Списание транспортных средств украина

06.03.2018 Выкл. Автор admin

1.6.4. Списание автомобиля в результате физического износа

Ликвидация автотранспортных средств отражается в бухгалтерском учете проводками:

Дебет 01 «Выбытие основных средств» Кредит 01

— списана первоначальная стоимость автотранспортного средства;

Дебет 02 Кредит 01 «Выбытие основных средств»

— списана сумма начисленной амортизации;

Дебет 91-2 «Операционные расходы» Кредит 01 «Выбытие основных средств»

— списана остаточная стоимость ликвидируемого автотранспортного средства;

Дебет 91-2 «Операционные расходы» Кредит 20 (23, 25, . )

— списаны расходы, связанные с ликвидацией автотранспортного средства;

Дебет 10 Кредит 91-1 «Операционные доходы»

— оприходованы материалы, полученные от ликвидации автотранспортного средства.

На балансе предприятия ООО «Автомобилист» в составе основных средств числится старый легковой автомобиль. Его первоначальная стоимость составляет 20 000 руб., амортизация начислена в полном объеме. Автомобиль подвергался переоценке. Сумма дооценки автомобиля, отнесенная на добавочный капитал, составляет 9000 руб.

Руководитель предприятия принял решение о ликвидации автомобиля. Работы по ликвидации выполнены ремонтным цехом предприятия.

Стоимость выполненных работ составила 2000 руб. После ликвидации оприходованы запасные части, пригодные для дальнейшего использования, на сумму 3500 руб. (обратите внимание на то, что запчасти, полученные от разборки автомобиля и пригодные для дальнейшего использования или продажи, приходуются по рыночным ценам, сложившимся на дату списания автомобиля). Запчасти переданы на материальный склад. Они используются для ремонта других автомобилей.

В учете ООО «Автомобилист» будут сделаны следующие записи:

Дебет 01 «Выбытие основных средств» Кредит 01

— 20 000 руб. — списана первоначальная стоимость автомобиля;

Дебет 02 Кредит 01 «Выбытие основных средств»

— 20 000 руб. — списана начисленная амортизация;

Дебет 83 Кредит 84

— 9000 руб. — сумма дооценки списанного автомобиля перенесена с добавочного капитала на нераспределенную прибыль;

Дебет 91-2 «Операционные расходы» Кредит 23

— 2000 руб. — списаны расходы ремонтного цеха по разборке автомобиля (эти расходы относятся к операционным, так как связаны с выбытием основного средства);

Дебет 10-5 «Запасные части» Кредит 91-1 «Операционные доходы»

— 3500 руб. — оприходованы на складе запасные части.

По мере отпуска запчастей со склада в ремонтный цех для ремонта автомобилей бухгалтер будет делать проводку:

Дебет 23 Кредит 10-5

— на сумму отпущенных со склада в ремонтный цех запчастей.

В целом от ликвидации легкового автомобиля у ООО «Автомобилист» образовалась прибыль в размере 1500 руб. (3500 руб. — 2000 руб.).

Акт о списании автотранспортных средств

Оформление акта о списании автотранспортных средств происходит тогда, когда на предприятии возникает необходимость списать автомобили и другие средства передвижения. Обычно причинами списания является либо физический, либо моральный износ техники. В числе прочего, обстоятельствами, обосновывающими снятие транспортного средства с учета, могут быть неустранимые поломки, дефекты, не подлежащие ремонту, похищение автомобиля и т.д.

Кто составляет акт на списание авто средств

Оформлением данного документа занимается специалист бухгалтерского отдела. Связано это с тем, что любое списание основных средств предприятия подлежит бухгалтерскому и налоговому учету. Однако предварительно для удостоверения причин списания автотранспортного средства, в организации создается специальная комиссия. Приказ на ее формирование выписывает руководитель. В нее обязательно должен войти профильный специалист (механик, водитель и т.п.), а также сотрудники других структурных подразделений.

После заключения комиссии о невозможности дальнейшего использования автотранспортного средства, составляется акт о списании.

Как правило, на крупных предприятиях все действия комиссии подчинены определенному, строго установленному алгоритму.

Основные правила составления акта о списании авто средств

Данный документ не имеет унифицированного образца, обязательного к использованию, поэтому каждое предприятие вправе самостоятельно разработать собственный шаблон акта или же писать его в свободной форме. Главное требование – в нем должны содержаться сведения о предприятии, на балансе которого числится списываемый транспорт, а также подробная информация об объекте списания. Кроме того, документ должен иметь подписи всех членов комиссии и утверждающий автограф руководителя предприятия. В дальнейшем факт списания необходимо отразить в инвентарной документации.

Акт о списании принято создавать в одном экземпляре, который передается в бухгалтерию организации.

Инструкция по заполнению акта о списании

  • В начале документа нужно внести данные о компании – владельце автотранспортного средства: ее наименование с указанием организационно-правового статуса.
  • Затем вписывается номер документа по внутреннему документообороту, а также дата его составления.
  • В табличке справа указывается должность, фамилия, имя, отчество руководителя, который, после оформления акта его утвердит.
  • Далее идет информация, касающаяся непосредственно транспортного средства: его модель и номера (заводской, инвентарный, регистрационный).
  • Здесь же указывается причина списания и лица, несущие материальную ответственность, если таковые имеются.

Первая таблица

Ниже в документе находится первая таблица, куда вносится дата выпуска и ввода в эксплуатацию, дата принятия к бухгалтерскому учету в данной фирме, а также сведения о последнем кап. ремонте, снятии с учета в ГИБДД и всего, что касается пробега.

Вторая таблица

Вторая таблица относится к финансовой части — тут нужно указать цену автомобиля на момент принятия его на учет, сумму амортизации с начала его использования и остаточную стоимость (т.е. разницу между начальной ценой и начисленной амортизацией).

Третья таблица

В ней содержится краткая характеристика объекта.

