Учтенное недвижимое имущество это

07.03.2019 Выкл. Автор admin

Статья 45. Ранее учтенные объекты недвижимости

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 декабря 2009 г. N 334-ФЗ в статью 45 настоящего Федерального закона внесены изменения

Статья 45. Ранее учтенные объекты недвижимости

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 4 июня 2011 г. N 129-ФЗ в часть 1 статьи 45 настоящего Федерального закона внесены изменения

1. Государственный кадастровый учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе технический учет, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 настоящего Федерального закона особенностей, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с настоящим Федеральным законом (далее — ранее учтенные объекты недвижимости). При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы и не прекращены и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее — объекты недвижимости с условными номерами), также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 декабря 2015 г. N 452-ФЗ часть 2 статьи 45 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции

2. Документы государственного земельного кадастра являются федеральной собственностью. Хранение указанных в настоящей части документов относится к полномочиям Российской Федерации. Хранение и использование указанных в настоящей части документов осуществляются в установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти порядке.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 декабря 2015 г. N 452-ФЗ статья 45 настоящего Федерального закона дополнена частью 2.1

2.1. Технические паспорта, оценочная и иная хранившаяся по состоянию на 1 января 2013 года в органах и организациях по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации учетно-техническая документация об объектах государственного технического учета и технической инвентаризации (регистрационные книги, реестры, копии правоустанавливающих документов и тому подобное) являются собственностью субъекта Российской Федерации. Хранение технических паспортов, оценочной и иной хранившейся по состоянию на 1 января 2013 года в органах и организациях по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации учетно-технической документации об объектах государственного технического учета и технической инвентаризации (регистрационных книг, реестров, копий правоустанавливающих документов и тому подобного) относится к полномочиям соответствующего субъекта Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 декабря 2015 г. N 452-ФЗ статья 45 настоящего Федерального закона дополнена частью 2.2

2.2. Постоянное хранение и использование указанных в части 2.1 настоящей статьи технических паспортов, оценочной и иной документации (регистрационных книг, реестров, копий правоустанавливающих документов и тому подобного) осуществляются в установленном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации порядке.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 декабря 2015 г. N 452-ФЗ статья 45 настоящего Федерального закона дополнена частью 2.3

2.3. Постоянное хранение указанных в части 2.1 настоящей статьи технических паспортов, оценочной и иной документации (регистрационных книг, реестров, копий правоустанавливающих документов и тому подобного) может осуществляться органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, учреждением либо организацией, заключившими с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации договор хранения указанных в части 2.1 настоящей статьи технических паспортов, оценочной и иной документации (регистрационных книг, реестров, копий правоустанавливающих документов и тому подобного), в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 декабря 2015 г. N 452-ФЗ статья 45 настоящего Федерального закона дополнена частью 2.4

2.4. Организации, осуществляющие хранение указанных в части 2.1 настоящей статьи технических паспортов, оценочной и иной документации (регистрационных книг, реестров, копий правоустанавливающих документов и тому подобного), совместно с органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации до 1 октября 2016 года проводят инвентаризацию технических паспортов, оценочной и иной документации (регистрационных книг, реестров, копий правоустанавливающих документов и тому подобного) и передают их в организации, осуществляющие постоянное хранение указанных в настоящей части технических паспортов, оценочной и иной документации (регистрационных книг, реестров, копий правоустанавливающих документов и тому подобного), с подписанными актами приема-передачи.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 декабря 2015 г. N 452-ФЗ статья 45 настоящего Федерального закона дополнена частью 2.5

2.5. Ответственность за сохранность указанных в части 2.1 настоящей статьи технических паспортов, оценочной и иной документации (регистрационных книг, реестров, копий правоустанавливающих документов и тому подобного) несет руководитель органа, учреждения либо организации, осуществляющих их хранение в соответствии с установленным законодательством Российской Федерации порядком.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 декабря 2015 г. N 452-ФЗ статья 45 настоящего Федерального закона дополнена частью 2.6

