Статья 161 россия

05.01.2019 Выкл. Автор admin

Содержание:

ч 2 ст 161 ук рф грабеж: Ответственность. Грабеж условный срок

Грабеж – это один из популярных и часто встречающихся сегодня видов преступления, при котором один человек или группа граждан завладевают собственностью другого человека или нескольких граждан. Для того, чтобы понять определение грабежа, его разновидности, а также состав преступного деяния и возможные наказание за совершения такого преступления, необходимо обратиться к определению термина и тем статьям и пунктам УК России, которые регламентируют возможные наказания за совершение грабежа.

Определение

Согласно ч 2 ст 161 УК РФ, грабеж является отрытым хищением чье-либо имущества. Если разобрать подобный термин более подробно, то можно отметить, что грабеж – это такое преступление, которое не только совершается умышленно, но также и преследует всего лишь одну цель – завладеть чужим личным имуществом другого человека или группы граждан. Помимо этого, пи совершении грабежа злоумышленник понимает, что владелец имущества или же любой другой граждан видят, что злоумышленником совершается противозаконное действие и понимают суть того, что происходит.

Еще один важный момент, который квалифицирует совершенное преступление ч 2 ст 161 УК РФ, грабеж – это то, что злоумышленник или же их группа могут использовать какие-либо насильственные методы, не несущие в себе никакой опасности для здоровья или жизни потрёпанного, а также угрожать применять такие методы воздействия на потерпевшего.

Грабеж и условный срок

В том случае, если обвиняемого в грабеже гражданина обвиняют согласно 1 или 2 части 161 статьи и заключили под стражу, то условные сроки получить очень сложно или невозможно. В частности, получить условный срок практически невозможно на основании 2 части 161 статьи, а очень тяжело – на основании 1 части 161 статьи.

  1. 2 часть 161 статьи. Выше всех получить условный срок по 2 части 161 статьи УК России у несудимых ранее граждан Москвы и МО. Что же касается те, у кого уже есть судимость, а также тех, кто не является гражданином России, то у них практически нет никаких шансов получить условный срок за грабеж.
  2. Если же говорить о первой части 161 статьи, то здесь все точно также, но ситуация уже лучше. Как пример, у несудимых ранее граждан есть не только отличные шансы быть наказанными условно, но и есть возможность прекратить уголовное дело на основании примирения двух сторон. В том случае, если у человека уже есть судимость или же если он является иностранцем, то за то, чтобы получить условный срок, ему придется очень сильно побороться в рамках судебного производства.

Этими моментами регламентируется в большинстве случаев ответственность при грабеже для различных граждан.

Грабеж и его регистрация. Ответственность при грабеже

Следует отметить, что преступление может быть грабежом и лишь после того, как оно оканчивается и приобретает такой статус. Этот статус грабеж получается в тот момент, когда преступник после хищения получает средство для того, чтобы использовать или распоряжаться имуществом и чужой собственности для обеспечения собственной выгоды или для удовлетворения собственных желаний. Преступник можно распоряжаться или использовать украденное у потерпевшего имущество или по своему собственному усмотрению, или же передавать украденное имущество другим лицам. Также он может использовать имущество в личных корыстных целях.

Если же этого не случилось, то в таком случае грабеж не может быть законченным. Если же виновный в грабеже гражданин по каким-либо причинам не смог воспользоваться украденным имуществом, которое он получить в рамках совершенного им грабежа, то его действия и все преступление классифицируется как неоконченное. В таком случае предполагается что преступник по каким-либо причинам потерял контроль над присвоенной им собственностью, не смог ее реализовать, продать и т.д.

Важный момент: отсутствие получения какой-либо выгоды от украденного личного имущества выясняется в рамках судебного производства, причем данный момент будет учтен судебными органами в рамках обвинительного приговора и его вынесения.

Определение и нюансы второй части 161 статьи. Срок давности по грабежу

Если в рамках первой части отмечается простой грабеж, то во второй части говорится о том грабеже, который совершается с отягчающими обстоятельствами в рамках совершенного правонарушения. В рамках судебного делопроизводства при выяснении подобных условий суд принимает решение в рамках 2-ой части 161 статьи. Наказание при этом немного отличается от того, каким оно является на основании 1-ой и 3-ей части.

Среди особенностей второй части можно отметить такие моменты, как:

  1. Согласно второй части, грабеж может быть совершен только группой граждан, причем только на основании предварительного сговора друг и другом. Та группа, которая находится в предварительном сговоре друг с другом, является группой преступных элементов, состоящая из 2-ух или более участников, сговорившись предварительно для того, чтобы совершить такое преступление всем вместе;
  2. Проникновение одного или нескольких злоумышленников на частную территорию, жилище или хранилище на противозаконных основаниях;
  3. Виновный или виновные для того, чтобы совершить правонарушение, использует насилие, но оно не повлекло за собой никакой потери или опасности для здоровья или жизни потерпевшей стороны;
  4. Стоимость того имущества, которое было похищено, отличается особо крупным размером. Под крупными размерами ущерба понимается стоимость имущества от 250 тысяч рублей до 1 миллиона рублей. Если речь идет о завершении преступления, проявленного по отношению кредитных организаций или страховых выплат, то особо крупным размером считается сумма, превышается 1,5 миллиона рублей.

При этом важно о том, какие существуют Сроки давности по грабежу. Согласно законодательству, они равны 10 годам по 2 части 161 статьи.

Наказание за совершение преступление. Грабеж и подследственность

Согласно действующему на территории России Уголовного Кодекса, ответственность злоумышленника перед судебными органами зависит в большинстве случаев от тяжести преступления. Каждый из пунктов, включая 2-ую часть 161 часть, предусматривает различную меру наказания. В процессе проведения следственных процентов обвинительная сторона автоматически определяет тот пункт и ту часть, на основании которой выдвигается обвинение по отношению к злоумышленникам. При определении пункта или части 161-ой статьи принадлежность и ответственность определяется на основании каждой детали совершенного правонарушения.

Важный момент: в процессе вынесения обвинительного приговора на основании статьи 161 такое преступление не может быть квалифицировано, как преступление, которое было совершено злоумышленниками по неосторожности. Дело в том, что грабеж – это такое преступление, которое отличается открытостью и умышленностью, и направлено оно на завладение чужим имуществом.

При этом меры наказания по такому преступлению могут быть приняты лишь на основании судебного делопроизводства. В процессе вынесения приговора судебные органы учитываются все те отягчающие обстоятельства, которые есть, а также общая сумма нанесенного ущерба и все остальные моменты, которые так или иначе могут помочь разрешить уголовное дело и определить приговор на основании всех нюансов и особенностей.

