Трудовой кодекс статья о выслуге лет

06.05.2018 Выкл. Автор admin

Статья 144 ТК РФ. Системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений

Новая редакция Ст. 144 ТК РФ

Системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются:

в федеральных государственных учреждениях — коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации — коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;

в муниципальных учреждениях — коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Правительство Российской Федерации может устанавливать базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы по профессиональным квалификационным группам.

Заработная плата работников государственных и муниципальных учреждений не может быть ниже установленных Правительством Российской Федерации базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы соответствующих профессиональных квалификационных групп.

Базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы, установленные Правительством Российской Федерации, обеспечиваются:

федеральными государственными учреждениями — за счет средств федерального бюджета;

государственными учреждениями субъектов Российской Федерации — за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации;

муниципальными учреждениями — за счет средств местных бюджетов.

Системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или профессиональных стандартов, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда, рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (часть третья статьи 135 настоящего Кодекса) и мнения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей.

Профессиональные квалификационные группы — группы профессий рабочих и должностей служащих, сформированные с учетом сферы деятельности на основе требований к уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности.

Профессиональные квалификационные группы и критерии отнесения профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Комментарий к Статье 144 ТК РФ

Статья 144 Трудового кодекса РФ отдельно регулирует оплату труда работников государственных и муниципальных учреждений.

Системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются:

— в федеральных государственных учреждениях — коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

— в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации — коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;

— в муниципальных учреждениях — коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Изменения, внесенные в Трудовой кодекс РФ Федеральным законом от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ, предусмотрели возможность установления Правительством РФ базовых окладов (базовых должностных окладов) или базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников. Эти базовые оклады (базовые должностные оклады) и базовые ставки заработной платы являются тем минимумом, который в любом случае должен выплачиваться соответствующей категории работников.

Основная идея введения базовых окладов состоит в следующем. В настоящее время при разработке системы оплаты труда необходимо, чтобы тарифная часть заработной платы была не меньше минимального размера оплаты труда, который с 1 мая 2006 года установлен в сумме 1100 рублей. При этом речь идет о минимальной месячной зарплате за труд неквалифицированного работника при выполнении простых работ в нормальных условиях. Базовые оклады по своей сути будут МРОТами для работников более высокой квалификации. Размер заработной платы учителя, так же как и врача, зависит от множества факторов, но даже если речь идет об обычной городской школе, где по каким-то причинам учится один ученик, все равно учитель не может получать меньше базовой ставки как в федеральных, так и в региональных и муниципальных учреждениях. Предполагается, что базовые оклады и ставки будут утверждаться правительством уже в нынешнем году.

При этом под профессиональными квалификационными группами понимаются группы профессий рабочих и должностей служащих, сформированные с учетом сферы деятельности на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности. Профессиональные квалификационные группы и критерии отнесения профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам должны утверждаться Министерством здравоохранения и социального развития РФ.

Как предполагается, все профессии и должности будут разделены на пять укрупненных квалификационных групп в зависимости от квалификации. Первая группа: профессии рабочих и должности служащих, которые не требуют наличия профессионального образования. Вторая группа: профессии рабочих и должности служащих, требующие наличия начального или среднего профессионального образования, а также руководители структурных подразделений, требующие наличия начального профобразования. Третья: должности служащих, требующие наличия высшего профессионального образования по квалификации «бакалавр», и должности руководителей структурных подразделений, требующие наличия среднего профобразования. Четвертая группа: должности служащих, требующие наличия высшего профобразования по квалификации «дипломированный специалист» или квалификации «магистр», а также руководители структурных подразделений с высшим профессиональным образованием. Пятая группа: уникальные работники, а также работники, для которых требуется наличие научной степени или научного звания.

Укрупненные квалификационные группы подразделяются на профессиональные квалификационные группы. Это группы профессий рабочих и должностей служащих, сформированные с учетом сферы деятельности на основе требований квалификации к уровню профессионального образования и профессиональной подготовки. К примеру, будут созданы профессионально-квалификационные группы работников здравоохранения, педагогических работников, работников культуры, гражданского персонала практически по каждой отрасли. Затем профессии и должности, отнесенные к профессионально-квалификационной группе, в зависимости от сложности будут подразделяться по квалификационным уровням. Чем выше сложность, тем более высокий квалификационный уровень. Это определяется подготовкой, необходимой для работы по профессии или должности с учетом наличия сертификатов, квалификационной категории, стажа и так далее.

Для каждого квалификационного уровня будет установлен диапазон окладов, и в пределах этих диапазонов по квалификационным уровням будут устанавливаться оклады тарифной ставки в учреждениях. Установление окладов отнесено к компетенции руководителя учреждения.

Базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы, установленные Правительством РФ, обеспечиваются:

— федеральными государственными учреждениями — за счет средств федерального бюджета;

— государственными учреждениями субъектов РФ — за счет средств бюджетов субъектов РФ;

— муниципальными учреждениями — за счет средств местных бюджетов.

Системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда, рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (ч. 3 ст. 135 Трудового кодекса РФ) и мнения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей.

Оплата труда некоторых категорий работников бюджетной сферы осуществляется на основе специальных нормативно-правовых актов. Так, например, оплата труда работников высших учебных заведений регулируется Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ. Научно-педагогическим работникам высших учебных заведений устанавливаются надбавки к должностным окладам (ставкам) в размере:

1) сорок процентов за должность доцента;

2) шестьдесят процентов за должность профессора;

3) 900 рублей за ученую степень кандидата наук;

4) 1500 рублей за ученую степень доктора наук.

В качестве примера можно рассчитать заработанную плату преподавателя вуза. Допустим, на работу в государственный вуз принят кандидат юридических наук на должность доцента. При поступлении на работу ему установлена оплата по 15-му разряду ЕТС. В таком случае его заработная плата может быть рассчитана по формуле:

ЗП = МРОТ x МТК + НДД + НКН, где

ЗП — заработная плата;

МТК — межразрядный тарифный коэффициент;

МРОТ — минимальный размер оплаты труда;

НДД — надбавка за должность доцента;

НКН — надбавка за ученую степень кандидата наук.

Таким образом, зарплата доцента вуза составит:

1100 x 3,036 + 1100 x 3,036 x 0,4 + 900 = 3339,6 + 1335,84 + 900 = 5575,44 руб.

Оплата труда государственных гражданских служащих регулируется Федеральным законом Российской Федерации «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 г. Данный Закон закрепляет две возможные схемы оплаты труда гражданских служащих. Первая — традиционная — основывается на занимаемой гражданским служащим должности, присвоенном ему классном чине, а также праве служащего на дополнительные выплаты в зависимости от стажа, сложности работы и т.п. Вторая — предусматривает оплату труда гражданских служащих в зависимости от эффективности и результативности их профессиональной служебной деятельности. К гражданским служащим, оплата труда которых производится в указанном особом порядке, не применяются условия оплаты труда, установленные частями 1 — 13 статьи 50 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 г. (то есть не выплачиваются должностной оклад и оклад за классный чин, различные надбавки, районные коэффициенты и пр.). В то же время для данной категории гражданских служащих сохраняются все гарантии, льготы и компенсации, предусмотренные иными статьями Закона.

По традиционной схеме денежное содержание гражданского служащего состоит из трех основных частей:

— оклада за классный чин;

1. Должностной оклад является главным элементом денежного содержания любого служащего. Он представляет собой вознаграждение за профессиональную квалификацию служащего. Размеры должностных окладов и окладов за классный чин для всех федеральных гражданских служащих должны быть установлены указом Президента РФ о денежном содержании федеральных государственных служащих, принятым по представлению Правительства РФ.

На уровне субъектов РФ размеры должностных окладов гражданских служащих субъектов РФ устанавливаются нормативными актами субъектов различного уровня. При этом используются различные подходы. Так, должностные оклады могут быть установлены в твердой денежной сумме (Пензенская область); в сумме, кратной какому-либо базовому показателю (Смоленская область, г. Санкт-Петербург); в сумме кратной минимальному (Омская область) или максимальному (Читинская область) должностному окладу государственного служащего.

2. Что касается окладов за классный чин, то анализ законодательства субъектов Российской Федерации показывает, что на практике обычно используется один из следующих подходов к определению этого оклада:

установление размера оклада за классный чин в твердой денежной сумме (Ханты-Мансийский АО, Пензенская и Тамбовская области);

установление размера оклада за классный чин пропорционально к должностному окладу (Омская, Смоленская, Сахалинская области);

установление размера оклада за классный чин пропорционально к окладу по иной должности (Московская область);

установление размера оклада за классный чин пропорционально к иной сумме (Орловская область, г. Санкт-Петербург).

При наличии у государственного служащего квалификационного разряда и классного чина (дипломатического ранга) ему производится выплата только одной ежемесячной надбавки к должностному окладу, установленной для федеральных государственных служащих государственного органа, в котором он проходит службу.

Должностной оклад и оклад за классный чин вместе составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего. Оклад месячного денежного содержания составляет минимальную сумму, которую будет получать за свою службу любой гражданский служащий, которому присвоен классный чин.

3. Дополнительные выплаты зависят от наличия у служащего определенной выслуги лет, сложности выполняемой им работы, успешности выполнения служащим поставленных перед ним задач и т.д.

Ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе. Она установлена федеральным законодательством для всех без исключения гражданских служащих в размерах:

при стаже гражданской службы в процентах

от 1 года до 5 лет — 10;

от 5 до 10 лет — 15;

от 10 до 15 лет — 20;

свыше 15 лет — 30.

В стаж работы, дающий право на получение надбавки за выслугу лет, помимо собственно периода работы на государственной службе, включаются и некоторые другие периоды трудовой деятельности. Перечень таких периодов для федеральных государственных служащих установлен Указом Президента РФ «О периодах работы (службы), включаемых в стаж государственной службы федеральных государственных служащих, дающий право на установление ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет» от 3 сентября 1997 г., для служащих субъектов РФ — нормативными актами субъектов РФ.

Ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы. Максимальный размер этой надбавки не может превышать 200% должностного оклада. Конкретный размер ежемесячной надбавки за особые условия гражданской службы определяется представителем нанимателя.

В настоящее время Указ Президента РФ «О денежном содержании федеральных государственных служащих» от 9 апреля 1997 г. дифференцирует размер ежемесячной надбавки за особые условия государственной службы, определяя, что она может устанавливаться:

— по высшим государственным должностям — в размере от 150 до 200 процентов должностного оклада;

— по главным государственным должностям — в размере от 120 до 150 процентов должностного оклада;

— по ведущим государственным должностям — в размере от 90 до 120 процентов должностного оклада;

— по старшим государственным должностям — в размере от 60 до 90 процентов должностного оклада;

— по младшим государственным должностям — в размере до 60 процентов должностного оклада.

В субъектах РФ используются различные подходы к установлению надбавки за особые условия государственной службы. Так, в некоторых субъектах также устанавливаются различные размеры надбавок в зависимости от группы должностей гражданской службы (Ульяновская область, Еврейская АО, Ханты-Мансийский АО); в других — единые для всех групп должностей (Смоленская и Воронежская области).

Ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну. Размеры и порядок выплаты государственным служащим ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, определены Постановлением Правительства РФ от 18 сентября 2006 г. N 573 «О предоставлении социальных гарантий гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны». В соответствии с этим Постановлением должностным лицам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, устанавливается ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу (тарифной ставке) в следующих размерах:

— за работу со сведениями, имеющими степень секретности «особой важности» 50 — 75%;

— за работу со сведениями, имеющими степень секретности «совершенно секретно» — 30 — 50%;

— за работу со сведениями, имеющими степень секретности «секретно» при оформлении допуска с проведением проверочных мероприятий — 10 — 15%;

— за работу со сведениями, имеющими степень секретности «секретно» при оформлении допуска с проведением проверочных мероприятий — 5 — 10%.

Указанная надбавка выплачивается должностным лицам и гражданам, имеющим оформленный в установленном законом порядке допуск к сведениям соответствующей степени секретности и по решению руководителя органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации постоянно работающим с указанными сведениями в силу должностных (функциональных) обязанностей.

Кроме того, для сотрудников структурных подразделений по защите государственной тайны органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций дополнительно к ежемесячной процентной надбавке, указанной выше, предусмотрена ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу (тарифной ставке) за стаж работы в указанных структурных подразделениях в следующих размерах:

при стаже работы от 1 до 5 лет — 10%;

при стаже работы от 5 до 10 лет — 15%;

при стаже работы от 10 лет и выше — 20%.

Ежемесячное денежное поощрение. Ежемесячные денежные поощрения, как следует из названия, должны выплачиваться служащему регулярно в размерах, установленных по федеральным государственным органам дифференцированно указами Президента Российской Федерации, а по органам государственной власти субъектов Российской Федерации нормативными правовыми актами соответствующего субъекта. Таким образом, ежемесячное денежное поощрение выступает формой материального стимулирования успешного выполнения служебных обязанностей по замещаемой должности.

Премии. Премии являются иной формой поощрения гражданских служащих. В отличие от ежемесячного денежного поощрения они выплачиваются не за сам факт добросовестного выполнения служащим своих обязанностей, а лишь за выполнение особо важных и сложных заданий. Порядок выплаты премий определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента.

Максимальный размер премий законом не ограничен, однако в фонде оплаты труда федеральных гражданских служащих в расчете на год предусматриваются средства для выплаты премий в размере двух окладов денежного содержания.

Единовременные выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи. На их выплату в фонде оплаты труда для федерального государственного органа предусматриваются средства в расчете на год в размере 3 должностных окладов. При этом данные выплаты входят в денежное содержание государственного гражданского служащего. В качестве примеров случаев оказания материальной помощи гражданскому служащему обычно указываются: бракосочетание, рождение ребенка, смерть близкого родственника, несчастный случай, стихийные бедствия, другие чрезвычайные обстоятельства и пр.

Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 г. предусматривает возможность установления и иных выплат государственным гражданским служащим. В законодательстве субъектов Российской Федерации можно встретить надбавки служащим субъекта за ученую степень (Омская и Пермская области, Ямало-Ненецкий АО); за почетное звание (Псковская область, Ямало-Ненецкий АО); за выполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от своей основной работы (Саратовская область); за работу с шифрами, применяемыми в сетях шифровальной связи и за почетное звание Российской Федерации (Воронежская область); за особо сложные условия прохождения службы (Псковская область, Ханты-Мансийский АО) и т.д.

Для отдельных должностей гражданской службы может быть установлено денежное содержание в виде единого денежного вознаграждения, в котором учитываются все ежемесячные выплаты, кроме выплат, зависящих от эффективности работы служащего (премии и ежемесячное денежное поощрение). В настоящее время такое денежное содержание установлено для руководителя администрации Президента РФ, управляющего делами Президента РФ, полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах и т.д.

Специальные нормы, регулирующие оплату труда отдельных категорий работников, содержатся в Законе РФ «О статусе судей в Российской Федерации» от 26 июня 1992 г. N 3132-1, в Федеральном законе «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 г. N 2202-1 и других.

Судьям установлены доплаты за квалификационный класс, выслугу лет, пятидесятипроцентная доплата к должностному окладу за особые условия труда, надбавка за ученую степень или ученое звание, почетное звание «Заслуженный юрист Российской Федерации», сложность, напряженность, высокие достижения в труде и специальный режим работы, денежные поощрения (премии) по итогам работы за квартал и год.

Прокурорским работникам устанавливаются доплаты за классный чин, выслугу лет, особые условия труда, процентные надбавки за ученую степень, денежное поощрение (премии) по итогам работы за квартал и год.

Другой комментарий к Ст. 144 Трудового кодекса Российской Федерации

1. Статья 144 введена в настоящей редакции Федеральным законом от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ. В прежней редакции Трудового кодекса подобной статьи не было, а особенности установления систем оплаты труда работников бюджетных учреждений закреплялись ст. 143.

2. Системы оплаты труда работников государственных и муниципальных бюджетных учреждений, так же как и системы оплаты труда работников иных организаций, устанавливаются на локальном уровне коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами. Система оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений может быть как тарифной, так и иной, т.е. не основанной на тарифах. При этом на федеральном уровне должны учитываться положения нормативных правовых актов Российской Федерации, на уровне субъектов Федерации — также и нормативные правовые акты субъектов Федерации, а на муниципальном уровне — еще и нормативные правовые акты органов местного самоуправления.

3. Системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются с учетом тарифно-квалификационных справочников (см. п. 3 комментария к ст. 143 ТК РФ), государственных гарантий по оплате труда (см. ст. 130 ТК РФ и комментарий к ней), рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (см. ч. 3 ст. 135 ТК РФ и комментарий к ней), а также мнения соответствующих профсоюзов и их объединений и объединений работодателей.

4. Часть 2 ст. 144 вводит понятие «базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы соответствующих профессиональных квалификационных групп работников». Базовые оклады (ставки) играют роль дополнительной гарантии для работников бюджетной сферы, поскольку их заработная плата не может быть ниже не только минимального размера оплаты труда, но и установленных Правительством РФ базовых окладов (ставок). При этом установленные правительством базовые оклады (ставки) распространяются не только на федеральные государственные учреждения, но и на государственные учреждения субъектов Федерации и муниципальные учреждения.

Понятие «профессиональные квалификационные группы» сформулировано в ч. 6 ст. 144 — это группы профессий рабочих и должностей служащих, сформированные с учетом сферы деятельности на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для соответствующей профессиональной деятельности. Критерии отнесения к этим группам должны быть утверждены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, т.е. Министерством здравоохранения и социального развития РФ.

5. До принятия Минздравсоцразвития России правил формирования профессиональных квалификационных групп профессий рабочих и должностей служащих и установления Правительством РФ базовых окладов (ставок) сохраняет силу установленный Правительством РФ размер тарифной ставки (оклада) первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений. С 1 октября 2006 г. он составляет 1221 руб. (Постановление Правительства РФ от 30 сентября 2006 г. N 590 «О повышении с 1 октября 2006 года тарифной ставки (оклада) первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений» (СЗ РФ. 2006. N 41. Ст. 4249)).

Непрерывный трудовой стаж по Трудовому Кодексу

Вопрос на счет непрерывного трудового стажа до сих пор остается открытым. Многие не могут решить, нужен ли он вообще в наше время, либо же он абсолютно бесполезен. Некоторые думают, что выслуга лет позволит получить определенные преимущества, например, льготы и дополнительные выплаты от государства. Поэтому попробуем разобраться, влияет ли вообще он на что-либо.

