Трудовой кодекс 2018 40 статья

28.11.2018 Выкл. Автор admin

Статья 40. Коллективный договор

СТ 40 ТК РФ.

Коллективный договор — правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей.

При недостижении согласия между сторонами по отдельным положениям проекта коллективного договора в течение трех месяцев со дня начала коллективных переговоров стороны должны подписать коллективный договор на согласованных условиях с одновременным составлением протокола разногласий.

Неурегулированные разногласия могут быть предметом дальнейших коллективных переговоров или разрешаться в соответствии с настоящим Кодексом, иными федеральными законами.

Коллективный договор может заключаться в организации в целом, в ее филиалах, представительствах и иных обособленных структурных подразделениях.

Для проведения коллективных переговоров по подготовке, заключению или изменению коллективного договора в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации работодатель наделяет необходимыми полномочиями руководителя этого подразделения или иное лицо в соответствии с частью первой статьи 33 настоящего Кодекса. При этом правом представлять интересы работников наделяется представитель работников этого подразделения, определяемый в соответствии с правилами, предусмотренными для ведения коллективных переговоров в организации в целом (части вторая — пятая статьи 37 настоящего Кодекса).

Комментарий к Ст. 40 Трудового кодекса РФ

1. Правовые акты социального партнерства в российском законодательстве подразделяются на два вида в зависимости от сферы их действия. Коллективный договор действует в рамках одной организации (работодателя), соглашение — в отношении нескольких работодателей.

2. Коллективный договор не может содержать условий, которые снижают уровень прав и гарантий, установленных для работников трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (см. ст. 9 ТК РФ и комментарий к ней). Когда такие условия включены в коллективный договор, они не могут применяться. Если же индивидуальным трудовым договором устанавливаются правила, улучшающие положение работника, то эти правила заменяют в индивидуальном регулировании положения коллективного договора и действуют непосредственно.

3. Общая процедура проведения коллективных переговоров определяется гл. 6 ТК РФ. Комментируемая же статья устанавливает особые правила оформления договоренностей, достигнутых в ходе коллективных переговоров, и направлена на противодействие затягиванию переговорного процесса (использованию отсутствия согласия по отдельным незначительным положениям проекта коллективного договора для торпедирования заключения коллективного договора в целом).

По истечении трех месяцев с момента начала коллективных переговоров по подготовке и заключению коллективного договора стороны обязаны подписать коллективный договор на согласованных условиях вне зависимости от того, какое количество положений проекта коллективного договора ими согласовано. Данное правило является императивным и не может быть изменено сторонами переговоров. Общее число пунктов, составляющих содержание коллективного договора, не влияет на его юридическую силу.

Одновременно с подписанием коллективного договора по согласованным положениям стороны коллективных переговоров при наличии неурегулированных вопросов обязаны подписать протокол разногласий. В отношении рассмотрения разногласий, включенных в указанный протокол, стороны коллективных переговоров вправе либо продолжить коллективные переговоры, либо приступить к процедуре урегулирования разногласий в соответствии с процедурой урегулирования коллективных трудовых споров.

Коллективные переговоры, проводящиеся по протоколу разногласий, подчинены общим принципам ведения коллективных переговоров. Срок их проведения не ограничен и зависит исключительно от способности сторон прийти к договоренности относительно тех или иных разногласий. Соответствующие договоренности по мере их достижения необходимо фиксировать в письменной форме, либо внося изменения и дополнения в уже подписанный коллективный договор, либо оформляя договоренности отдельным соглашением, имеющим силу приложения к коллективному договору. Необходимость достижения единой договоренности относительно всего протокола разногласий отсутствует: стороны коллективных переговоров вправе достигать отдельных договоренностей в отношении одного или нескольких положений протокола разногласий.

4. По общему правилу коллективный договор заключается в организации в целом и охватывает все филиалы, представительства, иные обособленные подразделения. Однако при необходимости учета территориальных, профессиональных и иных особенностей осуществления трудовой деятельности коллективный договор может заключаться и в конкретном филиале, представительстве, ином обособленном структурном подразделении. При этом в соответствующем обособленном структурном подразделении может действовать как общий коллективный договор, заключенный в организации в целом, так и коллективный договор, заключенный в данном обособленном структурном подразделении.

По коллективному договору, заключенному в филиале, представительстве, ином обособленном структурном подразделении, права и обязанности работодателя возникают у организации-работодателя в целом, а не у соответствующего филиала, представительства, иного обособленного структурного подразделения.

