Статья 13 закона о ветеринарии

06.03.2018 Выкл. Автор admin

Закон РФ от 14 мая 1993 г. N 4979-I «О ветеринарии» (с изменениями и дополнениями)

Закон РФ от 14 мая 1993 г. N 4979-I «О ветеринарии»

С изменениями и дополнениями от:

30 декабря 2001 г., 29 июня, 22 августа 2004 г., 9 мая, 31 декабря 2005 г., 18, 30 декабря 2006 г., 21 июля 2007 г., 12 июня, 30 декабря 2008 г., 10, 28 декабря 2010 г., 18 июля 2011 г., 13 июля 2015 г., 3 июля 2016 г., 23 апреля 2018 г.

См. комментарий к настоящему Закону

Президент Российской Федерации

Москва, Дом Советов России.

14 мая 1993 года.

Регулируются отношения в области ветеринарии в целях защиты животных от болезней, выпуска безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защиты населения от болезней, общих для человека и животных. Право на занятие ветеринарной деятельностью имеют специалисты в области ветеринарии с высшим или средним ветеринарным образованием.

Задачами Государственной ветеринарной службы Российской Федерации являются предупреждение и ликвидация заразных и массовых незаразных болезней животных, обеспечение безопасности продуктов животноводства в ветеринарно-санитарном отношении, защита населения от болезней, общих для человека и животных, охрана территории Российской Федерации от заноса заразных болезней животных из иностранных государств.

Устанавливается система государственной ветеринарной службы Российской Федерации.

Закон РФ от 14 мая 1993 г. N 4979-I «О ветеринарии»

Настоящий Закон вводится в действие со дня его опубликования

Текст Закона опубликован в Ведомостях Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ от 17 июня 1993 г., N 24, ст. 857

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 23 апреля 2018 г. N 101-ФЗ

Изменения вступают в силу с 21 октября 2018 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 227-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 243-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 233-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 213-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 242-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 августа 2011 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 394-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 10 декабря 2010 г. N 356-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2011 г.

Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 313-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 309-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 12 июня 2008 г. N 88-ФЗ (в редакции Федерального закона от 22 июля 2010 г. N 163-ФЗ)

Положения статьи 21 настоящего Закона в части молочных продуктов промышленного изготовления не применяются со дня вступления в силу Федерального закона от 12 июня 2008 г. N 88-ФЗ

Федеральный закон от 21 июля 2007 г. N 191-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2006 г. N 266-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2007 г.

Федеральный закон от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ

Федеральный закон «О ветеринарии» от 14.05.1993 N 4979-1 ст 13 (ред. от 23.04.2018)

Статья 13. Содержание, кормление и водопой животных, их перевозка или перегон

Помещения, предназначенные для временного или постоянного содержания животных, по своей площади и оборудованию должны обеспечивать благоприятные условия для их здоровья.

Предприятия, учреждения, организации и граждане — владельцы животных обязаны обеспечивать их кормами и водой, безопасными для здоровья животных и окружающей среды, соответствующими ветеринарно-санитарным требованиям и нормам.

Ветеринарно-санитарные требования и нормы по безвредности кормов и кормовых добавок утверждаются в установленном порядке и пересматриваются в соответствии с требованиями международных организаций, участником которых является Российская Федерация.

Корма, кормовые добавки, в том числе нетрадиционные, допускаются к производству и применению только при наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Требования, предъявляемые к ним, должны быть не ниже соответствующих требований международных стандартов.

Корма, кормовые добавки, в том числе нетрадиционные, не соответствующие установленным ветеринарно-санитарным требованиям и нормам, снимаются с производства или изымаются из реализации по решению главного государственного ветеринарного инспектора или его заместителя.

Перевозка или перегон животных должны осуществляться по согласованным с органами государственного ветеринарного надзора маршрутам и с соблюдением требований по предупреждению возникновения и распространения болезней животных.

Регистрация кормовых добавок для животных осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 243-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О ветеринарии» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Документ является поправкой к

Изменения и поправки

Принят Государственной Думой 1 июля 2015 года

Одобрен Советом Федерации 8 июля 2015 года

Внести в Закон Российской Федерации от 14 мая 1993 года N 4979-I «О ветеринарии» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 24, ст. 857; Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 27, ст. 2711; N 35, ст. 3607; 2006, N 1, ст. 10; 2009, N 1, ст. 17, 21; 2010, N 50, ст. 6614; 2011, N 1, ст. 6; N 30, ст. 4590; 2014, N 23, ст. 2930) следующие изменения:

1) часть третью статьи 1 изложить в следующей редакции:

