Ст13 ук рф с комментариями

05.11.2018 Выкл. Автор admin

Статья 13. Выдача лиц, совершивших преступление

1. Граждане Российской Федерации, совершившие преступление на территории иностранного государства, не подлежат выдаче этому государству.

2. Иностранные граждане и лица без гражданства, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации и находящиеся на территории Российской Федерации, могут быть выданы иностранному государству для привлечения к уголовной ответственности или отбывания наказания в соответствии с международным договором Российской Федерации.

Комментарий к статье 13 Уголовного Кодекса РФ

1. Институт выдачи преступника (экстрадиция) состоит в передаче лица, совершившего преступление, государством, на территории которого оно находится, запрашивающему государству. Запрашивающее государство может быть государством, чьим гражданином является преступник или на территории которого совершено преступление, или в соответствии с международными договорами имеющим право запрашивать о выдаче.

2. Международно-правовые нормы устанавливают правило, согласно которому собственные граждане не выдаются по требованию государства, на территории которого было совершено преступление. Российский гражданин, совершивший преступление на территории иностранного государства, не выдается для уголовного преследования этому государству (ч. 1 ст. 13 УК). В данной норме закреплено суверенное право РФ наказывать своих граждан за преступления, совершенные вне ее пределов, по своим уголовным законам (исходя из принципа гражданства).

3. Иностранные граждане и лица без гражданства, совершившие преступления вне пределов РФ и находящиеся на ее территории, могут быть выданы иностранному государству для привлечения к уголовной ответственности или отбывания наказания в соответствии с международным договором РФ (ч. 2 ст. 13 УК).

Институт выдачи преступника осуществляется на основе многосторонних и двусторонних международных договоров РФ об обязанности сторон по их требованию выдавать друг другу лиц, находящихся на их территории, для привлечения к уголовной ответственности или для приведения приговора в исполнение.

4. Не выдаются иностранные граждане, преследуемые в своей стране за защиту прав и свобод человека, за прогрессивную общественно-политическую, научную и иную творческую деятельность (право политического убежища). Часть 2 ст. 63 Конституции провозглашает, что в РФ не допускается выдача другим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения, а также за действия (или бездействие), не признаваемые в РФ преступлением.

Статья 13. Выдача лиц, совершивших преступление

СТ 13 УК РФ.

1. Граждане Российской Федерации, совершившие преступление на территории
иностранного государства, не подлежат выдаче этому государству.

2. Иностранные граждане и лица без гражданства, совершившие преступление вне пределов
Российской Федерации и находящиеся на территории Российской Федерации, могут быть выданы
иностранному государству для привлечения к уголовной ответственности или отбывания наказания
в соответствии с международным договором Российской Федерации.

Комментарий к Ст. 13 Уголовного кодекса

1. Под выдачей (экстрадицией) понимается выдача лица, совершившего преступление государством, на территории которого оно находится, другому государству, где было совершено преступление или гражданином которого оно является, для привлечения последнего к уголовной ответственности или для приведения приговора в исполнение.

2. Часть 1 ст. 13 УК, основывающаяся на ст. 61 Конституции РФ, не означает освобождения российских граждан от ответственности и наказания за совершение преступлений на территории других государств. Вопрос о преступности и наказуемости деяния в таком случае решается в соответствии с нормами УК.

3. Согласно ч. 2 ст. 63 Конституции РФ не допускается также выдача другим государствам лиц: а) преследуемых за политические убеждения и б) за действия (бездействия), не признаваемые в России преступлением.

4. Иностранные граждане и лица без гражданства, совершившие преступления вне пределов России и находящиеся на ее территории, могут быть выданы иностранному государству для привлечения к уголовной ответственности или отбывания наказания в соответствии с международным договором (ч. 2 ст. 13 УК).

Статья 13 УК РФ. Выдача лиц, совершивших преступление

Текущая редакция ст. 13 УК РФ с комментариями и дополнениями на 2018 год

1. Граждане Российской Федерации, совершившие преступление на территории иностранного государства, не подлежат выдаче этому государству.
2. Иностранные граждане и лица без гражданства, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации и находящиеся на территории Российской Федерации, могут быть выданы иностранному государству для привлечения к уголовной ответственности или отбывания наказания в соответствии с международным договором Российской Федерации.

Комментарий к статье 13 УК РФ

1. Комментируемая статья посвящена вопросу возможности выдачи лиц, совершивших преступление за пределами территории РФ.

В международном праве такая выдача лиц называется экстрадицией (от лат. extraditio, образованное от ex — из, вне и tradition — передача).

Экстрадиция — это передача для привлечения к уголовной ответственности или для приведения в исполнение приговора в отношении лица, обвиняемого в совершении преступления или осужденного, государством, на территории которого находится преступник, другому государству, где было совершено преступление, или государству, гражданином которого является преступник.

