Военная служба в рф как вид государственной службы

06.07.2018 Выкл. Автор admin

Содержание:

Военная служба в Российской Федерации

Согласно Конституции РФ гражданин РФ несет военную служ­бу в соответствии с федеральным законом. Федеральным законом, осуществляющим правовое регулирование военной службы, является ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

5.1.1. Понятие военной службы

Военная служба — особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами РФ, а также иностранными гражда­нами в ВС РФ, воинских формированиях и федеральных органах ис­полнительной власти, в которых законом установлено прохождение военной службы. Это особый вид разрешенной государством деятель­ности человека в специально создаваемых им государственных орга­низациях (войсках, воинских формированиях) и органах, решающих задачи в сфере безопасности и обороны государства специфическими (военными) методами.

Граждане, проходящие военную службу, являются военнослу­жащими и имеют статус, установленный ФЗ «О статусе военнослужа­щих».

Задачи и функции военной службы — понятия соотносимые, тесно взаимосвязанные, но не совпадающие. Задачи военной службы имеют исходное значение по отношению к ее функциям, являются их непосредственной предпосылкой. В свою очередь, функции военной службы представляют собой средство реализации, выполнения ее за­дач. Задачи военной службы реализуются посредством осуществления ее функций. Как правило, в законодательстве определены задачи госу­дарственных организаций и органов и их полномочия, а функции оп­ределяются на уровне подзаконного правового регулирования.

К общим функциям военной службы как разновидности го­сударственной службы можно отнести:

— осуществление государственной кадровой политики и ком­плектование Вооруженных Сил, других войск, воинских формирова­ний и органов с учетом способностей и профессиональных качеств военнослужащих и гражданского персонала;

— формирование и ведение перечня воинских должностей, а также реестра государственных должностей государственной службы из числа лиц гражданского персонала;

— организация военной службы и гражданской государственной службы гражданского персонала;

— установление социально-правовых условий и гарантий, необ­ходимых для деятельности военнослужащих и гражданского персона­ла государственных органов и организаций, в которых предусмотрена военная служба;

— планирование и прогнозирование развития военной службы;

— организация и методическое руководство профессиональной подготовкой, переподготовкой (переквалификацией), повышением квалификации и стажировкой военнослужащих;

— установление требований к государственным должностям и квалификационных требований к военнослужащим;

— контроль за деятельностью военнослужащих, анализ состоя­ния и эффективности их служебной деятельности;

— координация деятельности по реализации задач, которые вы­текают из нормативных правовых актов, регламентирующих военно­служебные отношения;

— координация разработки проектов нормативных правовых ак­тов по вопросам организации военной службы;

— другие функции, которые можно свести к общим функциям государственной службы (правоприменительной, правотворческой, правозащитной, регулирующей, организационной и др.), т.е.

Специфические функции военной службы отражают специфи­ку деятельности военнослужащих всех государственных организаций и органов, в которых предусмотрена военная служба. Она нашла от­ражение в специфике возлагаемых на них обязанностей. На военно­служащих возлагаются обязанности по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита РФ, которые тесно связаны с необходи­мостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни.

В сфере обороны и военной безопасности военная служба осуществляет следующие функции:

— обеспечение достаточной обороноспособности и военной безопасности государства;

— борьба с терроризмом;

— установление и поддержание пограничного режима, охрана Государственной границы и др.

Функции военной службы исполняются непрерывно и автома­тично.

Непрерывность военной службы обусловлена спецификой решаемых государственными организациями и органами задач в сфере обороны и безопасности государства. Непрерывность обеспечивается несением боевого дежурства, боевой службы, суточного наряда, вы­полнением других боевых задач в целях сокращения сроков готовно­сти к решению поставленных задач.

Автоматичность военной службы должна обеспечивать ав­томатический характер решения законодательно закрепленных за го­сударственными организациями и органами задач в пределах их пол­номочий.

Военная служба как особый вид государственной службы в Российской Федерации

политология

  • Тазиева Ксения Александровна , студент
  • Башкирский государственный аграрный университет
  • ВОЕННАЯ СЛУЖБА
  • ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА
  • ГОСУДАРСТВО
  • РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
  • ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОРГАН

Похожие материалы

Обеспечение защиты Российской Федерации является одним из важнейших направлений деятельности государства. На государстве, на протяжении всего исторического периода его существования, лежит обязанность осуществления одной из первостепенных задач – «защиты его целостности и независимости».

