Управление регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним

06.07.2018 Выкл. Автор admin

Статья 9. Органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним

Статья 9. Органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним

Государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляет Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, образованная Указом Президента РФ N 1847 от 25.12.2008 «О Федеральной службе государственной регистрации кадастра и картографии» (до 30.12.2008 — Федеральная регистрационная служба, а территориальные органы по субъектам РФ — Управление Федеральной регистрационной службы). Деятельность Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии находится в ведении Министерства экономического развития Российской Федерации и основывается на Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законах, федеральных законах, актах Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международных договорах Российской Федерации и других нормативно-правовых актах Российской Федерации.

Абзац 2 пункта 1 настоящей статьи определяет общие особенности регистрации протяженных объектов недвижимого имущества и объектов, расположенных в нескольких регистрационных округах (например, автомобильные и железные дороги, предприятия как имущественные комплексы, линии электропередач и др.), которые подлежат государственной регистрации в центральном аппарате Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии. Однако текст статьи делает ссылку на то, что по инициативе заявителя допускается государственная регистрация прав на объекты недвижимого имущества, включенные в состав автомобильной дороги и расположенные на территориях более одного регистрационного округа в любом территориальном органе, через который проходит протяженный объект.

В пункте 2 настоящей статьи законодатель делает акцент на то, что структура регистрирующих органов определяется центральным аппаратом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Российской Федерации.

Пункт 3 устанавливает перечень юридически значимых действий, относящихся к компетенции Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.

1. Установление регистрирующим органом:

— права Заявителя на представление документов в целях государственной регистрации;

— правового статуса объекта недвижимости, права на который подлежат

— наличия правопритязаний третьих лиц.

2. Осуществление действий, связанных с государственной регистрацией прав и перехода прав собственности на недвижимое имущество и выдача правоподтверждающих документов.

3. Выдача информации из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее — ЕГРП) о зарегистрированных правах в виде выписок из ЕГРП.

4. Постановка на учет объектов недвижимого имущества не являющихся чьей-либо собственностью (бесхозяйных объектов);

5. Выдача архивных копий правоустанавливающих документов, поданных на государственную регистрацию.

Пункт 4 комментируемой статьи особо подчеркивает узкоспециализированную направленность деятельности Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.

Научная электронная библиотека

ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ ПРАВ НА НЕДВИЖИМОЕ ИМУЩЕСТВО И СДЕЛОК С НИМ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

Чулюкова С. А., Дробот М. А.

Год издания: 2016

ISBN: ISBN 978-5-91327-417-5

PDF: Скачать ( 0.6 Mb )

В учебном пособии представлены основные сведения о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в Российской Федерации. Дан анализ основных понятий в этой сфере, предпосылок возникновения института государственной регистрации прав и его роли. Представлены основные стадии, структура и особенности регистрации земельных участков, принадлежащих юридическим лицам, а также связанные с этим правовые проблемы. Разделы учебного пособия содержат рекомендуемую литературу, практикум по теме, задания и задачи. Приведены образцы сделок с юридическими лицами, подлежащие государственной регистрации в Управлении регистрационной службы, кадастра и картографии РФ из практики деятельности ООО «Юридической фирмы «Жилищный капитал». Учебное пособие предназначено для реализации ФГОС ВО по направлению подготовки 38.03.04 – «Государственное и муниципальное управление» (уровень бакалавриата) при изучении дисциплины «Гражданское право». Пособие адресовано студентам, магистрантам, аспирантам и преподавателям юридических и экономических специальностей, практикующим юристам, менеджерам (управленцам), сотрудникам и руководителям, интересующимися вопросами государственной регистрации. Рекомендуется».

Государственная регистрация прав на недвижимость

«Казенные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение», 2011, N 10

Вопрос регистрации имущественных прав на объекты недвижимости традиционно один из самых сложных как в теории, так и на практике. При этом бытует ошибочное мнение, что регистрации подлежит только право собственности, хотя оно не единственное из имущественных прав, требующих государственной регистрации. Право оперативного управления, на основании которого казенные учреждения распоряжаются недвижимостью, также должно быть удостоверено не только на бумаге, но и в Едином государственном реестре прав. Как же это сделать? Какие документы нужно подготовить и в какие органы их представить? Попробуем ответить на эти непростые вопросы.

Каковы основания для регистрации оперативного управления?

В Федеральном законе от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее — Закон N 122-ФЗ) нет прямого ответа на этот вопрос, как и нет упоминания о праве оперативного управления. Поэтому обратимся к нормам гражданского законодательства. В ст. 131 ГК РФ сказано, что госрегистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право постоянного пользования, ипотека, а также иные права в случаях, предусмотренных законодательством. Таким образом, право оперативного управления как один из видов имущественных прав подлежит государственной регистрации, общий порядок проведения которой описан в Законе N 122-ФЗ. Им установлена обязательная регистрация прав на земельные участки, участки недр и всех объектов, которые связаны с землей таким образом, что их перемещение без несоразмерного ущерба назначению объектов невозможно, в том числе права на здания, сооружения, жилые и нежилые помещения. Многие из перечисленных объектов могут находиться у казенных учреждений на праве оперативного управления, поэтому им следует позаботиться о том, чтобы все права на объекты недвижимости были зарегистрированы в законном порядке.

К сведению. Право оперативного управления учреждения на недвижимое имущество, возникшее до введения в действие Закона N 122-ФЗ, признается действительным при отсутствии его государственной регистрации (Определение ВАС РФ от 11.05.2011 N ВАС-5289/11).

Кто занимается регистрацией недвижимости?

Уполномоченным федеральным органом по регистрации недвижимости является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр), которая через свои территориальные органы выполняет возложенные на нее полномочия . Росреестр не только координирует и контролирует деятельность своих территориальных органов, но и обеспечивает соблюдение Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним , а также разрабатывает и издает методические рекомендации по вопросам практики ведения госрегистрации прав объектов недвижимости.

Положение о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.06.2009 N 457.
Утверждены Постановлением Правительства РФ от 18.02.1998 N 219.

К сожалению, на данный момент нет подробных рекомендаций, касающихся государственных (муниципальных) учреждений и регистрации за ними права оперативного управления на недвижимость. Поэтому в этом вопросе казенным учреждениям ничего не остается, как руководствоваться общими нормами и отдельными положениями некоторых методических рекомендаций. В частности, в абз. 2 п. 2 Методических рекомендаций о порядке государственной регистрации прав на создаваемые, созданные, реконструированные объекты недвижимого имущества сказано, что госрегистрацию права оперативного управления государственных (муниципальных) учреждений на находящиеся в государственной собственности объекты недвижимого имущества рекомендуется осуществлять одновременно с государственной регистрацией права государственной или муниципальной собственности на данные объекты. Это правило, как и упомянутые рекомендации, касается создаваемых, созданных, реконструированных объектов недвижимого имущества. Если объект недвижимости уже возведен и эксплуатируется, то право оперативного управления на него может быть зарегистрировано позже, чем право государственной (муниципальной) собственности. Главное, чтобы и то и другое было сделано, так как при отсутствии государственной регистрации права оперативного управления не исключены притязания на объект недвижимости со стороны других казенных учреждений, которым имущество может быть передано собственником.

