Внесение изменений в бюджетный кодекс на 2018 год

06.07.2018 Выкл. Автор admin

Изменение Бюджетного кодекса РФ с 4 августа 2018 года

4 августа 2018 года вступила в силу новая редакция Бюджетного кодекса РФ. Законодатели уточнили порядок ратификации договоров о государственных внешних заимствованиях Российской Федерации.

Редакцию Бюджетного кодекса РФ с 4 августа 2018 года изменил Федеральный закон от 03.08.2018 № 328-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации», который вступил в силу в день официального опубликования. Этот документ Совет Федерации одобрил 28 июля 2018 года, а Президент России Владимир Путин подписал накануне. В БК РФ изменилась всего две статьи.

Порядок ратификации договоров о государственных внешних заимствованиях Российской Федерации

В новой редакции Бюджетного кодекса РФ пункты 3-6 статьи 108 БК РФ , определяющие программу государственных внешних заимствований РФ, утратили силу, в частности, теперь не нужно учитывать в программе государственных внешних заимствований РФ:

  • все займы, величина которых превышает сумму, эквивалентную 10 миллионам долларов США, на весь срок займа;
  • объем, детализированный по конкретным займам не менее 85% общего объема внешних заимствований;
  • соглашения о займах, заключенные в предыдущие годы, если такие соглашения не утратили силу в установленном порядке.

Также у Правительства РФ или уполномоченного им Министерства финансов РФ больше нет права осуществлять внешние заимствования, не включенные в программу государственных внешних заимствований РФ, даже если указанные внешние заимствования осуществляются в процессе реструктуризации государственного внешнего долга РФ, или если такая операция приводит к снижению расходов на обслуживание государственного внешнего долга РФ

Статья 109 БК РФ «Ратификация договоров о государственных внешних заимствованиях Российской Федерации» изложена в новой редакции:

Ратификации подлежат договоры о государственных внешних заимствованиях РФ с международными финансовыми организациями, учредительные документы которых ранее не были ратифицированы по основаниям, предусмотренным статьей 15 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 101-ФЗ «О международных договорах РФ».

Изменения в Бюджетном кодексе РФ с 20 июля 2018 года

С 20 июля 2018 года начала действовать новая редакция Бюджетного кодекса РФ. Законодатели усовершенствовали порядок принятия решений о направлении инвестиций из бюджета в объекты капитального строительства. Кроме того, обновлен порядок применения бюджетных мер принуждения.

Редакцию Бюджетного кодекса РФ с 20 июля 2018 года изменил Федеральный закон от 19.07.2018 № 222-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ и статью 4 Федерального закона «О внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», частично вступивший в силу в день официального опубликования. Законодатели решили уточнить порядок применения бюджетных мер принуждения.

Особенности применения бюджетных мер принуждения

Изменилась редакция пункта 6 статьи 306.2 БК РФ . Решения о применении бюджетных мер принуждения принимают финансовые органы и органы Федерального казначейства (их должностные лицаи) на основании уведомления о применении бюджетных мер принуждения органа государственного (муниципального) финансового контроля за совершение бюджетного нарушения. Такие решения, в соответствии с новой редакцией статьи, принимаются, в том числе, в течение 30 календарных дней после получения финансовым органом уведомления о применении бюджетных мер принуждения. А исполнение этих решений должно происходить в срок до 1-го года со дня принятия такого решения.

Абзац второй данной статьи о том, что:

отсутствие в уведомлении о применении бюджетных мер принуждения оснований для применения бюджетных мер принуждения или его формирование и направление в финансовый орган с нарушениями порядка, установленного в соответствии с пунктом 3 статьи 268.1 БК РФ или пунктом 3 статьи 269.2 БК РФ , является основанием для принятия финансовым органом решения об отказе в применении бюджетных мер принуждения.

утратил силу с 20 июля 2018 года. Вместо него в статью введен новый абзац такого содержания:

  • Министерства финансов РФ,
  • финансового органа субъекта РФ,
  • финансового органа муниципального образования

срок исполнения бюджетной меры принуждения, указанный в абзаце первом настоящего пункта, может быть продлен в случаях и на условиях, установленных соответствующим финансовым органом в соответствии с общими требованиями, определенными Правительством РФ.