Защита Отечества является обязанностью и долгом граждан Российской Федерации. В целях обороны и безопасности государства в отдельных федеральных органах исполнительной власти предусматривается военная служба, и создаются специальные военные организации: Вооруженные Силы, другие войска и воинские формирования. Граждане, поступившие или призванные на военную службу, являются военнослужащими, и на них возлагаются обязанности по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, которые связаны с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни [4].

Согласно Федеральному закону от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» военная служба представляет собой вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях или не на воинских должностях в случаях и на условиях, предусмотренных федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства. Таким гражданам присваиваются воинские звания [8-12].

Военная служба, являясь по своей природе и по определению особым видом государственной службы, имеет ряд специфических признаков, отличающих ее от гражданской и военизированной государственной службы. Несмотря на то, что Федеральный закон от 27 мая 2003 г. №58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» «устранил» особенности военной службы, определив ее как вид государственной службы и тем самым, уравняв ее с другими видами, по своему сущностному содержанию военная служба имеет ярко выраженные особенности [1].

Военная служба, кроме отличий, имеет ряд особенностей, выделяющих ее в особый вид государственной службы. Эти особенности представляют собой установления, вытекающие из специфики военного дела, которые существенно влияют на характер служебных взаимоотношений в государственных организациях и органах, в которых граждане исполняют военную службу, порядок возникновения, развития и прекращения военно-служебных отношений [6].

Военная служба, как и государственная служба в целом, организуется и осуществляется с непременным учетом многообразия и специфики сфер государственной деятельности. Деятельность государственных служащих разных ведомств имеет свои особенности, так как они выполняют свойственные данной отрасли задачи, связанные с осуществлением различных функций государства или отдельных их сторон. Деятельность военнослужащих осуществляется в специальных, относительно самостоятельных государственных организациях и органах, ее содержание и организационно-правовые формы определяются государством, предназначением Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов, функциями и задачами, возложенными на них [2], [7].

Основу системы обеспечения военной безопасности Российской Федерации составляют органы, силы и средства обеспечения военной безопасности, осуществляющие меры политического, правового, организационного, экономического, военного и иного характера, направленные на обеспечение безопасности личности, общества и государства от военных угроз [3].

Управленческий аспект характерен, в частности, и для государственных организаций и органов, в которых предусмотрена военная служба. Так, управление Вооруженными Силами Российской Федерации осуществляют министр обороны и Генеральный штаб Вооруженных Сил РФ, являющийся основным органом оперативного управления ими. Управление осуществляется как на федеральном уровне, через специально создаваемый федеральный орган исполнительной власти, так и в самой управляемой системе через специально создаваемые органы управления, которые в Вооруженных Силах РФ называются органами военного управления [13-15].

Таким образом, посредством военной службы не столько обеспечивается исполнение полномочий государственных органов, сколько фактически осуществляются эти полномочия, т.е. военно-служебная деятельность является практической деятельностью по исполнению обязанностей (службы) военнослужащими, проходящими в соответствии с законом военную службу на воинских должностях в государственных органах и организациях, на которые возложены задачи и функции в области обороны и военной безопасности [5]. Которые существенно влияют на характер служебных взаимоотношений в государственных организациях и органах, в которых граждане исполняют военную службу, порядок возникновения, развития и прекращения военно-служебных отношений.