Комментируемая статья предусматривает две категории лиц, которые могут (не могут) быть выданы иностранному государству:
— граждане РФ, совершившие преступление на территории иностранного государства;
— иностранные граждане и лица без гражданства, совершившие преступление вне пределов РФ и находящиеся на территории РФ.

В ч.1 комментируемой статьи фактически зафиксировано положение ч.1 ст. 61 Конституции РФ, согласно которой «гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству». Граждане Российской Федерации, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации, в соответствии с ч.1 ст. 12 УК РФ подлежат уголовной ответственности по российскому законодательству.

2. Часть 2 комментируемой статьи предусматривает возможность выдачи иностранному государству лишь иностранных граждан и лиц без гражданства (апатридов), совершивших преступление вне пределов РФ и находящихся на территории РФ для привлечения к уголовной ответственности или отбывания наказания. Такая выдача может быть осуществлена лишь на основании соответствующего международного договора РФ. Подобные договоры имеются у РФ с различными иностранными государствами (Албанией, Венгрией, Ираком, Киргизией, Латвией и многими другими). Также следует отметить Конвенцию о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22.01.93, которую подписали государства — участники СНГ и согласно которой обязались выдавать друг другу лиц, находящихся на их территории, для привлечения к уголовной ответственности или для приведения приговора в исполнение.

В международных договорах, как правило, устанавливается, что выдача для привлечения к уголовной ответственности производится за такие деяния, которые являются наказуемыми по законам РФ и запрашивающего о выдаче лица государства и за совершение которых предусматривается наказание в виде лишения свободы на срок не менее одного года или более тяжкое наказание. Также в договорах могут устанавливаться и другие ограничения, как например отказ в выдаче иностранных граждан и лиц без гражданства, совершивших преступление вне пределов РФ. Не допускается выдача другим государствам иностранных граждан и лиц без гражданства, преследуемых за политические убеждения, которым РФ предоставляет политическое убежище в соответствии с общепризнанными нормами международного права.

О применении комментируемой статьи см. также определение ВС РФ от 13.03.2012 N 18-О12-5 и определение ВС РФ от 02.08.2011 N 53-011-45.

Консультации и комментарии юристов по ст 13 УК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 13 УК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Статья 13 УК РФ. Выдача лиц, совершивших преступление

Новая редакция Ст. 13 УК РФ

1. Граждане Российской Федерации, совершившие преступление на территории иностранного государства, не подлежат выдаче этому государству.

2. Иностранные граждане и лица без гражданства, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации и находящиеся на территории Российской Федерации, могут быть выданы иностранному государству для привлечения к уголовной ответственности или отбывания наказания в соответствии с международным договором Российской Федерации.

Комментарий к Статье 13 УК РФ

1. Под выдачей понимается передача по запросу и при определенных условиях одним государством другому (или международному уголовному суду) находящегося на его территории лица для привлечения к УО или исполнения обвинительного приговора, вынесенного судом запрашивающего государства (или международным уголовным судом).

1.1. Не следует смешивать институт выдачи для приведения приговора (см. гл. 54 УПК РФ) в исполнение с передачей лица, осужденного к лишению свободы в одном государстве, для отбывания наказания в государстве его гражданства или постоянного местожительства (см. гл. 55 УПК РФ).

2. В соответствии с ч. 1 коммент. статьи граждане Российской Федерации, совершившие преступления на территории иностранного государства, не подлежат выдаче этому государству. Часть 1 ст. 61 Конституции содержит более жесткую формулировку: гражданин Российской Федерации вообще не может быть выдан иностранному государству. Следовательно, граждане Российской Федерации, находящиеся на ее территории, не подлежат также выдаче: а) в случае совершения преступления не только на территории иностранного государства, но и на территории РФ или вне территории какого-либо государства (например, в открытом море вне судна, зарегистрированного в каком-либо государстве); б) любому иностранному государству, а не только государству, на территории которого они совершили преступление.

3. Под иностранными следует понимать государства, расположенные за пределами территории РФ, включая бывшие республики СССР: Латвийскую, Литовскую и Эстонскую Республики, а также государства, входящие в СНГ (Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Беларусь, Грузия, Республика Казахстан, Республика Кыргызстан, Республика Молдова, Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан, Украина).

4. Конституционный запрет выдачи граждан РФ не является абсолютным. Формальное толкование ч. 1 ст. 61 Конституции позволяет сделать вывод о том, что возможна выдача (передача) российских граждан по запросу международного уголовного суда, полномочия и компетенция которого признаны Российской Федерацией. В настоящее время функционируют два таких суда: Международный трибунал по бывшей Югославии и Международный трибунал по Руанде, учрежденные решениями Совета Безопасности ООН.