Важный момент: у грабежа есть множество сходств с другими правонарушениями уголовного характера, среди которых есть разбой и кража, потому как все эти преступления охарактеризованы как завладение чужим имуществом, однако обстоятельства и особенности хищения сильно меняются. В большинстве стран вообще нет такое практики, как выделение грабежа как уголовного преступления, в отдельную группу. Такое правонарушение оценивают как одну из частей разбоя или кражи, в зависимости от отягчающих обстоятельств и их наличия в деле.

После того, как доказательство виновности злоумышленника в рамках судебного делопроизводства ему назначается соответствующее наказание, причем оно не бывает выше или же ниже, чем то наказание, которое прописано в каждом из пунктов. Судья в случае необходимости имеет право переквалифицировать совершенное уголовное правонарушение из одного уголовного пункта в другой пункт, а также вынести соответствующее наказание на основании полученных доказательств.

Какие приемы и действия использует следствие для того, чтобы доказать факт грабежа

Это очень важные моменты, ведь при работе человек, которого обвиняют в преступлении, должен знать меры своей защиты и, в случае нарушения его гражданских прав даже при обвинении человек должен знать, как правильно защищать их в рамках судебного делопроизводства.

Одна из мер и приемов – это допрос подозреваемого гражданина

Нет такого дела, которое не проходило бы без допроса, поэтому допрос относится к самым часто используемым следственным действиям. Причем это действия является одним из самых опасных для подозреваемого гражданина. Все дело в том, что следователь в рамках допроса способен получить большое количество самой разной информации, которая будет использована против подозреваемого или обвиняемого гражданина.

Важный момент: допрос, согласно нормам и правилам действующего законодательства, не должен идти свыше 4 часов подряд, а за один день допрос не может идти больше 8 часов (согласно 2 и 3 части 187-ой статьи УПК России). Следователь не имеет права на то, чтобы задавать обвиняемому или подозреваемому какие-либо наводящие вопросы (этот момент регламентирован частью 2 статьи №189 УПК России). И это все те ограничения, которые есть. Что же касается остальных параметров и моментов допроса, то в остальном у следователя полна свобода.

В процессе проведения допроса на основании 161 статьи, 1 части УПК России следователи прибегают к подобным методикам работы и действий, как:

  1. Эмоциональное накаливание обстановки, ускорение темпа допроса. Цель таких действий достаточно проста – необходимо сделать так, чтобы вышедший из себя гражданин, раздраженный и злой, смог сказать следственным органам все то, что он не способен сказать или не говорит в своем спокойном состоянии. Поэтому для того, чтобы не сказать лишнего, а также для того, чтобы у адвоката было больше свободы действий, необходимо сбавлять темп и вести себя спокойно;
  2. Также следователи любят создавать впечатление того, что им известно все, что касается расследуемого дела. В это не стоит верить;
  3. Также следователи давят на совесть. Они могут сказать, что подозреваемый – это отличный человек, который может помочь следствию. Важно помнить о том, что у подозреваемого и следователя совершенно разные цели, которых каждая из сторон старается придерживаться;

Важный момент: логических, психологических и других трюков, которые может использовать следователь в рамках проводимого им же допроса, достаточно много, а любые «проколы» со стороны подозреваемого и подсудимого гражданина могут стоить ему большой свободы.

Если обратиться за помощью к профессиональному адвокату, это позволит узнать, что можно и чего нельзя говорить в рамках проводимого следователем допроса.

Экспертиза, грабеж и подследственность

При совершении уголовного преступления, регламентируемого частью 2-ой 161 статьи, проводится большое количество различных экспертиз, причем речь идет о дактилоскопических экспертизах, а также об экспертизах медицинских, трасологических и баллистических. Все они применяются в рамках совершенного грабежа достаточно часто, причем определяют все они то, насколько сильно пострадала потерпевшая сторона.

Проведение очной ставки

Очная ставка в отношении преступника назначается в тех случаях, если в показаниях свидетелей, обвиняемых, а также если в показании подозреваемых и потерпевших есть какие-либо разногласия (этот момент регламентирован статьей 192, частью 2 УПК России).

Помощь адвоката по делам грабежа

В рамках защиты своего клиента адвокат по уголовным делам может заниматься следующими делами и процессами:

  1. Поиск достаточных оснований для того, чтобы прекратить ведение уголовного дела;
  2. Поиск доказательств невиновности обвиняемого или обвиняемого гражданина, которые можно будет приобщить к ведению уголовного дела;
  3. Проведение всех процессов, которые помогут отменить или е же смягчить меры пресечения обвиняемого в рамках 161 статьи 2 части УК России;
  4. Сбор всех необходимых доказательств для того, чтобы подозреваемый или обвиняемый гражданин был невиновным в рамках вменяемого им уголовного правонарушения;
  5. Приложение всех необходимых усилий и проведение всех необходимых действий для того, чтобы исключить из проводимого дела все доказательства, собранные с нарушителей.

Все, что необходимо сделать после обвинения или даже подозрения гражданина в грабеже – это обратиться к квалифицированному и имеющему опыт адвокату по делам грабежа.

Важно! По всем вопросам о грабеже и по грабежу, если не знаете, что делать и куда обращаться:

Звоните 8-800-777-32-63.

Или можете задать вопрос в любом сплывающем окне, для того, что бы юрист по вашему вопросу смог Вам максимально быстро ответить и проконсультировать.

Юристы по уголовным вопросам, и адвокаты, кто зарегистрирован на Российском Юридическом Портале, постараются Вам помочь с практической точки зрения в сложившемся вопросе и проконсультируют Вас по всем интересующим вопросам.

Статья 161. Грабеж

Статья 161. Грабеж

1. Грабеж, то есть открытое хищение чужого имущества, —

наказывается обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо ограничением свободы на срок от двух до четырех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет.

2. Грабеж, совершенный:

а) группой лиц по предварительному сговору;

б) утратил силу. — Федеральный закон от 08.12.2003 N 162-ФЗ;

в) с незаконным проникновением в жилище, помещение либо иное хранилище;

г) с применением насилия, не опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия;

д) в крупном размере, —

наказывается принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок до семи лет со штрафом в размере до десяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца или без такового и с ограничением свободы на срок до одного года или без такового.

3. Грабеж, совершенный:

а) организованной группой;

б) в особо крупном размере, —

в) утратил силу. — Федеральный закон от 08.12.2003 N 162-ФЗ

наказывается лишением свободы на срок от шести до двенадцати лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.

Судебная практика и законодательство — УК РФ. Статья 161. Грабеж

По этому же приговору Денисов оправдан по обвинению в совершении преступлений, предусмотренных п. «б» ч. 2, п. п. «а», «б» ч. 3 ст. 163, п. п. «б», «в», «г» ч. 2, п. п. «а», «б», «в» ч. 3 ст. 162, п. п. «б», «г», «д» ч. 2, п. «а» ч. 3 ст. 161, «б» ч. 2, п. п. «а», «б» ч. 3 ст. 159 УК РФ, в связи с непричастностью к совершению преступлений.

