Система российского права с8

05.11.2018 Выкл. Автор admin

Теоретические проблемы отраслевого деления системы российского права

(Свирин Ю. А.) («История государства и права», 2011, N 9) Текст документа

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОТРАСЛЕВОГО ДЕЛЕНИЯ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОГО ПРАВА

——————————— Svirin Ju. A. Theoretical problems of branch division of system of the russian law.

Свирин Юрий Александрович, профессор кафедры гражданского права и процесса Академии труда и социальных отношений, кандидат юридических наук, доцент.

В статье затрагиваются дискуссионные вопросы деления системы права по отраслям. Автор, используя сравнительно-правовой метод, исследует некоторые точки зрения ученых и представляет свой взгляд по обозначенной проблеме.

Ключевые слова: система права, отрасль права, отраслевой режим, метод правового регулирования, предмет правового регулирования.

The debatable questions of the division of the system of the right the branches are discussed in the present article. The author investigates some points of view of researchers and represents his sight on the designated problem. He is using rather legal method.

Key words: the right system, the right branch, the branch mode, the method of the legal regulation, the subject of legal regulation.

Многие исследователи права уделяли внимание такой правовой категории, как отрасль права. Поскольку именно отрасли права играют определяющую роль в системе права, несмотря на то что первичным элементом выступает норма права. В науке до настоящего времени нет единых универсальных критериев разделения системы права по отраслям. И здесь известны различные точки зрения. Так, Д. А. Керимов характеризовал отрасль права как «…объективно сложившуюся внутри единой системы права в виде ее обособленной части группу правовых институтов и норм, регулирующих качественно однородные общественные отношения на основе определенных принципов и специфических методов, в силу этого приобретающих относительную самостоятельность, устойчивость и автономность функционирования» . ——————————— См.: Керимов Д. А. Методология права. 2-е изд. М., 2001. С. 267.

Таким образом, как мы видим, в основе деления всех отраслей права Д. А. Керимов выделял следующие критерии выделения отраслей права: общественные отношения (предмет), метод и принципы. В. Д. Перевалов определял отрасль права как «обособленную совокупность юридических норм, институтов, регулирующих однородные общественные отношения» . Как видно из данного определения, вышеуказанный автор в качестве критерия разграничения всех отраслей права выделил только предмет правового регулирования. ——————————— См.: Перевалов В. Д. Теория государства и права: Учебник. М., 2004. С. 176.

Л. Б. Тиунова писала, что отрасль права есть объективно исторически сложившееся структурное образование права, автономная область норм, в основе которой лежат объективно обособившееся в процессе развития общества определенные области социальной деятельности (дифференциация деятельности, общественной жизни, как материальной так и духовной) . Нетрудно заметить, что Л. Б. Тиунова в качестве деления системы права на отрасли права предлагала использовать такой критерий, как область социальной деятельности: общественной, материальной или духовной. Однако мы не можем согласиться с подобным определением, считая его эклектическим. В практической деятельности остается открытым вопрос о том, какие же отрасли автор имела в виду, основываясь на подобных критериях? ——————————— См.: Тиунова Л. Б. Системные связи правовой действительности: методология и теория. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1991. С. 86.

Несмотря на такой разный подход к определению отраслей и критериев деления системы права на отрасли, в науке давно замечено, что все отрасли права обособлены в силу объективно присущих качеств каждой отрасли, причем все отрасли, с одной стороны, взаимно исключают друг друга, а с другой — взаимозависимы и образуют части целого. Возможно лишь их частичное пересечение в комплексных отраслях права. Поэтому в науке давно возникла необходимость поиска объективных критериев разграничения системы права на отдельные отрасли. В историческом аспекте вопрос о критериях деления права на отрасли встал только после 1917 г., т. е. после распада системы права Российской империи, в которой отраслей права не существовало. В дореволюционной России право делилось на две части: частное и публичное. Правовая наука не знала ни отраслей права, ни институтов права. В советский период исторического развития сектор частного права перестал существовать, в связи с чем советскими учеными делались первые попытки деления права на отдельные его элементы и поиска критериев, с помощью которых можно было бы разграничить одну отрасль от другой. Так, М. А. Рейснер предлагал поделить советское право на три части: пролетарское, крестьянское и буржуазное право. Однако все первые попытки деления права были неудачными. В проводившейся дискуссии в предвоенные годы был выработан один основной критерий деления права по отраслям — предмет правового регулирования. Вместе с тем некоторые исследователи (например, С. Н. Братусь) предлагали в качестве критерия использовать метод правового регулирования, однако данная точка зрения в период первой дискуссии не встретила поддержки среди ученых того периода. Первая дискуссия по вопросам системы права, прошедшая в 1938 — 1940 гг., выявила первый и единственный критерий деления права по отраслям — предмет правового регулирования. В результате данной дискуссии в науке было определено девять отраслей права. В развернувшейся второй дискуссии по проблемам системы права в послевоенный период было признано и обосновано использовать два критерия в качестве основы деления права по отраслям: предмет и метод правового регулирования. Следует сказать, что предмет и метод правового регулирования в качестве критериев деления права по отраслям используются в правовой науке и сегодня в качестве основных критериев. В третьей дискуссии по системе права в 1982 г. вновь не менее остро встали вопросы о критериях деления системы права. Одни исследователи, среди которых были: В. Д. Сорокин, В. В. Лаптев, В. П. Шахманов, предлагали отказаться от метода правового регулирования. Другие исследователи, среди которых можно назвать Т. Е. Абова, В. Н. Кудрявцева, предлагали отказаться не только от метода правового регулирования, но и от предмета. Третья группа ученых (Р. З. Лившиц, Ц. А. Ямпольская) предлагала вообще отказаться от отрасли права и перейти к отрасли законодательства. Однако дискуссия не принесла изменений в теории о праве. Предмет и метод правового регулирования так и оставались долгие годы единственными критериями деления системы права на составные части. Ввиду отсутствия универсального объективного подхода к понятию отрасли права и критериям деления системы права на части, в последние годы все больше исследователей делают попытки отождествить отрасль права и отрасль законодательства, систему права и систему законодательства. Однако, как нам представляется, данный подход является схоластическим и ненаучным и представляет собой не что иное, как попытку уйти от разрешения назревших проблем. Следует признать, что процесс поиска оптимальных критериев разграничения отраслей права не прекращался никогда. На многочисленных всероссийских конференциях: МГЮА, ИГПАН, ИЗСП, РАП, проходивших в последние годы по вопросам системы права, проблема о критериях деления системы права на части обнаружилась с новой силой, вскрылся комплекс неразрешенных проблем. В рамках развернувшейся в последнее время в научных кругах дискуссии о системе права, о возможности расширения системы права, о признании или о непризнании тех или иных самостоятельных институтов отраслями права актуальным по-прежнему остается вопрос о критериях, разграничивающих систему права на отрасли. И в настоящее время М. Н. Марченко считает, что существует только два критерия деления на отрасли права: это предмет и метод, причем первый является главным, а второй вспомогательным . ——————————— См.: Марченко М. Н. Теория государства и права. М.: Зерцало-М, 2001. С. 443.

