Ст 88 кзот

07.03.2019 Выкл. Автор admin

Статья 88. Оплата работы в сверхурочное время

Работа в сверхурочное время оплачивается за первые два часа не менее

чем в полуторном размере, а за последующие часы — не менее чем в двойном размере.

Компенсация сверхурочных работ отгулом не допускается. (в ред. Закона

Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. N 3543-1 — Ведомости Съезда народных

депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992,

Комментарий к статье 88 КЗоТ РФ

§1. Сверхурочной признается работа сверх установленной продолжительности

рабочего времени, выполненная работником по распоряжению или с ведома администрации

в течение рабочего дня либо иного учетного периода. Продолжительность рабочего

времени устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка или графиками

сменности. Закон устанавливает определенный порядок привлечения к сверхурочным

работам, однако несоблюдение его администрацией не влечет ограничения права

работника на повышенную оплату, если он выполнял работу по ее распоряжению

либо с ее ведома сверх установленной продолжительности рабочего времени. Работа

считается выполненной по распоряжению администрации независимо от того, было

дано такое распоряжение в письменной или устной форме. Работа считается выполненной

с ведома администрации, если она знала о том, что работник выполняет ее сверх

установленной продолжительности рабочего времени, но не приняла мер для ее

Работа считается сверхурочной независимо от того, выполнял ли работник

свою основную функцию в рабочее время, превышающее установленную продолжительность,

либо работу, которая не входит в круг его служебных обязанностей.

§2. В ст. 88 КЗоТ предусмотрен размер оплаты сверхурочной работы, ниже

которого она быть не может в силу ст. ст. 5 и 85-1, поскольку условия труда,

ухудшающие положение работника по сравнению с законом, признаются недействительными.

Таковыми они считаются и в тех случаях, когда установлены по соглашению сторон

трудового договора (контракта), или предусмотрены коллективным договором.

В то же время положения об оплате труда и коллективные договоры могут устанавливать

и более высокий размер оплаты сверхурочной работы.

§3. Оплата работы в сверхурочное время за первые два часа не менее чем

в полуторном, а за последующие часы — не менее чем в двойном размере означает,

что при повременной системе оплаты труда за каждый час из первых двух работнику

доплачивается к его основному заработку не менее 50 процентов часовой ставки

(заработка), а за каждый следующий час не менее 100 процентов этой ставки

При сдельной системе оплаты труда продукция, произведенная в рабочее

время сверх установленной продолжительности, оплачивается по нормальным сдельным

расценкам и сверх того работнику доплачивается за каждый час из первых двух

не менее 50 процентов часовой тарифной ставки, а за каждый следующий час —

не менее 100 процентов этой ставки.

§4. Правила оплаты работы в сверхурочное время, предусмотренные ст. 88

КЗоТ, применяются и при суммированном учете рабочего времени. При этом сверхурочным

временем считается количество рабочих часов, отработанное сверх нормальной

продолжительности рабочего времени за учетный период. Число сверхурочных часов,

оплачиваемых не менее чем в полуторном размере, определяется путем умножения

двух часов на число рабочих дней в учетном периоде по календарю 6-дневной

рабочей недели. Остальные часы, отработанные сверх нормы, оплачиваются не

менее чем в двойном размере.

§5. Работа в сверхурочное время, выполненная в праздничные дни, оплачивается

в соответствии со ст. 89 КЗоТ не менее чем в двойном размере.

Кодекс законов о труде Украины (КЗоТ Украины) с комментариями к статьям

ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ БЕСПЛАТНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ КОНСУЛЬТАЦИИ (495) 662-98-20: 441

Стаття 88. Умови праці, які мають враховуватися при розробленні норм виробітку (норм часу) і норм обслуговування

Норми виробітку (норми часу) і норми обслуговування визначаються виходячи з нормальных условий труда, которыми считаются:

1) исправное состояние машин, станков и приспособлений;

2) надлежащее качество материалов и инструментов, необходимых для выполнения работы, и их своевременное представление

3) своевременное снабжение производства электроэнергией, газом и другими источниками энергопитания

4) своевременное обеспечение технической документацией;

5) здоровые и безопасные условия труда (соблюдение правил и норм по технике безопасности, необходимое освещение, отопление, вентиляция, устранение вредных последствий шума, излучений, вибрации и других факторов, которые негативно влияют на здоровье рабочих, и т.д..).

