Система законодательства о бухгалтерском учете в россии

06.03.2018 Выкл. Автор admin

Правовое регулирование бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации

Главная > Закон >Маркетинг

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Байкальский государственный университет экономики и права

Факультет гражданского и предпринимательского права

Кафедра предпринимательского и финансового права

по дисциплине «Российское предпринимательское право»

Правовое регулирование бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации.

Выполнил:
студент группы ВЮП-08-1

Научный руководитель:
кандидат юридических наук, доцент

Правовое регулирование бухгалтерского учета и отчетности как одной из основополагающих сторон деятельности организации является важнейшей задачей финансовых властей. Бухгалтерский учет, будучи источником для финансовой отчетности, которая в свою очередь предоставляет информацию для лиц, чьи решения непосредственным образом сказываются на деятельности любой организации, должен быть предметом постоянного и тщательного регулирования со стороны государства. От того, на сколько своевременно и обосновано оно будет реагировать на изменение реалий экономической жизни, разрабатывая новые и корректируя старые нормы в области бухгалтерского учета, будет зависеть качество финансовой отчетности, а, следовательно, и экономическая эффективность принимаемых решений.

Только системная организованность, строгая иерархия и логическая последовательность в разработке норм бухгалтерского законодательства, позволят обеспечить не только их повсеместное исполнение всеми организациями, но и высокую степень прозрачности деятельности этих организации, что позволит государству и прочим заинтересованным сторонам оценить нынешнее положение и перспективы развития экономики.

Кроме того, актуальность данной темы связаны еще и с тем, что в условия экономического роста и финансового оздоровления российской экономики многие отечественные компании осознали необходимость, а главное, получили возможность выхода за национальные границы. В условиях глобализации такой выход для российских компаний сопряжен со многими трудностями, одной из которых является не соответствие российского бухгалтерского законодательства международным стандартам бухгалтерской отчетности. Новые требования, предъявляемые российским компаниям за рубежом, предопределяют необходимость адекватной трансформации Российского бухгалтерского учета.

В рамках реформы бухгалтерского учета, основы которой заложены в постановлении Правительства от 6 марта 1998 г. N 283 «Об утверждении программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности» разработано и воплощено в жизнь достаточно много нормативных актов, стандартов, инструкции, методических указаний и рекомендаций – все они имеют разные задачи в рамках единой цели – построение системы правового регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации.

Целью своей работы вижу в рассмотрении всего массива нормативных и прочих актов, связанных с бухгалтерским учетом, и выделении из него основных документов, образующих структуру всей системы российского бухгалтерского законодательства, рассмотрении этих документов в совокупности и по отдельности для определения их значения в системе правового регулирования бухгалтерского учета.

1.Сущность системы правового регулирования

1.1 Понятие правового регулирования

Нормативное регулирование любой области общественных отношений возможно только в рамках системы, основой которой является право. Для юристов своего рода аксиомой является положение о том, что право по своему содержанию должно не только соответствовать природе социально-экономического строя, быть воплощением национальной и мировой культуры и образа жизни народа, но и выступать универсальным регулятором поведения и деятельности людей. Оно по своей форме должно надлежащим образом быть организовано, внутренне устроено и согласовано, чтобы не опровергать себя в силу внутренних противоречий. Право с этой точки зрения должно представлять специфически-юридическую регулятивную систему, или, что то же самое, обладать свойством системности. Для выражения этого качества права в юридической науке используется категория «система права» или «система правового регулирования».

С философской точки зрения система – это целостный комплекс взаимосвязанных элементов, которые, выступая системой более низкого порядка, одновременно представляют собой элемент системы более высокого порядка[41]. Значит, выяснение вопроса о том, что такое система права предполагает дать ответ, по меньшей мере, на два вопроса: 1) из каких частей состоит право и 2) как эти части взаимосвязаны между собой. Ответы на эти вопросы заключают в себе представление о внутренней структуре (организации) права.

Понятие «система» означает, что право представляет собой некое целостное образование, состоящее из множества элементов, находящихся между собой в определенной связи (соподчинении, координации, функциональной зависимости и т.д.).