Позиция данного автора заслуживает внимания, хотя является и не бесспорной. Под предметом понимаются общественные отношения, регулируемые данной отраслью. Причем эти общественные отношения возникают объективно как надстроечный компонент. Данные общественные отношения должны быть типичными, однородными для конкретной отрасли. Но помимо общественных отношений, также должен появиться и специфический метод воздействия на данные отношения. Причем появление метода происходит не в силу объективных причин, а посредством государственного установления или признания, т. е. вмешательства государства. Государство должно выбрать определенный механизм воздействия на возникшие общественные отношения и закрепить их в законе. Это очень тяжелая и ответственная работа, требующая квалифицированных знаний. В свое время еще В. Ф. Яковлев предупреждал: «Выбор законодателем метода, не соответствующего природе отношений, их глубинному социально-экономическому, политическому содержанию, влечет за собой такие отрицательные последствия, которые наступают при нарушении всякой объективной закономерности» . ——————————— См.: Яковлев В. Ф. Объективное и субъективное в методе правового регулирования // Правоведение. 1970. N 6. С. 8.

По нашему мнению, набор методов правового регулирования образует отраслевой режим правового регулирования. И именно отраслевой режим является индивидуальным для каждой отрасли права. Поэтому здесь мы не согласны с С. С. Алексеевым, который признавал метод правового регулирования наиболее ярким и надежным показателем юридического своеобразия отраслей . ——————————— См.: Алексеев С. С. Структура права. М., 1975. С. 176.

Л. Б. Тиунова в 1991 г. предложила в качестве критериев использовать три группы факторов: объективную дифференциацию общественных отношений, их государственно-правовую оценку, степень развитости соответствующей области правовых норм (консолидация норм и систематизация законодательства) . Однако с данной точкой зрения вряд ли можно согласиться. Первый фактор, по Л. Б. Тиуновой, представляет собой не что иное, как предмет правового регулирования. Второй фактор вряд ли можно отнести к критериям разграничения системы права, скорее он представляет собой способ или процесс формального закрепления той или иной отрасли. Третий фактор, также в силу размытости определения, не может быть положен в основу деления права на отрасли. ——————————— См.: Тиунова Л. Б. Указ. соч. С. 95.

Очередной вклад в развитие теории критериев разделения отраслей права внесла О. Е. Мешкова. По нашему мнению, позиция, высказанная вышеуказанным автором, заслуживает внимания. В частности, О. Е. Мешкова предложила разделить элементы системы права по предметным, структурным и функциональным признакам . И действительно, данные критерии действительно могут быть положены в числе прочих при разделении отраслей права. ——————————— См.: Мешкова О. Е. Трудовое право в системе отраслей российского права: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Омск, 1999. С. 8.

Не менее интересна и точка зрения, высказанная Д. Е. Петровым, который писал, что отрасль права, являясь основным элементом системы права, должна обладать качествами, присущими системе права в целом (признаки права, общеправовые принципы и функции) . Однако, как нам представляется, данное определение следует признать неполным. Автор к признакам права не относит принципы и функции, что является нигилизмом в теории познания права. Безусловно, функции и принципы также являются критериями деления правовых отраслей, точно так же, как они являются и признаками права вообще. Каждой отрасли права присущ свой состав принципов и функций. ——————————— См.: Петров Д. Е. Отрасль права: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Саратов, 2001. С. 69.

В науке высказывается мысль и о других критериях разграничения отраслей права. Так, В. М. Сырых выделяет такой критерий, как юридический режим . Как отмечает вышеуказанный автор: «Каждой отрасли права присущ свой юридический режим, регламентирующий правовое положение субъектов права, устанавливающий законные способы реализации права и исполнения юридических обязанностей, государственно-правовые меры, направленные на неукоснительную реализацию правовых норм в конкретных отношениях». Как нам представляется, в данном определении «государственно-правовые меры, направленные на неукоснительную реализацию правовых норм», на самом деле есть не что иное, как метод правового регулирования. И в этом случае В. М. Сырых подменил одно понятие другим, но суть осталась прежней. ——————————— См.: Сырых В. М. Проблемы теории государства и права. М.: РАП, 2008. С. 277.

Разнородность, противоречивость взглядов и позиций на разделении всех отраслей права предполагает необходимость познания сущности каждой отрасли, и только после этого появляется возможность познания критериев их разделения.