Список литературы

  1. О системе государственной службы Российской Федерации [Электронный ресурс] : Федеральный закон от 27.05.2003 года № 58-ФЗ : принят Гос. Думой 7.07.2004 года : одобр. Советом Федерации 14.05.2002 года (ред. от 13.07.2015) // СПС «Консультант плюс».
  2. Атаманчук, Г.В. Теория государственного управления [Текст] : учебник / Г.В. Атаманчук. – М. : Омега-Л, 2009. – 364 с.
  3. Бахрах, Д.Н. Государственная служба России [Текст]: учебное пособие / Д.Н. Бахрах. – М.: Проспект, 2011. – 350 с.
  4. Макосейчук, И.Г. Государственная гражданская служба [Текст] / И.Г. Макосейчук // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия : Право. – 2010. – № 1. – 100 с.
  5. Стрекозов В. Г. Военное право [Текст] : учебник / В. Г. Стрекозов, А. В. Кудашкин и др. – М. : «За права военнослужащих», 2014. – 640 с.
  6. Цымбал, Е.А. Государственная гражданская служба в РФ как составная часть системы государственной службы [Текст] / Е.А. Цымбал // Юридические науки. – 2012. – № 2. – 56 с.
  7. Лобанов, В. В. Модернизация государственного управления: проблемы и решения [Текст] / В. В. Лобанов // Вопросы государственного и муниципального управления. – 2010. – № 2. – С. 141-142.
  8. ПРИРОДА, ПРАВО, ЮРИДИЧЕСКИЕ СОБЫТИЯ Ханнанов Р.А. Уфа, 2009.
  9. ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Гарипова А.Г., Шапошникова Р.Р. В сборнике: Наука и образование в XXI веке сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 17 частях. 2014. С. 37-38.
  10. РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ Ризванова Р.Р., Гарифуллина А.Ф. В сборнике: Развитие информационных технологий и их значение для модернизации социально-экономической системы Материалы международной научно-практической конференции. 2011. С. 142-143.
  11. РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА КАК СТРАТЕГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ СОВРЕМЕННОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ Гарифуллина Э.Ф., Ханнанова Т.Р. Право и политика. 2012. № 9. С. 1565-1571.
  12. РОЛЬ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СФЕРЕ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ Гарифуллина А.Ф., Хайдарова Л.Р. В сборнике: Развитие информационных технологий и их значение для модернизации социально-экономической системы Материалы международной научно-практической конференции. 2011. С. 39-42.
  13. Самойлов, В. Д. Государственное управление. Теория, механизмы, правовые основы [Текст] : учебник для вузов / В. Д. Самойлов. – Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2013. – 311 с.
  14. САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО – ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ Ханнанов Р.А. Право и политика. 2010. № 7. С. 1234-1249.
  15. СПЕЦИФИКА КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ НА МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ Уразбахтина Р.Р., Ханнанова Т.Р. Законность и правопорядок в современном обществе. 2013. № 15. С. 77-78.

Сетевое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

Следственного комитета РФ

Главная Статьи

27 Апрель 2017 года

Виды государственной службы РФ: государственная гражданская, военная, правоохранительная.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» законодательно закреплено, что система государственной службы включает в себя следующие виды государственной службы:

— государственная гражданская служба;

  • федеральную государственную гражданскую службу;
  • государственную гражданскую службу субъекта РФ;

— военная служба;
— правоохранительная служба.

Государственная гражданская служба подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта Российской Федерации.

Военная служба и правоохранительная служба являются видами федеральной государственной службы.

Другие виды федеральной государственной службы устанавливаются путем внесения изменений и дополнений в настоящий Федеральный закон».

«Государственная гражданская служба — вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации.

Кроме того, ст. 4 Закона дает общее определение федеральной государственной службы:

«Федеральная государственная служба — профессиональная служебная деятельность граждан по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации, а также полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации».

Военная служба — вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства. Таким гражданам присваиваются воинские звания.

Правоохранительная служба — вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина. Таким гражданам присваиваются специальные звания и классные чины.

Военная служба как вид государственной службы. Отличия военной службы

Военная служба, являясь по своей природе и по определению видом государственной службы, имеет ряд специфических признаков, отличающих ее от гражданской и военизированной государственной службы.

Несмотря на то, что Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «устранил» особенности военной службы, определив ее как вид государственной службы и тем самым уравняв ее с другими видами, по своему сущностному содержанию военная служба имеет ярко выраженные особенности.

Семантическое значение слова «особый» заключается в том, что предмет или явление, обладающие определенным свойством, обладают признаками, которых не имеют другие, близкие по своим общим свойствам или признакам предметы или явления.

Применительно к предмету исследования необходимо выявить признаки, которые свойственны только военной службе, детерминированы ее сущностью и не характерны для других видов государственной службы, т. е. особенности военной службы. В то же время разновидности государственной службы, в том числе военная, имеют различия в общих признаках, характеризующих единый правовой институт государственной службы, т. е. можно выделить отличия военной службы.

