Суд надзорной инстанции в уголовном судопроизводстве

05.01.2019 Выкл. Автор admin

Производство в надзорной инстанции

Понятие и значение производства в надзорной инстанции

Производство в надзорной инстанции – это стадия уголовного процесса, на которой вышестоящий суд по ходатайству осужденного, оправданного, их защитника или законного представителя, потерпевшего, а также прокурора проверяет законность и обоснованность вступивших в законную силу приговоров, определений и постановлений мирового судьи, судов первой инстанции, а также определений и постановлений судебных органов, вынесенных в кассационном или надзорном порядке.

В порядке надзора могут быть обжалованы:

  1. приговор и постановление мирового судьи, приговор, определение и постановление районного суда, кассационное определение краевого, областного и приравненного к ним суда – в президиум краевого, областного и приравненного к ним суда;
  2. судебные решения, если они обжаловались в порядке надзора в президиум краевого, областного и приравненного к ним суда, приговор, определение и постановление краевого, областного и приравненного к ним суда, если указанные судебные решения не были предметом рассмотрения Верховным Судом РФ в кассационном порядке, постановление президиума краевого, областного и приравненного к ним суда – в Судебную коллегию по уголовным делам Верховного Суда РФ;
  3. приговор, определение и постановление гарнизонного военного суда, кассационное определение окружного (флотского) военного суда – в президиум окружного (флотского) военного суда;
  4. приговор, определение и постановление гарнизонного военного суда, кассационное определение окружного (флотского) военного суда – в президиум окружного (флотского) военного суда, если они обжаловались в порядке надзора в президиум окружного (флотского) военного суда; приговор, определение и постановление окружного (флотского) военного суда, если указанные судебные решения не были предметом рассмотрения Верховным Судом РФ в кассационном порядке; постановление президиума окружного (флотского) военного суда – в Военную коллегию Верховного Суда РФ;
  5. определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ, приговор и определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ или Военной коллегии Верховного Суда РФ, постановление судьи Верховного Суда РФ о назначении судебного заседания – в Президиум Верховного Суда РФ.

Надзорное производство имеет целью исправление судебных ошибок и обеспечение прав и законных интересов участников процесса. В отличие от кассационного производства предметом надзорного производства может быть только судебное решение (приговор, определение или постановление), вступившие в законную силу.

Надзорная жалоба или надзорное представление направляется непосредственно в суд надзорной инстанции. К ним должны быть приложены:

  1. копия приговора или иного решения, которые обжалуются;
  2. копия приговора или определения апелляционной инстанции, определения кассационной инстанции, постановления надзорной инстанции, если они выносились по данному делу;
  3. в необходимых случаях копии иных процессуальных документов, подтверждающих, по мнению заявителя, доводы, изложенные в жалобе или представлении.

Порядок производства в суде надзорной инстанции

Производство в надзорной инстанции можно условно разделить на два этапа. На первом этапе судья соответствующей надзорной инстанции в течение 30 суток со дня поступления рассматривает надзорные жалобу или представление и решает вопрос о возбуждении по ним надзорного производства. В необходимых случаях он вправе истребовать в пределах своей компетенции любое уголовное дело (ч. 1,2 ст. 406 Уголовно-процессуального кодекса).

Изучив надзорные жалобу или представление, судья принимает решение либо о возбуждении надзорного производства и передаче надзорных жалобы или представления на рассмотрение суда надзорной инстанции вместе с делом, если оно было истребовано, либо об отказе в удовлетворении надзорных жалобы или представления. Последнее решение может быть обжаловано председателю краевого, областного и приравненного к ним суда, Председателю Верховного Суда РФ либо его заместителям, которые вправе не согласиться с решением судьи об отказе в удовлетворении надзорные жалобы или представления, отменить его и вынести постановление о возбуждении надзорного производства и передаче надзорные жалобы или представления на рассмотрение суда надзорной инстанции.

Второй этап надзорного производства – это рассмотрение жалобы (представления) судом надзорной инстанции, которое должно быть осуществлено не позднее 15 суток, а Верховным Судом РФ – не позднее 30 суток со дня принятия предварительного решения.

В судебном заседании принимают участие прокурор, а также осужденный, оправданный, их защитники и законные представители, иные лица, чьи интересы непосредственно затрагиваются жалобой или представлением, при условии заявления ими ходатайства об этом. Указанным лицам предоставляется возможность ознакомиться с надзорными жалобой или представлением.