Запись на стене

Вам по­ру­че­но под­го­то­вить развёрну­тый ответ по теме «Си­сте­ма рос­сий­ско­го права». Со­ставь­те план, в со­от­вет­ствии с ко­то­рым Вы бу­де­те осве­щать эту тему. План дол­жен со­дер­жать не менее трёх пунк­тов, из ко­то­рых два или более де­та­ли­зи­ро­ва­ны в под­пунк­тах
10 минут)

.1) Система права как внутренняя структура права
2)Элементы права
а) Нормы права
б)институты права
в) отрасли права
3) Источники права
а)судебный прецедент
б)нормативно правовой акт
в)правовой обычай
г)нормативный договор
4)Отрасли Российского права
а)Конституционное
б)Гражданское
в)Административное
г)семейное
д)уголовное
5)Тенденции развития РОссийского права

.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
. 1) Система права как структура права ,состоящая в единстве и ситематизации правовых норм
2) Структура системы права:
— отрасль
— институт
— норма

3) основные отрасли права в РФ:
— конституционное
— гражданско-процессуальное
— гражданское
— трудовое
— уголовно -процессуальное
— административное

4) Основные институты права:
— институт граджданства
— институт трудового договора
— брака
— попечительства

5) Источники права:
— нормативно-правовой акт
— прецендент
— правовй обычай

6) Способы ситематизации норм права:
— кодификация
— инкорпорация

Один из ва­ри­ан­тов плана рас­кры­тия дан­ной темы:
1 Ис­то­ри­че­ская справ­ка со­вре­мен­ной пра­во­вой си­сте­мы
2 Иерар­хия права

2.1 Фе­де­раль­ный уро­вень
2.1.1 Кон­сти­ту­ция
2.1.1.1 По­ря­док из­ме­не­ния Кон­сти­ту­ции Рос­сии
2.1.2 За­ко­ны РФ о по­прав­ках к Кон­сти­ту­ции
2.1.3 Фе­де­раль­ные кон­сти­ту­ци­он­ные за­ко­ны
2.1.3.1 По­ря­док из­да­ния ФКЗ
2.1.4 Фе­де­раль­ные за­ко­ны
2.1.4.1 По­ря­док при­ня­тия фе­де­раль­ных за­ко­нов
2.1.5 Акты пре­зи­ден­та РФ
2.1.5.1 По­ря­док при­ня­тия актов пре­зи­ден­та
2.1.6 Акты Пра­ви­тель­ства РФ
2.1.7 Ве­дом­ствен­ные нор­ма­тив­ные акты
2.1.7.1 Осо­бен­но­сти при­ня­тия ве­дом­ствен­ных актов
2.2 Ре­ги­о­наль­ный уро­вень
2.2.1 Кон­сти­ту­ции и уста­вы субъ­ек­тов РФ
2.2.2 За­ко­ны субъ­ек­тов РФ
2.2.3 Ре­ги­о­наль­ные под­за­кон­ные акты
2.2.4 Акты ор­га­нов мест­но­го са­мо­управ­ле­ния

3 Меж­ду­на­род­ные до­го­во­ры и со­гла­ше­ния РФ
4 От­рас­ли права

4.1 Кон­сти­ту­ци­он­ное право Рос­сии
4.2 Ад­ми­ни­стра­тив­ное право
4.3 Граж­дан­ское право
4.4 Уго­лов­ное право
4.5 Граж­дан­ское про­цес­су­аль­ное право
4.6 Ар­бит­раж­ное про­цес­су­аль­ное право
4.7 Уго­лов­но-про­цес­су­аль­ное право
4.8 Уго­лов­но-ис­пол­ни­тель­ное право
4.9 Фи­нан­со­вое право
4.10 Тру­до­вое право
4.11 Зе­мель­ное право

Система российского права

  • Право
  • Понятие и признаки права
  • Принципы права
  • Сущность права
  • Функции права

Система и отрасли права

Право представляет собой систему взаимосвязанных элементов.

Система права складывается из отраслей права, правовых институтов и норм права. При этом нормы группируются в институты, а из нескольких институтов формируются отрасли. К основным отраслям права относят конституционное (государственное) право, гражданское, административное. уголовное, трудовое, семейное, экологическое.

Система права складывается из отраслей права, правовых институтов и норм права. При этом отрасли включают в себя институты, а институты состоят из самых мелких «кирпичиков» права — норм.

Отрасли права регулируют относительно однородный участок близких по своему характеру общественных отношений. К числу основных отраслей относятся: конституционное (государственное) право, административное, уголовное, гражданское, семейное, трудовое, экологическое, финансовое, арбитражно-процсссуальное, гражданско-процессуальное, уголовно-процессуальное, исправительно-трудовое, коммерческое, муниципальное, земельное право, право социального обеспечения. (Первые шесть отраслей права ниже будут рассмотрены более подробно.)

Рис. 7.1. Иерархия элементов в системе права

У каждой отрасли права — свой предмет правового регулирования. Например, предмет финансового права — денежное обращение, формирование и исполнение бюджета, банковские операции, кредиты, займы, налоги. Предмет исправительно-трудового права — порядок отбывания осужденными уголовного наказания, деятельность по исправлению осужденных и т.д.

Отрасли права делят на материальные, основное содержание которых составляет установление прав и обязанностей субъекта, и процессуальные, устанавливающие процедуры реализации норм материального права.

Уголовное право, будучи материальной отраслью права, регулирует отношения, связанные с совершением преступлений, т.е. определяет, что считается преступлением, какое наказание за ним должно следовать и т.д. Уголовно-процессуальное право как процессуальная отрасль права регламентирует сам процесс судебного производства — деятельность обвинения, зашиты, суда и т.п.

Другой вариант классификации отраслей права — их разделение на публичное и частное. Публичное право регулирует отношения между государственными органами и гражданами (а также организациями, структурами и т.д.). Поскольку в этом случае стороны неравноправны, то для публичного права характерны подчинение, запрещение и обязывание — директивные (императивные) нормы. К публичному праву можно отнести уголовную, финансовую, административную отрасли права. В частном праве стороны равноправны и им предоставлена возможность выбора (гражданское, семейное право). Можно сказать, что публичное право регулирует вертикальные отношения, а частное — горизонтальные. Ряд отраслей соединяет элементы как частного права, так и публичного. Напри мер, в трудовом праве заключение договора можно рассматривать как элемент частного права, а увольнение работника — как элемент публичного права.

Институты права — система взаимосвязанных норм, регулирующих относительно самостоятельную область внутри ка- кой-либо отрасли (или нескольких отраслей). Например, внутри отрасли трудового права выделяется институт трудовой дисциплины, а внутри отрасли конституционного права — институт избирательного права. По сути институты — это элементы отрасли права, состоящие в свою очередь из еще более мелких элементов — правовых норм.

Право как система юридических норм

Система права — это его внутренняя организация, выражающаяся в единстве и взаимодействии разнообразных, относительно самостоятельных его элементов.

