Возврат ндфл статус резидента

06.03.2018 Выкл. Автор admin

НДФЛ иностранцев: от 30 к 13

Пересчитывать НДФЛ для граждан, получивших статус резидента, можно только за отчетный год. Что же касается российских граждан, ставших нерезидентами, то у них НДФЛ облагаются только премии, отпускные и компенсации.

В настоящее время организации всe чаще и чаще принимают на работу иностранцев. А значит, и проблем с начислением НДФЛ всегда хватает. Основные вопросы связаны с различными ставками по резидентам и нерезидентам. Напомним, резидентами признаются граждане, находившиеся на территории России не менее 183 календарных дней в течение последних 12 месяцев. Причем этот период не обязательно должен быть в одном календарном году. К примеру, если сотрудник въехал в Россию в сентябре, то этот срок заканчивается в августе следующего года.
Что касается расчета времени пребывания в России, то здесь есть один нюанс. По мнению Минфина, день приезда в страну и день отъезда за пределы России засчитываются в этот срок 1 . Однако некоторые суды 2 полагают, что дата прибытия на территорию России не включается в этот срок на основании положений Налогового кодекса 3 .

Пересчет НДФЛ

Когда сотрудник еще не приобрел статус резидента, работодатель удерживает налог по ставке 30 процентов. С момента изменения статуса иностранного специалиста с нерезидента на резидента налог с его доходов следует исчислять по ставке 13 процентов. Также бухгалтер обязан пересчитать весь ранее удержанный в текущем налоговом периоде налог по новой ставке. Рассмотрим на примере, как это сделать.

Организация 01.02.2012 приняла на работу в качестве дизайнера гражданина Голландии. По данным миграционной карты, он находится на территории России с 31.01.2012. Оклад сотрудника составляет 75 000 руб. Вычетами он не пользуется.
Зарплата с февраля по июль облагалась по ставке 30%. Таким образом, ежемесячная сумма налога составила:
75 000 руб. x 30% = 22 500 руб.
В учете бухгалтер организации ежемесячно (с февраля по июль 2012 г.) делал такие записи:
ДЕБЕТ 44 КРЕДИТ 70
– 75 000 руб. — начислена зарплата иностранному работнику;
ДЕБЕТ 70 КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по налогу на доходы физических лиц»
– 22 500 руб. — удержан налог на доходы физических лиц;
ДЕБЕТ 70 КРЕДИТ 50
– 52 500 руб. (75 000 – 22 500) — выплачена зарплата за минусом удержанного налога на доходы физических лиц.
01.08.2012 истекло 183 дня пребывания сотрудника на территории России. Это можно подтвердить трудовым договором и табелями учета рабочего времени. Поэтому бухгалтер пересчитал налог исходя из ставки 13%.
При этом сумма налога за период с февраля по июль составит:
75 000 руб. x 6 мес. x 13% = 58 500 руб.
Разница за январь — июнь, возникшая из-за смены ставки НДФЛ:
22 500 руб. x 6 мес. = 135 000 руб.
135 000 – 58 500 = 76 500 руб.
На эту сумму бухгалтер сделал такую проводку:
ДЕБЕТ 70 КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по налогу на доходы физических лиц»
– 76 500 руб. — сторно — сторнирована сумма переплаченного налога.
Начиная с августа при расчете заработной платы бухгалтер будет исходить из того, что доходы от исполнения трудовых обязанностей налогоплательщиков — резидентов РФ облагаются налогом по ставке 13%.

Возврат переплаты

Излишне уплаченный налог сотрудник может вернуть себе сам. Для этого по окончании календарного года он должен обратиться в налоговую инспекцию, в которую он вставал на учет 4 . Вместе с заявлением на возврат нужно предоставить налоговую декларацию по форме № 3 НДФЛ с приложенными к ней документами, подтверждающими статус резидента. По мнению Минфина России 5 , к таким документам относятся: копия паспорта с отметками пограничников, табель учета рабочего времени, справки с места работы, квитанции о проживании в гостинице и т. д.
Однако сотруднику не обязательно ждать следующего года, чтобы вернуть себе переплату. Организация обязана самостоятельно пересчитать налог и зачесть излишне удержанный налог в счет будущих платежей до конца календарного года 6 . В случае если организация не успеет зачесть всю переплату до конца календарного года, оставшаяся часть будет возвращена налоговой. Обратите внимание: продолжать возвращать налог за предыдущий год из доходов, полученных иностранцем в следующем году (при условии, что трудовые отношения с ним будут продолжены), организация не сможет, поскольку это уже будут начисления другого налогового периода.