«Задачи в области ветеринарии в Российской Федерации осуществляют федеральный орган исполнительной власти в области нормативно-правового регулирования в ветеринарии, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в ветеринарии и другой закрепленной сфере деятельности (далее — федеральный орган исполнительной власти в области ветеринарного надзора), и подведомственные ему территориальные органы и организации, а также ветеринарные (ветеринарно-санитарные) службы федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере государственной охраны, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственное управление в области обеспечения безопасности Российской Федерации (далее — федеральные органы исполнительной власти в области обороны, в сфере внутренних дел, в сфере исполнения наказаний, в сфере государственной охраны и в области обеспечения безопасности), органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области ветеринарии и подведомственные им учреждения, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, и аттестованные в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, специалисты в области ветеринарии в пределах своей компетенции (далее — аттестованные специалисты).»;

2) дополнить статьями 2 1 — 2 6 следующего содержания:

«Статья 2 1 . Ветеринарные правила (правила в области ветеринарии)

1. Ветеринарные правила (правила в области ветеринарии) (далее — ветеринарные правила) являются нормативными правовыми актами, устанавливающими обязательные для исполнения физическими лицами и юридическими лицами требования при осуществлении профилактических, диагностических, лечебных, ограничительных и иных мероприятий, установлении и отмене на территории Российской Федерации карантина и иных ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов заразных и иных болезней животных, при оформлении ветеринарных сопроводительных документов, назначении и проведении ветеринарно-санитарной экспертизы, осуществлении мероприятий по обеспечению ветеринарной безопасности в отношении уловов водных биологических ресурсов и произведенной из них продукции, при идентификации и учете животных, при проведении регионализации, эпизоотического зонирования, определении зоосанитарного статуса, разведении, выращивании, содержании, перемещении (в том числе перевозке и перегоне), обороте и убое животных, производстве, перемещении, хранении и (или) обороте кормов и кормовых добавок для животных, перемещении, хранении, переработке, утилизации биологических отходов (трупов животных и птиц, абортированных и мертворожденных плодов, ветеринарных конфискатов, других отходов, непригодных в пищу людям и на корм животным), к характеру, форме, содержанию и предоставлению информации по этим видам деятельности, а также определяют права и обязанности органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, подведомственных им организаций в указанной в настоящей статье сфере деятельности.

2. Ветеринарные правила разрабатывает и утверждает федеральный орган исполнительной власти в области нормативно-правового регулирования в ветеринарии.

3. Ветеринарные правила, содержащие положения, которые имеют межотраслевое значение, или предусматривающие совместную деятельность федеральных органов исполнительной власти, подлежат утверждению по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.

4. Ветеринарными правилами не могут закрепляться полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления, устанавливаться обязанности физических лиц и юридических лиц получать разрешения, аккредитации, аттестации, заключения и иные акты органов государственной власти или органов местного самоуправления, подведомственных им организаций, а также не могут устанавливаться требования о направлении уведомлений или иной информации в указанные органы и организации, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Статья 2 2 . Ветеринарные правила осуществления профилактических, диагностических, лечебных, ограничительных и иных мероприятий, установления и отмены на территории Российской Федерации карантина и иных ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов заразных и иных болезней животных

1. Ветеринарные правила осуществления профилактических, диагностических, лечебных, ограничительных и иных мероприятий, установления и отмены карантина и иных ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов заразных и иных болезней животных, устанавливают обязательные для исполнения требования к осуществлению профилактических, диагностических, лечебных, ограничительных и иных мероприятий, установлению и отмене на территории Российской Федерации карантина и иных ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов заразных и иных болезней животных, организации и проведению мероприятий по ликвидации болезней животных, предотвращению их возникновения и распространения на территории Российской Федерации, определению границ территории, на которую должен распространяться режим ограничительных мероприятий и (или) карантина, в том числе в части определения очага болезни животных, осуществления эпизоотического зонирования, включая определение видов зон в целях дифференциации ограничений, установленных решением о введении режима ограничительных мероприятий и (или) карантина, ограничений производства, перемещения, хранения и реализации товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору) (далее — подконтрольные товары), и требования к особенностям применения таких ограничений в зависимости от болезни животных, в связи с которой введен режим ограничительных мероприятий и (или) карантин, в том числе проведению мероприятий в отношении производственных объектов, находящихся в карантинной зоне.

2. Ветеринарные правила осуществления профилактических, диагностических, лечебных, ограничительных и иных мероприятий, установления и отмены на территории Российской Федерации карантина и иных ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов заразных и иных болезней животных, утверждаются по отдельным болезням животных.

