Титулы земельное право

07.03.2019 Выкл. Автор admin

Субъекты, осуществляющие использование земель сельскохозяйственного назначения, и их правомочия

Основными субъектами земельных отношений являются не те лица, которые наделены титулом на право хозяйственной эксплуатации земли, а те, кто занимается этим непосредственно.

Фактическая реализация правового режима земель сельскохозяйственного назначения осуществляется именно в сфере правомочий субъектов правоотношений по непосредственному использованию угодий. Рассмотрим юридический статус этих субъектов и их правомочия по отдельности.

Субъекты правоотношений по использованию земель сельскохозяйственного назначения в широком смысле.

Их выделение в таком аспекте обусловлено следующими мотивами:

данные субъекты правоотношений являются субъектами исключительно земельных правоотношений в силу наделения их титулом на право использования земель. Это собственники земель – их разновидности: землевладельцы, землепользователи, как постоянные, так и временные, арендаторы. Их правовой статус удостоверяется специальными документами – свидетельством на право собственности; пожизненного наследуемого владения; бессрочного или постоянного пользования, а также договорами на право временного пользования и аренды земельных участков. Данные лица подлежат обязательной государственной регистрации в силу обретения ими особых правомочий в отношении земельных участков в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Даже в том случае, если сельскохозяйственное предприятие передало гражданам свой земельный массив на праве общей долевой собственности и эти сособственники используют свои земли в составе предприятия, право сособственников на земельную долю удостоверяется документами, выдаваемыми органами Росреестра.

Получение титула на право использования земель сельскохозяйственного назначения возлагает на субъектов данных правоотношений особую ответственность. Например, если наемный работник при выполнении земледельческих работ несет ответственность только за результаты своего труда на земельном участке, то землевладелец отвечает перед государством за фактическое состояние этого участка и может лишиться его при определенных условиях либо получить наказание за использование земли не по целевому назначению (ст. 8.8 КоАП РФ);

данные субъекты правоотношений должны обладать определенной земельной правоспособностью. Например, право на создание фермерского хозяйства имеют дееспособные граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства. Работать же на земле вправе и лица, не обладающие земельной правоспособностью. Так, если главой крестьянского (фермерского) хозяйства может быть лишь лицо, достигшее 18-летнего возраста, то работать на крестьянском поле могут и несовершеннолетние.

Право на получение титула землевладения и землепользования имеют лица, которым это разрешено законом, и лишь для тех целей, которые в нем определены. Например, не может обладать титулом землепользования подразделение предприятия, не обладающее правами юридического лица; если же оно получило такие права, то не вправе получить титул землепользования для использования земель сельскохозяйственного назначения в несельскохозяйственных целях (для строительства промышленного предприятия, захоронений отходов и т.п.).

Субъекты правоотношений по использованию земель в узком смысле – это любые лица, осуществляющие непосредственную хозяйственную эксплуатацию земельных участков на законных основаниях без обладания титула на право собственности, владения, землепользования, аренды. Их можно подразделить на две группы.

1. Лица, осуществляющие непосредственную хозяйственную эксплуатацию земельных участков. К их числу относятся:

– работающие у землевладельцев, землепользователей, собственников земли и арендаторов в качестве наемных работников по трудовому договору;

– работающие у арендаторов, землевладельцев, землепользователей, собственников земли по гражданско-правовым договорам подряда, капитального строительства и т.п.

2. Лица, осуществляющие деятельность по хозяйственной эксплуатации земельных угодий через руководство непосредственными производителями работ на землях сельскохозяйственного назначения. Так, агроном сельскохозяйственного предприятия, разрабатывая таблицу ротации севооборотов, организует эффективное использование угодий своего хозяйства, хотя сам не применяет своего труда непосредственно на земле, руководитель сельхозпредприятия обеспечивает работу всех его подразделений, не выполняя работ по эксплуатации сельхозугодий; научный сотрудник, изучающий всхожесть семян, способствует эффективному урожаю на полях, не ведя непосредственно полевых работ.

Функции второй группы работников имеют хотя и косвенное отношение к использованию сельскохозяйственных земель, но без них невозможна эффективная реализация правового режима этих земель.

Субъекты правоотношений по использованию земель сельскохозяйственного назначения в узком смысле имеют следующие правомочия:

– обладают относительной самостоятельностью при выполнении своих договорных функций по хозяйственной эксплуатации угодий. Например, собственник сельскохозяйственного предприятия, принявший руководителя по контракту, не вправе вмешиваться в деятельность этого предприятия, нарушать условия контракта, за исключением случаев, предусмотренных уставом или действующим законодательством; администрация сельхозпредприятия нс вправе требовать от земледельца, работающего на полях, выполнения работ, не обусловленных трудовым договором; землевладелец не имеет права в одностороннем порядке изменять договор с подрядчиком, выполняющим мелиоративные и иные работы на полях (ст. 310 ГК РФ);

– частично включены в механизм отношений земельной собственности. Так, оплата наемного труда в крестьянском (фермерском) хозяйстве нс зависит от итогов работы данного хозяйства, если на то не имеется особого соглашения; наемные работники не имеют права на получение доли в доходе хозяйства;

– имеют право на участие в управлении делами предприятия-землевладельца, что равносильно оказанию влияния на режим использования угодий. Например, трудовой коллектив, заключая коллективный договор с собственником предприятия или с его администрацией, фактически принимает локальные правовые нормы о порядке хозяйственной эксплуатации земель.

Пределы участия трудового коллектива предприятия- землевладельца в управленческих отношениях по организации сельхозпроизводства дифференцированы в зависимости от вида собственности этого предприятия. Если данное предприятие является государственным (или муниципальным) либо имеет смешанную собственность, в которой вклад государства или органов местного самоуправления составляет более 50%, то права трудового коллектива значительно шире. Так, трудовому коллективу государственного предприятия дано право участия в определении условий контракта руководителя, разработке устава предприятия, реорганизации системы производственных отношений на предприятии (переход на арендные отношения, выделение подразделений для создания нового предприятия и т.п.).

