Ск рф забота о ребенке

05.11.2018 Выкл. Автор admin

Статья 54 СК РФ. Право ребенка жить и воспитываться в семье (действующая редакция)

1. Ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия).

2. Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам.

Ребенок имеет права на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства.

При отсутствии родителей, при лишении их родительских прав и в других случаях утраты родительского попечения право ребенка на воспитание в семье обеспечивается органом опеки и попечительства в порядке, установленном главой 18 настоящего Кодекса.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 54 СК РФ

1. По вопросу, касающемуся применения судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей, см. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 1998 г. N 10 «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей».

В СК РФ впервые в нашей стране появились специальные нормы, посвященные правам ребенка, которым признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет. Аналогичная норма содержится в Конвенции о правах ребенка (ст. 1). Основным законом, конкретизирующим меры по защите прав ребенка, является Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ.

2. Хотя в названии комментируемой статьи говорится только о праве ребенка жить и воспитываться в семье, в п. 2 этой статьи также говорится о таких правах, как право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства.

В п. 2 комментируемой статьи подчеркивается приоритетное право каждого ребенка жить и воспитываться в семье, насколько это возможно. Указанная норма предполагает его проживание, прежде всего, в собственной семье, которую составляют его родители. В таком случае государство выполняет лишь охранительную функцию, оберегая семью от внешних посягательств. В отношении детей, лишившихся по каким-то причинам своей семьи, обеспечение права на воспитание в семье означает то, что при выборе форм воспитания детей преимущество отдается семейным формам воспитания: передаче на усыновление, в приемную семью, в семью опекуна (попечителя), патронат и др. Только в случаях, когда устройство ребенка в семью не представляется возможным, дети передаются на воспитание в детские учреждения. В последнем случае приоритет также отдается детским домам семейного типа.

При отсутствии родителей, лишении родительских прав или в других случаях утраты родительского попечения право ребенка на воспитание в семье обеспечивается органом опеки и попечительства в соответствии с принципом приоритетного семейного воспитания. Среди форм устройства ребенка, оставшегося без попечения родителей, приоритетной является усыновление (удочерение).

Ребенок имеет право, насколько это возможно, знать своих родителей (ст. 7 Конвенции ООН о правах ребенка). Это право ограничено, прежде всего, тем, что в некоторых случаях получение сведений о родителях невозможно, например, если ребенок был подкинут. Спорным является вопрос о том, в какой мере соответствует праву знать своих родителей тайна биологического происхождения ребенка при применении методов искусственной репродукции человека. Наконец, следует учитывать, что для обеспечения тайны усыновления от ребенка могут скрывать имя его настоящих родителей.

Ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особые защиту и помощь. Принцип приоритетного воспитания, кроме всего прочего, предполагает необходимость должным образом учитывать желательность преемственности воспитания ребенка и его этническое происхождение, религиозную и культурную принадлежность и родной язык.

Право детей на заботу со стороны родителей заключается не только в получении содержания, но и в оказании моральной поддержки (например, в случае возникновении конфликтной ситуации).

Право на совместное проживание заключается в том, что ребенок должен жить вместе с обоими или одним из родителей. Это право конкретизируется в ряде других правовых актов. Согласно п. 2 ст. 20 ГК РФ местом жительства несовершеннолетних, не достигших 14 лет, признается место жительства их законных представителей — родителей, усыновителей или опекунов. Правила регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. N 713, устанавливают порядок регистрации несовершеннолетних граждан по месту жительства и по месту пребывания. Так, в соответствии с п. 28 Правил регистрация по месту жительства несовершеннолетних граждан, не достигших 14-летнего возраста и проживающих вместе с родителями (усыновителями), осуществляется на основании документов, удостоверяющих личность родителей (усыновителей). По достижении подростком возраста 14 лет его регистрация по месту жительства производится на основании паспорта. При этом право ребенка на совместное проживание с родителями сохраняется.

