Субъект ст559 коап рф

05.11.2018 Выкл. Автор admin

Субъекты административной ответственности

Статья 1.4 КоАП предусматривает основополагающий принцип равенства перед законом субъектов административной ответственно­сти, совершивших административные правонарушения. Физические лица подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имуществен­ного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объедине­ниям, а также других обстоятельств.

Субъектами административных правоотношений являются фи­зические и юридические лица.

Физическое лицо — это лицо, достигшее на момент совершения административного правонарушения возраста 16 лет (ст. 2.3 КоАП). Согласно ст. 2.8 КоАП не подлежит административной ответствен­ности физическое лицо, которое во время совершения противоправ­ных действий (бездействия) находилось в состоянии невменяемости, т.е. не могло осознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хро­нического психического расстройства, временного психического рас­стройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики.

Статья 2.4 КоАП предусматривает административную ответст­венность должностных лиц. Ими являются лица, постоянно, вре­менно или в соответствии со специальными полномочиями осуще­ствляющие функции представителя власти, т.е. наделенные в уста­новленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от них, а равно лица, выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных орга­нах, органах местного самоуправления, государственных и муници­пальных организациях, а также в Bооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях. Должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им адми­нистративного правонарушения в связи с неисполнением либо не­надлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Статья 2.5 КоАП устанавливает административную ответствен­ность военнослужащих и иных лиц, на которых распространяется дей­ствие дисциплинарных уставов. Они несут ответственность за адми­нистративные правонарушения в соответствии с дисциплинарными уставами. Сотрудники органов внутренних дел, органов уголовно­исполнительной системы, Государственной противопожарной служ­бы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов несут ответствен­ность за административные правонарушения в соответствии с нор­мативными правовыми актами, регламентирующими порядок про­хождения службы в этих органах. К ним не могут быть применены административные наказания в виде административного ареста, а к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, также в виде административного штрафа.

B ст. 2.6 КоАП рассматриваются положения, определяющие ад­министративную ответственность иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц. B случае совершения ими на территории России административных правонарушений они подлежат административной ответственности на общих основаниях.

Bопрос об административной ответственности иностранного гра­жданина, пользующегося иммунитетом от административной юрис­дикции России в соответствии с федеральными законами и между­народными договорами России и совершившего на территории Рос­сии административное правонарушение, разрешается в соответствии с нормами международного права.

Согласно ст. 2.1 КоАП юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет ус­тановлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Фе­дерации предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлече­ние к административной или уголовной ответственности физиче­ского лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

Установленные раздедами I, III—V КоАП требования действуют в отношении и физического, и юридического лица, за исключением тех случаев, когда по смыслу эти нормы относятся и могут быть применены только к физическому лицу (п. 2 ст. 2.10).

В ст. 2.10 КоАП говорится о том, кто привлекается к ответст­венности за административные правонарушения при реорганизации юридических лиц:

• при слиянии нескольких юридических лиц — привлекается вновь возникшее юридическое лицо;

• при присоединении юридического лица к другому юридиче­скому лицу — присоединившее юридическое лицо;

• при разделении юридического лица или при выделении из со­става юридического лица одного или нескольких юридических лиц — то юридическое лицо, к которому согласно разделитель­ному балансу перешли права и обязанности по заключенным сделкам или имуществу, в связи с которыми было совершено административное правонарушение;

• при преобразовании юридического лица одного вида в юри­дическое лицо другого вида — вновь возникшее юридическое лицо.

В случаях, указанных в ч. 3—6 ст. 2.10 КоАП, административная ответственность за совершение административного правонаруше­ния наступает независимо от того, было ли известно привлекаемому к административной ответственности юридическому лицу о факте административного правонарушения до завершения реорганизации.

Субъект административного правонарушения

Субъекты административного правонарушениялица, подлежащие привлечению к ответственности в соответствии с нормами КоАП РФ,классифицируются по множеству оснований. Субъектами административного правонарушения, в отличие от преступления, могут быть как физические, так и юридические лица. Причем первые подразделяются на граждан России, иностранцев, должностных лиц, граждан, имеющих воинские и специальные звания, и т. д. Подробнее об особенностях ответственности различных категорий субъектов административного права изложено в настоящей статье.

