Увольнение при сокращении пенсионеров

06.07.2018 Выкл. Автор admin

Сокращение пенсионера с постоянной работы

Обновление: 20 октября 2017 г.

Ну вот, возраст уже солидный, опыт колосальный, желание работать еще не пропало, да и сил хватает и вдруг — сокращение. И ни для кого не секрет, что первыми кандидатами на увольнение станут пенсионеры. Так чего же ожидать пенсионеру, при сокращении с постоянной работы?

Как происходит сокращение пенсионеров?

Казалось бы, пенсионеры — одна из наименее защищенных с точки зрения трудовых прав категория лиц, поскольку вероятность их устройства на «приличную» работу стремится к нулю. Так неужели можно сократить пенсионера?

Законодательство, регулирующее трудовые отношение, ограничивает лишь возраст начала осуществления трудовой деятельности, уравнивая таким образом пенсионеров в правах с остальным трудоспособным населением.

В связи с указанным выше порядок увольнения пенсионера по сокращению штатов ни чем не отличается от общего порядка увольнения по данному основанию.

ТК предусмотрены гарантии для всех без исключения работников, уволенных в связи с сокращением. Наличие статуса пенсионера не является препятствием для признания его работником, значит, гарантии, установленные трудовым законодательством в отношении работников, увольняемых по сокращению, распространяются и на работающих пенсионеров.

Платить или не платить?

Основные споры при сокращении пенсионера возникают относительно его права на получение компенсации за третий месяц после увольнения (для лиц, трудившихся в районах Крайнего севера, — за четвертый, пятый и шестой). Указанная компенсация назначается нетрудоустроенным гражданам по решению службы занятости населения.

П. 3 ст. 3 Закона N 1032-1 прямо определено, что граждане, обладающие статусом пенсионера, не признаются безработными. Этим и пользуются работодатели, отказывая пенсионерам в выплате спорной компенсации.

Однако не стоит забывать, что служба занятости призвана содействовать в поиске работы всем и регистрировать каждого, кто к ней обратился, следовательно, сохранение среднего заработка не связано с фактом признания уволенного пенсионера безработным. Непризнание пенсионера безработным влечет для него лишь отсутствие возможности получать пособие по безработице.

Роструд разъяснил, что под понятием «уволенный работник» следует понимать любое физическое лицо, у которого до расторжения трудового договора в связи с сокращением имели место трудовые отношения. В связи с чем у органов службы занятости отсутствуют основания для принятия в отношении пенсионеров решений об отказе в сохранении за ними спорной выплаты при соблюдении установленных ТК условий:

  • обращение в центр занятости населения;
  • отсутствие возможности устроиться на работу.

Дополнительные гарантии для работников предпенсионного возраста.

Работники предпенсионного возраста имеют право на увеличение продолжительности периода выплаты пособия по безработице. Основанием для получения такой гарантии является наличие у указанных лиц страхового стажа не менее 25/20 лет (у мужчин/у женщин), а так же предусмотренного законодательством стажа, необходимого для досрочного трудовой пенсии по старости.

По предложению службы занятости указанным гражданам, сокращенным работодателем, при отсутствии возможности устроиться на работу с их согласия может быть досрочно назначена пенсия, но не ранее чем за два года до наступления пенсионного возраста.

При поступлении на работу выплата пенсии, установленной безработным гражданам, прекращается.

Выплаты пенсионерам при увольнении по сокращению штатов

Увольнение по сокращению штатов пенсионеров выплаты не отменяет — несмотря на гарантируемую государством материальную поддержку, пенсионер имеет право получить от работодателя выходное пособие и остальные причитающиеся ему деньги. Какие именно материальные гарантии предоставляет закон пенсионерам, увольняющимся по оргштатным мероприятиям и другим основаниям, изложено в настоящей статье.

Выплаты при увольнении на пенсию

Закон не делает различий между расторжением трудового договора в связи с выходом работника на пенсию и увольнением по собственному желанию — и в том, и в другом случае основанием для прекращения трудовых отношений является заявление сотрудника с указанием конкретной даты увольнения.

Соответственно, и выплаты, причитающиеся пенсионеру, абсолютно аналогичны тем, что положены уволенному работнику, не достигшему пенсионного возраста. В силу статьи 127 Трудового кодекса России, помимо заработной платы бывший сотрудник-пенсионер вправе рассчитывать на компенсацию за отпуск, который он не успел использовать в период нахождения в трудовых отношениях.