Когда резидент теряет свой статус

Пунктом 2 статьи 207 Налогового кодекса установлено, что налоговыми резидентами Российской Федерации признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.
Следовательно, при определении налогового статуса физического лица необходимо учитывать 12-месячный период, определяемый на дату получения дохода, в том числе начавшийся в одном налоговом периоде (календарном году) и продолжающийся в другом налоговом периоде (календарном году).
В течение налогового периода налоговый статус физического лица может меняться в зависимости от времени его нахождения в Российской Федерации и за ее пределами. Поэтому налоговый статус физического лица определяется налоговым агентом на каждую дату выплаты дохода исходя из фактического времени нахождения физического лица на территории Российской Федерации. По итогам налогового периода устанавливается окончательный налоговый статус физического лица, определяющий налогообложение его доходов, полученных за налоговый период.
Если в налоговом периоде налоговый статус резидента поменялся на нерезидента, то выплачиваемые доходы подлежат налогообложению по ставке 30 процентов с соответствующим пересчетом сумм налога с доходов, ранее облагавшихся по ставке 13 процентов.
Следовательно, налоговый агент должен пересчитать (с начала года отдельно за каждый месяц без предоставления налоговых вычетов) и удержать недостающую сумму налога с доходов нерезидента, который утратил статус налогового резидента. Впоследствии налоговый агент ежемесячно из его доходов удерживает не только сумму налога за текущий месяц, но еще и задолженность в виде неудержанного налога. При этом общая сумма удерживаемого налога за месяц не может превышать 50 процентов начисленного работнику дохода за этот месяц.

НДФЛ на стыке лет

Нередко случается, что сотрудник приезжает в РФ не в начале года, а, к примеру, во втором полугодии. Тогда до окончания налогового периода он не успеет стать резидентом. Минфин России в своем письме пояснил, что пересчет налога производится только за тот год, в котором сотрудник получил статус резидента 7 .

Гражданин Голландии прибыл в Россию в ноябре 2011 г. При условии, что он не будет выезжать из России, статус резидента он получит в мае 2012 г.
Исходя из этого в 2011 г. он был нерезидентом и налог исчислялся по ставке 30%. В мае 2012 г., после приобретения статуса резидента, организация должна пересчитать удержанный ранее налог по ставке 13%. Однако, учитывая, что это можно сделать только за тот период, в котором сотрудник получил статус резидента, организация для пересчета взяла только период с января 2012 г. по май включительно.

Российские нерезиденты

Компании нередко на длительное время направляют своих сотрудников на работу за границу. При этом организации сами платят зарплату, премии, отпускные и компенсации за питание. И зачастую ошибочно все доходы сотрудника облагают по ставке 30 процентов. Минфин России пояснил, что же действительно стоит облагать по ставке 30 процентов, а что и вовсе не облагается налогом 8 .
Напомним, что, в соответствии с Трудовым кодексом 9 , все доходы сотрудника делятся на вознаграждение за выполнение трудовых обязанностей и стимулирующие выплаты.
К вознаграждению за выполнение трудовых обязанностей относится заработная плата. В Налоговом кодексе определено 10 , что вознаграждения за выполнение трудовых обязательств за пределами России относятся к доходам, полученным от источников за пределами России, вне зависимости от фактического местонахождения источника выплат. А поскольку нерезиденты не платят НДФЛ с доходов от иностранных источников, то заработная плата командированного сотрудника не облагается НДФЛ.
Поскольку премии относятся к стимулирующим выплатам, то, в соответствии с Налоговым кодексом 11 , они относятся к доходам от источников в России и облагаются по ставке 30 процентов для нерезидентов. Суммы отпускных и различных компенсаций не относятся к вознаграждению за выполнение трудовых обязательств и так же, как и премии, облагаются по ставке 30 процентов.
Минфин России настаивает применять аналогичный подход к дифференциации доходов и в отношении высококвалифицированных специалистов (далее — ВКС) 12 .
Все доходы от осуществления трудовой деятельности облагаются по ставке 13 процентов 13 . А иные доходы (в том числе оплата питания, материальная помощь, подарки, премии) не относятся к вознаграждению за трудовую деятельность и облагаются НДФЛ по ставке 30 процентов, пока ВКС не станет резидентом.