Правомочия в отношении использования земель сельскохозяйственного назначения у субъектов правоотношений обоих видов имеют определенную общность.

Все правомочия выражаются в выполнении функций, а функции хозяйственной эксплуатации земель сельскохозяйственного назначения сводятся к трем общеизвестным правам: а) владения; б) пользования; в) распоряжения.

В зависимости от вида субъектов эти функции имеют различный объем.

Так, у собственника земельного участка они присутствуют в полном объеме; у землевладельца, землепользователя и арендатора – в ограниченном виде, а у субъектов правоотношений по использованию земель (работников предприятий, лиц, работающих по договорам) – лишь в определенной части.

Рассмотрим виды упомянутых функций и их реализацию.

Право владения землями сельскохозяйственного назначения. В отличие от права владения обычным имуществом, позволяющего изъять его у других лиц, убрать в охраняемое помещение, не давать к нему допуска посторонних и т.п., право владения землей подтверждается наличием документов, удостоверяющих это право, и выражается в отграничении земельного участка в натуре (на местности), межевые знаки которого охраняются законом (ст. 7.2 КоАП).

Данное отграничение имеет две стороны: внешнюю, определяющую границы земельного участка, находящегося в собственности, владении, пользовании или аренде, и внутреннюю, когда землеустроительные проекты составляются при участии лиц, являющихся титулованными владельцами земель; после утверждения эти проекты переносятся в натуру (на местность) с обозначением границ земельных участков и полей севооборотов межевыми знаками. Согласно ЗК РФ установленная в порядке землеустройства организация территории является обязательной для собственников земли, землевладельцев, землепользователей и арендаторов.

Пользование землями сельскохозяйственного назначения является центральным правомочием в обеспечении правового режима данного вида земель и выражается в порядке хозяйственной эксплуатации сельскохозяйственных угодий.

Хозяйственная эксплуатация земель сельскохозяйственного назначения имеет два основных вида:

1) эксплуатация земли в качестве территории под строительство сельскохозяйственных объектов, инфраструктуры сельскохозяйственного производства, размещения дорог, коммуникаций и т.п. В этом случае лица, использующие землю, обязаны обеспечить рациональную организацию территории;

2) эксплуатация земли в качестве средства производства сельскохозяйственной продукции, которая должна выполняться при соблюдении двух групп правил – экономического и экологического характера.

К числу правил экономического характера относятся требования, как эффективно использовать сельскохозяйственные угодья, вовлекать неиспользуемые земли в сельскохозяйственный оборот, повышать плодородие земель и др.

Правила экологического характера выражаются в обязанности не допускать ухудшения экологической обстановки на всей используемой территории, осуществлять комплекс мероприятий по охране земель, нс нарушать порядок пользования другими природными объектами. Хозяйственная эксплуатация земель сельскохозяйственного назначения, в отличие от хозяйственной эксплуатации других категорий земель, осуществляется путем системы определенных действий производственного характера – «природоохранной технологии». Экологическая «технология» учитывает смену времен года, циклы полевых работ, являющиеся элементами единой технологии использования сельскохозяйственных угодий.

Правовое регулирование данной технологии находится в сфере комплексного правового регулирования. Так, распашка земли и противоэрозионные мероприятия предусмотрены земельным законодательством, применение оросительных работ урегулировано водно-правовыми нормами, режим работ на полях в период посевных, уборочных работ и ухода за посевами регулируется нормами законодательства о труде, отношения по приобретению, аренде и другим формам использования агротехники, агрохимикатов и других средств производства на полях урегулированы гражданским законодательством и т.п.

Право распоряжения землями сельскохозяйственного назначения, т.е. изменение юридической судьбы конкретных земельных угодий. Например, создавая на сельскохозяйственных угодьях стандартную оросительно-осушительную сеть, собственник угодий переводит их в особую разновидность земель по кадастровому учету – при продаже их возникают не только земельные, но и имущественные правоотношения; с созданием такой оросительной сети собственник становится водопользователем этих угодий, а значит, и режим использования этих угодий осуществляется с учетом режима водопользования.

Право распоряжения землями сельскохозяйственного назначения, которым располагают субъекты правоотношений по использованию угодий, обладает следующими особенностями:

– объем полномочий по распоряжению землями зависит от правового статуса лиц, использующих угодья. Если собственник участка имеет право продажи земли, передачи земельного участка по наследству, землевладельцы и арендаторы обладают только правом на передачу землевладения и аренды по наследству, то у землепользователей нет полномочий по передаче своего права землепользования другим лицам;

– полномочия по распоряжению сельскохозяйственными землями ограничены законом в интересах государства (Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»). Так, при строительстве на таких землях субъекты обязаны руководствоваться действующими строительными нормами и правилами, согласовывать строительство с землеустроительными, архитектурно-градостроительными, пожарными, санитарными и природоохранными органами.

Перечисленные правомочия субъектов конкретизируются в каждом случае следующими дополнительными обстоятельствами:

– учитываются требования ВК РФ, устанавливающие особые права и обязанности субъектов по использованию сельскохозяйственных угодий в пределах водоохранных зон рек и водоемов с соблюдением установленного режима: недопустимость авиахимобработок территории при борьбе с вредителями и болезнями растений, запрет распашки береговых полос, выпас сельскохозяйственных животных и т.п.;

– соблюдается устав сельскохозяйственной организации, поскольку деятельность, не предусмотренная в уставе, считается недопустимой. Как известно, деятельность незарегистрированного сельскохозяйственного предприятия является основанием для взыскания через суд доходов, которые получены от результатов этой деятельности. Кроме того, неуставная хозяйственная деятельность облагается штрафными санкциями;

– принимается во внимание состояние используемых земельных угодий, в зависимости от которых землевладелец обязан применять оросительные или осушительные работы; бороться с зарастанием угодий мелколесьем или разводить полезащитные лесополосы; производить известкование гипсование почв и другие мероприятия;

– изучается соответствие данной местности требованиям экологической обстановки, что диктует те или иные изменения режима использования угодий. Так, с признанием данной местности зоной чрезвычайной экологической ситуации на землях сельскохозяйственного назначения должны проводиться оперативные меры по восстановлению и воспроизводству природных ресурсов.

