Сумма внешнего долга всех стран

06.05.2018 Выкл. Автор admin

Внешний долг стран мира на 2018 год: таблица

В настоящее время многих россиян интересуют сведения, касающиеся внешнего долга не только нашего государства, но и других стран мира. У кого из них внешний долг является наименьшим, а у кого – наибольшим? Наши эксперты помогут разобраться с этими вопросами.

Внешний долг

Прежде чем составлять рейтинг стран мира по величине и размеру внешнего долга, следует рассмотреть само это понятие. Оно устанавливается в первую очередь на законодательном уровне. Так, в нашей стране работает Бюджетный кодекс, согласно которому внешний долг любой страны перед другими государствами понимается как финансовая кредитная задолженность в иностранной валюте.

В словаре экономических терминов это понятие рассматривается в виде суммарных денежных обязательств, которые стране-заемщику необходимо вернуть в определенный срок государству-кредитору. В сумму такой кредитной задолженности будут входить и сам заем, и проценты за его использование, требующие выплат. Для страны эта сумма задолженности включает обязательства:

Госдолг стран мира 2017

Как почти всегда в экономике, в данных государственного долга важны не абсолютные, а относительные значения. К примеру, в случае абсолютного показателя ВВП, Китай находится на втором месте. Однако, стоит разделить его на количество человек (1,371 млрд.), производящих этот ВВП, чтобы оценить эффективность, и КНР уже на 71-ом месте — рядом с Россией.

Относительно пресловутого «госдолга США» работает тот же принцип. Да, долг действительно большой, cейчас он приближается к $20 трлн. Однако при этом и экономика США не маленькая. Размер годового ВВП немногим меньше — $19,3 трлн. Если переводить на человеческий язык — это долг, размером с годовую зарплату, что вполне приемлемо.

По аналогии с зарплатой, долг в 100 тысяч для человека с доходом в 15 тыс. — огромная сумма, а 500 тысяч для человека с доходом в 100 лишь неудобство. Поэтому, для того чтобы оценить долговую нагрузку, экономисты рассматривают отношение государственного долга к ВВП — доходу той или иной страны. Которое, впрочем, тоже ничего не значит.

Небольшой долг может означать, например, как в случае с Венесуэлой, не то, что вы не хотите брать взаймы, а то, что вам не хотят давать.

Кому должны страны мира ?

На фоне разгорающегося очередного кризиса долгов давайте обсудим вместе вот и этот вопрос.

Вот такие данные совсем недавно очередной раз всполошили интернет-сообщества, неустанно следящие за успехами или провалами российских властей:

«Внешний долг России в прошлом году вырос на 83 млрд 408 млн долларов, или на 15,4% и на 1 января 2013 года составил 623 млрд 963 млн долларов по сравнению с 540 млрд 555 млн долларов на 1 января 2012 года, свидетельствуют данные Банка России.» (пруф)

Ужас ? Или нет ? Как это понимать ? Да чего только мы не слышим периодически: и про фискальные обрывы, и про периодический дефолт США , и про полное банкротство Греции, даже высчитывали, какой высоты будет гора денег, которые составляют госдолг США.

Каждый из вас наверное хотя бы один раз задумывался над таким вопросом: а кому они все должны ? Практически каждая страна что то должна, и многие из них должны уже непомерные суммы (мне кажется уже никто и не рассчитывает, что долг будет погашен ). Если обратиться к мозговитым экономистам они нам тут выдвинут свои теории, которые мы все равно не поймем. Давайте все вместе попробуем разобраться в этом как нибудь по проще, так сказать для обывателя и на ярких примерах .

Для начала напомню, как возникает государственный долг. Общая сумма обязательств государства по выпущенным и непогашенным государственным займам, полученным кредитором и процентом по ним, выданным государством гарантиям, представляет собой государственный долг.

Каждое правительство в своей деятельности стремиться к тому, чтобы доходная часть бюджета равнялась расходной. В реальной действительности расходная часть превышает доходную, в результате чего образуется бюджетный дефицит. Самые экономически развитые страны, как правило, постоянно имеют дефицитный бюджет (от 2-3 % ВВП).

Для покрытия дефицита бюджета правительства, государство обращается за кредитом к национальным банкам, а также выпуском государственных ценных бумаг – облигаций. В результате чего появляется и растет государственный долг, т.к. государственные облигации и кредит – это долговые обязательства государства.

Под внешним долгом понимаются обязательства государства, возникающие в иностранной валюте. Это могут быть кредиты правительств иностранных государств, кредитных организаций, фирм и международных финансовых организаций, еще это могут быть иностранные инвестиции.

Последнее время в частности очень много говорят о тяжелой ситуации в Еврозоне. То там «бабахнет», то тут. Греция то выходит, то не выходит. Давайте посмотрим на взаимное проникновение долгов для начала в Европе. Данные немного устаревшие, но тенденция похода и понять суть вопроса будет достаточна .

Это официальное исследование ESCP Europe 2011 года о перекрестном проникновении долгов в Европе.