  • Здесь отражаются все сведения о списываемом автомобиле (берутся из паспорта автотранспортного средства), включая наличие в составе драг. металлов.
  • Ниже, в специальных строках о прочих характеристиках можно вписать любую остальную необходимую информацию об автомобиле (на усмотрение собственника).
  • Далее комиссия вписывает в документ свое заключение о необходимости списания, а также указывают прилагаемые к акту документы. Затем все члены комиссии удостоверяют акт своими подписями.

Четвёртая таблица

В четвертую таблицу под названием «Сведения о принятии к учету демонтированных деталей» вносится все, что касается элементов и узлов, которые остаются после разбора автотранспортного средства и которые могут пригодиться в дальнейшей работе предприятия. Здесь вписывается их наименование, краткая характеристика и количество.

Пятая таблица

В пятой таблице указывается информация о расходах, понесенных в связи со снятием с учета автомобиля, и также стоимость товарно-материальных ценностей, поступивших на склад компании после разборки и поставленных на учет.

  • Общие затраты, понесенные в ходе списания, высчитываются через сложение остаточной стоимости списываемого объекта и трат на его разбор и вычитание из полученной суммы поступлений от материальных ценностей по списанию.
  • Далее отражается результат списания (плюсовой или минусовой) с точным указанием суммы.

Под заполненным документом главный бухгалтер предприятия ставит свою подпись, а затем акт передается руководителю для заверения.

Списание транспортных средств украина

Документ : Выбытие автотранспортных средств с предприятия: бухгалтерский и налоговый учет

Выбытие автотранспортных средств с предприятия:
бухгалтерский и налоговый уч
ет

Довольно часто предприятия и организации встречаются с проблемой отражения в бухгалтерском и налоговом учете операций по выбытию автотранспортных средств. Вашему вниманию предлагается консультация, цель которой — помочь бухгалтерам в решении вопросов, возникающих при отражении в учете указанных операций.

Согласно п.5 ст.10 Закона Украины «О предприятиях в Украине» предприятие имеет право продавать и передавать другим предприятиям, обменивать и передавать безвозмездно, списывать с баланса принадлежащие ему автотранспортные средства.

Наиболее распространенными причинами выбытия автомобилей являются:

— реализация по договорам купли-продажи (за денежные средства);

— реализация по договорам мены (бартер);

— ликвидация непригодных для использования автомобилей;

— ликвидация автомобилей в результате действия обстоятельств непреодолимой силы или без согласия предприятия;

— передача автомобилей другому предприятию в качестве взноса в уставный капитал.

При раскрытии вопросов отражения операций по выбытию автотранспортных средств в бухгалтерском учете следует руководствоваться: Положением (стандартом) бухгалтерского учета 7 «Основные средства», утвержденным приказом МФУ от 27.04.2000 г. N 92 (далее — П(С)БУ 7 «Основные средства»);

Положением (стандартом) бухгалтерского учета 15 «Доход», утвержденным приказом МФУ от 29.11.99 г. N 290 (далее — П(С)БУ 15 «Доход»); Положением (стандартом) бухгалтерского учета 19 «Объединение предприятий», утвержденным приказом МФУ от 07.07.99 г. N 163 (далее — П(С)БУ 19 «Объединение предприятий»).

Для налогового учета в 2002 году следует руководствоваться: Законом Украины «О налогообложении прибыли предприятий» в редакции Закона Украины от 22.05.97 N 283/97-ВР (далее — Закон о прибыли); Законом Украины «О Государственном бюджете Украины на 2002 год» от 20.12.2001 г. N 2905-III (далее — Закон о Госбюджете 2002); Законом Украины «О налоге на добавленную стоимость» от 03.04.97 г. N 168/97-ВР (далее — Закон о НДС);

Налоговым разъяснением относительно применения абзаца третьего статьи 7 Закона Украины «О государственном бюджете Украины на 2002 год» плательщиками налога на прибыль предприятий, утвержденным приказом ГНАУ от 13.02.2002 г. N 68 (далее — Налоговое разъяснение). Прежде чем непосредственно перейти к рассмотрению порядка отражения в учете различных случаев выбытия автотранспорта, следует упомянуть об особенностях налогового учета основных фондов в 2002 году с учетом требования ст.7 Закона о Госбюджете 2002. В соответствии с указанным Законом амортизация на основные фонды 2 и 3 групп, которые выведены из эксплуатации (в т.ч. и автотранспортные средства, поскольку они относятся ко 2-й группе), для целей налогообложения не начисляется. Для выполнения указанного требования необходимо знать балансовую (остаточную) стоимость объектов групп 2 и 3. Однако согласно Закону о прибыли в налоговом учете не предусмотрено определение балансовой стоимости отдельных объектов основных фондов, входящих в указанные группы. Порядок отражения в налоговом учете операций по выбытию основных фондов групп 2 и 3 построен на групповом учете балансовой стоимости. Очевидно, что требование ст.7 Закона о Госбюджете 2002 противоречит требованиям Закона о прибыли. Можно долго спорить о том, нормами какого Закона следует руководствоваться в 2002 году и какой Закон главнее. Однако, несмотря на эти правовые катаклизмы, бухгалтерам необходимо продолжать работать и как-то отражать в налоговом учете на протяжении 2002 года операции по выбытию основных фондов групп 2 и 3.

Для разъяснения порядка применения ст.7 Закона о Госбюджете 2002 ГНАУ выпустила Налоговое разъяснение (1) в котором изложила свое видение содержания указанной статьи и методику учета операций, связанных с выбытием основных фондов групп 2 и 3 в 2002 году. Рассматривая содержание налогового разъяснения, можно сказать, что в принципе оно дает ответ на многие вопросы, касающиеся практического исполнения требований ст.7 Закона о Госбюджете 2002 (подробнее на содержании налогового разъяснения остановимся при рассмотрении отдельных случаев выбытия автотранспортных средств).

