Уполномоченный по правам ребёнка в москве

05.11.2018 Выкл. Автор admin

БУНИМОВИЧ ЕВГЕНИЙ АБРАМОВИЧ

— Родился в Москве в семье учителей и ученых.

— Окончил механико-математический факультет Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова.

— Преподает в школе. Автор многих школьных учебников, задачников и методических пособий. Заслуженный учитель России, кандидат педагогических наук. Награжден медалью К.Д. Ушинского — высшей наградой Министерства образования РФ, лауреат Премии Правительства РФ в области образования. Секретарь Союза писателей Москвы, автор книг стихов, прозы, статей и эссе. Лауреат Премии Москвы в области литературы и искусства. Лауреат Премии Союза журналистов России за цикл статей об образовании и воспитании. Кавалер французского ордена Академических пальмовых ветвей.

— Депутат Московской городской Думы II, III и IV созывов. В Московской городской Думе — координатор по вопросам культуры, искусства и образования, председатель комиссии по науке и образованию. Награжден почетным знаком МГД «За заслуги в развитии законодательства и парламентаризма». Инициатор проведения в Москве Дней исторического и культурного наследия, многих других образовательных, просветительских и культурных акций. Один из авторов московских законов о развитии образования, об общем образовании, о профессиональном образовании, законопроекта об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья, законов о безбарьерной городской среде для инвалидов, об охране памятников истории и культуры и др. Инициатор создания комиссии по правам человека при Мэре Москвы и редактор закона «Об Уполномоченном по правам человека в городе Москве».

— Начальник Управления по защите прав и законных интересов несовершеннолетних — Уполномоченный по правам ребенка в городе Москве.

— Член Экспертного Совета при Правительстве РФ (Открытого Правительства).

— Председатель Координационного совета Уполномоченных по правам ребёнка Центрального Федерального округа.

УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА
В ГОРОДЕ МОСКВЕ

Московский детский омбудсмен принял участие в селекторном совещании МЧС России

Сотрудники аппарата Уполномоченного совместно со столичными парламентариями посетили детские игровые комнаты в ТРЦ

Евгений Бунимович вручил премию «Просветитель» за лучшую научно- популярную книгу года

Добрый день. Я являюсь матерью троих детей. Мой младший сын Егор, 30.12.1999 г.р., был зачислен в Российский университет дружбы народов. В настоящее время он является студентом 1 курса Медицинского института факультета очной (дневной) формы обучения. Считаю, что в сложившихся обстоятельствах моя семья имеет право на продление статуса многодетной семьи. Так ли это?

В соответствии со ст. 2 Закона г.Москвы от 23.11.2005 N 60 «О социальной поддержке семей с детьми в городе Москве» многодетная семья — семья, в которой родились и (или) воспитываются трое и более детей (в том числе усыновленные, а также пасынки и падчерицы) до достижения младшим из них возраста 16 лет, а обучающимся в образовательном учреждении, реализующем общеобразовательные программы, — 18.

Здравствуйте! В настоящее время я обучаюсь в 11 классе по заочной форме. Через месяц мне исполнится 18 лет и в военкомате сказали, что я попадаю в осенний призыв. Как быть? Очень не хочется сдавать ЕГЭ после армии.

Согласно ст. 24 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» правом на отсрочку от призыва на военную службу обладают, в том числе и граждане, обучающиеся по очной форме обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего общего образования. Предоставление.

Возможно ли обжаловать решение призывной комиссии об отказе в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в досудебном порядке?

В соответствии частью 3 статьи 59 Конституции Российской Федерации гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой. Согласно положениям статьи 12 Федерального закона от 25.07.2002 №113-ФЗ «Об альтернативной.

Какие существуют нормативы времени доезда до пациента бригады скорой медицинской помощи?

Согласно статье 35 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь оказывается гражданам при заболеваниях, несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства. Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская.

Судебное решение не исполняется. Кому жаловаться на судебного пристава-исполнителя?