Вещные права на землю

В гражданском праве права делятся на вещные и обязательственные. В земельном праве вещные нрава – одна из правовых форм реализации отношений земельной собственности.

Право собственности па землю является главенствующим в системе вещных прав на земельные участки, поскольку только у собственника содержится полный набор правомочий по владению, пользованию и распоряжению землей. Однако наряду с правами собственности имеется ряд других правовых форм, составляющих титул прав на землю, которые легализированы в современном российском законодательстве в качестве вещных прав. Ими, в частности, являются право пожизненного наследуемого владения земельным участком, право постоянного и бессрочного пользования им и сервитута.

Анализ современного земельного и гражданского законодательства позволяет сделать в отношении вещных прав на землю следующие выводы.

1. Вещные права на землю являются производными от права собственности, следовательно, другие вещные права – всегда у́же нрава собственника. В частности, если собственник обладает полной свободой владения, пользования и распоряжения земельным участком, то землепользователь, к примеру, обязан испрашивать разрешение на аренду или безвозмездную временную передачу используемого земельного участка другому лицу у собственника этого участка.

2. Вещные права обладают определенной зависимостью от правомочий собственника, без согласия которого не может осуществляться часть правомочий, принадлежащих обладателю вещных прав на землю. В частности, согласие собственника необходимо испрашивать на отдельные формы распоряжения земельным участком.

3. Вещные права на землю обладают и определенной самостоятельностью, поскольку переход права собственности на земельный участок к другому лицу не является основанием прекращения вещных прав на этот участок (п. 3 ст. 216 ГК РФ).

Лицо, обладающее вещными правами на земельный участок, не является подчиненным собственнику и имеет право на защиту от вмешательства последнего, осуществляемого с нарушением закона, поскольку земельные правомочия реализуются субъектами земельных правоотношений своей волей, в своем интересе (и. 2 ст. 1 ГК РФ) и по своему усмотрению (п. 1 ст. 9 ГК РФ), а произвольное вмешательство в чьи-либо частные дела недопустимо (п. 1 ст. 1 ГК РФ) и подлежит судебной или административной защите (ст. 11 ГК РФ). Более того, лицо, обладающее вещными правами на землю, может предъявить иск о взыскании убытков и денежной компенсации морального вреда, причиненных незаконным вмешательством собственника земельного участка в дела лица, обладающего вещными правами на земельный участок.

4. В соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» в отношениях между отдельными представителями вещных прав они обладают такими же абсолютным характером, как и права собственности на земельный участок. Все лица, попавшие в сферу отношений по использованию земельного участка на основе вещных прав, обязаны соблюдать права лица, обладающего вещным правом на земельный участок: не допускать самовольного прохода или проезда по этому участку, если его владелец ясно не обозначил такой проход; располагаться па этом участке или складировать какие-либо предметы и др. В силу этого вещные права:

а) вытекают из положений закона, а не из договорных и иных обязательств и не могут быть изменяемы по соглашению сторон. Иначе говоря, вещные обязательства исчерпывающе определены законом и не предусмотренные законом отступления от них не допускаются;

б) распространяются на всех лиц, оказавшихся в сфере правового регулирования вещных прав, а не только на лиц, связанных договорными обязательствами, вытекающими из этих вещных прав. Например, лица, которым предоставлено право передвижения или проезда через земельный участок, переданный собственником в пользование конкретному лицу, обязаны соблюдать все правила эксплуатации этого участка: определенные места передвижения, правила безопасности, запрет стоянок и т.п.

5. Вещные права можно классифицировать:

а) по видам земель (имеющих различное целевое назначение), принадлежащих тем или иным лицам на основе вещных прав;

б) по лицам, обладающим вещными правами на земельный участок;

в) по интересам, во исполнение которых предусмотрены данные вещные права. Например, сервитуты (права ограниченного пользования чужим земельным участком) могут быть как публичными, так и частными в силу предназначенности их для публичных или частных интересов;

г) по основаниям возникновения вещных прав. Основания возникновения прав на земельные участки определены земельным и гражданским законодательством.

6. Вещные права, как и право собственности на земельный участок, объектом своих правомочий имеют земельный участок, конкретно определенный на местности и имеющий соответствующий кадастровый номер или статус. В силу этого возникновение, изменение и прекращение вещных прав подлежит такой же государственной регистрации, как и возникновение, изменение или прекращение прав собственности на данный участок.

Поскольку вещные права на земельный участок осуществляются при одновременном наличии права собственности на этот участок, то происходит двойная регистрация данных земельных прав: первоначальная и производная.

Теперь рассмотрим вещные права на землю по отдельности.