Компенсационные выплаты нерезидента

С мнением Минфина России, изложенным в письме от 21 сентября 2012 г. № 03-04-06/6-286, трудно полностью согласиться. В первую очередь в связи с тем, что положения статьи 129 Трудового кодекса используются в данном случае сугубо формально. Указанная норма содержит определение понятия «заработная плата» — именно поэтому возникла необходимость обозначить все ее составляющие (собственно вознаграждение за труд, компенсационные и стимулирующие выплаты). То есть все эти выплаты непосредственно связаны с выполнением работником трудовых обязанностей и при этом включены в состав заработной платы.
В отношении компенсационных выплат вопрос более сложный: на наш взгляд, выплаты, включаемые в состав заработной платы (например надбавка за работу во вредных условиях), не должны вычленяться и при налогообложении. Другие компенсации (например за использование личного автомобиля, оплата питания и т. д.) в рассматриваемой ситуации, напротив, подлежат налогообложению.
В то же время следует признать, что позиция Минфина России имеет под собой некоторые (пусть и чисто формальные) основания, поэтому окончательное слово остается за судами.

Сноски:
1 письма Минфина России от 21.03.2011 № 03-04-05/6-157, от 14.07.2009 № 03-04-06-01/170
2 пост. ФАС ЦО от 11.03.2010 № А54-3126/2009C4
3 п. 6.1 НК РФ
4 п. 1.1 ст. 231 НК РФ
5 письмо Минфина России от 26.04.2012 № 03-04-05/6-557
6 письмо Минфина России от 02.09.2011 № 03-04-05/6-628
7 письмо Минфина России от 13.09.2012 № 03-04-06/6-277
8 письмо Минфина России от 21.09.2012 № 03-04-06/6-286
9 ст. 129 ТК РФ
10, 11 подп. 6 п. 3 ст. 208 НК РФ
12 письмо Минфина России от 13.06.2012 № 03-04-06/6-168
13 Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ

Возврат НДФЛ с приобретением статуса налогового резидента

«Кадровый вопрос», 2011, N 6

ВОЗВРАТ НДФЛ С ПРИОБРЕТЕНИЕМ СТАТУСА НАЛОГОВОГО РЕЗИДЕНТА

Довольно часто между налоговыми органами и налоговыми агентами возникают споры, связанные с неверным исчислением и уплатой налога на доходы физических лиц в бюджет. При этом мнение арбитражных судов неоднозначно: иногда они поддерживают позицию налоговиков, иногда — позицию налогоплательщиков. В данной статье рассмотрим, какие моменты должен учесть налогоплательщик при подаче заявления о возврате излишне удержанного НДФЛ и как доказать право на возврат или зачет данных сумм.

Возврат НДФЛ налоговым агентом налогоплательщику

Согласно п. 1 ст. 231 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) при излишне удержанной сумме НДФЛ с дохода налогоплательщика налоговый агент обязан эту сумму вернуть.

Отметим, что до 1 января 2011 г. в п. 1 ст. 231 НК РФ не были определены ни процедура, ни сроки возврата НДФЛ из бюджета. Поэтому на практике у налоговых агентов возникали определенные проблемы. Кроме того, финансовое ведомство и арбитражные суды неоднозначно подходили к решению данного вопроса.

В одних разъяснениях указывалось, что налоговый агент должен вернуть налог физическому лицу (по его заявлению) и только после этого обратиться за переплатой в налоговый орган. При этом, как было указано в Письмах Минфина России от 11 мая 2010 г. N 03-04-06/9-94, от 25 августа 2009 г. N 03-04-06-01/222, возврат путем зачета в счет будущих платежей в бюджет по другим физическим лицам произвести нельзя.

В других разъяснениях содержалась противоположная точка зрения: налоговый агент может произвести возврат путем проведения зачета в счет будущих платежей. В частности, такие выводы были сделаны в Письмах Минфина России от 11 мая 2010 г. N 03-04-06/9-94, от 11 августа 2005 г. N 03-05-01-04/263.

С 1 января 2011 г. в п. 1 ст. 231 НК РФ подробно прописан порядок возврата излишне удержанных налоговым агентом сумм. Заметим, что поправки в п. 1 ст. 231 НК РФ внесены п. 17 ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 229-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых иных вопросов налогового администрирования» (далее — Федеральный закон N 229-ФЗ).

Согласно абз. 1 п. 1 ст. 231 НК РФ излишне удержанная налоговым агентом из дохода налогоплательщика сумма налога подлежит возврату налоговым агентом на основании письменного заявления налогоплательщика. При этом заявление необходимо подать именно налоговому агенту, а не в налоговый орган (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 17 августа 2010 г. по делу N А52-6423/2009).

