Списание основных средств в бюджетном учреждении в 2018 году

05.09.2018 Выкл. Автор admin

Содержание:

Как списать основные средства, не соответствующие критериям актива

Нормативное регулирование

С 01.01.2018 при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений применяется Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Основные средства», утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 № 257н (далее — Стандарт).

Согласно пункту 7 Стандарта, основные средства — являющиеся активами материальные ценности. В пункте 8 Стандарта говорится:

Выдержка из документа

«Материальная ценность подлежит признанию в бухгалтерском учете в составе основных средств (далее — объект основных средств) при условии, что субъектом учета прогнозируется получение от ее использования экономических выгод или полезного потенциала.

Объекты основных средств, не приносящие субъекту учета экономические выгоды, не имеющие полезного потенциала и в отношении которых в дальнейшем не предусматривается получение экономических выгод, учитываются на забалансовых счетах Рабочего плана счетов субъекта учета, утвержденного субъектом учета в рамках его учетной политики».

В соответствии с подпунктом «б» пункта 45 Стандарта признание объекта основных средств в бухгалтерском учете в качестве актива прекращается в случае выбытия объекта имущества, а также при решении субъекта учета о прекращении использования объекта ОС для целей, предусмотренных при приз-нании ОС, и прекращении получения субъектом учета экономических выгод или полезного потенциала от дальнейшего использования субъектом учета объекта основных средств. При прекращении признания объекта основных средств в качестве актива субъектом учета отражается выбытие с бухгалтерского учета объекта ОС на соответствующих балансовых счетах бухгалтерского учета — по кредиту соответствующих балансовых счетов учета основных средств (п. 46 Стандарта).

Следует отметить, что и до вступления в силу Стандарта «Основные средства» подобные положения были в Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее — Инструкция
№ 157н). Согласно пункту 51 Инструкции № 157н решение о списании объекта основных средств принимается на основании морального и физического износа объекта основных средств, нецелесообразности дальнейшего использования объекта основных средств, его непригодности, невозможности или неэффективности его восстановления. При этом пунктом 335 Инструкции № 157н предусмотрено, что до момента утилизации, уничтожения имущество, в отношении которого принято решение о списании (прекращении эксплуатации), следует учитывать на забалансовом счете 02 «Материальные ценности, принятые на хранение».

Соответствующие бухгалтерские записи приведены в инструкциях по учету. Например, согласно пункту 10 Инструкции по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н (далее — Инструкция № 162н) в редакции приказа Минфина России от 17.08.2015 № 127н:

Выдержка из документа

«выбытие объектов основных средств, пришедших в негодность, при принятии решения об их списании отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 010400000 „Амортизация» (010411410 — 010413410, 010415410, 010418410, 010431410 — 010438410), счета 040110172 „Доходы от операций с активами» и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 010100000 „Основные средства» (010111410 — 010113410, 010115410, 010118410, 010131410 — 010138410), с одновременным отражением выбывшего из эксплуатации имущества на забалансовом счете 02 „Материальные ценности, принятые на хранение» до момента его демонтажа и (или) утилизации;

при принятии решения о списании по иным основаниям, а также при принятии решения о прекращении эксплуатации объекта учета, в том числе по причине физического, морального износа объекта учета — по дебету соответствующих счетов аналитичес-кого учета счета 010400000 „Амортизация», счета 040110172 „Доходы от операций с активами» и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 010100000 „Основные средства» с одновременным отражением выбывшего из эксплуатации имущества на забалансовом счете 02 „Материальные ценности, принятые на хранение» до момента его демонтажа и (или) утилизации;».

Согласно пункту 12 Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреж-дений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н (далее — Инструкция № 174):

Выдержка из документа

«при принятии решения о списании по иным основаниям, а также при принятии решения о прекращении эксплуатации объекта учета, в том числе по причине физического, морального износа объекта учета, — по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 010400000 „Амортизация», счета 040110172 „Доходы от операций с активами» и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 010100000 „Основные средства». Одновременно выбывшие из эксплуатации объекты имущества, поступившие на хранение до момента их демонтажа и (или) утилизации, отражаются на забалансовом счете 02 «Материальные ценности, принятые на хранение»;».

