Требования к служебному поведению государственного служащего реферат

05.01.2019 Выкл. Автор admin

Служебное поведение: содержание понятия

Вопросами, связанными с поведением человека, занимаются различные отрасли социальной и гуманитарной науки: социология, социальная и практическая психология, философия, педагогика, право, экономика, менеджмент. В зависимости от целей исследования феномена выделяются и классифицируются виды поведения. Этика акцентирует внимание на моральном и аморальном видах поведения; социология исследует социальное и отклоняющееся, явное и неявное поведение. Предметом исследования юристов выступает девиантное поведение.

В рамках поведенческих наук в области менеджмента в последние десятилетия в зарубежной, а несколько позднее и в российской науке внимание ученых привлекла проблема организационного поведения, которая оказалась остро востребованной в учебных курсах дисциплины «Управление персоналом» в контексте социальной ориентированности всей системы управления.

Организационное поведение — научная дисциплина, изучающая поведение людей (индивидов и групп) в организациях и вырабатывающая практические рекомендации по использованию полученных знаний [1] .

В процессе изучения организационного поведения некоторые авторы используют также понятие «деловое поведение». В то же время Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в научный оборот введено понятие «служебное поведение» — термин, не встречающийся пока ни в одном специализированном словаре, однако активно использующийся в контексте проблематики, связанной с этикой государственной и муниципальной службы и противодействием коррупции. Однако, введя в оборот новый термин, указанный Закон не уточнил его содержания. Не определено и соотношение понятий «организационное поведение» и «служебное поведение».

Исследование индивидуально-коллективной природы организационного поведения человека в сфере управления привело ученых к необходимости изучения системы управленческого взаимодействия руководителей с сотрудниками, центральным понятием которой становится один из важных структурных элементов организационного поведения — деловое поведение работников, которое понимается как осуществление работниками тех целей, которые ставит перед ними непосредственный руководитель, наделяя ответственностью за своевременную и качественную реализацию. Такой подход позволяет рассматривать деловое поведение как единство профессиональной деятельности и профессионального общения, где профессиональная деятельность описывается формулой «цель — средство — результат», а профессиональное общение — формулой «стимулы — нормы — оценки». Реализуясь в практике, эти формулы становятся главными организационными регуляторами поступков, обеспечивая различные проявления делового поведения в системе управленческого взаимодействия».

Содержание понятия «служебное поведение»

Понятие «служебное поведение» впервые введено в научный оборот Указом Президента РФ от 12 августа 2002 г. № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих». В Федеральном законе «О государственной гражданской службе Российской Федерации» это понятие получило правовой статус, однако, как отмечалось выше, определения этого термина данный Закон не дал, что стало причиной некорректного использования его не только в служебной практике, но и в научной литературе. Не раскрывается содержание понятия «служебное поведение» также ни в Типовом кодексе этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих, одобренном решением президиума Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции, ни в кодексах, утвержденных в федеральных органах власти и управления. Не нашлось этого понятия и в глоссарии учебника для бакалавров [2] .

В учебной литературе служебное поведение определяется как «разновидность социального поведения», включающая «систему поведенческих ожиданий и шаблоны социальных взаимодействий, существующие в профессиональной среде». Однако в такой интерпретации термина утрачивается его социальный смысл, обусловленный миссией государственной службы как института общественного служения и спецификой социально-правового статуса государственного служащего.

Служебное поведение — совокупность поступков и действий должностного липа или группы лиц, осуществляемых в пределах установленных законом полномочий, в процессе взаимодействия во внутренней среде и с внешней средой по поводу выполнения ими своих должностных обязанностей.

Поскольку под внешней средой понимаются общество, граждане, работники других организаций, природа и т.д., с которыми взаимодействует гражданский служащий, осуществляя свои профессиональные функции, понятие «служебное поведение» представляется более широким, чем организационное и деловое поведение, которые рассматриваются как «внутрифирменное», или корпоративное.

Широкий социальный смысл понятия «служебное поведение» раскрывает ст. 18 вышеназванного Закона. Установленные указанной статьей требования к служебному поведению гражданских служащих определяют не только корпоративное поведение должностных лиц в профессиональной среде, но и их отношение к своему служебному долгу, предписывая добросовестное исполнение должностных обязанностей на высоком профессиональном уровне, соблюдение установленных Законом ограничений и предостерегая от совершения поступков, порочащих честь и достоинство гражданского служащего, и возникновения конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету государственного органа. Прежде всего ст. 18 данного Закона устанавливает характер взаимоотношений государственных служащих с гражданами, так как смысл и содержание их профессиональной деятельности состоит в признании, соблюдении и защите прав и свобод граждан. Исходя из этого ведущего принципа государственный служащий согласно Закону обязан проявлять корректность в обращении с гражданами, уважение к нравственным обычаям и традициям народов Российской Федерации, учитывать культурные и иные особенности различных этнических и социальных групп, конфессий, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию, соблюдать нейтральность, исключающую возможность влияния паевою профессиональную деятельность решений политических партий, других общественных объединений и иных организаций.

  • [1]Зайцев Я. Г., Соколова М. И. Организационное поведение : учебник. М.: Экономист!», 2005. С. 533.
  • [2] См.: Омельченко Н. Л. Этика государственной и муниципальной службы : учебник для бакалавров. М.: Юрайт. 2014.