Также изменилась редакция пункта 1 статьи 306.3 БК РФ . В соответствии с новым текстом ее первого абзаца, финансовые органы принимают решения:

  • о применении бюджетных мер принуждения,
  • об изменении бюджетных мер принуждения,
  • об отмене таких мер принуждения,
  • об отказе в применении бюджетных мер принуждения

в случаях и порядке, установленных Правительством РФ. Кроме того, такие финансовые органы должны направлять соответствующие решения о применении бюджетных мер принуждения, об их изменении или отмене Федеральному казначейству (финансовым органам субъектов РФ или муниципальных образований). Копии соответствующих решений должны быть также направлены органам государственного (муниципального) финансового контроля и объектам контроля.

Определено, что текст такого решения уполномоченного финансового органа должен содержать информацию:

  • о бюджетном нарушении, указанном в уведомлении о применении бюджетных мер принуждения;
  • об объекте контроля, допустившем бюджетное нарушение;
  • о бюджетной мере принуждения и сроках ее исполнения.

У министра финансов стало меньше прав

Пункт 6 статьи 166 БК РФ , дающий право министру финансов в случае выявления бюджетных нарушений принять решение:

  • о бесспорном взыскании суммы средств, предоставленных из федерального бюджета другому бюджету бюджетной системы РФ, и (или) суммы платы за пользование указанными средствами и пеней за их несвоевременный возврат;
  • о приостановлении предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) из федерального бюджета,

утратил силу с 20 июля 2018 года.

Остальные поправки в БК РФ об инвестировании в капитальное строительство начнут действовать с 1 января 2019 года.

Федеральный закон от 19 июля 2018 г. N 222-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и статью 4 Федерального закона «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»

Документ является поправкой к

Принят Государственной Думой 5 июля 2018 года

Одобрен Советом Федерации 13 июля 2018 года

Внести в Бюджетный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3823; 2000, N 32, ст. 3339; 2004, N 34, ст. 3535; 2005, N 1, ст. 8; 2006, N 6, ст. 636; N 45, ст. 4627; 2007, N 18, ст. 2117; N 45, ст. 5424; 2008, N 30, ст. 3597; N 48, ст. 5500; 2009, N 1, ст. 18; N 15, ст. 1780; N 29, ст. 3629; N 48, ст. 5733; 2010, N 19, ст. 2291; N 31, ст. 4185; N 40, ст. 4969; 2011, N 15, ст. 2041; N 49, ст. 7039; 2012, N 31, ст. 4316; N 50, ст. 6967; N 53, ст. 7593; 2013, N 19, ст. 2331; N 27, ст. 3473; N 31, ст. 4191; N 52, ст. 6983; 2014, N 26, ст. 3389; N 40, ст. 5314; N 43, ст. 5795; N 48, ст. 6656, 6664; N 52, ст. 7560; 2015, N 51, ст. 7252; 2016, N 1, ст. 26; N 7, ст. 911; N 22, ст. 3093; N 27, ст. 4278; N 49, ст. 6852; 2017, N 14, ст. 2007; N 30, ст. 4458; N 31, ст. 4811; N 47, ст. 6841; 2018, N 1, ст. 18; N 24, ст. 3408) следующие изменения:

1) абзац второй пункта 8 статьи 78 дополнить предложением следующего содержания: «В случае, если подготовка обоснования инвестиций для объекта капитального строительства в соответствии с законодательством Российской Федерации является обязательной, указанные решения в отношении таких объектов капитального строительства принимаются в том числе на основании подготовленного в установленном законодательством Российской Федерации порядке обоснования инвестиций и результатов его технологического и ценового аудита, а также утвержденного задания на проектирование.»;

2) статью 78 2 дополнить пунктом 3 1 следующего содержания:

«3 1 . В случае, если подготовка обоснования инвестиций для объекта капитального строительства в соответствии с законодательством Российской Федерации является обязательной, решения о предоставлении субсидий на осуществление капитальных вложений в такие объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности принимаются в том числе на основании подготовленного в установленном законодательством Российской Федерации порядке обоснования инвестиций и результатов его технологического и ценового аудита, а также утвержденного задания на проектирование.