5. В ч. 2 коммент. статьи предусмотрена возможность выдачи иностранных граждан и лиц без гражданства, совершивших преступления вне пределов РФ, но находящихся на территории РФ, в соответствии с международным договором РФ. Между тем ч. 2 ст. 63 Конституции разрешает выдачу на основе не только международного договора, но и федерального закона. Таким законом является УПК, в соответствии с которым (ч. 1 ст. 462) РФ может и на основе принципа взаимности выдать другому государству иностранного гражданина или лицо без гражданства, находящихся на территории РФ, для уголовного преследования или исполнения приговора за деяния, которые являются уголовно наказуемыми по уголовному закону РФ и законам государства, направившего запрос о выдаче лица.

5.1. Иностранным гражданином является лицо, обладающее гражданством иностранного государства и не имеющее гражданства Российской Федерации, а лицом без гражданства (апатридом) — лицо, не принадлежащее к гражданству Российской Федерации и не имеющее доказательств принадлежности к гражданству иностранного государства (ст. 3 ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»).

5.2. В соответствии со ст. 77 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г. (Минской конвенции), сторонами которой являются все государства — участники СНГ, Российская Федерация может выдать другому договаривающемуся государству иностранных граждан и лиц без гражданства, совершивших преступление на ее территории, в случае если они обвиняются в совершении нескольких преступлений, дела о которых подсудны судам обоих государств, а предварительное расследование закончено в другом государстве.

5.3. В ч. 2 коммент. статьи ничего не говорится о возможности выдачи иностранных граждан и лиц без гражданства международному уголовному суду, полномочия и компетенция которого признаны Российской Федерацией. С учетом ч. 4 ст. 15 Конституции РФ вопрос о выдаче в этом случае должен решаться в соответствии с международными обязательствами РФ.

6. Международно-правовая база взаимодействия Российской Федерации с иностранными государствами в вопросах выдачи состоит из двусторонних и многосторонних договоров, заключенных как СССР (участником которых Российская Федерация является как государство — преемник СССР), так и самой Российской Федерацией. В основном это договоры о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам и договоры о выдаче.

6.1. Вопросы выдачи подробно регламентированы в двусторонних договорах о правовой помощи и правовых отношениях по уголовным делам с Азербайджаном (1992 г.), Албанией (1953 г., 1995 г.), Алжиром (1982 г.), Болгарией (1975 г.), Венгрией (1958 г., с Протоколом 1971 г.), Вьетнамом (1981 г., 1998 г.), Грецией (1981 г.), Ираком (1973 г.), Ираном (1996 г.), Йеменом (1985 г.), Кипром (1984 г.), Кыргызстаном (1992 г.), КНДР (1957 г.), Кубой (1984 г.), Латвией (1993 г.), Литвой (1992 г.), Мали (2000 г.), Молдовой (1993 г.), Монголией (1988 г., 1999 г.), Польшей (1995 г.), Румынией (1958 г.), Тунисом (1984 г.), Чехословакией (1982 г.), Эстонией (1993 г.) и Югославией (1962 г.), а также в договорах о выдаче с Китаем (1995 г.), Индией (1998 г.) и Бразилией (2002 г.).

6.2. К многосторонним договорам относятся Минская конвенция 1993 г., а также Европейская конвенция о выдаче (1957 г.) с дополнительными Протоколами к ней 1975 и 1978 г. .
———————————
СЗ РФ. 2000. N 23. Ст. 2348.

Кроме России, участниками Европейской конвенции о выдаче являются: Австрия, Азербайджан, Албания, Андорра, Армения, Бельгия, Болгария, Босния и Герцеговина, Великобритания, Венгрия, ФРГ, Греция, Грузия, Дания, Израиль, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Лихтенштейн, Люксембург, Македония, Мальта, Молдова, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Румыния, Сербия, Словакия, Словения, Турция, Украина, Финляндия, Франция, Хорватия, Черногория, Чехия, Швейцария, Швеция, Эстония, ЮАР; Протокола 1975 г. — Азербайджан, Албания, Андорра, Армения, Бельгия, Болгария, Босния и Герцеговина, Венгрия, Грузия, Дания, Исландия, Испания, Кипр, Латвия, Литва, Лихтенштейн, Люксембург, Македония, Мальта, Молдова, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Румыния, Сербия, Словакия, Словения, Украина, Хорватия, Черногория, Чехия, Швейцария, Швеция, Эстония, ЮАР; Протокола 1978 г. — Австрия, Азербайджан, Албания, Армения, Бельгия, Болгария, Босния и Герцеговина, Великобритания, Венгрия, ФРГ, Грузия, Дания, Исландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Македония, Мальта, Молдова, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Румыния, Сербия, Словакия, Словения, Турция, Украина, Финляндия, Хорватия, Черногория, Чехия, Швейцария, Швеция, Эстония, ЮАР .
———————————
Актуализированный перечень государств — участников Конвенции и Протоколов к ней, а также их оговорки и заявления см. на сайте Совета Европы: conventions.coe.int.