Виды субъектов административного правонарушения (общие, специальные…) и их признаки

В отличие от уголовной, административная ответственность распространяется не только на людей, но и на целые организации, то есть юридические лица. Таким образом, сразу два вида субъектов административного правонарушения относятся к категории общих субъектов, а именно:

  1. Физические лица, к которым относятся:
    • граждане России;
    • иностранцы;
    • лица, не имеющие гражданства (апатриды).
  2. Юридические лица — как российские, так и иностранные учреждения, действующие на территории России, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности.

При этом физические лица как субъекты административной ответственности помимо гражданства классифицируются еще и по профессиональному признаку (тогда их еще называют специальными субъектами административных правонарушений):

  • должностные лица;
  • военнослужащие и приравненные к ним граждане.

Должностные лица

В соответствии с примечанием к статье 2.4 КоАП РФ должностными лицами признаются представители власти, а также сотрудники, в силу своих служебных обязанностей исполняющие организационно-распорядительные или административные функции. Только в этих случаях они выступают в качестве субъектов административного правонарушения, имеющих специальные признаки.

Иными словами, это руководители различного звена, в том числе занимающие должности на государственных и муниципальных предприятиях, в вооруженных силах и т. д.

Как правило, для должностных лиц предусмотрены повышенные меры ответственности по сравнению с рядовыми гражданами. Например, за нарушение требований к порядку продажи некоторых товаров (статья 14.15 КоАП РФ) продавец заплатит штраф как физическое лицо — в сумме от 300 до 1 500 рублей, тогда как должностное лицо, то есть администратор или руководитель торгового учреждения, — от 1 000 до 3 000 рублей.

Важно: за правонарушения, совершенные не в связи с профессиональной деятельностью (например, нарушение ПДД, мелкое хулиганство и т. д.), должностные лица несут ответственность как физические.

Военнослужащие

Статья 2.5 КоАП РФ относит к категории военнослужащих и приравненных к ним лиц не только кадровых военных, но и граждан, призванных на военные сборы (исключительно в период их проведения), а также сотрудников других организаций, предполагающих ношение погон и присвоение специальных званий:

  • Следственного комитета РФ;
  • Полиции;
  • Уголовно-исполнительной системы;
  • Таможни;
  • МЧС.

Важно: речь идет только об аттестованных работниках указанных учреждений.

За большинство правонарушений, предусмотренных КоАП РФ, военнослужащие и приравненные к ним лица несут дисциплинарную ответственность, то есть административному наказанию не подлежат.

Исключение составляют нормы, перечисленные в части 2 статьи 2.5 КоАП РФ, когда военнослужащие выступают субъектами административного правонарушения. Среди них — нарушения в области избирательного права, противопожарной безопасности, ПДД и т. д.

Субъекты административного правонарушения — физические лица

В соответствии с КоАП РФ физические лица привлекаются к ответственности, если отвечают двум признакам субъекта административного правонарушения:

  • достигли возраста, с которого наступает ответственность;
  • являются вменяемыми.

Возрастной ценз административной ответственности

Равно как и уголовная, административная ответственность наступает с 16 лет. При этом, в отличие от УК РФ, КоАП РФ не предусматривает никаких исключительных случаев, снижающих возраст. То есть если в уголовном праве за некоторые преступления граждане подлежат ответственности с 14 лет, то в административном действует только один возрастной порог. Именно поэтому субъектом административного правонарушения может стать лицо, достигшее возраста 16 лет.

Важно: несовершеннолетние правонарушители (от 16 до 18 лет) по решению КДН (комиссии по делам несовершеннолетних) могут быть освобождены от наказания с применением к ним иных мер воздействия. Это возможно с учетом различных обстоятельств и исходя из тяжести проступка.

Вменяемость

В силу статьи 2.8 КоАП РФ физическое лицо, признанное невменяемым, не подлежит привлечению к административной ответственности. Факт вменяемости устанавливается судом на основании заключения психиатрической экспертизы, которая определяет, мог ли правонарушитель в момент совершения проступка руководить своим поведением, понимал ли опасность действий и т. д.

Если ответы на эти вопросы будут отрицательными, суд почти наверняка сделает вывод об отсутствии вменяемости и освободит виновного от наказания. Таким образом, лицо, признанное невменяемым, к ответственности не привлекается, а значит, не может считаться субъектом административного правонарушения.

