Статья 789 гк рф

05.11.2018 Выкл. Автор admin

Статья 789. Перевозка транспортом общего пользования

1. Перевозка, осуществляемая коммерческой организацией, признается перевозкой транспортом общего пользования, если из закона, иных правовых актов вытекает, что эта организация обязана осуществлять перевозки грузов, пассажиров и багажа по обращению любого гражданина или юридического лица.

Перечень организаций, обязанных осуществлять перевозки, признаваемые перевозками транспортом общего пользования, публикуется в установленном порядке.

2. Договор перевозки транспортом общего пользования является публичным договором (статья 426).

Комментарий к Ст. 789 ГК РФ

1. В комментируемой статье дается определение транспорта общего пользования и, соответственно, перевозок, осуществляемых им. В бытовом значении под транспортом общего пользования понимается только городской транспорт, за исключением легкового такси, и, может быть, автобусы и электрички, совершающие перевозки в пригородном сообщении. Комментируемая статья в целом не опровергает данное бытовое значение. На первый взгляд понятие перевозок транспортом общего пользования дается через призму публичного договора (ст. 426 ГК): коммерческая организация, обязанная осуществлять услуги по перевозке в отношении каждого, кто к ней обратится, признается организацией, обязанной осуществлять перевозки транспортом общего пользования. В то же время обращает на себя внимание существенное отличие определения, данного в комментируемой статье, от общей нормы ст. 426 ГК РФ. Если по общему правилу публичным признается договор, который коммерческая организация обязана заключить по характеру своей деятельности, то в комментируемой статье обязанность заключения договоров перевозки по обращению любого лица должна следовать только из закона или иного правового акта, т.е. принадлежность к транспорту общего пользования определяет законодатель (на это указывает и предусмотренная комментируемой статьей необходимость составления списков организаций, осуществляющих перевозки транспортом общего пользования).

В законе видами транспорта общего пользования названы:

— весь железнодорожный транспорт, осуществляющий перевозки как груза, так и пассажиров и их багажа (ст. ст. 2, 4 УЖТ; ст. 2 Закона о железнодорожном транспорте);

— автомобильный и городской электрический транспорт, осуществляющий регулярные перевозки пассажиров и багажа (ст. 19 УАТ). Таким образом, к транспорту общего пользования не относятся автомобильный транспорт, осуществляющий перевозки груза, и легковое такси, осуществляющее перевозки пассажиров;

— внутренний водный транспорт, осуществляющий перевозки пассажиров и их багажа (п. 2 ст. 95 КВВТ);

— метрополитен также должен быть отнесен к транспорту общего пользования (в принципе, на это можно найти указания и в Законе) .

———————————
См., например: подп. 12 п. 1 ст. 4 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 115-ФЗ «О концессионных соглашениях».

2. Не вызывает сомнения, что перевозки пассажиров всеми видами транспорта осуществляются на основании публичного договора (в том числе договор «фрахтования» легкового такси — п. 1 ст. 31 УАТ). Большинство перевозок груза также осуществляется на основании публичного договора в связи с характером деятельности перевозчика (ст. 426 ГК). Тем не менее законодатель, как было показано, разграничивает перевозки, осуществляемые на основании публичного договора, и перевозки транспортом общего пользования. «Перевозки транспортом общего пользования» — понятие более узкое. Как представляется, законодатель использует особое понятие транспорта общего пользования в связи с намерением устанавливать для него особенности правового регулирования, в частности усиливать государственное регулирование отношений по перевозке этим транспортом. Так, в п. 2 ст. 790 ГК РФ указано, что размер платы за перевозку грузов, пассажиров и багажа транспортом общего пользования подлежит государственному регулированию вне зависимости от того, осуществляет ли данный вид транспорта монополистическую деятельность, и вне зависимости от других причин, по которым устанавливается государственное регулирование цен.

3. В ч. 2 п. 1 комментируемой статьи содержится указание на то, что перечень организаций, обязанных осуществлять перевозки, признаваемые перевозками транспортом общего пользования, «публикуется в установленном порядке». Однако до настоящего времени такой порядок не установлен, перечень не опубликован. Очевидно, данный перечень мыслится как реестр, призванный обеспечить потребность в информации о конкретных юридических лицах (и предпринимателях), осуществляющих перевозки транспортом общего пользования, и этот реестр должен вестись как на федеральном уровне (в отношении конкретных организаций, осуществляющих перевозки по всей территории России), так и на региональном и местном уровнях.

Статья 789 гк рф

Законодательные акты, которые могут
пригодиться при создании ТСЖ

Перевозка транспортом общего пользования

1. Перевозка, осуществляемая коммерческой организацией, признается перевозкой транспортом общего пользования, если из закона, иных правовых актов вытекает, что эта организация обязана осуществлять перевозки грузов, пассажиров и багажа по обращению любого гражданина или юридического лица (абзац в редакции, введенной в действие с 15 января 2003 года Федеральным законом от 10 января 2003 года N 15-ФЗ, — см. предыдущую редакцию).

