Уведомление о необходимости заключить договор

05.01.2019 Выкл. Автор admin

Содержание:

Является правом или обязанностью заключение прямого договора на поставку коммунальных ресурсов с ресурсоснабжающими организациями собственниками нежилых помещений, расположенных в многоквартирных жилых домах, при наличии действующих и не расторгнутых договоров на поставку коммунальных ресурсов с управляющими компаниями? Каков порядок оплаты в случае заключения прямых договоров на поставку коммунальных ресурсов с ресурсоснабжающими организациями?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
1. После 1 января 2017 года собственники нежилых помещений в многоквартирных домах обязаны самостоятельно заключать прямые договоры ресурсоснабжения с ресурсоснабжающими организациями в соответствии с положениями законодательства РФ о водоснабжении и водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении. На управляющие организации, товарищества собственников жилья и жилищные кооперативы возложена обязанность представить ресурсоснабжающим организациям сведения о собственниках нежилых помещений в многоквартирном доме, а также направить им уведомления о необходимости заключения договоров ресурсоснабжения непосредственно с ресурсоснабжающими организациями. Неисполнение управляющими организациями, товариществами собственников жилья и жилищными кооперативами названных обязанностей позволяет в переходный период сохранить ранее существовавший порядок оплаты коммунальных ресурсов до момента совершения указанных действий.
2. Порядок расчетов по договору ресурсоснабжения, заключенного собственниками нежилых помещений в МКД с РСО, определяется в данном договоре в соответствии с установленными правилами и является его существенным условием, то есть в отсутствие такого условия договор ресурсоснабжения будет считаться незаключенным.