Когда юридические лица являются субъектами административных правонарушений

Перечень санкций для юридических лиц гораздо уже, чем для граждан. В него входят:

  • предупреждение;
  • административный штраф;
  • приостановление деятельности на определенный срок;
  • конфискация предмета правонарушения или орудия его совершения.

Тогда как физические лица, помимо указанных мер, могут быть подвергнуты аресту, обязательным работам, дисквалификации (в случае с должностными лицами) и т. д.

Большинство статей КоАП РФ содержат ссылку на применение нормы к определенным субъектам административного правонарушения —например, только к физическим или только к юридическим лицам либо к любому правонарушителю с разграничением санкций. Если же такого указания нет, организации являются субъектами административного правонарушения на тех же основаниях, что и граждане.

Важно: согласно статье 2.10 КоАП РФ, в случае преобразования или смены собственника юридического лица административная ответственность наступает в следующем порядке:

  • при слиянии ответственность несет вновь возникшая организация;
  • при присоединении — присоединившее юрлицо;
  • при разделении — правопреемник (то есть организация, принявшая на себя, согласно разделительному балансу, все права и обязанности прежнего предприятия).

Привлечение к административной ответственности руководителя по ст.5.59 коап РФ

Вопрос-ответ по теме

Прокуратура собирается возбудить дело по ст.5.59 коап рф за просрочку в предоставлении ответа гражданину и привлечь руководителя к ответственности по данной статье. Однако в должностной инструкции руководителя не имеется такой обязанности, как отвечать на заявления граждан. Такая обязанность имеется у заместителя руководителя. Основываясь на каких нормах составить возражение (о том, чтобы привлечь заместителя, а не руководителя)?

следует основывать свою позицию на следующих нормах:

Согласно статье 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые названным кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.

Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.

При этом установление виновности предполагает доказывание не только вины лица, но и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния. Следовательно, необходимо доказать, что именно это лицо совершило данное административное правонарушение.

Статья 5.59 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка рассмотрения обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и иных организаций, на которые возложено осуществление публично значимых функций, за исключением случаев, предусмотренных статьями 5.39, 5.63 КоАП РФ.

Ст.4 ФЗ от 02.05.2006 № 59-ФЗ предусмотрено, что должностным лицом является лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные, административно- хозяйственные функции в государственном органе или органе местного самоуправления.

В соответствии с п.1,4 ч.1 ст.10 ФЗ № 59-ФЗ государственный орган или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости — с участием гражданина, направившего обращение, дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.

Кроме того, в силу положений ч.3 ст.10 ФЗ № 59-ФЗ ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом.

Далее Вам следует сослаться на Положение Вашего органа (при наличии) о том, что в Вашей компании организован прием граждан, обеспечение своевременного и полного рассмотрения обращений граждан, принятие по ним решений и направление заявителям ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок.

В дальнейшем следует сослаться на норму Положения Вашего органа (при наличии) о том как организована работа с обращениями граждан, какими полномочиями обладают: лица, при ответе на обращения, например « в пределах своей компетенции принимают все необходимые меры по разрешению поставленных в обращении вопросов, организуют всестороннее изучение вопроса, при необходимости запрашивают, в том числе в электронной форме, дополнительные документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц (за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия), привлекают экспертов, организуют выезд на место».

Далее необходимо сослаться на пункт Положения (при наличии) в котором установлено кто именно осуществляет контроль за своевременным объективным рассмотрением граждан, например: контроль за своевременным, объективным и полным рассмотрением обращений граждан осуществляет начальник органа или его заместители в соответствии с их полномочиями, которым направлено конкретное обращение. Примером из практики предоставления таких документов является Решение Центрального районного суда г.Новосибирска от 1.06.2016 № 12-397/2016.

Далее необходимо сослаться на должностную инструкцию заместителя начальника. Положительная практика привлечения именно заместителя руководителя содержится в Решении Советского районного суда г.Астрахани от 09.02.2015 г. № 12-74/2015.

Срок давности привлечения к административной ответственности по данной категории дел составляет три месяца. Вышеуказанная практика это подтверждает.

В конце необходимо просить прекратить производство по делу об административном правонарушении на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ (в связи с отсутствием в действиях Начальника состава административного правонарушения).