Порядок обжалования постановления, действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя урегулированы Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» и Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации. Постановления, действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя могут быть обжалованы вышестоящему судебному приставу в порядке.

Соседка по коммунальной квартире продает свою комнату третьим лицам, при этом мы об этом узнали случайно. Имеет ли она на это право?

Согласно действующему законодательству собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования. В соответствии с ч. 6 ст. 42 Жилищного кодекса Российской Федерации при продаже комнаты в коммунальной квартире остальные собственники комнат в.

Решением суда по иску госоргана у нас была истребована квартира. Обжаловать данное решение в вышестоящих инстанциях у нас не получилось. Но мы еще продолжаем проживать в данной квартире, т.е. решение суда не исполнено. Мы в Конституционный Суд РФ не обращались, но недавно узнали, что Конституционный Суд РФ признал противоречащим Конституции РФ закон, который был применен в нашем деле. Можно.

Такая возможность существует. В качестве довода вы можете использовать следующее. В соответствии со ст.392 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК) судебные постановления, вступившие в законную силу, могут быть пересмотрены по вновь открывшимся или новым обстоятельствам. К новым обстоятельствам относятся признание Конституционным Судом Российской Федерации.

Здравствуйте! В ходе судебного разбирательства между мной и матерью ребенка достигнуто мировое соглашение об определении порядка моего общения с сыном. Судом принято определение, которым утверждено мировое соглашение по данному вопросу. Однако мировое соглашение матерью ребенка не исполняется. Хотелось бы узнать, имеет ли мировое соглашение, утвержденное судом, юридическую силу для его.

В соответствии с положениями статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суды принимают судебные постановления в форме судебных приказов, решений суда, определений суда, постановлений президиума суда надзорной инстанции. Вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного.

Здравствуйте! Я обратилась в суд с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании алиментов на несовершеннолетнего ребенка. Однако в принятии данного заявления мне было отказано. Можно ли обжаловать такой отказ в вышестоящий суд.

Положения о приказном производстве в судах общей юрисдикции закреплены в главе 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ). Действительно, статьей 125 ГПК РФ предусмотрено, что судьей может быть отказано в принятии заявления о вынесении судебного приказа, о чем суд в течение трех дней со дня поступления заявления выносит определение. Однако каких-либо прямых.

Что делать, если пропущен срок принятия наследства?

Наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства (пункт 1 статьи 1154 Гражданского кодекса Российской Федерации). Наследник, пропустивший данный срок, утрачивает право на наследство. Вместе с тем Гражданский кодекс Российской Федерации предусматривает два способа принятия наследства по истечении установленного срока в судебном и во внесудебном порядке (статья.

Уполномоченный по правам человека в РФ

Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка

Московская городская дума

ПОДПИШИСЬ НА НОВОСТИ

Уполномоченный по правам ребёнка в москве

Начальник Управления по защите прав и законных интересов несовершеннолетних — Уполномоченный по правам человека в городе Москве

Правовое регулирование деятельности: Закон гор. Москвы «Об Уполномоченном по правам человека в городе Москве»

Евгений Абрамович Бунимович

Назначен на должность:

Дата и место рождения: 27 мая 1954 г. в Москве.

Образование: В 1975 г. окончил механико-математический факультет Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова.

Кандидат педагогических наук.

Телефон:(495) 957-05-85; Факс:(495) 957-05-99

Информация о приеме:

Адрес: 127006, г. Москва, Успенский пер., д.14, стр. 1.

Порядок приема граждан:

В соответствии с распоряжением Уполномоченного по правам человека в городе Москве от 25.01.2016 №3 «Об организации приема»:

Понедельник — четверг с 10.00 – 12.00, 14.00 — 16.00; Пятница 10.00 – 12.00; 14.00 — 15.30.

