Воронеж воинская часть 03013

05.09.2018 Выкл. Автор admin

Воронеж воинская часть 03013

336-й радиотехнический полк(41 РТБР)Войсковая часть 03013 г.Орел

Вице-Председатель: 336-й радиотехнический полк(41 РТБР)Войсковая часть 03013 г.Орел Командиры 41 ртбр (Орёл) 1968-1971г полковник Матвеев Степан Фёдорович 1971-1976г полковник Белецкий Павел Владимирович 1976-1978г полковник Бондал Станислав Ильич 1978-1989г полковник Ярёмов Анатолий Семёнович 1989-1999г полковник Алексеев Геннадий Борисович 1999- полковник Абдула Умар Хусейнович 336-й радиотехнический полк в/ч 03013, г. Орел Официальный сайт ветеранов В/Ч 03013

Владимир Попов: Краткая историческая справка о создании 336 радиотехнического полка. У боевого знамени. Один из командиров 41 ртбр полковник Ярёмов А.С. Ветераны, бывшие заместители начальника штаба, Ю. Ключко и Чайков у боевого знамени части Части радиотехнических войск округа формировались в течении 50-х годов по мере поступления техники и подготовки расчётов. Основу РТВ округа составили 72 ОРБ ВНОС учавствовавшего в ПВО Ленинграда и 6 ОБ ВНОС, 108 ОРБ ВНОС учавствоваших в ПВО Москвыи, РТЦ дальнего обнаружения 1 А ПВО ОН(РУД). В границах 7 К ПВО была сформировано две радиотехнических части 41 ртбр (Орёл) и 67 ртп ((Елец) такой состав РТВ 7 К ПВО, просуществовал до весны 1989 года. Когда, согласно директиве Генерального штаба ВС РФ три полка внешних корпусов ПВО МО ПВО были расформированы. Подразделения 67 ртп был передан в состав 41 ртбр (Орёл). В результате дальнейшего сокращения РТВ округа 1 мая 1998 года директивой Генерального штаба ВС РФ была сокращена 9 ртбр (Горький), часть подразделений бригады и отделение хранения со всей техникой полка резерва были переданы в состав 6 ртбр, а другая часть подразделений 9 ртбр, та которая, в своё время вошла в состав этой бригады в 1989 году от 65 ртп (Моршанск) перешла в 41 ртбр (Орёл). Московский округ также был сокращён, а 41 ртбр (Орёл) перефомирована в 336 ртп (Орёл). Таким образом 336 радиотехнический полк (Орёл) стал преемником трёх радиотехнических частей Московского округа ПВО: 67 ртп (Елец); 41ртбр (Орёл и) и подразделений 65 ртп (Моршанск),, которые в 1989 году были переданы в 9 ртбр(Горький). Командир 67 ртп (Елец), Командир 41 ртбр полковник Бондал Станислав Ильич. Командир 41 ртбр полковник Ярёмов Александр Сергеевич Командир 67 ртп(Елец), командир 41 ртбр (Орёл)Полковник Алексеев Геннадий Борисович Заместитель командира 41 ртбр подполковник Аблов Юрий Николаевич. Материалы заместителя командира бригады Аблова Юрия Николаевича Командование 41 ртбр на сборах руководящего состава РТВ МО ПВО 1983 год Сборы руководящего состава РТВ МО ПВО город Ярославль 1982 год Сборы руководящего состава РТВ МО ПВО город Горький 1985 год Сьоры руководящего состава РТВ МО ПВО город Ржев 1984 год Сборы руководящего состава РТВ МО ПВО город Брянск. 1986 год В этот период бригадой командовал полковник Ярёмов А.С. Празднование 55 годовщины 41 радиотехнической бригады (ОРЁЛ). Фотографии предоставлены Абловым Юрием Николаевичем ветераном 41 ртбр. Доклад командира 41 радиотехнической бригады представителю ВВС. Вынос боевого знамени на построении 336 радиотехнического полка, приемника боевых традиций 41 ртбр (Орёл) Митинг 41 ртбр (336 ртп) (Орёл), посвящённый 55 годовщине 41 ртбр (Орёл) в присутсвии руководства ВКО, города Орёл и Орловской области. Сбор ветеранов 41 ртбр (Орёл) Награждение военнослужащих 336 радиотехнического полка и ветеранов 41 ртбр в честь 55 годовщины части. Проведение праздничного застолья с гостями, военнослужащими части и ветеранами 41 ртбр (Орёл) Перекур Фотографирование на память. [url=http://shot.qip.ru/00enQs-3I0Rre65Z/]

xdzuby: С1975 по 1978 командовал ртц (ртб) Супонево (в/ч 92929), входящим в состав 41 ртбр. Командование ртб; командир Чвягин, замполит Григорьев, нш Погуляй, зам. по тех. Кучеров. С 1978 по 1981 г.г.-зам. командира 67 радиотехническго полка (в/ч 31666). Командир полка подполковник Кезля А.И..Как такового в составе 7 корпуса ПВО не вижу. 7 корпусом ПВО в этот период командовали генералы Митченков, Хатылев.

volhovm6: Единственное подразделение в Тульской области, несущее постоянное боевое дежурство, — 106-й радиотехнический батальон (в/ч 12536). Сейчас здесь проходят службу 16 солдат. Но они в полной мере оправдывают фразу «Воевать не числом, а умением». Несмотря на небольшой личный состав, список задач, стоящих перед батальоном, обширен. Нередко поспать бойцам удаётся лишь два-три часа в сутки. За свою историю батальон прошёл долгий и непростой путь. В годы СССР радиотехнические войска входили в состав ПВО, а уже в наше время стали частью военно-воздушных сил. Но после реформирования армии в 2011 году, был создан новый род войск – воздушно-космической обороны. В них и входит и 106 батальон. Но стоящие перед ним задачи не только военные. «Когда в Тульской области упал самолёт, именно мы осуществляли координацию всей поисковой авиации, наводили их на место бедствия», — отметил Сергей Левин, начальник боевого расчёта. Оборудование, стоящее на вооружении радиолокационных войск, одно из самых сложных в российской армии. Некоторые радары не имеют аналогов в мире. Так, радиолокационная станция «Оборона» — один из немногих радаров, которые могут обнаруживать американские бомбардировщики «Стелс». Но наряду с успехами у отечественных радиолокационных войск есть и серьёзные проблемы. Многое оборудование устарело, ощущается дефицит личного состава, но это проблемы российской армии. Тем не менее, многие молодые люди сознательно идут служить именно в радиолокационные войска. «ТВ Центр. Тула» — Тульские губернские новости ОТСЮДА Что за техника?

Владимир Попов: Подразделения 67 ртп (г. Елец) в 1989 году вошли в состав 41 ртбр (г.Орёл) СЛУЖБА В БАТАЛЬОНЕ ВОРОНЕЖ. Поздравление с днём рождения. На полигоне Сарышаган 1987 год. . Офицеры и прапорщики батальона. 57 ртб ( Воронеж) Фотографии предоставлены Командир батальона подполковник Шевляков С.А.

Владимир Попов: Служба в батальоне ЕФРЕМОВ. Фото предоставил ветеран полка Г. П. Палажченко Батальон Ефремов ОДКП батальона На уборке снега. На занятиях На комсомольской конференции

Владимир Попов: Рота Анна. Командир роты капитан В.Горин Ритуал заступления на боевое дежурство.

Владимир Попов: Показные тактические учения на базе 57 ртб (Воронеж) под руководством командира 41 ртбр (Орёл) полковника У.Х. Аббдулла Инженерная подготовка. Тактическая подготовка. Защита войск Марш. Десант. Вооружение Защита от ОМП

Владимир Попов: Заместители командира 41 ртбр (г. Орёл) генерал-майор Вовненко Владимир Фёдорович ( тогда ещё подполковник) подполковник Курило Леонид Артемьевич Тогда ещё подполковник Косолапкин Николай Александрович Полковник Ворона Сергей Сергеевич После 41 ртбр убыл на РИЦ округа.

Связист: Был знаком с Сергей Сергеичем вовремя его службы начальником РИЦ на КП МО ПВО ( в/ч 03667)

Владимир Попов: НШ подполковник Мержава, НПО Силин, неизвестный и майор Чвягин. Курбатов, Голиков, Чвягин. Во время тренировки. Аварийно-спасательная команда, занятия проводит майор Чвягин В.И..

Владимир Попов: РТЦ Русский Брод 1978 год. Командование РТЦ Русский Брод Никитин, Криницкий, Кузнецов, Селезнёв.

