Субъектами права собственности являются гк рф

05.09.2018 Выкл. Автор admin

Статья 212. Субъекты права собственности

1. В Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

2. Имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

3. Особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, могут устанавливаться лишь законом.

Законом определяются виды имущества, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности.

4. Права всех собственников защищаются равным образом.

Комментарий к статье 212 Гражданского Кодекса РФ

1. Согласно п. 2 ст. 8 Конституции в России признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. В п. 1 комментируемой статьи также указывается на различные формы собственности в Российской Федерации. Понятие формы собственности употребляется в экономическом смысле. Оно объединяет в себе тип собственника и виды имущества, которые могут находиться в собственности. Таким образом, под формой собственности понимаются экономические отношения, характеризуемые индивидуализацией собственника, выступающего в качестве субъекта данных отношений, и разновидностью имущества, принадлежащего собственнику.

Перечень форм собственности, данный как в Конституции, так и в Кодексе, не является исчерпывающим, поскольку сопровождается оговоркой, в силу которой в Российской Федерации признаются и иные формы собственности. Однако иных форм собственности, предусмотренных ч. 2 ст. 8 Конституции и п. 1 комментируемой статьи, в настоящее время в России не существует. В п. 1 комментируемой статьи, по существу, лишь воспроизводится конституционная формула, в действительности не имеющая особого гражданско-правового смысла.

2. В обществах с развитой рыночной экономикой обычно существуют две формы собственности: частная и государственная. Объектами частной собственности, которая считается основной формой собственности, являются все виды имущества, не относящиеся к государственной собственности. В то же время один вид имущества должен служить общим интересам всего общества и быть доступен для каждого его члена. К такому имуществу, находящемуся в собственности государства, могут относиться, например, площади, улицы, парки, реки и т.п. В этом же направлении идет процесс развития и российского общества. В п. 2 ст. 212 ГК определяется перечень субъектов права собственности, совпадающий с составом участников отношений, регулируемых гражданским законодательством (см. коммент. к ст. 2 ГК). Соответственно, выделяются частная, государственная и муниципальная формы собственности.

3. Особенности возникновения, прекращения и осуществления права собственности на имущество во многом определяются его субъектным составом. Пункт 3 комментируемой статьи посвящен порядку, в котором могут устанавливаться особенности регулирования отдельных аспектов права собственности. Так, правовым источником установления указанных особенностей может выступать только закон (например, гл. 14, 15 ГК, Закон об унитарных предприятиях, Закон о защите прав потребителей, Закон об оружии). Данное уточнение в комментируемой статье является существенной дополнительной гарантией равенства форм собственности.

Правило, содержащееся в абз. 2 п. 3 комментируемой статьи, устанавливает, что возможны виды имущества, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности. Введение подобного ограничения объективно отражает потребности любого государства в защите своего суверенитета, обеспечении обороноспособности и безопасности, а также учете интересов большинства населения, проживающего на его территории.

4. Цель п. 4 комментируемой статьи — обеспечение равноправия собственников в вопросе защиты. В связи с этим следует подчеркнуть невозможность существования форм права собственности. Понятие «форма собственности» — экономическое, а не юридическое. Наличие же разных форм прав собственности неизбежно влечет появление разных по объему и степени защиты прав собственности, что противоречит устоям демократического государства.

Правовое государство обеспечивает равные (как по содержанию, так и по гарантиям защиты и охраны) юридические возможности всем без различия собственникам. Поэтому в действительности речь должна идти не о формах права собственности, а о принадлежности имущества на праве собственности различным субъектам — гражданам, юридическим лицам, публично-правовым образованиям, причем с совершенно одинаковым объемом правомочий.

Конституция (ст. 8) и п. 4 комментируемой статьи гарантируют равенство в защите всех форм собственности и в правомочиях, принадлежащих собственнику, независимо от того, какую форму собственности он представляет.

Статья 212. Субъекты права собственности

1. В Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

2. Имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

3. Особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, могут устанавливаться лишь законом.

