Статья 34 44-фз от 05042018

05.09.2018 Выкл. Автор admin

Содержание:

В соответствии с частью 2 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных ст. 34 и ст. 95 Закона N 44-ФЗ. Возможно ли изменение условий договора путем составления протокола разногласий в случае заключения прямого договора до 100 тыс. руб. (п. 4 части 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ) и несогласия с типовым договором, выставленным исполнителем, или при заключении это не допускается и протокол разногласий будет нарушением ст. 34 Закона N 44-ФЗ? Есть ли судебная практика или ответы пользователей по данному вопросу?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В рассматриваемом случае составление протокола разногласий к проекту договора закону не противоречит.

Обоснование вывода:
Действительно, как указано в ч. 2 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ), при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных ст. 34 и ст. 95 Закона N 44-ФЗ. Статья 34 Закона N 44-ФЗ допускает единственный случай, когда условия контракта могут быть изменены при его заключении (ч. 18 этой статьи). Частью 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ установлена возможность в определенных случаях изменять существенные условия контракта при его исполнении.
Исходя из этого любые условия контракта (как те, которые могут быть отнесены к существенным, так и те, которые существенными не являются) могут быть изменены только в случаях, предусмотренных Законом N 44-ФЗ (смотрите также постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2014 N 17АП-13706/14). При этом положений, допускающих или запрещающих возможность оформления протокола разногласий к проекту контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем, далее также — контрагент), Закон N 44-ФЗ не содержит.
Следует отметить, что в силу ч. 1 ст. 34 Закона N 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении контрагента, документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с этим федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении контрагента, документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В связи с этим мы полагаем, что по смыслу ч.ч. 1 и 2 ст. 34 Закона N 44-ФЗ при заключении контракта не могут быть изменены те положения, которые определены в качестве условий контракта в соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, приглашением принять участие в закрытых способах определения контрагента (ч. 1 ст. 84 Закона N 44-ФЗ), заявками участников конкурса, аукциона, запроса котировок, окончательными предложениями участников запроса предложений, признанных победителями определения контрагента. При заключении договора с единственным контрагентом подготовка и размещение заказчиком извещения об осуществлении закупки, документации о закупке, приглашения принять участие в определении контрагента, направление участником закупки заявок и окончательных предложений законом не предусмотрены.
Процедуру заключения договора (контракта) с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) Закон N 44-ФЗ не регулирует. Поскольку отношения сторон по контракту являются гражданско-правовыми (п. 1 ст. 2 ГК РФ, п. 3 ч. 1 ст. 1, ч. 1 ст. 2 Закона N 44-ФЗ), в части, не урегулированной Законом N 44-ФЗ, при заключении контракта необходимо руководствоваться общими положениями ГК РФ, разумеется, с учетом требований Закона N 44-ФЗ к содержанию контракта (ч. 2 ст. 34 этого Закона). В частности, сторона, получившая оферту (предложение заключить договор), вправе дать ответ о согласии заключить договор на иных условиях, чем предложено в оферте, то есть направить со своей стороны новую оферту (ст.ст. 435, 443 ГК РФ). Акцепт оферты на иных условиях (новая оферта) может быть направлен в том числе в виде протокола разногласий к проекту договора (п. 1 ст. 445 ГК РФ).
Отметим также, что в случае, если для стороны, направившей проект договора, заключение такого договора является обязательным, закон прямо предусматривает возможность составления протокола разногласий к проекту договора. В этом случае неурегулированные разногласия могут быть переданы на рассмотрение суда (п. 2 ст. 445 ГК РФ). Составление протокола разногласий предусмотрено законом и при заключении государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд (п. 2 ст. 528 ГК РФ).
Возможность урегулирования разногласий при заключении контракта на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) для государственных или муниципальных нужд с единственным контрагентом путем составления заказчиком протокола разногласий к проекту контракта, предложенному таким контрагентом, подтверждает и судебная практика (смотрите, например, постановления АС Дальневосточного округа от 30.05.2016 N Ф03-2069/16, АС Северо-Кавказского округа от 28.12.2015 N Ф08-9590/15, Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2015 N 13АП-18465/15, Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2014 N 14АП-8275/14, Восьмого арбитражного апелляционного суда от 07.10.2014 N 08АП-7141/14).
Поэтому, с нашей точки зрения, в рассматриваемом случае при несогласии с условиями типового договора заказчик не лишен возможности направить своему контрагенту протокол разногласий к проекту договора. Урегулирование разногласий по поводу проекта договора, предложенного единственным исполнителем, не нарушает требование Закона N 44-ФЗ о недопустимости изменения условий контракта при его заключении.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ерин Павел