Наиболее общее отличие специальных видов государственной службы, в том числе и военной службы, от общегражданской государственной службы заключается в предназначении этих видов государственной службы, т. е. в выполняемых ими функциях и задачах.

Для всех специальных видов государственной службы, включая и военную службу, в целом характерны следующие признаки:

— специфика выполняемых задач и функций;

— наличие специальных принципов в организации службы;

— особые условия службы, нередко сопряженные с риском;

— наличие профессиональной специфики;

— особые служебные обязанности (защита жизни и здоровья людей, обеспечение безопасности граждан и установленного порядка управления, прав и публичных интересов граждан, материальных ценностей, охрана общественного порядка и правопорядка и т. д.);

— наличие особых дисциплинарных уставов, положений о дисциплине, учитывающих особенности должностных функций и условия службы сотрудников;

— особые условия и порядок поступления на службу, ее прохождения, присвоения специальных званий, проведения испытательного срока, аттестации, прекращения службы;

— наличие определенного в нормативных административно-правовых актах статуса государственных служащих с установленным кругом прав и обязанностей;

— особый порядок привлечения к видам правовой ответственности (прежде всего административной и материальной);

— специальное обеспечение (денежное содержание, социальные льготы, форменная одежда, знаки различия и т. п.) .

Как видно, многие из перечисленных отличительных признаков имеют особый характер.

Отдельные разновидности государственной службы имеют различия в своем статусе, обусловливающие отличия военной службы от других видов государственной службы Российской Федерации.

1. Федеральная государственная служба предназначена для обеспечения исполнения полномочий государственных органов, т. е. обеспечения осуществления строго определенных задач и функций, возложенных на них государством по предметам ведения Российской Федерации или совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.

Выполнение служебных функций в том или ином звене государственного аппарата имеет свои особенности, выражающиеся в содержании и конкретных организационно-правовых формах их осуществления. Такие особенности имеют место как в организационной структуре самих органов, так и в деятельности служащих (в том числе военнослужащих) каждого ведомства по выполнению возложенных на них задач. Это обусловлено тем, что в отраслевой деятельности государственных органов, в том числе тех, в которых законом предусмотрена военная служба, отражается не целиком та или иная функция, а лишь некоторая часть, характеризующая отдельную ее сторону.

Военная служба, как и государственная служба в целом, организуется и осуществляется с непременным учетом многообразия и специфики сфер государственной деятельности. Деятельность государственных служащих разных ведомств имеет свои особенности, так как они выполняют свойственные данной отрасли задачи, связанные с осуществлением различных функций государства или отдельных их сторон. Деятельность военнослужащих осуществляется в специальных, относительно самостоятельных государственных организациях и органах, ее содержание и организационно-правовые формы определяются государством, предназначением Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов, функциями и задачами, возложенными на них.

Целостность государства и государственный суверенитет обеспечиваются деятельностью ряда государственных органов и организаций.

Вооруженные Силы Российской Федерации предназначены для отражения агрессии, направленной против Российской Федерации, для вооруженной защиты целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, а также для выполнения задач в соответствии с международными договорами Российской Федерации. Привлечение Вооруженных Сил Российской Федерации к выполнению задач с использованием вооружения не по их предназначению производится Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральными законами (ст. 10 Федерального закона «Об обороне»).

Законодательством Российской Федерации до 2001 г. не предусматривалось использование Вооруженных Сил Российской Федерации на собственной территории по своему прямому предназначению — ведение боевых действий. Однако события последних лет показали необходимость их привлечения в отдельных случаях к решению задач в условиях внутригосударственного (немеждународного) конфликта для сохранения целостности государства и обеспечения государственного суверенитета на всей территории государства, для чего потребовалось принятие специального закона.

Пограничные войска охраняют Государственную границу, и в этих целях они имеют право применять оружие, боевую технику и специальные средства (ст. 30 Закона Российской Федерации «О Государственной границе Российской Федерации» от 1 апреля 1993 г. № 4730-1). На внутренние войска МВД России возлагаются следующие задачи: участие совместно с органами внутренних дел Российской Федерации в охране общественного порядка, обеспечении общественной безопасности и режима чрезвычайного положения; охрана важных государственных объектов и специальных грузов; участие в территориальной обороне Российской Федерации; оказание содействия Пограничным войскам Федеральной службы безопасности Российской Федерации в охране Государственной границы Российской Федерации (ст. 2 Федерального закона «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации»). Войска гражданской обороны предназначены для реализации системы мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий (ст. 1 Федерального закона «О гражданской обороне»).