5. Руководитель соответствующего обособленного структурного подразделения не имеет права представлять в коллективных переговорах работодателя в силу занимаемой должности. Для участия в коллективных переговорах он должен быть наделен необходимыми полномочиями работодателем. Соответствующее уполномочие может устанавливаться учредительными документами организации, положением о филиале, представительстве, обособленном структурном подразделении либо доверенностью, выдаваемой уполномоченным лицом организации. Представлять работодателя при проведении коллективных переговоров в филиале, представительстве, ином обособленном структурном подразделении может и иное лицо (см. ст. 33 ТК РФ и комментарий к ней).

Представительство работников при проведении коллективных переговоров в филиале, представительстве, ином обособленном структурном подразделении определяется по правилам, установленным в ст. 37 ТК РФ.

Статья 40. Коллективный договор

Коллективный договор — правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей.

При недостижении согласия между сторонами по отдельным положениям проекта коллективного договора в течение трех месяцев со дня начала коллективных переговоров стороны должны подписать коллективный договор на согласованных условиях с одновременным составлением протокола разногласий.

Неурегулированные разногласия могут быть предметом дальнейших коллективных переговоров или разрешаться в соответствии с настоящим Кодексом, иными федеральными законами.

Коллективный договор может заключаться в организации в целом, в ее филиалах, представительствах и иных обособленных структурных подразделениях.

Для проведения коллективных переговоров по подготовке, заключению или изменению коллективного договора в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации работодатель наделяет необходимыми полномочиями руководителя этого подразделения или иное лицо в соответствии с частью первой статьи 33 настоящего Кодекса. При этом правом представлять интересы работников наделяется представитель работников этого подразделения, определяемый в соответствии с правилами, предусмотренными для ведения коллективных переговоров в организации в целом (части вторая — пятая статьи 37 настоящего Кодекса).

Комментарий к статье 40 Трудового Кодекса РФ

1. Действие комментируемой главы распространяется на всех работодателей, работников, представителей работодателей и представителей работников, а также на органы исполнительной власти и органы местного самоуправления.

Коллективный договор — это правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и заключаемый работниками организации, филиала, представительства (далее — работники) с работодателем; это правовая форма трудовых отношений, в которой интересы сторон согласованы.

Представители работников — органы профсоюзов и их объединений, уполномоченные на представительство в соответствии с их уставами, органы общественной самодеятельности, образованные на общем собрании (конференции) работников организации и уполномоченные им. Работники, не являющиеся членами профсоюза, могут уполномочить орган профсоюза представлять их интересы в ходе коллективных переговоров, заключения, изменения, дополнения коллективного договора, соглашения и контроля за их выполнением.

Представители работодателей — руководители организаций или другие полномочные в соответствии с уставом организации, иными правовыми актами лица, полномочные органы объединений работодателей, иные уполномоченные работодателями органы.

Условия коллективных договоров и соглашений, заключенных в соответствии с законодательством, являются обязательными для работодателей, на которых они распространяются.

Условия коллективных договоров или соглашений, ухудшающие по сравнению с законодательством положение работников, недействительны.

Запрещается включать в трудовые договоры условия, ухудшающие положение работников по сравнению с законодательством, коллективными договорами и соглашениями.

К основным принципам заключения коллективных договоров и соглашений относятся: соблюдение норм законодательства; полномочность представителей сторон; равноправие сторон; свобода выбора и обсуждения вопросов, составляющих содержание коллективных договоров, соглашений; добровольность принятия обязательств; реальность обеспечения принимаемых обязательств; систематичность контроля и неотвратимость ответственности.

2. Решение о необходимости заключения коллективного договора с работодателем вправе принимать представители работников или общее собрание (конференция) работников организации.

3. Сторонами коллективного договора являются работники организации в лице их представителей и работодатель, в необходимых случаях представляемый руководителем организации или другим полномочным в соответствии с уставом организации, иным правовым актом лицом.

4. Запрещается всякое вмешательство, способное ограничить законные права работников и их представителей или воспрепятствовать их осуществлению, со стороны органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, политических партий и иных общественных объединений, работодателей при заключении, пересмотре и выполнении коллективных договоров и соглашений.

Не допускается ведение переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений от имени работников организациями или органами, созданными или финансируемыми работодателями, органами исполнительной власти и органами местного самоуправления, политическими партиями, за исключением случаев финансирования, предусмотренных законодательством.

Не допускаются ведение переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений от имени работников лицами, представляющими работодателей.