Защитник просит приговор изменить, оправдать Мирзошоева по ч. 1 ст. 209 УК РФ в связи с отсутствием события преступления; в совершении преступления, предусмотренного п. п. «а», «б» ч. 4 ст. 162 УК РФ — по преступлению в отношении ООО » «, оправдать в связи с непричастностью к его совершению; действия Мирзошоева по преступлению от 24 января 2015 года в отношении ЗАО «НПМТС » » — переквалифицировать на п. п. «а», «в», «д» ч. 2 ст. 161 УК РФ и назначить наказание с применением ст. 73 УК РФ — условно. В удовлетворении гражданских исков потерпевших отказать.

по пунктам «а», «б» части 3 статьи 161 УК РФ (в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ) (по преступлению в отношении К.) на 7 (семь) лет;

п. п. «а», «г», «д» ч. 2 ст. 161 УК РФ (в редакции Федерального закона от 8 декабря 2003 г.) к 6 годам лишения свободы,

п. п. «а», «г» ч. 2 ст. 161 УК РФ (в редакции Федерального закона от 8 декабря 2003 г.) к 3 годам лишения свободы,

— по п. «д» ч. 2 ст. 161 УК РФ (в ред. Федерального закона от 8 декабря 2003 года N 162-ФЗ) к 4 годам лишения свободы;

— по ч. 1 ст. 209 УК РФ (в ред. Федерального закона от 13 июня 1996 года) к 10 годам лишения свободы;

осужден: по п. п. «ж», «з» ч. 2 ст. 105 УК РФ к 12 годам лишения свободы, по ст. 116 УК РФ (в редакции Федерального закона от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ) к 3 месяцам исправительных работ с удержанием 10% заработка в доход государства, по п. п. «а», «г», «д» ч. 2 ст. 161 УК РФ (в редакции Федерального закона от 8 декабря 2003 г. N 162-ФЗ) за преступления, совершенные 30 августа 2002 г. и 11 мая 2003 г., к 6 годам лишения свободы, по п. п. «а», «г» ч. 2 ст. 161 УК РФ (в редакции Федерального закона от 8 декабря 2003 г. N 162-ФЗ) за преступление, совершенное 25 августа 2005 г., к 3 годам лишения свободы, на основании ч. 3 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений к 15 годам лишения свободы в исправительной колонии строгого режима.

С учетом установленных обстоятельств приговор в отношении Ларионова Л.Г. следует также изменить и переквалифицировать его действия с п. п. «а», «б» ч. 4 ст. 162 УК РФ на ч. 5 ст. 33 и п. «б» ч. 3 ст. 161 УК РФ как пособничество в грабеже, совершенном в особо крупном размере.

оправдан по п. п. «а», «в» ч. 2 ст. 166 УК РФ, п. «б» ч. 3 ст. 161 УК РФ и п. «к» ч. 2 ст. 105 УК РФ на основании п. 1 ч. 2 ст. 302 УПК РФ, то есть в связи с отсутствием события преступления.

— п. п. «а», «г», «д» ч. 2 ст. 161 УК РФ — к лишению свободы на срок четыре года;

— п. «в» ч. 2 ст. 158 УК РФ — к лишению свободы на срок два года шесть месяцев.

осужден по ч. ч. 4, 5 ст. 33, ч. 3 ст. 30 — п. «б» ч. 3 ст. 161 УК РФ с применением ст. 64 УК РФ к четырем годам лишения свободы в исправительной колонии строгого режима.

Законодательная база Российской Федерации

Бесплатная консультация
Федеральное законодательство

  • Главная
  • «УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от 13.06.96 N 63-ФЗ (ред. от 23.07.2013 с изменениями, вступившими в силу с 24.08.2013)
  • В данном виде документ опубликован не был
  • (в ред. от 13.06.96 — «Собрание законодательства РФ», 17.06.96, N 25, ст. 2954;
  • «Российская газета», N 113, 18.06.96, N 114, 19.06.96, N 115, 20.96.96, N 118, 25.06.96)

Статья 161 Грабеж

1. Грабеж, то есть открытое хищение чужого имущества, —

наказывается обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо ограничением свободы на срок от двух до четырех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет.

2. Грабеж, совершенный:

а) группой лиц по предварительному сговору;

Пункт б) — Утратил силу.

в) с незаконным проникновением в жилище, помещение либо иное хранилище;

г) с применением насилия, не опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия;

д) в крупном размере, —

наказывается принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок до семи лет со штрафом в размере до десяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца или без такового и с ограничением свободы на срок до одного года или без такового.

3. Грабеж, совершенный:

а) организованной группой;

б) в особо крупном размере, —

Пункт в) — Утратил силу.

наказывается лишением свободы на срок от шести до двенадцати лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.

Статья 161 ТК РФ. Разработка и утверждение типовых норм труда

Новая редакция Ст. 161 ТК РФ

Для однородных работ могут разрабатываться и устанавливаться типовые (межотраслевые, отраслевые, профессиональные и иные) нормы труда. Типовые нормы труда разрабатываются и утверждаются в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Комментарий к Статье 161 ТК РФ

Согласно статье 161 Трудового кодекса РФ нормы труда могут быть типовыми. Например, для работ в одной отрасли или одной профессии.

Другой комментарий к Ст. 161 Трудового кодекса Российской Федерации

1. Типовые нормы для однородных работ, выполняемых в аналогичных организационно-производственных условиях, разрабатываются в качестве рекомендаций для организаций, применяющих соответствующие виды труда. Порядок разработки и утверждения типовых норм труда установлен Постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2002 г. N 804 (СЗ РФ. 2002. N 46. Ст. 4583). Типовые нормы труда разрабатываются федеральным органом исполнительной власти, на который возложено управление, регулирование и координация деятельности в соответствующей отрасли (подотрасли) экономики. Утверждаются типовые межотраслевые нормы труда Минздравсоцразвития России, а профессиональные, отраслевые и иные нормы труда — соответствующим федеральным органом исполнительной власти по согласованию с Минздравсоцразвития России в порядке, установленном для подготовки нормативных правовых актов федеральными органами исполнительной власти.