Статья 2 3 . Ветеринарные правила организации работы по оформлению ветеринарных сопроводительных документов

1. Перечень подконтрольных товаров, подлежащих сопровождению ветеринарными сопроводительными документами (ветеринарные сертификаты, ветеринарные свидетельства, ветеринарные справки), утверждается федеральным органом исполнительной власти в области нормативно-правового регулирования в ветеринарии из числа товаров, содержащихся в перечне подконтрольных товаров, утвержденном актом, составляющим право Евразийского экономического союза.

2. Порядок назначения лабораторных исследований подконтрольных товаров (в том числе уловов водных биологических ресурсов и произведенной из них продукции), включая перечень оснований для проведения таких исследований, в целях оформления ветеринарных сопроводительных документов утверждает федеральный орган исполнительной власти в области нормативно-правового регулирования в ветеринарии. Данный порядок должен предусматривать возможность проведения лабораторных исследований лабораториями, испытательными центрами, аккредитованными в национальной системе аккредитации.

3. В случае, если результаты мониторинга ветеринарной безопасности районов добычи (вылова) водных биологических ресурсов, осуществляемого в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, свидетельствуют о соответствии добытых (выловленных) в этих районах водных биологических ресурсов требованиям их безопасности в ветеринарном отношении, ветеринарные сопроводительные документы на такие уловы водных биологических ресурсов оформляются без проведения лабораторных исследований.

4. Уполномоченные лица органов и учреждений, входящих в систему Государственной ветеринарной службы Российской Федерации, могут проводить оформление ветеринарных сопроводительных документов на любые подконтрольные товары.

5. Аттестованные специалисты, не являющиеся уполномоченными лицами органов и учреждений, входящих в систему Государственной ветеринарной службы Российской Федерации, могут проводить оформление ветеринарных сопроводительных документов на подконтрольные товары из перечня, утвержденного федеральным органом исполнительной власти в области нормативно-правового регулирования в ветеринарии.

6. Уполномоченные лица организаций, являющихся производителями подконтрольных товаров и (или) участниками оборота подконтрольных товаров, и индивидуальные предприниматели, являющиеся производителями подконтрольных товаров и (или) участниками оборота подконтрольных товаров, могут оформлять ветеринарные сопроводительные документы в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области нормативно-правового регулирования в ветеринарии:

на уловы водных биологических ресурсов до их поступления на переработку и (или) на место проведения ветеринарно-санитарной экспертизы;

на продукцию животного происхождения, подвергнутую тепловой или иной обработке, обеспечивающей уничтожение в ней патогенных микроорганизмов и возбудителей паразитарных заболеваний, и (или) упакованную в потребительскую или транспортную упаковку, исключающую ее контакт с внешней средой, из перечня, утвержденного федеральным органом исполнительной власти в области нормативно-правового регулирования в ветеринарии, при условии, если такая продукция или сырье, из которого она изготовлена, прошли установленные ветеринарным законодательством Российской Федерации процедуры подтверждения (обеспечения) безопасности.

7. Форма и порядок оформления ветеринарных сопроводительных документов, за исключением формы и порядка оформления, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, устанавливаются ветеринарными правилами организации работы по оформлению ветеринарных сопроводительных документов.

8. Оформление ветеринарных сопроводительных документов в электронной форме осуществляется с использованием федеральной государственной информационной системы в области ветеринарии в порядке, утверждаемом федеральным органом исполнительной власти в области нормативно-правового регулирования в ветеринарии.

9. Порядок, указанный в пункте 8 настоящей статьи, должен предусматривать возможность создания с использованием федеральной государственной информационной системы в области ветеринарии формы для печати ветеринарного сопроводительного документа с реквизитами, в том числе с уникальным идентификационным номером и иной информацией, а также возможность автоматического формирования ветеринарного сопроводительного документа федеральной государственной информационной системой в области ветеринарии.

10. По заявлению собственника подконтрольных товаров выдача ветеринарных сопроводительных документов, оформленных в электронной форме, может производиться на бумажном носителе.

11. Оформление ветеринарных сопроводительных документов осуществляется на безвозмездной основе.

Статья 2 4 . Ветеринарные правила содержания животных

Ветеринарные правила содержания животных устанавливают требования к условиям содержания животных (за исключением диких животных, находящихся в состоянии естественной свободы, в том числе животных, относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации), а также требования к осуществлению мероприятий по карантинированию животных, обязательным профилактическим мероприятиям и диагностическим исследованиям животных. Ветеринарные правила содержания животных утверждаются применительно к отдельным видам животных и целям их содержания.