Следует учитывать, что п. 1 ст. 231 НК РФ регулирует отношения по возврату НДФЛ не только между налоговым агентом — работодателем и его работниками, но и между налоговым агентом и другими физическими лицами, которые не состоят с ним в трудовых отношениях. Финансовое ведомство отмечает, что право налогоплательщика подать заявление на возврат налога налоговому агенту и обязанность последнего вернуть его не зависят от того, продолжаются ли взаимоотношения между физическим лицом и организацией (Письма от 25 августа 2009 г. N 03-04-06-01/222, от 3 апреля 2009 г. N 03-04-06-01/76).

Налоговый агент обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным ему факте излишнего удержания налога и сумме излишне удержанного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта (абз. 2 п. 1 ст. 231 НК РФ).

Как указано в Письме Минфина России от 16 мая 2011 г. N 03-04-06/6-112, поскольку НК РФ не определяет форму и способ сообщения налоговым агентом налогоплательщику о факте излишнего удержания налога и сумме налога, налоговый агент вправе сообщать налогоплательщику о факте излишнего удержания налога и сумме налога в произвольной форме, предварительно согласовав с налогоплательщиком порядок направления указанного сообщения.

Возврат налогоплательщику излишне удержанной суммы налога осуществляется налоговым агентом за счет сумм этого налога, подлежащих перечислению в бюджетную систему Российской Федерации в счет предстоящих платежей как по указанному налогоплательщику, так и по иным налогоплательщикам, с доходов которых налоговый агент производит удержание такого налога, в течение трех месяцев со дня получения налоговым агентом соответствующего заявления налогоплательщика (абз. 3 п. 1 ст. 231 НК РФ).

Возврат налогоплательщику излишне удержанных сумм налога производится налоговым агентом в безналичной форме путем перечисления денежных средств на счет налогоплательщика в банке, указанный в его заявлении (абз. 4 п. 1 ст. 231 НК РФ).

В случае если возврат излишне удержанной суммы налога осуществляется налоговым агентом с нарушением установленного срока, налоговым агентом на сумму излишне удержанного налога, которая не возвращена налогоплательщику в установленный срок, начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику, за каждый календарный день нарушения срока возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в дни нарушения срока возврата (абз. 5 п. 1 ст. 231 НК РФ).

Напомним, что до 2011 г. ст. 231 НК РФ не устанавливала срок для возврата излишне удержанного налога физическому лицу. Поэтому, как было указано в Письме Минфина России от 26 августа 2009 г. N 03-04-05-01/661, если налоговый агент не исполнял своих обязанностей по возврату налогоплательщику излишне удержанного НДФЛ, то физическое лицо было вправе обратиться в суд за защитой своего права на получение данных сумм налога. Кроме того, налогоплательщик мог обжаловать в суде отказ налогового агента удовлетворить заявление налогоплательщика о возврате излишне удержанного НДФЛ (Письмо ФНС России от 3 сентября 2008 г. N 3-5-04/[email protected]).

Особые правила возврата налога, предусмотренные

при перерасчете, если гражданин приобрел статус

налогового резидента Российской Федерации

С 1 января 2011 г. ст. 231 НК РФ дополнена п. 1.1 (Федеральный закон N 229-ФЗ). Согласно названному пункту возврат суммы налога налогоплательщику в связи с перерасчетом по итогу налогового периода в соответствии с приобретенным им статусом налогового резидента Российской Федерации производится налоговым органом, в котором он был поставлен на учет по месту жительства (месту пребывания), при подаче налогоплательщиком налоговой декларации по окончании указанного налогового периода, а также документов, подтверждающих статус налогового резидента Российской Федерации в этом налоговом периоде, в порядке, установленном ст. 78 НК РФ.

Отметим, что в Письмах от 28 октября 2010 г. N 03-04-06/6-258, от 22 ноября 2010 г. N 03-04-06/6-273 финансовое ведомство указывало, что с 1 января 2011 г. следует руководствоваться данным порядком, то есть при изменении статуса налогоплательщика возвращать НДФЛ через налоговый орган.

Однако в Письме от 9 июня 2011 г. N ЕД-4-3/9150 «О порядке возврата налога иностранным гражданам» ФНС России сделала исключение из общего правила. Так, возврат НДФЛ при приобретении работником статуса налогового резидента Российской Федерации вправе производить налоговый агент. При этом, по мнению налоговой службы, такая ситуация возможна, если гражданин более 183 дней в году проработал в одной организации, то есть признается налоговым резидентом Российской Федерации.