Несмотря на противоречивость отдельных его положений(2), все же возьмем на себя смелость рекомендовать бухгалтерам применять его на практике. Такое наше мнение прежде всего основывается на содержании пп.4.4.2 (абзац «г» и «д») Закона Украины «О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами» от 21.12.2000 г. N 2181-III, согласно которому:

— налоговые разъяснения являются обнародованием официального понимания отдельных положений налогового законодательства уполномоченными на это контролирующими органами и используются при обосновании решений при проведении апелляционных процедур;

— не может быть привлечен к ответственности налогоплательщик, который действовал в соответствии с налоговым разъяснением, только на основании того, что в будущем оно было изменено или отменено. Разумеется, каждый налогоплательщик может решить для себя сам вопрос о том, пользоваться или не пользоваться в данном конкретном случае налоговым разъяснением, поскольку ему одному придется нести ответственность за все возможные последствия такого решения.

Для отражения в налоговом учете в 2002 году выбытия автотранспортных средств, относящихся ко 2 группе основных фондов, необходимо определить их балансовую стоимость. Для этого необходимо найти остаточную стоимость каждого объекта группы 2. Согласно Налоговому разъяснению налогоплательщикам предлагается распределить балансовую стоимость групп 2 и 3 по каждому объекту по состоянию на 1 января 2002 года. Балансовая стоимость каждого отдельного объекта основных фондов групп 2 и 3, приобретенного за плату или созданного (изготовленного) налогоплательщиком самостоятельно до 01.01.2002 г., рассчитывается исходя из общей суммы балансовой стоимости соответствующей группы основных фондов, распределенной пропорционально удельному весу суммы первичной стоимости такой группы (п.3 абзац четвертый Налогового разъяснения). Как видим, методика определения балансовой стоимости отдельных объектов групп 2 и 3 достаточно проста. И, несмотря на то, что определенные таким образом суммы балансовой стоимости отдельных объектов групп 2 и 3 получатся более чем приближенные, рекомендуем воспользоваться данной методикой тем предприятиям, которые точно исполняли требования Закона о прибыли и не вели пообъектный учет основных фондов вышеуказанных групп. Те предприятия, которые продолжали вести пообъектный налоговый учет основных фондов групп 2 и 3, могут, по нашему мнению, попытаться доказать налоговым органам правильность определения балансовой стоимости отдельных объектов на основании имеющихся расчетов (конечно, если есть желание рискнуть).

Реализация автотранспорта по договорам
купли-продажи (за денежные средства)

В соответствии с п.33 П(С)БУ 7 «Основные средства» продажа является одной из причин выбытия автотранспортных средств и изъятия их из активов (списания с баланса) предприятия. Реализацию автотранспортных средств оформляют Актом приемки-передачи основных средств (типовая форма N ОЗ-1). На основании акта осуществля(ют соответствующие записи в инвентарных карточках и инвентарном списке. Регистры аналитического учета (инвентарные карточки) реализованных автотранспортных средств прилагают к документам, которыми оформлено их выбытие. Такими документами, как правило, являются: договор продажи автотранспортных средств (или другой соответствующий документ); акт оценки автомобиля или протокол согласования цены его реализации; доверенность юридического лица-покупателя (типовая форма N М-2).

При реализации автомобилей за денежные средства в бухгалтерском учете на соответствующих счетах отражаются:

— доход от реализации в сумме продажной стоимости автомобиля;

— налоговые обязательства по НДС;

— списание суммы начисленного износа и остаточной сто(имости проданных автотранспортных средств;

— списание расходов, связанных с продажей основных средств;

— расчеты с покупателем;

— финансовый результат, связанный с продажей объекта основных средств. Что касается отражения продажи автотранспортных средств в налоговом учете, то тут возможны варианты. Выше мы уже указывали на противоречивость отдельных положений Налогового разъяснения и можно сказать, что в случае с продажей основных фондов групп 2 и 3 данный факт проявился в полной мере. Предметом противоречий в данном случае является вопрос, считать ли продажу основных фондов в налоговом учете выводом их из эксплуатации? В соответствии с п.2 Налогового разъяснения под выводом из эксплуатации отдельного объекта основных фондов необходимо понимать его ликвидацию, капитальный ремонт, реконструкцию, модернизацию и консервацию. В то же время пунктом 1 Налогового разъяснения в 2002 году приостанавливается действие пп.8.4.4 Закона о прибыли, который определяет порядок отражения в налоговом учете продажи основных фондов групп 2 и 3. Согласно пп.8.4.4 Закона о прибыли продажа основных фондов групп 2 и 3 является выводом их из эксплуатации. Следовательно, в 2002 году реализацию отдельных объектов указанных групп можно осуществлять по правилам пп.8.4.3 Закона о прибыли, т.е. как для объектов группы 1. К сожалению, четких указаний на этот счет в Налоговом разъяснении нет.

По нашему мнению, самый оптимальный выход из положения в данном случае

— это продавать в 2002 году автотранспортные средства (как и любые другие объекты групп 2 и 3) по цене, которая равна их балансовой стоимости, по крайней мере, до прояснения сложившейся ситуации (а еще лучше без особой необходимости воздержаться от продажи вообще). В случае, если стоимость продажи объекта превышает его балансовую стоимость, то в этом случае, на наш взгляд, осторожным налогоплательщикам следует воспользоваться порядком налогового учета продажи основных фондов, предусмотренным пп.8.4.3 Закона о прибыли для объектов группы 1. Это значит, что при продаже автотранспортных средств в 2002 году балансовую стоимость группы 2 следует уменьшить на сумму балансовой стоимости реализуемого объекта. Сумму превышения выручки от реализации над балансовой стоимостью объекта в этом случае необходимо будет включить в валовой доход предприятия. А продавать автотранспортные средства по цене ниже их балансовой стоимости вообще не рекомендуем, поскольку сразу возникает вопрос об отнесении разницы на валовые расходы. Можно, конечно, сумму превышения балансовой стоимости над выручкой от продажи отнести в валовые расходы (если вести налоговый учет продажи как для группы 1), однако, поскольку порядок учета продажи основных фондов групп 2 и 3 в 2002 году окончательно еще не уточнен, то лучше пока воздержаться от поспешных решений. Еще раз отметим, что однозначной и окончательной рекомендации о порядке отражения в налоговом учете реализации основных фондов групп 2 и 3 пока что дать невозможно(3).