Согласно пункту 34 Инструкции № 157н «выбытие основных средств, нематериальных, непроизведенных активов, материальных запасов, в отношении которых установлен срок эксплуатации, (в т. ч. в результате принятия решения об их списании) осуществляется, если иное не установлено указанной Инструкцией, на основании решения постоянно действующей комиссии по поступлению и выбытию активов, оформленного оправдательным документом (первичным (сводным) учетным документом) — Актом по форме, установленной нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с законодательством РФ Министерством финансов РФ».

Письмом Минфина России от 15.12.2017 № 02-07-07/84237 доведены Методические указания по применению федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Основные средства», утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 № 257н (далее — Методические указания).

В разделе 10 Методических указаний уточняется: «Комиссия по поступлению и выбытию составляет Акт о списании (ф. 0504104), в котором должно быть основание для принятия решения о прекращении использования объекта основных средств. Такое решение также может принять инвентаризационная комиссия, о чем составляется Акт о результатах инвентаризации (ф. 0504835), который служит основанием для выбытия основного средства с баланса. На основании принятых комиссией решений бухгалтерией составляется Бухгалтерская справка (ф. 0504833), в которой отражаются бухгалтерские записи по выбытию основных средств с баланса с одновременным отражением информации об указанных объектах имущества на забалансовом счете 02 „Материальные ценности, принятые на хранение»».

В разделе 3 Методических указаний уточняется: «Объекты основных средств, по которым комиссией по поступлению и выбытию активов субъекта учета установлена неэффективность дальнейшей эксплуатации, ремонта, восстановления (несоответствие критериям актива), подлежат отражению на забалансовом счете 02 „Материальные ценности, принятые на хранение» до дальнейшего определения функционального назначения указанного имущества (вовлечения в хозяйственный оборот, продажи или списания). Дальнейшее начисление амортизации на указанные объекты имущества не производится.».

Согласно заключительным положениям раздела 3 Методических указаний: «В целях выявления объектов основных средств, которые в ходе владения (пользования) перестали соответствовать критериям активов, комиссией субъекта учета при проведении инвентаризации определяется статус объекта, характеризующий его состояние (в эксплуатации, временно не эксплуатируется, реконструируется и т. п.), и целевая функция (эксплуатируется, подлежит ремонту (восстановлению)».

С этой целью приказом Минфина России от 17.11.2017 № 194н внесены изменения в форму 0504087 «Инвентаризационная опись (сличительная ведомость) по объектам нефинансовых активов», утв. приказом Минфина России от 30.03.2015 № 52н (далее — Приказ № 52). В нее добавлены графы для отражения статуса объекта учета (гр. 8) и целевой функции актива (гр. 10). В Методических указаниях по применению формы 0504087 (часть 3 Приложения № 5 к Приказу № 52н) даны рекомендации по заполнению новых граф.

В разделе 3 Методических указаний также сказано, что «определение объектов имущества, не соответствующих критериям актива, возможно как при инвентаризации, проводимой в целях формирования годовой отчетности (по иным обязательным основаниям), так и в течение года — по мере необходимости.».

Таким образом, списание объектов ОС, не соответствующих критериям актива, на забалансовый счет 02 возможно как при инвентаризации, проводимой в целях формирования годовой отчетности (по иным обязательным основаниям), так и в течение года — по мере необходимости. Такое списание производится в обычном порядке — в текущем периоде или 31 декабря отчетного года, если инвентаризация проводилась в целях составления годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности (п. 20 Инструкции № 157н).

Оформление списания основных средств в «1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8»

В программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» редакции 1 для списания объектов основных средств, которые перестали соответствовать критериям для признания актива, применяются следующие документы: Списание инвентарного объекта, Списание хоз. инвентаря, Списание библиотечного фонда с операцией Выбытие ОС пришедших в негодность и на нужды учреждения (401.10.172).

Для отражения объектов на забалансовом счете 02 «Материальные ценности, принятые на хранение»
в документе следует установить флаг Принять на хранение (02.1). Подробнее об оформлении списания объектов основных средств на забалансовый счет 02 можно прочитать в разделе методической поддержки редакции 1 программы на ресурсах ИТС-БЮДЖЕТ, в статье «Выбытие объектов основных средств, пришедших в негодность».