Требования к служебному поведению государственных и муниципальных служащих и контроль за их соблюдением

Комплексное изучение основных понятий и проблем соблюдения требований к служебному поведению государственных и муниципальных служащих. Этический кодекс как действенный механизм формирования нравственности служащих, мероприятия по его внедрению в России.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации»

Южно-российский институт филиал

Кафедра государственного и муниципального управления

Требования к служебному поведению государственных и муниципальных служащих и контроль за их соблюдением

муниципальный служащий поведение этический

Глава 1. Основные понятия и проблемы соблюдения требований к служебному поведению государственных и муниципальных служащих

1.1 Государственный гражданский служащий — основные понятия

1.2 Требования к служебному поведению государственных и муниципальных служащих

1.3 Проблемы соблюдения этических и моральных норм государственными и муниципальными служащими

Глава 2. Контроль за соблюдением требований к служебному поведению государственных и муниципальных служащих

2.1 Виды ответственности, применяемые к государственным и муниципальным служащим. Проблемы ответственности

2.2 Механизм привлечения к ответственности государственных и муниципальных служащих

Глава 3. Этический кодекс как действенный механизм формирования нравственности государственных и муниципальных служащих

3.1 Анализ модельного этического кодекса государственного служащего Российской Федерации

3.2 Мероприятия по внедрению и соблюдению этического кодекса государственными и муниципальными служащими

Список использованной литературы

Формирование широкого слоя высококвалифицированных государственных гражданских служащих, которые способны обеспечить эффективную и безупречную работу органов государственной власти, является важной задачей.

Актуальность данной темы обусловлена неоптимальным состоянием отечественной гражданской службы, проявлениями которого выступают недостаточный уровень профессионализма и моральной устойчивости чиновников, распространение таких явлений, как взяточничество, коррупция, безразличное отношение к интересам общества, государства и гражданина. Повышение уровня организационной культуры гражданской службы, формирование установок, норм, отношений выступают в качестве важного условия эффективного функционирования государственного аппарата на благо общества. Кроме того, хотелось бы отметить практически полное отсутствие комплексных теоретических исследований по рассматриваемой проблематике, учитывающих современные законодательные акты о государственной службе, которые принимаются в рамках проводимой реформы государственной службы.

Изменить сложившуюся ситуацию можно только путем повышения эффективности работы государственного аппарата, его действительной переориентации на служение обществу, внедрением действенных механизмов контроля со стороны гражданского общества за деятельностью чиновников.

Проведение в России административной реформы и сопутствующей ей реформы государственной службы остро ставит проблемы юридической ответственности лиц, обеспечивающих реализацию государственно-властных функций в системе государственного управления.

Степень научной разработанности темы. Организационное поведение служащих являются малоизученными феноменами как за рубежом, так и в нашей стране. Теоретической базой для изучения организационной культуры служат концепции, сформированные за рубежом под влиянием интереса к решению практических проблем управления. Эти исследования заложили основы рассмотрения организационной культуры как фактора обеспечения эффективности деятельности организации (П. Друкер, А. Кеннеди, Т. Питерс, Р. Уотермен) См.: Питерс Т., Уотермен Р. В поисках эффективного управления (о лучших компаниях). М., 1986, 260 с.; Рюттингер В. Культура предпринимательства. М., 1992. . В отечественной литературе тема организационной культуры долгое время не исследовалась. Первые работы в этой области касались, в основном, проблем управленческой культуры и связаны с именами Е.С. Жарикова, О.В. Козловой, З.П. Румянцевой, Е.И. Комарова См.: Жариков Е.С. Рационализация труда предприятия. М., 1983, 346 с.; Козлова О.В., Румянцева З.П. Интенсификация управления производством. М., 1984. и ряда других авторов. Затем появились работы, посвященные культуре производства (А.А. Погорадзе), организационному порядку (А.И. Пригожин), методам управления организационной культурой (В.Д. Козлов, Ю.В. Рождественский).

Интерес к изучению организационной культуры государственных и муниципальных служащих возрастает в 90-х годах XX века, что вызвано изменением обращенных к аппарату управления общественных ожиданий и переосмыслением организационных основ гражданской службы.

Оценивая степень разработанности проблемы, необходимо отметить, что теоретико-методологическая база исследования организационной культуры гражданской службы и организационного поведения гражданских служащих находится пока на этапе формирования.

Актуальность темы, ее теоретическая и практическая значимость, а также малая разработанность дают основание для формулировки основной проблемы исследования. Она состоит в необходимости разрешения существующего противоречия между потребностью в формировании достойного поведения гражданских служащих и дефицитом концептуально-теоретических разработок, обеспечивающих решение этой задачи.

Объектом исследования являются различные теоретические концепции, сформированные в общей теории права, трудовом праве, связанные с общими и частными вопросами юридической ответственности и проблемами государственной службы, а предметом — этические нормы и требования к государственным служащим.

В курсовой работе также исследуются действующие нормативные правовые акты. Методологическую основу исследования составил ряд общенаучных, общих, специальных и частных методов познания правовых и социальных явлений.

Целью настоящей курсовой работы является теоретическое исследование требований к служебному поведению государственных и муниципальных служащих и ответственности за их несоблюдение.

1) проанализировать правовой статус государственного гражданского служащего в Российской Федерации;

2) выявить проблемы соблюдения требований к служебному поведению государственных и муниципальных служащих;

3) рассмотреть проблемы соблюдения этических и моральных норм;

4) определить виды ответственности, применяемые к государственным и муниципальным служащим;

5) указать на механизм привлечения к ответственности государственных и муниципальных служащих;

6) провести анализ модельного этического кодекса государственного служащего Российской Федерации;

7) разработать мероприятия по внедрению и соблюдению этического кодекса государственными и муниципальными служащими.

Глава 1. Основные понятия и проблемы соблюдения требований к служебному поведению государственных и муниципальных служащих

1.1 Государственный гражданский служащий — основные понятия

Чёткий, юридически выверенный ответ на вопрос, кто именно относится к государственным и муниципальным служащим, каков их правовой статус (права, обязанности, ответственность, ограничения и запреты в их деятельности и требования к их служебному поведению и др.) содержится в ныне действующих федеральных законах «О системе государственной службы Российской Федерации» 2003 г., «О государственной гражданской службе Российской Федерации» 2004 г., и «О муниципальной службе в Российской Федерации» 2007 г.