2.6. Сведения, содержащиеся в указанных в части 2.1 настоящей статьи технических паспортах, оценочной и иной документации (регистрационных книгах, реестрах, копиях правоустанавливающих документов и тому подобном), являются общедоступными, за исключением сведений, доступ к которым ограничен федеральным законом. Копии указанных в части 2.1 настоящей статьи технических паспортов, оценочной и иной документации (регистрационных книг, реестров, правоустанавливающих документов и тому подобного), содержащих общедоступные сведения, предоставляются по запросам любых лиц.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 декабря 2015 г. N 452-ФЗ статья 45 настоящего Федерального закона дополнена частью 2.7

2.7. Порядок предоставления копий указанных в части 2.1 настоящей статьи технических паспортов, оценочной и иной документации (регистрационных книг, реестров, правоустанавливающих документов и тому подобного) и содержащихся в них сведений устанавливается органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации. За предоставление копий указанных в части 2.1 настоящей статьи технических паспортов, оценочной и иной документации (регистрационных книг, реестров, правоустанавливающих документов и тому подобного) и содержащихся в них сведений взимается плата, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Размеры такой платы, порядок ее взимания и возврата устанавливаются органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации. Максимальные размеры платы за предоставление копий указанных в части 2.1 настоящей статьи технических паспортов, оценочной и иной документации (регистрационных книг, реестров, правоустанавливающих документов и тому подобного) и содержащихся в них сведений устанавливаются Правительством Российской Федерации. Внесенная плата подлежит возврату только в случае ее внесения в большем размере, чем предусмотрено настоящей частью, при этом возврату подлежат денежные средства, размер которых превышает размер установленной платы.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 декабря 2015 г. N 452-ФЗ статья 45 настоящего Федерального закона дополнена частью 2.8

2.8. По запросу органа кадастрового учета копии указанных в части 2.1 настоящей статьи технических паспортов, оценочной и иной документации (регистрационных книг, реестров, правоустанавливающих документов и тому подобного) и содержащиеся в них сведения предоставляются бесплатно в течение пяти рабочих дней со дня поступления такого запроса.

3. Сведения о ранее учтенных объектах недвижимости с учетом предусмотренного статьей 7 настоящего Федерального закона состава сведений и содержащие такие сведения документы включаются в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости в сроки и в порядке, которые установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. В срок до 1 января 2013 года органы и организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, осуществившие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 настоящего Федерального закона особенностей государственный технический учет зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, передают в органы кадастрового учета по месту расположения соответствующих объектов недвижимости в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, заверенные уполномоченными должностными лицами органов и организаций по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации копии технических паспортов соответствующих зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 4 июня 2011 г. N 129-ФЗ в часть 4 статьи 45 настоящего Федерального закона внесены изменения

4. При включении сведений и соответствующих документов о ранее учтенном здании, сооружении, помещении или об объекте незавершенного строительства в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости такому объекту недвижимости присваивается кадастровый номер.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 251-ФЗ статья 45 настоящего Федерального закона дополнена частью 4.1, вступающей в силу с 1 декабря 2015 г.

4.1. В случае, если в государственном кадастре недвижимости в течение пяти лет с даты присвоения кадастровых номеров ранее учтенным зданиям, сооружениям, помещениям, объектам незавершенного строительства отсутствуют сведения о правах на такие объекты недвижимости или о вещных правах на земельные участки, на которых расположены такие объекты недвижимости, орган кадастрового учета в течение десяти рабочих дней по истечении указанного срока направляет сведения о таких объектах недвижимости в уполномоченные органы местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а если такие объекты недвижимости находятся на межселенных территориях, — в органы местного самоуправления муниципальных районов или, если такие объекты недвижимости находятся на территориях субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя, в уполномоченные государственные органы соответствующего субъекта Российской Федерации — города федерального значения. Правила настоящей части не применяются к зданиям, сооружениям, если осуществлена государственная регистрация права собственности хотя бы на одно помещение, расположенное в таком здании, сооружении, к многоквартирным домам, а также помещениям, расположенным в многоквартирном доме и составляющим общее имущество в нем.

5. Сведения о ранее учтенных объектах недвижимости предоставляются в порядке, установленном статьей 14 настоящего Федерального закона, с учетом определенных настоящей статьей особенностей.

6. Утратила силу с 1 января 2015 г.

Информация об изменениях:

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 22 декабря 2014 г. N 447-ФЗ часть 7 статьи 45 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2015 г.

