Ст 106 фз об исполнительном

05.11.2018 Выкл. Автор admin

Статья 106. Исполнение содержащегося в исполнительном документе требования о восстановлении на работе и последствия его неисполнения

1. Содержащееся в исполнительном документе требование о восстановлении на работе незаконно уволенного или переведенного работника считается фактически исполненным, если взыскатель допущен к исполнению прежних трудовых обязанностей и отменен приказ (распоряжение) об увольнении или о переводе взыскателя.

2. В случае неисполнения должником требования о восстановлении на работе уволенного или переведенного работника судебный пристав-исполнитель принимает меры, предусмотренные статьей 105 настоящего Федерального закона, и разъясняет взыскателю его право обратиться в суд или другой орган, принявший решение о восстановлении его на работе, с заявлением о взыскании с должника среднего заработка за время вынужденного прогула или разницы в заработке за все время со дня вынесения решения о восстановлении на работе по день исполнения исполнительного документа.

ВОССТАНОВЛЕНИЕ РАБОТНИКА НА РАБОТЕ: ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ

Целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей, в том числе установление гарантий права работника на защиту от незаконного увольнения или перевода на другую работу.

Данные гарантии реализуются, в частности, путем регламентирования в Трудовом кодексе Российской Федерации порядка и оснований увольнения работника, перевода на другую работу, а также путем предоставления ему права на обращение в суд либо в государственную инспекцию труда с требованием восстановления нарушенного права.

В соответствии со ст.ст. 356 и 357 ТК РФ федеральная инспекция труда осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством, в том числе, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений.

В статье 83 ТК РФ предусмотрено в качестве основания прекращения трудового договора восстановление на работе работника, ранее выполнявшего эту работу, по решению государственной инспекции труда или суда. Исходя из приведенных положений ст. 83 ТК РФ и учитывая полномочия федеральной инспекции труда, установленные ст.ст. 356 и 357 ТК РФ, можно сделать вывод о том, что государственный инспектор труда вправе устранить нарушения, допущенные в отношении работника, в том числе и при его

увольнении, присущим данному органу административно-правовым способом — посредством вынесения обязательного для работодателя предписания об отмене приказа работодателя об увольнении работника, но не имеет полномочий на восстановление работника на работе.

К компетенции суда относится рассмотрение спора о восстановлении на работе, что предусмотрено ст. 391 ТК РФ, в соответствии с которой непосредственно в судах рассматриваются индивидуальные трудовые споры по заявлениям работников о восстановлении на работе независимо от оснований прекращения трудового договора, об изменении даты и формулировки причины увольнения, о переводе на другую работу, об оплате за время вынужденного прогула либо о выплате разницы в заработной плате за время выполнения нижеоплачиваемой работы.

Решение суда о восстановлении на работе незаконно уволенного либо переведенного на другую работу работника подлежит немедленному исполнению (ст. 211 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 396 Трудового кодекса Российской Федерации).

Одной из проблем в данном случае является то, что механизм немедленного исполнения работодателем решения о восстановлении работника на работе трудовым законодательством не предусмотрен. В этой связи судебные решения о восстановлении на работе незаконно уволенного работника относятся к одним из самых трудноисполнимых.

Восстановление на работе влечет за собой реализацию целого комплекса прав работника, предусмотренных законодательством об исполнительном производстве, а именно:

права на предоставление ему прежней работы, т. е. работы по той же трудовой функции, с теми же условиями труда, предусмотренными трудовым договором;

оплату за время вынужденного прогула либо выплату разницы в заработной плате за время выполнения нижеоплачиваемой работы с учетом индексации;

взыскание денежной компенсации морального вреда;

выплату за все время задержки исполнения решения о восстановлении среднего заработка или разницы в заработке.

Под задержкой исполнения решения о восстановлении на работе следует в соответствии со ст. 106 Федерального закона «Об исполнительном производстве» от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ понимать:

неиздание работодателем приказа о восстановлении работника;

предоставление работы не по той должности (специальности), которая указана в решении суда о восстановлении на работе;

поручение работы, не соответствующей приказу о восстановлении на прежней работе.

Как уже отмечалось, решение о восстановлении на работе незаконно уволенного или переведенного работника должно быть исполнено немедленно, т. е. в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.

Копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю (работнику), работодателю, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.

