Ст 357 тк рф ч2

06.03.2018 Выкл. Автор admin

Статья 357 ТК РФ. Основные права государственных инспекторов труда

Текущая редакция ст. 357 ТК РФ с комментариями и дополнениями на 2018 год

Государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право :
в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать в целях проведения проверки организации всех организационно-правовых форм и форм собственности, работодателей — физических лиц ;
запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, иных организаций и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций;
изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с уведомлением об этом работодателя или его представителя и составлять соответствующий акт ;
расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве;
предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке;
абзац утратил силу с 12 августа 2005 года — Федеральный закон от 9 мая 2005 года N 45-ФЗ ;
направлять в суды требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда;
выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знания требований охраны труда;
запрещать использование средств индивидуальной и коллективной защиты работников, если такие средства не соответствуют обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, и государственным нормативным требованиям охраны труда ;
абзац утратил силу с 6 октября 2006 года — Федеральный закон от 30 июня 2006 года N 90-ФЗ ;
абзац утратил силу с 6 октября 2006 года — Федеральный закон от 30 июня 2006 года N 90-ФЗ
составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготавливать и направлять в правоохранительные органы и в суд другие материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации ;
выступать в качестве экспертов в суде по искам о нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о возмещении вреда, причиненного здоровью работников на производстве ;
предъявлять организации, проводящей специальную оценку условий труда, обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений требований законодательства о специальной оценке условий труда.

В случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), государственный инспектор труда при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению. Данное предписание может быть обжаловано работодателем в суд в течение десяти дней со дня его получения работодателем или его представителем .

Комментарий к статье 357 ТК РФ

1. В целях эффективного осуществления полномочий, которыми наделены сотрудники Роструда и его территориальных органов, а также достижения целей и решения задач данного органа возникает необходимость наделения их должностных лиц не только обязанностями, но широким кругом прав, объем которых обусловливается реализуемым таким лицом полномочием. Права представляют собой меру возможного поведения, в отличие от обязанностей, являющихся мерой должного поведения. При этом они должны осуществляться таким образом, чтобы не нарушать и не ущемлять права третьих лиц, а также самого контролируемого лица.

Одним из основных полномочий должностных лиц Роструда является осуществление контроля и надзора за соблюдением норм трудового законодательства, в первую очередь, работодателями. Его реализация обусловлена необходимостью взаимодействия с работодателем. В связи с этим предусмотренные комментируемой статьей основные права государственного инспектора труда можно условно разделить на общие и специальные.

Общие права представляют собой совокупность возможностей поведения, необходимого при осуществлении контроля и надзора, т.е. их можно рассматривать в качестве обязательного условия осуществления деятельности инспектора. К числу общих прав можно отнести следующие права:
— запрашивать у работодателей, в отношении которых проводится проверка, необходимые документы и сведения. Объем истребуемой информации определяется с точки зрения критерия необходимости ее для принятия решения по результатам проверки. Инспектор может получать необходимую ему информацию и из других источников, например, посредством межведомственного взаимодействия, в том числе и электронного, с иными органами государственной власти и органами местного самоуправления. В качестве одной из особенностей такого взаимодействия закон рассматривает безвозмездный характер предоставления информации. Учитывая, что органы государственной власти и органы местного самоуправления финансируются за счет средств соответствующего бюджета, оплата государственных пошлин при предоставлении информации может рассматриваться как перераспределение выделенного бюджетного финансирования, которое должно осуществляться специальными субъектами — распорядителями бюджетных средств. Истребование информации также осуществляется в объеме, необходимом для проведения проверки;
— право беспрепятственно посещать в целях проведения проверки организации всех организационно-правовых форм и форм собственности, работодателей — физических лиц. Следует заметить, что данное право обусловлено специальной целью — проведением проверки, т.е. может осуществляться только в рамках проводимых контрольно-надзорных мероприятий. При этом на инспектора возлагаются обязанности по соблюдению установленного порядка проведения проверок, т.е. он обязан предъявить служебное удостоверение, представиться работодателю и изложить цель своего визита. Закон указывает на возможность проведения проверки в любое время суток, при этом следует заметить, что речь идет о работодателях, т.е. лицах, имеющих ограниченный период деятельности, определяемый рабочим днем. Привлечение работодателя в иное время суток может расцениваться как нарушение его прав и конституционных гарантий. В связи с этим данное положение изменено практикой деятельности государственных инспекторов, которые реализуют свои права без ущерба правам иных лиц в течение рабочего времени проверяемых. Проведение проверки в иное время может быть реализовано только в исключительных случаях, в том числе в случае необходимости незамедлительного выявления факта нарушения и его фиксации;
— предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке. Данное право представляет собой логический результат проверки и в большинстве случаев предписывает работодателям необходимость изменения порядка их деятельности с учетом выявленных нарушений, их устранения, а также недопущения в будущей деятельности. Предписания в настоящее время выдаются практически всем работодателям, в отношении которых проводится проверка, поскольку нормы трудового законодательства, и в частности нормы охраны труда, соблюдаются далеко не всеми работодателями, а те работодатели, которые соблюдают указанные требования, ограничиваются определенным объемом требований.