Помимо выполнения задач в сфере обороны и безопасности Отечества, военнослужащие могут быть направлены за пределы Российской Федерации для выполнения задач в соответствии с международными обязательствами. Порядок их использования в указанных случаях установлен Федеральным законом «О порядке предоставления Российской Федерацией военного и гражданского персонала для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности» от 23 июня 1995 г., которым установлено, что военнослужащие в составе воинских формирований могут направляться за пределы территории Российской Федерации для участия в миротворческой деятельности. В соответствии с Концепцией предотвращения и урегулирования конфликтов на территории государств — участников Содружества Независимых Государств, принятой Советом глав государств Содружества Независимых Государств 19 января 1996 г., военный персонал (военнослужащие) могут быть использованы в целях предотвращения и урегулирования вооруженных конфликтов, а также постконфликтного построения мира.

Таким образом, военная служба в отличие от гражданской государственной службы, предназначенной для формирования и реализации государственно-управляющих воздействий, предназначена для реализации функций собственно государства в области обороны и военной безопасности, т. е. является деятельностью военнослужащих в целях обеспечения решения специфических задач по защите Отечества (обороны, в условиях военного и чрезвычайного положения, в период мобилизации и вооруженных конфликтов), а также в соответствии с международными договорами.

Прохождение военной службы осуществляется: а) солдатами, матросами, сержантами, старшинами — по призыву или по контракту; б)
Для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, срок службы указывается в контракте о прохождении военной службы.

Состоящие на действительной военной службе именуются военнослужащими, а состоящие в запасе — военнообязанными. Обе категории подразделяются на солдат, матросов, сержантов, старшин, прапорщиков, мичманов и офицерский состав.

Прохождение военной службы возможно в двух основных вариантах: действительная служба и служба в запасе.
Службу несут солдаты и матросы, сержанты и старшины, прапорщики и мичманы, офицеры (включая генералов и адмиралов).

Действительная военная служба — это служба граждан в Вооруженных Силах Российской Федерации (в воинских частях
Все военнослужащие делятся на составы: солдаты и матросы, сержанты и старшины; прапорщики и мичманы; офицер

Военная служба как вид государственной службы в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

Аннотация научной статьи по государству и праву, юридическим наукам, автор научной работы — Метелкин Олесь Игоревич

Рассматривается развитие особого вида государственной службы в России военной службы . Автором проведено исследование законодательства, регламентирующего положение военнослужащих, начиная с «Табеля о рангах» 1722 г. до современных нормативно-правовых актов. Также в статье раскрыто понятие, сущность и отличительные черты военной службы от иных видов государственных служб Российской Федерации

Похожие темы научных работ по государству и праву, юридическим наукам , автор научной работы — Метелкин Олесь Игоревич,

Military Service as a Type of State Service in the Russian Federation

The development of state service in the Russian-military service special type is described. The investigation of the legislation regulating the status of servicemen, starting with the «Table of ranks» 1722 to modern normative-legal acts performed by the author is described. The notion, essence and distinctive features of the military service as other types of state services in the Russian Federation are also revealed in the article

Текст научной работы на тему «Военная служба как вид государственной службы в Российской Федерации»

Метелкин Олесь Игоревич Oles Metelkin

ВОЕННАЯ СЛУЖБА КАК ВИД ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

MILITARY SERVICE AS A TYPE OF STATE SERVICE IN THE RUSSIAN FEDERATION

Рассматривается развитие особого вида государственной службы в России — военной службы. Автором проведено исследование законодательства, регламентирующего положение военнослужащих, начиная с «Табеля о рангах» 1722 г. до современных нормативно-правовых актов. Также в статье раскрыто понятие, сущность и отличительные черты военной службы от иных видов государственных служб Российской Федерации

Ключевые слова: военная служба, государственная служба, Вооруженные Силы Российской Федерации

Во все времена, начиная с Петра I, престиж армии был особым положением воина, его социальной защищенностью.

В дореволюционной России профессия офицера являлась одной из самых уважаемых и социально значимых.