Утверждены Приказом Росрегистрации от 08.06.2007 N 113.

Этапы «хождения» документов по инстанциям

Порядок проведения государственной регистрации прав прописан в ст. 13 Закона N 122-ФЗ. В целях наглядности выделим на схеме все основные этапы данной процедуры.

Государственная регистрация прав проводится в месячный срок со дня приема заявления и документов для проведения данной процедуры. После этого заявителю выдается свидетельство о государственной регистрации прав как итоговый документ о зарегистрированном праве оперативного управления на объект недвижимости. Но, чтобы его получить, нужно собрать пакет подтверждающих имущественное право документов.

Документы, необходимые для регистрации права

В связи с тем что регистрация имущественного права имеет добровольный (заявительный) характер, первое, что потребуют в регистрационной службе, это заявление о государственной регистрации прав на недвижимое имущество (п. 1 ст. 16 Закона N 122-ФЗ). К заявлению (в одном экземпляре) прилагаются акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество (не менее двух экземпляров), выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их выхода. Возможно, потребуются и иные документы о передаче прав на недвижимое имущество, например, согласие собственника государственного или муниципального имущества на распоряжение передаваемым или находящимся в оперативном управлении имуществом казенного учреждения.

Здесь стоит упомянуть Методические рекомендации по порядку проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним , в которых большое внимание уделяется наиболее важным моментам сбора и представления документов на регистрацию недвижимости. В частности, документы должны соответствовать требованиям, установленным законодательством, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Представляемые бумаги должны содержать описание недвижимого имущества (Постановление ФАС ВВО от 17.01.2011 по делу N А82-1733/2010), вид регистрируемого права, быть скреплены печатями, иметь надлежащие подписи сторон или определенных должностных лиц (п. 1 ст. 18 Закона N 122-ФЗ). В случае если на государственную регистрацию был представлен документ (документы), имеющий подчистки, приписки, зачеркнутые слова и иные не оговоренные в нем исправления, исполненный карандашом, а также с серьезными повреждениями, не позволяющими однозначно истолковать его содержание, он не подлежит приему на государственную регистрацию.

Утверждены Приказом Минюста России от 01.07.2002 N 184.

В связи с тем что в Законе N 122-ФЗ не указан порядок отказа в приеме ненадлежаще оформленных документов, а уклонение от регистрации права может быть обжаловано в суде, органы, принимающие документы, вправе приостановить государственную регистрацию до того момента, когда все документы будут собраны, а недочеты и ошибки исправлены. В противном случае непредставление требуемого и надлежаще оформленного документа до окончания срока регистрации (приостановления регистрации) повлечет вынесение решения об отказе в регистрации прав казенного учреждения на объект недвижимости.

Отметим, что заявление о государственной регистрации прав и иные документы, необходимые для нее, могут быть представлены одновременно с заявлением о государственном кадастровом учете. Сведения о таком учете являются обязательными для подтверждения прав при совершении сделок с недвижимостью, особенно если вместе с ней передаются права на земельные участки. Кстати, скоро планируется принять новый федеральный закон, объединяющий отдельные процедуры регистрации прав на объекты недвижимости и их кадастрового учета. То есть, возможно, будет единый закон, устанавливающий правила внесения и предоставления сведений сразу из двух источников (ЕГРП и ГКН). Это и есть тот самый принцип «одного окна», о котором, в частности, говорится в Концепции создания единой федеральной системы в сфере государственной регистрации прав на недвижимость и государственного кадастрового учета недвижимости .

Утверждена Приказом Минэкономразвития России от 18.12.2009 N 534.

Плата за госрегистрацию

Как сказано в Законе N 122-ФЗ, вместе заявлением о госрегистрации прав и другими прилагаемыми к нему документами представляется документ об уплате государственной пошлины. При этом без взимания госпошлины производится регистрация прав Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования на государственное, муниципальное недвижимое имущество, не закрепленное за государственными, муниципальными предприятиями и учреждениями и составляющее соответственно государственную, региональную или муниципальную казну (абз. 2 п. 3 ст. 16). Однако регистрация права оперативного управления казенного учреждения — это несколько иная операция, поэтому за нее нужно заплатить госпошлину, установленную пп. 22 п. 1 ст. 333.33 НК РФ.

Когда отказ в регистрации неправомерен?

Практика показывает, что не всегда учреждениям и организациям удается зарегистрировать имущественное право владения (распоряжения) недвижимостью. В таком случае отказы регистрационных органов можно оспорить в судебном порядке. Выделим несколько решений, в которых заявителям удалось отстоять свое право на регистрацию.

Как следует из Определения ВАС РФ от 01.04.2010 N ВАС-3723/10, регистрирующий орган отказал в регистрации права оперативного управления на комнаты в здании дома культуры, ссылаясь на отсутствие кадастрового паспорта, содержащего сведения о комнатах как о помещениях, представляющих собой самостоятельные объекты недвижимого имущества. Между тем, по мнению заявителя и судей, описание объекта недвижимости содержит все сведения о спорных комнатах, необходимые для государственной регистрации права оперативного управления. Поэтому предоставление кадастровых паспортов на каждую из комнат является необязательным. Закрепление собственником части принадлежащего ему объекта недвижимости за учреждением на праве оперативного управления не влечет вследствие этого прекращения права собственности на объект недвижимого имущества в целом и образования новых объектов недвижимости.

В Определении ВАС РФ от 06.04.2011 N ВАС-3267/11 причиной отказа государственному учреждению в регистрации права оперативного управления на здание главного корпуса послужило отсутствие документа о закреплении за ним этого здания на праве оперативного управления. В то же время учреждение представило с заявлением о государственной регистрации права оперативного управления документы, в том числе договор с учредителем, условиями которого подтверждается факт принадлежности государственному учреждению спорного имущества на праве оперативного управления.

В Постановлении ФАС МО от 25.07.2011 N КА-А41/7741-11 управление Росреестра отказало в регистрации права учреждения на здание, сославшись на непредставление документа, подтверждающего предоставление земельного участка для строительства, а точнее, на невозможность из подобного документа идентифицировать спорный объект, а также земельный участок для строительства объекта недвижимости. Однако постановление администрации главы района об утверждении разрешения на ввод в эксплуатацию содержало полное описание спорного объекта недвижимости. В подтверждение прав в отношении земельного участка учреждение представило государственный акт на право бессрочного (постоянного) пользования земельным участком. Факт предоставления земельного участка для строительства объекта подтверждался также постановлениями местной администрации, из содержания которых усматривалось, что государственному учреждению было разрешено строительство объекта недвижимости. Перечисленных документов оказалось достаточно, чтобы признать отказ регистрирующего органа неправомерным.