В случае выявления нарушений инспектору предоставлено право составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготавливать и направлять в правоохранительные органы и в суд другие материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ. Данное право гарантирует возможность государственному инспектору труда самостоятельно устранять правонарушение и применять меры ответственности к виновным лицам. Порядок осуществления указанных прав определяется соответствующим административным регламентом деятельности Роструда, определяющим порядок реализации соответствующих полномочий, предусмотренных ТК РФ. Если расследование и рассмотрение дел об отдельных видах правонарушений выходит за рамки компетенции инспектора, то его права ограничиваются необходимостью передачи такого дела по подведомственности иному уполномоченному субъекту. В подобной ситуации закономерно вести речь не о праве, а об обязанности инспектора по передаче материалов проведенной им проверки в целях дальнейшего расследования выявленных фактов нарушений трудового законодательства;
— выступать в качестве экспертов в суде по искам о нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о возмещении вреда, причиненного здоровью работников на производстве. Государственный инспектор труда в качестве специалиста обладает специальными знаниями в области трудового права и трудового законодательства. В связи с этим инспектор может быть привлечен в качестве эксперта в ходе судебного разбирательства по отдельным вопросам применения трудового законодательства. Он наделяется всеми правами и несет обязанности эксперта, установленные гражданско-процессуальным и арбитражно-процессуальным законодательством РФ, т.е. сам факт предоставления указанного права обусловливает наделение инспектора дополнительными правами и обязанностями, связанными с осуществлением специального вида деятельности — привлечения в качестве эксперта.

Указанная совокупность прав государственного инспектора труда реализуется в большинстве случаев при проведении им проверки, при этом они представляют собой логическую последовательность действий, которые может совершать инспектор при осуществлении своих должностных обязанностей. В ряде случаев совокупность таких прав может изменяться применительно к условиям осуществления отдельных полномочий и выявленных в ходе проверки обстоятельств. В таком случае закономерно вести речь о специальных правах, которые предоставлены инспектору, но реализуются им исключительно при определенных обстоятельствах, регламентированных законом. Реализация специальных прав обусловлена выявлением отдельных видов правонарушений.