7. В случае отсутствия в государственном кадастре недвижимости сведений об объекте недвижимости, в том числе при поступлении предусмотренных статьей 14 настоящего Федерального закона запроса о предоставлении сведений государственного кадастра недвижимости, межведомственного запроса о представлении сведений государственного кадастра недвижимости, заявления о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, орган кадастрового учета, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, в срок, установленный статьей 17 настоящего Федерального закона для постановки на учет объекта недвижимости, со дня получения органом кадастрового учета соответствующих документов обеспечивает включение документов и сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости на основании:

1) имеющейся в его распоряжении документации о ранее учтенном объекте недвижимости;

2) документа (копии документа, заверенной в порядке, установленном частью 2 статьи 22 настоящего Федерального закона), устанавливающего или подтверждающего право на объект недвижимости, в том числе документа, указанного в пункте 9 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», пункте 2 статьи 25.2 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и представленного заинтересованным лицом при его обращении с соответствующим заявлением в орган кадастрового учета;

3) документов, подтверждающих ранее осуществленный государственный учет указанного объекта недвижимости или государственную регистрацию права на него либо устанавливающих или подтверждающих право на него и представленных соответствующими органами государственной власти (в том числе органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним), органами местного самоуправления либо органами и организациями по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, в орган кадастрового учета по его запросам, если документы и сведения о ранее учтенном объекте недвижимости отсутствуют в составе государственного земельного кадастра, в составе учетно-технической документации об объектах государственного технического учета и технической инвентаризации или иной имеющейся в распоряжении органа кадастрового учета документации о ранее учтенном объекте недвижимости.

Определение Санкт-Петербургского городского суда от 4 февраля 2013 г. N 33-1423/13 (ключевые темы: приобретательная давность — государственный кадастр недвижимости — объекты недвижимости — право собственности — технический учет)

Определение Санкт-Петербургского городского суда
от 4 февраля 2013 г. N 33-1423/13

Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе

Сопраньковой Т.Г., Селезневой Е.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании 04 февраля 2013 года апелляционную жалобу Жупаревой Т. Н., Смесовой Т. М., Смесовой Н. М. на решение Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 29 октября 2012 года по делу N 2-5498/12 по иску Администрации Приморского района Санкт-Петербурга к Жупаревой Т. Н., Смесовой Т. М., Смесовой Н. М. об освобождении земельного участка и по встречному иску Жупаревой Т. Н., Смесовой Т. М., Смесовой Н. М. к Администрации Приморского района Санкт-Петербурга о признании права собственности на земельный участок

Заслушав доклад судьи Бакуменко Т.Н., выслушав объяснения представителя истца администрации Приморского района Санкт-Петербурга — Титова О.А., ответчиков — Жупареву Т.Н., Смесову Т.М., представителя ответчиков Жупаревой Т.Н., Смесовой Т.М. — Макарова Э.В., судебная коллегия

Администрация Приморского района Санкт-Петербурга обратилась в суд с иском к Жупаревой Т.Н., Смесовой Т.М., Смесовой Н.М. об освобождении самовольно занятого земельного участка. В обоснование требований указала, что земельный участок площадью 1300 кв. м. по адресу: находится в государственной собственности. Ответчики фактически пользуются земельным участком, на нем возведены дачный дом, хозяйственные постройки, металлический контейнер для хранения инвентаря, забор, высажены садовые кустарники и деревья. Постановлением по делу об административном правонарушении от Жупарева Т.Н. была признана виновной в совершении административного правонарушения выразившегося в использовании земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю. Предписанием об устранении земельного законодательства от N. обязывало Жупареву Т.Н. устранить нарушения земельного законодательства в срок до . До настоящего времени ответчик продолжает занимать спорный земельный участок. Просит обязать освободить самовольно занятый земельный участок, путем демонтажа находящихся на самовольно занятом участке дачного домика, хозяйственных построек, металлического контейнера для хранения инвентаря, забора, удаления кустарников и деревьев.