Порядок принятия решений о предоставлении субсидий на подготовку обоснования инвестиций и проведение его технологического и ценового аудита из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местного бюджета и порядок предоставления указанных субсидий, включая требования к соглашениям о предоставлении субсидий, срокам и условиям их предоставления, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.

Решения о предоставлении субсидий на подготовку обоснования инвестиций и проведение его технологического и ценового аудита из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации принимаются Правительством Российской Федерации.»;

3) пункт 2 статьи 78 3 дополнить предложением следующего содержания:

«В случае, если подготовка обоснования инвестиций для объекта капитального строительства в соответствии с законодательством Российской Федерации является обязательной, указанные решения в отношении таких объектов капитального строительства принимаются в том числе на основании подготовленного в установленном законодательством Российской Федерации порядке обоснования инвестиций и результатов его технологического и ценового аудита, а также утвержденного задания на проектирование.»;

4) статью 79 дополнить пунктом 3 1 следующего содержания:

«3 1 . В случае, если подготовка обоснования инвестиций для объекта капитального строительства в соответствии с законодательством Российской Федерации является обязательной, решения о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в такие объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности принимаются в том числе на основании подготовленного в установленном законодательством Российской Федерации порядке обоснования инвестиций и результатов его технологического и ценового аудита, а также утвержденного задания на проектирование.

Порядок принятия решений об осуществлении бюджетных инвестиций на подготовку обоснования инвестиций и проведение его технологического и ценового аудита за счет средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местного бюджета и порядок осуществления указанных бюджетных инвестиций устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.

Решения об осуществлении бюджетных инвестиций на подготовку обоснования инвестиций и проведение его технологического и ценового аудита за счет средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации принимаются Правительством Российской Федерации.»;

5) пункт 1 статьи 80 дополнить абзацем следующего содержания:

«В случае, если подготовка обоснования инвестиций для объекта капитального строительства в соответствии с законодательством Российской Федерации является обязательной, решения, указанные в абзаце втором настоящего пункта, в отношении таких объектов капитального строительства принимаются в том числе на основании подготовленного в установленном законодательством Российской Федерации порядке обоснования инвестиций и результатов его технологического и ценового аудита, а также утвержденного задания на проектирование.»;

6) абзац третий пункта 4 статьи 94 после слов «использования бюджетных ассигнований резервного фонда Президента Российской Федерации, бюджетных ассигнований Федерального дорожного фонда» дополнить словами «и бюджетных ассигнований, источником формирования которых является Фонд развития,», дополнить словами «и бюджетных ассигнований, источником формирования которых является Фонд развития»;

7) пункт 6 статьи 166 признать утратившим силу;

8) абзац первый пункта 1 статьи 179 1 после слов «или на приобретение объектов недвижимого имущества в государственную собственность Российской Федерации» дополнить словами «, а также бюджетные инвестиции и предоставление субсидий на подготовку обоснования инвестиций и проведение его технологического и ценового аудита, если подготовка обоснования инвестиций в соответствии с законодательством Российской Федерации является обязательной,»;

9) дополнить статьей 179 5 следующего содержания:

«Статья 179 5 . Фонд развития

1. Фонд развития — часть средств федерального бюджета, являющаяся источником формирования бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение мероприятий государственных программ Российской Федерации в соответствии с порядком, устанавливаемым Правительством Российской Федерации.

2. Предельный объем Фонда развития устанавливается ежегодно федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период до достижения в 2024 году суммы до 3 500 000 000 тысяч рублей.

