Трудовой кодекс ст 413

06.03.2018 Выкл. Автор admin

Статья 413. Незаконные забастовки

Трудовой кодекс (ТК РФ)

  • проверено сегодня
  • кодекс от 22.10.2018
  • вступила в силу 01.02.2002

Ст. 413 ТК РФ в последней действующей редакции от 5 декабря 2011 года.

Новые не вступившие в силу редакции статьи отсутствуют.

Часть пятая

Раздел XIII. Защита трудовых прав и свобод. Рассмотрение и разрешение трудовых споров. Ответственность за нарушение трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права

Глава 61. Рассмотрение и разрешение коллективных трудовых споров

Статья 413. Незаконные забастовки

В соответствии со статьёй 55 Конституции Российской Федерации являются незаконными и не допускаются забастовки:

а) в периоды введения военного или чрезвычайного положения либо особых мер в соответствии с законодательством о чрезвычайном положении; в органах и организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, других военных, военизированных и иных формированиях, организациях (филиалах, представительствах или иных обособленных структурных подразделениях), непосредственно ведающих вопросами обеспечения обороны страны, безопасности государства, аварийно-спасательных, поисково-спасательных, противопожарных работ, предупреждения или ликвидации стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций; в правоохранительных органах; в организациях (филиалах, представительствах или иных обособленных структурных подразделениях), непосредственно обслуживающих особо опасные виды производств или оборудования, на станциях скорой и неотложной медицинской помощи;

б) в организациях (филиалах, представительствах или иных обособленных структурных подразделениях), непосредственно связанных с обеспечением жизнедеятельности населения (энергообеспечение, отопление и теплоснабжение, водоснабжение, газоснабжение, авиационный, железнодорожный и водный транспорт, связь, больницы), в том случае, если проведение забастовок создает угрозу обороне страны и безопасности государства, жизни и здоровью людей.

Право на забастовку может быть ограничено федеральным законом.

Забастовка является незаконной, если она была объявлена без учёта сроков, процедур и требований, предусмотренных настоящим Кодексом.

Решение о признании забастовки незаконной принимается верховными судами республик, краевыми, областными судами, судами городов федерального значения, судами автономной области и автономных округов по заявлению работодателя или прокурора.

Решение суда доводится до сведения работников через орган, возглавляющий забастовку, который обязан немедленно проинформировать участников забастовки о решении суда.

Решение суда о признании забастовки незаконной, вступившее в законную силу, подлежит немедленному исполнению. Работники обязаны прекратить забастовку и приступить к работе не позднее следующего дня после вручения копии указанного решения суда органу, возглавляющему забастовку.

В случае создания непосредственной угрозы жизни и здоровью людей суд вправе неначавшуюся забастовку отложить на срок до 15 дней, а начавшуюся — приостановить на тот же срок.

В случаях, имеющих особое значение для обеспечения жизненно важных интересов Российской Федерации или отдельных её территорий, Правительство Российской Федерации вправе приостановить забастовку до решения вопроса соответствующим судом, но не более чем на десять календарных дней.

Статья 413. Незаконные забастовки

Статья 413. Незаконные забастовки

В соответствии со статьей 55 Конституции Российской Федерации являются незаконными и не допускаются забастовки:

а) в периоды введения военного или чрезвычайного положения либо особых мер в соответствии с законодательством о чрезвычайном положении; в органах и организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, других военных, военизированных и иных формированиях, организациях (филиалах, представительствах или иных обособленных структурных подразделениях), непосредственно ведающих вопросами обеспечения обороны страны, безопасности государства, аварийно-спасательных, поисково-спасательных, противопожарных работ, предупреждения или ликвидации стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций; в правоохранительных органах; в организациях (филиалах, представительствах или иных обособленных структурных подразделениях), непосредственно обслуживающих особо опасные виды производств или оборудования, на станциях скорой и неотложной медицинской помощи;

б) в организациях (филиалах, представительствах или иных обособленных структурных подразделениях), непосредственно связанных с обеспечением жизнедеятельности населения (энергообеспечение, отопление и теплоснабжение, водоснабжение, газоснабжение, авиационный, железнодорожный и водный транспорт, связь, больницы), в том случае, если проведение забастовок создает угрозу обороне страны и безопасности государства, жизни и здоровью людей.

Право на забастовку может быть ограничено федеральным законом.