5. При ликвидации организации претензии работников по коллективному договору удовлетворяются из имущества ликвидируемой организации в соответствии с действующим гражданским законодательством (ст. ст. 61 — 64 ГК). Размер средств, направляемых на удовлетворение претензий работников, определяется и распределяется по подразделениям и среди работников ликвидационной комиссией по согласованию с представителем работников, подписавшим коллективный договор с приложениями.

6. Коллективный договор может также заключаться работниками с индивидуальным предпринимателем.

7. По данным Роструда, сегодня действует 59 отраслевых соглашений, 78 региональных соглашений, 179 тыс. коллективных договоров. По некоторым оценкам около 20 млн. чел. подпадают под действие коллективных договоров и соглашений различного уровня (см.: Доклад Общественной палаты Российской Федерации «Социально-трудовые отношения в Российской Федерации: состояние и проблемы правового регулирования» (Москва, ноябрь 2008 г.)).

Статья 40 ТК РФ. Коллективный договор (действующая редакция)

Коллективный договор — правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей.

При недостижении согласия между сторонами по отдельным положениям проекта коллективного договора в течение трех месяцев со дня начала коллективных переговоров стороны должны подписать коллективный договор на согласованных условиях с одновременным составлением протокола разногласий.

Неурегулированные разногласия могут быть предметом дальнейших коллективных переговоров или разрешаться в соответствии с настоящим Кодексом, иными федеральными законами.

Коллективный договор может заключаться в организации в целом, в ее филиалах, представительствах и иных обособленных структурных подразделениях.

Для проведения коллективных переговоров по подготовке, заключению или изменению коллективного договора в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации работодатель наделяет необходимыми полномочиями руководителя этого подразделения или иное лицо в соответствии с частью первой статьи 33 настоящего Кодекса. При этом правом представлять интересы работников наделяется представитель работников этого подразделения, определяемый в соответствии с правилами, предусмотренными для ведения коллективных переговоров в организации в целом (части вторая — пятая статьи 37 настоящего Кодекса).

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 40 ТК РФ

1. Данное в комментируемой статье определение коллективного договора соответствует положениям международных документов в сфере труда, в частности Рекомендации МОТ N 91 «О коллективных договорах» (1951).

2. Коллективный договор является нормативным соглашением, т.е. актом, который заключается в договорном порядке, но наряду с конкретными обязательствами содержит нормы права.

3. В определении, данном в ч. 1 ст. 40, подчеркивается нормативный характер этого правового акта. Основная его задача — регулирование социально-трудовых отношений.

Под социально-трудовыми отношениями в контексте рассматриваемой нормы понимаются общественные отношения, входящие в предмет трудового права (ст. 1 ТК), а также связанные с социальным обслуживанием работников в широком смысле (дополнительное социальное страхование, медицинское обслуживание, обеспечение жильем и т.п.).

4. Наряду с нормативными положениями коллективный договор содержит обязательственную часть — конкретные обязательства работодателя по обеспечению нормальных условий труда (см. коммент. к ст. 41).

5. Коллективный договор заключается работодателем — организацией либо индивидуальным предпринимателем. Работодатели — физические лица, не являющиеся предпринимателями, коллективных договоров не заключают.

6. Трудовой кодекс закрепляет модель единого коллективного договора: в организации (у индивидуального предпринимателя) независимо от количества представительных органов (профсоюзов и профсоюзных организаций) заключается один коллективный договор, распространяющий свое действие на всех работников данного работодателя. Такой подход полностью соответствует международным стандартам в сфере социального партнерства и позволяет обеспечить равные условия труда всем трудящимся в организации независимо от членства в профсоюзах и других обстоятельств, связанных с представительством интересов работников.

7. При недостижении согласия по отдельным положениям проекта коллективного договора в течение трех месяцев с момента начала коллективных переговоров стороны должны подписать коллективный договор на согласованных условиях. Одновременно составляется протокол разногласий, фиксирующий положения, по которым стороны не смогли прийти к согласию.

Очевидно, это правило установлено для того, чтобы четко разграничить согласованные и несогласованные условия коллективного договора и не задерживать его подписание (а следовательно, и предоставление работникам предусмотренных им льгот, преимуществ, норм, устанавливающих условия труда).

8. Неурегулированные разногласия после подписания коллективного договора могут быть предметом дальнейших переговоров либо коллективного трудового спора.

Вопрос о выборе способа урегулирования разногласий должен решаться по соглашению сторон. Если стороны не достигли соглашения либо работодатель (его представители) уклоняется от продолжения коллективных переговоров, необходимо перейти к проведению примирительных процедур.