В Постановлении ФАС МО от 14.02.2011 N КГ-А40/16569-10 в обоснование отказа в государственной регистрации права оперативного управления недвижимого имущества управление Росреестра указало, что представленный приказ Рособразования не является правоустанавливающим документом, подтверждающим передачу имущества на баланс учреждения и наличие у Российской Федерации права собственности на это имущество. Но, как выяснилось, спорный объект уже был внесен в реестр объектов недвижимости, находящихся в федеральной собственности, поэтому представления регистрирующему органу документов-оснований для возникновения права федеральной собственности на спорные объекты недвижимости не требовалось. То есть один из аргументов отказа чиновников (отсутствие у РФ права собственности) был не обоснован. Что касается другого основания (о передаче имущества на баланс), то суд напомнил, что право оперативного управления имуществом возникает у учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или решением собственника. В качестве правоустанавливающего документа, подтверждающего закрепление за государственным учреждением на праве оперативного управления имущества, был представлен приказ уполномоченного Федерального агентства по образованию, что является достаточным для удостоверения права оперативного управления на имущество и его регистрации за госучреждением.

Несколько слов о правах на земельные участки

Следует знать, что права на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, приобретают юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на таких земельных участках (п. 1 ст. 36 ЗК РФ). При этом в силу норм ст. 20 данного Кодекса государственным и муниципальным учреждениям земельные участки предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование. Регистрация права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками проводится в том же порядке, что и регистрация иного недвижимого имущества. При этом учреждения, в том числе казенные, не обязаны переоформлять право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право их аренды или приобретать земельные участки в собственность, как это предписано сделать иным юридическим лицам (п. 2 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»).

Практика проверок показывает, что на балансе казенного учреждения могут числиться объекты недвижимости, на которые зарегистрировано в установленном порядке право оперативного управления. Однако не всегда сотрудники учреждения могут представить документы, подтверждающие права на земельные участки, на которых находится объект недвижимости. Это является нарушением п. 1 ст. 25 ЗК РФ, обязывающего регистрировать права на земельные участки в установленных законами случаях (один из них — передача земли в постоянное (бессрочное) пользование казенному учреждению). Чтобы ничего не нарушать, учреждению нужно зарегистрировать не только право на объект недвижимости, но и право на занятый им земельный участок.

Ответственность за нарушение порядка регистрации имущества

Ответственность за такое нарушение предусмотрена ст. 19.21 КоАП РФ: несоблюдение порядка государственной регистрации прав на недвижимое имущество или сделок с ним влечет наложение административного штрафа на должностных лиц от 3000 до 4000 руб., на юридических лиц — от 30 000 до 40 000 руб. Привлечь нарушителя к ответственности можно в том случае, если он на момент проверки не подал документы на государственную регистрацию прав на объект недвижимости. Если это сделано, но удостоверяющие документы еще не получены, учреждение может избежать ответственности, сославшись на то, что Законом N 122-ФЗ не установлен срок для подачи управомоченным лицом заявления на регистрацию прав на недвижимое имущество. Месячный срок, отнесенный к порядку государственной регистрации, установлен только для органа, осуществляющего регистрацию прав на недвижимое имущество. Но все же советуем не затягивать с регистрацией объектов недвижимости и земельных участков, так как это является обязательным требованием гражданского и земельного законодательства.

В принципе штрафы за нарушение порядка регистрации прав на объекты недвижимости и на земельные участки для казенного учреждения не так уж существенны. Однако могут возникнуть проблемы в решении различных правовых вопросов, а также не исключены сложности с учетом и налогообложением. Надеемся, что статья поможет внести ясность в порядок государственной регистрации объектов недвижимости, принадлежащих казенным учреждениям на праве оперативного управления, и лишний раз подтвердит ее необходимость.

Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним

Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу

Общее описание

Государственная регистрация прав на недвижимое имущество — юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.

Государственный кадастровый учет недвижимого имущества — внесение в Единый государственный реестр недвижимости (далее — ЕГРН) сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино‑местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально‑определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.

Право на учтенное недвижимое имущество должно быть зарегистрировано в ЕГРН посредством внесения записи в ЕГРН о зарегистрированных правах на имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных сведениях.

Государственная регистрация права в ЕГРН является единственным доказательством существования зарегистрированного права, которое может быть оспорено только в судебном порядке.

Подробная информация об услуге представлена на официальном сайте Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии — см. здесь.

Единый справочный телефон Росреестра — 8 (800) 100‑34‑34.

С 02.05.2018 в секторе №1 МФЦ Красносельского района, секторе №3 МФЦ Красносельского района, секторе №2 МФЦ Московского района, секторе №5 МФЦ Невского района и секторе №2 МФЦ Центрального района прием документов осуществляется исключительно по предварительной записи.

Прием заявлений о проведении государственной регистрации прав в отношении объектов недвижимости, расположенных на территории иных регионов Российской Федерации, осуществляется в офисе Кронштадтского районного отдела Управления Росреестра по Санкт‑Петербургу по адресу: г. Кронштадт, ул. Советская, д. 45 и в офисе Курортного районного отдела Управления Росреестра по Санкт‑Петербургу по адресу: г. Сестрорецк, ул. Володарского, д. 31. Прием документов осуществляется исключительно по предварительной записи через «Личный кабинет» официального сайта Росреестра www.rosreestr.ru

Прием заявлений о пересмотре кадастровой стоимости осуществляется в центральном офисе Управления Росреестра по Санкт‑Петербургу, расположенном по адресу: Санкт‑Петербург, ул. Красного Текстильщика, д. 10‑12, второй этаж (вход с Синопской набережной). Время приема — понедельник‑четверг с 09.00 до 18.00 (перерыв с 13.00 до 14.00); пятница с 09.00 до 16.45 (перерыв с 13.00 до 14.00).

Справочный телефон: 8 (812) 245‑26‑23.

Заявления об обжаловании решений о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в апелляционную комиссию посредством подразделений МФЦ не принимаются.

Заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав в отношении предприятия как имущественный комплекс представляются в центральный аппарат Росреестра по адресу: г. Москва, ул. Воронцово поле, д. 4а, или почтовым отправлением по адресу: г. Москва, Чистопрудный бульвар, д. 6/19.

Прием обращений в отношении объектов недвижимости, расположенных по всей территории РФ, осуществляется в МФЦ Калининского района (сектор №3) по предварительной записи.