Ссылаясь на Письмо Минфина России от 18 апреля 2007 г. N 01-СШ/19, налоговая служба указала, что смена статуса может произойти после 3 июля календарного года, то есть задолго до окончания налогового периода. В такой ситуации работник вправе подать налоговому агенту заявление о возврате излишне удержанного налога (п. 1 ст. 231 НК РФ). На основании полученного заявления работодатель пересчитывает НДФЛ исходя из ставки 13% и возвращает налог в течение того же года в установленном п. 1 ст. 231 НК РФ порядке.

Соответственно, вышеприведенными рекомендациями ФНС России следует руководствоваться, только если гражданин приобретает статус налогового резидента Российской Федерации после 3 июля соответствующего года: до конца года его статус уже не изменится.

Возврат НДФЛ налоговым органом налоговому агенту

Как было отмечено выше, согласно абз. 3 п. 1 ст. 231 НК РФ налоговый агент может произвести возврат излишне удержанного налога за счет уменьшения в будущем НДФЛ, исчисленного с доходов как налогоплательщика, у которого возникла переплата, так и других физических лиц, получающих доходы от этого же налогового агента.

Если суммы налога, подлежащей перечислению налоговым агентом в бюджетную систему Российской Федерации, недостаточно для осуществления возврата излишне удержанной и перечисленной в бюджетную систему Российской Федерации суммы налога налогоплательщику в установленный срок, налоговый агент в течение 10 дней со дня подачи ему налогоплательщиком соответствующего заявления направляет в налоговый орган по месту своего учета заявление на возврат налоговому агенту излишне удержанной им суммы налога (абз. 6 п. 1 ст. 231 НК РФ).

Согласно абз. 7 п. 1 ст. 231 НК РФ возврат налоговому агенту перечисленной в бюджетную систему Российской Федерации суммы налога осуществляется налоговым органом в порядке, установленном ст. 78 НК РФ.

Вместе с заявлением на возврат излишне удержанной и перечисленной в бюджетную систему Российской Федерации суммы налога налоговый агент представляет в налоговый орган выписку из регистра налогового учета за соответствующий налоговый период и документы, подтверждающие излишнее удержание и перечисление суммы налога в бюджетную систему Российской Федерации. Такое требование установлено абз. 8 п. 1 ст. 231 НК РФ.

На основании п. 9 ст. 78 НК РФ налоговый орган обязан сообщить в письменной форме налогоплательщику о принятом решении о возврате сумм излишне удержанного (уплаченного) налога или решении об отказе в осуществлении такого возврата в течение пяти дней со дня принятия соответствующего решения.

Указанное сообщение передается физическому лицу или его уполномоченному представителю лично под расписку или путем направления письменного уведомления с подтверждением факта и даты его получения.

Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату в течение одного месяца со дня получения налоговым органом заявления на возврат (п. 6 ст. 78 НК РФ).

В случае если возврат суммы излишне уплаченного налога осуществляется с нарушением установленного срока, налоговым органом на сумму излишне уплаченного налога, которая не возвращена в установленный срок, начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику, за каждый календарный день нарушения срока возврата (п. 10 ст. 78 НК РФ, Постановление ФАС Уральского округа от 16 января 2007 г. по делу N Ф09-11768/06-С2).

Заметим, что на основании абз. 9 п. 1 ст. 231 НК РФ налоговый агент вправе осуществить возврат налога за счет собственных средств, не дожидаясь возврата переплаты от налогового органа.

При отсутствии налогового агента налогоплательщик вправе подать заявление в налоговый орган о возврате излишне удержанной с него и перечисленной в бюджетную систему Российской Федерации ранее налоговым агентом суммы налога одновременно с представлением налоговой декларации по окончании налогового периода (абз. 10 п. 1 ст. 231 НК РФ).

Напомним, что до 2011 г. налоговый агент не вправе был возвращать налог за счет сумм, удержанных с выплат другим физическим лицам, поскольку ранее действующая ст. 231 НК РФ этого не предусматривала. За возвратом переплаты налоговому агенту необходимо было обращаться в налоговый орган.

При этом, по мнению Минфина России, изложенному в Письме от 3 апреля 2009 г. N 03-04-06-01/76, налоговому агенту возврат излишне удержанной им суммы налога мог быть произведен налоговым органом на основании соответствующего заявления налогового агента о возврате, поданного в налоговый орган, и документов, подтверждающих излишнее удержание сумм налога.

К таким документам, в частности, могли относиться справки о доходах физического лица (форма 2-НДФЛ), реестр сведений о доходах физических лиц, представляемый в налоговый орган в соответствии с Приказом ФНС России от 31 октября 2003 г. N БГ-3-04/583, платежные документы, подтверждающие факт перечисления налоговым агентом сумм налога на доходы физических лиц, документы, подтверждающие необоснованность удержания налоговым агентом налога на доходы физических лиц (в случае если какие-либо доходы налогоплательщика не подлежали налогообложению), и тому подобное.