В качестве примера межотраслевых норм, принятых в последние годы, можно привести следующие:

— межотраслевые нормы численности работников службы охраны труда в организациях, утвержденные Постановлением Минтруда России от 22 января 2001 г. N 10 (БМТ РФ. 2001. N 2; 2001. N 4);

— межотраслевые укрупненные нормы времени на работы, выполняемые на сверлильных станках, утвержденные Постановлением Минтруда России 1 февраля 2001 г. N 13 (БМТ РФ. 2001. N 2);

— межотраслевые нормы времени на погрузку, разгрузку вагонов, автотранспорта и складские работы, утвержденные Постановлением Минтруда России от 17 октября 2000 г. N 76 (БМТ РФ. 2000. N 11);

— межотраслевые укрупненные нормативы времени на работы, выполняемые на токарно-винторезных станках, утвержденные Постановлением Минтруда России от 21 января 2000 г. N 6 (БМТ РФ. 2000. N 2).

Примером отраслевых норм, принятых в последние годы, являются:

— нормы времени на работы по назначению и выплате пенсий, утвержденные Постановлением Минтруда России от 23 мая 2001 г. N 43 (БМТ РФ. 2001. N 6);

— нормы времени на установку, обслуживание и ремонт счетчиков воды, утвержденные Приказом Госстроя России от 16 августа 2000 г. N 184 (не опубликован);

— нормы времени и выработки на набор, правку и верстку газет на персональном компьютере, утвержденные Приказом МПТР России от 12 мая 2000 г. N 104 (не опубликован);

— нормы численности руководителей, специалистов и служащих коммунальных теплоэнергетических предприятий, утвержденные Приказом Госстроя России от 12 октября 1999 г. N 74 (Бюллетень строительной техники. 2000. N 2).

Примером профессиональных норм являются:

— нормативы численности работников домов-интернатов для престарелых и инвалидов, утвержденные Постановлением Минтруда России от 15 февраля 2002 г. N 13 (БМТ РФ. 2002. N 3);

— штатные нормативы медицинского персонала центров (отделений) острых отравлений, утвержденные Приказом Минздрава России от 8 января 2002 г. N 9 (не опубликован);

— нормы нагрузки судей, судебных исполнителей и работников аппарата районных (городских) судов, утвержденные Постановлением Минтруда России N 41а и Минюста России N 06-74-124 от 27 июня 1996 г. (не опубликовано).

Статья 161 ЖК РФ. Общие требования к деятельности по управлению многоквартирным домом

1. Управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.

1.1. Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать:

1) соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома;

2) безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества;

3) доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;

4) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц;

5) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.

1.2. Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации.

1.3. Деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется на основании лицензии на ее осуществление, за исключением случая осуществления такой деятельности товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом и предусмотренного частью 3 статьи 200 настоящего Кодекса случая.

2. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:

1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать;

2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;

3) управление управляющей организацией.

2.1. При осуществлении непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в данном доме лица, выполняющие работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, обеспечивающие холодное и горячее водоснабжение и осуществляющие водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), обращение с твердыми коммунальными отходами, несут ответственность перед собственниками помещений в данном доме за выполнение своих обязательств в соответствии с заключенными договорами, а также в соответствии с установленными Правительством Российской Федерации правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

2.2. При управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом указанные товарищество или кооператив несут ответственность за содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах. Указанные товарищество или кооператив могут оказывать услуги и (или) выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме своими силами или привлекать на основании договоров лиц, осуществляющих соответствующие виды деятельности. При заключении договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией указанные товарищество или кооператив осуществляют контроль за выполнением управляющей организацией обязательств по такому договору, в том числе за оказанием всех услуг и (или) выполнением работ, обеспечивающих надлежащее содержание общего имущества в данном доме, за предоставлением коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

2.3. При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

3. Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.

3.1. При прекращении управления многоквартирным домом товариществом собственников жилья, жилищным или жилищно-строительным кооперативом, иным специализированным потребительским кооперативом указанные товарищество, кооператив в течение трех рабочих дней с даты принятия решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме об изменении способа управления таким домом обязаны передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы, ключи от помещений, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, электронные коды доступа к оборудованию, входящему в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и иные технические средства и оборудование, необходимые для эксплуатации многоквартирного дома и управления им, лицу, принявшему на себя обязательства по управлению многоквартирным домом, либо в случае выбора непосредственного способа управления многоквартирным домом собственнику помещения в многоквартирном доме, указанному в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе непосредственного способа управления многоквартирным домом, или, если такой собственник не указан, любому собственнику помещения в таком многоквартирном доме.

4. Орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.

4.1. Информация о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации размещается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов (далее — официальный сайт в сети «Интернет»). Правительством Российской Федерации определяются официальный сайт в сети «Интернет» и уполномоченный на его ведение орган. До определения Правительством Российской Федерации официального сайта в сети «Интернет» извещение о проведении открытого конкурса размещается на официальном сайте муниципального образования в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также опубликовывается в официальном печатном издании, предназначенном для опубликования информации о размещении заказов для муниципальных нужд. Информация о проведении указанного конкурса должна быть доступна для ознакомления всем заинтересованным лицам без взимания платы. Информация о результатах открытого конкурса размещается на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на котором была размещена информация о его проведении, не позднее трех дней со дня определения таких результатов, а также опубликовывается в официальном печатном издании, в котором была опубликована информация о его проведении.

5. Орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня проведения открытого конкурса, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, уведомляет всех собственников помещений в многоквартирном доме о результатах указанного конкурса и об условиях договора управления этим домом. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны заключить договор управления этим домом с управляющей организацией, выбранной по результатам предусмотренного частью 4 настоящей статьи открытого конкурса, в порядке, установленном статьей 445 Гражданского кодекса Российской Федерации.

6. Орган местного самоуправления не позднее чем за месяц до окончания срока действия указанного в части 5 настоящей статьи договора управления многоквартирным домом созывает собрание собственников помещений в этом доме для решения вопроса о выборе способа управления этим домом, если такое решение ранее не было принято в соответствии с частью 3 настоящей статьи.

7. Любой собственник помещения в многоквартирном доме может обратиться в суд с требованием обязать органы местного самоуправления выбрать управляющую организацию в соответствии с положениями части 4 настоящей статьи.

8. Заключение договора управления многоквартирным домом без проведения открытого конкурса, предусмотренного частями 4 и 13 настоящей статьи, допускается, если указанный конкурс в соответствии с законодательством признан несостоявшимся.

8.1. Не допускается заключение договора управления многоквартирным домом по результатам открытого конкурса или в случае, если указанный конкурс признан несостоявшимся, ранее чем через десять дней со дня размещения информации о результатах указанного конкурса на официальном сайте в сети «Интернет». Данное требование не применяется до определения Правительством Российской Федерации официального сайта в сети «Интернет».

9. Многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.

9.1. Утратил силу с 1 сентября 2014 года. — Федеральный закон от 21.07.2014 N 255-ФЗ.