Статья 2 5 . Ветеринарные правила осуществления идентификации и учета животных

1. Животные (за исключением диких животных, находящихся в состоянии естественной свободы, в том числе животных, относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации) подлежат индивидуальной или групповой идентификации и учету в целях предотвращения распространения заразных болезней животных, а также в целях выявления источников и путей распространения возбудителей заразных болезней животных.

2. Ветеринарные правила осуществления идентификации и учета животных устанавливают порядок осуществления индивидуальной или групповой идентификации и учета животных, перечень сведений, необходимых для осуществления идентификации и учета животных, а также порядок предоставления таких сведений.

3. Перечень видов животных, подлежащих идентификации и учету, утверждается федеральным органом исполнительной власти в области нормативно-правового регулирования в ветеринарии.

Статья 2 6 . Ветеринарные правила проведения регионализации территории Российской Федерации

1. Регионализация территории Российской Федерации — определение статуса по заразной болезни животных территории Российской Федерации или ее части, ограниченной естественными или искусственными преградами и (или) границами территорий субъектов Российской Федерации, муниципальных образований либо их сочетанием.

2. Регионализация территории Российской Федерации проводится федеральным органом исполнительной власти в области ветеринарного надзора в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области нормативно-правового регулирования в ветеринарии.

3. Ветеринарные правила проведения регионализации территории Российской Федерации устанавливают порядок регионализации территории Российской Федерации, в том числе перечень заразных болезней животных, по которым проводится данная регионализация, порядок и особенности содержания животных, перемещения по территории Российской Федерации подконтрольных товаров в соответствии с данной регионализацией, перечень и порядок проведения необходимых дополнительных противоэпизоотических мероприятий, порядок информирования физических лиц и юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления о мероприятиях по регионализации территории Российской Федерации, порядок составления, актуализации и опубликования данных и карты регионализации территории Российской Федерации.

4. Регионализация территории Российской Федерации проводится с учетом данных эпизоотического зонирования и с учетом зоосанитарного статуса.»;

3) в части первой статьи 3:

а) абзац шестой изложить в следующей редакции:

«разработка и утверждение ветеринарных правил, утверждение порядка государственной регистрации кормовых добавок для животных;»;

б) дополнить абзацами следующего содержания:

«проведение регионализации территории Российской Федерации;

осуществление мониторинга ветеринарной безопасности территории Российской Федерации, исключительной экономической зоны Российской Федерации, континентального шельфа Российской Федерации, в том числе ветеринарной безопасности районов добычи (вылова) водных биологических ресурсов;

создание федеральной государственной информационной системы в области ветеринарии и обеспечение ее функционирования.»;

4) раздел I дополнить статьей 4 1 следующего содержания:

«Статья 4 1 . Федеральная государственная информационная система в области ветеринарии

1. Федеральная государственная информационная система в области ветеринарии создана в целях:

обеспечения прослеживаемости подконтрольных товаров;

оформления и выдачи ветеринарных сопроводительных документов;

оформления разрешений на ввоз на территорию Российской Федерации, вывоз с территории Российской Федерации и транзит через территорию Российской Федерации подконтрольных товаров;

регистрации данных и результатов ветеринарно-санитарной экспертизы, лабораторных исследований и отбора проб для них;

обеспечения иных направлений деятельности Государственной ветеринарной службы Российской Федерации.

2. Создание, развитие и эксплуатация Федеральной государственной информационной системы в области ветеринарии осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Данный порядок должен содержать требования к обеспечению доступа физических лиц и юридических лиц к информации, содержащейся в Федеральной государственной информационной системе в области ветеринарии, внесению информации в нее, получению информации из нее, регистрации указанных лиц в ней.

3. В Федеральной государственной информационной системе в области ветеринарии содержится следующая информация:

об органах и организациях, входящих в систему Государственной ветеринарной службы Российской Федерации;

о зарегистрированных специалистах в области ветеринарии, занимающихся предпринимательской деятельностью;

об аттестованных специалистах;

об объектах, связанных с содержанием животных, производством, переработкой, хранением, транспортировкой и реализацией подконтрольных товаров, утилизацией биологических отходов;

о проведенных профилактических, диагностических, лечебных и иных мероприятиях;

о лекарственных средствах, кормах и кормовых добавках для животных;

об идентификации и учете животных;

об установлении и отмене ограничительных мероприятий (карантина);

об осуществлении ветеринарного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации и (или) местах полного таможенного оформления;

об оформлении и о выдаче ветеринарных сопроводительных документов;

о результатах ветеринарно-санитарной экспертизы, лабораторных исследований подконтрольных товаров;