Жупарева Т.Н., Смесова Т.М., Смесова Н.М. предъявили встречный иск о признании права собственности на земельный участок в силу приобретательной давности. В обоснование иска указали, что они и их родственники добросовестно, открыто и непрерывно с владеют спорным участком как своим собственным. Просят признать право собственности в силу приобретательной давности на участок площадью 1300 кв. м. по адресу:

Решением Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 29.10.2012 года исковые требования Администрации Приморского района Санкт-Петербурга — удовлетворены. Жупарева Т.Н., Смесова Т.М., Смесова Н.М. обязаны освободить земельный участок площадью 1300 кв. м. по адресу: ) путем демонтажа находящихся на нем дачного дома, хозяйственных построек, металлического контейнера для хранения инвентаря, забора, удаления садовых кустарников и деревьев. В удовлетворении встречного иска — отказано.

В апелляционной жалобе Жупарева Т.Н., Смесова Т.М., Смесова Н.М. просят решение отменить, принять по делу новое решение.

В заседание суда апелляционной инстанции ответчица Смесова Н.М., представитель третьего лица — Управления Росреестра по Санкт-Петербургу не явились, о явке извещались по правилам ст. 113 ГПК РФ. В судебном заседании в апелляционной инстанции установлено, что Смесова Н.М. извещена о рассмотрении дела, представитель третьего лица — Управления Росреестра по Санкт-Петербургу извещен посредством направления судебной повестки . О причинах своей неявки в судебное заседание стороны не известили, в связи с чем, судебная коллегия в порядке ч. 3 ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в их отсутствие. Судебная коллегия так же принимает во внимание, что ответчицы являются родственниками, имеют единый интерес в исходе дела, совместно подали апелляционную жалобу, Смесова Т.М. и Смесова Н.М. имеют одно место жительства.

Выслушав объяснения участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия не находит правовых оснований к отмене решения районного суда, вынесенного в соответствии с нормами материального и процессуального права.

В соответствии с ч. 2 ст. 214 Гражданского кодекса РФ и ч. 1 ст. 16 Земельного кодекса РФ земля и другие природные ресурсы не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.

В силу ч. 2 ст. 218 Гражданского кодекса РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

Согласно п. 1 ст. 234 Гражданского кодекса РФ лицо — гражданин или юридическое лицо, — не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).

протоколом об административном правонарушении N. установлено, что Жупарева Т.Н. совершила административное правонарушение предусмотренное ст. 7.1 КоАП РФ, выразившееся в использовании земельного участка площадью 1 300 кв. м, расположенного по адресу без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю.

Постановлением о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N. от Жупарева Т.Н. признана виновной в совершении административного правонарушения, выразившегося в использовании земельного участка площадью 1300 кв. м. по адресу: ) без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю. За указанное нарушение на Жупареву Т.Н. наложен административный штраф в размере рублей.

предписанием об устранении нарушения земельного законодательства N. Жупарева Т.Н. обязана устранить нарушение земельного законодательства за земельном участке площадью 1300 кв. м. по адресу: до .

Из материалов дела следует, что предписание и постановление от Жупаревой Т.Н. в установленном порядке не обжаловалось.

Жупарева Т.Н. обратилась в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу с ходатайством о продлении сроков исполнения предписания в связи с намерением в судебном порядке решить вопрос о признании за нею права собственности на земельный участок.

Определением заместителя главного государственного инспектора Санкт-Петербурга по использованию и охране земель от удовлетворено ходатайство Жупаревой Т.Н. по делу N. о продлении срока исполнения предписания до .

Жупарева Т.Н. повторно обратилась в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу с ходатайством о продлении сроков исполнения предписания в связи с намерением решения вопроса в судебном порядке о признании за нею права собственности на земельный участок.

Определением заместителя главного государственного инспектора Санкт-Петербурга по использованию и охране земель от отказано в удовлетворении ходатайства Жупаревой Т.Н. по делу N.

заместитель главного государственного инспектора Санкт-Петербурга по пользованию и охране земель распорядился провести мероприятия по контролю за соблюдением земельного законодательства по адресу:

государственным инспектором Санкт-Петербурга по использованию и охране земель составлен протокол об административном правонарушении N. в отношении Жупаревой Т.Н. выразившегося в форме бездействия и невыполнения в установленный срок законного предписания органа осуществляющего государственный надзор, об устранении нарушений законодательства.

Администрация Приморского района Санкт-Петербурга , предъявила иск к Жупаревой Т.Н. об освобождении самовольно занятого земельного участка.

