Трудовые права граждан россии за рубежом

06.05.2018 Выкл. Автор admin

Лекция 15. Трудовые правоотношения в международном частном праве

15.4. Трудовые права российских граждан за рубежом

Труд российских граждан на территории иностранных государств может применяться вследствие возникновения трудовых правоотношений либо на основании положений нашего трудового права, либо на основе трудового контракта, заключаемого с иностранным нанимателем.

В первом случае труд российских граждан используется за границей вследствие трудовых отношений, возникающих не за рубежом, а в РФ. Российские граждане направляются на работу в учреждения и организации России за границей, посылаются в служебные командировки (для участия в строительстве предприятий, монтаже, для оказания технической помощи и т.д.).

Во всех подобных случаях условия труда граждан РФ за границей определяются российским правом. К ним применяются общие нормы трудового законодательства и всякого рода специальные правила, издание которых вызвано спецификой условий труда данной категории трудящихся.

Например, труд граждан, направляемых для работы в посольства РФ в качестве представителей различных государственных и общественных организаций, а также членов семей этих граждан, принятых за границей на работу в учреждения РФ, регулируется как общими положениями российского трудового права, так и специальными нормами, применение которых вызывается фактом нахождения учреждений вне РФ. В частности, продолжительность рабочего времени и времени отдыха в таких учреждениях определяется в соответствии с общими положениями российского законодательства, а дни еженедельного отдыха могут быть установлены применительно к местным условиям.

Как и всем служащим, работникам российских учреждений за границей предоставляются ежегодные оплачиваемые отпуска. В отличие от служащих, работающих в РФ, работникам учреждений за границей разрешается суммирование отпусков, т.е. они могут взять двойной или тройной отпуск за два или три проработанных года.

От работы российских граждан в учреждениях РФ за границей следует отличать командирование работников за границу вне зависимости от сроков зарубежной командировки.

За командированным работником сохраняется на все время командировки занимаемая должность, а также заработная плата по месту его основной работы в России. За время пребывания в командировке работнику должны выплачиваться суточные.

Некоторыми особенностями отличаются условия труда специалистов, направляемых в развивающиеся страны Азии, Африки, Латинской Америки для оказания технического содействия. Это — геологи и изыскатели, проектировщики, помогающие выбрать строительную площадку и собирающие данные, необходимые для проектирования предприятий. Это — инженеры-строители, оказывающие содействие в строительстве предприятий, специалисты-дорожники, монтажники и т.д. Особенности регулирования их труда за границей объясняются тем, что они, будучи командированными российскими организациями, трудятся, как правило, на стройках и предприятиях, управляемых местными властями.

Находясь за границей, российские специалисты подчиняются режиму рабочего времени и времени отдыха, установленному на предприятиях и в учреждениях, где фактически работают. Они обязаны соблюдать все правила внутреннего распорядка и инструкции по технике безопасности, действующие на этих предприятиях. Однако эти специалисты не вступают в трудовые отношения с местными организациями и фирмами, и те не становятся их нанимателями. Специалисты продолжают оставаться в трудовых отношениях с пославшей их организацией, которая выплачивает им подъемное пособие, заработную плату, оплачивает ежегодный отпуск и т.д.

Специалисты направляются за границу для оказания технического содействия в соответствии с контрактами, заключаемыми внешнеэкономическими объединениями и другими организациями с организациями и фирмами других стран. Контракты заключаются во исполнение межправительственных соглашений об экономическом и техническом сотрудничестве. В контрактах обычно предусматривается, что организация развивающейся страны, именуемая заказчиком, возмещает российской организации за работу ее специалистов месячные ставки в размере, определяемом в контракте. Выплата этих ставок производится со дня выезда специалистов из РФ и до дня их возвращения. Датой выезда и возвращения специалистов считается день пересечения ими Государственной границы РФ.

Заказчик несет также расходы по переезду специалистов в страну заказчика и обратно в Россию, а в случае направления специалистов с семьей — также расходы по переезду семьи специалиста. При командировании специалиста на год и более длительный срок заказчик возмещает расходы по выплате подъемного пособия.