Обоснование позиции:
С 1 января 2017 года согласно поправкам, внесенным постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2016 г. N 1498 «О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме» (далее — Постановление N 1498) в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354 (далее — Правила N 354), собственник нежилого помещения, являющегося частью многоквартирного дома, независимо от способа управления домом должен оплачивать коммунальные ресурсы непосредственно ресурсоснабжающей организации.
При этом в соответствии с абзацем 3 п. 6, абзацем 3 п. 7 Правил N 354 поставка холодной воды, горячей воды, тепла, электрической энергии и газа в нежилое помещение в многоквартирном доме (далее — МКД), а также отведение сточных вод должны осуществляться на основании договора ресурсоснабжения, заключенного в письменном виде непосредственно с ресурсоснабжающей организацией. Такой договор должен соответствовать положениям законодательства РФ о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении. Договор ресурсоснабжения в качестве существенного условия должен определять порядок расчетов по такому договору*(1). При этом определение объема потребленной в нежилом помещении тепловой энергии и способа осуществления потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению осуществляется в соответствии с Правилами N 354. При несоответствии указанного договора положениям законодательства РФ о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении договор считается заключенным на условиях, предусмотренных законодательством РФ о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении и Правилами N 354.
Пунктом 18 Правил N 354 установлена обязанность собственника нежилого помещения единовременно в течение пяти дней после заключения договоров с ресурсоснабжающей организацией представить исполнителю*(2) их копии и регулярно представлять исполнителю данные об объемах коммунальных ресурсов, потребленных за расчетный период по договорам с ресурсоснабжающей организацией.
В случае отсутствия у потребителя в нежилом помещении письменного договора ресурсоснабжения, предусматривающего поставку коммунальных ресурсов в нежилое помещение в многоквартирном доме, заключенного с ресурсоснабжающей организацией, объем коммунальных ресурсов, потребленных в таком нежилом помещении, определяется ресурсоснабжающей организацией расчетными способами, предусмотренными законодательством РФ о водоснабжении и водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении для случаев бездоговорного потребления (самовольного пользования) (абзац 5 п. 6 Правил N 354).
Абзацем 4 п. 6 Правил N 354 (в редакции Постановления N 1498) регламентированы действия управляющей организации, товарищества собственников жилья, жилищного кооператива (далее — УК, ТСЖ, ЖК) по передаче своих абонентов ресурсоснабжающим организациям (далее — РСО). При этом на них возложена обязанность представить РСО, поставляющим коммунальные ресурсы в МКД, сведения о собственниках нежилых помещений, а также направить уведомления таким собственникам о необходимости заключения договоров ресурсоснабжения непосредственно с РСО. Неисполнение УК, ТСЖ, ЖК указанных обязанностей позволяет в переходный период сохранить существующий порядок оплаты коммунального ресурса до момента совершения указанных действий этими организациями, до прекращения ранее заключенного договора о предоставлении коммунальных услуг собственник нежилого помещения может по-прежнему вносить плату УК, ТСЖ, ЖК. В то же время ни Постановление N 1498, ни Правила N 354 не содержат никаких указаний относительно сроков заключения упомянутых договоров между собственниками нежилых помещений в МКД и РСО в письменной форме, а также не устанавливают сроков передачи УК, ТСЖ, ЖК сведений о собственниках нежилых помещений в РСО (смотрите постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 5 марта 2018 г. N Ф01-6032/17 по делу N А28-3497/2017).
Из системного толкования приведенных выше норм Правил N 354 и положений ч. 2.2 и 2.3 ст. 161 ЖК РФ следует, что именно УК, ТСЖ, ЖК, как лицам, отвечающим перед собственниками помещений в МКД за предоставление коммунальных услуг, предписано передать РСО сведения об этих собственниках и направить им уведомления о прекращении обязательств в части предоставления им коммунальных услуг. Исполнение УК, ТСЖ, ЖК названных действий прекращает их правоотношения с собственником нежилого помещения с начала расчетного периода (календарный месяц), следующего за периодом, в котором были совершены соответствующие юридически значимые действия. При этом правоотношения по поставке коммунального ресурса с указанного момента должны возникать между собственником нежилого помещения и РСО (смотрите постановление Арбитражного суда Уральского округа от 20 июня 2018 г. N Ф09-3062/18 по делу N А50-18453/2017).
Следует отметить, что Правилами N 354 не предусмотрен какой-либо конкретный срок и способ направления УК, ТСЖ, ЖК уведомления собственникам нежилых помещений в МКД о прекращении обязательств о предоставлении им коммунальных услуг. Вместе с тем с учетом положений абзаца 14 подп. «п» п. 31 Правил N 354 сведения о необходимости заключения в письменной форме договора ресурсоснабжения с РСО, а также о последствиях незаключения такого договора в указанные сроки могут быть представлены собственнику нежилого помещения в МКД путем размещения на досках объявлений, расположенных во всех подъездах МКД или в пределах земельного участка, на котором расположен МКД, а также на досках объявлений, размещенных в помещении УК, ТСЖ, ЖК в месте, доступном для всех собственников помещений в МКД.
Обратим внимание, что неисполнение УК, ТСЖ, ЖК обязанности о представлении собственнику нежилого помещения указанных сведений может служить основанием для признания судами действующим договора, заключенного между собственником нежилого помещения и УК (договора управления МКД), ТСЖ, ЖК (договора о предоставлении коммунальных услуг), и, соответственно, признания факта отсутствия правоотношений по прямым поставкам коммунальных ресурсов между собственником нежилого помещения и РСО (смотрите постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 7 мая 2018 г. N 13АП-7296/18).
Необходимо также подчеркнуть, что Правила N 354 не предусматривают условий о том, что действующие по состоянию на 01 января 2017 г. договоры, заключенные между собственниками нежилых помещений и УК, ТСЖ и ЖК, с указанной даты расторгаются автоматически. Расторжение этих договоров осуществляется по основаниям, установленным жилищным или гражданским законодательством РФ (ч. 8 ст. 162 ЖК РФ, п. 14 Правил N 354). В этой связи предлагаем ознакомиться с постановлениями Арбитражного суда Уральского округа от 28 марта 2018 г. N Ф09-697/18 по делу N А71-9970/2017, Арбитражного суда Северо-Западного округа от 22 июня 2018 г. N Ф07-5287/18 по делу N А42-4347/2017.
Впрочем, встречается судебная практика, в которой суды придерживаются той позиции, что в силу внесенных изменений Правила N 354 императивно требуют заключения договора между РСО и собственниками нежилых помещений МКД в интересах последних. С учетом этого с 01 января 2017 г. РСО самостоятельно предъявляет собственнику нежилого помещения, находящегося в МКД, требования об оплате за потребленную коммунальную услугу, а собственник обязан оплачивать полученный объем коммунального ресурса непосредственно РСО независимо от способа управления домом (смотрите, например, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 20 февраля 2018 г. N 05АП-385/18, оставленное без изменений постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 4 июня 2018 г. N Ф03-1616/18).
Таким образом, после 1 января 2017 года собственники нежилых помещений в МКД обязаны самостоятельно заключать прямые договоры ресурсоснабжения с РСО в соответствии с положениями законодательства РФ о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении. На УК, ТСЖ и ЖК возложена обязанность представить РСО сведения о собственниках нежилых помещений в МКД, а также направить им уведомления о необходимости заключения договоров ресурсоснабжения непосредственно с РСО. Неисполнение УК, ТСЖ и ЖК названных обязанностей позволяет в переходный период сохранить ранее существовавший порядок оплаты коммунальных ресурсов до момента совершения указанных действий.
Порядок расчетов по договору ресурсоснабжения, заключенного собственниками нежилых помещений в МКД с РСО, определяется в данном договоре в соответствии с установленными правилами и является его существенным условием, то есть в отсутствие такого условия договор ресурсоснабжения будет считаться незаключенным.
Одновременно сообщаем, что данный ответ выражает наше экспертное мнение, имеет информационно-разъяснительный характер и не препятствует руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в приведенном выше ответе.

