающая условия (обстоятельства), при наличии или отсутствии которых возможно действие данной нормы, то есть она содержит указания на конкретные жизненные обстоятельства, условия, при которых данная норма вступает в действие.

Гипотеза может выражать:

· сроки вступления в действие правовой нормы;

· достижение определенного возраста гражданина – субъекта права;

· время и место совершения того или иного события;

· «принадлежность» гражданина к тому или иному государству;

· состояние здоровья, от которого зависит возможность реализации права.

Диспозиция (распоряжение) – это часть правовой нормы, раскрывающая само правило поведения, то есть права и (или) обязанности действовать или не действовать тем или иным образом.Диспозиция указывает на права и обязанности сторон – участников правоотношения, возникающие и реализующиеся на базе соответствующей нормы.

Санкция (взыскание) – это часть правовой нормы, указывающая субъекту, реализующему диспозицию, на последствия его действий. Санкция определяет меры юридической ответственности за нарушение определенной нормы права.

Санкции правовых норм по характеру последствий подразделяются на позитивные и негативные.

Позитивные санкции предусматривают, прежде всего, правовые поощрения за заслуженное правомерное поведение.

Негативными санкциями считаются правовые наказанияза противоправное поведение, в результате которого субъект в чем-то обязательно ограничивается, чего-то лишается.

В зависимостиот характера мер государственного воздействия негативныесанкции подразделяются на следующие виды.

Карательные санкции предусматривают меры ответственности.

Правовосстановительные санкции предполагают меры защиты. Назначение указанных мер – устранение причиненного человеку вреда и восстановление его нарушенных прав.

Предупредительные санкциипредусматривают меры предупредительного воздействия. Они направлены на недопущение противоправного поведения либо связаны с организационным обеспечением правоохранительной деятельности в процессе пресечения противоправных деяний и реализации санкций карательного характера.

  1. Виды правовых норм.

Все нормы права можно разделить на две группы:

· отправные (исходные, первичные, учредительные) – определяют исходные начала, основы правового регулирования общественных отношений, его цели, задачи, принципы, методы; закрепляют правовые категории и понятия;

· нормы- правила поведения– нормы непосредственного регулирования поведения людей, общественных отношений,

Виды отправных норм права:

· нормы-принципы – предписания, выражающие и закрепляющие принципы права;

· нормы-определения (дефиниции) – предписания, содержащие определение правовых понятий и категорий;

· нормы-цели определяют цели и задачи, на достижение которых должна быть направлена деятельность, как государственных органов, так и всего государства;

· нормы-расчеты содержат определенные количественные показатели, расчеты;

· нормы-начала – конституционные положения, закрепляющие основы экономического, политического и государственного устройства;

· нормы-констанции содержат определенные сведения о нормативно-правовом акте.

Дата добавления: 2015-08-14 ; просмотров: 1085 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Общая характеристика конституционного права РФ

Конституционное право является центральной отраслью права. Ее особенность заключается в том, что оно регулирует отношения во всех сферах жизнедеятельности общества – политической, экономической, социальной… Нормы конституционного права являются базовыми, фундаментальными для других отраслей права. Заложенные в Конституции основополагающие нормы формируют целостную систему из всех отраслей права, единое социальное общество. Следовательно, конституционно-правовые нормы закрепляют государственной устройство (форму правления, форму государственного устройства, принадлежность власти и субъекты государственной власти, способы реализации власти), определяют экономическую систему общества, отношения между гражданами и государством, виды органов и их компетенцию, систему органов местного самоуправления.

Всеобъемлющие, общеопределяющие положения Конституции определили особенности конституционно-правовых норм в сравнении с другими отраслями права. Конституционно-правовые нормы выделяются своим содержанием, (они регулируют сферу общественных отношений), источниками (наиболее значимые нормы выражены в Конституции), своеобразием вида норм (нормы в основном общие, абстрактные, а не конкретные). Нормы конституционного права устанавливают общую стратегию развития для других отраслей права, то есть они первичны. Отличаются нормы конституционного права и особым механизмом реализации, (они регулируют не конкретные ситуации, а определяют отношения общего характера), субъектами регулирования (народ, государство, высшие государственные органы), особенностями структуры (отсутствует трехчленная структура, характерная для правовой нормы любой отрасли права — гипотеза, диспозиция, санкция). В нормах конституционного права фиксируются только гипотеза и диспозиция. Только в нескольких случаях определяется и санкция.