Что такое непрерывный трудовой стаж?

Для начала важно уточнить понятие трудового стажа. Оно довольно простое. Говоря простым языком, это период времени, который отведен для работы гражданина. Причем эта работа обязательно должна быть оформлена официально. Так же сюда можно отнести предпринимательскую деятельность.

Непрерывный стаж Трудовой Кодекс определяет, как продолжительность работы на одном предприятии. Однако и это правило имеет свои исключения. Непрерывным он может быть и если гражданин переходит работать в другую организацию, но при этом возможен перерыв на установленный срок.

Согласно ТК РФ выслуга лет при переходе в другую организацию может сохраняться, если продолжительность перерыва не больше месяца. При этом в действующем законодательстве установлены и другие нормы. Для некоторых лиц сохраняться он может и при 2-3 месяцах перерыва.

Правила исчисления непрерывного трудового стажа действующие в 2018

Данный вид стажа важен при расчете суммы пособий по временной нетрудоспособности. Регулирование осуществляется согласно действующим Правилам исчисления непрерывного трудового стажа рабочих и служащих. Выше уже было оговорено, что переходя на другое предприятие, продолжительность перерыва не должна превышать месяц. Это общее стандартное правило.

Более подробно следует остановиться на случаях, когда этот период времени допускается 2 или 3 месяца. Исчисление 2 месяцев допускается для следующих лиц:

  • для работников Крайнего Севера после окончания действия договора;
  • освобожденных от работы на российских предприятия, находящихся за границей;
  • освобожденных от работы в организациях за пределами страны, с которыми РФ имеет соглашения о социальном обеспечении (исчисление начинается со дня приезда в страну).

Сохраняться непрерывность труда при перерыве 3 месяца будет для лиц:

  • которые попали под сокращение штата, ликвидацию или реорганизацию предприятия;
  • которых уволили из-за временной нетрудоспособности (исчисления начинаются с момента восстановления трудоспособности);
  • которых уволили из-за того, что по состоянию здоровья невозможно было выполнять обязанности;
  • учителей начальных классов из-за сокращения численности учащихся.

Требует внимания определение перерыва беременным женщинам и мамам с детьми до 14 лет (детьми-инвалидами до 16 лет). При расторжении ими договора этот срок сохраняется, пока детям не исполнится указанный возраст.

Как посчитать непрерывный трудовой стаж работы по трудовой книжке?

Посчитать непрерывный стаж работы по трудовой книжке можно с помощью калькулятора. Это может быть онлайн-программа или простой обычный калькулятор, с помощью которого можно вручную произвести расчет. Вполне очевидно, что посчитать продолжительность работы на онлайн-калькуляторе намного проще. В него просто вводятся цифры из трудовой книжки, обозначающие даты приема на работу и увольнения. Расчет производится автоматически, нажав кнопку «Рассчитать».

При этом во время расчета нужно учитывать определенные значения, основанные на п. 1 статьи 13 действующего ТК РФ. Чтобы посчитать выслугу лет нужно использовать даты из книжки. Количество дней в месяце принимается 30, а месяцев в годе 12.

Для начала следует посчитать, сколько лет, месяцев и дней соответствуют определенному месту работы. Далее нужно обратить внимание на период, который был в промежутке, и учитывать причины и условия увольнения. Если продолжительность перерыва дольше установленного кодексом срока, то цепочка прерывается и дальнейший период работы не суммируется к предыдущему.

Непрерывный трудовой стаж для расчета больничного в 2018

Срок работы для расчета больничного листа влияет на размер пособия, которое предоставляется при временной нетрудоспособности. При этом в 2018 году расчет осуществляется согласно страховому стажу, непрерывный при определении суммы по больничному неважен.

Главным моментом является то, что чтобы посчитать эту сумму берутся периоды работы сотрудника, за которые выплаты осуществлялись в страховые фонды. Кроме того не входит сюда контрактная служба в армии и срочная военная служба. Поэтому при расчете больничного листа важно учитывать подобные нюансы.

Непрерывный трудовой стаж при увольнении по собственному желанию

Непрерывный трудовой стаж по Трудовому кодексу в статье 17 определяет, что если увольнение по собственному желанию происходит, период перерыва между переходом на новую работу самый короткий. Этот срок составляет всего лишь 3 недели, если причина неуважительна.

В отдельных случаях, а именно если есть уважительная причина, после увольнения по собственному желанию этот срок может продлиться до 30 дней. Также стоит помнить, что увольнение по собственному желанию более одного раза за год не сохраняет непрерывность, даже если не прошел 21 день перерыва.

Влияет ли непрерывный трудовой стаж на размер пенсии?