10. Управляющая организация должна обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации. Особенности раскрытия информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных настоящим Кодексом, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией), устанавливаются этим стандартом раскрытия информации. Контроль за соблюдением этого стандарта раскрытия информации такими товариществом, кооперативом, управляющей организацией осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, указанными в части 2 статьи 20 настоящего Кодекса, в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

10.1. Управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на предоставляемые коммунальные услуги посредством ее размещения в системе. Порядок, состав, сроки и периодичность размещения в системе информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных настоящим Кодексом, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией), устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, если иной срок размещения в системе указанной информации не установлен федеральным законом.

11. В случае заключения договора управления многоквартирным домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом с управляющей организацией коммунальные услуги собственникам и пользователям помещений в данном доме предоставляются управляющей организацией, в других случаях коммунальные услуги указанным собственникам и пользователям предоставляются лицами, несущими ответственность за содержание сетей инженерно-технического обеспечения, входящих в состав общего имущества собственников помещений в данном доме.

11.1. При непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в многоквартирном доме коммунальная услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами собственникам и пользователям помещений в данном доме предоставляется региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.

12. Управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 настоящего Кодекса, договоров, в том числе в отношении коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Собственники помещений в многоквартирных домах не вправе отказываться от заключения договоров, указанных в части 2 статьи 164 настоящего Кодекса.

13. В течение двадцати дней со дня выдачи в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома орган местного самоуправления размещает извещение о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации на официальном сайте в сети «Интернет» и не позднее чем в течение сорока дней со дня размещения такого извещения проводит в соответствии с частью 4 настоящей статьи открытый конкурс. В течение десяти дней со дня проведения открытого конкурса орган местного самоуправления уведомляет всех лиц, принявших от застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещения в данном доме по передаточному акту или иному документу о передаче, о результатах открытого конкурса и об условиях договора управления данным домом. Указанные лица обязаны заключить договор управления данным домом с управляющей организацией, отобранной по результатам открытого конкурса. Если в течение двух месяцев со дня проведения открытого конкурса собственники не заключили договор управления с управляющей организацией, такой договор считается заключенным на условиях, определенных открытым конкурсом.

14. До заключения договора управления многоквартирным домом между лицом, указанным в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, и управляющей организацией, отобранной по результатам открытого конкурса, управление многоквартирным домом осуществляется управляющей организацией, с которой застройщиком должен быть заключен договор управления многоквартирным домом не позднее чем через пять дней со дня получения разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома.

14.1. В случае прекращения использования здания в качестве наемного дома собственник, которому принадлежат все помещения в многоквартирном доме, принимает решения по вопросам, связанным с управлением многоквартирным домом, в порядке, установленном частью 7 статьи 46 настоящего Кодекса. В случае продажи или отчуждения иным образом первого помещения в данном многоквартирном доме собственники помещений в данном многоквартирном доме в течение одного года со дня продажи или отчуждения иным образом первого помещения в данном многоквартирном доме должны выбрать на общем собрании таких собственников и реализовать способ управления данным многоквартирным домом.

15. Организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией.

15.1. Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами отвечает за оказание коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами начиная от места накопления твердых коммунальных отходов, если иное не установлено договором.

16. Лицо, которое несет ответственность за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в пределах оказания данных услуг обязано обеспечивать состояние общего имущества в многоквартирном доме на уровне, необходимом для предоставления коммунальных услуг надлежащего качества.

Комментарии к ст. 161 ЖК РФ

1. Раздел VIII ЖК РФ посвящен регулированию основных положений в сфере управления многоквартирными домами. Нормы, содержащиеся в данном разделе, направлены на решение ключевых задач в сфере управления: создание условий для демонополизации рынка управления многоквартирными домами и развитие конкурентных отношений между организациями любых организационно-правовых форм, регулирование перехода к самостоятельному выбору собственниками помещений в многоквартирном доме приемлемого для них способа управления домом, снятие барьеров для создания товариществ собственников жилья и потребительских кооперативов в жилищной сфере.

2. Согласно ЖК РФ объектом управления является многоквартирный дом. Таким образом, продекларирован т.н. пообъектный принцип управления. С момента введения в действие ЖК РФ становится неправомерной практика назначения органами местного самоуправления одной управляющей организации для управления несколькими многоквартирными домами (кварталами, районами в городе или во всем городе). Это объясняется юридической определенностью обязанности собственников помещений в конкретном доме нести бремя содержания только своего имущества, как индивидуально определенного (квартира, нежилое помещение), так и общего имущества в многоквартирном доме (ст. ст. 210, 289 ГК; п. 3 ст. 30 ЖК), а также индивидуальностью технических характеристик и состоянием каждого дома и специфичностью потребностей собственников помещений.

3. Действие положений разд. VIII ЖК РФ не распространяется на отношения по управлению несколькими компактно расположенными жилыми домами (индивидуальными жилыми домами) независимо от их объединения общим земельным участком и элементами инфраструктуры. С учетом того, что около 25% населения проживает в жилых домах и значительная часть строящегося жилья в настоящее время является жилыми домами, существует потребность в регламентировании в будущем особенностей управления малоэтажной жилищной застройкой.

4. Комментируемый раздел ЖК РФ использует понятие «управление многоквартирным домом», включая в него и обязанность собственников помещений в многоквартирном доме, и функции собственников помещений (ст. ст. 161, 163), и деятельность стороны договора управления (ст. 162), подрядчиков (ст. 164) или объединения собственников (разд. VI), и объект воздействия органов местного самоуправления (ст. ст. 161, 165). Нормы комментируемого раздела обеспечивают комплексное регулирование института управления многоквартирными домами.

5. Часть 1 комментируемой статьи впервые определяет понятие управления многоквартирным домом как деятельность, обеспечивающую благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг всем гражданам, проживающим в таком доме. Деятельность по управлению должна отвечать указанным в ч. 1 ст. 161 ЖК РФ критериям независимо от выбранного собственниками помещений способа управления домом. Данная норма является общей и формулирует понятие «управление многоквартирным домом» не только для лиц, осуществляющих профессиональное управление, но и для самих собственников помещений в многоквартирном доме. В процессе реализации собственниками помещений выбранного способа управления многоквартирным домом положения ч. 1 комментируемой статьи распространяются на деятельность привлеченных собственниками организаций и индивидуальных предпринимателей или созданных собственниками товариществ собственников жилья и жилищных кооперативов.

6. Управление может осуществляться как на профессиональной основе (управляющей организацией, управляющим), так и собственниками помещений в доме непосредственно или создаваемыми ими организациями (товариществами собственников жилья, жилищными кооперативами или специализированными потребительскими кооперативами). Под специализированными потребительскими кооперативами, упоминаемыми в ЖК РФ, необходимо понимать жилищные накопительные кооперативы, деятельность которых регулируется ФЗ от 30 декабря 2004 г. N 215-ФЗ «О жилищных накопительных кооперативах». В случае если такой кооператив имеет в собственности жилые помещения в многоквартирном доме, собственники помещений на своем общем собрании имею право поручить такому кооперативу управление домом.