Поскольку содержанием права являются его нормы, то, следовательно, и систему права представляют определенным образом структурированные и взаимосвязанные друг с другом нормы права. Объективно складывающаяся между отдельными нормами (или группами норм) связь, придает им определенное структурное единство. Таким образом, нормы объединяются в более общее нормативно-юридическое образование – институты права, а те, в свою очередь, – в подотрасли и отрасли права, которые в своем единстве и есть система права.

Единство системы права и системы правового регулирования – специфическое свойство систем, составляющее ее сущность, обусловленное единством целей и задач правового регулирования, единством нормативных принципов, определяющих сущность права, наконец, единством системы регулируемых отношений.

Будучи внутренне единым и целостным правовым образованием (системой правового регулирования), право вместе с тем подразделяется на определенные части – отрасли и институты, каждая из которых выполняет самостоятельную роль в механизме воздействия права на поведение и деятельность людей-индивидов и их организаций.

Единство и обособленность (дифференцированность) являются необходимыми условиями системной организации права. Особо следует обратить внимание на объективный характер системы права, ее обусловленность спецификой регулируемых отношений. Это означает, что система права – явление объективное, складывающееся под непосредственным воздействием господствующих отношений, идеологии, культуры, образа жизни людей. Объективный характер системы права подтверждается тем обстоятельством, что независимо от типа современного государства и характера правовой системы имеются группы однородных отраслей права, идентичных всем странам (конституционное, гражданское, уголовное, административное, семейное и др.). Оказывая непосредственное воздействие на формирование системы права, законодатель не может отвлечься от этих объективных факторов. В ином случае система права может складываться и помимо воли законодателя.

Итак, придание нормам права свойства системности является неотъемлемой частью правового регулирования той или иной области общественных отношений. При отсутствии этого свойства правовое регулирование вообще и бухгалтерского учета в частности никогда не сможет достигнуть своей цели упорядочивания и стандартизации фактов общественной деятельности, обеспечения доступа всем заинтересованным пользователям к информации, представляющей объективную картину финансового положения и результатов деятельности хозяйствующих субъектов.

Будучи несистемной, противоречивой и несогласованной бухгалтерское законодательство не добьется безусловного и всеобщего выполнения своих норм. Приведение норм права в систему – неотъемлемое условие их выполнения и главная задача государства.

2. Уровни правового регулирования бухгалтерского учета и отчетности в России

2.1 Законодательный уровень

К правовым документам первого, высшего, законодательного, уровня системы правового регулирования бухгалтерского учета относят федеральные законы и иные зако­нодательные акты (указы Президента, постановления Прави­тельства), регулирующие прямо или косвенно постановку бухгалтерского учета в организации. К ним относят: Конституцию Российской Федерации[1], Гражданский[3-4], Трудовой[7], Бюджетный[2] и Налоговый кодексы[5-6], Постановление Правительства «Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с МСФО.»[8] Федеральные законы «О государственной поддержке ма­лого предпринимательства в Российской Федерации», «Об акционерных обществах», «Об обществах с огра­ниченной ответственностью» и другие. Особое место в этом уровне системы занима­ют Федеральный закон «О бухгалтерском учете»[10] и Положение по ведению бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации[11].

Как было сказано выше, система правового регулирования представляет собой целостную, взаимосвязанную, иерархично выстроенную совокупность нормативных и иных актов, призванных упорядочить ту или иную область общественных отношений. Все вышеперечисленные нормативные акты, будучи на вершине системы бухгалтерского законодательства задают с разной степенью конкретности общие, обязательные правила, связанные с ведение бухгалтерского учета. Зафиксированные здесь правила стали основой, на которой выстроилась вся система правового регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации.

Рассмотрим некоторые, наиболее важные, основоустанавливающие нормативные акты более подробно.

Конституция Российской Федерации[1], будучи основным законом страны, не могла обойти вниманием такой важный элемент хозяйственной жизни общества, как бухгалтерский учет. Так, из статьи 71 (пунктов «ж», «р») во взаимосвязи с ее статьями 8 (часть 1), 29 (часть 4), 34 и 114 (пункта «б» части 1) следует, что в Российской Федерации официальный бухгалтерский учет служит инструментом финансового регулирования и проведения единой финансовой (в том числе налоговой) политики, обеспечивая реализацию конституционного права на информацию в сфере предпринимательской деятельности и экономики, основанной на принципах юридического равенства сторон и договорных отношениях, конкуренции и риске; бухгалтерский учет является одной из конституционных гарантий единого рынка, единства экономического пространства как одной из основ конституционного строя Российской Федерации. Исходя из этого, федеральный законодатель вправе возложить на участников предпринимательской и иной экономической деятельности обязанность по ведению официального бухгалтерского учета, а определенным участникам рынка и лицам, действующим в официальном качестве (в том числе налоговым органам), предоставить право доступа к информации по бухгалтерскому учету и проверки его достоверности[17.- с. 5].