Забастовка является незаконной, если она была объявлена без учета сроков, процедур и требований, предусмотренных настоящим Кодексом.

Решение о признании забастовки незаконной принимается верховными судами республик, краевыми, областными судами, судами городов федерального значения, судами автономной области и автономных округов по заявлению работодателя или прокурора.

Решение суда доводится до сведения работников через орган, возглавляющий забастовку, который обязан немедленно проинформировать участников забастовки о решении суда.

Решение суда о признании забастовки незаконной, вступившее в законную силу, подлежит немедленному исполнению. Работники обязаны прекратить забастовку и приступить к работе не позднее следующего дня после вручения копии указанного решения суда органу, возглавляющему забастовку.

В случае создания непосредственной угрозы жизни и здоровью людей суд вправе неначавшуюся забастовку отложить на срок до 15 дней, а начавшуюся — приостановить на тот же срок.

В случаях, имеющих особое значение для обеспечения жизненно важных интересов Российской Федерации или отдельных ее территорий, Правительство Российской Федерации вправе приостановить забастовку до решения вопроса соответствующим судом, но не более чем на десять календарных дней.

Часть девятая утратила силу. — Федеральный закон от 30.06.2006 N 90-ФЗ.

Судебная практика и законодательство — ТК РФ. Статья 413. Незаконные забастовки

Частью 2 статьи 409 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора (статья 406 данного Кодекса) либо работодатель (представители работодателя) или работодатели (представители работодателей) не выполняют соглашения, достигнутые сторонами коллективного трудового спора в ходе разрешения этого спора (статья 408 этого же Кодекса), или не исполняют решение трудового арбитража, то работники или их представители имеют право приступить к организации забастовки, за исключением случаев, когда в соответствии с частями первой и второй статьи 413 указанного Кодекса в целях разрешения коллективного трудового спора забастовка не может быть проведена.

Дела о признании забастовки незаконной подсудны верховным судам республик, краевым, областным судам, судам городов федерального значения, судам автономной области и автономных округов (часть четвертая статьи 413 ТК РФ).

2. Учитывая, что статья 46 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому право на судебную защиту и Кодекс не содержит положений об обязательности предварительного внесудебного порядка разрешения трудового спора комиссией по трудовым спорам, лицо, считающее, что его права нарушены, по собственному усмотрению выбирает способ разрешения индивидуального трудового спора и вправе либо первоначально обратиться в комиссию по трудовым спорам (кроме дел, которые рассматриваются непосредственно судом), а в случае несогласия с ее решением — в суд в десятидневный срок со дня вручения ему копии решения комиссии, либо сразу обратиться в суд (статья 382, часть вторая статьи 390, статья 391 ТК РФ).

по строке 02 показывается количество коллективных трудовых споров, возникших в отчетном периоде по поводу заключения, изменения и выполнения соглашений, заключаемых на федеральном уровне социального партнерства, коллективных трудовых споров в организациях, финансируемых из федерального бюджета, а также коллективных трудовых споров, возникающих в случаях, когда в соответствии с частями первой и второй статьи 413 Трудового кодекса Российской Федерации в целях разрешения коллективного трудового спора забастовка не может быть проведена;

по строке 02 показывается количество коллективных трудовых споров, возникших в отчетном периоде по поводу заключения, изменения и выполнения соглашений, заключаемых на федеральном уровне социального партнерства, коллективных трудовых споров в организациях, финансируемых из федерального бюджета, а также коллективных трудовых споров, возникающих в случаях, когда в соответствии с частями первой и второй статьи 413 Трудового кодекса Российской Федерации в целях разрешения коллективного трудового спора забастовка не может быть проведена;

Используя предусмотренное частью второй статьи 413 Трудового кодекса Российской Федерации право в целях обеспечения нормального функционирования данной отрасли экономики, федеральный законодатель должен одновременно соблюдать установленные частью первой той же статьи критерии ограничения права на забастовку на основе Конституции Российской Федерации (статья 55, часть 3) с учетом правовых позиций, выраженных Конституционным Судом Российской Федерации в названных решениях, а также в решении от 23 апреля 1993 года N 15-р по ходатайству Российской конфедерации свободных профсоюзов, Российского профсоюза локомотивных бригад железнодорожников, Федерации профсоюзов авиационных диспетчеров России, Объединения свободных профсоюзов «Справедливость», Московского городского и областного профсоюза водителей.

