Традиции юристов

06.03.2018 Выкл. Автор admin

РИМСКОЕ ПРАВО

С общим расширением юриди­ческой практики и переходом дела правовых консультаций из рук, вер­нее уст, понтификов к светским знатокам права примерно в III в. до н.э. началось формирование юриспруденции как самостоятельного и важ­ного источника права. В этом значении незаконодательной юриспруден­ции также состоит одна из важнейших особенностей всей римской пра­вовой культуры.

Занятия юриспруденцией были в традиции римского общества одним из почетнейших и благородных видов деятельности. Настолько, что Цицерону в его время приходилось не раз обосновывать, что воен­ные или политические заслуги занимают в кругу общественных ценнос­тей никак не меньшее место. Одна из пословиц-максим римского юриди­ческого обихода гласила, что постыдно знатному и благородному человеку не знать права, в котором он обращается — turpe esse patrici et nobili et causas oranti jus , in quo versaretur , ignorare . Юристы-знатоки выполняли консультационные функции в судах, выступали помощниками сторон в процессе, занимались правовыми исследованиями для целей правопри­менения и правового образования. Юридическое познание рассматривалось как нечто священное (от традиции понтификов), поэтому их труд был в правовом отношении бесплатным; однако помимо популярности и общественного уважения, они имели нравственное право претендовать на honorarium за их услуги, и считалось недостойным оставлять такие юридические услуги без вознаграждения.

В целом сформировалось несколько видов правотворческой деятельности юристов. Первая — cavere — сводилась к составлению реко­мендательно-обязательных формул сделок, а также действий по реализа­ции наследственных прав; в эпоху рецепции из этого вида сформируется нотариальная функция юридической практики. Вторая — respondere — ответы по запросам частных лиц, а также судей и должностных лиц; в собственном смысле консультации. Это был наиболее важный в правотворческом смысле вид деятельности, и не все юристы имели признан­ное jus respondendi , т.е. обязательно-рекомендательной консультации по истолкованию права. Третий вид — agere — заключался в составлении судебных формул, которые выражали существо иска, соответствовали требованиям права и с которыми истец публично выступал в суде. Чет­вертый — scribere — предполагал написание сочинений-писем по само­стоятельно избранному правовому вопросу, распространенных затем в практических целях.

В 426 г. был издан специальный закон, отрегулировавший значе­ние деятельности юристов для судебной практики: согласно закону, толь­ко высказывания пяти юристов — Эмилия Папиниана, Гая, Павла, Ульпиана и Модестина — признавались обязательными для судей. Причем в случае разногласий приоритет принадлежал Папиниану, в прочих ситуациях соответствие праву решалось по условному «большинству голосов».

Кроме этого, римские юристы составляли многочисленные юридические трактаты, монографии и учебные руководства. Наиболее авторитетными и известными стали т.н. «Фрагменты» Ульпиана, правоведа и администратора III в. н.э., «Сентенции» Юлия Павла ( III в. н.э.), а также учебное руководство для начинающих, или своего рода очерк права с точки зрения бытовой повседневности, правоведа и судьи Гая (II в. н.э.) — «Институции», получившие особое распространение в римских провинциях простотой и обытовленностью изложения основ пра­ва. В римской юриспруденции сложились также две своеобразные на­учные тенденции — сабинианцы (по имени крупного правоведа I в. Сабина) и прокульяниы (по имени его современника Прокла). Разные воззрения на одни и те же правовые принципы и институты этих двух школ были настолько различными, что в юридической практике предписывалось до некоторого времени учитывать двойные толкования и сложности этих разных пониманий.

Традиция представляет собой анонимную, стихийно сложившуюся систему образцов, норм, правил и т. п., которой руководствуется в своем поведении достаточно обширная и устойчивая группа людей. Из всех контекстуальных аргументов наиболее употребим и наиболее значим аргумент к традиции. В сущности, все контекстуальные аргументы содержат в свернутом, неявном виде ссылку на традицию. Признаваемые авторитеты, интуиция, вера, здравый смысл, вкус и т. п. формируются исторической традицией и не могут существовать независимо от нее.

Чуткость аудитории к приводимым аргументам в значительной мере определяется теми традициями, которые она разделяет. Это верно не только для аргументации в науках о культуре, но и во многом и для аргументации в науках о природе. Традиция закрепляет те наиболее общие допущения, в которые нужно верить, чтобы аргумент казался правдоподобным, создает ту предварительную установку, без которой он утрачивает свою силу. При этом один и тот же аргумент, выражающий одно и то же отношение между понятиями и опирающийся на хорошо известные допущения, в одно время может быть признан и даже стать общественным, в другое — не произвести никакого впечатления.

Традиция может быть настолько широкой, что охватывает все общество в определенный период его развития. Наиболее популярные традиции, как правило, не осознаются как таковые. Особенно наглядно это проявляется в так называемом «традиционном обществе», где традициями определяются все сколько-нибудь значимые стороны социальной жизни.