  • Обращение может быть подано также следующими способами:
  • через «Форум подачи обращений» на официальном сайте Http://ombudsman.mos.ru;
  • письмом через почтовое отделение;
  • с использованием телефонной и факсимильной связи (факс: (495) 957 05 99).
  • Личный прием Начальником Управления по защите прав и законных интересов несовершеннолетних — Уполномоченным по правам человека в городе Москве осуществляется во второй четверг каждого месяца с 10.00 до 12.00 и организуется специалистом Управления по предварительной записи после предоставления заявителем документов по существу вопроса с учетом очередности подачи заявлений и компетенции Управления.

Профессиональная деятельность: С 1976 г. преподает в школе. Автор многих школьных учебников, задачников и методических пособий. Заслуженный учитель России. Награжден медалью К.Д. Ушинского — высшей наградой Министерства образования РФ, лауреат Премии Правительства РФ в области образования.

Секретарь Союза писателей Москвы, автор книг стихов, статей и эссе. Стихи неоднократно публиковались также в переводах на английский, французский, немецкий, испанский, китайский, арабский, польский и др. языки. Лауреат Премии Москвы в области литературы и искусства. Лауреат Премии Союза журналистов России за цикл статей о школе в «Новой газете». Кавалер французского ордена Академических пальмовых ветвей.

С 1997 по 2009 г.г. — депутат Московской городской Думы II, III и IV созывов. В Московской городской Думе — координатор по вопросам культуры, искусства и образования, председатель комиссии по науке и образованию, член фракции «Яблоко».

Инициатор проведения в Москве Дней исторического и культурного наследия, многих других образовательных, просветительских и культурных акций. Один из авторов московских законов о развитии образования, об общем образовании, о профессиональном образовании, законопроекта об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья, законов о безбарьерной городской среде для инвалидов, об охране памятников истории и культуры и др.

Инициатор создания комиссии по правам человека при Мэре Москвы, инициатор принятия и редактор закона «Об Уполномоченном по правам человека в городе Москве».

Первый Уполномоченный по правам ребенка в городе Москве (2002 — 2009 гг.)

Правовое регулирование деятельности: Закон гор.Москвы «Об Уполномоченном по правам ребенка в городе Москве» от 3 октября 2001 г. №43.

Головань Алексей Иванович

Назначен на должность: 6 февраля 2002 года.

Освобожден от должности: 1 сентября 2009 г.

Дата и место рождения: 2 февраля 1966 года, город Дубна, Московская область.

Образование: В 1989 году окончил Московский инженерно-физический институт. В 2000 году окончил Московскую государственную юридическую академию по специальности «Юриспруденция».

Профессиональная деятельность: С 1 апреля по 23 июля 1989 года — стажёр-исследователь кафедры «Электрофизических установок» МИФИ.

С 11 сентября 1989 года по 1 октября 1991 года — инспектор бюро по общественной опеке и попечительству в Советском детском фонде им. В. И. Ленина

С 4 февраля 1991 года — специалист 1 категории в Советском детском фонде им. В. И. Ленина. Занимался проблемами воспитанников детских государственных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях.

C 1 октября 1991 года по 6 февраля 2002 года — исполнительный директор региональной общественной организации «Благотворительный центр „Соучастие в судьбе“».

В 1993 году окончил Институт молодежи по специальности «Социальная работа».

С 2004 года — член Совета при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека.

С 29 марта 2005 года по 26 декабря 2009 года — Председатель Ассоциации уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации.

Электронная приемная

Письменное обращение необходимо направлять непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

Уполномоченный по правам человека в городе Москве не вправе принимать решения, отнесенные к компетенции органов государственной власти и органов местного самоуправления, их должностных лиц, организаций города Москвы.

Деятельность Уполномоченного по правам человека в городе Москве дополняет существующие формы и средства защиты прав и свобод человека и гражданина, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции органов государственной власти и органов местного самоуправления, их должностных лиц, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод человека и гражданина.