На сегодняшний день непрерывный срок труда не влияет и на размер пенсии. Так же как и расчет больничного листа, определение размера пенсии основывается на страховом стаже работника, то есть периоде работы за всю жизнь, когда производились страховые взносы. Это было установлено еще с января 2007 года. По большей мере на размер пенсии влияет сумма заработной платы. Соответственно чем больше она была, тем больше размер пенсии ожидается.

Статья 116. Ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска

СТ 116 ТК РФ.

Ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска предоставляются работникам, занятым
на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, работникам, имеющим особый характер
работы, работникам с ненормированным рабочим днем, работникам, работающим в районах
Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других случаях, предусмотренных
настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

Работодатели с учетом своих производственных и финансовых возможностей могут
самостоятельно устанавливать дополнительные отпуска для работников, если иное не
предусмотрено настоящим Кодексом и иными федеральными законами. Порядок и условия
предоставления этих отпусков определяются коллективными договорами или локальными нормативными актами, которые принимаются с учетом мнения выборного органа первичной
профсоюзной организации.

Комментарий к Ст. 116 Трудового кодекса РФ

1. Дополнительные оплачиваемые отпуска предоставляются работникам сверх основного отпуска (минимального или удлиненного) и присоединяются к нему. Дополнительные отпуска различаются по продолжительности и по правовому режиму (основаниям возникновения права на отпуск, порядку его предоставления).

2. Часть 1 комментируемой статьи указывает на виды дополнительных оплачиваемых отпусков, предусмотренных ТК РФ. Каждому из них посвящена специальная статья. Другие случаи предоставления работникам дополнительных оплачиваемых отпусков предусмотрены федеральными законами либо постановлением Правительства РФ, изданным на основе федерального закона.

3. Лицам, получившим или перенесшим лучевую болезнь, другие заболевания, и инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы предоставляется дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью 14 календарных дней; лицам, работающим на территории зон, подвергшихся радиационному поражению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, предоставляется дополнительный отпуск продолжительностью от 7 до 21 календарного дня в зависимости от зоны и времени работы без учета дополнительного отпуска, предоставляемого за работу с вредными условиями труда (ст. ст. 14, 18 — 20 Закона РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»).

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью 14 календарных дней предоставляется гражданам РФ, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне (получившим суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения, превышающую 25 сЗв (бэр)).

Спасатели профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований за участие в работах по ликвидации чрезвычайных ситуаций в течение года получают дополнительный оплачиваемый отпуск — один день отпуска за 24 час. работы, но не более 15 суток (Федеральный закон от 22 августа 1995 г. N 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей»).

Судьям предоставляется дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью от 5 до 15 рабочих дней — с учетом стажа работы по юридической профессии (Закон РФ от 26 июня 1992 г. N 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации»).

Дополнительный оплачиваемый отпуск за выслугу лет предоставляется государственным гражданским служащим. Продолжительность его исчисляется из расчета один календарный день за каждый год гражданской службы. При этом общая продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска и дополнительного отпуска за выслугу лет для замещающих высшие и главные должности гражданской службы не может превышать 45 календарных дней, для замещающих должности гражданской службы иных групп — 40 календарных дней (п. п. 5, 6 ст. 46 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).

Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется муниципальным служащим за выслугу лет продолжительностью не более 15 календарных дней. Порядок и условия предоставления отпуска за выслугу лет определяются законом субъекта РФ (ч. 4 ст. 21 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»).

Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск может быть предоставлен отдельным категориям медицинских работников. В частности, Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 1998 г. N 1588 введен дополнительный оплачиваемый трехдневный отпуск для врачей общей практики (семейных врачей) и медицинских сестер врачей общей практики за непрерывную работу в этих должностях свыше трех лет.

Спортсменам, тренерам предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется коллективным договором, локальными нормативными актами, трудовыми договорами, но не менее четырех календарных дней (см. ст. 348.10 ТК РФ и комментарий к ней).

4. Иные виды дополнительных отпусков, помимо предусмотренных федеральными законами, могут в соответствии с ч. 2 комментируемой статьи устанавливаться работодателями, причем порядок и условия предоставления работникам таких дополнительных отпусков должны определяться коллективными договорами или локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации. Дополнительные отпуска, принятые в таком порядке, не должны ухудшать положение работников по сравнению с законодательством (п. 58 Постановления Пленума ВС РФ от 17 марта 2004 г. N 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации»).

Статья 317. Процентная надбавка к заработной плате

СТ 317 ТК РФ.

Лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях,
выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах или
местностях. Размер процентной надбавки к заработной плате и порядок ее выплаты устанавливаются
в порядке, определяемом статьей 316 настоящего Кодекса для установления размера районного
коэффициента и порядка его применения.