Однако, если Вы хотите избежать административной ответственности, полноценно указывать лицо, которого следует привлечь к административной ответственности не стоит. При составлении постановления о возбуждении административного дела, в объяснениях необходимо указать, что в должностной инструкции руководителя (предоставив ее в Прокуратуру) отсутствует обязанность по обеспечению своевременного и полного рассмотрения обращений граждан в связи с чем производство по делу об административном правонарушении должно быть прекращено на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

3. Ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом*

«В ходе проведенной проверки было установлено, что требования закона должностным лицом- заместителем начальника межрайонной ИФНС №6 по Астраханской области 1 не соблюдены. Обращение временного управляющего ООО Строительная компания «Полиформ Плюс» поступило в МИФНС №6 01.09.2014г. за № 26781. 21.01.2013 г. и передано для исполнения заместителю начальника межрайонной ИФНС по 1, однако письменный ответ на обращение до настоящего времени не дан.

Постановлением мирового судьи судебного участка № по делу об административном правонарушении от дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 5.59 КоАП РФ, возбужденное в отношении заместителя начальника межрайонной ИФНС по 1, года рождения, уроженки , прекращено на основании п. 6 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, за истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

Доводы заместителя прокурора , изложенные в протесте, были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, им дана надлежащая оценка.

Статьей 4 Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» предусмотрено, что должностным лицом является лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственном органе или органе местного самоуправления.

Кроме того, в силу положений части 3 статьи 10 Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом.

Обращение временного управляющего ООО Строительная компания «Полиформ Плюс» не содержало каких-либо вопросов, подлежащих разрешению налоговым органом. Так налоговый орган действующим законодательством не наделен полномочиями по понуждения руководителя организации, находящейся на стадии банкротства, в передачи документов временному управляющему. Уголовно-процессуальное законодательство не наделяет налоговые органы полномочиями по проведению процессуальной проверки по заявлению о совершении преступления.

Таким образом в течении 7 дней после поступления обращения в государственный орган оно должно было быть направлено в орган полиции, для проведения процессуальной проверки. Срок направления данного обращения для рассмотрения по подведомственности истек 08.09.2014г. Данное правонарушение не считается длящимся, а считается оконченным 08.09.2014г.

Согласно ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности составляет 3 месяца со дня совершения правонарушения. Материал дела поступил в судебный участок 03.12.2014г. на момент рассмотрения дела, срок давности привлечения к ответственности истек*

Статья 1473 ГК РФ. Фирменное наименование (действующая редакция)

1. Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица.

2. Фирменное наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму и собственно наименование юридического лица, которое не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности.

3. Юридическое лицо должно иметь одно полное фирменное наименование и вправе иметь одно сокращенное фирменное наименование на русском языке. Юридическое лицо вправе иметь также одно полное фирменное наименование и (или) одно сокращенное фирменное наименование на любом языке народов Российской Федерации и (или) иностранном языке.

Фирменное наименование юридического лица на русском языке и языках народов Российской Федерации может содержать иноязычные заимствования в русской транскрипции или соответственно в транскрипциях языков народов Российской Федерации, за исключением терминов и аббревиатур, отражающих организационно-правовую форму юридического лица.

4. В фирменное наименование юридического лица не могут включаться:

1) полные или сокращенные официальные наименования иностранных государств, а также слова, производные от таких наименований;

2) полные или сокращенные официальные наименования федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

3) утратил силу с 1 октября 2014 года. — Федеральный закон от 12.03.2014 N 35-ФЗ;

4) полные или сокращенные наименования общественных объединений;

5) обозначения, противоречащие общественным интересам, а также принципам гуманности и морали.

Фирменное наименование государственного унитарного предприятия может содержать указание на принадлежность такого предприятия соответственно Российской Федерации и субъекту Российской Федерации.

Включение в фирменное наименование юридического лица официального наименования Российская Федерация или Россия, а также слов, производных от этого наименования, допускается по разрешению, выдаваемому в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В случае отзыва разрешения на включение в фирменное наименование юридического лица официального наименования Российская Федерация или Россия, а также слов, производных от этого наименования, юридическое лицо в течение трех месяцев обязано внести соответствующие изменения в свои учредительные документы.