К сведению:
Статья 539 ГК РФ, законодательство РФ о водоснабжении и водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении допускают подачу абоненту коммунального ресурса через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором ресурсоснабжения. В рассматриваемой ситуации нежилое помещение расположено в МКД и сети этого помещения присоединяются к внутридомовым сетям, которые в свою очередь присоединяются к сетям РСО. Вместе с тем это не препятствует заключению договоров ресурсоснабжения между собственниками нежилых помещений в МКД и РСО, поскольку Правилами N 354 прямо указано на возможность заключения таких договоров, и то, что сети нежилого помещения не имеют непосредственного присоединения к сетям РСО, само по себе не является основанием для отказа РСО от заключения договоров ресурсоснабжения с собственником нежилого помещения в МКД.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Глебов Валерий

Ответ прошел контроль качества

————————————————————————
*(1) Смотрите, например, пункты 20, 21, 33 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 8 августа 2012 г. N 808.
*(2) Согласно абзацу 7 пункта 2 Правил N 354 «исполнителем» является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.

Уведомление о заключении договора

Одним из видов документов, необходимых для сделки, может быть уведомление о заключении договора. Они бывают нескольких видов – контрагенту (второй стороне сделки), третьим лицам (когда о факте заключения договора сторона обязана сообщить, например, о переуступке права требования), уполномоченным органам власти (к примеру, уведомление о работе иностранного гражданина, о приеме на работу гражданина, ранее занимавшего должность государственной службы и т.п.). Некоторые из уведомлений о заключении договора рассмотрены нами отдельно. В этой информации можно ознакомиться с общим порядком составления и подачи такого рода документов.

Уведомление о заключении договора (15,0 KiB, 0 hits)

Пример уведомления о заключении договора

Уведомление о заключении договора

Согласно требованиям ст. 46 Семейного кодекса Российской Федерации уведомляю Вас о том, что 20 мая 2017 года между мной и моей супругой, Подгановской Марией Дмитриевной, 20.08.1982 года рождения, заключен брачный договор. Указанный договор в соответствии с СК РФ удостоверен нотариусом Московской области в г. Воскресенск Петровой Вероникой Васильевной 20.05.2017 г.