Стрелочки показывают, кто кому и сколько должен, толщина стрелок – размеры межгосударственных долгов, круги с названиями стран – общий объем долга (площадь круга пропорциональна размеру суммарного долга страны). Обратите внимание на Англию и Италию

Но среди прочего видно, что имеются и встречные долги. В современной банковской системе это считается нормальным – когда все должны всем. Любой разумный человек в такой ситуации предложит упростить картинку, произведя встречные взаимозачёты. Ну что же – давайте их произведем.

При этом надо понимать, что в реальности взаимозачесть долги нельзя – они выданы с разными условиями, разными сроками погашения и так далее, кроме того, такой взаимозачёт занулит или серьезно подрежет оборотные средства многих финансовых организаций – что вызовет коллапс платежей и последующий нарастающий ком всеобщего кризиса. Там много разных нюансов.

Но виртуально мы можем сделать такой – сугубо формально-цифровой – взаимозачёт. Посмотрим на результат:

Отлично видно, что долг Франции практически обнулился. А ей должны – очень много Италия, несколько меньше Германия, и еще меньше (но тоже много) Испания. В общем, если у кого с долгами все хорошо – так это у Франции.

А вот у кого совсем большие проблемы – тоже видно отлично, это Англия. Англия должна Германии и Испании гигантские (и примерно равные) суммы, а ей мало кто и мало что должен.

Плохое положение и у Италии – она много должна Франции, а ей никто ничего существенного не должен.

Как ни странно, у Испании всё не так уж безвыходно – она должна французам и немцам, но еще больше ей самой должны англичане, да и долги Португалии тоже немаленькие. Ну а у немцев и тем более практически аллес орднунг – да, долг перед Францией велик, но гораздо больше должны Германии та же Англия и Испания.

Конечно, сам по себе объём долга не важен – важно его соотношение с ВВП страны. Именно из-за этого соотношения катастрофа создалась сначала в Греции, Португалии и Ирландии (PIG). Но главный пузырь европейских долгов затаился в Англии. Он еще покажет себя.

данные за 2011 год

А вот про соотношение с ВВП это очень интересный и зачастую забываемый многими момент. Тут то мы как раз и подойдем к оценке новости, которая была в начале поста.

В опубликованном в середине мая экономическом докладе Еврокомиссии в 2013г. прогнозируется рост госдолга у подавляющего большинства государств еврозоны, в частности у Испании, Франции, Греции, Португалии и Ирландии. Служба аналитической информации Международной организации кредиторов (WOC) провела исследование объемов госдолга разных стран мира и прогнозов их увеличения.

В 2010 г. совокупный государственный долг стран мира превысил 41 трлн долл., но на тот момент увеличение объема обязательств можно было оправдать желанием правительств как можно быстрее преодолеть последствия кризиса и вернуться к докризисным уровням. По итогам 2011г. статистические отчеты продемонстрировали положительную динамику различных экономических показателей, в том числе прирост ВВП многих стран. Однако правительственные долги 50 крупнейших экономик мира тоже выросли и достигли суммы 55 трлн долл. Совокупная внешняя задолженность указанных государств перешагнула за 65 трлн долл. Таким образом, экономический рост в минувшем году был обусловлен государственными вливаниями, в том числе за счет заимствований у не резидентов.

Рейтинг стран по объему внешнего долга (external debt)


Источник: Данные CIA, расчеты WOC

Как видно из таблицы, лидеры рейтинга стран по объему внешнего долга в большинстве случаев занимают те же позиции, что и годом ранее. Внешний долг Соединенных Штатов по итогам 2011г. стал равен объему ВВП, но в рейтинге по этому показателю США далеко не лидеры. Внешняя задолженность Ирландии почти в 11 раз больше, чем объем ВВП, Великобритании — в 5 раз, Нидерландов и Гонконга — в 4 раза. Только у Японии показатель внешнего долга ниже 50%, но это, наверное, единственный положительный момент в долговой ситуации этой страны. Уровень японского государственного долга зашкаливает, как показано в таблице ниже.

Рейтинг стран по объему государственного долга (public debt)


Источник: Данные МВФ, расчеты WOC

По сравнению с результатами 2010г. в первой десятке все остались на своих местах, за исключением Великобритании и Китая. Последнему удалось сократить суверенный долг на 5%, что позволило ему поменяться местами с Великобританией, которая долги продолжает наращивать (+17%). Кроме того, в первой десятке у КНР лучшее соотношение государственного долга и ВВП (25,8%).

Госдолг США продолжает расти, и его отношение к ВВП уже превысило 100%. Но необходимо понимать, что американская экономика является крупнейшей в мире, кроме того, у Соединенных Штатов есть возможности для получения эмиссионного дохода. А значит, даже при сохраняющейся тенденции к увеличению долговой нагрузки у американской экономики остаются возможности для роста.