3. Одновременное финансовое обеспечение мероприятий государственных программ Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований, источником формирования которых является Фонд развития, и бюджетных ассигнований Федерального дорожного фонда не допускается.»;

10) пункт 3 статьи 199 дополнить словами «, а также установленного в соответствии с пунктом 2 статьи 179 5 настоящего Кодекса предельного объема Фонда развития»;

11) абзац третий пункта 2 статьи 213 после слов «Фонда национального благосостояния)» дополнить словами «, суммы увеличения предельного объема Фонда развития»;

12) абзац одиннадцатый пункта 3 статьи 217 дополнить словами «, а также в целях подготовки обоснования инвестиций и проведения его технологического и ценового аудита, если подготовка обоснования инвестиций в соответствии с законодательством Российской Федерации является обязательной»;

13) пункт 2 статьи 264 10 дополнить подпунктом 7 3-1 следующего содержания:

«7 3-1 ) информация об использовании бюджетных ассигнований, источником формирования которых является Фонд развития, за отчетный финансовый год;»;

14) в пункте 6 статьи 306 2 :

а) в абзаце первом слова «Бюджетные меры принуждения, предусмотренные» заменить словами «Решения о применении бюджетных мер принуждения, предусмотренных», слово «применению» заменить словом «принятию», дополнить словами «и исполнению в срок до одного года со дня принятия указанного решения»;

б) абзац второй признать утратившим силу;

в) дополнить абзацем следующего содержания:

«По решению Министерства финансов Российской Федерации, финансового органа субъекта Российской Федерации, финансового органа муниципального образования срок исполнения бюджетной меры принуждения, указанный в абзаце первом настоящего пункта, может быть продлен в случаях и на условиях, установленных соответствующим финансовым органом в соответствии с общими требованиями, определенными Правительством Российской Федерации.»;

15) в пункте 1 статьи 306 3 :

а) абзац первый изложить в следующей редакции:

«1. Финансовые органы принимают решения о применении бюджетных мер принуждения, решения об их изменении, их отмене или решения об отказе в применении бюджетных мер принуждения в случаях и порядке, установленных Правительством Российской Федерации, а также направляют решения о применении бюджетных мер принуждения, решения об их изменении, их отмене Федеральному казначейству (финансовым органам субъектов Российской Федерации или муниципальных образований), копии соответствующих решений — органам государственного (муниципального) финансового контроля и объектам контроля.»;

б) дополнить абзацем следующего содержания:

«Решение о применении бюджетных мер принуждения должно содержать информацию о бюджетном нарушении, указанном в уведомлении о применении бюджетных мер принуждения, об объекте контроля, допустившем бюджетное нарушение, о бюджетной мере принуждения и сроках ее исполнения.».

Внести в статью 4 Федерального закона от 30 ноября 2016 года N 409-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 49, ст. 6852; 2017, N 47, ст. 6841) следующие изменения:

а) пункт 2 изложить в следующей редакции:

а) с 1 января по 30 июня включительно — по нормативу 42,9 процента в федеральный бюджет, по нормативу 57,1 процента — в бюджеты субъектов Российской Федерации;

б) с 1 июля по 31 декабря включительно — по нормативу 15,59 процента в федеральный бюджет, по нормативу 84,41 процента — в бюджеты субъектов Российской Федерации;»;

б) пункт 3 изложить в следующей редакции:

а) с 1 января по 31 января включительно — по нормативу 13,35 процента в федеральный бюджет, по нормативу 86,65 процента — в бюджеты субъектов Российской Федерации;

б) с 1 февраля по 31 декабря включительно — по нормативу 41,9 процента в федеральный бюджет, по нормативу 58,1 процента — в бюджеты субъектов Российской Федерации;»;

2) в части 2 слова «в 2018 году — 0,45, в 2019 году — 0,36» заменить словами «в 2018 году — 0,54, в 2019 году — 0,37».

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2019 года, за исключением пунктов 7, 14 и 15 статьи 1 и статьи 2 настоящего Федерального закона.

2. Пункты 7, 14 и 15 статьи 1 и статья 2 настоящего Федерального закона вступают в силу со дня официального опубликования настоящего Федерального закона.