Наиболее элементарной его ячейкой являются юридические нормы. Как целостное образование система права охватывает все нормы права, действующие в той или иной стране.

Правовые нормы занимают особое место в системе общественного регулирования, обладая следующими характеристиками, отличающими их от других социальных норм (моральных, политических, этикетных и др.):

  • общеобязательность — нормы права обязательны к исполнению всеми, кому они адресованы;
  • формальная определенность — правовые нормы четко сформулированы, выражены в письменном виде и вступают в действие с определенного момента;
  • связь с государством — правовые нормы устанавливаются государством в лице специально уполномоченных органов, а их исполнение обеспечивается с помощью мер государственного принуждения.

Важной характеристикой правовой нормы также является ее системность. Всякая норма существует не сама по себе, а только как элемент системы права. Например, в норме, требующей ограничить скорость транспортного средства в населенных пунктах, ничего не говорится о том, что водителю необходимо иметь водительское удостоверение, или о том, что вождение в нетрезвом виде запрещено. Подразумевается, что водителю известны все другие нормы, входящие в систему правил дорожного движения.

Норма права устанавливает определенное правило поведения (в нашем примере обязывает водителей ехать со скоростью 60 км/ч); описывает условия, при которых это правило должно исполняться (скорость не более 60 км/ч обязательна в населенных пунктах, а за их пределами может быть иной); устанавливает негативные санкции, которые можно применить к нарушителю (за превышение скорости водителя могут наказать штрафом, лишением прав и т.д.).

Системная природа права

Система права имеет объективный характер, так как отражает реально существующую систему общественных отношений и не может строиться по субъективному усмотрению людей.

Система права выступает как нормативное выражение системности регулируемых им общественных отношений. Она обусловлена историческими, религиозными, национально-этническими и другими факторами, образом жизни и менталитетом населения.

Система права — это внутреннее строение действующего в государстве права, отражающее единство составляющих его норм и их объединение во взаимосвязанные и взаимодействующие правовые общности.

Любая единичная правовая норма приобретает качество, свойственное праву в целом, лишь будучи включенной в его общую систему. Итак, вопрос о системе права — это вопрос о том, как право организовано изнутри, из каких элементов и подсистем оно состоит.

Систему права не следует смешивать с двумя другими, близкими, но не идентичными ей явлениями и понятиями:

  • правовой системой;
  • системой законодательства.

Правовая система

Долгие годы понятие системы права рассматривалось как тождественное понятию правовой системы. Однако в последние годы при всем разнообразии взглядов выработалось определенное мнение.

Под правовой системой подразумевается вся правовая жизнь страны, рассматриваемая через призму системности. Это комплексная, интегрированная категория, отражающая всю правовую организацию общества, целостную правовую действительность.

По меткому выражению французского правоведа Ж. Карбонье, правовая система — это «вместилище, сосредоточие разнообразных юридических явлений». Если выражение «правовая система» было лишь простым синонимом объективного (или позитивного) права, то его значение было бы сомнительным. Отсюда можно сделать вывод, что категория «правовая система» гораздо шире, чем понятие «система права», поскольку она характеризует не только систему права, но и все правовое развитие конкретной страны, в том числе структуру законодательства — систему законодательства.

Система законодательства

Система законодательства представляет собой совокупность существующих в том или ином государстве нормативных правовых актов (конституций, законов, указов, статутов, декретов, постановлений правительства и др.), подразделяющуюся в соответствии с различными критериями на качественно определенные части (например, законы и подзаконные акты) и являющуюся одной из внешних форм выражения правовых норм. В юридической науке давно сложилось понимание системы законодательства как явления, в большей степени зависимого от воли законодателя, который руководствуется при этом практическими соображениями. Система права складывается в каждой стране исторически, соответственно опосредуемым правом общественным отношениям, система же законодательства является результатом его целенаправленною упорядочения.

Немаловажное значение для разграничения правовой системы и системы права имеет то обстоятельство, что национальная правовая система имеет общие черты с правовыми системами других государств, на содержание и динамику правовой системы воздействует вся духовная культура общества — религия, философия, мораль, художественная культура, а также политика, политическая культура. Таким образом, правовая система — часть общесоциальной системы. Все это позволяет сопоставить правовую систему с другими, столь же широкими системами — экономической, политической, моральной, выявить их специфику, возможности, формы взаимодействия как однопорядковых по своему уровню явлений. Современная теория права должна подняться на такой уровень обобщения, чтобы можно было более глубоко и всесторонне анализировать и оценивать возникшую сегодня новую правовую реальность как целостный феномен, систему.

Система российского права

Правовые нормы взаимосвязаны и составляют систему права.

Отрасль права — это объективно обособившаяся внутри системы права совокупность взаимосвязанных норм, объединенных общностью предмета и метода правового регулирования.

Важно иметь в виду, что отрасль права может сложиться только как часть системы права. Вместе с тем она обладает относительной самостоятельностью, что выражается в целостности ее функций и автономности функционирования.

Система российского права — это его деление на отрасли по основным видам общественных отношений, регулируемых нормами права.

Различают следующие основные отрасли системы российского права:

  • государственное (конституционное)
  • административное
  • финансовое
  • земельное
  • лесное
  • горное
  • водное и др. отрасли природоохранного права
  • гражданское право
  • трудовое
  • семейное
  • сельскохозяйственное
  • отрасли, регулирующие охрану правопорядка, прав и свобод граждан и организаций
  • уголовное право, право судоустройства и прокурорского надзора
  • арбитражно-процессуальное, гражданско-процессуальное и уголовно-процессуальное право
  • исправительно-трудовое право

В юридической науке все отрасли права принято подразделять:

  • на профилирующие, базовые отрасли, охватывающие главные правовые режимы: конституционное право; три материальные отрасли — гражданское, административное, уголовное право, соответствующие им процессуальные отрасли — гражданское процессуальное, административно-процессуальное, уголовно-процессуальное право. В этой группе сконцентрированы главные, первичные с точки зрения правовой стороны юридические средства регулирования;
  • специальные отрасли, где правовые режимы модифицированы, приспособлены к особым сферам жизни общества: трудовое, земельное, финансовое, семейное, уголовно-исполнительное право;
  • комплексные отрасли, для которых характерно соединение разнородных институтов профилирующих и специальных отраслей: предпринимательское, экологическое, морское, коммерческое право, право прокурорского надзора.

