Статья 145 нк рф применение

06.03.2018 Выкл. Автор admin

Вопрос: Просим дать разъяснение по вопросу применения статьи 145 НК РФ «Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика». (ответ Инспекции МНС РФ по г. Пятигорску)

Просим дать разъяснение по вопросу применения статьи 145 НК РФ «Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика».

Вид деятельности нашего предприятия — оптово-розничная торговля. Розница находится на ЕНВД, опт на общем режиме налогообложения. НДС начисляется «по отгрузке». Товар на складе не может быть отнесен ни к опту ни к рознице. При этом, при оплате товара, полученного как для продажи оптом, так и в розницу, НДС по книге покупок к зачету берется только в части, предназначенной для облагаемых НДС операций. Указанная пропорция определяется исходя из стоимости отгруженных товаров (работ, услуг), операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения), в общей стоимости товаров (работ, услуг), отгруженных за налоговый период (ст. 170 НК РФ).

На момент получения освобождения от уплаты НДС, у нас имеется товар, который нами оплачен частично. Согласно п. 8 ст. 145 НК РФ 8.# суммы налога, принятые налогоплательщиком к вычету в соответствии со статьями 171 и 172 НК РФ до использования им права на освобождение в соответствии со статьей 145, по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, приобретенным для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 НК РФ, но не использованным для указанных операций, после отправки налогоплательщиком уведомления об использовании права на освобождение подлежат восстановлению в последнем налоговом периоде перед отправкой уведомления об использовании права на освобождение путем уменьшения налоговых вычетов.

Сумма НДС к вычету, в момент оплаты товара, рассчитывалась исходя из процентного соотношения товарооборота за тот налоговый период, в котором была произведена оплата. Мы должны восстановить НДС по остаткам товара, который был получен в разных налоговых периодах и был возмещен исходя из разных пропорций товарооборота. Причем часть товара, находящегося на складе, еще не полностью оплачена.

То же касается основных средств, которые на момент получения освобождения от НДС недоамортизированы.

Исходя из этого, просим Вас разъяснить методику восстановления НДС на момент получения освобождения от НДС в случае с нашей организацией.

Инспекция МНС России по г. Пятигорску по Вашему запросу разъясняет, что в соответствии с п. 8 ст. 145 НК РФ суммы налога, принятые налогоплательщиком к вычету в соответствии со ст. 171 и 172 НК РФ до использования им права на освобождение по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам, приобретенным для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с гл. 21 НК РФ, но не использованным для указанных операций, до получения права на освобождение подлежат восстановлению в последнем налоговом периоде.

Что касается восстановления сумм НДС, уплаченных при приобретении основных средств и принятых к вычету в соответствующем налоговом периоде, предшествующем получению освобождения, то суммы налога по амортизируемому имуществу, принятые налогоплательщиком к вычету в соответствии со ст. 171, 172 НК РФ, после получения освобождения, подлежат восстановлению и уплате в бюджет в доле недоамортизированной стоимости указанного имущества.

При поступлении оплаты от покупателей за товары, отгруженные до даты получения освобождения, организации в общеустановленном порядке должны начислить и уплатить в бюджет НДС, предъявленный покупателю в счетах-фактурах.

При этом сообщаем, что рассмотрение вопросов, касающихся выработки методики по учету товаров, поступающих на склад предприятия, осуществляющего разные виды деятельности, облагаемые и необлагаемые налогом на добавленную стоимость к компетенции налоговых органов не относится.

Инспекция МНС РФ

по городу Пятигорску

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Вопрос: Просим дать разъяснение по вопросу применения статьи 145 НК РФ «Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика». (ответ Инспекции МНС РФ по г. Пятигорску)

Статья 145 НК РФ. Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика

СТ 145 НК РФ.

1. Организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от
исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога (далее в
настоящей статье — освобождение), если за три предшествующих последовательных календарных
месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных
предпринимателей без учета налога не превысила в совокупности два миллиона рублей.

2. Положения настоящей статьи не распространяются на организации и индивидуальных
предпринимателей, реализующих подакцизные товары в течение трех предшествующих
последовательных календарных месяцев, а также на организации, указанные в статье 145.1
настоящего Кодекса.

