Воинский учет на внешнего совместителя

06.03.2018 Выкл. Автор admin

Работодатель обязан организовывать воинский учет внешних совместителей

К такому выводу пришли эксперты службы Правового консалтинга компании Гарант. Перед организацией встал вопрос: обязана ли она в двухнедельный срок направлять сведения о гражданине, принимаемом на работу на условиях внешнего совместительства в соответствующие военные комиссариаты и или органы местного самоуправления?

Напомним, что по общему правилу работодатель обязан в указанный срок направлять в военные комиссариаты и органы местного самоуправления сведения о гражданах, подлежащих воинскому учету и принятию или увольнению их с работы (пп. «а» п. 32 Положения о воинском учете (далее – Положение), п. 29 Методических рекомендаций по ведению воинского учета в организациях).

Эксперты пояснили, что выполнение обязанности по воинскому учету не зависит от вида трудового договора: является ли он срочным или бессрочным; по основному месту работы или по совместительству и т. п. Вместе с тем они обратили внимание на тот факт, что в перечень документов, предъявляемых при приеме на работу по совместительству, не входят документы воинского учета (ст. 283 Трудового кодекса). Однако рекомендовали требовать их от работников-совместителей, а в случае непредставления – информировать военный комиссариат. Тем более, что работодатель обязан проверить у граждан, принимаемых на работу, наличие отметок в паспортах об отношении к воинской обязанности, наличие и подлинность документов воинского учета, а также подлинность записей в них, отметок о постановке на воинский учет по месту жительства или месту пребывания. А в случае отсутствия отметок на странице 13 российского паспорта граждан следует направить в военкомат (п. 30 Положения). В противном случае это может привести к штрафу виновных должностных лиц юрлица. Возможный размер санкции – от 300 до 1 тыс. руб. (ч. 3 ст. 21.4 КоАП).

C примерной формой должностной инструкции специалиста по ведению воинского учета, разработанной экспертами компании «Гарант», можно ознакомиться в интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Отметим, что в настоящий момент на рассмотрении в Госдуме находится законопроект, которым планируется обязать работодателей всех форм собственности сохранять за призывниками рабочие места.

На работу пришел совместитель

Синица Оксана
Юрисконсульт ООО «Екатеринбург-Сервис»
Журнал «Кадровое дело», № 12, 2004

Если вы решили зачислить в штат совместителя, помните, заключение трудового договора с этим сотрудником имеет свои особенности. Что такое совместительство? На каких условиях оно возможно? Какими нормативными актами регулируется труд работника-совместителя?

Бывают случаи, когда организации невыгодно принимать в штат сотрудника на условиях полной занятости. Объясняется это просто: по должности нагрузка небольшая, а платить приходится по полной программе. Намного удобнее оформить на работу совместителя, установив ему уменьшенную зарплату.

В соответствии со статьей 282 Трудового кодекса совместительством признается выполнение работником «другой регулярной оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время».

Чтобы работа считалась совместительством, инициатива в этом вопросе должна исходить от самого работника (ст. 97 ТК РФ).

Действующее трудовое законодательство выделяет два вида совместительства — внутреннее и внешнее. При внутреннем совместительстве работник получает дополнительную нагрузку по основному месту работы, при внешнем совместительстве строит трудовые отношения с другим работодателем.

Совместительство внутри организации

Допустим, вы решили оформить совместительство работника, который состоит в штате вашей организации. В этом случае необходимо учитывать правила статьи 98 Трудового кодекса. Работодатель может допустить сотрудника к работе в порядке внутреннего совместительства только если сотрудник будет выполнять работу по иной профессии, специальности или должности (чем основная работа) и только за пределами нормальной продолжительности рабочего времени.

Поскольку речь идет об одновременном выполнении основной и иной трудовой функции, с работником необходимо заключить еще один трудовой договор, в котором будет сказано, что выполняемая им работа является совместительством.

Каких-либо дополнительных документов требовать при этом от работника не следует, ведь он предъявил все нужные бумаги, оформляясь к вам на основную должность.

Внешнее совместительство

Если же в организацию приходит работник со стороны, первым делом для оформления совместительства потребуйте у него документы, предусмотренные статьей 283 Трудового кодекса. Это паспорт или другой документ, удостоверяющий личность, документ об образовании (при приеме на работу, требующую специальных знаний), справка о характере и условиях труда по основному месту работы (при приеме на тяжелую работу, работу с вредными и (или) опасными условиями труда).

Вы не должны требовать от совместителя трудовую книжку или выписку из нее, документы воинского учета или иные документы, предъявляемые по основному месту работы. При этом справедливо возникает вопрос: а как же быть со страховым свидетельством государственного пенсионного страхования? Ведь организации придется уплачивать за совместителя страховые взносы в Пенсионный фонд. Здесь нет никакого противоречия — вам будет достаточно просто попросить у работника реквизиты его пенсионной карточки.

Как правило, для работы на условиях внешнего совместительства работнику не нужно получать какие-либо разрешения с основного места работы*.

* Исключение предусматривает статья 276 ТК РФ, в соответствии с которой руководитель организации может занимать оплачиваемые должности в других организациях только с разрешения уполномоченного органа юридического лица либо собственника имущества организации, либо уполномоченного собственником лица (органа).

И все же, прежде чем оформить сотрудника, выясните для себя, не нарушаете ли вы при этом закон. Дело в том, что в отношении отдельных категорий работников устанавливается запрет на совместительство. Например, к такой работе не допускается привлечение сотрудников в возрасте до восемнадцати лет (ст. 282 ТК РФ). Также не допускается совместительство на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда тех лиц, основная работа которых связана с такими же условиями (ст. 282ТКРФ).

О том, не попадает ли работник, претендующий на работу по совместительству, в запретные категории, вы можете установить (в первом случае) из документов, удостоверяющих личность, или (во втором случае) из справки с основного места работы.

Сложнее дело обстоит с государственными служащими, прокурорскими работниками, судьями, сотрудниками налоговой полиции и милиции, которым запрещается выполнять какую-либо оплачиваемую работу на условиях совместительства, кроме преподавательской и творческой деятельности**.

** Статья 11 Федерального закона от 31 июля 1995 г. № 119ФЗ «0б основах государственной службы Российской Федерации», статья 4 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 22021 «0 прокуратуре Российской Федерации», статья 3 Закона РФ от 26 июня 1992 г. № 31321 «0 статусе судей в Российской Федерации», статья 13 Закона РФ от 24 июня 1993 г. № 52381 «0 федеральных органах налоговой полиции», статья 20 Закона РФ от 18 апреля 1991 г. № 10261 «0 милиции».