9. Коллективный договор может заключаться как на уровне организации в целом, так и на уровне обособленных структурных подразделений. При этом необходимо помнить, что в любом случае стороной коллективного договора выступает работодатель, т.е. организация.

На практике возможны три варианта сочетания коллективных договоров, заключенных с одним работодателем:

— заключается один коллективный договор, который действует в отношении всех работников организации (ст. 43 ТК), в т.ч. работников обособленных структурных подразделений;

— заключаются один коллективный договор, который действует в отношении всех работников организации, и коллективные договоры в обособленных структурных подразделениях;

— коллективные договоры заключаются в обособленных структурных подразделениях.

Заключение коллективного договора отдельно для центрального аппарата организации невозможно, поскольку он не обладает признаками обособленного подразделения.

10. Необходимость заключения коллективного договора в обособленном структурном подразделении возникает в силу того, что оно находится вне места нахождения юридического лица, имеет особенности в организации труда и т.п.

Подобными подразделениями признаются филиалы и представительства (ст. 55 ГК РФ); иных обособленных структурных подразделений гражданское законодательство не указывает. Трудовой кодекс также не содержит признаков такого подразделения. В связи с этим нередко считают, что в сфере трудовых отношений применимо определение обособленного подразделения, данное в ст. 11 НК РФ (любое территориально обособленное от организации подразделение, по месту которого оборудованы стационарные рабочие места).

Использование в трудовом праве критериев, выработанных налоговым законодательством, представляется ошибочным, поскольку ст. 11 НК РФ подчеркивает, что понятия и термины, используемые в НК РФ, имеют отраслевое значение и применяются «для целей настоящего Кодекса».

Трудовое законодательство должно либо выработать собственное представление об обособленном структурном подразделении (его признаках), которое учитывало бы специфику регулирования трудового и иных непосредственно связанных с ним отношений, либо базироваться на цивилистических представлениях, т.к. нормы гражданского законодательства о правовом положении юридических лиц имеют межотраслевое значение (в соответствии со ст. 2 ГК РФ гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, в т.ч. юридических лиц).

11. Часть 5 комментируемой статьи определила представителей работодателя и работников при заключении коллективного договора в обособленном структурном подразделении. Представителем работодателя может быть не только руководитель филиала, представительства, но и иное лицо, например заместитель директора (генерального директора), член правления. Представитель работодателя должен быть наделен соответствующими полномочиями, что отражается в приказе, доверенности, заключенном с ним трудовом договоре.

Представители работников определяются по общим правилам. В соответствии с ними (ст. ст. 29 — 31 ТК) участвовать в коллективных переговорах от имени работников могут первичные профсоюзные организации, действующие в обособленном структурном подразделении, а также иные представители работников, созданные в случае отсутствия либо малочисленности профсоюзной организации.

12. Коллективный договор обособленного структурного подразделения не должен содержать нормы, ухудшающие положение работников по сравнению с коллективным договором всей организации.

13. В Москве организации, заключившие коллективные договоры, по представлению Московской трехсторонней комиссии и других органов социального партнерства при прочих равных условиях обладают преимущественным правом на рассмотрение в правительстве Москвы, отраслевых и функциональных и территориальных органах исполнительной власти города Москвы, городских объединениях работодателей и объединениях профсоюзов вопросов обеспечения социальной и экономической деятельности предприятий, социальной защиты работников (ст. 16 Закона г. Москвы от 11.11.2009 N 4 «О социальном партнерстве в городе Москве»).

Статья 40 ТК РФ. Коллективный договор

Новая редакция Ст. 40 ТК РФ

Коллективный договор — правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей.

При недостижении согласия между сторонами по отдельным положениям проекта коллективного договора в течение трех месяцев со дня начала коллективных переговоров стороны должны подписать коллективный договор на согласованных условиях с одновременным составлением протокола разногласий.

Неурегулированные разногласия могут быть предметом дальнейших коллективных переговоров или разрешаться в соответствии с настоящим Кодексом, иными федеральными законами.

Коллективный договор может заключаться в организации в целом, в ее филиалах, представительствах и иных обособленных структурных подразделениях.

Для проведения коллективных переговоров по подготовке, заключению или изменению коллективного договора в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации работодатель наделяет необходимыми полномочиями руководителя этого подразделения или иное лицо в соответствии с частью первой статьи 33 настоящего Кодекса. При этом правом представлять интересы работников наделяется представитель работников этого подразделения, определяемый в соответствии с правилами, предусмотренными для ведения коллективных переговоров в организации в целом (части вторая — пятая статьи 37 настоящего Кодекса).