Вице-Председатель: К 60-летию Московского округа ПВО АЛЕКСЕЙ ЗУБКОВ г, Минск В МО ПВО я служил с 1979г по 1983 г командиром отдельной радиолокационной роты в/часть 39844 ЧЕРНЬ.ЧЕРСКОГО района ТУЛЬСКОЙ обл.относилась она к ОРЛОВСКОМУ батальону и ОРЛОВСКОЙ бригаде.в то время батальоном командовал к-н ФИЛОНОВ,бригадой п-к ЕРЕМЕНКО.Потом я заменился в ЮГВ Некогда учились на одном курсе ВВКУРЭ Александр Беляев , Орел 03013 1985—1991 Полковник Владимир Никитенко пишет: «В Московском округе ПВО я начинал службу в Кубинке в/ч03060. Затем разные ОА и ВО, но закончил службу вновь в МО ПВО в Орле в/ч 03013 41-я Орловская бригада.» Протокол собрания Совета ветеранов в/ч 03013 от 23.10.2009г. 10. Внесено предложение о дополнительном избрании в Совет ветеранов в/ч 03013 следующих кандидатур: Абдулла У.Х. – заместитель председателя Совета Ветеранов; Ярёмов С.А. – помощник секретаря Совета Ветеранов; Никитенко В.А. – член Совета Ветеранов; Захаров Ю.К. – член Совета Ветеранов; Председатель Совета ветеранов в/ч 03013 Ярёмов А.С. Секретарь Совета ветеранов в/ч 03013 Кучмиёв А.Г. 23.10.2009г. Официальный сайт ветеранов В/Ч 03013 Ислям (Радоныч) Ахметзянов вспоминает Служил в основном в г.Брянске в/ч 92929 37 ртц и в г. Орле в/ч 03013 — радио-телеграфистом. а так побывал на многих точках Ордена Ленина Московского округа ПВО. Под командованием- генералов Данилин, Митченко, Панов. нач.Брянского гарнизона п-к Сухоруков. ком.части-Матвеев, Головин. нач.штаба Назаренко, Пушкарёв. нач.связи Зеленков, Кузьмин. зам.полит Литвинов и вообщем много других офицеров. с 1968 по 70г. Александр Дрюков 71629 1983—1985 03013 1983—1985 97633 1984—1984 присягу принимал в.ч. 03013 г. Орел в 1983 году потом Сирийская арабская республика п.п.Москва 400 дослуживал в.ч. 71629 г. Тула полковник Покровский он же был командиром в сирии полк С-200 Владимир Попов А 572-я отдельная радиолокационная рота (в/ч 48723, г. Лиски Воронежской области) входила в состав 41-й РТбр? Фотоархив Геннадия Палажченко , Воронеж, Геннадий Палажченко,Терехов-Россия,Пипераль -Эстония,Кувшинов-Россия,Джабиев-Азербайджан,Абрамян-Армения подполковник Смольянов Василий Тарасович 6.9.1931-22.03.2003 После Анны-командир батальона (Лиски),ГДР.нач-к РТЦ (Вологда). Уволился в 1977г. Жил в Воронеже. Благодарен ему за поддержку в трудный период в моей службе. Был настоящим офицером и командиром. Лиски политзанятия Батальон Офицеры РЛУ Виталий Волнянский г. Брянск Служил в в/ч 92929 (Брянск, батальон РТВ), относились к в/ч 03013 (Орловская РТБР), командиры бригады были полковники Алексеев, Абдулла. Владимир Лисовенко Краснознаменск 92929 1987—1994 Александр Калыхалин г, Орёл 03013 1991—1998 Игорь Масюк пишет в одноклассниках.ру: Закончил КВИРТУ, 2 факультет, в 1989г. С августа 1989 по октябрь 1992 проходил службу в должности нач П-12, 79 орлр в\ч 03760 (п. Лев Толстой Липецкой обл.) Ефремовского ртб, Орловской ртбр. В/ч 03013- 336-й РТП По праву ветераном части может считаться Николай Коробочкин В в/ч 03013, ещё 41 ртбр, г.Орел, под командованием полковника Абдулла У.Х., проходил службу с 1998 по 2001. Потом продолжил в УЦ ЗРВ Гатчина.

Владимир Попов: Материалы предоставлены Абловым Юрием Николаевичем.

Владимир Попов: Юрий Николаевич выложил эти материалы в группе ОЛ МО ПВО, там вообще ничего не разобрать-это я ещё увеличил на сколько мог. Выход один, обратитесь к нему, пусть отсканирует повторно каждый лист, тогда возможно будет более читаемо, и отправит Вам индивидуально по электронке или заменит эти матералы в группе на более разборчивые.

Владимир Попов: Материалы Аблова Юрия Николаевича. 37 РТБ Супонево. (БРЯНСК)

Владимир Попов: Фотография Аблова Юрия Николаевича. Бывший командир 67 ртп (Елец) и 41 ртбр (Орёл) полковник Алексеев Геннадий Борисович.

Владимир Попов: 9 мая 2014 года фото В.Цыганова.

Владимир Попов: Фотографии Аблова Ю.Н. Комбриг полквник Алексеев Г.Б. и Командир дивизии генерал майор Варганов. Одна из легенд 41 ртбр полковник Старцев В.М. Награду и поздравление с 60-ти летием части принимает первый Начальник Штаба части — Стамбольский Н.П. Командующий МО ПВО генерал полковник Васильев в 41 ртбр. Слева направо Куликов Ю.М. Костяев А.В. Аблов Ю.Н. Скороходов С.И. Слева направо Мартюхин С.В. Королёв А. . Старыгин Б.Н. Черников М.М. . Абдулла У.Х.

Владимир Попов: ТУ в Тульском ртб 41 ртбр. Фото Ю.Н. Аблова.

Валерий Голяс: 336 -Й КРАСНОЗНАМЕННЫЙ РАДИОТЕХНИЧЕСКИЙ ПОЛК Директивой Военного Министра СССР № ОРГ/3/79348от 15 февраля 1952 года в с.Дубровское Вологодской области началось формирование 108 отдельного радиотехнического батальона ВНОС. 15 апреля 1953 года батальону было вручено Боевое Знамя. С августа 1953 года местом дислокации 108 батальона является г.Орел. С внедрением в войска АСУ управление 108 батальона переформировано в 13 радиотехнический научно-испытательный центр.В дальнейшем батальон проходит ряд переформирований и в мае 1965 года на базе 43 радиотехнического полка была сформирована радиотехническая бригада.За высокие результаты в боевой и политической подготовке бригада неоднократно награждалась Переходящими Красными Знаменами МГК КПСС и Моссовета,в 1970 году награждена Ленинской Юбилейной Почетной Грамотой,в 1972 году в ознаменование 50 летия Кубе,Афганистане,Таджикистане,Чеченской Республике. Оказывали помощь в подготовке специалистов радиотехнических подразделений ряда стран Азии и Африки. Боевое Знамя войсковой части03013 вручено 11 января 2012 года. Часть организационно входит в состав 6 дивизии ПВО. Командир полка полковник ЧЕРНИКОВ Михаил Михайлович.

Танасюк: Сергей Танасюк , Брянск, 1976-1978 нач.П-35 рлр Краснополье (Сумская обл.), 1978-11982 командир роты Краснополье, 1982-1984 командир роты Воротынск, 1984-1985 РИЦ КП7 К ПВО, 1984-1985 РИЦ КП ПВО Иркутск, 1985-1986 пом.нач.РТВ К ПВО Иркутск, 1986-1989 ВКА ПВО Тверь, 1989-1994 нач.РИЦ КП 7 К ПВО

Владимир Попов: Будни 41 ртбр под командованием полковника Ярёмова.

Владимир Попов: День ПВО 2016, фото В. Цыганкова. Бывшие командиры части.

Вице-Председатель: полковник Матвеев Степан Фёдорович

Владимир Попов: Фотографии из семейного архива Владимира Никитенко. Начальник политотдела 41 ртбр Никитенко Владимир. Ветераны 41 ртбр (Орёл) 4-е поколение Никитенко в строю Дед провожает своего внука на службу.

Владимир Попов: 65 лет войсковой части. (материалы из группы : Однополчане 41 ртбр)

тарас: Тот ли абдула что командовал вч 96616?