Поскольку закон не дает вам право требовать у будущего совместителя справку с его основной работы, проверить, не относится ли он к одной из перечисленных категорий, невозможно. И если такой сотрудник все же оформится у вас, проблемы он создаст только себе. Ведь закон, запрещающий совместительство, напрямую адресован работнику. Нарушив его, сотрудник может быть привлечен к ответственности по уставу или положению о дисциплине, действующему в том ведомстве, к которому принадлежит его организация-работодатель. К вам же никаких претензий быть не может. Единственное неудобство — это хлопоты, связанные с увольнением «неправильного» совместителя и с поиском нового кандидата на должность.

Трудовой договор при совместительстве

Совместительство (как внешнее, так и внутреннее) может быть оформлено не только договором на неопределенный срок, но и срочным трудовым договором. Об этом говорится в статье 59 Трудового кодекса, которая содержит перечень обстоятельств, позволяющих заключать с сотрудниками договоры на определенный срок. Инициатором такого соглашения может выступать как работодатель, так и работник.

Трудовой договор о совместительстве заключается в общеустановленном порядке в письменной форме (ст. 56 ТК РФ). В тексте обязательно должны быть отражены все существенные условия труда, предусмотренные статьей 57 Трудового кодекса. Это место и дата начала работы, наименование должности или профессии, на которую принимается работник, права и обязанности сторон, условия оплаты труда, режим труда и отдыха, характеристика условий труда, виды и условия социального страхования. Кроме того, могут быть предусмотрены и иные условия (допустим, обязательство работника о неразглашении коммерческой тайны).

В договоре также должен быть указан срок, на который он заключается, и обстоятельство, послужившее основанием для его заключения. Срочный трудовой договор заключается на период не более пяти лет, если иное не установлено Трудовым кодексом или иными федеральными законами. Минимальная продолжительность срочного трудового договора законом не установлена.

Основное требование как к договору, заключаемому на неопределенный срок, так и к срочному трудовому договору следующее в его тексте должно быть указано, что предстоящая работа является совместительством (ст. 282 ТК РФ).

Кроме трудового договора никаких дополнительных заявлений с просьбой о совместительстве от работника не требуется.

Когда трудовое соглашение надлежащим образом будет оформлено и подписано (как работником, так и руководителем организации), на его основе следует подготовить приказ.

Работа по совместительству: на что нужно обратить внимание

Работа по совместительству — достаточно распространенный вид трудовых отношений. Совместителем может быть и рядовой труженик, и генеральный директор. Чтобы не допустить досадных ошибок, хорошо бы разобраться с особенностями оформления совместителей уже на этапе приема на должность и не путать этот вид труда с совмещением.

Прием на работу по совместительству

Прием на должность и оформление по совместительству проводятся в том же порядке, что и в отношении основных работников. Но все же некоторые отличия важно учесть. Необходимые документы при таком трудоустройстве — это паспорт и пенсионное страховое свидетельство. Могут быть также взяты ИНН, свидетельство о браке и рождении детей, но они не являются обязательными. Диплом об образовании может обязательно потребоваться только если трудоустройство требует наличия специальных знаний и навыков. В остальных случаях работодатель может его не просить. Важное отличие этого перечня от списка документов при приеме основного работника в том, что здесь отсутствует трудовая книжка — она должна находиться по месту основного трудоустройства.

Если по основной работе человек трудиться в опасных и вредных условиях, то совместителем в таких же условиях он быть не может. Например, водителем устроиться нельзя, если по основной работе гражданин уже работает водителем.

Работников кадровой службы интересует также вопрос: нужно ли ставить на воинский учет внешнего совместителя. Пункт 7 ст. 8 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ , а также п. 9 Положения о воинском учете , утвержденного Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 № 719, обязывают работодателей вести воинский учет принятых на работу граждан. В Положении не указывается, что учет необходимо вести только по основному месту работы. Отсюда можно сделать вывод, что каждый работодатель должен вести воинский учет сотрудников, в том числе и организация-работодатель по совместительству..

В контракте с совместителем важно указать вид занятости — работа по совместительству. Можно вписать индивидуальный рабочий график с учетом временного ограничения — не более 4 часов в день. В любом случае, даже если график не указан, это будет неполный рабочий день. Продолжительность рабочего времени сотрудника-совместителя определяется статьей 284 ТК РФ .

Договор, заключенный с совместителем, может иметь срочный характер на основании ст. 59 ТК РФ, если в этом есть необходимость. В остальных случаях заключается бессрочный контракт. Часто возникает вопрос: можно ли взять по совместительству, если нет основного места работы? Статья 282 ч. 2 ТК РФ говорит о том, что такой труд производится в свободное от основной работы время. Однако прямого запрета на прием по совместительству без основного места работы ни один нормативно-правовой акт не содержит. Как быть в случае, если работодатель хочет быть уверен в том, что сотрудник трудоустроен? Чтобы не полагаться лишь на его слова, можно запросить справку с его основного места трудоустройства или заверенную свежей датой копию трудовой книжки. При этом не забывая о том, что по ст. 65 ТК РФ требовать с работника дополнительные документы нельзя.

Принимая такого сотрудника, важно убедиться, что он не входит в категорию граждан с ограничениями на дополнительную занятость. Так, на основании статей 282 и 329 ТК РФ, не могут совмещать труд на нескольких рабочих местах следующие категории:

  • несовершеннолетние граждане младше 18 лет;
  • работающие с вредными или опасными условиями труда;
  • водители транспортных средств.

Кроме этого, существуют ограничения на работу по совместительству. Это касается:

  • депутатов Государственной думы — они не могут нести государственную службу и одновременно работать с коммерческой целью;
  • руководителей организаций, которые имеют право трудиться у другого работодателя лишь с разрешения собственника или уполномоченного органа организации, где они уже работают.

Трудовая книжка и совместительство

О том, что трудовая книжка не ведется, если сотрудник — совместитель, знают все работники кадровых служб. Но в ситуации, когда работник просит внести запись об еще одном месте трудоустройства (а он имеет на это право), работодатели порой теряются. Как внести запись, если трудовая книжка находится у другого работодателя? Где брать необходимые сведения? Как быть, если хронология записей будет нарушена?