7. Управление многоквартирным домом как функция собственников помещений включает в себя оценку состояния общего имущества в многоквартирном доме, постановку целей управления домом, планирование мер по их достижению, осуществление действий по реализации намеченных мер, координации и стимулированию деятельности непосредственных исполнителей (привлекаемых лиц), направленной на достижение наилучшего результата, контроль достижения планируемых результатов, анализ результатов контроля за выполнением обязательств по договорам с привлекаемыми лицами, а также корректировку текущих и перспективных планов по управлению домом. Собственники помещений делегируют часть этих функций привлекаемым лицам или создаваемым товариществам в зависимости от реализуемого способа управления многоквартирным домом.

8. В соответствии с ч. 2 комментируемой статьи управление многоквартирным домом является обязанностью собственников помещений в таком доме. Собственники не вправе отстраняться от управления независимо от того, какой именно способ управления они выбрали и реализуют. В то же время комментируемая норма дает собственникам помещений право выбрать способ управления в любое время. Это положение установлено для того, чтобы в указанном в ч. 4 комментируемой статьи случае ни собственники, ни чиновники не считали, что право выбора безвозвратно потеряно. Даже после проведения органом местного самоуправления одного или нескольких открытых конкурсов по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом собственники помещений в данном доме имеют право самостоятельно выбрать способ управления.

Жилищный кодекс РФ предусматривает следующие способы управления многоквартирным домом:

1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;

2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;

3) управление управляющей организацией.

9. Данный в ст. 161 ЖК РФ перечень способов управления является закрытым и расширению или совмещению не подлежит. Так, с введением в действие ЖК РФ нельзя рассматривать в качестве легальных способов управления многоквартирным домом доверительное управление (гл. 53 ГК), управление «домовым комитетом», территориальное общественное самоуправление, соглашение «о совместном владении строением и долевом участии в расходах по его содержанию и ремонту», создание товарищества собственников жилья без образования юридического лица (по типу простого товарищества) и т.п.

10. Исходя из содержания комментируемой статьи собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать только один из способов управления домом, предусмотренных ЖК РФ. В связи с этим одновременное совмещение нескольких способов управления многоквартирным домом не допускается. В случае заключения товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договора управления с управляющей организацией (см. ч. 2 ст. 162 ЖК) способ управления (товариществом собственников жилья), предусмотренный п. 2 ч. 2 ст. 161 ЖК РФ, не изменяется. При выборе способа управления управляющей организацией общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в котором ранее было создано товарищество собственников жилья, жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, способ управления изменяется. В этом случае общему собранию целесообразно принять решение о ликвидации товарищества в соответствии с ч. 2 ст. 141 ЖК РФ.

11. Часть 3 рассматриваемой статьи устанавливает, что выбор способа управления многоквартирным домом осуществляется на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме. Собрание проводится в порядке, определенном положениями ст. ст. 44 — 48 ЖК РФ (см. комментарий к данным статьям).

12. Муниципальные образования, субъекты Федерации и Российская Федерация участвуют в принятии решений на общем собрании на равных с другими собственниками помещений в многоквартирном доме. Какие-либо исключения в объеме прав этих собственников помещений ЖК РФ не предусмотрены, что соответствует ст. 124 ГК РФ. Согласно ст. 125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Федерации в собрании могут участвовать органы государственной власти в рамках их компетенции. От имени публично-правовых образований в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, нормативными актами субъектов Федерации и муниципальных образований, и по их специальному поручению в собрании могут участвовать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане (ст. ст. 121, 125 и 214 ГК).

13. Реализуемый собственниками способ управления может быть изменен ими в любое время на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. При этом ликвидация товарищества собственников жилья или потребительского кооператива, управляющего многоквартирным домом, может производиться в соответствии с положениями ст. ст. 123 и 141 ЖК РФ, а договор управления многоквартирным домом или договоры, заключаемые в соответствии со ст. 164 ЖК РФ, могут расторгаться в порядке, предусмотренном гл. 29 ГК РФ: по соглашению сторон; по требованию одной из сторон по решению суда при существенном нарушении договора другой стороной или в иных случаях, предусмотренных ГК РФ, другими федеральными законами или договором; в случае одностороннего отказа от исполнения договора полностью или частично, когда такой отказ допускается федеральным законом (например, ч. 8.2 ст. 162 ЖК РФ) или соглашением сторон договора.

14. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме. Такой подход соответствует общему правилу об обязательности решений общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятых по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания (ч. 5 ст. 46 ЖК). Решение общего собрания о выборе способа управления домом является обязательным и для тех собственников, которые не участвовали в голосовании (см. комментарий к ст. 46 ЖК).

15. Часть 4 ст. 161 ЖК РФ содержит исключение из общего правила о выборе способа управления на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме. Комментируемая норма возлагает на орган местного самоуправления обязанность выбрать с помощью открытого конкурса управляющую организацию, которая должна управлять многоквартирным домом, если собственниками помещений в этом доме в течение года до проведения такого конкурса не выбран способ управления этим домом или если принятое ими на общем собрании решение о выборе способа управления домом не было реализовано. Согласно ст. 18 Вводного закона (в ред. ФЗ от 26 декабря 2005 г. N 184-ФЗ) обязанность органа местного самоуправления провести открытый конкурс по выбору управляющей организации в случае, предусмотренном ч. 4 ст. 161 ЖК РФ, возникает, если собственники не выполнили требование закона до 1 января 2007 г. Органы местного самоуправления не имели права проводить конкурсы до 1 января 2007 г. или иным образом определять способ управления многоквартирным домом, выбирать управляющую или подрядные организации. Это было правом только общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме. С 1 января 2007 г. обязанность органов местного самоуправления и право собственников помещений существуют параллельно друг другу.

16. Статья 18 Вводного закона (в ред. ФЗ от 29 декабря 2006 г. N 251-ФЗ) установила, что ранее возникшие обязательства организаций, отвечающих за управление, содержание и ремонт многоквартирного дома, сохраняются до момента возникновения обязательств, связанных с управлением многоквартирным домом в соответствии с положениями разд. VIII ЖК РФ. Такие обязательства, в частности, могли возникнуть на основании договоров, заключенных со службами заказчика в соответствии со ст. ст. 20 — 23 ФЗ «О товариществах собственников жилья».