В редакции 2 программы «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» применяются документы:

  • Списание объектов ОС, НМА, НПА (кроме транспорта) с типовой операцией Списание пришедших
    в негодность объектов ОС, НМА, НПА (401.10.172);
  • Списание транспорта с типовой операцией Списание пришедших в негодность транспортных средств (401.10.172);
  • Списание мягкого и хоз. инвентаря (ОС) с типовой операцией Списание хоз. Инвентаря;
  • Списание библиотечного фонда с типовой операцией Списание пришедшего в негодность библиотечного фонда.

Для отражения объектов на забалансовом счете 02 «Материальные ценности, принятые на хранение» в документе следует установить флаг Принять на хранение (02.1) (рис. 1).

При проведении документа в «1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8» формируются бухгалтерские записи по списанию балансовой стоимости и амортизации в корреспонденции со счетом 401.10.172 «Доходы от операций с активами», а также по принятию к учету на забалансовый счет 02.1 «ОС, принятые на ответственное хранение» в условной оценке: один объект — один рубль.

Согласно пункту 335 Инструкции № 157н, материальные ценности, полученные (принятые) учреждением, учитываются на забалансовом счете 02 «Материальные ценности, принятые на хранение» на основании первичного документа, подтверждающего получение (принятие на хранение (в переработку)) учреждением материальных ценностей, по стоимости, указанной в документе передающей стороной (по стоимости, предусмотренной договором), а в случае одностороннего оформления акта учреждением в условной оценке: один объект, один рубль.

В данном случае акт оформляется учреждением в одностороннем порядке, поэтому к учету на забалансовый счет 02.1 «ОС, принятые на ответственное хранение» объекты принимаются в условной оценке: один объект — один рубль.

Из документов могут быть сформированы как Акт о списании объектов нефинансовых активов (кроме транспортных средств) (ф. 0504104), так и Бухгалтерская справка (ф. 0504833).

Порядок списания основных средств в бюджетных учреждениях в 2018 году

Сегодня в отчетности необходимо внимательно относиться к отражению именно основных средств. Так как налоговые органы, иные контролирующие организации внимательно проверяют именно данный раздел отчетности.

При возникновении определенных условия основные средства должны быть списаны соответствующим образом. Данная процедура также имеет свои нюансы, особенности.

Содержание

При отсутствии соответствующего опыта со всеми нюансами нужно ознакомиться заранее. Так как наличие ошибок приведет к наложению штрафа, иным сложностям. Порядок списания основных средств отражается в действующих законодательных актах.

Важные аспекты ↑

Постановление о списании основных средств в бюджетных учреждениях 2018 должно выполняться в точности. Законодательные акты, на основе которых осуществляются все процедуры с ОС, должны соблюдаться неукоснительно.

Существует специальная форма для списания подобного рода ОС. Нередко путем списания осуществляются различные коррупционные схемы. Так нелегально муниципальная собственность переводится в частную.

К основным вопросам, рассмотреть которые нужно заранее, стоит отнести следующие:

  • что это такое?
  • с какой целью проводится?
  • законодательная база.

Что это такое?

Форма списания основных средств в бюджетных учреждениях в 2018 году устанавливается стандартная. Она является общей для бюджетных и других учреждений.

Непосредственно под процедурой списания подразумевается снятие ОС с учета. Причины тому должны никоим образом не зависеть от воли руководителя предприятия, быть непреодолимыми.

Списание осуществляется, если имеет место:

В некоторых случаях возможно осуществлять списание основных средств по иным основаниям.

Например, если имеет место:

  • продажа;
  • обмен на равное по стоимости имущество;
  • взнос – в уставной капитал.

При этом важно помнить, что списание и передача основных средств иному предприятию – разные процедуры. Имеются некоторые отличия в отражении соответствующих процедур.

С какой целью проводится

Списание основных средств и отражение данной процедуры позволяет одновременно решить большое количество задач.

К основным можно отнести:

Само же списание позволяет решить следующие задачи:

  • уменьшить расходы на содержание морально устаревшего имущества;
  • оптимизация производства;
  • увеличение доходности предприятия;
  • создание филиалов, дополнительных подразделений.

В некоторых случаях списание основных средств позволяет решить некоторые другие задачи.