Законом определяются виды имущества, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности.

4. Права всех собственников защищаются равным образом.

Комментарий к Ст. 212 ГК РФ

1. В соответствии с ч. 2 ст. 8 Конституции РФ признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Комментируемая статья воспроизводит данное положение в п. п. 1 и 4.

Основной Закон упоминает о формах собственности, в том числе и о частной, также в ст. ст. 9, 35, 36. При этом, если проанализировать текст всех четырех частей ГК РФ, мы не увидим упоминания частной собственности, кроме как в комментируемой статье (в п. 1 ст. 1 используется также словосочетание «частные дела»).

Безусловно, частная собственность не только правовая и экономическая, но и политическая категория. Именно политическими мотивами руководствовалась рабочая группа по подготовке части первой ГК РФ, когда во втором чтении ст. 213 переименовали из «Право частной собственности» в «Право собственности граждан и юридических лиц». Вряд ли это сыграло решающую роль, однако в условиях жесткой политической борьбы часть первая Кодекса все-таки была принята.

Что касается иных (кроме частной, государственной и муниципальной) форм собственности, то следует отметить, что дискуссия о формах собственности во время подготовки Конституции РФ не была завершена и выходом из дискуссионного тупика было указание в Основном Законе на неисчерпывающий перечень форм собственности. В ГК РФ оставалось лишь воспроизвести текст Конституции РФ.

2. При определении субъектов права собственности и иных вещных прав следует учитывать постепенное вовлечение в гражданский оборот все большего количества объектов и, следовательно, появление все большего числа собственников. Данное обстоятельство требует более конкретного научного осмысления правового положения как самих участников оборота, так и лиц, чьи интересы при этом непосредственно затрагиваются. Особенности правового положения лиц в данном случае детерминированы как спецификой использования того или иного объекта, так и тем правом, носителями которого эти лица являются.

3. О праве собственности граждан и юридических лиц см. ст. 213 ГК РФ и комментарий к ней, о праве собственности Российской Федерации и ее субъектов — ст. 214 и комментарий к ней, о праве собственности муниципальных образований — ст. 215 и комментарий к ней.

4. Субъектов права собственности можно разделить:

— на частных и публичных. При этом в данном случае можно сформулировать правило: все то, что не отнесено к публичной собственности, является частной;

— на естественных — граждан и искусственных — созданных гражданами. К последним относятся юридические лица и публичные образования;

— на российских, иностранных и международных. В соответствии с абз. 4 п. 1 ст. 2 ГК РФ правила, установленные гражданским законодательством, применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом. К международным относятся иные государства и международные организации (например, Организация Объединенных Наций);

— по полной и ограниченной возможности участия в гражданском обороте. Граждане обладают такой возможностью тогда, когда становятся дееспособными, т.е. по достижении 18 лет (п. 1 ст. 21 ГК), либо до достижения данного возраста, но в соответствии с законом вступившие в брак (п. 2 ст. 21 ГК), либо эмансипированные (ст. 27 ГК).

Как правило, юридические лица обладают общей правоспособностью с момента государственной регистрации, за исключением некоммерческих организаций и государственных и муниципальных организаций, которые обладают специальной правоспособностью. Соответственно, организации с общей правоспособностью обладают большими возможностями участия в гражданском обороте, нежели организации со специальной правоспособностью.

Конечно же данные деления являются условными, но очевидно, что приведенная классификация основывается на нормах права.

5. Нормы комментируемой статьи не распространяются на результаты интеллектуальной деятельности, приравненные к ним средства индивидуализации и интеллектуальные права, как иногда ошибочно считают правоприменители. Так, в Определении Верховного Суда РФ от 4 ноября 2003 г. N КАС03-512 на основе положений ст. ст. 128, 212, 214 ГК РФ сделан вывод о принадлежности Российской Федерации исключительных прав на результаты интеллектуальной (творческой) деятельности (интеллектуальная собственность), относящиеся к объектам гражданских прав, в том числе на товарные знаки.

