Состав административного правонарушения виды составов

06.03.2018 Выкл. Автор admin

Состав административного правонарушения

Состав административного правонарушения — установленная правом совокупность элементов, при наличии которых деяние считается административным правонарушением. Состав административного правонарушения образуют четыре элемента: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона правонарушения.

Полный состав административного правонарушения — это необходимое и достаточное основание административной ответственности. Необходимое основание, т. е. отсутствие хотя бы одного элемента состава, свидетельствует о том, что деяние нельзя признать административным правонарушением и соответственно привлекать лицо к административной ответственности. Достаточное основание означает, что для констатации деяния в качестве правонарушения необходимо установить все элементы состава правонарушения и не требуется установления иных признаков.

1. Объект административного правонарушения — это общественные отношения, урегулированные нормами права и охраняемые мерами административной ответственности, на которые направлено данное деяние. Выделяют следующие виды объектов правонарушения: общий (вся совокупность существующих общественных отношений, которые регулируются различными отраслями права, а охраняются мерами административной ответственности: интересы личности, общества, государства); родовой объект (совокупность однородных взаимосвязанных общественных отношений, против которых посягает определенная группа административных правонарушений: отношения в области прав человека, здоровья, общественной нравственности, общественной безопасности и общественного порядка, в области охраны собствен ноет и, окружающей среды и природопользования, отношения в промышленности, строительстве, сельском хозяйстве и т. д.); видовой объект (совокупность тождественных общественных отношений, против которых посягают правонарушения определенного вида); непосредственный объект (конкретное общественное отношение, на которое посягает правонарушитель).

2. Объективная сторона административного правонарушения — это совокупность предусмотренных законом признаков, характеризующих внешнее проявление противоправного деяния. Включает: деяние в форме действия (например, умышленное уничтожение или порча паспорта — ст. 19.16 КоАП РФ) либо бездействия (например, безбилетный проезд — ст. 11.18 КоАП РФ): вред, причиненный данным деянием (например, нарушение Правил дорожного движения, повлекшее причинение легкого вреда здоровью потерпевшего, — ст. 12.24 КоАП РФ); причинную связь между деянием и наступившими вредными последствиями; место (например, нецензурная брань в общественных местах — ст. 20.1 КоАП РФ), время (например, предвыборная агитация в период запрещения ее проведения — ст. 5.10 КоАП РФ); способ (например, мелкое хищение чужого имущества путем кражи — ст. 7.27 КоАП РФ), средство совершения правонарушения (транспортные средства, взрывчатые вещества, огнестрельное оружие, спиртные напитки и т. п.).

3. Субъектом административного правонарушения является лицо, в деянии которого имеется описанное в законе правонарушение. Субъектами административной ответственности могут быть как физические, так и юридические лица, не находящиеся в организационном (линейном) подчинении налагающим ответственность органам и должностным лицам.

Физическое лицо должно отвечать двум признакам — возраст (16 лет) и вменяемость (ст. 2.8 КоАП РФ). Законодатель во многих составах правонарушений предусматривает наличие специального субъекта, обладающего дополнительными признаками, отражающими особенности труда или служебного положения, прошлое противоправное поведение, иные особенности правового статуса гражданина (родители, судоводитель, водитель транспортного средства и т. п.). Особым субъектом административного правонарушения является должностное лицо (см.: примечание к ст. 2.4 КоАП РФ).

Юридическое лицо — это организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (п. 1 ст. 48 ГК РФ).

4. Субъективная сторона административного правонарушения — это совокупность установленных законом признаков, характеризующих внутреннее отношение лица к совершаемому деянию. Включает вину (вина физического лица — это его психическое отношение к совершаемому противоправному деянию и его последствиям, выражается в форме умысла или неосторожности (ст. 2.2 КоАП РФ): юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению — ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ); мотив и цель совершения правонарушения (например, изготовление в целях сбыта либо сбыт заведомо поддельных государственных знаков почтовой оплаты — ет. 13.10 КоАП РФ).

Только при наличии полного состава деяние может считаться административным правонарушением. Отсутствие хотя бы одного из элементов состава административного правонарушения исключает привлечение лица к административной ответственности.