3. Освобождение в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи не применяется в отношении
обязанностей, возникающих в связи с ввозом товаров на территорию Российской Федерации и иные
территории, находящиеся под ее юрисдикцией, подлежащих налогообложению в соответствии с
подпунктом 4 пункта 1 статьи 146 настоящего Кодекса.
Лица, использующие право на освобождение, должны представить соответствующее
письменное уведомление и документы, указанные в пункте 6 настоящей статьи, которые
подтверждают право на такое освобождение, в налоговый орган по месту своего учета.
Указанные уведомление и документы представляются не позднее 20-го числа месяца, начиная
с которого эти лица используют право на освобождение.
Форма уведомления об использовании права на освобождение утверждается Министерством
финансов Российской Федерации.

4. Организации и индивидуальные предприниматели, направившие в налоговый орган
уведомление об использовании права на освобождение (о продлении срока освобождения), не могут
отказаться от этого освобождения до истечения 12 последовательных календарных месяцев, за
исключением случаев, когда право на освобождение будет утрачено ими в соответствии с пунктом
5 настоящей статьи.
По истечении 12 календарных месяцев не позднее 20-го числа последующего месяца
организации и индивидуальные предприниматели, которые использовали право на освобождение,
представляют в налоговые органы:
документы, подтверждающие, что в течение указанного срока освобождения сумма выручки
от реализации товаров (работ, услуг), исчисленная в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, без
учета налога за каждые три последовательных календарных месяца в совокупности не превышала
два миллиона рублей;
уведомление о продлении использования права на освобождение в течение последующих 12
календарных месяцев или об отказе от использования данного права.

5. Если в течение периода, в котором организации и индивидуальные предприниматели
используют право на освобождение, сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета
налога за каждые три последовательных календарных месяца превысила два миллиона рублей
либо если налогоплательщик осуществлял реализацию подакцизных товаров, налогоплательщики
начиная с 1-го числа месяца, в котором имело место такое превышение либо осуществлялась
реализация подакцизных товаров, и до окончания периода освобождения утрачивают право на
освобождение.
Сумма налога за месяц, в котором имело место указанное выше превышение либо
осуществлялась реализация подакцизных товаров и (или) подакцизного минерального сырья,
подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке.
В случае, если налогоплательщик не представил документы, указанные в пункте 4 настоящей
статьи (либо представил документы, содержащие недостоверные сведения), а также в случае, если
налоговый орган установил, что налогоплательщик не соблюдает ограничения, установленные
настоящим пунктом и пунктами 1 и 4 настоящей статьи, сумма налога подлежит восстановлению
и уплате в бюджет в установленном порядке с взысканием с налогоплательщика соответствующих
сумм налоговых санкций и пеней.

6. Документами, подтверждающими в соответствии с пунктами 3 и 4 настоящей статьи право
на освобождение (продление срока освобождения), являются:
выписка из бухгалтерского баланса (представляют организации);
выписка из книги продаж;
выписка из книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций (представляют
индивидуальные предприниматели).

Абзац утратил силу с 1 января 2015 года. — Федеральный закон от 20.04.2014 N 81-ФЗ.

Для организаций и индивидуальных предпринимателей, перешедших с упрощенной системы
налогообложения на общий режим налогообложения, документом, подтверждающим право на
освобождение, является выписка из книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных
предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения.
Для индивидуальных предпринимателей, перешедших на общий режим налогообложения
с системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единого сельскохозяйственного налога), документом, подтверждающим право на освобождение,
является выписка из книги учета доходов и расходов индивидуальных предпринимателей,
применяющих систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый
сельскохозяйственный налог).

7. В случаях, предусмотренных пунктами 3 и 4 настоящей статьи, налогоплательщик вправе
направить в налоговый орган уведомление и документы по почте заказным письмом. В этом случае
днем их представления в налоговый орган считается шестой день со дня направления заказного
письма.

8. Суммы налога, принятые налогоплательщиком к вычету в соответствии со статьями 171 и 172 настоящего Кодекса до использования им права на освобождение в соответствии с настоящей статьей, по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, приобретенным для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, но не использованным для указанных операций, после отправки налогоплательщиком уведомления об использовании права на освобождение подлежат восстановлению в последнем налоговом периоде перед началом использования права на освобождение, а в случае, если организация или индивидуальный предприниматель начинает использовать право на освобождение, предусмотренное настоящей статьей, со второго или с третьего месяца квартала восстановление сумм налога производится в налоговом периоде, начиная с которого указанные лица используют право на освобождение.