Япония с госдолгом на уровне 226% ВВП лидирует в мире

Самый высокий уровень долговой нагрузки зафиксирован в Японии, где объем государственного долга к ВВП составляет 226%. Страна продолжает бороться с последствиями цунами преимущественно путем внутренних финансовых вливаний в национальной валюте, чем и объясняется такой высокий показатель долговой нагрузки. Следом за Японией по этому показателю идет Греция, на третьем месте находится Италия, которая использует все возможности, чтобы избежать участи Греции. По итогам 2011г. ВВП Италии вырос на 7%, а Франции и Германии — на 8% и 9% соответственно. В целом для еврозоны 2011г. сложился довольно удачно — экономический рост наблюдался во всех странах блока за исключением Греции (-1%).

Рейтинг стран по величине государственного долга на душу населения


Источник: Данные МВФ, расчеты WOC

Самый высокий уровень долговой нагрузки на одного жителя зафиксирован также в Японии — 105 тыс. долл. государственного долга. У Ирландии, занимающей второе место, этот показатель ниже более чем вдвое (49,9 тыс. долл.). Как видно из рейтинга, за прошедший год долговая нагрузка в первой двадцатке в среднем выросла более чем на 10%, за исключением Швеции и Португалии, где наблюдается небольшое снижение этого показателя (на 4% и 2% соответственно).

Россия по всем трем показателям находится на хороших позициях. Уровень внешнего долга к ВВП у страны не превышает 30%, его рост за год составил всего 6%. Уровень государственного долга еще ниже и не превышает 10% ВВП, а на каждого россиянина приходится 1247 долл. долга. Как видно из таблицы ниже, практически вся задолженность покрывается международными резервами.

Рейтинг стран по объему международных резервов в 2011г.


Источник: Данные CIA, расчеты WOC

В течение нескольких лет первая тройка в рейтинге по объему международных резервов не менялась, а между третьим и четвертым местом оставался довольно существенный разрыв. Но по итогам 2011г. Саудовская Аравия обогнала Россию и заняла третье место. По всей видимости, правительство этой арабской страны наращивает резерв на черный день, когда нефть закончится. Чтобы попасть на второе место, Саудовской Аравии необходимо удвоить резервный фонд. Это возможно, если цены на нефть будут оставаться высокими, а Япония для решения внутренних проблем начнет использовать золотовалютные запасы.

Прогноз прироста государственного долга в 2012-2015гг.


Источник: Данные МВФ

Согласно ожиданиям МВФ, до 2015г. объем государственной задолженности будет продолжать увеличиваться. Лидерство по этому показателю сохранят за собой США — планку 20 трлн долл. страна преодолеет через три года. Япония сохранит за собой второе место, и к 2015г. ее правительственный долг превысит 15 трлн долл. Судя по тенденциям, уже к 2015г. суммарный долг первой десятки стран достигнет практически 55 трлн долл., то есть того объема, который на сегодняшний день составляют долги 50 государств.

Представляем вашему вниманию, данные ТОП 10 стран мира по объему ВВП в 2012 году, а также ВВП некоторых стран СНГ в 2012 году, подготовленные на основании Всемирной книги фактов ЦРУ (США). Согласно представленной информации, тройка лидеров по объему ВВП не изменилась, и по — прежнему первое место за США, второе за Китаем, а третье за Японией. Россия по объему ВВП поднялась с 10 места в 2011 году на 9 место в 2012 году, обогнав Индию. Кроме России в топ 100 стран мира с наибольшим объемом ВВП из стран СНГ вошли Украина, Казахстан, Беларусь, Азербайджан и Узбекистан.

Страны Объем ВВП, долл. США

1. США 15497,321 млрд.
2. Китай 7743,144 млрд.
3. Япония 6124,899 млрд.
4. Германия 3706,970 млрд.
5. Франция 2889,708 млрд.
6. Бразилия 2617,987 млрд.
7. Англия 2603,880 млрд.
8. Италия 2287,704 млрд.
9. Россия 2117,236 млрд.
10. Индия 2012,760 млрд.

32. Украина 359,900 млрд.
54. Казахстан 167,600 млрд.
61. Беларусь 105,200 млрд.
74. Азербайджан 65,410 млрд.
75. Узбекистан 64,150 млрд.

А теперь еще одна содержательная картинка из википедии ! Кому интересно, может поискать нашу страну.

Под спойлером таблица всех стран мира, отсортированная по отношению внешнего долга к ВВП (в процентах)

Как мы видим внешний долг растет не сильно, а вот внутренний госдолг значительной сильнее.

Кстати, вот тут увидел занимательную флешку. НАЖИМАЙТЕ НА КАРТИНКУ НИЖЕ и можете видеть как менялись долги мира в прошлом и какой прогноз их ждет в будущем

А вот свежие новости Суверенный долг Италии достиг исторического максимума и превысил два триллиона евро Как сообщается в обнародованном сегодня сообщении Центробанка страны /Банка дИталия/, в октябре внешняя задолженность составила 2 трлн 14 млрд евро. (ссылка )

Ну в теме, которая касается долгов не могу обойти стороной самую интересную в этом плане страну — США. Помните, не так давно в интернетах все с любопытством разглядывали — как выглядит госдолг США.

Давайте вспомним это.



Ну или вот еще вариант по долгу США !

Так кому же тогда должна Америка столь внушительную сумму, если Европа вся в долгах ? Давайте посмотрим ..