Принудительное исполнение решения суда о восстановлении работника на работе обеспечивается выдачей исполнительного листа. Исполнительный лист выдается взыскателю или по его просьбе направляется судом для исполнения.

Исполнительный лист в соответствии со ст. 13 Федерального закона «Об исполнительном производстве» является одним из видов исполнительных документов и в нем должно быть указано:

наименование и адрес суда, выдавшего исполнительный документ, фамилия и инициалы должностного лица;

наименование дела или материалов, на основании которых выдан исполнительный документ, и их номера;

дата принятия судебного акта;

дата вступления в законную силу судебного акта либо указание на немедленное исполнение;

сведения о работодателе и работнике:

а) для граждан — фамилия, имя, отчество, место жительства или место пребывания;

б) для организаций — наименование и юридический адрес;

в) для Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования — наименование и адрес органа, уполномоченного от их имени осуществлять права и исполнять обязанности в исполнительном производстве;

резолютивная часть судебного акта, содержащая требование о возложении на работодателя обязанности по совершению в пользу работника определенных действий;

дата выдачи исполнительного документа и др.

Исполнительный документ, выданный на основании судебного акта, подписывается судьей и заверяется гербовой печатью суда.

В случае неисполнения работодателем требования о восстановлении на работе уволенного или переведенного работника судебный пристав-исполнитель принимает меры, предусмотренные ст. 105 Федерального закона «Об исполнительном производстве», т. е. выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает работодателю новый срок для исполнения(1).

При невыполнении работодателем требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении работодателя протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения.

Содержащееся в исполнительном документе требование о восстановлении на работе незаконно уволенного или переведенного работника считается фактически исполненным, если работник допущен к исполнению прежних трудовых обязанностей и отменен приказ (распоряжение) об увольнении или о переводе работника (ст. 106 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).

Действующее законодательство не дает однозначного ответа на ряд вопросов, возникающих в практике исполнения решений суда о восстановлении на работе.

Во-первых, не совсем ясно, что должен делать работодатель с трудовым договором, заключенным с работником, восстановленным на работе. Законодатель лишь указывает на обязанность работодателя отменить приказ об увольнении или о переводе работника. Подразумевается, что, отменяя приказ об увольнении, работодатель тем самым подтверждает, что трудовой договор, заключенный ранее с восстановленным работником, имеет юридическую силу. Сложность заключается в том, что за время судебного разбирательства дела о восстановлении на работе у работодателя могли произойти изменения организационного или технологического характера, например структурные изменения, изменения технологии производства, изменения подведомственности и др. В результате этих изменений немедленно и должным образом исполнить решение суда для работодателя не представляется возможным по объективным причинам, так как все изменения условий трудового договора (изменения трудовой функции, места работы, оплаты труда и т. д.) могут быть произведены в общем порядке, предусмотренном ст. 72 ТК РФ, посредством заключения дополнительного соглашения к данному трудовому договору.

Поэтому на практике часто возникают случаи, когда необходимо получить разъяснение о порядке исполнения решения. Согласно ст. 433 ГПК РФ обращение в суд за разъяснением возможно только в случае неясности требования, содержащегося в судебном постановлении, подлежащем исполнению.

Согласно ст. 433 ГПК РФ в случае неясности требования, содержащегося в судебном постановлении, подлежащем исполнению, судебный пристав-исполнитель вправе просить принявший это постановление суд о разъяснении судебного постановления, на основании которого выдан

исполнительный документ. Разъяснение судебного постановления проводится по правилам, изложенным в ст. 202 ГПК РФ.

Часть 1 ст. 202 ГПК РФ предусматривает, что в случае неясности решения суд, принявший его, по заявлению лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя вправе разъяснить решение суда, не изменяя его содержания.

Разъяснение решения является одним из способов устранения его недостатков и дается в случаях, указанных в законе.

Так, отказывая в разъяснении решения, суд, руководствуясь ст. ст. 202, 433 ГПК РФ, обоснованно указал, что основания для разъяснения исполнительного документа отсутствуют, поскольку решение Пресненского районного суда г. Москвы от 1 апреля 2011 г. и требование, содержащееся в исполнительном листе, о восстановлении М. в должности генерального директора ОАО от не содержат каких-либо неясностей или неполноты, препятствующих их исполнению.

Порядок исполнения содержащегося в исполнительном документе требования о восстановлении на работе и последствия его неисполнения установлены в ст. 106 Федерального закона «Об исполнительном производстве», что также не требует дополнительных разъяснений(1).