Статья 413 ТК РФ. Незаконные забастовки

В соответствии со статьей 55 Конституции Российской Федерации являются незаконными и не допускаются забастовки:

  1. а) в периоды введения военного или чрезвычайного положения либо особых мер в соответствии с законодательством о чрезвычайном положении; в органах и организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, других военных, военизированных и иных формированиях, организациях (филиалах, представительствах или иных обособленных структурных подразделениях), непосредственно ведающих вопросами обеспечения обороны страны, безопасности государства, аварийно-спасательных, поисково-спасательных, противопожарных работ, предупреждения или ликвидации стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций; в правоохранительных органах; в организациях (филиалах, представительствах или иных обособленных структурных подразделениях), непосредственно обслуживающих особо опасные виды производств или оборудования, на станциях скорой и неотложной медицинской помощи; (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
  2. б) в организациях (филиалах, представительствах или иных обособленных структурных подразделениях), непосредственно связанных с обеспечением жизнедеятельности населения (энергообеспечение, отопление и теплоснабжение, водоснабжение, газоснабжение, авиационный, железнодорожный и водный транспорт, связь, больницы), в том случае, если проведение забастовок создает угрозу обороне страны и безопасности государства, жизни и здоровью людей. (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Право на забастовку может быть ограничено федеральным законом.

Забастовка является незаконной, если она была объявлена без учета сроков, процедур и требований, предусмотренных настоящим Кодексом. (в ред. Федерального закона от 22.11.2011 N 334-ФЗ)

Решение о признании забастовки незаконной принимается верховными судами республик, краевыми, областными судами, судами городов федерального значения, судами автономной области и автономных округов по заявлению работодателя или прокурора.

Решение суда доводится до сведения работников через орган, возглавляющий забастовку, который обязан немедленно проинформировать участников забастовки о решении суда.

Решение суда о признании забастовки незаконной, вступившее в законную силу, подлежит немедленному исполнению. Работники обязаны прекратить забастовку и приступить к работе не позднее следующего дня после вручения копии указанного решения суда органу, возглавляющему забастовку.

В случае создания непосредственной угрозы жизни и здоровью людей суд вправе неначавшуюся забастовку отложить на срок до 15 дней, а начавшуюся — приостановить на тот же срок. (в ред. Федерального закона от 22.11.2011 N 334-ФЗ)

В случаях, имеющих особое значение для обеспечения жизненно важных интересов Российской Федерации или отдельных ее территорий, Правительство Российской Федерации вправе приостановить забастовку до решения вопроса соответствующим судом, но не более чем на десять календарных дней.

Часть девятая утратила силу. Федеральный закон от 30.06.2006 N 90-ФЗ.

Список статей Трудового кодекса РФ, использующих положения статьи 413:

Участие работника в забастовке не может рассматриваться в качестве нарушения трудовой дисциплины и основания для расторжения трудового договора, за исключением случаев неисполнения обязанности прекратить забастовку в соответствии с частью шестой статьи 413 настоящего Кодекса.

Запрещается применять к работникам, участвующим в забастовке, меры дисциплинарной ответственности, за исключением случаев, предусмотренных частью шестой статьи 413 настоящего Кодекса.

В случаях, когда в соответствии с частями первой и второй статьи 413 настоящего Кодекса в целях разрешения коллективного трудового спора не может быть проведена забастовка, рассмотрение коллективного трудового спора в трудовом арбитраже является обязательным и решение трудового арбитража имеет для сторон обязательную силу независимо от наличия соглашения сторон по данному вопросу. При этом, если стороны не приходят к соглашению о создании временного трудового арбитража, его составе и регламенте либо о передаче коллективного трудового спора на рассмотрение в постоянно действующий трудовой арбитраж, решение по этим вопросам принимает соответствующий государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров. (часть восьмая в ред. Федерального закона от 22.11.2011 N 334-ФЗ)

Производит уведомительную регистрацию коллективных трудовых споров по поводу заключения, изменения и выполнения соглашений, заключаемых на федеральном уровне социального партнерства, коллективных трудовых споров в федеральных государственных органах, федеральных государственных учреждениях, федеральных государственных унитарных предприятиях, а также коллективных трудовых споров, возникающих в случаях, когда в соответствии с частями первой и второй статьи 413 настоящего Кодекса в целях разрешения коллективного трудового спора забастовка не может быть проведена; (в ред. Федерального закона от 02.04.2014 N 55-ФЗ)