Уполномоченный по правам человека в городе Москве (далее – Уполномоченный) рассматривает жалобы на решения или действия (бездействие) органов государственной власти и органов местного самоуправления, их должностных лиц, организаций города Москвы, государственных и муниципальных служащих, нарушающие права и свободы человека и гражданина, а также иные обращения, касающиеся нарушения прав и свобод человека и гражданина.

Жалоба Уполномоченному может быть подана гражданином, в том числе иностранным гражданином, лицом без гражданства, находящимся на территории города Москвы (далее – заявитель), полагающим, что решениями или действиями (бездействием) органов государственной власти и органов местного самоуправления, их должностных лиц, организаций города Москвы, государственных и муниципальных служащих были нарушены его права и свободы.

Уполномоченный не вправе рассматривать жалобы

— на действия (бездействие), решения федеральных правоохранительных органов (прокуратуры, следственного комитета, и т.д.);

— на нарушение прав, свобод и законных интересов в иных субъектах Российской Федерации, кроме города Москвы.

— на действия (бездействие) граждан, организаций, не находящиеся в ведомственном подчинении органов исполнительной власти города Москвы (в том числе, коммерческие банки, коммерческие организации, предоставляющие платные юридические услуги, страховые компании и т.д.).

Уполномоченный не вправе разрешать споры между гражданами, хозяйствующими субъектами.

Уполномоченный не вправе оценивать принятое судом решение на предмет его законности и обоснованности, а также не вправе рассматривать жалобы на судебные акты, как вступившие, так и не вступившие в законную силу (судебные акты обжалуются в сроки и в порядке, предусмотренном Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, в вышестоящие судебные инстанции, наделенные соответствующими полномочиями).

Уполномоченный не может являться участником уголовного судопроизводства.

Уполномоченный и его аппарат не вправе по собственной инициативе вступать в гражданское дело, которое рассматривается судом первой инстанции, в порядке статьи 47 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в целях дачи заключения по делу в рамках своих полномочий, а лишь в случае привлечения его судом к участию в деле. Если Уполномоченный и его аппарат не были привлечены к участию в деле судом первой инстанции, вступить в процесс на стадии апелляционного, либо кассационного обжалования судебного акта они не вправе.

Уполномоченный не наделен правом обращения в суд с иском в защиту интересов конкретных граждан, либо неопределенного круга лиц. Уполномоченный и специалисты аппарата не представляют интересы физических и юридических лиц в суде по доверенности.

Жалоба Уполномоченному должна быть подана не позднее истечения года со дня предполагаемого нарушения прав и свобод человека и гражданина или с того дня, когда заявителю стало известно об их нарушении. Уполномоченный вправе принять к рассмотрению жалобу, поступившую позднее указанного срока, если сочтет уважительной причину его пропуска.

Жалоба может быть подана заявителем лично, через его законного представителя (полномочия законного представителя должны быть подтверждены соответствующими документами) или уполномоченного представителя (полномочия уполномоченного представителя должны быть подтверждены надлежаще оформленной доверенностью).

Жалобы в интересах третьих лиц без надлежащего удостоверения полномочий действовать в их интересах к рассмотрению не принимаются.

Жалоба может быть подана следующими способами:

— через «ФОРМУ ПОДАЧИ ОБРАЩЕНИЙ» на официальном сайте Уполномоченного;

— через приемную аппарата Уполномоченного (в дни и часы приема, указанные в разделе «КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ» на официальном сайте Уполномоченного);

— через почтовое отделение;

— с использованием телеграфной и факсимильной связи.

Жалоба может быть индивидуальной или коллективной, должна быть написана на русском языке и содержать:

— наименование государственного органа, в который она направляется, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица;

— фамилию, имя, отчество (при наличии) заявителя;

— почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации (в случае подачи жалобы в электронном виде через «ФОРМУ ПОДАЧИ ОБРАЩЕНИЙ», в жалобе указывается адрес электронной почты, если ответ должен быть направлен в форме электронного документа, и почтовый адрес, если ответ должен быть направлен в письменной форме);

— изложение существа решений или действий (бездействие), нарушивших или нарушающих, по мнению заявителя, его права и свободы (в случае, если решения или действия (бездействие) обжаловались в судебном или административном порядке, к жалобе должны быть приложены копии соответствующих решений);

— личную подпись заявителя и дату.