Итак, что нужно помнить о трудовой книжке совместителя:

  1. Запись вносится только по просьбе (лучше письменной) работника.
  2. Внести запись имеет право только работодатель по основному месту труда (п. 20 Правил, утвержденных Постановлением Правительства № 225 от 16.04.2003).
  3. Записи вносятся на основании предоставленных копий приказов о приеме и увольнении или на основании справки о периоде работы.
  4. Если работа по совместительству происходила раньше, чем произведена запись о приеме на основное место, ее все равно можно вписать.
  5. При внесении записи обязательно указывать, что сотрудник работал по совместительству.
  6. Заверить такую запись своей печатью имеет право основной работодатель.

Указанные процедуры регламентируются ст. 66 ТК РФ, а также Инструкцией, утвержденной Постановлением Минтруда РФ № 69 от 10.10.2003 (п. 3.1).

Если совместитель — генеральный директор

Как следует из ст. 276 ТК РФ, вести дополнительную трудовую деятельность директор может только с согласия уполномоченного органа либо собственника организации основного места трудоустройства. Следовательно, если он трудоустраивается в другое юридическое лицо, необходимо заручиться письменным разрешением от имени учредителей с основного рабочего места.

Если препятствия отсутствуют, трудоустройство по совместительству является возможным, и заключается контракт с директором по совместительству. Образец такого договора вы можете скачать внизу страницы. Он отличается обязательным указанием вида занятости — внешнее совместительство и может иметь срок действия на основании сразу двух частей ст. 59 ТК РФ:

  • так как работник — руководитель организации;
  • и так как он совместитель.

В остальном пункты трудового договора с директором-совместителем аналогичны типовому договору с руководителем организации.

Совместительство внутреннее и внешнее

Как правило, говоря о совместительстве, мы имеем в виду труд в другой организации в свободное от основных обязанностей время. Но совместительство может быть и внутренним. Так называют труд у одного и того же работодателя по двум видам занятости — основному и дополнительному. В этом случае обязательно составляются два трудовых договора на каждый из видов деятельности. Важно, что договоры должны быть составлены на разные должности с разными обязанностями, а выполняться дополнительная работа должна в свободное время, т. е. вне основного графика.

Совместительство — это не совмещение

Из-за схожести звучания эти понятия часто путают. Чтобы различать их, следует выделить особенности совмещения, которых не имеет совместительство, как внутреннее, так и внешнее:

  1. Занятость у того же работодателя в рабочее время.
  2. Выполнение дополнительных обязанностей, возложенных на временной или постоянной основе.
  3. Наличие в трудовом договоре пункта о совмещении основной должности с дополнительными обязанностями или дополнительного соглашения о возложении обязанностей по другой должности.

Итак, совместитель работает вне графика основной работы, совмещающий — в рабочее время. Важно обратить внимание на то, что труд по совмещению должен быть оплачен дополнительно. Запись о совмещении в трудовую книжку не вносится, дополнительная работа возлагается на сотрудника на основании приказа и дополнительного соглашения к трудовому договору. Где взять справку о совмещении должности к основной работе, если нет записи в трудовой книжке? Для этого сотрудник обращается к работодателю, который на основании приказа предоставляет справку.

Отпуск совместителя

Лица, работающие по совместительству, имеют те же гарантии, что и основные работники: право на отпуск и оплачиваемый больничный лист. Отпуск оформляется аналогично обычным отпускам, однако нужно помнить, что он должен быть оформлен в то же время, что и на основной работе (ст. 286 ТК РФ). Сотрудник-совместитель должен поставить в известность второго работодателя о предстоящем отпуске по основному месту трудоустройства. В этом случае второй работодатель обязан предоставить ему отпуск, невзирая на срок работы в компании.

Увольнение совместителя

Увольнение сотрудников-совместителей оформляется по стандартной процедуре. Основания для увольнения исчерпываются ст. 77 Трудового кодекса. Главное отличие — отсутствие обязанности выдать сотруднику трудовую книжку, поскольку у работодателя она не хранится. Но расчет в день увольнения (ст. 80 ТК РФ) никто не отменял, это нужно строго соблюдать. Часто возникает вопрос: нужно ли увольнять или изменять вид занятости работникам-совместителям, если они уволены с основного места трудоустройства? Если работник изъявляет желание сделать занятость по совместительству основной, он может обратиться к работодателю с таким заявлением. Однако у работодателя не возникает обязанность принимать такого работника на основную работу на основании ст. 288 ТК РФ. Это подтверждает и судебная практика. Совместителям, ожидающим приема на основную работу по месту совместительства после потери прежней основной работы, было отказано, и суд подтвердил законность этого решения.

Важно, что значение имеет очередность событий. Если организация приняла решение о приеме нового работника на основное место работы, уволив прежнего с совместительства по ст. 288 ТК РФ раньше, чем обратился с заявлением работавший совместитель, суд может встать на сторону работодателя. Если же, невзирая на просьбу совместителя принять его на работу по основному договору, был принят другой сотрудник, суд может счесть права работника ущемленными и принять решение в его пользу. Следует письменно предупредить работника о том, что компания намерена расторгнуть с ним договор из-за приема основного работника за две недели до события. Экземпляр уведомления выдается на руки под подпись. В случае отказа получить документ уведомление зачитывается вслух при свидетелях, о чем составляется акт.

Оформление трудовых отношений с совместителями, так же как и оформление увольнений этих категорий работников, встречается реже, чем работа с обычными сотрудниками, но если помнить о некоторых важных нюансах, это не вызовет затруднений.

Самое важное о воинском учете

Воинский учет обязаны вести все работодатели — юридические лица. Индивидуальные предприниматели, согласно федеральным законам, освобождены от этой обязанности, но необходимость запрашивать документы воинского учета у нанятых работников для них сохраняется. Поэтому материал о порядке ведения воинского учета будет полезен и интересен всем работодателям.

Какие документы изучить?

Базовые регламентирующие документы уже знакомы большинству кадровиков. Это:

  • Федеральный закон № 61-ФЗ от 31.05.1996 «Об обороне» (далее — Закон № 61-ФЗ);
  • Федеральный закон № 53-ФЗ от 28.03.1998 «О воинской обязанности и военной службе» (далее — Закон № 53-ФЗ);
  • Постановление Правительства РФ № 719 от 27.11.2006 «Об утверждении Положения о воинском учете» (далее — Положение).