§ 2. Виды составов административных проступков

К материальным относятся составы, в которых в качестве обязательного элемента указаны последствия материального характера, причиняемые административным проступком.

К формальным относятся составы, в которых материальные последствия административного проступка в качестве обязательного элемента состава не указаны. Однако это не означает, что такие административные проступки вовсе не причиняют имущественный вред. Например, мелкое хулиганство (ст. 173 КУоАП) относится к проступкам с формальным составом, однако совершение такого правонарушения иногда сопряжено с причинением имуществен-

ного вреда (сломал перила; разбил стекло; порвал рубашку и т.д.). К административным проступкам с формальным составом относятся так же: азартные игры, гадание в общественных местах (ч. 1 ст. 181 КУоАП); нарушение тишины в общественных местах (ст. 182 КУоАП); невыполнение родителями или лицами их заменяющими, обязанностей по воспитанию детей (ч. 1 ст. 184 КУоАП); невыполнение законных требований должностных лиц органов Государственной инспекции по энергоснабжению (ст. 18814 КУоАП) и другие правонарушения.

В зависимости от субъекта административного проступка различают — личные, специальные и смешанные составы52. К личным относятся составы, где субъектом административного проступка является вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста. К таким составам относятся: мелкое хулиганство (ст. 173 КУоАП); распространение ложных слухов (ст. 1731 КУоАП); изготовление, хранение самогона и аппаратов для его выработки (ст. 176 КУоАП); нарушение законодательства о выборах Прези-

52 В.К. Колпаков и О.В. Кузьменко (Адміністративне право України: Підручник. — К.: Юрінком Інтер, 2003. — С. 233) в зависимости от субъекта административного проступка делят составы — на личные и служебные, где под служебным понимается состав проступка, противоправное деяние которого совершается посредством действия, связанного со службой лица. Однако такая классификация, по нашему мнению, не в полной мере отражает специфику составов, в основу деления которых был положен критерий — субъект административного проступка. Из данной классификации выпадают такие составы административных проступков, где в качестве специального субъекта указываются не руководители организаций или иные должностные лица, а, например, водители транспортных средств (нарушение водителями правил эксплуатации транспортных средств, правил пользования ремнями безопасности — ст. 121 КУоАП; эксплуатация водителями транспортных средств, номера агрегатов которых не соответствуют записям в регистрационных документах — ст. 1211 КУоАП; превышение водителями транспортных средств скорости движения, невыполнение сигналов регулирования дорожного движения, нарушение правил перевозки людей и других правил дорожного движения — ст. 122 КУоАП и т.п.) либо военнообязанные (нарушение военнообязанными или призывниками законодательства о всеобщей воинской обязанности и военной службе — ст. 210 КУоАП; умышленная порча или небрежное хранение военнообязанными и призывниками учетно-воинских документов — ст. 211 КУоАП).

дента Украины и народных депутатов (ст. 1862 КУоАП) и другие правонарушения.

К административным проступкам со специальным составом относятся составы, где в качестве обязательного элемента указаны признаки специально субъекта и только он может быть привлечен к ответственности за совершение данного административного проступка (должностные лица, механизаторы, капитан судна, иностранцы и лица без гражданства и т.д.). К таким составам относятся: нарушение правил ведения первичного учета и осуществления контроля за операциями обращения с отходами или непредоставление либо предоставление отчетности по образованию, использованию, обезвреживанию и удалению отходов (ст.

К смешанным относятся составы, которые предусматривают как общий, так и специальный субъект административного проступка. Например, нарушение правил складирования, хранения, размещения, транспортировки, утилизации, ликвидации и использования отходов (ст. 82 КУоАП); повреждение дорог, железнодорожных переездов, других дорожных сооружений и технических средств регулирования дорожного движения, создание помех для движения и непринятие необходимых мер для их устранения (ст. 139 КУоАП); нарушение правил содержания собак и кошек (ст. 154 КУоАП); нарушение порядка приобретения, регистрации или учета газовых пистолетов, револьверов и патронов к ним (ст. 1952 КУоАП) и другие правонарушения.