Согласно ст.13 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «Гражданский служащий — гражданин Российской Федерации, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы. Гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счёт средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации».

Определение понятия «муниципальный служащий» даётся в ст.10 Федерального закона «О муниципальной службе Российской Федерации» 2007г.: «Муниципальным служащим является гражданин, исполняющий в порядке, определённом муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счёт средств местного бюджета» Игнатов В.Г. Государственное и муниципальное управление в России. Введение в специальность: теория и организация: Учебное пособие. Ростов-на-Дону: Изд-во СКАГС 2009. С. 292-293. .

Исходя из анализа законодательства о государственной гражданской службе можно выделить три основных признака, характеризующих понятие государственного гражданского служащего.

1. Государственный гражданский служащий — это гражданин Российской Федерации. Иностранные граждане или лица без гражданства не могут быть государственными служащими в Российской Федерации.

2. Государственный гражданский служащий — это гражданин Российской Федерации, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы.

3. Гражданин приобретает статус государственного гражданского служащего в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом.

4. Гражданский служащий исполняет свои обязанности профессионально и на возмездной основе, за счет средств государственного бюджета.

Правовой статус государственного гражданского служащего в самом общем виде можно определить как систему предоставленных гражданским служащим прав и возложенных на них обязанностей, а также систему поощрений, запретов, ограничений и мер ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на служащего обязанностей, а также соблюдения запретов и ограничений, связанных с гражданской службой.

Содержание правового положения государственных служащих характеризуется их общегражданскими правами и обязанностями, обязанностями и правами по занимаемой государственной должности.

1.2 Требования к служебному поведению государственных и муниципальных служащих

Устанавливаемые ч. 1 ст. 18 статьи Федерального закона № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе» (Далее — Закон) требования к служебному поведению гражданских служащих в основном повторяют положения Указа Президента РФ от 12 августа 2002 года № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих». Всем лицам, замещающим государственные должности РФ, государственные должности субъектов РФ и выборные муниципальные должности, было предписано придерживаться принципов, утвержденных данным Указом, в части, не противоречащей правовому статусу этих лиц.

Общие принципы представляют собой основы поведения гражданских служащих, которыми им надлежит руководствоваться при исполнении должностных (служебных) обязанностей.

Под требованиями же к служебному поведению гражданского служащего имеется в виду система принципов и норм (правил) служебного поведения и деятельности. В основе таких требований лежит представление о честности и неподкупности гражданских служащих, их верности государству и закону. Требования к служебному поведению призваны обеспечивать добросовестное исполнение должностных обязанностей и соблюдение установленных запретов и ограничений на основе соответствия служебного поведения правовым предписаниям и общепринятым этическим нормам.

Требования к служебному поведению гражданского служащего можно классифицировать по трем видам содержащихся в данной статье норм:

1) предписывающие (как требуется поступать с точки зрения профессиональной морали гражданского служащего);

2) запретительные (что недопустимо в рамках служебного поведения);

3) рекомендательные (как следует вести себя в той или иной ситуации в служебное и неслужебное время).

К первой группе можно отнести следующие требования:

1) исполнять должностные обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне;

2) исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют смысл и содержание его профессиональной служебной деятельности;

3) осуществлять профессиональную служебную деятельность в рамках установленной законодательством РФ компетенции государственного органа;

4) соблюдать нейтральность, исключающую возможность влияния на свою профессиональную служебную деятельность решений политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций; проявлять уважение к нравственным обычаям и традициям народов Российской Федерации;

5) учитывать культурные и иные особенности различных этнических и социальных групп, а также конфессий;

6) способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию.

Ко второй группе относятся требования:

1) не оказывать предпочтения каким-либо общественным или религиозным объединениям, профессиональным или социальным группам, организациям и гражданам;

2) не совершать действий, связанных с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей;

3) соблюдать ограничения, установленные настоящим Законом и другими федеральными законами для гражданских служащих;

4) не совершать поступков, порочащих его честь и достоинство;

5) не допускать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету государственного органа.

К третьей группе требований относятся:

1) проявлять корректность в обращении с гражданами;

2) соблюдать установленные правила публичных выступлений и предоставления служебной информации.

Необходимость разработки и закрепления в законе требований к служебному поведению гражданских служащих связана с рядом причин:

1) в статье 18 Закона в сжатом виде и в прикладной форме отражены сущность и специфика деятельности гражданских служащих как социальной профессиональной группы;

2) нравственная направленность кадровой политики нашла отражение в законе, руководствуясь которым, можно судить об основных моральных принципах и нормах этой политики;

3) закон является инструментом самой кадровой политики в органах государственной власти, на его основе происходит формирование кадрового состава гражданских служащих и регулируется их деятельность.

Отношение к включению в нормативные правовые акты требований к служебному поведению гражданских служащих неоднозначно. Существует мнение, что закрепление законом моральных норм и требований — это формальное, искусственное действие.

Другая точка зрения заключается в том, что систематизация нравственных, моральных требований к гражданским служащим помогает им ориентироваться в поведенческих действиях и выступает в качестве критериев оценки сложных нравственных проблем поведения служащих.

Требования к служебному поведению должны определять систему нравственных стандартов, конкретных норм поведения гражданских служащих при реализации полномочий государственных органов. Требования определяют в том числе и этические нормы служебного поведения. Мораль гражданского служащего на может основываться только на собственном представлении о нравственности, она определяется и общественными потребностями. Законодатель при закреплении требований к служебному поведению опирался на реальные нравы и традиции, сообразовывал требования с системой ценностей, существующих в обществе, исторически сложившимися представлениями о морали.