Суммы указанных расходов относятся к расходам на оплату труда в полном размере.

Комментарий к Ст. 317 Трудового кодекса РФ

1. Поскольку после принятия ТК РФ Правительством РФ не были приняты предусмотренные комментируемой статьей нормативные правовые акты, продолжают применяться принятые ранее подзаконные нормативные правовые акты, в том числе бывшего СССР.

2. Процентные надбавки начисляются на заработок (без учета районного коэффициента и вознаграждения за выслугу лет) в размерах, установленных Инструкцией о порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, утв. Приказом Министерства труда РСФСР от 22 ноября 1990 г. N 2.

Порядок начисления и размер процентных надбавок зависит от местности:

в районах Крайнего Севера — в Чукотском автономном округе и Северо-Эвенском районе Магаданской области, Корякском автономном округе и Алеутском районе Камчатской области, а также на островах Северного Ледовитого океана и его морей (за исключением островов Белого моря) — 10% заработка по истечении первых шести месяцев работы с увеличением на 10% за каждые последующие шесть месяцев работы, до достижения 100% заработка;

в остальных районах Крайнего Севера — 10% заработка по истечении первых шести месяцев работы с увеличением на 10% за каждые последующие шесть месяцев работы, а по достижении 60% надбавки — 10% заработка за каждый последующий год работы до достижения 80% заработка;

в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, — 10% заработка по истечении первого года работы, с увеличением на 10% заработка за каждый последующий год работы до достижения 50% заработка.

На заработную плату, получаемую работником по совместительству, процентные надбавки не начисляются.

В период нахождения судов флота рыбной промышленности, приписанных к портам, расположенным в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, на ремонте или межрейсовом техническом обслуживании в южных районах Дальнего Востока, Архангельской области и Республики Карелия размер выслуженных надбавок (в процентном исчислении), рассчитанных в соответствии с названной Инструкцией, пересчитывается из расчета 10% надбавки по истечении первого года работы с увеличением на 10% за каждые последующие два года работы, но не свыше 30% заработка, т.е. по фактическому месту работы.

Начисление следующей очередной надбавки должно производиться за каждые последующие два года работы, но не свыше 30% заработка.

Период нахождения члена экипажа на ремонте или межрейсовом техническом обслуживании в южных районах Дальнего Востока, Архангельской области и Республики Карелия увеличивает на фактически отработанное время стаж работы, дающий право на получение надбавок за работу в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, рассчитываемый в соответствии с настоящей Инструкцией.

В период нахождения судов флота рыбной промышленности, приписанных к южным районам Дальнего Востока, Архангельской области и Республики Карелия, на ремонте или межрейсовом техническом обслуживании в портах, расположенных в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, размер выслуженных надбавок сохраняется.

Следующая очередная надбавка начисляется в общем порядке через шесть месяцев с момента прибытия на ремонт судна в районы Крайнего Севера и через год со дня прибытия на ремонт судна в местности, приравненные к районам Крайнего Севера.

Период нахождения члена экипажа на ремонте или межрейсовом техническом обслуживании в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, увеличивает на фактически отработанное время стаж работы, дающий право на получение надбавок за работу в южных районах Дальнего Востока, Архангельской области и Республике Карелия.

Плавсоставу судов надбавки в период плавания выплачиваются независимо от района плавания.

В состав заработка, на который начисляются надбавки, не включаются выплаты по коэффициентам к заработной плате, единовременному вознаграждению за выслугу лет, вознаграждение по итогам работы за год, выплаты по среднему заработку, материальная помощь, а также выплаты, носящие разовый поощрительный характер и не обусловленные системой оплаты труда.

В том случае, когда премия (доплата) работникам выплачивается по результатам работы за квартал (сезон, год), сумма этой премии (доплаты) для начисления надбавок распределяется по месяцам отчетного периода пропорционально отработанному времени.

3. Молодежи (лицам в возрасте до 30 лет), вступившей в трудовые отношения после 31 декабря 2004 г. и прожившей в указанных районах и местностях не менее одного года, процентная надбавка к заработной плате по-прежнему начисляется в ускоренном порядке в соответствии с подп. «е» п. 1 Постановление Совета Министров РСФСР — Правительства РСФСР от 22 октября 1990 г. N 458 «Об упорядочении компенсаций гражданам, проживающим в районах Севера» (письма Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 20 января 2005 г. N 95-Пр, N 97-Пр).

Молодежи, прожившей не менее одного года в районе Крайнего Севера и вступающей в трудовые отношения, надбавки к заработной плате устанавливаются с 1 января 1991 г. в размере 20% по истечении первых шести месяцев работы с увеличением на 20% за каждые последующие шесть месяцев и по достижении 60% надбавки: последние 20% — за один год работы, а в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, — в размере 10% за каждые шесть месяцев работы.

