Статья 61 настоящего кодекса

05.01.2019 Выкл. Автор admin

Статья 61. Вступление трудового договора в силу

Трудовой договор вступает в силу со дня его подписания работником и работодателем, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации или трудовым договором, либо со дня фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя.

Работник обязан приступить к исполнению трудовых обязанностей со дня, определенного трудовым договором.

Если в трудовом договоре не определен день начала работы, то работник должен приступить к работе на следующий рабочий день после вступления договора в силу.

Если работник не приступил к работе в день начала работы, установленный в соответствии с частью второй или третьей настоящей статьи, то работодатель имеет право аннулировать трудовой договор. Аннулированный трудовой договор считается незаключенным. Аннулирование трудового договора не лишает работника права на получение обеспечения по обязательному социальному страхованию при наступлении страхового случая в период со дня заключения трудового договора до дня его аннулирования.

Комментарий к статье 61 Трудового Кодекса РФ

1. Вступление трудового договора в силу для сторон трудового договора является фактом, на основании которого работник и работодатель наделяются правами, обязанностями и ответственностью в объеме, определенном в трудовом договоре.

2. Если работник, заключив трудовой договор, не вышел на работу, работодатель обычно выясняет причину невыхода у членов его семьи. Как правило, эту работу выполняет отдел кадров. Если работник не приступил к работе в день начала работы независимо от причины невыхода, то работодатель имеет право издать приказ об аннулировании трудового договора.

3. Работодатель издает приказ об аннулировании трудового договора на следующий день после того, как работник не вышел на работу. Форма приказа устанавливается работодателем произвольно. Если работник в первый день не вышел на работу, на второй день вышел и приступил к работе, то аннулирование трудового договора не будет соответствовать ст. 61 ТК.

Статья 61. Вступление трудового договора в силу

СТ 61 ТК РФ.

Трудовой договор вступает в силу со дня его подписания работником и работодателем, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации или трудовым договором, либо со дня фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя.

Работник обязан приступить к исполнению трудовых обязанностей со дня, определенного трудовым договором.

Если в трудовом договоре не определен день начала работы, то работник должен приступить к работе на следующий рабочий день после вступления договора в силу.

Если работник не приступил к работе в день начала работы, установленный в соответствии с частью второй или третьей настоящей статьи, то работодатель имеет право аннулировать трудовой договор. Аннулированный трудовой договор считается незаключенным. Аннулирование трудового договора не лишает работника права на получение обеспечения по обязательному социальному страхованию при наступлении страхового случая в период со дня заключения трудового договора до дня его аннулирования.

Комментарий к Ст. 61 Трудового кодекса РФ

1. Трактуя момент вступления в силу трудового договора, необходимо определить, что представляет собой факт вступления трудового договора в силу и каково соотношение момента вступления трудового договора в силу с наступлением других обстоятельств, также имеющих юридическое значение. В числе таких обстоятельств следует назвать: а) день подписания договора; б) день начала работы (ст. 57 ТК РФ); в) день фактического допуска работника к работе (ст. 67 ТК РФ).

2. В силу трудового договора работник обязан работать по определенной трудовой функции, подчиняясь правилам внутреннего трудового распорядка, а работодатель — выплачивать ему обусловленную заработную плату и обеспечивать выполнение иных условий, вытекающих из законодательства о труде, из коллективного договора (соглашения) и соглашения сторон (см. ст. 56 ТК РФ и комментарий к ней). Основываясь на данном определении, следует признать, что вступление в силу трудового договора означает прежде всего возникновение указанных выше обязанностей у его сторон, т.е. возникновение трудового правоотношения. Данное обстоятельство, в частности, означает следующее: а) с момента вступления договора в силу возникшая трудоправовая связь между работником и работодателем может быть прервана только на основаниях и в порядке, установленных законодательством о труде (см. гл. 13 ТК РФ и комментарий к ней); б) должность, для исполнения обязанностей по которой был заключен договор, уже не может считаться вакантной — со всеми вытекающими из данного факта организационно-правовыми последствиями; в) работник, как сторона трудового правоотношения, может быть направлен на обучение, переквалификацию и т.п.; г) время с момента вступления договора в силу должно засчитываться в трудовой стаж, необходимый для ухода в ежегодный отпуск (см. ст. 114 ТК РФ и комментарий к ней).