Сведения об отнесении жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, к жилым помещениям наемного дома социального использования или наемного дома коммерческого использования относятся к дополнительным сведениям государственного кадастра недвижимости и подлежат изменению в порядке межведомственного информационного взаимодействия. В соответствии с п.п. 19 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 13.07.2015 №218‑ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» органы государственной власти и органы местного самоуправления в случае принятия ими решения об отнесении жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, к жилым помещениям наемного дома социального использования или наемного дома коммерческого использования обязаны направлять такие документы в орган регистрации прав в порядке межведомственного взаимодействия.

Заявления о государственном кадастровом учете изменений для внесения в ЕГРН вышеуказанных сведений в МФЦ не принимаются.

Возврат из архива осуществляется в отношении документов, ранее поданных в структурных подразделениях МФЦ (в том числе поданных в секторе №3 МФЦ Калининского района в отношении объектов недвижимости, расположенных на всей территории Российской Федерации).

Полное наименование
(в соответствии с Административным регламентом или другим НПА):

Принцип предоставления услуги

Результат предоставления услуги

Процедура предоставления государственной услуги завершается выдачей (направлением) заявителю:

  • свидетельства о государственной регистрации права или выписки из ЕГРН, а также договора и иного документа, выражающего содержание односторонней сделки, совершенной в простой письменной форме, с регистрационной надписью, иных документов, ранее представленных на государственную регистрацию прав и подлежащих выдаче после ее проведения;
  • сообщения об отказе в государственной регистрации наличия, возникновения, перехода и прекращения права, ограничения (обременения) права на недвижимое имущество, сделки с недвижимым имуществом, а также документов, ранее представленных на государственную регистрацию прав и подлежащих выдаче;
  • сообщения об отказе во внесении изменений в ЕГРН, в том числе исправлении технической ошибки, повторной выдаче свидетельства о государственной регистрации права, выдаче закладной, регистрации законного владельца закладной, а также документов, представленных заявителем и подлежащих выдаче;
  • уведомления о прекращении государственной регистрации вещного права, ограничения (обременения) права на недвижимое имущество, сделки с недвижимым имуществом, государственной регистрации прекращения вещного права на недвижимое имущество (без его перехода к новому правообладателю), ограничения (обременения) права на недвижимое имущество, сделки с недвижимым имуществом (в том числе при ее расторжении);
  • уведомления о возврате приложенных к заявлению о предоставлении государственной услуги документов без рассмотрения при принятии решения об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета, если заявление о предоставлении государственной услуги и иные документы, необходимые для государственной регистрации прав, представлены (направлены) одновременно с заявлением о государственном кадастровом учете недвижимого имущества;
  • уведомления о зарегистрированном ограничении (обременении) права, в случае если ограничение (обременение) права собственности и иных вещных прав правами третьих лиц регистрируется не правообладателем;
  • уведомления об исправлении технической ошибки в записях ЕГРН;
  • уведомления о государственной регистрации права собственности субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок или земельную долю вследствие отказа от соответствующего права правообладателем;
  • уведомление о непринятии заявления о государственной регистрации и иных необходимых документов к рассмотрению, если по истечении десяти календарных дней с момента их поступления в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах отсутствует информация об уплате государственной пошлины и документ об уплате государственной пошлины не был представлен вместе с заявлением о государственной регистрации прав.

Срок предоставления услуги

За государственную регистрацию прав взимается государственная пошлина, размеры, сроки и порядок уплаты которой установлены ст. 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации. Информацию о размерах государственной пошлины за совершение регистрационных действий см. здесь.

Наименование получателя платежа: УФК по г. Санкт-Петербургу (Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу)

ИНН: 7801267400

КПП:784201001

Номер счета получателя платежа: 40101810200000010001

Наименование банка: Северо-Западное ГУ Банка России г. Санкт-Петербург

КБК: 32110807020018000110 (для предоставления услуги через МФЦ)

ОКТМО: 40911000 (по всем районам города)

БИК: 044030001

Наименование платежа: Государственная пошлина за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

От уплаты государственной пошлины за государственную регистрацию прав освобождаются федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, (пп. 4 п. 1 ст. 333.35 Налогового Кодекса Российской Федерации), ветераны ВОВ, инвалиды ВОВ, бывшие узники фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных немецкими фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, бывшие военнопленные во время ВОВ (пп. 12 п. 1 ст. 333.35 Налогового Кодекса Российской Федерации).

I. Получатели государственной услуги:

  1. Граждане Российской Федерации.
  2. Иностранные граждане и лица без гражданства.
  3. Российские и иностранные юридические лица, международные организации.

II. Заявители, обращающиеся за предоставлением государственной услуги: услуги:

  1. С заявлениями об осуществлении государственной регистрации прав вправе обращаться:
    • правообладатель;
    • стороны договора;
    • уполномоченное правообладателем, стороной (сторонами) договора на то лицо при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом;
    • судебный пристав-исполнитель;
    • нотариус (помощник нотариуса).
  2. С заявлением об исправлении технической ошибки в записях ЕГРН, допущенной при государственной регистрации прав, вправе обратиться любое заинтересованное лицо.
  3. С заявлениями о внесении в записи ЕГРН изменений, не влекущих за собой существенного изменения объекта недвижимости, а также прекращения или перехода права на него, вправе обращаться лица, которые вправе обращаться с заявлениями об осуществлении государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
  4. От имени физических лиц заявления о государственной регистрации прав могут подавать, в частности:
    • законные представители (родители, усыновители, опекуны) несовершеннолетних в возрасте до 14 лет;
    • опекуны недееспособных граждан;
    • представители, действующие в силу полномочий, основанных на доверенности или договоре.
  5. Несовершеннолетний в возрасте от 14 до 18 лет может подать заявление на государственную регистрацию прав самостоятельно (без согласия законных представителей).
  6. От имени юридического лица заявления о государственной регистрации прав могут подавать:
    • лица, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами без доверенности;
    • представители в силу полномочий, основанных на доверенности или договоре;
    • участники юридического лица в предусмотренных законом случаях.
  7. От имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований могут действовать:
    • уполномоченные должностные лица органов государственной власти, органов местного самоуправления в рамках компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов;
    • уполномоченные должностные лица иных органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридические лица и граждане в случаях и порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению.
  8. Судебный пристав-исполнитель обращается для проведения в установленном порядке государственной регистрации права собственности должника на имущество, иного имущественного права, принадлежащего ему и подлежащего государственной регистрации, в целях последующего обращения взыскания на указанное имущество или имущественное право при отсутствии или недостаточности у должника иного имущества или имущественного права, на которое может быть обращено взыскание в случаях и порядке, предусмотренных Федеральным законом от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
  9. Нотариус (помощник нотариуса) обращается для проведения государственной регистрации прав в случае, если право возникает на основании нотариально удостоверенной им (нотариусом, помощником которого является заявитель) сделки или иного совершенного им (нотариусом, помощником которого является заявитель) нотариального действия.
  10. От имени правообладателей, стороны (сторон) сделки вправе обратиться их представители, действующие в силу полномочий, основанных на нотариально удостоверенной доверенности, указании федерального закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления, в том числе:
    • от имени участников общей долевой собственности на объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом в многоквартирном доме, ‑ их представитель, уполномоченный на это принятым в установленном федеральным законом порядке решением общего собрания указанных собственников;
    • от имени участников общей долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения (если число этих участников превышает пять) ‑ представитель, уполномоченный на подачу такого заявления принятым в установленном федеральным законом порядке решением общего собрания этих собственников;
    • от имени членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан — представитель, уполномоченный на подачу такого заявления принятым в установленном федеральным законом порядке решением общего собрания членов данного некоммерческого объединения или решением собрания уполномоченных данного некоммерческого объединения.