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

7 сентября 2016 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

C 01.07.2018 в контракт, заключенный в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ, должно включаться условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком, на размер налогов и иных обязательных платежей, связанных с оплатой контракта. Заказчик включает в контракты условие о том, что цена контракта включает НДС. Каков порядок оплаты контракта в данном случае?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Упомянутые Вами июльские изменения не влияют на объем обязанностей заказчика как налогоплательщика. В случае наличия в контракте условия о том, что цена контракта включает НДС, заказчик, как и раньше, обязан уплатить контрагенту всю сумму, предусмотренную контрактом, не уменьшая ее на размер НДС, если только в конкретной ситуации на него налоговым законодательством не возлагаются обязанности налогового агента по НДС.

Обоснование вывода:
Действительно, с 1 июля 2018 г. согласно новой редакции п. 2 ч. 13 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) в контракт должно быть включено условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой контракта, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации заказчиком. Ранее подобное условие подлежало включению только в контракты, заключенные с физическими лицами.
Особо отметим, что указанные изменения не свидетельствуют о возложении на заказчика каких-либо дополнительных обязанностей, связанных с уплатой налогов и сборов, п. 2 ч. 13 ст. 34 Закона N 44-ФЗ установлен лишь порядок формирования цены контракта*(1). Напомним в связи с этим, что в силу положений НК РФ, в частности ст.ст. 1, 2, 24 этого Кодекса, порядок уплаты налогов и сборов в бюджет (в том числе лицами, не являющимися налогоплательщиками) может устанавливаться исключительно нормами налогового законодательства. Поскольку положения Закона N 44-ФЗ не могут устанавливать каких-либо налоговых обязанностей по сравнению с теми, что предусмотрены законодательством о налогах и сборах, необходимость (и порядок) исполнения условия, указанного в ч. 13 ст. 34 Закона N 44-ФЗ, определяются нормами не Закона N 44-ФЗ, а законодательства о налогах и сборах.
Ни НК РФ, ни иные положения налогового законодательства не предусматривают обязанности заказчика удержать из подлежащей уплате контрагенту цены соответствующую сумму НДС и самостоятельно перечислить ее в бюджет. Применительно к ситуации это означает, что при наличии в контракте условия о том, что цена контакта включает НДС, заказчик обязан уплатить контрагенту полную сумму, предусмотренную контрактом без уменьшения цены контракта на сумму НДС. Например, если по условиям контракта цена контракта составляет 100 тысяч рублей с учетом НДС, заказчик обязан перечислить контрагенту сумму 100 тысяч рублей. Обязанность заказчика удержать из подлежащей уплате контрагенту цены сумму НДС может возникнуть исключительно в случаях, предусмотренных НК РФ (например, если контрагентом является иностранная организация, не состоящая на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщика (смотрите, например, п.п. 1, 2 ст. 161 НК РФ)).
Если же контрагент не является плательщиком НДС (например, в связи с применением им упрощенной системы налогообложения), само по себе упоминание НДС, например, в проекте контракта не означает, что подлежащая уплате цена (в размере, предложенном контрагентом) должна быть уменьшена заказчиком на соответствующую сумму НДС. Такие контракты в любом случае должны заключаться по предложенной контрагентом (победителем) цене, независимо от факта формирования документации о закупке с учетом НДС. На это указывается и в упомянутых Вами разъяснениях.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Верхова Надежда