А в 2017 году появился еще один важный документ — Методические рекомендации Генерального штаба Вооруженных Сил РФ от 11.07.2017 по ведению воинского учета в организациях (далее — Рекомендации). Он имеет максимально прикладное значение: в нем сосредоточены необходимые шаблоны документов (приказов, журналов учета и пр.), которые может использовать работодатель при ведении воинского учета на предприятии.

Какие сотрудники подлежат воинскому учету?

Согласно п. 14 Положения, стоит учитывать следующие категории сотрудников:

  • призывники (граждане призывного возраста, но еще не служившие);
  • военнообязанные (граждане РФ, которые уже имеют военный билет).

Не подлежат воинскому учету и не относятся к военнообязанным:

  • женщины, не имеющие военно-учетной специальности;
  • освобожденные от исполнения воинской обязанности в соответствии со ст. 23 Закона № 53-ФЗ (например, по состоянию здоровья или прошедшие службу в другом государстве и пр.);
  • проходящие военную или альтернативную гражданскую службу;
  • постоянно проживающие за пределами РФ;
  • имеющие воинские звания офицеров и пребывающие в запасе службы внешней разведки России и ФСБ России.

Определить, имеет ли сотрудник отношение к воинской обязанности, несложно — надо проверить наличие специальной отметки на 13-й странице гражданского паспорта. Сделать это следует при приеме на работу.

Различают два вида учета — общий и специальный. Специальный — это учет сотрудников, которые подлежат мобилизации. Он касается служащих органов внутренних дел, противопожарной службы, органов уголовно-исполнительной системы, органов по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ. Во всех остальных случаях на предприятиях ведется общевоинский учет.

Кто обязан вести воинский учет в организации?

Отвечает за этот участок учета руководитель организации или сотрудник, наделенный соответствующими полномочиями. Если руководитель делегирует полномочия, это должно быть отражено в трудовом договоре и должностной инструкции. Другой вариант — оформить через внутреннее совместительство или нанять внешнего совместителя.

Делегировать он может это на основании приказа (образец — приложение № 4 к Рекомендациям).

Количество специалистов, необходимых на этом участке учета, регламентировано п. 12 и 13 Положения и зависит от количества сотрудников, подлежащих воинскому учету.

Количество сотрудников, подлежащих воинскому учету

Количество уполномоченных сотрудников

От 500 до 2 000

Один основной сотрудник

От 2 000 до 4 000

Два основных сотрудника

На каждые последующие 3 000

Дополнительно по одному основному сотруднику

Крупные организации, где количество сотрудников, подлежащих воинскому учету, превышает 2 000, должны создать отдельное структурное подразделение — военно-учетный стол.

Количество работников подсчитывается на конец предыдущего года, и исходя из этого определяется число ответственных специалистов.

С чего начинается воинский учет?

Обязанности сотрудника, который ведет воинский учет (ВУ) на предприятии:

  • проверять документы воинского учета у поступающих на работу (ч. 1 ст. 65, ч. 3 ст. 11, ч. 4 ст. 20 ТК РФ);
  • вести ВУ на предприятии;
  • оповещать сотрудников об их обязанностях по воинскому учету (например, оповещать о военных сборах);
  • извещать военные комиссариаты о нарушения в ведении ВУ в организации;
  • отчитываться о ведении воинского учета перед военкоматами (по месту нахождения) или органами местного самоуправления;
  • поддерживать в актуальном состоянии информацию о воинском учете.

Кадровый работник у принятого на работу сотрудника должен в числе прочих документов запросить военный билет или удостоверение призывника (ст. 65 ТК РФ). Формы военного билета и удостоверения призывника утверждены. Можно сверить с образцами, утвержденными Приказом Министра обороны России от 18.07.2014 № 495.

Еще раз повторим: собирать информацию о воинской обязанности должны все работодатели: и юридические лица, и индивидуальные предприниматели. Доводы о том, что какой-то вид организаций имеет право не интересоваться документами ВУ, Верховный Суд РФ признал несостоятельными (Решение ВС РФ от 19.11.2009 № ГКПИ 09-1351).

В подавляющем большинстве случаев женщины не входят в категорию военнообязанных, но проверить страницу 13 в гражданском паспорте все же стоит. При наличии штампа следует запросить военный билет, зафиксировать реквизиты документа в личной карточке сотрудницы (п. 28 и 49 Положения).

Организация обязана информировать военный комиссариат о приеме или увольнении военнообязанных и призывников. Сделать это следует в срок до двух недель с момента оформления документов (пп. «а» п. 32 Положения). Образец уведомления можно взять в Рекомендациях (приложение № 9). Если уведомления не поступит, работодателя ждет административная ответственность

Одна из обязанностей работодателя — представлять в военные комиссариаты отчеты, в том числе:

  • списки сотрудников, подлежащих ВУ, при поступлении или увольнении их с работы;
  • списки сотрудников, состоящих и не состоящих, но обязанных состоять на ВУ, по запросу военкоматов в двухнедельный срок.
  • списки граждан мужского пола 15 и 16 лет, раз в год в сентябре (чаще всего для учебных заведений, но иногда и для работодателей);
  • списки граждан мужского пола для первоначальной постановки на ВУ в следующем году (ежегодно до 1 ноября);
  • отчет «О численности работающих и забронированных военнообязанных» (форма 6);
  • карточка учета организации (форма 18) и пр.

Как подготовиться к проверке?

Плановые проверки организаций на предмет ведения ВУ военкоматы проводят раз в год при численности сотрудников свыше 500 человек и не реже одного раза в три года для организаций с меньшей численностью. При этом с 1 января 2016 по 31 декабря 2018 года проводить проверки малых предприятий запрещено. Надзорные каникулы для субъектов малого предпринимательства подразумевают мораторий на неналоговые проверки: ГИТ, пожарной инспекции, военкоматов. Если в военкомат не поступают сигналы о нарушениях в организации, то проверять ее не должны.

Чтобы у представителей военного комиссариата не возникло вопросов к организации, руководителю и уполномоченным специалистам следует обратить внимание на несколько моментов:

  • проверить, все ли сотрудники, кому необходимо, поставлены на воинский учет;
  • проанализировать полноту и достоверность данных, содержащихся в личных карточках;
  • упорядочить документооборот: как хранятся документы, ведутся журналы, своевременно ли вносятся изменения и пр.