Рассмотрим на примере возможный вариант отражения в бухгалтерском и налоговом учете операций по реализации автомобиля.

Предприятие в феврале 2002 года реализует автомобиль ГАЗ- 3302 по продажной стоимости 21000 грн. (в т.ч. НДС — 3500 грн.). Автомобиль приобретен в июле 1998 году, первоначальная стоимость (по данным бухгалтерского и налогового учета) составляет 28000 грн., износ по данным бухгалтерского учета составляет 15000 грн. Балансовая стоимость автомобиля в налоговом учете была рассчитана по п.3 Налогового разъяснения на 01.01.2002 г., исходя из следующих данных: балансовая стоимость основных фондов группы 2 предприятия на 01.01.2002 г. составляет 50000 грн., при этом в группе находятся 5 объектов и все они находятся в собственности предприятия (т.е. нет улучшений объекта аренды). Первоначальная стоимость инвентарных объектов, входящих в группу 2, составляет: передаваемого автомобиля (объект 1) — 28000 грн., объекта 2 — 17000 грн., объекта 3 — 18000 грн., объекта 4 21000 грн., объекта 5 — 16000 грн. Совокупная первоначальная стоимость инвентарных объектов, вошедших в состав группы 2, — 100000 грн.

Расчетная балансовая стоимость в налоговом учете каждой материальной ценности, входящей в состав группы 2, составит: передаваемого автомобиля ГАЗ-3302 — 28000 :

100000 х 50000 = 14000 грн.;

объекта 2 — 17000 : 100000 х 50000 = 8500 грн.;

объекта 3 — 18000 : 100000 х 50000 = 9000 грн.;

объекта 4 — 21000 : 100000 х 50000 = 10500 грн.;

объекта 5 — 16000 : 100000 х 50000 = 8000 грн.

Проверка расчетов: 50000 = 14000 + 8500 + 9000 + 10500 + 8000. Таким образом, балансовая стоимость реализуемого автомобиля по данным налогового учета составляет 14000 грн.

Рассмотрим, как можно отразить в бухгалтерском и налоговом учете операции по реализации автомобиля, применяя правила продажи, предусмотренные для 1-й группы основных фондов (см. табл.1).

В случае, если продажная стоимость автомобиля равна его балансовой стоимости, то порядок налогового учета в таком случае аналогичен приведенному в таблице 1, однако при этом ни валовых доходов, ни валовых расходов у предприятия не возникает.

Реализация автотранспорта по договорам мены (бартер)

Реализация основных средств вообще и, в частности, автомобилей по договорам мены (бартер) является одной из наиболее сложных операций при отражении как в бухгалтерском, так и налоговом учете. Тем не менее, многие предприятия пока еще вынуждены прибегать к бартеру по разным причинам. Уточним, как необходимо отражать в учете операции по обмену автомобиля в различных ситуациях.

Передача автотранспортных средств по договорам мены оформляется Актом приемки-передачи основных средств (типовая форма N ОЗ-1). На основании акта осуществляются соответствующие записи в инвентарных карточках и инвентарном списке. Регистры аналитического учета (инвентарные карточки) переданных автотранспортных средств прилагаются к документам, которыми оформлено выбытие таких активов. Такими документами являются: договор мены; акт оценки автомобиля или протокол согласования цены его реализации; доверенность юридического лицапокупателя (типовая форма N М-2).

Порядок налогового учета бартерных операций с основными фондами определяется двумя основополагающими законами: Законом о прибыли и Законом о НДС. Рассмотрим, каковы требования указанных нормативных документов.

Требования Закона о прибыли. Порядок отражения бартерных операций с основными фондами регулируется п.7.5 Закона о прибыли, согласно которому: «В валовой доход налогоплательщика включается прибыль от продажи (обмена, других видов отчуждения) основных фондов или нематериальных активов, подлежащих амортизации, определенная согласно статье 8 настоящего Закона». Сумма прибыли от обмена автомобиля на чтолибо, которая включается в вало(вой доход, зависит от его балансовой стоимости и продажной (договорной) стоимости. Сумму, которую следует включать в валовой доход при обмене автомобиля (в 2002 году), логично определить согласно пп.8.4.3 Закона о прибыли, т.е. как для объектов основных фондов группы 1 (руководствуясь содержанием Налогового разъяснения). Из содержания пп.8.4.3 Закона о прибыли следует, что валовой доход у предприятия, которое передает автомобиль, будет только тогда, когда цена продажи, указанная в бартерном договоре, будет больше балансовой стоимости передаваемого автомобиля. Во всех остальных случаях возникновением валового дохода можно считать уменьшение совокупной балансовой стоимости группы 2 на балансовую стоимость передаваемого автомобиля. Дата возникновения валового дохода при обмене автомобиля определяется согласно пп.11.3.4 Закона о прибыли, т.е. по первому событию: или дате передачи автомобиля, или дате оприходования товаров, получаемых взамен (основные фонды и в т.ч. автотранспортные средства по Закону о прибыли являются товарами (п.1.1 и п.1.6 Закона о прибыли)).

Требования Закона о НДС. НДС при бартерных (товарообменных) операциях согласно пп.4.2 Закона о НДС начисляется исходя из фактической цены операции, но не ниже обычной цены. Дата начисления налогового обязательства по НДС при обмене автомобиля согласно пп.7.3.4 Закона о НДС совпадает с датой увеличения валового дохода или уменьшения балансовой стоимости группы 2 основных фондов.