Порядок действий

Порядок действий заявителя

  1. Обращается в подразделение Санкт‑Петербургского государственного казенного учреждения «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее — МФЦ).
  2. Подает необходимые документы и заявление по утвержденной форме.
  3. Получает документы, подлежащие выдаче заявителю по результатам оказания государственной услуги.

Порядок действий уполномоченной организации

I. Прием и регистрация заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги

Должностное лицо МФЦ:

  1. Принимает необходимые документы и заявление.
  2. При предъявлении заявителем документа, удостоверяющего личность, проверяет срок действия документа и соответствие данных документа, удостоверяющего личность, данным, указанным в заявлении и прилагаемых необходимых документах.
  3. Проверяет представленные заявление и документы на предмет:
    • оформления заявления в соответствии с требованиями действующих нормативных правовых актов Российской Федерации;
    • наличия прилагаемых необходимых документов, указанных в заявлении.
  4. При получении правоустанавливающих документов на государственную регистрацию вносит соответствующую запись в книгу учета документов с указанием даты и времени получения таких документов с точностью до минуты.
  5. В случае выявления при приеме документов оснований для последующего приостановления или отказа в регистрации прав — сообщает об этом заявителю и дает разъяснения о способах и методах устранения указанных недостатков, в частности:
    • предлагает заявителю прервать подачу документов и разъясняет, что обращение с данными документами будет препятствовать осуществлению государственной регистрации прав и приведет к отказу в государственной регистрации прав;
    • если заявитель, несмотря на данные ему разъяснения, откажется прервать подачу документов — принимает в установленном порядке заявление и иные документы, при этом в расписке в получении документов на осуществление государственной регистрации прав проставляет отметку о том, что заявителю даны разъяснения о том, что в государственной регистрации прав ему будет отказано.
  6. В случае если заявителем представлены заявление и необходимые для государственной регистрации прав документы, в орган, осуществляющий регистрацию прав, действующий в пределах иного субъекта Российской Федерации, на территории которого не расположен объект недвижимости, в отношении которого необходимо зарегистрировать право — разъясняет заявителю, что государственная регистрация прав осуществляется по месту нахождения недвижимого имущества в пределах регистрационного округа, если иное не установлено Законом о регистрации прав, и предоставляет ему информацию о наименовании органа, в который он должен обратиться с данными заявлением и документами, и его адрес.
  7. В случае если заявитель самостоятельно не заполнил форму заявления — по просьбе заявителя заполняет заявление с использованием программно-технического комплекса.
  8. В случае если представленные вместе с оригиналами копии документов нотариально не заверены (и их нотариальное заверение не предусмотрено федеральным законом) — сравнив копии документов с их оригиналами, выполняет на таких копиях надпись об их соответствии оригиналам, заверяет своей подписью с указанием фамилии и инициалов.
  9. Выдает заявителю расписку в получении документов, представленных на государственную регистрацию прав, с указанием их перечня, а также с указанием даты и времени их представления с точностью до минуты. Расписка является подтверждением предоставления и получения документов на осуществление государственной регистрации прав.
  10. Передает пакет документов заявителя в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу.

Должностное лицо Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу (Управления Росреестра), ответственное за прием документов:

  1. Получает пакет документов заявителя из МФЦ.
  2. Комплектует заявление и необходимые для государственной регистрации прав документы в регистрационное дело, которое идентифицируется регистрационным номером заявления.
  3. В конце рабочего дня формирует сопроводительные реестры передаваемых государственному регистратору регистрационных дел для проведения правовой экспертизы представленных на государственную регистрацию документов.
  4. В начале следующего рабочего дня направляет комплекты регистрационных дел в порядке делопроизводства с сопроводительными реестрами государственному регистратору для проведения правовой экспертизы представленных на государственную регистрацию документов.
  5. Оставляет 1 экземпляр реестра регистрационных дел с отметкой о получении, указанием даты и подписью государственного регистратора, принявшего регистрационные дела для проведения правовой экспертизы.
  6. Формирует реестр регистрационных дел в электронном виде и передает соответственно государственному регистратору для проведения правовой экспертизы в порядке электронного документооборота.

II. Правовая экспертиза документов и проверка законности сделки

Государственный регистратор:

  1. Получает документы, представленные на государственную регистрацию прав, от сотрудника, ответственного за прием документов или сотрудника, ответственного за ведение делопроизводства.
  2. Проверяет наличие в ЕГРН записей в отношении объекта недвижимости:
    • о зарегистрированных правах;
    • о ранее заявленных правах (правопритязаниях), о заявленных в судебном порядке правах требования;
    • о зарегистрированных сделках;
    • о зарегистрированных ограничениях (обременениях) права, в том числе арестах, запрещениях совершения сделок, совершения иных действий в отношении объекта недвижимости, залоге недвижимого имущества, избранного в качестве меры пресечения в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.
  3. Проверяя юридическую силу правоустанавливающих документов, устанавливает:
    • соответствие документов, в том числе их формы и содержания, требованиям законодательства, действовавшего на момент издания и в месте издания документа;
    • наличие у органа государственной власти (органа местного самоуправления) соответствующей компетенции на издание акта, в том числе наличие полномочий у лица, подписавшего этот акт;
    • соответствие сведений об объекте недвижимого имущества, внесенных в государственный кадастр недвижимости (до 01.01.2013 в отношении земельных участков, после указанной даты — также в отношении зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства), указанных в документах, удостоверенных организацией (органом) по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации (до 01.01.2013 в отношении зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства), аналогичным сведениям, указанным в правоустанавливающем документе;
    • наличие соответствующих прав по распоряжению объектом недвижимости у подписавшего документ лица.
  4. Удостоверяется в том, что:
    • документы в установленных законодательством случаях нотариально удостоверены, скреплены печатями, имеют надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц;
    • тексты документов написаны разборчиво, наименования юридических лиц ‑ без сокращения, с указанием мест их нахождения;
    • фамилии, имена и отчества физических лиц, адреса мест их жительства написаны полностью;
    • в документах нет подчисток, приписок, зачеркнутых слов и иных неоговоренных в них исправлений;
    • документы не исполнены карандашом;
    • документы не имеют серьезных повреждений, наличие которых не позволяет однозначно истолковать их содержание.
  5. В случае если правоустанавливающим документом является договор (односторонняя сделка) — проверяет его законность.
  6. В случае государственной регистрации перехода права на основании сделки — проверяет факт исполнения ее условий, с которыми закон и/или договор связывают возможность проведения государственной регистрации перехода прав на объект недвижимого имущества, в том числе оплаты недвижимости, если договором купли-продажи предусмотрено сохранение права собственности за продавцом до такой оплаты.
  7. В случае если на совершение сделки с объектом недвижимого имущества в соответствии с законом требуется согласие третьих лиц, в том числе лиц, в пользу которых установлены ограничения (обременения) права, — проверяет наличие такого согласия и указания в договоре, представленном на государственную регистрацию сделки и/или перехода права, ограничения (обременения) права, условий, ограничивающих права собственника.
  8. Проверяет сведения о наличии (или отсутствии) в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав, документов, свидетельствующих о наложении (снятии) арестов и иных запрещений, залоге недвижимого имущества, избранного в качестве меры пресечения в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, препятствующих государственной регистрации прав.
  9. В случае если в ЕГРН или в книге учета арестов, запрещений совершения сделок с объектами недвижимого имущества имеется запись об аресте, запрещении совершения сделок с недвижимым имуществом, осуществления в отношении данного объекта регистрационных действий, залоге недвижимого имущества, избранного в качестве меры пресечения в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, установленных до совершения сделки, представления заявления о государственной регистрации прав — принимает необходимые меры по получению дополнительных сведений посредством направления письменного запроса в соответствующий орган, принявший такое решение, о том, существовало ли (не было ли прекращено) на момент совершения сделки, представления заявления о государственной регистрации прав ограничение, зарегистрированное в ЕГРН и препятствующее проведению государственной регистрации прав.
  10. В случае если в ЕГРН или в книге учета арестов, запрещений совершения сделок с объектами недвижимого имущества имеется запись о зарегистрированном ограничении (обременении) права — проверяет указание на наличие этого ограничения (обременения) в документах, представленных на государственную регистрацию сделки и (или) перехода права.
  11. В случае если в составе документов, представленных на государственную регистрацию прав, имеется заверенная копия решения о наложении ареста, запрещении совершения сделок с объектом недвижимости, запрещении совершения иных действий в отношении объекта недвижимости, залоге недвижимого имущества, избранном в качестве меры пресечения в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, представленная в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, не органом, наложившим такой арест, запрещение, избравшим залог недвижимого имущества в качестве меры пресечения в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, а иными лицами (например, истцом) — запрашивает у названного органа сведения о том, не прекращен ли данный арест (запрещение), не возвращен ли объект залога залогодателю, не обращен ли объект залога в доход государства на момент рассмотрения вопроса о его государственной регистрации.
  12. В случае если в составе документов, представленных на государственную регистрацию прав, представлена незаверенная копия решения о наложении ареста, запрещении совершения сделок с объектом недвижимости, запрещении совершения иных действий в отношении объекта недвижимости, об избрании залога недвижимого имущества в качестве меры пресечения в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации — запрашивает у соответствующего органа, наложившего арест (запрещение), принявшего решение об избрании залога недвижимого имущества в качестве меры пресечения в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, заверенную копию решения о наложении ареста (запрещении), об избрании залога недвижимого имущества в качестве меры пресечения в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, а также сведения о том, не прекращен ли данный арест (запрещение), не возвращен ли объект залога залогодателю, не обращен ли объект залога в доход государства на момент рассмотрения вопроса о его государственной регистрации.
  13. В случае если Закон о регистрации прав предусматривает возможность государственной регистрации сделки, права, ограничения (обременения) права (например, ипотеки) при наличии судебного спора в отношении соответствующего объекта недвижимости (по поводу прав на него, обращения на него взыскания и т.д.) после разрешения такого спора судом — проверяет наличие (отсутствие) в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав, документов, свидетельствующих о наличии (отсутствии) такого судебного спора (в том числе наличие (отсутствие) в ЕГРН записи о заявленных в судебном порядке правах требования).
  14. При проведении правовой экспертизы в случае государственной регистрации прав на недвижимое имущество на основании судебного акта проверяет:
    • правильность оформления копии судебного акта;
    • факт вступления судебного акта в законную силу;
    • наличие в судебном акте сведений об описании объекта, правообладателе и виде подлежащего государственной регистрации права.
  15. При установлении наличия в ЕГРН записи о праве на недвижимое имущество иного лица удостоверяется в наличии заявления данного лица о государственной регистрации прекращения зарегистрированного права, за исключением случаев, если:
    • на прекращение права названного лица указано в мотивировочной или резолютивной части судебного акта;
    • в резолютивной части решения суда указано на возврат недвижимого имущества лицу, которое ранее на основании сделки произвело отчуждение этого объекта (например, продавцу) лицу, право которого зарегистрировано в ЕГРН;
    • в резолютивной части решения суд обязал орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, совершить действия по государственной регистрации перехода права собственности;
    • ранее принятое решение об отказе в государственной регистрации права по причине наличия в ЕГРН записи о праве иного лица и отсутствия заявления о государственной регистрации прекращения данного права было признано судом необоснованным, и в решении суда указано на необходимость осуществить государственную регистрацию права.
  16. Проверяет действительность иных документов, не являющихся правоустанавливающими, но необходимых для осуществления государственной регистрации прав.
  17. Принимает решение:
    • о приостановлении государственной регистрации права при наличии причин и оснований для приостановления государственной регистрации права, предусмотренные законодательством;
    • о государственной регистрации права, если отсутствуют предусмотренные законодательством причины и основания для приостановления государственной регистрации права и отказа в ее проведении, либо причины и основания, ранее приведшие к приостановлению государственной регистрации права, устранены;
    • об отказе в государственной регистрации прав при наличии предусмотренных законодательством оснований для отказа, в том числе, когда не устранены причины и основания, ранее приведшие к приостановлению государственной регистрации права;
    • о прекращении государственной регистрации.
  18. Оформляет принятое решение штампом на заявлении о государственной регистрации прав.
  19. Передает документы в порядке делопроизводства, в зависимости от принятого решения, для внесения записей в ЕГРН, оформления приостановления государственной регистрации прав, прекращения государственной регистрации прав (прекращения рассмотрения заявления (заявлений) о государственной регистрации права и иных представленных на государственную регистрацию прав документов), отказа в государственной регистрации прав.