Жалоба подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента ее поступления.

Права Уполномоченного при получении жалобы:

— принять жалобу к рассмотрению;

— разъяснить заявителю средства, которые тот вправе использовать для защиты своих прав и свобод;

— передать жалобу в органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностным лицам, в организации города Москвы, к компетенции которых относится разрешение жалобы по существу;

— отказать в принятии жалобы к рассмотрению, мотивировав свою позицию (отказ в принятии жалобы к рассмотрению обжалованию не подлежит).

К сведению заявителей:

В случае, если в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, и почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на обращение не дается. Если в указанном обращении содержатся сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем, обращение подлежит направлению в государственный орган в соответствии с его компетенцией.

Обращение, в котором обжалуется судебное постановление, возвращается гражданину, направившему обращение, с разъяснением порядка обжалования данного судебного решения.

В случае, если в обращении содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи, обращение оставляется без ответа по существу поставленных в нем вопросов и гражданину, направившему обращение, сообщается о недопустимости злоупотребления правом.

В случае, если текст письменного обращения не поддается прочтению, ответ на обращение не дается и оно не подлежит направлению на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, о чем сообщается гражданину, направившему обращение, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению.

В случае, если в письменном обращении гражданина содержится вопрос, на который ему многократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства, может быть принято решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с гражданином по данному вопросу, о чем уведомляется гражданин, направивший обращение.

В случае, если ответ по существу поставленного в обращении вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, гражданину, направившему обращение, сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленного в нем вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений.

В аппарате Уполномоченного по правам человека в городе Москве организован личный прием граждан руководящими сотрудниками по следующему графику.

Название структурного подразделения

Уполномоченный по правам ребенка в Москве: детские сады больше не камеры хранения для ребенка

Евгений Бунимович занял пост детского омбудсмена в Москве в 2009 году. До этого он тридцать лет, до 2007 года, преподавал математику в экспериментальной гимназии Академии педагогических наук, с 1986 по 2001 год занимал пост вице-президента Российской ассоциации учителей математики, затем до 2006 года был членом Президиума Федерального экспертного совета по образованию. Он также входил в Московскую городскую думу II, II и IV созывов (от партии «Яблоко»).

Вы всегда в своих выступлениях ссылаетесь на Конвенцию ООН о правах ребенка – например, после задержаний школьников на митингах 26 марта вы подчеркивали, что у детей по этой конвенции есть право выражать свое мнение. Что нужно сделать, чтобы больше людей с ней ознакомились, знали эти права, умели их отстаивать?

Конвенция о правах ребенка мне кажется одним из самых важных документов, которые вообще приняло человечество. Хочу напомнить, что это документ, который подписало наибольшее количество стран – 140 — из всех когда-либо принятых документов.

Мы ее публиковали, представляли в школах, но проблема не только в том, чтобы познакомить с текстом, а в том, чтобы концепция реализовывалась – а в острых ситуациях это особенно сложно. Вопрос в том, что эта идеология — защита прав ребенка, в том числе его права на собственное мнение — должна войти в сознание взрослых.

Что касается митингов 26 мая, речь не только о том, что дети имеют право свободно выражать свое мнение. В конвенции написано и другое: государство должно защищать право ребенка на свободу мысли, дети имеют право собираться и объединяться в группы – если, конечно, это не нарушает общественный порядок. Мне кажется, надо стимулировать в школах – и не только в школах, в семьях тоже – дискуссию, не бояться неполиткорректных вопросов, искать вместе решения, уважать подростков и их мнение. Нужно обсуждать с ребятами и административные запреты: нельзя залезать на фонарь, выходить на проезжую часть, нужно понимать законодательство о митингах. Но если детям приходится залезать на фонарь, чтобы получить ответы на свои вопросы, об этом тоже взрослым надо задуматься.