В соответствии с условиями контрактов специалистам, командированным для оказания технического содействия, предоставляется жилая площадь с обстановкой, отоплением и освещением и коммунально-бытовыми услугами, а в необходимых случаях — транспортные средства для служебных целей. Специалисты обеспечиваются также медицинской помощью. Им предоставляются квалифицированные переводчики.

Во втором случае трудовые правоотношения возникают в силу заключения трудовых контрактов.

Предоставление права заключения трудовых контрактов российским гражданам, временно выезжающим на работу за границу, сделало необходимым, с одной стороны, оказание им помощи и содействия со стороны государственных органов в заключении таких контрактов, а с другой — принятие мер, направленных на недопущение заключения всякого рода неравноправных и кабальных договоров при посредничестве коммерческих фирм (как отечественных, так и иностранных). Федеральная миграционная служба (ФМС) России в соответствии с Положением о ней, утвержденным Постановлением Совета Министров от 1 марта 1993 г., была призвана разрабатывать совместные с иностранными фирмами и компаниями проекты и программы по вопросам трудовой миграции российских граждан за границу. Эта служба призвана содействовать гражданам РФ в поиске работы и трудоустройстве за границей, организует регистрацию этих граждан и, что следует особо подчеркнуть, наблюдает за соблюдением условий их трудовых контрактов. Как уже отмечалось выше, она входит в состав Министерства внутренних дел РФ.

Негосударственные организации могут осуществлять свою деятельность, связанную с трудовой миграцией граждан России, на основе лицензий (разрешений).

На территории РФ действует единый порядок лицензирования деятельности, связанной с трудоустройством российских граждан за границей. Такая деятельность может осуществляться только российскими юридическими лицами. Взимание платы с граждан РФ за трудоустройство за границей не допускается.

В случаях трудовой деятельности российских граждан за рубежом во всякого рода смешанных обществах, компаниях, совместных предприятиях трудовой договор заключается с иностранным нанимателем — юридическим лицом иностранного права, и такой договор подчиняется правилам трудового законодательства той страны, в которой находится соответствующее совместное предприятие или смешанное общество. То обстоятельство, что работник является российским гражданином, не может вести к применению в данном случае норм российского трудового права. Однако трудовая деятельность в такой зарубежной компании будет учитываться по трудовому законодательству России, например при определении общего стажа работы и назначении пенсии.

К российским гражданам, так же как и к другим иностранцам, применяются существующие в том или ином государстве общие ограничения в отношении занятия отдельными профессиями, особые условия приема на работу и т.д. Однако условия труда российских граждан не могут быть хуже условий труда иностранцев — граждан других государств.

Трудовые права российских граждан за рубежом

В настоящее время российские граждане все больше стремятся к получению доходов вне пределов территории Российской Федерации.

Наряду с самостоятельным поиском работы и трудоустройством за пределами территории России есть еще два канала трудоустройства за рубежом: в рамках соответствующих международных соглашений при содействии Федеральной миграционной службы России и через посреднические организации.

Труд граждан за границей может определяться как нормами российского права, так и нормами права страны, в которой осуществляется трудовая деятельность.

Нормами российского права труд российских граждан определяется в следующих случаях, когда они:

  • направляются на работу в учреждения и организации России за границей;
  • направляются в командировку и т. д.

В соответствии с Законом РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 О занятости населения в Российской Федерации» «деятельность, связанная с трудоустройством граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, осуществляется российскими юридическими лицами на основании лицензии, предоставляемой в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации своим постановлением от 23 декабря 2006 г. № 797 утвердило специальное Положение о лицензировании деятельности, связанной с трудоустройством граждан Российской Федерации за пределами Российской Федерации, в соответствии с которым лицензирование деятельности по трудоустройству за границей осуществляется Федеральной миграционной службой (далее – лицензирующий орган).

К деятельности по трудоустройству за границей относится оказание гражданам Российской Федерации услуг по содействию в поиске оплачиваемой работы у иностранного работодателя за пределами Российской Федерации, получении разрешения на работу в иностранном государстве, заключении трудового договора с иностранным работодателем.

Лицензия на осуществление деятельности по трудоустройству за границей (далее – лицензия) выдается на 5 лет.

В данном положении прописаны определенные лицензионные требования, предъявляемые к организациям.