6.3. Российская Федерация является участником почти всех универсальных (в основном заключенных в рамках ООН и ее специализированных учреждений) и многих региональных международных договоров о борьбе с отдельными видами преступлений. В этих договорах, в частности, содержится обязательство государств-участников сотрудничать в вопросах выдачи в связи с указанными в них преступными деяниями. В некоторых из этих договоров предусмотрено, что государства-участники могут рассматривать их в качестве правового основания для выдачи лиц, совершивших или обвиняемых в совершении указанных в этих договорах преступлений (см. п. 14.1 коммент. к ст. 11, п. 6.2 коммент. к ст. 12, а также Конвенцию ООН о морском праве (1982 г.)).

Вопросы выдачи регулируются также в Соглашении между Правительством РФ, Правительством Канады, Правительствами государств — членов Европейского космического агентства, Правительством Японии и Правительством США относительно сотрудничества по Международной космической станции гражданского назначения (1998 г.).

6.4. На основании ч. 4 ст. 15 Конституции содержащиеся в международных договорах нормы могут применяться непосредственно правоприменительными органами, если положения этих договоров являются самоисполнимыми, т.е. не требуют издания специального внутригосударственного правового акта, обеспечивающего их исполнение.

6.5. Ратифицированные и вступившие в силу в отношении Российской Федерации международные договоры публикуются в Собрании законодательства Российской Федерации и Бюллетене международных договоров.

7. В практике применения положений международных договоров (в первую очередь многосторонних) необходимо учитывать оговорки и заявления, сделанные Российской Федерацией и другими участниками этих договоров. Посредством названных оговорок и заявлений действие отдельных договорных норм между ними может быть изменено, дополнено или официально истолковано. При этом следует иметь в виду, что в отношениях с государством, сделавшим оговорку и (или) заявление, другие стороны договора вправе применять принцип взаимности. (В Российской Федерации оговорки и заявления других сторон многостороннего договора официально не публикуются, что затрудняет его применение.)

8. При наличии двух и более последовательно заключенных договоров с конкретным государством (например, двусторонний договор и Европейская конвенция о выдаче) необходимо следовать содержащимся в них коллизионным нормам (в разд. «Заключительные положения»), а при отсутствии таковых действует следующее правило: предыдущий договор применяется только в той мере, в какой его положения совместимы с положениями последующего (ст. 30 Венской конвенции о праве международных договоров (1969 г.) ).
———————————
Ведомости СССР. 1986. N 37. Ст. 772.

8.1. В соответствии с российской договорной практикой выдача производится за деяния, которые являются преступлениями по законам как запрашивающего, так и запрашиваемого государства и за совершение которых (в случае запроса о выдаче для привлечения к УО) предусматривается наказание в виде лишения свободы, как правило, на срок не менее одного года или более тяжкое наказание (в договоре с Ираком — не менее двух лет) либо (в случае запроса о выдаче для приведения приговора в исполнение) лицо, выдача которого запрашивается, осуждено к лишению свободы на срок не менее шести месяцев (в соответствии с Европейской конвенцией о выдаче — не менее четырех месяцев).

Кроме того, в п. 2 ст. 2 Европейской конвенции о выдаче предусмотрено: если запрос о выдаче включает ряд отдельных преступлений, каждое из которых наказуемо в соответствии с законодательством запрашивающей стороны и запрашиваемой стороны лишением свободы или подпадает под постановление об аресте, однако некоторые из них не отвечают условию в отношении срока возможного наказания, запрашиваемая сторона имеет право осуществить выдачу и за эти преступления.

9. Согласно договорам, как правило, выдача не имеет места, если: а) лицо, выдача которого запрашивается, является гражданином запрашиваемого государства; б) на момент получения запроса уголовное преследование согласно законодательству запрашиваемого государства не может быть возбуждено или приговор не может быть приведен в исполнение вследствие истечения срока давности либо по иному законному основанию; в) в отношении лица, выдача которого запрашивается, на территории запрашиваемого государства за то же преступление были вынесены приговор или постановление о прекращении производства по делу, вступившие в законную силу; г) преступление в соответствии с законодательством запрашивающего и (или) запрашиваемого государства преследуется в порядке частного обвинения; д) выдача запрещена по законодательству запрашиваемого государства.

9.1. В соответствии с ч. 2 ст. 63 Конституции не допускается выдача лиц, преследуемых за политические убеждения, а также за деяния, не признаваемые в Российской Федерации преступлением.

Согласно ч. 1 ст. 63 Конституции Российская Федерация предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права (см. также Положение о порядке предоставления РФ политического убежища, утв. Указом Президента РФ от 21.07.1997 N 746 (в ред. от 01.12.2003)) . Однако для отказа в выдаче какого-либо лица в связи с его преследованием за политические убеждения не обязательно, чтобы ему в Российской Федерации было предоставлено политическое убежище.
———————————
СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3601; 2003. N 49. Ст. 4755.

9.2. В качестве общего правила в выдаче отказывается, если это может нанести ущерб суверенитету, безопасности или другим существенным интересам запрашиваемого государства либо противоречит его законодательству или международным обязательствам.