1. Комментируемая статья, обязывает владельца определять основную группу норм труда (нормы выработки, нормы времени и нормы обслуживания) исходя из нормальных условий труда. Закон не допускает снижения норм труда в связи с неспособностью собственника создать работнику нормальные условия труда. Вместе с тем п. 3.9 Рекомендаций допускает возможность использования поправочных коэффициентов, ослабляющих напряженность норм труда, рассчитанных на основе межотраслевых и отраслевых нормативных материалов для нормирования труда. Основанием для применения таких поправочных коэффициентов может быть освоение производственных мощностей, новой техники, технологии, новой продукции, несоответствие фактических организационно-технических условий производства тем условиям, на которые рассчитаны внедряемые нормы труда. Но Рекомендации ограничивают срок действия поправочных коэффициентов. Они могут применяться при освоении производственных мощностей, новой техники, технологии, продукции на период, не превышающий нормативных сроков освоения. При несоответствии фактических организационно-технических условий производства условиям, на которые рассчитаны нормы труда, поправочные коэффициенты могут применяться на срок не более одного года (п. 3.9 Рекомендаций).

2. Рекомендации запрещают применять поправочные коэффициенты при временном отклонении фактических условий труда от запроектированных. Нужно думать, что в таких случаях применению подлежат временные нормы. Рекомендации специально указывают на недопустимость применения норм труда как регулятора заработной платы. Такое правило косвенно следует и из Кодекса законов о труде. Социалистическая практика негласно, но широко использовала нормирования труда как регулятор заработной платы. Это было вызвано жестким централизованным регулированием заработной платы, в условиях которого занижением нормы труда добивались увеличение оплаты труда. Сейчас стимулы для использования нормирования труда как регулятора заработной платы сохранились только там, где нет других легальных способов повышать заработную плату вследствие ее жесткого централизованного регулирования.

3. Законодательство о труде не предусматривает эффективных мер защиты интересов работников в случае, если владелец не создал работнику нормальных условий труда. Установлены гарантии на случай невыполнения норм выработки не по вине работника очень невысокие (ст. 111 КЗоТ).

Статья 88. Передача персональных данных работника

СТ 88 ТК РФ.

При передаче персональных данных работника работодатель должен соблюдать следующие требования:

  • не сообщать персональные данные работника третьей стороне без письменного согласия работника, за исключением случаев, когда это необходимо в целях предупреждения угрозы жизни и здоровью работника, а также в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом или иными федеральными законами;
  • не сообщать персональные данные работника в коммерческих целях без его письменного согласия;
  • предупредить лиц, получающих персональные данные работника, о том, что эти данные могут быть использованы лишь в целях, для которых они сообщены, и требовать от этих лиц подтверждения того, что это правило соблюдено. Лица, получающие персональные данные работника, обязаны соблюдать режим секретности (конфиденциальности). Данное положение не распространяется на обмен персональными данными работников в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами;
  • осуществлять передачу персональных данных работника в пределах одной организации, у одного индивидуального предпринимателя в соответствии с локальным нормативным актом, с которым работник должен быть ознакомлен под роспись;
  • разрешать доступ к персональным данным работников только специально уполномоченным лицам, при этом указанные лица должны иметь право получать только те персональные данные работника, которые необходимы для выполнения конкретных функций;
  • не запрашивать информацию о состоянии здоровья работника, за исключением тех сведений, которые относятся к вопросу о возможности выполнения работником трудовой функции;
  • передавать персональные данные работника представителям работников в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами, и ограничивать эту информацию только теми персональными данными работника, которые необходимы для выполнения указанными представителями их функций.

Комментарий к Ст. 88 Трудового кодекса РФ

1. По общему правилу персональные данные работника не могут быть переданы третьей стороне, за исключением: а) выдачи работником письменного согласия на передачу своих персональных данных третьей стороне; б) передачи персональных данных работника в целях предупреждения угрозы жизни и здоровью самого работника; в) иных случаев, установленных федеральным законом.