Суммы налога, уплаченные по товарам (работам, услугам), приобретенным
налогоплательщиком, утратившим право на освобождение в соответствии с настоящей статьей, до
утраты указанного права и использованным налогоплательщиком после утраты им этого права при
осуществлении операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей
главой, принимаются к вычету в порядке, установленном статьями 171 и 172 настоящего Кодекса.

Комментарий к Ст. 145 Налогового кодекса

Статья 145 НК РФ дает право плательщикам НДС получить освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика по этому налогу. Для этого необходимо выполнить условия, предусмотренные данной статьей.

Так, в п. 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 N 33 «О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость» указывается, что при толковании данной нормы судам необходимо исходить из того, что по ее смыслу налогоплательщик лишь информирует налоговый орган о своем намерении использовать указанное право на освобождение, а последствия нарушения срока уведомления законом не определены. При этом в силу закона такое уведомление может быть произведено и после начала применения освобождения.

Поэтому лицам, фактически использовавшим в соответствующих налоговых периодах освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, не может быть отказано в праве на такое освобождение только лишь по мотиву непредставления в установленный срок уведомления и документов.

Прежде всего следует отметить, что при проведении расчетов для применения освобождения по статье 145 НК РФ выручка исчисляется не за квартал, а за любые три последовательных календарных месяца. Подобная позиция подтверждается как налоговыми органами, так и судебной практикой (см. письмо МНС России от 29.10.2003 N ШС-6-14/1129; Постановление ФАС Поволжского округа от 21.04.2011 N А65-17070/2010).

Кроме того, при применении освобождения по статье 145 НК РФ учитывается только выручка от реализации товаров (работ, услуг).

На сегодняшний день является спорным вопрос, должен ли налогоплательщик в целях применения освобождения от уплаты НДС включать в расчет выручки суммы, полученные от операций по реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых не признается территория РФ. Официальные органы не пришли к единогласному решению по данному вопросу.

Согласно одной позиции такие суммы не включаются в расчет выручки в целях налогообложения НДС.

Так, в письме ФНС России от 12.05.2014 N ГД-4-3/[email protected] указывается, что нормами указанной статьи НК РФ не предусмотрено исключений из суммы выручки, полученной от реализации товаров (работ, услуг), операций, не подлежащих налогообложению НДС либо не признающихся объектом налогообложения по НДС. Размер выручки от реализации товаров (работ, услуг) в целях применения положений статьи 145 Кодекса следует рассчитывать только применительно к операциям по реализации товаров (работ, услуг), облагаемых НДС.

Согласно иной позиции, указанная выручка подлежит учету при определении выручки от реализации товаров (работ, услуг), указанной в пункте 1 статьи 145 НК РФ.

Исходя из официальной позиции, учитывать при расчете выручки суммы, полученные от операций, не облагаемых НДС либо не образующих объекта по данному налогу, нужно. Так, например, исходя из письма Минфина России от 29.01.2013 N 03-07-11/1592 нормой пункта 1 статьи 145 НК РФ не предусмотрено исключений в отношении выручки, полученной от реализации услуг, местом реализации которых для целей налога на добавленную стоимость территория Российской Федерации не признается в соответствии со статьей 148 НК РФ. Таким образом, указанная выручка подлежит учету при определении выручки от реализации товаров (работ, услуг), указанной в пункте 1 статьи 145 НК РФ.

Судебная практика по данному вопросу неоднозначна.

Часть арбитражных судов поддерживает занятую налоговыми органами позицию. Так, по обстоятельствам дела, рассмотренного в Постановлении ФАС Поволжского округа от 10.11.2011 N А06-1875/2011, в проверяемом периоде налогоплательщик осуществлял операции, как облагаемые НДС, так и операции, освобождаемые от налогообложения. В отношений операций, облагаемых НДС, налогоплательщик применял освобождение, предусмотренное статьей 145 НК РФ. В отношений операций, освобождаемых от налогообложения НДС, налогоплательщик применял льготу, предусмотренную подпунктом 14 пункта 2 статьи 149 НК РФ