воинская часть 03013 г. Орёл

Ирина231 сказал(-а): 20.12.2013 20:16

Re: воинская часть 03013 г. Орёл

Valchitay сказал(-а): 22.12.2013 22:11

Re: воинская часть 03013 г. Орёл

Добрый вечер))) Мы вернулись) Все очень понравилось) Ребят, к которым приехали родственники отпустили в увольнение. Командование замечательное. Сразу после присяги, пока наши ребята сдавали оружие, была беседа командиров в клубе с родителями, где можно было задать любые вопросы. Сначала говорили о распределении. В основном говорили о тех, кто едет в Дальнюю Игуменку, Брянск и Тулу ( а это кажется случится уже завтра). Эти части находятся в распоряжении командования в/ч 03013 в Орле. Командование охотно идет на общение с родными. Командир части Черников Михаил Михайлович и замполит Онищенко Сергей Викторович призывали при первом же тревожном сигнале обращаться к ним- звонить, чтобы какие-то сложные ситуации решать еще в зародыше. По проишествиям в трех вышеперечисленных частях также звонить им, так как эти части находятся в их ведении. Вообще очень приятные люди. Не сомневаюсь, что они строги к своим воспитанникам, когда это действительно нужно, но родным с ними было общаться приятно, отвечали на все вопросы, все объясняли. Понимают что это мужской коллектив и всякое бывает, и что ребята родным больше расскажут, так как не хотят заниматься «стукачеством», потому и просят звонить командованию. Вообщем слов не передать, замечательные впечатления. Командир НУПа (господин Волков, от волнения- забыла звание- извините) также очень приятный и спокойный человек. Драться ребятам не дают, каждый вечер осматривают. Кормят очень хорошо. Сама служба конечно очень не легкая, но ведь так и должно быть. Подстраиваться под режим очень тяжело, очень сильная физо, ну и как говорили: принцип «все за одного» тоже никто не отменял.

Теперь по тем, кто едет в Воронеж. Едет 25 человек из 40, выезжают в ночь с 24 на 25-е. Телефоны будут при них. Часть пгт. Шилово -Воронеж, 108 зрп. Эта часть уже не в их ведении, но полковник Черников сказал, что начальство там тоже должно быть хорошее. На новых местах ребята будут осваивать специальности по своим умениям и способностям, кто-то будет автомехаником, кто-то связистом, водителем итд)
Всем родным и друзьям следующих воспитанников НУПа в/ч 03013, не переживайте, все будет хорошо, самое главное, чтобы ваш солдатик был настроен на службу и морально готов к трудностям, тогда этот этап пройдет для них без ненужных проблем.

А нам, остается ждать вестей с их новых мест службы, и я очень надеюсь, что на новом месте командование окажется таким же внимательным и понимающим)

Извините за сумбур- очень устала и слишком много всего в голове крутится)

Содержание

Что за хер? [ править | править вики-текст ]

В/ч 03013— еще одно (помимо АФСО и Чайки) место в Орлеце для проебывания времени обучения военному ремеслу местного (и не только) населения призывного возраста. Место дислокации — прямо за самолетом, что между Стрелой и Ботаникой (а еще на Наугорке, в военной прокуратуре, областном военкомате и т.д., тысячи их). Основное назначение — стоять и нихера не делать обеспечивать контроль за перемещением воздушных судов в отведенном пространстве, а также поддерживать жизнедеятельность аэродрома, который давно надул лапы.

Контингент [ править | править вики-текст ]

Шакалы и остальные контрабасы [ править | править вики-текст ]

(офицерье, прапорщики, сержанты) — служат ради профита в виде бабла и бесплатной рабочей силы в огород в виде призывников. Офицерью в этой конкретной части прокачаться удается всего лишь до полковника, после чего счастливчик становится альфа-самцом (командиром части) и имеет всех в жопу.

Минимально известный анону уровень контрабаса (контрактника) равнялся ефрейтору. Между этими крайними точками местной иерархии находятся все остальные профессиаональные военные: заместители командира части (подполковники или бета-самцы), которые ходят с важным видом и ебут всех в жопу, кроме командира части, который ебет в жопу их; майоры и капитаны, которые являются командирами местных жопрот и почти непосредственно ебут в жопу призывников, а также занимают другие важные и не очень должности; лейтенанты (старшие и нет) — ебаные шавки, пытающиеся подлизать очковыслужиться перед командованием (альфа и бета-самцы), ради продвижения по карьерной лестнице, либо похуисты, отрабатывающие пятилетний оброк, после окончания профтехучилищавоенного вуза; прапорщики — сборище рвани, распиливающее и выносящее часть по кусочкам через разные дырывыходы в заборе; старшины и сержанты — подневольные, не смогшие найти себя на гражданке после службы здесь же по призыву и вернувшиеся назад от безнадеги, занимают различные должности, в основном малооплачиваемые и многоработающие.

Служащие по призыву [ править | править вики-текст ]

Местные (большая часть), иногородние (в основном из Тамбовов, Тул, Брянсков и Москвы) и друзья братья наши меньшие с Кавказа (в основном дагестанцы).

Как служится [ править | править вики-текст ]

Местным вполне себе недурственно. По выходным увольнение домой на день (а то и с ночевкой за особые заслуги) либо гарантированное свидание с родней на КПП (хавчик, деньги). Плюс всегда можно нажаловаться, если вдруг кто обидит (на деле редкий долбоеб рискнет залупнуться на товарища по службе, если тот, в свою очередь, имеет возможность тут же вызвонить своей кодле и при первом выходе в город обидчика, наказать его).

Иногородним приходится чуть потуже. В увольнение только по городу почкаться, да и то хуй пустят. Никто не приходит.

Чурки, как полагается, в шоколаде. За призыв приходит по 10-15 чурбанов. Тут же сбиваются в стаю и пытаются диктовать свои условия. Степень успеха сего мероприятия напрямую зависит от количества яйценосителей в призыве среди русских, а также от уровня отмороженности самих жителей гор. Особые лулзы славянам доставляет принуждение горцев вымыть ссанойтряпкой полы/Очки/раковины в роте. Принуждение осуществляется командованием роты. Однако, лулзы быстро перетекают в butthurt в случае, если командованию это все-таки не удается.

Сама служба делится на доприсяжное пребывание молодняка в НУПе (Нештатное Учебное подразделение), последующее чмырение в РМО (рота материального обеспечения) до прихода нового пополнения и довольно сносное времяпрепровождение после этого и до конца службы (но с некоторыми оговорками). Оговорки собственно: примерно в феврале-марте каждого года спускается (анон в душе не ебет откуда) директива о том, что народу в части дохуя и надо бы некоторе количество (обычно 70-80%) выгнать на мороз (путем отправления дослуживать в другие части бригады). Срочникам объявляется, что они едут ремонтировать какую-то хуету/разгружать вагоны и это все временно (делается для того, чтобы усыпить бдительность местных и никто не трезвонил родокам с воплями «А-а! Меня хотят увезти далеко служить!» и родоки, в свою очередь, не трезвонили с аналогичными воплями командованию части, а вероятно кому и посерьезней). И всех увозят на хуй. Несмотря на отданные местными ловандосы (в количестве обычно 30-50 тыщ рублев) дабы попасть сюда служить. Как анонимус понимает, никого, за редким исключением, служить обратно не привозят.

Такое ебанутое поведение начальства порождает массу последствий для простого призывника. Так как народу в части начинает катастрофически не хватать, а в наряды (по роте, по столовой, по кпп, на 5-й пост, автопарк, караул и т.д.) должен кто-то ходить, оставшаяся кучка тех, кому «повезло» берет на себя все бремя ответственности и прекращает спать. У анонимуса личный рекорд беспрерывного несения службы в карауле — 8 суток, но и это еще не предел. Отбывание, например, тех же 8 суток подряд в наряде по роте – пиздец в разы похлеще. Хотя все зависит от прокаченности скиллов проебывания у конкретного воена.

При всем вышеперечисленном в увольнения перестают отпускать вообще, а вся та дополнительная работа, которая носит в РА характер основной (перетаскивание грузов с места на место, удаление голыми руками растительности с асфальтированных участков территории части, вскапывание клумб летом, уборка снега – не летом и много, много чего еще)распределяется между оставшимися и, такое впечатление, становится еще важней.

На самом деле, оказаться за воротами этой части (имеется ввиду не гражданка, а территория другой части, нехуй радоваться) можно и по другим, не менее прозаичным причинам. Например, можно быть часовым и заснуть, можно послать нахуй какого-нибудь шакала поважней, можно нажраться в хлам, а потом спалиться и т.д. На что именно хватит фантазии. Выводы, анон, делай сам. В других подразделениях бригады хоть дедовщина есть (а это не так уж и плохо, когда отслужил хотя бы больше половины).

Советы по прохождению [ править | править вики-текст ]

Обычной практикой для местного послужившего населения (имеются ввиду срочники) является запугивание только что пришедших. Происходит это в основном при пересечении вышеуказанных друг с другом на тесных просторах части (столовая, пятачок перед казармами, общее выполнение работ и т.д.). Способов – тысячи, но все похожи как один: «Э, салага, ты хули перед строем прошел? В роте – пиздец тебе!» или «Я свое отъебошил, давайте вы теперь ковыряйтесь, а не то в роту спуститесь и вам там пиздец!» или классическое при первом появлении пополнения в части «Добро пожаловать в ад! Мясо, бля!». Анону (особенно местному) следует знать, что при посылании нахуй молодым старого в данном случае, никаких санкций не последует. Подавляющее большинство держится за свои места здесь (идиоты!), исключения же составляют действительно отморозки или похуисты, которые могут взять и уебать, но они, как правило, одиноки и их при желании можно всегда одолеть (или съебаться).