Вместе с тем вступление договора в силу может быть разнесено по времени с моментом начала работы. В этом случае ряд прав и обязанностей сторон, возникновение которых связано с фактом начала реальной трудовой деятельности работника, на момент вступления трудового договора в силу остаются недействующими.

Наряду с возникновением трудового правоотношения между работником и работодателем факт вступления трудового договора в силу порождает и иные правовые последствия, касающиеся других субъектов. С момента вступления трудового договора в силу начинается исчисление трудового стажа, производятся отчисления работодателем в соответствующие государственные фонды и т.п.

3. Трудовой договор вступает в силу со дня его подписания работником и работодателем, если иное не установлено федеральными законами, иными нормативными правовыми актами или трудовым договором (ч. 1 комментируемой статьи). Таким образом, если по общему правилу день подписания договора является одновременно и днем вступления его в силу, то из этого правила устанавливаются два исключения — дата подписания и момент вступления договора в силу могут не совпадать вследствие: 1) прямого предписания федерального закона или иного нормативного правового акта; 2) заключенного трудового договора.

4. В настоящее время нормативные акты определяют разрыв во времени между подписанием трудового договора и вступлением его в силу преимущественно в случаях, когда такие договоры заключаются в сфере государственной собственности (государственного управления). Разнесение во времени заключения трудового договора и вступления его в силу объясняется необходимостью согласования договора с соответствующим органом управления.

Как следует из ч. 1 комментируемой статьи, подобного рода правила могут устанавливаться исключительно федеральными законами или иными нормативными правовыми актами РФ.

5. Условие о более позднем вступлении трудового договора в силу может быть установлено в самом договоре. Это возможно в случае, когда работа, для выполнения которой принимается работник, не имеет длящегося характера, но обладает известной заранее периодичностью, причем стороны заинтересованы в продолжении сотрудничества. В этом случае возможно единовременное заключение серии трудовых договоров с определением момента вступления в силу каждого из них. Другой случай — заключение трудового договора в ситуации, когда на данный момент времени у работодателя отсутствует вакансия, однако достоверно известно, что эта вакансия появится в будущем.

Возможны два варианта установления момента вступления в силу трудового договора. В наиболее очевидном случае этот момент связывается с наступлением определенной даты. Однако установить точно такую дату можно не всегда. Например, нельзя точно установить день, когда уйдет в дородовый отпуск беременная работница. В таких ситуациях момент вступления трудового договора в силу целесообразно связывать не с точной датой, а с наступлением определенного события. В нашем примере им будет факт ухода работницы в отпуск по беременности и родам.

6. С момента подписания договора работник имеет право на получение обеспечения по обязательному социальному страхованию при наступлении страхового случая.

Стороны вправе отказаться от договора в любое время, оформив свой взаимный отказ письменным соглашением. Что касается отказа от договора в одностороннем порядке, то здесь возникают вопросы: а) возможен ли односторонний отказ в принципе; б) если возможен, то какова его процедура; в) каковы правовые последствия одностороннего отказа от договора? Односторонний отказ от договора, даже не вступившего в силу, противоречит основному принципу договорного права «договоры должны исполняться», нарушает интересы противоположной стороны.

Работник может отказаться от договора в любое время до вступления его в силу — другое решение этого вопроса грозило бы возникновением феномена принудительного труда, что совершенно исключается. Вопрос о порядке отказа работника от договора, не вступившего в силу, законодательно не решен, поэтому можно рекомендовать определять соответствующую процедуру при заключении договора. Возможность возложения на работника при неосновательном отказе от договора любого вида юридической ответственности, включая дисциплинарную и имущественную (в виде, например, неустойки), представляется сомнительной. Исключение составляет случай, когда договор заключается под условием обязанности работника своим трудом компенсировать затраты работодателя, понесенные последним в связи с обучением работника (см. ст. ст. 207, 249 ТК РФ и комментарии к ним).

Работодатель вправе отказаться от заключенного договора в любое время до вступления его в силу, однако в отношении его в договоре может быть установлена ответственность имущественного характера за необоснованный отказ от договора.