5. Если фирменное наименование юридического лица не соответствует требованиям статьи 1231.1 настоящего Кодекса, пунктов 3 и 4 настоящей статьи, орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, вправе предъявить такому юридическому лицу иск о понуждении к изменению фирменного наименования. Положения пункта 3 статьи 61 настоящего Кодекса в этом случае не применяются.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 1473 ГК РФ

1. Комментируемая статья открывает параграф 1, посвященный регулированию отношений, складывающихся в связи с правовой охраной фирменного наименования — одного из видов средств индивидуализации.

На протяжении многих лет в СССР, а затем в Российской Федерации практически единственным источником правового регулирования фирменных наименований было Положение о фирме, утвержденное Постановлением ЦИК СССР и СНК СССР от 22 июня 1927 г. (далее — Положение о фирме) (Собрание законодательства СССР. 1927. N 40. Ст. 395).

С введением в действие части первой ГК РФ 1 января 1995 г. нормы Положения о фирме действовали в той части, в какой они не противоречили ГК РФ.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 18 декабря 2006 г. N 231-ФЗ «О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» (далее — Вводный закон) Положение о фирме и Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик признаны недействующими на территории РФ.

Следовательно, до введения в действие части четвертой ГК РФ в сфере правовой охраны фирменных наименований действовали некоторые статьи Положения о фирме, ряд статей ГК РФ и отдельные статьи, посвященные фирменным наименованиям, некоторых специальных Законов, например ст. 2, 4, 7 и 11 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. «Об акционерных обществах» (СЗ РФ. 1996. N 1. Ст. 1), ст. 2 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. «Об обществах с ограниченной ответственностью» (СЗ РФ. 1998. N 7. Ст. 785), ст. 4 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (СЗ РФ. 2002. N 48. Ст. 4746).

Положения ст. 54 ГК РФ являлись определяющими в сфере правовой охраны фирменных наименований. Согласно п. 4 указанной статьи исключительное право на использование фирменного наименования связывалось с его регистрацией, порядок которой должен был определяться законом и иными правовыми актами в соответствии с ГК РФ.

Однако специальный закон в сфере правовой охраны фирменных наименований в России так и не был принят. Законодатель отказался от регистрационной системы, учитывая, по-видимому, значительные финансовые расходы по ее созданию, а также неизбежные в таком случае коллизии с нормами международного права, изменив соответствующим образом ст. 54 ГК РФ, а также внеся изменения в другие статьи ГК РФ и специальных законов.

2. На международном уровне, в рамках международных договоров универсального характера, фирменным наименованиям посвящено только несколько статей, большинство из которых сосредоточено в Парижской конвенции по охране промышленной собственности от 20 марта 1883 г. (далее — Парижская конвенция), с последующими изменениями и дополнениями.

Фирменное наименование (nom commercial, trade name) включено в перечень объектов охраны промышленной собственности согласно ст. 1 (2) Парижской конвенции.

В статье 8 Парижской конвенции предписывается, что фирменное наименование охраняется во всех странах Союза (т.е. в странах, к которым применяется Конвенция) без обязательной подачи заявки или регистрации и независимо от того, является ли оно частью товарного знака.

Положения ст. 9 Парижской конвенции предусматривают арест при ввозе продуктов, незаконно снабженных товарным знаком или фирменным наименованием в тех странах Союза, в которых этот знак или фирменное наименование имеют право на законную охрану.

В соответствии со ст. 2 (viii) Конвенции от 14 июля 1967 г., учреждающей Всемирную организацию интеллектуальной собственности (далее — Конвенция, учреждающая ВОИС), под интеллектуальной собственностью понимаются права, относящиеся, в частности, к фирменным наименованиям (nom commercial, trade name) и коммерческим обозначениям (denomination commerciale, commercial name).

Как следует из вышеизложенного, термин «фирменное наименование» появился в Парижской конвенции в 1883 г. для обозначения одного из объектов промышленной собственности. Этот же термин указан в качестве объекта интеллектуальной собственности в 1967 г. в Конвенции, учреждающей ВОИС, наряду с новым термином, обозначающим новый объект интеллектуальной собственности — коммерческое обозначение.

Указанная выше терминология утвердилась в законодательстве и доктрине, и поэтому представляются беспочвенными сомнения в корректности перевода на русский язык термина nom commercial, trade name как фирменного наименования и утверждения о якобы наличии охраны коммерческих обозначений согласно ст. 1 (2) Парижской конвенции.