В указанной ситуации суд первой инстанции пришел к выводу о том, что налогоплательщик подтвердил право на освобождение его от обязанностей плательщика НДС в спорный период, в связи с чем обоснованно не учитывал в выручке от реализации товаров (работ, услуг) операции, освобожденные от налогообложения НДС, предусмотренные подпунктом 14 пункта 2 статьи 149 НК РФ. Данный вывод суд апелляционной инстанции признал несостоятельным ввиду того, что из правовых норм, содержащихся в статьях 39, 145, 146, 149, 153 НК РФ, следует, что при определении размера выручки, от которой зависит возможность предоставления права на освобождение от обязанностей налогоплательщика НДС, подлежат учету все доходы налогоплательщика, как облагаемые НДС, так и освобожденные от НДС.

То есть при определении размера выручки, от которого зависит возможность предоставления права на освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС, учреждение обязано было учитывать все свои доходы, в том числе и освобожденные от обложения НДС.

По мнению ФАС Поволжского округа, суд апелляционной инстанции правомерно указал на то, что статья 149 НК РФ не регулирует вопросы, связанные с объектом налогообложения и освобождением от исполнения обязанностей налогоплательщиков. В данной статье идет речь об освобождении от налогообложения отдельных операций и приводится их исчерпывающий перечень.

Однако существует и другая позиция по рассматриваемой проблеме.

Исходя из Постановления Президиума ВАС РФ от 27.11.2012 N 10252/12 по смыслу нормы пункта 1 статьи 145 НК РФ институт освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика направлен на снижение налогового бремени в отношении налогоплательщиков, имеющих незначительные обороты по реализации товаров (работ, услуг), облагаемые налогом на добавленную стоимость. В связи с этим предельный показатель выручки, дающий право на применение освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика, должен рассчитываться только применительно к операциям по реализации, облагаемым налогом на добавленную стоимость.

Изложенный подход о применении показателя выручки только в отношении операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость, поскольку применительно только к ним и испрашивается соответствующее освобождение, как отметил Президиум ВАС РФ, корреспондирует с правовой позицией Президиума ВАС РФ, выраженной в Постановлении от 18.03.2003 N 9579/02, согласно которой при расчете указанной выручки не учитываются не облагаемые налогом на добавленную стоимость обороты по реализации товаров, совершенные в рамках деятельности, переведенной на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход.

В частности, оказание услуг в сфере образования по проведению некоммерческими образовательными организациями учебно-производственного или воспитательного процесса в соответствии с подпунктом 14 пункта 2 статьи 149 НК РФ не относится к операциям, облагаемым налогом на добавленную стоимость, в связи с чем выручка, полученная некоммерческой образовательной организацией от такой деятельности, правомерно не учитывалась образовательным учреждением при разрешении вопроса о наличии права на применение освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика.

Арбитражные суды разделяют приведенную правовую позицию ВАС РФ (см. Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 15.03.2013 N А70-60/2012, ФАС Северо-Западного округа от 17.04.2013 N А13-372/2012).

Из материалов дела, рассмотренного в Постановлении ФАС Поволжского округа от 13.10.2011 N А12-398/2011, усматривается, что налоговым органом при определении выручки в целях статьи 145 НК РФ учитывалась полученная выручка от реализации жилых помещений (квартир), тогда как в силу подпункта 22 пункта 3 статьи 149 НК РФ подобные операции налогообложению НДС не подлежат.

При таких обстоятельствах вывод судов первой и апелляционной инстанции, с учетом положений пункта 1 статьи 154, пункта 2 статьи 162, пунктов 1 и 4 статьи 166, статьи 173 НК РФ, о том, что в целях определения суммы выручки для возможности предоставления права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, подлежит учету выручка только от тех операций, которые подлежат включению в налоговую базу, то есть являются основой для исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость, является правомерным.

По вопросу определения организацией, уплачивающей в отношении отдельных видов предпринимательской деятельности единый налог на вмененный доход, суммы выручки от реализации товаров (работ, услуг) для целей освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, Минфин России в письме от 26.03.2007 N 03-07-11/71 разъяснил следующее. Поскольку пунктом 4 статьи 346.26 НК РФ предусмотрено, что организации, являющиеся налогоплательщиками единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, не признаются налогоплательщиками НДС в отношении операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 НК РФ и осуществляемых в рамках предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом, то в вышеуказанную сумму выручки от реализации товаров (работ, услуг) сумма выручки, полученная от реализации товаров (работ, услуг) в части деятельности, подлежащей налогообложению единым налогом на вмененный доход в соответствии с главой 26.3 НК РФ, не включается.