Необходимо учесть, что, хотя перечень требований к служебному поведения гражданского служащего и не является исчерпывающим, смысл требований определяет главное — закон позволяет не дожидаться последствий злоупотреблений гражданских служащих, а устранять причины, предпосылки коррупции и иных злоупотреблений на ранних стадиях на уровне дисциплинарной ответственности.

1.3 Проблемы соблюдения этических и моральных норм государственными и муниципальными служащими

Формирование эффективных управленческих команд в сфере государственного управления — важнейшая задача. Изучая кадровые проблемы, многие ученые, аналитики и политики обращают внимание на отсутствие механизмов, позволяющих на практике осуществлять качественный подбор и расстановку кадров.

Анализ современных проблем этики государственных служащих является одним из важных элементов процесса управления в государственных службах.

Термин «этика» — древнегреческого происхождения, берущий свое начало от слова «этос» — жилище, логово, гнездо. Позднее это понятие приобретает другой смысл — устойчивая природа какого-либо явления, в том числе характер, внутренний нрав человека. Термины «этика», «мораль», «нравственность» содержательно перекрещиваются и в принципе являются взаимозаменяемыми.

Рассматривая вопрос о признаках правовой этики государственных служащих сходимся во мнении, что она должна характеризоваться рядом необходимых параметров, определяющих взгляды, особенности человеческой личности, которые формируют его отношение к смыслу и ценностям права, что, в свою очередь, отражает уровень цивилизованности общества, степень развития духовности и строгость нравственных устоев, бытующих в обществе. Приведем некоторые из них: порядочность, независимость от финансового интереса, объективность, ответственность, открытость, самоотверженность, совесть и так далее.

Этика поведения государственного служащего должна строиться на основе осознания, что государственная должность является выражением общественного доверия и по результатам его работы формируется отношение граждан к государству в целом.

Одна из основных обязанностей государственного служащего — это обязанность следовать высшим моральным принципам, быть преданным государству и ставить интересы государства выше личных интересов, интересов отдельных лиц, партий, организаций, нести ответственность за добросовестное и профессиональное исполнение возложенных на него обязанностей перед своей страной и ее гражданами.

При исполнении своих обязанностей государственный служащий не должен осуществлять произвол в отношении каких бы то ни было лиц, группы лиц или организаций и обязаны учитывать права, обязанности и законные интересы других.

Осуществляя свою деятельность, государственный служащий должен применять наиболее эффективные и экономичные способы решения поставленных задач, руководить с пользой, эффективно и экономно персоналом и вверенным ему имуществом, установками, службами и финансовыми средствами.

Государственный служащий обязан не допускать коррупционных отношений при исполнении своих должностных обязанностей, вскрывать случаи коррупции при их обнаружении.

Если государственному служащему предлагается не должная выгода, то с целью обеспечения своей безопасности он обязан принять следующие меры:

— отказаться от не должной выгоды;

— попытаться установить личность сделавшего такое предложение;

— избегать длительных контактов с предполагаемым взяткодателем;

— в случае если подарок нельзя ни отклонить, ни возвратить отправителю, он должен храниться по возможности с минимальным использованием;

— постараться иметь свидетелей, например, в лице рядом работающих коллег;

— в кратчайший срок написать докладную о коррупционной попытке, предпочтительно занеся ее в официальный регистрационный журнал;

— довести как можно скорее этот факт до сведения вышестоящего руководства или прямо до компетентного правоохранительного органа;

— продолжать работу в обычном порядке, в особенности с делом, в связи с которым была предложена не должная выгода.

Государственный служащий не должен допускать, чтобы его частные интересы сталкивались с его публичными должностными обязанностями.

Существенное требование п. 8 ч. 1 статьи Федерального закона «О государственной гражданской службе» к служебному поведению гражданского служащего состоит в том, что он не должен совершать поступки, порочащие его честь и достоинство. Для этого он должен соблюдать нормы служебной этики и правила делового поведения.

Следует иметь в виду, что нормы морали, которыми руководствуются гражданские служащие, не могут основываться только на собственном представлении о нравственности, ибо определяются они и общественными представлениями о поведении государственных служащих. Очевидно, что для оценки этического поведения государственного служащего должен применяться более высокий стандарт, чем для оценки поступков других граждан.

Гражданский служащий обязан проявлять корректность в обращении с гражданами. Корректность предполагает вежливое, тактичное и толерантное, доброжелательное отношение гражданского служащего не только к гражданам, но и к руководителям, коллегам и подчиненным.

Таким образом, необходимость повышения этического уровня государственных служащих связана прежде всего с ростом доверия к государству и его органам со стороны общества, а также с устранением организационных патологий в деятельности государственной службы.

Глава 2. Контроль за соблюдением требований к служебному поведению государственных и муниципальных служащих

2.1 Виды ответственности, применяемые к государственным и муниципальным служащим. Проблемы ответственности

Проведение в России административной реформы и сопутствующей ей реформы государственной службы остро ставит проблемы юридической ответственности лиц, обеспечивающих реализацию государственно-властных функций в системе государственного управления. И на эту тему не раз говорилось в выступлениях Президента. Подтверждает актуальность проблем и практическая деятельность чиновников. Юристам-правоведам нередко приходится разбираться в весьма сложных конкретных ситуациях.

Для государственных служащих предусмотрены все виды юридической ответственности: уголовная, административная, материальная, дисциплинарная, за исключением гражданско-правовой (имущественной) ответственности, что отражает комплексное правовое регулирование всего института государственной службы. Так, уголовная ответственность государственных служащих урегулирована нормами главы 30 УК РФ, которые распространяются на всех без исключения государственных служащих.