По условиям вышеуказанного брачного договора все кредиты, долги по договорам займа, поручительства являются личными обязательствами супругов, и на них не распространяется режим общей собственности супругов. Условиями брачного договора закреплен порядок разграничения личной и общей совместной собственности супругов в целях исполнения обязательств перед третьими лицами.

Информация направляется для сведения в соответствии с заключенным между нами договором поручительства № 468-ПР-2017 от 20.01.2017 г. в рамках кредитного обязательства ООО «Речник».

25 мая 2017 г. Подгановский В.С.

Основание направить уведомление о заключении договора

Как видно из нашего примера, обязанность направить уведомление о заключении договора может предусматриваться разными правовыми нормами. Для получения подробной индивидуальной консультации, когда самостоятельно разобраться стоит ли готовить такой документ, на нашем сайте можно обратиться к дежурному юристу.

Перечень оснований для направления уведомления (в кратком виде):

  • переуступка права требования. Когда право получить денежные средства или имущество в счет задолженности передается третьему лицу;
  • перевод долга. Когда имеющая задолженность будет погашаться третьим лицом (с предварительным согласием в порядке ст. 391 ГК РФ);
  • уведомление о заключении сервитута (по Земельному кодексу в случае, если земельный участок под аренду является федеральной, региональной или муниципальной собственностью);
  • акцепт оферты (ст. 433 ГК РФ), т.е. когда на предложение заключить договор сторона отвечает согласием и осуществляет необходимые для исполнения сделки действия;
  • уведомление о заключении трудового договора с гражданином, которые ранее замещал должности государственной или муниципальной службы (постановление Правительства РФ от 21.01.2015 г. № 29);
  • арендатор земельного участка при заключении договора субаренды (ст. 22 Земельного кодекса РФ) и др.

Нюансы составления уведомления о заключении договора

В зависимости от адресата документа определяется его форма. Она может быть свободной (например, когда одна сторона принимает предложение другой заключить договор на предложенных условиях), а может устанавливаться нормативными правовыми актами (о заключении гражданско-правового договора с иностранцем). Этот вопрос требует детального изучения и проработки. Так как за несоблюдение формы уведомления нередко Кодекс РФ об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность.

Если образец уведомления не установлен законодательством РФ, ему необходимо придать юридическую значимость. То есть:

  • указать ссылку на нормативно-правовой акт в качестве основания направления документа
  • указать какой договор, на каких условиях (при необходимости), между кем и когда заключен или заключается (очень важно указать все существенные условия)
  • дата составления документа и подпись отправителя.

Вручение уведомления о заключении договора

Порядок и срок вручения документа тоже зависит от обязательности его направления и регламентации на законодательном уровне. В каких-то случаях будет достаточно направить письмо по почтовому адресу. В других допускается только личное обращение с письменным уведомлением о заключении договора в уполномоченные органы.

В любом случае, уведомление о заключении договора вручается уполномоченному лицу, и этот факт должен подтверждаться документально (бланк квитанции почтового отправления, опись вложения, подпись адресата и дата на втором экземпляре и др.).

Уведомление о необходимости заключения Договора

Общероссийская общественная организация «Общество по коллективному управлению смежными правами «Всероссийская Организация Интеллектуальной Собственности» (далее — ВОИС), являющаяся организацией по управлению правами на коллективной основе, аккредитованная на осуществление прав исполнителей и изготовителей фонограмм на получение вознаграждения за публичное исполнение, а также за сообщение в эфир или по кабелю фонограмм, опубликованных в коммерческих целях (Свидетельства о государственной аккредитации № МК-04/14 и № МК-05/14 от 23 июля 2014 г.), настоящим письмом уведомляет, что при проведении на территории Каракулинского района Российских, региональных, республиканских, городских и иных мероприятий осуществляется публичное исполнение фонограмм, опубликованных в коммерческих целях, без выплаты вознаграждения обладателям исключительных прав на фонограммы и на зафиксированные в них исполнения, которое в силу положений пункта 2 статьи 1326 Гражданского кодекса РФ должно выплачиваться исключительно через аккредитованную организацию — ВОИС.