Если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора (статья 406 настоящего Кодекса) либо работодатель (представители работодателя) или работодатели (представители работодателей) не выполняют соглашения, достигнутые сторонами коллективного трудового спора в ходе разрешения этого спора (статья 408 настоящего Кодекса), или не исполняют решение трудового арбитража, то работники или их представители имеют право приступить к организации забастовки, за исключением случаев, когда в соответствии с частями первой и второй статьи 413 настоящего Кодекса в целях разрешения коллективного трудового спора забастовка не может быть проведена. (часть вторая в ред. Федерального закона от 22.11.2011 N 334-ФЗ)

Трудовой кодекс ст 413

Статья 413. Незаконные забастовки

В соответствии со статьей 55 Конституции Российской Федерации являются незаконными и не допускаются забастовки:

а) в периоды введения военного или чрезвычайного положения либо особых мер в соответствии с законодательством о чрезвычайном положении; в органах и организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, других военных, военизированных и иных формированиях и организациях, ведающих вопросами обеспечения обороны страны, безопасности государства, аварийно-спасательных, поисково-спасательных, противопожарных работ, предупреждения или ликвидации стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций; в правоохранительных органах; в организациях, непосредственно обслуживающих особо опасные виды производств или оборудования, на станциях скорой и неотложной медицинской помощи;

б) в организациях, связанных с обеспечением жизнедеятельности населения (энергообеспечение, отопление и теплоснабжение, водоснабжение, газоснабжение, авиационный, железнодорожный и водный транспорт, связь, больницы), в том случае, если проведение забастовок создает угрозу обороне страны и безопасности государства, .жизни и здоровью людей.

Право на забастовку может быть ограничено федеральным законом.

Забастовка при наличии коллективного трудового спора является незаконной, если она была объявлена без учета сроков, процедур и требований, предусмотренных настоящим Кодексом.

Решение о признании забастовки незаконной принимается верховными судами республик, краевыми, областными судами, судами городов федерального значения, судами автономной области и автономных округов по заявлению работодателя или прокурора.

Решение суда доводится до сведения работников через орган, возглавляющий забастовку, который обязан немедленно проинформировать участников забастовки о решении суда.

Решение суда о признании забастовки незаконной, вступившее в законную силу, подлежит немедленному исполнению. Работники обязаны прекратить забастовку и приступить к работе не позднее следующего дня после вручения копии указанного решения суда органу, возглавляющему забастовку.

В случае создания непосредственной угрозы .жизни и здоровью людей суд вправе неначавшуюся забастовку отложить на срок до 30 дней, а начавшуюся — приостановить на тот же срок.

В случаях, имеющих особое значение для обеспечения жизненно важных интересов Российской Федерации или отдельных ее территорий, Правительство Российской Федерации вправе приостановить забастовку до решения вопроса соответствующим судом, но не более чем на десять календарных дней.

В случаях, когда забастовка не может быть проведена в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи, решение по коллективному трудовому спору в десятидневный срок принимает Правительство Российской Федерации.

§ 1. Сравнивая ст. 413 ТК и ст. 17 Федерального закона от 23 ноября 1995 г., нельзя не заметить, что в новом Кодексе норма Федерального закона о признании забастовки незаконной «если она была объявлена без учета сроков, процедур И требований» содержится лишь в третьей части ст. 413, а не в первой, как это было в Законе от 23 ноября 1995 г.

Незаконность забастовки обусловлена в первую очередь не нарушением процедур ее объявления, а несоблюдением требования Конституции РФ. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (п. 3 ст. 55 Конституции РФ).

§ 2. Решение о признании забастовки незаконной принимается только судом. Немедленное исполнение решения суда, предусмотренное законом, означает, что работники должны немедленно прекратить забастовку, но они вправе это судебное решение обжаловать в порядке, предусмотренном Гражданским процессуальным кодексом.

§ 3. Некоторые ограничения права на забастовку введены федеральным законодательством. Так, не могут принимать участия в забастовках государственные служащие (ст. 11 Федерального закона от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации»); запрещены забастовки авиационного персонала гражданской авиации, осуществляющего обслуживание (управление) воздушного движения (п. 1 ст. 52 ВК); не допускаются организация забастовок и участие в их проведении сотрудников фельдъегерской связи (СЗ РФ. 1994. №34. Ст. 3547); не могут проводить забастовки сотрудники милиции (Ведомости РСФСР. 1991. № 16. Ст. 503), а также военнослужащие (п. 3 ст. 7 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»); в законодательстве предусмотрены и другие случаи.