Конституционно-правовые нормы отличаются не только специфическими чертами, по сравнению с правовыми нормами других отраслей права, но и собственным многообразием и классификационными признаками. Конституционно-правовые нормы можно классифицировать:

по содержанию, т.е. по кругу регулируемых общественных отношений (закрепление основ конституционного строя, правовой статус человека и гражданина, федеративное устройство государства, система органов власти);

по юридической силе (ни одна правовая норма не должна противоречить Конституции). После конституционных норм наибольшей юридической силой обладают Федеральные законы. На основе Конституции и Федеральных законов принимаются все остальные правовые акты;

по территории действия (различаются нормы, действующие на территории всего государства или субъекта РФ);

по характеру содержащегося предписания (они могут быть управомочивающие – закрепляют право субъектов РФ на какие-либо действия, обязывающие и запрещающие – обязывают или запрещают что-либо совершать);

по степени определенности содержащихся в них предписаний (императивные нормы – не допускают свободы усмотрения субъекта в применении установленного ими правила и диспозитивные нормы – допускают выбор варианта действия с учетом указанных в норме условий и обстоятельств);

по назначению в механизме правового регулирования (материальные нормы – предусматривают содержание действий по правовому регулированию общественных отношений. Процессуальные нормы – в конституционном праве нет специализированной процессуальной отрасли, как в гражданском или уголовном праве. Однако требуется соблюдение достаточно широкой системы процессуальных правил – регламенты работы Государственной Думы и Совета Федерации, проведение референдумов и выборов, выражение вотума недоверия и т.д.).

Таким образом, конституционно-правовые нормы – это общеобязательные правила поведения, установленные или санкционированные государством в целях охраны или регулирования определенных общественных отношений, которые осуществляются через конкретные права и обязанности и обеспечиваются (в случае необходимости) принудительной силой государства.

Как и в любой науке в конституционном праве большое значение уделяется его источникам. Источниками конституционного праваявляются правовые акты, посредством которых устанавливаются и получают юридическую силу конституционно-правовые нормы. Все источники условно можно разделить на 2 большие группы – правовые акты, действующие на всей территории РФ, и акты, действующие только на части территории РФ (на территории субъекта РФ или территории, в которых осуществляется местное самоуправление).

В первой группе ведущее и определяющее значение имеет Конституция РФ. Это определяется тем, что в Конституции устанавливаются правовые нормы общего характера, которые являются базисными для всего последующего конституционно-правового регулирования. Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применение на всей территории России. Никакой другой закон, действующий на территории РФ, не должен противоречить Конституции.

Важнейшими источниками конституционного права являются Федеральные законы, Указы Президента РФ, постановления палат Федерального Собрания, постановления Правительства. Особое место среди источников конституционного права занимают Декларации (о государственном суверенитете, о языках народов России, прав и свобод человека и гражданина).

К числу источников конституционного права, действующих только на территории субъектов РФ, относятся конституции республик, уставы других субъектов федерации. Как правило, они содержат нормы, закрепляющие правовой статус данного субъекта федерации, основы его устройства, структуру органов государственной власти, их компетенцию. Конституции и Уставы субъектов федерации должны соответствовать Конституции РФ. По отношению к другим нормативно-правовым актам субъектов РФ, они обладают более высокой юридической силой. Местные органы субъектов РФ (законодательные и исполнительные) принимают законы, постановления, другие нормативные акты, действующие только на территории конкретного территориального субъекта.

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.002 с) .

Виды правовых норм. Правовые нормы можно разделить на обычные, императивные и договорные

Правовые нормы можно разделить на обычные, императивные и договорные.