Приморским районным судом по ходатайству представителя Жупаревой Т.Н. привлечена в качестве соответчика по данному делу Смесова Т.М. поскольку она так же занимает спорный земельный участок.

Жупарева Т.Н., Смесова Т.М., Смесова Н.М. предъявили встречный иск о признании права собственности на объект недвижимости (земельный участок) в силу приобретательной давности. В обоснование иска ссылались на то, что решением второго участка народного суда Парголовского района Ленинградской области от было отказано в удовлетворении иска К., Кр. к Кд. о признании права собственности на жилой дом по адресу (в настоящее время ). Право собственности на указанный дом было закреплено за Кд. (бабушкой истиц) решением Ленинградского областного суда от В начале А., как участнику Великой Отечественной Войны был выделен дополнительный земельный участок к ранее. Из акта жилищной комиссии от следует, что принадлежит Ал. и Км. В собственникам дома, в связи с его аварийностью были предоставлены квартиры в , однако истцы со своими семьями продолжили использовать земельный участок, построили на нем летний домик. На протяжении длительного времени истцы уплачивают налоги на земельный участок, открыто владеют им.

Судебная коллегия не может согласиться с доводами истцов по следующим мотивам.

Как следует из материалов дела, комиссия жилищного управления Ждановского района Ленинграда составила акт N. об аварийном состоянии жилого одноэтажного рубленного . Из представленного акта следует, что жилой одноэтажный дом находится в неудовлетворительном состоянии, основные несущие конструктивные элементы здания в значительной степени деформированы, покрытия провисли вследствие поражения балок гнилью. Усугубляется положение ветхостью толевой кровли и разрушением фронтонов. Здание принадлежит на праве личной собственности гр. Ал. — 4 чел. и Км. — 3 чел.

В указанном акте отражено, что владельцами после получения объекта недвижимости в наследство права юридически не оформлены, данные семьи состоят на очереди по улучшению жилищных условий.

В соответствии с письмом отдела учета и распределения жилой площади Исполнительного комитета Ждановского районного совета депутатов трудящихся г. Ленинграда N. от , принадлежал К. на праве личной собственности, который умер в , не оставив наследников. Дом не был надлежащим образом оформлен в соответствии со ст. 143 ГК РСФСР. На дату представления данного письма дом не имеет собственников.

В проживающие в лица, получили другие жилые помещения, ввиду аварийности жилого дома, что ответчиками не оспаривается.

Из технического паспорта на вышеуказанный жилой дом следует, что дом снесен в .

Согласно ранее действующему законодательству, и законодательству, действующему в настоящее время, граждане, проживающие в жилых помещениях в домах, признанных аварийными, после получения ими иного жилого помещения обязаны освободить ранее занимаемую жилую площадь, следовательно, и земельный участок.

Данное требование закона ответчиками исполнено не было, что подтверждается представленными документами и не оспаривается ответчиками.

По смыслу статей 225 и 234 ГК РФ право собственности в силу приобретательной давности может быть приобретено на имущество, принадлежащее на праве собственности другому лицу, а также на бесхозяйное имущество.

По смыслу закона, наиболее значимым для приобретательной давности является условие о добросовестности, сущность которого, исходя из системной связи части 1 ст. 234 ГК РФ с частью 4 ст. 234 ГК РФ и со статьей 302 ГК, состоит в том, что лицо, получая владение, не знало и не должно было знать об отсутствии основания возникновения у него права собственности.

Возможность обращения в суд с иском о признании права собственности в силу приобретательной давности вытекает из статей 11 и 12 ГК РФ, согласно которым защита гражданских прав осуществляется судами путем признания права. Поэтому лицо, считающее, что стало собственником имущества в силу приобретательной давности, вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности.

Как разъяснено в п. 15 постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» при разрешении споров, связанных с возникновением права собственности в силу приобретательной давности, судам необходимо учитывать, что давностное владение является добросовестным, если лицо, получая владение, не знало и не должно было знать об отсутствии основания возникновения у него права собственности; давностное владение признается открытым, если лицо не скрывает факта нахождения имущества в его владении. Принятие обычных мер по обеспечению сохранности имущества не свидетельствует о сокрытии этого имущества; давностное владение признается непрерывным, если оно не прекращалось в течение всего срока приобретательной давности; владение имуществом как своим собственным означает владение не по договору.