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

————————————————————————-
*(1) Полагаем, основной смысл приведенных изменений состоит в том, чтобы предусмотреть в Законе N 44-ФЗ все вытекающие из налогового законодательства исключения из действующего по умолчанию правила, в соответствии с которым предусмотренная контрактом цена подлежит уплате заказчиком непосредственно контрагенту. И поскольку, помимо случаев выплаты причитающегося физическому лицу вознаграждения за вычетом подлежащей удержанию из этого вознаграждения суммы НДФЛ (ст. 226 НК РФ), налоговое законодательство предусматривает и иные случаи, когда на налоговых агентов возлагается обязанность по удержанию и уплате налога за налогоплательщика (смотрите, например, ст.ст. 161, 309 НК РФ), ч. 13 ст. 34 Закона N 44-ФЗ скорректирована соответствующим образом.

Внимание: бюджетный контракт!

Внимание: бюджетный контракт!

В условиях экономического кризиса компании проявляют большой интерес к выполнению договоров, которые финансируются из государственного или муниципального бюджета. С 1 января 2014 года заключение и исполнение таких договоров регламентирует Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Однако получить бюджетный заказ можно только на конкурсной основе. Исключение — закупки на сумму, не превышающую 100 тысяч рублей (подп. 4 п. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

В сфере закупок действует единая информационная система, в которой широко применяется электронный документооборот (ст. 4, ст. 5 Закона № 44-ФЗ). Вся информация предоставляется с использованием официального сайта zakupki.gov.ru в сети «Интернет».

Принцип конкуренции

Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) — конкурсы, аукционы, запрос котировок, запрос предложений (п. 1, 2 ст. 24 Закона № 44-ФЗ). Предпочтение отдается участникам, предлагающим инновационную и высокотехнологичную продукцию (ст. 10 Закона № 44-ФЗ). С победителем отборочных мероприятий заключается контракт (п. 1 ст. 34 Закона № 44-ФЗ).

Наличие у участника недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджетную систему Российской Федерации за прошедший календарный год допускается. Но ее сумма не должна превышать 25 процентов балансовой стоимости активов участника по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Проверку участника по этому критерию комиссия по осуществлению закупок производит самостоятельно (подп. 5 п. 1, п. 8 ст. 31 Закона № 44-ФЗ) – путем запросов в государственные органы.

Для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций организуются специальные отборочные мероприятия, в которых начальная (максимальная) цена контракта не превышает 20 миллионов рублей (подп. 1 п. 1 ст. 30 Закона № 44-ФЗ).

Условия контракта

Цена контракта является твердой и определяется на весь срок его исполнения (п. 2 ст. 34 Закона № 44-ФЗ). Исключение составляют случаи, перечисленные в постановлении Правительства РФ от 13.01.2014 № 19. Например, при заключении контракта на предоставление агентских услуг размер вознаграждения агента может зависеть от результата исполнения поручения принципала.

Законодательство о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд не позволяет проводить торги по составным частям структуры цены — например, по цене, которая в дальнейшем будет увеличена или уменьшена на сумму НДС (письмо Минфина России от 02.07.2012 № 02-11-08/2467). Если победитель не является плательщиком НДС (в том числе применяет «упрощенку»), то при заключении контракта при указании цены контракта вместо указания суммы НДС ставится прочерк. При оплате поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) уменьшение цены контракта на сумму НДС не производится: поставленные товары (выполненные работы, оказанные услуги) оплачиваются по цене, указанной в контракте (письмо Минфина РФ от 28.12.2011 № 02-11-00/6027).