3. Положения абзаца второго пункта 8 статьи 78, пункта 3 1 статьи 78 2 , пункта 2 статьи 78 3 , пункта 3 1 статьи 79 и абзаца третьего пункта 1 статьи 80 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) применяются к объектам капитального строительства, решения (изменения в решения в связи с увеличением стоимости и (или) изменением мощности объекта) о финансовом обеспечении которых за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации принимаются (вносятся) после 1 января 2019 года.

4. Положения абзаца третьего пункта 4 статьи 94, статьи 179 5 , пункта 3 статьи 199, абзаца третьего пункта 2 статьи 213 и подпункта 7 3-1 пункта 2 статьи 264 10 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) в части, касающейся Фонда развития, применяются к правоотношениям, возникающим при составлении и исполнении федерального бюджета, начиная с федерального бюджета на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов, и действуют до 31 декабря 2024 года включительно.

5. Действие положений пункта 2 части 1 статьи 4 Федерального закона от 30 ноября 2016 года N 409-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2018 года.

Правительство России

О внесении в Госдуму законопроекта о внесении изменений в Бюджетный кодекс

Распоряжение от 29 сентября 2018 года №2082-р. Законопроект разработан в целях создания надлежащих правовых условий для подготовки проекта федерального закона «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов». В связи с внесением изменений в Налоговый кодекс предлагается закрепить в Бюджетном кодексе нормативы распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации доходов от уплаты отдельных налоговых платежей.

Распоряжение от 29 сентября 2018 года №2082-р

Проект федерального закона «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – законопроект) внесён Минфином России.

Законопроект разработан в целях создания надлежащих правовых условий для подготовки проекта федерального закона «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» и его последующего исполнения.

В связи с внесением изменений в Налоговый кодекс предлагается закрепить в Бюджетном кодексе нормативы распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации доходов от уплаты отдельных налоговых платежей.

В целях частичной компенсации выпадающих доходов субъектов Федерации в связи с исключением Федеральным законом от 3 августа 2018 года №302-ФЗ с 2019 года движимого имущества из объектов обложения налогом на имущество организаций предлагается начиная с 2019 года установить нормативы зачисления акцизов на алкогольную продукцию крепостью свыше 9% в бюджеты субъектов Федерации на уровне 80% и в федеральный бюджет – 20% (в настоящее время Бюджетным кодексом установлен норматив зачисления этих акцизов в консолидированные бюджеты субъектов Федерации в размере 50%).

Дополнительные поступления в региональные бюджеты от реализации этой нормы составят в 2019 году – 58,98 млрд рублей, в 2020 году – 62 млрд рублей, в 2021 году – 65,6 млрд рублей, в 2022 году – 67,7 млрд рублей, в 2023 году – 71,4 млрд рублей, в 2024 году – 75,4 млрд рублей.

Законопроектом также предусматривается поэтапная передача акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимые в России, из федерального бюджета в консолидированные бюджеты субъектов Федерации. Эта норма направлена на реализацию Указа Президента России от 7 мая 2018 года №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» с учётом необходимости увеличения объёма доходов консолидированных бюджетов субъектов Федерации и региональных дорожных фондов.

В целях доведения к 2024 году доли бюджетов субъектов Федерации в распределении доходов от уплаты акцизов на нефтепродукты до 100% и соответствующего снижения доли зачисления этих доходов в федеральный бюджет законопроектом предлагается внести изменения, которыми предусматривается закрепить временные (до 2024 года) значения нормативов зачисления таких доходов в региональные бюджеты: в 2020 году – 66,6%, в 2021 году – 74,9%, в 2022 году – 83,3%, в 2023 году – 91,6%. С 1 января 2024 года предлагается закрепить в Бюджетном кодексе на постоянной основе норматив зачисления 100% доходов от таких акцизов в бюджеты субъектов Федерации.

Дополнительные поступления в бюджеты субъектов Федерации составят в 2020 году – 57,02 млрд рублей, в 2021 году – 121,8 млрд рублей, в 2022 году – 192,7 млрд рублей, в 2023 году – 269,7 млрд рублей, в 2024 году – 355,2 млрд рублей.