Традиции имеют отчетливо выраженный двойственный, описательно-оценочный характер. С одной стороны, они аккумулируют предшествующий опыт успешной деятельности и оказываются своеобразным его выражением, а с другой — представляют собой проект и предписание будущего поведения.

Традиционализм и антитрадиционализм — две крайние позиции в трактовке традиции.

Традиционализм исходит из убеждения, что практическая мудрость по-настоящему воплощена в делах, а не в писаных правилах, и ставит традицию выше разума.

Антитрадиционализм, напротив, считает традицию предрассудком, который должен быть преодолен с помощью разума.

Господство традиционализма не только в теории, но и в практической жизни характерно для коллективистических (закрытых) обществ. Такими были общества Древнего Египта и Древнего Китая, средневековое феодальное общество, тоталитарные общества прошлого века. Большую часть известной нам человеческой истории (а это примерно шесть тысяч лет) существовали коллективистические общества. Индивидуалистические общества были лишь в Древней Греции и в Древнем Риме, а затем, после долгого перерыва, начали утверждаться в XVII в. сначала в Европе, а позднее и в других регионах.

Аргумент к традиции неизбежен не только в повседневной аргументации, но и в науке. Он встречается во всех научных рассуждениях, в которые входит «настоящее» как тема обсуждения или как один из факторов, определяющих позицию исследователя. В числе наук, использующих категорию «настоящего», — история, лингвистика, философия, психология, теория права и др.

Обращение к традиции — обычный способ аргументации в морали. Наши установления и поступки в значительной степени определяются традицией. Все попытки обоснования или усовершенствования системы морали, абстрагирующиеся от традиции, неизбежно являются декларативными и не имеющими каких-либо практических последствий.

День юриста в России

Профессию юриста с полным правом можно отнести к одной из наиболее популярных в современном обществе. Зачастую мы даже не осознаем количества людей с юридическим образованием, занятых в различных сферах деятельности. Но в случае необходимости, именно на них возлагаем надежды на восстановление справедливости. К сожалению или к счастью мы вспоминаем о судьях, адвокатах, юридических консультациях, нотариусах и других юридических профессиях не в лучшие минуты своей жизни, но мы не может отрицать, что их роль в поддержании нормального уклада общественной жизни огромна. И 3 декабря — это день, когда мы с полным правом можем сказать им спасибо, ведь именно в этот день празднуется День юриста.

История праздника

Невозможно сказать, когда появился первый юрист. Очевидно, это случилось в том момент, когда в человеческом обществе был сформулирован первый закон. В то же время история юриспруденции как науки начинается в Древней Греции и Риме. Именно тогда появились первые профессиональные юристы и юридические «школы», постепенно трансформировавшиеся в юридические институты. Популярность профессии юриста росла и растет с каждым годом, поскольку каждый новый принимаемый закон делает законодательство государства сложнее, а роль юриста, как человека способного в нем разобраться — весомее.

День юриста — один из самых молодых праздников Российской Федерации. И хотя до него существовали отдельные Дни для различных профессий-представителей юриспруденции:

  • Работника прокуратуры — 12 января;
  • Военного юриста — 29 марта;
  • Следователя — 6 апреля;
  • Российского адвоката — 31 мая;
  • Юридической службы министерства внутренних дел — 19 июля;
  • Церковного покровителя юристов — Св. Ива Кермартенского (Иво Хелори) — 19 мая.

Единый праздник появился лишь в 2008 году, в результате подписания Указа №130 президентом Российской Федерации «Об установлении дня юриста».

Традиции праздника

День юриста, не смотря на свой «юный возраст», очень быстро приобрел свои традиции, к которым помимо традиционных поздравлений и подарков в виде офисных принадлежностей, ежедневников, сувениров с традиционной юридической символикой, следует отнести организацию конкурса и определение лучшего юриста года. Представителям различных подразделений юриспруденции ежегодно торжественно вручается высшая юридическая премия Росси «Юрист года». Уровень этого мероприятия лишний раз подчеркивает всю важность для общества «человека закона и права». Ведь именно от профессионализма, честности и бескорыстия людей этой профессии зависит судьба каждого гражданина в отдельности и общества в целом. Да и не только, по большому счету, мы не можем отрицать, что от людей этой профессии зависит судьба государства. День юриста — это лучший день в году, чтобы поздравить и отметить заслуги каждого, кого можно назвать юристом, а также наградить лучших и наиболее достойных на конкурсе «Юрист года».

Стереотипы о юристах: правда, вымысел, булшит

Юриспруденция все еще довольно консервативная отрасль. Существует немало стереотипов и заморочек, связанных с юридической профессией и юридическими традициями. Пришло время их препарировать.

Ради такого дела я, конечно, отыскал пригоршню гифок.

(01) Юристы всегда носят костюм

Классический костюм, галстук — это действительно типичная одежда юриста (и других “деловых людей”), но носят ее далеко не все. Юрист ТСЖ (если он у них вообще есть), совмещающий эту функцию с должность бухгалтера, наверное, не очень отягощен соблюдением дресс-кода. Даже в крупных компаниях (банках и большой четверке) дресс-код становится более либеральным. Уже не “бизнес-бизнес”, а “бизнес-кэжуал”.