В зависимости от внутренней структуры различают однозначные и альтернативные составы. Однозначные составы описывают признаки одного деяния в пределах одной статьи нормативного акта. Например, распространение ложных слухов (ст. 1731 КУоАП); приобретение самогона и других крепких спиртных напитков домашней выработки (ст. 177 КУоАП); доведение несовершеннолет-

него до состояния опьянения (ст. 180 КУоАП) и другие правонарушения. Альтернативные составы описывают несколько действий в рамках одной статьи нормативного акта. Например, ст. 44 КУоАП устанавливает административную ответственность за незаконное производство, приобретение, хранение, перевозку, пересылку наркотических средств или психотропных веществ без цели сбыта в небольших размерах. Административным проступком будет признано, например, только приобретение наркотических веществ либо совершение лицом всех указанных в статье действий (производство, приобретение, хранение, перевозка, пересылка).

В зависимости от конструкции различают описательные и бланкетные (отсылочные) составы административных проступков. Описательные составы полностью раскрывают содержание и суть деяния, признанного административным проступком. Например, уклонение от медицинского осмотра или медицинского обследования (ст. 441 КУоАП), несвоевременный возврат временно занимаемых земель или неприведение их в состояние, пригодное для использования по назначению (ст. 54 КУоАП), эксплуатация на водных объектах водозаборных сооружений, не обеспеченных рыбозащитным оборудованием (ст. 861 КУоАП) и другие правонарушения.

Бланкетные составы административных проступков указывают на необходимость обращения к соответствующим нормативным актам, устанавливающим признаки проступков. Например, нарушение Правил охраны электрических сетей (ст. 99 КУоАП), нарушение правил пожарной безопасности на железнодорожном, морском, речном и воздушном транспорте (ст. 120 КУоАП), нарушение правил административного надзора (ст. 187 КУоАП) и другие правонарушения.

В зависимости от степени общественной опасности административного проступка, а также наличия в составе признаков отягчающих административную ответственность различают — основные и квалифицированные составы. К основным составам относятся составы, не содержащие отягчающих обстоятельств. Именно такие проступки в основном и содержатся в Кодексе Украины об административных правонарушениях.

Квалифицированный состав содержит признаки, повышающие общественную опасность административного

проступка и усиливающие санкцию за его совершение. К таким квалифицирующим признакам законодательство об административной ответственности относит: повторность (статьи 130, 154, 187 КУоАП и другие); наличие или возможность наступления вредных последствий (статьи 123, 126, 127 КУоАП и другие); аварийную ситуацию (статьи 123, 127, 1281 КУоАП); совершение деяния должностным лицом (статьи 73, 74, 75, 76 КУоАП и другие); грубое нарушение правил (статьи 85 и 108); состояние опьянения (ст. 127 КУоАП и другие); оставление места происшествия (ст. 127 КУоАП) и др.

43. Виды составов административных правонарушений

Состав административного правонарушения – установленная правом совокупность признаков, при наличии которых антиобщественное деяние может признаваться административным правонарушением.

Следует выделить две группы признаков: конструктивные признаки состава и признаки юридической техники, использованные законодателем при конструировании составов. Все эти признаки можно использовать при делении составов на виды.

Начиная группировку составов по их конструктивным признакам, прежде всего нужно вспомнить, что сам законодатель группирует составы по признаку родового объекта, разделяя их по главам КоАП РФ. Составы принято делить по наличию в нем признака вреда на материальные и формальные.

Можно при группировке составов использовать и другие признаки объективной стороны. Например, по месту совершения (общественное место и т.д.), по средствам (наркотические, транспортные и т.д.), по деянию (действие, бездействие). В КоАП РФ много статей, которые устанавливают ответственность за бездействие.

Большое значение имеет разграничение правонарушений по признакам субъекта (гражданин, должностное лицо, юридическое лицо, водитель и т.д.), по формам вины и др.

По признакам юридической техники нужно различать составы общие (общая норма) и специальные (специальная норма). Если одно и то же деяние подпадает под признаки общей и специальной нормы, то действует специальная норма.

Составы могут быть поделены по нормативной основе: кодексам, нормативным актам, в которые они включены (в НК РФ, БК РФ, КоАП РФ, законы субъектов Федерации).

Для глубокого изучения полезно различать составы с определенными и с неопределенными признаками.