Наконец, вступление трудового договора в силу исключается благодаря наступлению обстоятельств экстраординарного характера, например, в связи с отсутствием события, с наступлением которого связывалось вступление трудового договора в силу (женщина-работник не уходит в отпуск по беременности и родам в связи с прерыванием беременности). Последствия такого рода обстоятельств также должны оговариваться при заключении трудового договора.

7. Необходимо различать момент возникновения обязанностей (и прав) сторон трудового договора, т.е. вступления трудового договора в силу, и момент, когда работник начинает реально исполнять свои обязанности. Например, стороны могут дополнительно оговорить при заключении договора день начала работы; на работника возлагается обязанность приступить к исполнению трудовых обязанностей с этого дня. Несмотря на то что в соответствии со ст. 57 ТК РФ дата начала работы является обязательным условием трудового договора, как следует из ч. 3 комментируемой статьи, данное условие может сторонами и не определяться. В этом случае обязанность работника приступить к работе возникает на следующий рабочий день после вступления договора в силу. Следовательно, наряду с фактом вступления трудового договора в силу юридическое значение имеет и факт начала работы.

Так же как и при вступлении трудового договора в силу, факт начала выполнения обусловленной договором работы порождает ряд прав и обязанностей как для сторон трудового правоотношения, так и для третьих лиц. Например, с этого момента работнику начисляется заработная плата, работодатель обязан обеспечить работнику надлежащие условия труда; в свою очередь, работник реально подпадает под хозяйскую (нормативную, директивную и дисциплинарную) власть работодателя.

8. Если работник не приступил к работе в обусловленный законом или договором срок по вине работодателя, время, в течение которого работник не смог приступить к работе, должно расцениваться как простой не по вине работника. В этом случае работник должен письменно поставить работодателя в известность о том, что он готов приступить к работе, но не получил ее (см. ст. 157 ТК РФ и комментарий к ней).

Работник может не приступить к работе в обусловленное время по причинам, не связанным с виновными действиями (бездействием) работодателя. В этом случае работодатель имеет право аннулировать трудовой договор независимо от наличия вины работника, причем вправе это сделать со дня вступления договора в силу, определенного по правилам, установленным ч. ч. 2 или 3 комментируемой статьи. Аннулированный трудовой договор в этом случае считается незаключенным.

Если работник не приступил к работе в связи с временной нетрудоспособностью, он в силу ч. 4 комментируемой статьи имеет право на получение обеспечения по обязательному социальному страхованию при наступлении страхового случая в период со дня заключения трудового договора до его аннулирования.

9. Аннулирование договора составляет право, а не обязанность работодателя. Поэтому, если работник не приступил к работе в установленный срок без уважительных причин, работодатель имеет право либо аннулировать трудовой договор (не выясняя наличие и содержание этих причин), либо, считая трудовой договор вступившим в силу, привлечь виновного работника к дисциплинарной ответственности, в том числе осуществить увольнение его за прогул по правилам, установленным ТК РФ (см. ст. ст. 81, 193 ТК РФ и комментарии к ним). В последнем случае увольнение осуществляется либо со дня, когда работник был обязан приступить к работе, либо, если работник явился на работу и был к ней допущен, — с последнего дня работы.

10. Аннулирование трудового договора осуществляется приказом работодателя. В трудовой книжке делается соответствующая запись со ссылкой на ч. 4 комментируемой статьи и на соответствующий приказ. Такого рода запись имеет смысл делать, если в трудовую книжку работника уже была внесена запись о заключении трудового договора: в противном случае запись не требуется.

Аннулирование трудового договора свидетельствует о том, что трудовое правоотношение фактически не возникло с того дня, когда должно было возникнуть. Таким образом, момент аннулирования трудового договора следует связывать с датой вступления его в силу.

11. Законодатель предусматривает ситуацию, при которой возможно совпадение моментов вступления договора в силу и начала исполнения работником трудовых обязанностей. В соответствии с ч. 1 комментируемой статьи трудовой договор вступает в силу со дня фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя (об этом см. ст. 67 ТК РФ и комментарий к ней). Таким образом, факт вступления трудового договора в силу и возникновения трудового правоотношения определяется не датой, формулируемой в договоре, а конклюдентного характера действиями его сторон.

Трудовой кодекс

Статья 61. Вступление трудового договора в силу

Трудовой договор вступает в силу со дня его подписания работником и работодателем, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации или трудовым договором, либо со дня фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя.