Порядок бухгалтерского учета бартерных (товарообменных) операций существенно отличается от их налогового учета. Для того, чтобы выяснить, возникает или нет доход у предприятия при обмене, необходимо подобными или неподобными активами оно обменивается. В соответствии с п.9 П(С)БУ 15 «Доход», если осуществляется обмен продукцией (товарами, работами, услугами и другими активами), которая подобна по назначению и имеет одинаковую справедливую стоимость, то доход не признается. В случае, если происходит обмен неподобными активами, то доходы и расходы признаются в момент отгрузки. Если же первым событием является получение активов, то расходы, непосредственно связанные с их получением, включают в первоначальную стоимость.

Активы, полученные по бартерным договорам, зачисляются на баланс по стоимости, которая также зависит от того, какими активами происходит обмен подобными или неподобными. Для основных средств согласно п.4 П(С)БУ 7 «Основные средства» подобными считаются те объекты, которые имеют одинаковое функциональное назначение и одинаковую справедливую стоимость (порядок определения которой указан в приложении к П(С)БУ 19 «Объединение предприятий»). При обмене подобными активами первоначальная стоимость полученного объекта ОС согласно п.12 П(С)БУ 7 «Основные средства» равна остаточной стоимости переданного. Если же остаточная стоимость переданного объекта превышает его справедливую стоимость, то первоначальной стоимостью полученного актива будет справедливая стоимость. Разницу включают в расходы отчетного периода. При обмене (или частичном обмене) на неподобный объект первоначальная стоимость приобретенного объекта определяется как справедливая стоимость переданного, увеличенная (уменьшенная) на сумму денежных средств или их эквивалентов, которая была передана (получена) во время обмена.

Рассмотрим, как отражаются бартерные операции с автотранспортными средствами в учете у предприятия, передающего автомобиль.

Предприятие заключило договор мены на сумму 27000 грн. (в т.ч. НДС 4500 грн.). Согласно договору предприятие передает автомобиль МАЗ-9758, первоначальная стоимость которого составляет 40000 грн., износ — 19000 грн., а в обмен получает товары. Договорная цена является справедливой стоимостью.

Балансовая стоимость автомобиля МАЗ-9758 по данным налогового учета 22000 грн.

Рассмотрим, как необходимо отразить в бухгалтерском и налоговом учете операции по обмену автомобиля на товары, при условии применения правил продажи, предусмотренных для 1-й группы основных фондов (см. табл.2).

Кроме обмена автомобиля на товары, возможен обмен автомобиля на неподобные объекты основных средств. Рассмотрим такой случай.

Пример 3. Предприятие заключило договор мены на сумму 18000 грн. (в т.ч. НДС — 3000 грн.). Согласно договору предприятие передает автомобиль ВАЗ-21093, первоначальная стоимость которого составляет 25000 грн., износ 12000 грн., а в обмен получает гидравлический пресс стоимостью 15000 грн. (в т.ч. НДС — 2500 грн.) и 3000 грн. доплаты. Договорная цена является справедливой стоимостью. Балансовая стоимость передаваемого автомобиля по данным налогового учета — 15000 грн.

Рассмотрим, как необходимо отразить в бухгалтерском и налоговом учете операции по обмену автомобиля на неподобный объект основных средств, в порядке, предусмотренном для объектов группы 1 (см. табл.3).

Ликвидация автотранспортных средств, непригодных для дальнейшего использования, по решению предприятия

Решение о ликвидации автомобиля, как правило, принимается в связи с его солидным возрастом, сильным физическим износом и непригодностью для дальнейшего эффективного или безопасного использования. Оформляется данная операция Актом на списание автотранспортных средств (типовая форма N ОЗ-4). На основании акта в бухгалтерии отмечают выбытие автомобиля в инвентарном списке основных средств (типовая форма N ОЗ-9) и в описи инвентарных карточек (типовая форма N ОЗ-7), а также изымают инвентарную карточку (типовая форма N ОЗ-6) из картотеки. Инвентарные карточки аналитического учета выбывших автотранспортных средств прилагают к актам на списание. На основании полученных актов и прочих документов, которые к ним прилагаются, бухгалтерия отражает в учете операции по списанию автотранспортных средств.

Бухгалтерский учет ликвидации автотранспортных средств по решению предприятия регламентируется П(С)БУ 7 «Основные средства». Согласно п.33 П(С)БУ 7 объект основных средств списывается с баланса (ликвидируется), если он не соответствует критериям признания активом, т.е. если этот объект в будущем уже не несет предприятию каких-либо экономических выгод.

При отражении операции по ликвидации автотранспортных средств по решению предприятия в налоговом учете советуем руководствоваться ст.7 Закона о Госбюджете 2002 и п.2 Налогового разъяснения, а также пп.7.4.1 и п.4.9 Закона о НДС. В учете налога на прибыль балансовая стоимость ликвидируемого автомобиля для целей амортизации приравнивается к нулю, а балансовая стоимость группы 2 уменьшается на балансовую стоимость такого объекта (п.2 Налогового разъяснения). Сумма НДС в размере, соответствующем недоамортизированной части ликвидируемого автомобиля, исключается из состава налогового кредита (пп.7.4.4 Закона о НДС). При этом налоговые обязательства:

— начисляют исходя из обычных цен, действующих на момент списания, если автомобиль еще пригоден к дальнейшей эксплуатации (абзац первый п.4.9 Закона о НДС);

— не начисляют, если автомобиль к дальнейшей эксплуатации не пригоден и в акте на его списание есть подтверждающие этот факт данные (абзац второй п.4.9 Закона о НДС)(4).