Неопределенные признаки делятся на бланкетные и оценочные. Из бланкетных можно назвать такие: нарушение санитарных правил, законодательства о рекламе, нарушение сроков. Оценочные признаки предполагают их выведение правоприменителем из конкретной ситуации (например, ненадлежащее управление, грубое нарушение, оскорбительное приставание, злостное неповиновение).

Составы можно поделить и по признакам, связанным с их социальной значимостью. Полезно различать составы широко распространенных правонарушений (например, мелкое хулиганство) и составы правонарушений, которые встречаются крайне редко. Есть составы новые, связанные с современным развитием общества, а есть традиционные, существующие многие годы. Как правило, состав способствует развитию общественных отношений. Но бывает и наоборот, потому что состав устарел, а его не отменили вовремя или потому что законодатель допустил ошибку, принимая соответствующую норму.

44. Административные правонарушения в сфере общественного порядка и безопасности: виды и правовая характеристика

Глава 20 КоАп рф содержит виды составов правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность.

Общим родовым объектом рассматриваемых правонарушений являются общественные отношения в сфере общественного порядка и общественной безопасности, которые регулируются законами и иными нормативными правовыми актами. Эти отношения связаны с охраной общественного порядка и обеспечением безопасности личности, общества и государства.

С объективной стороны указанные правонарушения заключаются в противоправных действиях и в бездействии, в нарушении или несоблюдении правил и требований, которые содержатся в правовых нормах, регулирующих отношения в сфере общественного порядка и общественной безопасности, в нарушении норм, направленных на обеспечение охраны и безопасности граждан, общества и государства от противоправных посягательств.

Субъектом правонарушения в рассматриваемых сферах могут быть граждане, должностные лица и юридические лица.

Субъективная сторона может выражаться как в форме прямого умысла, так и неосторожности.

Дела об административных правонарушениях, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, рассматривают: судьи, органы внутренних дел, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и др.

Правонарушителям могут быть назначены следующие административные наказания: предупреждение; административный штраф; возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения; конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения; административный арест.

На первом месте в главе — мелкое хулиганство, т. е. нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам или другие действия, демонстративно нарушающие общественный порядок и спокойствие граждан (ст. 20.1 КоАП РФ).

Значительная часть составов административных правонарушений данной группы направлена на административно-правовую охрану правил оборота гражданского, служебного, а также боевого ручного стрелкового и холодного оружия на территории РФ. Это, в частности:

-нарушение правил производства, продажи, коллекционирования, экспонирования, учета, хранения, ношения или уничтожения оружия и патронов к нему (ст.20.8 КоАП РФ);

— нарушение сроков регистрации (перерегистрации) оружия или сроков постановки его на учет (ст. 20.11 КоАП РФ);

— стрельба из оружия в неотведенных для этого местах (ст. 20.13 КоАП РФ); нарушение правил сертификации оружия и патронов к нему (ст. 20.14 КоАП РФ) и др.

К административным правонарушениям, посягающим на общественный порядок и общественную безопасность, относятся также:

-нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования;

— незаконная частная детективная или охран­ная деятельность;

-нарушение пропускного режима охраняемого объекта и др.

Ряд статей КоАП РФ предусматривает административную ответственность граждан за деяния, прямо или опосредованно связанные с бесконтрольным распитием спиртного, а также связанные с потреблением наркотических и психотропных веществ.

Особо следует выделить ст. 20.27 КоАП РФ, предусматривающую административную ответственность за невыполнение в зоне проведения контртеррористической операции законного распоряжения лица, проводящего указанную операцию, поскольку объектом противоправного посягательства в такого рода деянии выступает не только общественный порядок и общественная безопасность, но и установленный порядок управления, хотя и в особых условиях — в условиях проведения контртеррористической операции.

Состав административного правонарушения виды составов

16.2. Состав административного правонарушения: понятие, элементы, виды

Состав административного правонарушения совокупность объективных и субъективных признаков, описанных в правовой норме, необходимых и достаточных для признания совершенного деяния в качестве конкретного административного правонарушения.

Элементы состава административного правонарушения:

1) объект административного правонарушения;

2) объективная сторона административного правонарушения;

3) субъект административного правонарушения;

4) субъективная сторона административного правонарушения.