Комментарий к Статье 40 ТК РФ

Развитие экономической и социальной жизни общества неоднократно влияло на роль и значение коллективного договора в регулировании труда. В условиях современной стабилизации, легализации деятельности и становления и развития рынка труда происходит очередное изменение содержания и сущности коллективного договора. Он становится основной разновидностью социально-партнерского регулирования трудовых отношений непосредственно в организациях.

В соответствии с нынешней редакцией данной статьи коллективный договор отныне следует трактовать как правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения не только в организации, но и у физического лица — индивидуального предпринимателя.

Коллективный договор является локальным нормативным актом предприятия работодателя. Можно сказать, что коллективный договор является дополнением к Трудовому кодексу РФ, имеющим силу для наемных работников и работодателя в конкретной организации. Он является актом непосредственного участия трудовых коллективов в правовом регулировании труда работников данного производства, в создании локальных норм трудового права и в управлении предприятием.

Сущность современного коллективного договора строится на идее управленческой суверенности организаций в сфере труда, осуществляемой ее руководителем, и на участии профсоюза в урегулировании трудовых, социально-экономических и профессиональных отношений между работодателем и работниками.

Изменения, внесенные в заключительную часть статьи 40 Трудового кодекса РФ, конкретизируют нормы представительства на коллективных переговорах по подготовке, изменению или заключению коллективного договора в обособленном подразделении организации. При этом работодатель вправе наделить необходимыми полномочиями либо руководителя обособленного подразделения, либо иное лицо, тогда как представитель работников определяется и наделяется такими полномочиями в соответствии с порядком, предусмотренным статьей 37 Трудового кодекса РФ.

Другой комментарий к Ст. 40 Трудового кодекса Российской Федерации

1. Договоренности, достигнутые сторонами социального партнерства, оформляются в форме правовых актов социального партнерства. Правовые акты социального партнерства регулируют трудовые и непосредственно связанные с ними отношения, имеют договорную природу и носят представительский характер: они порождают права и обязанности не только у лиц, заключивших соответствующий коллективный договор или соглашение, но и у лиц, ими представляемых (конкретных работников или работодателей). При этом основной круг прав и обязанностей возникает именно у представляемых лиц.

Правовые акты социального партнерства в российском законодательстве подразделяются на два вида в зависимости от сферы их действия. Коллективный договор действует в рамках одной организации (работодателя), соглашение — в отношении нескольких работодателей.

2. Коллективный договор принято рассматривать как правовой акт социального партнерства, регулирующий социально-трудовые отношения на локальном уровне, заключаемый работниками в лице их представителей с работодателем в лице их представителей и порождающий права как работников и работодателей, так и их представителей. Новая редакция ч. 1 ст. 40 четко определила возможность заключения коллективного договора не только в организации, но и у индивидуального предпринимателя.

Коллективный договор не может содержать условий, которые снижают уровень прав и гарантий, установленных для работников трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (см. ч. 2 ст. 9 ТК РФ и комментарий к ней). В том случае, когда такие условия включены в коллективный договор, они не могут применяться, а применению подлежат нормы законодательства о труде. Если же индивидуальным трудовым договором устанавливаются правила, улучшающие положение работника, то эти правила заменяют в индивидуальном регулировании положения коллективного договора и действуют непосредственно.

3. Части 2, 3 комментируемой статьи определяют особенности коллективных переговоров по подготовке и заключению коллективного договора.

Общая процедура проведения коллективных переговоров определяется гл. 6 ТК РФ. Статья 40 устанавливает особые правила оформления договоренностей, достигнутых в ходе коллективных переговоров, и направлена на противодействие затягиванию переговорного процесса (использованию отсутствия согласия по отдельным незначительным положениям проекта коллективного договора для торпедирования заключения коллективного договора в целом).

По истечении трех месяцев с момента начала коллективных переговоров по подготовке и заключению коллективного договора стороны обязаны подписать коллективный договор на согласованных условиях вне зависимости от того, какое количество положений проекта коллективного договора ими согласовано. Данное правило является императивным и не может быть изменено сторонами переговоров. Общее число пунктов, составляющих содержание коллективного договора, не влияет на его юридическую силу.

Одновременно с подписанием коллективного договора по согласованным положениям стороны коллективных переговоров при наличии неурегулированных вопросов обязаны подписать протокол разногласий. В отношении рассмотрения разногласий, включенных в указанный протокол, стороны коллективных переговоров вправе либо продолжить коллективные переговоры, либо приступить к процедуре урегулирования разногласий в соответствии с процедурой урегулирования коллективных трудовых споров.