Пункт 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10 от 27 мая 1998 г. «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей» разъясняет, что, решая вопрос о месте жительства несовершеннолетнего при раздельном проживании его родителей (независимо от того, состоят ли они в браке), необходимо иметь в виду, что место жительства ребенка определяется исходя из его интересов, а также с обязательным учетом мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, при условии, что это не противоречит его интересам (п. 3 ст. 65, ст. 57 СК РФ). При этом суд принимает во внимание возраст ребенка, его привязанность к каждому из родителей, братьям, сестрам и другим членам семьи, нравственные и иные личные качества родителей, отношения, существующие между каждым из родителей и ребенком, возможность создания ребенку условий для воспитания и развития (с учетом рода деятельности и режима работы родителей, их материального и семейного положения, имея в виду, что само по себе преимущество в материально-бытовом положении одного из родителей не является безусловным основанием для удовлетворения требований этого родителя), а также другие обстоятельства, характеризующие обстановку, которая сложилась в месте проживания каждого из родителей.

Вместе с тем не всегда совместное проживание с родителями является благом для ребенка. Поэтому право на совместное проживание с родителями имеет ряд исключений, которые связаны с необходимостью защиты интересов ребенка, например, в тех случаях, когда оставление ребенка с родителями представляет непосредственную угрозу жизни ребенка или его здоровью (см. комментарий к ст. 77), либо при лишении или ограничении родительских прав (см. комментарии к ст. 69, 73).

Ребенок имеет право на воспитание своими родителями. Это право ребенка одновременно является правом и обязанностью его родителей (см. комментарий к ст. 63).

Кроме того, ребенок имеет право на обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства. В чем конкретно заключаются эти права, законодатель не указывает. Эти нормы носят декларативный характер, поскольку уважение человеческого достоинства ребенка не исключает применения наказаний.

Забота о детях, их воспитание являются равными правом и обязанностью родителей – статья 38 Конституции Российской Федерации

В соответствии с семейным законодательством Российской Федерации ребенком признается лицо, не достигшее возраста 18 лет (совершеннолетия).

Право ребенка на воспитание своими родителями закреплено в статье 54 Семейного кодекса Российской Федерации (далее – СК РФ).

У каждого из нас было свое детство, свои родители, которые имели свои взгляды на то, как надо воспитывать детей. Следует признать, что у родителей могут быть разные взгляды на воспитание, но каждый из них должен свято исполнять обязанности по содержанию и воспитанию своих детей.

Обязанности родителей предусмотрены и конкретизированы в статьях 63 — 67 СК РФ. Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей, обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования, заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей, об обеспечении их интересов. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей до достижения ими возраста 18 лет. При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей.

В соответствии со ст. 80 СК РФ родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей. Порядок и форма предоставления содержания несовершеннолетним детям определяются родителями самостоятельно.

При утрате родительского попечения функции законного представителя ребенка выполняют лица, заменяющие родителей, в установленном законом порядке. Если ребенок находится на полном государственном попечении воспитательного, медицинского учреждения либо учреждения системы социальной защиты, такое учреждение принимает на себя всю заботу о ребенке и защиту его прав и законных интересов.

Родители (иные законные представители несовершеннолетних), осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном законом порядке.

Кодексом об административных правонарушениях РФ (далее – КоАП РФ) предусмотрена административная ответственность родителей или иных законных представителей несовершеннолетних за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних.

Ответственность родителей или иных законных представителей в соответствии с ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ наступает в случаях нарушения родительских обязанностей по содержанию, по воспитанию, по обучению и по защите прав и интересов несовершеннолетних. Нарушением обязанностей по содержанию детей расценивается, например, непредоставление ребенку (детям) места проживания, неприобретение ему необходимых для нормального развития продуктов питания, одежды, обуви и т.п. Нарушение обязанностей по воспитанию детей может выражаться в том, что ребенку не прививаются элементарные навыки нормального поведения, его не учат доброте, правилам общежития, вежливости, этикету, не прививается любовь к труду, уважение к старшим и т.п. Нарушение обязанностей по обучению детей проявляется в том, что родители (или лица, их заменяющие) не приобретают для них учебники, тетради, иные школьные принадлежности, не дают им возможности учиться, не создают условий для посещения школы (не пускают в школу) и т.п. Нарушение обязанностей по защите прав и интересов (в т.ч. личных и имущественных) детей может выражаться в непринятии мер по обеспечению безопасности детей, в отсутствии элементарного ухода и надзора (контроля) над ними; в нежелании (отказе) опекуна или попечителя представлять интересы ребенка в суде и т.п.