Гражданский кодекс Российской Федерации[3-4]. В его первой части[3] законодатель­но закреплены многие вопросы учетной работы. Среди них: наличие самостоятельного баланса как необходимый признак юридического лица[3.- ст. 48]; обязательность утверждения годового бух­галтерского отчета[3.- ст. 91, 97, 103, 110]; обязательные случаи аудиторского заклю­чения[3.- ст. 91, 103]; понятия чистых активов, дочерних и зависимых обществ (предприятий)[3.- ст. 105, 106]; порядок реорганизации и ликвидации различ­ных видов юридического лица[3.- ст. 57-64]. Во второй части Кодекса[4] рас­крыты основы договорной работы, являющейся основой фор­мирования оправдательной и первичной учетной документации, и заложены подходы в отражении конкретных хозяйственных операций в бухгалтерском учете.

Федеральный закон №129-ФЗ «О бухгалтерском учете»[10], принятый 21 ноября 1996 г. стал важнейшим звеном российского бухгалтерского законодательства. В нем был обобщен опыт бухгалтерского учета в рыночной экономике применительно к российским традициям и действующему в России гражданскому и финансовому праву[22.- c. 72]. В нем были определены концептуальные положения и общие принципы организации и ведения бухгалтерского учета, права, обязанности и ответственность юридических и физических лиц, управляющего персонала, меры, обеспечивающие достоверность бухгалтерской информации, порядок публикации бухгалтерской отчетности и государственного регулирования всей системы бухгалтерского учета.

Нормативное регулирование бухгалтерского учета

Законодательные основы бухгалтерского учета

Законодательное регулирование бухгалтерского учета на территории Российской Федерации осуществляется системой нормативных актов, имеющих следующую иерархию.

Рис. 1. Схема законодательного регулирования бухгалтерского учета

Общее методологическое руководство бухгалтерским учетом в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации.

Организации, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, нормативными актами органов, регулирующих бухгалтерский учет, самостоятельно формируют свою учетную политику, исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности.

В России идет реформа бухгалтерского учета. Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России, одобренная Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Министерстве финансов РФ, Президентским советом ИПБ 29 декабря 1997 г., определяет основы построения системы бухгалтерского учета в условиях новой экономической среды, складывающейся в стране. Она основывается на последних достижениях науки и практики, ориентируется на модель рыночной экономики, использует опыт стран с развитой рыночной экономикой, отвечает международно признанным стандартам финансовой отчетности.

Правительством РФ разработана и утверждена (постановлением от 6 марта 1998 г. № 283) Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности.

В целях приведения национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности реформа будет проводиться по следующим основным направлениям:

  • совершенствование нормативного правового регулирования;
  • формирование нормативной базы (стандарты);
  • методическое обеспечение (инструкции, методические указания, комментарии);
  • кадровое обеспечение (формирование бухгалтерской профессии, подготовка и повышение квалификации специалистов бухгалтерского учета);
  • международное сотрудничество (вступление и активная работа в международных организациях; взаимодействие с национальными организациями, ответственными за разработку стандартов бухгалтерского учета и регулирование соответствующей деятельности). По мере становления бухгалтерской профессии, адекватной требованиям рыночной экономики, степень участия профессиональных организаций в регулировании вопросов бухгалтерского учета должна возрастать.

Важной составляющей нормативного обеспечения является сохранение стабильности развития системы бухгалтерского учета.

Главная задача — создание приемлемых условий последовательного, полезного, рационального и успешного выполнения системой бухгалтерского учета присущих ей функций в конкретной экономической среде.

Ведется работа по устранению противоречий между российской системой бухгалтерского учета и общепризнанными в мире подходами к ведению бухгалтерского учета, сформирована модель сосуществования и взаимодействия системы налогообложения и системы бухгалтерского учета, введены процедуры корректировки бухгалтерской отчетности в связи с инфляцией, пересмотрены допустимые способы оценки имущества и обязательств, созданы механизмы обеспечения открытости (публичности) бухгалтерской отчетности.