Контракт заключается после предоставления участником закупки обеспечения его исполнения. Исполнение обеспечивается предоставлением банковской гарантии (ст. 368 ГК РФ) либо внесением денежных средств на счет, указанный заказчиком. Способ обеспечения участник закупки определяет самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц (п. 3 и п. 4 ст. 96 Закона № 44-ФЗ). Обратите внимание: в ходе исполнения контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе предоставить заказчику обеспечение, уменьшенное на размер выполненных обязательств, взамен ранее предоставленного обеспечения. При этом может быть изменен и способ обеспечения исполнения контракта (п. 7 ст. 96 Закона № 44-ФЗ).

При исполнении контракта не допускается изменение его условий, в том числе цены. Хотя из этого правила имеются исключения. Они охарактеризованы в статьях 34 и 95 Закона № 44-ФЗ.

При нарушении условий контракта одной из сторон другая сторона направляет нарушителю требование об уплате неустоек (штрафов, пени). Но если для заказчика это обязанность, то для поставщика (подрядчика, исполнителя) – право (п. 4 – 9 ст. 34 Закона № 44-ФЗ).

Изменение условий контракта, в том числе увеличение цен товаров, работ, услуг, если возможность такого изменения не предусмотрена законодательством о контрактной системе в сфере закупок, влечет наложение административного штрафа: на должностных лиц – в размере 20 тысяч рублей, на юридических лиц – в размере 200 тысяч рублей (п. 4 ст. 7.32 КоАП РФ).

Обязательные условия контракта (п. 13 ст. 34 Закона № 44-ФЗ):

  • о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги;
  • о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом;
  • о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.

Отражение операций по исполнению бюджетного контракта в бухгалтерском или в налоговом учете специфики не имеет. В частности, полученные авансы не считаются целевым финансированием.

Контракт заключается и оплачивается заказчиком по цене победителя торгов вне зависимости от применения системы налогообложения у победителя. Сумма НДС является прибылью победителя торгов, не являющегося плательщиком такого налога (письмо ФАС РФ от 06.10.2011 № АЦ/39173).

Контроль в сфере закупок

Заказчик подлежит ведомственному контролю со стороны государственных и муниципальных органов (ст. 100 Закона № 44-ФЗ). В частности, ведомственному контролю в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд подлежит (п. 3 Правил, утв. постановлением Правительства РФ от 10.02.2014 № 89):

  • соответствие поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта;
  • своевременность, полнота и достоверность отражения в документах учета поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги;
  • соответствие использования поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги целям осуществления закупки.

Наличие такого контроля делает крайне рискованными недобросовестные сговоры между заказчиком и поставщиком (подрядчиком, исполнителем) по контракту.

В силу статьи 101 Закона № 44-ФЗ контроль за поставщиком (подрядчиком, исполнителем) осуществляет заказчик. Подобной нормы в предшествующем Федеральном законе от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», утратившем силу с 1 января 2014 года, не было. Так что теперь требования заказчика о предоставлении документального подтверждения затрат на расходные материалы, отраженные в смете, получили под собой законное основание.

Информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов, включаются в реестр недобросовестных поставщиков (ст. 104 Закона № 44-ФЗ).

Нецелевое расходование бюджетных средств и разногласия сторон

Арбитражная практика по применению Закона № 44-ФЗ еще не сложилась. Тем не менее можно считать показательным постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 11.09.2012 № 05АП-6536/2012, принятое в период действия Закона № 94-ФЗ. В нем отражены результаты проверки целевого, правомерного и эффективного использования бюджетных средств при выполнении капитального ремонта. Местная администрация выявила оплату подрядчику стоимости работ в завышенных объемах, материалов по завышенной стоимости, а также оплату фактически не выполненных работ. Соответствующие средства были возвращены в бюджет.

Это дело иллюстрирует распространенную схему отношений заказчика и подрядчика в строительстве, когда они по взаимной договоренности составляют акт о приемке выполненных работ по сроку, указанному в контракте, в то время как подрядчик даже не закупал необходимых для производства работ материалов.