Грубыми нарушениями лицензионных требований и условий являются:

  • оказание услуг гражданину по трудоустройству без заключения лицензиатом договора с иностранным работодателем;
  • отсутствие или нарушение в договоре, заключенном между лицензиатом и гражданином, существенных условий, предусмотренных подп. «в» п. 5 настоящего Положения.

Для получения лицензии соискатель лицензии направляет в лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии. По итогам рассмотрения заявления лицензия либо выдается, либо нет.

При рассмотрении заявления о предоставлении лицензии лицензирующий орган проводит проверку полноты и достоверности сведений о соискателе лицензии, а также проверку возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий.

Проверка полноты и достоверности указанных сведений проводится путем их сопоставления со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре юридических лиц, которые предоставляются лицензирующему органу Федеральной налоговой службой в порядке, предусмотренном Правительством Российской Федерации.

М.М. Богуславский. Международное частное право

Трудовые права российских граждан за рубежом

На территории РФ действует единый порядок лицензирования деятельности, связанный с трудоустройством российских граждан за границей. Такая деятельность может осуществляться только российскими юридическими лицами. Взимание платы с граждан РФ за трудоустройство за границей не допускается (пост. Совета Министров РФ от 8 июня 1993 г. об упорядочении деятельности, связанной с трудоустройством граждан Российской федерации за границей).

Условия труда и временного пребывания российских граждан, предусмотренные такими контрактами, не должны быть хуже условий, предусматриваемых контрактами с иностранцами—гражданами других государств. В каждом случае они не должны нарушать императивные, обязательные нормы законодательства этих стран.

Постоянно проживающий за границей российский гражданин может поступить по договору найма на работу в какое-либо иностранное учреждение или к предпринимателю. Условия труда такого гражданина будут определяться законодательством о труде страны пребывания. Сам факт российского гражданства не влечет за собой применения норм нашего трудового права.

Большое практическое значение имеют трудовые отношения наших граждан за рубежом со всякого рода смешанными обществами, совместными предприятиями, созданными за границей с участием средств наших предприятий и организаций. В этих случаях трудовой договор заключается с иностранным нанимателем — юридическим лицом иностранного права (см. гл. 5) и такой договор подчиняется правилам трудового законодательства той страны, в которой находится соответствующее совместное предприятие или смешанное общество. То обстоятельство, что работник является нашим гражданином, не может вести к применению в данном случае норм российского трудового права. Однако трудовая деятельность в такой зарубежной компании будет учитываться по нашему трудовому законодательству, например, при определении общего стажа работы и назначении пенсии.

К российским гражданам, так же как и к другим иностранцам, применяются существующие в том или ином государстве общие ограничения в отношении занятия отдельными профессиями, особые условия приема на работу и т. д. Однако условия труда российских граждан не могут быть хуже условий труда иностранцев — граждан другах государств.

В соглашениях о социальном обеспечении, заключенных СССР с Болгарией, Венгрией, ГДР, Монголией, Румынией и Чехо-Словакией, предусматривается, что граждане одной стороны, постоянно проживающие на территории другой стороны, во всех вопросах трудовых отношений полностью приравниваются к гражданам другой договаривающейся стороны.

Соглашение между правительствами России и Украины от 14 января 1993 г. о трудовой деятельности и социальной защите граждан России и Украины, работающих за пределами своих государств, исходит из принципа национального режима, предусматривает взаимное применение трудового законодательства к гражданам обеих государств, порядок возмещения ущерба работнику вследствие увечья либо иного повреждения здоровья, полученного в связи с исполнением им трудовых обязанностей, признание дипломов, свидетельств и других документов об образовании и квалификации без легализации (см. гл. 17).

Трудовые права российских граждан за рубежом

юридические науки

  • Сапегина Любовь Валерьевна , студент
  • Алтайский Государственный Университет
  • ИСТОЧНИКИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
  • ТРУДОВЫЕ ПРАВА
  • КОЛЛИЗИЯ

Похожие материалы

Российские граждане свободно осуществляют свое конституционное право на свободу передвижения (ст. 27 Конституции РФ) [1]. Граждане РФ выезжают за границу, как на постоянное место жительства, так и временно, по приглашению родственников или знакомых, на работу, учебу, лечение, отдых, а также в служебные командировки. Оказавшись на территории иностранного государства, они непременно попадают под его юрисдикцию, однако это не означает, что их отношения с российским государством прерываются – они продолжают оставаться российскими гражданами и находятся под защитой и покровительством Российской Федерации.