Обычные нормы не устанавливаются кем-либо конкретно, а складываются постепенно, отражая формирующиеся общественные отношения, получающие социально признанный статус. В случае санкционирования их государством, они становятся нормами государственного права, выступающего, например, в форме правового обычая. Императивные нормы устанавливаются каким-либо авторитетным государственным органом в одностороннем порядке и властно предписывают субъектам определенный вариант поведения. Таковы, например, нормы, выраженные в форме государственных законов и указов. Договорные нормы устанавливаются самими субъектами права и представляют собой результат согласования их интересов. Например, многие нормы международного права.

По способу выражения правила поведения правовые нормы делятся на авторитарные и диспозитивные (автономные). Авторитарные нормыопределяют лишь один возможный вариант поведения, в то время как нормы диспозитивные определяют обязательное правило поведения лишь на тот случай, если субъекты не договорились об ином.

По своим функциям нормы делятся на установительные и охранительные. Установительные (регулятивные) нормы регулируют поведение субъектов права путем установления их прав и обязанностей. Установительные нормы в свою очередь делятся на:

Управомочивающие нормы подчеркивают наличие определенных правомочий у субъекта (например, в результате интерпретации ст.43 Конституции РФ «каждый имеет право на образование»).

Обязывающие нормы – возлагают активные обязанности («каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы» — ст. 57 Конституции РФ).

Запрещающие – устанавливают пассивные обязанности не совершать определенных действий («запрещается открывать двери транспортного средства, если это создаст помехи другим участникам дорожного движения» — п.12.7.Правил дорожного движения РФ).

Охранительные нормыпредназначены для охраны установительных норм и поэтому всегда содержат санкцию (убийство, то есть умышленное причинение смерти другому человеку, — наказывается лишением свободы на срок от 6 до 15 лет – ч.1 ст.105 УК РФ).

Нормы права подразделяются на виды и в зависимости от их отраслевой принадлежности. Выделяют, например, нормы уголовного, гражданского, административного, трудового, гражданско-процессуального, уголовно-процессуального и др. права. Внутри отраслевых норм выделяют нормы материального и процессуального права.

Нормы материального права определяют первичные права и обязанности субъектов в сфере имущественных, управленческих, трудовых, семейных и иных отношений. Нормы процессуального права определяют порядок действий заинтересованных субъектов при нарушении норма права, регламентируют процедурные и организационные вопросы.

Выделяют также нормы частного и публичного права.

Кроме этого, выделяют специальные нормы – которые призваны помочь реализации регулятивных и охранительных норм. К ним относятся нормы – принципы (декларативные нормы), фефинитивные нормы, оперативные и коллизионные нормы. В принципе эти нормы не устанавливают прав и обязанностей субъектов, вместе с тем, при соответствующей интерепретации могут получить непосредственное правовое значение.

Нормы – принципы – это нормы, закрепляющие основные исходные начала права. Они указывают на принципиальное направление правового регулирования, в чем и заключается их функциональное предназначение. Например, ст.2 Конституции РФ гласит «Человек, его права и свободы являются наивысшей ценностью…».

Дефинитивные нормы содержат определения каких-либо юридических понятий. Например: «Штраф есть денежное взыскание, налагаемое за административное правонарушение».

Оперативные нормы отменяют действующие нормативные положения или вводят новые, распространяют данные нормы на новый круг отношений и т.д. Например, ст. 1 ФЗ «О введении в действие части первой ГК РФ» гласит «»Ввести в действие часть первую ГК РФ.. с 1 января 1995 г…»

Коллизионные нормы направлены на разрешение правовых коллизий. Они указывают право какого государства должно быть применено к гражданскому, семейному, трудовому и иному правоотношению, сторонами которого является субъекты разных государств.

176.212.164.31 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Ответы на экзаменационные билеты

Правовая норма. Структура. Виды правовых норм

Правовая норма — это исходный элемент, первичная «клеточка» права.

Ее назначение состоит в регулировании отношений между людьми, в закреплении порядка их движения и развития. Достигается это с помощью властного воздействия на волю и сознание индивидов путем выражаемого в категорической форме указания, как возможно или необходимо вести себя в той или иной жизненной ситуации.

Норма права — это установленное и обеспеченное государством правило поведения людей по отношению друг к другу, указатель того, какие поступки люди должны или могут совершать, а какие — нет, а также иные юридические правила, определяющие общие организационные основы и принципы регулирования человеческого поведения.