2. К числу специальных прав государственного инспектора труда можно отнести следующие права:
— выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знания требований охраны труда — данное право может быть реализовано при соблюдении ряда условий. Так, в отношении работодателя, не проведшего инструктаж, должна проводиться проверка соблюдения норм законодательства. В ходе такой проверки должны быть установлены указанные нарушения правовых норм. Одновременно положениями комментируемой статьи устанавливается и частный случай реализации данного права, который предусматривает необходимость и возможность выдачи предписания работодателю в случае выявления правонарушения трудового законодательства в ходе рассмотрения трудового спора. Реализация указанного права государственного инспектора допускается лишь в случаях поступления к нему обращения любого из участников такого спора. При этом закон гарантирует возможность обжалования выданного предписания в судебном порядке в десятидневный срок с момента его получения. Решение суда имеет высшую силу по сравнению с актами инспекции, в связи с чем порядок действий работодателя в случае обжалования предписания определяется именно решением суда. Передача трудового спора на рассмотрение суда указывает на невозможность реализации рассматриваемого права, т.е. права выдачи предписаний работодателю государственным инспектором. Такое исключение также обусловлено приданием большей силы судебному акту по сравнению с актами инспектора труда, т.е. факт принятия судебного акта по данному спору является препятствием для выдачи предписания государственным инспектором труда;
— изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, с уведомлением об этом работодателя или его представителя и составлять соответствующий акт. Реализация данного права возможна и необходима лишь в тех случаях, когда у инспектора имеются основания для предположений о фальсификации отдельных документов. Оно может быть также реализовано и при наличии сомнений инспектора в качестве используемых средств индивидуальной защиты и иных материалов. Такое изъятие осуществляется на основании акта, составляемого инспектором. Поскольку в данном случае речь идет об изъятии образцов, то данное право можно рассматривать в качестве подготовительного этапа экспертных или иных специальных исследований, направленных на установление качества изъятых образцов;
— расследовать несчастные случаи на производстве в соответствии с порядком расследования, установленным постановлением Минтруда РФ от 24 октября 2002 года N 73. Расследованию подлежат события, в результате которых работниками или другими лицами, участвующими в производственной деятельности работодателя, были получены увечья или иные телесные повреждения (травмы), в том числе причиненные другими лицами, включая: тепловой удар; ожог; обморожение; утопление; поражение электрическим током (в том числе молнией); укусы и другие телесные повреждения, нанесенные животными и насекомыми; повреждения травматического характера, полученные в результате взрывов, аварий, разрушения зданий, сооружений и конструкций, стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, и иные повреждения здоровья, обусловленные воздействием на пострадавшего опасных факторов, повлекшие за собой необходимость его перевода на другую работу, временную или стойкую утрату им трудоспособности либо его смерть. В большинстве своем реализация указанного права ограничивается лишь проверкой правильности проведения расследования специально уполномоченной комиссией и составления акта по форме Н-1;
— направлять в суды при наличии заключений государственной экспертизы условий труда требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда, т.е. применять специальные последствия и санкции в отношении работодателей, допустивших нарушения норм трудового законодательства. В настоящее время указанным правом государственные инспекторы труда практически не пользуются, поскольку ликвидация организации или предпринимателя связана с необходимостью соблюдения иных условий, в том числе полного погашения долгов и т.п. Спектр полномочий инспектора охватывает собой широкий спектр санкций за нарушение установленных норм трудовой деятельности, в связи с чем ликвидация или прекращение деятельности зачастую не способны обеспечить достижения целей применения юридической ответственности. Наиболее распространены в настоящее время штрафные санкции, причем их размер может в значительной степени увеличиваться с учетом состава допущенного правонарушения, а также иных обстоятельств деятельности нарушителя;
— запрещать использование средств индивидуальной и коллективной защиты работников, если такие средства не соответствуют обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, и государственным нормативным требованиям охраны труда. В соответствии с нормами действующего законодательства работодатель обязан обеспечить работников необходимыми средствами индивидуальной защиты, причем они должны быть сертифицированными. Наличие сертификата качества свидетельствует о возможности применения данного средства и его безопасности для жизни и здоровья работника. Несоблюдение требований о приобретении сертифицированных средств является одним из самых распространенных правонарушений в данной сфере, в связи с чем рассматриваемое право инспектора является достаточно востребованным и распространенным;
— предъявлять организации, проводящей специальную оценку условий труда, обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений требований законодательства о специальной оценке условий труда, в том числе Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ. Специальная оценка условий труда проводится в соответствии с Методикой проведения специальной оценки условий труда, утвержденной Приказом Минтруда России от 24 января 2014 года N 33н «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению». Рассматриваемое полномочие государственного инспектора труда призвано обеспечить соблюдение законодательства в сфере специальной оценке условий труда.

Консультации и комментарии юристов по ст 357 ТК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 357 ТК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Ст 357 тк рф ч2

Комментарий К. Я. Ананьевой

В комментируемую статью были инкорпорированы права, которые декларированы Конвенцией МОТ № 81 и закреплены в ФЗ от 17 июля 1999 г. «Об основах охраны труда в РФ» и указанных выше положениях, устанавливающих статус Рострудинспекции и региональных (межрегиональных) инспекций. Согласно этим актам, Государственные инспекторы труда имеют право:

1) беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверения установленного образца посещать в целях проведения инспекции организации любой организационно-правовой формы;

2) осуществлять в установленном порядке проверки и расследование причин нарушений законодательства РФ о труде и охране труда;

3) запрашивать и безвозмездно получать от руководителей и иных должностных лиц организаций, органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работодателей (их представителей) документы, объяснения, информацию, необходимые для осуществления своих полномочий;

4) предъявлять работодателям (их представителям) обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений законодательства РФ о труде и охране труда, о восстановлении нарушенных прав граждан с предложениями о привлечении виновных в этих нарушениях к дисциплинарной ответственности или отстранении их в установленном порядке от должности;

5) привлекать к административной ответственности в установленном законодательством РФ порядке лиц, виновных в нарушении законодательства РФ о труде и охране труда;

6) по результатам проверок передавать материалы по фактам нарушений законодательства РФ о труде и охране труда в правоохранительные органы о привлечении виновных лиц к уголовной ответственности, а также предъявлять иски в суд.

Дополнительные права предоставлены государственным инспекторам по охране труда (см. п. 10 положения о Рострудинспекции); порядок расследования несчастных случаев на производстве установлен в постановлении- Правительства от 11 марта 1999 г.

Согласно ст. 23.12 КоАП РФ, государственные инспекции труда рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2 ст. 5. 27, ст. 5.28—5.34, 5.44 КоАП РФ.