Давайте называть вещи своими именами. В подобной ситуации документы о выполнении сфальсифицированы, работы в полном объеме не выполнены, доказательств их выполнения не имеется. Так что бюджетные средства подрядчиком присвоены незаконно.

Направление средств бюджета и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным контрактом, расценивается как нецелевое использование бюджетных средств (п. 1 ст. 306.4 Бюджетного кодекса). Сделка, которая совершена с целью прикрыть сделку на иных условиях (в том числе не имевшая места приемка результата работ), является притворной. Она ничтожна. К сделке, которую стороны действительно имели в виду, с учетом существа и содержания сделки применяются относящиеся к ней правила (п. 2 ст. 170 ГК РФ).

Нецелевое использование влечет административную (ст. 15.14 КоАП РФ) или уголовную ответственность. Если оно не содержит уголовно наказуемого деяния, то грозит должностным лицам штрафом в размере от 20 до 50 тысяч рублей или дисквалификацией на срок от одного года до трех лет. А штрафы для юридических лиц составляют от 5 до 25 процентов суммы средств, использованных не по целевому назначению.

Уголовная ответственность наступает за нецелевое расходование сумм, превышающих 1,5 миллиона рублей. Спектр возможных наказаний весьма широк. Среди них — штраф в размере от 100 до 300 тысяч рублей, лишение свободы на срок до двух лет.

Между тем просрочка исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, обернется для подрядчика лишь предъявлением пени (п. 7 ст. 34 Закона № 44-ФЗ). А если просрочка подрядчика вызвана несвоевременным финансированием работ, то подрядчик в свою очередь может выставить пени заказчику (п. 5 ст. 34 Закона № 44-ФЗ).

Нередко между подрядчиками и заказчиками возникают разногласия о допустимости экономии на материалах. Здесь нужно вспомнить, что цена контракта является твердой, а Закон № 44-ФЗ не закрепляет право заказчика на взыскание с подрядчика суммы экономии. Контракт является гражданско-правовым договором (подп. 3 п. 1 ст. 1 Закона № 44-ФЗ), поэтому он должен соответствовать нормам гражданского законодательства. Эту позицию поддерживают и арбитражные суды (например, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2013 № 09АП-20470/2013). Причем Закон № 44-ФЗ применяется в части, не урегулированной Гражданским кодексом (ст. 768 ГК РФ).

Елена Диркова, для журнала «Практическая Бухгалтерия»

«Практическая бухгалтерия» — бухгалтерский журнал, который упростит Вашу работу и поможет вести бухгалтерию без ошибок. Получите гарантированный ответ эксперта на Ваши вопросы, а таже полный доступ ко всем материалам >>

Статья 34. Контракт

Общие положения

Ст. 34 44-ФЗ с изменениями посвящена заключению контракта по итогам закупок. С ее содержанием полезно ознакомиться до процедуры заключения контракта. Она регулирует обязательные условия, которые должны быть отражены в договоре, который подписывается по итогам госзакупок.

Закупка может проводиться по типовому контракту, для них в ЕИС создана специальная библиотека, которая постоянно пополняется новыми документами.

Кому и как помогает в работе

Ст. 34 44-ФЗ с комментариями помогает понять, какая информация должна содержаться в контракте.

При этом и для победителя, и для заказчика важно, чтобы в подписываемом контракте содержались ровно те же условия, что были предусмотрены как в извещении, так и в приглашении принять участие в закупке.

Несмотря на то, что закупка может оформляться по типовому или самостоятельно разработанному контракту, в него должны быть включены такие условия, как:

  • обязательные (предмет, цена, сроки, взаимные права и обязанности и т. п);
  • дополнительные (требования к исполнителям по части миграционного законодательства).