Важно: Коллективным договором или другими локальными актами организации могут быть предусмотрены дополнительные выплаты, установленные специально для работников, выходящих на заслуженный отдых. Законодательно размеры таких выплат не урегулированы.

Выплаты пенсионерам при увольнении по сокращению штатов

В соответствии со статьей 178 ТК РФ сотруднику, увольняемому по оргштатным мероприятиям, то есть в связи с сокращением штата, положено выходное пособие в размере средней зарплаты за месяц. Право на получение пособия сохраняется за работником до момента последующего трудоустройства, но не более чем в течение 2 месяцев.

Это правило распространяется на всех работников, включая пенсионеров, то есть закон не выделяет их в отдельную категорию и не предусматривает каких-либо дополнительных материальных гарантий.

Спорные ситуации нередко возникают вокруг еще одного положения статьи 178 ТК РФ, устанавливающего возможность продления срока выплаты выходного пособия до 3 месяцев. Это возможно в исключительных случаях — когда бывший работник, вставший в течение 2 недель с момента увольнения на учет в центр занятости, не был трудоустроен из-за отсутствия подходящей работы.

На пенсионеров по возрасту эта норма не распространяется, поскольку в силу статьи 3 закона «О занятости населения в РФ» № 1032-1 от 19.04.1991 на учет в органы занятости принимаются граждане, признанные безработными, а таковыми, согласно пункту 3 этой статьи, не могут быть признаны пенсионеры по старости или выслуге лет.

Таким образом, рассчитывать на трехмесячное выходное пособие при увольнении по сокращению штата могут только те граждане, чье право на заслуженный отдых наступило в связи с инвалидностью — при условии, что их состояние здоровья позволяет им продолжать трудовую деятельность.

Важно: Невозможность получения статуса безработного лишает пенсионера права на пособие по безработице и продление срока получения материальной компенсации от бывшего работодателя. Тем не менее за ним сохраняется право на труд и поиск подходящей работы при помощи органа занятости.

Сокращение пенсионеров при сокращении штата

Статьи по теме

Сокращение пенсионеров при сокращении штата в 2018 году – эмоционально тяжелое мероприятие, требующее точных и юридически грамотных действий со стороны администрации. А внимательное и человечное отношение к каждому теряющему заработок сотруднику повысит уважение к компании-работодателю. В этой статье вы узнаете, как правильно сократить пенсионера и какие выплаты ему гарантированы.

Как сократить пенсионера при сокращении штатов

В целях эффективного управления финансами компании работодатель вправе менять организационную структуру, а также проводить оптимизацию численности и сокращать штат.

Скачайте документы из статьи:

Трудовой кодекс РФ не выделяет пенсионеров в особую категорию сотрудников. Тем не менее некоторые нюансы при сокращении пенсионера в связи с сокращением штата все-таки есть.

Порядок сокращения включает в себя ряд обязательных этапов:

1 этап. Создание комиссии по утверждению списка сокращаемых, учитывая преимущественное право некоторых категорий на сохранение рабочего места.

Объективное определение «слабого звена» путем сравнительного анализа уровня продуктивности и профессионализма сотрудников, включая соответствие профессиональному стандарту и Единому квалификационному справочнику (ч.1 ст.179 ТК РФ).