В целом военкоматы оценивают то, как в организации соблюдаются требования законодательства о военной обязанности и воинском учете. Результаты инспекции комиссариат фиксирует в специальных журналах проверок. Если будут выявлены правонарушения, должностные лица могут быть привлечены к административной ответственности. О серьезных правонарушениях местные военные комиссариаты сообщают в военные комиссариаты субъектов РФ и вышестоящий орган, которому подведомственна проверяемая организация (при наличии).

Все санкции за нарушения в сфере воинского учета перечислены в ст. 21.1–21.4 КоАП РФ:

Должны ли мы вести воинский учёт внешних совместителей?

Экспертный ответ

Уважаемые коллеги! На данный вопрос пока нет экспертного ответа.

Вы работаете специалистом по охране труда? Или хорошо разбираетесь в вопросах по охране труда?

Тогда Вы можете стать экспертом на данном проекте. Отвечайте на вопросы и Вы не только смоежете помочь коллегам, но и получить вознаграждение за каждый квалифицированный ответ.

Вознаграждение выплачивается каждый четверг, минимальная выплата 300 рублей. Дать экспертный ответ

Комментарии к вопросу: 8

Уважаемые коллеги, если нет экспертного ответа, Вы так же сможете найти ответ на вопрос в комментариях

Вопросы — ответы по воинскому учету и бронированию, часть 1

Организации осуществляют воинский учет на основании Положения о воинском учете (утв. Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 N 719).

Согласно п. 12 Положения о воинском учете количество работников, осуществляющих воинский учет в организациях, определяется в зависимости от числа лиц, состоящих на воинском учете. Если на таком учете состоит менее 500 человек, его ведение осуществляет один работник без освобождения от основной работы. Следовательно, при наличии в организации менее 500 человек, состоящих на воинском учете, его ведение может быть поручено работнику отдела кадров.

Поручение работнику отдела кадров дополнительной работы по ведению воинского учета допускается только с его согласия, поскольку ст. 60 ТК РФ запрещает требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором. Исключение составляют случаи, предусмотренные Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами.

За выполнение дополнительной работы работнику производится доплата. Ее размер устанавливается по соглашению между работником и работодателем с учетом содержания и характера дополнительной работы (ч. 2 ст. 151 ТК РФ).

Поручение работнику дополнительной работы без доплаты является нарушением законодательства о труде и об охране труда, за которое работодатель может быть привлечен к административной ответственности по ст. 5.27 КоАП РФ.

Организации обязаны вести воинский учет принятых на работу граждан (п. 7 ст. 8 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ, п. 9 Положения о воинском учете, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 N 719; далее — Положение). При этом в п. 9 Положения не указано, что учет ведется только по основному месту работы.

Чтобы определить, какие граждане подлежат воинскому учету, следует обратиться к Положению. В нем приведены следующие категории лиц:

1) подлежащие воинскому учету, например (п. 14 Положения):

— лица, пребывающие в запасе;

— женщины, имеющие определенные военно-учетные специальности;

2) не подлежащие воинскому учету, например (п. 15 Положения, пп. «а» п. 1 ст. 23 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ):

— женщины, не имеющие военно-учетной специальности;

— лица, признанные не годными к военной службе.

Среди граждан, которые не подлежат воинскому учету, работников-совместителей нет. Следовательно, работодатель должен вести воинский учет таких работников.

Согласно п. 6 ст. 1 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее — Закон N 53-ФЗ) исполнение гражданами воинской обязанности обеспечивают в пределах своей компетенции органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности и их должностные лица.

В силу п. 6 ст. 8 Закона N 53-ФЗ порядок воинского учета граждан, в том числе первичного воинского учета, определяется Законом N 53-ФЗ и Положением о воинском учете, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 N 719 (далее — Положение).

На основании п. 7 ст. 8 Закона N 53-ФЗ органы государственной власти, организации и их должностные лица исполняют обязанности по организации и ведению воинского учета граждан в соответствии с Законом N 53-ФЗ и Положением.

В соответствии с п. 1 ст. 4 Закона N 53-ФЗ руководители, другие ответственные за военно-учетную работу должностные лица (работники) организаций обязаны в том числе оповещать граждан о вызовах (повестках) военных комиссариатов соответствующих территорий (военные комиссариаты), обеспечивать гражданам возможность своевременной явки по вызовам (повесткам) военных комиссариатов.

Кроме того, согласно пп. «ж» п. 32 Положения в целях поддержания в актуальном состоянии сведений, содержащихся в личных карточках, и обеспечения поддержания в актуальном состоянии сведений, содержащихся в документах воинского учета военных комиссариатов, работники, осуществляющие воинский учет в организациях, оповещают граждан о вызовах (повестках) соответствующих военных комиссариатов или органов местного самоуправления и обеспечивают им возможность своевременной явки в места, указанные военными комиссариатами, в том числе в периоды мобилизации, военного положения и в военное время.

На основании п. 2 Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента РФ от 01.09.2007 N 1132 (далее — Положение о военных комиссариатах), военные комиссариаты являются территориальными органами Министерства обороны Российской Федерации в субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях и входят в состав военных округов (в состав Балтийского флота).

При этом согласно п. 11 Положения о военных комиссариатах к основным задачам военных комиссариатов относятся, в том числе организация и ведение воинского учета; проведение проверок организаций по вопросам ведения воинского учета, бронирования граждан, пребывающих в запасе, и военно-транспортной обязанности.

Согласно ст. 21.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях неоповещение руководителем или другим должностным лицом организации, а равно должностным лицом органа местного самоуправления, ответственными за военно-учетную работу, граждан о вызове их по повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, а равно необеспечение гражданам возможности своевременной явки по вызову по повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей.

В силу Приказа Минфина России от 25.12.2008 N 145н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» (далее — Приказ Минфина России N 145н) в платежном поручении на уплату штрафа по ст. 21.2 КоАП РФ за неоповещение граждан о вызове их по повестке военного комиссариата следует указать код 000 1 16 09000 01 0000 140 «Денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства Российской Федерации о военном и чрезвычайном положении, об обороне и безопасности государства, о воинской обязанности и военной службе и административные правонарушения в области защиты Государственной границы Российской Федерации».

Согласно Приказу Минфина России N 145н и Приложению 4 к Федеральному закону от 24.11.2008 N 204-ФЗ «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» в 1 — 3 разрядах кода следует указывать код главного администратора доходов бюджета 187 — Министерство обороны Российской Федерации, поскольку военные комиссариаты являются территориальными органами Министерства обороны РФ.