Работник обязан приступить к исполнению трудовых обязанностей со дня, определенного трудовым договором.

Если в трудовом договоре не определен день начала работы, то работник должен приступить к работе на следующий рабочий день после вступления договора в силу.

Если работник не приступил к работе в день начала работы, установленный в соответствии с частью второй или третьей настоящей статьи, то работодатель имеет право аннулировать трудовой договор. Аннулированный трудовой договор считается незаключенным. Аннулирование трудового договора не лишает работника права на получение обеспечения по обязательному социальному страхованию при наступлении страхового случая в период со дня заключения трудового договора до дня его аннулирования.

Статья 61. Вступление трудового договора в силу

Трудовой договор вступает в силу со дня его подписания работником и работодателем, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации или трудовым договором, либо со дня фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя.

Работник обязан приступить к исполнению трудовых обязанностей со дня, определенного трудовым договором.

Если в трудовом договоре не определен день начала работы, то работник должен приступить к работе на следующий рабочий день после вступления договора в силу.

Если работник не приступил к работе в день начала работы, установленный в соответствии с частью второй или третьей настоящей статьи, то работодатель имеет право аннулировать трудовой договор. Аннулированный трудовой договор считается незаключенным. Аннулирование трудового договора не лишает работника права на получение обеспечения по обязательному социальному страхованию при наступлении страхового случая в период со дня заключения трудового договора до дня его аннулирования.

Статья 61 НК РФ. Общие условия изменения срока уплаты налога, сбора, страховых взносов, а также пени и штрафа

Новая редакция Ст. 61 НК РФ

1. Изменением срока уплаты налога и сбора признается перенос установленного срока уплаты налога и сбора, в том числе ненаступившего, на более поздний срок.

При этом изменением срока уплаты налога и сбора, подлежащих уплате по результатам проведения налоговым органом налоговой проверки, признается перенос срока уплаты соответственно налога и сбора на более поздний срок с даты уплаты, указанной в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов, направленном в соответствии со статьей 69 настоящего Кодекса.

2. Изменение срока уплаты налога и сбора допускается в порядке, установленном настоящей главой.

Срок уплаты налога и (или) сбора может быть изменен в отношении всей подлежащей уплате суммы налога и (или) сбора либо ее части (далее в настоящей главе — сумма задолженности) с начислением процентов на сумму задолженности, если иное не предусмотрено настоящей главой.

Изменение срока уплаты государственной пошлины осуществляется с учетом особенностей, предусмотренных главой 25.3 настоящего Кодекса.

3. Изменение срока уплаты налога и сбора осуществляется в форме отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Изменение срока уплаты налога и сбора по основанию, указанному в подпункте 7 пункта 2 статьи 64 настоящего Кодекса, осуществляется только в форме рассрочки.

3.1. Лицо, претендующее на изменение срока уплаты налога и (или) сбора (далее в настоящей главе — заинтересованное лицо), вправе подать заявление о предоставлении отсрочки или рассрочки и (или) заявление о предоставлении инвестиционного налогового кредита.

При рассмотрении заявления заинтересованного лица о предоставлении ему отсрочки или рассрочки по уплате налога и (или) сбора и заявления о предоставлении инвестиционного налогового кредита орган, уполномоченный принимать решения об изменении сроков уплаты налогов и сборов, вправе предложить указанному лицу предусмотренные настоящей главой иные условия предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налога и (или) сбора и инвестиционного налогового кредита, которые принимаются по согласованию с заинтересованным лицом.

4. Изменение срока уплаты налога и сбора не отменяет существующей и не создает новой обязанности по уплате налога и сбора.

5. Изменение срока уплаты налога и сбора может быть по решению органов, указанных в статье 63 настоящего Кодекса, обеспечено залогом имущества в соответствии со статьей 73 настоящего Кодекса, поручительством либо банковской гарантией, если иное не предусмотрено настоящей главой.

6. Изменение срока уплаты налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, производится в порядке, предусмотренном настоящей главой.

Положения настоящей главы применяются также при предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате пени штрафа, страховых взносов (за исключением страховых взносов в части сумм, связанных с формированием средств для финансирования накопительной пенсии).

7. Утратил силу с 1 января 2007 г.