Дело докладывается членом президиума краевого, областного или приравненного к нему суда или другим судьей, ранее не участвовавшим в рассмотрении данного дела. Затем предоставляется слово прокурору для поддержания внесенного им надзорного представления.

Если в судебном заседании участвуют осужденный, оправданный, их защитники или законные представители, потерпевший и его представитель, то они вправе после выступления прокурора дать свои устные объяснения.

Затем стороны удаляются из зала судебного заседания. После удаления сторон из зала судебного заседания президиум суда выносит постановление, а Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ – определение.

Решение об отмене или изменении приговора, определения, постановления суда принимается большинством голосов судей. При равенстве голосов судей надзорные жалоба или представление считаются отклоненными, за исключением случаев, когда в качестве меры наказания назначена смертная казнь. Надзорные жалоба или представление об отмене смертной казни и о замене ее более мягким наказанием считаются удовлетворенными, если за оставление смертной казни проголосуют менее двух третей членов Президиума Верховного Суда РФ, присутствующих на заседании.

Пределы прав надзорной инстанции

Изначально УПК установил, что пересмотр в порядке надзора обвинительного приговора, определения и постановления суда в связи с необходимостью применения уголовного закона о более тяжком преступлении, за мягкостью наказания или по иным основаниям, влекущим за собой ухудшение положения осужденного, а также пересмотр оправдательного приговора либо определения или постановления суда о прекращении уголовного дела не допускаются (ст. 405 Уголовно-процессуального кодекса).

Однако Постановлением Конституционного Суда РФ от 11.05.2005 № 5-Пподелуо проверке конституционности ст. 405 Уголовно-процессуального кодекса, данная статья в той части, в которой она не допускает поворот к худшему при пересмотре судебных решений в порядке надзора по жалобе потерпевшего или по представлению прокурора и тем самым не позволяет устранить допущенные в предшествующем разбирательстве существенные (фундаментальные) нарушения, повлиявшие на исход дела, признана не соответствующей Конституции РФ.

По мнению Конституционного Суда РФ, данная норма нарушает баланс конституционно защищаемых прав участников процесса на стороне обвинения и защиты и не согласовывается с принципами самостоятельности и независимости суда.

Суд надзорной инстанции по итогам рассмотрения надзорной жалобы (представления) вправе принять следующие решения (ст. 408 Уголовно-процессуального кодекса):

  1. оставить надзорные жалобу или представление без удовлетворения, а обжалуемые судебные решения без изменения;
  2. отменить приговор, определение или постановление суда и все последующие судебные решения и прекратить производство по данному уголовному делу;
  3. отменить приговор, определение или постановление суда и все последующие судебные решения и передать дело на новое судебное рассмотрение;
  4. отменить приговор суда апелляционной инстанции и передать дело на новое апелляционное рассмотрение;
  5. отменить определение суда кассационной инстанции и все последующие судебные решения и передать дело на новое кассационное рассмотрение;
  6. внести изменения в приговор, определение или постановление суда.

При рассмотрении дела в порядке надзора суд не связан доводами надзорных жалобы или представления и вправе проверить все производство по уголовному делу в полном объеме.

Если по делу осуждено несколько лиц, а надзорные жалоба или представление принесены только одним из них или только в отношении некоторых из них, то суд надзорной инстанции вправе проверить уголовного дела в отношении всех осужденных.

Суд при рассмотрении дела в порядке надзора может смягчить назначенное осужденному наказание или применить закон о менее тяжком преступлении, но не вправе усилить наказание, а равно применить закон о более тяжком преступлении.

Суд надзорной инстанции при рассмотрении уголовного дела не вправе устанавливать или считать доказанными факты, которые не были установлены в приговоре или были отвергнуты им; предрешать вопросы о доказанности или недоказанности обвинения, достоверности или недостоверности того или иного доказательства и преимуществах одних доказательств перед другими; принимать решения о применении судом первой или апелляционной инстанции того или иного уголовного закона и о мере наказания.

Суд надзорной инстанции, отменяя определение суда кассационной инстанции, не вправе предрешать выводы, которые могут быть сделаны судом кассационной инстанции при повторном рассмотрении данного уголовного дела.

Уголовный процесс
Сайт Константина Калиновского

Смирнов А.В., Калиновский К.Б. Уголовный процесс.
СПб.: Питер, 2005. 272 с. – (Серия «Краткий курс»).