В настоящее время российские граждане все больше стремятся к получению доходов вне пределов территории нашего государства, что объясняется современными процессами глобализации, а также более высоким уровнем жизни в других странах [2].

Труд российских граждан, с одной стороны, используется за границей вследствие трудовых отношений, возникающих в РФ, когда наши граждане направляются на работу в учреждения и организации России за границей, либо в служебные командировки. Во всех подобных случаях условия труда граждан РФ определяются российским правом. К ним применяются общие нормы трудового законодательства и специальные правила, издание которых обусловлено спецификой условий труда данной категории трудящихся (например, труд граждан, направляемых для работы в посольства РФ в качестве представителей различных государственных и общественных организаций — глава 53 ТК РФ) [3].

От работы российских граждан в учреждениях РФ за границей следует отличать командирование работников за границу вне зависимости от сроков зарубежной командировки, отдельные положения которого определены Постановлением Правительства РФ от 13 октября 2008 г. № 749 «Об особенностях направления работников в служебные командировки» [4].

Некоторыми чертам отличаются условия труда специалистов, направляемых в развивающиеся страны Азии, Африки, Латинской Америки для оказания технического содействия в соответствии с контрактами, заключаемыми внешнеэкономическими объединениями с организациями и фирмами других стран во исполнение межправительственных соглашений об экономическом и техническом сотрудничестве (например, такие соглашения заключены между Правительством Российской Федерации и Правительством Корейской Народно-Демократической Республики об экономическом и техническом сотрудничестве, между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о техническом и экономическом сотрудничестве и интеграции в нефтегазовых отраслях). Речь идет о геологах и изыскателях, проектировщиках, инженерах-строителях, специалистах-дорожниках, монтажниках и т.д. Особенности регулирования их труда за границей объясняются тем, что они, будучи командированными российскими организациями, трудятся, как правило, на стройках и предприятиях, управляемых местными властями.

Находясь за границей, такие российские граждане подчиняются режиму рабочего времени и времени отдыха, установленному на предприятиях и в учреждениях, где они фактически работают. Они обязаны соблюдать все правила внутреннего распорядка и инструкции по технике безопасности, действующие на этих предприятиях. Однако эти специалисты не вступают в трудовые отношения с местными организациями и фирмами, а продолжают оставаться в трудовых отношениях с направившей их организацией.

С другой стороны, трудовые правоотношения возникают в силу заключения трудовых контрактов за рубежом, когда правовое регулирование труда осуществляется уже в соответствии с законодательством государства трудоустройства. Трудовая деятельность такого работника оформляется трудовым договором (контрактом), заключенным с работодателем на государственном языке Стороны трудоустройства и русском языке, в соответствии с трудовым законодательством Стороны трудоустройства, который вручается работнику до его выезда на работу.

Заключение трудового контракта за рубежом стало возможным, поскольку в связи с распадом СССР и наличием разного уровня жизни в новых постсоветских государствах трудовая миграция стала стремительно набирать обороты. Возникла потребность в правовом регулировании такой миграции и, прежде всего, в защите прав трудовых мигрантов, особенно с учетом того, что национальное законодательство в сфере миграции населения в государствах СНГ только начало формироваться.

Исходя из этого, за время своего существования государства СНГ заключили ряд соглашений, регулирующих вопросы как миграции в целом, так и трудовой миграции в частности.

Среди международных договоров, посвященных регулированию непосредственно вопросов трудовой миграции и принятых за время существования СНГ, необходимо отметить Соглашение о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов от 15 апреля 1994 г. (Россия является участницей).

Этот документ регулирует основные направления сотрудничества государств в области трудовой деятельности и социальной защиты лиц и членов их семей, которые постоянно проживают на территории одного из государств, участвующего в Соглашении и осуществляют свою трудовую деятельность на предприятиях, в учреждениях, организациях всех форм собственности на территории другого государства данного Соглашения в соответствии с законодательством государства трудоустройства. Соглашение содержит положения, касающиеся определения порядка привлечения работников, квалификационных, возрастных и иных требований к ним; въезда работников на территорию государства трудоустройства, пребывания и выезда; порядка заключения трудового договора и его содержания; налогообложения трудовых мигрантов; социального обеспечения; страхования и др. [5].