2. При определении допустимости выдачи работником работодателю письменного согласия на передачу своих персональных данных третьей стороне следует руководствоваться установленным Конституцией РФ и п. 9 ст. 86 ТК РФ запретом на отказ со стороны работника от своего права на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну.

3. Получателями персональных данных работника на законном основании по общему правилу являются государственные органы и иные организации, обеспечивающие реализацию прав граждан и общественную безопасность.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» физические лица, выполняющие работу на основании трудового договора, подлежат обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Данный Закон в п. 7 ст. 17 обязывает работодателя собирать и представлять за свой счет страховщику в установленные страховщиком сроки документы, являющиеся основанием для начисления и уплаты страховых взносов, назначения обеспечения по страхованию, и иные сведения, необходимые для осуществления обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Работодатель обязан представить в соответствующий орган Пенсионного фонда РФ сведения обо всех лицах, работающих у него по трудовому договору, в объеме, необходимом для целей обязательного пенсионного страхования (ст. ст. 6, 8 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).

Выступая в качестве налогового агента работников, исчисляющего, удерживающего из средств, выплачиваемых работникам, и перечисляющего в бюджет соответствующие налоги, работодатель обязан представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов (ст. 24 НК).

В соответствии со ст. 357 ТК РФ государственные инспекторы труда при осуществлении надзорной деятельности имеют право запрашивать у работодателей и безвозмездно получать от них документы и информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций, включая персональные данные работников.

Информация о групповом несчастном случае на производстве, тяжелом несчастном случае на производстве, несчастном случае на производстве со смертельным исходом должна быть направлена работодателем в организации, поименованные в ст. 228.1 ТК РФ.

Кроме того, персональные данные работника могут получить при осуществлении своей деятельности органы прокуратуры (ст. 4 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»), органы полиции (ст. 13 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ «О полиции»), органы Федеральной службы безопасности РФ (ст. 13 Федерального закона от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности»), судебные приставы-исполнители (ст. 12 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ «О судебных приставах»; ст. 64 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»), негосударственные пенсионные фонды (ст. 15 Федерального закона от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах»).

4. В современных условиях работодатель зачастую представляет своим контрагентам информацию о занятых у него работниках в целях заключения нового или продления действия уже заключенного договора. Комментируемая статья допускает передачу персональных данных работника в коммерческих интересах работодателя, но ограничивает такую передачу исключительно теми случаями, когда работник дает согласие на сообщение своих персональных данных конкретному третьему лицу в письменной форме. Выдача согласия на передачу персональных данных работника неопределенному кругу третьих лиц или без ограничения сроков такой передачи не порождает правовых последствий и не может служить основанием для передачи персональных данных работника.

5. Поскольку персональные данные относятся к категории конфиденциальной информации, любые лица, обладающие данной информацией, обязаны соблюдать специальный режим использования и защиты персональных данных работников. Лица, получившие персональные данные работника на законном основании, обязаны использовать их исключительно в целях, которые заявлялись при запросе соответствующей информации, а также не разглашать такую информацию. Исключения из данного правила определяются только федеральными законами. Необходимость дальнейшей передачи персональных данных работников может, в частности, вытекать из законодательства об административных правонарушениях, уголовного процессуального законодательства. Например, протокол об административном правонарушении, в котором могут содержаться персональные данные работника, в том случае, когда лицо, его составившее, не имеет права рассматривать дело об административном правонарушении, передается соответствующему лицу в течение трех суток с момента составления протокола (ст. 28.8 КоАП).

Работодатель, передающий персональные данные работника третьим лицам, вправе потребовать от этих лиц строго целевого использования этих данных и представления доказательств соблюдения данного правила. Форма такого требования определяется работодателем самостоятельно, а форма представления доказательств исполнения третьим лицом своей обязанности по сохранению конфиденциальности персональных данных — по соглашению сторон.

6. В деятельности любого работодателя неизбежно возникает необходимость периодической передачи персональных данных работника от одного структурного подразделения (работника) к другому. Например, информация о новом работнике или об изменении персональных данных передается кадровой службой в бухгалтерию. Такая передача осуществляется в порядке, установленном локальным нормативным актом. Установление обязанности ознакомить работника с таким актом под роспись способствует прозрачности работы по обработке персональных данных и более полной реализации права человека на охрану неприкосновенности его личной жизни.