Особенности применения административной ответственности в отношении государственных служащих закреплены ст. 2.4 и 2.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Материальная ответственность государственных служащих применяется на основе норм трудового законодательства, так как не урегулирована специальными нормами о государственной службе.

Дисциплинарная же ответственность государственных служащих урегулирована нормами различного уровня правовых актов как по юридической силе, так и по значению. В отношении гражданских государственных служащих как самой Российской Федерации, так и ее субъектов дисциплинарная ответственность применяется на основе норм главы 12 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79 «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Средством привлечения к дисциплинарной ответственности является дисциплинарное взыскание. Дисциплинарные взыскания — это меры воздействия, закрепленные в нормативно-правовых актах и налагаемые компетентными, специально уполномоченными субъектами линейной власти на служащих, совершивших проступок в связи с исполнением служебных обязанностей или совершивших иные деяния, влияющие на их особый правовой статус. Применение взысканий к виновным лицам не только принуждает нарушителя к соблюдению норм служебной дисциплины, но и побуждает их к сознательному исполнению служебного долга, оказывая при этом общепредупредительное воздействие не только на самого нарушителя, но и на других служащих. Поскольку дисциплинарные взыскания осуществляются в рамках устойчивых коллективов, среди них много морально-правовых санкций (замечание, выговор), санкций, изменяющих, прекращающих связи лица с коллективом (понижение в должности, увольнение).

Федеральным законом «О государственной гражданской службе» предусмотрены обязанности государственного служащего в связи с выполнением им деятельности, неразрывно с обязанностями связана и ответственность.

Невыполнение должностных обязанностей либо ненадлежащее их исполнение следует квалифицировать как дисциплинарный проступок. В соответствии со ст. 57 Закона представитель нанимателя имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:

3) предупреждение о неполном должностном соответствии;

4) освобождение от замещаемой должности гражданской службы;

5) увольнение с гражданской службы по основаниям, установленным п. 2, подпунктами «а»-«г» п. 3, п. 5 и 6 ч. 1 ст. 37 настоящего Закона.

Административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, квалифицируется в соответствии со ст. 286 УК РФ как преступление.

Исполнение должностных обязанностей связано с другой обязанностью — соблюдать служебный распорядок государственного органа.

Гражданский служащий обязан исполнять поручения соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий, установленных законодательством РФ, так как государственная служба основана на принципе законности (п. 1 ст. 3 Федерального закона «О системе государственной службы РФ»). Гражданский служащий обязан выполнять общие инструкции, указания, приказы и распоряжения вышестоящих руководителей.

В соответствии с подпунктом 4 п. 1 настоящей статьи гражданский служащий обязан соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций.

В соответствии с Законом РФ «О государственной тайне» государственная тайна — это защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации. Должностные лица и граждане, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации о государственной тайне, несут уголовную, административную, гражданско-правовую или дисциплинарную ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Под иной охраняемой законом тайной понимается служебная, профессиональная тайна, к которой относится несекретная информация о деятельности государственных органов, ограничение на распространение которой диктуется служебной необходимостью. Руководитель государственного органа несет ответственность за охрану служебной тайны и устанавливает состав информации, доступ к которой ограничивается в интересах обеспечения реализации функций государственного органа.

Служебная тайна должна обладать тремя признаками: соответствующая информация неизвестна третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании, обладатель информации принимал меры для конфиденциальности (ст. 139 Гражданского кодекса Российской Федерации (части первая, вторая и третья).

В комментируемой статье подчеркнута обязанность гражданских служащих не разглашать ставшие известными в связи с исполнением должностных обязанностей сведения, касающиеся чести, достоинства, а также частной жизни, здоровья граждан. Это требование связано с установленными Конституцией РФ правами и свободами человека и гражданина, в частности с правом на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ст. 23).

Государственный служащий не имеет права использовать информацию, ставшую ему известной в связи с исполнением должностных обязанностей, в личных целях, а также с целью получения коммерческой выгоды предприятиями и гражданами.

Гражданский служащий обязан беречь государственное имущество, в том числе предоставленное ему для исполнения должностных обязанностей. Следовательно, служащий не имеет права использовать не по назначению, вне служебной необходимости, без соблюдения правил безопасности и так далее средства коммуникации, оргтехнику и иное имущество государственного органа. Служащий также не может использовать средства, выделенные на официальные расходы, для покрытия личных трат. При совершении такого рода действий государственный служащий может привлекаться к дисциплинарной, материальной, административной или уголовной ответственности.

Гражданский служащий обязан соблюдать ограничения, выполнять обязательства и требования к служебному поведению, не нарушать запретов, которые установлены настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Требования к служебному поведению гражданских служащих появились сравнительно недавно и обусловлены снижением доверия населения к органам власти, ростом коррупции, снижением эффективности деятельности служащих.

Для соблюдения требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулирования конфликтов интересов образуются комиссии по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов. Повышение внимания к культурным, репутационным и морально-этическим аспектам гражданской службы характерно не только для нашей страны, но и для многих зарубежных стран, особенно США, Великобритании, Франции. В качестве примера можно привести принятие Морального кодекса членов американского общества государственного управления, в котором установлены базовые принципы служебного поведения.

Обязанность гражданского служащего, закрепленная подпункт 12 п. 1 комментируемой статьи, также направлена на повышение доверия общества к государственным институтам, обеспечение условий для добросовестного и эффективного исполнения служащими должностных (служебных) обязанностей, исключение злоупотреблений на государственной службе. Гражданский служащий обязан сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, принимать меры по предотвращению такого конфликта. Понятие «конфликт интересов» рассматривается в п. 1 ст. 19 комментируемого Закона.