Перечень организаций, обязанных осуществлять перевозки, признаваемые перевозками транспортом общего пользования, публикуется в установленном порядке.

2. Договор перевозки транспортом общего пользования является публичным договором (статья 426).

1. Перевозка транспортом общего пользования упоминается в п. 1 ст. 426 ГК как пример деятельности по оказанию услуг, оказываемых посредством заключения публичных договоров. Поэтому назначение коммент. ст. в целом сводится к констатации существования так называемых общественных возчиков, т. е. коммерческих организаций, оказывающих услуги по перевозке на основании публичного договора. При этом их обязанность заключить договор перевозки с каждым обратившимся лицом должна вытекать из закона, иного правового акта или лицензии. Так, по смыслу ст. 2 и п. 1 ст. 20 ФЗ «О федеральном железнодорожном транспорте» железнодорожный транспорт является транспортом общего пользования, а железная дорога — общественным возчиком. Железнодорожный транспорт необщего пользования, упоминаемый в ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» от 10 января 2003 г., не предназначен для оказания услуг по перевозке. Согласно абз. 2 и 11 п. 1 ст. 2 данного Закона железнодорожный перевозчик, как и прежде, действует на основании публичного договора и является общественным возчиком. Термин «железная дорога» в названном Законе, а также в УЖТ отсутствует, поскольку в ходе реформы на железнодорожном транспорте все железные дороги утратят статус юридического лица.

2. Абзац 2 п. 1 коммент. ст. не дает ответа на вопрос, кем и где должен быть установлен порядок публикации перечня транспортных организаций общего пользования. Не содержится указаний на сей счет и в большинстве транспортных уставов и кодексов. Исключение составляет лишь КВВТ, где в п. 2 ст. 66 и п. 2 ст. 95 в качестве источника опубликования такого перечня указан сборник правил и тарифов внутреннего водного транспорта.

Вместе с тем требование публикации перечня общественных возчиков — это следствие, а не предпосылка признания их особенного статуса, и никак не связано с квалификацией договора перевозки транспортом общего пользования как публичного договора. Цель данной публикации — информирование потенциальных грузоотправителей и пассажиров, и не более того.

3. Публичный характер договора перевозки транспортом общего пользования (п. 2 коммент. ст.) влечет применение к отношениям его сторон ряда важных правил ст. 426 ГК. Так, при необоснованном уклонении общественным возчиком от заключения договора перевозки другая сторона вправе обратиться в суд с иском о понуждении к заключению договора и о возмещении причиненных убытков (см. п. 3 ст. 426, п. 4 ст. 445 ГК).

Статья 789 ГК РФ. Перевозка транспортом общего пользования

Новая редакция Ст. 789 ГК РФ

1. Перевозка, осуществляемая коммерческой организацией, признается перевозкой транспортом общего пользования, если из закона, иных правовых актов вытекает, что эта организация обязана осуществлять перевозки грузов, пассажиров и багажа по обращению любого гражданина или юридического лица.

Перечень организаций, обязанных осуществлять перевозки, признаваемые перевозками транспортом общего пользования, публикуется в установленном порядке.

2. Договор перевозки транспортом общего пользования является публичным договором (статья 426).

Комментарий к Ст. 789 ГК РФ

Перечень организаций, являющихся транспортом общего пользования, до настоящего времени не опубликован. Существо такого вида транспортных услуг обусловливает равные условия для любого обратившегося, единый подход к определению размера провозной платы и т.д. Междугородние рейсовые перевозки железнодорожным, авиационным, автомобильным и другим транспортом, по общему правилу, являются перевозками транспортом общего пользования.

Публичность договора в определенной степени юридически уравнивает перевозчика (как правило, экономически более сильной стороны) и грузоотправителя или пассажира. При этом суд исходил из того, что в силу ст. 789 ГК РФ перевозка, осуществляемая коммерческой организацией, признается перевозкой транспортом общего пользования, если из закона, иных правовых актов вытекает, что эта организация обязана осуществлять перевозки грузов, пассажиров и багажа по обращению любого гражданина или юридического лица, а в силу ст. 426 ГК РФ договор, заключаемый организацией, отнесенной к транспорту общего пользования, является публичным договором. Такая организация не вправе отказать в перевозке обратившемуся к ней гражданину или юридическому лицу при наличии возможности осуществить перевозку, а также оказывать предпочтение одному лицу перед другим, кроме случаев, предусмотренных законом или иными правовыми актами (Определение ВС РФ от 27.07.2005 N 35-г05-7).