III. Осуществление государственной регистрации прав и выдача документов по результатам предоставления государственной услуги

Должностное лицо Управления Росреестра, ответственное за внесение записей в ЕГРН:

  1. Вносит в ЕГРН соответствующие записи, руководствуясь правилами ведения ЕГРН и иными нормативными правовыми актами, определяющими порядок заполнения ЕГРН, в том числе содержание вносимых записей.
  2. После внесения необходимых записей в ЕГРН распечатывает листы раздела ЕГРН с внесенными записями и в порядке делопроизводства передает документы вместе с листами раздела ЕГРН государственному регистратору для окончательного оформления принятого решения — для подписания и проставления оттиска печати органа, осуществляющего государственную регистрацию прав.

Государственный регистратор:

  1. Проверяет правильность записи, внесенной в лист записи ЕГРН.
  2. При отсутствии необходимости в исправлении записи заверяет ее своей подписью и оттиском печати органа, осуществляющего государственную регистрацию прав, проставляя от руки также время с точность до минуты, в которое им были совершены эти действия.

Должностное лицо Управления Росреестра, ответственное за оформление выписки из ЕГРН:

  1. Оформляет выписку на имя собственника недвижимого имущества, обладателя иных вещных прав на него.
  2. Приобщает выписку к документам, поступившим на государственную регистрацию прав и сформированным в ходе ее проведения.
  3. Передает документы в порядке делопроизводства ответственному должностному лицу для совершения специальной регистрационной надписи на договоре или ином документе, выражающем содержание сделки (далее — регистрационная надпись), если соответствующее право было зарегистрировано на основании сделки, в том числе, когда также была зарегистрирована данная сделка.

Должностное лицо Управления Росреестра, ответственное за совершение надписей на правоустанавливающих документах:

  1. Проставляет на оригинале документа, выражающего содержание сделки, штамп регистрационной надписи на документах, и указывает в нем после слов: «Произведена государственная регистрация»:
    • при государственной регистрации сделки ‑ вид зарегистрированной сделки, дату государственной регистрации и номер, под которым сделка зарегистрирована в ЕГРН;
    • при государственной регистрации права собственности или иного вещного права либо ограничения (обременения) права, возникшего на основании сделки, ‑ вид зарегистрированного права либо ограничения (обременения) права, дату государственной регистрации и номер, под которым это право, ограничение (обременение) права зарегистрировано в ЕГРН.
  2. Передает документы, поступившие и сформированные в ходе государственной регистрации прав, государственному регистратору.

Государственный регистратор:

  1. Проверяет правильность выполненных записей и заверяет записи в штампе регистрационной надписи на документах своей подписью с указанием фамилии и инициалов.
  2. Подписывает заполненное свидетельство на лицевой стороне и заверяет своей подписью сведения об участниках общей долевой собственности, приведенные на оборотной стороне свидетельства (при наличии таковых).
  3. Комплектует документы для выдачи заявителю (возвращаемые документы и подготовленные документы).

Должностное лицо подразделения по регистрации прав Управления Росреестра:

  1. В конце рабочего дня формирует сопроводительный реестр документов, передаваемых в подразделение по выдаче документов заявителям.
  2. В начале следующего рабочего дня направляет комплекты документов в МФЦ для последующей передачи заявителю.

IV. Выдача свидетельств о государственной регистрации прав

Должностное лицо МФЦ:

  1. Получает документы, подлежащие выдаче заявителю, из Управления Росреестра.
  2. Устанавливает личность заявителя, в том числе проверяет документ, удостоверяющий его личность.;
  3. Проверяет правомочия заявителя, в том числе полномочия представителя правообладателя и/или участников сделки действовать от их имени при получении документов.
  4. Выясняет у заявителя номер регистрации заявления и иных документов, представленных на государственную регистрацию прав (внесение изменений в записи ЕГРН, выдачу закладной, регистрацию законного владельца закладной), и/или заявления и иных документов, представленных на государственный кадастровый учет, указанный в расписке в получении документов.
  5. Знакомит заявителя с перечнем выдаваемых документов (оглашает названия выдаваемых документов).
  6. Выдает документы заявителю.
  7. На экземпляре расписки в получении документов на государственную регистрацию прав, хранящейся в деле правоустанавливающих документов, делает отметку о выдаваемых документах, представленных ранее на государственную регистрацию прав, с указанием их перечня, а также о свидетельстве с указанием его серии и номера, проставляет свои фамилию и инициалы, должность, свою подпись, фамилию и инициалы заявителя и предлагает проставить подпись заявителю.
  8. Регистрирует факт выдачи (направления) документов (сведений) заявителям в книге учета выданных свидетельств о государственной регистрации прав.
  9. В случае если заявитель, не согласившись с перечнем выдаваемых ему документов, отказался проставить свою подпись под указанной выше отметкой в расписке, документы ему не выдаются и специалист, ответственный за выдачу (направление) документов:
    • помещает предназначенные для выдачи документы в дело правоустанавливающих документов;
    • на расписке, хранящейся в деле правоустанавливающих документов, проставляет отметку об отказе в получении документов путем внесения слов «Получить документы отказался», заверяет своей подписью;
    • обеспечивает направление заявителю не позднее следующего рабочего дня письменного сообщения о том, что он в любое время (согласно указываемому в сообщении графику приема-выдачи документов) вправе обратиться за получением документов или сообщить свой почтовый адрес, по которому ему эти документы могут быть направлены посредством почтового отправления с объявленной ценностью при его пересылке, описью вложения и уведомлением о вручении, копия такого сообщения помещается в дело правоустанавливающих документов.

Документы, представляемые заявителем

I. Обязательные к представлению документы:

  1. Заявление о государственной регистрации по форме.
  2. Документы, необходимые для проведения государственной регистрации (перечень документов см. здесь).
  3. Нотариально удостоверенная доверенность, подтверждающая полномочия представителя (для представителя физического лица).
  4. Учредительные документы юридического лица или нотариально удостоверенные копии учредительных документов юридического лица (для представителя юридического лица).
  5. Документ, подтверждающий полномочия представителя юридического лица действовать от имени данного юридического лица, или нотариально удостоверенная копия этого документа (для представителя юридического лица).
  6. Доверенность, составленная на бланке органа государственной власти или органа местного самоуправления, заверенная печатью и подписью руководителя данного органа (нотариальное удостоверение такой доверенности для ее представления вместе с соответствующим заявлением о государственной регистрации прав не требуется) (для представителя органа государственной власти или органа местного самоуправления).
  7. Доверенность, выданная в порядке передоверия юридическими лицами, руководителями филиалов и представительств юридических лиц, подлежит нотариальному удостоверению.
  8. Проектная декларация (в случае непредставления проектной декларации, ИОГВ направляется межведомственный запрос, регистрация может быть приостановлена).
  9. Документ, подтверждающий отказ заявителя от участия в приватизации.
  10. Нотариально удостоверенный брачный договор или нотариально удостоверенное соглашение о разделе общего имущества супругов. Документ представляется в случае, если супруги хотят зарегистрировать право общей долевой собственности вместо права общей совместной собственности супругов, т.е. отступить от законного режима имущества супругов (ст. 33, 34, 38, 41, 42 Семейного кодекса Российской Федерации).

