Социальные права человека на жилье

05.11.2018 Выкл. Автор admin

Статья 40 Конституции РФ

1. Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

3. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Комментарий к Статье 40 Конституции РФ

1. Жилище является одним из важнейших материальных условий жизни человека (наряду с пищей, водой, одеждой и др.). О праве на жилище говорится в ст. 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., в других международных документах. В российском законодательстве понятие «жилище» определено в ч. 2 ст. 15 ЖК. Жилищный кодекс устанавливает, что жилище — это изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом, пригодное для постоянного (а не только временного) проживания человека, отвечающее санитарным условиям, правилам и нормам, требованиям закона. Видами жилища являются: жилой дом или часть его; квартира, ее часть; комната. В 2007 г. на одного человека приходилось 21,1 кв. м жилья (социальная норма — 18 кв. м). Прогнозируется, что к 2020 г. средний размер жилплощади на одного человека составит 30-35 кв. м, что значительно меньше, чем в развитых странах (60-80 кв. м).

Конституционное право на жилище означает юридически гарантированную возможность каждого быть обеспеченным постоянным жилищем. Это относится и к иностранным гражданам, лицам без гражданства, которые могут иметь жилье в России, хотя порядок предоставления жилья гражданам РФ и тем, кто не имеет российского гражданства, а также отдельным категориям граждан РФ неодинаков.

Лица, имеющие необходимые средства (в том числе не являющиеся гражданами РФ), могут приобретать жилье или арендовать его за свой счет; малоимущим гражданам РФ оно может быть предоставлено на основе социального найма, другим лицам — по договорам из государственного или муниципального жилищного фонда. Для определенных категорий граждан (лица, подвергнувшиеся радиации в результате аварий и катастроф, переселенцы из районов Крайнего Севера, военнослужащие, уволенные в запас с военной службы, сотрудники органов МВД и др.) действует Федеральная целевая программа «Жилище» на 2002-2010 гг. (утверждена постановлением Правительства РФ от 17.09.2001 N 675)*(526). В соответствии с ней Правительство РФ ежегодно утверждает графики выпуска и распределения жилищных сертификатов для указанных категорий граждан (документы на имя получателя, предусматривающие выделение государством определенной суммы на приобретение жилья по рыночной стоимости, которая, правда, в связи с ростом цен на жилье зачастую оказывается недостаточной). Имеются льготы для предоставления жилья некоторым другим категориям лиц (детям-сиротам, погорельцам и др.). Регистрация, заменившая институт прописки, или отсутствие таковой не может служить основанием для лишения конституционного права на жилище или его ограничения. Временное непроживание лица в жилом помещении, в том числе в связи с осуждением его к лишению свободы, не может служить самостоятельным основанием для лишения права пользоваться жилым помещением (Постановления КС РФ от 25.04.1995 N 3-П и от 23.07.1995 N 8-П). Ранее право на проживание в государственном жилом помещении утрачивалось после шести месяцев постоянного отсутствия.

Наряду с тремя национальными программами (см. комментарий к ст. 38) действует четвертая приоритетная национальная программа «Достойное и комфортное жилье — гражданам России». Правительство РФ разрабатывает правовые акты для ее осуществления*(527). Основным федеральным правовым актом, регулирующим порядок и условия предоставления жилого помещения, права и обязанности сторон, участвующих в жилищных правоотношениях, является ЖК. Имеются также иные федеральные акты, относящиеся к этим вопросам. В субъектах РФ действуют свои законы*(528).

Жилищный кодекс устанавливает, что помимо проживания жилище может быть использовано для профессиональной деятельности или индивидуальной предпринимательской деятельности проживающих в нем лиц, если это не нарушает права и интересы других граждан и требования законодательства. Для промышленных целей использовать жилище нельзя. Право собственности на жилище подлежит государственной регистрации (существует учет жилых помещений, его ведут специальные органы).

В зависимости от права собственности жилищный фонд в России подразделяется на: частный (собственность физических и юридических лиц); государственный (собственность Федерации и ее субъектов)*(529); муниципальный (собственность муниципальных образований). В зависимости от порядка использования жилья различаются фонд социального использования (по договорам социального найма жилищ, принадлежащих РФ, ее субъектам, муниципальным образованиям); фонд РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, из которых жилье предоставляется по договорам в пользование физическим или юридическим лицам; специализированный фонд (для определенных категорий граждан, проживающих в помещениях, принадлежащих РФ, ее субъектам, муниципальным образованиям (например, для военнослужащих), индивидуальный (частный) фонд, жилищный фонд коммерческого использования (например, помещения сдаются в аренду или во временное пользование).

Основаниями для вселения в жилье являются приобретение жилья в собственность, заключение соответствующего договора с собственником, акты государственных органов и органов местного самоуправления о предоставлении жилья из соответствующих фондов, членство в жилищных и жилищно-строительных кооперативах. Жилье приобретается в собственность по рыночным ценам (цены очень высоки, при средней заработной плате россиянина в 2007 г. в 529 долл. США он, не используя заработную плату на другие цели, может приобрести 1 кв. м жилья за год трудовой деятельности в Москве (в некоторых других городах цены существенно ниже, но также высоки).