Гражданский служащий не вправе исполнять данное ему неправомерное поручение, а в случае получения от соответствующего руководителя поручения, являющегося, по мнению гражданского служащего, неправомерным, гражданский служащий должен представить в письменной форме обоснование неправомерности данного поручения с указанием положений законодательства РФ, которые могут быть нарушены при исполнении данного поручения, и получить от руководителя подтверждение этого поручения в письменной форме. В случае подтверждения руководителем данного поручения в письменной форме гражданский служащий обязан отказаться от его исполнения.

В том случае, когда гражданским служащим исполнено неправомерное поручение, гражданский служащий и давший это поручение руководитель несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с федеральными законами.

Таким образом, определен порядок действий служащего в случае получения неправомерного поручения, а также подчеркнуто значение ответственности и профессиональных знаний служащего при решении им вопроса о правомерности решений руководителей.

2.2 Механизм привлечения к ответственности государственных и муниципальных служащих

Характерным для всех видов государственной службы является наличие «общих» санкций, таких как: замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, увольнение. Однако для отдельных видов службы установлены иные виды санкций. Так, например, для сотрудников ОВД предусмотрено «понижение в должности», а для военнослужащих предусмотрены «свои» специфические виды взысканий, таких как «лишение очередного увольнения из расположения воинской части», «назначение вне очереди в наряд на работу», «лишение нагрудного знака» и некоторые другие. Для тех и других существуют взыскания в виде «снижения в специальном звании на одну ступень», а для таможенной службы и службы в органах Госнаркоконтроля эти виды санкций вообще не предусмотрены.

Особенностью военной службы является и разграничение мер взыскания в зависимости: от условий прохождения службы (по контракту, по призыву); от принадлежности к определенному составу (солдаты, матросы, офицеры); от пола (на женщин некоторые виды взысканий не налагаются).

Очень важным является вопрос о механизме привлечения к дисциплинарной ответственности, порядке наложения и приведения в исполнение дисциплинарного взыскания для государственных служащих. Здесь имеется ряд особенностей. Во-первых, для гражданских государственных служащих, военнослужащих, а также для сотрудников ОВД, таможенных органов и органов Госнаркоконтроля этот механизм тщательно разработан, а для судебных приставов его практически нет. Вплоть до настоящего времени сотрудники Федеральной службы судебных приставов Минюста России привлекаются к дисциплинарной ответственности на основании и в порядке, предусмотренном нормами Трудового кодекса РФ.

Во-вторых, правом применения дисциплинарного взыскания на гражданской государственной службе обладает представитель нанимателя, которым, как правило, является руководитель государственного органа, а на правоохранительной государственной службе взыскание назначает прямой начальник. На военнослужащих же дисциплинарные взыскания могут налагаться не только вышестоящим по должности, но и по званию, в соответствии с дисциплинарной властью командира. В-третьих, решение о привлечении к ответственности должно быть реализовано на гражданской службе непосредственно после обнаружения дисциплинарного проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения. Аналогичный порядок предусмотрен и для сотрудников таможенных органов. А на военной службе, службе в органах внутренних дел и в службе Госнаркоконтроля — не позднее 10 суток со дня, когда командиру (начальнику) стало известно о совершенном проступке.

В-четвертых, запрещается за один и тот же проступок налагать несколько дисциплинарных взысканий или соединять одно взыскание с другим. В-пятых, на военной службе запрещено налагать взыскание на весь личный состав подразделения. В-шестых, наложение дисциплинарного взыскания за проступки, совершенные военнослужащим во время несения службы в составе суточного наряда, производится после смены или замены другим военнослужащим.

В-седьмых, по отношению к лицам, находящимся в состоянии алкогольного опьянения, дисциплинарные взыскания могут применяться только после вытрезвления. В-восьмых, состояние наказанности для военнослужащих не прекращается автоматически, как для других государственных служащих по истечении определенного срока (как правило — один год со дня наложения взыскания), так как Дисциплинарным уставом ВС РФ установлено, что взыскание может быть снято приказом только в порядке поощрения. Для тех государственных служащих, на кого распространяется Положение о службе в ОВД РФ, и сотрудников органов Госнаркоконтроля установлены сроки для снятия взысканий в зависимости от того, каким порядком они были объявлены. Устные снимаются через месяц со дня наложения, а объявленные в приказе, через год.

Это лишь некоторые особенности применения дисциплинарных взысканий для отдельных видов государственной службы.

Последнее, на чем хотелось бы заострить внимание — это возможность применения мер дисциплинарной ответственности к военнослужащим, лицам, призванным на военные сборы, а также сотрудникам органов внутренних дел, органов уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов Госнаркоконтроля и таможенных органов за совершение административных правонарушений. В соответствии со ст. 2.5 КоАП РФ данные категории государственных служащих «несут ответственность за административные правонарушения в соответствии с дисциплинарными уставами» и «нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы в указанных органах». Исключения составляют нарушения законодательства о выборах и референдумах, в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, правил режима Государственной границы РФ, пограничного режима, режима в пунктах пропуска через Государственную границу, правил дорожного движения и другие. В этих случаях административная ответственность наступает на общих основаниях.

Представляется, что закрепление данного правила в современных условиях развития законодательства о государственной службе не соответствует самому духу, смыслу ее существования по ряду причин. Во-первых, это нарушает принципы единства государственной службы и принципы законности при применении административной ответственности, в частности, закрепленный в ст. 1.4 КоАП РФ принцип равенства перед законом. Во-вторых, как правило, действие этой нормы означает либо необоснованное смягчение ответственности, либо наоборот — необоснованное ее усиление. В-третьих, если это дополнительная гарантия для государственных служащих со специфическими условиями служебной деятельности, то почему вопрос о возможности применения мер дисциплинарного характера отдан на «откуп» органам (должностным лицам), которым предоставлено право назначать административные наказания. И, наконец, в-четвертых, только Дисциплинарным уставом ВС РФ предусмотрено основание для привлечения к дисциплинарной ответственности военнослужащих за «нарушения общественного порядка», что не одно и то же с совершением административного правонарушения. В иных, названных в ст. 2.5 КоАП РФ нормативных правовых актах данный вопрос даже не оговаривается.