А как вы смотрите на истории о собраниях в школах после митингов, на которых учителя убеждали детей, что неправильно было туда идти?

Что касается тех эксцессов, которые были – включая записи разговоров — честно говоря, стыдно, когда взрослые выглядят несколько неадекватно. Но учительство – массовая профессия. Как в любой массовой профессии там встречаются разные люди.

Как вы относитесь к текущему традиционалистскому дискурсу: введению предметов о религиях в школе, риторике, которая периодически возникает вокруг запрета абортов или их выведения из системы ОМС? Уполномоченный по правам ребенка при президенте Анна Кузнецова открыто говорит, что она против абортов, часто эту тему поднимают в РПЦ.

Предметы о религии в школе – это тема не сугубо российская. Подход в мире очень разный. Вот, например, две страны из ЕС, Франция и Германия, решают вопрос противоположным способом: во Франции традиционно религия и школа жестко разделены, а в Германии, напротив, есть соответствующие предметы. Нет единственно правильного решения. То, как это сделано сегодня: в небольшом объеме это введено – надо смотреть, дает ли это результаты. Я высказывал опасения, что разделение детей по группам разделит их и в жизни, но пока таких конфликтов не зафиксировано.

Запрет абортов – очень больная серьезная тема, разные страны решают этот вопрос тоже по-разному. У нас речь вроде бы шла не о запрете как таковом, а об идее вывести аборт из системы ОМС. Сегодня, на мой взгляд, эта идея принесет гораздо больше вреда, чем пользы. Есть советский опыт: было много тяжелых и опасных ситуаций, криминальных абортов в период действия запрета. Я скажу так: может быть, это возможно при другом уровне благосостояния, когда платными медицинскими услугами будет пользоваться больше людей – а не в той ситуации, когда такое количество людей, даже по официальным данным, находятся за чертой бедности – мы так приведем немало женщин, их семьи, детей к тяжелейшим последствиям.

А насколько оправданно патриотическое воспитание в школе?

Оно проходит в любой стране и в любых школах. Другой вопрос – те формы, которые это принимает. Патриотизм, любовь к месту, где ты родился, — очень личное чувство. Это естественное чувство, которое необязательно специальным образом все время подогревать.

Хотелось бы, чтобы это чувство не было односторонним: чтобы ребенка любили в семье, в детском саду, в школе. Потому что если мы будем унижать его достоинство, игнорировать его права, а потом приходить и учить его патриотизму, эффект будет скорее противоположный. Для ребенка его учитель, воспитатель – это еще и его первая встреча с государством, с обществом, с системой. Да, трудно поставить два балла и при этом не унизить достоинство ребенка – но в этом и заключается профессионализм педагога.

Каждой стране есть чем гордиться, и каждая страна больше рассказывает своему новому поколению о своей культуре, своей истории, традициях – это нормальная часть воспитания в любом обществе. Другое дело, что у нас появляются – и меня это очень беспокоит – такие, знаете, «профессиональные» патриоты, которые получают большие бюджеты, разрабатывают какие-то бесконечные проекты. Я с сомнением отношусь к любви за деньги.

Как этот дискурс увязать, скажем, с необходимостью сексуального просвещения?

Сексуальное просвещение – это вопрос, связанный с культурой и представлениями каждого общества. Количество абортов, например, в Москве, падает — и по России тоже падает. Это связано не с просвещением в школе, а с общим ростом уровня культуры. Не надо все навешивать только на школу. Сегодня, в век интернета, социальных сетей и бесконечного количества информации, проблема не в наличии информации, а в культуре ее потребителя.

В прошлом году много писали об очередях для записи в хорошие школы, несмотря на электронную запись – доходило до судебных исков. Насколько остро сейчас стоит проблема, и связана ли она с укрупнением школ?