Некоторые крупные и сложные по своему составу отрасли наряду с институтами права включают еще один компонент — подотрасли. Подотрасль права представляет собой объединение нескольких институтов одной и той же отрасли права. Так, в составе конституционного права выделяют такие подотрасли, как муниципальное, избирательное, парламентское право. В гражданском праве в качестве подотраслей выступают авторское, обязательственное, наследственное право и др. В финансовом праве выделяются такие подотрасли, как бюджетное, налоговое право. Внешним выражением подотрасли служит наличие в ней такой группы норм, которая содержит общие принципиальные положения, присущие нескольким (но не всем) правовым институтам данной отрасли. Отдельные отрасли права, в частности процессуальное, земельное, семейное, не подразделяются на подотрасли. Поэтому в отличие от института права подотрасль права обязательным компонентом каждой отрасли не является.

Профилирующие отрасли права

Среди профилирующих отраслей, входящих в систему права, центральное, определяющее место занимает конституционное (государственное) право, предметом которого являются отношения, связанные с принципами организации и работы органов государственной власти, государственного суверенитета, правового положения личности и т. д. Оно связано с реализацией суверенитета российского народа во всех его формах, обеспечением функционирования институтов представительной и непосредственной демократии. Обеспечение полновластия народа во всех сферах жизнедеятельности общества — исключительная прерогатива конституционного права, не свойственная какой-либо иной отрасли права.

Ведущая роль конституционного права обусловлена тем, что ее основным источником является Конституция РФ, нормы которой являются исходными для всех отраслей права. Например, конституционное право, закрепляя различные формы собственности, права собственника и т. п., устанавливает основы гражданского права, определяя основы бюджетной системы государства, систему налогов, нормы конституционного права, утверждает основы финансового права.

Гражданское право представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения. Общественные отношения, являющиеся предметом данной отрасли, основываются не на подчиненности, а на автономии воли участников отношений, их имущественной независимости. Гражданско-правовые нормы устанавливают порядок возникновения, изменения, прекращения имущественных отношений, регулируют отношения собственности, договорные отношения и иные вопросы. Отношения в сфере гражданского права регулируются Гражданским кодексом РФ, федеральным гражданским законодательством.

Гражданское процессуальное право состоит из норм, регулирующих порядок судопроизводства по гражданским, трудовым, семейным делам. Иными словами, нормы гражданского процессуального права устанавливают права и обязанности суда при осуществлении правосудия, закрепляют правовой статус субъектов гражданского процесса, регламентируют ход судебного разбирательства и т. д. Основной источник гражданского процессуального права — Гражданский процессуальный кодекс РФ.

Уголовное право как отрасль представляет собой совокупность юридических норм, которые устанавливают преступность и наказуемость деяний, наносящих вред личности, государству, обществу. Нормы уголовного права определяют преступления, очерчивают их круг, виды и размеры наказания за них и т. д. Таким образом, нормы уголовного права — это нормы-запреты. Они запрещают общественно опасные действия и бездействие людей под угрозой применения особых средств государственного принуждения — уголовного наказания. Источником уголовного права является Уголовный кодекс РФ.

Уголовно-процессуальное право объединяет нормы, устанавливающие порядок производства по уголовным делам. Нормы данной отрасли регулируют деятельность правоохранительных органов (суда, прокуратуры, органов дознания и т. д.) и их взаимоотношения с гражданами при расследовании, в ходе судебного разбирательства и при разрешении уголовных дел. Они сосредоточены в Уголовно-процессуальном кодексе РФ.

Административное право регулирует управленческие отношения, складывающиеся в процессе организации и деятельности органов исполнительной власти. Нормами административного права регулируются публично-правовые отношения масти и подчинения, в которых одной из сторон обязательно выступает исполнительный орган власти (должностное лицо), наделенный государственно-властными полномочиями. Важнейший источник административного права — Кодекс РФ об административных правонарушениях.

Специальные отрасли права

Рассмотрение специальных отраслей целесообразно начать с трудового права.

Трудовое право определяет порядок установления, изменения и прекращения трудовых правоотношений, продолжительность рабочего времени и времени отдыха, дисциплинарную и материальную ответственность, охрану труда, порядок рассмотрения индивидуальных и коллективных споров и т. д. Основным нормативным актом трудового права сейчас является Трудовой кодекс РФ.

Семейное право — это отрасль права, которая регулирует брач- но-семейные отношения как имущественного, так и личного неимущественного характера. Нормы семейного права устанавливают права и обязанности супругов, родителей и детей по отношению друг к другу, порядок вступления в брак и его расторжение и т. д. В основе семейного права Российской Федерации — Семейный кодекс РФ.

Финансовое право представляет собой совокупность юридических норм, регулирующих отношения в сфере формирования государственного и местных бюджетов, их реализацию. Нормы этой отрасли регулируют порядок взимания налогов и других платежей в бюджет, а также другие вопросы. В отличие от административно- правовых финансовые правоотношения — это имущественные (денежные) отношения, которые возникают в процессе финансовой деятельности государства по поводу денежных средств. Особенностью финансового права является наличие в его составе подотраслей права — бюджетного, налогового, банковского. Нормы финансового права содержатся в Конституции РФ, Бюджетном кодексе РФ(БК РФ), Налоговом кодексе РФ(НК РФ) и иных нормативных правовых актах.

Комплексные отрасли права

Значительную роль в системе нрава играют комплексные отрасли. Так, экологическое право представляет собой совокупность норм, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы. Это относительно молодая ветвь права, воздействующая на отношения людей, организаций в целях рационального использования природных ресурсов, защиты окружающей среды. Оно регулирует такие экологические отношения, которые возникают по поводу рационального использования и охраны природных ресурсов: недр, лесов, атмосферного воздуха и т. д. Нормы экологического права содержатся в Водном кодексе РФ (ВдК РФ), Федеральном законе от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и других нормативных правовых актах.