Данную точку зрения разделяют и арбитражные суды.

Так, в Постановлении Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.02.2012 N А56-53609/2011 отмечается, что организация могла признаваться плательщиком НДС в том значении, в котором это понятие используется в главе 21 НК РФ, вне зависимости от того, что она уплачивала ЕНВД от реализации товаров в розницу. Организация могла располагать и фактически располагала документами, установленными пунктом 6 статьи 145 НК РФ, вне зависимости от того, что уплачивала единый налог в связи с применением упрощенной системы налогообложения.

Суд отклонил вывод налогового органа о невозможности направления организацией вышеуказанного уведомления, в связи с нахождением ее на специальном режиме налогообложения.

Поскольку глава 21 НК РФ содержит такие понятия, как организации, лица и налогоплательщики, налоговые агенты, и при этом в силу статьи 145 НК РФ уведомление направляют организации (лица), намеревающиеся использовать право на освобождение, а не налогоплательщики, определяемые по правилам статьи 146 НК РФ, то вне зависимости от того, что организация уплачивала единый налог (ЕНВД), право на использование освобождения от исполнения обязанностей плательщика налога на добавленную стоимость она была вправе заявить.

Причем в подтверждение своей позиции суд сослался на вышеуказанную позицию финансового ведомства.

Таким образом, поскольку организацией были представлены в налоговый орган уведомление и документы, подтверждающие право на освобождение от уплаты НДС, то начисление налоговым органом налога на добавленную стоимость является неправомерным.

Вновь созданная организация не вправе применять освобождение от уплаты НДС. Данный вывод подтверждается позицией налоговых органов в письме Управления МНС России по Московской области от 05.06.2002 N 08-03-2 «Ответы на вопросы по отдельным проблемам налогообложения».

Объясняется это тем, что по смыслу статьи 145 НК РФ налогоплательщик должен отработать три месяца и подтвердить свое право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, на следующий период.

Согласно пункту 5 статьи 174 НК РФ лица, освобожденные от исполнения обязанностей налогоплательщика, должны представить декларации по НДС в случае неправомерного выделения ими в счете-фактуре сумм налога. Этой же нормой установлено, что налоговые агенты также должны представлять декларации.

В соответствии с пунктом 3 статьи 169 НК РФ налогоплательщик обязан составить счет-фактуру, вести журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж.

На основании пункта 5 статьи 168 НК РФ при освобождении налогоплательщика в соответствии со статьей 145 НК РФ от исполнения обязанностей налогоплательщика расчетные документы, первичные учетные документы оформляются и счета-фактуры выставляются без выделения соответствующих сумм налога. При этом на указанных документах делается соответствующая надпись или ставится штамп «Без налога (НДС)».

Соответственно, организации и индивидуальные предприниматели, применяющие освобождение и в период данного освобождения не выставляющие покупателям счета-фактуры с выделенной суммой налога на добавленную стоимость, а также не исполняющие обязанности налогового агента по данному налогу, в налоговый орган по месту своего учета декларацию по налогу на добавленную стоимость не представляют. О данном праве организаций и индивидуальных предпринимателей, которые применяют освобождение, сообщает ФНС России в письме от 29.04.2013 N ЕД-4-3/[email protected]

Кроме того, исходя из названных официальных разъяснений следует, что поскольку согласно пунктам 3 и 6 статьи 145 НК РФ лица, использующие право на освобождение, должны представить в налоговый орган выписку из книги продаж, копию журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, налогоплательщики, применяющие в соответствии со статьей 145 НК РФ освобождение, выставляют счета-фактуры с надписью «Без НДС» и регистрируют их в журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур, а также в книге продаж в общеустановленном порядке. В то же время поскольку организации и индивидуальные предприниматели, применяющие освобождение, не имеют право на вычеты сумм НДС, то указанные лица вправе книгу покупок не вести.