17. Обязательства организации, ранее отвечавшей за управление, содержание и ремонт многоквартирного дома, указанные в ст. 18 Вводного закона, сохраняются до момента:

— создания товарищества собственников жилья и выбора его органов управления (разд. VI, п. 2 ч. 2 ст. 161, ч. 9 ст. 162 ЖК). При этом товарищество может заключить договор с организацией, ранее отвечавшей за управление, содержание и ремонт многоквартирного дома (п. 1 ч. 1 ст. 137, п. 6 ст. 148 ЖК РФ);

— принятия решения об управлении многоквартирным домом существующим жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом (разд. V, п. 2 ч. 2 ст. 161 ЖК);

— заключения собственниками помещений договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией (п. 3 ч. 2 и ч. 4 ст. 161, ст. 162 ЖК; ч. 1 ст. 18 Вводного закона) и возникновения в соответствии с ч. 7 ст. 162 ЖК РФ обязательств управляющих организаций по управлению многоквартирным домом как на основании решений общих собраний собственников помещений, так и по результатам открытых конкурсов;

— заключения всеми или большинством собственников помещений, осуществляющих непосредственное управление многоквартирным домом, договоров оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в таком доме, а также договоров холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электро-, газоснабжения, отопления (теплоснабжения) в соответствии со ст. 164 ЖК РФ и возникновения обязательств соответствующих подрядных и ресурсоснабжающих организаций.

После совершения указанных действий и возникновения указанных обязательств специальная норма ч. 2 ст. 18 переходных положений Вводного закона не применяется и обязательства указанных организаций прекращаются.

18. Поскольку согласно ч. 3 комментируемой статьи способ управления многоквартирным домом может быть изменен в любое время (т.е. как до 1 января 2007 г., так и после 1 января 2007 г.) на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, способ управления, указанный в ч. 4 комментируемой статьи, также может быть изменен собственниками помещений самостоятельно. Если до проведения открытого конкурса собственники помещений в многоквартирном доме приняли или реализовали решение о выборе способа управления домом, то конкурс не проводится.

19. В ч. 4 комментируемой статьи, как и в ч. 1 ст. 18 ФЗ от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ, в качестве оснований возникновения обязанности органа местного самоуправления проводить открытый конкурс по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом установлены следующие случаи:

1) в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом;

2) в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано;

3) до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.

Случаи проведения органами местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом детализированы в п. 3 действующих Правил проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2006 г. N 75.

20. Для выполнения обязанности по проведению конкурсов органы местного самоуправления должны иметь сведения о том, имеются ли установленные комментируемой статьей условия: осуществлен или нет собственниками помещений выбор способа управления домом, а если осуществлен, то реализовано ли принятое собственниками решение. Без этого правомерное и своевременное назначение конкурсов невозможно.

21. Для установления факта отсутствия выбора собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления этим домом необходимо выяснить, проводилось ли в установленном порядке общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме и было ли на нем надлежащим образом принято решение о выборе способа управления многоквартирным домом.

Отсчет установленного ч. 4 комментируемой статьи одногодичного периода отсутствия реализации выбранного способа управления домом целесообразно начинать с момента принятия в установленном порядке решения о выборе способа управления домом. Отсутствие реализации выбранного способа управления домом при непосредственном управлении подтверждается фактом незаключения собственниками помещений или уполномоченным ими лицом договоров, предусмотренных ст. 164 ЖК РФ. При выборе способа управления товариществом собственников жилья или потребительским кооперативом об отсутствии реализации выбранного способа управления свидетельствует неосуществление собственниками действий по созданию такой организации, отсутствие регистрации товарищества собственников жилья в Едином государственном реестре юридических лиц. Если собственники помещений выбрали на общем собрании способ управления управляющей организацией, но не выбрали такую организацию или не заключили с выбранной управляющей организацией договоры управления, то это подтверждает отсутствие реализации выбранного способа управления домом. В отличие от ч. 1 ст. 164 ЖК РФ ст. 162 Кодекса не содержит требования о том, что все или большинство собственников помещений в таком доме выступают в качестве одной стороны заключаемых договоров. Согласно ст. 162 ЖК РФ управляющая организация заключает самостоятельный договор управления многоквартирным домом с каждым собственником помещения в доме, поэтому решение о выборе способа управления многоквартирным домом необходимо считать невыполненным, если договор управления не заключен ни одним собственником помещения в таком доме. Кроме того, обязательным признаком надлежащей реализации способа управления многоквартирным домом необходимо считать соответствие содержания и формы заключаемых договоров требованиям жилищного и гражданского законодательства РФ. В случае признания судом общего собрания несостоявшимся ситуация возвращается к предыдущему условию, при котором способ управления домом собственниками помещений не выбран.

22. В случаях, указанных в ч. 4 комментируемой статьи (с учетом изменений, внесенных ФЗ от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ), выбор управляющей организации органом местного самоуправления должен осуществляться посредством открытого конкурса, проводимого в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. До 1 января 2009 г. полномочие по принятию такого акта было у Правительства РФ. На момент написания комментария действуют Правила проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2006 г. N 75. Этот акт устанавливает требования к созданию конкурсной комиссии и к информационному обеспечению проведения конкурса, процедуры подготовки, объявления и проведения открытого конкурса; условия выработки существенных условий договора управления многоквартирным домом; порядок рассмотрения заявок на участие в конкурсе; порядок оценки предложений претендентов; особенности заключения договора управления по результатам конкурса.

23. Согласно ст. 18 Вводного закона (в ред. ФЗ от 29 декабря 2006 г. N 251-ФЗ) органам местного самоуправления необходимо было исполнить обязанность по проведению открытого конкурса в случаях, установленных первоначально до 1 мая 2008 г.

Обязанность органов местного самоуправления по проведению открытых конкурсов по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами не прекращается с завершением переходного периода до 1 мая 2008 г. Если по какой-то причине органы местного самоуправления не провели открытые конкурсы до 1 мая 2008 г. в соответствии с ч. 1 ст. 18 Вводного закона, то они должны провести первые конкурсы на основании ч. 4 комментируемой статьи.

После 1 мая 2008 г. органы местного самоуправления должны проводить мониторинг реализации выбранного способа управления многоквартирными домами. Являясь собственниками жилых и (или) нежилых помещений в многоквартирных домах, муниципалитеты должны знать ситуацию с реализацией способа управления в таких домах. Это облегчает осуществление мониторинга.

В случае если реализация выбранного ранее способа управления многоквартирным домом по прошествии нескольких лет прекратится (в частности, выбранная управляющая организация обанкротится или будет ликвидирована, прекратят действовать органы управления товариществом собственников жилья — общее собрание членов ТСЖ и (или) правление и т.п.), то органы местного самоуправления в соответствии с ч. 4 комментируемой статьи по истечении одного года отсутствия надлежащей реализации способа управления должны выполнить все процедуры подготовки и проведения открытого конкурса в конкретном доме.