В остальном как и везде. Не надо всем и каждому говорить какой ты охуенный спец по компьютерам, какой у тебя охуенный почерк, где у тебя работают родители (если это не детсад/токарный цех и т.д.) Подходи ко всему с умом и предварительно оценивай обстановку с просчетом последствий. Попытайся стать банщиком, но шансов мало, т.к. банщик один, а рыл в роте от 50 до 150 и большинство захочет им стать. Это в НУПе.

При спуске в роту, если тебе не повезло и ты не попал в какую-нибудь прокуратуру, ФСБ или военкомат (под везением здесь подразумеваются родственники, имеющие возможность поместить тебя туда) не надо особо рыпаться и стремиться попасть в один из трех оставшихся взводов. Куда-то все-равно попадешь.

В карауле надо сдавать экзамен, потом до прихода нового пополнения выдрачивать караулку на предмет чистоты (причем молодые это делают за себя и за старых, несмотря на график, и на хуй никого послать нельзя, так как помощники начальника караула бдят и находятся всецело на стороне старых, а на стороне помощников находятся начальники караула). Зато свобода, как бы парадоксально это не звучало, учитывая то, что необходимо ходить по квадрату внутри поста, огороженного колючей проволокой. 8 часов в сутки (правда в разнобой по паре часов) боец свободен ото всего и вся. Потому что часовой, как водится, — лицо неприкосновенное.

В автовзвод нужны права, но даже при наличии оных, далеко не факт, что воен сядет за баранку какой-нить волги и начнет возить начальника, или за руль какого-нить грузового газона, возящего разную хуету. Таких мест очень не много, а те кто на них не попадают, проводят время в заебывающих нарядах по автопарку и по роте.

В хозвзвод нихуя не нужно, только желание. Но это: наряды по роте, по столовой (которые нормальный срочник забывает после НУПА), 5-й пост (это надо обходить всю часть ночью и отзваниваться раз в полчаса дежурному по части типа все заебись, летом ничего, а вот зимой – лютый пиздец), по КПП, а также любые работы по части, которых чуть более чем дохуя.

Можно, конечно попасть и на подсобку (выращивать зверушек, запасать сено) где присутствует доставляющее отдельное жилище и самая вольная свобода в части (казалось бы). Но и там не все гладко. Из шершавостей: начальник – усатый как таракан и злой как сука старший прапорщик Зюганов, постоянная грязь и ответственность за тех кого приручил (они без этого, как правило, дохнут). Так что тут не угадаешь.

Воронежских правозащитников призвали в армию

У регионального омбудсмена появилась группа помощников в воинских частях

Восемь человек стали общественными помощниками регионального уполномоченного по правам человека в воинских частях, сообщили интернет-газете «Время Воронежа» в аппарате омбудсмена. Формирование института военных правозащитников предусмотрено соглашением, которое уполномоченный по правам человека Татьяна Зражевская заключила с командованием Воронежского гарнизона.

В самое крупное воинское соединение региона – 20-ю армию – делегирована Надежда Лискина. В 105-ю авиадивизию – Виталий Романов. В в/ч 31895 (полк связи, входящий в 20-ю армию) – Мария Вяткина. Бойцов в/ч 51025 (зенитный ракетный полк) будет защищать Екатерина Люшина. Военнослужащие в/ч 03013 (радиотехническая бригада) при необходимости могут обратиться к Юлии Кургановой. Автомобильная часть в Острогожске (в/ч 20155) находится под защитой Виктора Воронина, а Бутурлиновский аэродром (в/ч 45117) — Галины Крячковой. В Богучарский артполк (в/ч 91727) назначена Мария Рыжкова.

В аппарате омбудсмена перечислили основные задачи общественных помощников: вести регулярный личный прием военнослужащих и гражданского персонала и разъяснять им порядок защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также помогать командирам в решении вопросов, затрагивающих права военнослужащих и членов их семей.

Появление помощников омбудсмена в воинских частях произошло на фоне трагедий, имевших место в Богучаре в начале ноября: 3 ноября там покончил с собой солдат срочной службы, а утром 8 ноября – 33-летний контрактник.

Надо полагать, помощники Татьяны Зражевской без дела не останутся.

г. ОРЁЛ, История различных видов транспорта: Авиация: ч. 1

Изменения и дополнения.
04.07.2017г. — дополнена историческая информация к датам 1921 — 1923 годы о первых авиалиний через Орёл.
14.07.2015г. — добавлен список аэродромов в Орловской области по состоянию на 10 июля 1943 года.

_______________________________________________________________________________________________________________________
__________«ПРЕДИСЛОВИЕ»__________
На этой страничке пойдёт речь, о виде транспорта, история которого берёт своё начало на самой заре 20-го века. Транспорта, который в середине этого же 20-го века был столь же привычным для орловцев, как автобус или железная дорога. Но к сожалению, теперь мы может говорить о нём, только в прошедшем виде. И дабы не придать его окончательному забвению, попробуем оставить в тексте странички его истории. Поговорим о — Орловской авиации.

Мне иногда кажется, что, если, допустим, среди жителей города провести небольшой опрос на тему, что они знают о истории орловской авиации, многих такой вопрос поставит в тупик. Ну может старшее поколение и вспомнит, как они летали на небольших самолётах в удалённые уголки нашей области. Вспомнят, но рассказать что-то подробное смогут уж точно не многие. Молодое поколение и вовсе будет знать об этой теме лишь находя в интернете вот такие небольшие очерки и редкие фотографии сделанные в уже не существующем аэропорту. Вот и хочется попробовать оставить об этом память. Пока ещё не поздно.
Каких-либо фундаментальных трудов по истории орловской авиации до этого не выходило и всё пришлось собирать по крохам. Хотя можно отметить сразу, в Орле были и есть люди достаточно серьёзно интересующиеся историей орловской авиации. В Советские годы они публиковали свои небольшие исторические очерки в газетах. Ну а в последнее десятилетие, кое-какие материалы начали публиковать в интернете. Но интернет лишь малая часть. И то, это лишь несколько основных дат, кочующих от сайта к сайту. А хотелось узнать гораздо больше: о простой повседневной работе авиаторов, о жизни аэропорта, о банальной стоимости полётов и маршрутах авиалиний по нашей области. Что-то удалось выяснить, а что-то пока нет. Очень помогли старые газеты со статьями на эту тему, хранящиеся в библиотеке им. Бунина (раньше о пассажирском транспорте Орла и в частности об авиации писали часто), а так же книги по истории нашего города. С 1990-х годов, живя не так далеко от аэропорта, что-то наблюдалось и лично. Обобщив всё это и хочу представить вкратце небольшой рассказ о истории авиации Орловской области. Сразу отмечу, что раздел будет развиваться (как развился уже от небольшой хронологии дат, до нынешнего рассказа). По мере обнаружения новых сведений раздел будет пополняться и уточняться. А начнём мы из далека. С первыми датами нам очень поможет книга-летопись «Орёл из века в век», 2003 и газетные статьи на тему авиации И.Клиорина.
Вспомним, как всё начиналось.
Первой и очень символической датой история отметила такое событие (приведу эту статью из книги целиком): Итак:

__________«В ДАЛЁКОМ ПРОШЛОМ»__________
1895, 21 мая«жители города впервые наблюдали полёт аэронавта. Со двора присутственных мест Деревицкий совершил довольно смелый и удачный подъём на воздушном шаре на высоту почти одной версты [где-то около полукилометра — А.К.] и спуск на парашюте. Полёт этот, как невиданное ещё здесь, в Орле, зрелище, наделал много шума и составил своего рода событие». Такую вот статью из газеты «Орловский вестник» удалось найти в одной из книг. Шар поднялся со двора Присутственных мест на улице Садовой (Горького), с дальнейшим пролётом над городом. Такое своеобразное начало. Читал, что были в конце 19-го, начале 20-го века ещё попытки взлёта над городом на воздушных шарах, но все они в подробностях не описывались.
А от воздухоплавания было уже совсем рукой подать и до авиации. Ещё несколько предреволюционных дат:
1909 – впервые над Орлом пролетел аэроплан. Поднимался он с ипподрома что находился за Крестительским кладбищем, с дальнейшим пролётом над гордом. Управлял аппаратом летчик Я.И.Седов.
1911, 18 мая – между тем ничто не вызвало такой сенсации, как предстоящий полёт над городом одного из первых русских лётчиков — знаменитого Сергея Исаевича Уточкина. Газеты сообщали, что в 1907 году он парил над Одессой на воздушном шаре, а позднее демонстрировал мастерство воздухоплавания над песками Сахары. «Люди должны быть свидетелями того, что человек научился покорять воздушный океан» — говорил Уточкин. — «Пусть смотрят на полёты не только в Одессе, но и в других городах». И он мастерски показывал своё умение в Москве, Киеве, Тифлисе. С той же целью авиатор прибыл в 1911 году в Орёл. Посмотреть на полёты знаменитого лётчика собралось огромное число горожан. Многие устраивали свои «наблюдательные посты» на Бодискиной горе, колокольнях церквей, крышах домов, на деревьях. Почти все в городе извозчики перевозили пассажиров к лётному полю. 18 и 19 мая Уточкин трижды поднимался в воздух на биплане конструкции «Фармана» с уже известного нам ипподрома [за Крестительским кладбищем — А.К.]. К сожалению, сильный ветер помешал полному осуществлению задуманного. Самым удачным, продолжительным был третий по счёту полёт «Многие опускались на корточки (особенно дамы), когда самолёт пролетал над их головами», — вспоминали очевидцы.
Это событие оставило глубокий след на Орловщине, а у некоторых пробудило желание летать. Парение Уточкина в воздухе наблюдал и семинарист Николай Поликарпов. Здесь он окончательно утвердился в мысли стать инженером: «Полёт Уточкина произвёл на меня неизгладимое впечатление. Но меня неотступно преследовала мысль, что надо летать выше, увереннее. Я понимал, что это лишь первые шаги авиации и что надо самим учиться строить самолёты». Для Поликарпова самолётостроение, как известно, стало делом всей жизни — он поступил в Петербургский политехнический институт, стал авиаконструктором..
И.Клиорин.
1921 год. Осуществляя программу подъёма авиапромышленности, по постановлению Совета Труда и Обороны, подписанному В.И. Лениным 16 июня 1920 года, решением Советского правительства была открыта первая в РСФСР почтово-пассажирская авиалиния Москва — Харьков. Для этой цели выделили шесть самолетов «Илья Муромец» — дореволюционной конструкции И.И. Сикорского. К этому времени состояние самолётов было далеко от идеального. Многие были изношены и потрепаны на фронтах гражданской войны, выдержали многократные перевозки по железным дорогам, неоднократно ремонтировались.
1 мая 1921г. «Илья Муромец» Туманского вылетел с почтой и пассажирами на борту в первый рейс в Орел. И как вспоминал сам лётчик: «Мы делали по два-три полета в неделю, перевозя в основном фельдъегерскую почту и ответственных пассажиров. Пассажиры были в восторге от быстроты передвижения, мы же радовались гораздо меньше: корабли наши были довольно потрепаны, а большинство моторов давно уже выработало все свои ресурсы. Редкий рейс поэтому обходился без происшествия». Линию Москва-Харьков обслуживали два отряда «Муромцев». 1-й отряд П.М. Ступина выполнял рейсы на участке Харьков — Курск — Орел. 2-й отряд под командованием А.К. Туманского, обслуживал участок Москва — Тула — Орел. На аэродроме в Орле самолеты обоих отрядов обменивались грузами и пассажирами, заправлялись горючим и возвращались обратно. Машины уже были изношены и не могли выдержать дальних перелетов. Ввиду сильной изношенности самолётов линию решено было закрыть уже в следующем году.
В 1922 был заключён договор между СНК РСФСР и фирмой Junkers Flugzeugwerke (Германия) на концессионное производство самолётов в нашей стране. Одновременно Юнкерс выторговал право на создание в России собственной авиакомпании. Компания, получившая имя Junkers Luftverkehr Russland, должна была обслуживать воздушную трассу Швеция — Россия — Персия. Первым шагом стала организация линии Москва — Орёл — Харьков — Ростов-на-Дону — Новороссийск — Батум – Тифлис.
31 мая 1923 состоялся первый почтовый рейс. А уже 1 июня по новой авиалинии через Орёл началась перевозка пассажиров. Полёт от Орла до Москвы или Харькова стоил около 4 фунтов стерлингов. К сожалению, и этому маршруту суждено было проработать лишь четыре не полных месяца.
16 июня 1925 года уже в третий раз через Орёл вновь была открыта воздушная линия Москва — Орёл — Харьков — Ростов на Дону. Отечественные самолёты тогда ещё только проектировались, и поэтому полёты выполнялись на зарубежной технике: «Dornier Komet», «Dornier Merkur», «Fokker», «Havilland». Это были небольшие самолёты, способные брать на борт лишь нескольких пассажиров. В следующем году маршрут продлён до Баку.
С этого года авиасообщение со столицей и югом страны становится более стабильным. Через Орёл проходит стратегически важная авиамагистраль Москва — Ростов — Тифлис.

__________«ПЕРВЫЕ ОРЛОВСКИЕ АЭРОДРОМЫ»__________
Когда теперь у нас их, можно сказать, не осталось, ещё труднее поверить, что когда-то их было как минимум два.
1926 — Всё тот же Клиорин в своих статья упоминает, что из-за возрастающей потребности в собственном здании аэростанции решено было построить самостоятельный аэродром для почтово-багажных и гражданских перевозок. До этого, напомним, самолёты приземлялись на старом ипподроме, что за Крестительским кладбищем (ныне это район улицы Васильевской у дома 136). Так было положено начало первому орловскому аэропорту. Он вскоре и был открыт в, тогда ещё, пригороде Орла на Наугорском шоссе (справа в четырёхстах метрах от шоссе сразу после Наугорского кладбища если ехать в сторону НИИ ЗБК). С этого времени и до Великой Отечественной войны туда приземлялись и взлетали гражданские и почтово-багажные самолёты, проходили авиационные праздники. Тут правда есть одна небольшая загадка. Дело в том, что на имеющихся в интернете аэрофотоснимках Орла времён ВОВ на месте аэропорта на Наугорском шоссе ничего не видно(!). Я не думаю, что автор Клиорин в чём то ошибся назвав дату основания аэропорта — 1926 год. Возможно аэропорт не был оборудован никакими капитальными строениями и как таковой взлётной полосой. Лёгкие самолёты тогда свободно могли приземляться на ровную земляную поверхность. Вот и видим мы на снимке просто голое поле. К тому же, к войне могли разобрать все капитальные постройки имеющиеся там. В общем тут пока небольшая загадка.
1931, 16 декабря — Закончено строительство Орловского аэродрома; постановлением СТО оно было отнесено к 1-й группе «А» ударных строек. Строительство было выполнено в рекордно короткие сроки. «. Кроме лётного поля со всеми знаками, построены: аэростанция, радиостанция, масловодогрейка, бензинохранилище, маяк, две прожекторные вышки; аэродром связан с городом телефонной линией».
Книга: «Орёл из века в век», 2003.
Тоже к большому сожалению, не даётся конкретного местонахождения. Но без сомнений речь идёт о нашем нынешнем аэропорте «Южном».
Тогда подытожим написанное. Наугорский аэродром для почтово-багажной, сельскохозяйственной и гражданской авиации, про который пишет Клиорин, тогда отнесём к 1926 году постройки, а военный аэродром на месте нынешнего Южного — к 1931 году. Если удастся найти конкретные сведения по этому поводу, то обязательно впишем их сюда. Пока всё-таки остаются небольшие сомнения, что где было и когда построено.
Здесь же напомним, что в конце 1930-х годов в Орле был образован Орловский планерный клуб.

__________«ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА»__________
В период военных действий и во время оккупации Орла всё его авиахозяйство было разрушено. Какой-либо текстовой информации по этому периоду мало, но тут выручают те самые аэрофотоснимки, как раз тех лет.
На Наугорском шоссе, как писалось выше, толком ничего не видно. Поля, просёлочные дорожки. Место аэропорта, где он долгие годы был после войны, на снимках совсем читается слабо. Хотя несколько дорожек и группа строений там есть. Как раз на месте будущего послевоенного аэропорта.
Совсем иначе выглядит территория нынешнего аэропорта «Южный». Хорошо просматриваются строения, сооружения, дорожки и главное — сама взлётно-посадочная полоса. Что хочется отметить сразу, некоторые дорожки и строения на современных спутниковых снимках расположены точь в точь там, где они видны на старой аэросъёмке. Спустя многие десятилетия на старом месте расположена и взлётная полоса. Только, конечно, удлинённая и расширенная. Некоторые рулёжные дорожки, так же остались на месте. Правда территория тогдашнего аэропорта была куда в разы больше нынешней. Но, какие части она потеряла и куда они отошли, расскажем позже.
А пока вернёмся к снимкам. На них очень отчётливо видно, как усердно территорию аэропорта забрасывали минами с самолётов. Разрешение снимков позволит при желании посчитать нам каждую воронку от разорвавшихся снарядов в земле. Отмечу их довольно ровные ряды и точность попадания в некоторые объекты. Разрушение были огромны.
По воспоминаниям старожилов найденных когда-то в книгах, близ города во время войны действовал ещё один — немецкий аэродром. Проскакивала информация, что он находился в районе деревни Лепёшкино под Орлом. Более конкретного пока ничего нет.