Предпринимательское право определяет порядок ведения самостоятельной деятельности граждан и юридических лиц, которая направлена на получение прибыли от выполненных работ, оказанных услуг’ и связана с риском самостоятельной имущественной ответствен ности предпринимателей.

Земельное право — отрасль права, регулирующая общественные отношения, объектом которых является земля, выступающая одновременно как природный ресурс и как объект хозяйствования. Важнейшим источником земельного права является Земельный кодекс РФ.

Система российского права с8

с8. план на тему » система российского права»

  • Попроси больше объяснений
  • Следить
  • Отметить нарушение

Kristinapopova 09.06.2013

Хочешь пользоваться сайтом без рекламы?
Подключи Знания Плюс, чтобы не смотреть ролики

Больше никакой рекламы

Хочешь пользоваться сайтом без рекламы?
Подключи Знания Плюс, чтобы не смотреть ролики

Больше никакой рекламы

Ответы и объяснения

Ответы и объяснения

  • Danaiiii
  • новичок

Система российского права
1. Определение (это внутренняя структура права. )
2. Источники права:

а) конституция, б) нормативные акты
3. Структурные элементы системы права:
а) Нормы права и ее структура
б) Институты права: партии, СМИ
В) Отрасли права
4. Деление системы права:
а) публичное право (конституционное, уголовное, административное и т.д.)
б) частное право (гражданское, семейное)
5. Основные принципы системы российского права
6. Основные тенденции развития системы российского права

А. А. Шаповалов * Юридическая природа отрасли российского права

Транскрипт

1 А. А. Шаповалов * Юридическая природа отрасли российского права Отрасль права как структурное подразделение системы права является частью правовой культуры. Нормы и институты права, из которых образуется отрасль права, отражают правовую культуру. Это позволяет отрасли права соответствовать содержанию правовой культуры. В дореволюционной российской юридической науке проблемы разделения права на отрасли специально не выделялись, поскольку основное внимание в этом отношении было обращено на разграничение публичного и частного права. Однако термин «отрасль права» существовал и применялся при классификации законов по их содержанию. Такое применение носило формальный характер и было в значительной степени условно. Российская система права начала приобретать современный вид (разделение права на публичное и частное) только в период реформ Александра II. Именно в это время активизируется рецепция римского права, что было, безусловно, фактором, детерминирующим развитие отечественной системы права. Деление системы права на публичное и частное признавалось в России вплоть до революции 97 г. Оно поддерживалось и развивалось в работах таких государствоведов и правоведов, как Н. М. Коркунов, Я. Ф. Миколенко, П. И. Новгородцев, Л. И. Петражицкий, Б. Б. Черепахин и др. После того как Советское государство в направлении систематизации всего законодательства отвергло деление права на публичное и частное (произошел окончательный отказ от последнего), на первое место в юридической науке выдвинулись вопросы обоснования места в системе права каждой отрасли права и ее отграничения от других отраслей. Проблема отраслевого деления права впервые была затронута в 98 г. на первом совещании научных работников права. Итоги дискуссии гг. были * Аспирант кафедры теории и истории государства и права Саратовского юридического института МВД России. См.: Случевский В. Учебник русского уголовного процесса. СПб., 9. С. 5. См.: Летяев В. А. Рецепция римского права в Россию XIX начала XX в. (историкоправовой аспект) : автореф. дис. д-ра юрид. наук. Саратов, 00. С. 5. См.: Основные задачи науки советского социалистического права : материалы -го совещания научных работников права (6 9 июля 98 г.) М., 98. С. 8.

2 А. А. Шаповалов 85 следующими: решающим фактором при определении системы советского права и его делении на отдельные отрасли выступает предмет правового регулирования. В гг. на страницах журнала «Советское государство и право» прошла вторая дискуссия по этой проблеме, в ходе которой проверялись на соответствие действительности выводы предыдущей дискуссии и ставилась задача более четко и более полно определить критерии, лежащие в основе разграничения отраслей права. Признанным достижением этой дискуссии, оказавшим конструктивное влияние на все последующие обсуждения рассматриваемой проблемы, можно считать обоснование Н. Г. Александровым, О. С. Иоффе, И. В. Павловым, М. Д. Шаргородским, Б. В. Шейндлиным и другими учеными вывода, согласно которому в процессе исследования отрасли права следует учитывать не только предмет, но метод правового регулирования в качестве, хотя и зависящего от предмета, но обладающего определенной самостоятельностью, необходимого критерия дифференциации права. В 98 г. была предпринята попытка выделения новых критериев разделения права на отрасли. Делалось это в целях повышения эффективности права и более грамотного разграничения права по отраслям. Участниками третьей дискуссии было предложено расширить перечень используемых критериев при определении системы права. И в третьей дискуссии ученым-правоведам так и не удалось прийти к единому мнению по поводу критериев, играющих основополагающую роль при конструировании отраслей права. На сегодняшний день системообразующими факторами, обусловливающими выделение отрасли права в системе права России, являются предмет и метод правового регулирования. Именно они подчеркивают ее обособленность и окончательную самостоятельность, раскрывая при этом сущность и юридическую природу каждой отрасли отечественного права. Разделение права на отрасли, институты, иные структурные элементы по предмету и методу правового регулирования представляет собой основную юридическую структуру предметной дифференциации права и законодательства. Разумеется, отрасль права формируется под воздействием множества других условий и обстоятельств (функции, принципы, цели, задачи, источники и др.), связанных с общим развитием системы права, ее подразделений, с законодательными традициями, влиянием на законодательную деятельность тех или иных теоретических концепций, но дополнительные критерии не могут служить основанием для выделения самостоятельной отрасли в системе права. Предмет регулирования важен для всех звеньев структуры права нормативных предписаний, правовых институтов, подотраслей. Именно предмет есть главное неправовое основание для выделения определенных комплексов правовых институтов в отрасли права, в предмете заложена объективная необходимость обособленной нормативно-правовой регламентации данных отношений 5. Только предмета правового регулирования для выделения отраслей права недостаточно. Правовые нормы иногда регулируют аналогичные общественные отношения (например, по защите собственности), но относятся к различным отраслям права См.: Советское государство и право ; 957., 6 7; ,. См.: Байтин М. И. Вопросы общей теории государства и права. Саратов, 006. С. 5. См.: Мицкевич А. В. Система права и система законодательства: развитие научных представлений и законодательства // Проблемы современного гражданского права. М., 000. С. 5. См., например: круглый стол журнала «Советское государство и право»: Система советского права и перспективы ее развития // Советское государство и право С См.: Алексеев С. С. Структура советского права. М., 975. С. 70.