7. Доступ к персональным данным работников в процессе их обработки ограничивается кругом лиц, для которых обработка соответствующих данных является одной из должностных обязанностей (сотрудники кадровых, бухгалтерских и иных служб). Право доступа к персональным данным работников предоставлено также лицам, осуществляющим функции надзора и контроля за соблюдением работодателями законодательства о труде, а также лицам, контролирующим правильность исполнения работодателем своих обязанностей как налогового агента работника или страхователя в системе обязательного государственного страхования. Подробнее о лицах, осуществляющих функции надзора и контроля за соблюдением работодателями законодательства о труде, см. ст. ст. 357, 366 — 369 ТК РФ и комментарий к ним.

Следует отметить, что установленное комментируемой статьей правило о получении данными лицами только тех персональных данных, которые им необходимы для выполнения конкретных функций, трудно реализовать. Персональные данные работника собираются в его личном деле, не подлежат дроблению и в принципе доступны для ознакомления лицу, осуществляющему надзорные функции в полном объеме. Исполнить требования закона возможно при четкой работе с лицами, осуществляющими функции надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде, теми работниками, занятыми у конкретного работодателя, трудовой функцией которых является работа с персональными данными.

При передаче персональных данных внутри организации в соответствующее структурное подразделение (работнику) должна передаваться часть персональных данных, необходимая конкретному структурному подразделению (работнику) для исполнения своих функций.

8. Информация о состоянии здоровья гражданина составляет врачебную тайну. В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об охране здоровья граждан в Российской Федерации» передача сведений, составляющих врачебную тайну, работодателю допускается с согласия гражданина или его законного представителя. Исключение составляют случаи, когда информация о состоянии здоровья работника передается работодателю при угрозе распространения инфекционных заболеваний, массовых отравлений и поражений или в целях расследования несчастных случаев на производстве. Информация о состоянии психического здоровья гражданина может передаваться работодателю лишь в случаях, установленных федеральными законами (ст. 8 Закона РФ от 2 июля 1992 г. N 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»).

Комментируемая статья ограничивает право работодателя на получение информации о состоянии здоровья работника теми данными, на основании которых решается вопрос о возможности выполнения работником конкретной трудовой функции. Хотя комментируемая статья позволяет работодателю получать информацию о состоянии здоровья работника (т.е. лица, уже вступившего в трудовые отношения с работодателем), необходимо отметить, что информация о состоянии здоровья гражданина необходима работодателю уже на стадии принятия решения о заключении трудового договора. Такая информация получается работодателем в результате медицинского освидетельствования при заключении трудового договора. Об этом подробнее см. ст. 69 ТК РФ и комментарий к ней.

При реализации своего права на привлечение работников к сверхурочной работе, работе в выходные и нерабочие праздничные дни работодатель должен обладать информацией о допустимости привлечения к ним по медицинским показаниям инвалидов, женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет (ст. ст. 99, 113 ТК РФ). В целях определения пригодности работника к выполнению поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний работодатель обязан обладать информацией о состоянии здоровья работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, на работах, связанных с движением транспорта. В целях охраны здоровья населения работодатель должен иметь информацию о состоянии здоровья работников, занятых в организациях пищевой промышленности, общественного питания и торговли, на водопроводных сооружениях, в лечебно-профилактических и детских учреждениях. Подробнее об этом см. ст. ст. 65, 69, 213 ТК РФ и комментарий к ним.

9. Представители работников применительно к получению персональных данных работника являются третьими лицами. Поэтому передача им данной информации осуществляется в соответствии с ограничениями и правилами, установленными комментируемой статьей. Представители работников обязаны соблюдать режим секретности в отношении полученных ими персональных данных работника.

Круг информации о работнике, передаваемой представителям работников, определяется их функциями. Универсальной функцией любого представителя работников в сфере трудовых отношений является участие в коллективных переговорах по заключению коллективного договора, соглашения. Поэтому представителям работников должна быть передана информация, необходимая для ведения коллективных переговоров.