Давайте уж не будем углубляться что такое ФРС и почему США им столько должна. Эта тема еще на громадный пост, да и там не обойтись без теории заговоров 🙂

А вот например из чего может состоять долг на примере братьев славян:

Если рассматривать каждую страну в отдельности, можно подумать, что она должна другой стране. Но нет, другие страны тоже кому-то должны… На самом деле ни для кого не секрет, что государства должны различным банковским структурам.

Любой здравомыслящий человек задается вопросом: «Почему бы государству просто не напечатать необходимое количество денег?» Самое удивительное, что ясный и четкий ответ на этот вопрос не может дать ни один высокопоставленный чиновник или маститый профессор экономики! Все они хором твердят заученную фразу о том, что если печатать деньги – будет инфляция. При этом, никто из них не может объяснить в чем разница: взять 10 млрд. у.е. в международном банке (продать облигации некой иностранной инвестиционной компании) или позаимствовать их у внутреннего потребителя путем выпуска облигаций на выгодных условиях, гарантом которого является само государство с его несметными природными ресурсами и землей.. Ведь эффект для экономики один – в нее попадет 10 млрд. у.е. Кстати, деньги можно в любое время изъять из экономики, при необходимости.

Инфляция определяется соотношением объема денежной массы и объема товарооборота, а откуда взялась денежная масса – это не имеет никакого значения, как не имеют значения пропорции составляющих товарооборота.

Вот еще одна интересная, но к сожалению не новая диаграмма взаимных долгов. Нажимайте на картинку и вы сможете выбрать страну для визуализации взаимного долга.

Абсолютно понятно, что экономически оправданы только внутренние заимствования, которые не увеличивают денежную базу и абсолютно не понятно, почему народ в лице государства должен зависеть от каких-то международных банковских корпораций и платить им.

К сожалению, надо признать, что правительства большинства развитых государств утратили возможность в полной мере осуществлять свою главную функцию – функцию управления. Центральные банки не подконтрольны правительствам, следовательно, они не могут быть полноценным инструментом для достижения национальных целей.

Вот по сети гуляет вот такое видео, есть подозрение, что это какая то «вирусная акция», но везде есть зерно истины, можно посмотреть .

Если кто то обладает более свежими графиками и диаграммами — поделитесь с нами 🙂

Госдолг стран мира 2017

Как почти всегда в экономике, в данных государственного долга важны не абсолютные, а относительные значения. К примеру, в случае абсолютного показателя ВВП, Китай находится на втором месте. Однако, стоит разделить его на количество человек (1,371 млрд.), производящих этот ВВП, чтобы оценить эффективность, и КНР уже на 71-ом месте – рядом с Россией.

Относительно пресловутого “госдолга США” работает тот же принцип. Да, долг действительно большой, cейчас он приближается к $20 трлн. Однако при этом и экономика США не маленькая. Размер годового ВВП немногим меньше – $19,3 трлн. Если переводить на человеческий язык – это долг, размером с годовую зарплату, что вполне приемлемо.

По аналогии с зарплатой, долг в 100 тысяч для человека с доходом в 15 тыс. – огромная сумма, а 500 тысяч для человека с доходом в 100 лишь неудобство. Поэтому, для того чтобы оценить долговую нагрузку, экономисты рассматривают отношение государственного долга к ВВП – доходу той или иной страны. Которое, впрочем, тоже ничего не значит.

Небольшой долг может означать, например, как в случае с Венесуэлой, не то, что вы не хотите брать взаймы, а то, что вам не хотят давать.

Государственный долг стран мира 2017, % к ВВП: Таблица

По данным МВФ. Обновлено 04.01.2018

Россия имеет относительно небольшой госдолг. По данным ЦБ чуть более $254 млрд.

Комментировать

Все комментарии (21)

комментирует материал 04.01.2018 #

Комментарий удален модератором сообщества

Так выглядели деревни во времена соц. реализма.
Сейчас совсем другая картинка.

комментирует материал 04.01.2018 #

К настоящему времени все эти «манипуляции со статистикой» давно побили все рекорды и совковой и несовковой пропаганды )))))). Все это — как средняя температура по больнице
.
Давно уже и государства, и корпорации «РАБОТАЮТ В ДОЛГ». Если бы этого не было, то ( по словам Маркса) «никогда бы не построили железные дороги ! «. Но ДОЛГ ДОЛГ РОЗНЬ
.
Если вы одолжили деньги, на эти средства разработали новую техники, модернизировали завод и через несколько лет УСПЕШНО продадите свою продукцию — ЭТО ОДНО. Вы и с долгами расплатитесь, и заработаете ! Фольксваген, например, планирует привлечь ( взять в долг ) на модернизацию своих заводов БОЛЕЕ 100 (!) млрд. долларов !
И совсем другое дело, если одолжаете деньги и. тратите их на текущие расходы ( в лучшем случае) То есть вы проста перекладываете СВОИ проблемы на потомков ( причем с процентами ) ))))). Хорошого из этого пока что ни у кого не получилось ))))
.
Ну, а какие долги у российских КАПИТАЛИСТИЧЕСКИХ предприятий — про это столько материалов, что и повторяться неинтересно. И на что гробит деньги РУБЛЕВСКОЕ ВОРЬЕ — тоже известно )))) .