8. Изменение срока уплаты налога, сбора, страховых взносов, а также пени и штрафа налоговыми органами осуществляется в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

9. Действие настоящей главы не распространяется на налоговых агентов.

Комментарий к Статье 61 НК РФ

Статья 61 НК РФ содержит общие условия изменения срока уплаты налога (сбора). Согласно п. 1 данной статьи изменением срока уплаты считается перенос установленного срока на более поздний.

В соответствии с пп. «б» п. 40 ст. 1 Закона N 137-ФЗ абз. 1 п. 2 ст. 61 НК РФ изложен в новой редакции. В новой редакции отсутствует положение о том, что изменение срока уплаты налога и сбора допускается исключительно в порядке, предусмотренном настоящей главой, и в пределах лимитов предоставления отсрочек, рассрочек и налоговых кредитов по уплате налогов и сборов, определенных:

— федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год, — в части налогов и сборов, подлежащих зачислению в федеральный бюджет;

— законами субъектов РФ о бюджете — в части налогов и сборов, подлежащих зачислению в бюджеты соответствующих субъектов РФ;

— правовыми актами представительных органов муниципальных образований — в части налогов и сборов, подлежащих зачислению в бюджеты соответствующих муниципальных образований.

Заметим, что арбитражная практика указывает на то, что налоговый орган вправе отказывать в предоставлении налоговых кредитов, отсрочек, рассрочек по уплате налогов и сборов, в случае, если в бюджете соответствующего уровня не были заложены соответствующие лимиты (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 9 ноября 2005 г. N А78-2788/05-С2-27/248-Ф02-5504/05-С1).

Напомним, что на необходимость исключения бюджетных ограничений на предоставление отсрочек и рассрочек было обращено внимание в Бюджетном Послании Президента РФ В.В. Путина «О бюджетной политике в 2006 году» 26 мая 2006 г.:

«Необходимо, чтобы механизм предоставления отсрочек и рассрочек налоговых платежей, установленный Налоговым кодексом РФ, наконец заработал на практике. В частности, налогоплательщики должны иметь возможность оформить отсрочку или рассрочку сроком до одного года непосредственно в налоговом органе. Решения о предоставлении налогоплательщикам отсрочки или рассрочки сроком от одного года до трех лет должны приниматься Правительством РФ.

Дополнительным основанием для их предоставления должно стать возникновение задолженности по уплате налогов, пени и штрафных санкций, выявленной по результатам контрольной работы налоговых органов.

Все основания предоставления отсрочек и рассрочек налоговых платежей должны быть установлены законодательно.

Необходимо также исключить бюджетные ограничения по их предоставлению, устанавливаемые федеральным законом о федеральном бюджете».

Очевидно, что поправка, внесенная в п. 2 ст. 61 НК РФ, развивает обозначенный Президентом РФ подход в отношении администрирования форм изменения срока уплаты налогов и сборов.

Другой комментарий к Ст. 61 Налогового кодекса Российской Федерации

1. Как определено в п. 1 ст. 61 Кодекса, изменением срока уплаты налога и сбора признается перенос установленного срока уплаты налога и сбора на более поздний срок.

Общие положения о сроках уплаты налогов и сборов содержатся в ст. 57 Кодекса. В частности, согласно п. 1 ст. 57 Кодекса сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору (см. комментарий к ст. 57 Кодекса).

2. В пункте 1 ст. 57 Кодекса установлено, что изменение установленного срока уплаты налога и сбора допускается только в порядке, предусмотренном Кодексом.

Соответственно, согласно п. 2 ст. 61 Кодекса изменение срока уплаты налога и сбора допускается исключительно в порядке, предусмотренном гл. 9 Кодекса.

Пунктом 2 комментируемой статьи также установлено, что изменение срока уплаты налога и сбора осуществляется в пределах лимитов предоставления отсрочек, рассрочек и налоговых кредитов по уплате налогов и сборов, определенных следующими нормативными правовыми актами:

в части налогов и сборов, подлежащих зачислению в федеральный бюджет, — федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год;

в части налогов и сборов, подлежащих зачислению в бюджеты соответствующих субъектов Российской Федерации, — законами субъектов Российской Федерации о бюджете;

в части налогов и сборов, подлежащих зачислению в бюджеты соответствующих муниципальных образований, — правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

Статьей 8 Федерального закона от 23 декабря 2004 г. N 173-ФЗ «О федеральном бюджете на 2005 год» предусмотрено, что предоставление в 2005 г. налоговых кредитов, рассрочек и отсрочек уплаты федеральных налогов и сборов осуществляется в пределах финансового года в сумме не более 1,5 млрд. рублей в порядке, определяемом Правительством РФ.