На основании п. 1 ст. 46 Бюджетного кодекса РФ денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства Российской Федерации о воинской обязанности и военной службе зачисляются в федеральный бюджет по нормативу 100 процентов.

Работодатель должен направить в соответствующий военкомат сведения о гражданах, подлежащих воинскому учету и принятию (поступлению) на работу или увольнению (отчислению) с работы, в течение двух недель с момента их приема (увольнения).

Обоснование: В соответствии со ст. 65 Трудового кодекса РФ при заключении трудового договора военнообязанный или лицо, подлежащее призыву на военную службу, обязаны предъявить работодателю документы воинского учета. Так, согласно Положению о воинском учете, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 N 719, если работник еще не служил, это будет призывное удостоверение, если служил или не подлежит призыву, — военный билет.

Напомним, что призывники — это мужчины в возрасте от 18 до 27 лет, которые не пребывают в запасе. Если же работник пребывает в запасе, то он считается военнообязанным при условии, что не достиг предельного возраста. Этот возраст зависит от разряда, к которому принадлежит работник, минимально — 35 лет, максимально — 65 лет (ст. 53 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»).

Работодатель может принять на работу этих граждан и без документов воинского учета, ТК РФ это не запрещает. Однако в любом случае — есть документы или нет, и на какой бы срок с работником ни заключался трудовой договор, о принятии работника, подлежащего воинскому учету, надо уведомить военкомат. На это у работодателя есть две недели со дня принятия на работу. Кроме того, нового работника, уклоняющегося от воинского учета, следует предупредить, что он должен выполнить требования законодательства.

Частью 3 ст. 21.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена мера ответственности за несообщение в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, сведений о принятых на работу (учебу) либо об уволенных с работы (отчисленных из образовательных учреждений) гражданах, состоящих или обязанных состоять, но не состоящих на воинском учете, которая влечет наложение административного штрафа в размере от трехсот до одной тысячи рублей.

Если устраивающийся на работу работник, например, утверждает, что военный билет у него был, но он его потерял, работодатель все равно должен уведомить военкомат о трудоустройстве такого работника, а также предупредить работника об административной ответственности за утрату этого документа и попросить его в кратчайшие сроки принять меры по его восстановлению (гражданину на это дается две недели с момента утраты в соответствии со ст. 21.7 КоАП РФ). В подтверждение отсутствия документа воинского учета кадровый специалист может попросить работника представить соответствующее письменное объяснение. Организация за отсутствие документа воинского учета у работника ответственности не несет.

Работодатель обязан направить в соответствующие военные комиссариаты и (или) органы местного самоуправления сведения о гражданах, подлежащих воинскому учету, в том числе студентах-практикантах, принятых на работу по трудовому договору на 1,5 года в связи с прохождением практики.

Обоснование: Правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы осуществляется Федеральным законом от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее — Закон). Согласно п. 1 ст. 8 Закона граждане обязаны состоять на воинском учете, за исключением граждан:

— освобожденных от исполнения воинской обязанности в соответствии с Законом;

— проходящих военную службу;

— отбывающих наказание в виде лишения свободы;

— женского пола, не имеющих военно-учетной специальности;

— постоянно проживающих за пределами Российской Федерации.

Принятые студенты-практиканты могут подходить под первую категорию граждан, так на основании п. 1 ст. 23 Закона от призыва на военную службу освобождаются граждане:

а) признанные не годными или ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья;

б) проходящие или прошедшие военную службу в Российской Федерации;

в) проходящие или прошедшие альтернативную гражданскую службу;

г) прошедшие военную службу в другом государстве.

Также согласно п. 3 ст. 23 Закона не подлежат призыву на военную службу граждане:

а) отбывающие наказание в виде обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы, ареста или лишения свободы;

б) имеющие неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления;

в) в отношении которых ведется дознание либо предварительное следствие или уголовное дело в отношении которых передано в суд.

Таким образом, принятые студенты-практиканты не должны состоять на воинском учете, если они относятся к одной из перечисленных выше категорий граждан.

В противном случае на основании п. 1 ст. 4 Закона, пп. «а» п. 32 Положения о воинском учете (утв. Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 N 719) работники, осуществляющие воинский учет в организациях, должны направлять в 2-недельный срок в соответствующие военные комиссариаты и (или) органы местного самоуправления сведения о гражданах, подлежащих воинскому учету и принятию или увольнению их с работы.

Так, согласно п. 12 Методических рекомендаций по ведению воинского учета в организациях (утв. Генштабом Вооруженных Сил РФ) воинскому учету в военных комиссариатах, органах местного самоуправления и организациях подлежат:

а) граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (далее — призывники);

б) граждане, пребывающие в запасе (далее — военнообязанные).

Согласно п. 13 названных Методических рекомендаций не подлежат воинскому учету в военных комиссариатах, органах местного самоуправления и организациях граждане:

а) освобожденные от исполнения воинской обязанности в соответствии с Законом;

б) проходящие военную службу или альтернативную гражданскую службу;

в) отбывающие наказание в виде лишения свободы;

г) женского пола, не имеющие военно-учетной специальности;

д) постоянно проживающие за пределами Российской Федерации;

е) имеющие воинские звания офицеров и пребывающие в запасе Службы внешней разведки Российской Федерации и Федеральной службы безопасности Российской Федерации.

Исходя из вышеизложенного работодатель обязан направить в соответствующие военные комиссариаты и (или) органы местного самоуправления сведения о гражданах, подлежащих воинскому учету, в том числе о студентах-практикантах, принятых на работу по трудовому договору на 1,5 года в связи с прохождением практики.

· Вопрос: Обязана ли организация представлять в военкомат сведения о принятых на работу (уволенных) временных (сезонных) работниках — военнообязанных?

Организация обязана представлять в военкомат сведения о принятых на работу (уволенных) временных (сезонных) работниках — военнообязанных. Несообщение в военкомат сведений о принятых на работу либо об уволенных с работы гражданах, состоящих или обязанных состоять, но не состоящих на воинском учете, влечет наложение административного штрафа на руководителя или другое ответственное за военно-учетную работу должностное лицо организации (ч. 3 ст. 21.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

Обоснование: Граждане РФ обязаны состоять на воинском учете (п. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», далее — Закон N 53-ФЗ). Исключение составляют граждане:

освобожденные от исполнения воинской обязанности в соответствии с Законом N 53-ФЗ;

проходящие военную службу;

отбывающие наказание в виде лишения свободы;

женского пола, не имеющие военно-учетной специальности;

постоянно проживающие за пределами Российской Федерации.