Профсоюз как представитель работников может исполнять и особые социальные функции, определяемые его уставом. Для исполнения этих функций профсоюз должен обладать, в частности, информацией о круге иждивенцев работника, о необходимости специализированного лечения работника и т.п. Поскольку представление такой информации в отличие от информации, необходимой для ведения коллективных переговоров, не обусловлено конкретным федеральным законом, она представляется с письменного согласия работника.

Статья 88. Оплата работы в сверхурочное время

Статья 88. Оплата работы в сверхурочное время

Работа в сверхурочное время оплачивается за первые два часа не менее чем в полуторном размере, а за последующие часы — не менее чем в двойном размере.

(в ред. Закона РФ от 25.09.1992 N 3543-1)

Часть вторая исключена. — Закон РФ от 25.09.1992 N 3543-1.

Компенсация сверхурочных работ отгулом не допускается.

ФЗ о страховых пенсиях

ФЗ о пожарной безопасности

ФЗ об образовании

ФЗ о государственной гражданской службе

ФЗ о государственном оборонном заказе

О защите прав потребителей

ФЗ о противодействии коррупции

ФЗ об охране окружающей среды

ФЗ о бухгалтерском учете

ФЗ о защите конкуренции

ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

ФЗ о прокуратуре

ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

ФЗ о персональных данных

ФЗ о госзакупках

ФЗ об исполнительном производстве

ФЗ о воинской службе

ФЗ о банках и банковской деятельности

Проценты по денежному обязательству

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

Уклонение от исполнения административного наказания

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

Особенности правового положения казенных учреждений

Общие основания прекращения трудового договора

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

Судебный порядок рассмотрения жалоб

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

Форма и содержание искового заявления

(c) 2015-2018 Законы, кодексы, нормативные и судебные акты

Ст 88 кзот

Статья 88 Условия труда, подлежащие учету при разработке норм выработки (норм времени) и норм обслуживания.

Нормы выработки (нормы времени) и нормы обслуживания определяются исходя из нормальных условий труда, которыми считаются:

1) исправное состояние машин, станков и приспособлений;

2) надлежащее качество материалов и инструментов, необходимых для выполнения работы, и их своевременное предоставление;

3) своевременное снабжение производства электроэнергией, газом и другими источниками энергопотребления;

4) своевременное обеспечение технической документацией;

5) здоровые и безопасные условия труда (соблюдение правил и норм по технике безопасности, необходимое освещение, отопление, вентиляция, устранение вредных последствий шума, излучений, вибрации и других факторов, которые негативно влияют на здоровье работников).

1. Нормальными условиями работы для выполнения рабочими и служащими норм выработки называются условия работы, подлежащие учету при разработке норм выработки (норм времени) и норм обслуживания, и условия, исходя из которых определяются эти нормы.

2. В статье 88 термин «нормы выработки» употреблен в широком смысле, охватывающем понятие «нормы труда» в целом. Поэтому нормальные условия работы, о которых говорится в статье 88, должны быть обеспечены собственником или уполномоченным им органом для выполнения рабочими и служащими не только норм выработки, но и норм обслуживания, нормированных производственных заданий и других норм труда.

3. Нормальные условия работы для выполнения норм труда, регламентированные статьей 88 КЗоТ Украины, необходимо отличать от условий, с учетом которых нормы труда установлены и на которые рассчитаны. Условия, на которые рассчитывается норма труда, индивидуальны для каждой нормы. Наличие их является необходимой предпосылкой введения нормы на определенной производственной операции и конкретном рабочем месте. Условия же работы, о которых говорится в статье 88 КЗоТ, общие для выполнения всех норм труда в любом производстве. Следовательно, эти условия должны быть обеспечены собственником или его уполномоченным органом на всех рабочих местах всем рабочим и служащим независимо от вида выполняемой работы.

4. Собственник или уполномоченный им орган должен помогать работникам осваивать вновь установленные и пересмотренные нормы выработки, времени, обслуживания; инструктировать работников и создавать на рабочих местах и участках необходимые условия для выполнения названных норм. Собственник или уполномоченный им орган обязан также тщательно выявлять причины их невыполнения и принимать меры к устранению этих причин (пункт 2.13 Рекомендаций).