Приобрести жилье в частную собственность граждане РФ могут также на основе бесплатной приватизации своего жилого помещения, принадлежащего государственному или муниципальному фонду жилья. Конституционный Суд защищал права граждан на приватизацию жилья. Он постановил, что бесплатная приватизация жилья («профессионального жилья», предоставляемого работникам, например врачам) из государственного или муниципального жилищного фонда возможна также в сельской местности (см. Постановление от 24.10.2000 N 13-П; Определение от 10.12.2002 N 316-О*(530)); определил, что жилищно-коммунальные льготы распространяются на работников военных госпиталей, проживающих в сельской местности (см. Определение от 04.12.2007 N 947-О-П*(531)). Суд постановил, что приватизация жилья (например, своей комнаты) правомерна в коммунальной квартире (см. Постановление от 03.11.1998 N 25-П*(532)). Вместе с тем он постановил также, что установление определенных сроков для бесплатной приватизации жилья — законно (см. Постановление от 15.06.2006 N 6-П*(533)). Законодатель вправе решать вопросы об объектах и сроках бесплатной приватизации жилья (установлены предельные сроки), но, как указал Суд, конституционный принцип равноправия требует, чтобы бесплатная приватизация была распространена на социальное жилье, которое получено до издания Закона РФ от 04.07.1991 N 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (в ред. от 11.06.2008), нельзя исключать из этого принципа также жилье в сельской местности (см. Постановления КС РФ от 03.11.1998 N 25-П, от 15.07.2006 N 6-П*(534)). Приватизация социального жилья соответствует Конституции.

В целом, толкуя статьи Конституции о праве на жилище, как и о других социальных правах, Конституционный Суд твердо придерживается правила, что положение граждан не должно ухудшаться, хотя формы социальной поддержки могут законами изменяться, но в единичных случаях (по вопросу о жилищных сертификатах лиц, выезжающих с места жительства в районах Крайнего Севера (см. Постановление от 24.05.2001 N 8-П*(535)), как представляется, допускал определенные варианты.

Право на жилище предполагает законные способы приобретения жилья; самовольная застройка, захват жилья незаконны. Еще до принятия Конституции 1993 г. Конституционный Суд в Постановлении от 05.02.1993 N 2-П*(536), в котором рассматривались, в частности, вопросы конституционности административного порядка выселения граждан из самовольно занятых жилых помещений с санкции прокурора, указал, что такое выселение из государственного и муниципального фонда возможно (это соответствовало действовавшим тогда правовым нормам), но, отстаивая права граждан и в известной мере предвосхищая будущие конституционные нормы, Суд постановил, что нельзя применять такое выселение только с санкции прокурора без права гражданина обращаться в суд. При сносе для нужд государства, субъекта РФ, муниципального образования законного жилья порядок обеспечения собственника регулируется законодательством субъектов РФ. В Москве по решениям судов либо предоставлялось жилье, либо выплачивалась компенсация. Новые правила 2007 г. (от 13.03.2007 N 167-ПП) предусматривают выплату компенсации по рыночной стоимости, установленную независимым оценщиком, а также компенсацию ущерба в связи с переселением*(537).

Приобретение права на жилище, как указал Конституционный Суд, не зависит от наличия так называемой прописки (административного акта), в связи с чем признал некоторые статьи прежнего ЖК РСФСР неконституционными (см. Постановление от 25.04.1995 N 3-П*(538)). Прописка была заменена регистрацией*(539). В регистрации не вправе отказывать, если лицо приобрело жилье законным способом (например, покупки или строительства на законных основаниях). Это решение предопределило дальнейшее решение вопросов о прописке. Конституционный Суд РФ защищал права переселенцев с Крайнего Севера, установив в таких делах более общее правило: нельзя отбирать назад уже обещанное законом и властями, хотя конкретные формы льгот или социальной поддержки могут быть изменены (см. Постановление КС РФ от 24.05.2001 N 8-П*(540)). Этот подход был потом развернут в делах при рассмотрении положений известного Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ, перераспределившего полномочия по социальным вопросам между Федерацией, ее субъектами и муниципальными образованиями, в связи с чем некоторые лица были ущемлены в мерах социальной поддержки (подробнее об этом Законе см. комментарий к ст. 41).

К вопросам регистрации по месту жительства Конституционный Суд вновь обратился в 2008 г. Он признал несоответствующими Конституции несколько частей отдельных статей Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (в ред. от 13.05.2008), который запрещал регистрацию граждан в жилых строениях по месту расположения таких кооперативов. Суд постановил, что отказ в такой регистрации ограничивает «право граждан на регистрацию по месту жительства в пригодном для постоянного проживания жилом строении, расположенном на садовом земельном участке, который относится к землям населенного пункта» (Постановление от 14.04.2008 N 7-П*(541)). Хотя в Постановлении говорится только о садовых участках, оно по аналогии может быть распространено на огороднические и дачные кооперативы. Однако важно учесть, что, во-первых, речь идет о строении, пригодном для постоянного проживания, а во-вторых, кооператив должен быть расположен в черте населенного пункта. Решение Конституционного Суда вызвало неоднозначную реакцию среди органов МВД, занимающихся регистрацией граждан по месту жительства. В некоторых случаях (в Краснодарском крае и др.) происходит изменение уставов кооперативов и включение их территорий в городские и иные поселения, что влечет за собой определенные затраты по изменению инфраструктуры и обслуживания*(542).