Наказание за указанные нарушения предусмотрено в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей.

Часть 2 ст. 5.35 КоАП РФ, охватывает перечень правонарушающих действий по отношению к детям, совершаемых, как правило, в связи с конфликтом родителей (матери и отца). Зачастую это связано с расторжением брака и недостижением родителями согласия по поводу того, как воспитывать ребенка, как, где и в какое время общаться с ним и так далее.

Наказание в виде наложения административного штрафа в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей понесут родители или иные законные представители несовершеннолетних пытающиеся препятствовать ребенку в общении с другим родителем или близкими родственниками, если такое общение не противоречит интересам ребенка детей, либо намеренно скрывают место нахождения ребенка (детей) помимо их воли, не исполняют судебное решения об определении места жительства детей, не исполняют судебное решения о порядке осуществления родительских прав либо иным образом препятствуют осуществлению родителями прав на воспитание и образование детей и на защиту их прав и интересов.

Повторное совершение административного правонарушения (в течение года), предусмотренного частью 2 ст. 5.35 КоАП РФ, в соответствии с частью 3 указанной нормы, влечет наложение административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административный арест на срок до пяти суток.

Необходимо знать, что протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, составляют должностные лица органов внутренних дел (полиции) и члены комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, а по частям 2 и 3 ст. 5.35 — также должностные лица органов, уполномоченных на осуществление функций по принудительному исполнению исполнительных документов и обеспечению установленного порядка деятельности судов.

Дела об административных правонарушениях рассматривают комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, а по части 3 комментируемой статьи также мировые судьи — в случае передачи комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав дела об административном правонарушении на рассмотрение судье.

Статья 63. Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей

СТ 63 СК РФ

1. Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей.

Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.

Родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание своих детей перед всеми другими лицами.

2. Родители обязаны обеспечить получение детьми общего образования.

Родители имеют право выбора образовательной организации, формы получения детьми образования и формы их обучения с учетом мнения детей до получения ими основного общего образования.

Комментарий к Ст. 63 Семейного кодекса РФ

1. Право родителей на воспитание своих детей, являющееся одновременно и их обязанностью, занимает центральное место среди всех личных прав родителей. Во все времена государство и общество, возлагая на семью (и прежде всего на родителей ребенка) воспитательную функцию и оставляя за собой контроль за надлежащим ее выполнением, таким способом решали и решают одну из важных социальных задач.

2. Формы взаимодействия государства, общества и семьи в деле воспитания подрастающих поколений в разные периоды российской истории имеют существенные различия: абсолютная родительская власть над детьми в дореволюционный период была заменена сразу после революции на преимущественно государственные формы воспитания, затем осуществлен постепенный переход к сочетанию государственных, общественных и семейных форм воспитания в советский период при оказании семье самых различных видов помощи, и, наконец, в постсоветский период закреплен приоритет семейного воспитания детей в качестве основных начал семейного законодательства (ст. 1 СК РФ) при оказании государством фактически незначительной поддержки.

3. В последнее время, в условиях неблагоприятной демографической ситуации в России, наметилась тенденция увеличения объема оказываемой государством поддержки семьям, имеющим детей (увеличены размеры пособий по беременности и родам, а также ежемесячных пособий, в том числе неработающим женщинам, родившим ребенка, пособий опекунам и приемным родителям, предусмотрен с 2007 г. материнский (семейный) капитал, введено единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью, предусмотрены компенсации части родительской платы за детские сады и др.).

Федеральный закон от 19.05.1995 N 81-ФЗ (в ред. от 02.07.2013) «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (с изм. и доп., вступившими в силу с 01.01.2014);

Федеральный закон от 05.12.2006 N 207-ФЗ (в ред. от 29.12.2012) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной поддержки граждан, имеющих детей».

4. Обязанность родителей по воспитанию и развитию своих детей в качестве элемента содержания этой обязанности включает в себя заботу о ребенке, удовлетворение всех жизненно важных интересов и потребностей ребенка с учетом его возраста, обеспечение уважения его человеческого достоинства.