1. Право пожизненного наследуемого владения землей (п. 1 ст. 216, ст. 266, 267 ГК РФ и ст. 21 ЗК РФ) отличается от иных вещных прав следующими основными особенностями:

а) наибольшей стабильностью прав на земельный участок. Так, если право пользования земельным участком может быть временным, т.е. краткосрочным, то право владения принадлежит владельцу не только на протяжении всей его жизни: после жизни воля владельца в определении принадлежности земельного участка гарантируется к соблюдению принудительной силой государства, если наследник не отказался от наследства;

б) наибольшей широтой самостоятельности правомочий землевладельца в отношении использования земельного участка. Владелец вправе самостоятельно, без каких-либо специальных разрешений собственника земельного участка возводить на земельном участке здания, сооружения и создавать другое недвижимое имущество, приобретая на него право собственности, если законом не предусмотрено иное. Например, постоянный землепользователь приобретает право собственности на созданное им недвижимое имущество только в том случае, если эта недвижимость создана им для себя;

в) узким кругом субъектного состава правоотношений по владению земельным участком на праве пожизненного наследуемого владения. Поскольку наследником может быть только гражданин или физическое лицо, субъектный состав данного вида правоотношений ограничивается именно этой категорией лиц. Право пользования земельным участком может принадлежать и организациям, т.е. более широкому кругу лиц;

г) наличием в правомочиях по владению земельным участком конституционных положений о правах, свободах и обязанностях граждан, имеющих статус высшей ценности и составляющих смысл, содержание и применение российского законодательства (ст. 2, 18 Конституции РФ). В частности, права на свободное использование своих способностей и имущества для осуществления предпринимательской деятельности на земельном участке (ст. 34 Конституции РФ).

Право пожизненного наследуемого владения было введено в законодательство как наиболее близкое к нраву собственности на землю. Государственная регистрация перехода права пожизненного наследуемого владения земельным участком по наследству производится на основании свидетельства о праве на наследство.

2. Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком имеет следующие отличительные специфические черты:

а) более широкий круг субъектов данного вида правоотношений, поскольку законом прямо указывается, что в круг этих субъектов могут входить организации, обладающие правами юридического лица, государственные и муниципальные учреждения, органы государственной власти и органы местного самоуправления. Гражданам земельные участки в бессрочное пользование не предоставляются, а те, кто обладал этим правом, нс вправе распоряжаться этими земельными участками (п. 1 ст. 268 ГК РФ и ст. 20 ЗК РФ);

б) более узкий круг оснований приобретения данного вещного права. В частности, таковым является решение государственного или муниципального органа, уполномоченного предоставлять земельные участки в постоянное (бессрочное) пользование (п. 1 ст. 268 ГК РФ). Право же пожизненного владения на этот участок может быть приобретено и на основании завещания прежнего владельца, сделанного в установленном законом порядке;

в) наличие производной связи между правом па земельный участок и правом на недвижимость, расположенную па данном участке. Так, при переходе права собственности на здание или сооружение, принадлежавшее собственнику земельного участка, на котором оно находится, к приобретателю здания или сооружения переходит право собственности на земельный участок, занятый зданием или сооружением и необходимый для его использования, если иное не предусмотрено законом (ст. 273 ГК РФ). При прекращении права пользования земельным участком, предоставленного собственнику находящегося на этом участке недвижимого имущества, в случаях, когда снос здания или сооружения, находящегося на земельном участке, запрещен в соответствии с законом и иными правовыми актами (жилые дома, памятники истории и культуры и т.п.) либо не подлежит осуществлению ввиду явного превышения стоимости здания или сооружения по сравнению со стоимостью отведенной под него земли, суд с учетом оснований прекращения права пользования земельным участком и при предъявлении соответствующих требований сторонами может:

– признать право собственника недвижимости на приобретение в собственность земельного участка, на котором находится эта недвижимость, или право собственника земельного участка на приобретение оставшейся на нем недвижимости либо

– установить условия пользования земельным участком собственником недвижимости на новый срок (п. 2 ст. 272 ГК РФ).

Такой производности не наблюдается в правоотношениях владения землей на праве пожизненного наследуемого владения, поскольку возникновение права собственности на здание или сооружение не может повлечь за собой возникновение права пожизненного наследуемого владения земельным участком, на котором расположены это здание или сооружение;

г) относительно меньшая стабильность отношений землепользования. Во-первых, право постоянного землепользования может быть прекращено по тем же основаниям, по которым оно возникло, – на основании решения уполномоченного государственного или муниципального органа, принятого в установленном законом порядке; во-вторых, право землепользования может быть и временным, устанавливаемым на определенный срок. Например, предоставление временно не используемых для строительства земель под огороды.

В отношении права постоянного землепользования не предусмотрено возможности передачи данных правомочий по наследству.

3. Сервитуты (п. 1 ст. 216, ст. 274–277 ГК РФ и ст. 23 ЗК РФ), выражающиеся в праве ограниченного пользования соседним земельным участком. Различают частные и публичные сервитуты.

Частный сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством по соглашению сторон или на основании судебного решения. Частный сервитут распространяется на соседний земельный (в частности, на земельный участок, имеющий общую границу), а в отдельных случаях – на другой земельный участок, для пользования которыми устанавливается сервитут.

Он может устанавливаться для прохода или проезда через земельный участок; прокладки и эксплуатации линий электропередач, связи, трубопровода, обеспечения водоснабжения и мелиорации и других нужд.

Публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом РФ, нормативным правовым актом субъекта РФ или органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельного участка. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний.

Собственник земельного участка вправе требовать, в том числе в судебном порядке, предоставления сервитута для обслуживания своего земельного участка.

Публичные сервитуты могут устанавливаться для прохода или проезда через земельный участок; использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры; размещения на земельном участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним; проведения дренажных работ на земельном участке; забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и водопоя; прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок; сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям; использования земельного участка в целях охоты и рыболовства; временного пользования земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и иных работ; свободного доступа к прибрежной полосе и других целей.

Сервитут может устанавливаться на земельный участок на любом праве и быть срочным или постоянным. Сервитуты подлежат государственной регистрации и сохраняются при переходе земельного участка к другому лицу.

Сервитут должен осуществляться способом, наименее обременительным для земельного участка, в отношении которого он установлен.

Собственник земельного участка, обремененного сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут, если иное не предусмотрено федеральными законами.