Статьей 59 Трудового кодекса РФ определено, что срочный трудовой договор заключается, в частности, на время выполнения временных (до двух месяцев) работ, для выполнения сезонных работ, когда в силу природных условий работа может производиться только в течение определенного периода (сезона). Сезонными признаются работы, которые в силу климатических и иных природных условий выполняются в течение определенного периода (сезона), не превышающего, как правило, шести месяцев (ст. 293 ТК РФ). Статьей 65 ТК РФ установлено, что при заключении трудового договора военнообязанный или лицо, подлежащее призыву на военную службу, обязаны предъявить работодателю документы воинского учета.

Пунктом 6 ст. 8 Закона N 53-ФЗ установлено, что порядок воинского учета граждан, в том числе первичного воинского учета, определяется Законом N 53-ФЗ и Положением о воинском учете, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 N 719 (далее — Положение N 719)). Из п. 14 Положения N 719 следует, что граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (призывники), а также граждане, пребывающие в запасе (военнообязанные), подлежат воинскому учету в военных комиссариатах, органах местного самоуправления и организациях.

Из п. 7 ст. 8 Закона N 53-ФЗ следует, что организации и их должностные лица исполняют обязанности по организации и ведению воинского учета граждан в соответствии с Законом N 53-ФЗ и Положением N 719. Работники, осуществляющие воинский учет в организациях, должны направлять в двухнедельный срок со дня приема на работу (увольнения) в соответствующие военные комиссариаты сведения о гражданах, подлежащих воинскому учету и принятию или увольнению их с работы (пп. «а» п. 32 Положения N 719, пп. «а» п. 29 Методических рекомендаций по ведению воинского учета в организациях, утвержденных Генштабом Вооруженных Сил РФ, далее — Методические рекомендации). Форма сведений приведена в Приложении N 9 к Методическим рекомендациям. При этом ни Закон N 53-ФЗ, ни Положение N 719, ни Методические рекомендации не содержат исключений в отношении временных (сезонных) работников. Таким образом, подавать в военкомат сведения о принятых на работу (уволенных) временных (сезонных) работниках — военнообязанных работодатель обязан.

Несообщение в военный комиссариат сведений о принятых на работу (учебу) либо об уволенных с работы гражданах, состоящих или обязанных состоять, но не состоящих на воинском учете, влечет наложение административного штрафа на руководителя или другое ответственное за военно-учетную работу должностное лицо организации. Размер штрафа составляет от трехсот до одной тысячи рублей (ч. 3 ст. 21.4 КоАП РФ).

Дела об административных нарушениях по ст. 21.4 КоАП РФ рассматривают военные комиссариаты (ст. 23.11 КоАП РФ). Поэтому, как следует из ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, постановление по делу о таком административном правонарушении по истечении двух месяцев со дня его совершения вынести нельзя. При длящемся правонарушении двухмесячный срок начинает исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

Необходимо также отметить, что данное административное правонарушение не является длящимся. В п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» указано, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. В данном случае срок для представления сведений в военкомат определен — 2 недели с даты приема (увольнения) работника. Следовательно, по истечении этого срока правонарушение следует считать оконченным.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 6 ноября 2007 г. N 03-03-06/1/771

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу учета расходов на оплату труда работников организации, осуществляющих воинский учет, и сообщает следующее.

В соответствии с п. 7 ст. 8 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее — Федеральный закон) органы государственной власти, организации и их должностные лица исполняют обязанности по организации и ведению воинского учета граждан в соответствии с Федеральным законом и Положением о воинском учете.

Число работников, осуществляющих воинский учет в организациях, определяется с учетом норм, установленных п. 12 Постановления Правительства Российской Федерации от 27.11.2006 N 719 «Об утверждении Положения о воинском учете».

Согласно ст. 255 Налогового кодекса Российской Федерации в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.

Таким образом, расходы на оплату труда работников организации, осуществляющих воинский учет, предусмотренные трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами, учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

Заместитель директора Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики С.В.РАЗГУЛИН

Лицами, подлежащими призыву на военную службу, являются граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (пп. «а» п. 14 Положения о воинском учете, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 N 719 (далее — Положение), пп. «а» п. 1 ст. 22 Федерального закона 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»). Граждане, пребывающие в запасе, считаются военнообязанными (пп. «б» п. 14 Положения).

Военнообязанные и лица, подлежащие призыву на военную службу, при заключении трудового договора должны предъявить работодателю документы воинского учета (ст. 65 Трудового кодекса РФ).

Однако ТК РФ не содержит положений, запрещающих прием на работу в случае, когда документы воинского учета не были предъявлены. Более того, трудовое законодательство запрещает ограничивать право на труд (ст. 37 Конституции РФ, ст. 3 ТК РФ) и отказывать в заключении трудового договора по каким-либо основаниям, не связанным с деловыми качествами (ст. ст. 3, 64 ТК РФ). Поэтому и ответственность за прием на работу гражданина, не предъявившего документы воинского учета, законодательством не предусмотрена.

Но если при заключении трудового договора работник не предъявил документы воинского учета, работодатель обязан проинформировать об этом военный комиссариат (пп. «а», «г» п. 30, пп. «а», «б» п. 32 Положения).

Организация, не сообщившая в военный комиссариат о принятии на работу сотрудника призывного возраста, не предъявившего военный билет, будет считаться нарушившей законодательство о труде (ст. 11 ТК РФ) и, как следствие, может быть привлечена к ответственности в виде штрафа в размере от 30 до 50 тыс. руб. или в виде административного приостановления деятельности на срок до 90 суток. На должностных лиц организации может быть наложен штраф в размере от 1 до 5 тыс. руб. (ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

Отметим, что к ответственности за данное правонарушение не могут быть привлечены предприниматели, поскольку обязанность представления сведений в военный комиссариат возложена только на организации (разд. III Положения).

Если в должностные обязанности менеджера по персоналу не включены функции по ведению воинского учета, такую обязанность можно возложить на него только с его письменного согласия, предусмотрев соответствующую доплату.

Обоснование: Все организации независимо от форм собственности обязаны вести воинский учет своих работников в соответствии с Положением о воинском учете, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 N 719 (далее — Положение).