Аналогичные выводы делали и судебные органы: Постановление ФАС Уральского округа от 22 июля 2008 г. по делу N Ф09-5055/08-С2.

Однако следует заметить, что нормами НК РФ не была установлена обязанность представлять налоговым агентом иные документы, помимо заявления для возврата налога. Налоговый агент имел право на возврат излишне перечисленного НДФЛ при наличии заявления работника (Постановления ФАС Уральского округа от 11 ноября 2009 г. по делу N Ф09-8694/09-С2, от 10 апреля 2006 г. по делу N Ф09-2378/06-С2).

Однако некоторые арбитры делали совершенно противоположные выводы. Так, в Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 22 июня 2005 г. по делу N А19-22826/04-52-Ф02-2820/05-С1 суд указывал, что возврат сумм налога налоговому агенту возможен при наличии у него доказательств о возврате налогоплательщикам — физическим лицам излишне удержанного из их дохода НДФЛ. Аналогичное мнение было выражено и в Постановлении ФАС Уральского округа от 17 января 2006 г. по делу N Ф09-6193/05-С2.

По мнению автора, данная позиция судебных органов противоречила требованиям НК РФ, поскольку ранее в п. 9 ст. 226 НК РФ было сказано, что уплата НДФЛ за счет средств налогового агента не допускается. Следовательно, налоговый агент не мог за свой счет вернуть излишне удержанный им НДФЛ физическому лицу (Постановления ФАС Дальневосточного округа от 26 июля 2006 г., 19 июля 2006 г. по делу N Ф03-А73/06-2/1859, ФАС Северо-Западного округа от 2 сентября 2004 г. по делу N А44-1142/04-С14).

НДФЛ с доходов нерезидента: особенности пересчета

По ставке 30% облагают доходы, полученные на территории России гражданами (как иностранными, так и нашими соотечественниками), которые находятся в России меньше 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Их называют налоговыми нерезидентами.

Ставки НДФЛ установлены статьей 224 Налогового кодекса. С большинства доходов налоговых резидентов налог удерживают по ставке 13%.

Эта ставка применима и для некоторых нерезидентов, о чем сказано в пункте 3 статьи 224 Налогового кодекса:

  • высококвалифицированных иностранных специалистов;
  • беженцев (абзац введен Законом от 4 октября 2014 года № 285-ФЗ);
  • работников, являющихся гражданами стран – членов ЕАЭС.

При определении налогового статуса (резидентства) человека его гражданство значения не имеет (письмо Минфина России от 19 марта 2012 г. № 03-04-05/6-318). И гражданин России может стать налоговым нерезидентом, и иностранец – резидентом. Причем налоговый статус может изменяться в течение налогового периода неоднократно. Гражданин России изначально считается налоговым резидентом. Утратить этот статус он может, если он был в длительной зарубежной командировке. Поэтому в интересах работодателя проверить статус любого работника при приеме на работу, даже если это гражданин России.

Разберемся, как установить налоговый статус работника, поскольку от этого зависит ставка, по которой он должен заплатить НДФЛ, и то, имеет ли он право на налоговые вычеты.

Как установить 12-месячный период

12 следующих подряд месяцев, необходимые для установления налогового статуса человека, – это не календарный год с 1 января по 31 декабря. Этот период может начаться в одном налоговом периоде, а продолжиться в другом (письма Минфина России от 25 сентября 2012 г. № 03-04-06/6-289, от 31 мая 2012 г. № 03-04-05/6-670 и др.). Так, если налоговый статус определяется на 30 сентября 2013 года, то 12-месячный период начинается 30 сентября 2012 года, а заканчивается 29 сентября 2013 года, если на 15 сентября 2013 года, то начало периода – 15 сентября 2012 года и окончание – 14 сентября 2013 года. А в течение календарного года работодатель должен контролировать налоговый статус работников: при выплате зарплаты – на каждую дату начисления – в последний день календарного месяца, который по этому виду доходов считается моментом получения, на день выплаты доходов – по другим их видам, например, по отпускным.

Как посчитать 183 дня

Человек является налоговым резидентом, если он пребывает в России больше 183 дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Число дней пребывания определяется суммированием (прямым подсчетом) всех календарных дней, в которых он находился в РФ в течение этого периода (письмо Минфина России от 8 октября 2012 г. № 03-04-05/6-1155). При их подсчете учитываются дни (календарные даты) въезда и выезда, поскольку в эти дни человек фактически находится на территории России (письмо ФНС России от 31 марта 2009 г. № 3-5-04/[email protected]).

