Усыновление в риме осуществлялось

05.11.2018 Выкл. Автор admin

Усыновление в риме осуществлялось

16 УЗАКОНЕНИЕ И УСЫНОВЛЕНИЕ. ФОРМЫ УСЫНОВЛЕНИЯ

Если ребенок родился у лиц, не состоящих в законном браке, то родители должны признать его рождение законным.

Способы узаконения ребенка:

1) заключение брака между родителями внебрачного ребенка;

2) издание специального соответствующего указа императора (рескрипта) при отсутствии или смерти матери;

3) зачисление сына в члены муниципального сената, а если вне брака будет рождена дочь, то выдача ее замуж за члена муниципального сената.

Усыновление — установления отцовской власти над чужими детьми.

1) arrogatio — усыновление семейно-самостоя-тельных лиц. На первоначальном этапе осуществлялось публично в Народных собраниях, затем императором и судом. Но особенно важным было то, чтобы об усыновлении было публично объявлено;

2) adoptio — усыновление семейно-подвласт-ных лиц, в результате чего происходила смена домовладыки, которому подчинялся подвластный. Данный вид усыновления влек за собой разрыв кровных связей с прежней семьей и возникновение родства с семьей усыновителя.

Усыновление семейно подвластных лиц осуществлялось в два этапа: 1) освобождение подвластного от власти предыдущего отца семейства. Для этого осуществлялась троекратная фиктивная продажа лица с последующим освобождением мнимым покупателем.

В Древнем Риме досрочное освобождение из-под отцовской власти в осуществлялось при посвящении дочери в весталки, а сына — во фла-мины, а в период Римской империи — при назначении на высшие государственные или церковные должности; 2) вступление под власть нового отца семейства путем предъявления виндика-ционного иска, возникающего из отцовской власти. После продажи ребенка в третий раз мнимый покупатель не отпускал его на свободу, а использовал в качестве ответчика по указанному иску, который к нему предъявлял усыновитель, в соответствии с заранее достигнутой договоренностью. Усыновитель и его подвластный являлись к претору, где и признавали иск. После указанной процедуры претор объявлял подвластного состоящим под властью отца семейства, усыновителя. Усыновителями могли выступать мужчины. Женщины могли выступать усыновителями только в исключительных случаях (для возмещения потери сына).

Также усыновителем могло выступать только семейно-самостоятельное лицо. Подвластные не могли выступать усыновителями по той причине, что ответственность за совершаемые сделки нес глава семейства. Усыновитель должен был быть старше усыновляемого на 18 лет, но не моложе 60 лет. В период Римской империи был отменен запрет на усыновление несовершеннолетних детей.

16. Узаконение и усыновление. Формы усыновления

16. Узаконение и усыновление. Формы усыновления

Если ребенок родился у лиц, не состоящих в законном браке, то родители должны признать его рождение законным.

Способы узаконения ребенка:

1) заключение брака между родителями внебрачного ребенка;

2) издание специального соответствующего указа императора (рескрипта) при отсутствии или смерти матери;

3) зачисление сына в члены муниципального сената, а если вне брака будет рождена дочь, то выдача ее замуж за члена муниципального сената.

Усыновление — установления отцовской власти над чужими детьми.

1) arrogatio — усыновление семейно-самостоятельных лиц. На первоначальном этапе осуществлялось публично в Народных собраниях, затем императором и судом. Но особенно важным было то, чтобы об усыновлении было публично объявлено;

2) adoptio — усыновление семейно-подвластных лиц, в результате чего происходила смена домовладыки, которому подчинялся подвластный. Данный вид усыновления влек за собой разрыв кровных связей с прежней семьей и возникновение родства с семьей усыновителя.

Усыновление семейно подвластных лиц осуществлялось в два этапа:

1) освобождение подвластного от власти предыдущего отца семейства. Для этого осуществлялась троекратная фиктивная продажа лица с последующим освобождением мнимым покупателем.

В Древнем Риме досрочное освобождение из-под отцовской власти осуществлялось при посвящении дочери в весталки, а сына — во фламины, а в период Римской империи — при назначении на высшие государственные или церковные должности;

2) вступление под власть нового отца семейства путем предъявления виндикационного иска, возникающего из отцовской власти. После продажи ребенка в третий раз мнимый покупатель не отпускал его на свободу, а использовал в качестве ответчика по указанному иску, который к нему предъявлял усыновитель, в соответствии с заранее достигнутой договоренностью. Усыновитель и его подвластный являлись к претору, где и признавали иск. После указанной процедуры претор объявлял подвластного состоящим под властью отца семейства, усыновителя. Усыновителями могли выступать мужчины. Женщины могли выступать усыновителями только в исключительных случаях (для возмещения потери сына).