Увольнение при сокращении пенсионеров

Гарантии и компенсации пенсионеру при сокращении штата

Нередко возникает вопрос, обязан ли работодатель выплатить средний заработок за третий месяц после увольнения по сокращению штата пенсионеру, если он встал на учет в службу занятости.
Согласно части второй ст. 178 ТК РФ в исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за сотрудником, уволенным в связи с сокращением численности или штата работников организации, в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, что в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.
Гарантии, предусмотренные ст. 178 ТК РФ, установлены для всех сокращенных работников, в том числе и для высвобождаемых пенсионеров. Иное толкование этой нормы не согласуется с принципом равенства прав и возможностей работников (часть первая ст. 2 ТК РФ), а также запретом дискриминации в сфере труда (ст. 3 ТК РФ). В частности, в силу части второй ст. 3 ТК РФ никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества в зависимости от обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.
На основании п. 3 ст. 3 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее — Закон N 1032-1) лица, которым назначена пенсия по старости или за выслугу лет, не могут быть признаны безработными. Однако, как следует из ст. 2 этого же Закона, такие граждане не считаются занятыми. Органы службы занятости обязаны регистрировать любых граждан, в том числе и неработающих пенсионеров, для целей поиска подходящей работы (п. 1 ст. 12 Закона N 1032-1).
Кроме того, в ст. 178 ТК РФ не упоминается о необходимости признания уволенного гражданина именно безработным. Значение имеет лишь то, что бывший работник после увольнения по указанным в этой статье основаниям не смог в течение определенного времени найти работу.
Таким образом, пенсионер, уволенный по сокращению штатов, наравне с другими работниками, оказавшимися в аналогичной ситуации, имеет право на получение среднего заработка за третий месяц после увольнения, если он в двухнедельный срок после увольнения обратился в орган службы занятости.

Выплата выходного пособия работающим пенсионерам при увольнении

Автор: Оксана Мун

Оксана Мун, ведущий юрисконсульт
[email protected]

Согласно ст. 178 Трудового кодекса РФ выплата выходного пособия сотрудникам предусмотрена при увольнении по сокращению штата. Уволенному сотруднику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия). В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником и в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.

В соответствии с трудовым законодательством работающие пенсионеры приравнены в правах к остальным сотрудникам. Более того, в соответствии с нормами ст. 3 Трудового кодекса РФ, непредставление положенных гарантий и компенсаций пенсионерам можно расценивать как дискриминацию по возрасту. Таким образом, для пенсионеров не может быть исключений.

В случае сокращения пенсионера организация должна выплатить все, что предусмотрено трудовым законодательством остальным работникам.
Что касается применения исключительной нормы о сохранении среднемесячного заработка в течение третьего месяца со дня увольнения в отношении пенсионеров, то здесь нет однозначного мнения.

Одни специалисты считают, что гарантии при увольнении в связи с сокращением распространяются и на лиц, которым выплачивается пенсия по старости.
Рассмотрим пример: Решение Новочеркасского городского суда Ростовской области от 19 апреля 2012 года, дело № 2-1352/2012
Из материалов дела: Ж.И.В. обратилась в суд с иском, в котором просила взыскать с ФГУ высшего профессионального образования «Военная академия» (далее – Военная академия связи) задолженность по заработной плате (сохраняемый средней заработок в течение третьего месяца).

В обоснование своих требований указывает, что приказом Министра обороны РФ ликвидирован филиал Военной академии связи. В соответствии с приказом начальника филиала она была уволена с занимаемой должности инженера на основании п. 1 ч.1 ст. 81 ТК РФ с выплатой выходного пособия в размере среднего месячного заработка.

В соответствии со ст. 178 ТК РФ с целью получения среднего заработка по прежнему месту работы в течение третьего месяца, Центром занятости населения г. Новочеркасска ей была выдана справка о том, что она не была трудоустроена со дня увольнения.

Указанная справка и копия трудовой книжки сданы ей уполномоченному представителю филиала для осуществления выплаты.

Однако до настоящего времени выплата не произведена по причине того, что Ж.И.В. является пенсионером.

Изучив материалы дела, суд пришел к следующему.

Гарантия выплаты среднемесячного заработка в течение третьего месяца предусмотрена для всех сокращенных работников, в том числе и для высвобождаемых пенсионеров.

Статья 178 ТК РФ не предусматривает в качестве обязательного условия признание лица безработным.

В связи с изложенным, суд решил взыскать с Военной академии связи в пользу Ж.И.В. сохраняемый средний заработок на период трудоустройства в течение третьего месяца.

Данной позиции придерживаются и органы службы занятости, так, например, в своем письме № 1754-61 Федеральная служба по труду и занятости пояснила, что у органов службы занятости нет достаточных оснований для принятия в отношении пенсионеров решений об отказе в сохранении за ними в течение третьего месяца со дня увольнения среднего месячного заработка, так же как нет основания для отказа в выдаче пенсионерам соответствующих справок. Минфин России в письме от 15.03.2006 г. № 03-03-04/1/234 придерживается той же точки зрения.