§ 4. Статья 413 ТК особо оговаривает, что в случае создания непосредственной угрозы жизни и здоровью людей забастовка может быть отложена или, если она уже началась, приостановлена на срок до 30 дней. Такое право предоставлено суду.

§ 5. Правом приостановить забастовку наделено также Правительство РФ. Приостановление забастовки может быть произведено в случаях, имеющих особое значение для обеспечения жизненно важных интересов Российской Федерации или отдельных ее территорий. Забастовка может быть приостановлена до решения вопроса соответствующим судом, но не более чем на десять календарных дней.

Главная | Трудовой кодекс РФ | Статья 413. Незаконные забастовки

Статья 413. Незаконные забастовки

В соответствии со статьей 55 Конституции Российской Федерации являются незаконными и не допускаются забастовки:

а) в периоды введения военного или чрезвычайного положения либо особых мер в соответствии с законодательством о чрезвычайном положении; в органах и организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, других военных, военизированных и иных формированиях, организациях (филиалах, представительствах или иных обособленных структурных подразделениях), непосредственно ведающих вопросами обеспечения обороны страны, безопасности государства, аварийно-спасательных, поисково-спасательных, противопожарных работ, предупреждения или ликвидации стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций; в правоохранительных органах; в организациях (филиалах, представительствах или иных обособленных структурных подразделениях), непосредственно обслуживающих особо опасные виды производств или оборудования, на станциях скорой и неотложной медицинской помощи;

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

б) в организациях (филиалах, представительствах или иных обособленных структурных подразделениях), непосредственно связанных с обеспечением жизнедеятельности населения (энергообеспечение, отопление и теплоснабжение, водоснабжение, газоснабжение, авиационный, железнодорожный и водный транспорт, связь, больницы), в том случае, если проведение забастовок создает угрозу обороне страны и безопасности государства, жизни и здоровью людей.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

По вопросу, касающемуся ответственности за самовольное прекращение работы или оставление места работы как средство разрешения коллективного трудового спора лицом, обеспечивающим безопасность соответствующего вида деятельности для населения, если такие действия (бездействие) запрещены федеральным законом, см. Кодекс РФ об административных правонарушениях.

Право на забастовку может быть ограничено федеральным законом.

Забастовка при наличии коллективного трудового спора является незаконной, если она была объявлена без учета сроков, процедур и требований, предусмотренных настоящим Кодексом.

Решение о признании забастовки незаконной принимается верховными судами республик, краевыми, областными судами, судами городов федерального значения, судами автономной области и автономных округов по заявлению работодателя или прокурора.

Решение суда доводится до сведения работников через орган, возглавляющий забастовку, который обязан немедленно проинформировать участников забастовки о решении суда.

Решение суда о признании забастовки незаконной, вступившее в законную силу, подлежит немедленному исполнению. Работники обязаны прекратить забастовку и приступить к работе не позднее следующего дня после вручения копии указанного решения суда органу, возглавляющему забастовку.

В случае создания непосредственной угрозы жизни и здоровью людей суд вправе неначавшуюся забастовку отложить на срок до 30 дней, а начавшуюся — приостановить на тот же срок.

В случаях, имеющих особое значение для обеспечения жизненно важных интересов Российской Федерации или отдельных ее территорий, Правительство Российской Федерации вправе приостановить забастовку до решения вопроса соответствующим судом, но не более чем на десять календарных дней.

Часть девятая утратила силу. — Федеральный закон от 30.06.2006 N 90-ФЗ.

Общество защиты прав потребителей в социальных сетях:

Статья 413. Виды предпринимательской деятельности, в отношении которых устанавливается сбор

СТ 413 НК РФ

1. Сбор устанавливается в отношении осуществления торговой деятельности на объектах осуществления торговли.

2. В целях настоящей главы к торговой деятельности относятся следующие виды торговли:
1) торговля через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов (за исключением объектов стационарной торговой сети, не имеющих торговых залов, являющихся автозаправочными станциями);
2) торговля через объекты нестационарной торговой сети;
3) торговля через объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы;
4) торговля, осуществляемая путем отпуска товаров со склада.