Коллективные переговоры, проводящиеся по протоколу разногласий, подчинены общим принципам ведения коллективных переговоров. Срок их проведения неограничен и зависит исключительно от способности сторон прийти к договоренности относительно тех или иных разногласий. Соответствующие договоренности по мере их достижения необходимо фиксировать в письменной форме либо внося изменения и дополнения в уже подписанный коллективный договор, либо оформляя договоренности отдельным соглашением, имеющим силу приложения к коллективному договору. Необходимость достижения единой договоренности относительно всего протокола разногласий отсутствует: стороны коллективных переговоров вправе достигать отдельных договоренностей в отношении одного или нескольких положений протокола разногласий.

Урегулирование разногласий, обращенных к формализованной процедуре, предусмотренной федеральным законодательством, осуществляется в соответствии с правилами разрешения коллективного трудового спора (см. гл. 61 ТК РФ и комментарий к ней).

4. По общему правилу коллективный договор заключается в организации в целом и охватывает все филиалы, представительства, иные обособленные подразделения. Однако при необходимости учета территориальных, профессиональных и иных особенностей осуществления трудовой деятельности коллективный договор может заключаться и в конкретном филиале, представительстве, ином обособленном структурном подразделении. При этом в соответствующем обособленном структурном подразделении может действовать как общий коллективный договор, заключенный в организации в целом, так и коллективный договор, заключенный в данном обособленном структурном подразделении.

По коллективному договору, заключенному в филиале, представительстве, ином обособленном структурном подразделении, права и обязанности работодателя возникают у организации — работодателя в целом, а не у соответствующего филиала, представительства, иного обособленного структурного подразделения.

5. Часть 5 комментируемой статьи определяет особенности представительства сторон при проведении коллективных переговоров в филиале, представительстве, ином обособленном структурном подразделении.

Руководитель соответствующего обособленного структурного подразделения не имеет права представлять в коллективных переговорах работодателя в силу занимаемой должности. Для участия в коллективных переговорах он должен быть наделен необходимыми полномочиями работодателем. Соответствующее уполномочие может устанавливаться учредительными документами организации, положением о филиале, представительстве, обособленном структурном подразделении либо доверенностью, выдаваемой уполномоченным лицом руководителю соответствующего подразделения. Представлять работодателя при проведении коллективных переговоров в филиале, представительстве, ином обособленном структурном подразделении может и иное лицо (см. ч. 1 ст. 33 ТК РФ и комментарий к ней).

Представительство работников при проведении коллективных переговоров в филиале, представительстве, ином обособленном структурном подразделении определяется по правилам, установленным в ст. 37 ТК РФ.

В целом процедура коллективных переговоров, проходящих в обособленном структурном подразделении, не отличается от общей процедуры коллективных переговоров.

«ТРУДОВОЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 05.04.2013 с изменениями, вступившими в силу с 19.04.2013)

30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ

Принят
Государственной Думой
21 декабря 2001 года

Одобрен
Советом Федерации
26 декабря 2001 года

Настоящий Кодекс вводится в действие с 1 февраля 2002 года.

(в ред. Федерального закона от 20.04.2007 N 54-ФЗ)

Порядок и сроки поэтапного повышения минимального размера оплаты труда до размера, предусмотренного частью первой статьи 133 настоящего Кодекса, устанавливаются федеральным законом.

Признать утратившими силу с 1 февраля 2002 года:

Кодекс законов о труде РСФСР, утвержденный Законом РСФСР от 9 декабря 1971 года «Об утверждении Кодекса законов о труде РСФСР» (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1971, N 50, ст. 1007);

Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 15 марта 1972 года «О порядке введения в действие Кодекса законов о труде РСФСР» (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1972, N 12, ст. 301);

Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 20 сентября 1973 года «Об изменении статьи 240 Кодекса законов о труде РСФСР» (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1973, N 39, ст. 825);

Закон РСФСР от 19 декабря 1973 года «Об утверждении Указов Президиума Верховного Совета РСФСР, вносящих некоторые изменения и дополнения в действующее законодательство РСФСР» (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1973, N 51, ст. 1110) в части утверждения Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 20 сентября 1973 года «Об изменении статьи 240 Кодекса законов о труде РСФСР»;

Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 23 июля 1974 года «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1974, N 30, ст. 806);