9.3. В соответствии с п. 1 ст. 3 Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (1984 г.) государство — участник Конвенции не должно выдавать другому государству какое-либо лицо, если существуют серьезные основания полагать, что ему может угрожать там применение пыток (определение пытки дается в п. 1 ст. 1 Конвенции). Согласно п. 2 ст. 3 Конвенции для определения наличия таких оснований компетентные органы власти запрашиваемого государства принимают во внимание все относящиеся к делу обстоятельства, включая существование в запрашивающем государстве постоянной практики грубых, вопиющих и массовых нарушений прав человека.

9.4. В ряде договоров, заключенных Российской Федерацией в последние годы, имеются положения об отказе в выдаче, если выдача запрашивается в связи с преступлением, которое является наказуемым по военному праву, но не является преступлением по общему уголовному праву, а также в связи с преступлением, которое запрашиваемое государство считает политическим или связанным с таковым (см. ст. 3, 4 Европейской конвенции о выдаче).

Российское законодательство не содержит понятия «политические преступления». Однако в Законе о ратификации Европейской конвенции о выдаче отражено заявление Российской Федерации о том, что во всех случаях при решении вопросов о выдаче Россия не будет рассматривать в качестве «политических преступлений» или «преступлений, связанных с политическими преступлениями», в частности, преступления, предусмотренные: а) в ст. II и III Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него (1948 г.), ст. II и III Конвенции о пресечении преступления апартеида и наказании за него (1973 г.) и ст. 1 и 4 Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (1984 г.); б) в ст. 50 Женевской конвенции об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях (1949 г.), ст. 51 Женевской конвенции об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море (1949 г.), ст. 130 Женевской конвенции об обращении с военнопленными (1949 г.), ст. 147 Женевской конвенции о защите гражданского населения во время войны (1949 г.), ст. 85 Дополнительного протокола I к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающегося защиты жертв международных вооруженных конфликтов (1977 г.), и ст. 1 и 4 Дополнительного протокола II к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающегося защиты жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера (1977 г.); в) в Конвенции о борьбе с незаконным захватом воздушных судов (1970 г.), Конвенции о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации (1971 г.), и Протоколе о борьбе с незаконными актами насилия в аэропортах, обслуживающих международную гражданскую авиацию (1988 г.), дополняющем упомянутую Конвенцию 1971 г.; г) в Конвенции о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов (1973 г.); д) в Международной конвенции о борьбе с захватом заложников (1979 г.); е) в Конвенции о физической защите ядерного материала (1980 г.); ж) в Конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ (1988 г.), а также иные сравнимые преступления, предусмотренные в многосторонних международных договорах, участником которых является Российская Федерация (см. п. 14.1 коммент. к ст. 11, п. 6.2 коммент. к ст. 12).
———————————
СЗ РФ. 1999. N 43. Ст. 5129.

Кроме того, в п. 3 ст. 3 Европейской конвенции о выдаче предусмотрено, что для целей этой Конвенции убийство или покушение на убийство главы государства или члена его семьи не рассматривается как политическое преступление.

Следует также иметь в виду, что в соответствии со ст. 1 Европейской конвенции о пресечении терроризма 1977 г. , заключенной в рамках Совета Европы, для целей выдачи между государствами-участниками ни одно из нижеуказанных правонарушений не квалифицируется в качестве политического правонарушения или правонарушения, связанного с политическим правонарушением, или правонарушения, совершаемого по политическим мотивам: a) правонарушение, подпадающее под действие положений Конвенции о борьбе с незаконным захватом воздушных судов (1970 г.); b) правонарушение, подпадающее под действие положений Конвенции о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации (1971 г.); c) тяжкое правонарушение, связанное с покушением на жизнь, физическую неприкосновенность или свободу лиц, пользующихся международной защитой, включая дипломатических агентов; d) правонарушение, связанное с похищением, захватом заложников или незаконным насильственным удержанием людей; e) правонарушение, связанное с применением бомб, гранат, ракет, автоматического стрелкового оружия, писем или посылок с вложенными в них взрывными устройствами, если подобное применение создает опасность для людей; f) покушение на совершение одного из вышеуказанных правонарушений или участие в качестве сообщника лица, которое совершает подобное правонарушение или покушается на его совершение.
———————————
СЗ РФ. 2003. N 3. Ст. 202.

Кроме России, участниками Европейской конвенции о пресечении терроризма являются: Австрия, Азербайджан, Албания, Армения, Бельгия, Болгария, Босния и Герцеговина, Великобритания, Венгрия, ФРГ, Греция, Грузия, Дания, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Лихтенштейн, Люксембург, Македония, Мальта, Молдова, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Румыния, Сербия, Словакия, Словения, Турция, Украина, Финляндия, Франция, Хорватия, Черногория, Чехия, Швейцария, Швеция, Эстония .
———————————
Актуализированный перечень государств — участников Конвенции и Протоколов к ней, а также их оговорки и заявления см. на сайте Совета Европы: conventions.coe.int.