На основании пункта 3 статьи 145 НК РФ лица, использующие право на освобождение, должны представить соответствующее письменное уведомление и документы, указанные в пункте 6 названной статьи, которые подтверждают право на такое освобождение, в налоговый орган по месту своего учета.

Указанные уведомление и документы представляются не позднее 20-го числа месяца, начиная с которого эти лица используют право на освобождение.

В соответствии с пунктом 5 статьи 145 НК РФ в случае, если налогоплательщик не представил необходимые документы (либо представил документы, содержащие недостоверные сведения), сумма налога подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке с взысканием с налогоплательщика соответствующих сумм налоговых санкций и пеней.

В свою очередь, вопрос о применении освобождения при нарушении срока представления уведомления и подтверждающих документов является спорным и остается на усмотрение судов.

По мнению ряда арбитражных судов, предусмотренные нормой пункта 5 статьи 145 НК РФ негативные последствия наступают в случае непредставления налогоплательщиком вышеперечисленных документов, однако в случае представления документов с нарушением установленного срока негативные последствия не наступают, поскольку положения пункта 5 статьи 145 НК РФ не подлежат расширительному толкованию (см., например, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 20.07.2012 N А44-4183/2011).

В то же время исходя из позиции ФАС Волго-Вятского округа, выраженной в Постановлении от 27.11.2012 N А31-1179/2012, организация-налогоплательщик в установленный в пункте 3 статьи 145 НК РФ срок не представила пакет документов, необходимых для подтверждения использования права на освобождение, в связи с чем налогоплательщиком не соблюден порядок применения права на освобождение от уплаты налога на указанный период, таким образом, в соответствующем налоговом периоде налогоплательщик не был освобожден от исполнения обязанностей налогоплательщика налога на добавленную стоимость.

Пункт 6 комментируемой статьи устанавливает перечень документов, подтверждающих в соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 145 НК РФ право на освобождение (продление срока освобождения).

Обращаем внимание, что абзац 5 пункта 6 комментируемой статьи утратил силу с 1 января 2015 года в связи с принятием Федерального закона от 20.04.2014 N 81-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации». Соответственно, с указанной даты копия журнала полученных и выставленных счетов-фактур не является документом, подтверждающим в соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 145 НК РФ право на освобождение (продление срока освобождения).

В пункте 3 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 N 33 «О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость» разъясняется, что, поскольку названной статьей не установлено иное, источником сведений о выручке организации за соответствующие периоды являются регистры бухгалтерского учета. Следовательно, при исчислении размера выручки от реализации товаров, работ и услуг в целях применения статьи 145 НК РФ надлежит исходить из предусмотренных законодательством о бухгалтерском учете правил ее признания и отражения в бухгалтерском учете.

Абзац 1 пункта 8 комментируемой статьи действует в редакции Федерального закона от 24.11.2014 N 366-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Данная редакция действует с 1 января 2015 года.

Статья 145 НК РФ. Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика (действующая редакция)

1. Организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога (далее в настоящей статье — освобождение), если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей без учета налога не превысила в совокупности два миллиона рублей.

2. Положения настоящей статьи не распространяются на организации и индивидуальных предпринимателей, реализующих подакцизные товары в течение трех предшествующих последовательных календарных месяцев, а также на организации, указанные в статье 145.1 настоящего Кодекса.

3. Освобождение в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи не применяется в отношении обязанностей, возникающих в связи с ввозом товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, подлежащих налогообложению в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 146 настоящего Кодекса.

Лица, использующие право на освобождение, должны представить соответствующее письменное уведомление и документы, указанные в пункте 6 настоящей статьи, которые подтверждают право на такое освобождение, в налоговый орган по месту своего учета.

Указанные уведомление и документы представляются не позднее 20-го числа месяца, начиная с которого эти лица используют право на освобождение.

Форма уведомления об использовании права на освобождение утверждается Министерством финансов Российской Федерации.

4. Организации и индивидуальные предприниматели, направившие в налоговый орган уведомление об использовании права на освобождение (о продлении срока освобождения), не могут отказаться от этого освобождения до истечения 12 последовательных календарных месяцев, за исключением случаев, когда право на освобождение будет утрачено ими в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи.