В случаях, если установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, его собственник вправе требовать от органа государственной власти или органа местного самоуправления, установивших публичный сервитут, соразмерную плату.

В случаях, если установление публичного сервитута приводит к невозможности использования земельного участка, собственник земельного участка, землепользователь, землевладелец вправе требовать изъятия, в том числе путем выкупа, у него данного земельного участка с возмещением органом государственной власти или органом местного самоуправления, установившими публичный сервитут, убытков или предоставления равноценного земельного участка с возмещением убытков.

По требованию собственника земельного участка, обремененного сервитутом, сервитут может быть прекращен ввиду прекращения оснований, по которым он был установлен. В случае, если земельный участок в результате обременения сервитутом не может использоваться в соответствии с целевым назначением земельного участка, собственник вправе требовать по суду прекращения сервитута. Особенности данного вещного права следующие:

а) если основанием возникновения прав пожизненного наследуемого владения и прав постоянного пользования земельным участком является свободный от чьих-либо притязаний участок, то основанием сервитута всегда является наличие соседнего используемого участка, интересы надлежащей эксплуатации которого требуют вмешательства в пользование данным земельным участком. Например, невозможность подхода к соседнему землепользованию иным способом, кроме как через данный участок;

б) право сервитута представляет своего рода право безысходности, невозможности не затрагивать интересы соседних землепользователей.

Если есть возможность обеспечить надлежащую эксплуатацию участка, не ущемляя прав соседних землепользователей, то право сервитута возникать не должно. Например, возможен обход соседнего земельного участка для проникновения на земли лица, требующего сервитута, без существенных затрат;

в) право сервитута представляет собой узкоцелевое использование земельного участка, выделенного для прохода или проезда, его нельзя использовать под складирование имущества, размещение каких-либо объектов и т.д.;

г) право сервитута не может быть самостоятельным предметом сделок. В частности, его нельзя приобретать, вносить в качестве вклада в имущество хозяйственного общества и использовать в качестве самостоятельного объекта гражданских прав вне зависимости от земельного участка, для обеспечения рационального использования которого установлен данный сервитут;

д) право сервитута носит придаточный характер к основному праву на земельный участок для лица, в пользу которого устанавливается данный сервитут. С прекращением права этого лица на данный земельный участок прекращается и право сервитута;

е) право сервитута не порождает у лица, в пользу которого устанавливается данный сервитут, прав на земельный участок, служащий для сервитута (ограниченного пользования им), поскольку сервитут не влечет за собой лишения нрав землепользователя на данный земельный участок (п. 2 ст. 274 ГК РФ);

ж) сервитут устанавливается, как правило, не на определенный срок, а на период до устранения причин, породивших необходимость этого сервитута. С устранением данных причин необходимо и прекращение действия сервитута. Например, Федеральным законом от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» предусмотрено установление сервитута в виде возможности прохода или проезда к месту линии электропередачи для устранения аварий и проведения ремонтных работ. Данный сервитут является бессрочным и действует до тех пор, пока не будет демонтирована линия электропередачи или полностью прекращена ее деятельность.

Итак, сервитут означает право ограниченного пользования одним или несколькими соседними участками. Основы регулирования публичных сервитутов содержатся в земельном законодательстве, частных сервитутов – в гражданском законодательстве.

ОТВЕТЫ Земельное право

Земельное право: понятие, предмет и метод правового регулирования

Земельное право— это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся по поводу рационального использования и охраны земли как национального богатства России.

Земля включает всю территорию, на которой Российское государство вправе устанавливать свой земельный порядок — поверхностный слой земной коры в пределах территории ее субъектов, внутренних вод и территориального моря.

Основа земельного права — нормы гражданского права, а также нормы административного и экологического права.

Земельное право — самостоятельная отрасль системы российского законодательства. Она имеет: собственный предмет правового регулирования; собственные, специфические методы регулирования общественных отношений.

Предмет земельного права— это общественные отношения, возникающие в связи с распределением, использованием и охраной земель, т. е. земельные правоотношения.

Земельные правоотношения — это общественные отношения, которые складываются между органами власти, организациями и частными лицами по поводу распределения, использования и охраны земель и которые регулируются нормами земельного права.

Метод правового регулирования— способ воздействия юридических норм на общественные отношения. Методы правового регулирования: свойственны только государству в лице его органов; касаются только юридических норм; обеспечиваются государственным принуждением.

Методы земельного права — это способы и приемы воздействия на поведение людей, которые соответствуют характеру и природе земли как природного достояния, жизненно необходимого всем гражданам.

В юридической литературе различают: метод административно-правового, организационного воздействия посредством обязательных к исполнению предписаний и запретов. Для административно-правового метода регулирования общественных отношений характерно проявление «власти и подчинения»; диспозитивный метод. Он определяет пределы поведения участников земельных отношений, предоставляет им возможности свободно и самостоятельно регулировать свои взаимоотношения в рамках установленных пределов — метод дозволения.

Земельное право дает правомочие землепользователю (или управомочивает) свободно действовать, тогда как орган государственного управления обязан воздерживаться от каких-либо решений, ограничивающих хозяйственную свободу землепользователя.

И если закон допускает административно-правовое вмешательство во внутрихозяйственные дела землепользователей, то это возможно лишь в строго указанных в законе случаях: при угрозе порчи земли, при непринятии мер по борьбе с сорной растительностью, эрозией почв.

Таким образом, если в одних случаях допускается метод администрирования, то в процессе внутрихозяйственного использования земли — смешанный метод, т. е. в основном свободное дозволение и в ограниченных законом случаях — администрирование.

В учебной литературе также выделяются разновидности административно-правового и диспозитивного методов.

Система земельного права. Земельное право как отрасль науки и как учебная дисциплина

Система земельного права— совокупность правовых институтов, каждый из которых состоит из группы юридических норм, регулирующих однородные земельные отношения, обладающие известным единством.