Таким образом, в современных условиях для определения правового положения милитаризованных служащих особенности дисциплинарной ответственности являются достаточно актуальными. Совершенствование правовой базы в этом направлении представляется крайне необходимым условием для повышения эффективности данного вида федеральной государственной службы. Стоит подумать и о введении общих для всех видов милитаризованной службы Основ дисциплинарной ответственности и дисциплинарного производства, с едиными критериями, санкциями и механизмом применения мер дисциплинарного воздействия.

Глава 3. Этический кодекс как действенный механизм формирования нравственности государственных и муниципальных служащих

3.1 Анализ модельного этического кодекса государственного служащего Российской Федерации

Для того чтобы быть эффективной, государственная служба должна основываться на прочном духовно-нравственном фундаменте. Это обусловлено самой ее природой: успешно осуществлять функцию воплощения в обществе государственной воли возможно, только учитывая моральные основы этой воли, общественные требования к исполнителям данной функции.

Цели государственной службы, ее ведущие принципы, нормы, профессиональные требования к ее кадрам — все содержит нравственный аспект, в решающей степени определяющий ее направленность, ее основные доминанты. В общественном мнении авторитет государственных и муниципальных служащих справедливо связывают, прежде всего, с их порядочностью, справедливостью.

Среди всех механизмов, способствующих формированию надлежащей нравственности государственной службы, одним из наиболее действенных является специально разработанный, нормативно принятый Этический кодекс государственного служащего (Кодекс административной этики).

Подобный кодекс принят в Великобритании, США, Франции, Испании и во многих других странах. В России он не принят до сих пор. В то же самое время еще в Ежегоднике РАГС за 1997 года был опубликован проект Кодекса этики государственного служащего РФ, разработанный группой специалистов из Академии и МГУ им. М. Ломоносова. С тех пор он неоднократно переиздавался, широко использовался в учебном процессе и, главное, послужил основой для работы над подобными кодексами в ряде субъектов РФ и федеральных ведомств (в частности, в Республиках Якутия, Бурятия, для сотрудников контрольно-счетных органов и др.).

В 2001 года группа депутатов (В.И. Южаков, В.А. Рыжков, Б.Е. Немцов и другие) внесла в Госдуму законопроект Кодекса поведения государственных служащих РФ. В нем был полностью проигнорирован проект Кодекса, разработанный в Академии, он содержал ряд принципиальных ошибочных положений и неточностей. Его авторы исходили из того, что это, прежде всего, нормативно-правовой и в чем-то общетеоретический документ.

Этический кодекс не является административно-правовым документом, невыполнение его норм не влечет за собой какого-либо административного или тем более уголовного наказания государственного служащего.

Этический кодекс государственного служащего есть система моральных норм, обязательств и требований добросовестного служебного поведения должностных лиц государственных органов и органов местного самоуправления, основанная на нравственных общепризнанных принципах и нормах российского общества и государства.

В силу того, что в кодексе собраны воедино и систематизированы общественные требования к нравственности государственных служащих, он:

— служит основой для формирования содержания должной морали в сфере государственной службы;

— призван помочь государственному служащему правильно ориентироваться в сложных нравственных коллизиях, ситуациях, обусловленных спецификой его работы;

— является важным критерием для определения профессиональной пригодности человека к работе в сфере государственной службы;

— выступает как инструмент общественного контроля за нравственностью государственных служащих.

Этический кодекс государственного служащего призван содействовать укреплению авторитета государственной власти, доверия граждан к институтам государства, обеспечить единую нравственно-правовую основу для согласованных и эффективных действий всех государственных структур, противодействовать падению нравственной культуры в обществе.

Государственный служащий объективно выступает одновременно как должностное лицо, занимающее определенное место в служебной иерархии, как общественный деятель, оказывающий влияние на развитие социальных и экономических процессов, как наемный работник, зачастую как руководитель персонала и работодатель, а также как частное лицо.

Эти роли могут вступать в противоречие друг с другом, следствием чего являются нравственные дилеммы и конфликты, которые не всегда имеют однозначное решение. Этический кодекс призван помочь государственному служащему правильно разобраться в подобных ситуациях.

В Этическом кодексе нельзя предусмотреть всех коллизий, возникающих в практической деятельности госслужащего. Правила Кодекса не заменяют личного нравственного выбора, позиции и убеждений государственного служащего, его совести и ответственности.

Государственная служба не является привилегией. Гражданин, поступая на государственную службу, добровольно ограничивает некоторые свои права, в частности, право на критику, предпринимательскую деятельность, избирательные права и другие. Это обусловлено тем, что этические нормы государственного служащего являются более строгими, чем нравственные нормы граждан, не занятых в сфере государственной и муниципальной службы. Высшие должностные лица, госслужащие любого уровня объективно наделены большей властью и полномочиями. Этические требования становятся более строгими, и ответственность тем больше, чем выше статус государственного служащего.

Возможны разные формы функционирования Этического кодекса: в виде присяги, принимаемой человеком при приеме на государственную или муниципальную службу, в виде особого документа, с которым он обязан ознакомиться и который хранится в его личном деле, и т.д.

Кодекс же поведения, как подтверждает мировая практика и история нашей страны, это, прежде всего совокупность конкретных социально-духовных, нравственных принципов, образцов поведения людей, перечень и обоснование тех моральных норм, которые необходимы им на практике для того, чтобы в полной мере соответствовать своей профессии.