«какие долги у российских КАПИТАЛИСТИЧЕСКИХ предприятий»-Дорогой-ты знаешь чем отличается ГОСУДАРСТВЕННЫЙ долг от долга частных предприятий? Тем что ГОСУДАРСТВО не несёт ответственности за долги частников.
частник обеспечивает долг ТОЛЬКО СВОИМ ИМУЩЕСТВОМ.

))))))))))))))))))))))))))))))). Рекомендую Вам ( для примера ) — покопаться в материалах и узнать ( хотя бы )))) ) как АО Анстрем закупало «новейшее» ( аж 20-й давности ))) ) оборудование у фирмы AMD по залог ( ! ) и кредиты ГОСУДАРСТВЕННОГО ВТБ банка ))))))))))))))). Что из этого получилось — я уж просто молчу. А заодно рекомендую вспомнить, как «расплачивались своим имуществом» лопнувшие авиаперевозчики, производители цемента и прочие капиталисты ! За ВСЕ (!) платил бюджет .

Государственный долг 2018

Советуем прочитать наш материал Государственный долг, а эту статью разбиваем на темы:

Государственный долг 2018

Государственный долг России продолжает стремительно увеличиваться, что отражается на прогнозах Минфина на 2018 год. Власти намерены перенести сроки погашения облигаций на более поздние периоды, что положительно отразится на государственных финансах. При этом чиновники подчеркивают, что уровень внешней задолженности далек от критической черты.

Внешний долг России продолжает уверенный рост. За 9 месяцев 2017 года данный показатель увеличился практически на 5% и превысил отметку 537 млрд. долл. Около 10% задолженности приходится на органы госуправления, которые нарастили долг в январе-сентябре на 12,5 млрд. долл. Обратная тенденция наблюдается в банковском секторе, представители которого за аналогичный период сократили долг на 12 млрд. долл. При этом доля других секторов экономики достигла 66,3%, отмечают эксперты.

В следующем году власти продолжат наращивать внешний долг, что зафиксировано в проекте бюджета. Предельный уровень госдолга на следующий год зафиксирован на рубеже 71 млрд. долл., что практически на 20 млрд. превышает показатели текущего года.

Несмотря на тревожные тенденции (темпы роста госдолга значительно опережают аналогичные показатели ВВП), в Минфине подчеркивают устойчивость государственных финансов. По итогам 2018 года внешний долг достигнет 15,7% ВВП, что существенно ниже критической черты (20%). Кроме того, чиновники рассчитывают реструктуризировать существующую задолженность, что позволит снизить нагрузку на госфинансы.

В следующем году в Минфине рассчитывают сократить выплаты по внешнему долгу более чем на 1 млрд. долл. Для этого чиновники планируют обменять евробонды, срок погашения которых истекает в 2030 году. В результате реструктуризации сроки будут смещены на 2027 и 2047 годы. Данная мера позволит повысить ликвидность отечественных ценных бумаг.

В течение 2018 года власти планируют разместить евробонды на общую сумму 7 млрд. долл. Преимущественно ресурсы будут привлекаться в долларах, что соответствует предыдущей практике Минфина.

Кроме того, для сокращения расходов на обслуживание внешней задолженности чиновники планируют обменять евробонды на 4 млрд. долл.

Минфин вернулся на рынок внешних заимствований успешно разместив ценные бумаги на 3 млрд. долл. При этом доходность евробондов оказалась существенно ниже уровня.

Несмотря на оптимизм представителей Минфина, в Центробанке отмечают негативные тенденции для государственных финансов. Дальнейший рост внешнего долга России в 2018 году отразится на ухудшении устойчивости отечественной финансовой системы.

По итогам 2017 года соотношение общего внешнего долга к ВВП достигло 42%, что стало антирекордом с 2004 года. Годом ранее внешний долг составлял 39% ВВП, а в 2014 году данный показатель не превышал 29%. Долг на душу населения превышает отметку 3500 долларов, подчеркивают в Центробанке. Основной причиной ухудшения показателей является стремительная девальвация отечественной валюты.

Кроме того, в результате падения цен на энергоресурсы снижается поступления валютной выручки, что создает дополнительные риски при обслуживании внешней задолженности. На обслуживание внешних кредитов уходит до 40% валютных поступлений, что существенно превышает критический уровень (по методике МВФ – 25%).

Уровень обеспеченности внешнего долга в следующем году будет зависеть от стоимости «черного золота». Рост нефтяных котировок до 55-60 долл./барр. обеспечит дополнительные валютные поступления, что позволит компенсировать увеличение задолженности.

Однако реализация пессимистичного сценария приведет к новому обвалу нефтяного рынка, что станет очередным испытанием для государственных финансов.

Эксперты не исключают снижение цен на нефть до 40 долл./барр., если на рынке сохранится перепроизводство.