Ключевым элементом реформирования бухгалтерского учета и финансовой отчетности в соответствии с международными стандартами является разработка новых и уточнение ранее утвержденных положений (стандартов) по бухгалтерскому учету, внедрение их в практику.

Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в России

В России ведется постоянная работа по совершенствованию системы правового и методологического регулирования бухгалтерского учета, базирующаяся на четырехуровневой системе нормативно- правовых актов.

Первый уровень — законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, устанавливающие единые правовые и методологические нормы организации и ведения бухгалтерского учета в России. Нормы, содержащиеся в других федеральных законах и затрагивающие вопросы бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, должны соответствовать Федеральному закону «О бухгалтерском учете».

Второй уровень — Положения по бухгалтерскому учету (российские стандарты), утверждаемые федеральными органами исполнительной власти, Правительством РФ. В настоящее время издано 22 Положения (стандарты) по бухгалтерскому учету.

Третий уровень — методические указания, инструкции, рекомендации и иные анаюгичные документы. Подготавливаются и утверждаются они федеральными органами, министерствами, другими органами исполнительной власти, профессиональным объединением бухгалтеров на основе и в развитие документов первого и второго уровней. Сюда относятся Планы счетов бухгалтерского учета финан- сово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по их применению.

Четвертый уровень — документы по организации и ведению бухгалтерского учета по отдельным видам имущества, обязательствам и хозяйственным операциям, которые носят обязательный характер для конкретных организаций. Это рабочие документы организаций, предназначенные для внутреннего пользования, утверждаемые руководителем организации в рамках принятой учетной политики. Указанные документы, их содержание и статус, принципы построения и взаимодействия между собой, а также порядок подготовки и утверждения определяются руководителем организации.

В последние годы система нормативного регулирования и ведения бухгалтерского учета в России подверглась значительным изменениям, дополнениям и уточнениям. Поэтому при разработке учетной политики организации должны исходить из Федерального закона о бухгалтерском учете, иных федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ и положений, приказов, Плана счетов бухгалтерского учета, инструкций и писем Министерства финансов РФ и других нормативных документов.

Система законодательного и нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ

В процессе исторического развития общества возникли и постоянно совершенствовались национальные системы бухгалтерского учета. Национальная система бухгалтерского учета в Российской Федерации базируется на специфике экономических отношений и традиций государства.

В соответствии сост. 71 Конституции Российской Федерации бухгалтерский учет находится в ведении государства. Общее методологическое руководство бухгалтерским учетом по поручению Правительства Российской Федерации осуществляется Минфином России. Федеральными законами предоставлено право регулирования отдельных аспектов бухгалтерского учета ЦБ РФ, Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг и др. При этом нормы ведения бухгалтерского учета, разрабатываемые этими органами, не должны противоречить нормам, устанавливаемым Минфином России. Регулирование бухгалтерского учета осуществляется посредством издания законодательных, нормативных правовых актов и иных документов.

Следует отметить, что в настоящее время происходит постепенное снижение роли государства в регулировании бухгалтерского учета. К разработке национальных стандартов, методических рекомендаций и инструкций подключаются общественные профессиональные организации, и прежде всего Институт профессиональных бухгалтеров (ИПБ), созданный в 1997 г. и являющийся членом Международной федерации бухгалтеров.

В 1997 г. президентским советом ИПБ совместно с Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Минфине России разработана Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике (далее — Концепция), которая явилась основой построения действующей в настоящее время системы нормативного регулирования бухгалтерского учета. Концепция установила базовые положения построения системы бухгалтерского учета, ориентированные на использование международных принципов учета и отчетности в рыночной экономике.

Концепция внесла определенный вклад в процесс реформирования бухгалтерского учета в России и стала основой для принятия Правительством Российской Федерации в марте 1998 г. Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности. Были определены главные задачи реформирования системы бухгалтерского учета:

  • формирование системы национальных стандартов учета и отчетности, обеспечивающих полезность информации для внешних пользователей;
  • обеспечение увязки реформы бухгалтерского учета в Российской Федерации с основными тенденциями гармонизации стандартов на международном уровне;
  • оказание методической помощи организациям в понимании и внедрении инновационной модели бух ran те рек о го учета.