6. Абзац 2 п. 3 комментируемой статьи корреспондирует п. 2 ст. 129 ГК РФ. Виды имущества, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности, предусмотрены Земельным кодексом РФ (ст. 27), Лесным кодексом РФ (ст. 8), Водным кодексом РФ (ст. 8); Федеральными законами «Об обороне» (ст. 1) , «О животном мире» (ст. 4) , «О мелиорации земель» (ст. 11) , «Об использовании атомной энергии» (ст. 5) , «Об особо охраняемых природных территориях» (ст. 2) , «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» (ст. 9) , «О государственном материальном резерве» (ст. 4) , «О Федеральной службе безопасности» (ст. 7.1) , «О гидрометеорологической службе» (ст. 13) , «О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации» (ст. 6) ; а также законами «О недрах» (ст. 1.2) , «О закрытом административно-территориальном образовании» (ст. 6) , «О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации» (ст. 7) , «О государственной охране» (ст. 29) , «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта» (ст. 4) , «Об архивном деле в Российской Федерации» (ст. 7) , «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» (ст. 5) , «О статусе столицы Российской Федерации» (ст. 8) , «Об уничтожении химического оружия» (ст. 5) и др.

———————————
Собрание законодательства РФ. 1996. N 23. Ст. 2750.

Собрание законодательства РФ. 1995. N 17. Ст. 1462.

Собрание законодательства РФ. 1996. N 3. Ст. 142.

Собрание законодательства РФ. 1995. N 48. Ст. 4552.

Собрание законодательства РФ. 1995. N 12. Ст. 1024.

Собрание законодательства РФ. 1995. N 9. Ст. 713.

Собрание законодательства РФ. 1995. N 1. Ст. 3.

Собрание законодательства РФ. 1995. N 15. Ст. 1269.

Собрание законодательства РФ. 1998. N 30. Ст. 3609.

Собрание законодательства РФ. 1998. N 16. Ст. 1799.

Собрание законодательства РФ. 1992. N 10. Ст. 823.

Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1992. N 33. Ст. 1915.

Собрание законодательства РФ. 2006. N 23. Ст. 2380.

Собрание законодательства РФ. 1996. N 22. Ст. 2594.

Собрание законодательства РФ. 2003. N 9. Ст. 805.

Собрание законодательства РФ. 2004. N 43. Ст. 4169.

Собрание законодательства РФ. 1997. N 6. Ст. 711.

Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1993. N 19. Ст. 683.

Собрание законодательства РФ. 1997. N 18. Ст. 2105.

Субъекты и объекты права собственности

Действующее законодательство (ГК РФ) исходит из того, что все имущество в Российской Федерации может находиться в частной, государственной и муниципальной собственности.

Субъектами права собственности, согласно ст.212 ГК РФ, являются:

1) Российская Федерация и ее субъекты в отношении государственной собственности;

2) муниципальные образования в отношении муниципальной собственности;

3) граждане и юридические лица в отношении частной собственности.

Гражданское законодательство основывается на признании равенства всех собственников (ст.1 ГК РФ) и защищает права всех собственников равным образом (ст.212 ГК РФ).

Но несмотря на это, между правомочиями субъектов права собственности существуют определенные различия. В соответствии со ст.212 ГК РФ законом могут быть установлены особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, особенности владения, пользования и распоряжения имуществом в зависимости от того, находится ли оно в частной, государственной или муниципальной собственности. Законом определяются также виды имущества, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности.

Принадлежность имущества гражданам и юридическим лицам означает нахождение этого имущества в частной собственности. Действующее законодательство заменило термином «частная собственность» большое количество различных понятий, существовавших в советском праве: социалистическая, коллективная, личная, индивидуально-трудовая и мелкая частная собственность.