Я перестал носить костюм ежедневно после того как оценил скорость протирания брюк из тонкой шерсти от сидения в офисе двенадцать часов в день. Я надеваю костюм для встреч с клиентами, публичных выступлений и походов в суд, в остальное время его заменяют более практичные чиносы и кардиган (штаны и кофта). Туфли, галстук и рубашка остаются дабы не скатываться совсем в кэжуал. Плюс лично мне они нравятся и не мешают.

(02) Университеты выпускают слишком много юристов, им потом сложно найти работу

Мне мнение: и да, и нет. Студентов и выпускников юристов в абсолютном количестве, конечно, значительно больше чем требуется. Но это количество формируется в основном за счет непрофильных университетов, в каждом из которых нынче есть факультеты права и экономики. Не удивительно: для преподавания этих дисциплин требуется минимум ресурсов, но они при этом весьма популярны.

А толковых специалистов меньше, чем спрос на них. Поэтому острее стоит не проблема поиска работы, а проблема поиска подходящего человека на свободную должность. Например специалистов в области интеллектуальной собственности (ищущих или готовых менять работу) на удивление немного. Если у вас есть контакты, поделитесь, пожалуйста.

(03) Юристы зарабатывают огромные деньги

Кажется, этот стереотип противоречит предыдущему. Мое мнение аналогичное: и да, и нет.

Юридическое образование дает возможность зарабатывать довольно прилично, но забрасывать деньгами за наличие диплома никто не будет. При этом зарплаты и доходы зависят от экономики, конечно. В целом, вряд ли юридический рынок будет серьезно расти в ближайшее время.

(04) У юриста всегда есть с собой ручка

Какой-то устаревший стереотип, который, к тому же, непонятно чем обусловлен. Зачем юристу ручка? Чтобы документы подписывать? Потребность в этом возникает далеко не каждый день.

При этом, конечно, под ручкой имеется в виду, наверное, не условный Bic или Pilot, а нечто более солидное.

В этом контексте мне вспоминается чудесный сайт юридической фирмы Pen and Paper, на котором команда юристов была представлена через пафосные рассказы о своих персональных ручках. Например (привожу полную цитату):

«Тишина. Время остановилось. Слышен стук. Это упал пепел сигары в массивную пепельницу. Из-за штор цвета и веса ртути виден купол Исаакиевского собора. На геополитическом по своим масштабам столе дореволюционной постройки стоит бюст Тиберия. Мрамор… На полках видны благородные корешки с римскими цифрами.
Я ставлю подпись строгой черной ручкой. Бережно ее осматриваю.
Вы верите в правдивость предыдущего текста при условии, что ручка мне подарена 20 декабря моим товарищем во времена службы следователем ФСБ?»

Сайт они недавно поменяли, но интернет все помнит.

(05) Юристы пунктуальны

Я сам, пожалуй, являюсь опровержением этого стереотипа. И знаю еще ряд приличных юристов, которые менее пунктуальные, организованные и внимательные, чем иные мои друзья — представители творческих профессий.

Внимательность и аккуратность, конечно, хорошие качества для юриста, но зависят от особенностей личности, а не профессии.

(06) У юристов нет чувства юмора

(07) Два юриста — три мнения

Ну почему только три… даже у одного юриста может быть несколько мнений — в зависимости от потребностей одного или другого клиента.

Я ничего не написал о традициях. На самом деле мне неизвестны какие-то специфические традиции российских юристов. Мне вообще кажется, что русские соблюдают не очень-то много традиций. В основном чтут “традиционные ценности” (которые на самом деле, чаще всего, фобии). Зато знаю пару баек про иностранных юристов.

Говорят, что итальянские юристы в начале карьеры покупают хороший кожаный портфель, который используют всю жизнь. Потертый портфель символизирует опытного специалиста. Поэтому молодые юристы стараются искусственно состарить свои новые портфельчики.

Судебный дресс-код практически во всех странах есть для судьи: мантия, иногда, парик. А в Англии и Уэльсе дресс-код установлен и для адвокатов — они тоже носят мантию и дурацкий белый парик.

А вот молоточка у судей нет ни в России, ни Англии.

День юриста 2018: история и традиции

Юриспруденция, как известно, является древней наукой, поэтому нет ничего удивительного в том, что такой праздник, как День юриста, существовал еще в дореволюционной России. Отмечали же его всегда 3 декабря. Дело в том, что именно в этот день в 1864 году были приняты судебные уставы, которые стали основой всей судебной реформы Александра II, полностью изменившей судоустройство в стране.

В 2018 году День юриста также приходится на 3 декабря, это будет понедельник. В этот день общество будет чествовать всех тех, кто имеет отношение к юриспруденции.

Кстати, в современной России праздник будет отмечаться на официальном уровне всего в одиннадцатый раз. Дело в том, что после 1917 года об этом торжестве забыли на следующие почти 100 лет: только в 2008 году правоведам решили вернуть их день.