Ж/д ветка.
Ещё не значительный, но весьма интересный факт. В период оккупации города к аэропорту была проложена железнодорожная ветка. Начинавшаяся в районе нынешнего переезда на Маслозаводском переулке, она проходила по промзоне в районе нынешней Автовокзальной улицы. Далее, изгибаясь, шла к Комсомольской улице в районе её перекрёстка с Авиационной. Пересекала Комсомольскую и шла по трассе нынешней Авиационной улицы в сторону аэродрома.
Посмотреть на карте.
Ещё о ветке.

Список аэродромов в Орловской области по состоянию на 10 июля 1943 года. Количество базирующихся на них немецких самолётов:
Орел (военный) — 77; Орел (гражданский) — 45; Мезенка — 39; Спицино — 32; Калмыкове 47; Прокуровка — 44; Домнино — 22; Грачевка — 27; Куликовка — 44; Кнубрь — 18; Паньково — 33; Солнцево и Ледно — 42; Коневка — 22; Карачев — 34; Брянск — 70; Сеща — 90 шт.
(Е.Е. Щекотихин, «Орловская битва» том1, с.472).

__________«ВОЗРОЖДЕНИЯ»__________
В годы войны город Орёл был почти полностью разрушен. Достаточно сказать, что он вошёл в число пятнадцати городов, наиболее пострадавших в период ВОВ. Конечно с наибольшим усилием старались разрушить транспортную инфраструктуру. О том, каким мы видим территорию военного аэродрома писалось выше. И конечно с приходом мирного времени в скорые сроки началось восстановление. И здесь можно по-подробнее остановиться на двух авиационных объектах. О чём и напишу.

__________«472 ИСТРЕБИТЕЛЬНЫЙ АВИАЦИОННЫЙ ПОЛК (472 ИАП)»__________
Думаю, многие читатели читая строки ниже откроют для себя сейчас что-то новое, я бы даже выразился, новое и весьма впечатляющее. Просто, скажи мне кто-нибудь лет 5 назад, что недалеко от моего дома базировался истребительный полк. Что там совершали взлёт и посадку настоящие истребители, с сопровождаемым этому звуком реактивных двигателей. Что они пролетали над городом. Я бы тогда поверил с трудом. Думаю жители 909-го квартала, Планерной улицы поглядев в окна своих новых девятиэтажек на территорию, пустующего много лет аэродрома, то же поверят в это с трудом. Но так было.
472 истребительный авиационный полк образовался в бурные годы развития советской ПВО. Для защиты южных границ Москвы, местом его базирования был выбран город Орёл. В конце 1949 года полк начал формироваться на территории старого военного аэродрома, который серьёзно пострадал во время войны. В июле 1950 года полк был объявлен полностью сформированным и боеготовным. Он приступил к боевому дежурству.
За время базирования полка в Орле в нём эксплуатировались истребители:
ЯК-17в (1950г.);
МИГ-15; МИГ-15бис (1951; 1953гг.)
МИГ-17; МИГ-17ф; МИГ-17пф (1954; 1956; 1961гг.)
МИГ-19;. МИГ-19св; МИГ-19пн (1955; 1957; 1970гг.)

В 1979 году ИАП покидает наш город. Из-за близости военного аэродрома к городу и то, что расположение взлётно-посадочной полосы устроено так, что самолёты вынуждены были пролетать буквально над центром города, полк решено перебазировать в город Курск. На новом месте решили отказаться от эксплуатации уже устаревших к тому времени МИГов и полностью обновить парк самолётов на более современные МИГ-23п. Старую же технику решено было оставить в Орле. Сразу замечу — не использовать, а просто оставить. По рассказам очевидцев многие истребители лежали на задворках аэропорта вплоть до середины 1990-х годов. Сейчас, увы, конечно уже ничего нет. Но каждый день, проезжая на трамвае или автомобиле по Комсомольской улице, жители южных окраин Орла видят устремлённый в небо, застывший на своём постаменте красавец истребитель МИГ-17. Не макет, а самый настоящий бывший истребитель ИАП. Конечно лишь немногие теперь знают в честь чего в 4 августа 1973 года был воздвигнут этот памятник (арх. О.С.Вернослов; инж. В.В.Левинстам). Это конечно памятник, прежде всего советским войнам сражавшимся в небе с фашистами в годы ВОВ и конечно сам истребитель — как частичка памяти нам о истребительном полке, который 30 лет базировался в Орле.
Ещё до войны, территория аэродрома на южной окраине Орла была гораздо обширнее территории нынешнего аэропорта «Южный». Границу можно было обозначить по нынешним улицам: Авиационной — Комсомольской — Кромской — далее трасса нынешнего забора по всей дальней стороне — выход на Авиационную улицу.
С 1963 года начинает застраиваться большие жилые кварталы вдоль Комсомольской улицы (дома 300 — 406). Тогда эту часть задворок территории аэродрома переводят под жилой сектор. Но непосредственно главный въезд на его территорию так и остался у самой Комсомольской улицы у места будущего памятника «Самолёт».
В 1979 году, после вывода полка из Орла его обширную территорию делят между собой: гражданский аэропорт переехавший сюда с Наугорского шоссе и воинская часть 03013 тоже переехавшая из центра города. Аэропорту отошла дальняя часть бывшего аэродрома с взлётной полосой и ремонтными ангарами, а в/ч заняла территорию преимущественно с казармами, складами, плацем. Некогда главный въезд на аэродром с Комсомольской у памятника «Самолёт» теперь стал КПП для в/ч 03013. Под промзону отошла и небольшая территория вдоль нынешней Авиационной улицы.
Сайт полка http://www.472iap.kursk.ru

__________«ГРАЖДАНСКИЙ АЭРОПОРТ»__________
Меж тем, занятый военными аэродром лишал площадки гражданскую авиацию. После войны обустраивать аэропорт стали на месте действовавшей до войны аэростанции на выезде из города по Наугорскому шоссе. Когда он был открыт после войны точно не известно. Вероятно в начале 1950-х годов. Упоминается в телефонном справочнике города Орёл за 1955 год. Упомянут там как : «Аэропорт»; с местонахождением — Наугорское шоссе. Там же расположилась вся инфраструктура орловского авиаотряда.
В городе начали действовать два самостоятельных авиаобъекта.
1963 — На одной из небольших схем в орловском телефонном справочнике за этот год, где нанесены маршруты полётов от Орла, прослеживаются такие главные внутриобластные маршруты (явно не все, которые были):
Орел – Заменское – Болхов;
Орёл – Корсаково;
Орёл – Покровское – Ливны;
Орёл – Змиёвка – Колпны – Долгое;
Орёл – Сосково – Дмитровск;
Орёл – Шаблыкино – Сомово;

Плюс рейсы на Москву и в сторону Курска.

1966, 30 июня – открыто сообщение по линии Орёл — Сочи. В этоже время открылся новый рейс: Орёл – Воронеж – Краснодар – Адлер. Орловских аэропорт ГВФ всё так же располагается на выезде из города, близ Наугорского шоссе.
1968 — Общая протяженность воздушных путей Орловщины достигает 2.500 км. Постоянно действуют 18 пассажирских маршрутов, а в отдельные периоды их число превышает 20.
1972 — В этом году самолётами орловского авиапредприятия перевезено 208 тыс. пассажиров.
1973 — Вот такая информация о воздушных рейсах из столицы была найдена в справочнике «Пассажирский транспорт Москвы»:
Орёл. Рейс Ф-85(утр.). В пути 1 час 15 мин. (10 руб.).
— На базе авиапредприятия создана диспетчерская служба по обслуживанию воздушного движения в пределах области. В середине 1990-х служба выделяется в самостоятельную структуру в подчинении Госкорпорации по обслуживанию воздушного движения.