о выявлении не соответствующих установленным требованиям подконтрольных товаров.»;

5) пункт 2 статьи 5 изложить в следующей редакции:

«2. Система Государственной ветеринарной службы Российской Федерации включает в себя:

федеральный орган исполнительной власти в области нормативно-правового регулирования в ветеринарии;

федеральный орган исполнительной власти в области ветеринарного надзора и подведомственные ему территориальные органы и организации;

ветеринарные (ветеринарно-санитарные) службы федеральных органов исполнительной власти в области обороны, в сфере внутренних дел, в сфере исполнения наказаний, в сфере государственной охраны и в области обеспечения безопасности и подведомственные им организации, а также ветеринарные (ветеринарно-санитарные) службы федеральных государственных органов, в которых предусмотрена военная служба;

в субъектах Российской Федерации — уполномоченные в области ветеринарии органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и подведомственные им учреждения.»;

6) статью 7 изложить в следующей редакции:

«Статья 7. Ветеринарные (ветеринарно-санитарные) службы федеральных органов исполнительной власти в области обороны, в сфере внутренних дел, в сфере исполнения наказаний, в сфере государственной охраны и в области обеспечения безопасности

1. Федеральными органами исполнительной власти в области обороны, в сфере внутренних дел, в сфере исполнения наказаний, в сфере государственной охраны и в области обеспечения безопасности создаются ветеринарные (ветеринарно-санитарные) службы, организационная структура, порядок осуществления деятельности и финансовое обеспечение которых определяются соответствующими федеральными органами исполнительной власти.

2. Ветеринарные (ветеринарно-санитарные) службы федеральных органов исполнительной власти в области обороны, в сфере внутренних дел, в сфере исполнения наказаний, в сфере государственной охраны и в области обеспечения безопасности осуществляют свою деятельность на объектах, подведомственных указанным органам, в соответствии с положениями об этих службах, утвержденными в соответствии с законодательством Российской Федерации, исключительно на объектах, подведомственных указанным органам, под методическим руководством федерального органа исполнительной власти в области нормативно-правового регулирования в ветеринарии.»;

7) статью 13 дополнить частью седьмой следующего содержания:

«Регистрация кормовых добавок для животных осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.»;

а) часть вторую изложить в следующей редакции:

«Ветеринарно-санитарной экспертизе подлежат также корма и кормовые добавки растительного происхождения и продукция растительного происхождения непромышленного изготовления, реализуемая на продовольственных рынках или используемая на объектах, подведомственных федеральным органам исполнительной власти в области обороны, в сфере внутренних дел, в сфере исполнения наказаний, в сфере государственной охраны и в области обеспечения безопасности.»;

б) в части третьей слова «Организация и проведение» заменить словом «Проведение»;

в) дополнить новой частью пятой следующего содержания:

«Порядок назначения и проведения ветеринарно-санитарной экспертизы утверждается федеральным органом исполнительной власти в области нормативно-правового регулирования в ветеринарии.»;

г) часть пятую считать частью шестой;

д) часть шестую считать частью седьмой и изложить ее в следующей редакции:

«Проведение ветеринарно-санитарной экспертизы продукции животного происхождения, кормов и кормовых добавок растительного происхождения и продукции растительного происхождения непромышленного изготовления, а также других специальных мероприятий, направленных на защиту населения от болезней, общих для человека и животных, и от пищевых отравлений, возникающих при употреблении опасной в ветеринарно-санитарном отношении продукции животного происхождения, организуют федеральный орган исполнительной власти в области ветеринарного надзора, ветеринарные (ветеринарно-санитарные) службы федеральных органов исполнительной власти в области обороны, в сфере внутренних дел, в сфере исполнения наказаний, в сфере государственной охраны и в области обеспечения безопасности, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области ветеринарии в пределах своей компетенции.».

Статью 36 Федерального закона от 14 октября 2014 года N 307-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с уточнением полномочий государственных органов и муниципальных органов в части осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 42, ст. 5615) дополнить частью 3 следующего содержания:

«3. Положения пункта 1 1 статьи 15 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (в редакции настоящего Федерального закона) в части нормативных правовых актов органов исполнительной власти СССР и РСФСР в области ветеринарии применяются с 1 июля 2016 года.».

Статью 4 Федерального закона от 4 июня 2014 года N 145-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам военной службы в органах военной прокуратуры и военных следственных органах Следственного комитета Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 23, ст. 2930) исключить.

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

2. С 1 января 2018 года оформление ветеринарных сопроводительных документов производится в электронной форме.