По договорам социального найма жилье предоставляется бессрочно в пользование малоимущим гражданам РФ, нуждающимся в жилье (законы субъектов РФ устанавливают, что «социальное жилище» может предоставляться в особых случаях гражданам, не состоящим на учете нуждающихся в жилье (выселения из аварийного помещения, расселения коммунальной квартиры). Такое жилое помещение может быть предоставлено по договорам иностранцам и лицам без гражданства только в случае, если есть соответствующие международные договоры РФ по этому вопросу. Социальное жилье предоставляется нуждающимся в порядке очередности; очередность учитывается органами местного самоуправления. Преимущества в получении социального жилья имеют дети-сироты, граждане, страдающие тяжелыми хроническими заболеваниями, и др. Оно предоставляется площадью не менее установленной субъектами РФ санитарной нормы на одного человека. В Москве в соответствии с названными выше законами социальная норма составляет 18 кв. м общей площади на одного человека. Социальная норма может быть превышена с учетом конструктивных особенностей жилого помещения, но не более чем в 2 раза. Федеральные стандарты оплаты жилых помещений и коммунальных услуг устанавливаются постановлениями Правительства РФ. На 2009-2011 гг. действует постановление от 18.12.2008 N 960*(543).

Социальные жилые помещения (служебные, общежития, маневренный фонд для вынужденных переселенцев и др.) предоставляются по договорам с собственниками помещений, обычно на срок или под условием, что договор может быть расторгнут. Жилищные и жилищно-строительные кооперативы, действующие на основании их уставов, предоставляют жилье их членам по решениям общих собраний. Требование обязательного вступления собственников жилья в качестве членов в состав товариществ собственников жилья Суд признал неконституционным в Постановлении от 03.04.1998 N 10-П*(543), объявив неконституционными соответствующие нормы Федерального закона от 15.06.1996 N 72-ФЗ «О товариществах собственников жилья».

Если прекращаются семейные отношения с собственником жилья, право пользования жилыми помещениями за бывшими членами семьи не сохраняется, если иное не предусмотрено договором (ч. 4 ст. 31 ЖК РФ). При изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд у собственника может быть изъято его жилое помещение, но за выкуп или при предоставлении иного жилья и с его согласия. Если согласие не достигнуто, орган местного самоуправления вправе обратиться в суд с иском о выселении. На основании судебного решения лицо обязано освободить жилое помещение.

Жильцы обязаны поддерживать и сохранять жилище, выполнять требования закона. Произвольно лишить жилища, выселить из него никого нельзя. Но если лица, пользующиеся жилым помещением, используют его не по назначению, систематически нарушают законные права и интересы соседей, бесхозяйственно обращаются с жилищем, допускают его разрушение, длительно (более шести месяцев) не оплачивают жилье и коммунальные услуги, к ним в соответствии с ч. 2 ст. 35 ЖК может быть применено выселение в соответствии с решением суда. Единичные факты такого рода имели место. Выселяемым предоставляется жилая площадь в общежитии. Вместе с тем Конституционный Суд признал неконституционным лишение гражданина жилья и членов его семьи в случае временного отсутствия, указав на неконституционность соответствующих статей прежнего ЖК РСФСР (см. Постановление от 23.06.1995 N 8-П*(545)).

2. Жилищный кодекс устанавливает, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище. Некоторые из этих положений являются общими для всех видов жилья, другие относятся лишь к государственным и муниципальным жилищным фондам. Обеспечивая право на жилище, органы государственной власти и местного самоуправления содействуют развитию рынка недвижимости в жилищной сфере с целью создания необходимых условий для удовлетворения потребностей в жилище; используют бюджетные средства и иные, не запрещенные законом источники для улучшения жилищных условий граждан; предоставляют субсидии для приобретения или строительства жилых помещений; стимулируют жилищное строительство. Эти органы также предоставляют гражданам жилые помещения по договорам в указанном выше порядке, обеспечивают защиту законных прав и интересов лиц, приобретающих жилые помещения или пользующихся ими на законных основаниях, а также защиту потребителей коммунальных услуг, наконец, они обеспечивают контроль за исполнением жилищного законодательства, сохранностью жилого фонда, соответствия его установленным санитарным и техническим требованиям, за соблюдением требований законодательства при осуществлении жилищного строительства.

Для осуществления этих задач ст. 12 ЖК устанавливает разграничение компетенции органов государственной власти РФ, субъектов РФ и местного самоуправления в сфере правового регулирования. К компетенции Российской Федерации относится определение порядка государственного учета жилья, установление требований к жилым помещениям (включая содержание общего имущества жителей), порядка предоставления жилых помещений малоимущим гражданам по договорам социального найма, предоставления помещений из Жилищного фонда РФ, определение порядка пользования жилыми помещениями, правил выселения граждан из жилых помещений и др. Компетенция органов государственной власти субъектов РФ включает: учет жилых помещений фонда субъектов РФ, определение порядка предоставления жилья из специального фонда субъекта РФ, определение критериев для признания граждан малоимущими и др. Муниципальные органы самоуправления ведут учет муниципального жилищного фонда, устанавливают размеры доходов граждан для признания их малоимущими для получения жилья из муниципального фонда для договоров социального найма, ведут учет малоимущих граждан и др.

С обеспечением конституционного права на жилище тесно связаны нормы Конституции о неприкосновенности жилища и защите от проникновения в него других лиц помимо воли проживающих в нем (см. комментарий к ст. 25), о неприкосновенности частной жизни (см. комментарий к ст. 23). Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц, кроме как в случаях, установленных федеральным законом или на основании судебного решения. Проникновение в жилище против воли проживающих в нем лиц допустимо в двух случаях: при непредвиденных чрезвычайных обстоятельствах (пожары, землетрясения, аварии водопровода, газоснабжения и т.д.) и при защите правопорядка (предупреждение преступлений, совершающихся в жилище, преследование преступника, укрывшегося в жилище, и т.д.). При проведении оперативно-следственных мероприятий возможны различные формы применения технических средств для прослушивания и наблюдений, но для этого необходимо постановление судьи. Для проведения следственных действий в жилище (обыски, выемки и др.) также необходимо постановление судьи.