Эти 183 дня не должны течь непрерывно (письмо ФНС России от 30 августа 2012 г. № ОА-3-13/[email protected]). Они могут прерываться на периоды отпусков, командировок и др.

При подсчете 183 дней пребывания на территории России в их количество не включается время нахождения за границей, кроме краткосрочных (менее шести месяцев) выездов для лечения и обучения – они включаются. Обязательное условие: сразу после окончания обучения или лечения работник должен вернуться в РФ (письмо Минфина России от 26 сентября 2012 г. № 03-04-05/6-1128). Но если по договору с иностранным образовательным учреждением обучение длится более шести месяцев, не учитывается при подсчете дней нахождения человека в России весь период его обучения – нахождения за пределами РФ в целях этого обучения (письмо Минфина России от 8 октября 2012 г. № 03-04-05/6-1155). Все дни, когда человек лечился за рубежом или проходил обучение, должны быть подтверждены документально: договорами с медицинскими (образовательными) организациями или справками от них с указанием времени лечения (обучения), а также копиями паспортов физлица с отметками пограничного контроля.

Никаких ограничений по возрасту человека, видам учебных заведений и изучаемых дисциплин, лечебных учреждений и видам заболеваний, странам, в которых граждане России могут обучаться или лечиться, не установлено (письмо ФНС России от 23 сентября 2008 г. № 3-5-03/[email protected]).

Важным условием для того, чтобы периоды краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения были засчитаны в период нахождения человека на территории России, является цель поездки. Если он выезжал за рубеж с иной целью, но, находясь в иностранном государстве, прошел лечение (или обучение), эти дни включить в период, подтверждающий резидентство, не получится (письмо Минфина России от 26 сентября 2012 г. № 03-04-05/6-1128).

При подсчете дней фактического пребывания человека в Российской Федерации за период следующих подряд 12 месяцев в него входит время до заключения трудового договора (письмо Минфина России от 27 ноября 2008 г. № 03-04-06-01/323). Но только в случае, если законность нахождения подтверждена документально. Если таких документов нет, подсчет 183 дней нахождения на территории РФ следует вести с первого дня работы иностранца в компании.

Читайте в бераторе

Иностранные работники из стран – членов ЕАЭС могут претендовать на получение налоговых вычетов (в том числе на детей) только после того, как приобретут статус налогового резидента РФ, — после полугода проживания в России (письмо Минфина РФ от 9 апреля 2015 г. № 03-04-06/20223).

Как пересчитать НДФЛ в связи с изменением резидентства

Так как налоговый статус работника в течение налогового периода может изменяться, его (статус) следует контролировать, поскольку от этого зависит ставка НДФЛ.

Относительно даты, на которую нужно определять налоговый статус работника налоговики дали разъяснение в письме ФНС от 6 сентября 2016 г. № ОА-3-17/4086. Это нужно делать на дату фактического получения дохода. Связано это с тем, что Федеральный закон от 2 мая 2015 года № 113-ФЗ установил для доходов разных видов, облагаемых НДФЛ, разные даты их фактического получения.

Если статус иностранного работника изменился с резидента на нерезидента, в середине года пересчитывать налог, удержанный с начала года по ставке 13%, не нужно. Окончательный налоговый статус сотрудника в зависимости от времени его нахождения в РФ определяется по итогам налогового периода, тогда и следует пересчитать удержанный с начала года налог.

Порядок возврата НДФЛ из бюджета нерезидентами РФ по ставке 30%

Автор: Татьяна Бойкова, эксперт
RosCo — Consulting & audit

Государство не может существовать без такой функции, как сбор налогов. Одним из основных налогов, существенно пополняющих бюджет нашей страны, является налог на доходы физических лиц (НДФЛ).

Плательщиками НДФЛ являются:

— физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ;

— физические лица, не являющиеся налоговыми резидентами РФ, но получающие доходы от источников в РФ (п.1 ст. 207 НК РФ).

В целях налогообложения под физическими лицами понимаются граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства (п. 2 ст. 11 НК РФ).

Обязанность по уплате НДФЛ не зависит от правового статуса физического лица и обусловлена только фактом получения дохода на территории РФ или за ее пределами. То есть, такие факторы как наличие (отсутствие) гражданства, место рождения или место жительства, равно как и основания пребывания или проживания на территории РФ не являются определяющими показателями при исчислении НДФЛ.