Договор управления с управляющей организацией, выбранной по результатам открытого конкурса, не подлежит продлению на новый срок (об общей норме для договоров управления многоквартирным домом см. ч. 6 ст. 162 ЖК). В соответствии со специальной нормой ч. 4 комментируемой статьи в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, собственниками помещений в доме не выбран способ управления домом или если принятое собственниками помещений решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано, орган местного самоуправления проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации.

В указанных выше случаях открытые конкурсы должны проводиться в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2006 г. N 75.

24. Часть 5 комментируемой статьи устанавливает процедуру заключения собственниками помещений в многоквартирном доме договоров управления с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по результатам проведения открытого конкурса, в обязательном порядке. Комментируемая статья устанавливает обязательность заключения собственниками помещений в многоквартирном доме в соответствии с положениями ст. 445 ГК РФ договоров управления с выбранной управляющей организацией, несмотря на то, что открытый конкурс проводит орган местного самоуправления. Положения ст. 445 ГК РФ должны применяться с учетом требований ст. 8 ЖК РФ (см. комментарий к указанной статье) и ч. 1 ст. 4 Вводного закона, согласно которым специальные нормы ЖК РФ имеют приоритет над общими нормами ГК РФ. В соответствии со ст. 445 ГК РФ и с учетом положений комментируемой статьи управляющий предлагает собственникам помещений в соответствующем доме заключить договоры управления, условия которых выработаны на открытом конкурсе.

По ст. 445 ГК РФ собственники помещений в многоквартирном доме в течение 30 дней со дня получения проекта договора вправе подписать договор либо отказаться от его подписания. Сторонами могут быть согласованы иные сроки, нежели указанные в ГК РФ. Но предложение подписать договор на иных условиях несовместимо с предусмотренными ЖК РФ правовыми особенностями заключения договора управления. Такой договор не может быть подписан с протоколом разногласий. После проведения конкурса (как и после принятия решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме) условия договора управления, заключаемого с отдельными собственниками, меняться не могут. Иначе в одном доме будет действовать несколько условий договоров, что будет являться нарушением ч. 4 ст. 162 ЖК РФ.

25. Статья 445 ГК РФ допускает отказ от акцепта стороной, для которой заключение договора обязательно, или акцепт оферты на иных условиях (направление протокола разногласий к проекту договора). Представляется, что с учетом специфики жилищных отношений это положение не может быть реализовано. В указанном в ч. 5 комментируемой статьи случае условия договора управления определяются не самостоятельно сторонами договора, а на открытом конкурсе. Поэтому при заключении договора управления в обязательном порядке управляющий, получивший от собственников помещений (собственника помещения) предложение подписать договор на иных условиях, в свою очередь не вправе подписывать договор на иных условиях, поскольку при этом будет нарушено требование ч. 4 ст. 162 ЖК РФ о том, что у всех собственников помещений должны быть одинаковые условия договора управления. С учетом требования ч. 4 ст. 162 ЖК РФ при отказе одного из собственников заключить договор на условиях, определенных на открытом конкурсе, управляющий вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. При этом сторона, необоснованно уклоняющаяся от заключения договора, должна возместить другой стороне причиненные этим убытки.

В случае если победитель конкурса передаст разногласия по договору на рассмотрение суда, то, основываясь на требовании ч. 4 ст. 162 ЖК РФ, суд не сможет принять решение об утверждении для одного или нескольких собственников условий договоров, отличающихся от условий договоров, заключенных с остальными собственниками. Поэтому по результатам конкурса договоры управления многоквартирным домом могут заключаться только на условиях, определенных в соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2006 г. N 75.

Собственники помещений в многоквартирном доме, не удовлетворенные предложенными победителем открытого конкурса условиями договора управления, имеют право инициировать выбор способа управления многоквартирным домом на общем собрании в соответствии с положениями ч. ч. 2 и 3 комментируемой статьи. При этом принятое ими решение должно реализовываться с учетом положений ч. 8.1 ст. 162 ЖК РФ.

26. Срок действия договоров управления, заключаемых собственниками помещений в соответствии с ч. 5 ст. 162 ЖК РФ, не может быть менее чем один год и превышать три года (см. комментарий к ст. 162 ЖК). Не позднее чем за месяц до окончания срока действия договора управления орган местного самоуправления обязан созвать собрание собственников помещений в многоквартирном доме для самостоятельного решения вопроса о выборе способа управления этим домом. Если такое решение ранее было принято собственниками по собственной инициативе в соответствии с ч. 3 комментируемой статьи, то обязанность органа местного самоуправления по созыву в указанный срок общего собрания собственников помещений в этом доме упраздняется.

Если собственники помещений на созванном органом местного самоуправления общем собрании вновь не примут решение о выборе способа управления домом или не реализуют принятое ими решение, то согласно положениям ч. 4 комментируемой статьи орган местного самоуправления обязан еще раз провести конкурс по выбору управляющего в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2006 г. N 75. При этом повторяется процедура заключения договора управления в обязательном порядке с выбранной по результатам конкурса управляющей организацией.

27. Часть 7 комментируемой статьи предусматривает меры защиты прав собственника помещения в многоквартирном доме, собственники помещений в котором в течение года не выбрали способ управления этим домом или приняли решение о выборе способа управления, но не реализовали его. Если муниципалитет в этой ситуации своевременно не исполнил обязанность, установленную ч. ч. 4 — 6 комментируемой статьи, то любой заинтересованный собственник помещения в многоквартирном доме вправе обратиться в суд с требованием обязать органы местного самоуправления выбрать управляющую организацию в соответствии с положениями ч. 4 комментируемой статьи.

28. Часть 8 комментируемой статьи содержит условие заключения договора управления многоквартирным домом без проведения открытого конкурса, предусмотренного ч. 4 этой же статьи. Такая процедура допускается, если конкурс в соответствии с законодательством РФ признан несостоявшимся. При этом с учетом требования ст. 4 Вводного закона основания признания открытого конкурса по выбору управляющей организации несостоявшимся определяются в соответствии с положениями Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2006 г. N 75. Если в соответствии с общей нормой ст. 447 ГК РФ конкурс, в котором участвовал только один участник, признается несостоявшимся, то в специальных нормах указанных выше Правил (п. 71) установлено, что в этом случае договоры управления многоквартирным домом подписывает единственный претендент на условиях выполнения обязательных работ и услуг, указанных в извещении о проведении конкурса и конкурсной документации.

29. В ч. 9 комментируемой статьи сформулировано правило о необходимости управления многоквартирным домом только одной управляющей организацией. Это объясняется тем, что многоквартирный дом — это единый сложный объект недвижимости. Управление многоквартирным домом как единым объектом не может осуществляться несколькими управляющими организациями одновременно. При этом неизбежно принятие ими различных взаимоисключающих управленческих решений по поводу общего имущества многоквартирного дома, что является недопустимым.