Земельное право как отрасль, имеющая свою систему, включает: общую часть, содержащую отправные, общие положения, принципы, действие которых распространяется на все либо большинство регулируемых земельным правом отношений, правовые; особенную часть, охватывающую нормы, регулирующие отдельные виды земельных отношений.

Правовыми институтами, составляющими общую часть земельного права, являются: институт права собственности на землю; институт иных видов прав на землю; институт управления в области землепользования; институт землеустройства; институт государственного земельного кадастра; институт контроля за использованием земли; институт правовой охраны земель; институт юридической ответственности за нарушение земельного законодательства.

Правовыми институтами особенной части являются: группы правовых норм, устанавливающих наличие в государственном земельном фонде отдельных категорий земель и их правовой режим.

Помимо земельного права как отрасли права, выделяется земельное право как наука.

Как отрасль наукиземельное право изучает общественные процессы и проблемы, возникающие в связи с регулированием земельных отношений.

Как научная отрасль земельное право призвано: обеспечить повышение эффективности земельно-правовых норм; способствовать совершенствованию земельного законодательства в целях организации более рационального использования и охраны земель.

Наука земельного права: выявляет проблемы, противоречия, пробелы и тенденции в регулировании земельных отношений правовыми нормами; высказывает меры по совершенствованию действующего законодательства; разрабатывает научные основы его классификации и систематизации; исследует закономерности развития действующего российского законодательства; исследует земельное законодательство досоветского периода; проводит сравнительный анализ правового регулирования земельных отношений и выявление тенденций развития его в зарубежных странах.

Методы науки земельного права: исторический; сравнительно-правовой; системный; статистический; конкретно-социологический и др.

Земельное право как учебная дисциплина— система знаний, сведений и информации об основных положениях и содержании земельного права, излагаемых в целях подготовки профессиональных кадров. Она может отличаться от системы отрасли земельного права по объему излагаемых сведений исходя из плановых учебных часов.

Учебная дисциплина рассматривает: основные положения общей части земельного права (предмет, метод, система земельного права, понятие и особенности земельных правоотношений, история земельного права и его источники, методологические и теоретические основы земельного права в его становлении и развитии);положения специальной части (законодательные основы и особенности правового регулирования земельных отношений в зарубежных странах).

Принципы земельного законодательства

Земельному праву как самостоятельной отрасли права присущи следующие принципы:

учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории РФ, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю;

приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества;

приоритет охраны жизни и здоровья человека, согласно которому при осуществлении деятельности по использованию и охране земель должны быть приняты такие решения и осуществлены такие виды деятельности, которые позволили бы обеспечить сохранение жизни человека или предотвратить негативное (вредное) воздействие на здоровье человека;

участие граждан и общественных организаций в решении вопросов, касающихся их прав на землю;

единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами;

приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий, согласно которому изъятие ценных земель сельскохозяйственного назначения, земель лесного фонда, занятых лесами первой группы, земель особо охраняемых природных территорий и объектов, земель, занятых объектами культурного наследия, других особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий для иных целей ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами;

платность использования земли;

деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства;

разграничение государственной собственности на землю на собственность РФ, собственность субъектов РФ и собственность муниципальных образований;

дифференцированный подход к установлению правового режима земель, в соответствии с которым при определении их правового режима должны учитываться природные, социальные, экономические и иные факторы;

сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которым регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.

Приведенный перечень принципов земельного права не является исчерпывающим и может быть дополнен.

Земельный кодекс РФ и другие федеральные законы как источники земельного права

Земельный кодекс РФ 2001 г. — головной отраслевой закон, обладающий приоритетом в регулировании земельных отношений. Он включает в себя 18 глав, 103 статьи. Его принятие стало важным событием в жизни Российской Федерации. Прежний Земельный кодекс РСФСР 1991 г. предусматривал куплю-продажу земельных участков, только если одним из субъектов данных правоотношений выступало государство. Он давно не отвечал потребностям современных общественных отношений, более половины его статей были отменены еще в 1993 г. при приведении законодательства в соответствие с Конституцией РФ. Значительная часть отношений, связанных с землей, регулировалась подзаконными актами.

В настоящее время содержавшие нормы земельного права законодательные акты Союза ССР в соответствии сост. 5 Федерального закона от 25 октября 2001 37-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» со дня введения в действие нового Земельного кодекса не применяются.

Земельный кодекс РФ установил следующие приоритеты в регулировании земельно-правовых отношений: приоритет охраны земли перед использованием земли в качестве недвижимости; приоритет охраны жизни и здоровья человека при решении вопроса о затратах, возникающих в связи с использованием земель; приоритет ценных и особо охраняемых земель перед другими категориями земель.

Земельный кодекс РФ также создал правовые гарантии провозглашенных в Конституции РФ земельных прав граждан и установил платность землепользования.

Среди относящихся к земельному праву федеральных законов России можно также отметить такие, как:

Гражданский кодекс РФ;

Водный кодекс РФ от 16 ноября 1995 г. 167-ФЗ;

Лесной кодекс РФ от 29 января 1997 г. 22-ФЗ;

Федеральный закон от 18 июня 2001 г. 78-ФЗ «О землеустройстве»;

Федеральный закон от 2 января 2000 г. 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре»;

Федеральный закон от 10 января 2002 г. «Об охране окружающей природной среды»;

Закон РФ от 11 октября 1991 г. 1738-1 «О плате за землю»;

Федеральный закон от 24 июля 2.002 г. 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»;

Федеральный закон от 16 июля 1998 г. 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения»;

Федеральный закон от 17 июля 2001 г. 101 -ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю»;

Федеральный закон от 7 июля 2003 г. 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве»;

Федеральный закон от 11 июня 2003 г. 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»;

Федеральный закон от 14 марта 1995 г. 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»;

Федеральный закон от 7 мая 2001 г. 49-ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ»;

Федеральный закон от 10 января 1996 г. 4-ФЗ «О мелиорации земель» и др

Понятие и общая характеристика права собственности на землю в РФ

Право собственности является наиболее полным по содержанию правом на имущество.