3. До 1 января 2018 года оформление ветеринарных сопроводительных документов на подконтрольные товары, на которые до дня вступления в силу настоящего Федерального закона ветеринарные сопроводительные документы не оформлялись, не производится или производится в электронной форме по желанию собственника этих подконтрольных товаров.

4. До 1 января 2018 года оформление ветеринарных сопроводительных документов на подконтрольные товары, кроме подконтрольных товаров, указанных в части 3 настоящей статьи, производится на бумажном носителе или в электронной форме по желанию собственника этих подконтрольных товаров.

5. Требования статей 2 1 — 2 6 Закона Российской Федерации от 14 мая 1993 года N 4979-I «О ветеринарии» (в редакции настоящего Федерального закона) в части осуществления прав и обязанностей должностных лиц ветеринарной службы и иных специалистов в области ветеринарии, физических лиц и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении деятельности по добыче (вылову) водных биологических ресурсов, переработке, хранению и реализации уловов водных биологических ресурсов и произведенной из них продукции применяются после утверждения федеральным органом исполнительной власти в области нормативно-правового регулирования в ветеринарии нормативных правовых актов, регулирующих вопросы создания механизмов мониторинга ветеринарной безопасности регионов Российской Федерации и районов добычи (вылова) водных биологических ресурсов, применения профилей риска для проведения обязательных исследований продукции животного происхождения, в том числе уловов водных биологических ресурсов и произведенной из них продукции, формирования исчерпывающего перечня оснований для проведения лабораторных исследований продукции животного происхождения, в том числе уловов водных биологических ресурсов и произведенной из них продукции, но не ранее 1 января 2016 года.

Статья 13 закона о ветеринарии

по изучению судебной практики рассмотрения судами гражданских дел, связанных с применением законодательства о благоустройстве

Чердаклинским районным судом Ульяновской области проведено изучение практики рассмотрения судами дел, связанных с применением законодательства о благоустройстве.

Изучению подлежали дела данной категории, рассмотренные Чердаклинским районным судом в 2009-2011 годах.

Благоустройство территорий – комплекс мероприятий по содержанию земельных участков, прилегающих территорий, зданий, сооружений и устройств в соответствии с требованиями нормативных и нормативно-технических актов, направленных на создание безопасной и удобной среды обитания человека.

За указанный период Чердаклинским районным судом рассмотрено следующее количество гражданских дел, вытекающих из споров, связанных с благоустройством территорий.

– об обязании муниципального учреждения администрации муниципальных образований организации вывоза и утилизации отходов (организации свалки ТБО, ликвидации несанкционированных свалок ТБО) рассмотрено 4 дела, из них вынесено решений с удовлетворением требований 3, вынесено одно определение о прекращении производства по делу в связи с отказом прокурора от своих исковых требований, так как требования были удовлетворены в добровольном порядке;

— о постановке на учет скотомогильника и обязании обустроить данный скотомогильник в соответствии с требованиями ветеринарно-санитарных правил рассмотрено 1 дело с вынесением решения, в удовлетворении иска отказано;

— об обязании муниципального учреждения администрации муниципального образования установить таблички с номерами домов — рассмотрено 1 дело с вынесением определения о прекращении производства по делу в связи с добровольным устранения нарушений;

— об обязании муниципального учреждения администрации муниципального образования оборудовать лестницу пандусами рассмотрено 1 дело с вынесением определения о прекращении производства по делу в связи с добровольным устранения нарушений;

— об обязании оборудовать запорными устройствами подвалов домов рассмотрено два дела, по одному делу вынесено определения о прекращении производства по делу в связи с добровольным устранением нарушений, по второму – вынесено решение об удовлетворении исковых требований.

– об обязании муниципального учреждения администрации муниципальных образований организации сбора, вывоза и утилизации отходов (организации свалки ТБО, ликвидации несанкционированных свалок ТБО) рассмотрено 6 дел, с вынесением решения, иски удовлетворены.

– об обязании муниципального учреждения администрации муниципальных образований организации вывоза и утилизации отходов (организации свалки ТБО, ликвидации несанкционированных свалок ТБО) рассмотрено 7 дела, из них вынесено решений с удовлетворением требований 5, вынесено два определение о прекращении производства по делу в связи с отказом прокурора от своих исковых требований, так как требования были удовлетворены в добровольном порядке;

— о возложении обязанностей по удалению наледей, снежных навесов с крыш домов рассмотрено одно дело с вынесением решения, иск удовлетворен;

— об обязании расширить дорожное полотно, ликвидации колейности, рассмотрено одно дело с вынесением решения, иск удовлетворен;