3 86 ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА 00 (9) (уголовному, гражданскому и т. д.). Поэтому следующим системообразующим фактором в науке выделяется метод правового регулирования. Если исходить только из содержания тех или иных общественных отношений, т. е. предмета регулирования, можно было бы создать разнообразные, весьма многочисленные отрасли права, например водное, лесное, горное, промышленное, торговое, транспортное или даже железнодорожное, речное, автотранспортное и т. д. Предмет правового регулирования является важным критерием выделения отрасли права. Предмет это категория, обозначающая некую целостность, выделенную из мира объектов в процессе жизнедеятельности и познания. Каждая отрасль права имеет свой объект и свой предмет регулирования, они тесно соотносятся, но полностью не совпадают. Предмет правового регулирования отвечает на вопрос: что, какие именно отношения между субъектами регулируются тем или иным структурным элементом системы права. Понятие объекта шире, им охватываются все общественные отношения, которые регулируются правом и вследствие этого становятся правовыми отношениями. Все отрасли права направлены на регулирование общего объекта взаимосвязанной совокупности общественных отношений, образующих единое поле правового регулирования. Поэтому использование только категории объекта недостаточно для характеристики признаков отрасли права. В юридической литературе существуют различные определения предмета правового регулирования. По В. Д. Сорокину, предмет правового регулирования это социально-правовая среда, целостная система тех общественных отношений, которым должна соответствовать система права и на которые она, в свою очередь, активно воздействует с помощью соответствующих социальных, управленческих и регулятивных систем Российского государства. М. В. Долгополова характеризует предмет правового регулирования как отношения по созданию условий для воплощения в жизнь правовых предписаний, содержащихся в применяемых государством нормативных правовых актах и отношениях, в которых «срабатывают» сформировавшиеся в обществе нормы права правовые конфликты 5. Байтин М. И. определяет предмет регулирования отрасли права как определенную сторону, часть широкой однородной сферы (область) единого общего поля правового регулирования, круг общественных отношений, регулируемых данным нормативным образованием 6. М. Аржанов раскрывает предмет правового регулирования как сферу, на которую распространяется право, «это не предмет вымышленной вещи или личности человека или действия, это отношение людей по поводу вещей, лиц и действий» 7. Некоторые ученые понимают под предметом правового регулирования не общественные отношения, а поведение субъектов 8. См.: Иоффе О. С., Шаргородский М. Д. Вопросы теории права. М., 96. С. 5. См.: Новая философская энциклопедия. М., 00. С. 9. См.: Байтин М. И. Сущность права. М., 005. С. 85. См.: Сорокин В. Д. Правовое регулирование: предмет, метод, процесс (макроуровень). СПб., 00. С См.: Долгополова М. В. О предмете правового регулирования // История государства и права С См.: Байтин М. И. Сущность права. С Аржанов М. О принципах построения системы советского социалистического права // Советское государство и право С См: Явич Л. С. Проблемы правового регулирования советских общественных отношений. М., 96. С. 6; Алексеев С. С. Вопросы общей теории советского права. М., 960. С. 87.

4 А. А. Шаповалов 87 Каждая отрасль права имеет свой предмет правового регулирования. Предмет отрасли права образует качественно особый вид общественных отношений. Это особое качество состоит именно в том, что глубинное социально-экономическое, политическое содержание данных отношений объективно требует адекватного юридического режима регулирования, который впоследствии и выделяет данную совокупность правовых норм, институтов в главное подразделение системы права. При исследовании предмета правового регулирования той или иной отрасли главное это определение его структуры. В структуру предмета правового регулирования входят следующие элементы: а) субъекты регулируемых общественных отношений индивидуальные и коллективные ; б) поведение субъектов, выражающееся в виде поступков, действий, бездействия; в) объекты (предметы, явления) окружающего мира, по поводу которых люди вступают во взаимоотношения друг с другом и к которым проявляют свой интерес; г) социальные факты (события, обстоятельства), выступающие непосредственными причинами возникновения или прекращения соответствующих отношений. Социальный факт это каким-либо образом фиксированный, описанный фрагмент социальной действительности. Следует разграничивать между собой социальные и юридические факты. Факты становятся юридическими не в силу придания им каких-либо определенных свойств (экономических, политических, материальных, духовных и т. д.), а в результате признания их таковыми государством и законом. Жизнь непрерывная цепь разнообразных фактов, явлений, действий, случаев, событий, но не все из них приобретают юридическое значение, а только те, которые затрагивают наиболее существенные интересы общества, входят в сферу правового регулирования и могут повлечь определенные юридические последствия. Подытожим вышесказанное и определимся с понятием предмета правового регулирования исходя из структурных элементов, раскрывающих его сущностное предназначение. Конечно, никакое определение не может исчерпать всех признаков предмета. Однако оно должно отражать основное, существенное, поскольку в этом случае преследуется цель выделить данное явление из класса ему подобных, используя минимальное количество необходимых характеристик. Предмет правового регулирования это качественно однородная группа общественных отношений. Всем отраслям права свойственен собственный, присущий только им предмет правового регулирования, определяющий их самостоятельность, обособленность и сформированность. Предмет является главным критерием разграничения норм права по отраслям, поскольку он имеет объективное содержание, предопределен самим характером общественных отношений и не зависит от воли законодателя. Именно предмет прежде всего диктует необходимость выделения той или иной отрасли, а когда отрасль выделяется, то появляется и соответствующий метод регулирования, который в значительной мере зависит от воли законодателя. Последний, находясь в рамках необходимости и учитывая характер регулируемых отношений, может избирать тот или иной См.: Алексеев С. С. Структура советского права. С. 7. См.: Киримова Е. А. Правовой институт: понятие, виды : учебное пособие / под ред. И. Н. Сенякина. Саратов, 000. С.. См.: Теория государства и права : курс лекций / под ред. Н. И. Матузова и А. В. Малько. М., 00. С. 0. См.: Андреев И. Д. Диалектическая логика. М., 995. С. 7.