В процессе реформирования бухгалтерского учета в стране проводится переориентация нормативного регулирования с учетного процесса бухгалтерского учета на бухгалтерскую отчетность и использование в национальном регулировании бухгалтерского учета международных стандартов.

За годы, прошедшие со времени принятия Программы реформирования бухгалтерского учета, в национальной системе бухгалтерского учета произошли значительные изменения. Однако система бухгалтерского учета постоянно изменяется под влиянием новых требований к учетной информации, предъявляемых пользователями. Поэтому в 2004 г. приказом Минфина России одобрена Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2004-2010), в которой определены цели и направления дальнейшего развития бухгалтерского учета и отчетности.

Важнейшей целью развития бухгалтерского учета и отчетности на среднесрочную перспективу определено создание условий и предпосылок для успешного выполнения возложенных на бухгалтерский учет функций, и в первую очередь функции формирования информации о деятельности экономических субъектов, полезной внутренним и внешним пользователям. Основные направления дальнейшего развития бухгалтерского учета и отчетности:

  • повышение качества информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности;
  • создание инфраструктуры применения МСФО:
  • изменение системы регулирования бухгалтерского учета и отчетности (при разумном сочетании деятельности органов государственной власти и профессионального сообщества);
  • усиление контроля качества бухгалтерской отчетности;
  • существенное повышение квалификации специалистов, занимающихся постановкой и ведением бухгалтерского учета и отчетности, аудитом бухгалтерской отчетности, а также пользователей бухгалтерской отчетности.

При этом бухгалтерский учет должен развиваться как часть единой системы учета и отчетности в стране, включающей статистический, бухгалтерский и оперативно-технический (оперативный) учет. Развитие бухгалтерского учета и отчетности должно осуществляться в тесной взаимосвязи с изменениями экономической ситуации в стране и соответствовать характеру и уровню развития хозяйственного механизма, ибо нарушение такой взаимосвязи может привести к снижению качества учетной информации в экономике. Несмотря на то что Концепция определяет основы построения и ведения бухгалтерского учета и отчетности для экономических субъектов всех видов деятельности, отраслей и организационно-правовых форм, она не заменяет нормативные документы, регулирующие бухгалтерский учет.

Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации включает четыре уровня документов, имеющих различную юридическую силу.

Документы первого уровня носят законодательный характер и содержат правовое обоснование обязательности ведения бухгалтерского учета всеми экономическими субъектами, определяют основные требования по его постановке, правила и принципы ведения учета. Документами этого уровня нормативного регулирования бухгалтерского учета являются федеральные законы; утвержденные федеральными законами кодексы (Гражданский, Налоговый, Трудовой и др.); указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации по вопросам бухгалтерского учета.

Важнейшим законодательным актом является Федеральный закон «О бухгалтерском учете», устанавливающий единые правовые и методологические основы построения и ведения бухгалтерского учета всеми экономическими субъектами Российской Федерации.

Некоторые нормы ведения бухгалтерского учета в экономических субъектах законодательно закреплены в указанных кодексах. Так, в Гражданском кодексе регламентируется наличие самостоятельного бухгалтерского баланса у каждого юридического лица, обязательность утверждения годового бухгалтерского отчета, порядок регистрации, реорганизации и ликвидации юридического лица и др.;

Трудовым кодексом регулируются отношения работодателя и работников в сфере организации труда и его оплаты: Налоговый кодекс, определяя основы налоговой системы, оказывает влияние на постановку бухгалтерского учета при определении базы для расчета налогов.

Отдельные аспекты ведения бухгалтерского учета в зависимости от организационно-правовой формы юридического лица регулируются федеральными законами «Об акционерных обществах», «Об обществах с ограниченной ответственностью», «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», «О развитии среднего и малого предпринимательства» и др.

Кроме федеральных законов, принимаются указы Президента Российской Федерации, регулирующие вопросы организационно- правовых форм экономических субъектов, по которым еще не приняты или не действуют положения федеральных законов. Постановления Правительства Российской Федерации уточняют и детализируют отдельные нормы федеральных законов и указов Президента Российской Федерации.

Второй уровень системы нормативного регулирования бухгалтерского учета составляют национальные стандарты — Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), утвержденные Минфином России и ориентированные на МСФО. ПБУ устанавливают принципы и базовые правила ведения бухгалтерского учета отдельных объектов бухгалтерского наблюдения, возможные бухгалтерские приемы без раскрытия конкретного механизма применения их к определенному виду деятельности, порядок составления и представления бухгалтерской отчетности. В настоящее время система национальных стандартов включает 21 П БУ.