Высокий статус офицера в русском обществе ХУП1-Х1Х вв. подготовлен бытовавшим с раннего средневековья на Руси отношением к воинской службе. Носить оружие и быть воином считалось благородным делом. Занятие это из поколения в поколение давало основание считать свой род благородным. Законодательством Российской империи офицерский корпус был отнесен к высшему сословию. Петр I, формируя государственный аппарат, писал: «Всем офицерам дать дворянство и первое место среди дворян». Его знаменитым «Табели о рангах» (1722 г.) [1] четко определено место

The development of state service in the Russian-military service special type is described. The investigation of the legislation regulating the status of servicemen, starting with the «Table of ranks» 1722 to modern normative-legal acts performed by the author is described. The notion, essence and distinctive features of the military service as other types of state services in the Russian Federation are also revealed in the article

Key words: military service, civil service, the Armed Forces ofthe Russian Federation

офицера в иерархии не только военной, но и гражданской службы. Данным законом военные чины объявлялись выше соответствующих гражданских и даже придворных чинов. Так, все лица любого происхождения, достигшие первого офицерского чина

— 14 класса (прапорщика), получали потомственное дворянство (передававшееся детям, жене), на гражданской службе потомственное дворянство достигалось лишь с получением чина 8 класса (коллежского асессора).

В России XVIII в. офицер являлся, прежде всего, представителем государственной власти, а не только военным профессионалом. Офицеры имели высокий социальный статус. Они обладали наиболее престижным статусом в русском обществе того времени. И нет ничего случайного в том, что именно этот период ознаменован самыми славными

победами русского оружия, именно за это время Россия раздвинула свои границы в Европе предельно далеко, именно в то время она была сильнейшей державой мира, занимая в нем такое положение, какое не занимала никогда. Можно сказать, что вторая половина XVIII и первая половина XIX столетий были «золотым веком» русской государственности.

За время своего существования Советский Союз принимал участие во многих войнах как на своей территории, так и на территории других государств. Для этих целей ему была нужна достаточно большая профессиональная армия. С целью привлечения в армию молодежи и квалифицированных кадров была развернута пропаганда военной службы и принят ряд законов о правах и обязанностях военнослужащих.

Военная служба считалась престижной. Со школьной скамьи советский человек готовился стать защитником родины и считал это почетной обязанностью. Руководство страны всячески проявляло заботу о военнослужащих. «. Партия воспитывает коммунистов, всех советских людей в духе постоянной готовности к защите социалистической отчизны, любви к своей армии. Она будет всесторонне способствовать дальнейшему развитию деятельности общественных оборонных организаций. Защита отечества, служба в Советских Вооруженных Силах — высокая и почетная обязанность советского гражданина. » [2].

Государство заботилось не только о военнослужащих, но и проявляло большую заботу о военно-патриотическом воспитании молодежи с целью подготовки кадров для службы в армии. Формирование точки зрения о престижности военной службы начиналось именно в школе. В школах и на предприятиях молодежь проходила начальную военную подготовку, положение о которой было утверждено Министром обороны СССР 17 июня 1968 г.

Осознавая, что армия должна состоять из грамотных и профессионально подготовленных кадров, государство принимает меры к повышению образовательного уровня военнослужащих [3], и поэтому в то

время было принято достаточно много нормативных актов, регламентирующих этот вопрос.

Среднее военное и специальное образование в Вооруженных Силах осуществлялось через систему средних военно-учебных заведений [4].

В целях обеспечения возможности получения военнослужащими среднего военно-специального образования без отрыва от службы существовало «Положение об экстернате при военных училищах Министерства обороны СССР» (приказ Министра обороны от 25 сентября 1974 г. № 218).

Военнослужащие также пользовались различными льготами в области образования [5] и имели льготы при поступлении в средние специальные и высшие учебные заведения, прописанные в правилах приема в эти учебные заведения.

Законодательство советского периода являлось необходимым и действенным средством государственного регулирования общественных отношений в области устройства, комплектования, жизни и деятельности Вооруженных Сил. В этот период оно служило надежным средством охраны боеспособности Вооруженных Сил, воинской дисциплины, уставного порядка несения воинской службы, прав и законных интересов военнослужащих.

В 70-80-хгг. XX в. принят ряд законов, определяющих права, свободы, обязанности и ответственность военнослужащих, а также основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.