А также должны присутствовать важные пункты:

  • ответственность обеих сторон за нарушение исполнения контракта;
  • порядок и сроки оплаты (19.04.17 года были изменены сроки оплаты для СМП и СОНКО — теперь это 15 календарных дней, для всех остальных — 30 календарных дней);
  • если договор заключается на 3 года и на сумму более 100 млн рублей, то необходим график его исполнения (данный момент важен для энергосервисных закупок);
  • возможность отказа от исполнения в одностороннем порядке в том случае, если контракт подпадает под ст. 95 или изменения объемов;
  • информация о неустойке, если заказчик или поставщик нарушают условия оплаты;
  • информация о банковском сопровождении, если выполняются условия ст. 35 44-ФЗ.

Последняя редакция статьи 34 44-ФЗ была сделана 26.07.2017 года в связи с увеличением оснований для закупок у единственного поставщика (ст. 93).

Статья 34 Федерального закона № 44-ФЗ

(в редакции, действующей с 01.07.2018 г.)

1. Контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя),

документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

2. При заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 настоящего Федерального закона.

3. Особенности определения цены государственного контракта на поставку товара, выполнение работы, оказание услуги по государственному оборонному заказу с учетом требований, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, могут устанавливаться Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе».

4. В контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

5. В случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

(в ред. Федеральных законов от 28.12.2013 N 396-ФЗ, от 31.12.2017 N 504-ФЗ)

6. В случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).

(в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 396-ФЗ)

6.1. Утратил силу с 1 января 2017 года. — Федеральный закон от 29.12.2015 N 390-ФЗ.

7. Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

(в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 504-ФЗ)

8. Штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 396-ФЗ)

9. Сторона освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пени), если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны.

10. Допускается заключение контрактов на поставки технических средств реабилитации инвалидов, создание нескольких произведений литературы или искусства, выполнение научно-исследовательских работ либо оказание услуг в сфере образования или услуг по санаторно-курортному лечению и оздоровлению, услуг по организации отдыха детей и их оздоровления, в том числе по предоставлению путевок, с несколькими участниками закупки. При этом право заключения контракта с несколькими участниками закупки устанавливается заказчиком в документации о закупке.

11. Для осуществления заказчиками закупок федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос», осуществляющие нормативно-правовое регулирование в соответствующей сфере деятельности, разрабатывают и утверждают типовые контракты, типовые условия контрактов, которые размещаются в единой информационной системе и составляют библиотеку типовых контрактов, типовых условий контрактов. Порядок разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также случаи и условия их применения устанавливаются Правительством Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 216-ФЗ)

12. Если контракт заключается на срок более чем три года и цена контракта составляет более чем сто миллионов рублей, контракт должен включать в себя график исполнения контракта.

13. В контракт включаются обязательные условия:

1) о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки;

2) об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой контракта, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации заказчиком.

(часть 13 в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 504-ФЗ)

13.1. Срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона, за исключением случая, указанного в части 8 статьи 30 настоящего Федерального закона, а также случаев, когда Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты.

(часть 13.1 введена Федеральным законом от 01.05.2017 N 83-ФЗ)

14. В контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 — 25 статьи 95 настоящего Федерального закона.

(в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 504-ФЗ)

15. При заключении контракта в случаях, предусмотренных пунктами 1, 4, 5, 8, 15, 20, 21, 23, 26, 28, 29, 40, 41, 44, 45, 46, 51 — 53 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, требования частей 4 — 9, 11 — 13 настоящей статьи заказчиком могут не применяться к указанному контракту. В этих случаях контракт может быть заключен в любой форме, предусмотренной Гражданским кодексом Российской Федерации для совершения сделок.

(в ред. Федеральных законов от 04.06.2014 N 140-ФЗ, от 01.12.2014 N 416-ФЗ, от 31.12.2014 N 498-ФЗ, от 13.07.2015 N 227-ФЗ, от 30.12.2015 N 469-ФЗ, от 26.07.2017 N 198-ФЗ, от 29.12.2017 N 475-ФЗ)

16. В случаях, установленных Правительством Российской Федерации, заказчик вправе заключить контракт, предусматривающий закупку товара или работы (в том числе при необходимости проектирование, конструирование объекта, который должен быть создан в результате выполнения работы), последующие обслуживание, ремонт и при необходимости эксплуатацию и (или) утилизацию поставленного товара или созданного в результате выполнения работы объекта (контракт жизненного цикла).