На основании изложенного можно сделать вывод, что если после увольнения пенсионер в течение двух недель обращается в службу занятости, он имеет право на получение среднемесячного заработка в течение трех месяцев со дня увольнения.

Другие специалисты полагают, что в ст. 178 ТК РФ сохранение среднего заработка на третий месяц трудоустройства возможно при условии обращения в орган службы занятости населения, и в данной ситуации необходимо учитывать положения ст. 3 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в РФ» (далее – Закон № 1032-1). В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона РФ от 19.04.1991 г. № 1032-1 безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.

В соответствии с п. 3 ст. 3 Закона № 1032-1 безработными не могут быть признаны граждане, которым в соответствии с законодательством РФ назначена трудовая пенсия по старости (часть трудовой пенсии по старости), в том числе досрочно, либо пенсия по старости или за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению. Таким образом, по смыслу Закона № 1032-1 пенсионер, получающий пенсию, не может быть признан безработным. Соответственно служба занятости не должна регистрировать такого гражданина в качестве безработного, и у нее не возникнет обязанности по трудоустройству, а выплаты сокращенному пенсионеру работодатель будет производить не свыше двух месяцев. Данную позицию поддерживают некоторые суды.

В качестве примера рассмотрим: Апелляционное определение Московского областного суда по делу № 33-25022/2012

Из материалов дела: Р.Н.С. обратилась с иском к ООО «СП Русь-Инвест» о признании незаконным отказа в выплате среднего месячного заработка за третий месяц со дня увольнения, взыскании денежных средств из расчета средней заработной платы за третий месяц со дня увольнения по сокращению штата, взыскании компенсации морального вреда.

В обоснование своих требований указала, что работала в ООО «СП Русь-Инвест» в должности бухгалтера, уволена в связи с сокращением штата работников. При увольнении ей было выплачено пособие в размере средней заработной платы и средняя заработная плата за второй месяц со дня увольнения. В течение двухнедельного срока со дня увольнения она обратилась в службу занятости населения, однако не была трудоустроена.

Истринским центром занятости населения было принято решение о сохранении средней заработной платы за третий месяц со дня увольнения.

При обращении к ответчику с требованиями выплатить среднюю заработную плату за третий месяц со дня увольнения, был получен отказ, ввиду того, что данная выплата не предусмотрена в отношении пенсионеров.

Решением Истринского городского суда Московской области от 13.09.2012 г. в удовлетворении исковых требований Р.Н.С. отказано.

Не согласившись с постановленным решением, истица обжалует его в апелляционном порядке, просит отменить как незаконное и необоснованное.

Проверив материалы дела, выслушав объяснения явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного решения.

Выдача решений, предоставляющих гражданам возможность на получение заработной платы за третий месяц нетрудоустройства, осуществляется службой занятости в порядке, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 22.04.1997 г. № 458 «Об утверждении порядка регистрации безработных граждан».

Согласно п. 1 указанного выше Порядка, в органах занятости регистрируются только трудоспособные граждане, не имеющие работы и заработка (дохода).

В силу ст. 28 Закона от 19.04.1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в РФ», граждане, которым в соответствии с законодательством РФ назначена трудовая пенсия по старости или за выслугу лет, не могут быть признаны безработными. Часть 2 ст. 178 ТК РФ предусматривает возможность сохранения среднего заработка в течение третьего месяца со дня увольнения работникам, обратившимся в двухнедельный срок после увольнения в орган службы занятости населения по решению этого органа не во всех, а только в исключительных случаях. При отсутствии таких исключительных случаев применению подлежат положения ч. 1 указанной статьи.

На основании вышеизложенного, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, что указанные истицей обстоятельства для выплаты среднего месячного заработка за третий месяц со дня увольнения по сокращению штата работников не могут быть рассмотрены в качестве исключительных, как требует ч. 2 ст. 178 ТК РФ, поскольку положениями указанной нормы эти обстоятельства предусмотрены в качестве обязательных условий, соблюдение которых необходимо для сохранения за работником заработка в течение третьего месяца со дня увольнения.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, судебной коллегией учитывалось и то обстоятельство, что истица является пенсионером, получает пенсию по старости, в связи с чем не может быть признана безработной в силу ч. 3 ст. 3 Закона от 19.04.1991 г. № 1032-1, поскольку она имеет определенные средства к существованию, то есть является социально защищенной.