В соответствии с этими законами военнослужащие подразделялись на ряд категорий: военнослужащие срочной службы, военнослужащие сверхсрочной службы, прапорщики и мичманы, офицерский состав, военнослужащие-женщины [6].

В названных законах достаточно полно регламентировались порядок приема на военную службу и увольнения, права и обязанности данной категории военнослужащих, правовые гарантии социальной защиты. Помимо этого обязанности воен-

нослужащих и действия их в определенных ситуациях прописывались в Уставах Вооруженных Сил СССР.

На тот период правовая база по этому вопросу была достаточно полной и охватывала практически все аспекты жизни военнослужащих. Но с принятием 12 декабря 1993 г. Конституции Российской Федерации и в связи с переменами, произошедшими в нашем обществе, возникла необходимость принятия нового закона о статусе военнослужащих.

Новая конституция нашей страны потребовала коренного изменения многих ранее принятых законов и подзаконных актов. Это не обошло стороной Вооруженные Силы и спецслужбы государства.

В свете происходящих в стране перемен принят ряд новых нормативных правовых актов, среди которых: Федеральные законы «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 г. № 53-Ф3, «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ, Указ Президента РФ от 16 мая 1996 г. № 722 «О переходе к комплектованию воинских должностей, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами, гражданами, поступающими на военную службу по контракту» (в редакции Указа Президента РФ от 11 ноября 1998 г. № 1356) и др.

В условиях рыночной экономики, спада производства и нехватки бюджетных средств военнослужащие представляют одну из категорий населения страны, которая становится все более малочисленной из-за продолжающегося сокращения численности Вооруженных Сил, которой весьма необходима поддержка государства и правовая защита. Следует отметить, что Вооруженные Силы — это важный политический институт любого государства, от которого зависит его безопасность и поэтому

военная служба всегда почетна.

Военная служба — особый вид федеральной государственной службы [7], представляющей профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства.

Она имеет высокую значимость для всего общества. К ней применимы следующие общие принципы государственной службы в Российской Федерации:

— приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты;

— равный доступ граждан к государственной службе;

— открытость государственной службы и ее доступность общественному контролю, объективное информирование общества о деятельности государственных служащих;

— профессионализм и компетентность государственных служащих;

— защита государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц.

Важной особенностью военной службы является обязательное принятие присяги каждым гражданином, впервые зачисленным на службу. После ее принятия военнослужащий приобретает полный объем своих служебных прав и обязанностей. Нарушение военной присяги влечет за собой дисциплинарную или уголовную ответственность.

1. Военно-энциклопедический словарь. — М.: Военноеиздательство, 1986. — С. 722.

2. Из программы Коммунистической партии Советского Союза «Справочник по законодательству для офицеров советской армии и флота». — М.: Военное издательство Министерства обороны СССР, 1977.-С.9-10.

3. Приказом Министра обороны СССР от 8 января 1976 г. № 4 введено в действие «Положение об обучении офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы в вечерних и заочных высших и средних специальных гражданских учебных заведениях».

4. «Положение о средних военных училищах Вооруженных Сил СССР». Введено в действие приказом Министра обороны СССР от 8 мая 1962 г. № 120.

5. Закон СССР «О всеобщей воинской обязанности» от 12 октября 1967 г. Ст. 43.

6. Для каждой из этих категорий был разработан отдельный закон («Положение о прохождении военной службы офицерским составом ВС СССР», «Положение о прохождении действительной сверхсрочной службы в ВС СССР» и т.д.), кроме того, существовало Положение о льготах для военнослужащих, военнообязанных, лиц, уволенных с военной службы в отставку, и их семей, утвержденное постановлением СМ СССР от 17 февраля 1981 г. № 193, и ряд других законов, касающихся различных прав, свобод и обязанностей военнослужащих.

7. Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 г. № 53-Ф3. Ст. 39.

Коротко об авторе____________________________________________________Briefly about the author

Метелкин О.И., аспирант, Читинский государс- О. Metelkin, post-graduate, ChitaStateUniversity твенныйуниверситет (ЧитГУ)

Научные интересы: военная наука, военное уп- Scientific interests: military science, military control,

равленпе, политология, военно-политические про- politology,militaryandpoliticalprocesses