Раздел IV. Пересмотр судебных решений и их исполнение

Глава 25. Надзорный порядок пересмотра судебных решений

§ 3. Процедура рассмотрения уголовного дела в надзорном порядке. Пределы прав суда надзорной инстанции

Процедура рассмотрения уголовного дела в надзорном порядке складывается из следующих этапов:

1. Подача и предварительное рассмотрение надзорных жалоб и представлений в суде надзорной инстанции. Жалобы и представления вместе с приобщенными к ним копиями процессуальных документов предварительно рассматриваются судьей надзорной инстанции, который в необходимых случаях вправе истребовать уголовное дело для изучения и проверки доводов заявителя. В течении 30 суток с момента поступления жалоб судья выносит постановление о возбуждении надзорного производства или об отказе в удовлетворении жалобы или представления. Отказ в удовлетворении жалобы может быть отменен председателем суда.

2. Рассмотрение дела судом надзорной инстанции производится в течении 15 суток, а в Верховном Суде РФ – 30 суток, со дня возбуждения надзорного производства. В судебном заседании участвует прокурор, а при соответствующем ходатайстве – лица, непосредственно заинтересованные в исходе дела. Дело докладывается членом суда надзорной инстанции. Затем прокурор поддерживает внесенное им надзорное представление или дает заключение по надзорной жалобе. Потом иные лица вправе дать свои устные объяснения. После этого стороны удаляются из зала заседания, и суд выносит решение.

3. Суд надзорной инстанции принимает решение (ч. 1 ст. 408 УПК):

  • об оставлении жалобы или представления без удовлетворения, а обжалуемого решения без изменения;
  • об отмене обжалуемого решения с прекращением дела или передачей его на новое судебное разбирательство в суд первой или второй инстанции;
  • о внесении изменений в проверяемое решение.

Пределы прав суда надзорной инстанции определяются следующими правилами:

1) ревизионным началом. Суд надзорной инстанции не связан доводами жалобы или представления и обязан проверить дело в полном объеме, то есть: а) по всем обвинениям; б) по всем основаниям для их отмены или изменения; в) в отношении всех осужденных или оправданных, включая и тех, о которых жалоба или представление не принесены;

2) недопустимостью поворота к худшему. Положение осужденного или оправданного вообще не может ухудшаться, даже по требованию обвинителя (ст. 405 УПК);

3) свободой оценки доказательств нижестоящих судей. Отменяя судебное решение и направляя дело на навое судебное рассмотрение, суд надзорной инстанции не вправе (ч. 7, 8 ст. 410):

  • устанавливать или считать доказанными факты, которые не были установлены в приговоре или были отвергнуты им;
  • предрешать вопросы о доказанности или недоказанности обвинения, достоверности или недостоверности того или иного доказательства и преимуществах одних доказательств перед другими;
  • принимать решения о применении судом первой или апелляционной инстанции того или иного уголовного закона и о мере наказания;
  • при отмене определения суда кассационной инстанции предрешать выводы, которые могут быть сделаны судом кассационной инстанции при повторном рассмотрении данного уголовного дела.

Вместе с тем в своем постановлении или определении суд надзорной инстанции должен обосновать, почему у него имеются сомнения по указанным вопросам, и предложить нижестоящему суду вернуться к их обсуждению. В этом смысле указания суда надзорной инстанции обязательны при повторном рассмотрении данного уголовного дела судом нижестоящей инстанции (ч. 6 ст. 410).

Производство в суде надзорной инстанции

Содержание

Значение и задачи

После вступления приговора в силу осужденному предстоит претерпеть все неблагоприятные последствия в связи с официальным признанием его виновности в совершении преступления. Приведение в исполнение неправосудного приговора — непоправимая ошибка судебной системы с точки зрения судьбы человека, однако в процессуальном плане оно не ведет к тому, что цель уголовного судопроизводства никогда уже не будет достигнута. Благодаря существованию в российском уголовном судопроизводстве стадии пересмотра судебных решений в порядке надзора сохраняется возможность изменения незаконного приговора в благоприятную для осужденного сторону с тем, чтобы правосудие отвечало критерию справедливости.

Надзорное производство по своей правовой природе, выявленной Конституционным Судом РФ в многочисленных постановлениях, представляет собой дополнительный способ обеспечения правосудности приговоров путем устранения судебных ошибок, не являющихся новыми или вновь открывшимися обстоятельствами, при пересмотре вступивших в силу приговоров, определений, постановлений.