Закон РСФСР от 2 августа 1974 года «Об утверждении Указов Президиума Верховного Совета РСФСР, вносящих некоторые изменения и дополнения в действующее законодательство РСФСР» (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1974, N 32, ст. 854) в части утверждения Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 23 июля 1974 года «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР»;

Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 30 декабря 1976 года «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1977, N 1, ст. 1);

Закон РСФСР от 20 июля 1977 года «Об утверждении Указов Президиума Верховного Совета РСФСР, вносящих некоторые изменения и дополнения в действующее законодательство РСФСР» (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1977, N 30, ст. 725) в части утверждения Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 30 декабря 1976 года «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР»;

Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 15 января 1980 года «О внесении изменений в статью 31 Кодекса законов о труде РСФСР» (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1980, N 3, ст. 68);

Закон РСФСР от 26 марта 1980 года «Об утверждении Указов Президиума Верховного Совета РСФСР о внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РСФСР» (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1980, N 14, ст. 352) в части утверждения Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 15 января 1980 года «О внесении изменений в статью 31 Кодекса законов о труде РСФСР»;

Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 12 августа 1980 года «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1980, N 34, ст. 1063);

Закон РСФСР от 20 ноября 1980 года «Об утверждении Указов Президиума Верховного Совета РСФСР о внесении изменений и дополнений в Уголовный, Уголовно — процессуальный и Гражданский процессуальный кодексы РСФСР, в Кодекс законов о труде РСФСР» (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1980, N 48, ст. 1597) в части утверждения Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 12 августа 1980 года «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР»;

Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 19 ноября 1982 года «О внесении изменений в Кодекс законов о труде РСФСР» (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1982, N 47, ст. 1725);

Закон РСФСР от 1 декабря 1982 года «Об утверждении Указов Президиума Верховного Совета РСФСР о внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РСФСР» (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1982, N 49, ст. 1830) в части утверждения Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 19 ноября 1982 года «О внесении изменений в Кодекс законов о труде РСФСР»;

Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 20 декабря 1983 года «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1983, N 51, ст. 1782);

Закон РСФСР от 6 января 1984 года «Об утверждении Указов Президиума Верховного Совета РСФСР о внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РСФСР» (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1984, N 2, ст. 73) в части утверждения Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 20 декабря 1983 года «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР»;

пункт 1 Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 18 января 1985 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РСФСР» (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1985, N 4, ст. 117);

раздел IV Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 28 мая 1986 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РСФСР» (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1986, N 23, ст. 638);

пункт 1 Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 19 ноября 1986 года «О некотором изменении порядка взыскания алиментов на несовершеннолетних детей» (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1986, N 48, ст. 1397);

статью 2 Закона РСФСР от 7 июля 1987 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РСФСР» (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1987, N 29, ст. 1060);

Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 29 сентября 1987 года «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1987, N 40, ст. 1410);

Закон РСФСР от 30 октября 1987 года «Об утверждении Указов Президиума Верховного Совета РСФСР о внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РСФСР» (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1987, N 45, ст. 1553) в части утверждения Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 29 сентября 1987 года «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР»;

Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 5 февраля 1988 года «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1988, N 6, ст. 168);

Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 31 марта 1988 года «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1988, N 14, ст. 395);

Закон РСФСР от 20 апреля 1988 года «Об утверждении Указов Президиума Верховного Совета РСФСР о внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РСФСР» (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1988, N 17, ст. 541) в части утверждения Указов Президиума Верховного Совета РСФСР от 5 февраля 1988 года «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» и от 31 марта 1988 года «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР»;

Закон РСФСР от 19 апреля 1991 года N 1028-I «О повышении социальных гарантий для трудящихся» (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, N 17, ст. 506);

Постановление Верховного Совета РСФСР от 19 апреля 1991 года N 1029-I «О порядке введения в действие Закона РСФСР «О повышении социальных гарантий для трудящихся» (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, N 17, ст. 507);

статью 3 Закона РСФСР от 6 декабря 1991 года N 1991-I «О повышении минимального размера оплаты труда» (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, N 51, ст. 1797);

Закон Российской Федерации от 12 марта 1992 года N 2502-I «О внесении изменений в Кодекс законов о труде РСФСР» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 14, ст. 712);

Закон Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-I «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 41, ст. 2254);

Закон Российской Федерации от 22 декабря 1992 года N 4176-I «О внесении дополнения в статью 65 Кодекса законов о труде Российской Федерации» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 1, ст. 16);

статью 5 Закона Российской Федерации от 30 марта 1993 года N 4693-I «О минимальном размере оплаты труда» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 16, ст. 553);