В широком смысле собственность — совокупность производственных отношений, поскольку производство и общество немыслимы без собственности ее различных форм. Производство — источник всех материальных благ, необходимых для удовлетворения разнообразных потребностей человека и общества, а потребности — это объективно существующие нужды человека в пользовании материальными и иными благами в целях поддержания своей нормальной жизнедеятельности.

В узком смысле слова собственность — отношение между людьми по поводу присвоения продуктов производства и иных материальных и духовных благ, удовлетворяющих потребности людей. В этом экономическом отношении выражается связь человека с вещами, материальными благами как со своими, отношения господства над объектами собственности путем владения, пользования и распоряжения ими.

Содержание права собственности на землю — правомочие владения, пользования и распоряжения земельным участком.

Владение земельным участком — это обладание им как своим.

Пользование землей — это возможность извлекать ее полезные свойства. По российскому законодательству земля должна использоваться в соответствии с ее целевым назначением, определяемым принадлежностью к той или иной категории земель.

Отношения собственности на природные ресурсы регулируются: Конституцией РФ; Гражданским кодексом РФ; природно-ресурсным и природоохранительным законодательством России и субъектов Федерации; Указом Президента РФ от 16 декабря 1993 г. 2144 «О федеральных природных ресурсах»; Федеральным законом от 17 июля 2001 г. «О разграничении государственной собственности на землю».

Согласно Конституции РФ каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (п. 2 ст. 35 Конституции РФ).

Хотя Конституцией РФ, помимо государственной, частной и муниципальной, установлена возможность существования и иных форм собственности, земельное законодательство останавливается пока только на трех перечисленных.

Особенность права собственности на землю в России — виды прав на землю определены в законодательстве «по субъекту». В зависимости от субъекта, обладающего правами на землю, устанавливается объем прав и обязанностей, составляющих содержание того или иного вида права собственности на землю.

Действующее законодательство позволяет назвать и другие особенности права собственности на земельные участки:

доминирующим субъектом отношений собственности выступают граждане;

большая часть земельных участков, предоставленных в собственность, — это земли сельскохозяйственного назначения;

при распоряжении земельными участками устанавливаются некоторые ограничения — существуют земли, изъятые из гражданского оборота;

распоряжение земельным участком возможно лишь сохраняя его целевое назначение.

Права всех субъектов права собственности равны и защищаются способами, установленными законом.

Понятие и содержание права частной собственности на землю

Современное законодательство позволяет назвать несколько видов частной собственности на землю:

собственность индивидуальная, т. е. земельные участки предоставляются в собственность для ведения огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства и т. д. Собственником земельных участков могут выступать:

б) граждане иностранных государств и лица без гражданства;

в) юридические лица, включая иностранные, которые на основании ст. 36 Конституции РФ вправе по своему усмотрению распоряжаться принадлежащими им земельными участками, использовать для бытовых, предпринимательских и иных целей, совершать различные сделки, в том числе и по отчуждению), но в пределах, предусмотренных законодательством, т. е. если это не на носит ущерба окружающей природной среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

Согласно ст. 213 ГК РФ в собственности граждан и юридических лиц может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в силу закона не может принадлежать гражданам и юридическим лицам. ЗК РФ установил перечень земель, изъятых из оборота, которые не могут находиться в частной собственности, и земель, ограниченных в обороте, которые не подлежат передаче в частную собственность (кроме случаев, установленных федеральным законом);

общая собственность. Ее субъекты, как и любые другие, обладают правомочиями и несут юридическую ответственность (например, участники крестьянского (фермерского) хозяйства). Отличительная черта этого вида собственности -ее субъектами выступают несколько граждан или юридических лиц. Выделяют:

а) общую совместную собственность;

б) общую долевую собственность;

собственность юридического лица, при которой собственниками земли могут быть все коммерческие и некоммерческие организации, кроме государственных и муниципальных предприятий и финансируемых собственниками учреждений. Земельные участки могут быть как переданы в собственность юридического лица в качестве вкладов их учредителями, так и приобретены этим юридическим лицом по иным основаниям. Иностранные граждане, иностранные юридические лица и лица без гражданства не могут обладать земельными участками на праве собственности, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом РФ в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе РФ, и на иных установленных особо территориях РФ в соответствии с федеральными законами (п. 3 ст. 15 Земельного кодекса РФ). На всех остальных территориях, кроме перечисленных в статье, указанные лица могут приобретать земельные участки в собственность.

Участками земли из земель сельскохозяйственного назначения иностранные граждане, иностранные юридические лица, лица без гражданства, а также юридические лица, в уставном капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50 %, в соответствии со ст. 3 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения 2002 г. могут обладать только на праве аренды.

Право пожизненного наследуемого владения земельным участком

Институт пожизненного наследуемого владения земельным участком предусмотрен ЗК РФ (ст. 21) только для граждан, которые приобрели это право до введения Кодекса в действие. С принятием Земельного кодекса РФот25октября 2001 г. утратил силу Закон РФ от 23 декабря 1992 г. «О праве граждан РФ на получение в частную собственность и на продажу земельных участков для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства», предусматривающий титул пожизненного наследуемого владения.

ЗК РФ содержит, с одной стороны, прямой запретна приобретение права пожизненного наследуемого владения по административно-правовым основаниям (предоставление) после вступления в силу настоящего Кодекса (п. 1 ст. 21), ас другой — правовую норму, гарантирующую сохранение гражданами ранее приобретенных ими прав пожизненного наследуемого владения земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности.