В соответствии с указанной нормой п. 7 Постановления Правительства РФ от 2 марта 2005 г. N 107 «О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2005 год» установлены на 2005 год:

лимит предоставления налоговых кредитов, рассрочек и отсрочек уплаты федеральных налогов и сборов (за исключением случаев, связанных с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации) в размере, не превышающем 1000 млн. рублей;

лимит предоставления налоговых кредитов, рассрочек и отсрочек уплаты федеральных налогов и сборов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в размере, не превышающем 500 млн. рублей.

Пунктом 8 Постановления Правительства РФ от 2 марта 2005 г. N 107 ФНС России и ФТС России предписано:

осуществлять ежемесячно контроль за соблюдением размера задолженности по предоставленным налоговым кредитам, рассрочкам и отсрочкам уплаты федеральных налогов и сборов в пределах указанных лимитов;

представлять в Минфин России ежемесячно, не позднее 20-го числа, реестр налоговых кредитов, рассрочек и отсрочек уплаты федеральных налогов и сборов.

Как предусмотрено п. 2 ст. 61 Кодекса, срок уплаты налога может быть изменен:

в отношении всей подлежащей уплате суммы налога;

в отношении части подлежащей уплате суммы налога. При этом на неуплаченную сумму налога начисляются проценты, если иное не предусмотрено комментируемой главой Кодекса.

3. Пункт 3 ст. 61 Кодекса предусматривает следующие формы изменения срока уплаты налога и сбора:

отсрочка или рассрочка. Порядок и условия предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налога и сбора установлены ст. 64 Кодекса (см. комментарий к ст. 64 Кодекса);

налоговый кредит. Порядок и условия предоставления налогового кредита установлены ст. 65 Кодекса (см. комментарий к ст. 65 Кодекса);

инвестиционный налоговый кредит. Общие положения об инвестиционном налоговом кредите содержатся в ст. 66 Кодекса. Порядок и условия предоставления инвестиционного налогового кредита установлены ст. 67 Кодекса (см. комментарии к ст. 66 и 67 Кодекса).

Приказом ФНС России от 30 марта 2005 г. N САЭ-3-19/127 утвержден Порядок организации работы по предоставлению отсрочки, рассрочки, налогового кредита, инвестиционного налогового кредита по уплате налогов и сборов, а также пени .

———————————
Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2005. N 22.

Указанный Порядок включает в себя следующие два раздела:

I. Порядок и условия предоставления отсрочки, рассрочки, налогового кредита, инвестиционного налогового кредита по уплате налогов и сборов, а также пени;

II. Порядок оформления договора поручительства, предоставляемого для получения налогоплательщиком отсрочек (рассрочек), налоговых кредитов и инвестиционных налоговых кредитов по уплате федеральных налогов и сборов, а также пени.

В приложениях к Приказу ФНС России от 30 марта 2005 г. N САЭ-3-19/127 также приведены формы следующих документов:

заявление о предоставлении отсрочки, рассрочки, налогового кредита, инвестиционного налогового кредита (приложение 2 к Приказу);

обязательство о выполнении налогоплательщиком условий предоставления отсрочки (рассрочки) (приложение 3 к Приказу);

заявление о согласии на предоставление поручительства (приложение 4 к Приказу);

заявление о поручительстве (приложение 5 к Приказу).

4. Согласно п. 1 ст. 44 Кодекса обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.

В пункте 4 ст. 61 Кодекса специально указано на то, что изменение срока уплаты налога и сбора не отменяет существующей и не создает новой обязанности по уплате налога и сбора.

5. В статье 63 Кодекса указаны органы, в компетенцию которых входит принятие решений об изменении сроков уплаты налогов и сборов (см. комментарий к ст. 63 Кодекса). Порядок реализации таких полномочий установлен п. 5 ст. 61 Кодекса.