В целях соблюдения действующего законодательства Российской Федерации организаторам российских, региональных и республиканских мероприятий на территории Удмуртской Республики необходимо заключить с ВОИС договор о выплате вознаграждения, предусмотренного статьей 1326 Гражданского кодекса РФ. О необходимости заключения договора с аккредитованной организацией Вы можете осведомиться в надзорных органах. По вопросу заключения указанного договора Вам необходимо связаться с полномочным представителем ВОИС в ПФО по телефону: 8(846)989-23-46, либо с инспектором по тел.: 8-950-177-88-22 в течение 5 дней с момента получения настоящего уведомления.

Со ставками вознаграждения, договором о выплате вознаграждения, уставными документами ВОИС, копиями свидетельств о государственной аккредитации ВОИС и иной информацией, связанной с заключением договора. Вы можете ознакомиться на официальном сайте ВОИС: www.rosvois.ru.

Заключить договор с ВОИС о выплате вознаграждения с применением понижающего коэффициента до 15% от действующих ставок ВОИС возможно в течение 5 (пяти) дней с момента получения настоящего уведомления при условии заполнения и отправки on-line заявки на заключение договора на официальном сайте ВОИС — www.rosvois.ru. Ответственность согласно ч.1 ст. 7.12 КоАП РФ штраф на должностных лиц от 10т.руб. до 20т.руб., на юридических лиц от 30т.руб до 40т.руб.

В случае игнорирования настоящего Уведомления, ВОИС будет вынуждена предпринять меры, направленные на защиту прав правообладателей.

Уведомление о необходимости заключить договор

  • Главная
  • >
  • Новости
  • >
  • Уведомление о необходимости заключения договора на обслуживание газового оборудования установленного внутри жилых домов!

Уведомление о необходимости заключения договора на обслуживание газового оборудования установленного внутри жилых домов!

ГУП МО «Мособлгаз» уведомляет о необходимости заключения договора на обслуживание газового оборудования установленного внутри жилых домов!

Заключить договор можно как с ГУП МО «Мособлгаз», так и с любой другой сертифицированной организацией.

В случае отсутствия у абонента договора на обслуживание, ГУП МО «Мособлгаз» оставляет за собой право приостановить подачу газа.

23.04.2018 | Предоставление РСО коммунальных услуг собственникам нежилых помещений

С 1 января 2017 года Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2016 г. № 1498 «О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме» из схемы «нежилое помещение — исполнитель коммунальной услуги (УО/ТСЖ/ЖСК) — ресурсоснабжающая организация» исключены УО/ТСЖ/ЖСК. Теперь собственники нежилых помещений обязаны самостоятельно заключать договоры с ресурсоснабжающими организациями (РСО) и им же оплачивать потребленные коммунальные ресурсы. Однако, как показывает практика, несмотря на вступление новых норм в силу уже больше года назад, далеко не везде РСО приступили к работе с собственниками нежилых помещений, а многие УО/ТСЖ/ЖСК продолжают предъявлять к оплате таким собственникам стоимость потребленных коммунальных услуг. Попробуем разобраться в проблемах, возникающих при переходе от договоров с УО/ТСЖ/ЖСК к договорам с РСО.

Новые нормы и позиции судов

В соответствии с абзацем 3 пункта 6 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 г. № 354 (далее — Правила 354) в редакции, действующей с 01.01.2017, поставка холодной воды, горячей воды, тепловой энергии, электрической энергии и газа в нежилое помещение в многоквартирном доме (МКД), а также отведение сточных вод осуществляются на основании договоров ресурсоснабжения, заключенных в письменной форме непосредственно с ресурсоснабжающей организацией.