5 88 ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА 00 (9) способ правового воздействия на них. Он может варьировать эти способы, используя их в различных комбинациях. В этом заключается субъективность метода, отличающая его от предмета. Но оба они играют важную роль в построении системы права, тесно взаимодействуют друг с другом. Поэтому при систематизации правовых норм необходимо учитывать не только содержание, но и юридическую форму, иными словами, не только предмет, но и метод правового регулирования. Если предмет правового регулирования отвечает на вопрос: что, какие именно отношения между субъектами регулируются тем или иным структурным элементом системы права, то метод правового регулирования определяет, «каким образом, посредством каких предметов, способов, средств тот или иной структурный элемент системы права воздействует на определенный круг общественных отношений, составляющий его предмет». Современный толковый словарь русского языка определяет «метод» как прием, систему приемов в какой-либо деятельности, способ или образ действия. В юридической литературе существуют различные определения метода правового регулирования. Д. Е. Петров под методом правового регулирования понимает обусловленную регулируемыми общественными отношениями совокупность специфических юридических черт отрасли права, в которых концентрированно выражаются соответствующие ее содержанию и социальному назначению способы и средства регулирования определенного рода общественных отношений 5. Для В. М. Горшенева метод правового регулирования представляет собой своеобразие способов воздействия на общественные отношения с целью их урегулирования, которые выражаются в установлении при помощи норм права возможного и должного состояния воли субъектов в их взаимоотношениях, а также определенных и желательных результатов их поведения 6. В. Д. Сорокин определяет метод правового регулирования как способ воздействия социальных управленческих систем на внешнюю и внутреннюю среду, представляющую собой обусловленную единым предметом правового регулирования систему, складывающуюся из трех первоначальных способов воздействия предписания, дозволения и запрета 7. Каждая отрасль права имеет свой метод правового регулирования, который характеризуется совокупностью способов и средств воздействия на общественные отношения. Так, уголовному праву присущ императивно-запретительный метод регулирования общественных отношений по охране общества от общественно опасных деяний путем признания конкретных действий (или бездействия) лиц преступлениями, установления видов санкций, форм и степени вины. Для семейного права характерен диспозитивный метод и т. д. Способы правового регулирования можно классифицировать по различным основаниям. В зависимости от характера предписания выделяются: См.: Теория государства и права / под ред. Н. И. Матузова и А. В. Малько. С. 0. См.: Азми Д. М. Учение С. Н. Братуся об основаниях структуризации системы права 90 года (в контексте предметного действия гражданского права) // «Черные дыры» в Российском законодательстве С. 55. Байтин М. И., Петров Д. С. Система права: продолжение дискуссии // Государство и право С. 8. См.: Кузнецов С. А. Современный толковый словарь русского языка. СПб., 00. С См.: Петров Д. Е. Отрасль права. Саратов, 00. С.. 6 См.: Горшенев В. М. Способы и организации формы правового регулирования. М., 97. С См.: Сорокин В. Д. Указ. соч. С. 5.

6 А. А. Шаповалов 89 ) дозволение разрешение субъекту права совершать или не совершать какое-либо действие. Способ дозволения возможен там, где положение участников правовых отношений является равным. Так, нормы гражданского права, регулируя имущественные и личные неимущественные отношения, предоставляют участникам данных правоотношений полную свободу действий в пределах данных норм; ) обязывание предписания совершать какие-либо действия. Например, нормы административного права регулируют отношения в области государственного управления, охраны общественного порядка, жизни, прав и свобод граждан, воздействуют путем установления властных предписаний. Органы исполнительной власти наделены правом требовать от граждан не нарушать общественный порядок, соблюдать на улицах, в парках, на стадионах и других объектах права и интересы других людей. В противном случае к ним могут быть применены меры административного принуждения, например краткосрочное задержание органами внутренних дел гражданина для составления протокола об административном правонарушении; ) запрещение предписание воздерживаться от какого-либо действия. Так, нормы уголовного права запрещают совершать действия, опасные как для общества и государства, так и для отдельного человека; ) поощрение установление вознаграждения за совершение какого-либо действия. Поощрительные нормы права характеризуются как обеспечиваемые государством предписания о возможном или должном предоставлении определенной меры поощрения за полезный для государства вариант поведения, состоящий в добросовестном выполнении юридических обязанностей либо в достижении установленных результатов, превосходящих обычные требования, в целях повышения социальной активности отдельных граждан и их коллективов в различных сферах жизни общества ; 5) рекомендации предложение субъекту самостоятельно определить желаемый для государства вариант поведения с учетом местных условий и реальных возможностей. Рекомендательная норма указывает на желательное развитие относящихся к компетенции адресата общественных отношений, позволяющее ему учесть свои местные условия, возможности, резервы и поддерживаемое в своей реализации государственными мерами позитивного и негативного характера. В зависимости от объема способы правового регулирования делятся на общие и конкретные. Общие способы запрещают или разрешают совершать или не совершать неопределенный круг действий. Конкретный способ регламентирует конкретные действия субъектов права и их правовые последствия. В зависимости от особенностей закрепления выделяются нормативные способы правового регулирования способы, закрепленные в нормах права; индивидуальные способы, установленные соглашением сторон. Таким образом, под методом правового регулирования следует понимать совокупность способов, приемов и средств воздействия, при помощи которых регулируются общественные отношения. Предмет и метод правового регулирования являются основополагающими критериями при конструировании отраслей права, именно они позволяют грамотно распределять нормы права по правовым институтам и отраслям, обеспечивая бесперебойное функционирование права. См.: Баранов В. М. Поощрительные нормы советского социалистического права / под ред. М. И. Байтина. Саратов, 978. С. 0. См.: Кулапов В. Л. Рекомендательные нормы советского социалистического права : автореф. дис. канд. юрид. наук. Саратов, 98. См.: Осипов М. Ю. Цели и метод правового регулирования // Право и государство: теория и практика С. 7.