4. При переходе работника, имеющего необходимый для получения процентной надбавки стаж работы, на работу на предприятие, расположенное в других районе или местности, перерасчет процентной надбавки к заработной плате производится пропорционально времени, проработанному в соответствующих районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в порядке, установленном по новому месту работы с соблюдением следующих правил, установленных Постановлением Министерства труда РФ от 16 мая 1994 г. N 37 и разъяснением Министерства труда РФ от 16 мая 1994 г. N 7:

а) в случаях перехода работника с предприятия, расположенного в районе Крайнего Севера, на предприятие, расположенное в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, размер процентных надбавок устанавливается из расчета 10% надбавки за каждые 12 месяцев, проработанные в районах Крайнего Севера.

Начисление следующей очередной процентной надбавки должно производиться в общем порядке через год с момента перехода работника на предприятие, расположенное в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, в размере, установленном для этих местностей;

б) в случаях перехода работника с предприятия, расположенного в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, на предприятие, расположенное в районе Крайнего Севера, сумма надбавок (в процентном исчислении), начисленных за полные годы работы, сохраняется в прежнем размере, а за проработанные сверх этого месяцы начисляется дополнительная процентная надбавка пропорционально количеству месяцев.

Начисление следующей очередной процентной надбавки должно производиться в общем порядке, через шесть месяцев с момента перехода работника на предприятие, расположенное в районе Крайнего Севера, в размере, установленном для этого района;

в) в случае перехода работника с предприятия, расположенного в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, на предприятие, расположенное в районе Крайнего Севера, ранее перешедшего на работу в эту местность из районов Крайнего Севера, общий размер подлежащих выплате процентных надбавок к заработной плате (в процентном исчислении) должен определяться путем суммирования процентных надбавок, заработанных им на каждом из этих предприятий. При этом общий размер процентных надбавок к заработной плате не должен превышать установленного предела.

В таком же порядке определяется размер процентной надбавки для работника, переходящего с предприятия, расположенного в Чукотском автономном округе, в Северо-Эвенском районе Магаданской области, Корякском автономном округе, Алеутском районе Камчатской области, а также на островах Северного Ледовитого океана и его морей (за исключением островов Белого моря), на работу на предприятие, расположенное в других районах Крайнего Севера или в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и обратно;

г) при переходе работника, имеющего необходимый для получения процентной надбавки стаж работы, с предприятий, расположенных в южных районах Дальнего Востока, Красноярского края, Иркутской и Читинской областей, Республики Бурятия, в Республике Хакасия, на предприятие, расположенное в районе Крайнего Севера или местности, приравненной к районам Крайнего Севера, за ним сохраняется выслуженная процентная надбавка.

Следующая очередная процентная надбавка этому работнику начисляется в общем порядке через шесть месяцев со дня перехода на предприятие, расположенное в районе Крайнего Севера, и через год со дня перехода на предприятие, расположенное в местности, приравненной к районам Крайнего Севера.

Если на момент перехода работника на предприятие, расположенное в районе Крайнего Севера или местности, приравненной к районам Крайнего Севера, процентная надбавка заработана им не полностью и ее размер составляет менее 30%, время работы после начисления первой или второй надбавки пересчитывается из расчета год работы в южных районах Дальнего Востока, Красноярского края, Иркутской и Читинской областей, Республики Бурятия, в Республике Хакасия за три месяца работы в районах Крайнего Севера и за шесть месяцев работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.

При переходе работника, имеющего необходимый для получения надбавки стаж работы, с предприятия, расположенного в районе Крайнего Севера или местности, приравненной к районам Крайнего Севера, на предприятие, расположенное в южных районах Дальнего Востока, Красноярского края, Иркутской и Читинской областей, Республики Бурятия, в Республике Хакасия, а затем обратно в районы Крайнего Севера или местности, приравненные к районам Крайнего Севера, ему выплачивается надбавка, выслуженная в районах Крайнего Севера или местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.

При отнесении в установленном порядке отдельных территорий к районам Крайнего Севера или местностям, приравненным к районам Крайнего Севера, исчисление трудового стажа для получения очередной выслуженной процентной надбавки работающим и проживающим на этих территориях производится со дня отнесения указанных территорий к районам Крайнего Севера или местностям, приравненным к районам Крайнего Севера.

Исключение составляют работники, занятые на предприятиях, которые расположены в указанных местностях, и имеющие ранее выслуженные надбавки за годы работы в районах Крайнего Севера или местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. В этих случаях с момента отнесения местности к районам Крайнего Севера или местностям, приравненным к районам Крайнего Севера, этим работникам восстанавливаются ранее выслуженные надбавки.