Следует отметить, что выгода (отдача) от использования автотранспортных средств со временем уменьшается и наступает такой момент, когда их использование по первоначальному назначению может стать уже невозможным, а ремонт невыгодным. Например, если автомобилю, которому исполнилось 15-20 лет, необходима замена двигателя, а автомобили данной серии уже давно сняты с производства, то новый двигатель в этом случае будет стоить больше, чем сам автомобиль (особенно если это подержанная иномарка, к которым у нас так не равнодушны). Предприятию выгоднее купить новый автомобиль, а этот разобрать на запчасти. Соответственно, без двигателя автомобиль не может использоваться по своему первоначальному назначению. В такой ситуации необходимо в акте на списание автотранспортного средства (в строке «Вывод комиссии») указать, что дальнейшая эксплуатация автомобиля невозможна, его необходимо списать с баланса, разобрать и оприходовать материальные ценности от ликвидации. Повторимся, что при этом налоговые обязательства по НДС не возникают.

Материальные ценности, полученные от ликвидации автомобиля, приходуются на баланс по цене возможной реализации, при этом в составе валовых доходов и валовых расходов они не отражаются (если в дальнейшем они будут реализованы, то в этом случае у предприятия возникнут валовые доходы и обязательства по НДС в обычном порядке)(5).

Рассмотрим, как необходимо отражать в учете операции по самостоятельной ликвидации автотранспортных средств.

Предприятие на основании актов на списание автотранспортных средств в апреле 2002 года ликвидирует:

1. Автомобиль ИЖ-2715, 1986 года выпуска, не пригодный к дальнейшей эксплуатации по причине неустранимого повреждения кузова коррозией (необходима замена кузова). Автомобиль приобретен в октябре 1997 года по цене 4800 грн. (в т.ч. НДС — 800 грн.). Первоначальная стоимость — 4000 грн., износ на момент ликвидации по данным бухгалтерского учета 3800 грн. В результате ликвидации оприходованы запчасти в сумме 900 грн.

Балансовая стоимость автомобиля в налоговом учете на момент ликвидации 300 грн.

2. Автомобиль «Мицубиси Галант» 1987 года выпуска, полностью не изношенный и еще пригодный к дальнейшей эксплуатации. В связи с частыми ремонтами и их высокой стоимостью было принято решение реализовать автомобиль, однако поскольку покупателей не нашлось, было принято решение его ликвидировать. Автомобиль приобретен в марте 1998 года по цене 9000 грн. (в т.ч. НДС — 1500 грн.). Первоначальная стоимость — 7500 грн., износ на момент ликвидации по данным бухгалтерского учета — 5400 грн. В результате ликвидации оприходованы запчасти в сумме 2600 грн., металлолом — 250 грн. Обычная цена продажи автомобиля (являющаяся базой для начисления НДС) составляет 3000 грн.

Балансовая стоимость автомобиля в налоговом учете на момент ликвидации 2400 грн.

В таблице 4 показан порядок отражения в учете ликвидации автотранспортных средств по самостоятельному решению предприятия в случаях, когда обязательства по НДС не начисляются (автомобиль ИЖ-2715) и когда начисляются (автомобиль «Мицубиси»).

Кража автотранспортных средств

При обнаружении кражи автотранспортных средств необходимо согласно абзацу «г» п.3 Инструкции по инвентаризации основных средств, нематериальных активов, товарно-материальных ценностей, денежных средств, документов и расчетов, утвержденной приказом Минфина Украины от 11.08.94 г. N 69, в день установления факта кражи провести инвентаризацию для удостоверения недостачи товарно-материальных ценностей. При этом инвентаризационная комиссия составляет инвентаризационную опись (форма N Інв-1), в которой документально фиксируют недостачу, и протокол заседания инвентаризационной комиссии, где указывают причины недостачи автомобиля, требование к материально ответственному лицу письменно изложить ее причины, решение о списании украденного автомобиля и установлении виновного лица для последующего возмещения ущерба. Затем инвентаризационную опись передают в бухгалтерию для составления сличительной ведомости (форма N Інв-18). Результаты инвентаризации фиксируются в ведомости результатов инвентаризации и в акте инвентаризации.

Одновременно необходимо подать в милицию заявление о возбуждении дела о краже, которое подписывают руководитель и главный бухгалтер предприятия. Заявление после рассмотрения в милиции возвращается на предприятие с решением возбудить уголовное дело или отказать в его возбуждении.

С позиции бухгалтерского учета украденное автотранспортное средство не может считаться активом предприятия, поскольку оно больше не контролируется предприятием. В соответствии с п.33 П(С)БУ 7 «Основные средства» его стоимость необходимо списать на расходы предприятия. Однако, такой автомобиль продолжают учитывать на забалансовом счете 072 «Невозмещенные недостачи и потери от порчи ценностей» до момента окончательного возмещения или до истечения срока исковой давности (т.е. 3 года).

В налоговом учете порядок отражения кражи автотранспортных средств, как обычно, сложнее. В Законе о прибыли четко выписан порядок отражения кражи основных средств только в случае, если предприятием принято решение о его замене. Если предприятие заменяет украденный автомобиль, то (приняв за основу, что Налоговое разъяснение распространяется и на случаи кражи объектов групп 2 и 36), по всей видимости, следует руководствоваться пп.8.4.8 Закона о прибыли (в части, касающейся основных фондов группы 1). Это значит, что в отчетном периоде, на который приходится такая замена, увеличить валовые расходы на сумму балансовой стоимости автомобиля 7, который подлежит вынужденной замене, а его стоимость приравнять к нулю. При этом согласно пп.8.4.9 Закона о прибыли (для группы 1) необходимо будет увеличить валовой доход на сумму компенсации за украденный автомобиль в том налоговом периоде, когда произойдет компенсация ущерба от кражи виновным лицом или страховой организацией. Если предприятие не заменяет украденный автомобиль, то порядок его ликвидации будет регулироваться п.2 Налогового разъяснения, согласно которому балансовую стоимость украденного автомобиля следует приравнять к нулю, а балансовую стоимость группы 2 уменьшить на балансовую стоимость такого объекта. В случае, если украденный объект не был заменен, а предприятие получило компенсацию от виновного лица, то на ее сумму согласно пп.4.2.3 Закона о прибыли валовой доход не возникает.