Каждая норма права характеризуется четкой структурой. Структуру нормы права составляют следующие элементы: гипотеза, диспозиция и санкция.

Гипотеза — это часть правовой нормы, в которой определяются условия, обстоятельства, при наличии которых норма начинает действовать.

В зависимости от количества условий гипотезы подразделяются на простые и сложные, причём сложная диспозиция, связывающая действие нормы права с одним из нескольких условий, называется альтернативной.

Диспозиция — это часть правовой нормы, которая указывает, каким должно быть поведение людей при наличии обстоятельств, предусмотренных гипотезой. Диспозиция является основным структурным элементом нормы права.

По характеру предписания диспозиции подразделяются на:

управомочивающие (предоставляющие участникам общественных отношений право действовать определённым образом);

обязывающие (устанавливающие обязанность совершать определённые действия);

запрещающие (устанавливающие запрет совершать определённые действия).

Санкция указывают на правовые последствия нарушения нормы (как правило, неблагоприятные). По степени определённости санкции подразделяются на абсолютно определённые, относительно определённые и альтернативные (неопределённые санкции для современного права не характерны). Санкции — это не просто общие порицания нарушителей: как правило, они имеют форму мер ответственности (наказания, взыскания, возмещение ущерба и пр.).

Возьмем простейшую норму права и рассмотрим ее по элементам: каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам; уничтожение (разорение) муравейников, гнезд, нор или других мест обитания животных влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда.

Гипотезой является слово «каждый», т.е. данная норма распространяет свое действие абсолютно на всех. Диспозицией является часть, в которой устанавливается обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, в том числе не уничтожать различные места обитания животных. Наконец, последняя часть нормы — санкция — предусматривает последствия, которые ожидают того, кто нарушил установленное нормой правило поведения: он будет предупрежден или оштрафован на указанную в законе сумму.

Виды норм права

Bсе правовые нормы по различным критериям и основаниям могут быть разделены на определенные группы и виды:

1. В зависимости от вида регулируемых общественных отношений нормы делятся на конституционно-правовые, административно-правовые, гражданско-правовые, уголовно-правовые, семейно-правовые и т.п. Правовые нормы существуют в рамках определенных отраслей права, связаны со сходными нормами и в совокупности регулируют однородные общественные отношения.

2. По юридической силе все правовые нормы можно разделить на нормы законов и нормы подзаконных актов.

3. По характеру содержащихся в их тексте правил поведения все правовые нормы могут быть разделены на обязывающие нормы (устанавливают обязанность совершать определенные положительные действия), запрещающие нормы (устанавливают обязанность не совершать запрещенных действий) и управомачивающие нормы (предоставляют права на совершение определенных положительных действий).

4. По действию во времени юридические нормы делятся на нормы неопределенно длительного действия (в нормативно-правовом акте не указан период их действия во времени), временные нормы (период их действия определен в нормативно-правовом акте) и чрезвычайные нормы (издаются и действуют в силу и в период чрезвычайных ситуаций).

Большинство правовых норм является нормами неопределенно-длительного времени действия.

5.По кругу субъектов права нормы делятся на общие (распространяют свое действие на всю группу субъектов права), специальные (регулируют поведение конкретного, определенного круга субъектов права) и исключительные (распространяются на отдельных субъектов права).

6. По пределам действия норм в пространстве юридические нормы делят на нормы общего действия (действуют по всей территории, на которую распространяется юрисдикция государственного органа, издавшего правовую норму) и нормы местного действия (действуют в пределах территории, определенной самим нормативно-правовым актом).

7. По способу установления правил поведения нормы делятся на императивные (не допускают никаких отступлений от установленного ими правила поведения, действуя независимо от усмотрения субъектов права) и диспозитивные (предоставляют субъектам права возможность самим определять конкретное содержание своих прав и обязанностей).

8. По функциональному назначению правовые нормы подразделяют на материальные (регулируют содержательную сторону общественных отношений, в них закрепляются права и обязанности участников правоотношений) и процессуальные (регулируют порядок деятельности компетентных государственных органов по осуществлению и защите материальных норм).