Исходя из цели уголовного судопроизводства и правовой природы надзорного производства можно заключить, что последнее направлено на решение следующих задач:

• устранение ошибок, допущенных при рассмотрении уголовного дела нижестоящими инстанциями. Эти нарушения должны относиться к одному из видов, указанных в ст. 379 УПК РФ, и не должны являться новыми или вновь открывшимися обстоятельствами;

• защита прав и законных интересов потерпевших, защита личности от незаконного и необоснованного осуждения или ограничения прав и свобод при соблюдении баланса в этих правах и интересах.

Вступившие в законную силу судебные решения могут быть пересмотрены в порядке надзора Президиумом Верховного Суда Российской Федерации

Вступившее в законную силу судебное решение может быть обжаловано в суд надзорной инстанции осужденным, оправданным, их защитниками и законными представителями, потерпевшим, частным обвинителем, их законными представителями и представителями, а также иными лицами в той части, в которой обжалуемое судебное решение затрагивает их права и законные интересы. Гражданский истец, гражданский ответчик или их законные представители и представители вправе обжаловать судебное решение в части, касающейся гражданского иска.

С представлением о пересмотре вступившего в законную силу судебного решения вправе обратиться:

1) Генеральный прокурор Российской Федерации и его заместители

2) прокурор субъекта Российской Федерации, приравненный к нему военный прокурор и их заместители

Подробнее статья 412.1 УПК РФ

Надзорные жалоба, представление подаются непосредственно в Верховный Суд Российской Федерации.

Судебные решения могут быть обжалованы в порядке надзора в течение одного года со дня их вступления в законную силу. В случае пропуска срока обжалования по уважительной причине лица, имеющие право подать жалобу или представление, могут ходатайствовать перед судом, постановившим приговор или вынесшим иное обжалуемое решение, о восстановлении пропущенного срока в порядке, предусмотренном статьей 389.5 настоящего Кодекса.

Надзорные жалоба, представление рассматриваются в Верховном Суде Российской Федерации в течение одного месяца со дня их поступления, если уголовное дело не было истребовано, или в течение двух месяцев со дня их поступления, если уголовное дело было истребовано, за исключением периода со дня истребования дела до дня его поступления в Верховный Суд Российской Федерации.

Полномочия суда

Статья 412.9. Основания отмены или изменения судебных решений в порядке надзора

1. Основаниями отмены или изменения приговора, определения или постановления суда в порядке надзора являются существенные нарушения уголовного и (или) уголовно-процессуального законов, повлиявшие на исход дела.

2. Поворот к худшему при пересмотре судебного решения в порядке надзора не допускается, за исключением случаев, предусмотренных статьей 401.6 настоящего Кодекса.

Статья 412.11. Полномочия Президиума Верховного Суда Российской Федерации при пересмотре судебных решений в порядке надзора

1. В результате рассмотрения уголовного дела суд надзорной инстанции вправе:

1) оставить надзорные жалобу, представление без удовлетворения;

2) отменить приговор, определение или постановление суда и все последующие судебные решения и прекратить производство по данному уголовному делу;

3) отменить приговор, определение или постановление суда и все последующие судебные решения и передать уголовное дело в суд первой инстанции на новое судебное рассмотрение;

4) отменить решение суда апелляционной инстанции и передать уголовное дело на новое апелляционное рассмотрение;

5) отменить решение суда кассационной инстанции и передать уголовное дело на новое кассационное рассмотрение;

6) отменить приговор, определение или постановление суда и все последующие судебные решения и возвратить уголовное дело прокурору при наличии оснований, предусмотренных частью третьей статьи 389.22 настоящего Кодекса;

7) внести изменения в приговор, определение или постановление суда;

8) оставить надзорные жалобу, представление без рассмотрения по существу при наличии оснований, предусмотренных статьей 412.4 настоящего Кодекса.

2. В случаях, предусмотренных пунктами 2 — 7 части первой настоящей статьи, суд надзорной инстанции должен указать конкретное основание отмены или изменения судебного решения в соответствии с частью первой статьи 412.9 настоящего Кодекса.

3. Постановление суда надзорной инстанции подписывается председательствующим в судебном заседании и должно соответствовать требованиям частей третьей и четвертой статьи 389.28 настоящего Кодекса.

4. Постановление суда надзорной инстанции приобщается к уголовному делу вместе с надзорными жалобой, представлением, постановлением судьи суда надзорной инстанции и вынесенным в случаях, предусмотренных частью третьей статьи 412.5 настоящего Кодекса, постановлением Председателя Верховного Суда Российской Федерации или его заместителя.