Когда я пришел на этот пост, проблема была очень серьезная: по ночам были костры для записи в школы по Москве, драки. Я обратился в департамент образования с двумя вопросами. Во-первых, почему запись происходит в апреле-мае, когда уже в сентябре предыдущего года известно, какие дети пойдут на следующий год в первый класс. Во-вторых, как нам быть со школами, где особенный ажиотаж. Когда ввели электронную запись, оказалось, что, по-видимому, некоторое количество мест директора придерживали, потому что таких «ажиотажных» школ оказалось меньше. В этом году драк я не видел. Что касается судебных исков, я только за: обращений стало больше, потому что родители требуют защиты своих прав.

Тема укрупнения школ прямо с записью не связана. У меня к ней сложное отношение: в каких-то случаях я отстаивал школы, которые, на мой взгляд, не должны были укрупняться. Но по сути эта идеология, когда ребята в трудных жизненных ситуациях, и с одаренностью, и с инвалидностью могут реализоваться в своем районе и не едут в школу через всю Москву – правильная идеология. Крупная школа может дать больше направлений и профилей – математический, экономический, гуманитарный.

У нас всегда все находятся на крайних позициях – либо крепко за, либо крепко против – это такая национальная черта. На самом деле в этом процессе есть элементы позитивные, хотя в нем очень много издержек. Другой вопрос, что многие вещи у нас делаются очень быстро и «через колено». Тот же вопрос укрупнения мог быть более плавным, деликатным и точным: сам период перемен был слишком коротким и не учитывал многих обстоятельств – в характерном стиле исполнительной власти.

Вы всегда подчеркиваете важность дошкольного образования. При этом около 75 000 детей находятся в очереди на получение места в детском саду – такие цифры приводила глава Минобрнауки РФ Ольга Васильева. Что с этим делать?

Психологи, возрастные физиологи и другие специалисты утверждают на базе исследований, что ключевой возраст – где-то от трех до шести лет, и даже раньше. Речь даже не о привычном для родителей требовании, чтобы ребенок еще до школы читал, писал и считал — масса вещей, связанных с коммуникацией, безопасностью, представлениями о мире, социализацией, действительно наиболее эффективно формируется в этом возрасте.

Традиционный взгляд на детские сады как на камеры хранения для ребенка (получил вечером: синяка нет, покормили – и хорошо), конечно, изменен. Сегодняшние стандарты для детских садов – это стандарты развития. Есть много проблем: далеко не все воспитатели готовы так работать, а дефицит, который вы упомянули, прямо противоречит тому, о чем мы говорим. Для развития нужны зоны развития: музыкальные, игровые комнаты — а сейчас все сокращают. Понятно, почему это происходит: нужно, чтобы как можно больше детей взяли в детские сады. Но одно противоречит другому. Необходимо строительство детских садов, здесь никуда не деться.

В Москве сейчас лучше, чем во многих других регионах: у нас нет очереди из ребят от 3 до 6 лет – кроме детей из семей с временной регистрацией, что тоже несправедливо: это люди, официально находящиеся в Москве, они тут платят налоги, работают и имеют такое же право на садик, как и все остальные.

Другой вопрос: почти все детские выплаты заканчиваются в полтора года. Есть еще период от полутора до трех лет, когда многие мамы хотят выйти на работу — или даже не могут не выйти, потому что им надо ребенка кормить. Я обращался к исполнительной властью, чтобы сделали дорожную карту, но внятного ответа на вопрос, когда мы сможем брать детей в детский сад с 1,5 лет, мы пока не получили.

В прошлом году было несколько громких историй о приемных родителях, которые были заинтересованы только в выплатах. Многим семьям нужна поддержка, но как «отфильтровать» «неблагонадежных» получателей государственных трансфертов? Как это соотносится с отчетами о сокращении числа детей в интернатах и детских домах?