Еще одна сложность, с которой сталкивается работодатель при исполнении решения, — это «судьба» работника, который уже принят на работу на место незаконно уволенного работника. Получается, что работодатель в один день должен восстановить работника, ранее занимавшего эту должность, а именно предоставить ему прежнюю работу, т. е. работу по той же трудовой функции, с теми же условиями труда, предусмотренными трудовым договором, и уволить работника, который принят на эту должность. При этом трудовое законодательство не предусматривает сроки для предупреждения принятого работника об увольнении, предложение ему другой работы и других гарантий, тем самым нарушая его трудовые права.

Кроме вышеперечисленного при восстановлении работника на работе работодатель обязан:

при необходимости внести соответствующие изменения в штатное расписание;

ознакомить восстановленного работника с приказом о восстановлении на работе;

сделать соответствующую запись в личной карточке работника(2).

Например, запись в личную карточку можно сделать в графу «Дополнительные сведения» следующего содержания: «Восстановлен 01.01.2014 на работе в прежней должности на основании решения районного суда от 31.12.2013 № , приказа работодателя от 01.01.2014 № »;

принять трудовую книжку работника и внести в нее соответствующую запись о признании записи недействительной: «Запись за № недействительна. Восстановлен на прежней работе»;

произвести работнику соответствующие выплаты, предусмотренные трудовым законодательством;

предоставить работнику возможность выполнять трудовую функцию, обусловленную трудовым договором;

предложить работнику, принятому на место восстановленного работника, другую работу;

издать приказ об увольнении работника, принятого на место восстановленного работника, ознакомить его с этим приказом, произвести с ним расчет, сделать соответствующую запись в трудовой книжке и выдать ее на руки.

Все перечисленные действия работодатель обязан произвести в сроки, предусмотренные законодательством об исполнительном производстве.

Таким образом, восстановление на работе незаконно уволенного или переведенного работника достаточно сложная процедура. «Правильность» восстановления работника на работе зависит от факторов, предусмотренных трудовым, гражданским процессуальным законодательством, законодательством об исполнительном

производстве, и, конечно, от правомерных действий соответствующих субъектов (судебного пристава-исполнителя, работодателя, восстановленного работника, работника кадровой службы). Все это значительно усложняет процедуру восстановления работника на работе.

Представляется целесообразным реформировать трудовое законодательство, регламентирующее порядок исполнения

судебного решения о восстановлении работника на работе, посредством внесения соответствующих изменений в ТК РФ, касающихся порядка восстановления работника на работе, сроков, соответствующих гарантий для восстановленного работника и для работника, замещавшего его должность.

Законодательная база Российской Федерации

Бесплатная консультация
Федеральное законодательство

  • Главная
  • ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 02.10.2007 N 229-ФЗ (ред. от 28.07.2012 с изменениями, вступившими в силу с 01.01.2013) «ОБ ИСПОЛНИТЕЛЬНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ»
  • В данном виде документ опубликован не был
  • Документ в электронном виде ФАПСИ, НТЦ «Система»
  • (в ред. от 02.10.2007 — «Российская газета», N 223, 06.10.2007
  • «Собрание законодательства РФ», N 41, 08.10.2007, ст.4849
  • «Парламентская газета», N 131, 10.10.2007)

Статья 106. Исполнение содержащегося в исполнительном документе требования о восстановлении на работе и последствия его неисполнения

1. Содержащееся в исполнительном документе требование о восстановлении на работе незаконно уволенного или переведенного работника считается фактически исполненным, если взыскатель допущен к исполнению прежних трудовых обязанностей и отменен приказ (распоряжение) об увольнении или о переводе взыскателя.

2. В случае неисполнения должником требования о восстановлении на работе уволенного или переведенного работника судебный пристав-исполнитель принимает меры, предусмотренные статьей 105 настоящего Федерального закона, и разъясняет взыскателю его право обратиться в суд или другой орган, принявший решение о восстановлении его на работе, с заявлением о взыскании с должника среднего заработка за время вынужденного прогула или разницы в заработке за все время со дня вынесения решения о восстановлении на работе по день исполнения исполнительного документа.