В таких условиях обеспеченность внешнего долга значительно ухудшится, отмечают эксперты. Кроме того, в ближайшие годы российская экономика сохранит низкие темпы роста (в пределах 2%). При этом внешний долг будет расти более высокими темпами, что приведет к приближению соотношения внешнего долга к ВВП к критической черте.

Привлечение внешних кредитов не может заменить реформ, направленных на повышение инвестиционной привлекательности российской экономики. Размещение евробондов и перемещение сроков погашения долгов решает краткосрочные цели правительства. Однако в долгосрочной перспективе государственные финансы сохранят уязвимость перед внешними вызовами.

Внешний долг России превысил отметку 537 млрд. долл. и продолжит увеличиваться в следующем году. В Минфине повысили предельный порог для внешнего государственного долга на 2018 год до 71 млрд. долл. В следующем году чиновники планируют продолжить привлекать ресурсы через размещение евробондов. Также в Минфине планируют снизить нагрузку на государственные финансы благодаря обмену ценных бумаг.

В Центробанке отмечают риски, связанные с чрезмерным ростом внешней задолженности. В том числе представители регулятора подчеркивают ухудшение уровня обеспеченности внешнего долга.

Внутренний государственный долг в 2018 году

Мы часто слышим о внешнем долге России перед другими странами – Европой и США. Увеличение долговых сумм автоматически обесценивает национальную валюту государства и способно повлечь за собой дефолт, что может стать окончательным крахом для российской экономики.

Но что на самом деле означает внешний долг, как и когда его будут отдавать?

При недостатке денежной массы государство может попросить помощи со стороны. Долг реально оформить как на внутреннем, так и на внешнем валютном рынке. Безусловно, нет смысла брать на себя долговые обязательства, если экономика находится в хорошем состоянии, а бюджет страны полностью покрывается отчислениями и налогами.

По состоянию на 2018 год, экономический кризис продолжает сотрясать весь мир, и Россия не стала исключением. К катаклизмам добавилось обострение политической ситуации и военные конфликты, происходящие в мусульманских странах и в Украине – ничего не проходит бесследно.

Чтобы покрыть дефицит бюджета, правительство вынуждено садиться за стол переговоров с другими странами и договариваться о ряде займов, в итоге последние с каждым годом копятся, но отдавать их тоже приходится.

Стоит заметить, что, по состоянию на 2018 год, направленные против России санкции усложнили процесс взятия денег в долг, международный рынок для российских организаций и предприятий частично закрылся. Вот почему для должного состояния экономики в стране нужно обращать внимание не только на внешние долговые обязательства, но и долги российского бизнеса, ведь повсеместные дефолты предпринимателей, представляющих крупный бизнес, грозят дефолтом страны в целом.

Итак, мы уже разобрались, кому должна Россия, осталось выяснить, сколько. Официальные документы, по состоянию на 1 марта 2017 год, отражают следующее: задолженность Российского государства по внешним займам, в том числе обязательствам, принятым РФ от бывшего СССР, за последний год снизилась на 4,4 миллиарда долларов и теперь достигает чуть больше 50 миллиардов.

Как ни странно, но в долг сейчас живут практически все развитые страны, здесь более важна структура внешних долговых обязательств и свойства займов по отношению к экономической деятельности государства.

Внешний долг России перед другими странами постепенно уменьшается. Так, в течение 2014-2016 годов показатель снизился практически на 200 миллиардов долларов. Пожалуй, такое сокращение нельзя назвать иначе, как самым стремительным за всю историю нынешней России. С чем оно связано? Опять же, с нашумевшими санкциями, как ни странно, но для России упорство других стран игнорировать потребности страны заставило правительство пойти на ряд непопулярных мер, подтянуть пояса и самостоятельно справиться с коллапсом, возникшим в экономике. В противном случае, скорее всего, внешний долг до сих пор продолжил бы расти.

2018 год ознаменовался тем, что большая часть долговых обязательств при скрупулезном подсчете на сегодняшний день приходится на российские банки и предприятия с госучастием, их процентное соотношение достигает 90% всей суммы внешнего долга. Погашение внешнего долга России плохо сказывается на бизнесе, но, как говорится, худа без добра не бывает.

«Если бы продолжили обрастать внешними займами, учитывая понижение стоимости нефти, ослабление российского рубля могло повлечь за собой еще более негативные последствия, которые затронули бы все секторы экономики страны», — говорит аналитик Андрей Чернявский.

В 2018 году внешний долг РФ снизится еще на 50 миллиардов, что немного меньше чем в прошлом 2017 году.

График погашения долгов перед другими странами на 2018 год выглядит таким образом:

1. В 1-м квартале уже выплачено 21,4 миллиарда долларов, что практически на половину меньше, чем в последнем квартале 2016 года.
2. По окончании 2-го квартала выплаты достигнут 30,1 миллиарда долларов (остальные цифры пока не озвучиваются, возможно, на этом правительство пока что остановится).