3. Приобретение, строительство жилья и даже его аренда требуют больших затрат. Малоимущие семьи, иные лица (дети-сироты, инвалиды и др.) не в состоянии нести такие расходы. Им нужна социальная помощь. Для этого органы государства субъектов РФ, муниципальных образований предусматривают различные меры. В концентрированном виде они обозначены в приоритетной социальной программе «Гражданам России — достойное и комфортное жилье». К числу таких мер относятся:

1) массовое строительство жилья за счет средств Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований;

2) помощь и предоставление дешевых кредитов индивидуальным застройщикам;

3) переселение жильцов из домов, грозящих обвалом (аварийных). Это должны делать исполнительные органы субъектов РФ и соответствующие органы муниципальных образований, поскольку на них закон возлагает контроль за состоянием жилых домов, находящихся на подведомственной территории (Постановление КС РФ от 05.02.1993 N 2-П*(546));

4) жилищные субсидии для определенных категорий лиц (например, для работников Крайнего Севера) при определенном стаже работы;

5) государственные жилищные сертификаты, выдаваемые военнослужащим по контракту;

6) предоставление жилья гражданам, увольняемым с военной службы;

7) предоставление жилого помещения для проживания в нем по договорам из государственного жилищного фонда, фондов субъектов РФ и муниципальных образований;

8) приватизация жилья из государственного жилищного фонда, фондов субъектов РФ и муниципальных образований;

9) предоставление нуждающимся и малообеспеченным категориям лиц жилья из государственного фонда, фондов субъектов РФ и муниципальных образований и др.

Одной из наиболее сложных проблем в связи с правом на жилище является урегулирование вопросов о приватизации разных категорий жилых помещений. Эту проблему детально проанализировал Л.В. Лазарев. Опираясь на практику Конституционного Суда РФ, он констатировал, что ограничение круга объектов жилого фонда, которые могут быть приватизированы, не нарушает конституционных прав лица только в том случае, если правовой режим жилого помещения, прежде всего его целевое назначение, исключают возможность передачи этого помещения в частную собственность (особый правовой режим существует, например, для общежитий, служебных помещений). Запрет на приватизацию тех или иных объектов государственного или муниципального жилищного фонда может быть обусловлен только особенностями правового режима данных объектов. Жилые помещения, полученные гражданами по договорам социального найма как до, так и после 1 марта 2005 г., были предоставлены лицам из государственного или муниципального фонда, а следовательно, их правовой режим был одинаковым с правовым режимом тех жилых помещений, которые подлежали бесплатной приватизации*(547). Таким образом, не должно быть различий в правах граждан, приобретающих такие помещения, в том, что относится к их приватизации.

Социальные права как возможность человека обеспечить себе достойное существование

Любой человек должен иметь возможность воспользоваться своими социальными правами, которые ему обязано предоставить государство.

Полнота этих прав определяется социальным статусом в обществе – пенсионеры, инвалиды, несовершеннолетние могут пользоваться различными государственными благами. Но все эти блага даются, чтобы каждый человек независимо от своего статуса смог реализовать себя в обществе и жизни.

Понятие и источники социальных прав

Социальные права — это и защита детей государством

Социальные права – это комплекс социальных благ, предоставляемых человеку и гражданину государством. Понятие «социальный» означает связь человека с обществом и затрагивает их взаимоотношения. Социальные права даются человеку в целях реализации его интересов, связанных с жизнью в обществе.

Главным источником прав и их гарантом для гражданина РФ и всего населения страны является Конституция РФ. Документ определяет права и свободы, предоставляемые россиянам, иностранным гражданам, лицам, не имеющим на данный момент гражданства, находящимся или проживающим на территории страны.

Конституция РФ разграничивает понятия гражданских прав и прав человека. Права человека даются ему с рождения и не зависят от его национальности, расы, пола, религии и других особенностей. В документальной форме определения прав человека дополняются словосочетанием «каждый имеет право» и т.п., тем самым подчеркивается равенство прав любого человека, пребывающего в границах Российской Федерации.

Кроме конституционных законов, которыми располагает каждое государство, права человека определяются также соглашением международного уровня – Всемирной Декларацией прав человека, принятой на заседании Генеральной Ассамблеи ООН через несколько лет после завершения Второй Мировой войны. Социальные права человека также регулируются другими документами международного уровня.

Социальные права гражданина находятся под охраной закона, являясь юридической категорией. Социальные блага данного типа даются только тем людям, которые находятся в устойчивых правовых отношениях с определенным государством, то есть являются его гражданами.