Эти обязанности родителей, а также их ответственность за ненадлежащее выполнение обязанностей сохраняются и после расторжения брака родителей ребенка.

В соответствии со статьёй 18 ранее действовавшего Закона «Об образовании», регламентировавшей дошкольное образование, родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте.

Новая редакция Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (в ред. от 25.11.2013 с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2014) содержит законодательное определение понятий: образование, воспитание, обучение (ст. 2), устанавливает основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования (ст. 3), государственные гарантии реализации права на образование в Российской Федерации (ст. 5), полномочия органов государственной власти всех уровней, а также органов местного самоуправления (ст. 6 — 9), систему образования (гл. 2), лиц, осуществляющих образовательную деятельность (гл. 3), а в гл. 4 под названием «Обучающиеся и их родители (законные представители)» предусматривает права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, в числе которых закрепляет преимущественное право родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами, возлагая на родителей (законных представителей) обязанность заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка (ст. 44). В связи с принятием данного Федерального закона внесены соответствующие изменения в отдельные законодательные акты, в том числе в комментируемую статью 63 СК РФ.

В письме Минобрнауки России от 15.11.2013 N НТ-1139/08 «Об организации получения образования в семейной форме» разъясняется, что Федеральным законом предусмотрены различные формы получения образования и обучения с учетом потребностей и возможностей личности. В соответствии с ч. 2 ст. 63 Федерального закона общее образование может быть получено как в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, так и вне их. Обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме. Вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность, образование и обучение предусмотрено в семейной форме и в форме самообразования. В целях получения образования и обучения допускается сочетание различных форм получения образования и обучения (ст. 17 Федерального закона). Форма получения общего образования и форма обучения по конкретной основной общеобразовательной программе определяются родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося. При выборе родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося формы получения общего образования и формы обучения учитывается мнение ребенка (ч. 4 ст. 63 Семейного кодекса РФ).

Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 «Об образовании»;

Федеральный закон от 02.07.2013 N 185-ФЗ (в ред. от 28.12.2013) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу законодательных актов (отдельных положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;

письмо Минобрнауки России от 15.11.2013 N НТ-1139/08 «Об организации получения образования в семейной форме».

Если в ходе судебного разбирательства будет установлено, что ни родители, ни лица, у которых находится ребенок, не в состоянии обеспечить его надлежащее воспитание и развитие, суд, отказывая в удовлетворении иска, передает несовершеннолетнего на попечение органа опеки и попечительства с тем, чтобы были приняты меры для защиты прав и интересов ребенка и был выбран наиболее приемлемый способ устройства дальнейшей его судьбы (п. 2 ст. 68 СК РФ).

При рассмотрении исков родителей о передаче им детей лицами, у которых они находятся на основании закона или решения суда (опекунов, попечителей, приемных родителей, воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений), необходимо выяснять, изменились ли ко времени рассмотрения спора обстоятельства, послужившие основанием передачи ребенка указанным лицам и учреждениям, и отвечает ли интересам детей их возвращение родителям (Постановление Пленума ВС РФ от 27.05.1998 N 10 «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей»). См. также: Обзор практики разрешения судами споров, связанных с воспитанием детей, утв. Президиумом ВС РФ 20.07.2011.

20 ноября в России отмечается Всемирный день ребенка. Праздник был введен в практику в 1954 году Генеральной Ассамблеей ООН как день мирового братства и понимания проблем детей. Дата была выбрана не случайно – 20 ноября были приняты Декларация и Конвенция о правах ребенка, так что в этот день принято отмечать и годовщину со дня принятия документов, ставших основополагающими в защите прав несовершеннолетних.

В России, как и во всем мире, в этот день проходят различные акции, направленные на привлечение внимания к неразрешенным вопросам обучения, оздоровления и благополучия детей.

Сегодня сотрудники Следственного комитета России проведут на базе Международного детского центра «Артек» для его воспитанников – победителей программы «Юный следователь» урок мужества «Гражданин начинается с детства», далее сотрудники ведомства проведут для ребят урок «Следователь-криминалист. Осмотр места происшествия».