3. В целях настоящей главы к торговой деятельности приравнивается деятельность по организации розничных рынков.

4. В целях настоящей главы используются следующие понятия:
1) объект осуществления торговли:
в отношении видов торговли, указанных в пункте 2 настоящей статьи, — здание, сооружение, помещение, стационарный или нестационарный торговый объект или торговая точка, с использованием которых плательщиком осуществляется вид деятельности, в отношении которого установлен сбор;
в отношении деятельности по организации розничных рынков — объект недвижимого имущества, с использованием которого управляющая рынком компания осуществляет указанную деятельность;
2) торговля — вид предпринимательской деятельности, связанный с розничной, мелкооптовой и оптовой куплей-продажей товаров, осуществляемый через объекты стационарной торговой сети, нестационарной торговой сети, а также через товарные склады;
3) деятельность по организации розничных рынков — деятельность управляющих рынком компаний, определяемая в соответствии с положениями Федерального закона от 30 декабря 2006 года N 271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации».

Комментарий к Ст. 413 Налогового кодекса

Комментируемая статья содержит определения видов торговой деятельности для целей установления в отношении них обязанности по уплате торгового сбора.

Согласно НК РФ к торговой деятельности относится в том числе торговля через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов (за исключением объектов стационарной торговой сети, не имеющих торговых залов, являющихся автозаправочными станциями), торговля через объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы, а также торговля, осуществляемая путем отпуска товаров со склада.

Также данная статья устанавливает определения объекта осуществления торговли, торговли, а также деятельности по организации розничных рынков.

В Законе города Москвы от 17.12.2014 N 62 «О торговом сборе» ставка торгового сбора в отношении отпуска товаров со склада не установлена, а значит, организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие торговую деятельность путем отпуска товаров со склада в городе Москве, не являются плательщиками торгового сбора.

Как указано в письме Минфина России от 17.07.2015 N 03-11-06/41106, в целях главы 33 НК РФ следует применять понятия и термины гражданского и других отраслей законодательства Российской Федерации в части, не противоречащей главе 33 НК РФ.

В частности, следует использовать понятия и термины, данные в ГК РФ, Федеральном законе от 28.12.2009 N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее — Закон о торговой деятельности), Федеральном законе от 30.12.2006 N 271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации».

В комментируемой статье в целях главы 33 НК РФ не приводятся определения таких понятий, как розничная и оптовая торговля, стационарный и нестационарный торговый объект, площадь торгового объекта.

В связи с изложенным в целях главы 33 НК РФ следует использовать следующие понятия, установленные статьей 2 Закона о торговой деятельности:

— оптовая торговля — вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в предпринимательской деятельности (в том числе для перепродажи) или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием;

— розничная торговля — вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в личных, семейных, домашних и иных целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;

— стационарный торговый объект — торговый объект, представляющий собой здание или часть здания, строение или часть строения, прочно связанные фундаментом такого здания, строения с землей и подключенные (технологически присоединенные) к сетям инженерно-технического обеспечения;

— нестационарный торговый объект — торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком, вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.

В письме Минфина России от 15.07.2015 N 03-11-10/40730 разъяснено, что определения стационарных и нестационарных торговых объектов установлены Законом о торговой деятельности, при этом указанный Закон не содержит определений нестационарной/стационарной торговой сети. Таким образом, полагаем, что в целях главы 33 НК РФ понятия «нестационарный/стационарный торговый объект» и «объект нестационарной/стационарной торговой сети» эквивалентны.

При этом важно отличать торговлю путем отпуска товаров со склада от торговли через объекты стационарной торговой сети.

Складом, как правило, является здание (строение, сооружение) или его часть, используемая для хранения товарно-материальных ценностей.

Для того чтобы признать склад объектом стационарной торговой сети (торговым объектом), его площадь должна согласно статье 2 Закона о торговой деятельности включать в себя помещение, предназначенное для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров, прохода покупателей.

Если склад не соответствует указанным требованиям, он не может быть признан объектом стационарной торговой сети в целях главы 33 НК РФ.

В отношении реализации продукции собственного производства организациями, не имеющими объектов осуществления торговли, не может быть установлен торговый сбор, поскольку торговый сбор может быть установлен только при осуществлении торговой деятельности через объект осуществления торговли.