Социальные права относятся ко второму поколению прав и свобод. Всего в истории формирования данной категории выделяют три поколения:

  • Первое поколение появилось во времена, когда в Европе бушевали буржуазные революции (17-18 вв.). Категория прав и свобод первого поколения носит политический и гражданский характер. К ним применимо понятие негативизма, то есть независимости их проявления от действий и отношения государства. К первому поколению принято относить право на жизнь, свободу мысли, слова, личности, неприкосновенность жилища и др.
  • Второе поколение прав и свобод включает в себя социальные, экономические и культурные блага, необходимость в которых была признана лишь к середине 20 в. в связи с различными социалистическими движениями, возникавшими по всему миру. Эти права относят к позитивным – требующим государственного вмешательства для их реализации и соблюдения (право на детство и материнство, здравоохранение, образование, свободный труд, социальное обеспечение и др.)
  • В категорию прав и свобод третьего поколения вошли коллективные и национальные блага, потребность в которых появилась в связи с усугублением глобальных проблем, касающихся целых народов и наций (право на информацию, мир, благоприятную окружающую среду и др.).

Важным моментом является то, что пользование предоставляемыми правами и свободами одного человека, не должно нарушать или ущемлять каким-либо образом права других людей. Поэтому блага, которые может предоставить государство, не могут быть безграничными, иначе это приведет возникновению множества конфликтов.

С основами социального права ознакомит видеосюжет:

Границы социальных прав

Каждый человек имеет право на социальную защиту

Статьями Конституции РФ устанавливается ряд социальных прав, которыми может воспользоваться любой гражданин нашей страны.

Право на социальное обеспечение предоставляется различным категориям граждан в связи с рядом обстоятельств:

  1. достижение пенсионного возраста;
  2. инвалидность;
  3. временная нетрудоспособность;
  4. потеря кормильца;
  5. потеря заработка (работы);
  6. недостаточность заработка для обеспечения нормальной жизнедеятельности и др.

Социальное обеспечение реализуется в материальном выражении (выплата пенсий, пособий по безработице, инвалидности и т.п.) и в предоставлении льгот (бесплатные поездки в городском транспорте, получение жилья вне очереди, бесплатное получение лекарств и медицинских услуг и др.). Порядок начисления пенсий и пособий регламентируется на федеральном и местном уровне.

Право на материнство и детство и их защиту, а также защиту семьи включает такие моменты, как:

  • наделение обоих родителей равными правами и обязанностями по воспитанию ребенка и заботе о нем;
    реализация прав родителей согласно с интересами ребенка;
  • запрет на отказ в трудоустройстве женщин, воспитывающих малолетних детей, и беременных;
    предоставление отпуска на период беременности и родов, уход за ребенком, выплата государственного пособия.

Поощрение материнства и укрепления семьи является одной из главных тенденций социальной политики современного государства.

Право на жилище включает в себя следующие моменты:

  1. правовые основы проживания;
  2. доступность жилья;
  3. пригодность жилья для проживания;
  4. наличие необходимых услуг и инфраструктуры в районе проживания.

Жилищная политика российского государства включает поддержку малоимущих семей, других льготников и остальных категорий граждан путем создания и поддержания муниципального и частного жилищных фондов, развития частной собственности, конкуренции в сфере ремонта, строительства и содержания жилищного фонда.

Право на здравоохранение и медицинскую помощь имеет любой человек, обратившийся в лечебное учреждение. Муниципальные и государственные медицинские заведения оказывают требуемую помощь на бесплатной основе. Материальное обеспечение таких заведений обеспечивается на основе бюджетных средств, фонда страховых взносов и из прочих доступных источников финансирования.

С целью обеспечения и предоставления возможности реализации права на здравоохранение государственная политика предусматривает разработку ряда программ, направленных на охрану и укрепление здоровья граждан, развитие систем здравоохранения всех уровней, повышение интереса населения к здоровому образу жизни.

Правом на образование располагает любой человек в нашей стране независимо от своего пола, национальности, вероисповедания, материального благополучия и других обстоятельств. Законы Российской Федерации гарантируют доступность и безвозмездность обучения на всех уровнях, начиная с дошкольного и заканчивая средним профессиональным образованием. В муниципальных и государственных учебных заведениях образование дается в соответствии с федеральными стандартами.

Также бесплатно можно получить высшее профессиональное образование, впервые поступив в государственное или муниципальное учреждение соответствующего уровня на конкурсной основе. Система обучения в России постоянно модернизируется с целью наиболее полной реализации права на образование.

Социальные права в нашей стране регулируются государственной Конституцией и различными международными соглашениями, главным из которых является Всемирная Декларация прав человека. Государство должно не только предоставить социальные блага, но и обеспечить возможность их реализации для всех слоев общества независимо от национальных, расовых, религиозных и других различий индивидов.

По материалам Счетной палаты РФ, 71 % населения владеют 3 % собственности, а 5 % — обладают 72,5 % собственности. Поэтому реализация социальной политики государства напрямую зависит от его экономических возможностей. Разразившийся очередной экономический кризис, позволяет списать на его последствия непродуманного курса в социальной сфере. Нет четкой государственной концепции. Вместо этого государство беспорядочно реализует различные социальные проекты в зависимости от настроений в обществе и своих возможностей.

Еще свежи в памяти пенсионеров и льготников последствия так называемой «монетизации» льгот. Обязанностью государства является защита социальных благ человека и всяческая поддержка тех граждан, которым это не под силу сделать самостоятельно.

Основные показатели социального развития подчеркивают нерешенность проблем человека. Итог этому — противоречие между социальной сущностью государства и его конституционными обязанностями. Законотворческая деятельность государства сводится к принятию законов, которые не в состоянии выстроить стройную систему социальных гарантий каждому гражданину России.

Социальные права человека

Социальное государство – вид политической системы, при которой материальные блага распределяются по принципу социальной справедливости.

Социальное государство, социальная политика государства

Главной функцией социального государства является обеспечение каждому гражданину достойного уровня жизни, предоставление помощи неимущим, а также равномерное сглаживание социальных различий.