9.5. В соответствии с п. 2 ст. 3 Европейской конвенции о выдаче Российская Федерация должна отказать в выдаче, если она имеет существенные основания полагать, что запрос о выдаче, касающийся обычного уголовного правонарушения, был сделан с целью судебного преследования или наказания лица в связи с его расой, религией, национальностью или политическими убеждениями или что положению этого лица может быть нанесен ущерб по любой из этих причин.

9.6. В Европейской конвенции о выдаче (ст. 5) предусмотрена возможность отказа в содействии по отношению к фискальным преступлениям (связанным с налогами, сборами, пошлинами и валютными операциями). Однако для участников Второго дополнительного протокола (1978 г.) к этой Конвенции данное ограничение во многом устранено.

9.7. В соответствии со ст. 11 Европейской конвенции в выдаче может быть отказано в случае, когда преступление, в связи с которым она запрашивается, наказывается смертной казнью по закону запрашивающей стороны и когда в отношении такого преступления в запрашиваемом государстве смертная казнь не предусмотрена законом или обычно не приводится в исполнение, если только запрашивающая сторона не предоставит гарантий, которые запрашиваемая сторона сочтет достаточными, что смертный приговор не будет приведен в исполнение. Поскольку в Российской Федерации не применяется смертная казнь, то она может использовать данную норму при рассмотрении запроса о выдаче, поступившего от другого участника этой Конвенции.

9.8. В выдаче может быть отказано, если преступление, в связи с которым она запрашивается, совершено на территории запрашиваемого государства или если компетентные органы этого государства ведут в отношении лица, выдача которого запрашивается, уголовное судопроизводство в связи с преступлением, указанным в запросе о выдаче.

9.9. При ратификации Европейской конвенции о выдаче Российская Федерация сделала оговорку о том, что она оставляет за собой право отказать в выдаче: а) если выдача лица запрашивается в целях привлечения к ответственности в чрезвычайном суде или в порядке упрощенного судопроизводства либо в целях исполнения приговора, вынесенного чрезвычайным судом или в порядке упрощенного судопроизводства, когда имеются основания полагать, что в ходе такого судопроизводства этому лицу не будут или не были обеспечены минимальные гарантии, предусмотренные в ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах и в ст. 2 — 4 Протокола N 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод . При этом в понятия «чрезвычайный суд» и «порядок упрощенного судопроизводства» не включается какой-либо международный уголовный суд, полномочия и компетенция которого признаны Российской Федерацией; б) если имеются серьезные основания полагать, что лицо, в отношении которого поступил запрос о выдаче, было или будет подвергнуто в запрашивающем государстве пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания либо что этому лицу в процессе уголовного преследования не были или не будут обеспечены минимальные гарантии, предусмотренные в ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах и ст. 2 — 4 Протокола N 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод; в) исходя из соображений гуманности, когда имеются основания полагать, что выдача лица может повлечь для него серьезные осложнения по причине его преклонного возраста или состояния здоровья; г) если выдача лица может нанести ущерб суверенитету, безопасности, общественному порядку или другим существенно важным интересам Российской Федерации; причем преступления, в связи с которыми выдача не может быть произведена, должны быть установлены ФЗ.
———————————
Ведомости СССР. 1976. N 17. Ст. 291.

СЗ РФ. 1998. N 20. Ст. 2143.

10. В соответствии с международными договорами РФ и ст. 465 УПК возможны также отсрочка в выдаче (например, если лицо, выдача которого запрашивается, подвергается уголовному преследованию или отбывает наказание за другое преступление на территории России) и выдача на время (если отсрочка выдачи может повлечь за собой истечение срока давности уголовного преследования или причинить ущерб расследованию преступления).

11. Генеральная прокуратура РФ направляет иностранным государствам запросы о выдаче лиц России и принимает решения по запросам, поступившим из-за границы.

12. Об организационных и процессуальных вопросах осуществления выдачи подробнее см. коммент. к гл. 54 УПК .
———————————
Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / Отв. ред. В.И. Радченко; Науч. ред. В.Т. Томин, М.П. Поляков. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт-Издат, 2006.

Другой комментарий к Ст. 13 Уголовного кодекса Российской Федерации

1. Под выдачей (экстрадицией) понимается выдача лица, совершившего преступление государством, на территории которого оно находится, другому государству, где было совершено преступление или гражданином которого оно является, для привлечения последнего к уголовной ответственности или для приведения приговора в исполнение.

2. Часть 1 ст. 13 УК, основывающаяся на статье 61 Конституции РФ, не означает освобождения российских граждан от ответственности и наказания за совершение преступлений на территории других государств. Вопрос о преступности и наказуемости деяния в таком случае решается в соответствии с нормами УК РФ.