1975 — в комплекс строений «аэровокзала» на Наугорском шоссе тогда входили: два помещения для пассажиров в виде небольших домиков, там-же и диспетчерская; стойки регистрации, комната матери и ребёнка, справочное бюро, камера хранения, автоматы для продажи газет и открыток, комнаты для милиции и досмотра багажа. Имелась столовая для обслуживания персонала аэропорта и пассажиров. Отмечалось много недостатков в работе аэропорта и обслуживании пассажиров. Одной из проблем была — удалённость аэропорта от города и плохое его транспортное обслуживание. В 1975 году были предприняты попытки продлить туда автобусный маршрут №4, на что автотранспортники шли с неохотой. Но в середине-конце 70-х всё же существовал маршрут автобуса №3 «Аэропорт — Ливенская АЗС».
В 1975 году самолётами нашего аэропорта перевезено 186 тыс чел.
1975 — в облисполкоме поднимается вопрос по коренной реконструкции аэропорта на Наугорском шоссе. Разработан генеральный план его развития. Было намечено строительство: здания аэровокзала, ВПП с твёрдым покрытием, зданий ремонтных мастерских, складов, котельной, общежития и д.р. Но из-за бюрократических проволочек, неответственности, халатности со стороны руководства города и подрядчиков работ (СМУ-11, «Спецстрой») за пять лет(!) была построена лишь только ВПП с твёрдым покрытием. Да и её строительство вызывало массу нареканий со стороны авиаторов.

__________«АЭРОПОРТ «ЮЖНЫЙ»»__________
В 1979 году город Орёл покинул 472 истребительный авиационный полк, который дислоцировался на военном аэродроме на южной окраине Орла. Огромная территория аэродрома была поделена на две основных части, где предстояло разместиться гражданскому аэропорту и воинской части 03013.
В течении 1980 года шел постепенный переезд аэропорта со старого места близ Наугорского шоссе на новое — южную окраину Орла в район улицы Планерной. На новой территории реконструировались и перестраивались помещения, строились новые. Орловский авиаотряд обживал новые площади. А какие планы были у руководителей авиапредприятия! Намечали построить большое здание аэровокзала. Имеющаяся взлётно-посадочная полоса, оставшаяся от военного аэродрома, позволяла принимать большие самолёты типа ТУ-124 и ЯК-40. Уже в 1981 году планировали начать грузовые перевозки в многие города союза. А в будущем намечали приобрести свою тяжёлую технику. Планы и планы. Воодушевлённые переездом на новую территорию авиаторы были полны решимости поднять орловскую авиацию на высокий уровень. А пока шло освоение новой территории, в 1980 году самолёты принимались и отправлялись ещё со старой площадки. Выполнялись рейсы внутри области и в города: Брянск, Тула, Воронеж и Липецк, Калуга.
В середине 1980-х годов в Орловском аэропорту можно было наблюдать новые на то время самолёты Л-410. Скорее всего они были не орловскими, прилетали в наш город из других городов или проходили транзитными маршрутами.
Новые комфортабельные самолёты были хорошей заменой устаревающих АН-2. И, думается со временем и заменили бы их, но на носу уже маячила перестройка и всем известные исторические события в стране. По одной версии их поступило только 2, по другой 3 штуки.
Середина — конец 1980-х годов в жизни авиапредприятия были пожалуй самыми плодотворными. Продолжалось уверенное освоение и обживание новой территории аэропорта, потихоньку покупались самолёты, выполнялись множественные пассажирские рейсы, самолёты АН-2 во всю были заняты на сельхозработах. Вот какая информация была найдена в газетном объявлении за 1988 год:

1988 — с 10 июля аэропорт Орёл открывает новую авиалинию: Орёл — Липецк — Сочи. Время в полёте 3 часа 50 минут. На участке Орёл — Липецк будут курсировать самолёты Л-410, а на участке Липецк — Сочи самолёты ЯК-42. Самолёты будут отправляться три раза в неделю. Кроме того выполняются рейсы по маршрутам:
Орёл — Москва (ежедневно два рейса);
Орёл — Кострома;
Орёл — Смоленск;
Орёл — Харьков;
Орёл — Рязань;
Орёл — Воронеж;
Орёл — Тула;
Орёл — Брянск;
Орёл — Калуга.

А также рейсы по местным воздушным линиям внутри области.
В аэропорту так же осуществляли посадку транзитные самолёты, совершающие дальние рейсы. Одним из них был — «Прага-Владивосток». Штат авиапредприятия в эти годы насчитывал около 120-ти пилотов.

1990 — 6 апреля в два часа дня в орловском аэропорту приземлился самолёт Л-410. Это был не транзитный самолёт, а первый Л-410 приобретённый для орловского авиапредприятия. В дальнейшем было получено ещё пару самолётов. Всем им суждено было работать не более двух лет.

1990 — май. По расписанию на лето 1990 года действуют следующие рейсы из Орла в города:
Дальние: Москва, Гомель, Иваново, Киев, Кострома, Липецк, Минск, Рязань, Смоленск, Сочи, Одесса, Харьков, Воронеж, Калуга, Тула, Брянск, Курск.
Пригородные: Ливны, Долгое, Новосиль, Топки, Шатилово, Паньково, Спешнево.
1990 — с 7 сентября — открыта новая авиалиния «Орёл — Витебск — Ленинград» на самолётах Л-410. Вылет из Орла в: Пн,Ср,Пт,Вс в 8.30. В полёте до Ленинграда — 3 часа 50 минут.

Не знаю, как вам, дорогой читатель, но что когда-то так, как написано выше, было в нашем с вами городе — поверить сложно. Но ведь было! Было до распада Советского Союза. О том, что стало происходить дальше думаю пояснять не стоит. Как погибли десятки могучих орловских заводов и иных производственных и коммунальных предприятий — не писал только ленивый.

__________«СЛОЖНЫЕ ДЕВЯНОСТЫЕ; АВИАКОМПАНИИ «ОРЁЛ-АВИА», «ТРАНСАЭРО»»__________
1991 – приобретены три самолёта ЯК-40 (RA-87829, RA-87568, RA-87838). Также на авиапредприятии эксплуатируются самолёты Ан-2 и Л-410. Вот так, на самой заре начала упадка в орловское авиапредприятие поступили три больших самолёта.
Начало 1990-х — Распад страны, общий упадок промышленности, рост инфляции инфляция. Это приводит к тому, что примерно в это же время стремительно закрывается все регулярный рейс из Орла. Как находил уже не в одном источнике одними из последних внутриобластных рейсов были:
— Орёл-Шатилово-Паньково в восточном направлении области.
— Орёл-Болхов
— Орёл-Ливны-Долгое
Орловское авиапредприятие перестаёт перевозить пассажиров на дальних и местных рейсах.
1991, сентябрь — Дабы как-то спасти авиапредприятие от окончательного банкротства, его дирекция (руководитель В. Кугель) в партнёрстве с австрийской компанией (руководитель З. Айзекович) создают на базе орловского аэропорта совместное предприятие: СП «Орёл-Авиа». Директором нового предприятия был назначен Сергей Исаков. Целью создания новой авиакомпании было не столько — перевозка жителей Орла в другие города, а сколько всевозможные перевозки по территории всей России, на своих и арендованный у других авиакомпаний самолётах. Так у авиакомпании появляются самолёты Ан-32, Ту-204, ЯК-40. А в 1992 году авиакомпания начинает выполнять международные рейсы.
1993 — Между тем между учредителями СП «Орёл-Авиа» и его директором Исаковым возникают серьёзные разногласия. В результате ему в довольно короткий промежуток времени удаётся зарегистрировать в Орле собственную авиакомпанию РА «Орёл-Авиа». Самолёты бывшего СП товарищ Исаков перерегистрировал на новую компанию. Между тремя главными лицами бывшего СП царил полный разлад. В. Кугель в итоге запрещает Исакову и его авиакомпании пользоваться инфраструктурой орловского аэропорта и последний с всем имуществом новой «Орёл-Авиа» перебазировался на стоянку в аэропорт города Брянск.
Все споры и судебные тяжбы связанные с этими событиями бурно освещали местные СМИ.
1993, май — в Орле проходил международный фестиваль воздухоплавания «Фиеста-93». На фестиваль прибыли более 20 экипажей из: США, Англии, Швейцарии, Австрии, Литвы, Франции и России. Среди участников были известнейшие в мире аэронавты. Праздник был не виданным до селе в Орле зрелищем и получил известность в стране. Организаторами фиесты были руководители новой «Орёл-Авиа».
Меж тем, Кугель продолжал оставаться руководителем государственного авиапредприятия. Самолёты АН-2 орловского аэропорта в этот период продолжали работу только на сельхоз работах. Оставшийся один ЯК-40 выполнял редкие коммерческие рейсы. Так же Кугель оставался «у руля» старой СП «Орл-Авиа». Обе одноименные(!) компании продолжали действовать и в какой-то мере пытались конкурировать друг с другом. Обе они исчезли в конце 1990-х годов. Либо полностью прекратили своё существование либо были перерегистрированы.
В середине 1990-х рассматривается вопрос о строительстве под Орлом (в районе Нарышкино) нового современного международного аэропорта. По одному из источников — только для грузовой работы.