Субъектом права частной собственности выступают граждане и юридические лица. Статья 213 ГК РФ прямо предусматривает, что в собственности граждан и юридических лиц может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может принадлежать гражданам или юридическим лицам, а количество и стоимость имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц, могут быть ограничены только на основании закона.

В соответствии с п.3 ст.213 ГК РФ юридические лица, являющиеся коммерческими и некоммерческими организациями (кроме государственных и муниципальных предприятий, а также финансируемых учреждений), являются собственниками имущества, переданного им в качестве вкладов (взносов) их учредителями (участниками, членами), а также имущества, приобретенного этими юридическими лицами по иным основаниям.

Действующее гражданское законодательство отказалось от деклараций «общенародной собственности», «достояния народа» по отношению к государственной собственности и не рассматривает теперь народ в качестве единого собственника и владельца всего государственного имущества.

Гражданский кодекс РФ, исходя из федеративного устройства Российской Федерации, признает множественность субъектов государственной собственности. Государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации — республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).

Следовательно, субъектами права государственной собственности являются Российская Федерация в целом и каждый субъект Российской Федерации, полный перечень которых содержится в Конституции РФ. Указанные субъекты права собственности осуществляют свои права в отношении принадлежащего им имущества и не отвечают по обязательствам друг друга. Существует сложный порядок отнесения государственного имущества к федеральной собственности и собственности субъектов Российской Федерации, предусмотренный действующим законодательством РФ. Разделение собственности между Российской Федерацией и ее субъектами получило свое правовое закрепление в связи с принятием постановления Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность».

Права собственника от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации осуществляют, в соответствии со ст.125 ГК РФ, органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. В соответствии с действующим законодательством РФ права собственника в отношении федерального государственного имущества осуществляют правительство РФ, а также специально созданные органы, например Министерство имущественных отношений РФ.

Круг объектов права государственной собственности не ограничен, поскольку в собственности государства может находиться любое имущество. Согласно п.2 ст.214 ГК РФ земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью. Некоторое имущество является объектом исключительно государственной собственности и может принадлежать только Российской Федерации.

Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с действующим законодательством. Государственные предприятия и учреждения приобретают на переданную им государственную собственность право хозяйственного ведения и право оперативного управления, соответственно, и самостоятельно используют переданное им имущество в рамках предоставленных вещных прав. Правовой режим ограниченных вещных прав предприятий и учреждений будет рассмотрен далее.

Государственная собственность, несомненно, имеет свою специфику, потому что:

1) в собственности государства может находиться любое имущество, в том числе изъятое из оборота;

2) некоторые способы возникновения права собственности присущи только государственной собственности, например взимание налогов, а кроме того, только государству предоставлено право осуществлять принудительное изъятие имущества у других собственников;

3) государство самостоятельно устанавливает правила использования своего имущества.

Муниципальной собственностью является, согласно п.1 ст.215 ГК РФ, имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям.

В соответствии с п.2 ст.125 ГК РФ от имени муниципальных образований права собственника осуществляют органы местного самоуправления.

Круг объектов муниципальной собственности намного уже круга объектов государственной собственности. Как правило, в муниципальную собственность закрепляются объекты непроизводственной сферы, социально-бытового и культурного назначения (жилой фонд, объекты инженерной инфраструктуры), а также производственного назначения, учреждения образования, здравоохранения, культуры. Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями, которые осуществляют владение, пользование и распоряжение имуществом в рамках переданных им вещных прав.

11.3. Субъекты права собственности

Субъектами права частной собственности выступают граждане и юридические лица. В качестве участников отношений публичной (общественной) собственности выступают: Российская Федерация в целом, субъекты РФ и муниципальные образования.

1. Право собственности граждан

За последние годы право собственности граждан претерпело существенные изменения. Если ранее возможности гражданина как собственника ограничивались жесткими рамками потребительского назначения имущества, то в настоящее время он вправе использовать принадлежащее имущество как для предпринимательской, так и для любой другой не запрещенной законом деятельности. Граждане могут быть собственниками любого имущества, в том числе различных видов недвижимости, включая земельные участки, предприятия, как имущественные комплексы (ст. 132 ГК), а также оборудование, транспортные средства и другие «средства производства».