Кроме того, законопроектом предлагается продлить на 2021–2024 годы временные положения Федерального закона от 27 ноября 2017 года №345-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные акты Российской Федерации» в части распределения между бюджетами бюджетной системы налога на прибыль организаций при выполнении соглашений о разделе продукции, заключённых до дня вступления в силу Федерального закона от 30 декабря 1995 года №225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» и не предусматривающих специальных налоговых ставок для зачисления этого налога в федеральный и региональный бюджеты (75% в бюджет субъекта Федерации).

В порядке настройки механизма использования средств Фонда развития в рамках проектов в сфере дорожного хозяйства законопроектом предусматривается исключить положения о недопустимости одновременного финансирования государственных программ за счёт Фонда развития и Федерального дорожного фонда.

Бюджетный кодекс РФ (БК РФ) 2018 — 2019

БК РФ в последней действующей редакции от 3 августа 2018 года.

! Кодекс имеет новую редакцию, вступающую в силу 1 января 2019 года.
Посмотреть изменения в будущей редакции

Вы можете сравнить редакции данного кодекса, выбрав даты вступления редакций в силу и нажать на кнопку «Сравнить». Все последние изменения и дополнения откроются перед Вами как на ладони.

Договор-Юрист.Ру постоянно следит за актуализацией кодексов и законов.

Так, например, Бюджетный кодекс имеет будущую редакцию только от 1 января 2019 года

Шансов найти более свежую действующую редакцию — нет.

Бюджетный кодекс Российской Федерации – систематизированный свод правил, которые устанавливают правовой статус участников бюджетного процесса, и правила привлечения их к ответственности за нарушения бюджетного законодательства. Основными задачами Бюджетного законодательства является урегулирование отношений в сфере бюджетного формирования доходов и расходов бюджетов, государственного и муниципального долга.

Настоящий Бюджетный Кодекс действует на территории Российской Федерации с января 2000 года, состоит из пяти частей, включающих общие положения о бюджете, бюджетной системе, бюджетном процессе и ответственности за нарушения в сфере бюджетного законодательства. Бюджетный кодекс охватывает сферы Федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов, фондов медицинского страхования и местных бюджетов.

Бюджетным кодексом устанавливается классификация бюджетов, которая определяет доходы, расходы, источники финансирования, дефициты бюджетов и другие операции государственного распределения средств.

Бюджетный кодекс России 2018

Бюджетный кодекс регулирует взаимоотношения лиц, участвующих в формировании государственного бюджета. Такие лица в данном кодексе называются субъектами бюджетных правоотношений (ст. 1). Кодекс устанавливает их статус и ответственность.

Бюджетная система

Вторая часть кодекса, состоящая из трёх глав, целиком посвящена устройству бюджетной системы государства российского. Это не констатация факта, а законом установленная и закреплённая норма. Изменения бюджетной системы в этом случае возможно только после осуществления процедуры внесения изменений в данный кодекс.

Бюджетная система страны построена по принципу иерархии территориального деления. Она слагается из бюджетов федерального, субъектного и местного уровней. Соответственно устроена и правовая форма бюджетов разного уровня (ст. 11). Каждый бюджет утверждаются в виде законов федерального, регионального и муниципального уровней.

Для целей контроля вводится единая бюджетная классификация (Глава 4 БК РФ). Она основана на делении по принципам доходов, расходов, особенностей финансирования в условиях дефицита, операций управления (ст. 19). Для идентификации этих категорий вводятся коды, в которых зашифрованы (ст. 20, 21, 23, 23.1):

  • виды и другие категории доходов;
  • администраторы доходов, расходов и финансирования дефицитов;
  • распорядители средств;
  • категории расходов;
  • источники финансирования дефицитов;
  • операции сектора бюджетного госуправления.

С помощью такой классификации и кодирования создаётся единая система формирования бюджета, управления его динамикой, контроля доходной и расходной части. В конечном итоге всё бюджетное законодательство страны создаёт основу для поддержания баланса доходов и расходов, которые и формирует бюджет.