По истечении 12 календарных месяцев не позднее 20-го числа последующего месяца организации и индивидуальные предприниматели, которые использовали право на освобождение, представляют в налоговые органы:

документы, подтверждающие, что в течение указанного срока освобождения сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг), исчисленная в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, без учета налога за каждые три последовательных календарных месяца в совокупности не превышала два миллиона рублей;

уведомление о продлении использования права на освобождение в течение последующих 12 календарных месяцев или об отказе от использования данного права.

5. Если в течение периода, в котором организации и индивидуальные предприниматели используют право на освобождение, сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога за каждые три последовательных календарных месяца превысила два миллиона рублей либо если налогоплательщик осуществлял реализацию подакцизных товаров, налогоплательщики начиная с 1-го числа месяца, в котором имело место такое превышение либо осуществлялась реализация подакцизных товаров, и до окончания периода освобождения утрачивают право на освобождение.

Сумма налога за месяц, в котором имело место указанное выше превышение либо осуществлялась реализация подакцизных товаров и (или) подакцизного минерального сырья, подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке.

В случае, если налогоплательщик не представил документы, указанные в пункте 4 настоящей статьи (либо представил документы, содержащие недостоверные сведения), а также в случае, если налоговый орган установил, что налогоплательщик не соблюдает ограничения, установленные настоящим пунктом и пунктами 1 и 4 настоящей статьи, сумма налога подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке с взысканием с налогоплательщика соответствующих сумм налоговых санкций и пеней.

6. Документами, подтверждающими в соответствии с пунктами 3 и 4 настоящей статьи право на освобождение (продление срока освобождения), являются:

выписка из бухгалтерского баланса (представляют организации);

выписка из книги продаж;

выписка из книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций (представляют индивидуальные предприниматели);

абзац утратил силу с 1 января 2015 года. — Федеральный закон от 20.04.2014 N 81-ФЗ.

Для организаций и индивидуальных предпринимателей, перешедших с упрощенной системы налогообложения на общий режим налогообложения, документом, подтверждающим право на освобождение, является выписка из книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения.

Для индивидуальных предпринимателей, перешедших на общий режим налогообложения с системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единого сельскохозяйственного налога), документом, подтверждающим право на освобождение, является выписка из книги учета доходов и расходов индивидуальных предпринимателей, применяющих систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог).

7. В случаях, предусмотренных пунктами 3 и 4 настоящей статьи, налогоплательщик вправе направить в налоговый орган уведомление и документы по почте заказным письмом. В этом случае днем их представления в налоговый орган считается шестой день со дня направления заказного письма.

8. Суммы налога, принятые налогоплательщиком к вычету в соответствии со статьями 171 и 172 настоящего Кодекса до использования им права на освобождение в соответствии с настоящей статьей, по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, приобретенным для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, но не использованным для указанных операций, после отправки налогоплательщиком уведомления об использовании права на освобождение подлежат восстановлению в последнем налоговом периоде перед началом использования права на освобождение, а в случае, если организация или индивидуальный предприниматель начинает использовать право на освобождение, предусмотренное настоящей статьей, со второго или с третьего месяца квартала восстановление сумм налога производится в налоговом периоде, начиная с которого указанные лица используют право на освобождение.

Суммы налога, уплаченные по товарам (работам, услугам), приобретенным налогоплательщиком, утратившим право на освобождение в соответствии с настоящей статьей, до утраты указанного права и использованным налогоплательщиком после утраты им этого права при осуществлении операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, принимаются к вычету в порядке, установленном статьями 171 и 172 настоящего Кодекса.

О порядке применения статьи 145 НК РФ


О порядке применения статьи 145 НК РФ

В.Н Воробьева,
советник налоговой службы I ранга

В соответствии с п. 1 ст. 145 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей без учета НДС и налога с продаж не превысила в совокупности 1 млн руб.

Вместе с тем следует иметь в виду, что согласно ст. 31 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах» часть вторая НК РФ применяется к правоотношениям, регулируемым законодательством о налогах и сборах, возникшим после ее введения в действие.

Таким образом, в силу ст. 1 вышеназванного Федерального закона глава 21 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ вводится в действие с 1 января 2001 года. В связи с этим правоотношения, регулируемые п. 1 ст. 145 части второй НК РФ, возникли с 1 января 2001 года, поэтому освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика по уплате НДС следует предоставлять с 1 апреля 2001 года, учитывая сумму выручки от реализации товаров (работ, услуг) организаций и индивидуальных предпринимателей за три предшествующих месяца (январь-март) 2001 года.