§ 4. Пределы прав суда надзорной инстанции

Отмена в порядке надзора приговора, определения или постановления с передачей дела на новое рассмотрение в суд соответствующей инстанции возможна как ввиду нарушения уголовно-процессуального закона, которое повлияло на вынесение законного, обоснованного и справедливого судебного решения, так и вследствие того, что изложенные в нем выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам уголовного дела (например, в случае, когда суд оставил без проверки выдвинутое подсудимым алиби либо его утверждение о том, что хотя он и находился на месте преступления, но к его совершению непричастен).

При отмене приговора суда апелляционной инстанции уголовное дело подлежит передаче на новое апелляционное рассмотрение и в том случае, если одновременно отменяется приговор мирового судьи.

Отменяя кассационное определение, суд надзорной инстанции передает дело на новое кассационное рассмотрение, так как сам он не вправе прини-

мать решение по делу вместо суда кассационной инстанции во избежание подмены одного порядка производства другим. Кроме того, в случае отмены кассационного определения и принятия окончательного решения судом надзорной инстанции останутся без рассмотрения в кассационном порядке поданные на приговор жалоба или представление, что нарушит права соответствующих участников процесса и, в том числе, право осужденного на защиту.

Исключение из этого правила допускается в случае, когда в надзорном порядке рассматривается дело о нескольких осужденных, причем в отношении одних суд кассационной инстанции вынес определение, а в отношении других решения не принимал. В отношении последних надзорная инстанция при наличии к тому оснований принимает решение, не передавая дело о них на рассмотрение суда кассационной инстанции.

При отмене судебного решения нижестоящей надзорной инстанции и признания законными и обоснованными вынесенных по делу приговора и кассационного определения вышестоящая надзорная инстанция принимает окончательное решение без передачи дела на новое рассмотрение в порядке надзора.

При отмене определения или постановления, вынесенных в порядке надзора, передача дела для повторного рассмотрения его нижестоящим судом надзорной инстанции не допускается, за исключением случая, когда этот суд рассмотрел дело с нарушением уголовно-процессуального закона (например, не известил лиц, указанных в ст. 402 УПК РФ, о дате, времени и месте судебного заседания).

Изменяя приговор и последующие судебные решения ввиду несоответствия назначенного наказания тяжести преступления и личности осужденного, суд надзорной инстанции может принять во внимание имеющиеся в деле обстоятельства, смягчающие наказание, которые не были учтены судами первой и второй инстанций, а также дополнительные материалы, если содержащиеся в них сведения о личности осужденного не требуют проверки.

Принимая решение о внесении изменений в состоявшиеся по делу приговор, определение или постановление, суд надзорной инстанции может изменить их частично, оставив те же решения без изменения в остальной части. Внесение во вступившие в законную силу судебные решения каких бы то ни было изменений и даже формулировок, ухудшающих положение осужденного, недопустимо.

Решение суда надзорной инстанции должно соответствовать требованиям ст. 388 УПК РФ, устанавливающей содержание кассационного определения.

Согласно ст. 408 УПК РФ надзорные жалоба и представление, а также все иные процессуальные документы, поданные либо внесенные в ходе надзорного производства, приобщаются к уголовному делу.

Раздел III. Производство в суде

В соответствии с ч. 1 ст. 409 основаниями к отмене или изменению вступивших в законную силу приговора, определения либо постановления являются основания, указанные в ст. 379 УПК РФ, т. е. нарушение уголовно-процессуального закона, неправильное применение уголовного закона, несправедливость приговора.

В отличие от производства в судах апелляционной и кассационной инстанций в ч. 1 и 2 ст. 410 УПК РФ предусмотрено право суда надзорной инстанции проверить все производство по уголовному делу в полном объеме и в отношении всех осужденных независимо от доводов надзорных жалобы или представления, т. е. осуществить проверку дела в так называемом ревизионном порядке.

Поскольку, по смыслу указанных норм, основанием к такой проверке являются допущенные по делу нарушения требований уголовного и уголовно-процессуального закона, которые необходимо устранить, представляется, что в таких случаях суд надзорной инстанции должен принять меры к отмене либо изменению незаконного, необоснованного и несправедливого приговора и последующих судебных решений, которыми он был оставлен без изменения.