При этом если лицо осуществляет торговую деятельность (включая торговлю товарами собственного производства, покупными и другими товарами) через объекты осуществления торговли (включая торговые объекты, являющиеся его филиалами или обособленным подразделениями), то в отношении такой деятельности в муниципальном образовании (городе федерального значения) может быть установлен торговый сбор.

Такая позиция также изложена в письме Минфина России от 27.07.2015 N 03-11-09/43208, направленном письмом ФНС России от 05.08.2015 N ГД-4-3/[email protected] для сведения налогоплательщиков и использования в работе нижестоящими налоговым органами.

Объекты организации общественного питания, если с использованием таких объектов осуществляется исключительно оказание услуг общественного питания, не могут быть признаны объектами осуществления торговли в целях главы 33 НК РФ.

Аналогичные разъяснения приведены в письме Минфина России от 27.07.2015 N 03-11-09/42962, направленном письмом ФНС России от 05.08.2015 N ГД-4-3/[email protected] для сведения налогоплательщиков и использования в работе нижестоящими налоговым органами.

В письме Минфина России от 27.07.2015 N 03-11-09/42966, направленном письмом ФНС России от 05.08.2015 N ГД-4-3/[email protected], пояснено, что в соответствии с ГОСТ Р 53108-2008 «Услуги бытовые. Классификация организаций», утвержденным Приказом Ростехрегулирования от 18.12.2008 N 517-ст, реализация организациями в сфере бытовых услуг сопутствующих товаров включена в состав номенклатуры показателей деятельности указанных организаций.

В связи с этим организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие бытовые услуги населению (ритуальные услуги, услуги ателье, парикмахерских, металлоремонта, ремонта обуви и т.п.) и осуществляющие реализацию сопутствующих товаров, плательщиками торгового сбора в отношении реализации указанных товаров не могут быть признаны.

Данная позиция подтверждена и в письме Департамента экономической политики и развития г. Москвы от 26.06.2015 N ДПР-20-2/1-161/15: если налогоплательщик оказывает бытовые услуги, но при этом при их оказании использует расходные материалы, уплачивать торговый сбор не нужно, поскольку торговый сбор вводится в отношении торговли. Согласно определению, данному в НК РФ, торговля — вид предпринимательской деятельности, связанный с розничной, мелкооптовой и оптовой куплей-продажей товаров, осуществляемый через объекты стационарной торговой сети, нестационарной торговой сети, а также через товарные склады. Оказание бытовых услуг (как и услуг общественного питания) не облагается торговым сбором.

Также в данном письме отмечено, что торговый сбор не должен уплачиваться в случае продажи билетов в кассах. Торговый сбор вводится в отношении торговли. В целях торгового сбора торговля — вид предпринимательской деятельности, связанный с розничной, мелкооптовой и оптовой куплей-продажей товаров. Продажа билетов является услугой и не влечет необходимости уплачивать торговый сбор.

На практике является спорным вопрос признания плательщиками торгового сбора организаций, осуществляющих оптовую торговлю алкогольной продукцией.

В письме от 01.04.2015 N 03-11-06/18129 Минфин России, проанализировав понятия торговой деятельности, оптовой и розничной торговли, приведенные в Законе о торговой деятельности, заключил, что организации, осуществляющие оптовую торговлю алкогольной продукцией, могут быть признаны плательщиками торгового сбора в порядке, установленном главой 33 НК РФ и законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя.

Другим спорным на практике вопросом является вопрос обложения торговым сбором использования организациями офисов для заключения договоров купли-продажи.

Согласно статье 2 Закона о торговой деятельности площадь торгового объекта — помещение, предназначенное для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров, прохода покупателей.

Таким образом, если офис не соответствует указанным требованиям к торговому объекту, а также не может быть признан зданием, сооружением, помещением или торговой точкой, с использованием которых плательщиком осуществляется вид деятельности, в отношении которой установлен торговый сбор, то осуществление в нем торговой деятельности не является объектом обложения торговым сбором.

Разъяснения об этом приведены в письме Минфина России от 15.07.2015 N 03-11-10/40730.

Также вопросы возникают относительно возможности обложения торговым сбором интернет-торговли и доставки товаров, выбранных и заказанных с использованием Интернета или по телефону, курьером, служебным транспортом или почтой, поскольку НК РФ и Законом о торговой деятельности не установлено определение интернет-торговли. При этом доставка товаров может осуществляться как из объекта торговой сети, так и со склада.