Что касается НДС, то здесь следует отметить, что:

— если предприятие не получает компенсацию за украденный автомобиль, налоговый кредит по НДС, полученный при приобретении похищенного объекта остается без изменений(8);

— если предприятие получает компенсацию(9) за украденный автомобиль, то налоговый кредит по НДС, полученный при приобретении украденного объекта, сторнируется на сумму НДС, соответствующую его недоамортизированной стоимости.

Рассмотрим учет недостачи автомобиля в связи с кражей, его замену, а также получение компенсации от виновного лица. Пример 5. 3 января 2002 года с территории предприятия был похищен легковой автомобиль ВАЗ-2108. Его первоначальная стоимость (по данным бухгалтерского и налогового учета) 20000 грн. Износ на дату кражи — 11000 грн.

По данным налогового учета балансовая стоимость на момент кражи составляла — 9500 грн.

Поскольку автомобиль не был застрахован, размер ущерба на дату

совершения кражи предприятие рассчитывает согласно Порядку определения размера убытков от хищения, недостачи, уничтожения (порчи) материальных ценностей, утвержденному постановлением КМУ от 22.01.96 г. N 116, по формуле:

Р = ((Бс — А) х Иинф. + НДС + Асб) х 2, где

Р — размер ущерба;

Бс — балансовая стоимость материальных ценностей на момент установления факта их хищения, недостачи, уничтожения (порчи);

А — амортизационные отчисления;

Иинф. — общий индекс инфляции, который рассчитывается на основании индексов инфляции, ежемесячно определяемых Министерством статистики;

НДС — размер налога на добавленную стоимость(10),

Асб — размер акцизного сбора.

Рассчитаем ущерб (индекс инфляции условно равен 1):

Р = ((20000 — 11000) х 1 + 1900) х 2 = 21800 грн.

По состоянию на 15 февраля 2002 года виновное лицо не было установлено.

Взамен украденного автомобиля был приобретен 15.02.2002 г. легковой автомобиль ВАЗ-21099, первоначальная стоимость которого составила 22500 грн., кроме того НДС — 4500 грн.

По решению суда от 11.04.2002 г. гражданин Смирнов В.В., признанный виновным в краже автомобиля, возмещает предприятию причиненный ущерб в сумме 21800 грн.

Порядок отражения в учете списания автомобиля в связи с кражей, его замены и получения компенсации от виновного лица в течение 2 налоговых периодов приведен в таблице 5.

Передача (взнос) автотранспортных средств
в уставный капитал другого юридического лица

Предприятия могут передавать автотранспортные средства в качестве инвестиций (вложений) в ценные бумаги и уставный капитал других предприятий и организаций. Документами, которые служат основанием для списания переданных автотранспортных средств, являются: решение учредителей (участников) о передаче основных средств; акт оценки имущества; акт приемки-передачи основных средств (форма N ОЗ-1); доверенность получателя (форма N М-2).

В бухгалтерском учете взносы в уставный капитал определяют как финансовые инвестиции — активы, которые содержит предприятие для увеличения прибыли (процентов, дивидендов и т.п.), роста стоимости капитала или других выгод для инвестора. Порядок их учета определен Положением (стандартом) бухгалтерского учета 12 «Финансовые инвестиции», утвержденным приказом МФУ от 26.04.2000 г. N 91. Стоимость приобретенной инвестиции равна справедливой стоимости переданного автомобиля (согласно п.6 П(С)БУ 12 «Финансовые инвестиции»). Доход или расходы от приобретения финансовой инвестиции возникают у предприятия в случае разницы между справедливой и остаточной стоимостью переданного автомобиля. Возникшая положительная или отрицательная разница отражается в составе прочих доходов или расходов обычной деятельности соответственно.

В налоговом учете согласно пп.1.28.2 Закона о прибыли хозяйственная операция, предусматривающая внесение имущества в уставный фонд юридического лица в обмен на корпоративные права, называется прямой инвестицией.