В частности, согласно п. 5 комментируемой статьи изменение срока уплаты налога и сбора по решению уполномоченных органов производится при одновременном применении одного из следующих способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов, если иное не предусмотрено комментируемой главой:

под залог имущества в соответствии со ст. 73 Кодекса (см. комментарий к ст. 73 Кодекса);

при наличии поручительства в соответствии со ст. 74 Кодекса (см. комментарий к ст. 74 Кодекса).

6. Согласно п. 7 ст. 12 Кодекса Кодексом устанавливаются специальные налоговые режимы, которые могут предусматривать федеральные налоги, не указанные в ст. 13 Кодекса.

В отношении таких налогов п. 6 ст. 61 Кодекса установлено, что изменение срока их уплаты, пени производится в порядке, предусмотренном комментируемой главой.

В соответствии с п. 2 ст. 18 Кодекса установлены следующие специальные налоговые режимы (см. комментарий к ст. 18 Кодекса):

1) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);

2) упрощенная система налогообложения;

3) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

7. Правила комментируемой главы об изменении срока уплаты налога и сбора, а также пени согласно п. 7 ст. 61 Кодекса применяются также в отношении изменения срока уплаты налога в государственные внебюджетные фонды.

При этом, как установлено п. 7 комментируемой статьи, органы государственных внебюджетных фондов пользуются правами и несут обязанности финансовых органов, предусмотренные комментируемой главой.

Об органах государственных внебюджетных фондов (см. комментарий к ст. 34.1 Кодекса).

Другой комментарий к Ст. 62 Налогового кодекса Российской Федерации

1. В пункте 1 ст. 62 Кодекса указаны обстоятельства, при наличии которых срок уплаты налога изменен быть не может. В отношении этих обстоятельств следует отметить следующее.

Возбуждение уголовного дела по признакам преступления, связанного с нарушением законодательства о налогах и сборах (подп. 1 п. 1).

Уголовная ответственность за совершение деяний, связанных с нарушением законодательства о налогах и сборах, установлена следующими статьями гл. 22 «Преступления в сфере экономической деятельности» УК:

В соответствии с ч. 1 ст. 146 УПК РФ о возбуждении уголовного дела публичного обвинения органом дознания, дознавателем или следователем с согласия прокурора, а также прокурором в пределах компетенции, установленной УПК РФ, выносится соответствующее постановление.

Проведение производства по делу о налоговом правонарушении либо по делу об административном правонарушении в области налогов и сборов, таможенного дела в части налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации (подп. 2 п. 1).

Порядок производства по делу о налоговом правонарушении, совершенном налогоплательщиком, плательщиком сбора или налоговым агентом, установлен ст. 101 Кодекса (см. комментарий к ст. 101 Кодекса). Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение установлены соответствующими статьями гл. 16 Кодекса.

Административная ответственность за совершение деяний, связанных с нарушением законодательства о налогах и сборах, установлена следующими статьями гл. 15 «Административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг» КоАП:

В соответствии с ч. 4 ст. 28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента:

1) составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 27.1 КоАП;

2) составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении;

3) вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования, предусмотренного ст. 28.7 КоАП;

4) оформления предупреждения или с момента наложения (взимания) административного штрафа на месте совершения административного правонарушения в случае, если в соответствии с ч. 1 ст. 28.6 КоАП протокол об административном правонарушении не составляется.

Наличие достаточных оснований полагать, что лицо, претендующее на изменение срока уплаты налога, воспользуется таким изменением для сокрытия своих денежных средств или иного имущества, подлежащего налогообложению, либо это лицо собирается выехать за пределы Российской Федерации на постоянное жительство (подп. 3 п. 1).

Представляется, что наличие указанных обстоятельств должно быть подтверждено соответствующими документальными доказательствами. Эти доказательства потребуются налоговым органам при рассмотрении в судах дел об оспаривании решений, действий (бездействия) налоговых органов и их должностных лиц, в частности, невынесения решения об изменении срока уплаты налога или об отмене уже вынесенного решения.