Эксперты предлагают рассмотреть следующий механизм взятия долгов, который будет более целесообразным и снизит долговую государственную нагрузку:

1. Многие говорят о том, что США и Япония набрались долгов, но никто не учитывает их оптимальной структуры, ведь наибольший удельный вес составляют внутренние займы. В России желательно выстроить долговую схему по такому же принципу. Российские предприниматели собрали достаточно инвестиций, чтобы вкладывать сбережения в развитие отечественной экономики, как утверждают аналитики.
2. Задачей государства остается направить российский бизнес в нужное русло, создать лучшие условия и предоставить инструменты для работы инвестиционного рынка.

Также правительство обсуждает вопрос выхода на рынок внешних заимствований, что случится впервые. Планируется разместить облигационные документы, общая ценность которых исчисляется 3 миллиардами долларов.

Управление государственным долгом в 2018 году

Проблемы, связанные с управлением государственным долгом Российской Федерации, его регулированием, с выбором правильной долговой политики всегда достаточно актуальны. Поскольку успешное их решение приводит к достижению макроэкономической стабилизации в стране.

В настоящее время в государственный долг Российской Федерации входят долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами Российской Федерации, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, иностранными государствами, международными финансовыми организациями, иными субъектами международного права, иностранными физическими и юридическими лицами, возникшие в результате государственных заимствований Российской Федерации, а также долговые обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией, и долговые обязательства, возникшие в результате принятия законодательных актов Российской Федерации об отнесении на государственный долг долговых обязательств третьих лиц.

Следовательно, под управлением государственным долгом в широком смысле следует понимать процедуру формирования одного из направлений экономической политики государства, связанной с его деятельностью в качестве заемщика. Тогда как в узком смысле понимается совокупность мероприятий, связанных с выпуском и размещением государственных долговых обязательств, обслуживанием, погашением и рефинансированием государственного долга, а также регулированием рынка государственных ценных бумаг.

Управление государственным долгом Российской Федерации в широком смысле осуществляется законодательными органами власти (иногда правительством) посредством разработки нормативно-правовых актов.

К последним следует отнести:

1. Постановление Правительства Российской Федерации № 316 «О Генеральных условиях выпуска и обращения облигаций государственных нерыночных займов».
2. Федеральный закон № 136-ФЗ «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг».
3. Постановление Правительства Российской Федерации № 478 «Об урегулировании задолженности бывшего СССР перед иностранными коммерческими банками и финансовыми институтами, объединенными в Лондонский клуб кредиторов».
4. Постановление Правительства Российской Федерации № 771 «Вопросы эмиссии и обращения государственных сберегательных облигаций».
5. Федеральный закон № 7-ФЗ «О клиринге и клиринговой деятельности».
6. Федеральный закон № 414-ФЗ «О центральном депозитарии».
7. Федеральный закон № 371-ФЗ «О федеральном бюджете» и др.

Управление государственным долгом Российской Федерации в узком смысле осуществляется исполнительными органами власти, главным образом министерством финансов и центральным банком.

При этом министерством также разрабатываются нормативно-правовые акты:

1. Приказ Минфина России № 31н «Об утверждении условий эмиссии и обращения облигаций внешних облигационных займов Российской Федерации».
2. Приказ Минфина России № 214 «Об эмиссии облигаций федерального займа с индексируемым номиналом № 52001RMFS».
3. Приказ Минфина России № 80н «Об утверждении Условий эмиссии и обращения облигаций федерального займа с индексируемым номиналом».
4. Приказ Минфина России № 179 «Об эмиссии облигаций внешних облигационных займов Российской Федерации» и др.

В целях изучения эффективности управления государственным долгом Российской Федерации следует рассмотреть объемы государственного внешнего и внутреннего долга страны в динамике.

На основании данных, представленных в документе «Государственный внешний долг Российской Федерации», необходимо рассмотреть и проанализировать динамику государственного внешнего долга за исследуемый период.

На изменения объема государственного внешнего долга имеют влияние множество показателей. На экономическую ситуацию в России повлияли несколько факторов: понижение цен на нефть, конфликт на Украине, ужесточение санкций. Несмотря на это, Россия даже в сложившихся условиях понижает уровень своего долга.

На основании данных, представленных в документе «Объем государственного внутреннего долга Российской Федерации», необходимо рассмотреть и проанализировать динамику государственного внешнего долга за исследуемый период.

Рассмотренные результаты управления государственным долгом Российской Федерации позволили отметить, что основной причиной постоянного роста показателей является необходимость покрытия дефицита федерального бюджета. Следует заметить, что основным источником является внутренний, а не внешний долг.

Политика органов власти в сфере управления государственным долгом Российской Федерации должна быть направлена на обеспечение способности страны осуществлять заимствования в объемах, необходимых для решения первоочередных социально-экономических задач. Это представляется возможным при поддержании умеренного уровня государственного долга, а также расходов по его обслуживанию. Кроме того, целесообразно проводить постоянный мониторинг долговой ситуации.

Государственный долг стран мира в 2018 году

Подсчитаны новые данные государственного долга стран мира в 2017 году. Учитывая уникальность экономики каждой страны, для более объективного сравнения государственный госдолг сравнивается с валовым внутренним продуктом (ВВП).

Государственный долг различают двух типов:

Текущий – тот, который нужно вернуть иностранным кредиторам в текущем году, то есть в 2017. Общий государственный – накопленный за несколько лет вместе с невыплаченными процентами, его следует возместить в последующие годы.