За состояние воинского учета в организации отвечает руководитель организации (п. 9 Положения).

Согласно п. 12 Положения для осуществления воинского учета в организациях требуется один работник, выполняющий обязанности по совместительству, — при наличии на воинском учете менее 500 граждан.

На основании п. 22 Методических рекомендаций по ведению воинского учета в организациях (утв. Генштабом Вооруженных Сил РФ) персональный состав и функциональные обязанности работников по ведению воинского учета, в том числе бронированию граждан, определяются приказом руководителя организации.

Если в должностные обязанности менеджера по персоналу не включены функции по ведению воинского учета, такую обязанность можно возложить на него только с его письменного согласия, предусмотрев соответствующую доплату.

Статьей 60 Трудового кодекса РФ запрещается требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами.

При совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику производится доплата. Размер доплаты устанавливается по соглашению сторон трудового договора с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы (ст. 151 ТК РФ).

В соответствии со ст. 64 Трудового кодекса РФ запрещается необоснованный отказ в заключении трудового договора.

В силу ст. 65 ТК РФ запрещается требовать от лица, поступающего на работу, документы помимо предусмотренных ТК РФ, иными федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.

На основании ст. 65 ТК РФ при заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, предъявляет работодателю документы воинского учета — для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу.

Исходя из пп. «а» п. 30 Положения о воинском учете, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 N 719, в целях обеспечения постановки граждан на воинский учет по месту работы работники, осуществляющие воинский учет в организациях, проверяют у граждан, принимаемых на работу, наличие отметок в паспортах граждан Российской Федерации об их отношении к воинской обязанности, наличие и подлинность документов воинского учета, а также подлинность записей в них, отметок о постановке на воинский учет по месту жительства или месту пребывания, наличие мобилизационных предписаний (для военнообязанных запаса при наличии в военных билетах отметок о вручении мобилизационного предписания), жетонов с личными номерами Вооруженных Сил Российской Федерации (для военнообязанных при наличии в военном билете отметки о вручении жетона).

Следовательно, законодательством РФ не предусмотрена возможность предъявления при заключении трудового договора копий документов воинского учета. Проверить наличие и подлинность документов воинского учета организации-работодателю возможно только в случае предъявления лицом, поступающим на работу, оригиналов документов воинского учета.

Следовательно, нормативно предусмотрена необходимость предъявления именно оригиналов документов воинского учета — для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу.

Таким образом, работодатель вправе в указанной ситуации отказать в приеме на работу в связи с непредставлением при заключении трудового договора лицом, поступающим на работу, оригиналов документов воинского учета.

· Организация принимает на работу граждан, подлежащих воинскому учету. Какие обязанности по ведению воинского учета она должна исполнять?

При приеме на работу лиц, подлежащих воинскому учету, ответственный за ведение в организации воинского учета сотрудник обязан заполнить разд. II «Сведения о воинском учете» личной карточки работника (форма N Т-2, утвержденная Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1). Заполняется данный раздел на основании документов воинского учета, а именно: удостоверения граждан, подлежащих призыву на военную службу, — для призывников, и военный билет либо временное удостоверение, выданное взамен военного билета, — для граждан, пребывающих в запасе (Указания по применению и заполнению форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, утвержденные Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1, п. п. 14, 27, 28, пп. «а», «б», «в» п. 30 Положения о воинском учете, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 N 719 (далее — Положение), ст. 65 Трудового кодекса РФ).

Если организация, заполняя разд. II личной карточки работника, выявила какие-либо неоговоренные исправления, неточности, подделки, она должна проинформировать об этом соответствующий военкомат (пп. «г» п. 30 Положения). Однако какой-либо ответственности за данное нарушение не установлено.

Далее необходимо в двухнедельный срок со дня приема на работу гражданина, подлежащего воинскому учету, уведомить соответствующий военкомат о принятии на работу гражданина, обязанного состоять на воинском учете. То же самое нужно будет сделать и при увольнении (пп. «а» п. 32 Положения). За нарушение данной обязанности предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере от 300 до 1000 руб. в отношении должностного лица организации, ответственного за военно-учетную работу (далее — должностное лицо) (ч. 3 ст. 21.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

Помимо вышеперечисленных обязанностей, организация также должна:

— по запросу военкомата и органов местного самоуправления направлять в двухнедельный срок необходимые сведения о гражданах, обязанных состоять на воинском учете (пп. «б» п. 32 Положения). За нарушение данной обязанности предусмотрена административная ответственность должностного лица организации в виде штрафа от 300 до 1000 руб. (ч. 3 ст. 21.4 КоАП РФ);

— представлять ежегодно до 1 ноября в соответствующие военные комиссариаты списки граждан мужского пола, которым в следующем году исполнится 17 лет (пп. «в» п. 32, п. 34 Положения). За нарушение данной обязанности предусмотрена административная ответственность должностного лица в виде штрафа от 300 руб. до 1000 руб. (ст. 21.1 КоАП РФ);

— сверять не реже одного раза в год сведения о воинском учете, содержащиеся в личных карточках, со сведениями, содержащимися в документах воинского учета граждан (пп. «г» п. 32 Положения);

— вносить в личные карточки сведения об изменениях семейного положения, образования, структурного подразделения организации, должности, места жительства или места временного пребывания, состояния здоровья граждан, состоящих на воинском учете, и в двухнедельный срок сообщать об указанных изменениях в военные комиссариаты (пп. «е» п. 32 Положения);

— оповещать граждан о вызовах (повестках) военных комиссариатов и обеспечивать им возможность своевременной явки в места, указанные военными комиссариатами (пп. «ж» п. 32 Положения). За нарушение данной обязанности предусмотрена административная ответственность должностного лица в виде штрафа от 500 до 1000 руб. (ст. 21.2 КоАП РФ).

Контролировать ведение организациями воинского учета должны военкоматы в порядке, определенном Министерством обороны РФ (п. 33 Положения). Они же уполномочены рассматривать дела об административных правонарушениях в области воинского учета (ст. 23.11 КоАП РФ). Но на сегодняшний день порядок осуществления контроля Минобороны России не установлен, а следовательно, и проверять организации военкоматы не вправе. Однако сведения о нарушении организацией порядка ведения воинского учета могут поступать в военкоматы из иных источников, например из трудовых инспекций. В этом случае организация может быть привлечена к административной ответственности (гл. 21 КоАП РФ).