Действующее гражданское законодательство не устанавливает количественных и стоимостных ограничений на объекты права собственности граждан. В силу п. 2 ст. 213 ГК «количество и стоимость имущества, находящегося в собственности граждан, не ограничиваются, за исключением случаев, когда такие ограничения установлены законом». Закон делает исключение для отдельных видов имущества, которые не могут быть собственностью граждан. К такому имуществу относится имущество, изъятое из оборота, поскольку оно составляет объект исключительной собственности федерального государства (богатства континентального шельфа и морской экономической зоны, некоторые виды вооружений, памятники истории и культуры и др.). Это означает, в частности, устранение ограничений на количество находящихся в собственности отдельного гражданина домов, дач, иных строений, автотранспортных средств, скота и другого имущества.

Значительно расширен и круг объектов права собственности граждан. Об этом свидетельствует появление в собственности граждан различных ценных бумаг — акций, казначейских обязательств, сберегательных сертификатов, причем не только именного, но и предъявительского характера. Все это открывает гражданам более широкую возможность участия в коммерческих отношениях.

По своим обязательствам граждане отвечают всем принадлежащим им на праве собственности имуществом. Однако законодательство Российской Федерации предусматривает перечни имущества граждан, на которое не может быть обращено взыскание кредиторов. Наличие такого имущества у гражданина служит для него одной из социально-экономических гарантий его жизни в обществе.

2. Право собственности юридических лиц

Юридические лица (кроме государственных и имущественных унитарных и казенных предприятий, а также учреждений) являются собственниками имущества, которое передается им их учредителями, участниками в качестве вкладов, взносов, а также имущества, приобретенного ими в результате их деятельности или по другим основаниям. Собственность юридических лиц является коллективной частной собственностью. Ее основное отличие состоит в том, что учредители юридического лица, их участники, пайщики не являются собственниками имущества юридического лица. В одних случаях, у этих лиц возникают обязательственные права на получение от юридического лица части прибыли на взнос, пай.

Круг объектов права собственности юридических лиц не ограничен. Однако, в их собственности не может находиться имущество, составляющее исключительную собственность государства. Свои правомочия собственника юридическое лицо осуществляет через свои органы. Все юридические лица могут иметь различные фонды: уставной фонд (уставной капитал), страховой фонд, основной и оборотные фонды и т.д.

3. Право государственной и муниципальной собственности Право государственной собственности закрепляется ст. 214 ГК РФ. Субъектами права государственной собственности являются Российская Федерация в целом либо субъект РФ — республика в составе РФ, край, область, автономная область, автономный округ, города Москва и Санкт-Петербург. В зависимости от субъекта различается федеральная государственная собственность и государственная собственность субъектов Российской Федерации.

Объекты права федеральной государственной собственности неограничены. На праве федеральной собственности может находиться любое имущество. Круг объектов права собственности субъектов РФ несколько уже. В его состав не могут входить объекты исключительной федеральной собственности. Порядок разграничения объектов федеральной собственности и собственности субъектов РФ устанавливается специальным законом.

Содержание права государственной собственности составляют правомочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом. Однако специфика общих правомочий заключается в том, что Российская Федерация и нередко субъекты РФ в законодательном порядке сами устанавливают для себя правила поведения как собственников.

Все государственное имущество, независимо от того, принадлежит ли оно Российской Федерации в целом или ее субъекту, подразделяется на две основные группы:

— имущество, закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями;

— средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляющие государственную казну Российской Федерации, или государственную казну субъекта РФ.

Право муниципальной собственности закреплено в ст. 215 ГК РФ. Муниципальная собственность не является разновидностью государственной собственности. Муниципальной собственностью является имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям. Муниципальное имущество делится на две группы:

— имущество, закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями;

— средства местного бюджета и иное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющие муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или муниципального образования.