2. Пункт 2 ст. 62 Кодекса предусматривает следующие последствия установления указанных в п. 1 комментируемой статьи обстоятельств, при наличии которых срок уплаты налога изменен быть не может:

в случае, если указанные обстоятельства установлены на момент вынесения решения об изменении срока уплаты налога, то решение об изменении срока уплаты налога вынесено быть не может;

в случае, если указанные обстоятельства установлены после вынесения решения об изменении срока уплаты налога, то вынесенное решение подлежит отмене.

Согласно п. 2 комментируемой статьи налоговый орган по месту учета заинтересованного лица обязан письменно уведомить это лицо об отмене вынесенного решения в трехдневный срок.

Как указано в п. 2 ст. 62 Кодекса, лицо, претендующее на изменение срока уплаты налога, вправе обжаловать решение налогового органа об отмене решения об изменении срока уплаты налога. Следует отметить, что заинтересованное лицо вправе обжаловать и бездействие налогового органа по невынесению решения об изменении срока уплаты налога.

Порядок обжалования актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц предусмотрен гл. 19 Кодекса.

Статья 61 ТК РФ. Вступление трудового договора в силу (действующая редакция)

Трудовой договор вступает в силу со дня его подписания работником и работодателем, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации или трудовым договором, либо со дня фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя.

Работник обязан приступить к исполнению трудовых обязанностей со дня, определенного трудовым договором.

Если в трудовом договоре не определен день начала работы, то работник должен приступить к работе на следующий рабочий день после вступления договора в силу.

Если работник не приступил к работе в день начала работы, установленный в соответствии с частью второй или третьей настоящей статьи, то работодатель имеет право аннулировать трудовой договор. Аннулированный трудовой договор считается незаключенным. Аннулирование трудового договора не лишает работника права на получение обеспечения по обязательному социальному страхованию при наступлении страхового случая в период со дня заключения трудового договора до дня его аннулирования.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 61 ТК РФ

1. Вступление трудового договора в силу означает, что с этого момента его стороны приобретают права и обязанности, предусмотренные ст. ст. 21, 22 ТК и трудовым договором.

В соответствии с ч. 1 ст. 61 трудовой договор считается вступившим в силу как общее правило со дня его подписания обеими сторонами — работником и работодателем. Законом или иным нормативным правовым актом может быть определен иной момент вступления в силу трудового договора.

Стороны вправе и сами определить иной срок вступления трудового договора в силу, например, по истечении недели или месяца со дня его подписания. Если трудовой договор с работником не был надлежащим образом оформлен, но работник фактически приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя, трудовой договор считается вступившим в силу со дня фактического допущения работника к работе (см. также коммент. к ст. 67).

В тех случаях, когда по договоренности между работником и работодателем срок вступления трудового договора в силу не совпадает с днем его подписания, в договоре должна быть указана точная дата вступления подписанного трудового договора в силу, т.е. число, месяц и год.

2. При заключении трудового договора стороны определяют в нем и день, с которого работник обязан приступить к исполнению своих трудовых обязанностей, т.е. указывают конкретное число, месяц и год.

Если день начала работы при заключении трудового договора не определен, то работник должен приступить к работе на следующий день после вступления трудового договора в силу (например, если трудовой договор подписан сторонами 01.03.2013, то работник должен приступить к работе 02.03.2013).

3. В соответствии с ч. 4 комментируемой статьи в тех случаях, когда работник, заключивший трудовой договор, не приступил к работе в установленный срок (в день начала работы), работодатель имеет право аннулировать трудовой договор. При этом он не обязан выяснять причину, по которой работник не вышел на работу. Практически работодатель вправе издать приказ об аннулировании трудового договора уже на следующий день после того дня, в который работник должен был приступить к работе, но не приступил. Вместе с тем работодатель может сделать это и в более поздний срок, если работник так и не вышел на работу. Аннулированный трудовой договор считается незаключенным.

Работодатель не несет каких-либо обязательств перед работником по трудовому договору, признанному аннулированным, за исключением обязательств, связанных с обеспечением по обязательному социальному страхованию. Аннулирование трудового договора, как предусмотрено ч. 4 ст. 61, не лишает работника права на получение обеспечения по обязательному социальному страхованию, если страховой случай наступил в период со дня заключения трудового договора до дня его аннулирования (см. коммент. к ст. 183).

Аннулирование трудового договора не может служить препятствием для заключения нового трудового договора, если впоследствии стороны придут к соглашению о необходимости вступить в трудовое правоотношение.