Во Всемирный день ребенка СК РФ напоминает, что заботиться о соблюдении законных прав и интересов детей нужно не раз в год, а ежедневно.

Глава ведомства Александр Бастрыкин требует от своих подчиненных при выполнении ими своих служебных обязанностей принципиально подходить к вопросам защиты прав детей, охране их жизни и здоровья.

Следственными органами СК России при расследовании уголовных дел, связанных с преступлениями в отношении детей, всегда устанавливаются все обстоятельства произошедшего, круг общения и обстановка в семье ребенка, дается правовая оценка действиям (бездействию) сотрудников профильных министерств и служб, в компетенцию которых входит профилактика подобных преступлений, а также контроль за условиями жизни несовершеннолетних, особенно находящихся в неблагополучных семьях. Кроме этого устанавливают, насколько грамотно и эффективно обеспечивается безопасность несовершеннолетних в детских учреждениях, как организована и проводилась психологическая и педагогическая работа с детьми, были ли созданы реальные возможности для обеспечения ребят внеклассными занятиями и бесплатными спортивными секциями, участвовали ли дети в общественно-государственной детско-юношеской организации (РДШ), деятельность которой должна быть сосредоточена на развитии и воспитании школьников. По результатам проведенных проверок принимаются процессуальные решения, в том числе и о возбуждении уголовных дел. Так, за 9 месяцев 2018 года сотрудниками Следственного комитета в различные органы власти, учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, иные организации в порядке ч. 2 ст. 158 УПК РФ внесены и рассмотрены 9802 представления. В 2017 году к дисциплинарной ответственности по результатам рассмотрения представлений и писем следователей по уголовным делам о преступлениях, совершенных в отношении несовершеннолетних, было привлечено 4 235 лиц, в компетентность которых входят вопросы профилактики преступлений в отношении детей.

За 9 месяцев текущего года следственными органами СК России возбуждено 15 492 уголовных дела о преступлениях, совершенных в отношении несовершеннолетних, 11 675 лиц признаны потерпевшими, из них в возрасте до года — 374 ребенка, от года до 5 лет – 789, 6-10 лет – 1647, 11-14 лет – 3640, 15-17 лет – 5225. Всего за 9 месяцев текущего года 917 детей погибло от преступных посягательств. Только за летний период этого года в детских оздоровительных лагерях погибло 5 детей, в то время как во время неорганизованного отдыха зарегистрировано порядка 500 смертей несовершеннолетних.

Глава СК России требует, чтобы следователи акцентировали внимание не только на раскрытии преступлений в отношении детей, привлечении к ответственности виновных лиц, но и на вопросах минимизации дальнейших психологических травм у несовершеннолетних, ставших жертвами противоправных деяний, особенно преступлений сексуального характера. Введение в 2014 году в центральном аппарате СК и следственных управлениях в субъектах РФ в штатное расписание должностей детских психологов предназначено для минимизации психологических травм у детей.

При расследовании уголовных дел от следователей требуется не просто раскрыть преступление, но вместе с Минздравом РФ делать все возможное для того, чтобы пострадавшие ребята получили своевременную и полную высокотехнологичную медицинскую помощь и оптимальные условия для дальнейшей реабилитации. Особо эффективное взаимодействие у представителей СК России сложилось с НИИ неотложной детской хирургии и травматологии Леонида Рошаля, в котором оказывается высокотехнологичная медицинская помощь детям, пострадавшим от преступлений, в том числе в зонах вооруженного конфликта на территории Юго-Востока Украины и в Сирийской Арабской Республике. За прошедшие годы совместными усилиями врачей клиники и представителей СК была оказана помощь Ване Воронову, получившему минно-взрывную травму в ДНР, Павлу Архипову, который пострадал из-за врачебной ошибки, Ивану Крапивину, получившему тяжелую травму в результате нападения пьяного соседа. По инициативе СК России судьба каждого пострадавшего ребенка берется на контроль руководством Минздрава, в настоящее время специалисты Министерства оказывают посильную помощь пострадавшему в семье опекунов в Вологодской области 6-летнему Стёпе.