пункт 2 статьи 1 Федерального закона от 27 января 1995 года N 10-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Закона Российской Федерации «О статусе военнослужащих» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 5, ст. 346);

Федеральный закон от 15 февраля 1995 года N 14-ФЗ «О внесении изменений в статью 163.1 Кодекса законов о труде Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 8, ст. 599);

статью 1 Федерального закона от 18 июля 1995 года N 109-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации, Основы законодательства Российской Федерации об охране труда, Кодекс РСФСР об административных правонарушениях и Уголовный кодекс РСФСР» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 30, ст. 2865);

статью 1 Федерального закона от 24 августа 1995 года N 152-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 35, ст. 3504);

Федеральный закон от 24 ноября 1995 года N 182-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 48, ст. 4564);

Федеральный закон от 24 ноября 1996 года N 131-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 49, ст. 5490);

Федеральный закон от 17 марта 1997 года N 59-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в статью 213 Кодекса законов о труде Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 12, ст. 1382);

Федеральный закон от 6 мая 1998 года N 69-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в статью 15 Кодекса законов о труде Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 19, ст. 2065);

пункт 1 статьи 30 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3803);

Федеральный закон от 31 июля 1998 года N 139-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в статью 235 Кодекса законов о труде Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3817);

Федеральный закон от 30 апреля 1999 года N 84-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 18, ст. 2210);

статью 1 Федерального закона от 27 декабря 2000 года N 151-ФЗ «О внесении дополнения в статью 251 Кодекса законов о труде Российской Федерации и дополнения статьей 23.1 Закона Российской Федерации «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 1, ст. 3);

Федеральный закон от 18 января 2001 года N 2-ФЗ «О внесении дополнения в статью 65 Кодекса законов о труде Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 4, ст. 274);

Федеральный закон от 10 июля 2001 года N 90-ФЗ «О внесении изменения в статью 168 Кодекса законов о труде Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 29, ст. 2945).

Другие законы и иные нормативные правовые акты, действующие на территории Российской Федерации, подлежат приведению в соответствие с настоящим Кодексом.

Впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с настоящим Кодексом законы и иные правовые акты Российской Федерации, а также законодательные и иные нормативные правовые акты бывшего Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и порядке, которые предусмотрены Конституцией Российской Федерации, Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 года N 2014-I «О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств», применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Изданные до введения в действие настоящего Кодекса нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и применяемые на территории Российской Федерации постановления Правительства СССР по вопросам, которые в соответствии с настоящим Кодексом могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до введения в действие соответствующих федеральных законов.

Настоящий Кодекс применяется к правоотношениям, возникшим после введения его в действие.

Если правоотношения возникли до введения в действие настоящего Кодекса, то он применяется к тем правам и обязанностям, которые возникнут после введения его в действие.

Президент
Российской Федерации
В.ПУТИН

30 декабря 2001 года

Комментарий специалиста по документу «Трудовой кодекс РФ (ТК РФ) Актуально в 2018 году»:

Свод законов, содержащих основные нормы регулирования трудовых правоотношений, именуется как Трудовой кодекс Российской Федерации и является фундаментальной основой всего трудового законодательства Российского государства. Ввиду полного соответствия кодекса нормам международного права и российской Конституции, он основан на общепринятых принципах свободы труда, запрета принуждения к труду, равенства прав участников трудовых правоотношений, государственного регулирования трудовых отношений, достойной оплаты и условий труда и т.д.

Ввиду высшей юридической силы ТК РФ в разрешении вопросов, связанных с трудовыми правоотношениями, кодекс содержит весь спектр норм, по охране труда, профессиональной подготовке кадров, повышении квалификации, непосредственному процессу устройства на работу, социальному обеспечению работников, вопросам оплаты труда, разрешения трудовых споров и, конечно же, правам и обязанностям сторон трудовых правоотношений.

В силу необходимости достижения максимального уровня согласования интересов всех участников трудовых правоотношений, включая государство, законодатель определил основные цели, которые реализует ТК. В частности, можно выделить основные из них:

  • реализация государственных гарантий трудовых прав граждан;
  • создание необходимых, благоприятных и достойных условий труда;
  • безусловная защита интересов участников трудовых правоотношений.

Нужно понимать, что, как и любые нормативные положения, нормы ТК являются подохранным объектом со стороны государства, которое гарантирует их реализацию. Ввиду этого, в силу нарушения положений ТК, виновные в таких нарушениях лица, могут привлекаться к гражданской, уголовной и административной ответственности, в зависимости от существенности их нарушения.