Законодательная база

Все основные средства обязательно должны отражаться в соответствии с нормативными документами в бухгалтерской отчетности.

Основополагающим нормативно-правовым документом, в соответствии с которым осуществляется отражение основных средств, является Приказ Министерства финансов РФ №26н от 30.03.01 г. (оно устанавливает основные положения бухгалтерского учета), а также ПБУ 6/01.

В него входят следующие разделы:

Также существует внушительный список разнообразных приложений к основным документам. В них отражается перечень установленных стандартных форм, непосредственно связанных с отражением ОС в бухгалтерской отчетности.

В него входят обозначенные ниже основные подразделы:

В обозначенных выше документах представлены основные, наиболее существенные моменты, связанные с процедурой формирования отчетности по основным средствам.

Именно на основании данной отчетности проводится анализ эффективности их использования. Финансовые показатели организации, представляемые в специальной статистике, берутся именно оттуда.

Стоит заранее рассмотреть все особенности, нюансы. В случае несоответствия информации, представленной в статистических данных действительности возможны серьезные проблемы.

Так как обычно подобная информация используется для стратегического планирования. На основании неверных данных будут приняты неправильные решения. Что в совокупности приведет к убыткам. Величина их зависит от размера погрешности.

Правила списания основных средств в бюджетных учреждениях ↑

Перечень правил списания основных средств достаточно обширен. В то же время соблюдение их не составляет труда. Важно лишь помнить о необходимости формирования перечня обязательных документов.

Как формируется акт о списании основного средства, читайте здесь.

Они устанавливаются за законодательном уровне. По возможности стоит со всеми ними заранее ознакомиться. При отсутствии соответствующего опыта оптимальным решением является рассмотрение примеров соответствующих форматов.

К основным вопросам, рассмотреть которые нужно будет заранее, можно отнести:

  • необходимые документы;
  • формирование приказа;
  • пошаговая инструкция;
  • отражение проводками.

Необходимые документы

В перечень документов, которые используются для реализации различных процедур, связанных с ОС, входит следующее:

Помимо установленных на законодательном уровне формат существуют также некоторые другие. Формат их в законодательстве не отражается. Но при этом их содержимое не должно нарушать действующих нормативных документов.

В перечень таковых входит:

Перечень различных документов достаточно обширен. Стоит избегать допущения в них различного рода ошибок. Это может привести к достаточно серьезным проблемам при проверке налоговыми органами.

Формирование приказа

В интернете не составит труда найти образец специального приказа для отражения процедуры списания ОС. Важно лишь использовать в качестве источника достоверные, хорошо себя зарекомендовавшие источники.

Так можно будет избежать различных проблем, нарушений. Сам приказ такого типа обязательно включает в себя следующие данные:

  • наименование приказа;
  • дата составления;
  • дата списания основных средств;
  • основания для списания основных средств;
  • документальное подтверждение необходимости списания ОС (например заключение комиссии);
  • формулировка подтверждения действия исполнительных органов предприятия: «Утверждаю прилагаемый перечень имущества для списания»;
  • подпись руководителя;
  • дата подписания.

Также по возможности стоит проставить на документе печать организации – но это не является обязательной процедурой. Допускаются некоторые отклонения от рассматриваемого типа алгоритма составления приказа.

Пошаговая инструкция

Сам алгоритм списания основных средств осуществляется согласно следующему алгоритму:

Сам акт списании основных средств должен включать в себя следующее:

  • год производства объекта, дата ввода его в эксплуатацию;
  • дата поступления объекта на предприятие;
  • стоимость объекта — первоначальная, переоцененная;
  • сумма, начисленная на износ объекта;
  • предполагаемый срок эксплуатации;
  • срок использования – фактический;
  • обозначаются проводки, имеющие отношение к ОС;
  • проведение ремонта ОС;
  • основания для проведения процедуры списания.

Если основные средства должны быть списаны по причине возникновения чрезвычайной ситуации, то необходимо будет обязательно прикрепить специальный акт. В нем отражается информация происшествии, самом стихийном бедствии.

После подготовки всех необходимых в таком случае документов необходимо будет обязательно отразить соответствующим образом все операции проводками. Они могут существенно отличаться в зависимости от типа основных средств, иных нюансов.