Таким образом, нерезидентом может оказаться гражданин РФ и наоборот, резидентом РФ – иностранец.

Согласно п. 3 ст. 224 НК РФ в отношении большинства доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися резидентами РФ, установлена налоговая ставка 30%. Доходы резидентов РФ в большинстве случаев облагается по ставке НДФЛ 13%.

Налоговая ставка в размере 30% устанавливается в отношении всех доходов, получаемых лицами, не являющимися налоговыми резидентами РФ, за исключением доходов:

— от долевого участия в деятельности российских организаций, в отношении которых налоговая ставка составляет 15%;

— от осуществления иностранными гражданами трудовой деятельности, указанной в ст. 227.1 НК РФ (по найму у физических лиц, в отношении которых налоговая ставка установлена в размере 13%;

— от осуществления трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста в соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», в отношении которых налоговая ставка составляет 13%;

— от осуществления трудовой деятельности участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной Указом Президента РФ от 22.06.2006 N 637, а также членами их семей, совместно переселившимися на постоянное место жительства в РФ, в отношении которых налоговая ставка установлена в размере 13%;

— от исполнения трудовых обязанностей членами экипажей судов, плавающих под Государственным флагом РФ, в отношении которых налоговая ставка составляет 13%;

— от осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами или лицами без гражданства, признанными беженцами или получившими временное убежище на территории РФ в соответствии с Федеральным законом «О беженцах», в отношении которых налоговая ставка устанавливается в размере 13% (норма введена в действие Федеральным законом от 04.10.2014 N 285-Ф с 6 октября 2014 года и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2014 года).

Обращаем Ваше внимание, что налоговые резиденты РФ при определении размера налоговой базы по НДФЛ имеют право воспользоваться различными налоговыми вычетами, виды и порядок предоставления которых регламентированы ст.ст. 218-221 НК РФ. Нерезиденты РФ прав на такие вычеты не имеют (п. 4 ст. 210 НК РФ).

Определение статуса налогового резидента

Налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в России не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Период нахождения физического лица в России не прерывается на периоды его выезда за пределы РФ для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения (см. также письмо Минфина России от 21.10.2013 N 03-04-05/43779), а с 2014 года — также для исполнения трудовых или иных обязанностей, связанных с выполнением работ (оказанием услуг) на морских месторождениях углеводородного сырья.

При определении налоговой базы по НДФЛ учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах (п.1 ст. 210 НК РФ).

Возврат ндфл статус резидента

Если в течение года сотрудник был нерезидентом, а затем стал резидентом, и, наоборот — из резидента стал нерезидентом, то в обоих случаях в ИФНС представляется одна справка.

Если в течение года сотрудник был нерезидентом (налог считался по ставке 30%), а затем стал резидентом (налог стал считаться по ставке 13%), то 2-НДФЛ подается следующим образом:

  • Работодатель до окончания текущего года производит перерасчет по ставке 13%, начиная с первого месяца. Возврат денежных средств осуществляется работодателем по заявлению сотрудника. В налоговую представляется одна справка по ставке 13%.
  • Если же год уже закончился, перерасчет и возврат налога производится налоговым органом по месту жительства (пребывания) сотрудника. Работодатель подает справку по ставке 13%, указав в строке « Сумма налога удержанная» фактически удержанную сумму налога. После чего сотрудник может обратиться с этой справкой в ИФНС, где будет произведен возврат излишне удержанного налога.

Возврат НДФЛ производится в соответствии с пунктом 1.1 статьи 231 НК от 1 января 2011 года. Подробную информацию также можно найти в письме ФНС РФ от 09.06.2011 № ЕД-4-3/9150 «О порядке возврата налога иностранным гражданам».

Если в течение года сотрудник был резидентом (налог считался по ставке 13%), а затем стал нерезидентом (налог стал считаться по ставке 30%), то 2-НДФЛ подается следующим образом:

  • Работодатель до окончания текущего года производит перерасчет по ставке 30%, начиная с первого месяца. В налоговую представляется одна справка по ставке 30%.
  • Если год уже закончился, работодатель подает справку по ставке 30%, указав в строке « Сумма налога удержанная» фактически удержанную сумму налога. После чего работодатель доудерживает НДФЛ с текущих доходов сотрудника. Если сотрудник уволился, и удержать НДФЛ невозможно, то помимо справки с признаком 1 следует представить в налоговую справку о невозможности взыскать НДФЛ (с признаком 2).

Подробную информацию о порядке исчисления, удержания и перечисления НДФЛ с выплат иностранным работникам можно найти в следующей статье.