В суде надзорной инстанции недопустим поворот к худшему для осужденного. Поэтому при рассмотрении дела по надзорным жалобе или представлению суд может лишь применить уголовный закон о менее тяжком преступлении, смягчить назначенное осужденному наказание и принять иные решения, направленные на улучшение его положения. Это правило относится в равной мере как к осужденному, в отношении которого поданы надзорные жалоба или представление, так и в отношении других осужденных по тому же делу, интересы которых не затрагивались в указанных обращениях.

В соответствии с ч. 6 ст. 410 УПК РФ указания суда надзорной инстанции обязательны при повторном рассмотрении данного уголовного дела судом нижестоящей судебной инстанции. Эти указания могут касаться, в частности, вопросов о необходимости проведения дополнительных процессуальных действий в суде первой или апелляционной инстанции для выяснения тех или иных обстоятельств дела путем допроса подсудимого, потерпевшего, свидетелей, проведения дополнительной или повторной экспертизы.

В случае невыполнения указаний суда надзорной инстанции, направленных на восполнение пробелов судебного следствия, повлиявших на разрешение дела, либо на устранение нарушений уголовно-процессуального закона, которые путем лишения или ограничения гарантированных законом прав участников уголовного судопроизводства, несоблюдение процедуры судопроизводства или иным путем повлияли или могли повлиять на постановление законного обоснованного и справедливого приговора, такой

Глава XXX Производство в надзорной инстанции

приговор подлежит отмене по жалобе или представлению с передачей дела на новое судебное рассмотрение.

Отменяя вступившие в законную силу судебные решения по жалобе либо представлению, суд надзорной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанным факты, которые не были установлены в приговоре или были отвергнуты им, а равно предрешать вопросы о доказанности или недоказанности обвинения, о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, о преимуществах одних доказательств перед другими, а также принимать решения о применении нижестоящим судом того или иного уголовного закона и о мере наказания.

Это правило основано на положении, предусмотренном ст. 17 УПК РФ, о том, что судья, присяжные заседатели оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, руководствуясь при этом законом и совестью, а также требованиями положений гл. 11 УПК РФ, определяющей принципы и порядок доказывания по уголовному делу.

Запрет для суда надзорной инстанции устанавливать или считать доказанным факты, которые не были установлены в приговоре или были отвергнуты им, не лишает этот суд возможности дать иную, чем в приговоре, правовую оценку установленным в нем фактам и принять в связи с этим решение, улучшающее положение осужденного. В случае отмены кассационного определения суд второй инстанции обязан выполнить указания, содержащиеся в постановлении (определении) суда надзорной инстанции. Однако, если эти указания в нарушение требований ч. 8 ст. 410 УПК РФ предрешают выводы кассационной инстанции, то судьями принимается решение в соответствии с положением ст. 17 УПК РФ.

После отмены в порядке надзора первоначального приговора или кассационного определения дело подлежит рассмотрению в общем порядке с той стадии, которая указана в решении суда надзорной инстанции. Новое рассмотрение дела в суде первой инстанции либо в апелляционном или кассационном порядке должно быть произведено в соответствии с УПК РФ без каких-либо изъятий. При этом, однако, нижестоящие суды обязаны выполнить указания, содержащиеся в решении суда надзорной инстанции, отменившей приговор или кассационное определение.

С учетом требований, содержащихся в гл. 48 УПК РФ, после отмены приговора или кассационного определения в порядке надзора, при постановлении новых приговора или определения недопустим поворот к худшему в отношении подсудимого, а вступившие в законную силу новые судебные решения судов первой и второй инстанций по тому же делу могут быть обжалованы в соответствующий суд надзорной инстанции на общих основаниях.

В ч. 1 ст. 412 УПК РФ содержится весьма существенное положение о том, что внесение повторных жалоб или представлений в суд надзорной

Раздел III. Производство в суде

инстанции, ранее оставивший их без удовлетворения, не допускается. Тем самым упорядочено не только внесение указанных процессуальных документов, но и в целом производство в порядке надзора.