Эти немногочисленные нормы в сфере правовой охраны фирменных наименований обязательны для Российской Федерации, и они имеют приоритет перед национальными нормами, поскольку Россия участвует как в Парижской конвенции, так и в Конвенции, учреждающей ВОИС.

3. На национальном уровне правовое регулирование отношений в сфере фирменных наименований отличается большим разнообразием и в принципе не поддается унификации.

В некоторых государствах в качестве фирменного наименования может быть избрано практически любое обозначение. К государствам, придерживающимся принципа «свободы фирмы», относятся, например, США, Великобритания, Канада, Япония.

Государства континентальной Европы исторически более привержены принципу «истинной фирмы», в соответствии с которым индивидуальные предприниматели обязаны основывать свой бизнес только под своим собственным именем. На практике, однако, этот принцип последовательно не может быть соблюден с реорганизациями и переходами прав собственности на предприятия. А применительно к акционерным обществам и обществам с ограниченной ответственностью этот принцип вообще не применим.

Источники права, в которых содержатся нормы, регулирующие порядок возникновения, использования, защиты от нарушения и прекращения права на фирменное наименование, весьма разнообразны в зависимости от правовой системы и правовых традиций конкретного государства.

Такие нормы могут быть включены в торговые кодексы (ФРГ), законодательство о пресечении недобросовестной конкуренции (Япония), законодательство о компаниях или корпорациях (Великобритания, США), законодательство о товарных знаках (Испания), международных договорах регионального характера (Соглашение о создании Африканской организации интеллектуальной собственности, приложение V) либо устанавливаться судебными прецедентами.

Законодательные акты комплексного характера, предметом регулирования которых были бы исключительно фирменные наименования, встречаются достаточно редко (например, Швеция — Закон о фирменных наименованиях 1974 г., Финляндия — Закон о фирменных наименованиях 1979 г., Закон Республики Армения «О фирменных наименованиях» 1999 г.).

4. В пункте 1 комментируемой статьи установлено, кого должно индивидуализировать фирменное наименование: юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией (т.е. хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия).

Ранее для столь однозначного вывода не было достаточных оснований, поскольку, хотя в большинстве статей ГК РФ, относящихся к фирменным наименованиям, и предусматривалось, что фирменное наименование индивидуализирует юридическое лицо, в ГК РФ имелись также положения, согласно которым фирменное наименование индивидуализировало предприятие, выступающее как объект права (п. 2 ст. 132, ст. 559). Полагаю, что в этом проявилось влияние Положения о фирме, согласно которому фирменное наименование в целом индивидуализировало предприятие, принадлежащее тому или иному юридическому лицу.

С внесением изменений в ст. 132 и 559 ГК РФ, согласно которым термин «фирменное наименование» уступил место термину «коммерческое обозначение», указанное противоречие устранено, и в России окончательно утвердилась концепция индивидуализации фирменным наименованием юридического лица, владельца предприятия.

5. Следует особо отметить, что указанная выше концепция не получила широкого распространения в мировой практике.

С учетом всех различий в национальных законодательствах в общем виде в большинстве государств фирменное наименование — это имя или обозначение, предназначенное для идентификации предприятия определенного физического или юридического лица.

Это определение практически совпадает с определением фирменного наименования, которое закреплено в ст. 1 (1) (d) Типового закона для развивающихся стран «О товарных знаках, фирменных наименованиях и недобросовестной конкуренции», разработанного ВОИС в 1967 г.: «Фирменное наименование означает имя или обозначение, определяющее предприятие физического или юридического лица» (BIRPI. Geneva, 1967).

Например, в Швеции для того, чтобы фирменное наименование могло быть зарегистрировано, оно должно быть способно отличать предприятие собственника от других предприятий (ст. 9 Закона о фирменных наименованиях // Industrial Property. 1986. N 10. Text 1-001).

От упомянутых выше определений фирменного наименования отличается определение, предусмотренное ст. 2 Закона Армении о фирменных наименованиях: фирменное наименование — это название, под которым юридическое лицо осуществляет свою деятельность и которым отличается от других юридических лиц. (Промышленная собственность. Официальный бюллетень. Ереван, 2001. N 2(18). С. 107 — 111)

6. В комментируемом пункте закреплена обязанность юридического лица, являющегося коммерческой организацией, правда, не в такой абсолютной форме, как прежде, иметь фирменное наименование.