Какое-то время назад нас наконец услышали и сформировалось представление о том, что для ребенка-сироты все-таки главное — это семейное устройство. В Москве сиротские дома называют теперь центрами содействия семейному устройству — и это не только смена названия. Количество сирот в детских домах действительно сократилось, и это очень важно. Нормальная приемная семья в любом случае лучше казенного учреждения. Да, они за свою работу получают вознаграждение, но это все-таки не усыновление, это другая, возмездная форма.

Можно ли заранее определить, как будет развиваться ситуация? Иногда проблема не в том, что люди корыстные, а в том, что они через какое-то время — в кризисной ситуации — понимают, что были не готовы.

Проблемы возникают в том числе из-за неравенства выплат в регионах. С манипуляциями в этой области нужно бороться. Мы обратились на федеральный уровень, чтобы четко определили межбюджетные отношения: кто за что отвечает — чтобы не было конфликтов между субъектами.

Этим ли объясняется усложнение отчетов по расходованию средств пособий для приемных родителей и опекунов? При том, что средний размер выплат на ребенка по России — 9000 рублей, вознаграждение приемному родителю – 10000 (и получает его только один родитель).

Дело не только в усложнении отчетов, это еще вопрос недоверия. Раньше к приемным семьям было отношение такое: они несут важную миссию. Сейчас они испытывают психологическое давление: появилась идея, что они все корыстные. Ничего подобного. Абсолютное большинство семей очень достойные. Они берут трудных детей, и это очень трудная – я даже не могу сказать «работа» – миссия.

Но эта более сложная процедура должна роль некоторого фильтра выполнять?

Она выполняет, но одновременно с семей начинают требовать невесть что. Никакие законы не заменят уровня профессионализма и вообще человеческого уровня органов контроля – которые, вообще говоря, должны быть органами сопровождения.

Почему в органах соцзащиты и опеки допускается работа людей, не имеющих психологического или педагогического образования? Ведь адаптация приемного ребенка и его новых родителей – это в первую очередь психологический аспект.

Когда в класс приходит учитель, у нас могут быть к нему вопросы, но он все-таки четыре-пять лет учился быть учителем. Человеку, который решает судьбу ребенка, требуется не меньший профессионализм и знания: психологические, юридические и даже бухгалтерские. Безусловно, должно быть профессиональное образование. У нас нет практически ни одного института, где готовят людей для этой области. Сейчас в Москве действует система переподготовки, но те эксцессы, с которыми я сталкиваюсь, показывают, что этого мало. В органах соцзащиты есть люди, очень разные, со своим представлением о мире, о том, что такое семья. Это неправильно: в этой сфере должны быть общие стандарты.

Есть ли у Москвы особенные проблемы в области прав ребенка: связанные с размером населения или большим числом мигрантов, дети которых оказываются одной из наименее защищенных групп?

Москва — огромный мегаполис, и особенности связаны прежде всего с количеством детей: почти два миллиона — и мы еще не всех можем посчитать. Более того, это мультикультурный город. В нем много разных семей – по уровню дохода, по взглядам, по религиозным подходам, национальным особенностям. И мы должны формировать у детей умение жить в этом очень разном городе.

Сейчас в силу экономического спада мигрантов меньше, но проблема стояла остро: в школы не брали, со здравоохранением были проблемы. Это нарушение законодательства: вне зависимости от ситуации с родителями дети должны учиться, и лечить их должны. Многим не нравится, что слишком много нелегальных мигрантов, но это вопросы к миграционной службе — дети уж точно не виноваты. При этом именно дети часто способствуют социализации семей мигрантов. Например, исследования показали, что в исламских традиционных семьях женщины часто не работают, мало выходят из дома, и тогда только ребенок оказывается элементом социализации. Ребенок быстрее усваивает нормы жизни в Москве, быстрее осваивает язык.

Надо понимать, что ни власть, ни общество ничего не могут изменить по отдельности. Так было с детьми с ограниченными возможностями здоровья: пока не изменились взгляды общества и не стало стыдным негативно высказываться по этому вопросу, никакие законы не работали и ситуация не менялась.