Казалось бы, все понятно — с 1 января 2017 года РСО должны предоставлять коммунальные услуги в нежилом помещении, а УО/ТСЖ/ЖСК право предоставления таких услуг с этой же даты, соответстветственно, утрачивают. Однако, необходимо обратить внимание на несколько нюансов.

Абзацем 4 пункта 6 Правил 354 на управляющие организации, ТСЖ, ЖСК возлагается обязанность по уведомлению собственников нежилых помещений о необходимости заключить договор непосредственно с РСО, а в РСО направить сведения о собственниках нежилых помещений. Важно отметить, что срок направления такого уведомления не регламентирован, соответственно, привлечь к ответственности управляющую организацию за ненаправление, несвоевременное направление будет довольно-таки сложно, а скорее всего — невозможно. Однако, именно неисполнение УО/ТСЖ/ЖСК указанной обязанности может приниматься судами как основание для признания действующим договора о предоставлении коммунальных услуг, заключенного именно между УО/ТСЖ/ЖСК и собственником нежилого помещения в МКД, и, соответственно, признания факта отсутствия правоотношений между этим собственником и РСО.

Так, в Постановлении Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05 марта 2018 г. № 13АП-33733/2017 по делу № А56-55921/2017 рассматривался иск о взыскании задолженности по договору теплоснабжения, поскольку товариществом собственников жилья не исполнены обязательства по своевременной оплате отпущенной тепловой энергии. Суть спора заключалась в том, что ТСЖ не осуществлялась оплата по договору теплоснабжения касаемо нежилых помещений. Товарищество ссылалось на пункт 6 Правил 354, однако уведомление собственникам не направило, сведения в РСО не предоставило, иных изменений в договор касаемо нежилых помещений не вносилось. Суд взыскал образовавшуюся задолженность, апелляционным определением постановление суда первой инстанции признано обоснованным и изменению не подлежащим.

В Постановлении Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 05 марта 2018 № Ф01-6032/2017 по делу № А28-3497/2017 суд указал, что «отсутствие прямого договора собственника нежилых помещений с ресурсоснабжающей организацией в спорный период не освобождает управляющую компанию от обязанности оплатить в полном объеме поставленный в многоквартирные дома коммунальный ресурс». Дополнительно суд отметил, что «учитывая то, что пунктом 6 Правил 354 на управляющую компанию возложена обязанность представить ресурсоснабжающим организациям сведения о собственниках нежилых помещений в этом доме, а также направить уведомления собственникам нежилых помещений о необходимости заключения договоров ресурсоснабжения непосредственно с ресурсоснабжающими организациями, неисполнение управляющей организацией указанных обязанностей позволяет в переходный период сохранить ранее существовавший порядок оплаты коммунального ресурса до момента совершения указанных действий управляющей организацией. Таким образом, для исключения объема поставленного коммунального ресурса собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме из общего объема тепловой энергии, полученной управляющей компанией, последняя обязана доказать выполнение обязанности по предоставлению сведений ресурсоснабжающей организации о собственниках нежилых помещений и направлении последним уведомления о необходимости заключения договоров энергоснабжения». Судом также принято во внимание то, что «поскольку Постановление № 1498 не содержит никаких правил относительно сроков заключения договоров между собственниками нежилых помещений в МКД и ресурсоснабжающими организациями в письменной форме, а также не устанавливает сроков передачи управляющими организациями сведений о собственниках нежилых помещений в РСО, до прекращения заключенного с управляющей компанией договора о предоставлении коммунальных услуг собственник нежилого помещения может вносить плату управляющей компании».