К документам третьего уровня системы нормативного регулирования бухгалтерского учета относятся методические рекомендации, методические указания, инструкции и другие аналогичные документы, разрабатываемые и утверждаемые Минфином России. ЦБ РФ и другими органами исполнительной власти, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета. Нормативные документы этого уровня содержат конкретные указания и разъяснения по применению отдельных положений бухгалтерского учета, наложенных в законодательных и нормативных документах первого и второго уровней системы нормативного регулирования бухгалтерского учета. Такими документами являются, например, Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств; Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов; Методические рекомендации по раскрытию информации о прибыли, приходящейся на одну акцию: Положение о порядке ведения кассовых операций и др.

Среди нормативных документов этого уровня особое место занимают планы счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по их применению, составляющие основу построения бухгалтерского учета в экономических субъектах. В российской системе бухгалтерского учета наряду с типовым Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций используются специализированные планы счетов бухгалтерского учета для бюджетных и кредитных организаций. отражающие особенности деятельности этих организаций. Планы счетов бухгалтерского учета и инструкции по их применению исходя из специфики деятельности соответствующих организаций устанавливают единые подходы к отражению ФХЖ на счетах бухгалтерского учета.

Четвертый уровень системы нормативного регулирования бухгалтерского учета составляют внутренние документы по ведению бухгалтерского учета, разрабатываемые самой организацией. К таким документам следует отнести приказ об учетной политике организации; рабочий план счетов бухгалтерского учета; систему документооборота, должностные инструкции учетных работников и другие документы, разрабатываемые на основе законодательных и нормативных актов с учетом специфики условий хозяйствования, отраслевой принадлежности и других особенностей деятельности экономическою субъекта.

Роль и задачи

Во всем мире бухгалтерский учет понимают как деловой язык бизнеса, но на любом предприятии он испытывает на себе влияние специфических социально-экономических, политических и культурных особенностей каждой страны. Законодательство России о бухгалтерском учете устанавливает единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации.

Основными целями законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете являются:

  • обеспечение единообразного ведения учета имущества, обязательств и хозяйственных операций, осуществляемых организациями;
  • составление и представление сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении организаций и их доходах и расходах, необходимой пользователям бухгалтерской отчетности.

Система нормативного регулирования бухгалтерского учета, разработанная Департаментом методологии бухгалтерского учета и отчетности Министерства финансов РФ, состоит из документов четырех уровней: законодательных, нормативных, методических и организационных.

К первой группе относятся законодательные документы: федеральные законы, указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации.

Основные принципы ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации сформулированы в Федеральном законе от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете». Закон устанавливает единые правовые методологические основы бухгалтерского учета и отчетности на территории РФ для всех организаций, являющихся юридическими лицами, определяет сущность бухгалтерского учета и его задачи, основные понятия, используемые в учете, порядок регулирования, организации и ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности, а также взаимоотношения по этим вопросам организаций с внутренними и внешними потребителями информации, включая органы государственного управления.

Ко второй группе относятся нормативные документы, устанавливающие по отдельным разделам базовые правила ведения бухгалтерского учета, разрабатываемые Министерством финансов РФ, Центральным банком РФ, другими ведомствами, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета.

По поручению Правительства Минфин России разработал и утвердил Положение о ведении бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации от 29.07.98 № 34н, действие которого распространяется на все организации, находящиеся на территории Российской Федерации, за исключением Банка России и кредитных организаций.

На основе положения о ведении бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации Минфин России разрабатывает положения (стандарты) по бухгалтерскому учету.

Основная цель стандартов заключается в выработке единого содержания основных принципов и понятий бухгалтерского учета, в достижении единообразного содержания терминологии бухгалтерского учета, едином подходе к построению форм и толкованию показателей финансовой отчетности. Положения по бухгалтерскому учету (документы второго уровня), также как и документы первого уровня носят строго обязательный характер.