Если при осуществлении торговли с использованием доставки товаров невозможно определить площадь торгового объекта, из которого осуществляется доставка товаров, — помещения, предназначенного для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров, прохода покупателей, то такой вид деятельности не является торговой деятельностью в виде торговли через объекты торговой сети.

Таким образом, торговля с использованием доставки товаров, заказанных с использованием Интернета или по телефону, в целях главы 33 НК РФ признается торговлей, осуществляемой путем отпуска товаров со склада.

Такая позиция пояснена в письме Минфина России от 15.07.2015 N 03-11-10/40730.

В письме Департамента экономической политики и развития г. Москвы от 26.06.2015 N ДПР-20-2/1-161/15 пояснено, что уплачивать торговый сбор в случае, если торговля осуществляется через интернет-магазин, а доставка товара осуществляется со склада в Москве с помощью курьера или почтой, не нужно.

Торговый сбор применяется в отношении объектов движимого или недвижимого имущества, которые используются для торговли. В описанном случае таким объектом является склад (а сама доставка товара с помощью курьера или почты является услугой). Торговый сбор не применяется в отношении торговли путем отпуска со склада (в городе Москве).

Если налогоплательщик торгует на розничном рынке, он не должен уплачивать торговый сбор. Организация розничных рынков и торговля на этом рынке — два разных вида предпринимательской деятельности. Торговый сбор в отношении деятельности по организации розничных рынков платят только управляющие компании розничных рынков. Что касается тех, кто непосредственно торгует на розничных рынках, то Законом города Москвы от 17.12.2014 N 62 «О торговом сборе» для них установлена льгота: торговля через стационарные или нестационарные торговые объекты на розничных рынках не облагается торговым сбором.

Реализация ломбардом предметов залога не признается торговой деятельностью в целях главы 33 НК РФ.

Объясняется это тем, что в соответствии с пунктами 1 и 4 статьи 2 Федерального закона от 19.07.2007 N 196-ФЗ «О ломбардах» ломбардом является юридическое лицо — специализированная коммерческая организация, основными видами деятельности которой являются предоставление краткосрочных займов гражданам и хранение вещей. При этом ломбарду запрещается заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме предоставления краткосрочных займов гражданам, хранения вещей, а также оказания консультационных и информационных услуг.

Таким образом, ломбарду запрещается в том числе осуществлять торговую деятельность. В соответствии со статьей 13 указанного Закона целью реализации невостребованной вещи является удовлетворение требований ломбарда к заемщику или поклажедателю в размере, определяемом в соответствии с условиями договора займа или договора хранения на день продажи невостребованной вещи.

В соответствии со статьей 4 Закона г. Москвы от 17.12.2014 N 62 «О торговом сборе» полномочия по сбору, обработке и передаче налоговым органам сведений об объектах обложения торговым сбором, а также по контролю за полнотой и достоверностью информации об объектах обложения торговым сбором осуществляются органом исполнительной власти города Москвы, выполняющим функции по разработке и реализации экономической и налоговой политики.

Согласно Положению о Департаменте экономической политики и развития города Москвы, утвержденному Постановлением Правительства Москвы от 17 мая 2011 г. N 210-ПП, на указанный Департамент возложены функции по разработке и реализации экономической и налоговой политики, в том числе по подготовке проектов законов города Москвы, в соответствии с которыми на территории города Москвы вводятся в действие, изменяются и прекращают действовать региональные и местные налоги, специальные налоговые режимы, определяются налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, а также устанавливаются налоговые льготы, основания и порядок их применения.

В связи с этим по вопросу определения объекта налогообложения торговым сбором и иным вопросам, связанным с исчислением торгового сбора, следует обращаться в Департамент экономической политики и развития города Москвы.

На это указано в письмах Минфина России от 25.08.2015 N 03-11-06/48973, от 21.08.2015 N 03-11-06/48528, от 21.08.2015 N 03-11-06/48525, от 27.07.2015 N 03-11-06/42993, от 24.07.2015 N 03-11-06/42898, от 24.07.2015 N 03-11-06/42872, от 24.07.2015 N 03-11-11/42882, от 24.07.2015 N 03-11-11/42902, от 15.06.2015 N 03-11-06/3/34389, от 15.06.2015 N 03-11-06/3/34382.