На проведенном в 2002 году ученом совете РАГС данный проект Кодекса в присутствии его авторов был подвергнут серьезной критике. Его новый вариант во втором чтении в 2003 году был справедливо отвергнут Государственной думой. Таким образом, и сегодня, когда проблема формирования должной морали государственных служащих стоит с особой остротой, у нас нет подобного этического кодекса.

Это и побудило вновь вернуться к этому документу. Основной целью было не просто усовершенствовать проект Кодекса 1997 года, но создать на его основе новый документ, который бы носил модельный характер. В него вошли положения из Модельного кодекса поведения для государственных служащих, принятого Комитетом Министров Совета Европы 11 мая 2000 года (№ R (2000) 10), из Указа Президента РФ от 12 августа 2002 года № 885 «Общие принципы служебного поведения государственных служащих», из ряда других соответствующих документов.

Модельность предлагаемого Кодекса заключается прежде всего в том, что его основные направления, принципы, содержание конкретных норм, требований, его структура, форма изложения могут служить основой при формировании соответствующих кодексов поведения государственных служащих Российской Федерации, отдельных ее субъектов, государственных структур, органов, ведомств, учреждений.

3.2 Мероприятия по внедрению и соблюдению этического кодекса государственными и муниципальными служащими

Этический кодекс регулирует отношения государственных служащих Российской Федерации по исполнению установленных Федеральным законом «Об основах государственной службы Российской Федерации», другими федеральными законами обязанностей, ограничений, ответственности государственных служащих.

Этический кодекс определяет свод правил добросовестного, антикоррупционного поведения государственных служащих.

Этический кодекс предназначен для профилактики недобросовестного и коррупционно опасного поведения государственных служащих, закрепления в повседневном поведении государственных служащих норм добросовестности и нетерпимости к коррупции, для оказания государственным служащим помощи в выполнении этих норм и информирования граждан о том, какого поведения они вправе ожидать от государственных служащих. С этой целью на предприятиях разрабатываются и принимаются этические кодексы.

Рассмотрев несколько этических кодексов, мы остановили свой выбор на кодексе поведения государственных служащих Российской Федерации, внесенном депутатами Государственной думы Российской Федерации В.Н. Южаковым, В.А. Рыжковым.

Опишем процедуру внедрения этического кодекса в практику работы.

§ с момента вступления в силу этического кодекса непосредственный руководитель обязан информировать государственных служащих о его положениях;

§ государственный служащий обязан вести себя в соответствии с кодексом и, следовательно, должен ознакомиться с его положениями и любыми изменениями в нем;

§ работающий государственный служащий и поступающий на службу, знакомится с положениями кодекса и соблюдает их в процессе своей служебной деятельности;

§ кодекс является составной частью условий труда (службы) государственных служащих с момента подтверждения ими факта ознакомления с ним;

§ каждый государственный служащий должен принимать все необходимые меры для выполнения положений этического кодекса;

§ обязательства по соблюдению этического кодекса включаются в трудовой договор (контракт) государственного служащего;

§ этический кодекс прописывает ценности, которыми должны руководствоваться в своей деятельности государственные гражданские служащие;

§ принципы этического кодекса внедряются через корпоративную культуру и традиции администрации;

§ с целью повышения престижа государственной власти и ее аппаратов в средствах массовой информации появляется информация о том, что в администрации принят этический кодекс и его основные принципы;

§ пример соблюдения этического кодекса демонстрируется на личном примере руководителя;

Каждый государственный служащий должен принимать все необходимые меры для выполнения положений этического кодекса. Если он не уверен в том, как необходимо поступить, он должен обратиться к компетентному лицу. Компетентным лицом может быть руководитель, сотрудник органа по вопросам государственной службы, специальной комиссии (например, по этике), другое компетентное должностное лицо.

Обязательства по соблюдению этического кодекса включаются в трудовой договор (контракт) государственного служащего.

Нарушение кодекса квалифицируется как неисполнение или ненадлежащее исполнение государственным служащим должностных обязанностей и влечет одно из дисциплинарных взысканий, установленных Федеральным законом «Об основах государственной службы Российской Федерации».

Наложению дисциплинарного взыскания за нарушение настоящего кодекса, если оно не связано с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязанностей, прямо установленных иными нормативными правовыми актами, должностными инструкциями, предшествует процедура согласования с государственным служащим, включающая:

— рассмотрение обстоятельств нарушения;

— согласование возможности устранения причин, условий и последствий нарушения;

— согласование гарантий предотвращения нарушений в будущем;

— обсуждение адекватности предполагаемого дисциплинарного взыскания.

По просьбе государственного служащего процедура согласования может быть проведена с участием вышестоящего уполномоченного должностного лица, или специальной уполномоченной комиссии.

Изменение законодательства о государственной службе обусловлено, в первую очередь, постановкой новых государственных задач, реформой государственного управления.

К числу некоторых наиболее острых проблем, надо отнести: недостаточную развитость государственности Российской Федерации; противоречий и пробелов в законодательстве о государственной службе, повышение престижа и социальной привлекательности государственной службы в российском обществе; сращивание отдельных чиновников с криминальными элементами, что порождает интегральную проблему — недостаточную эффективность деятельности государственной власти и их аппаратов.

В структуре аппарата государственного органа планируется образовать самостоятельное подразделение по вопросам государственной службы. Пока не совсем понятно, как это подразделение будет соотноситься с федеральным государственным органом управления государственной службы.

Как видно, преобразования необходимы не только в изменении правового и социального статуса государственного служащего, защиты его от ведомственного начальника, но и в структурной организации государственной службы.