Значение состава административного правонарушения состоит в том, что он является основанием для административной ответственности. При отсутствии в деянии состава административного правонарушения дело об административном правонарушении не может быть начато, а начатое подлежит прекращению.

По степени общественной опасности состав административного правонарушения может быть основным, с отягчающими обстоятельствами (квалифицированный), с особо отягчающими обстоятельствами (особо квалифицированный).

По способу описания признаков состава он бывает простым (состоит из одного деяния, одного последствия, имеет один объект и одну форму вины) или сложным (содержит описание некоторых правонарушений, нескольких объектов, нескольких форм вины).

В зависимости от особенной законодательной конституции, связанной с определением момента окончания правонарушения, состав делится на материальный (считается оконченным с момента наступления установленных в законе последствий) и формальный (считается оконченным с момента совершения деяния и не требует наступления конкретных последствий).

24.2. Состав административного проступка

Как вид правонарушения, административный проступок может быть охарактеризован с точки зрения его состава, под которым принимается совокупность элементов, где при наличии таковых антиобщественное деяние считается административным правонарушением.

Объектом административного проступка являются общественные отношения, охраняемые законом, то есть то, на что направлено посягательство. Общим объектом являются общественные отношения, складывающиеся в сфере государственного управления. В теории права принято различать также родовой, видовой и непосредственный объект административного проступка. В качестве родового объекта следует рассматривать государственный и общественный порядок, все виды собственности, права и свободы граждан, установленный порядок управления.

Объективная сторона состава проявляется в акте внешнего поведения нарушителя нормы административного права. Сюда включается действие или бездействие (время, место и способ совершения

правонарушения, обстановка), его последствия, причинная связь между совершенным деянием и наступившим противоправным результатом. Объективная сторона административного проступка — это система предусмотренных нормами административного права признаков, характеризующих его именно как акт внешнего проявления.

Деяние — ключевой признак, который может дополняться иными чертами объективной стороны (способ, время, место и др.). Очень часто в составе проступка содержатся признаки места и времени, например, распитие спиртных напитков на производстве (статья 161 КоАП), общественное место — мелкое хулиганство, т.е. нецензурная брань в общественных местах (статья 158 КоАП).

Нередко размер причиненного ущерба служит признаком, позволяющим разграничить административные проступки и преступления. Это составы о хищении, нарушении правил дорожного движения и другие. Указание на конкретное, чаще всего должностное лицо, также служит признаком, присутствующим в ряде составов административных проступков, например, воспрепятствование должностным лицом под каким бы то ни было предлогом явки в суд народного или присяжного заседателя для выполнения возложенных на него обязанностей (статья 1652 КоАП).

Довольно распространено указание, включение в состав проступка предметов, используемых в процессе совершения административного проступка. Такими предметами могут быть: государственное или общественное имущество (статья 49 КоАП), межевые знаки (статья 54 КоАП — уничтожение межевых знаков), товар, продажа товаров без документов (статья 1465 КоАП) и др.

Субъективная сторона административного правонарушения состоит в психическом отношении нарушителя к содеянному. Центральным элементом выступает вина, которая может проявляться в форме умысла (прямого или косвенного) или неосторожности (противоправная самонадеянность и противоправная небрежность). Иных признаков субъективной стороны законодатель чаще всего не называет, а форма вины крайне редко включается в состав административного проступка как обязательный элемент.

Административное правонарушение может совершаться в двух формах: (умышленно и по неосторожности). Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, осознавало противоправный характер своего действия или бездействия; предвидело его вредные последствия и желало их или сознательно допускало наступление этих последствий (ст. 11 КоАП РФ).

Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия либо бездействия, но легкомысленно рассчитывало на их предотвращение либо не предвидело возможностей наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть (ст. 12 КоАП РФ).

Субъектом административного правонарушения являются физические лица, достигшие 16-летнего возраста, физические лица, граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства, должностные лица), а также юридические лица (организации, учреждения, предприятия).

Признаки, характеризующие субъектов, можно разделить на две группы: общие, включающие вменяемость гражданина и достижение лицом, совершившим административное правонарушение, 16-летнего возраста, и специальные, включающие профессиональную деятельность, должностное положение, факты правонарушений в прошлом, особенности правового статуса (военнообязанный, иностранец и т.п.).