Примечательная особенность российского законодательства о фирменных наименованиях: обладание фирменным наименованием является одновременно не только правом, но и обязанностью. Сделано это в публичных интересах, с целью устранения с рынка анонимных товаров, работ (услуг).

В общей норме п. 4 ст. 54 ГК РФ эта обязанность проявлена более определенно: юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь фирменное наименование.

7. В пункте 1 комментируемой статьи предписано, что фирменное наименование юридического лица, являющегося коммерческой организацией, определяется в его учредительных документах и включается в Единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица.

Как следует из вышеизложенного, в России принята система условной регистрации фирменного наименования, по сути, сходная с системой регистрации, согласно ст. 149 Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик, когда включение сведений о фирменном наименовании в государственный реестр юридических лиц приравнивалось к государственной регистрации фирменного наименования.

В тех государствах, где действует сугубо регистрационная система охраны фирменных наименований, сведения о фирменных наименованиях заносятся в отдельный реестр фирменных наименований и публикуются в отдельных официальных бюллетенях.

Примечательно, что в России сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, в том числе полные наименования юридических лиц, формально считаются открытыми и общедоступными. Так, согласно Приказу Федеральной налоговой службы от 16 июня 2006 г. N САЭ-3-09/[email protected] сведения, содержащиеся в указанном Реестре, размещаются в сети Интернет на сайте ФНС России и публикуются в журнале «Вестник государственной регистрации» еженедельно (Бюллетень НА РФ. 2006. N 28). Указанная косвенная система оповещения о фирменных наименованиях не требует в принципе дополнительных расходов, являясь в то же время полезным источником доказательств при разрешении споров в отношении исключительного права на фирменное наименование.

8. В комментируемой статье не дается определение понятия фирменного наименования.

Пункт 2 данной статье содержит только признаки, которым должно соответствовать фирменное наименование юридического лица: указание на его организационно-правовую форму и собственно наименование юридического лица, которое не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности.

Следовательно, фирменное наименование должно быть словесным обозначением, оно должно иметь индивидуализирующую функцию, т.е. оно должно обладать способностью отличать одно юридическое лицо от другого юридического лица, оно не должно быть описательным.

Следует особо подчеркнуть, что требование различительной способности (т.е. отсутствие простого указания на род деятельности организации, например «Электрификация») в отношении фирменного наименования минимально. Поэтому даже добавление одного элемента к словесному обозначению делает возможным обойти чужое фирменное наименование (например, «Электрификация плюс»).

Согласно комментируемому пункту как указание на организационно-правовую форму юридического лица, так и собственно наименование юридического лица являются обязательными частями в структуре фирменного наименования.

В литературе принято подчеркивать относительную автономность двух частей фирменного наименования — основной (обязательной) части, определяющей организационно-правовую форму юридического лица, и специальной (отличительной) части фирменного наименования. Специальная (отличительная) часть должна включать обязательный элемент, представляющий собой словесное обозначение, служащее, соответственно, для индивидуализации юридического лица, и может включать факультативный элемент, например сокращенное фирменное наименование. Именно специальная (отличительная) часть фирменного наименования, состоящая из оригинального, зачастую фантазийного обозначения, по существу, служит для индивидуализации того или иного юридического лица.

К сожалению, анализируемый пункт не содержит положения о том, что фирменное наименование не должно быть ложным, т.е. оно не должно вводить в заблуждение граждан относительно рода деятельности, характера, целей и порядка образования юридического лица, обязательно присутствующего в законодательствах или в судебной практике государств с развитым правопорядком.

Упущение законодателя здесь более чем очевидно, поскольку имелась подсказка в виде положения абзаца второго ст. 7 Положения о фирме, согласно которому не дозволяется включать в фирму обозначения, способные вводить в заблуждение.

9. В пункте 3 комментируемой статьи закреплено дополнительное требование к фирменному наименованию: оно должно быть составлено на русском языке.

В этом пункте оно обозначено как полное фирменное наименование (в состав которого входит указание на организационно-правовую форму юридического лица и, собственно, его наименование).

Кроме императивной нормы, п. 3 содержит ряд факультативных правомочий юридического лица в отношении формы выражения фирменного наименования.