Комментарий К. Н. Гусова

§ 1. Статья 357 ТК в ч. 1 закрепила права государственных инспекторов труда (правовых и по охране труда) при осуществлении им надзорно-контрольной деятельности. Таких прав у них в соответствии с данной нормой тринадцать.

§ 2. Часть 2 ст. 357 предусматривает, что в случае обращения в Гоструд-инспекцию профсоюзного органа, работника или иного лица (например, безработного, которому необоснованно отказали в приеме на работу) по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (за исключением исков, принятых судом к рассмотрению, или вопросов, по которым вынесено решение суда), государственный инспектор труда, выявив трудовое правонарушение, имеет право выдать работодателю обязательное для исполнения предписание. Это предписание работодатель может обжаловать в суд в течение десяти дней с момента его получения работодателем или его представителем. Это новое в Кодексе положение об оспаривании предписания государственного инспектора труда с указанием срока обжалования. Думается, это не исковой, а процессуальный срок, так как обжалуются действия гострудинспектора по трудовому правонарушению, т.е. процесс его устранения работодателем начался в досудебной стадии в Гострудинспекции, а в суде обжалуется решение гострудинспектора (как, например, обжалуется в суд решение КТС).

Комментарий С. А. Панина

1. Закрепленные в комментируемой статье основные права государственных инспекторов труда, так же, как и основные полномочия органов федеральной инспекции труда (ст. 356 настоящего Кодекса), базируются на положениях Конвенции МОТ № 81 об инспекции труда (1947), ратифицированной Федеральным законом от 11.04.98 № 58-ФЗ (СЗ РФ, 1998, № 15, ст. 1698), и в целом представляют собой кодифицированный сводный перечень прав, предоставленных госинспекторам труда другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

2. Так, в соответствии со ст. 12 Конвенции МОТ № 81 об инспекции труда (1947) инспекторы труда, снабженные документами, удостоверяющими их полномочия, в частности, имеют право:

а) беспрепятственного прохода без предварительного уведомления и в любое время суток на любое предприятие, охватываемое контролем инспекции;

б) входить в дневное время во все здания, которые они имеют достаточные основания считать подпадающими под контроль инспекции;

в) осуществлять любые проверки, контроль и расследования, которые они могут счесть необходимыми, чтобы удостовериться в том, что законы и иные нормативные правовые акты о труде соблюдаются, и в частности:

наедине или в присутствии свидетелей задавать вопросы работодателю или персоналу предприятия по всем областям, относящимся к их компетенции;

требовать ознакомления с любыми книгами, реестрами или документами, ведение которых предписано законами и иными нормативными правовыми актами о труде, с целью проверки их соответствия установленным требованиям и снятия с них копии или выписки отдельных мест;

изымать или брать с собой для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ, при условии уведомления предпринимателя или его представителя о том, что материалы или вещества были изъяты и унесены с этой целью.

Причем в случае инспекционного посещения инспектор уведомляет о своем присутствии предпринимателя или его представителя, если только он не сочтет, что такое уведомление может нанести ущерб эффективности контроля (п. 2 ст. 12).

3. Комментируемая статья вобрала в себя все права, предоставленные госинспекторам труда Федеральным законом от 17.07.99 № 181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации» (СЗ РФ, 1999, № 29, ст. 3702), большинство из которых закреплено в п. 3 ст. 20, а также в пп. 2 и 3 ст. 16, п. 1 ст. 25, ст. 26 указанного Федерального закона.

4. Предоставленное государственным инспекторам труда право привлекать к административной ответственности в установленном законодательством РФ порядке лиц, виновных в нарушении законов и иных нормативных правовых актов о труде, осуществляется ими в соответствии с КоАП РСФСР (Ведомости РСФСР, 1984, № 27, ст. 909).

Статьей 41 указанного Кодекса установлено, что нарушение законодательства о труде и охране труда влечет наложение штрафа в размере до ста минимальных размеров оплаты труда. В соответствии со ст. 210 КоАП РСФСР подведомственность дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 41, отнесена к государственной инспекции труда. Производство по делам об административных правонарушениях осуществляется должностными лицами федеральной инспекции труда с соблюдением соответствующих норм процессуального права в порядке, определенном разделом IV Кодекса.