— о признании бездействий по неосуществлению мер по постановке на учет бесхозного имущества – объекта культурного наследия незаконным – рассмотрено одно дело с вынесением решения, иск удовлетворен;

— о запрещении деятельности, создающей опасность для жизни и здоровья граждан, рассмотрено 1 дело с вынесением решение, иск удовлетворен;

— о запрете деятельности по хранению и переработке нефтепродуктов, возмещении ущерба, причиненного окружающей среде рассмотрено 1 дело с вынесением решения, иск удовлетворен, с ответчика взыскан материальный ущерб, причиненный окружающей среде в размере 6035100 руб.;

— о признании незаконным бездействия муниципального образования по несоблюдению требований пожарной безопасности, обязании оборудовать и обустроить подъездную площадку – 1 дело с вынесением решения, иск удовлетворен;

Рассматривая дела о благоустройстве судьями применялись следующие нормативные акты:

— по делам о нарушении экологического законодательства:

положения п.п. 18, 23 ч.1 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также положений предусмотренных статьей 42 Конституции РФ и ст. 11 ФЗ № 7 –ФЗ от 10.01.2002 «Об окружающей среде», ст. 8 ФЗ № 52-ФЗ от 30.03.1999 «О санитарно–эпидемиологическом благополучии населения» которыми определено право каждого на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную окружающую среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Ст. 12 ФЗ № 89-ФЗ от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления», которой предусмотрено, что создание объектов размещения отходов допускается на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством РФ, и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.

Ст. 13 вышеуказанного закона, согласно которой территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающей их разделение на виды, определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.

п. 4.1, 4.2, 4.20, 4.21, 4.23 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 30.04.2003 N 80 «О введении в действие Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.7.1322-03» (вместе с «СанПиН 2.1.7.1322-03. 2.1.7. Почва. Очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 30.04.2003) , согласно которым выбор участка для размещения мест централизованного использования, обезвреживания и захоронения отходов производства и потребления осуществляется на основании функционального зонирования территории и градостроительных решений. Объекты размещаются за пределами жилой зоны и на обособленных территориях с обеспечением нормативных санитарно-защитных зон в соответствии с требованиями санитарно- эпидемиологических правил и нормативов, для перехвата поверхностного стока в зоне складирования полигона предусматривается система нагорных канав и дождевая канализация, а для отвода фильтрата – дренажная система, в проекте полигона по всему периметру зоны захоронения должны быть предусмотрены кольцевой канал и кольцевой вал высотой не менее 2 м . для предотвращения попадания загрязнений в водоносный горизонт, грунты предусматривается гидроизоляция дна и стен ложа уплотненными глинистым и грунтобитумнобетонными, асфальтобетонными, асфальтополимербетонными и другими материалами, имеющими санитарно- эпидемиологическое заключение.

ст. 46 Федерального закона «Об охране окружающей среды», согласно которой размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию и эксплуатация объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки должны осуществляться в соответствии с требованиями, установленными законодательством в области охраны окружающей среды.

При размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки должны предусматриваться эффективные меры по очистке и обезвреживанию отходов производства и сбора нефтяного (попутного) газа и минерализованной воды, рекультивации нарушенных и загрязненных земель, снижению негативного воздействия на окружающую среду, а также по возмещению вреда окружающей среде, причиненного в процессе строительства и эксплуатации указанных объектов.

Строительство и эксплуатация объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки допускаются при наличии проектов восстановления загрязненных земель в зонах временного и (или) постоянного использования земель, положительного заключения государственной экспертизы проектной документации.

подп. «в» п. 1 Приложения № 1 к Федеральному закону «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997 № 116-ФЗ, где к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются горючие вещества — жидкости, газы, пыли, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления.

Ст. 56 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ установлено, что при нарушении предусмотренных настоящей главой природоохранных требований деятельность, осуществляемая с нарушением указанных требований, может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Ч. 1 ст. 77 Федерального закона «Об охране окружающей среды» — юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

Ч. 1 статьи 78 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ — компенсация вреда окружающей среде, причинённого нарушением законодательства в области охраны окружающей среды , осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.

о признании незаконным бездействия муниципального образования по несоблюдению требований пожарной безопасности, обязании оборудовать и обустроить подъездную площадку:

Ст. 19 Федерального закона от 18.11.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» — к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов относятся: создание в целях пожаротушения условий забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях.

Ст. 98 п. 8 Федерального закона от 22.07.2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» — к водоемам, являющимися источником пожарного водоснабжения, а также к градирням, брызгательным бассейнам и другим сооружениям, вода из которых может быть использована для тушения пожара, надлежит предусматривать подъезды с площадками для разворота пожарных автомобилей, их установки и забора воды. Размер таких площадок должен быть не менее 12х12 метров.