Особое внимание защите прав и законных интересов детей Александр Бастрыкин и его подчиненные на местах уделяют на личных приемах граждан. При этом ни одна жалоба на нарушение прав ребенка не остается без необходимой реакции.

Во взаимодействии с Уполномоченным по правам ребенка при Президенте России, Минтрудом, Минздравом РФ и другими заинтересованными ведомствами оказывается помощь детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, в том числе сиротам, ребятам из неблагополучных семей. Так, СК России курирует несколько сотен детских специализированных учреждений по всей стране. При этом особо стоит отметить, что важным направлением работы с такими детьми сотрудники СК считают не оказание материальной помощи, а общение с ними, привитие им правильных жизненных ориентиров.

В СК создана необходимая образовательная сеть, куда входят «Кадетский корпус Следственного комитета Российской Федерации имени Александра Невского» и «Санкт-Петербургский кадетский корпус Следственного комитета Российской Федерации», две ведомственные академии в Москве и Санкт-Петербурге, а также около 50 профильных кадетских классов в школах под патронатом СКР, где учатся ребята, мечтающие связать свою жизнь со службой в правоохранительных органах. Среди учеников и студентов есть дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, которые получают преференции при поступлении в учебные заведения СКР.

В центральном аппарате и в следственных управлениях СК России в субъектах РФ особое внимание уделяется пропаганде здорового образа жизни и необходимости систематических занятий спортом. В ряде регионов ежегодно вот уже 9 лет проводятся международные турниры по дзюдо на кубок Председателя СК России. В Санкт-Петербурге также 9 лет проходит детско-юношеский турнир по хоккею с шайбой на кубок СКР, в котором участвуют российские и зарубежные команды.

Одной из форм работы с молодежью являются тематические встречи с ветеранами следствия и другими представителями правоохранительных органов. По поручению сотрудников СКР, в 2018 года проведено более 10 встреч с представителями СОБРа МВД РФ – Росгвардии, которые поделились историями о своей нелегкой службе, об условиях работы в «горячих точках». Только на последнюю такую встречу в Новосибирске пришли около 700 детей. В результате таких встреч ребята видят перед собой пример мужества, достоинства, истинного служения Родине и некоторые из них принимают решение в дальнейшем тоже служить в правоохранительных органах.

Надо отметить, что значительное количество преступлений, а также несчастных случаев с детьми, которые оказались в розыске, удалось предотвратить, благодаря слаженной работе правоохранительных органов с волонтерскими организациями. Ранее по результатам неоднократного обсуждения имеющихся недостатков в организации работы правоохранительных органов, как между собой, так и с добровольческими поисковыми отрядами, Председателем СК России была поставлена задача — разработать совместно с волонтерами и заинтересованными ведомствами единый документ, который позволил бы эффективно взаимодействовать между собой и с общественными организациями волонтеров.

В результате Следственным комитетом во взаимодействии с представителями общественности и заинтересованными государственными структурами, такими как МВД России, МЧС России, Министерством обороны, Росгвардией, был разработан и подписан нормативный акт об алгоритме взаимодействия государственных органов, волонтерских организаций и добровольцев при организации и осуществлении розыска без вести пропавших граждан, и в том числе несовершеннолетних. Документ доведен до всех региональных управлений СК России. Сотрудники территориальных следственных органов Следственного комитета на постоянной основе осуществляют работу с такими волонтерскими объединениями, как «Лиза Алерт», «ВолгоСпас — Поиск пропавших детей», общественное движение «Легион», региональная общественная организация «Питер-Поиск».

Подписание документа позволило максимально сократить сроки поиска ребенка и минимизировать шанс наступления негативных последствий и угрозы его жизни и здоровью, а также способствовало изобличению в кратчайшие сроки преступников, пытавшихся совершить противоправное деяние в отношении ребенка.

В результате анализа расследования уголовных дел и проведения доследственных проверок СК России уже внесло предложения по изменениям и поправкам в ряд нормативных актов. Так, Следственный комитет России участвовал в разработке законопроекта о детском отдыхе, который поручил подготовить Президент РФ. Данный закон, направленный на обеспечение безопасного отдыха детей, принят Госдумой РФ в окончательном чтении в апреле текущего года.