Согласно закону участник процесса, будучи не удовлетворен постановлением судьи верховного суда республики, краевого, областного или соответствующего ему суда об отклонении его надзорной жалобы или надзорного представления, может обратиться к председателю указанного суда с жалобой либо представлением об отмене названного постановления судьи и о возбуждении надзорного производства. В случае отказа в удовлетворении этого обращения участники судопроизводства не вправе подавать повторные жалобы или представления в тот же суд надзорной инстанции. Однако они могут подать жалобу или представление в вышестоящую надзорную инстанцию, т. е. в Верховный Суд РФ, в котором эти обращения рассматриваются в общем порядке, предусмотренном ст. 406 УПК РФ. При этом отказ судьи Верховного Суда РФ в удовлетворении жалобы или представления может быть обжалован Председателю Верховного Суда РФ или его заместителю, которые вправе принять решение в соответствии с ч. 4 ст. 406 УПК РФ. В случае, если они откажут в удовлетворении жалобы или представления на предмет отмены названного постановления судьи, повторное их внесение в Верховный Суд РФ не допускается, что означает исчерпание всех имеющихся внутригосударственных средств правовой защиты.

Следует учитывать, что указание в ч. 3 ст. 412 УПК РФ на то, что жалоба или представление на новые приговор и последующие судебные решения могут быть внесены независимо от мотивов, по которым были отменены первоначальные судебные решения, означает также, что и пересмотр надзорной инстанцией новых приговора, определения, постановления должен производиться в общем порядке независимо от мотивов отмены первоначальных судебных решений по тому же делу.

В случае, когда нижестоящая надзорная инстанция оставляет без удовлетворения жалобу или представление на приговор и последующие судебные решения, вынесенные при вторичном рассмотрении уголовного дела, аналогичные жалоба либо представление могут быть внесены в вышестоящий суд надзорной инстанции независимо от того, что ранее он уже рассматривал это дело в порядке надзора.

Производство в суде надзорной инстанции

Надзорное производство – еще одна стадия уголовного судопроизводства, в которой проверяется законность, обоснованность и справедливость вступивших в законную силу приговоров, иных судебных решений по жалобам или представлениям сторон. Порядок производства в суде надзорной инстанции регламентирован гл. 481 «Производство в суде надзорной инстанции» УПК.

Стадию надзорного производства с двумя другими стадиями: апелляционного и кассационного производства, где проводится проверка судебных решений, объединяют общие задачи. Гораздо больше общего между стадией надзорного производства и стадией кассационного производства.

В этих стадиях проводится проверка только вступивших в законную силу судебных решений. Правом обращения в суд надзорной или суд кассационной инстанции обладают одни и те же лица, указанные в ч. 1 и 2 ст. 4012 УПК.

Практически совпадает порядок проведения судебного заседания. Суд надзорной, как и суд кассационной инстанции, не вправе вынести новый приговор. Этим правом, напомним, наделены только суды первой и второй (апелляционной) инстанций.

Вместе с тем стадия надзорного производства характеризуется своими особенностями, отличающими ее от других стадий.

В качестве надзорной инстанции выступает только Президиум Верховного Суда РФ, и никакой другой судебный орган такими функциями не наделен (ч. 1 ст. 4121 УПК). Он рассматривает в порядке надзора:

• судебные решения судов областного уровня, в том числе окружных (флотских) военных судов, вынесенные ими по первой инстанции, если указанные решения были предметом апелляционного рассмотрения в Верховном Суде РФ;

• определения Судебной коллегии по уголовным делам и Военной коллеги и Верховного Суда РФ, вынесенные ими в апелляционном, а также в кассационном порядке;

• постановления Президиума Верховного Суда РФ.

Судебные решения могут быть обжалованы участниками процесса в течение одного года со дня их вступления в законную силу. Обращение Генерального прокурора РФ, его заместителя, прокурора субъекта РФ и его заместителя именуется надзорным представлением. Обращения иных участников процесса – надзорными жалобами.

УПК устанавливает жесткие требования к содержанию надзорных жалоб и представлений, аналогичные требованиям, предъявляемым к кассационным жалобе и представлению (ч. 1 ст. 412:) и ч. 1 ст. 4014).

Надзорная жалоба должна быть подписана лицом, ее подавшим. Надзорное представление должно быть подписано Генеральным прокурором РФ или его заместителем (ч. 3 ст. 4123 УПК).

К надзорным жалобе, представлению прилагаются заверенные судами, рассматривавшими уголовное дело в первой, апелляционной или кассационной инстанции, копии судебных решений, принятых по делу.

Надзорная жалоба, представление, оформленные ненадлежащим образом, в течение 10 суток со дня их поступления в суд возвращаются без рассмотрения по существу (ст. 4124 УПК).

Процедура производства в суде надзорной инстанции в целом осуществляется по правилам, аналогичным процедуре кассационного производства.