П. 94 Приказа МЧС РФ от 18.06.2003 года № 313 «Об утверждении правил пожарной безопасности в Российской Федерации» при наличии на территории объекта или вблизи его (в радиусе 200 м ) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и т.п.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12х12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. Поддержание в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств возлагается на соответствующие организации (в населенных пунктах — на органы местного самоуправления).

1. Прокурор Старомайнского района обратился в суд с иском к администрации МО «Старомайнский район» о признании бездействия ответчика выразившегося в непостановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества –скотомогильника (ямы Беккари) в Управлении Федеральной регистрационной службы Ульяновской области незаконным и обязании принять меры к постановке на учет данного бесхозного недвижимого имущества и обустроить скотомогильник (яму Беккари) в соответствии с требованиями ветеринарно-санитарных правил.(гражданское дело № 2-94(02) /09)

Решением Чердаклинского районного суда от 29.07.2009 в удовлетворении исковых требований было отказано. Ссылаясь на Закон Российской Федерации от 14.05.1993 № 4979-1 «О ветеринарии» суд указал, что отношения в области ветеринарии в целях защиты животных и болезней, выпуска безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защиты населения от болезней, общих для человека и животных, регулирует ветеринарное законодательство РФ, которое состоит из настоящего Закона и принимаемых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов РФ, законов и иных нормативно-правовых актов субъектов РФ (ст. 2 Закона). Согласно части второй статьи 3 указанного Закона РФ субъекты Российской Федерации самостоятельно решают вопросы ветеринарии за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации.

Статья 26.3 (пункт 1) Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации « предусматривает, что полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией РФ, указанные в пункте 2 настоящей статьи осуществляется данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета)

Подпунктом 49 пункта 2 статьи 26.3 указанного Федерального закона к таким полномочиям отнесена организация проведения на территории субъекта РФ мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению РФ.

В предусмотренный п. 6 ст. 26.3 Закона перечень вопросов, по решению которых отдельными полномочиями субъекта Российской Федерации могут наделяться органы местного самоуправления с передачей необходимых материальных и финансовых ресурсов, полномочия, указанные в п.п. 49 п. 2 данной статьи не включены.

В силу изложенного суд пришел к выводу, что федеральное законодательство не предоставляет субъектам РФ право наделять органы местного самоуправления государственными полномочиями в области ветеринарии с передачей материальных и финансовых ресурсов.

Согласно п. ц ч. 2 ст. 26.11 ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в собственности субъекта РФ может находиться имущество, необходимое для проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, в том числе скотомогильники (биотермические ямы).

2. Основанием для обращения в суд прокурора Старомайнского района в порядке ст. 45 ГПК РФ к ООО «С***» с иском о возложении обязанности по выполнению мероприятий по профессиональной подготовке в области экологической безопасности (дело № 2- ***/11) послужило несоблюдение ответчиком норм ФЗ РФ «Об охране окружающей среды» №7-ФЗ от 10.01.2002г, ФЗ РФ «Об отходах производства и потребления» №89-ФЗ от 24.06.1998.

Так, материалами дела было установлено, что ООО «С***» при осуществлении своей деятельности в 2009 году и за 2010 год, связанной с розничной торговлей напитками, табачными изделиями, алкогольными напитками, пищевыми продуктами, с использованием оргтехники и оформлением документации, использованием ламп накаливания, образованием бытовых и канцелярских отходов, мусора от уборки помещений, образованием отходов от использования техники и оборудования, оказывает негативное воздействие на окружающую среду, загрязняет ее произвольным выбросом мусора и отходов потребления, а также отходами от сжигания мусора, тем самым оказывает неблагоприятное воздействие на окружающую среду. В нарушение действующего законодательства в ООО «С***» отсутствуют журналы поступления отходов в место накопления отходов, проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, договор на вывоз отходов и проект ВСС (временно-согласованного сброса). Также отсутствует место накопления отходов, соответствующее санитарным и экологическим требованиям, а имеется емкость для крупного мусора со следами сжигания. 18.01.2011 Чердаклинский районный суд, согласившись с доводами прокурора, о бязал директора ООО «С***» пройти профессиональную подготовку в области экологической безопасности и организовать место для временного размещения отходов соответствующее экологическим и санитарным требованиям, а также завести в установленном порядке журнал учета образовавшихся и использованных отходов.

Чердаклинского районного суда О.А. Ватрушкина