Согласно позиции суда, изложенной в Постановлении Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05 марта 2018 г. № 13АП-766/2018 по делу № А56-73290/2017 управляющая организация обязана провести мероприятия, направленные на заключение с собственниками нежилых помещений отдельных договоров ресурсоснабжения с ресурсоснабжающими организациями, к которым относится, в частности, направление уведомлений и сведений, предусмотренных пунктом 6 Правил 354. Указанный перечень мероприятий, установленный пунктом 6 Правил 354, носит исчерпывающий, конкретный характер и должен выполняться Обществом как исполнителем коммунальных услуг в многоквартирных домах, находящихся в управлении заявителя. В указанном Постановлении № 13АП-766/2018 отмечено, что «публикация Обществом информационного сообщения общего характера для неограниченного круга лиц на своем сайте не может служить доказательством направления и получения конкретными собственниками нежилых помещений в доме уведомлений о необходимости заключить договор ресурсоснабжения с ресурсоснабжающей организацией». Уведомление собственника нежилого помещения должно носить индивидуальный характер, и не может быть предназначено для неопределенного круга лиц. Дополнительное размещение на сайте, в общественных местах МКД данной информации не будет являться нарушением, однако не имеет юридического значения.

Неопределенность даты заключения договора с РСО

Немаловажно учесть, что если уведомление собственнику не направлено или не предоставлена информация в РСО, это не является препятствием для заключения договора. Заключение договора с РСО может инициировать собственник нежилого помещения. Согласно п. 23 Правил 354 собственник помещения в многоквартирном доме и собственник жилого дома (домовладения) вправе инициировать заключение в письменной форме договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг. Стоит указать, что, исходя из толкования норм, «обязанность» быть инициатором заключения письменного договора возложена на собственника нежилого помещения. Однако прямых запретов на то, что инициатором заключения договора может выступить ресурсоснабжающая организация, нет.

Пунктом 18 Правил 354 предусмотрено, что в случае если исполнителем, предоставляющим коммунальные услуги потребителям в многоквартирном доме, в котором расположено нежилое помещение собственника, не является ресурсоснабжающая организация, собственник нежилого помещения в многоквартирном доме обязан в течение 5 дней после заключения договоров ресурсоснабжения с ресурсоснабжающими организациями представить исполнителю их копии, а также в порядке и сроки, которые установлены настоящими Правилами для передачи потребителями информации о показаниях индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета, — данные об объемах коммунальных ресурсов, потребленных за расчетный период по указанным договорам.

Стоит упомянуть пункт 7 Правил 354, который предусматривает, что договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным на условиях, предусмотренных Правилами 354. Казалось бы, из приведенной нормы следует, что сам факт потребления коммунальной услуги потребителем, в том числе собственником нежилого помещения, означает заключение договора предоставления коммунальной услуги. А поскольку лицом, обязанным с 01.01.2017 заключать такой договор с собственниками нежилых помещений, является РСО, то договор между РСО и собственниками нежилых помещений заключен, независимо от его подписания в письменной форме и независимо от действий УО/ТСЖ/ЖСК по направлению уведомлений собственникам нежилых помещений.

Однако, надо отметить, что Правила 354 устанавливают, что между РСО и собственником нежилого помещения заключается не договор предоставления коммунальных услуг, а именно договор ресурсоснабжения. С учетом этого вопрос о возможности заключения договора ресурсоснабжения с РСО путем совершения собственником нежилого помещения конклюдентных действий (потребление коммунального ресурса) становится неоднозначным. Об особенностях договоров ресурсоснабжения, заключаемых между собственниками нежилых помещений и РСО, расскажем в одной из следующих публикаций на сайте АКАТО, в настоящей статье сделан акцент на указании вида договора только с целью предостережения от сомнительного вывода о заключении договора с РСО путем совершения конклюдентных действий.