По инициативе Следственного комитета принят Федеральный закон № 14-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях усиления ответственности за преступления сексуального характера, совершенные в отношении несовершеннолетних». С принятием этого закона, в частности, удалось добиться отмены условного осуждения лиц, совершивших преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет.

Принят Федеральный закон № 432-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования прав потерпевших в уголовном судопроизводстве», в нем предусмотрены дополнительные меры защиты прав несовершеннолетних потерпевших. Новые нормы закона установили единый возраст (до 16 лет), когда участие педагога или психолога в допросе подростка является обязательным. И, как показала следственная практика, участие психолога в допросе потерпевшего или свидетеля позволяет получить более полную и достоверную информацию о совершенном преступлении.

СК России также неоднократно настаивал на введении уточняющего понятия «детской порнографии» и поднимал вопрос о необходимости внесения поправок. Данные поправки были приняты в 2016 году.

Комплексная работа, проводимая СК России в области защиты прав детей, дает положительные результаты. За 9 месяцев текущего года возбуждено 6562 уголовных дела о преступлениях, совершенных несовершеннолетними. Это на 6% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. На 4% снизилось число уголовных дел, возбужденных о преступлениях в отношении детей — 15492 за 9 месяцев 2018 года, абсолютное большинство из них было раскрыто следователями СК России. В суд направлено 7928 уголовных дел о преступлениях, совершенных в отношении детей.

Следственный комитет Российской Федерации намерен и дальше продолжать укреплять работу, направленную на защиту детства, совершенствовать её, ведь девиз ведомства – чужих детей не бывает.

Ск рф забота о ребенке

Забота о детях, их воспитании — обязанность родителей

Ст. 38 Конституции РФ закреплено, что забота о детях, их воспитании – в равной степени право и обязанность родителей. За неисполнение этих обязанностей родители несут нравственную и правовую ответственность.

В соответствии, с требованиями ч. 1 ст. 63 Семейного кодекса Российской Федерации родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.

Родительские права не могут осуществляться в противоречие с интересами ребенка. Обеспечение интересов ребенка должно быть предметом основной заботы их родителей. Осуществляя свои родительские права, родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью ребенка, его нравственному развитию, а способы воспитания должны исключить пренебрежительное, жестокое, грубое унижающее человеческое достоинство обращение (ст. 65 СК РФ).

В соответствие со ст. 69 СК РФ родители могут быть лишены родительских прав, если они уклоняются от выполнения родительских обязанностей.

Анализ практики прокурорского надзора на территории Жиздринского района свидетельствует о том, что далеко не все родители достаточно знают о своих обязанностях перед своими детьми, а порой попросту пренебрегают ими.

Так, в первом полугодии 2014 г. по искам прокуратуры района два родителя лишены родительских прав, в связи с уклонением от выполнения родительских обязанностей.

В первом случае, молодая мама двоих несовершеннолетних детей 2009 и 2011 годов рождения, несмотря на проводимую органами системы профилактики работу, длительное время не принимала мер к созданию условий для нормального развития своих детей. Она не работала, злоупотребляла спиртными напитками, в результате чего дети оказались в социально опасной обстановке, в связи с чем, были изъяты из семьи и помещены в Центр социальной поддержки семьи и детства «Чайка» — «Русич».

После помещения детей в Центр мама всего лишь дважды навестила своих детей за три месяца нахождения в Центре, не приняла мер к улучшению социально — бытовых условий своей семьи, к трудоустройству, продолжала употреблять спиртные напитки. В связи с чем, прокурором района в Людиновский районный суд было направлено исковое заявление о лишении женщины родительских прав в отношении двоих несовершеннолетних детей, которое рассмотрено и удовлетворено.

Во втором случае женщина самоустранилась от воспитания несовершеннолетнего сына, полностью переложив заботу о его воспитании и содержании на престарелую бабушку. Сама она уехала в соседний регион, где создала семью, при этом оставив первого ребенка у бабушки. Все попытки органов системы профилактики наладить контакт с родителем не увенчались успехом, в результате чего, в связи со злостным уклонением от исполнения родительских обязанностей, решением Людиновского районного суда женщина была лишена родительских прав. Против лишения родительских прав женщина возражений не высказала.