В частности, согласно ст. 4 каждое государство — участник Соглашения признает (без легализации) дипломы, свидетельства об образовании, соответствующие документы о присвоении звания, разряда, квалификации и другие необходимые для осуществления трудовой деятельности документы и заверенный в установленном на территории государства выезда порядке их перевод на государственный язык государства трудоустройства или русский язык.

В России предоставление права заключения трудовых контрактов российским гражданам, временно выезжающим на работу за границу, сделало необходимым оказание им помощи и содействия со стороны государственных органов в заключении таких контрактов, а так же принятие мер, направленных на недопущение заключения всякого рода неравноправных и кабальных договоров при посредничестве коммерческих фирм (как отечественных, так и иностранных). Федеральная миграционная служба (ФМС) России в соответствии с Положением о ней, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 13 июля 2012 г. № 711, содействует гражданам РФ в поиске работы и трудоустройстве за границей, организует регистрацию этих граждан и, что следует особо подчеркнуть, осуществляет контроль и надзор в сфере внешней трудовой миграции [6].

Также, следует отметить, что в соответствии со ст. 18 ФЗ РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» [7] деятельность, связанная с трудоустройством граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, осуществляется российскими юридическими лицами на основании лицензии, предоставляемой в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Следовательно, и негосударственные организации могут осуществлять деятельность, связанную с трудовой миграцией граждан России, а именно: оказывать гражданам Российской Федерации услуги по содействию в поиске оплачиваемой работы у иностранного работодателя за пределами Российской Федерации, в получении разрешения на работу в иностранном государстве, в заключении трудового договора с иностранным работодателем.

К российским гражданам, так же как и к другим иностранцам, применяются существующие в том или ином государстве общие ограничения в отношении занятия отдельными профессиями, особые условия приема на работу и т.д. Однако условия труда российских граждан не могут быть хуже условий труда иностранцев — граждан других государств.

Таким образом, в условиях современной тенденции стремления российских граждан к получению доходов вне пределов территории РФ, регулирование труда этой категории лиц может осуществляться как в рамках российского права, так и права стороны государства трудоустройства в зависимости от того, на каких основаниях гражданин РФ трудится на территории иностранного государства.

Следовательно, можно выделить два коллизионных принципа – закон страны предприятия и закон места работы. Если гражданин РФ направляется на работу в учреждения и организации РФ, находящиеся за рубежом, либо в служебную командировку, то труд регулируется правом РФ, а если заключает трудовой контракт за рубежом, то правом страны трудоустройства.

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. (с изм. и доп.) // Российская газета. — 1993. — 25 декабря.
  2. Конституционные ценности: современный опыт России и зарубежных стран // Конституционные ценности: современный опыт России и зарубежных стран/ О.Л. Казанцева, Ю.А. Рудт, М.Н. Воробьева. — Барнаул: АлтГУ, — 2013. — С.24.
  3. В.Т.Батычко Международное частное право. Конспект лекций. — Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2011 // [Электронный ресурс] : http://www.aup.ru/books/m233/16_4.htm.
  4. Постановление Правительства РФ от 13 октября 2008 г. № 749 «Об особенностях направления работников в служебные командировки» (с изм. и доп.) // СЗ РФ. — 2008. — № 42. Ст. 4821.
  5. Соглашение СНГ о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов 1994г. // СЗ РФ. – 1996. – №47. – Ст. 5299.
  6. Постановление Правительства РФ от 13.07.2012 N 711 (ред. от 27.12.2014) «О вопросах Федеральной миграционной службы» (вместе с «Положением о Федеральной миграционной службе») // СЗ РФ. — 2012. — №30. — Ст. 4276.
  7. Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. от 22.12.2014) «О занятости населения в Российской Федерации» // СЗ РФ. – 1996. — № 17. — Ст. 1915.

Сетевое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

17.4. Трудовые права российских граждан за рубежом

В соответствии с Концепцией государственной миграционной политики, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации 3 августа 1996 г., обеспечивается защита прав российских трудящихся-мигрантов; улучшается ситуация на внутреннем рынке труда за счет трудоустройства российских граждан за границей; защищается российский рынок труда от неконтролируемого притока иностранной рабочей силы; обеспечивается поступление валютных средств за счет их переводов от трудящихся-мигрантов и эффективное использование этих средств.