II. Дополнительные документы (в случае обращения представителя заявителя):

  1. Документ, удостоверяющий личность представителя заявителя.
  2. Документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя.

III. Документы, представляемые по собственной инициативе заявителя:

  1. Документ об уплате государственной пошлины.
  2. Выписка из Единого государственного реестра юридических лиц в случае, если правообладателем, стороной или сторонами сделки является юридическое лицо (оригинал и копия).
  3. Учредительные документы юридического лица либо удостоверенные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, копии учредительных документов юридического лица или заверенные лицом, имеющим право действовать без доверенности от имени юридического лица, и печатью юридического лица копии этих учредительных документов (при наличии такой печати).
  4. Справку о лицах, имевших право пользования жилым помещением, с указанием этого права, заверенную должностным лицом органа, ответственного за регистрацию граждан по месту жительства, на момент приватизации жилого помещения.
  5. Выписку из домовой книги (справку о лицах, имеющих право пользования жилым помещением).
  6. Справку о лицах, имевших право пользования жилым помещением, с указанием этого права, заверенную должностным лицом органа местного самоуправления, ответственным за регистрацию граждан по месту жительства, на момент приватизации жилого помещения.
  7. Документ, подтверждающий публикацию сообщения о проведении торгов федеральным органом исполнительной власти, органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
  8. Решение федерального органа исполнительной власти, органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления о проведении торгов;
  9. Протокол о результатах торгов по продаже права на заключение договора аренды земельного участка, проведенных по решению федерального органа исполнительной власти, органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
  10. Разрешение на строительство, выданное федеральным органом исполнительной власти, органом государственной власти субъекта Российской Федерации либо органом местного самоуправления.
  11. Решение органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления об утверждении акта государственной приемочной комиссии о приемке в эксплуатацию законченного строительством объекта с приложением вышеуказанного акта, — если объект недвижимости введен в эксплуатацию до 30.12.2004.
  12. Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, в том числе на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома или иного объекта недвижимости, в состав которого входит объект долевого строительства, выданное федеральным органом исполнительной власти, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, выдавшим разрешение на строительство.
  13. Выписка из реестра паевых инвестиционных фондов, выданную в установленном законодательством Российской Федерации об инвестиционных фондах порядке не ранее чем за десять дней до даты представления документов на государственную регистрацию.
  14. Лицензия на осуществление деятельности по управлению инвестиционным фондом, паевым инвестиционным фондом и негосударственным пенсионным фондом (при государственной регистрации права общей долевой собственности владельцев инвестиционных паев на недвижимое имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд (приобретаемое для включения в состав паевого инвестиционного фонда), ограничения (обременения) этого права или сделок с данным имуществом, а также залога недвижимого имущества, обеспечивающего требования, составляющие ипотечное покрытие, доля в праве общей собственности на которое удостоверяется ипотечным сертификатом участия).
  15. Списки граждан, имеющих право на приобретение жилья экономического класса, которое построено или строится на земельных участках единого института развития в жилищной сфере или на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, которыми единый институт развития в жилищной сфере распоряжается по поручению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по управлению федеральным имуществом, и которые переданы в безвозмездное пользование либо аренду для строительства жилья экономического класса, в том числе для их комплексного освоения в целях строительства такого жилья, либо аренду для строительства в минимально требуемом объеме жилья экономического класса, в том числе для их комплексного освоения в целях строительства в минимально требуемом объеме жилья экономического класса и иного жилищного строительства, в порядке и на условиях, которые предусмотрены Законом № 161‑ФЗ.
  16. Заключение уполномоченного на осуществление государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется строительство (создание) многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, о соответствии застройщика и проектной декларации требованиям Закона № 214‑ФЗ, выданное не ранее чем за шестьдесят дней до дня представления заявления о государственной регистрации договора участия в долевом строительстве, заключенного застройщиком с первым участником долевого строительства многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости.
  17. Протокол аукциона на право заключить договор о создании искусственного земельного участка (если такой договор в случаях, предусмотренных законом, заключается по результатам аукциона).
  18. Разрешение на ввод искусственно созданного земельного участка в эксплуатацию.
  19. Решение о предварительном согласовании места размещения объекта; решение о предоставлении земельного участка на соответствующем праве, если данные документы не являются основаниями для государственной регистрации права, ограничения права, обременения объекта недвижимости (при предоставлении до 01.03.2015 земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта).
  20. Решение о предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для передачи в аренду земельных участков в случае, если имеется только одна заявка; документ, подтверждающий публикацию сообщения о проведении торгов (при предоставлении до 01.03.2015 земельного участка в аренду для строительства без предварительного согласования места размещения объекта и без проведения торгов);
  21. Решение о предоставлении земельного участка в аренду (при предоставлении до 01.03.2015 земельного участка в аренду для целей, не связанных со строительством);
  22. Решение о предоставлении земельного участка в аренду (при предоставлении до 01.03.2015 земельного участка в аренду собственнику здания или сооружения, расположенного на данном земельном участке);
  23. Протокол аукциона на заключение договора водопользования, договор водопользования и материалы в графической форме (в том числе схемы размещения гидротехнических и иных сооружений, расположенных на водном объекте, а также зон с особыми условиями их использования) и пояснительная записка к ним или решение о предоставлении водного объекта в пользование и материалы в графической форме (в том числе схемы размещения гидротехнических и иных сооружений, расположенных на водном объекте, а также зон с особыми условиями их использования) и пояснительная записка к ним (при государственной регистрации прав на гидротехнические и иные сооружения, расположенные на водных объектах).
  24. Протокол аукциона на заключение договора водопользования, договор водопользования и материалы в графической форме (в том числе схемы размещения гидротехнических и иных сооружений, расположенных на водном объекте, а также зон с особыми условиями их использования) и пояснительная записка к ним или решение о предоставлении водного объекта в пользование и материалы в графической форме (в том числе схемы размещения гидротехнических и иных сооружений, расположенных на водном объекте, а также зон с особыми условиями их использования) и пояснительная записка к ним (при государственной регистрации прав на гидротехнические и иные сооружения, расположенные на водных объектах).