Согласно ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

Согласно п. 2 ст. 214 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также п. 1 ст. 16 Земельного кодекса Российской Федерации земля, не находящаяся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований, является государственной собственностью, и в отношении неё исключена возможность применения положений ст. 234 ГК РФ.

В силу названных выше норм закона спорный земельный участок является государственной собственностью Санкт-Петербурга.

Таким образом, земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью. Следовательно, невозможно признать право собственности на земельный участок в силу приобретательной давности к земельным участкам в силу того, что в законодательстве установлена презумпция их принадлежности только государственным образованиям, а поэтому для этих объектов не может возникнуть режим бесхозяйного имущества и приобретение их в собственность по давности владения.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, что владение ответчиками спорным земельным участком нельзя признать добросовестным, а земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, приобретаются в собственность в порядке, установленном земельным законодательством.

В соответствии со ст. 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок как объект земельных отношений — часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.

В силу ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации отчуждение земельных участков, не прошедших кадастровый учет, не допускается.

Согласно п. 3 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее — кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее — уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества.

В соответствии со ст. 6 ч. 2 ЗК РФ земельный участок, как объект земельных отношений — часть поверхности земли, границы которого описаны и удостоверены в установленном порядке.

В соответствии со ст. 27 ЗК РФ отчуждение земельных участков, не прошедших кадастровый учет, не допускается.

В соответствии с п.п. 3 п. 1 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» в государственный кадастр недвижимости о земельном участке вносятся среди прочего такие сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, как описание местоположения границ объекта недвижимости.

Согласно п. 7 ст. 38 Федерального закона N 221-ФЗ от 24 июля 2007 года «О государственном кадастре недвижимости» местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.

При этом сведения о земельном участке подлежат внесению на основании межевого плана, составленного в соответствии с требованиями ст. 38 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

В силу ст. 45 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ (ред. от 28.07.2012 ) «О государственном кадастре недвижимости» государственный кадастровый учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе технический учет, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 настоящего Федерального закона особенностей, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с настоящим Федеральным законом (далее — ранее учтенные объекты недвижимости). При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы и не прекращены и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее — объекты недвижимости с условными номерами), также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.

Сведения о ранее учтенных объектах недвижимости с учетом предусмотренного статьей 7 настоящего Федерального закона состава сведений и содержащие такие сведения документы включаются в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости в сроки и в порядке, которые установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.

Пункт 2 Порядка включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости», утвержденных приказом Минэкономразвития РФ от 11.01.2011 г. N 1 (в редакции от 17.08.2011 г. ) устанавливает сроки и правила включения в государственный кадастр недвижимости сведений и содержащих такие сведения документов о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, объектах незавершенного строительства (далее — объекты недвижимости), государственный кадастровый учет или государственный технический учет которых осуществлен в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу ФЗ о кадастре или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 ФЗ о кадастре особенностей, а также объектов недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный технический учет которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы и не прекращены и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера (далее — ранее учтенные объекты недвижимости) в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»

Исходя из приведенных положений правовых норм, появление земельного участка в гражданском обороте как потенциального объекта прав привязано к моменту постановки его на кадастровый учет. До прохождения государственного кадастрового учета и присвоения кадастрового номера земельный участок не может быть признан объектом гражданских прав.

Согласно уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу от N. следует, что в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, отсутствуют сведения на земельный участок площадью 1 300 кв. м расположенного по адресу:

В соответствии с ответом Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга N. от государственный кадастровый учет сорного земельного участка не осуществлен.

Доводы апелляционной жалобы о том, что на спорный земельный участок имеется технический паспорт, выданный ПИБ Ждановского района города Ленинграда, в связи с чем, данный участок был сформирован еще в , не принимается судом во внимание.

Из представленного технического паспорта за усматривается, что он был выдан на индивидуальный жилой , который располагался на определенном земельном участке указанном в плане. Кроме того, в указанном паспорте указано, что по документам земельный участок имеет площадь 699 кв. м., фактически 1 300 кв. м.

Земельный участок, на который претендуют ответчицы нельзя признать объектом земельных отношений, поскольку он не сформирован, его границы не описаны и не удостоверены в установленном законом порядке и данный земельный участок не поставлен на кадастровый учет.