Другой комментарий к Ст. 789 Гражданского кодекса Российской Федерации

1. Договор перевозки транспортом общего пользования признается публичным. Это означает, что перевозчик обязан заключить его с любым обратившимся на равных условиях (ст. 426 ГК РФ).

На стороне перевозчика при перевозке транспортом общего пользования может выступать коммерческая организация, внесенная в перечень организаций, обязанных осуществлять перевозки по обращению любого лица. Деятельность по перевозке транспортом общего пользования фиксируется также в уставе организации. К примеру, согласно пп. 4 п. 11 Устава ОАО «Российские железные дороги», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 18 сентября 2003 г. N 585 (СЗ РФ. 2003. N 39. Ст. 3766), одной из целей ОАО «РЖД» является перевозка пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом общего пользования.

Поскольку на гражданина, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, распространяются правила о юридических лицах (ст. 23 ГК РФ), перевозчиком при перевозке транспортом общего пользования может быть и индивидуальный предприниматель.

2. Перевозка отдельными видами транспорта (морским, железнодорожным, речным) предполагает наличие определенной инфраструктуры общего пользования — портов, причалов, железнодорожных путей, складов и т.д.

На речном транспорте действует правило, согласно которому порт (причал), в котором хотя бы одно из юридических лиц или один из индивидуальных предпринимателей осуществляет в силу закона или на основании лицензии деятельность, связанную с перевозками внутренним водным транспортом по обращению любого физического или юридического лица, является портом или причалом общего пользования (ст. 3 КВВТ).

Статья 789 ГК РФ. Перевозка транспортом общего пользования

Текущая редакция ст. 789 ГК РФ с комментариями и дополнениями на 2018 год

1. Перевозка, осуществляемая коммерческой организацией, признается перевозкой транспортом общего пользования, если из закона, иных правовых актов вытекает, что эта организация обязана осуществлять перевозки грузов, пассажиров и багажа по обращению любого гражданина или юридического лица. Перечень организаций, обязанных осуществлять перевозки, признаваемые перевозками транспортом общего пользования, публикуется в установленном порядке.

2. Договор перевозки транспортом общего пользования является публичным договором (статья 426).

Комментарий к статье 789 ГК РФ

1. Перевозками транспортом общего пользования могут быть признаны только такие перевозки, которые осуществляются организацией:
— целью деятельности которой является извлечение прибыли;
— обязанность которой осуществлять перевозки грузов, пассажиров и багажа по обращению любого гражданина или юридического лица вытекает из закона или иного правового акта.

Общего перечня организаций, осуществляющих транспортом общего пользования, не существует. На железнодорожном транспорте перевозчиком может быть юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, принявшие на себя обязанность доставить пассажира, груз, багаж или грузобагаж исключительно по договору перевозки железнодорожным транспортом общего пользования. На речном транспорте перечень перевозчиков общего пользования публикуется в сборнике правил и тарифов внутреннего водного транспорта. В соответствии со ст. 19 УАТиНГЭТ все организации автомобильного и наземного городского электрического транспорта, осуществляющие регулярные перевозки пассажиров и багажа, относятся к транспорту общего пользования.

2. Публичный договор устанавливает обязанности коммерческой транспортной организации оказывать услуги по перевозке в отношении каждого, кто к ней обратится, не отдавая предпочтение одному лицу перед другим, кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами (п.1 ст. 426 ГК РФ). Так, ВС РФ в решении от 19.05.2003 N ГКПИ 2003-353 признал незаконными отдельные положения Правил перевозок пассажиров на железнодорожным транспорте, отметив в частности, что неравенство прав по приему заказов на приобретение проездных документов (и как следствие этого — на заключение договора перевозки) проявляется в том, что юридические лица могут подать заказ на оформление проездных документов (билетов) по групповым заявкам в период от 60 суток до отправления поезда, а в отношении иных потребителей такая норма в Правилах отсутствует.

Согласно п.2 и 4 ст. 426 ГК РФ цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей. В случаях, предусмотренных законом, Правительство РФ, а также уполномоченные Правительством РФ федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).

3. Применимое законодательство:
— ВзК РФ;
— КВВТ РФ;
— КТМ РФ;
— УАТиНГЭТ;
— УЖТ РФ.

4. Судебная практика:
— решение ВС РФ от 05.04.2013 N АКПИ13-115;
— постановление Президиума ВАС РФ от 31.10.95 N 6755/95;
— решение ВС РФ от 19.05.2003 N ГКПИ 2003-353.

Консультации и комментарии юристов по ст 789 ГК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 789 ГК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Статья 789 ГК РФ. Перевозка транспортом общего пользования

1. Перевозка, осуществляемая коммерческой организацией, признается перевозкой транспортом общего пользования, если из закона, иных правовых актов вытекает, что эта организация обязана осуществлять перевозки грузов, пассажиров и багажа по обращению любого гражданина или юридического лица.