(в ред. Федеральных законов от 28.12.2013 N 396-ФЗ, от 31.12.2017 N 504-ФЗ)

16.1. Предметом контракта может быть одновременно выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства. Порядок и основания заключения таких контрактов устанавливаются Правительством Российской Федерации.

(часть 16.1 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 365-ФЗ)

17. В случае, если Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 111 настоящего Федерального закона в отношении конкретной закупки принято решение о необходимости включения в контракт дополнительных условий его исполнения, в том числе не связанных с предметом контракта, в документации о закупке должна быть указана информация о таких дополнительных условиях.

18. При заключении контракта заказчик по согласованию с участником закупки, с которым в соответствии с настоящим Федеральным законом заключается контракт, вправе увеличить количество поставляемого товара на сумму, не превышающую разницы между ценой контракта, предложенной таким участником, и начальной (максимальной) ценой контракта (ценой лота), если это право заказчика предусмотрено документацией о закупке. При этом цена единицы товара не должна превышать цену единицы товара, определяемую как частное от деления цены контракта, указанной в заявке на участие в конкурсе, запросе предложений или предложенной участником аукциона, с которым заключается контракт, на количество товара, указанное в извещении о проведении закупки.

(часть 18 в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 504-ФЗ)

19 — 21. Утратили силу с 1 января 2014 года. — Федеральный закон от 28.12.2013 N 396-ФЗ.

22. Контракт может быть признан судом недействительным, в том числе по требованию контрольного органа в сфере закупок, если будет установлена личная заинтересованность руководителя заказчика, члена комиссии по осуществлению закупок, руководителя контрактной службы заказчика, контрактного управляющего в заключении и исполнении контракта. Такая заинтересованность заключается в возможности получения указанными должностными лицами заказчика доходов в виде денег, ценностей, иного имущества, в том числе имущественных прав, или услуг имущественного характера, а также иной выгоды для себя или третьих лиц.

(часть 22 в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 396-ФЗ)

23. В случае, если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупки товара, работы, услуги превышает размер, установленный Правительством Российской Федерации, в контракте должна быть указана обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять информацию о всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем десять процентов цены контракта.

24. Указанная в части 23 настоящей статьи информация предоставляется заказчику поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в течение десяти дней с момента заключения им договора с соисполнителем, субподрядчиком. При этом в контракте должна быть предусмотрена ответственность за непредоставление указанной информации путем взыскания с поставщика (подрядчика, исполнителя) пени в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены договора, заключенного поставщиком (подрядчиком, исполнителем) с соисполнителем, субподрядчиком в соответствии с настоящей частью. Пеня подлежит начислению за каждый день просрочки исполнения такого обязательства.

(в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 504-ФЗ)

25. В случае непредоставления заказчику указанной в части 23 настоящей статьи информации поставщиком (подрядчиком, исполнителем) информация об этом размещается в единой информационной системе. Непредоставление указанной информации поставщиком (подрядчиком, исполнителем) не влечет за собой недействительность заключенного контракта по данному основанию.

26. В контракт включается условие о банковском сопровождении контракта в случаях, установленных в соответствии со статьей 35 настоящего Федерального закона.

27. В контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

28. В контракт включается дополнительное условие о продаже лесных насаждений для заготовки древесины при заключении контракта на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов в соответствии с положениями статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации.

(часть 28 введена Федеральным законом от 28.12.2013 N 396-ФЗ)

29. Правительство Российской Федерации вправе определить:

1) порядок определения минимального срока исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) контракта;

2) требования к формированию лотов при осуществлении закупок отдельных видов товаров, работ, услуг.

(часть 29 введена Федеральным законом от 31.12.2017 N 504-ФЗ)