К третьей группе документов нормативного регулирования бухгалтерского учета относятся методические документы: инструкции; рекомендации; методические указания и разъяснения по применению ПБУ и других документов, подготавливаемые и утверждаемые федеральными органами, общественными объединениями профессиональных бухгалтеров, министерствами и ведомствами на основе и в развитие документов первого и второго уровней. Документы этого уровня носят рекомендательный, разъясняющий и уточняющий характер по отношению к документам более высоких уровней.

Нормативное регулирование бухгалтерского учета в России ( открыть в оригинальном размере)

Рабочие документы, формирующие учетную политику предприятия, а также положения и инструкции, носящие обязательный характер для системы внутреннего регламентирования хозяйственной деятельности организации составляют четвертую группу.

Документы четвертого уровня утверждаются руководителем, а формируются бухгалтерскими, финансовыми и экономическими службами организации и содержат:

  • выбранные организацией способы бухгалтерского учета в соответствии с документами по регулированию бухгалтерского учета первого и второго уровней нормативных документов;
  • способы бухгалтерского учета, описание которых отсутствует в документах вышестоящих уровней;
  • особенности применения выбранных организацией способов бухгалтерского учета в соответствии со спецификой условий хозяйствования (отраслевой принадлежности, структуры, размеров и т.п.)

Названия документов, их содержание и статус, принципы построения и взаимодействия между собой, а также порядок подготовки и утверждения руководство организации определяет самостоятельно.

Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ

Бухгалтерия — это не только дело каждой конкретной организации, но и государственное. Именно поэтому существует многоуровневая система нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ, представленная множеством нормативно-правовых актов. Учесть все законодательные требования поможет эта статья.

Нормативное регулирование бухгалтерского учета в РФ на законодательном уровне имеет четкую структуру и иерархию. Во главе всего стоит, правда, не кодекс, как во многих других сферах, а Федеральный закон от 06.12.2011 № 402 «О бухгалтерском учете». В соответствии с его требованиями, должны действовать абсолютно все хозяйствующие субъекты в России. Но на его основе разработано также большое количество подзаконных актов, которые также должны применять все организации при ведении бухучета.

Иерархия бухгалтерских нормативно-правовых актов в России

Если образно представить, какими документами регламентируется бухгалтерский учет в России, получится своеобразная пирамида из пяти уровней, во главе которой находится Федеральный закон от 06.12.2011 № 402. Рассмотрим, как это наглядно выглядит на схеме, а потом рассмотрим каждый из уровней в отдельности.

Итак, мы видим, что все нормативные документы по бухгалтерскому учету поместились в одну пятиуровневую систему. На каждом из уровней достигается отдельная цель. В частности, федеральный закон регламентирует только общие нормы и требования, а вот Положение по ведению бухучета и отчетности в РФ, утвержденное Приказом Минфина от 29.07.1998 № 34н, которое находится ниже по важности, регулирует частности. Именно в нем руководители и бухгалтеры могут найти ответы о практическом применении требований ФЗ № 402 и других нормативно-правовых актов. С этими двумя документами все более-менее понятно, но вот дальше идут базовые документы, с которыми бухгалтерам приходится иметь дело практически ежедневно:

  • план счетов;
  • многочисленные ПБУ;
  • положение о документообороте.

Для того чтобы лучше понять, какими нормативными документами регламентируется ведение бухгалтерского учета, рассмотрим нижние уровни подробнее.

Базовые НПА

План счетов бухучета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкция по его применению утверждены Приказом Минфина от 31.10.2000 № 94н. Этот документ содержит перечень используемых бухгалтерских проводок, а также их расшифровку. Этот план предназначен для коммерческих организаций, бюджетные применяют свой план счетов, для банков также действует отдельный НПА. Все проводки бухгалтеры осуществляют на основе рекомендаций и требований, перечисленных в Положениях по бухучету (ПБУ), которых действует довольно большое количество. Представим действующие ПБУ в виде таблицы:

6) Законодательное и нормативное регулирование бухгалтерского учета в РФ

Регулирование бухгалтерского учета следует рассматривать с точки зрения мировых моделей учета: 1) континентальная модель — регулирование учета и его развитие регламентируется законодательными актами государства;

2) британо-американская модель — доминирующую роль в разработке и установлении стандартов и правил ведения учета и отчетности играют бухгалтеры-профессионалы (профессиональные организации бухгалтеров и аудиторов).