Отражение проводками

Если проведение процедуры списания основных средств выполняется по собственной инициативе (в случае необходимости ликвидации), то в бухгалтерской отчетности подобная процедура должна отражаться следующим образом:

Списание основных средств в бюджетном учреждении в 2018 году

СПИСАНИЕ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ, НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ И НЕПРОИЗВЕДЕННЫХ АКТИВОВ В УЧЕТЕ БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Бюджетные учреждения, как и иные экономические субъекты, осуществляя свою деятельность, используют основные средства, нематериальные и непроизведенные активы. Стоимость выбывающих по определенным причинам активов подлежит списанию с бухгалтерского учета.
В предлагаемой читателям статье мы расскажем о том, в каких случаях можно вести речь о выбытии основных средств, нематериальных и непроизведенных активов, как документально оформить и отразить эти операции в учете бюджетного учреждения.

Для начала отметим, что правовое положение бюджетных учреждений регулируется Гражданским кодексом Российской Федерации (далее — ГК РФ), Бюджетным кодексом Российской Федерации, а также Федеральным законом от 12.01.1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон N 7-ФЗ).
Статьей 32 Закона N 7-ФЗ определено, что некоммерческие организации, одной из форм которых являются бюджетные учреждения, обязаны вести бухгалтерский учет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Документом, устанавливающим единые требования к бухгалтерскому учету в Российской Федерации, является Федеральный закон от 06.12.2011 г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», сфера действия которого распространяется в том числе на некоммерческие организации.
К документам в области регулирования бухгалтерского учета относятся федеральные и отраслевые стандарты, рекомендации в области бухгалтерского учета, стандарты экономического субъекта (пункт 1 статьи 21 Закона N 402-ФЗ).
Программа разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора на 2017 — 2019 г. утверждена Приказом Минфина России от 31.10.2017 г. N 170н. Программой предусмотрена разработка и утверждение более чем двух десятков новых стандартов, а также внесение изменений в действующие нормативные правовые акты.
С 01.01.2018 г. вступили в действие пять федеральных стандартов. Поскольку не все предусмотренные Законом N 402-ФЗ федеральные и отраслевые стандарты утверждены, до их утверждения применяются правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, утвержденные уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и Центральным банком Российской Федерации до дня вступления в силу Закона N 402-ФЗ, то есть до 01.01.2013 г., в частности:
— Приказ Минфина России от 01.12.2010 г. N 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» (далее — Инструкция N 157н);
— Приказ Минфина России от 16.12.2010 г. N 174н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению» (далее — Инструкция N 174н).
Отметим, что названные документы должны применяться в части, не противоречащей утвержденным и введенным с 01.01.2018 г. федеральным стандартам бухгалтерского учета для организаций государственного сектора.

Одним из новых федеральных стандартов, вступивших в действие с 01.01.2018 г.

Обратите внимание. Доступ к полному содержимому данного документа ограничен.

В данном случае предоставлена только часть документа для ознакомления и избежания плагиата наших наработок.
Для получения доступа к полным и бесплатным ресурсам портала Вам достаточно зарегистрироваться и войти в систему.
Удобно работать в расширенном режиме с получением доступа к платным ресурсам портала, согласно прейскуранту.

Списание основных средств в бюджетных учреждениях в 2018 году

Каковы основные правила списания ОС в бюджетной системе?

На практике списание основных средств в бюджетных учреждениях осуществляется в соответствии с ведомственными инструкциями. Но формируются они главным образом на основе Положения о списании федерального имущества по постановлению Правительства России от 14.10.2010 № 834. Поэтому при определении правил списания основных средств в бюджетных учреждениях можно ориентироваться и на этот источник норм. К тем, что заслуживают наибольшего внимания, можно отнести следующие нормы Положения:

  1. Об основаниях для списания имущества.

Ими могут быть (пп. 2, 3 Положения):

  • невозможность для дальнейшей эксплуатации вследствие поломки и иных причин;
  • физический и моральный износ объекта ОС;
  • потеря основного средства вследствие уничтожения;
  • хищение основного средства при последующей неудаче в его поисках.

Еще варианты (п. 13.2 Приложения к приказу Департамента культуры города Москвы от 19.05.2016 № 331):

  • продажа, мена, дарение объекта ОС;
  • внесение ОС в качестве вклада в уставный капитал сторонней организации.
  1. О согласовании списания ОС с вышестоящим органом.