Заключение

В заключении публикации обозначим, что самым главным в озвученных поправках является утрата права УО/ТСЖ/ЖСК на заключение договоров предоставления коммунальных услуг с собственниками нежилых помещений, а лицом, обязанным заключить договор с собственником нежилого помещения, является РСО. При этом складывающаяся в настоящее время судебная практика придает большое значение факту направления управляющей организацией, ТСЖ, ЖСК уведомлений собственникам нежилых помещений о необходимости заключить договоры ресурсоснабжения непосредственно с РСО. Конечно, решений Верховного суда РФ еще нет, и говорить об уже сложившейся правоприменительной практике рано. Даже приведенные выше судебные акты содержат сомнительные выводы. Например, непонятно, как после 01.01.2017 на УО/ТСЖ/ЖСК может быть возложена обязанность по предъявлению оплаты коммунальных услуг собственникам нежилых помещений, если Правила 354 не предоставляют права УО/ТСЖ/ЖСК требовать такую оплату? Как можно считать УО/ТСЖ/ЖСК исполнителем коммунальных услуг по отношению к собственнику нежилого помещения, если в новой редакции Правил 354 в нежилом помещении вообще не потребляются коммунальные услуги, а потребляются коммунальные ресурсы, поставщиком которых УО/ТСЖ/ЖСК являться не может? И каким образом РСО может быть освобождена от обязанности заключения договора ресурсоснабжения с собственником нежилого помещения, если Правила 354 устанавливают, что исключительно такой договор является основанием для потребления коммунального ресурса в нежилом помещении? Кроме того, остается открытым вопрос определения конкретной даты заключения договора между собственником нежилого помещения и РСО. Нет четкого понимания, является ли направление уведомления основанием признания расторгнутым договора предоставления коммунальных услуг между УО/ТСЖ/ЖСК и собственником нежилого помещения, и если является, то с какой даты. Является ли дата расторжения договора предоставления коммунальных услуг между УО/ТСЖ/ЖСК и собственником нежилого помещения одновременно датой заключения договора ресурсоснабжения этого собственника с РСО или датой начала бездоговорного потребления коммунального ресурса в указанном нежилом помещении?

В общем, внесенные поправки создают большое количество вопросов, и вместо упорядочивания процессов потребления коммунальных услуг и коммунальных ресурсов, наоборот, создают путаницу и неопределенность. Вероятно, именно из-за этого по прошествии уже больше года после вступления новых поправок в силу так и не наступило однозначное понимание порядка потребления и оплаты коммунальных ресурсов собственниками нежилых помещений в МКД.

Продолжение темы договоров между РСО и собственниками нежилых помещений по ссылке > > >

Важная информация для РСО!

АКАТО приглашает специалистов РСО на специализированные мероприятия по разъяснению положений федерального закона от 03.04.2018 № 59-ФЗ («закон о прямых договорах») и ряда других актуальных для ресурсоснабжающих организаций вопросов:

28 июня 2018 года состоится очный семинар в Екатеринбурге «Актуальные вопросы деятельности РСО: “прямые договоры” и другие важнейшие поправки законодательства». Семинар проведет эксперт по юридическим вопросам ЖКХ Игорь Кокин. Подробнее по ссылке > > >

Водоканал «Монолит»

Муниципальное унитарное предприятие Водоканал «Монолит» уведомляет Вас о необходимости заключения Договора на оказание услуг по вывозу и утилизации твердых бытовых отходов (ТБО).

Одной из причин ненадлежащего содержания территории поселкового округа является отсутствие договорных отношений между собственниками (нанимателями) индивидуальных жилых домов и организациями перевозчиками на оказание услуг по сбору, вывозу и утилизации твердых бытовых отходов.

Вместе с тем, статьей 8.2. КоАП РФ установлено, что за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей. На основании вышеизложенного и руководствуясь нормами законодательства Российской Федерации, предлагаем Вам заключить договор на оказание услуг по сбору отходов в месте их хранения, транспортированию отходов и размещению на полигоне ТБО.

Договор можно заключить по адресу ул. Краснопартизанская, д. 24, вход с торца здания, при себе иметь паспорт.

Режим работы: с 8.00 до 17.00. Перерыв на обед с 12.00 до 13.00