Рассмотрим порядок учета налога на прибыль при внесении автомобиля в качестве взноса в уставный фонд. Следует отметить, что в этом вопросе есть много неясного и непонятного, однако во избежание возможных недоразумений, изложим то видение данного вопроса, которого придерживается ГНАУ в письмах от 14.12.99 г. N 7138/6/15-1116; от 20.12.99 г. N 7236/6/15-0216; от 17.03.2000 г. N 13264/6/15-1116. Согласно п.1.31 Закона о прибыли продажа товаров — это операции по любым гражданско-правовым договорам, предусматривающим передачу прав собственности за плату или компенсацию. Основные фонды (в т.ч. и автотранспортные средства) согласно п.1.1 и 1.6 Закона о прибыли являются товарами. Как правило, предприятие становится собственником имущества, которое передается учредителями для формирования его уставного капитала (ст.12 Закона Украины «О хозяйственных обществах»). И поскольку автомобиль передают в обмен на корпоративные права, следовательно, происходит передача прав собственности за компенсацию в виде корпоративных прав. Таким образом, происходит операция продажи автомобиля. Поскольку порядок отражения в налоговом учете вывода из эксплуатации объектов групп 2 и 3 в связи с продажей в настоящее время довольно туманен, позволим себе снова предложить отражать продажу (взнос в уставный капитал) автотранспортных средств в порядке, предусмотренном для группы 1. Это значит, что при передаче автомобиля в уставный фонд совокупную балансовую стоимость группы 2 необходимо уменьшить на сумму балансовой стоимости такого автомобиля. При этом стоимость превышения полученных корпоративных прав над балансовой стоимостью передаваемого объекта следует включить в валовые доходы. Рекомендуем до прояснения ситуации с налоговым учетом продажи основных фондов групп 2 и 3 полученные корпоративные права не оценивать ниже балансовой стоимости передаваемых автотранспортных средств, чтобы избежать необходимости увеличивать валовые расходы на сумму разницы. Далее, поскольку имеет место операция с корпоративными правами, то в соответствии с пп.7.6.5 Закона о прибыли необходимо вести отдельный учет такой операции. Затратами в данном случае будет стоимость полученных корпоративных прав, а доход возникнет только в случае возврата по требованию предприятия своих корпоративных прав в виде переданного автомобиля. Если доход превысит затраты, то разницу включат в валовой доход предприятия. Отметим, что отдельный учет согласно пп.7.6.5 Закона о прибыли не ведется при ликвидации предприятия-эмитента корпоративных прав. В этом случае превышение номинальной стоимости корпоративных прав включается в валовой доход предприятия-инвестора в соответствии с пп.4.2.12 Закона о прибыли. По учету НДС при внесении автомобиля в уставный фонд необходимо отметить, что согласно пп.3.2.8 Закона о НДС не являются объектом налогообложения операции по передаче основных фондов как взноса в уставный фонд юридического лица для формирования его целостного имущественного комплекса в обмен на эмитированные им корпоративные права. Под целостным имущественным комплексом в пп.3.2.8 Закона о НДС подразумеваются активы, совокупность которых обеспечивает ведение отдельной предпринимательской деятельности на постоянной и регулярной основе и срок использования которых превышает 12 календарных месяцев. Понятие «основные фонды» согласно п.1.11 Закона о НДС соответствует аналогичному значению, определенному Законом о прибыли. Далее, в соответствии с пп.7.4.2 Закона о НДС при осуществлении операций по продаже товаров (автомобиля), освобожденных от налогообложения или не являющихся объектом налогообложения согласно статьям 3 и 5 Закона о НДС, суммы налога, уплаченные в связи с приобретением товаров (передаваемого автомобиля), стоимость которых относится к составу основных фондов, подлежащих амортизации, относятся соответственно на увеличение стоимости основных фондов и в налоговый кредит не включаются. Так как передача в уставный фонд автомобиля не является объектом обложения НДС на основании ст.3 Закона о НДС (т.е. в случае формирования целостного имущественного комплекса), то сумму НДС, приходящуюся на недоамортизированную часть стоимости передаваемого автомобиля, которая была включена в налоговый кредит при его приобретении, по нашему мнению, следует сторнировать и отнести в стоимость передаваемого автомобиля. Необходимо отметить, что до появления Налогового разъяснения точно рассчитать недоамортизированную долю можно было только по основным фондам группы 1. По основным фондам 2 группы, к которой относятся и автотранспортные средства, такой расчет был весьма приблизителен (поскольку налоговый учет велся в целом по группе). С появлением Налогового разъяснения эту проблему можно считать решенной.

Рассмотрим, как отражается в учете предприятия-инвестора передача автомобиля для формирования уставного капитала предприятия-эмитента. Пример 6. ООО «Полет» передает в уставный капитал ООО «Метеор» 15.02.2002 г. автомобиль ГАЗ-33021. В бухгалтерском учете первоначальная стоимость автомобиля составляет 15000 грн., износ по данным бухгалтерского учета составляет 7000 грн. Справедливая стоимость данного автомобиля, согласованная учредителями и отраженная в акте оценки имущества, определена в сумме 10000 грн., при этом доля ООО «Полет» в уставном фонде ООО «Метеор» составила 52%. Балансовая стоимость передаваемого автомобиля на момент передачи в уставный капитал ООО «Метеор» составила 7500 грн. Порядок отражения в учете ООО «Полет» (инвестора) взноса в уставный капитал приведен в таблице 6.

1 — Опубликовано в газете «Все о бухгалтерском учете» N 17 за 2002 год. 2 — См. статью «Операции с основными фондами 2-й и 3-й групп в 2002 году: налоговый и бухгалтерский учет», опубликованную в газете «Все о бухгалтерском учете» NN 34, 40 за 2002 год.

3 — Все варианты отражения в налоговом учете продажи объектов 2-й и 3-й групп рассмотрены в статье «Операции с основными фондами 2-й и 3-й групп в 2002 году: налоговый и бухгалтерский учет», опубликованной в газете «Все о бухгалтерском учете» N 34 за 2002 год.

4 — О документах, дающих основание не начислять НДС при самостоятельной ликвидации объектов, читайте в газете «Все о бухгалтерском учете» N 32 за 2001 г., с.52-56.

5 — Подробнее см. статью «Учет запчастей и металлолома, образовавшихся в результате ремонта, ликвидации основных средств», опубликованную в газете «Все о бухгалтерском учете» N 25 за 2002 год.

6 — Более подробно о всех вариантах налогового учета кражи читайте в статье «Операции с основными фондами 2-й и 3-й групп в 2002 году», опубликованной в газете «Все о бухгалтерском учете» N 40 за 2002 г.

7 — Не рекомендуем увеличивать валовые расходы, не имея справки о возбуждении уголовного дела по факту кражи, выданной правоохранительными органами.

8 — Применяется только, если украденный автомобиль был заменен и валовые расходы были увеличены на сумму его балансовой стоимости. В противном случае налоговый кредит по НДС сторнируется на сумму, соответствующую недоамортизированной стоимости объекта.

9 — Согласно Порядку определения размера убытков от хищения, недостачи, уничтожения (порчи) материальных ценностей, утвержденному постановлением КМУ от 22.01.96 г. N 116, в составе компенсации предприятие получает и сумму НДС, начисленную на остаточную стоимость украденного автомобиля.

10 — Сумму НДС на недоамортизированную стоимость объекта определяем от балансовой стоимости объекта, полученной по данным налогового учета.

«Все о бухгалтерском учете» N 43(710), 14 мая 2002 г.
Подписной индекс 35200