В соответствии с Федеральным законом от 30.12.01 № 196-ФЗ «О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (РГ, 31 декабря 2001 г., № 256 (2868)) с 1 июля 2002 г. вводится в действие новый КоАП РФ от 30.12.01 № 195-ФЗ. Частью первой ст. 5>27 указанного Кодекса предусмотрено, что нарушение законодательства о труде и охране труда влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 до 50 минимальных размеров оплаты труда. В соответствии со ст. 23.12 указанного Кодекса федеральная инспекция труда и подведомственные ей государственные инспекции труда рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью первой ст. 5.27 «Нарушение законодательства о труде и охране труда», ст. 5.28 «Уклонение от участия в переговорах о заключении коллективного договора, соглашения либо нарушение установленного срока их заключения», ст. 5.29 «Непредоставление информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения», ст. 5.30 «Необоснованный отказ от заключения коллективного договора, соглашения», ст. 5.31 «Нарушение или невыполнение обязательств по коллективному договору, соглашению», ст. 5.32 «Уклонение от получения требований работников и от участия в примирительных процедурах», ст. 5.33 «Невыполнение соглашения», ст. 5.34 «Увольнение работников в связи с коллективным трудовым спором и объявлением забастовки», ст. 5.44 «Сокрытие страхового случая» КоАП РФ.

5. При осуществлении предоставленного комментируемой статьей права направлять в правоохранительные органы материалы о привлечении лиц, виновных в нарушении законов и иных нормативных правовых актов о труде, к уголовной ответственности, а также направлять иски в суд, государственные инспекторы труда руководствуются требованиями УК РФ (СЗ РФ, 19%, № 25, ст. 2954) и Уголовно-процессуального кодекса РСФСР (Ведомости РСФСР, 1960, № 40, ст. 592), а также ГПК РСФСР (Ведомости РСФСР, 1964, № 24, ст. 407).

В соответствии с Федеральным законом от 18.12.01 № 177-ФЗ «О введении в действие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» (РГ, 22 декабря 2001 г., МЬ 249 (2861)) с 1 июля 2002 г. вводится в действие новый УПК РФ от 18.12.01 № 174-ФЗ.

6. Права государственных инспекторов труда определены и конкретизированы также в Положении о федеральной инспекции труда, утв. постановлением Правительства РФ от 28.01.00 № 78 (СЗ РФ, 2000, № б, ст. 760).

Поскольку с учетом специфики и российских традиций надзорно-контрольной деятельности за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов о труде в системе федеральной инспекции труда существует внутреннее функциональное и организационное разделение на две подсистемы (одна – правовая, ведающая надзором и контролем за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов о труде, за исключением вопросов, связанных с охраной труда, вторая – по охране труда), то права ее должностных лиц закреплены в нескольких пунктах Положения (общие и для правовых инспекторов труда, и для инспекторов по охране труда, специфические для инспекторов по охране труда, особенные для руководящего состава).

Так, в соответствии с п. 9 Положения все государственные инспекторы труда имеют право:

1) беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверения установленного образца посещать в целях проведения инспекции организации любой организационно-правовой формы;

2) осуществлять в установленном порядке проверки и расследование причин нарушений законодательства РФ о труде и охране труда;

3) запрашивать и безвозмездно получать от руководителей и иных должностных лиц организаций, органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работодателей (их представителей) документы, объяснения, информацию, необходимые для осуществления своих полномочий;

4) предъявлять работодателям (их представителям) обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений законодательства РФ о труде и охране труда, о восстановлении нарушенных прав граждан с предложениями о привлечении виновных в этих нарушениях к дисциплинарной ответственности или отстранении их в установленном порядке от должности;

5) привлекать к административной ответственности в установленном законодательством РФ порядке лиц, виновных в нарушении законодательства РФ о труде и охране труда;

6) по результатам проверок передавать материалы по фактам нарушений законодательства РФ о труде и охране труда в правоохранительные органы о привлечении виновных лиц к уголовной ответственности, а также предъявлять иски в суд.

Государственные инспекторы по охране труда наряду с перечисленными выше правами имеют право (п. 10 Положения):

1) расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве;

2) выдавать разрешения на строительство, реконструкцию, техническое переоснащение производственных объектов, производство и внедрение новой техники, внедрение новых технологий; при проведении предупредительного надзора с целью предотвращения отступлений от проектов, ухудшающих условия труда, снижающих его безопасность, выдавать заключения о возможности принятия в эксплуатацию новых или реконструируемых производственных объектов;

3) требовать в установленном порядке от работодателя принятия мер по устранению обнаруженных в ходе проверок нарушений и недостатков в каком-либо сооружении, оборудовании или в организации труда, которые они имеют основание считать угрожающими здоровью или безопасности работников;

4) запрещать производство и использование средств индивидуальной и коллективной защиты работников, не имеющих сертификатов соответствия или не соответствующих государственным нормативным требованиям по охране труда;

5) изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ при условии уведомления об этом работодателя (его представителя);

6) приостанавливать работу отдельных производственных подразделений и оборудования при выявлении нарушений требований охраны труда, которые создают угрозу жизни и здоровью работников, до устранения этих нарушений;

7) отстранять от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знаний требований охраны труда.