1997 — В Орле регистрируется Российская авиакомпания «Трансаэро». За предоставленные областной администрацией льготные условия по налогообложению, авиакомпания должна будет произвести реконструкцию орловского аэропорта, которую уже планировали несколькими годами раньше.
1998 — одним из итогов пребывания авиакомпании в Орле, становится, после многолетнего перерыва, возобновление регулярного пассажирского рейса Орёл — Москва (Шереметьево-1). Полёты осуществлялись на самолётах ЯК-40. Скромная попытка хоть как-то задействовать стоявшие почти без дела самолёты и оживить аэропорт.
1999 – в аэропорту числятся три самолёта ЯК-40 (один на ремонте в Минске). Работает один ежедневный пассажирский рейс: Москва (Шереметьево) – Орёл. Пытались наладить рейс Орёл – Москва – Минск. Из 50 самолётов АН-2 рабочих шесть. Два постоянно задействованы в работе.
В этом-же году проходит масштабная реконструкция аэропорта с удлинением и ремонтом взлётно-посадочной полосы. После её реконструкции аэропорт сможет принимать самолёты класса Ту-154, Як-42, Боинг-757. «Дорожные» работы выполняет ОАО «Орёлдорстрой». Аэропорт получает статус международного с присвоением названия «Орёл-южный». В планах вторая очередь реконструкции аэропорта. Планировалось построить новый пассажирский терминал и вторую рулёжную дорожку (где её начали строить хорошо видно на спутниковых снимках «google maps»).

1999, 25 декабря. — на торжественном открытии международного аэропорта, на нём совершил посадку до сих пор не виданный в Орле и области самолёт «Боинг-737» компании «Трансаэро». После торжественной церемонии, на нём вокруг города совершили полёт гости праздника, включая руководство авиакомпании и тогдашнего губернатора.
Я живу недалеко от аэропорта и хорошо помню какой неслыханный гул стоял тогда в округе. Помню в оконной раме звенели стёкла, а потом на улице жильцы дома обсуждали это таинственное и страшное явление. Конечно мне и в голову не могло прийти, что издаёт такой рёв. До этого более привычным был звук наших небольших самолётов АН-2 которые часто пролетали прямо над нашим двором возвращаясь с сельхозработ или отдалённый звук ЯКов приземляющихся в аэропорту. А тут же мы слышали нечто новое, не бывалое до селе! И маленькая статейка из газеты вышедшей 31.12.1999г. с рассказом об этом событии и фотографией Боинга, теперь как приятное воспоминание о былом и ценный исторический источник.

__________«ВХОД В НОВОЕ ТЫСЯЧЕЛЕТИЕ И МЕДЛЕННАЯ ГИБЕЛЬ АВИАЦИИ»__________
2000 – казалось бы, столько приятных перемен в нашем авиапредприятии, но. В этом году прекратились полёты по регулярному маршруту Орёл – Москва. Теперь летали только немногочисленные «кукурузники» для нужд сельхозавиации и один ЯК-40 для губернатора области.
2002 – остаются на ходу четыре самолёта АН-2 «кукурузники» и два ЯК-40 (ещё один сломан и не работает). Рейсов нет. На одном из спутниковых снимков сделанном в августе 2002 года на территории аэропорта видны самолёты: 2 — ЯК-40 и 29 — АН-2 (+ один разобранный).
2003 — На одном из спутниковых снимков сделанном в летом 2003 года на территории аэропорта видны самолёты: 3 — ЯК-40 и 26 — АН-2

2006, январь — базировавшаяся в Орле авиакомпания Трансаэро меняет прописку на Санкт-Петербург (в интернете иногда фигурирует дата 2004 г., но судя по тому, что она кочует с одной и той же формулировкой от сайта к сайту — считаю её ошибочной). Уход из города данной авиакомпании запускает медленный процесс ликвидации аэропорта «Южный».
2006 – ломается последний самолёт ЯК-40. Все полёты прекращены. Один ЯК-40 позже вроде смогли починить.
В СМИ проскакивают репортажи о планах наладить между Орлом и Москвой сообщение на небольших самолётах и назвать этот вид перевозок «Авиа-такси». Идея долго витала в воздухе, но реализации на практике не получила.
Так же не получили реальзацию несколько программ по возрождению малой авиации в городах центральной России.
2007, 13 сентября — «Юрий Чайка: Генпрокуратура РФ приостановила выполнение полетов гражданских воздушных судов на 12-ти аэродромах». «В связи с несвоевременным устранением нарушений приостановлено выполнение полетов гражданских воздушных судов на 12-ти аэродромах, в том числе Мячково, Курган, Курск, Орел, Хатанга, Ржевка и других, об этом заявил Генеральный прокурор Российской Федерации Юрий Чайка на заседании коллегии Министерства транспорта Российской Федерации. »
На одном из спутниковых снимков сделанном летом 2007 года на территории аэропорта видны самолёты: 2 — ЯК-40 и 16 — АН-2 (+4 разобранных).
Решением Арбитражного суда Орловской области от 02.02.2007 г. по делу N А48-1290/06-17Б Областное государственное унитарное предприятие «Орловское авиапредприятие» (302010, г. Орел, Кромская, 12) признано банкротом. Сотрудники получили уведомление о сокращении.
По новому генплану города, предлагают перенос аэропорта дальше от города, а его нынешнюю территорию отдать под застройку.

2009 – в Москве, на встрече губернатора орловской области и председателя правительства рассматривался вопрос о восстановлении аэропорта. К тому моменту его инфраструктура сильно разрушена и запущена.
2010, 31 августа — Орловский аэропорт исключают из Государственного реестра гражданских аэродромов России.
В марте состоялся аукцион по продаже двух последних больших орловских самолётов АК-40. По стартовой цене заявленной на аукционе самолёты никто не приобрёл.
2011, февраль — как сообщила газета «Просторы России», после многочисленных попыток реализовать самолёты, областной департамент имущества попытался сбыть их без объявления цены. Покупатель нашёлся, но после ознакомления с характеристиками самолётов от сделки отказался.
В начале марта этого же года в Брянске на встрече Председателя Правительства Российской Федерации В.В.Путина и представителей ЦФО поднимался вопрос о аэропортах городов этого округа. Было заявлено о их модернизации и выделения на это крупных денежных средств. Вошёл в этот список и Орёл.

2011, 21 июля — Администрация Орловской области в ходе торгов всё же продала два самолета Як-40 за 27 и 50 тысяч рублей(!). После того, как самолёты не смогли реализовать ранее с аукциона по оцененной стоимости примерно в 2 и 4 млн. руб. их продали по весьма символической цене. «Самолёты по цене хороших велосипедов» пестрили заголовки газет 🙂 То были два последних самолёта ЯК-40. Борт RA-87568 на это время находился в аэропорту города Брянск. До продажи имел почти целый вид. А борт RA-87838 до последнего (до даты продажи) сиротливо стоял среди обломков «кукурузников» на стоянке аэропорта Орла. С виду состояние целое, но внутри он был технически не исправен.
2011, август — Администрация Орловской области объявила аукцион на право проведения обследования территории аэропорта «Южный», в ходе которого и решится дальнейшая его судьба. Или возможное восстановление по прямому назначению или перепрофилирование территории, например под жилую застройку.
В самом конце 2011 года в газете впервые напечатали эскизный проект варианта застройки аэропорта «Южный» новым огромным жилым массивом. Закончилась история гражданской, грузовой и сельскохозяйственной авиации для Орла. Осталась маленькая частичка — спортивный аэродром под Орлом в Пугачёвке.
Начало 2012 года — сдано в аренду до сих пор пустующее пассажирское здание: кассы, зал ожидания, пункта досмотра багажа и комната отдыха. Авиационная символика в помещениях частично сохранена.

Получается из всех орловских аэродромов сейчас хоть как-то выполняет свои функции тот, что на Пугачёвке, под Орлом, недалеко от железнодорожной платформы «Пилатовка». На спортивном аэродроме РОСТО проходят тренировки парашютистов, планеристов.
Территория аэропорта Южный остаётся слабоохраняемой. Технические и ремонтные здания и мастерские, техника — разграблены. На небольшой части территории аэропорта расположена городская метеостанция. Действует пункт слежения за воздушным пространством в пределах области. Рядом расположена действующая воинская часть. (2012 год).

Сентябрь 2014 года — на инвестфоруме в Сочи губернатор Орловской области подписал соглашение с подмосковным ООО «Инженерная корпорация Самсонова», предусматривающее создание регионального авиаперевозчика, а также закупку самолётов Tecnam и вертолетов Robinson. О каких-либо планах по реконструкции аэропорта «Орёл-Южный» в этом соглашении не сообщается. Размещать и обслуживать воздушные суда планируется на базе Орловского аэроклуба.

Март 2015 года — Орловские власти снова ищут инвестора для реконструкции аэропорта «Орёл-Южный». Конкурс по выбору инвестора продлится с марта по май сего года.