Также усыновителем могло выступать только семейно-самостоятельное лицо. Подвластные не могли выступать усыновителями по той причине, что ответственность за совершаемые сделки нёс глава семейства. Усыновитель должен был быть старше усыновляемого на 18 лет, но не моложе 60 лет. В период Римской империи был отменен запрет на усыновление несовершеннолетних детей.

Способы установления отцовской власти

Способов установления отцовской власти было два (см. Дигесты, книга 1, титул VII): по факту рождения в римской семье; по воле домовладыки (путем узаконивания и усыновления).
Узаконивание (legitimatio) есть установление отцовской власти
Над собственными детьми, рожденными в конкубинате.

Формы узаконивания: последующим браком родителей внебрачного ребенка; отдать сына на службу в курию, а дочь выдать замуж за члена курии; по милости императора (рескриптом).

Усыновление (adoptio) есть общее понятие, которое разделяется на два вида: adoptio и adrogatio (адопция и адрогация). Действует правило: «Сыновьями семейства делает не только природа, но и усыновление» (Модестип). Усыновление осуществлялось в любом возрасте (усыновляемого) и от имени римского народа.
Адбпция — это установление отцовской власти над посторонним лицом, находящимся под властью домовладыки (над «сыновьями семейства»).
В случаях бездетности усыновляли детей своих родственников, пролетариев и рабов властью магистрата (в провинциях и в Риме).
Процедура адопции была очень сложная: для мальчика требовалась тройная фиктивная манцииация, для девочки — одна фиктивная ман- ципация.
В классический и постклассический периоды процедура адопции регулировалась следующими правилами: усыновитель должен быть старше усыновленного не менее чем на 18 лет; адопция происходила путем рескрипта императора или записью в государственном органе по решению магистрата (судебный протокол); адопция могла быть оформлена как adoptio plena (усыновленное лицо прерывало все связи с прежней семьей) и adoptio minus plena (без потери основных прав в семье родного отца); если сын семейства является консулом, то он может усыновить самого себя (или эманципировать); при усыновлении внука необходимо согласие сына (отца этого внука), но после смерти усыновителя внук не наследует деду, а перейдет под власть своего отца; даже слепой может усыновлять и быть усыновленным (по Уль- пиану); иногда вначале эманцинируют, а потом усыновляют; не может быть усыновлен ни отсутствующий, ни не согласный с этим j (Ульпиан), т. е. только в присутствии усыновителя и им лично; | адопция не меняет статуса усыновленного (он остается вольно-1
отпущенником или рабом). *

Adrogatio — это установление отцовской власти над посторонним лицом, не находящимся под властью домовладыки (над лицом со своим правом).
В Риме с помощью этого института происходила передача императорской власти.

27) Усыновление и узаконение по римскому праву.

Patria potestas приобреталась тремя способами: рождением в законном браке, усыновлением и узаконением.

Акт усыновления совершался двумя способами: или властью народа, или по приказу высшего сановника, например претора. Соответственно первый способ назывался adrogatio, второй — adoptio.

Усыновлению подлежали чужие дети. Властью народа можно было усыновлять только тех, кто пользовался правовой независимостью, т.е. persona sui iuris. Совершалось это в народных собраниях по куриям под председательством великого понтифика, а позже перед 30 ликторами (по числу курий) в форме специального закона. Ввиду этого и усыновители, и усыновляемые должны были иметь право участвовать в народных собраниях, поэтому нельзя было усыновить женщин и малолетних

Усыновленный приобретал родовое имя и фамильное имя новой семьи, становился участником семейного культа усыновителя. Он становился членом новой семьи, приравниваясь к родным сыновьям, получал право наследования. Под власть усыновителя также переходили и дети усыновленного в качестве внуков.

Имущество усыновленного целиком переходило к усыновителю.

Другой способ усыновления носил название adoptio и был установлен для усыновления лиц чужого права — persona alieni iuris. Процедура эта проходила перед претором в форме частной сделки.

В отличие от adrogatio, здесь не требовалось согласия усыновляемого, так как сделка заключалась между двумя patres.

Закрепляется право усыновления за женщинами, устанавливается разница в возрасте между усыновителем и усыновляемым не менее 18 лет. Юстиниан ввел две формы усыновления: полную и неполную. Полное усыновление осуществлялось восходящими родственниками, которые не имели подвластных потомков со всеми последствиями усыновления. Неполное осуществлялось посторонним лицом. При этом сохранялась patria potestas кровного отца, за усыновленным сохранялось право наследования в родной семье, а также он наследовал после усыновителя.

Незаконнорожденные дети в период абсолютной монархии могли быть узаконены, вследствие чего над ними устанавливалась отцовская власть. Это так называемая legitimatio. Узакониванию подлежали только свои свободнорожденные дети. После легитимации дети получали все права законного рождения.