Единственным документом, в котором проводится описание такого объекта недвижимого имущества, как земельный участок, в соответствии с действующим законодательством, является кадастровый паспорт земельного участка. Именно в данном документе приводится описание объекта недвижимости — адрес, площадь, положение на местности, границы, разрешенный вид использования и т.д., подлежащие обязательному внесению в ЕГРП.

Кроме того, из представленного технического паспорта не усматривается, в каких целях и по чьей инициативе он составлялся.

Таким образом, данный технический план на индивидуальный жилой дом не свидетельствует о техническом учете спорного земельного участка.

Ссылки в апелляционной жалобе на то обстоятельство, что ответчиками производились оплата налогов за спорный земельный участок, в связи с чем, государство, в лице налоговых органов признавало право собственности за ответчиками на спорный участок, не принимается судом во внимание.

В силу п. 2 ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

В соответствии со ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают в том числе из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.

Права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом. Действия налогового органа по направлению истцам налоговых уведомлений не порождает каких-либо прав истцов на спорный земельный участок.

Ссылки ответчиков в апелляционной жалобе на то, что их родственники ранее владели жилым домом на праве собственности, а часть участка предоставлялась их деду, не имеют правового значения, поскольку ответчики не оформили в установленном законом порядке свои права на земельный участок. Кроме того, жилой дом, находящийся на спорном земельном участке был признан аварийным, снесен в ., а истцам и их родственникам были предоставлены квартиры в г. Санкт-Петербурге.

Иные доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами суда, их переоценке, не содержат ссылок на наличие оснований для отмены решения суда, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, вследствие чего приняты во внимание быть не могут.

Несогласие с выводами суда не может рассматриваться в качестве основания отмены судебного постановления в апелляционном порядке.

Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции установлены правильно. Всем представленным доказательствам суд дал надлежащую правовую оценку в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, оснований для несогласия с которой у судебной коллегии не имеется.

Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

Решение Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 29.10.2012 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу — без удовлетворения.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Учет недвижимого имущества в бюджетном учреждении

Ю.А. Пилюгина, эксперт «МЦФЭР Госфинансы»

Ранее учет полученного недвижимого имущества в течение времени оформления государственной регистрации прав на него должен был осуществляться на забалансовом счете 01. Приказом Минфина России от 29.08.2014 № 89н данная норма была исключена из положений Инструкции № 157н. Как правильно учитывать недвижимость, на которую оформлены акты приема-передачи, но отсутствуют свидетельства о регистрации права оперативного управления?

В пункте 36 Инструкции № 157н по-прежнему установлено жесткое правило: и принятие к учету, и выбытие из учета объектов недвижимости, права на которые подлежат государственной регистрации, осуществляются на основании первичных учетных документов с обязательным приложением документов, подтверждающих регистрацию.

Эта формулировка не допускает двоякого толкования – для постановки на балансовый учет объектов недвижимости у учреждения обязательно должно быть свидетельство о регистрации права оперативного управления (выписка из ЕГРП).

Включение данного положения в Инструкцию № 157н обусловлено следующими обстоятельствами:

  • в отличие от движимого имущества, в отношении которого право оперативного управления возникает у учреждения с момента передачи объекта (п. 1 ст. 299 ГК РФ), право на недвижимое имущество возникает только с момента его государственной регистрации (п. 2 ст. 8.1, п. 1 ст. 131 ГК РФ);
  • по смыслу положений п. 38 Инструкции № 157н на балансовых счетах организации госсектора может учитываться только имущество, которое принадлежит ей на праве оперативного управления (если иное прямо не предусмотрено Инструкцией № 157н).

В ходе контрольного мероприятия выявлен объект недвижимого имущества – здание 1965 г. постройки, учтенное на балансе учреждения, по которому отсутствуют документы о государственной регистрации права оперативного управления. Можно ли в данном случае говорить об ошибке? Надо ли переносить этот объект с баланса на забалансовый счет 01 «Имущество, полученное в пользование»? Ответ на этот вопрос читайте в журнале >>

Что же означают изменения, внесенные в п. 333 Инструкции № 157н? Безусловно, учреждение на основании решения уполномоченного органа власти может произвести фактическую приемку объекта недвижимости и начать его эксплуатацию до получения документов о государственной регистрации права оперативного управления.