Статья 106. Исполнение содержащегося в исполнительном документе требования о восстановлении на работе и последствия его неисполнения

Комментарий к статье 106

В ст. 106 Закона об исполнительном производстве отмечаются особенности исполнения исполнительных документов о восстановлении на работе:

1) исполнительный документ о восстановлении на работе незаконно уволенного или переведенного работника исполняется немедленно;

2) исполнение исполнительного документа считается завершенным с момента фактического допуска указанного работника к исполнению прежних обязанностей, последовавшего за изданием приказа администрации об отмене своего незаконного распоряжения об увольнении или о переводе;

3) в случае невыполнения указанных требований без уважительных причин судебный пристав-исполнитель применяет к должнику штрафные санкции и иные меры, предусмотренные ст. 105 Закона об исполнительном производстве, и назначает новый срок исполнения исполнительного документа.

В трудовом законодательстве также существуют нормы об исполнении решений по трудовым спорам. Так, в соответствии со ст. 396 ТК РФ решение о восстановлении на работе незаконно уволенного работника, о восстановлении на прежней работе работника, незаконно переведенного на другую работу, подлежит немедленному исполнению. При задержке работодателем исполнения такого решения орган, принявший решение, выносит определение о выплате работнику за все время задержки исполнения решения среднего заработка или разницы в заработке. Причем обратное взыскание с работника сумм, выплаченных ему в соответствии с решением органа по рассмотрению индивидуального трудового спора, при отмене решения в порядке надзора допускается только в тех случаях, когда отмененное решение было основано на сообщенных работником ложных сведениях или представленных им подложных документах (ст. 397 ТК РФ).

В случае неисполнения должником требования о восстановлении на работе уволенного или переведенного работника судебный пристав-исполнитель принимает меры, предусмотренные ст. 105 Закона об исполнительном производстве, и разъясняет взыскателю его право обратиться в суд или другой орган, принявший решение о восстановлении его на работе, с заявлением о взыскании с должника среднего заработка за время вынужденного прогула или разницы в заработке за все время со дня вынесения решения о восстановлении на работе по день исполнения исполнительного документа.

В последующем в порядке регресса возможна защита прав организаций при неисполнении исполнительного документа о восстановлении на работе, так как в случае неисполнения исполнительного документа о восстановлении на работе незаконно уволенного или переведенного работ ника ущерб, причиненный организации выплатой указанному работнику денежных сумм, в соответствии с гражданским процессуальным законодательством РФ может быть взыскан с руководителя или иного ра ботника этой организации, виновного в неисполнении исполнительного документа, в порядке, определен ном гражданским процессуальным законодательством РФ (ст. 120 Закона об исполнительном производстве).

Судебному приставу-исполнителю могут поступать на исполнение исполнительные документы о восстановлении иных прав работника (например, о предоставлении очередного отпуска, о снятии дисциплинарного взыскания и др.). Как правило, исполнение этих обязанностей должником производится путем издания соответствующего приказа и его точного выполнения должником в лице его должностных лиц. Выполнение этих действий должен обеспечить судебный пристав-исполнитель, используя предоставленные ему правомочия.

МАТЕРИАЛЫ К СТАТЬЕ 106

ТРУДОВОЙ КОДЕКС РФ ОТ 30 ДЕКАБРЯ 2001 Г. N 197-ФЗ

Статьи 396, 397 — не приводятся.

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 31 марта 2009 г. по делу N А46-19200/2008

. Как следует из части 1 статьи 106 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», содержащееся в исполнительном документе требование о восстановлении на работе незаконно уволенного или переведенного работника считается фактически исполненным, если взыскатель допущен к исполнению прежних трудовых обязанностей и отменен приказ (распоряжение) об увольнении или о переводе взыскателя.

В соответствии с пунктом 11 статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации трудовой договор подлежит прекращению в силу отмены решения суда или отмены (признания незаконным) решения государственной инспекции труда о восстановлении работника на работе.

Поскольку решение суда о восстановлении на работе подлежит немедленному исполнению, то трудовые правоотношения следует считать возникшими с момента вынесения этого решения. Соответственно, в том случае, если вынесенное решение впоследствии признается незаконным, работник подлежит увольнению по пункту 11 статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации.

В силу указанного расторжение трудового договора сЖ.В. Гусевой могло иметь место только после вынесения кассационного Определения Судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда, то есть после 13.08.2008.