Исходя из положений п. 17 Порядка регистрации безработных граждан, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22.04.1997 г. № 458, пенсионеры могут являться субъектами трудовых правоотношений, на работающих пенсионеров распространяются гарантии и компенсации, предусмотренные ТК РФ, однако безусловных оснований для применения в отношении них положений п. 2 ст. 178 ТК РФ вне зависимости от исключительных обстоятельств для таких выплат нет. В подобных случаях необходимо наличие весомых обстоятельств, которые могли бы быть признаны исключительными по смыслу требований ч. 2 ст. 178 ТК РФ.

При таких обстоятельствах судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, основанными на установленных обстоятельствах, подтвержденных представленными сторонами доказательствами.

При анализе рассмотренных решений судов видно, что в практике отсутствует единство относительно вопроса о сохранении за уволенным пенсионером среднего месячного заработка в течение третьего месяца на основании ч. 2 ст. 178 ТК РФ, это свидетельствует о том, что данный вопрос является спорным.

Согласно ст. 7 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. В соответствии с Законом о занятости населения граждане, получающие пенсию по старости, не являются безработными. Статус безработного по Закону о занятости имеет значение для обеспечения граждан гарантиями в сфере социального обеспечения и не должен влиять на права, закрепленные трудовым законодательством. Гарантии уволенным работникам, предусмотренные в ч. 1 и 2 ст. 178 ТК РФ, не должны быть связаны с отсутствием статуса безработного по Закону о занятости населения. В противном случае налицо дискриминация указанных работников, что само по себе является недопустимым.

Таким образом, мнение большинства работодателей о том, что если сокращаемый работник по социальному статусу является пенсионером, он социально обеспечен, не отвечает требованиям трудового законодательства РФ, более того, нарушает конституционное право на равноправие, закрепленное в ст. 18, 19 Конституции РФ.

Увольнение пенсионера по сокращению

В условиях кризиса одним из способов экономии средств является сокращение штатов; но зачастую увольнение пенсионеров по сокращению может вызывать сомнения: а не противоречит ли это законодательству? О том, как правильно сократить должность гражданина, получающего пенсию, расскажем в статье.

Можно ли уволить пенсионера по сокращению штатов – таким вопросом задается работодатель, когда встает вопрос о том, какую категорию служащих необходимо сократить в первую очередь. С одной стороны, Трудовое кодекс РФ не содержит основания для увольнения – наступление пенсионного возраста. Но с другой стороны, законодатель допускает иные причины для увольнения в кодексе. Речь, в частности, идет о положениях специальных законов, например, о государственной гражданской службе, в котором установлен предельный срок пребывания на службе – женщинам 63 года, мужчинам – 65 лет. Иными словами, с гражданами, которые этого возраста достигли, контракт прекращается.

Что касается сокращения должности, на которой трудился пенсионер, то в этом случае и на данную категорию граждан распространяется общий порядок сокращения. Никаких преференций для пенсионеров законодатель не установил. Исключение составляют случаи, когда пенсионер относится к категориям граждан, которые имеют преимущественное право оставления на работе.

Для справки! Граждане наделены правом совмещать работу и получение пенсии, за исключением случае, прямо указанных в законах и подзаконных актах. Если работодатель предлагает написать заявление по собственному желанию, чтобы «не портить репутацию», потому что он итак уволит пенсионера в связи с запретом работы после выхода на пенсию, не соглашайтесь. В случае такого незаконного увольнения можно обратиться за защитой прав в трудовую инспекцию или написать заявление в суд.

Основание для увольнения по сокращению штатов пенсионера – п. 2 ст. 81 ТК РФ. То есть речь идет не о том, что гражданин достиг пенсионного возраста, а о том, что сокращают должность, на которой он работает. Для того, чтобы уволить по сокращению пенсионера, работодатель должен соблюсти ту же процедуру, что предусмотрена для остальных категорий работников, с которыми трудовой договор расторгается по п.2 ст. 81 ТК РФ. Исключение составляют случаи, когда пенсионер увольняется по достижении предельного возраста пребывания на службе. Законодатель устанавливает особый порядок увольнения, который подробно расписывается в специальных законах по каждой категории граждан.