До недавнего времени Российская учетная система характеризовалась доминированием государственного регулирования учета и отчетности, направленностью учета на фискальные цели, незначительной ролью профессиональных организаций в регулировании учета (близко к континентальной модели). В последнее время ситуация изменилась, совершенствование законодательной базы учета проводится с привлечением объединений профессиональных бухгалтеров и аудиторов (характерно для британо-американской модели), но все же регулирование бухгалтерского учета производится нормативными актами государства.

Основными целями законодательства РФ о бухгалтерском учете являются:

— обеспечение единообразного ведения учета имущества, обязательств и хозяйственных операций, осуществляемых организациями;

— составление и представление сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении организаций и их доходах и расходах, необходимой пользователям бухгалтерской отчетности (ст.3 ФЗ № 129-ФЗ).

Законодательство РФ о бухгалтерском учете состоит из Федерального закона, устанавливающего единые правовые и методологические основы организации бухгалтерского учета, других федеральных законов, указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ.

Действие федерального закона распространяется на все организации, находящиеся на территории РФ, а также на их филиалы и представительства иностранных организаций, если иное не предусмотрено международными договорами РФ.

Общее методологическое руководство бухгалтерским учетом в РФ осуществляется Правительством РФ.

Органы, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, руководствуясь законодательством РФ, разрабатывают и утверждают в пределах своей компетенции обязательные для исполнения всеми организациями на территории РФ:

— положения (стандарты), устанавливающие принципы, правила и способы ведения учета хозяйственных операций, составления и предоставления отчетности;

— планы счетов бухгалтерского учета;

— другие нормативные акты и методические указания по вопросам бухгалтерского учета.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ «Об утверждении положения о Министерстве финансов РФ» от 19 августа 1994 года № 984 Министерство финансов:

— осуществляет методическое руководство бухгалтерским учетом и отчетностью организаций, учреждений и организаций исходя из их организационно-правовых форм и подчиненности и принимает меры по его совершенствованию;

— утверждает планы счетов бухгалтерского учета;

— типовые формы бухгалтерского учета и отчетности;

— инструкции по их применению и порядку составления отчетности;

— осуществляет руководство работой по переоценке товарно-материальных ценностей;

— устанавливает порядок ведения бухгалтерского учета и составления отчетности об исполнении федерального бюджета, смет расходов бюджетных учреждений и организаций;

— устанавливает формы учета и отчетности по кассовому исполнению федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ;

Минфин РФ издает в пределах своей компетенции на основе и во исполнение законодательства РФ приказы и инструкции и дает указания, являющиеся обязательными для исполнения федеральными органами исполнительной власти, а также организациями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности и гражданами;

Минфин РФ издает в необходимых случаях совместно с другими федеральными органами исполнительной власти ведомственные нормативные акты.

Нормативные акты и методические указания по бухгалтерскому учету, издаваемые органами, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, не должны противоречить нормативным актам и методическим указаниям Министерства финансов РФ.

Организации, руководствуясь законодательством РФ о бухгалтерском учете, нормативными актами органов, регулирующих бухгалтерский учет, самостоятельно формируют свою учетную политику, исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности.

Таким образом все, что было перечислено выше, образует систему нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации.

Система нормативного регулирования бухгалтерского учета может быть представлена в виде нескольких уровней, в зависимости от подчиненности нормативных актов. При этом выделяются следующие уровни:

— законодательный (президент РФ, федеральное собрание РФ, правительство РФ) – включает федеральный закон о бухгалтерском учете, указы президента, постановления правительства РФ;

— концептуальный (правительство РФ, министерство финансов РФ) – включает, положения по бухгалтерскому учету, стандарты, устанавливают общие принципы и регулируют правила ведения бухгалтерского учета, составления и предоставления отчетности, правила и порядок учета отдельных объектов бухгалтерского наблюдения;

— методический (Министерство Финансов РФ, другие органы исполнительной власти) – включает план счетов бухгалтерского учета, нормативные акты, методические указания по вопросам бухгалтерского учета;

— уровень организация (исполнительный орган организации) – документы, регулирующие учетную политику организации, положение по учетной политике, устанавливающее способы и приемы ведения учета в организации, рабочий план счетов бухгалтерского учета, формы применяемых первичных документов, порядок проведения инвентаризации и внутреннего контроля.

При этом соблюдается принцип того, что документы нижестоящего уровня не могут противоречить документам, вышестоящего уровня.