3. Согласно ч. 2 ст. 63 Конституции РФ не допускается также выдача другим государствам лиц: а) преследуемых за политические убеждения и б) за действия (бездействия), не признаваемые в России преступлением.

4. Иностранные граждане и лица без гражданства, совершившие преступления вне пределов России и находящиеся на ее территории, могут быть выданы иностранному государству для привлечения к уголовной ответственности или отбывания наказания в соответствии с международным договором (ч. 2 ст. 13 УК РФ).

Статья 13. Тайна переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений

СТ 13 УПК РФ

1. Ограничение права гражданина на тайну переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений допускается только на основании судебного решения.

2. Наложение ареста на почтовые и телеграфные отправления и их выемка в учреждениях связи, контроль и запись телефонных и иных переговоров, получение информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами могут производиться только на основании судебного решения.

Комментарий к Статье 13 Уголовно-процессуального кодекса

1. Правовая основа положений комментируемой статьи нашла свое отражение в международных нормативно-правовых актах, таких как ст. 17 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г., ст. 8 ЕКПЧ. Кроме того, ст. 23 Конституции РФ гарантирует каждому право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, допускает возможность ограничения этого права только на основании судебного решения. Данное положение регламентировано и в ряде федеральных законов, например в ст. 8 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», ст. 11 Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации», ст. 32 Федерального закона «О связи» и др. Отдельные положения, которые ограничивают переписку, телефонные и иные переговоры, почтовые, телеграфные и иные сообщения, содержатся в Правилах внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных Приказом Минюста РФ от 6 октября 2006 г. N 311 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка воспитательных колоний уголовно-исполнительной системы», в Приказе Минюста РФ от 14 октября 2005 г. N 189 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы», в Правилах внутреннего распорядка специальных приемников для содержания лиц, арестованных в административном порядке, утвержденных Приказом МВД России от 6 июня 2000 г. N 605дсп. Некоторые вопросы процедуры вынесения судебных решений в рассматриваемых случаях разрешены Пленумом Верховного Суда от 24 декабря 1993 г. в Постановлении «О некоторых вопросах, связанных с применением статей 23 и 25 Конституции РФ». В частности, данным Постановлением судам рекомендовано в соответствии с п. 6 рассматривать материалы, направленные на ограничение тайны связи, незамедлительно.

2. Тайна переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений представляет собой одну из составных частей права на неприкосновенность частной жизни (ч. 1 ст. 23 КРФ) и в соответствии с решением Конституционного Суда РФ означает предоставленную человеку и гарантированную государством возможность контролировать информацию о самом себе, препятствовать разглашению сведений личного, интимного характера. В понятие «частная жизнь» включается та область жизнедеятельности человека, которая относится к отдельному лицу, касается только его и не подлежит контролю со стороны общества и государства, если она носит непротивоправный характер .
———————————
См.: Определение Конституционного Суда РФ от 9 июня 2005 г. N 248-О // .

3. В соответствии с решением Конституционного Суда РФ к информации, составляющей охраняемую Конституцией РФ тайну телефонных переговоров, относят любые сведения, передаваемые, сохраняемые и устанавливаемые с помощью телефонной аппаратуры, включая данные о входящих и исходящих сигналах соединения телефонных аппаратов конкретных пользователей связи . Информацией, которая охраняется Конституцией РФ и получение которой возможно только на основании судебного решения, в том числе и в ходе досудебного производства, является информация о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами — сведения о дате, времени, продолжительности соединений между абонентами и (или) абонентскими устройствами (пользовательским оборудованием), о номерах абонентов, другие данные, позволяющие идентифицировать абонентов, а также сведения о номерах и месте расположения приемопередающих базовых станций . Кроме того, к информации, составляющей охраняемую Конституцией РФ тайну, относится и информация в соответствующей переписке, почтовых, телеграфных и иных сообщениях. В этой связи под нарушение тайны переписки может подпадать изъятый у лица мобильный телефон, компьютер, а также информация, которая содержится в их электронной памяти. Дело в том, что понятие тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений связано с передаваемой информацией, которая защищает лишь те сведения, передаваемые по линиям связи (телефонные и иные переговоры по сетям электросвязи, пейджинговые каналы и иные технические каналы связи), которые регламентируют минимум двусторонние правоотношения с обязательным участием оператора связи (абоненты — оператор связи). Отдельным предметом, попадающим под охрану тайны телефонных и иных переговоров, является информация о входящих и исходящих сигналах соединений с мобильного телефона. Поэтому для раскрытия данной тайны необходимо судебное решение. Так, Судебная коллегия ВС РФ, проверив материалы дела, удовлетворила надзорное представление прокурора, поскольку в нем обоснованно указано, что в соответствии с ч. 1 ст. 186 УПК РФ контроль и запись телефонных переговоров подозреваемого, обвиняемого и других лиц допускается при производстве по делам о тяжких и особо тяжких преступлениях на основании судебного решения. Согласно ч. 2 ст. 23 Конституции РФ каждый имеет право на тайну телефонных переговоров. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения. В соответствии с Определением Конституционного Суда РФ от 2 октября 2003 г. N 345-О информацией, составляющей охраняемую Конституцией РФ и действующими на территории России законами тайну телефонных переговоров, считаются любые сведения, передаваемые, сохраняемые и устанавливаемые с помощью телефонной аппаратуры, включая данные о входящих и исходящих сигналах соединения телефонных аппаратов конкретных пользователей связи. Вышеуказанные обстоятельства не были учтены судом при рассмотрении ходатайства следователя прокуратуры .
———————————
См.: Определение Конституционного Суда РФ от 2 октября 2003 г. N 345-О // .