Правила сокращения пенсионеров на предприятии

Сокращение пенсионера должно проводиться при соблюдении следующих правил:

  1. О предстоящем увольнении он должен узнать не позднее 2-х месяцев до мероприятия. При этом речь идет о письменном уведомлении служащего под роспись. Если по каким-то причинам вручить документ работнику не удается, его необходимо направить по почте заказным письмом с описью вложения. Датой уведомления будет считаться день, указанный на почтовом штемпеле (день, когда гражданину было вручено письмо).
  2. Работодатель обязан предложить пенсионеру все имеющиеся у него вакансии, подходящие ему по состоянию здоровья и уровню квалификации. Причем речь идет также о тех должностях, которые имеются в филиалах компании, располагающихся в другой местности.
  3. Пенсионеру при сокращении должны быть выплачены те же пособия и компенсации, которые предусмотрены для остальных категорий граждан без изменения их размера.

Ниже мы рассмотрим пошаговое увольнение пенсионера по сокращению штатов.

Пошаговая инструкция

Пошаговая инструкция по увольнению пенсионера по сокращению штатов включает в себя:

  1. Издание приказа о сокращении штатов и утверждение нового штатного расписания. Первый этап, который начинается с того, что работодатель озвучивает свое решение изменить структуру организации и сократить некоторые должности.
  2. Уведомление первичной профсоюзной организации и службы занятости о сокращении. Если речь идет о массовом увольнении, то данные органы уведомляются на позже, чем за 2 месяца до события, а если о сокращении одного работника – за 3 месяца. Если этот пункт пропущен, то сокращение может быть признано незаконным.
  3. Уточняется круг лиц, которые обладают преимущественным правом оставления на должности.
  4. Уведомление работников о предстоящем сокращении под роспись не позднее, чем за 2 месяца до события. Раньше этого срока работник может быть уволен только с его письменного согласия и с выплатой компенсации, размер которой пропорционален времени до окончания срока предупреждения о сокращении.
  5. Предложение служащим, подпадающим под сокращение всех имеющихся у работодателя вакантных должностей с учетом состояния их здоровья и имеющейся квалификации. Причем делается это не только в первый день после уведомления о сокращении, но и в течение всех 2-х месяцев до увольнения. Служащему может быть предложена и ниже оплачиваемая работа, и вакансии в другой местности (если такой вариант предусмотрен коллективным трудовым договором).

При несоблюдении данного правила увольнение считается незаконным.

  1. Если сокращается работник – член профсоюза, необходимо запросить мнение первичной профсоюзной организации. При этом, профсоюз должен дать ответ не позже 7 рабочих дней; в противном случае мнение учитываться не будет. Если профсоюз не согласен, то он, не позднее 3-х рабочих дней с момента получения запроса, проводит переговоры с работодателем и предлагает свои варианты решения вопроса. Если компромисс не достигнут, то руководитель организации может принять решение о сокращении по истечении 10 дней со дня уведомления профсоюза. Работник – член профсоюзной организации увольняется не позднее 1 месяца со дня получения ответа от организации.
  2. Оформление расторжения трудового договора и внесение записи в трудовую книжку. Кроме этого, работнику выплачиваются все положенные компенсации и пособия. Сделать это необходимо в последний рабочий день, а если он не работал, то в день, следующий за днем обращения за трудовой книжкой и выплатами. Также работнику выдается справка о доходах за последние 2 года работы, так как в последующем этот документ может понадобиться новому работодателю, например, для расчета выплат по больничному листу.

Пенсионер вправе обжаловать свое сокращение в суд. Сделать это необходимо не позднее месяца со дня расторжения трудового договора или получения трудовой книжки. Обращаем ваше внимание на то, что если увольняемый захочет сначала написать жалобу в трудовую инспекцию, а только потом обратиться в суд, то сроки для судебной защиты будут пропущены. Дело вот в чем: жалоба трудовой инспекцией рассматривается в срок до 30 дней, и, соответственно, в суд обращаться уже поздно. Как правило, в этом случае заявитель пишет прошение о восстановлении пропущенного срока, но суды не всегда удовлетворяют ходатайство. При вынесении решения в пользу пенсионера и признания действий работодателя незаконными, он будет восстановлен на прежнем месте работы и ему будет выплачена компенсация за вынужденный прогул.