Списание федерального имущества во всех случаях требует согласования с федеральными структурами — например, если списывается недвижимое имущество (подп. «г» п. 4 Положения).

В случае если имущество списывается вследствие проведения сделки (купли-продажи, мены, дарения), то согласованию подлежит не процедура списания, а сама сделка. А если планируется утилизация списанного основного средства в бюджетном учреждении, то подлежит согласованию само списание.

  1. О документировании списания ОС.

Основной документ в данном случае — акт списания основного средства в бюджетном учреждении. Его составляет специальная комиссия по списанию ОС (п. 10 Положения, п. 13.5.8 Приложения к приказу 331).

Документирование списания ОС: акт и протокол комиссии

Рассматриваемый документ составляется по формам, утвержденным приказом Минфина России от 30.03.2015 № 52н:

  • 0504104 — если списывается ОС, не являющееся транспортным средством;
  • 0504105 — если списывается ОС, являющееся ТС.
  • 0504143 — для мягкого и хозяйственного инвентаря;
  • 0504144 — для литературы, которую исключили из библиотеки.

Отметим, что составлению акта предшествует оформление протокола о списании ОС. Он подписывается комиссией по инвентаризации, которая должна быть создана директором учреждения. В протоколе фиксируется решение о необходимости списания ОС (п. 34 Инструкции по приказу Минфина России от 01.12.2010 № 157н).

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Если члены комиссии сомневаются в обоснованности принятия решения о списании (например, в случае поломки технологически сложного объекта), им следует привлечь независимых экспертов и назначить техническую экспертизу планируемых к списанию объектов. И принимать решение уже по результатам экспертизы.

Форма протокола списания основных средств в бюджетных учреждениях — свободная. В нем могут быть отражены:

  • дата, место составления документа;
  • список присутствующих членов комиссии (их Ф. И. О. и должности);
  • вопрос, стоящий на повестке заседания (например, «вопрос о списании основных средств»);
  • сведения о лицах, которые были заслушаны, и о документах, которые были рассмотрены;
  • сведения о результатах рассмотрения повестки («комиссия постановила списать»);
  • сведения о результатах голосования за списание, которое должно быть поддержано большинством голосов (п. 9 Положения).

Протокол заверяется подписями всех членов комиссии, присутствующих на заседании. Их должно быть не менее двух третей от полного состава комиссии (п. 7 Положения). В состав комиссии могут быть приглашены внешние эксперты на платной основе (п. 8 Положения).

Акт списания ОС утверждается:

  • только руководителем учреждения — если не требуется согласования списания ОС;
  • руководителем и представителем вышестоящего органа власти — если согласование списания ОС требуется.

На основании акта бухгалтерия списывает ОС с баланса (п. 12 Положения, п. 13.1 Приложения к приказу 331). Рассмотрим, какие проводки могут быть при этом применены, если списание ОС сопровождается его утилизацией.

Утилизация списанных ОС: проводки

То, какие именно проводки нужны, определяется инструкцией, разработанной Минфином для конкретного типа учреждений (п. 48 Инструкции). Если говорить конкретно о бюджетных учреждениях, то нужно ориентироваться на план счетов, прописанный в Инструкции по приказу Минфина России от 16.12.2010 № 174н.

Списание остаточной стоимости объекта ОС (установленной на момент составления акта о списании) может быть осуществлено с помощью следующих проводок:

  1. Дт 0 401 10 271 Кт 0 101 ** 410 (если причина списания — недостача или уничтожение основного средства).
  2. Дт 0 401 10 273 Кт 0 101 ** 410 (если причина списания — воздействие поражающих факторов при стихийных бедствиях).
  3. Дт 0 401 10 172 Кт 0 101 ** 410 (если списание осуществляется по иным причинам).

Списание накопленной к тому моменту суммы амортизации осуществляется проводкой: Дт 0 104 ** 410 Кт 0 101 ** 410.

Вместо ** всякий раз нужно подставлять 2 цифры. Первая — это первая цифра двузначного кода группы учета в соответствии с п. 37 Инструкции. Вторая — это код вида учета в соответствии с п. 57 Инструкции.