См.: Определение Конституционного Суда РФ от 16 июля 2013 г. N 1156-О // .

См.: Определение Судебной коллегии ВС N 86-ДП07-11 // .

4. Судебное решение, связанное с наложением ареста на корреспонденцию (почтовые, телеграфные отправления, телеграммы, бандероли, посылки, радиограммы и другие почтово-телеграфные отправления и т.д.), разрешение на ее осмотр и выемку в учреждениях связи, контроль и запись телефонных и иных переговоров, получение информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами в соответствии с п. п. 8, 11, 12 ч. 2 ст. 29 УПК РФ осуществляется судом в порядке, предусмотренном ст. 165 УПК РФ. (Более подробно см. комментарий к ст. 165 настоящего Кодекса.) Получение информации о соединениях между абонентами, абонентскими устройствами в качестве следственного действия может производиться только в отношении определенных абонентов и абонентских устройств. Так, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении ходатайства о получении информации, о которой указывает дознаватель. Как усматривается из представленных материалов, дознаватель ходатайствует о предоставлении данной информации в отношении соединений неопределенного круга лиц, в который могут входить и соединения абонентов, не имеющие значения для уголовного дела. Получение информации, о которой указывает дознаватель, может привести к необоснованному ограничению прав неопределенного числа граждан на тайну телефонных переговоров, что противоречит требованиям ст. 23 Конституции РФ, ст. 13 УПК РФ. При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения обжалуемого постановления, в том числе по доводам кассационного представления, судебная коллегия не усматривает . Кроме того, в соответствии с ч. 9 ст. 31 УПК РФ судебное решение на получение разрешения, связанное с наложением ареста на корреспонденцию (почтовые, телеграфные отправления, телеграммы, бандероли, посылки, радиограммы и другие почтово-телеграфные отправления и т.д.), разрешение на ее осмотр и выемку в учреждениях связи, контроль и запись телефонных и иных переговоров, получение информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами принимает соответственно районный суд или гарнизонный военный суд.
———————————
Кассационное определение судебной коллегии по уголовным делам Московского городского суда от 31 октября 2012 г. N 22-14801/12.

5. Наложение ареста на корреспонденцию (почтовые, телеграфные отправления, телеграммы, бандероли, посылки, радиограммы и другие почтово-телеграфные отправления и т.д.), ее осмотр и выемка в учреждениях связи, контроль и запись телефонных и иных переговоров, получение информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами по своему содержанию являются следственными действиями и осуществляются в порядке, предусмотренном ст. ст. 182, 183, 185, 186, 186.1 УПК РФ. (Более подробно см. комментарий к ст. ст. 182, 183, 185, 186, 186.1 настоящего Кодекса.)

6. Проведение следственных и иных процессуальных действий, связанных с нарушением тайны переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, без судебного решения в соответствии с ч. 3 ст. 7 и ст. 75 УПК РФ свидетельствует о недопустимости полученных доказательств по уголовному делу. Так, приговор районного суда был отменен в силу того, что в обвинительном приговоре, по которому осужден М., содержатся ссылки на протокол досмотра почтовых отправлений и фототаблицу к нему, а также акт изъятия почтовых отправлений, согласно которому изъятие посылки осуществлялось на основании ст. 22 Федерального закона «О почтовой связи» и п. 55 Правил оказания услуг почтовой связи. Ссылок на судебное решение, разрешающее вскрытие почтового отправления, указанные документы не содержат; отсутствуют такие ссылки и в приговоре суда. С учетом изложенного Судебная коллегия признает протокол досмотра почтовых отправлений и фототаблицу к нему, а также акт изъятия почтовых отправлений, положенные в основу приговора районного суда, полученными с нарушением УПК РФ .
———————————
См.: Определение Судебной коллегии ВС РФ от 10 октября 2012 г. N 60-Д12-2.

7. Кроме того, незаконное нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений граждан соответствующими лицами влечет за собой привлечение их согласно ст. 138 УК РФ к уголовной ответственности. Нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений имеет место в случае незаконного ознакомления с перепиской, почтовыми и телеграфными сообщениями, когда корреспонденция становится достоянием других лиц без согласия адресата.