Землевладелец не вправе распорядиться своим земельным участком, находящимся на праве пожизненного наследуемого владения, за исключением перехода прав на земельный участок по наследству (п. 2ст. 21 Земельного кодекса РФ). Государственная регистрация перехода права пожизненного наследуемого владения земельным участком по наследству проводится на основании свидетельства о праве на наследство.

Наследование в гражданском праве — это переход имущественных и некоторых неимущественных прав и обязанностей умершего гражданина (наследодателя) к другим лицам (наследникам) в установленном законом порядке.

Юридическим фактом, являющимся основанием открытия наследства, являются смерть гражданина или объявление гражданина умершим.

Граждане, имеющие земельные участки в пожизненном наследуемом владении, также как и субъекты права постоянного (бессрочного) пользования, имеют право приобрести эти земельные участки в собственность. При этом взимание дополнительных денежных сумм, помимо сборов, установленных федеральными законами, не допускается.

Институт пожизненного наследуемого владения предусмотрен ЗК РФ (ст. 21) только для граждан, которые приобрели это право до введения Кодекса в действие. Таким образом, право пожизненного наследуемого владения конкретными земельными участками сохраняется в России постольку, поскольку будет осуществляться их наследование.

Существует коллизия между нормами Гражданского кодекса РФ и нормами Земельного кодекса РФ, которая заключается в следующем:

ст. 267 Гражданского кодекса РФ предоставляет право владельцам земельного участка передавать его другим лицам в аренду или безвозмездное срочное пользование;

п. 2ст. 21 Земельного кодекса РФ сужает правомочия владельцев по распоряжению земельным участком, а точнее, запрещает каким-либо образом распорядиться им, за исключением перехода прав на земельный участок по наследству. При этом положения Гражданского кодекса РФ не отменены. В данном случае следует признать приоритетными нормы Земельного кодекса РФ.

Право постоянного бессрочного пользования земельным участком

Одним из видов вещных прав на землю является право постоянного бессрочного пользования земельным участком.

ЗК РФ предоставляет земельные участки на праве постоянного бессрочного пользования земельным участком:

федеральным казенным предприятиям;

органам государственной власти;

органам местного самоуправления.

Гражданам, хозяйственным обществам и товариществам, производственным кооперативам, государственным и муниципальным унитарным предприятиям, основанным на праве хозяйственного ведения, земельные участки на праве постоянного пользования не предоставляются. За теми гражданами, которым такое право было предоставлено ранее, ЗК РФ его сохраняет.

Полномочиями на предоставление в пользование земель, находящихся в государственной (федеральной и субъектов РФ) и муниципальной собственности в соответствии с действующим законодательством обладают следующие органы:

Правительство РФ управляет и распоряжается федеральной собственностью (ст. 114 Конституции РФ);

государственные органы исполнительной власти, в частности правительство того или иного субъекта РФ, предоставляют земельные участки из земель, находящихся в собственности субъекта РФ, в постоянное пользование;

органы местного самоуправления осуществляют от имени муниципального образования права собственника в отношении имущества, являющегося муниципальной собственностью, в том числе и земли.

Земельный участок, предоставленный лицу в постоянное пользование, имеет четко установленные границы и местоположение, зафиксированные в документах, удостоверяющих права на земельный участок. Право постоянного пользования подлежит регистрации в установленном порядке. Лицо, которому земельный участок предоставлен в постоянное пользование, имеет право самостоятельно использовать земельный участок в целях, для которых он предоставлен, включая возведение зданий, сооружений и другого недвижимого имущества. Вышеуказанное правило не применяется в тех случаях, когда земельные участки предоставлены на данном титуле лицам, перечисленным в п. 1 ст. 20З КРФ, т. е. государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям и др. Эти лица не могут быть субъектами права собственности на объекты недвижимости. Здания и сооружения в этих случаях находятся в государственной или муниципальной собственности.

Лица, пользующиеся землей на праве постоянного (бессрочного) пользования, не имеют права распоряжаться земельными участками, в том числе его внесения в уставный (складочный) капитал (п. 6 ст. 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса РФ»). Граждане могут продолжать использовать участки на указанном праве и их возможность переоформить его на право собственности сроком не ограничена. Юридические лица, за исключением названных в п. 1 ст. 20 Земельного кодекса РФ, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность по своему желанию до 1 января 2004 г. в соответствии с правилами ст. 36 Земельного кодекса РФ.

Безвозмездное срочное пользование земельным участком

По договору безвозмездного срочного пользования земельным участком одна сторона обязуется передать или передает земельный участок (его часть) в безвозмездное пользование на определенный срок другой стороне, а последняя обязуется использовать земельный участок (его часть) в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, соблюдать природоохранное, природуо-ресурсное, градостроительное и иное законодательство и вернуть земельный участок (его часть) в состоянии, пригодном для дальнейшего его целевого использования.

Право передачи земельного участка в безвозмездное срочное пользование принадлежит исполнительным органам государственной власти и органам местного самоуправления, уполномоченным распоряжаться земельными участками.

Получателями рассматриваемого права могут быть только следующие категории субъектов:

государственные и муниципальные учреждения;

федеральные казенные предприятия;

органы государственной власти и местного самоуправления;

граждане и юридические лица. Однако в соответствии с ЗК РФ гражданам земельные участки на праве постоянного (бессрочного)пользования не предоставляются.

Основанием возникновения права безвозмездного срочного пользования земельным участком является предоставление земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. В данном случае право безвозмездного срочного пользования может возникнуть только у государственных и муниципальных учреждений, федеральных казенных предприятий, органов государственной власти и органов местного самоуправления путем предоставления им земельных участков по решению исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст. 9-11 Земельного кодекса РФ.

Максимальный срок, на который земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, может быть предоставлен в безвозмездное пользование, не должен превышать один год.