Очень часто социальное государство называют государством всеобщего благоденствия или государством всеобщего благосостояния.

Социальные права человека

Социальные права человека представляют собой систему конституционных прав которые позволяют человеку получить от государства ряд гарантий, касающихся определенных материальных и нематериальных благ.

К категории социальных прав относятся такие права: право на жилье, право на социальное обеспечение, право на медицинскую помощь и охрану здоровья, право на образование.

Социальные права человека впервые были закреплены в послевоенный период. В России социальные права человека регулируются
Ст. 43, ст. 38, ст. 39, ст. 40, ст. 41 Конституции Российской Федерации.

Право на социальное обеспечение

Право на социальное обеспечение – это возможность, которая предоставляется нетрудоспособным лицам, или лицам, которые не имеют возможность обеспечить себя по другим причинам, получить материальную помощь со стороны государства.

Конституция Российской Федерации признает права каждого гражданина на социальное обеспечение. Как правило, правом на социальное обеспечение пользуются следующие категории субъектов:

— лица пенсионного возраста;

— лица, не обладающие трудоспособностью в виду проблем со здоровьем (инвалиды);

— женщины, пребывающие в отпуске по уходу за ребенком;

— несовершеннолетние дети- сироты.

Право на жилье

Право на жилье регламентируется ст. 40 Конституции РФ. Это право выражает сущность системы удовлетворения жилищных потребностей граждан. Право на жилье включает в себя такие права:

— право на стабильное и устойчивое пользование жилим помещением;

— возможность улучшения условий жилищного фонда;

— право жить в жилище, условия которого отвечают всем нормам цивилизованного общества;

— право на неприкосновенность жилья.

Здоровье под охраной закона

Право человека на здоровья охраняется многочисленными международными правовыми документами, а также основными законами почти всех независимых государств.

Право на здоровье не предусматривает право человека обладать хорошим здоровьем. Оно лишь обеспечивает ему возможность иметь доступ к факторам, которые улучшают здоровье.

В частности, к таким факторам относятся безопасные условия труда, наличие доступа к бесплатному медицинскому обслуживанию, надлежащее качество пищи и жилья.

Социальные права и их конституционные гарантии

Право на жилище. Предполагает законодательно закрепленные гарантии от произвольного лишения человека жилища, а также возможность определенной категории лиц бесплатно или за доступную плату получать жилье в соответствии с установленными законом нормами. Конституционное право на жилище охватывает:

а) гарантированную для каждого гражданина возможность быть обеспеченным постоянным жилищем;

б) конституционную возможность стабильного пользования имеющимся у гражданина жилым помещением во всех разновидностях постоянного жилищного фонда;

в) неприкосновенность жилища, недопущение произвольного лишения жилища;

г) гарантированное Конституцией юридическое право на улучшение жилищных условий путем приобретения другого жилья;

д) обеспечение здоровой среды обитания, жилой среды. Кроме того, в соответствии с ч. 3 ст. 40 Конституции малоимущим, иным лицам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Корреспондированные данному праву обязанности государства воплощены в осуществляемой им жилищной политике, основы ее представлены в Конституции, федеральных законах и законодательстве субъектов РФ. Решение основных вопросов, связанных с правом граждан на жилище, заложено в Законе РФ от 24 декабря 1992 г. «Об основах федеральной жилищной политики», а также урегулировано Жилищным кодексом РФ.

Целям обеспечения конституционного права на жилище служит развитие концепции системы ипотечного жилищного кредитования (ипотеки) в РФ, утвержденной постановлением Правительства от 11 января 2000 г. Концепция исходит из решения жилищных проблем для части населения, имеющей средние доходы, с получением долгосрочной ипотеки. В документе определены основные цели и принципы формирования системы ипотечного жилищного кредитования с учетом российского законодательства и существующих социально-экономических условий.

Право на социальное обеспечение есть гарантированное законом предоставление государством средств к жизни гражданам, лишенным (полностью или частично) способности или возможности трудиться и получать доходы от труда, а также помощь семье в связи с рождением и воспитанием детей. Социальное обеспечение — это преимущественно материальные выплаты гражданам, имеющим на то право (пенсионеры, инвалиды, дети, больные, престарелые, малоимущие и др.), из специальных источников (бюджет, фонды), являющихся государственными либо находящихся под патронажем государства. Конституция РФ (ч. 1 ст. 39) устанавливает два массовых вида социального обеспечения:

1) пенсии, порядок предоставления которых регулируется пенсионным законодательством (Федеральные законы от 15 декабря 2001 г. «О государственных пенсиях в РФ» и «О трудовых пенсиях»). Пенсии назначаются тем, кто отработал определенное время, либо вправе не работать по состоянию здоровья или при наличии определенных заслуг перед государством, либо в силу несовершеннолетия не в состоянии работать (пенсии по возрасту или старости, за выслугу лет, инвалидности, по случаю потери кормильца);

2) социальные пособия. В зависимости от оснований обеспечения и социального назначения выделяются три группы таких пособий: а) по временной нетрудоспособности (по болезни, по уходу за больным членом семьи); б) по безработице; в) пособия семьям, имеющим детей (размер такого пособия составляет: на детей в возрасте до 6 лет — 70%, на детей от 6 до 16 лет — 60% минимальной заработной платы).