Во-первых, юридическое лицо вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке.

Во-вторых, юридическое лицо вправе иметь дополнительно полное и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранных языках.

В-третьих, фирменное наименование юридического лица на русском языке и языках народов России может содержать иноязычные заимствования в русской транскрипции или, соответственно, в транскрипциях языков народов России. Указанное правомочие не распространяется на термины и аббревиатуры, отражающие организационно-правовую форму юридического лица.

10. В пункте 4 комментируемой статьи закреплен исчерпывающий (т.е. закрытый) перечень обозначений, преимущественно официальных наименований, которые не могут включаться в фирменные наименования юридического лица. Сделано это в целях устранения возможного введения в заблуждение граждан в отношении истинного статуса организаций, отражающего их реальный масштаб деятельности.

К таковым относятся следующие обозначения:

— полные или сокращенные официальные наименования Российской Федерации, иностранных государств, а также слова, производные от таких наименований;

— полные или сокращенные официальные наименования федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления;

— полные или сокращенные наименования международных межправительственных организаций;

— полные или сокращенные названия общественных объединений;

— обозначения, противоречащие общественным интересам, а также принципам гуманности и морали.

В комментируемом пункте предусмотрены также исключения из указанного выше правила о запрете включения в фирменное наименование определенных обозначений.

Так, фирменное наименование государственного унитарного предприятия может содержать указание на принадлежность такого предприятия, соответственно, РФ и субъекту РФ.

Кроме того, включение в фирменное наименование акционерного общества официального наименования Российской Федерации, а также производных от этого наименования слов допускается по разрешению Правительства РФ, если более 75% акций акционерного общества принадлежит России.

Такое разрешение (равно как и его отзыв) выдается согласно порядку, установленному законом, без указания срока его действия и может быть отозвано в случае отпадения обстоятельств, в силу которых оно было выдано.

11. В случае несоответствия фирменного наименования требованиям п. 3 или 4 комментируемой статьи орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, вправе предъявить такому юридическому лицу иск о понуждении к изменению фирменного наименования (п. 5 комментируемой статьи).

Полагаю, что законодатель имел в виду предъявление иска в суд, в данном случае в арбитражный суд, с целью понуждения к изменению фирменного наименования.

В таком случае не совсем ясно, почему законодатель не наделил орган, осуществляющий регистрацию юридического лица, правомочием отказать в регистрации заявленного обозначения в качестве фирменного наименования по причине его несоответствия установленным требованиям либо предложить заявителю в течение установленного срока изменить соответствующим образом фирменное наименование.

Полагаю также, что любые лица могут предъявить иски в суд с целью понуждения к изменению фирменного наименования в случае его несоответствия п. 3 и 4 комментируемой статьи.

12. В данной статье не определены правовые последствия несоответствия фирменного наименования требованиям ее п. 2, в котором изложены признаки фирменного наименования.

Следует полагать, что любое лицо вправе подать в суд иск о признании регистрации фирменного наименования недействительной вследствие его несоответствия требованиям п. 2, в частности в случае описательного характера фирменного наименования, т.е. когда оно состоит только из слов, обозначающих род деятельности юридического лица.

13. Как указано в ст. 14 Вводного закона, фирменные наименования юридических лиц, не соответствующие правилам параграфа 1 главы 76 ГК РФ, подлежат приведению в соответствие с этими правилами при первом после 1 января 2008 г. изменении учредительных документов юридических лиц.

В случае неисполнения упомянутого выше предписания орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, должен действовать в соответствии с п. 5 комментируемой статьи, т.е. предъявлять иски к юридическим лицам о понуждении к изменению их фирменных наименований.

В связи с принятием части четвертой ГК РФ в соответствии с Вводным законом в ряде федеральных законов приняты новые редакции положений о фирменных наименованиях (с незначительными изменениями и уточнениями), в частности включена запись о том, что иные требования к фирменному наименованию устанавливаются ГК РФ (ст. 7 и 10 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. N 395-1 «О банках и банковской деятельности»; ст. 3 Федерального закона от 8 декабря 1995 г. N 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации»; ст. 4 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ «Об акционерных обществах»; ст. 5 Федерального закона от 8 мая 1996 г. N 41-ФЗ «О производственных кооперативах»; ст. 4 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»; ст. 4 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»).