Главный государственный инспектор труда Российской Федерации и руководители государственных инспекций труда наряду с правами, указанными в пп. 9 и 10 Положения, имеют право (п. 11 Положения):

1) приостанавливать деятельность организаций, в которых выявлены нарушения требований по охране труда, представляющие угрозу жизни и здоровью работников, до устранения этих нарушений;

2) направлять в суды при наличии заключений государственной экспертизы условий труда требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений.

7. Порядок осуществления государственными инспекторами труда предоставленного комментируемой статьей права расследовать несчастные случаи на производстве установлен в Положении о расследовании и учете несчастных случае на производстве, утв. постановлением Правительства РФ от 11.03.99 № 279 (СЗ РФ, 1999, № 13, ст. 1595).

8. Основные права государственных инспекторов труда, закрепленные в комментируемой статье, воспроизведены и конкретизированы также в Положении о государственной инспекции труда в субъекте РФ, утв. в соответствии с п. 7 Положения о федеральной инспекции труда приказом Минтруда России от 29.02.00 № 65 (БНА РФ, 2000, № 15, стр. 65), в Положении о Департаменте государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде и охране труда Минтруда России, утв. приказом Минтруда России от 24.11.00 № 268.

Комментарий Е. А. Шаповал

Перечень прав расширен по сравнению с установленным Положением о федеральной инспекции труда.

При детальном анализе прав государственных инспекторов труда можно сделать вывод, что они практически всеобъемлющи и позволяют действовать государственным инспекторам труда вполне независимо. Это утверждение основано на том, что инспекторы при проверках организаций любой организационно-правовой формы и основанных на любом праве собственности могут как беспрепятственно посещать в любое время суток (что чрезвычайно важно на непрерывных производствах) инспектируемую организацию, так и получать для проведения проверок все запрашиваемые документы. Они также вправе по результатам проверки предъявлять работодателям обязательные для исполнения предписания, либо приостанавливать работу как отдельных подразделений, так и организаций в целом, либо отстранять от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ. Государственный инспектор труда вправе привлекать лиц, виновных в нарушении законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, к административной ответственности, а также направлять в правоохранительные органы материалы о привлечении указанных лиц к уголовной ответственности, предъявлять иски в суд.

Государственные инспекторы труда в соответствии с абз. 12 ч. 1 ст. 357 ТК РФ вправе налагать административные штрафы.

Что касается организации работы федеральной инспекции труда и ее структуры, то в соответствии с п. 5 Положения о федеральной инспекции труда, ее деятельностью руководит заместитель Министра труда и социального развития РФ – Главный государственный инспектор труда РФ. Ему подчиняются все государственные инспекции труда, организованные в субъектах РФ, а также государственные инспекторы труда, работающие в Департаменте государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде и охране труда Минтруда России.

Государственные инспекции труда на местах действуют в соответствии с вышеприведенными федеральными законами, Положением о федеральной инспекции труда, а также Положением о государственной инспекции труда в субъекте Российской Федерации, утвержденным приказом Минтруда России № 65 от 29.02.2000.

Нормы ТК РФ, направленные на соблюдение прав граждан, регулируют обязанности государственных инспекторов труда, в соответствии с которыми они должны соблюдать законодательство РФ, хранить охраняемую законом тайну (государственную, служебную, коммерческую и иную), ставшую им известной при осуществлении своих полномочий, а также считать абсолютно конфиденциальным любой источник жалобы на недостатки или нарушения положений законов и иных нормативных правовых актов.

Решения должностных лиц федеральной инспекции труда могут быть обжалованы соответствующему руководителю по подчиненности и (или) в судебном порядке.

При работе федеральной инспекции труда особое значение для достижения поставленных перед ней целей приобретает взаимодействие с другими органами государственного надзора в различных сферах деятельности.

Статья 357 ТК РФ. Основные права государственных инспекторов труда

Ст 357 ТК РФ с комментариями и изменениями 2018 года.

Государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право:

  • в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать в целях проведения проверки организации всех организационно-правовых форм и форм собственности, работодателей — физических лиц;
  • запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, иных организаций и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций;
  • изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с уведомлением об этом работодателя или его представителя и составлять соответствующий акт;
  • расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве;
  • предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке;
  • абзац утратил силу. — Федеральный закон от 09.05.2005 N 45-ФЗ;
  • направлять в суды требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда;
  • выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знания требований охраны труда;
  • запрещать использование средств индивидуальной и коллективной защиты работников, если такие средства не соответствуют обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, и государственным нормативным требованиям охраны труда;
  • абзацы одиннадцатый — двенадцатый утратили силу. — Федеральный закон от 30.06.2006 N 90-ФЗ;
  • составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготавливать и направлять в правоохранительные органы и в суд другие материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
  • выступать в качестве экспертов в суде по искам о нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о возмещении вреда, причиненного здоровью работников на производстве;
  • предъявлять организации, проводящей специальную оценку условий труда, обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений требований законодательства о специальной оценке условий труда.

В случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), государственный инспектор труда при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению. Данное предписание может быть обжаловано работодателем в суд в течение десяти дней со дня его получения работодателем или его представителем.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

8 (800) 551-20-23 — Это быстро и бесплатно !

Комментарий к статье 357 ТК РФ:

1. Государственные инспекторы труда (правовые, по охране труда) реализуют предоставленные им права в пределах компетенции соответствующего органа федеральной инспекции труда.

Статья 357 устанавливает основные права государственных инспекторов труда, позволяющие выявлять факты нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, работодателями и их представителями и фиксировать обстоятельства, способствующие правонарушениям.

В этих целях государственные инспекторы труда наделены правом беспрепятственно в любое время суток посещать инспектируемые организации всех организационно-правовых форм и форм собственности. На них распространяется право пропускного режима там, где оно установлено. Для прохода государственного инспектора на территорию проверяемой организации ему достаточно предъявить служебное удостоверение установленного образца.

Государственный инспектор труда имеет право на месте знакомиться с документами и материалами, чтобы получить необходимую информацию. При этом недопустимо уклонение работодателей и их представителей от предоставления документов под каким-либо предлогом, в т.ч. по мотивам содержания в них коммерческой или государственной тайны.

Работа с документами, содержащими коммерческую или государственную тайну, осуществляется в особом порядке, установленном законом.

Право на отнесение тех или иных сведений к информации, составляющей коммерческую тайну, и на определение перечня и состава такой информации принадлежит ее обладателю с учетом положений Закона о коммерческой тайне.

Не могут составлять коммерческую тайну сведения о численности, составе работников, системе оплаты труда, условиях труда, в т.ч. об охране труда, о показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, и о наличии свободных рабочих мест; о задолженности работодателей по выплате заработной платы и по иным социальным выплатам; о нарушениях законодательства РФ и фактах привлечения к ответственности за совершение этих нарушений; о численности и об оплате труда работников некоммерческих организаций и об использовании в деятельности таких организаций безвозмездного труда граждан.

Обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, в соответствии с Законом о коммерческой тайне имеет право устанавливать, изменять и отменять в письменной форме режим коммерческой тайны, разрешать или запрещать доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, определять порядок и условия доступа к этой информации, требовать от государственных органов, которым предоставлена информация, составляющая коммерческую тайну, соблюдения обязанностей по охране ее конфиденциальности.

Государственные инспекторы труда не вправе — без согласия обладателя информации — разглашать или передавать другим лицам, органам государственной власти, иным государственным органам, органам местного самоуправления информацию, составляющую коммерческую тайну, ставшую известной им в силу выполнения должностных (служебных) обязанностей, за исключением специально предусмотренных случаев, а также не вправе использовать эту информацию в корыстных или иных личных целях. В случае нарушения конфиденциальности информации государственные инспекторы труда несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне, утвержден Указом Президента РФ от 30 ноября 1995 г. N 1203 (СЗ РФ. 1995. N 49. Ст. 4775).

Порядок доступа к этим сведениям определяется Законом о государственной тайне. Согласно ст. 25 Закона организация доступа государственного инспектора труда к сведениям, составляющим государственную тайну, возлагается на руководителя соответствующего органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации, а также их структурные подразделения по защите государственной тайны. Порядок доступа государственного инспектора труда к этим сведениям устанавливается нормативными документами, утверждаемыми Правительством РФ.

Руководители органов государственной власти, предприятий, учреждений, организаций обязаны создать для государственного инспектора труда такие условия, при которых он знакомится только с теми сведениями, составляющими государственную тайну, и только в тех объемах, которые необходимы ему для выполнения его должностных (функциональных) обязанностей.

Государственный инспектор труда вправе знакомиться со всеми документами, которые могут содержать информацию о нарушении трудовых прав работников. В их число входят: приказы и распоряжения, статистическая отчетность, акты проверок работы подведомственных организаций, материалы о вскрытых контролирующими органами нарушениях законов и их причинах, письма, жалобы и предложения граждан по вопросам, относящимся к компетенции проверяемого органа, и др. В случае необходимости государственный инспектор труда вправе обратиться с просьбой об изготовлении для него копий отдельных документов.

2. В целях наиболее полной проверки государственные инспекторы труда направляют контролируемым органам соответствующие письма (запросы) с конкретным указанием необходимых для представления материалов.