Сначала надзорные жалоба, представление, приложенные к ним материалы, материалы истребованного уголовного дела изучает один из судей Верховного Суда РФ. Законом установлен месячный срок для их изучения и принятия решения. Если же судья при этом истребовал ранее рассмотренное уголовное дело, то срок принятия решения продлевается до двух месяцев (ст. 4125, 4126 УПК).

По результатам изучения материалов судья выносит одно из двух решений: об отказе в передаче надзорных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда РФ или об их передаче для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда РФ.

Председатель Верховного Суда РФ или его заместитель могут отменить постановление судьи об отказе в передаче жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда РФ и передать их на рассмотрение в судебное заседание Президиума.

Рассмотрение уголовного дела в судебном заседании Президиума Верховного Суда РФ должно состояться не позднее двух месяцев со дня вынесения судьей постановления о передаче дела в суд.

В порядке надзора уголовное дело рассматривается большинством членов Президиума Верховного Суда РФ (напомним, что состав Президиума включает 13 судей).

В судебном заседании Президиума обязательно участие прокурора. Иные лица, имеющие право на обжалование в порядке надзора судебных решений, извещаются о дате, времени и месте заседания Президиума.

Дело докладывается судьей Верховного Суда РФ, ранее не принимавшим участия в рассмотрении данного уголовного дела. Ему могут быть заданы вопросы судьями. Представители сторон, явившиеся в суд, вправе выступить по существу дела. Первым выступает лицо, подавшее надзорную жалобу или представление.

По результатам рассмотрения надзорных жалобы, представления Президиум принимает одно из следующих постановлений (ч. 1 ст. 41211 УПК):

• об оставлении надзорных жалобы, представления без удовлетворения;

• об отмене приговора и всех других состоявшихся судебных решений и о прекращении уголовного дела;

• об отмене приговора и всех последующих решений и передаче дела на новое судебное рассмотрение в суд первой инстанции, либо в суд апелляционной инстанции, либо в суд кассационной инстанции;

• о внесении изменений в приговор, определение или постановление суда.

Президиум, отменив приговор и все последующие судебные решения, вправе возвратить уголовное дело прокурору при наличии оснований, предусмотренных ч. 3 ст. 38922 УПК.

Пределы прав Президиума Верховного Суда РФ. Как вытекает из положений ст. 41212 УПК, при рассмотрении уголовного дела в порядке надзора Президиум проверяет правильность применения норм уголовного и уголовнопроцессуального законов нижестоящими судами, рассматривавшими дело, в пределах доводов надзорных жалобы, представления. Вместе с тем в интересах законности Президиум вправе рассмотреть уголовное дело в полном объеме, в том числе и в отношении лиц, которые не обжаловали ранее вынесенные судебные решения (ч. 1 ст. 41212 УПК).

Поскольку Президиум Верховного Суда РФ является высшей надзорной инстанцией в судебной системе России, его решения и указания по вопросам правильности применения закона в рамках конкретного уголовного дела для нижестоящего суда являются обязательными. Однако Президиум не вправе давать судам предписания, ограничивающие их самостоятельность и независимость при повторном рассмотрении уголовных дел.

В ч. 3 ст. 41212 УПК установлено, что Президиум Верховного Суда РФ, отменяя обжалуемые судебные решения, не вправе:

устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции;

предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими;

определять, какое судебное решение должно быть принято при новом рассмотрении дела.

Пределы прав Президиума Верховного Суда ограничены также основаниями отмены или изменения судебных решений в порядке надзора. Таковыми согласно ч. 1 ст. 4129 УПК являются только существенные нарушения уголовного и (или) уголовно-процессуального закона, повлиявшие на исход дела. Принимать решения по надзорным жалобе, представлению без учета указанных оснований Президиум не может.

УПК (ч. 2 ст. 4129) устанавливает еще одно предписание, касающееся прав Президиума Верховного Суда РФ, согласно которому поворот к худшему при пересмотре судебного решения в порядке надзора не допускается, за исключением случаев, предусмотренных ст. 401е УПК. Отступление от этого предписания допускается только в том случае, если в ходе предыдущих судебных разбирательств были допущены повлиявшие на исход дела нарушения закона, искажающие саму суть правосудия и смысл судебного решения как акта правосудия.

Решение Президиума Верховного Суда РФ вступает в законную силу с момента его провозглашения. Оно является окончательным и дальнейшему обжалованию не подлежит, но при условии, если по делу не возникнут новые или вновь открывшиеся обстоятельства, которые могут послужить основанием для возобновления производства по ранее рассмотренному уголовному делу.