Социальное обеспечение предполагает не только денежные выплаты, но и натуральные формы социального обеспечения (помещение в детские дома, интернаты, дома престарелых и др.). Как элемент социального обеспечения — система социальной защиты населения осуществляется в системе органов местного самоуправления. Конституция РФ (ч. 3 ст. 39) обязывает государство поощрять добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность. Этим целям служат Указ Президента РФ от 16 сентября 1992 г. «О негосударственных пенсионных фондах», Федеральный закон от 11 августа 1995 г. «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».

Право на охрану здоровья и медицинскую помощь означает гарантированную законом возможность получения бесплатной медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. Это право структурно охватывает: а) право на охрану здоровья и б) право на медицинскую помощь. Право каждого человека на охрану здоровья и медицинскую помощь — общепризнанная норма международного права, закрепленная во Всеобщей декларации прав человека (ст. 25) и в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (ст. 12) и ст. 2 Протокола N 1 от 20 августа 1952 г. к Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Политика государства в сфере осуществления права на охрану здоровья и медицинскую помощь определяется Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г., Законом о медицинском страховании граждан РФ от 28 июня 1991 г. и др. Под охраной понимается комплекс мер (социально-политического, правового, экономического, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера), направленных на укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни. Соответственно, право на охрану здоровья обеспечивается охраной окружающей природной среды, созданием благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией доброкачественных продуктов питания. В соответствии с Конституцией в РФ финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физкультуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.

Право на медицинскую помощь означает, что при заболевании, утрате трудоспособности и в иных случаях граждане имеют право на медико-социальную помощь, которая включает профилактическую, лечебно-диагностическую, реабилитационную, протезно-ортопедическую и зубопротезную помощь, а также меры социального характера по уходу за больными, нетрудоспособными и инвалидами, включая и оплату пособия по временной нетрудоспособности. Медико-социальная помощь оказывается медицинскими, социальными работниками и иными специалистами в учреждениях систем здравоохранения и социальной защиты населения. Гражданам предоставляется бесплатная медицинская помощь в государственной и муниципальной системах здравоохранения. Гарантированный объем бесплат-ной медицинской помощи гражданам обеспечивается в соответствии с программами обязательного медицинского страхования. Законом РСФСР от 28 июня 1991 г. «О медицинском страховании граждан в РФ» предусмотрено два вида такого страхования: обязательное и добровольное. Граждане имеют право на дополнительные медицинские и иные услуги на основе программ добровольного медицинского страхования, а также за счет средств предприятий, учреждений и организаций, своих личных средств и иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации. Перечень некоторых видов оказания гражданам бесплатной медицинской помощи предусматривался двумя федеральными программами, утвержденными постановлениями Правительства от 11 сентября 1998 г. и от 29 ноября 2000 г. Федеральным законом от 2 декабря 2000 г. «О внесении изменений и дополнений в Основы законодательства РФ “Об охране здоровья граждан”» расширен перечень бесплатных видов медицинской помощи гражданам. В частности, наряду с мерами федерального Правительства Закон предполагает утверждение и реализацию территориальных программ государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи, включающих в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования. Согласно Закону гарантированный объем бесплатной медицинской помощи предоставляется гражданам в соответствии с программами государственных гарантий оказания такой помощи.

Экологические права граждан. Представляют собой общепризнанные и закрепленные в законодательстве права, обеспечивающие удовлетворение разнообразных потребностей индивида в процессе взаимодействия с природой. К экологическим правам относятся гарантированные Конституцией и действующим законодательством права каждого человека на: 1) благоприятную окружающую среду; 2) получение достоверной информации о ее состоянии; 3) возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В соответствии с Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (ст. 5) граждане имеют право на благоприятную среду обитания (окружающую природную среду, условия труда, проживания, быта, отдыха, воспитания и обучения, питание, потребляемую или используемую продукцию народного потребления), факторы которой не должны оказывать опасного и вредного влияния на организм человека настоящего и будущих поколений. Федеральный закон от 10 января 2002 г. «Об охране окружающей среды» (ст. 11-12) закрепляет комплекс экологических прав граждан и их объединений, в том числе право: на защиту окружающей среды от негативного воздействия; право создавать общественные объединения, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды; разрабатывать, прогнозировать и реализовывать программы по защите своих прав и законных интересов в области охраны окружающей среды; привлекать на добровольной основе граждан к осуществлению деятельности в области охраны окружающей среды; участвовать в установленном порядке в принятии хозяйственных и иных решений, реализация которых может оказать негативное воздействие на окружающую среду, жизнь, здоровье и имущество граждан; в порядке, определенном законом, организовывать и проводить слушания по вопросам проектирования, размещения объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может нанести вред окружающей среде, представлять угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан; подавать в органы государственной власти, суды обращения об отмене решений о проектировании, размещении, строительстве, реконструкции и эксплуатации объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может оказать негативное воздействие на окружающую среду, и др.

Право граждан на благоприятную окружающую среду обеспечивается: планированием и нормированием качества окружающей природной среды, мерами по предотвращению экологически вредной деятельности и оздоровлению окружающей природной среды, предупреждению и ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий; социальным и государственным страхованием граждан, образованием государственных и общественных резервных и иных фондов помощи, организацией медицинского обслуживания населения; предоставлением каждому реальных возможностей для проживания в условиях благоприятной для жизни и здоровья окружающей природной среды; возмещением в судебном или в административном порядке вреда, причиненного здоровью граждан в результате загрязнения окружающей природной среды и иных вредных воздействий на нее, в том числе последствий аварий и катастроф; государственным контролем за состоянием окружающей природной среды и соблюдением природоохранительного законодательства, привлечением к ответственности лиц, виновных в нарушении требований обеспечения экологической безопасности населения.