При решении задач внешней трудовой миграции Российская Федерация учитывает необходимость: признания и соблюдения прав человека и гражданина на свободу перемещения, свободный выбор страны пребывания и места работы, а также возвращения на родину; обеспечения равенства трудовых прав мигрантов с правами граждан принимающей страны; обеспечения равенства гражданских, трудовых и социальных прав российских граждан вне зависимости от того, в какой стране протекает их профессиональная деятельность.

Законодательство ряда стран, например. Российской Федерации, Португалии, Филиппин, Пакистана и Индии обязывает рабочих перед отъездом за рубеж представлять свои трудовые договоры на утверждение в службы миграции или внешней занятости. Только после того как выяснится, что условия договора отвечают установленным минимальным стандартам, рабочим выдается разрешение на миграцию. Минимальные стандарты включают в себя не только вопросы, касающиеся зарплаты и комплекса социальных льгот, но обычно и бесплатного проезда в оба конца, рабочего и сверхурочного времени, подъемных и жилищных средств, лечения, выходных, ежегодного отпуска, компенсации в случае производственной травмы, расходов на социальное обеспечение, расходов на случай смерти, а также оговорок об обоснованном досрочном прекращении или возобновлении трудового договора.

Трудовой договор должен быть составлен в соответствии с Конвенцией МОТ № 94 «О трудовых статьях в договорах, заключенных государственными органами власти» 1949 г.

Такой договор должен включать в себя, по крайней мере, следующие положения: описание характера работы, место работы и продолжительность договора; размер основного месячного оклада и размер оплаты сверхурочных работ; продолжительность основного рабочего времени; выходные и праздничные дни; производственные травмы и бюллетень, скорая медицинская помощь и стоматологическое лечение; основания для расторжения трудового договора; безналичная компенсация и льготы.

Труд российских граждан, направляемых на работу в учреждения и организации России за рубежом, регламентируется КЗОТ РФ и соответствующими нормативными правовыми актами. С таким работником заключается соответствующий контракт. За время работы в учреждениях России за границей за работником сохраняется средний заработок по месту основной работы в Российской Федерации.

Работники, занятые на работах с вредными условиями труда, имеют право на дополнительный отпуск, продолжительность которого устанавливается в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде.

Продолжительность рабочего времени и времени отдыха (в том числе праздничные дни) для работников учреждений Российской Федерации за границей устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации. Выходные дни могут устанавливаться применительно к местным условиям. В стаж работы по специальности включается время работы в учреждениях Российской Федерации за границей по данной специальности.

На условия труда российских специалистов, направленных за границу для оказания технического содействия и других услуг и членов семей российских работников, принятых за границей на должности, предусмотренные контрактами, распространяются практически те же нормы, что и на работников, направленных на работу в российские учреждения.

В трудовые книжки специалистов, направляемых на работу за границу, предприятия, учреждения и организации производят запись об откомандировании их в распоряжение министерств (ведомств) для использования на работе за границей.

Российские специалисты за границей обеспечиваются бесплатно жилой площадью с мебелью, коммунальными услугами и в необходимых случаях переводчиками и транспортными средствами для служебных целей.

Российские специалисты подчиняются режиму рабочего времени и времени отдыха, установленному на предприятиях, в организациях и учреждениях, в которых они фактически работают (lex loci laboris). Работа в этих условиях дополнительно не компенсируется.

В случае временной нетрудоспособности в период работы за границей специалистам полностью выплачивается зарплата в иностранной и российской валютах, но не свыше 2-х месяцев. Если период нетрудоспособности продолжается свыше 2-х месяцев, специалист возвращается в Российскую Федерацию.

Возмещение ущерба, причиненного специалистам увечьем либо иным повреждением здоровья, связанных с их работой за границей, производится министерством (ведомством), направившим специалистов за границу.

Условия труда российских граждан в коммерческих обществах, созданных за границей с участием наших предприятий и организаций, определяется контрактом, который не должен противоречить трудовому законодательству страны нахождения совместного предприятия или смешанного общества. При этом условия труда российских граждан не могут быть хуже условий труда иностранцев-граждан других государств.