От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления, а также по специальному поручению — юридические лица и граждане.

Субъекты права собственности

В соответствии с Конституцией РФ (ч. 2 ст. 8) и ГК РФ (ст. 212) в Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Субъектами права частной собственности являются граждане и юридические лица (за исключением унитарных предприятий и учреждений); государственной и муниципальной – соответственно Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования.

Граждане вправе иметь в собственности имущество, состав, количество и стоимость которого не ограничиваются. Имущество может использоваться для потребительских и хозяйственных нужд, в том числе для занятия предпринимательской деятельностью.

В собственности граждан не может находиться лишь имущество, составляющее исключительную собственность государства, а также имущество, которое по соображениям общественной безопасности или в соответствии с международными договорами не может быть объектом права собственности граждан (наркотики, сильнодействующие яды, большинство видов вооружения и т.п.).

Юридические лица (кроме унитарных предприятий и учреждений) являются едиными и единственными собственниками принадлежащего им имущества, в том числе переданного в качестве вкладов (взносов) их учредителями (участниками).

Учредители (участники) коммерческих организаций не приобретают права собственности на имущество созданного ими юридического лица. Они имеют право лишь на получение части прибыли от его деятельности и части имущества (или его стоимости), оставшегося после ликвидации организации и расчетов со всеми кредиторами.

Что касается некоммерческих юридических лиц, то их учредители не имеют никаких прав в отношении имущества организации (некоторые особенности предусмотрены в потребительском кооперативе). Некоммерческие организации, будучи частными собственниками принадлежащего им имущества, тем не менее ограничены в возможности его использования. Это связано со специальным характером их правоспособности.

Как и граждане, юридические лица могут иметь в собственности любое имущество (за исключением изъятого из оборота), а также обязательственные и исключительные права (право на товарный знак, знак обслуживания, место происхождения товара). Имущество юридического лица отражается на его балансе, данные которого позволяют судить о реальном имущественном положении организации.

Субъектами права государственной собственности являются Российская Федерация и субъекты РФ. В качестве субъектов муниципальной собственности выступают городские и сельские поселения и другие муниципальные образования.

В собственности государственных образований может находиться любое имущество. В законодательстве содержится презумпция о том, что земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц и муниципальных образований, являются государственной собственностью.

Находящееся в государственной и муниципальной собственности имущество подразделяется на две части: имущество, которым публично-правовое образование обладает непосредственно (нераспределенное имущество) и имущество, закрепленное за государственными и муниципальными предприятиями и учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (распределенное имущество).

К нераспределенному имуществу относится прежде всего казна публично-правового образования, которая формируется за счет бюджетных средств и средств внебюджетных фондов (пенсионного, социального страхования и др.). Казна включает в себя также золотой запас, алмазный и валютный фонды, имущество, находящееся в государственном резерве. Этим имуществом государственные и муниципальные образования непосредственно участвуют в имущественном обороте, распоряжаются по своему усмотрению и отвечают по своим долгам.

Распределенным имуществом публичные образования не распоряжаются непосредственно и не несут ответственности по своим обязательствам. Это имущество закрепляется за унитарными предприятиями и учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Право хозяйственного ведения и право оперативного управления представляют особую разновидность ограниченных вещных прав. Эти права могут принадлежать исключительно юридическим лицам и устанавливаются в целях хозяйственного и иного использования ими имущества собственника.

Субъектами права хозяйственного ведения являются унитарные государственные и муниципальные предприятия (за исключением казенных предприятий), субъектами права оперативного управления – финансируемые собственником учреждения и казенные предприятия. Содержание права хозяйственного ведения и оперативного управления заключается в возможности соответствующих субъектов владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом собственника в пределах, установленных законом. В ГК РФ и Федеральном законе от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» установлен исчерпывающий перечень правомочий собственника в отношении имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения и оперативного управления.