Перечень организаций, обязанных осуществлять перевозки, признаваемые перевозками транспортом общего пользования, публикуется в установленном порядке.

2. Договор перевозки транспортом общего пользования является публичным договором (статья 426).

Комментарии к ст. 789 ГК РФ

1. Понятие транспорта общего пользования было введено ст. 100 Основ ГЗ и получило дальнейшее развитие и уточнение в ст. 789. Главные его особенности — наличие обязанности осуществлять перевозки по обращению любого гражданина или юридического лица, причем на равных условиях. В этих целях договор перевозки на транспорте общего пользования признается публичным договором (ст. 426 ГК).

2. Согласно ст. 426 ГК при необоснованном уклонении транспортной организации общего пользования от заключения договора перевозки заинтересованная сторона вправе, в соответствии с п. 4 ст. 445 ГК, обратиться в суд о понуждении к заключению договора и о возмещении причиненных убытков.

3. Предусматривая обязательную публикацию перечня организаций, являющихся транспортом общего пользования, абзац второй п. 1 ст. 789 ГК не определяет порядок публикации этого перечня. До определения такого порядка в транспортных уставах и кодексах или специальном акте и начала его практического применения перевозчиками общего пользования следует считать железные дороги, входящие в общую сеть железных дорог РФ и открытых для общего пользования (ст. 4 УЖД), автотранспортные предприятия, названные в ст. 4 УАТ, а также водных и воздушных перевозчиков общего пользования. Ограничения в этом отношении могут вытекать из выданной перевозчику лицензии, о чем должно быть объявлено. Информация клиентуры по данному вопросу должна публиковаться в сборниках правил перевозок (тарифах) и объявляться во всех пунктах отправления.

Статья 789. Перевозка транспортом общего пользования

1. Перевозка, осуществляемая коммерческой организацией, признается перевозкой транспортом общего пользования, если из закона, иных правовых актов вытекает, что эта организация обязана осуществлять перевозки грузов, пассажиров и багажа по обращению любого гражданина или юридического лица.

Перечень организаций, обязанных осуществлять перевозки, признаваемые перевозками транспортом общего пользования, публикуется в установленном порядке.

2. Договор перевозки транспортом общего пользования является публичным договором (статья 426).

Комментарий к статье 789 Гражданского Кодекса РФ

1. В коммент. ст. указывается ряд основных правовых особенностей договора перевозки транспортом общего пользования. По этому договору любое лицо вправе заказать перевозку грузов, пассажиров и багажа (в последнем случае — это один из видов договора пассажирской перевозки). Данный договор обладает особым:
— субъектным составом: перевозчиком является коммерческая организация либо индивидуальный предприниматель (последний может быть стороной этого договора в силу п. 3 ст. 23 ГК), а контрагентом перевозчика может быть любое физическое или юридическое лицо;
— содержанием в силу того, что договор признан публичным (п. 2 ст. 789 ГК): а) перевозчик обязан осуществлять перевозки грузов, пассажиров и багажа по обращению любого гражданина или юридического лица; б) все условия этого договора, в том числе и цена (размер провозной платы), для всех потребителей по общему правилу являются одинаковыми (п. 2 ст. 426 ГК). Однако законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей. Эти льготы, как видно, не носят индивидуального характера, они могут быть предоставлены лишь группам (категориям) потребителей.

Кроме того, для договора перевозки транспортом общего пользования характерен особый порядок заключения: перевозчик не вправе оказывать предпочтение одному пассажиру (грузоотправителю) перед другим в отношении заключения этого договора, кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами. Не допускается также отказ перевозчика от заключения договора перевозки грузов, пассажиров и багажа транспортом общего пользования при наличии возможности предоставить потребителю услуги по перевозке (п. 1 и 3 ст. 426 ГК).

В тех случаях, когда заказчиком транспортной услуги по указанному договору является гражданин, к отношениям по перевозке транспортом общего пользования применяется законодательство о защите прав потребителей.

2. Договор перевозки грузов, пассажиров и багажа транспортом общего пользования имеет свои разновидности, выделяемые в зависимости от видов транспорта и условий перевозки. Так, на автомобильном транспорте регулярные перевозки пассажиров и багажа осуществляются на основании публичного договора перевозки пассажира по маршруту регулярных перевозок, которые относятся к перевозкам транспортом общего пользования (ст. 19 УАТ). В свою очередь, такие перевозки на данном транспорте подразделяются на перевозки с посадкой и высадкой пассажиров только в установленных остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок и перевозки с посадкой и высадкой пассажиров в любом не запрещенном Правилами дорожного движения месте по маршруту регулярных перевозок.