Для автономных учреждений правила составления проводок определены в приказе Минфина России от 23.12.2010 № 183н. Для казенных учреждений (как и для муниципальных и государственных органов власти) — в приказе Минфина РФ от 06.12.2010 № 162н.

Процедура списания объектов ОС в бюджетных учреждениях регулируется на нескольких уровнях законодательства — общефедеральном и нижестоящих ведомственных уровнях. Кроме того, порядок списания может находиться в юрисдикции нескольких федеральных нормативных актов — в зависимости от конкретного типа бюджетной организации. Списание ОС учреждения предполагает согласование с вышестоящим ведомством, техническую экспертизу и издание внутренней комиссией акта, который, как правило, должно утвердить вышестоящее ведомство.

ФСБУ «Основные средства»: что нового в 2018 году

С 1 января 2018 года должны вступить в силу 16 из 45 запланированных федеральных стандартов бухгалтерского учета, в том числе и ФСБУ «Основные средства». Он утвержден еще в 2016 году, и у бухгалтеров было время ознакомиться с ним. Однако новый стандарт до сих пор вызывает много вопросов. Попробуем разобраться, что нового появится в учете основных средств.

Новое в терминологии

Пока не вступил в силу ФСБУ «Основные средства» (Приказ Минфина РФ от 31.12.2016 № 257н), учет объектов основных средств регулирует только Инструкция № 157н (Приказ Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н). Документы заметно различаются, но федеральный стандарт не отменяет Инструкцию. Минфин России уже начал вносить в нее необходимые корректировки (Приказ Минфина РФ от 27.09.2017 № 148н). И эта работа продолжается.

Федеральный стандарт содержит несколько принципиально новых понятий, разница прослеживается и в толковании имеющихся терминов. Например, понятие «амортизация» давно знакомо бухгалтерам как величина стоимости актива, поэтапно относимая к расходам в течение срока полезного использования объекта учета. В федеральном стандарте дополнительно появляется термин «накопленная амортизация». Он означает общую сумму амортизации, исчисленной за определенный период использования актива (период может быть ограничен датой проведения операции с активом и (или) отчетной датой) с учетом простоев, то есть общую величину начисленной амортизации с момента постановки объекта на учет до момента продажи/списания или какой-то произвольной контрольной даты.

Стандарт также вводит термины, касающиеся оценки объектов ОС:

  • обменные операции — передача или получение активов в обмен на деньги или иные материальные ценности, а также в счет выполненных работ, услуг, переданных прав на пользование имуществом. Важно: обмен производится по стоимости, соотносимой с рыночными ценами;
  • необменные операции — получение или передача основных средств безвозмездно или по незначительным по отношению к среднерыночным показателям ценам.

В первом случае оценкой объекта будет считаться сумма фактических затрат. В ситуации с необменными операциями в качестве первоначальной устанавливается справедливая стоимость объекта. Такой подход устанавливает реальную стоимость активов и позволяет анализировать эффективность вложения денежных средств.

В бухучете по решению учредителя бухгалтер часть объектов может отражать по первоначальной стоимости, а часть — по справедливой стоимости, что должно быть указано в учетной политике.

Для ситуаций, когда учреждению надо изменить балансовую стоимость объекта ОС, к имеющимся в Инструкции № 157н случаям федеральный стандарт добавил:

  • переоценку ОС до справедливой стоимости;
  • процедуру обесценения.

ФСБУ предлагает и новые принципы группировки основных средств. Из сравнительной таблицы видно, как стандарт меняет приоритеты объединения объектов:

101.09.000 «Драгоценности и ювелирные изделия»

Объекты ОС можно перемещать из группы в группу — реклассифицировать. Стоимость объектов при этом не меняется. Бухгалтер должен одновременно отразить в учете факт выбытия из одной группы и факт включения в другую.

Альтернатива есть: методы начисления амортизации

Разработчики федерального стандарта к имеющемуся линейному методу начисления амортизации добавили еще два — метод уменьшаемого остатка и начисление пропорционально объему продукции. Какой из методов применять, зависит от целей и порядка эксплуатации объекта.