Основные блоки кодекса

Данный документ разделён на 5 частей, 10 разделов и 30 глав. Это говорит о том, что кодекс содержит большое количество информации, разделённой на множество крупных и мелких блоков. Такая насыщенность продиктована необходимостью унификации процесса для обеспечения принципов непрерывности формирования, обеспечения и выполнения бюджетов любых иерархических уровней.

Всю информацию, сконцентрированную в Бюджетном кодексе РФ, можно объединить в следующие информационные блоки.

  1. Бюджетная система, её характеристики и принципы функционирования. Иерархия системы формируется по принципам единства, самостоятельности, равенства, сбалансированности, совокупного покрытия расходов, прозрачности, достоверности и адресности (ст. 28 БК).
  2. Доходы. Общий перечень доходов бюджетов любого уровня универсален. Однако каждый иерархический уровень формирует свою доходную часть из доминирующих поступлений. Такое сочетание унифицированности и специфичности связано с тем, что на каждом уровне существуют свои налоговые и не налоговые поступления, которые и создают специфику.
  3. Расходы. Эта часть процесса осуществляется в плановом порядке и в соответствии с расходными обязательствами данного бюджетного иерарха (ст. 65 и 84).
  4. Сбалансированность. Этот блок раскрывается с помощью нормативов, посвящённых дефициту бюджета (Глава 13), использованию доходов от нефтегазовой сферы экономики, регулированию внутреннего и внешнего долга, межбюджетным трансфертам.
  5. Бюджетный процесс. Это непрерывная цепь действий уполномоченных лиц, которые участвуют в формировании проекта, его утверждения, а так же учёта, исполнения и контроля бюджета как закона. Участниками этого процесса являются персоналии, наделённые соответствующими полномочиями (президент, главы исполнительных и законодательных органов власти), Центробанк, органы финконтроля, распорядители, администраторы и получатели средств (ст. 152 БК РФ).
  6. Проекты. Это первая стадия процесса, которая напрямую зависит от того, как был сформирован и выполнен бюджет предыдущего финансового года. Такая зависимость основана на главном принципе составления проекта – учёте прогноза социально-экономического развития страны и конкретного территориального образования (ст. 169).
  7. Исполнение. Оно осуществляется с помощью кассового плана и сводной бюджетной росписи (ст. 215.1). Кассовый план выполняет функцию каркаса выполнения бюджета. В нём определяется максимально допустимый объём средств, которые используются для финансовых операций (ст. 217.1).
  8. Финансовый контроль. БК РФ предусматривает четыре вида такого контроля – предварительный, последующий, внутренний и внешний. Каждый вид реализуется уполномоченными органами на данном уровне бюджета (ст. 265).
  9. Нарушения и принуждения. Бюджет страны и её структурных частей – это закон, обязательный к выполнению на всех уровнях государственной и муниципальной власти. Не стоит путать два понятия – наказание и принуждение. Первое предусмотрено за правонарушения или преступления в бюджетной сфере. Второе представляет собой меры по обязательным переводам, взысканиям, пеням и прочим процедурам, необходимость которых возникла после обнаружения нарушений.

Таким образом, Бюджетный кодекс РФ построен в соответствии с логикой от общего к частному и от основных процессов формирования и исполнения к контролю и выявлению нарушений в данной сфере.

Основные бюджетные нарушения

Под этим термином понимаются действия или бездействия, которые повлекли за собой изменения в содержании, форме и процессах формирования, исполнения и коррекции бюджетов любого иерархического уровня.

Кодекс делит бюджетные нарушения по следующим категориям (гл. 30):

Самым частым нарушениям является нецелевое использование средств. Таковыми признаются действия, в результате которых деньги направляются на цели, не предусмотренные законом, сводной росписью, сметой, соглашением и другими документами, ставшими основой формирования бюджета.

Бюджетный кодекс не содержит перечня наказаний за нарушения. Задача этого документа состоит в том, что бы описать систему в её функциональной динамике. Правонарушения в бюджетной сфере носят характер экономических проступков и преступлений, которые описаны в других нормативных актах.