Недопустим отказ работодателей (их представителей) предоставить необходимую информацию на том основании, что она не может быть безвозмездной.

В отношении нарушителей правила ст. 357 о безвозмездности предоставления государственному инспектору труда необходимой информации он должен использовать все имеющиеся в его распоряжении средства воздействия.

3. Государственные инспекторы труда имеют право изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ с уведомлением об этом работодателя или его представителя и составлением соответствующего акта. Таким правом они наделены в соответствии со ст. 12 Конвенции МОТ N 81 «Об инспекции труда в промышленности и торговле» (1947) (Бюллетень Минтруда России. 1998. N 10).

4. Актом реагирования государственного инспектора труда на нарушения, выявленные в ходе проверки, является предписание об устранении вскрытых правонарушений, их причин и способствующих им условий.

Предписание прилагается к акту проверки, который составляется в 2 экземплярах. Один экземпляр акта проверки с копией предписания вручается работодателю или его представителю под расписку либо направляется по почте с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле проверяющего органа федеральной инспекции труда.

Содержащиеся в предписании рекомендации должны иметь правовую направленность и не касаться оперативно-хозяйственной деятельности проверяемой организации.

Предложения об устранении факторов экономического, организационно-управленческого, технического, санитарно-гигиенического, медицинского характера, способствовавших правонарушениям в сфере труда, должны основываться на заключениях специалистов, материалах проверок и ревизий.

В предписании допустима постановка вопроса о необходимости привлечения руководителей и иных должностных лиц организации к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от работы в установленном порядке (см. ст. 76 и коммент. к ней).

Выполнение предписаний государственных инспекторов труда является обязанностью работодателя, возложенной на него ст. 212 ТК (см. коммент. к ней).

5. В случае если при проведении проверки будет установлено, что деятельность юридического лица, его филиала, представительства, структурного подразделения, индивидуального предпринимателя, эксплуатация ими зданий, строения, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств, производимые и реализуемые ими товары (выполняемые работы, предоставляемые услуги) представляют непосредственную угрозу причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера или такой вред причинен, государственный инспектор труда обязан незамедлительно принять меры по недопущению причинения вреда или прекращению его причинения вплоть до временного запрета деятельности юридического лица, его филиала, представительства, структурного подразделения, индивидуального предпринимателя в порядке, установленном КоАП, отзыва продукции, представляющей опасность для жизни, здоровья граждан и для окружающей среды, из оборота и довести до сведения граждан, а также других юридических лиц, индивидуальных предпринимателей любым доступным способом информацию о наличии угрозы причинения вреда и способах его предотвращения (ч. 2 ст. 17 Закона о защите прав юридических лиц и предпринимателей).

6. Следует отметить, что Федеральный закон от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ, наделив государственных инспекторов труда правом выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знания требований охраны труда, привел абз. 9 ст. 357 в соответствие со ст. 76 ТК, которая обязывает работодателя отстранять от работы работников, не прошедших в установленном порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда.

Обязанность проходить обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в порядке, определяемом Правительством РФ, возложена на всех работников организаций, включая руководителей, ст. 225 (см. коммент. к ней).

7. В соответствии со ст. 212 ТК применение сертифицированных средств индивидуальной и коллективной защиты является обязанностью работодателя (см. коммент. к этой статье).

Государственные инспекторы труда вправе запрещать использование не имеющих сертификатов соответствия или не соответствующих государственным нормативным требованиям охраны труда (в т.ч. требованиям технических регламентов) средств индивидуальной и коллективной защиты работников.

8. Государственные инспекторы труда наделены правом составлять протоколы и рассматривать дела о нарушении руководителями и другими должностными лицами организаций трудового законодательства, иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Административная ответственность указанных лиц выражается в наложении денежного штрафа в размерах, установленных КоАП (см. п. п. 5, 6 коммент. к ст. 362).

В тех случаях, когда действия работодателя и его представителей содержат признаки деяния, наказуемого в уголовном порядке, государственные инспекторы труда могут направлять в правоохранительные органы материалы о привлечении указанных лиц к уголовной ответственности.

Им предоставлено также право предъявлять в суд иски о защите трудовых прав работников, выступать в суде в качестве экспертов по искам о возмещении вреда, причиненного здоровью работников, и др.

Если в государственную инспекцию труда обратится профсоюзный орган или сам работник либо иной гражданин, защищающий интересы и права работника, по вопросу, который рассматривает соответствующий орган по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (кроме исков, принятых судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), государственный инспектор труда (если он выявит очевидное нарушение трудового законодательства) вправе выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению.

Данное предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение 10 дней с момента его получения работодателем или его представителем.