  1. Линейный метод подразумевает равномерное начисление постоянной суммы амортизации в течение срока полезного использования актива (СПИ). Сумму ежемесячного платежа получить довольно просто: первоначальную стоимость объекта разделить на СПИ.
  2. Метод уменьшаемого остатка опирается на остаточную стоимость объекта на начало отчетного года, при этом в расчет берутся коэффициент ускорения и срок полезного использования. Согласно требованиям ФСБУ коэффициент ускорения может быть в промежутке от 1 до 2, а для основных средств, приобретенных по договору лизинга, — от 2 до 3. Метод уменьшаемого остатка удобно применять к быстро устаревающей цифровой технике или оборудованию, которое используется в условиях агрессивной среды или высокой сменности. Также метод рекомендуется для бытовых приборов (холодильников, печей и т.п.).
  3. Последний метод — расчет амортизации пропорционально объему продукции — учитывает ожидаемую эффективность использования актива. То есть чтобы оценить размер амортизации, необходимо иметь исчисляемые количественные данные о производительности объекта. При этом начисляется нулевая амортизация, если производство остановлено или на какой-то период актив выведен из эксплуатации. Наиболее ярким примером для такого метода начисления амортизации может стать автомобиль, который имеет определенный максимальный и фактический пробег.

Важно понимать, что, какой бы способ ни выбрало учреждение, сумма амортизационных начислений будет влиять на себестоимость продукции, работ, услуг (109XX счета).

Учреждение вправе выбрать тот способ начисления амортизации, который больше прочих способствует получению экономических выгод, и должно отразить это в своей учетной политике. ФСБУ «Основные средства» не запрещает использовать разные методы. При этом если цель использования объекта меняется, то учреждение в начале отчетного года должно проверить себя, подходит ли применяемый метод. При смене метода прошлые начисления не перерасчитываются.

Стандарт не позволяет приостанавливать начисление амортизации ОС, когда объект простаивает, или не используется, или удерживается для последующей передачи (списания). Исключение — когда остаточная стоимость объекта ОС стала равной нулю.

Обратите внимание, что изменились границы первоначальной стоимости основного средства, которые позволяют списать его на забаланс (до 10 000 рублей), или начислить амортизацию 100% (от 10 000 до 100 000 рублей), или списывать амортизацию согласно выбранному методу (от 100 000 рублей). Ранее эти границы были установлены в пределах 3 000 и 40 000 рублей.

Традиционно есть исключения для библиотечного фонда — 100% амортизация начисляется в момент ввода в эксплуатацию объекта учета, если его стоимость до 100 000 рублей. Граница в 10 000 рублей для определения правил начисления амортизации библиотечного фонда отсутствует.

Таким образом Минфин приближает правила бухучета к налоговому учету.

Еще одно удобное новшество в учете основных средств — возможность рассчитывать амортизацию отдельно на разные структурные части. Впрочем, учреждение может объединить части в единый объект имущества, если методы начисления амортизации и сроки полезного использования совпадают. Например, библиотечные фонды или мебель с одинаковым сроком полезного использования можно объединить в один инвентарный объект. Это значительно упрощает учет основных средств, особенно если их у учреждения много.

Объекты, которые до начала действия стандарта поставлены на учет по отдельности с персональными инвентарными номерами, учитываются в прежнем порядке. А вот новые однотипные объекты учреждение может принять как один инвентарный объект.

Изменения в отчетности

С 1 января 2018 года при составлении отчетности бухгалтер должен будет представлять подробную информацию по каждой из групп основных средств: сумму балансовой стоимости и накопленной амортизации, выбранные методы расчета амортизации и определения сроков полезного использования и др. Кроме того, необходимо будет представить сравнительные данные по остаточной стоимости объекта на начало и конец отчетного периода. Подробно данные сведения излагаются в Пояснительной записке (0503160, 0503760), представляемой в составе бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Сейчас сведения о суммах отражаются в отчетности, но не по всем группам, которые перечислены в стандарте. Поэтому предположительно в течение 2018 года появится как дополнительная аналитика в счете 101XX, так и новые строки в формах 0503168, 0503768, а также возможно баланса 0503130, 0503730.

Все вышеперечисленные изменения в бюджетном учете обязательно найдут свое отражение и в автоматизированных учетных системах, где появятся различные методы начисления амортизации, будут учтены условия деления ОС на группы и отражены границы первоначальной стоимости основного средств.