Чтобы оценить величину госдолга отдельно взятого государства, специалисты, работающие в сфере экономики и финансов, пользуются соотношением между кредитной задолженностью и валовым внутренним продуктом самой страны-должника. В этом случае ВВП (валовой внутренний продукт) выступает макроэкономическим показателем, представляющим суммарное количество всего, что страна заработала за год на производимых товарах и услугах.

Так, в 2016 году государственный долг Японии составлял около 248,1 % от ВВП. Это означает, что для полного погашения государственного долга, всё население страны должно работать в течение 2,5 лет, полностью отказавшись от использования ВВП в других целях, например как собственное потребление. В действительности в течение этого периода возникнет новая задолженность, так как полный отказ от собственного потребления невозможен. С другой стороны, Япония является, наряду с Китаем, самым крупным кредитором США. И при взаиморасчёте, положение Японии может оказаться лучше, чем США.

Стоит отметить, что экономика США при наличии крупнейшего госдолга в мире и самого крупного ВВП в соотношении находится лишь на 9 месте.

Эксперты утверждают, что госдолг отражается не только на экономической сфере страны-заемщика, но и может привести к долгосрочной политической зависимости. Это определяется критическим уровнем общих показателей задолженности.

Далее приведены значения государственного долга (брутто, без встречных требований других государств) по отношению к ВВП. При этом не учитываются обязательства государств по пенсионному страхованию, медицинскому страхованию, здравоохранения и другие виды финансирования. В том числе и скрытая задолженность.

Государственный долг стран мира 2017 в процентах от ВВП:

1 Япония — 250,91
2 Ливан — 147.62
3 Италия — 131.71
4 Эритрея — 127.5
5 Португалия — 127,33
6 Кабо-Верде — 122.25
7 Бутан — 122.12
8 Ямайка — 116.07
9 США — 107.48
10 Барбадос — 106.58
11 Бельгия — 106,52
12 Гамбия — 99.24
13 Ливия — 98.94
14 Франция — 98.84
15 Испания — 98,47
16 Сингапур — 99,93
17 Мальдивы — 95.84
18 Кипр — 95.32
19 Ирак — 95.22
20 Мавритания — 94.58
21 Сан-Томе и Принсипи — 93.77
22 Украина — 92.31
23 Белиз — 92.04
24 Бахрейн — 92.01
25 Канада — 90.56
26 Хорватия — 88.99
27 Египет — 88.82
28 Антигуа и Барбуда — 88.08
29 Великобритания — 87.92
30 Сент-Люсия — 87.87
31 Иордания — 87.45
32 Ирландия — 84.6
33 Австрия — 83.85
34 Мозамбик — 82.02
35 Словения — 81.78
36 Сент-Винсент и Гренадины — 81.73
37 Доминика — 81.28
38 Бразилия — 80.49
39 Гренада — 78.26
40 Сербия — 77.94
41 Черногория — 76.99
42 Шри-Ланка — 74.83
43 Венгрия — 74.46
44 Киргизия — 73.52
45 Гана — 72.21
46 Тринидад и Тобаго — 69.4
47 Республика Конго — 68.99
48 Беларусь — 68.89
49 Ангола — 68.65
50 Албания — 67.77
51 Израиль — 67.69
52 Багамские Острова — 67.56
53 Малави — 67.45
54 Финляндия — 66.25
55 Лаос — 66.11
56 Германия — 65.88
57 Индия — 65.56
58 Нидерланды — 64.89
59 Вьетнам — 64.82
60 Уругвай — 64.01
61 Марокко — 63.97
62 Пакистан — 63.66
63 Того — 63.13
64 Сальвадор — 61.79
65 Джибути — 61.33
66 Аргентина — 60.87
67 Мальта — 60.78
68 Тунис — 59.27
69 Эфиопия — 59.03
70 Замбия — 58.61
71 Лесото — 58.5
72 Сейшельские Острова — 58.49
73 Йемен — 58.15
74 Пуэрто-Рико — 57.7
75 Маврикий — 57.56
76 Самоа — 57.01
77 Катар — 56.38
78 Сенегал — 56.22
79 Сент-Китс и Невис — 55.98
80 Малайзия — 54.96
81 Кения — 54.96
82 Мексика — 54.89
83 Зимбабве — 54.89
84 Таджикистан — 54.43
85 Гайана — 54.1
86 Польша — 52.85
87 Исландия — 52.63
88 Судан — 52.43
89 Сьерра-Леоне — 52.14
90 Центральноафриканская республика — 52.11
91 Южно-Африканская Республика — 52.11
92 Словакия — 51.89
93 Гондурас — 49.76
94 Габон — 49.52
95 Китай — 49.32
96 Армения — 48.93
97 Боливия — 48.28
98 Колумбия — 47.99
99 Нигер — 47.85
100 Дания — 47.73

175 Россия — 19.43

Выгода 2018
Выручка 2018
Выходное пособие 2018
Гарантия 2018
Государственный бюджет 2018

Назад | | Вверх