При этом вышеизложенное положение, то есть освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, не распространяется на организации и индивидуальных предпринимателей, реализующих подакцизные товары и подакцизное минеральное сырье.

Кроме того, освобождение организаций и индивидуальных предпринимателей от исполнения обязанностей налогоплательщика в соответствии со ст. 145 НК РФ не применяется в отношении обязанностей, возникающих в связи с ввозом товаров на таможенную территорию Российской Федерации, подлежащих налогообложению согласно подпункту 4 п. 1 ст. 146 НК РФ.

Лица, претендующие на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, должны представить соответствующее письменное заявление и документы, подтверждающие право на такое освобождение, в налоговый орган по месту своего учета.

Указанные заявление и документы представляются не позднее 20-го числа месяца, начиная с которого эти лица претендуют на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика.

Форма заявления на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика утверждается МНС России.

Освобождение организаций и индивидуальных предпринимателей от исполнения обязанностей налогоплательщика при выполнении ими условий, перечисленных в п. 1-3 ст. 145 НК РФ, производится на срок, равный двенадцати последовательным календарным месяцам. По истечении указанного срока организации и индивидуальные предприниматели, которые были освобождены от исполнения обязанностей налогоплательщика, представляют в налоговые органы письменное заявление и документы, подтверждающие, что в течение указанного срока освобождения сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС и налога с продаж за каждые три последовательных календарных месяца в совокупности не превышала 1 млн руб.

В течение 10 дней, считая со дня представления документов, указанных в п. 3 и 4 ст. 145 НК РФ (письменное заявление и документы, подтверждающие право на такое освобождение), налоговые органы производят их проверку и выносят одно из следующих решений соответственно:

— о правомерности освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика либо об отсутствии права на освобождение;

— о продлении срока освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика либо об отказе в таком продлении.

Следует иметь в виду, что если в течение периода, в котором организации и индивидуальные предприниматели были освобождены от обязанностей налогоплательщика, выручка от реализации товаров (работ, услуг) превысит ограничение, предусмотренное п. 4 ст. 145 НК РФ (1 млн руб.), налогоплательщики, начиная с 1-го числа месяца, в котором имело место такое превышение, и до окончания периода освобождения утрачивают право на освобождение и уплачивают налог на общих основаниях.

Сумма налога за месяц, в котором имело место указанное превышение, подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке.

В случае непредставления налогоплательщиком документов, указанных в п. 4 ст. 145 НК РФ [письменного заявления и документов, подтверждающих, что в течение указанного срока освобождения сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС и налога с продаж за каждые три последовательных календарных месяца в совокупности не превышала 1 млн руб.], либо представления документов, содержащих недостоверные сведения, сумма налога подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке с взысканием с налогоплательщика соответствующих сумм налоговых санкций и пени.

Таким образом, ст. 145 НК РФ закрепляет право налогоплательщиков на льготу по НДС в виде освобождения от исчисления и уплаты этого налога в течение определенного периода времени.

Получение права на указанную льготу поставлено в зависимость от размера выручки от реализации товаров (работ, услуг) в течение трех последовательных календарных месяцев, предшествующих месяцу, в котором налогоплательщик претендует на льготу: сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС и налога с продаж не должна превышать 1 млн руб. Льгота предоставляется на основании письменного заявления налогоплательщика и документов, подтверждающих право на освобождение от уплаты НДС, подаваемых им в налоговый орган по месту своего учета.

Приказом МНС России от 29.01.2001 N БГ-3-03/23 «О статье 145 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» утверждены форма заявления на освобождение (продление освобождения) от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС (приложение N 1 к приказу), и форма решения по освобождению от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС (приложение N 2 к приказу).

Налоговые органы при решении вопросов об освобождении от обязанностей налогоплательщиков, предусмотренных ст. 145 НК РФ, обязаны строго руководствоваться законодательством о налогах и сборах, регулирующим указанные правоотношения.

При этом необходимо отметить, что неправомерное решение налогового органа об отказе в освобождении от обязанностей налогоплательщиков на основании ст. 145 НК РФ налогоплательщик вправе обжаловать в судебном порядке.