Бывают ли льготы

При сокращении пенсионеров работодатели могут посчитать, что у них имеется льгота в виде преимущественного права оставления на работе, но это не так. Законодатель определяет, что таким правом наделяются граждане с более высокой квалификацией и производительностью труда. Если она у всех работников равная, то выделяются следующие категории «льготных» служащих:

  • лица, в семье которых больше нет источников дохода;
  • граждане, имеющие семью и 2 иждивенцев;
  • инвалиды ВОВ и боевых действий;
  • граждане, которые получили трудовую травму у данного работодателя;
  • работники, которые повышают квалификацию по направлению от руководителя организации.

Ну и, наконец, 3 категории, которых нельзя уволить по сокращению штатов:

  • беременные женщины;
  • женщины, имеющие детей до 3-х лет;
  • одинокие матери с ребенком до 14 лет или с ребенком-инвалидом до 18 лет.

Если пенсионер относится к одной из вышеуказанных категорий, то у него появляется льгота при сокращении. Но только в силу достижения определенного возраста ее получить невозможно.

Какие полагаются выплаты

Выплаты пенсионерам при увольнении по сокращению штатов производятся в общем порядке и в тех же размерах, что и остальным категориям работников, с которыми прекратились трудовые отношения по п.2 ст. 81 ТК РФ. Более того, Минфин РФ и Федеральная служба по труду и занятости неоднократно подчеркивали, что никакой дискриминации при начислении выходного пособия и иных выплат для пенсионеров при сокращении штатов быть не должно.

Начнем с того, что при увольнении по сокращению штатов выплата пособия пенсионерам производится в размере среднемесячного заработка, и право на получение этого пособия сохраняется за гражданином до трудоустройства на новое место, но не более, чем на 2 месяца. Исключение есть: если гражданин встал на учет в службу занятости не позже 14 дней со дня увольнения и не нашел новую работу, то он вправе, предъявив бывшему работодателю трудовую книжку с отсутствующей записью о трудоустройстве, получить среднемесячный заработок и за 3-й месяц после увольнения.

Важно! Норма о выплатах за 3-й месяц в связи с отсутствием трудоустройства не распространяется на пенсионеров по старости, так как законодатель не может считать эту категорию граждан безработными и, соответственно, служба занятости их на учет не поставит. Такую позицию заняли некоторые суды при рассмотрении данной категории дел. Однако специалисты отмечают, что закон един для всех, и даже если пенсионер по старости не отнесен к категории безработных, он наравне с другими работниками имеет право на выплату за 3-й месяц, если не устроится на новую работу.

Увольнение пенсионера по сокращению штатов предусматривает компенсацию 2017 за неиспользованный отпуск. В этом случае учитывается срок работы гражданина в данной организации. Речь идет о том, за сколько дней отпуска будет осуществлена выплата. В частности, если пенсионер отработал не менее 11 месяцев, то ему полагается компенсация за 28 календарных дней; если меньше – то пропорционально количеству отработанного времени из расчета 2,33 дня за месяц. Эта цифра установлена Минтрудом РФ и применяется только к той категории работников, которые отдыхают 28 дней; отдельным категориям, отпуск которых может быть дольше (речь идет о педагогических работниках, государственных служащих и т.д.) применяется иная формула. За разъяснением можно обратиться в территориальное подразделение Минтруда или в трудовую инспекцию. Еще один момент, на который стоит обратить внимание – при подсчете месяцев берется в расчет только те, в которых было отработано более половины дней; если меньше – то этот месяц не учитывается.

При желании работодатель вправе увеличить размер компенсации при сокращении пенсионеров. Об этом увольняемый уведомляется заранее. Подобное изменение размеров выплат по сравнению с законодательным уровнем может быть отражено в локальных актах предприятия. В противном случае работодатель должен будет уплачивать дополнительный налог на эти выплаты, а не уменьшать доходы на их размер, так как они не будут иметь законного основания.

Таким образом, увольнение пенсионера по сокращению штатов не отличается от увольнения остальных работников по аналогичному основанию. Это касается как порядка расторжения трудового договора, так и размера полагающихся ему выплат. Исключение составляют случаи, когда пенсионер относится к категориям, которым законодатель предоставил преимущественное право оставления на должности по отношению к другим служащим.