Действующее экологическое законодательство обязывает государственные органы и их должностных лиц оказывать всемерное содействие общественным объединениям и гражданам в реализации их экологических прав. Наряду с применением такой природоохранной меры, как проведение государственной экологической экспертизы, в соответствии с Федеральным законом от 23 ноября 1995 г. «Об экологической экспертизе» по инициативе граждан, их объединений, органов местного самоуправления может проводиться общественная экологическая экспертиза. Важную роль в реализации экологических прав имеет информационное обеспечение. Гидрометеорологические и иные органы обязаны по требованию граждан предоставлять своевременную, полную и достоверную информацию о состоянии окружающей среды и мерах по ее охране. Такая информация Федеральным законом от 19 июля 1998 г. «О гидрометеорологической службе» определяется как сведения, полученные в результате мониторинга, или долгосрочного наблюдения, окружающей среды. Гарантией против сокрытия экологических сведений является положение Закона РФ от 21 июля 1993 г. «О государственной тайне», в соответствии с которым не подлежат засекречиванию сведения о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, о фактах нарушения прав и свобод гражданина. В соответствии со ст. 8 Кодекса РФ об административных правонарушениях сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей природной среды и природных ресурсов, об источниках их загрязнения или иного вредного воздействия, о радиационной обстановке, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей природной среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц — от 10 до 20, а на юридических лиц — от 100 до 200 минимальных размеров оплаты труда.

Возмещение гражданам ущерба, причиненного их здоровью или имуществу экологическим правонарушением, — важнейший инструмент защиты экологических прав. Федеральный закон от 10 января 2002 г. «Об охране окружающей среды» устанавливает, что возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу граждан в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется в полном размере (ст. 79).

Наиболее ощутимый вред причиняют экологические преступления (хищение и нелегальная разработка невозобновимых природных ресурсов, незаконное использование ресурсов континентального шельфа и др.), среди которых особую экологическую опасность как для России, так и для мирового сообщества представляет экологическая контрабанда в таких ее разновидностях, как незаконное трансграничное перемещение ядерных расщепляющих материалов, радиоактивных веществ и отходов, источников ионизирующего излучения; незаконный ввоз в Россию опасных отходов из зарубежных стран; незаконный вывоз из России редких и исчезающих видов дикой флоры и фауны и др. Усиление уголовно-правовых репрессий за эти и подобные действия — важнейшая гарантия обеспечения экологических прав граждан.

Эффективной мерой защиты окружающей среды в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 г. «Об охране окружающей среды» является экологический контроль — государственный, производственный, муниципальный и общественный. Согласно Закону (ст. 64-68) такой контроль проводится в целях обеспечения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами исполнения законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности. В целях защиты имущественных интересов юридических и физических лиц на случай экологических рисков вышеназванный Закон предусматривает экологическое страхование, в том числе обязательное государственное экологическое страхование (ст. 18).

В соответствии с Концепцией национальной безопасности РФ, утвержденной Указом Президента от 17 декабря 1997 г. (в редакции Указа Президента от 10 января 2000 г.) к числу приоритетных направлений деятельности государства в экологической сфере относятся: а) рациональное использование природных ресурсов, воспитание экологической культуры населения; б) предотвращение загрязнения окружающей среды за счет повышения степени безопасности технологий, связанных с захоронениями (утилизацией) токсичных, промышленных и бытовых отходов; в) предотвращение радиоактивного загрязнения окружающей среды, минимизация последствий произошедших ранее радиационных аварий и катастроф; г) экологически безопасное хранение и утилизация выведенного боевого состава вооружения (атомных подводных лодок, кораблей и судов с ядерными энергетическими установками), ядерных боеприпасов, жидкого ракетного топлива, топлива атомных электростанций; д) безопасное для окружающей природной среды и здоровья населения хранение и уничтожение запасов химического оружия; е) создание и внедрение безопасных производств, поиск способов практического использования экологически чистых источников энергии, принятие неотложных природоохранных мер в экологически опасных регионах РФ.

Современная законодательная политика государства связана с расширением гарантий экологических прав граждан, в том числе и государственно-принудительных. В частности, вступивший в действие с 1 июля 2002 г. Кодекс РФ об административных правонарушениях содержит специальную главу «Административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования» (помещенную вслед за главой об административных правонарушениях в области охраны собственности). В главу включены 40 статей, каждая из которых закрепляет от одного до четырех составов экологических правонарушений и предусматривает меры административного взыскания (наложение административного штрафа) за их совершение как физическими, так и юридическими лицами (ст. 8 -8 КоАП РФ).

Предметом изучения конституционного права являются юридические гарантии, то есть гарантии, закрепленные в правовых нормах.
Центральное место в системе юридических гарантий занимает право на судебную защиту. Конституция РФ (ч. 1 ст. 46) гарантирует.

Социальная роль государства закреплена в ст. 7 Конституции как одна из важных основ конституционного строя Российской Федерации. Государственные гарантии социально-экономических прав и свобод.

Россия как социальное государство. Как и формула о России как правовом государстве, данное конституционное положение сегодня
раскрывается в ряде других статей Конституции РФ, характеризующих социальные права и свободы граждан и их гарантии (ст. 37—43), о.