При этом исполнение указанного Определения заключается в принятии уполномоченным органом общества решения о расторжении трудового договора с Ж.В. Гусевой. При отсутствии такого решения уполномоченного органа и отсутствии обращения общества с заявлением о регистрации изменений в ЕГРЮЛ у Инспекции отсутствуют основания для внесения в ЕГРЮЛ изменений в соответствии с Определением Судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 13.08.2008.

Такой приказ был издан уполномоченным органом Общества только 16.10.2008. Соответственно, несмотря на наличие Определения Судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 13.08.2008 о том, что Ж.В. Гусева подлежит увольнению, на 14.08.2008 — дату регистрации оспариваемых изменений в ЕГРЮЛ — у налогового органа отсутствовали основания для отказа во внесении в ЕГРЮЛ сведений о том, что единоличным органом общества является Ж.В. Гусева.

Таким образом, оспариваемая обществом запись, внесенная 14.08.2008 Межрайонной ИФНС РФ N 12 по Омской области в ЕГРЮЛ, о внесении в государственный реестр изменений в сведения о юридиче ском лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы ООО «Сибзавод», за N 208 5543455842 соответствует закону.

Доводы общества о том, что данная запись не соответствует действительности и нарушает права и законные интересы ООО «Сибзавод», суд апелляционной инстанции не принимает по следующим основаниям.

Во-первых, как уже было указано выше, сведения о единоличном исполнительном органе общества, содержащиеся в ЕГРЮЛ, не носят правоустанавливающего характера. Федеральный закон N 129-ФЗ не связывает возникновение либо прекращение полномочий единоличного исполнительного органа с фактом внесения в государственный реестр юридических лиц таких сведений.

Единоличным исполнительным органом общества с ограниченной ответственностью является лицо, назначенное уполномоченным обществом органом, а не лицо, указанное в качестве такового в ЕГРЮЛ.

Конечно, сведения о фактическом единоличном исполнительном органе общества и сведения о единоличном исполнительном органе общества, указанные в ЕГРЮЛ, не должны противоречить друг другу. Именно для устранения этих противоречий законом и предусмотрено обращение юридического лица в регистрирующий орган с заявлением о внесении в ЕГРЮЛ соответствующих изменений.

Согласно пункту 2 статьи 52 Гражданского кодекса Российской Федерации изменения

учредительных документов приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации, а в случаях, установленных законом, — с момента уведомления органа, осуществляющего государственную регистрацию, о таких изменениях. Однако юридические лица и их учредители (участники) не вправе ссылаться на отсутствие регистрации таких изменений в отношениях с третьими лицами, действовавшими с учетом этих изменений.

Таким образом, правило о том, что изменения в сведения о юридическом лице приобретают силу для третьих лиц только с момента государственной регистрации этих изменений, распространяется только на изменения сведений о юридическом лице, связанные с внесением изменений в учредительные документы юридического лица. Закон не устанавливает такого правила в отношении изменений сведений о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в его учредительные документы.

То есть в данном случае сведения о единоличном исполнительном органе общества, которые, как указано выше, относятся к сведениям, не подлежащим внесению в учредительные документы, имеют силу для третьих лиц с момента принятия уполномоченным органом общества соответствующего решения, а не с момента регистрации изменений в ЕГРЮЛ.

Кроме того, в силу изложенных выше норм действующего законодательства общество имеет право обратиться в регистрирующий орган с соответствующим заявлением о внесении записи в ЕГРЮЛ об изменении единоличного исполнительного органа общества в связи с принятием 13.08.2008 кассационного Определения Судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда.

При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии основания для признания оспариваемой записи в ЕГРЮЛ недействительной.

Статья 106. Исполнение содержащегося в исполнительном документе требования о восстановлении на работе и последствия его неисполнения

1. Содержащееся в исполнительном документе требование о восстановлении на работе незаконно уволенного или переведенного работника считается фактически исполненным, если взыскатель допущен к исполнению прежних трудовых обязанностей и отменен приказ (распоряжение) об увольнении или о переводе взыскателя.

2. В случае неисполнения должником требования о восстановлении на работе уволенного или переведенного работника судебный пристав-исполнитель принимает меры, предусмотренные статьей 105 настоящего Федерального закона, и разъясняет взыскателю его право обратиться в суд или другой орган, принявший решение о восстановлении его на работе, с заявлением о взыскании с должника среднего заработка за время вынужденного прогула или разницы в заработке за все время со дня вынесения решения о восстановлении на работе по день исполнения исполнительного документа.