Известны три способа узаконения:

а) со времени Феодосия и Валентиниана — зачислением сына в члены муниципального сената (курии), дочери — путем выдачи замуж за члена муниципального сената (курии);

б) со времени императора Анастасия — последующего вступления родителей в законный брак;

в) со времени Юстиниана — посредством императорского рескрипта.

28) Понятие вещи и её классификация.

Главным делением римляне считали деление вещей на вещи божественного права и вещи человеческого права. К вещам божественного права принадлежат три вида:

—вещи священные (res sacra), посвященные богам, в том числе храмы, рощи, алтари, статуи, культовые предметы;

—вещи святые (r. sanctaе), священно неприкосновенные, находящиеся под защитой богов, главным образом — городские стены и ворота, межи;

—вещи религиозные, посвященные подземным богам, особенно гробницы и могилы, в том числе рабов.

Исключительно римским было деление вещей на манципируемые (res mancipi) и неманципируемые (r. nec mancipi).

—К манципируемым относятся вещи, для приобретения права собственности на которые требовался специальный формальный обряд манципации. К ним относились рабы, земля Италии и строения на ней, скот (быки, лошади, мулы), сельские сервитуты.

—Остальные вещи были неманципируемыми и для отчуждения требовали простой передачи (traditio).

Вещи движимые и недвижимые:

—К движимым относились вещи, которые могли изменять свое положение в пространстве без повреждения сущности.

—Недвижимые не могли его изменять: земля и все, что тесно соединено с нею (строения, посеянное и посаженное, недра, воздушное пространство над землей как часть поверхности).

Вещи делимые и неделимые:

—К делимым относились те, которые могли быть разделены на части без изменения их сущности и функции. Каждая отдельная часть такой вещи представляет ту же вещь, только в меньшем объеме. Например, земля, здания (в Риме они делились по вертикали), сырье, руда, песок и т.п.

Вещи потребляемые и непотребляемые

—Потребляемые при первом же пользовании материально уничтожались (продовольствие).

—Непотребляемые не изнашивались от употребления (драгоценный камень), а если уничтожались, то постепенно (одежда).

Вещи простые и сложные (составные), совокупность вещей

Таким образом, римские юристы различали единые (простые) вещи, предметы, представляющие собой естественное и физическое целое, и вещи сложные (составные). Сложные вещи в свою очередь делятся на две группы:

—вещи, сомкнутые в искусственное единство человеческим трудом;

—вещи, которые были и остаются отдельными или собранными, но право считает их едиными в силу единой цели, которой они служат (улей, наследство).

16 узаконение и усыновление. Формы усыновления

Если ребенок родился у лиц, не состоящих в законном браке, то родители должны признать его рождение законным.

Способы узаконения ребенка:

1)заключение брака между родителями внебрачного ребенка;

2)издание специального соответствующего указа императора (рескрипта) при отсутствии или смерти матери;

3)зачисление сына в члены муниципального сената, а если вне брака будет рождена дочь, то выдача ее замуж за члена муниципального сената.

Усыновление – установления отцовской власти над чужими детьми.

1)arrogatio – усыновление семейно-самостоя-тельных лиц. На первоначальном этапе осуществлялось публично в Народных собраниях, затем императором и судом. Но особенно важным было то, чтобы об усыновлении было публично объявлено;

2)adoptio – усыновление семейно-подвласт-ных лиц, в результате чего происходила смена домовладыки, которому подчинялся подвластный. Данный вид усыновления влек за собой разрыв кровных связей с прежней семьей и возникновение родства с семьей усыновителя.

Усыновление семейно подвластных лиц осуществлялось в два этапа: 1) освобождение подвластного от власти предыдущего отца семейства. Для этого осуществлялась троекратная фиктивная продажа лица с последующим освобождением мнимым покупателем.

В Древнем Риме досрочное освобождение из-под отцовской власти в осуществлялось при посвящении дочери в весталки, а сына – во фла-мины, а в период Римской империи – при назначении на высшие государственные или церковные должности; 2) вступление под власть нового отца семейства путем предъявления виндика-ционного иска, возникающего из отцовской власти. После продажи ребенка в третий раз мнимый покупатель не отпускал его на свободу, а использовал в качестве ответчика по указанному иску, который к нему предъявлял усыновитель, в соответствии с заранее достигнутой договоренностью. Усыновитель и его подвластный являлись к претору, где и признавали иск. После указанной процедуры претор объявлял подвластного состоящим под властью отца семейства, усыновителя. Усыновителями могли выступать мужчины. Женщины могли выступать усыновителями только в исключительных случаях (для возмещения потери сына).

Также усыновителем могло выступать только семейно-самостоятельное лицо. Подвластные не могли выступать усыновителями по той причине, что ответственность за совершаемые сделки нес глава семейства. Усыновитель должен был быть старше усыновляемого на 18 лет, но не моложе 60 лет. В период Римской империи был отменен запрет на усыновление несовершеннолетних детей.